Все о тюнинге авто

Кодекс Бусидо - честь и жизненный путь самурая. История формирования кодекса Бусидо. Актуальный и современный кодекс Бусидо

Кодекс Бусидо представляет собой совокупность правил жизни, которые должны были обеспечить следование истинному пути лучшим членам общества, хранителям Он существует более тысячи лет, но не утерял своей ценности и сегодня.

Актуальный и современный кодекс Бусидо

Философия Востока привлекает внимание прогрессивной части нашего общества не случайно. В век расцвета беспринципности и эгоизма, рыночной экономики и конкуренции ощущается тоска по внутреннему душевному покою, стремление найти опору в жизни через твердые, правильные принципы, которые смогут помочь не только отдельному человеку, но и всему обществу. В этом плане кодекс Бусидо наиболее интересен. Несмотря на то что он создавался в период феодализма и отвечал запросам Японии того исторического периода, актуальность его несомненна и сегодня в Стране восходящего солнца с ее информационными технологиями и прогрессом. Конечно, не все положения принимаются современниками, но главная суть остается определяющей чертой их общества.

Философские основы

Традиционное средневековое общество в Японии было строго структурировано. Каждое сословие имело определенные права и обязанности, сформированные традицией и закрепленные государственной властью. Выделяют четыре категории населения. Крестьяне, торговцы, ремесленники и военная аристократия. Именно для последних и создавался кодекс Бусидо. Путь самурая (воина в Японии) определялся нравственными этическими категориями, которые обеспечили бы опору сёгуну, господину. Существующие определяли наличие целых кланов. Во главе его находился дом господина, ему присягали на верность более мелкие феодалы, получавшие от владельца земли поместья, а за это служившие ему верой и правдой до конца жизни. Кодекс Бусидо основывался на понятии долга как определяющей категории в целом, а в частности конфуцианства, буддизма и синтоизма. Отношение к смерти и жизни формировалось под влиянием идей реинкарнации и кармы, верность долгу и чести - при непосредственной опоре на категорию конфуцианского "благородного мужа", уважение к предкам и власти императора - на основе традиций синтоизма.

Тренировка тела и духа

Западное общество удивительно прагматично. Стремление к комфорту и избавлению от ненужных страданий заставляет придумывать новые технические открытия, лекарства, но не дает человеку ни покоя, ни уверенности в завтрашнем дне. Кодекс самурая Бусидо провозглашает единство трех составляющих, позволяющих жить и умереть с честью. Их обретение требует интенсивной работы над собой, которая сама по себе отрицает идею комфорта и легкости. Для воина важна тренировка тела. Он должен быть сильным, выносливым, гибким, закаленным, что даст ему преимущества в бою. Но все это мало значит без техники. Именно она, подобно мастеру-столяру, из необтесанной дубины создает тонкое изделие. Техника всегда сможет противостоять одной только силе. Но самым важным элементом является дух. Именно внутренняя духовная сила определяет истинного воина, храбреца, героя. Он не боится смерти, а значит, не ограничен в своей храбрости и чести.

Благородный человек

Кодекс Бусидо, конечно, провозглашает верноподданнические отношения в качестве главной добродетели. Но необходимо отметить, что акценты и в прошлом, а уж тем более нынче, расставляются немного иначе. Главным качеством истинного воина было благородство, которое рассматривалось в следовании голосу совести и правды, справедливости. Если приказ господина требовал от самурая отречься от правды, поступить против внутренних пониманий добродетели, его долгом было отговорить сеньора от позорного поступка. Если же ему это не удавалось, истинный воин не мог себе позволить запятнать свою честь неправедным делом. Но и нарушить клятву верности также не подобало благородному человеку. Единственным выходом становился церемониальный обряд самоубийства, который позволял достойно покинуть этот мир. Таким образом, кодекс чести самурая - Бусидо - требовал следовать справедливости и отстаивать ее ценой самой жизни.

Отношение к смерти

Центральной темой мировоззрения японского дворянина было и смерти. Основывалось оно на признании восточными философами неизбежности смерти и принятия ее как шага к новому, качественному переходу в цикле непрерывных перерождений. Кодекс самурая Бусидо предписывал духовные и телесные практики, направленные на ежедневные размышления о неизбежной кончине. Это, с одной стороны, должно было избавить от страха смерти, с другой - заставляло ценить время, отпущенное каждому. Всякая праздность и невоздержание осуждались и виделись в контексте временности человеческого бытия как глупость, которая непременно аукнется в дальнейшем. Покидать этот мир надо с честью, так же, как и жить: без суеты, обдуманно, ясно. Отсутствие боязни кончины не означало, что к ней стремятся и не ценят жизнь, как раз наоборот. Но уж коль суждено погибнуть, то настоящий сделает правильно. Европейцы, которым довелось быть свидетелями обряда харакири, были поражены хладнокровностью и отвагой японцев. Это результат ежедневной практики и особой философии, в которой воспитывают с детства настоящего мужчину. Единственная возможность смыть позор - достать церемониальный нож и обагрить его собственной кровью.

Четыре заповеди самурая

Кодекс Бусидо - это сама жизнь, поэтому истинный воин точно знает, как ему поступать в тех или иных ситуациях. Но все же во всем учении можно выделить несколько основных заповедей воина. Первой и главной в социальном назначении является верность своему хозяину. жизни и поступков. Никогда собственная выгода не должна быть превыше интересов господина. Цель жизни - быть полезным для хозяина. Второй постулат - совершенство. На пути самурая каждый должен был стремиться к первенству, которое заключается в праведности поступков, чести и благородстве. Следующее - это отношение к родителям. Сыновний долг является священным, он включает не только привычную нам заботу о родителях, но и отстаивание семейной чести. Каждый поступок может принести славу или бесчестье всему дому. Быть достойным сыном своих родителей - сильнейший мотив для совершенствования себя и правильного выбора в жизни. И еще одной великой заповедью является призыв быть сострадательным и помогать людям. Эти основные принципы определяли путь воина в Японии. Они и сейчас довольно актуальны в этой стране.

Письменные источники

Письменного свода законов как такового не имеет кодекс Бусидо. Цитаты, которыми пестрит Интернет, не всегда имеют отношение к древней действительности. Многие из них являются современными переработками и мудростей вообще, и буддистских канонов в частности. В все эти нравственные правила существовали априори, воспроизводясь обществом. Философы Востока считали, что, записав мысли, мы закрываем их в тюрьму слов, и они теряют свою действительность и жизненную силу. Главное - не слова, а смысл, время и место высказанных идей, видимый пример. Все течет, все подвижно, попытка из динамики сделать статику ущербна для главного. Но если все же у вас возникнет желание читать кодекс Бусидо, то больше всего пользы и правдивого отражения учения можно найти в книге "Собрание изречений мастера Хагакурэ". Она является сборником изречений самурая-отшельника, которые записал его ученик в начале восемнадцатого века. К слову сказать, Хакагурэ приказал ему сжечь записи, но тот ослушался учителя, а после последнего начал распространять копии книги. Вот вам и кодекс чести. Так или иначе, но именно благодаря этому у нас есть письменный источник философии бусидо. Также особый интерес представляют наставления для молодых самураев, автором которых является Дайдодзи Юдзан. Его труды созданы в тот же период, то есть в начале XVIII века.

Сокрытое в листве

Одиннадцать книг составляют сборник высказываний Хагакурэ - "Сокрытое в листве". Название его очень символично, потому что истина не выставляется напоказ, а скрывается. Беседы говорят о ценности долга, совести, ответственности и справедливости. Жизнь самурая - это подготовка к достойной смерти, которая единственная есть искренность в нашем притворном мире. Автор четко проводит разграничение между доблестной и верной службой хозяину и прислуживанием, лакейством. Самурай-лакей - это тот, кто потерял свою совесть и честь. Вассальные отношения должны быть наполнены достоинством с одной и другой стороны. Вся жизнь строится во взаимоотношении, поэтому воин проявляет благость к окружающим, особенно к детям и жене, ценя ее верность и преданность мужу так же, как господин ценит его самого. Путь самурая - прямой, в нем нет места даже малой лжи, лени, предательству или трусости. Готовность быстро принять решение ценится больше, нежели долгие размышления и философствования, которые неизбежно уведут от правильного выбора.

Некоторые выводы

Итак, бусидо - это не только военное искусство, но также нравственный путь воина, на котором он должен готовиться к неизбежной смерти и принять ее с честью. Необходимо отметить максималистский характер восточного учения. Но, может, это как раз то самое, что нужно в наш век всеобщей относительности и беспринципности. Путь самурая требует отречения от эгоизма и непрерывного труда над самим собой, отказа от поисков выгоды, провозглашения в самих делах принципов добра и справедливости.

В обывательском понимании боевое искусство рассматривается как набор навыков для избиения противника. Истинное же понимание боевого искусства значительно шире, и навыки ведения боя являются лишь малой прикладной частью.Боевое искусство это образ жизни, особый взгляд на окружающую действительность. Первой задачей любого боевого искусства является воспитание человека духовного, создание богатого внутреннего мира. Только через достижение внутренней гармонии человек может направить свою жизненную энергию на достижение поставленной цели.

В первую очередь воин умеет управлять собой, своими эмоциями и желаниями, намерениями и поступками.

Воин всегда несет ответственность за свои решения и действия. Hетерпение, поиск легких путей, достижение цели любой ценой не свойственны воину. Первая и самая трудная победа, которую должен одержать будущий воин - победа над самим собой.

Физическая сила не является основной характеристикой воина, возраст и состояние здоровья не властны над его духовным состоянием.

Воину не чуждо чувство страха, однако, он наслаждается своей способностью направлять это чувство в нужное русло, своей способностью мобилизовать все ресурсы своего тела для решения поставленной задачи.

Воин в первую очередь заботится о целесообразности применения грубой силы, а потом о способе применения этой силы. Реалистичная оценка своих способностей, которые значительно выше способностей среднего человека, позволяют воину хладнокровно оценивать ситуацию и принимать правильные решения в критических ситуациях. Умение использовать грубую силу сочетается со стремлением избегать такого ее применения.

Воин умеет использовать любую ситуацию в своих целях и выходить из поединка победителем даже в проигрышных ситуациях. Любое поражение для воина является еще одним шагом к своей цели - приобретению опыта, оценке противника, временному успокоению врага.

Воин не может быть слабым, победа над противником возможна только в случае превосходства в каких-либо боевых навыках, превосходстве, способном возместить слабости в других областях единоборства.

Вся жизнь воина состоит из борьбы и самосовершенствования. Род занятий не является основным признаком воина.

Hаучить человека выполнять технические элементы значительно легче, чем привить ему новые личностные качества. Поэтому всегда путь обучения боевым искусствам лежит через долгий процесс, предшествующий обучению. За этот период учитель должен определить способности и склонности ученика. Обычно первые занятия проводятся в условиях жестких нагрузок, после таких занятий уходит девять из десяти пришедших заниматься, но оставшиеся после такого отбора действительно готовы заниматься боевыми искусствами. Однако, это не значит, что оставшуюся группу сразу следует обучать технике. Дальнейшее воспитание идет путем привития навыков этикета, духовного развития, изучения морали воина. Только, когда учитель считает духовное развитие ученика достаточным для того, чтобы он не был опасен для общества, начинается обучение приемам, применение которых, может нанести травму или даже убить противника.

Техника боевого искусства напрямую зависит от условных ограничений, существующих в этом виде единоборств. Чем больше условностей, тем более далекой становится техника от реальных условий поединка, однако без определения условий каждый бой заканчивался бы смертельным исходом. Техника может быть эффективной или нет, висящий на стене меч может выполнять эстетические функции, но может быть и смертельным оружием, однако этим оружием надо уметь пользоваться. Сама по себе техника не может быть плохой или хорошей, она является только способом достижения цели, а вероятность достижения цели напрямую зависит от мастерства владения этой техникой.
Мастерства владения техникой недостаточно для победы, это только одна сторона навыков воина. Для эффективного применения техники необходим боевой дух, стремление победить, умение принимать решение в нестандартных условиях. Такие навыки приходят только с опытом. Задача учителя чувствовать психологическое состояние ученика и незаметно для него ставить задачи на пределе или даже за пределами его возможностей, умея помочь в преодолении трудностей на пути достижения таких целей.

Главное, чему учитель должен научить ученика - умение ставить цели и достигать их. Это умение приходит вместе с формированием мировоззрения и воспитанием в ученике духа воина. Hе каждый ученик может стать воином, во многом это зависит от психологического склада и целеустремленности.

Воин никогда не удовлетворен собой и своими достижениями, он никогда не скажет о себе что он "Hастоящий Воин".

Воин - это тип личности, образ жизни, способ взаимодействия с окружающей реальностью. Воин не обязательно должен заниматься боевыми искусствами, но именно среди людей, занимающихся боевыми искусствами, чаше всего можно встретить такой тип личности, так как боевые искусства способствуют развитию качеств, присущих воину.

Бусидо(в переводе «путь воина») - самурайский кодекс, набор законов, требований и правил поведения настоящего самурая в обществе, в сражении и в одиночестве.

Это философия и этика японского воина, которая произошла из далекого прошлого. Бусидо, которое первоначально объединяло общие воинские законы, благодаря введенному в него нравственному смыслу и почитанию искусств в 12-13 веках, а также развитию сословия самураев , соединилось с ним и полностью сформировалось в 16-17 столетии как кодекс чести самурая.

Основные положения и постулаты кодекса Бусидо

Полностью сформировавшись в конце периода воюющих регионов Сэнгоку Дзидай (1467-1568 г.), кодекс самурая бусидо предписывал самураям: быть безоговорочно преданным феодалу; признать военное искусство единственной деятельностью, которой должен заниматься самурай; совершать самоубийство если честь самурая запачкана; запрещал ложь в любых проявлениях и жажду денег.

Точно и вполне конкретно постулаты кодекса Бусидо оформлены в «Начальных основах воинского мастерства» Дайдодзи Юдзана:

Настоящая смелость заключается в том, чтобы жить, когда нужно жить, и умереть, когда нужно умереть.

Жить нужно с четким осознанием того, что необходимо делать самураю и что позорит его честь.

Необходимо взвешивать любое слово и всегда спрашивать у себя, является ли правдой то, что хочешь произнести.

Нужно умеренно питаться и не допускать распущенности.

В обычной жизни не забывать смерть и сохранять это слово в душе.

Самурай должен почитать закон «ствола и ветвей». Нарушить его - означает никогда не познать добродетели, а человек, не принимающий во внимание добродетель сыновнего уважения, не является самураем. Родители это ствол дерева, а дети - его ветви.

Самурай обязан быть не только безупречным сыном, но и преданным своему господину. Он не предаст сюзерена даже если количество его подданных уменьшится со ста до десяти и с десяти до одного.

В битве преданность самурая выражается в том, чтобы без испуга идти на копья и стрелы врага, навстречу смерти, если таков зов долга.

Преданность, честнось и храбрость - три главных качества самурая.

Когда самурай спит, он не должен ложиться ногами в направлении дома господина. В сторону сюзерена запрещено целиться ни во время стрельбы из лука, ни во время тренировки с копьём.

Когда самурай, находясь в постели, слышит беседу о своём сюзерене или хочет произнести что-то сам, он обязан встать и надеть одежду.

Сокол не клюет брошенные зёрна, даже если давно ничего не ел. Подобно ему и самурай обязан показывать, что сыт, даже если умирает от голода.

Если самурай проиграл сражение и ему грозит смерть, ему нужно торжественно произнести своё имя и умереть улыбаясь, без позорной спешки.

Если рана самурая смертельна, самураю нужно с почтением попрощаться со старшим по положению и безмятежно умереть.

Имеющий только физическую силу не заслуживает титула самурая. Кроме потребности в освоении наук, самурай должен расходовать свободное время на поэзию и изучение чайной церемонии.

Около своего жилища воин может построить небольшой чайный павильон, в котором следует поставить новые картины-какэмоно, новые бесхитростные чашки и нелакированный чайник из керамики.

Самурай обязан, в первую очередь, всё время помнить, что смерть может прийти в любой момент, и если наступит время умирать, то сделать это самурай обязан с достоинством.

Слово «Бусидо», высеченное на камне.

Бусидо видео

В видео показан отрывок из фильма "Последний самурай", передающий смысл кодекса самурая.

Другие интересные статьи

Бусидо - морально-этическое учение о нормах поведения самураев (буси).

Несмотря на то, что кодекс никогда не формулировался официально в письменном виде, он имел исключительно сильное влияние на формирование мировоззрения, философии и жизненных принципов военного сословия и в целом всего японского народа.

Основы Бусидо возникли практически одновременно с формированием устойчивого класса воинов в IХ–ХI вв. н. э.

Верность и готовность выполнить любой приказ господина становились определяющими качествами для самурая. Его жизнь и смерть были подчинены только закону чести и самурайского долга. Чувства обычного человека не имели для воина никакого значения.

Основными идейными источниками для возникновения кодекса чести воина, как часто называют Бусидо, явились конфуцианство, синтоизм и буддизм (особенно Дзэн). Основные морально-этические нормы конфуцианства, прежде всего верность долгу, чести, понятие и характеристики «благородного мужа», сочетались с буддийским трепетным отношением к смерти и, как следствие, равнодушием к жизни, верой в возможность перерождения в лучшем качестве в зависимости от того, как удалось прожить и завершить свою жизнь.

Путь к идеалу лежал через тяжелейшие психофизические упражнения дзэн-буддизма, тренировки с оружием, сражения и смерть.

Некоторые нормы поведения самураев были изложены в «Законе о военных домах» - «Букэ сёхатто». Затем вышла в свет книга Дайдодзи Юдзана «Будо сёсин сю» - «Основы воинских искусств». Самым же известным трудом на эту тему явилась книга бывшего самурая Ямамото Цунэтомо «Хагакурэ» («Сокрытое в листве»), опубликованная в 1716 г. Помимо всего прочего, автор в этой книге акцентировал внимание воинов на почетности и даже необходимости насильственной смерти для самурая.

В ситуации, когда честь воина хотя бы случайно задета, следовало немедленно выбирать смерть. Как правило, воины следовали этому совету, и ритуальное самоубийство - сэппуку (или харакири) - было распространено необычайно широко. Популярность разных его видов достигла таких размеров, что правительство сёгуна вынуждено было бороться с ним законодательно.

После Реставрации Мэйдзи популярность Бусидо пошла на убыль, но не исчезла совсем. Уже в конце XIX в. бывший самурай Нитобэ Инадзо написал книгу, которую так и назвал: «Бусидо: дух Японии», ставшую одним из последних ярких примеров письменной характеристики Пути воина. Являясь частью национального самосознания, Бусидо в некоторые периоды японской истории вновь становился для общества актуален и сознательно использовался японскими политиками для повышения боевого духа солдат и для поддержания идеи национального превосходства.

Так происходило во время ведения Японией войн в конце ХIХ в. и начале ХХ в., когда милитаристское правительство фактически сделало экспансию национальной политикой, а также до и во время второй мировой войны.

Наиболее яркий пример использования Бусидо в это время - летчики-смертники, так называемые камикадзэ. Идея жертвования своей жизнью по приказу императора являлась для них всего лишь нормой Бусидо, в обязательности исполнения которой не может быть никаких сомнений. После окончания войны примеры следования Пути воина в таких ортодоксальных формах стали гораздо более редкими. Один из последних - самоубийство знаменитого писателя националистического толка Мисима Юкио, совершившего сэппуку после неудачной попытки военного переворота в 1970 г.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ariom.ru/

Другие материалы

    Время дзен-буддизм оказал значительное воздействие на развитие всех областей культуры Японии. Само собой разумеется, что в первую очередь эту культуру воспринял сам господствующий класс средневековой Японии, в том числе и сословие самураев, которое пользовалось культурными ценностями, создаваемыми...


    Душе» (там же, с. 808). Ямага Соко происходил из самураев и хорошо разбирался в военном деде. Его считают одним из основных составителей кодекса бусидо. «Самурай, - утверждал Соко, - должен совершенствовать не только свое физическое состояние как воин, но и разум и силу воли» (Varley, 1986, с. 183- ...


    Службу содержание - жилище и пищу, а иногда и участки земли с приписанными к ней крестьянскими дворами. Другой не менее важной причиной образования сословия воинов была не прекращавшаяся с давних времён борьба на северо-востоке страны с айнами (или эдзо) - потомками древнейшего населения Японских...


    Для будущего развития техники айкидо. Это был авторитетный учитель практиковавшегося с 11-го века в тайных школах метода дайто (дайторю), из которого позже развилось айки-дзюцу. Эта разновидность дзю-дзюцу (джиу-джитсу) имела перед другими стилями важное преимущество, так как буквально всё тело...


    Осознав и прочувствовав первозданную красоту окружающего "бренного мира", красоту непостоянства. Парадоксально, но именно в смерти идеологи самурайства усматривали дополнительный источник силы, почти сверхъестественного могущества и одновременно гражданской добродетели: "Путь самурая...


    Синтоизма - национальной религии японцев), становилось также областью философского знания, предметом этики. Будучи слитым воедино с восточной философией, бусидо носило характер практического нравоучения. Самураи считали его методом совершенствования психической и телесной гигиены. Бусидо нравственно...


    Труд охватывает практически все стороны жизни самураев, включая и бытовой аспект. В книге Э. Брайанта "Самураи" на прекрасном фактическом и иллюстративном материале рассказывается о том, какую роль сыграли самураи в истории средневековой Японии. Особенное внимание автор уделил военной...


    Опыт своих предшественников, Иэясу принял ряд мер по недопущению усиления мощи провинциальных военно-феодальных домов. Подтвердив законодательно главенствующую роль в обществе военного сословия, Токугава установил вполне определенные рамки и среди самих самураев. Наиболее богатые представители...


    Эти религиозно-философские системы оказали большое влияние на японцев. В своей книге Н. Цед рассказывает о появлении каждого из этих учений и их пришествии в Японию. Дзэн. В начале второго тысячелетия в Японии начало распространяться учение одной из наиболее влиятельных и популярных впоследствии...


    На ремесленников и купцов. (При Хидэёси население делилось на воинов - самураи, крестьян - хакусё и горожан - тёнин). Классовая структура эпохи Токугава выражалась формулой "си - но - ко - сё" - "самураи - крестьяне - ремесленники - купцы". Все четыре сословия вместе назывались...


    Почитать и превозносить своего учителя. Обучение в семье и наставления учителя были двумя основными факторами, фундаментом в воспитании молодёжи сословия самураев, формировавшими идеал воина, основанный на мифических сказаниях, буддийском безразличии к смерти, конфуцианском культе сыновней...


    Мастерами секты дзэн», - писал итальянский писатель Ф. Мараини (МараиякФ. Япония. Обра)ы и традиции. 1L, 1980, с. 68.). Многочисленные скалы, вероятно, вдохновили великого дзэнского художника Соами, когда он в конце XV века создавал сад «сухого пейзажа» Рёан-дзи в Киото. Пустынное пространство...


    Шлемы маленькие изображения Каннон; у Мариситэн воины часто просили покровительства и содействия перед поединком или сражении. Важное место в религиозном мировоззрении самураев занимал древний культ синто, который мирно существовал с буддизмом. Основной чертой этой религии японцев было почитание...


    Мораль воина стала "японским национальным духом", который воспитывал любовь к императору и Японии. Солдаты императорской армии эпохи Мэйдзи должны были в соответствии с указом императора от 1884 г. развивать в себе прежде всего "уважение к верности и исполнению долга", а также...


Воины Руси, какими они были? Что двигало ими? Кодекс? Честолюбие? Жажда приключений? Вовсе нет. На величайшие подвиги и достижения их толкало чувство долга. Относительно простое, но, увы, далеко не всем понятное. У всех воинов Руси была своя философия, в ней были отображены все постулаты, на который строится Дух Воина. Ему не обязательно было следовать, она нигде не был записана, но она была. Он была отражением русской души, такой, какая она есть. Простой, но мудрой.

Меч ничего не значит, важен лишь воин.

Данная мудрость говорила о том, что то, что человек держит в руках это лишь приспособление, самим оружием является человек. Ибо меч не может пощадить или уберечь, не может отнять жизнь, на такое способен лишь человек. Его воля и желание. Потому культа меча, как такового, на Руси не было. Люди не поклонялись металлу, они чтили то, что с ним ассоциировалось, в лучшем случае. Сам меч это всего лишь железка нужной формы, она не имеет души, а потому просить её о чём-то, благодарить , и уж точно воссылать ей молитвы – глупо и наивно. Меч – это ничто, значим лишь воин.

Каждый из нас весит столько сколько и другой, сколько весим мы все.

Данный принцип давал понимание о значимости человеческой жизни в глазах Воина. Он не считал, что сын козопаса, сын пекаря, сын гончара или кузнеца, сын простого труженика менее важен, чем сын князя или чиновника, или любой другой высокопоставленной особы. Воин никогда не стремился стать судьёй кому бы то ни было, он должен лишь защищать людей от того перед чем они не властны. Человеческая жизнь, в глазах воина, бесценный дар, который мы получаем от Небес. Безусловно, своими деяниями и поступками, либо добрыми, либо лихими, человек делает себя более значимым для мира и общества. Никто же не будет ставить рядом жизнь прохиндея и жизнь доброго и отзывчивого человека, никто, кроме воина. Потому как подобные рассуждения довольно зыбкая почва, встав на которую уже и не заметишь, как осудишь, либо оправдаешь всех. Дух воина гласит беречь жизни, этому он посвящает свою жизнь.

Если ты сам не в состоянии преодолеть свой путь, то тебе не поможет и тысяча рук, стремящихся помочь.

Воины считали, что путь, что предначертан каждому из нас, это личное бремя. На этом пути мы встретим трудности, которые на первый взгляд будут нам не по плечу. Но это лишь страх, что живёт в нас, подаёт свой голос. Человеку не будет дано больше, чем он сможет унести, и потому помогать ему тогда, когда он во весь голос молит о помощи – это не спасение, а приговор. Как только тебя не будет рядом, человек вновь окажется в беде, но на этот раз никого рядом может и не оказаться, и тогда он не сможет выбраться, потому как однажды уже не смог. Данная мудрость вовсе не гласит о том, что не стоит помогать людям, совсем наоборот. Людям помогать надобно, но и делать это стоит мудро. Не нужно вытаскивать человека из бездны, лишь скажи ему, где менее круто, и он сам вылезет из неё. Если же он желает этого делать, но молит тебя спасти его, то оставь всё, как есть, и уходи, этот человек потерян, и, прежде всего, потерян для самого себя.

Дом воина начинается тут, а заканчивается за горизонтом. Куда бы ни пошёл воин – он всегда дома.

У воина нет дома, его дом внутри него самого. Каждый из нас должен беречь свой дом, от беды и неприятеля, а поскольку дом воина везде, то он всегда должен быть готов поднять меч, и выйти на смертельный бой. Лихо должно быть побеждено, и делить его на опасное и нет, наше и чужое, не пристало воину. Воин обязан протягивать руку помощи всем, кто в ней нуждается, он должен защищать жизни всех, на чью жизнь посягают.

Никогда не поднимай меч, против своего друга. Также никогда не отворачивайся от своего друга.

Воин должен чтить узы дружбы, потому как они одни из сильнейших в его жизни. Бывает так, что между людьми появляется раздор, что между ними пробегает чёрный кот. Бывает и так, что добрый человек потеряет праведный путь. Перестанет видеть, что хорошо, а что плохо. Никогда Воин Духа не должен поднять меч свой против него. Раздоры пройдут, ибо они не вечны. Они словно песок в течении реки, который рано или поздно скроется за горизонтом. Но если пытаться выловить его из реки, то он осядет осадком на руках ваших. Тем более, никогда не идите против своего друга. В тот час, когда он отвернётся от света, вы не должны отвернуться от него, потому как для этого и нужны друзья. Возьмите руку его и верните на путь света, потому как сам он может не найти обратной дороги.

Тот воин, что не помнит отца и матери своих, не помнит себя самого.

Человек обязан хранить память о корнях своих, чтить её, и ни в коем случае не отдавать её на поругание или самому осквернять её. Отец наш и мать это мы сами, ибо мы растём от корня их, они привели нас в этот мир и вдохнули жизнь в наши тела. Когда человек отворачивается от предков, он становится бедным и убогим, потому как больше ничего не имеет. Всё, чем мы богаты, это наша история, история наших предков, нашего народа. Величайшим злом и неблагодарностью является отказ от неё.

Тот, кто поднял меч, против друга твоего, и твой враг тоже.

Воин не должен стоять в стороне, когда другой воин борется с лихом и несправедливостью. Наша сила заключена в нашем единстве, единстве духа, меча и намерений. Нельзя говорить, что этот человек не сделал лично мне ничего лихого, и потому я не намерен бороться против него. Потому как сегодня он точит меч на друга твоего, а завтра будет острить лезвие своё на тебя. Лихо, всегда лихо, и не важно, твоё оно или нет.

То, что пользу несёт нам, есть разум.

Злые вещи, что отбирают у человека у человека волю, здоровье и жизнь, надобно исключить из жизни воина. Идти на поводу у глупых и недалёких желаний это проявление недостатка ума, потому как человек заведомо идёт на заклание. Жизнь следует прожить здорово и правильно, лишь это можно считать разумным.

Не ищи врага себе, ищи друга, первый сам отыщет тебя.

Данная мудрость Воинов Духа говорит о том, что человек должен, прежде всего, видеть в людях хорошее, и не искать дурного. Потому как судить людей гораздо проще, чем прощать. Каждому из нас свойственно оступаться, нельзя пройти весь земной путь ни разу не сойдя с пути, ведущего к свету, ибо все мы грешны. Не стремитесь ненавидеть человека за его слабости, ибо он сам корит себя за них, гордитесь им за весь тот свет, что он несёт в своей душе. Но и не прощайте тех, кто намерено творит недоброе, осознавая деяния свои.

Если ты пожелал сделать мир лучше, сделай лучше себя.

Воины духа знают, что мир начинается в нас самих. Это не природа, что вокруг нас, не те люди, что окружают человека, это он сам. И из многих таких я и складывается мир. Если вы видите в нём зло, то сначала отыщите зло в себе, исправьте его, и лишь затем пытайтесь изменить это зло в мире. Многие из нас склонны видеть то недоброе, что творится чужими руками, и не взирать на то, что мы делаем сами.

Не спеши рубить кривое дерево. И без тебя найдутся желающие сделать это.

Этот постулат воинов гласит, что долг каждого из нас протянуть руку помощи человеку, даже если он не просит об этом. Даже если этот человек не является вашим другом, вы обязаны помочь ему. Ведь может настать час, когда рядом не будет ваших друзей, и вы сами будите просить о помощи, и всё сделанное вами, вернётся к вам.

Воин никогда не проходит по одному пути дважды.

Воин Духа должен обладать силами двигаться вперёд, несмотря на то, что видел он. Тот же воин, кто ходит кругами, глуп, ибо он не сможет постичь смысла существования и исполнить свой долг перед этим миром. Те же, кто карает себя свершёнными ошибками, должны принять и отпустить их, извлечь из них мудрость, а не вечно раскаиваться после содеянного. Это останавливает рост духовной мощи воина. Ошибиться могут все, избрав неверный вариант, но лишь сильные могут принять свои ошибки. Воин же обязан быть сильным.

Обрети то, что утратил.

Если однажды вы потерпели поражение, не смейте сворачивать с выбранного пути. Трудности, что встали перед воином лишь преумножат силы его перед следующими испытаниями. Те же, кто отвернулся от преград и решил искать иной, более простой, путь – совершает ошибку, ибо проявляет слабость перед лицом опасности. Весь жизненный путь воина это выбор не между светом и тьмой, это выбор между простым и правильным. И от того выбор сложен вдвойне, ибо искушает воина. Но тот же, кто не устоит и выберет простой путь, лишённый преград и препятствий, всё равно не сможет уехать далеко, так как он никуда не ведёт. И, блуждая бесконечно, рано или поздно он вновь столкнётся с трудностями, и не будет не готов к ним. Тот Воин Духа, что найдёт в себе силы преодолеть свой путь, невзирая на страх в душе, достигнет и величия Духа и мудрости.

Не смотри на чужое и не думай о нём, ибо ты не менее богат.

Воин Духа обязан довольствоваться тем, что судьба даровала ему. Теми богатствами, что он был награждён за деяния свои. Если же воин мечтает о большем, он должен идти дальше по пути Духа. Тот воин, что бросает взгляды завистливые на чужое счастье и богатство, беднеет день ото дня, ибо он перестаёт ценить то, что есть у него самого. День ото дня Дух его будет чахнуть и слабеть, ведь каждый сам назначает цену своим богатствам, и если человек гнушается ими, то они и не стоят ничего.

Никогда не бойся, никогда не предавай, и не будь глупцом.

Путь воина сложен тем, что оступившись, раз, намного проще сделать это вновь. Лишь однажды посадив в своей душе семена трусости, человек не сможет перестать бояться, пока не выкорчует проросшую в нём дрянь с корнем. И тем больнее и сложнее это будет, чем больше он удобрений принесёт этому ростку. Также и с предательством и глупостью. Воин должен не просто сторониться таких черт, а раз и навсегда выбросить их из души своей, дабы не проросли они там. Лишь сознательно, силой воли, отринув их, воин сможет свободно идти вперёд, без каких-либо задержек.

Если тебе сказали, что реки обратились вспять, не поленись пойти и посмотреть.

Воин принимает истину, что мудрость его не безгранична. Он знает, что ходят на земле люди более знающие, чем он, потому он не спешит уверять всех в правильности своих слов, он сначала убедиться в том, что ошибается его собеседник, и лишь затем станет отстаивать свою позицию.

Не поднимай меч на того, кто не намерен поднимать меч на тебя.

Воин Духа несёт ответственность за свои деяния, и он не должен сеять разруху, если на то нет причин. Если же никто не обнажил свой меч, то воин не имеет права сделать это первым, ибо это будет столь лишено смысла, сколь и ошибочно.

Можно убить Воина, но никто не в силах его победить.

Лишь тот может считаться побеждённым, кто меч опустил. Тот же, кто на пал на поле брани, бился до самого конца, не побеждён, ибо он не отступил. Потому истинный Воин не помышляет о том, чтобы опустить меч и отказаться от борьбы, даже если она грозит ему могилой.

Тот, кто не помнит имени врага своего, мертвец.

Никогда не забывайте того зла, что творят люди. Ибо это есть корень, что в душе растёт, и даже если он не зацветёт по весне своими дьявольскими цветами, то он может сделать это в летнюю пору. Воин должен прощать, но должен и помнить все деяния человека, как хорошие, так и плохие. Прощение – мудрость, забытье – глупость.

Философия воина. Часть 2