Все о тюнинге авто

Полисные (национальные) религии (индуизм, джайнизм, зороастризм, иудаизм, даосизм, конфуцианство, синто). Синтоизм, зороастризм, китайская религия, даосизм, джайнизм, сикхизм Васильев Л.С. «История религии востока»

Само понятие «национальные религии» - весьма условно. К национальным религиям относят лишь современные религии определенных этнических групп, или большей части населения того или иного государства. Существенная особенность современных национальных религий состоит в том, что почти все они политеистические и сохранили в своей основе иерархию богов. Индуизм - это совокупность религиозно-мифологических воззрений. Термин «индуизм» возник на основе слова «хинду», персидского варианта. Индуизм - многолик, считают некоторые ученые, это сочетание близких друг к другу религий, например, шиваизма, вишнуизма и др. Суть индуизма составляют: почитание Вед; Вера в Бога; понимание человека как спиритуальной (дух, душа) сущности; признание различий между духовным и материальным, вечным и преходящим; развитая ритуальная культура.Наиболее универсальным понятием в индуизме является «дхарма».

Иудаизм - первая монотеистическая религия, одна из немногих религий Древнего мира, сохранившаяся до наших дней с небольшими изменениями. В истории становления иудаизма можно выделить четыре этапа. Древний период - становление монотеизма, связанного с культом Яхве. Он начинается примерно в 15-14 вв. до н. э. с образованием Израильского царства. Следующий этап - палестинский период. Он включает эпоху независимого существования иудейско-израильского государства. В это время происходит формирование иудаистской религиозной традиции. Ёе носителями является служители иудаистского храма, многочисленные пророки, предсказатели, гадатели. Значительным событием стала религиозная реформа царя Иосии (621 г. до н. э.), когда были удалены из Иерусалимского храма предметы культа всех других богов, кроме Яхве, упразднены все места почитания языческих богов строго регламентирована правовая и обрядовая сторона жизни евреев. Палестинский период завершается вавилонской агрессией против Иудейского царства, завоеванием Иерусалима и разрушением в 586 г. до н. э. храма и уводом в поен множества евреев. Впервые в этот период возникают синагоги - молитвенные дома и одновременно очага этнической культуры и самоуправления. Третий период формирования иудейской религии называют обычно «послепленным», или эпохой «второго храма». Он начинается с возвращения иудеев из вавилонского плена в 538 г. до н. э. и восстановления Иерусалимского храма. В новом еврейском государстве канонизируется Пятикнижие (Тора), тем самым укрепляются основы вероучения.

Вероучение и культ иудаизма. В основе иудаистского вероучения лежат идеи монотеизма, богоизбранности еврейского народа и мессианства. Идея монотеизма является главным догматом иудаизма. Она воплощается через культ Яхве (в христианских изданиях Ветхого Завета - Иеговы). Само имя Бога непроизносимо. Согласно ветхозаветному преданию, оно было открыто Моисею в богоявлении при горе Хорив, а затем на горе Синай. Он «сошел в облака», и остановился там близ него, провозгласил имя Иеговы» (Исход, 34:5). Произносить имя Божье всуе запрещалось, оно упоминалось первосвященником лишь раз в год. С 3 в. до н. э. произнесение этого имени в иудаизме полностью запрещено. Там же, где оно встречается в текстах, вместо него поизносится «Адонай» (Господь). Первоначальное значение Яхве - «я есмь сущий», возможно также толкование, как «бытье», «создатель», «творец». Важным праздником является Песах (Пасха). Еврейская Пасха тесно связана с историей. Прежде всего это праздник освобождения, память об исходе евреев из египетского рабства. Среди других иудаистских праздников особо почитаются Рош Ашана (Новый год), который наступает первого числа месяца тишри (сентябрь-октябрь) и Ханука (обновление, празднуется в ноябре-декабре). Большое значение для верующих евреев имеет Йом Кипр - праздник Судного дня, когда Яхве выносит каждому человеку приговор «по его заслугам». В день праздника читаются специальные покаянные молитвы. Йом Кипур - самое ответственное время в году. Молитвы в синагогах не прекращаются с утра до вечера. Соблюдается строгий пост.

Даосизм. Формирование даосизма в Китае относится к началу эпохи Хань (2 в. До н. э.), его развитие и укрепление происходит параллельно с распространением конфуцианства. Даосизм и конфуцианство составили два взаимосвязанных религиозно - философских направления в духовной жизни китайского общества. Общее число их последователей сегодня составляет около 200 млн. человек. За пределами Китая они немногочисленны, но постепенно эти направления становятся популярными у некоторых интеллигентов и студентов западных стран. На сегодняшний день в России зарегистрировано девять даосских объединений. Даосизм и конфуцианство объединяют прежде всего общих духово - религиозные корни, уходящие в первобытную магию древних китайцев, в представления о единстве мира и человека и гармонии Вселенной, где уравновешиваются противоположности - инь и ян. Кстати, китайская религиозная традиция всячески культивирует непротиворечивость учений конфуцианства и даосизма. Считаея что Конфуций и основатель даосизма Лао-цзы жили, а одно время, встречались и пришли к убеждению, что первоосновой мироздания является Дао.

Конфуцианство - учение, созданное многими древними мудрецами. Среди них главенствующее положение занимает Кун-цзы («Учитель Кун»), в европейском произношении - Конфуций. Личность этого философа исторически достоверна. Он родился в 551 г. до н. э. в царстве Лу (современная провинция Шаньдун) и умер в 479 г. до н. э. там же. О нем сохранилось мало сведений.Учение конфуцианства многогранно. Оно охватывает представления о человеке, обществе и государстве в их взаимоотношениях. Значительное место в нем занимает культ предков.

Синтоизм. Синто (дословно - путь богов) - национальная религия японского народа. Археологические раскопки на территории островов Кюсю и Скоку свидетельствует о том, что уже в 1-3 вв. н. э. в Японии бытовали предметы культа и обрядов, характерные для синто. В начале 4 в., когда скалывается единое японское государство Ямато, синтоизм становится государственной религией. ЁЕ истоки уходят в поклонение местным родовым и племенным божествам, в культ природы, в колдовские обряды первобытного населения островов. Определенное влияние на формирование синтоизма оказали верования древних китайцев, мигрировавших в Японию в начале 1 в. н. э. Сведения о синтоизме содержатся в памятниках японской письменности - «Кодзики» («Записки древности», 712 г.) и «Нихонги» («Анналы Японии», 720 г.). «Кодзики» считают «священной книгой» синтоизма, хотя, конечно, не в том смысле, как Библию в христианстве или Коран в исламе. «Кодзики», - писал известный японовед, академик Н.И. Кондар, - своя, родня, близкая каждому японцу книга. К ней восходит все то, что составляет исконное, освобожденное от всяких примесей содержание японского национального духа. «Кодзики» - ключ к самой Японии, к самим японцам».Вероучение синтоизма направлено на укрепление национального единства народа. Предание гласит, что ками породили не людей вообще, а только японцев. В связи с этим в сознании японца с детства укрепляется представление о том, что он принадлежит синто.

Задание на дом .

  • а) Понятие «национальные религии»
  • б) Индуизм
  • в) Иудаизм
  • г) Даосизм
  • д) Конфуцивнство
  • е) Традиционная религия Японии - синто

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Тема: Религии Индии и Китая.Конфуцианство.Даосизм.Синтоизм. 9 класс

Задачи:

способствовать пониманию студентами различных форм и

типов религий;

помочь студентам увидеть отличия подходов в классификациях религии;

помочь студентам понять особенности некоторых этногосударственных

религий, историческую обусловленность связи религии с национальными культурами.

1.Классификация религий.

2.Особенности некоторых этногосударственных религий:

Зороастризма;

Иудаизма;

Джайнизма;

Даосизма;

Конфуцианства;

Синтоизма;

Сикхизма.

1.Классификация религий.

Обратимся к учебнику П.Ф. Дика «Основы религиоведения», в котором

классификации есть свои основания:

а) так, Г.В.Ф. Гегель выделил религию природы, (конфессии Индии, Китая, Персии, Сирии, Египта);

а также религию духовной индивидуальности(конфессии Индии, Греции, Рима) и абсолютную

религию- христианство.

б) Огюст Конт выделил в религиях три стадии:

Фетишизм,

Политеизм,

Монотеизм.

в) Д.Лёббок (1868) выделил семь стадий религии:

Атеизм,

Фетишизм,

Тотемизм,

Шаманизм,

-идолопоклонство,

-боги - сверхъестественные творцы,

-боги - благодетельные существа;

г) К. Тиле (1876) делил религии на два типа: естественные (природные) и этические.

д) М.Мюллер (1878) выделял религии арийских, семитических и туранских народов.

е) Марксистская теория выделяла религии доклассового и классового обществ, а религии классового

общества подразделяла на национальные (национально- государственные, народно- государственные) и

мировые (буддизм, христианство, ислам).

Вывод: таким образом, как мы видим, форм и типов религийочень много, классификаций тоже

достаточно, но ни одна классификация не является идеальной.

2.Особенности некоторых этногосударственных религий.

В лекции № 3 мы рассмотрели догосударственные формы религии: фетишизм, тотемизм, магию,

анимизм. Теперь следует отметить, что религия в той или иной стране настолько тесно переплетается с

национальными условиями жизни, национальными особенностями, что вернее всего эти религии следует

называть не этническими, а этногосударственными.

Давайте рассмотрим некоторые из них.

основных периода, как считают культурологи,

- ведический период,

- брахманский период,

- индуистский период.

Ведический период получил свое название от древних религиозных текстов - Вед (от слова «ведать,

гимнов, текстов, которые объединены в четыре исторические книги. Самая древняя из ведических книг -

в исторической последовательности следует книга поклоненияЯджурведа, и завершает главные ведические

книги сборник песнопений- Атхарваведа.

Ведический период индуизма, который датируется вторым тысячелетием до н.э., отмечен

вод. Иногда его называли верховным богомведического периода. Известны также Дьяус, Сурья, Савитри,

Пушан, Митра, Вишну и даже божество женского рода -Ушас - богиня утренней зари, а также иные боги:

Ашвины, Адити, Агни, Сома и множество других. В гимне о сотворении мира (в Ригведе) поется:

Не было тогда не сущего, и не было сущего.

Не было тогда ни пространства воздуха, ни неба над ним…

Не было тогда ни смерти, ни бессмертия,

Не было признака дня или ночи.

Нечто одно дышало, воздуха не колебля, по своему закону,

И не было ничего другого, кроме него.

В брахманский период, который датируется началом первого тысячелетия до н.э., когда в результате

социально- экономических преобразований в Индии с приходом сюда арийских племен возник кастовый

строй, главенствующее положение в социальной структуре индийского общества стали занимать брахманы,

сконцентрировавшие в своих руках государственную и религиозную власть. Позже брахманы были

периода стали дорогими и перешли в частные руки. Народ остался в стороне от главных религиозных

праздников и довольствовался семейными обрядами и традициями. В этот период в брахманской литературе

распространяется идея о переселении душ и перерождении (карма), несколько позже сформировались шесть

классических религиозно- философских ортодоксальных систем: веданта, миманса, санкхъя, йога, нъяя,

вайшешика.

ХХ1 веке продолжает оставаться государственной религией, и буддизм, ставший мировой религией (о

котором речь пойдет в последующих лекциях).

В середине 1 тысячелетия до н. э.началась эпоха индуизма, когда брахманы вынуждены были

сдавать свои позиции, а религиозные культы становились все более доступными и демократичными для

привлечения народных масс. Начали создаваться величественные храмы, проводились массовые

религиозные праздники и процессии. Именно тогда главным богом стал Кришна и его воплощение- Рама.

Возникают многочисленные направления индуизма и секты. Сегодня индуизм продолжает существовать. Он

сложен, пестр, приспособлен к многомиллионной стране, веротерпим и умелораспространяет свое влияние

на весь мир: движение кришнаитов, например, официально существует и в нашей республике (в Казахстане

небольшие общины кришнаитов существуют около 10 лет. Первые эмиссары общества сознания Кришны

появились в Алматы в 1983г. В 1991г. Было зарегистрировано Алматинское общество сознания Кришны. В

1999г. В Казахстане насчитывалось 13 духовных центров общества сознания Кришны, имеющих в своем

составе более 500 членов. Наиболее крупная община находится в Алматы, её численность более 200

человек).

Джайнизм.

предполагать, что джайнизм возник несколько раньше

Основатель - Джинна (т.е. «победитель»), пророк с именем Махавира Вардхамана. В книгеМиркиной З.,

Померанца Г. «Великие религии мира» (- м., 1995.С.199.) говорится о том, что Махавира Вардхамана был

старшим современником Будды. Имя Махавира переводится буквально как «великий герой». По легенде, он

тоже, как и Будда, был царевичем, однако в желании постичь мир стал аскетом. Авторы пишут, что «

последователи его до сих пор существуют в Индии; их называют джайнами, а учение джайнизмом. В

С.А.Токарев в книге «Религия в истории народов мира» (- М.,1986.С.289.) утверждал, что в Индии «

джайнистов по новейшим данным около 3 миллионов».

него. Джайнисты не признавали кастового строя, считали, что каждый человек сам ищет свои пути к

спасению, пропагандировали строгий аскетизм, при котором часть особо последовательных джайнистов

отказывается вообще носить одежды. Их называют дигамбары - «одетые светом». Некоторые джайнисты

требуют сохранения целомудрия, проповедуют безбрачие и ахимсу (неубиение): «нельзя убивать даже

насекомое, поэтому джайнисты должны пить воду через ситечко, чтобы не проглотить случайно живое

мира. - М., 1986.С.289.). Объектом почитания джайнистов считаются их двадцать четыре пророка.

Популярная энциклопедия «Страны и народы» (С. -Пб.1997.С.247.) называет сикхизм основной

религией Индии наряду с индуизмом, исламом и христианством. Возник сикхизм в конце ХУ- начале ХУ1

века как особое течение в индуизме, которое проповедовало равенство всех людей, отказ от кастового строя,

стремление к объединению всех религий в одну. Основателем считается Нанака, который объединил вокруг

себя народы на борьбу против мусульман, а позже борьба продолжалась против завоевателей- англичан.

Главная книга сикхов - «Адигрантх». «Общины их очень сплочены, соблюдается обычай

обязательной уплаты известного процента с дохода в пользу общины для помощи единоверцам. Сикхи

строже, чем индуисты , придерживаются до сих пор национальных традиций в одежде, не стригут волосы и

бороды, обязательно носят особый железный браслет, свидетельствующий о принадлежности к секте»

(С.А.Токарев. Религия в истории народов мира.- М., 1986.С.295.). Отмечается также монотеистичность

сикхизма и отрицание им духовенства.

Даосизм.

В книге Г.Х Грил « Что такое даосизм?», изданной в 1970 году, написано: «Если кто- либо полагает,

что я собираюсь дать ответ на вопрос, поставленный в заглавии этой работы, то пусть позволит мне сразу же

его разуверить. Я не буду столь глуп, чтобы попытаться дать единое самостоятельное определение того,

чем является даосизм. По сути, чем более изучаешь даосизм, тем яснее становится, что он означает не

школу, а целое сплетение доктрин».

Даосизм, как религиозно - философское течение возник на рубеже У1 -у веков до н.э. Основатель его

- старший современник Конфуция - Лао -цзы, прозванный старым учителем. Вот что пишет о его появлении

на свет Ю.Я.Бондаренко в книге «Человек. Судьба. Вселенная. Глазами древних мудрецов» (-

М.,1994.С.145.): «Согласно преданию, Лао, как воплощение Дао, подобно Будде, с незапамятных времен

являлся в мир то в одном, то в другом облике, пока однажды не очутился в чреве Божественной девы

Юннюй. Случилось это самым неожиданным образом. Когда чудесной ночью прекрасная дева, вдыхая

полуночные ароматы, прислонилась к сливе, с небес вв её приоткрытый рот спустился светящийся шарик-

едва заметная капелькасолнца, похожая на падающую звезду. Юннюй проглотила шарик. После чего зачала

дитя,которое носила в своем чреве 81 год. Вполне понятно, что Лао родился не несмышленым младенцем, а

лицо, белые волосы и большие уши, считавшиеся в Китае признаком особого ума».

Главная книга, которую приписывают Лао- цзы, и в которой изложена суть его учения, называется

«Дао- дэ цзин».

Что же такое «Дао», давшее название течению? По мнению даосов (информация из книги

никем не сотворенное, оно «само по себе корень», охватывающее и вмещающее в себя все сущее. Даосы

называют его « высшим Учителем», «небесным предком», «матерью мира», «творцом вещей».

Основные идеи даосизма:

идея единого первоначала мира- Дао;

идея о понимании мира как едином целом, в котором все существует во взаимосвязи;

идея о трансформации тела и приобретения им особых свойств путем медитации;

идея о пути к бессмертию через совершенствование духа и тела;

идея « великого покоя бытия» через самоустранение и недеяние, когда «знающий не говорит, а говорящий

не знает».

Вопрос: как вы думаете, почему религиозно - философское учение в древнем Китае возникло в такой

этической форме? Ответить сложно!

Домашнее задание: выявить предпосылки зарождения даосизма и конфуцианства в Китае.

Конфуцианство.

возникло в Китае тоже в У1 веке до н.э.

Основатель - Кун- Фу-цзы, которого в Европе называли Конфуциусом, а по -русски -Конфуцием. В книге

«Нравственные портреты пророков» (Составитель - Арзямова Г.В.- М.,1993.С.101) дается легенда о

рождении Конфуция: «Основоположник китайского ритуала, китайской традиции, Учитель кун удивлял

всех с рождения. Да и рождение его было необычным. Сын обедневшего дворянина, потомок одной из

царственных ветвей, сын старого солдата. Шулян Хэ было 70 лет, когда он женился в третий раз на девочке

(Чжэн- цзай не было шестнадцати) из простой семьи. А что делать? Любимая жена подарила Хэ восемь

дочерей, вторая- сына- уродца, но только полноценный мужчина- потомок мог подносить жертвенное мясо

и вина душам усопших, иначе всему роду Шулян Хэ быть в царстве мертвых злыми духами, вечно

мучимыми голодом и жаждой. Отец девушки уже готовил дочь в шаманки, «девушку духов»- посредницу

между живыми и мертвыми при родовом храме предков…И вот просьба старого солдата (возможно,

однополчанина) всё изменила. Младшая дочь простолюдина смирилась с поворотом судьбы. И в день

осеннего равноденствия- 22 сентября 551 года до н.э. родила удивительного мальчика, впоследствии мудреца

В том же источнике на странице 102 дается портрет Конфуция: «…сильный и крепкий ребенок рос

быстрее сверстников и в зрелые годы отличался необычайно высоким ростом и могучим телосложением.

Лицо его было необычным и с возрастом удивляло, мягко говоря, своей некрасивостью: массивный лоб,

очень длинные уши, вздернутая верхняя губа, из- под которой выступали два неестественно крупных

передних зуба, густые брови и борода, мясистый нос с широкими ноздрями, выпученные и белесые глаза.

Он считался бы при такой внешности уродом, если бы не природная грация и хорошие манеры».

В кратком изложении учение Конфуция состоит в следующем:

-создал свою школу;

-развил социально -этическую теорию отношения в обществе древнего Китая;

-призывал к воспитанию «благородного мужа», воспитанного на добродетелях;

-считал важным в китайском обществе соблюдение иерархии и подчинения;

-широко пропагандировал идеи воспитания в коллективистских условиях

существования китайского общества;

-считал верховной силой – Небо;

-был низшим чиновником в государстве, странником, учителем;

-с его именем связывают трепетное отношение к традициям страны и семьи.

Эти идеи были как никогда уместны в эпоху больших социальных и политических потрясений,

которые переживал Китай, брошенный в междоусобные конфликты, в которых гибла родовая аристократия,

крушились древние устои семьи, общества, а продажность и алчность чиновников приводила к страданиям

простой народ. Критикуя современное ему общество, Конфуций провозгласил свой идеал совершенного

человека (цзюнь- цзы), который должен был обладать чувством долга (определенными моральными

обязательствами, которые совершенный человек накладывает на себя) и гуманностью, которая

подразумевает в человеке скромность, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям,

сочувствие, уважение и другие качества

Конфуций сформулировал свой социальный идеал, который можно выразить в его пожелании:

«Пусть отец будет сыном, сын - отцом, государь - государем, чиновник - чиновником». Основная задача

конфуцианства – наведение порядка в обществе, нацеливание на уважении традиций старого и воспитание

добродетельного человека, способного служить людям и отечеству. Когда конфуцианство стало

официальной религией Китая, многое из того, что предлагал Конф уций, превр атилось во внешнюю фор му,

проявившуюся в с ложных ритуала х и церемониях.

Синтоизм.

В популярной э нциклопедии « Страны и народы » ( -С. -Пб.1997. С.295.) о сновными р елигиями

Японии названы буддизм и синтоизм.

Синтоизм трад иционная собственная религия япо нцев. Наз вание произо шло от слов «пут ь бого в».

Сформировалась религия в У1 - У11 вв. В синтоизм е множест во божест в, котор ых унаследовала Я пония со

времен существования род ового строя. Высшим божеством яв ляется со лнечная богиня Аматэрас у, кро ме

нее почитают Суса- но - во (бога б ури) и Инари- ( « рисо вого человека»). Со временем влияние буддизма

усилилось нас только, что произо шло слияние я понских кам и (богов) с будди йскими. Во второй полов ине

Х1Х в. си нтоизм усиливает свои п озиции в Японии, он обожествлял император скую вл асть. Синтоизм

разделен на храмовый и сектантск ий синтоизм. С уть си нтоизма в проповедован ии высокой

нравственности и д ушевной чистоты.

Иудаизм.

верования появилась на р убеже второ го и первого тысячелет ий до н.э. Роль и удаизма велика: он вошел

составной частью в миров ые религии христиа нство и ислам. Уже в п ервом тысячелетии и удаизм начал

трансформироваться в монотеист ическую религию с культом единого бога Яхве. Вначале и удаизм не

распространялся далее Па лестины, терр итории, на которой он возник, однако позже последова тели

иудаизма расселились по всему миру. Иудаизм - религия евр ейского наро да, в которо й говорилось об

исключительном м ессианском предназначении евреев.

Основные идеи иудаизм а:

-богоизбранность евр ейского народа,

-вера в единого и всем огущего бога,

-национальная самоизол яция еврейского наро да, которая пр ивела к

сохранению этноса.

Священная книга иудаизма называется Танах (это евр ейское название Ветхого завета). В неё вошли Тора

(Пятикнижие ), Небиим ( «прор оки») и Хс убим ( «писания»). Кроме того в Ветх ий за вет вош ли : кн ига

Судей, четыр е кн иги царств, две книги Хроник, и др. В раздел «п исания» во шел философский трактат

Екклесиаста, сборни к молитвенных песнопен ий и лирическая поэма «Песнь Песней ».

Чтобы возникло представление о части Ветхого завета - Книге Екклесиаста(Экклезиаста) -

предлагаю послуша ть отрывок из древне го произведения, о тносящегося к 1 тысячел етию до н.э.:

«… 2.Суета сует, сказа л Екклезиаст, суета сует, - все с уета!

3.Что пользы человеку от всех тр удов его, которым и трудится он под

солнцем?

4.Род проходит, и род пр иходит, а земля пребы вает вовеки…

9.Что было, то и будет; и ч то делалось, то и б удет делаться, и нет ничего

нового под солнцем.

10.Видел я все дела, ка кие делаются под со лнцем, и вот, все -суета и

томление духа!»

ЗОРОАСТРИЗМ, ИНДУИЗМ, КОНФУЦИАНСТВО И ДАОСИЗМ, РЕЛИГИИ ГРЕКОВ И РИМЛЯН, ИУДАИЗМ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ЗОРОАСТРИЗМ, ИНДУИЗМ, КОНФУЦИАНСТВО И ДАОСИЗМ, РЕЛИГИИ ГРЕКОВ И РИМЛЯН, ИУДАИЗМ
Рубрика (тематическая категория) Культура

Зороастризм заметно отличается по своему характеру от рели­гиозных систем Месопотамии и Египта. Он относится к более позднему типу пророческих религий. Его основатель - иранский пророк Зороастр (Заратуштра), живший в VIII-VII вв. до н. э., т. е. в одно время с Буддой Шакьямуни и всего на 100 лет раньше Лао-цзы и Конфуция. Зороастр был вероучителем-пророком, подобно древнееврейскому Моисею. Основы зороастризма зафиксированы в древнейшей священной книге зороастрийцев - Авесте.

В текстах времен ахеменидских правителей Дария, Кира, Ксеркса можно найти следы ᴇᴦο идей, но нет упоминаний о нем самом. Сведений о нем крайне мало. Тексты Авесты, которыми сегодня располагает наука, относятся к гораздо более позднему времени. Согласно учению Зороастра, миру добра, света и справедливости, которые олицетворяет Ахура-Мазда (греч. Ормузд), противостоит мир зла и тьмы, ᴇᴦο олицетворяет Ангра-Майнью (Ариман). Между этими двумя началами идет борьба не на жизнь, а на смерть. Ахура-Мазде помогают в этой борьбе духи чистоты и добра, Ангра-Майнью - силы зла, разрушения.

Зороастризм принадлежит уже к числу развитых религий, он философски осмысливает мир на базе дуалистической идеи о непримиримости и постоянной борьбе света и тьмы, добра и зла. Здесь совершается переход от магических религий к этическим. Человек должен быть на стороне добра, стать лучше, не жалеть сил для борьбы со злом и силами тьмы, всякой нечистью. Он должен быть доброжелательным, умеренным в помыслах и страстях, помо­гать ближнему. Человек - творец своего счастья, от него зависит ᴇᴦο судьба. Для борьбы со злом человек прежде всего должен очиститься, и не только духом и помыслом, но и телом. Физической чистоте зороастризм придавал ритуальное значение. Трупы покой­ников - символ нечистоты, они не должны соприкасаться с чи­стыми стихиями (землей, водой, огнем). Отсюда ~ особый обряд Захоронения˸ в открытые башни особые служители сносили тела умерших, где их склевывали хищные грифы, а кости сбрасывались на дно вырытого в башне, облицованного камнем колодца. Нечис­тыми считались больные, женщины после родов и в периоды менструаций. Они должны были проходить особый обряд очище­ния. Главную роль в обрядах очищения играл огонь. Ритуалы в честь Ахура-Мазды совершались не в храмах, а на открытых местах, с пением, вином и обязательно огнем. Отсюда ещё одно название сторонников зороастризма - огнепоклонники. Наряду с огнем почитались Другие стихии и некоторые животные - бык, лошадь, собака и гриф.

В мифологию зороастризм привнес идею о существовании помимо Земли и Неба особой светоносной сферы и рая. Первого человека по имени Йима Ахура- Мазда вынужден был изгнать из рая и лишить бессмертия за то, что тот проявил непослушание и стал употреблять в пищу мясо священных быков. Так началась после райской идиллии борьба добра со злом. Концепция греха, падения человека и наказания в зороастризме встречается едва ли не впервые. Посмертная судьба человека зависит от силы ᴇᴦο веры и активности в борьбе со злом - или он заслуживает райское блаженство, или он оказывается среди духов тьмы и нечисти. Судьба человека оказывается зависимой от ᴇᴦο убеждений и пове­дения. И ещё одно новшество - учение о конце мира, “страшном суде” и пришествии мессии, в котором воплотится Зороастр, чтобы спасти человечество, способствовать окончательной победе Ахура-Мазды над силами зла. Вне всяких сомнений, что эти идеи оказали влияние на христианство.

ЗОРОАСТРИЗМ, ИНДУИЗМ, КОНФУЦИАНСТВО И ДАОСИЗМ, РЕЛИГИИ ГРЕКОВ И РИМЛЯН, ИУДАИЗМ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ЗОРОАСТРИЗМ, ИНДУИЗМ, КОНФУЦИАНСТВО И ДАОСИЗМ, РЕЛИГИИ ГРЕКОВ И РИМЛЯН, ИУДАИЗМ" 2015, 2017-2018.

СИНТОИЗМ, ЗОРОАСТРИЗМ, КИТАЙСКАЯ РЕЛИГИЯ, ДАОСИЗМ, ДЖАЙНИЗМ, СИКХИЗМ

Китайская религия

Китайская религия характеризуется сосуществованием двух параллельных традиций: конфуцианство и даосизма. первоначально этическое учение, призывающее к соблюдению древних добродетелей, наполнилось позднее религиозным содержанием. Характерен культ предков. Основатель конфуцианства - древний мудрец Конфуций (ок. 550-470 гг. до н.э.). Даосизм, основоположниками которого были Лаоцзы и Чжуанцзы (VI в. до н.э.), вобрал в себя множество элементов древних народных верований, для него характерны поиски "долголетия" или "бессмертия". Распространена в местах компактного проживания китайцев.

Зороастризм

Это религия, распространенная в древности и раннем средневековье в Средней Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане и ряде стран Ближнего и Среднего Востока, сохранилась у парсов в Индии и гебров в Иране. Названа по имени пророка Зороастра (иранское Заратуштра). Священный канон - "Авеста". Основные принципы зороастризма: противопоставление двух "вечных начал" - добра и зла, борьба между которыми составляет содержание мирового процесса; вера в конечную победу добра, олицетворяемого в образе верховного божества Ахурамазды. Главную роль в ритуале зороастризма играет огонь.

Даосизм

Это китайская религия и одна из основных религиозно-философских школ. Возник в середине I тысячелетия до н.э. на основе верований шаманского характера, в начале н.э. оформился в развитую религию. К XII в. создан "Дао цзан" - свод литературы даосизма. Цель адептов даосизма - достичь единства с первоосновой мира - дао и посредством алхимии и психофизических упражнений обрести бессмертие. В отдельные периоды пользовался покровительством властей. Последователи даосизма имеются в КНР, где существует Ассоциация верующих даосов.

Джайнизм

Это религия в Индии (около 3 млн. последователей). Основателем считается Вардхамана, именуемый Джиной и Махавирой (VI в. до н.э.). Как и буддизм, явился реакцией на ритуализм и отвлеченную умозрительность брахманизма. Джайнизм отверг авторитет вед, открыт доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех варн (каст). Джайнизм сохранил индуистское учение о перерождении душ и воздаянии за поступки. Целью джайнов считается освобождение от перерождений (нирвана), достижимое, согласно джайнизма, для аскета, соблюдающего строгие правила, в частности ахимсы - не причинения вреда живым существам. Джайны делятся на монахов-аскетов и мирян, занимающихся преимущественно торгово-ростовщической деятельностью (согласно джайнизму, соблюдение ахимсы делает невозможным для джайна земледелие, ибо вспашка земли может повлечь за собой убийство живых существ - червей, насекомых).

Сикхизм

Это секта в индуизме в XVI - XVII вв., превратившаяся в самостоятельную религию, получившую распространение главным образом в Пенджабе. Основой является единобожие, отрицание идолопоклонства, аскетизма, каст, проповедь равенства сикхов перед Богом и священной войны с иноверцами.

Синтоизм

Это религия, распространенная в Японии. В основе синтоизма лежит культ божеств природы и предков. Высшее божество - солнечная богиня Аматэрасу, ее потомок - Дзимму (мифический предок японских императоров). В 1868-1945 государственная религия. Для синтоизма было характерно обожествление особы японского императора. Формально культ императора в 1945 упразднен, однако умерших японских императоров некоторые синтоисты по-прежнему почитают как богов.