Все о тюнинге авто

Знаменитые русские масоны. Самые известные русские масоны. Кратко о влиянии мирового масонства

«Масон в России - больше, чем масон». Он в первую очередь «солнце русской поэзии», непобедимый полководец, классик русской литературы, создатель «Истории государства Российского», глава Временного правительства, а уж во вторую, а порой и третью - вольный каменщик.

7 января 1761 года Суворов был произведен в шотландские мастера масонской ложи «К трем коронам». Первая ложа масонов была основана в Лондоне 24 июня 1717 года. Из Великобритании масонство распространилось в другие страны, в том числе в Россию, где масоны пользовались в XVIII - первой трети XIX века большим влиянием. Среди русских масонов существовало предание о том, что первая масонская ложа в России была учреждена Петром Великим. Многим отсутствие социального неравенства между братьями, защита интересов братьев всеми членами ложи казалось привлекательной идеей. На своих заседаниях ложи обсуждали различные теоретические и практические вопросы, выполняли роль одновременно политических клубов и философских обществ. У масонов появились традиции, символика, масоны придумали себе новую историю, восходящую от строительства храма Соломона. Русское масонство ставило перед собой задачу «познания тайны бытия» через христианскую терпимость и «обязательность работы соборной», которая включала в себя самосовершенствование, духовное творчество, просвещение. Мы решили рассказать о самых известных русских масонах.

СУВОРОВ

Суворов был принят в масонский орден в 1761 году. В то время масонство еще не завоевало широких симпатий, поэтому Суворов вступал в Братство не на волне моды, а по глубокой духовной необходимости, и был одним из первых русских вольных каменщиков. При этом он не просто вступил в Братство, а прошел несколько ступеней: Суворов был посвящен и произведен в третью степень-мастера в Петербурге. И хотя о его принадлежности к ордену говорят лишь немногие документы - в частности, в списке Кенигсбергской ложи от 16 марта 1761 года, недавно обнаруженном в архиве Великой национальной ложи трех глобусов в Берлине, за номером 6 числится Обер-лейтенант Александр фон Суворов - известные обстоятельства его жизни: религиозность, аскетизм, борьба со страстями, особенно характерные для масонства того периода, свидетельствуют именно об этом.

КУТУЗОВ

В 1779 году полководец Кутузов вступил в ложу «К трем ключам» в Регенсбурге. Он пришел искать в братстве «сил для борьбы со страстями и ключи от тайн мира». Путешествуя по Европе, он вошел также в ложи Франкфурта и Берлина, Москвы и Санкт-Петербурга. Среди историков существует версия, что братьям–масонам Кутузова порекомендовал именно Суворов, ставший для него не только военным, но и духовным наставником. Кутузов дошел до высоких степеней и был одним из самых влиятельных членов братства, связав свое имя с ложей более чем на 30 лет. При посвящении в 7-ю степень шведского масонства Кутузов получил орденское имя - Зеленеющий лавр, и девиз - «Победами себя прославить», который стал пророческим. Некоторые историки масонства полагают, что именно масонское общество способствовало назначению Кутузова предводителем сил в борьбе с Наполеоном, который представлялся масонам начала XIX столетия воплощением зла, властолюбия и насилия. Противостоять этому злу масоны считали своим долгом.

ПУШКИН

В своем дневнике Пушкин в 1821 году сделал запись: «4 мая я был принят в масоны». Посвящение он получил в ложе «Овидий» в Кишиневе, она никогда не была признана официальной, и в ноябре того же года была вынуждена прекратить работу. Кроме того, 1 августа 1822 года Александр I подписал указ о запрете масонских лож и всех тайных обществ вообще. Таким образом, посвящение Пушкина в масонство было как бы неофициальным, хотя и проходило с соблюдением всех тонкостей ритуала. Тем не менее большинство историков уверено, что Пушкин просто не мог не быть масоном: та среда, из которой вышел поэт, была пропитана масонскими идеями. В братстве состояли его отец Сергей Львович и дядя Василий Львович, в доме постоянно читали журналы масонов Н. Новикова и И. Лопухина, издания А. Лабзина и П. Бекетова. Многие воспитанники Царскосельского лицея, где учился Пушкин, ближайшее окружение поэта, люди, с которыми он или часто виделся, или, позднее, состоял в переписке, стали братьями петербургских лож. Высланный на юг, Пушкин встречался со многими масонами: Раевским, Пестелем, С. Волконским и другими. Может, и не участвуя формально в работе ни одной из лож, он постоянно находился в обществе масонов, участвовал в их беседах, поэтому символика ложи и масонского ритуала была также понятна ему, как и окружающим. Исследователи его творчества не раз находили символику каменщиков в его стихах и повестях. Кроме того, в гроб поэта перед похоронами князь Вяземский вложил перчатку как знак признания его братом по ложе.

ЧААДАЕВ

Чаадаев являлся одним из самых ярких характеров среди масонов. Мало кто мог сравниться с ним по начитанности, по блестящей эрудиции, по великолепной памяти и интеллектуальному уровню. Пушкин называл его умнейшим человеком России и признавал его своим учителем. На становление философского мировоззрения Чаадаева немало влияние оказали труды его родственника князя М. М. Щербатова, который в свое время был весьма известным франкмасоном. Сам Чаадаев был принят в масонскую ложу в 1814 году в Кракове и достиг одной из самых высоких степеней посвящений в орден - восьмую степень «Тайных белых братьев ложи Иоанна» из девяти возможных. Однако, будучи человеком очень независимых суждений, не признающим любые доктрины, в 1821 году Чаадаев в масонстве разочаровался и оставил ложу. Причины, побудившие отойти от масонства, Чаадаев изложил в письме. Ему казалось, что ритуалы каменщиков пусты, и братья предпочитают разговоры о намерениях вместо действий.

КЕРЕНСКИЙ

Александр Керенский считается одним из самых видных представителей масонства XX века. В конце 1912 года он был принят в члены масонской ложи «Великий Восток народов России», которая не признавалась другими как масонская организация, так как приоритетной задачей для себя ставила политическую активность. В организации были сильны радикалы, выступавшие за республиканское устройство государства. В числе трехсот членов этой масонской ложи были представители почти всех политических партий и депутаты Госдумы Российской империи, которые могли достаточно успешно влиять на российскую политику того времен. Через четыре года, в 1916 году, Керенский был выбран генеральным секретарем масонской ложи. Историки полагают, что стремительная политическая карьера Керенского, начавшаяся в 1917 году, связана с его влиянием и авторитетом в масонской организации. После Февральской революции Керенский оказывается одновременно в двух противостоящих органах власти: в первом составе Временного правительства в качестве министра юстиции, и в первом составе Петросовета в качестве заместителя председателя. Затем была должность военного и морского министра Временного правительства, что явилось пиком политической карьеры Керенского. После прихода к власти большевиков Керенский эмигрировал из России.

Дипломату и писателю Александру Сергеевичу Грибоедову мало было состоять в самой многочисленной масонской ложе Петербурга «Соединенные друзья». Он хотел усовершенствовать ее, об этом сохранились его письма и заметки. Называться, по проекту Грибоедова, эта ложа должна была «Благо». Вместо официального французского языка языком всех ее дел должен был стать русский, несмотря на то, что в ней было много иностранцев. И эту цель – цель просвещения России, распространения русской грамоты – члены ложи должны были видеть первейшей своей задачей. Грибоедов был убежден, что силы, растрачиваемые на пышность и мрачную торжественность собраний, на обрядность, можно было употребить с большим умом. Проекты Грибоедова показывают серьезность его отношения к членству в масонской организации и, конечно, его амбициозность и некоторый идеализм. Кстати, он был не единственным масоном-дипломатом, и связи среди масонов немало способствовали его дипломатической карьере. В отличие от Карамзина или Чаадаева, Грибоедов никогда не выходил из масонской ложи – по крайней мере, с бумагами и манифестом.

Николай Степанович Гумилев – член «Цеха поэтов», акмеист, что само по себе уже связывается с идеями и символикой масонства, ведь в слове «акме» заложен образ камня, а также «Кадм» - отсылка к Адаму, «первому масону». «Цех поэтов» задумывался как «поэтическая ложа», возглавляемая «совершенным мастером» Гумилевым. Множество произведений Гумилева (пьеса «Актеон», сборник «Колчан», «Гондла», цикл «К синей звезде» и, особенно, «Огненный столп») содержат в себе масонские мотивы. Предполагается, что Гумилёва в 1917 или 1918 году приняли в «мистическую ложу английских вольных каменщиков», однако доподлинно это не известно. Хотя в одном из стихотворений поэта встречаем: «Ты помнишь ли, как перед нами/ Встал храм, чернеющий во мраке,/ Над сумрачными алтарями/ Горели огненные знаки./ Торжественный, гранитно-крылый/ Он охранял наш город сонный,/ В нем пели молоты и пилы,/ В ночи работали масоны…».

Со словом "масон" всплывает множество ассоциаций - герои "Войны и мира", тайные братства и обряды, интересы циничных мировых элит. Однако это не просто флер XIX века - масонские ложи сегодня так же реальны, как и тогда. Более того, они до сих пор влияют на политику. О том, остались ли еще масоны и какие они преследуют цели, рассказал писатель, основатель журнала "Русский дом" Юрий Воробьевский в программе "Радио Кузичев".

Масонство - антирелигия?

Анатолий Кузичев: Давайте поговорим про это удивительно популярное и совершенно непонятное и недооцененное понятие. Что такое масонство, кто такие масоны?

Юрий Воробьевский: Вы совершенно правы. Это действительно антитеза православию. Дело в том, что у нас существует странная такая система. Скажешь в присутствии какого-то вполне образованного, милого, нормального батюшки или кого-то из православной аудитории об этом - и сразу у твоего собеседника першение в горле, которое пытается вылиться в саркастическую улыбку, нервный тик возникает, люди прямо под стол лезут. А, например, на Афоне, где я часто бываю, и в Греции - совсем другое отношение.
Совсем недавно в Греции вышла книга архимандрита Епифания, которая у нас переведена уже на русский язык, называется "Масонство в свете Истины". Она говорит о масонстве как об антирелигии. Культ, предмет культа, некое подобие верховного существа.

А.К.: Антирелигия или самостоятельная, новая религия? Или другая религия?

Ю.В.: Можно сказать, что да, это другая религия. Это именно религия со всеми признаками, на что и указывает этот ученый архимандрит.

А.К.: То есть масонство - это религия? Новая, с другими символами веры, с другим смыслом, видимо. С другой перспективой.

Ю.В.: Масонство - это религия с огромным количеством ворованных символов, в том числе православных. Например, 33-й градус в масонстве имеет своим символом двуглавого орла. 30-й градус - всадника, побеждающего змея.

А.К.: Что за градус?

Ю.В.: Система иерархии.

А.К.: А, иерархическая система - она в градусах измеряется...

Ю.В.: Причем, вы знаете, есть такие места, где вход - рубль, а выход - десять. На первых этапах человеку говорят, что ты вступаешь в милейшее сообщество братьев. Мужской орден. Чем плохо? Ну масса таких. А потом начинают называться…

Чем масоны завлекают людей?

А.К.: Вот скажите, Юрий Юрьевич, это очень важно. Предположим, ко мне подойдет какой-то человек. Известный масон Богданов, который баллотировался даже в президенты Российской Федерации. И скажет: "Анатолий Александрович, есть предложение". Я говорю ему: "Интересно". - "Вступай в наши ряды". Я говорю: "А в чьи наши-то?" Он говорит: "Слушайте, древнейший орден, мужской".

И я спрашиваю: "Ну а смысл-то какой? Я понимаю, что мне дает моя вера, моя религия, мое православие. Я понимаю, что мне дает работа, штатная, на телеканале. А это-то мне что дает?" - спрошу я его. Что он мне ответит, интересно?

Ю.В.: Существует определенный материальный ценз. Если ты достаточно богат, то к тебе придут. Если еще не приходили - придут. Если ты влиятелен, перспективен, конечно, это может быть.

Когда я в начале 1990-х годов заинтересовался этой темой, у меня был тоже хороший эфир, прайм-тайм на "Первом канале". У меня были авторские программы. И вот, пользуясь своими журналистскими возможностями, я оказался в одной московской квартире. Милая пара, муж и жена, а в дальнейшем, уже в ближайшем дальнейшем, он станет Великим Мастером Великой ложи России. Она получит посвящение в Париже, в женской ложе.

А.К.: А имена можно говорить или нет? Или неловко?

Ю.В.: Я думаю, уже можно сказать, потому что уже бывшие. Георгий Борисович Дергачев. И его супруга, Ольга Сергеевна Горностаева, которая вот почила совсем недавно, как православный человек, о ней можно помолиться. Благодаря тому, что она поняла, куда она попала, передала мне свои документы, свои дневники, которые вылились в книгу в дальнейшем. Есть и фильм на эту тему. Книга называется "Пятый ангел вострубил". Без ложной скромности, наверное, это единственная книга о современном масонстве в России и в мире, которая документальна.

А.К.: Юрий Юрьевич, но все-таки что предлагает масонство?

Ю.В.: Масонство предлагает международные солидарные связи. Каждому человеку предлагается успех.

А.К.: А-а. Это религия успеха. Если сказать, что это религия, это религия успеха.

Ю.В.: Поощряется гордыня. Если бы бизнесмен, тебе скажут, и это на самом деле так. Ты приезжаешь в любой крупный город, берешь масонский справочник, набираешь телефон и говоришь там нужные слова: "Я брат такой-то". И тебе окажут помощь. Если ты, скажем, отставной подполковник, не дослужил, не стал генералом. Ты вступаешь в рыцарский орден, в военный, можно сказать, рыцарский орден. И через какое-то количество лет ты уже не просто генерал, ты Рыцарь Кадош или кто-то еще. Эти такие пышные названия в масонстве, по сути дела, они иногда смешные. Вот Рыцарь Кадош - по-еврейски "кадош" значит "святой". Представляете, человек говорит: "Очень приятно, я святой". Ему пожимают руки и говорят: "А я принц Востока, очень приятно".

А.К.: Красиво.

Ю.В.: Красиво, но чуть-чуть смешно.

А.К.: Модернизм какой-то просто. Сейчас, Юрий Юрьевич, о некоторых известных русских масонах.

О масонстве в России

Справка:


Александр Пушкин. Примкнул к масонам в 1821 году. Но вряд ли его отношение к тайной организации можно назвать серьезным - среди бумаг поэта были найдены счетные книги масонской ложи, которые он заполнил своими стихами.

Полководец Александр Суворов был одним из самых первых масонов в Санкт-Петербурге. В столичной ложе "Три звезды" он достиг степени Мастера. А увлечение организацией вольных каменщиков Суворов привез из Кенигсберга.

"Вечно зеленеющий лавр" - такое масонское имя носил Михаил Кутузов . Он имел высшие степени посвящения и участвовал в собрании лож Петербурга, Франкфурта и Берлина.
Историк и литератор Николай Карамзин был членом масонской ложи всего четыре года. Однако он заступился за бывших братьев во время ареста членов ордена в Москве.

Философ и декабрист Петр Чаадаев носил восьмую степень посвящения в орден из девяти возможных. Был членом санкт-петербургской ложи, однако покинул ее, разочаровавшись в бессмысленной обрядности и пустых разговорах.

Александр Грибоедов к участию в ордене относился серьезно. Целью ложи писатель и дипломат видел просвещение России.

Участник развала Российской империи Александр Керенский входил в руководство парамасонской организации "Великий Восток народов России".

А.К.: Действительно, несколько удивительных имен. Ладно Керенский, ладно даже Карамзин - но Суворов, Пушкин, Кутузов, Грибоедов…

Ю.В.: Да, это та самая обойма, которая заготовлена, которая выстреливает… И люди духовных, идеальных мотиваций. Конечно, не все из нас бизнесмены, и не все из нас прагматики. Есть и гуманитарии, кандидаты наук и начинающие писатели. Конечно, когда человеку говорят, что ты попадаешь в одну компанию с Пушкиным, Жуковским, Карамзиным… Хорошая компания, да?

А.К.: Еще с Суворовым, Кутузовым, Грибоедовым.

Ю.В.: Кстати, упомянутый вами Богданов, как я помню, просто в своем предвыборном слогане сказал: "Я представляю организацию, члены которой…" - и начинается их перечисление.
Что касается Суворова, у меня было специальное расследование - это все не так. Он был в Кенигсберге, когда его папа был генерал-губернатором нового российского региона, скажем так. Он был просто направлен отцом в ложу, прозондировать. А в масонских книгах осталось, что он присутствовал на заседании ложи. И пошло-поехало.

А.К.: А Мастером не стал?

Ю.В.: Нет, насколько я знаю.

Ю.В.: Это, конечно, желание масонов - подгрести под себя все, что только можно. Хотя, на самом деле, и без того очень много людей. Действительно, XVIII-XIX века - такое поветрие.

А.К.: А поветрие чего? Просвещения, тайны и ужасной конспирологичности? Это ужасно всем интересно…


Ю.В.: А всего одновременно. Все, о чем мы сейчас с вами говорим, напоминает мне сюжет из жития Макария Великого. Он идет по пустыне и ему встречается дьявол. Дьявол весь увешан какими-то пузырьками. Святой спрашивает дьявола: "Ты куда идешь?" - "Иду к братии". - "А что ты несешь?" - "На любой вкус".

На любой вкус. Действительно, орден имеет очень большой опыт, многовековой. Поэтому на любой вкус. Отставному офицеру, перспективному бизнесмену.

И ведь влияет. Однажды я приехал на Афон,к своему старому доброму знакомому, иеросхимонаху, который был нашим разведчиком в Афганистане, потом был большим бизнесменом, у него были заводы за рубежом. Сейчас он, в потертом подряснике, в сандалиях на босу ногу, говорит: "Слушай, привези мне свою книгу про масонов". Я ему отвечаю: "Отец, тебе зачем этот "Пятый ангел" нужен здесь, на Афоне?" - "Да ты знаешь, - говорит, - у меня остались друзья-бизнесмены в Болгарии. Когда они стали богаты, к ним пришли и говорят: "Ребята, понимаете, что мы такое? Мы - международная солидарность, бизнес". "Ну, да, мы подумаем", - ответили они. Подумали как-то так вяло. Проходит полгода, снова приходят, говорят: "Ребята, вы, наверное, не поняли нашего разговора. Болгария - очень маленькая страна. И перекрыть вам кислород, пользуясь международными…" А ребята начинают нервничать, говорят: "Как же так, мы же все-таки православные люди…" - "А, это. Да что вы! Мы вас познакомим и с батюшками, и с епископами". Блеф? Не буду сейчас комментировать этот момент.

А.К.: Нет, вы прокомментируйте, это принципиально важно, на самом деле. Ваша версия: блеф?

Ю.В.: Вы знаете, товарищ Бжезинский назвал русское православие главным врагом Америки. Помните такую цитату?

А.К.: Да, помним.

Ю.В.: Если говорить в терминах войны, "главный враг". В стан врага засылают агентов.

А.К.: Всегда.

Ю.В.: Поэтому я был сначала шокирован его словами. Блеф, не блеф? Потом подумал: ну… Неприятно вдаваться в эту тему, честно говоря. Но книгу я ему эту привез. Потому что ребята эти растерялись, все карты выбиты из рук.

Этот архимандрит, он написал: "Смотрите, что происходит в этих ритуалах. На определенном этапе посвящения там какой-то церемониймейстер говорит, когда стучат в ложу: "Кто вы такие, чего вы хотите?" - Мы дети Тьмы, хотим войти и получить Свет". Представляете себе, если это православные крещеные люди!

Тайное становится явным?

А.К.: А вообще масонские ложи - это тайные организации?

Ю.В.: Знаете, как говорят сами масоны, - это не тайная организация, это организация, которая имеет тайны.

А.К.: А есть ли справочник российских масонов? Посмотреть по именам…

Ю.В.: Да, вы знаете, есть справочник Серкова.

А.К.: Где его найти?

Ю.В.: Ну, я думаю, что тираж прошел.

А.К.: А в интернете можно, думаете?

Ю.В.: Наверное, можно.

А.К.: Справочник русских масонов. А вот современных в основном не указывают.

Ю.В.: Но многих мы знаем, они уже давали интервью.

А.К.: Например? Кроме Богданова.

Ю.В.: Дергачев, например. Раньше, когда Дергачев был Великим Мастером, он говорил: "Только, пожалуйста, ни в коем случае, чтобы мое имя нигде не было упомянуто, у нас это не принято". Сейчас, видимо, все становится проще. Задают другой вопрос. Называют имена известных политиков. Мне говорят: "Слушай, ты же там с 33-м знаком…"

А.К.: Я вот к этому аккуратно и очень долго подводил…

Ю.В.: Когда начинают называть имена, я говорю: "Друзья мои, если я не могу предъявить документа, что я могу сказать". Но я знаю одну вещь. Что еще в начале 1990-х годов в системе шотландского обряда (могучий мировой масонский обряд) в Москве была создана ложа "Аврора" для англоязычных иностранцев, работающих здесь. Потом, насколько мне известно, в эту ложу стали входить некие российские вип-персоны, узнаваемые люди.

А.К.: Из российской медиаэлиты, намекаете вы…

Ю.В.: Нет, из самой разной российской элиты, политической в том числе.
Но есть и другой момент. Дело в том, что в российской традиции все-таки не принято серьезному известному человеку об этом говорить в отличие от американской традиции. Все знают, что Вашингтон, основатель Соединенных Штатов, был масоном. Великий деятель.

А.К.: Мы даже знаем, по какому архитектурному проекту был построен Вашингтон. Не знаете эту историю? Фантастически интересная история.

Ю.В.: Да-да. Масонская архитектура.

У нас в России скрывают информацию о ложе "Аврора"…

А.К.: Почему?

Ю.В.: Да уж больно неприятные исторические вещи. Смотрите. "Золотой век" Екатерины, "золотой век" масонства. Николай Иванович Новиков и его компания арестованы в тот самый момент, когда Екатерина поняла: поветрие усиливается, и огромное количество вельмож, приближенных к ней, военных и не только, оказывается, присягают на верность не только ей, императрице, но и тому Великому Мастеру, который находится в Пруссии. В Пруссии, с которой ужасные отношения, чуть ли не до войны дошло. Говоря современным языком, попахивает государственной изменой. Первая волна антимасонских государственных актов.
Второй пиковый момент - господа декабристы. Все имели связи с какими-то масонскими, парамасонскими организациями, почти все.

А.К.: Петра Чаадаева вот вспоминали, например…

Ю.В.: И главное, куда все нити-то вели. Нити вели, в частности, в Италию. Такое было инициатическое имя Нубий, очень известный был масон. Все шло оттуда. Из Великой ложи Англии, конечно.

Ну и февральская революция. Замечательный православный публицист, архиепископ Никон Рождественский, до революции много писал об опасности масонства. И однажды он написал: "Один известный архиерей подошел ко мне и сказал: "Владыка, ну, что ты пишешь все про этих масонов? Кто их видел вообще, где они? И есть ли они вообще?" Эти вопросы мне тоже часто задают.

И вот прошло после этого разговора несколько лет - и вдруг власть в огромной стране получает Временное правительство, где 99 процентов - мифические, несуществующие масоны.

А.К.: Да, во главе с вполне конкретным масоном Александром Керенским.

Ю.А.: А Никона Рождественского не просто убили - ему отрезали голову. А это ритуальный масонский момент.

Масонские символы

Справка : Символы кругом. Колонны. Врата для посвящаемого и выход к свету для ищущего.

Колонны Храма Иерусалимского . Символические колонны напоминают исписанные иероглифами обелиски, которые возвышались перед египетскими храмами.

Ступени. Между колоннами храма могут изображаться ступени, которые символизируют испытания и очищение стихиями при получении масонского посвящения.

Мозаичный пол. За колоннами следует мозаичный пол с чередованием в шахматном порядке белых и черных клеток. Символизм чередования говорит о том, что в области наших чувств все уравновешивается со строгой точностью.

Резец и молот. Для претворения в жизнь его работы ученику даются орудия - резец, представляющий установившуюся мысль, принятое решение, и молот - волю, приводящую их в действие.

Камень. Рядом с одной колонной помещается грубый камень, с другой - кубический. Символически масонская работа состоит в том, чтобы, отесывая грубый камень, улучшать творения природы.

Молоток досточтимого Мастера. Молоток используется досточтимым Мастером ложи, первым стражем ложи и вторым стражем ложи при проведении ритуальных работ.

Отвес. Используется каменщиками для проверки вертикальности стен. Для масона отвес является символом истины. Истины не как абстрактного логического понятия, а истины как правоты слов и дел перед Богом и обществом. Уровень используется каменщиками для проверки горизонтальности поверхностей. Свободными каменщиками используется как символ равенства между людьми.

Циркуль и наугольник. В этой эмблеме циркуль изображает небесный свод, а наугольник - землю. Циркуль, совмещенный с наугольником, - пожалуй, самая распространенная из всех масонских эмблем, символов и знаков.

Книга Священного Закона. Один из трех основных светочей свободных каменщиков. Это главная книга той религии, которую исповедуют присутствующие в собрании ложи братья. Лучезарная дельта - важнейший символ масонского храма.

Всевидящее око. Треугольник с помещенным внутрь него оком, знаком просвещенности или принципа сознания.

А.К.: Из перечисления символов сразу возникает гораздо больше вопросов, чем понимания.


Ю.В.: Тема интереснейшая.

А.К.: Сразу вспоминаем герб ГДР.

Ю.В.: Да, молоточек.

А.К.: Молоточек. С этим самым, как это называется...

А.К.: А потом вспоминаем доллар с этим сияющим глазом в треугольнике. А потом… Что мы только ни вспоминаем. И думаем: "Господи Боже мой".

Ю.В.: А вы знаете, каждый из этих символов, вот навскидку, имеет для нашего сегодняшнего разговора важнейший смысл. Смотрите, эти две колонны, Яхин и Боаз, у входа в храм.
Ко всему прочему это древний гностический знак равноценности добра и зла. Если добро и зло равноценно, то нет Истины, Истины с большой буквы. Если это так, то нет никаких, на самом деле, критериев нравственности, этики. И существует сугубо масонская в этой связи тема под названием "этика во времени". То, что вчера было неэтично, сегодня этично.
Мы же сейчас уже знаем про эвтаназию ребенку в Бельгии. Так называемые окна Овертона.

А.К.: То, что было неприемлемо, вдруг становится сначала допустимо, а потом мейнстримом.

Ю.В.: Сугубо масонская, кстати, тема.

А.К.: Да? Как интересно, слушайте. Но все-таки: все эти знаки и символы, то на гербе ГДР, то на знаке доллара - все это случайность?

Ю.В.: Ну, извините, масонство просто создавало Соединенные Штаты Америки.

А.К.: А потом? Исчезло из основания?

Ю.В.: И сейчас, конечно, влиятельнейшие. Хотя иногда и говорят: "Ну, масонство было популярно в XIX веке, сейчас-то это уже музей…"

Сколько масонов и где они?

А.К.: Итак, масоны среди нас, их много. Другое дело, что они в основном не представляются…

Ю.В.: Немного.

А.К.: Немного? А как вы оцениваете их численность?

Ю.В.: Ну, я думаю, что в России масонов регулярного обряда, то есть правильных масонов, несколько сот человек.

А.К.: Но зато это все люди, если я правильно понимаю их логику, самого высшего эшелона.

Ю.В.: Не все, конечно, не все. Если говорить об Америке, то это - масонское государство.

Почему, действительно, где бы ни появлялась Америка, везде начинается война, революция, хаос.

Существует сугубо масонская формула - она, собственно, во главе всех документов, как мы раньше писали: "Пролетарии всех стран, объединяйтесь!" И там написано: "Порядок из хаоса". То есть необходимо сначала создать хаос, чтобы измученные народы мира сказали: да сколько же можно, войны, революции и все прочее, безнравственность.

А.К.: И тут такой я - весь в белом…

Ю.В.: Да, и тут выходит некто - весь в белом. На языке православной эсхатологии мы знаем, кто это.

А.К.: Да-а, слушайте, как интересно.

Ю.В.: А проект-то масонский. Дьявольский, конечно.

А.К.: С одной стороны, вывод очень прост, просто шокирующе прост. Да, действительно, есть такая структура, как и многие другие. Действительно могущественная - много народу в нее вступают, идя на поводу у собственной гордыни, у религии успеха. Более того, они выполняют то, что обещают. Как и любая сделка с этой силой, она на определенном этапе успешна. Но для нас-то с вами это ужасно. Это сатанизм и дьявольщина - вот и все.

Ю.В.: Совершенно верно. Мы говорили об измене. Об измене своему государству. Об измене Богу. Об измене самой человеческой природе. Обращаюсь к нашей православной патриотической аудитории. Хочется сказать: друзья мои с Божьей помощью останемся верными.

А.К.: Вот лучше и не скажешь. Поблагодарю, конечно, Юрия Юрьевича, автора книги "Пятый ангел вострубил"? И постскриптум про доллар…

Cправка:

давайте посмотрим на доллар.

Начнем с его лицевой стороны: сразу обращаем внимание на герб Министерства финансов США.

Затем перемещаемся к цифре 1 справа вверху. Из-за внутреннего верхнего левого угла щита за цифрой выглядывает сова - символ сатанинского Богемского клуба, прописанного в Богемской роще.

Далее видим пирамиду, на вершине которой всевидящее око, у основания пирамиды те самые римские цифры. Складываем их - и получаем число 666. Под пирамидой лозунг: "Novus Ordo Seclorum". Дословно означает "Новый порядок веков". Но правильнее, особенно сегодня, - "Новый мировой порядок", о котором так часто говорят элиты мира.

Давайте дорисуем пирамиду до иудейской звезды. Углы указывают на буквы, образуя слово "mason". Выше пирамиды видим "Annuit Coeptis" - "Он содействовал нашим начинаниям", или "Время начала". "Он" - архитектор (око). По другим сведениям, переводится как "Бог благословляет наши деяния".

13 листьев на оливковой ветви в лапе орла. 13 оливок в ветви. 13 линий и полос. 13 стрел в лапе орла. 13 пятиконечных звезд над головой орла. 13 букв в "E Pluribrus Unum". 13 камней в пирамиде. 13 букв в "Annuit Coeptis". В центре купюры большая буква N - 13-я по счету в древнегреческом алфавите. 13 - мистическое число сатаны.

Сложите доллар пополам. Вот вам и великая двухсторонняя печать США. На одной стороне жрецы, на другой - масоны.

Вот такая интересная банда, и цель этой банды проста - сделать из нас всемирное космополитическое стадо без рода и племени. Цель масонов написана на ленточке в клюве орла справа. Конечно, эту латынь переводят так, чтобы народ не испугался: "Единство в многообразии". Но на самом деле - "Один народ из множества". А ширина доллара, кстати говоря, равняется 66,6 миллиметра.

20 октября 2013 года кандидат экономических наук, профессор А.Починок в передаче «Американские налоги от Буша до Обамы» радио «Эхо Москвы» сказал: Весь мир согласился с тем, что американская экономика самая мощная. Подавляющая часть инвесторов вкладывалась в американскую экономику, покупали американские ценные бумаги, и развернули до таких величин американский долг, что, если с ним что-то, не дай бог, случиться, мировая финансовая система разлетится просто на клочки. И, именно, поэтому, сейчас нужно либо чинить американскую систему, либо искать и развивать на примерно такой же уровень другие экономики. Вот, все ждут, пока Китай поднимется на такой уровень, но до этого еще очень и очень далеко, потому что, все-таки, китайская экономика – она определяется решениями партии и правительства, и это боязно. Так что, выборов очень и очень мало.

Точнее сказать, с позиции А.Починка, этого выбора нет ни для кого, в том числе и для России – нужно спасать США. Точно такого же мнения придерживается А.Кудрин, С.Алексашенко, Е.Ясин и другие экономисты, довольно часто появляющиеся в эфире «Эхо Москвы». Почему все эти видные экономисты уверены в том, что экономическую температуру на планете определяет США и если ФРС чихает, то все экономики мира лежат в постели с высокой температурой? Неужели Россия не может и дня продержаться без оглядки на Госдепартамент? Но если все так плохо, тогда зачем было создавать фонды накоплений и держать полтриллиона ЗВР в американских трежерис, не лучше ли было инвестировать эти деньги в российскую экономику, где за 10 лет данная сумма ЗВР принесла бы ровно столько же, если не больше, дохода? Нельзя потому, что суверенный ЦБ РСФСР создавался агентами иностранного влияния М.Горбачевым и Б.Ельциным, а также швейцарским банком Ротшильда. Нельзя потому, что экономисты 90-х годов прошлого века российского правительства были подготовлены на английские деньги и были масонами российских лож, созданных Великим востоком Франции, Мальтийским Орденом и Орденом Иллюминатов, имеющим глубокие корни в Ордене иезуитов. Без сомнения, нынешние творцы экономической «свободы» в России также несут масонское послушание в различных ложах, созданных еще в 90-е годы. И эта преемственность сохраняется для того, чтобы Россия продолжала и дальше всеми силами поддерживать экономику США, исчерпывая собственные ресурсы, как природные, так и человеческие.

Начало этому процессу было положено еще до того, как М.Горбачев и Б.Ельцин стали мальтийскими братьями, до того, как масоны Н.Хрущев, В.Молотов и их вдохновитель О.Куусинен совершили убийство И.В.Сталина, а продолжатель дела Н.Хрущева Ю.Андропов убийствами расчищал себе дорогу к престолу, в свою очередь отравленный теми, кто сделал ставку на М.Горбачева. Начало было положено в 1903 году и с тех пор антирусские силы лишь мимикрировали, но дело свое не оставляли ни на минуту, вынужденные тщательно прятать свою принадлежность к масонским ложам. Но все изменилось с началом перестройки. Еще до государственного переворота 19 августа 1991 года была создана ложа «Магистериум», имеющая свои подразделения в нескольких странах мира, куда вошли А.Яковлев, Шеварнадзе, Собчак, Д.Сорос, Дювергет, Г.Арбатов, И.Бродский, Гайдар, Гинзбург, Геращенко, А.Лебедь, И.Павлов и Шохин. Любопытно, что достойный ученик Э.Шеварнадзе А.Шохин входил в правление «Наш дом – Россия» В.Черномырдина, был президентом «Высшей школы экономики», возглавлял комиссию по экономической безопасности, являлся председателем «Ренессанс капитал» и возглавил РСПП. Финансирование масонской деятельности в частности осуществлялось через Credit Suisse First Boston Ротшильда, преобразованного в «Ренессанс капитал», возглавляемого А.Шохиным и переданным «Онексиму» М.Прохорова. Что, судя по всему, произошло не случайно, так как такое масонское подразделение могло быть передано только «брату».

Не случайно А.Шохин возглавил и РСПП, куда вошли многие политики, экономисты и олигархи российской экономики: Авен, Алекперов, Миллер, Вексельберг, Костин, Ясин, Примаков, Токарев, Фридман, Чубайс, В.Якунин, Юргенс и другие. Не случайно в этой компании оказались члены Мальтийского Ордена Е.Примаков и В.Якунин. Е.Примаков, судя по всему, стал «мальтийцем» еще в конце 70-х годов, будучи заместителем директора Института мировой экономики и международных отношений – настоящей кузнице масонских кадров. Иначе и быть не могло, если с подачи О.Куусинена и его верного ученика Ю.Андропова Мальтийский Орден стал одной из структур вездесущего КГБ и его зарубежной агентуры. Это уже значительно позднее Великий восток Франции взялся за дело формирования пятой колонны российских экономистов, но руководство все же оставалось за Мальтийским Орденом.

Все организаторы перестройки и государственных переворотов 1991 и 1993 годов были членами Мальтийского Ордена: Горбачев, Ельцин, Бурбулис, Юмашев, Ястржембский, Шахрай, Шаймиев, Филатов, Примаков, Руцкой, Илюшин, Бородин, Березовский и другие. Не случайно С.Шойгу и В.В.Путин (Орден святого Карла – подразделение Мальтийского Ордена) стали мальтийскими «братьями», а вместе с ними и президент Казахстана Н.Назарбаев. Это не признание заслуг, не международная награда первым лицам государства как знак дипломатии. Это принадлежность к масонскому ордену и выполнение задач мировой закулисы – Высшего масонского совета. Этой же чести был удостоен и главный железнодорожник России, а до этого сотрудник разведки КГБ В.Якунин, который проводит ежегодные семинары мирового форума «Диалог цивилизаций» на острове Родос во дворце Великих магистров Мальтийского Ордена. Партнеров этого форума предостаточно: масонские GCGI, ECPD, Совет по международным отношениям Ордена Иллюминатов и другие заинтересованные организации. Мальтийским Орденом была открыта масонская ложа «Свободная Россия» для высшего военного командования Министерства обороны, Генерального штаба, ФСБ, СВР, МВД и спецподразделений «Вымпел». Аналог «Военной ложи» 1913 года.

Вернемся к экономистам. Еще в 1984 году была создана масонская ложа «Синтез», куда вошли: Чубайс, Илларионов, Миллер, Травин, Д.Васильев, Авен, Улюкаев, Кох и другие. Как видим, многие из этих «младореформаторов» скоро достигли огромных вершин в российской экономике, действуя под эгидой своих старших товарищей – мальтийских рыцарей. Ключевые посты по приватизации государственной собственности, в Центральном банке и Газпроме заняли совсем не случайные люди, но «братья» из одной ложи. Масонская ложа «Магистериум» создает другую ложу – «Взаимодействие», куда собирает талантливых экономистов: Гайдара, Чубайса, Починка, Абалкина, Ясина, Мау, Шохина, Потанина, Кагаловского, Хаита, Федорова и Шаталина. Этот масонский клуб устраивает настоящую резню по живому – принимает «Вашингтонский консенсус» и исполняет волю МВФ, получая кредиты, как гранты за свое послушание. Представителем России в МВФ становится масон из ложи «Взаимодействие» К.Кагаловский и золотой дождь проливается на мальтийских рыцарей во главе с Б.Ельциным и Е.Примаковым, а также других «братьев» из «экономической» ложи. Миллиарды долларов идут на залоговые аукционы, где за бесценок выкупается государственная собственность, а К.Кагаловский становится владельцем ЮКОСа.

Но и это еще не все! Гайдар, Починок, Шохин, Б.Федоров, Лившиц и другие вовлечены в операции с ГКО – огромную финансовую пирамиду, куда входили многие российские и зарубежные финансовые воротилы. Объем грабежа государственной казны достиг такого размаха, что правительство было вынуждено устроить дефолт 1998 года. Экономисты из ложи «Взаимодействие», «Магистериум», а также мальтийские братья, прикрывавшие эту операцию по линии силовых ведомств, нажили огромные, многомиллионные состояния. А.Починок в 1998 году разоткровенничался в интервью журналу «Профиль»:
Я всегда верил государству и вкладывал деньги в государственные ценные бумаги. Даже когда пошли финансовые кризисы, я считал, что с ГКО все будет нормально. Я действительно покупаю ГКО и доволен заработком. Это игра, конечно. Только, извините, игра, которую можно просчитать. И если голова есть на плечах - останешься с плюсом.

О голове на плечах – это сильно сказано, особенно из уст того, кто сам с «братьями» управлял процессом ГКО! Таким образом, все нынешнее благополучие российских олигархов и политиков было сформировано еще в 90-х годах прошлого века, когда вся экономика и политика России оказалась в руках масонов и эти руки до сего дня продолжают цепко держать «суверенитет» нашей страны в таких масонских ложах, как: Мальтийский Орден, Великий восток Франции и Орден Иллюминатов, который предполагает деятельность Ордена иезуитов – самого закрытого из всех масонских орденов.

Получив в свои руки экономику России, можно было создавать и политические организации. Первая увидела свет «Межрегиональная депутатская группа», созданная на деньги фонда Конгресса США и собравшая в свои ряды многих масонов: Ельцина, Афанасьева, Попова, Акаева, Бунича, Бурбулиса, Собчака, Старовойтову, Шушкевича, Алферова, Яковлева, Заславскую, Памфилову и многих других. В России активно действуют иллюминаты и еврейская ложа «Бнай – Брит», Н.Назарбаев также не отстает от своих мальтийских «братьев» и создает в Казахстане различные масонские ложи, включая и «Бнай – Брит». Созданный в Астане город – президентский дворец не случайно включает в себя масонскую пирамиду «Дворца мира и согласия», спроектированную иллюминатом Н.Фостером. Одновременно с «Межрегиональной депутатской группой» создается ложа «Большая Европа», куда входят Чубайс, Собчак, Бурбулис, Боровой, Бунич и другие. Задача ложи проста: обеспечить поставку энергоресурсов в Европу и импорт европейских товаров для соблюдения торгового баланса. Но для этого нужно уничтожить российскую промышленность и сельское хозяйство, что с успехом делают «экономические» ложи. «Большая Европа» стоит у истоков «Единой Европы», конечной целью которой стал Евросоюз. Так за счет России создается благополучие европейских стран.

С приближением к президентским выборам 1996 года мальтийские рыцари создают парламентскую партию «Выбор России» с все теми же лицами: Яковлевым, Филатовым, Гайдаром, Козыревым, Чубайсом, адвокатом А.Макаровым, Каспаровым и Починком. В короткий срок масонское объединение получает 2 миллиарда рублей, а МВФ перечисляет 10,2 миллиарда долларов на предвыборную компанию Б.Ельцина, устранив из борьбы А.Собчака и Г.Зюганова. После провала «Выбора России», создается новый блок «Отечество – вся Россия», куда входят видные масоны: Лужков, Примаков, Шаймиев, Собянин, В.Яковлев, О.Дмитриева, Морозов, Жуков и Шаккум. Впервые в российской истории Великий восток Франции объединяет усилия с Мальтийским Орденом и в результате этого союза рождается прекрасное дитя – партия «Единая Россия», в которую входят В.В.Путин, Д.А.Медведев, Шойгу, Володин, Грызлов, Исаев, А.Воробьев, Шувалов, А.Макаров и многие другие видные представители масонских орденов и лож, не оставляя никаких шансов на политическое и экономическое возрождение России.

Но этот процесс надо контролировать и масонские ложи создают собственные подразделения – институты перспективного планирования и разработки стратегических решений: ИНСОР и Центр стратегических разработок. Эти масонские институты наполняют все те же масоны из «экономических» лож: Набиуллина, Ясин, Якобсон, Мау, Илларионов, Греф, Кузьминов, Дворкович и другие, создающие новое продолжение «Вашингтонского консенсуса» и решений МВФ для России в виде «Стратегии 2020» - очередной программы, направленной на зависимость российской экономики от Евросоюза и США. Одновременно принимаются и проводятся в жизнь планы, направленные на развитие гуманитарной катастрофы в России. А Починок 29 сентября 2013 года предлагает на семинаре «Школа гражданских лидеров» в Иркутске:
Государство обязано уходить из базовых социальных сфер (здравоохранение, социальное обеспечение), поскольку оно крайне неэффективно в них работает. У нас очень дорогая соцзащита, сфера здравоохранения. В патронатном варианте любая частная фирма будет гораздо более эффективной и обеспечит людям лучшие условия обслуживания. Причем, стоить это будет дешевле. У нас не больных много, а тех, кто лежит на «социальных койках» – кому нужен уход по старости, а не по болезни. Россия по количеству социальных коек – одна из мировых лидеров. Мы 20 лет пытаемся бороться с этим явлением. Безуспешно.

Причем экономисты вместе с А.Починком предлагают не только сокращать деятельность государства в социальной сфере (действительно, зачем А.Починку жизнь русских пенсионеров, детей и инвалидов?), но и в экономике, передав все в руки рынка, который сам все отрегулирует. Только никто не хочет ответить на простой вопрос: почему вездесущий рынок не смог ничего поделать против нынешнего кризиса, обрушающего не только благосостояние простых граждан, но и банков? Все эти химеры самоорганизующегося рынка придуманы в недрах масонских орденов и объединений, где за исполнением продуманного плана следят самые различные масонские организации. В России такими организациями стали: «Открытая Россия» Г.Киссинджера, Ротшильда и Яковлева, «Открытое общество» Д.Сороса, Афанасьева и Заславской, а также «Россия и США: взгляд в будущее» Г.Киссинджера, Р.Рубина, Е.Примакова и И.Иванова.

В заключение можно сказать об одном: масонские ложи и ордена наполнили собой все пространство политической и экономической жизни России, и больше 20 лет ведут непримиримую борьбу с русским народом, бросая его из огня да в полымя. Но наш народ выходил целым и не из таких переделок, когда казалось, что гибель неизбежна и спасения уже не будет. Придет время Лета Господня, когда расцветут пышным цветом здоровые ростки нашего народа, сохранившего в себе любовь к России, и от этого цвета займутся пожары народного гнева против тех, чья жизнь была положена на алтарь борьбы с русским народом и Россией. Ватиканские ордена и масонские ложи Европы и США весь ХХ век пытались уничтожить Россию, не оставляют этих попыток и в XXI веке, строя заговоры против целостности нашей страны. Отделяя сегодня Украину, а завтра Белоруссию, мировая масонская закулиса хочет ослабить русский народ, лишив его единства, но даже в этом случае им не одолеть Россию, не растерзать русский народ на части, убивая поодиночке. Мы всегда были сильны своим единством, своей общностью и сегодня русская община жива и не пала под ударами рога изобилия капиталистического масонского мира, принесшего заодно и все немыслимые пороки современного человечества. Главный бой еще впереди. Но мы верим: победа будет за нами, русским народом и Россией!

Ипатьев К.Ф.(майор ГРУ в отставке)

Правообладатель иллюстрации Image caption

24 июня 1717 года в Англии начала свою работу первая официальная масонская ложа - таинственное общество вольных каменщиков, которые имеют свои секретные обряды и символы.

Через несколько десятилетий масонство пришло и в Россию. В масоны входили такие известные российские исторические личности, как Пушкин, Кутузов, Суворов, Чаадаев и другие.

Русская служба Би-би-си поговорила с современными российскими масонами и исследователями этих обществ, чтобы узнать, что представляет собой современное масонство в России.

Русское масонство - что это?

По легенде, масонство в Россию привез Петр I, который стал масоном во время своих зарубежных поездок. Первый русский император, по преданию, стал и первым Великим мастером первой российской ложи. Однако документального подтверждению этому нет.

Первым официальным Великим мастером в России - главой верховной масонский ложи - стал в 1731 году английский генерал Джон Филипс. В то время большинство масонов в России были иностранцами, которые работали или занимались бизнесом в Российской империи.

Первым же русским Великим мастером стал Иван Елагин, который организовывал культурные вечера при дворе Екатерины II. В 1770 году он создал первую Великую ложу России, в которую затем вошло 17 других масонских лож.

Нынешний Великий мастер Великой ложи России Андрей Богданов называет масонство "одной из старейших общественных организаций в мире".

Современное масонство в России возникло в 1995 году, когда Великая ложа Франции создала четыре масонские ложи в России, а на их основе возникла и Великая ложа.

"Кто-то называет масонство мужским клубом, кто-то называет просветительским клубом или клубом по интересам. Для меня это все вместе взятое", - говорит Богданов.

Три темы

Сам Богданов - известный российский политтехнолог, один из учредителей "Демократической партии России" и кандидат в президенты России на выборах 2008 года. Однако, как он рассказывает, масонам запрещено обсуждать политику - за это даже могут исключить из ложи.

"Масонство никогда не стремилось к политическому влиянию и не имело его. Политическое влияние имели отдельные члены общества, но они занимались политикой как частные лица", - рассказал Русской службе Би-би-си Богданов. По его словам, запретными в масонстве являются "три темы, которые ссорят мужчин" - политика, религия и женщины.

Как и многие правила работы масонских лож, запрет для женщин на вступление в масонское общество обуславливается порядками жизни средневековой Англии, где в 1717 году начала свою работу первая ложа вольных каменщиков.

"В масоны принимаются верующие в единого бога мужчины свободных и добрых нравов", - говорится в уставе организации.

"Свободными" в Англии XVIII века назывались люди, которые не имели долгов и могли обеспечить себя финансово. Женщины в то время практически не имели собственного достатка, поэтому не могли считаться "свободными", а, значит, не могли вступать в масонские ложи. Так и до сих пор в "традиционное масонство" не принимают женщин.

Но есть и "нетрадиционное" - туда можно приходить и женщинам, и обсуждать политику, однако "классические" масоны такие общества не признают.

"Просто, допустим, собрались 10 человек и решили, что будут масонами, будут и женщин принимать, и политику обсуждать. Взяли запоны (специальные масонские фартуки). Масон - это тот, кто прошел обряд посвящения. Масон - только тот, кого в других масонских ложах считают масонами", - объясняет Богданов.

Правообладатель иллюстрации ERIC FEFERBERG / Getty Image caption Тайные символы масонства - инструменты средневековых строителей и архитекторов, которые и создали первые ложи вольных каменщиков

Навальный не станет масоном

Современный обряд посвящения в масоны мало отличается от того, каков он был 300 лет назад. Профан (не масон) стучится (просится) в ложу. Далее с ним проводят беседы мастера этой ложи. Профан должен получить два рекомендательных письма от действующих масонов, чтобы его кандидатура была направлена на рассмотрение.

После того, как профан собрал рекомендации, ему предстоит пройти "допрос под повязкой". Человека приводят в ложу в завязанными глазами и задают вопросы о его жизни: "Что такое свобода?", "Что такое братство?", "Что вы плохого сделали в жизни, за что вам стыдно? А что хорошего?" "Обычно задают вопросы, которые человек сам себе не задает и на которые перед собой не отвечает", - говорит Богданов.

После этого члены ложи голосуют за принятие нового "брата". Минимальная численность ложи - семь человек. Если трое братьев-масонов высказались против, то профану отказывают в приеме. Если три масона против, то человек уже не станет масоном, независимо от того, семь членов в ложе или тысяча.

При этом у желающего стать масоном не должно быть проблем с законом и он должен быть не судим. "Алексея Навального мы не примем, он осужден", - отмечает Богданов.

Пройдя обряд инициации, профан становится учеником - это первый градус (уровень) масонства. Далее ему нужно стать подмастерьем, а затем мастером. Дойдя до третьего градуса, человек становится масоном.

По словам Богданова, для того, чтобы получить градус нужно написать некую зодческую работу, тему которой выбирает ложа. Работы пишутся по темам масонской ритуалистики, восприятия и понимания тайных эзотерических знаков.

Масон должен раз в месяц посещать работу своей ложи и раз в год посещать ассамблею (съезд) Великой ложи его страны. Также масон может по желанию получать дополнительные градусы, выбрав для себя так называемый устав: шотландский, йоркский, французский или многие другие.

Сейчас в России и странах СНГ функционирует 38 так называемых достопочтенных лож в 17 городах России, Белоруссии, Казахстана и Грузии. Все они объединены Великой ложей России, которую и возглавляет Богданов.

По его словам, ежегодно в масоны стучится около тысячи человек, но принимают в вольные каменщики ежегодно меньше ста новых членов: "Часто стучатся люди, которые не знают, что такое масонство. Говорят: "Мы знаем, что у вас тут пол-правительства, и мы тоже хотим".

"Мы никогда никого к себе не зовем, к нам всегда сами стучатся. При этом мы не тайная организация, мы организация с тайной. Одна из главных тайн масонства - кто же является масоном", - рассказывает Великий мастер Богданов.

Он отказался ответить на вопросы Би-би-си о том, сколько масонов занимает места в Госдуме и правительстве или кто из знаменитостей - масон: "Если бы я сам своего имени не открывал, то ни один из братьев не выдал бы меня".

Традиция скрывать свою принадлежность к обществу вольных каменщиков также идет из Англии, где были гонения не участников тайных обществ. Также масоны помнят о Второй мировой войне, в которой погибли многие вольные каменщики из-за запрета на масонство в Третьем рейхе.

Правообладатель иллюстрации PA Image caption В Англии в 1717 году начала свою работу первая ложа вольных каменщиков

Современное масонство в России

По словам Богданова, сейчас в Великой ложе России состоят около 1,2 тысячи человек. В масоны приходят люди из бизнеса, силовых и политических структур, люди искусства и образованный средний класс.

Великая ложа России существует 22 года, а средний возраст ее членов - 35 лет. Средний же возраст в западных ложах, по словам Богданова, - 65 лет. В Москве сейчас действует 12 масонских лож, а в Санкт-Петербурге и других крупных российских городах - по 2-3 ложи.

"Масонство - познание себя в этом мире. Мы не обсуждаем религию, но обсуждаем духовную жизнь и философию", - отвечает Богданов на вопрос, чем же все-таки занимаются вольные каменщики. Помощник Великого мастера Вячеслав Смирнов (также принимавший участие в становлении Демократической партии России) говорит, что масонство помогает наладить бизнес-связи и найти новых друзей.

Современные масоны в России и других странах уделяют большое внимание благотворительности. Чаще всего масоны опекают детские дома или больницы. Пожертвования выплачиваются из "кружки вдовы" (мешка, в который каждый может положить любую сумму денег после окончания работы ложи).

При этом, по словам Богданова, российское масонство совсем не богатое - у вольных каменщиков в России до сих пор нет своего здания в Москве. Для проведения работы лож масоны арендуют залы в отелях.

Каждый масон выплачивает два взноса: первый - ежегодный, а второй - вступительный, который выплачивает профан, постучавшись в ложу, или масон, переходящий в новый градус. Размер взносов колеблется от 6 до 18 тысяч рублей. В России и странах СНГ масонские ложи зарегистрированы как НКО.

Правообладатель иллюстрации Grand Lodge of Russia/Facebook Image caption Первая ассамблея Великой ложи Казахстана

Великая ложа России также занимается привнесением света (открытием новых лож) в другие страны и города. В 2015 году была создана Великая ложа Грузии, а в 2016-м - Великая ложа Казахстана. В этом году масоны хотят открыть Великую ложу Белоруссии на базе уже существующих трех лож.

Из масонов могут и исключить. Чаще всего исключают за обман, невыплату взносов и недобросовестное поведение, например, когда масон бросает свою семью. Некоторые вольные каменщики сами разочаровываются в масонстве и уходят из лож.

В России из пяти вступивших в масоны в ложах через пять лет остаются 2-3 человека, говорит Вячеслав Смирнов.

Тайный масонский заговор

Мифы вокруг масонства, по словам Богданова, связаны с особенностями "советского образования, когда молодым людям рассказывали о мировом господстве жидомасонов".

"Я раньше думал, что масоны - это не очень вменяемые люди. Их нигде не было видно, и было такое впечатление. К масонству относятся предосудительно, потому что его мало знают", - рассказывает Смирнов.

Многие до сих пор становятся членами масонских лож для того, чтобы присоединиться к "всемирному заговору". "Кто-то приходит и говорит: "А где у вас министры на заседании? Но туда ли ты пришел? Может быть, эта ложа не для министров, потому что сам ты тоже не министр", - говорит Смирнов.

Исследователь русского масонства Сергей Аржанухин считает, что слухи о заговоре масонов в XVIII-XIX веках распускало само государство из-за противодействия тайным обществам.

"Русское масонство возникло в процессе формирования светской культуры, это один из первых институтов гражданского общества в России. Понятно, что обвинения в заговоре шли от государства. Потому что у государства и гражданского общества всегда есть конфликт. Но нет никакого документа, который подтверждал бы заговорщический характер этой организации", - говорит он.

Указом императора Александра I в 1821 году масонство было запрещено в России как тайное общество.

По словам Богданова, масоны - законопослушные граждане, и не могут организовывать свою деятельность там, где им это запрещено властями. Даже среди декабристов, по его словам, масонов почти не было - вольные каменщики поддерживали царя.

По словам Аржанухина, ни в царские времена, ни в современной России масоны не имеют политического влияния. Об этом говорит и другой исследователь вольных каменщиков Андрей Серков. По его словам, в масонах состоят некоторые бывшие члены Госдумы, но во властной верхушке России масонов нет.

При этом Серков обращает внимание на личность Великого мастера Андрея Богданова, который активно занимался политикой в нулевые годы.

"Строить "Демократическую партию", возобновлять КПСС и возглавлять масонство… Это его очередной проект", - говорит историк.

По его словам, Богданова избрали на пост Верховного мастера в тот момент, когда он баллотировался в президенты в 2008 году.

"Это было престижно. Но масонство в современной России никакого влияния не имело", - считает он.

Масоны среди нас. "Вольным каменщиком", как они себя именуют, может оказаться кто угодно — от соседа по лестничной клетке до какой-нибудь медийной личности. В России вот уже 150 лет не утихают разговоры об их могуществе. Так ли это на самом деле? О жизни масонов в современной России, больших деньгах и тайных собраниях — в материале РИА Новости.

"Хочешь быть масоном — спроси масона"

Высокий человек в черном пальто ведет за собой по извилистым улицам ночной столицы. "Я когда-то состоял в ложе ради научного интереса, так сказать", — бросает он, не оглядываясь. Сейчас он не перестает общаться с другими членами братства, но причину своего ухода не называет.

"В ложу вступают по разным мотивам. Одни думают, причем всерьез, что будут вершить судьбы мира, другие считают, что обретут тайные знания. А кто-то просто начитался "Войны и мира" Толстого (в романе подробно описаны посвящение Безухова в масоны и его жизнь в ложе. — Прим. ред.)", — замечает мой собеседник Павел.

Если во времена Пушкина и Грибоедова (масоны считают их "своими". — Прим. ред.) действовал принцип: "чтобы быть масоном, спроси об этом масона" и нужно было заводить как можно больше знакомств с членами ложи, то в XXI веке возможностью "порулить" судьбами мира может воспользоваться практически каждый.

"В тех же США миллионы масонов. В Европе тоже немало. А у нас — сплошная текучка. Постоянных членов ложи мало", — сетует Павел. По его словам, все дело в достаточно дорогом "входном билете" — от 10-20 тысяч рублей. Поэтому бюджет российского масонства — в отличие от зарубежных тайных обществ — не такой большой, как принято считать.

"Несколько лет назад одна из крупных лож Франции со скандалом выгнала своего великого мастера. А знаете за что? Он на деньги братства приобрел личный вертолет", — делится он.

Подходим к небольшой двери в старинном здании по соседству с Тверской-Ямской, за ней — ведущие вниз ступеньки. В подвальном помещении не то бар, не то клуб. "Обычно в таком антураже и проходят собрания разных тайных обществ. Хотя в лучшие времена Великая ложа России (единственная признанная за рубежом масонская организация в Российской Федерации. — Прим. ред.) устраивала свои собрания в "Метрополе", возле Кремля. Там же заседали мартинисты, которые практикуют оккультизм, — у них что-то типа христианского каббализма", — рассказывает мой собеседник.

Много ли в России масонов

Масонство не имеет единой централизованной организации, но в то же время достаточно иерархично. Различные масонские ложи из примерно 10 человек (максимум из 20) могут объединяться в "великие". Первая такая объединенная ложа появилась в Англии ровно 300 лет назад и с тех пор считается самой авторитетной. В 1740 году ее адепта, генерала на русской службе Джеймса (Якова) Кейта, назначили великим мастером России. А к концу XVIII века вся российская знать "заболевает" масонством: членами ложи становятся известные государственные деятели, поэты, художники, архитекторы. Так продолжалось до тех пор, пока внук Екатерины II, император Александр I, в 1822 году неожиданно для всех не объявил масонство вне закона. Доходило до того, что чиновники давали специальные расписки о своей "непринадлежности к ложам". А в народе поползли слухи, что масоны поклоняются дьяволу.

Лишь ненадолго масонство возродилось после 1905 года. Но в первое же десятилетие советской власти масонские ложи "зачистили". Ходит байка, что масоны пытались посотрудничать лично со Сталиным, но тот, ознакомившись с их предложением, тут же запросил именные списки всех членов русской ложи. А в послевоенные годы, когда развернулась кампания по "борьбе с сионизмом", представление о масонах как о "тайном мировом правительстве" окончательно укореняется в общественном сознании.

В очередной раз российское масонство воспряло в 1995 году с появлением Великой ложи России (ВЛР), признанной более чем 90 масонскими организациями в разных странах мира. Ее члены называют себя "клубом мужчин, которые верят в Бога и хотят нести в общество свет знания". Эта организация считает себя единственной получившей официальное право на существование от зарубежных лож. Преемственность — важное для масонов понятие, ведь они считают, что уже не одно тысячелетие хранят и передают "тайные знания".

В ВЛР сегодня входят 50 лож, по большей части московских. Впрочем, в России есть и другие масонские организации с иными уставами. Но они, в отличие от ВЛР, не имеют официального статуса "великой ложи" и являются, по сути, представительствами зарубежных масонских собраний.

© Фото: предоставлено Великой Ложей России


© Фото: предоставлено Великой Ложей России

"Сейчас в России примерно полторы тысячи масонов. Причем более тысячи из них являются регулярными, то есть состоят в Великой ложе России", — отмечает религиовед Дмитрий Педенко.

Большая часть действующих в России лож требует от своих кандидатов верить в Бога и бессмертие души. Однако это не значит, что нет масонов-атеистов. "Отличительной особенностью ряда так называемых нерегулярных масонских организаций является как раз то, что туда принимают не только верующих, но и атеистов. Однако количество таких лож в России незначительно и в них весьма мало участников. В связи этим распространена ситуация, когда членами двух нерегулярных организаций являются одни и те же лица", — подчеркивает эксперт.

"Приказали стать масоном"

"Масонство — это в первую очередь древний клуб добропорядочных людей", — заверяет политолог Вячеслав Смирнов, член Великой ложи России. На вопрос, что побудило его стать масоном, уклончиво отвечает: "Родина приказала".

В каждой ложе есть три градуса (степени. — Прим. ред.) посвящения — ученик, подмастерье, мастер-каменщик. Кроме того, существует еще множество различных градусов, однако, как утверждают в ложах, никакой высшей степени посвящения не существует, ведь масон масону брат.

Сам обряд инициации в градус сложен и символичен. Так, кандидата в "ученики" перед началом посвящения наполовину обнажают, завязывают ему глаза и оставляют на полчаса в "комнате размышлений". После этого его ведут в "храм", где совершается ряд различных символических действий: например, будущий масон торжественно клянется на священной книге своей религии (чаще всего это Библия. — Прим. ред.).

"Часто церемония посвящения проводится с музыкальным сопровождением, что усиливает впечатления кандидата", — утверждают на одном из масонских форумов.

В конце обряда мастер-каменщик призывает членов ложи помогать новичку в трудностях, будучи уверенными в том, что и он в трудную минуту им поможет. Именно помощь ближнему, братская любовь и приверженность истине являются главными принципами масонства. Сами масоны формулируют свое призвание так: "сделать хорошего человека лучше".При этом сами масоны зачастую не могут ответить, как замысловатые ритуалы вместе с требованием понимать огромное количество абстрактных терминов реально способствуют этому.

© Фото: предоставлено Великой ложей России


© Фото: предоставлено Великой ложей России

В свою очередь, Павел утверждает, что чем выше градус, тем больше придется заплатить за посвящение. Кроме того, согласно уже официальной информации на сайте ВЛР, масоны делают ежегодные взносы.

Почему-то принято считать, что во время своих ритуалов масоны занимаются сексом. "Масонов часто путают с телемитами. Вот те — настоящие маргиналы, у них посвящают через секс. Один мой знакомый телемит рассказывал, что к ним на обряды в Москве даже приезжал какой-то магистр из США", — говорит Павел. Телемиты являются последователями учения знаменитого английского мистика Алистера Кроули, которое выражается в принципе: "делай, что изволишь, да будет то законом".

"Своих не выдаем"

В масонских ложах есть несколько правил анонимности. Так, любой член братства может заявить о своей принадлежности к масонству без предварительного согласования с собратьями. Но выдавать других нельзя.

"При встрече с российским членом братства знаки подавать смысла нет — все и так друг друга знают, по крайней мере, меня уж точно. Если я кого-то не знаю, знакомые представят. А для иностранных братьев существуют рекомендательные письма с печатями или электронные письма от их юрисдикций с фотографией и рекомендацией к общению", — объясняет Вячеслав Смирнов.

Однако в начале 2010-х российское масонство все-таки потряс "разоблачительный" скандал: кто-то опубликовал в Сети списки действительных членов ложи. Это дало новую пищу различного рода конспирологическим теориям о том, что масоны сначала развалили СССР, а затем прочно засели в Кремле. "Виновного нашли быстро и заставили все удалить. Там (в списке. — Прим. ред.) были даже какие-то чиновники и менеджеры известных компаний", — рассказывает Павел.

Впрочем, в последние годы масонские ряды, по его словам, редеют. "Скажем так, ожидания не совпадают с реальностью: многие видят, что довольно скучно быть масоном. Да и не любят их у нас", — заключает он.