Все о тюнинге авто

Какова роль финансов в экономике: в чем заключается необходимость финансовой системы? Роль финансов в регулировании развития экономики государства Роль и значение финансов в экономике

Когда речь заходит о финансах в общем контексте, сразу подразумеваются определенная система финансовых отношений, выстраиваемых конкретной страной, в ходе которых происходит формирование и последующее использование фондов денежных ресурсов. В главной роли данных фондов, как правило, в первую очередь выступает ВВП.


Кроме этого, финансы предоставляют возможность контролировать и регулировать составляющие экономики в целом, они являются стимулирующим звеном в инвестиционной деятельности , а также позволяют обеспечить реализацию многочисленных общественных потребностей.

Таким образом, главным условием полноценного функционирования финансов является наличие денежной массы, а причиной их возникновения выступает потребность как государства в целом, так и многочисленных хозяйственных субъектов в ресурсах, которые способны гарантировать их последующую деятельность. То есть, роль финансов также состоит и в том , чтобы обеспечить производственные пропорции к потребностям потребления, что осуществляется посредством формирования денежных фондов. Причем постоянное развитие и изменение общественных нужд влечет за собой изменение структуры финансовых фондов, которые создаются для распоряжения субъектов хозяйственной деятельности.

Финансы всегда имеют несколько главных задач или ролей :

– контрольная роль;

– роль распределительная;

– роль стимулирующая;

– и стабилизирующая роль финансов.

Данные функции могут быть реализованы через особый финансовый механизм, который включает в себя различные формы денежных отношений, действующее законодательство, способы реализации финансового анализа и планирования, внутренние и внешние фонды денежных средств и так далее.

Помимо этого, нельзя не отметить, что финансы имеют несколько видов :

1. Финансы централизованные – объемы средств, которые используются для удовлетворения потребностей на конкретной территории:

– финансы, которые аккумулируются в государственном бюджете;

– финансы, которые аккумулируются в государственных внебюджетных фондах;

– финансы, которые создаются в банковской и государственной сферах кредитования;

2. Децентрализованные финансы, которые являются денежными активами многочисленных компаний и предприятий. Роль таких финансов – реализация производственных, а также социальных задач.


3. Финансы местные – денежные активы. Их роль – создаются и используются для реализации потребностей на муниципальных территориях.

Ведущая роль финансов в экономике

В любом развитом государстве экономика строго подчиняется установленным законам, благодаря чему она благополучно процветает на их основе. Полноценное финансовое функционирование направлено на достижение глобальных целей относительно общего развития социально направленной экономики конкретного государства. Таким образом, роль финансов в экономике весьма обширна и многообразна , однако, даже несмотря на это, можно выделить три ее основных направления:

1. Осуществление финансового обеспечения общих производственных потребностей. То есть, происходит покрытие всех расходов посредством многочисленных финансовых ресурсов, в частности, как заемных, так и собственных.

2. Финансово грамотное регулирование всех финансовых категорий в многочисленных экономических и социальных процессах государства. Данная цель может быть достигнута лишь в том случае, если будет произведено более тщательное перераспределение финансовых ресурсов. Проще говоря, когда государство выделяет ресурсы, то происходит более быстрое и эффективное развитие отрасли того или иного региона (и экономики в целом), и наоборот, если нет финансирования – это в скором времени приведет к упадку и гибели производства (спаду экономики в целом).

3. Осуществление финансового стимулирования для создания благоприятной среды в сфере использования все возможных экономических ресурсов.

Участниками финансовых экономических отношений всегда выступают :

– само государство;

– население страны;

– многочисленные субъекты хозяйственной деятельности.

Поэтому основными признаками финансов в экономике являются :

– денежно-материальные отношения между 2-мя субъектами – ведь где отсутствуют деньги, там не могут присутствовать и финансы;

– когда субъекты имеют разные права, так, например, государство, имеет свои полномочия и привилегии;

– когда в процессе данных отношений происходит формирование госбюджета;

  • #4

    Андрей, вы рассуждаете с технической стороны правильно, но допускаете роковую ошибку. Те страны, которые владеют основными финансовыми институтами, могут с рынками сделать все что угодно. Живых примеров сейчас сколько угодно.

  • #3

    Вы ошибаетесь на счет управления деньгами людьми. Деньгами как раз управляют рынки. Если мы говорим о капиталах больших значений. А рынки в свою очередь - это как поток лавы, с ними ничего не сделать, куда захотели туда и повернули.

  • #2

    Нужно подобрать синоним в выражении роль финансов в экономике. Я бы сказал так - роль политики в экономике. Так будет вернее и об этом нужно писать! Деньгами управляют люди а не рынки, так что все очевидно - где какая роль и кто ее исполняет!

  • #1

    Роль финансов в экономике конечно нельзя недооценить. Экономика без финансов это бартер - дашь на дашь. В современном же мире все измеряется деньгами, без них никуда не сдвинешься теперь..)

Финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер производства, обращения и домашних хозяйств. Функционирование финансов направлено на эффективное развитие социально ориентированной экономики. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, для чего требуются их оптимальная организация.

Основными участниками финансовых отношений являются:

1) государство;

2) хозяйствующие субъекты;

3) население.

Основные признаки государственных финансов:

1) денежные отношения между двумя субъектами, (где нет денег, не может быть финансов);

2) субъекты обладают различными правами, один из них (государство) обладает особыми полномочиями.

3) в процессе этих отношений формируется государственный бюджет;

4) регулярное поступление средств в бюджет обеспечено законодательством.

Рыночный механизм хозяйствования формирует и реализует систему экономических отношений:

1) непосредственно между хозяйствующими субъектами – производителями и потребителями (продавцами и покупателями) товаров и услуг;

2) в сфере производства и обращения;

3) между хозяйствующими субъектами (налогоплательщиками и государством);

4) в финансово-бюджетной сфере – между хозяйствующими субъектами (работодателями и наемными работниками);

5) в сфере трудовых отношений. Хозяйствующие субъекты многолики и функционируют одновременно в качестве:

1) производителя и потребителя на рынке товаров и услуг;

2) заемщика и инвестора на финансовом рынке; i 3 работодателя на рынке труда.

В рыночной экономике взаимодействуют 3 специфических основных рынка:

1) рынок товаров и услуг;

2) рынок труда;

3) финансовый рынок.

Все три рынка находятся в постоянном взаимодействии, выполняя специфические функции рыночной системы хозяйствования.

Функционирование финансов как экономической категории обязательно связано с действием объективных экономических законов.

На современном этапе особо выделяются такие сущностные характеристики финансов, как социальная направленность финансовых отношений, что усиливает значение вопросов четкого взаимодействия между всеми участниками финансовых отношений в условиях рыночной экономики.

В мировой практике развитых стран выделяются две основные модели рыночной экономики, обеспечивающие экономический и социальный прогресс общества, различающиеся между собой прежде всего по степени государственного регулирования экономики.

Сущность той или иной модели определяется экономической и социальной ролью государства в развитии общества. От того, какая из моделей рыночной системы хозяйствования реализуется в постсоциалистических государствах, зависит и налоговая емкость производства и доходов.

Финансы – неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода стран. Финансы воздействуют на производство, ^ас-пределение и потребление и носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

Роль финансов в экономике постоянно усиливается, отражая усложняющиеся перераспределительные отношения в обществе.

Финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер производства, обращения и домашних хозяйств. Функционирование финансов направлено на эффективное развитие социально ориентированной экономики. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, для чего требуются их оптимальная организация.

Основными участниками финансовых отношений являются :
1) государство;
2) хозяйствующие субъекты;
3) население.

Основные признаки государственных финансов :
1) денежные отношения между двумя субъектами, (где нет денег, не может быть финансов);
2) субъекты обладают различными правами, один из них (государство) обладает особыми полномочиями.
3) в процессе этих отношений формируется государственный бюджет;
4) регулярное поступление средств в бюджет обеспечено законодательством.

Рыночный механизм хозяйствования формирует и реализует систему экономических отношени й:
1) непосредственно между хозяйствующими субъектами – производителями и потребителями (продавцами и покупателями) товаров и услуг;
2) в сфере производства и обращения;
3) между хозяйствующими субъектами (налогоплательщиками и государством);
4) в финансово-бюджетной сфере – между хозяйствующими субъектами (работодателями и наемными работниками);
5) в сфере трудовых отношений. Хозяйствующие субъекты многолики и функционируют одновременно в качестве:
1) производителя и потребителя на рынке товаров и услуг;
2) заемщика и инвестора на финансовом рынке; i 3 работодателя на рынке труда.

В рыночной экономике взаимодействуют 3 специфических основных рынка :
1) рынок товаров и услуг;
2) рынок труда;
3) финансовый рынок.

Все три рынка находятся в постоянном взаимодействии, выполняя специфические функции рыночной системы хозяйствования.

Функционирование финансов как экономической категории обязательно связано с действием объективных экономических законов.

На современном этапе особо выделяются такие сущностные характеристики финансов, как социальная направленность финансовых отношений, что усиливает значение вопросов четкого взаимодействия между всеми участниками финансовых отношений в условиях рыночной экономики.

В мировой практике развитых стран выделяются две основные модели рыночной экономики, обеспечивающие экономический и социальный прогресс общества, различающиеся между собой прежде всего по степени государственного регулирования экономики.

Сущность той или иной модели определяется экономической и социальной ролью государства в развитии общества. От того, какая из моделей рыночной системы хозяйствования реализуется в постсоциалистических государствах, зависит и налоговая емкость производства и доходов.

Финансы – неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода стран. Финансы воздействуют на производство, распределение и потребление и носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

Роль финансов в экономике постоянно усиливается, отражая усложняющиеся перераспределительные отношения в обществе.

Функции финансов

Сущность финансов проявляется в их функциях.

1) Распределительная функция финансов проявляется в распределении и перераспределении ВВП и национального дохода (НД).

Перераспределение денежных средств осуществляется между сферами материального и нематериального производства, между отраслями, регионами и т. д.

Например, промышленные предприятия уплатили налоги в бюджет, а из бюджета эти средства выделены на финансирование АПК. Произошло перераспределение денежных средств между отраслями, Другой пример: уплатили налоги московские предприятия, а денежные средства выделены на финансирование районов Крайнего Севера, произошло перераспределение денежных средств между регионами страны и т. д.

Цель – развитие производительных сил, создание рыночных структур в экономике, укрепление государства, дальнейшего роста благосостояния нации.

2) Контрольная функция финансов означает участие финансов в контроле за эффективным использованием всех видов экономических ресурсов → контроль за распределением ВВП по соответствующим фондам и целевым программам.

Контрольные функции выполняют многие финансовые органы: Счетная палата РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, контрольно-ревизионное управление и Казначейство Министерства финансов РФ; Федеральная таможенная служба; Федеральная налоговая служба; финансовые управления и финансовые отделы фирм; ревизионные комиссии в акционерных, кооперативных и общественных организациях; независимые аудиторские фирмы и т.д.

Цель – развитие общественного и частного производства, развитие НТП, улучшение качества работ во всех звеньях народного хозяйства.

Контрольная функция выполняет задачи экономического стимулирования в государстве, рационального и бережного использования ресурсов, точного соблюдения финансового законодательства, выполнения обязательств перед бюджетом.

3) Регулирующая функция – связана с вмешательством государства через государственные расходы, налоги, государственный кредит в процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики используются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг.

4) Стабилизирующая функция – обеспечение для всех субъектов в государстве стабильных экономических условий (в первую очередь стабильность финансового законодательства).

С переходом РФ к рыночной экономике роль финансов в процессе расширенного воспроизводства существенно изменилась. В условиях административно-командной системы роль финансов была принижена и сводилась к роли надсмотрщика за сбором налогов: у предприятий изымалась вся прибыль, а в случае появления потребности в денежных средствах выделялись финансовые ресурсы из госбюджета, т е. имело место челночное движение финансовых средств.



Регулирование экономики – это изменение темпов роста отдельных структурных подразделений для перестройки производства в соответствии с изменившимися потребностями общества. Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются, и наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.

Различают 3 вида регулирования экономики.

1. Саморегулирование – это регулирование экономики самим рыночным механизмом. Рынок определяет и изменяет, пропорции, рост цен на отдельные товары вызывает увеличение прибыли при производстве таких товаров и выгодности вложения капиталов в эту отрасль экономики. Приток капиталов резко увеличивает производство товаров, оно превышает спрос, цены на товары падают, прибыль снижается и начинается отток капиталов из отрасли.

2. Государственное регулирование экономики . Рынок не в состоянии отрегулировать все проблемы, примером может служить фундаментальная наука. Ни в одной стране с рыночной экономикой она не финансируется частными предпринимателями, так как результаты в этой сфере деятельности непредсказуемы, поэтому фундаментальная наука финансируется: за счёт государственных средств. То же самое можно сказать и о других проблемах, например, финансирование обороны, решение социальных вопросов и т.д.

3. Регулирование экономики через финансы самого предприятия . В этом случае предприятие само определяет пропорции между накоплением и потреблением и другие пропорции.

3) финансовое стимулирование эффективного использования экономических ресурсов осуществляется различными методами:

§ через эффективное вложение финансовых ресурсов (н-р, выделение бюджетных ссуд на конкурсной основе);

§ через создание поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной сферы и др.);

§ через использование бюджетных стимулов (предоставление льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер, примером может служить освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития);

§ через использование финансовых санкций (штрафы и пени за неуплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, непредставление налоговых деклараций и т. п.).

Выводы по теме 3

Термин «финансы» произошел от лат. financia , означающего доход, платеж при сделке. Впервые он появился в торговых городах Италии в ХIII-ХV вв. Позже получил международное признание, термин стал обозначать систему денежных отношений. Это экономическая категория, выражающая денежные отношения по поводу формирования, использования и распределения централизованных денежных фондов (ВВП и национального дохода государства) и по поводу воспроизводства и распределения денежных фондов предприятий.

Финансы выражают денежные отношения, которые возникают:

§ между предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции, работ и услуг;

§ между предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов;

§ между государством и предприятиями по поводу формирования бюджета;

§ между предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами.

Финансы группируются в четырех направлениях:

§ финансы государства (бюджета)

§ финансы предприятий (прибыль)

§ финансы домашних хозяйств (семейный бюджет)

§ страхование

Материальной основой финансовых отношений являются финансовые ресурсы – это совокупность доходов и поступлений, находящихся в распоряжении субъекта хозяйствования.

Сущность финансов проявляется в их функциях: распределительная, контрольная, регулирующая, стабилизирующая.

Роль финансов в экономике сводится к 3 основным направлениям:

1) финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства – покрытие затрат за счет финансовых ресурсов;

2) финансовое регулирование экономических и социальных процессов;

3) финансовое стимулирование эффективного использования экономических ресурсов.

Роль финансов в экономике определяется их ведущим положением среди других стоимостных распределительных категорий и возможностью влияния на все стадии воспроизводственного процесса.

Взаимосвязь финансов с экономическими категориями

В процессе стоимостного распределения финансы активно взаимодействуют с ценой, заработной платой, кредитом.

Цена – это денежное выражение стоимости товара, услуги, которое покупатель должен выплатить продавцу при покупке товара. Обычно цена продукта устанавливается продавцом заранее на основе издержек на производство и на продажу продукта, а также желаемой маржи прибыли для продавца.

Однако цена редко равняется стоимости. Под воздействием спроса и предложения цена колеблется относительно стоимости. В процессе продажи происходит передача дополнительных средств продавцу или покупателю, что нарушает пропорции распределения и подготавливает условия для финансового распределения, т.е. изменения диспропорций с помощью финансов.

Если цена выше стоимости, то посредством финансов происходит изъятие дополнительной выручки (через налоги). Если цена ниже стоимости, то убытки компенсируются с помощью дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных кредитов. Государство может устанавливать низкие налоги и таким образом компенсировать убытки производителям. Сами производители могут для защиты от убытков создавать резервные фонды, заключать договоры страхования рисков (а это уже финансовые отношения).

С помощью финансов распределяется вся стоимость общественного продукта, а с помощью цены – лишь часть, которая складывается из отклонений цен от реальных стоимостей товаров. Вместе с тем ценовое распределение является первичным по отношению к финансовому и подготавливает условия для последнего.

Заработная плата – денежное выражение стоимости рабочей силы. В процессе распределения общественного продукта происходит возмещение потребленной стоимости рабочей силы (т.е. стоимости средств, необходимых для восстановления затраченных сил, умственной энергии и т.д.). Однако свободного человека нельзя заставить трудиться на покрытие только собственных издержек. Необходимы средства на расширенное воспроизводство рабочей силы, поощрение дополнительного труда. Для этого в ходе распределения выделяются дополнительные средства, создается премиальный фонд и, следовательно, возникают финансовые отношения. Кроме того, финансовые отношения возникают в процессе взимания налогов с заработной платы.

Кредит во многом может быть альтернативой финансам. Между двумя этими категориями существуют, с одной стороны, различия, а с другой – тесная взаимосвязь. Различие заключается в том, что: финансы охватывают процессы распределения и перераспределения, а кредит – только перераспределение; источник формирования финансовых ресурсов – вся стоимость общественного продукта, а кредитных ресурсов – временно свободные денежные средства физических и юридических лиц; в случае кредита денежные средства в долг предоставляются на условиях срочности, платности, возвратности (свойства кредита), а в случае финансовых отношений деньги предоставляются на длительный срок, как правило, безвозмездно или под маленький процент.

Взаимосвязь финансов и кредита проявляется в постоянном превращении финансовых и кредитных ресурсов друг в друга.

Влияние финансов на воспроизводственный процесс

Объективные предпосылки влияния финансов на воспроизводственный процесс заложены в функциях этой категории:

распределительная функция позволяет формировать финансовые ресурсы и целевые денежные фонды в соответствии с потребностями развития общественного воспроизводства в целом и отдельных его хозяйствующих субъектов;

контрольная функция отражает через движение финансовых ресурсов течение экономических процессов в обществе.

Влияние финансов на экономику может быть количественным и качественным. Количественное влияние характеризуется пропорциями мобилизуемых, распределяемых и используемых финансовых ресурсов. Качественное влияние характеризуется воздействием на материальные интересы участников воспроизводственного процесса.

Возможности влияния финансов на общественное воспроизводство связаны с двумя обстоятельствами.

Во-первых, финансы обладают потенциальным свойством направлять и регулировать экономические процессы, ускоряя или замедляя их.

Во-вторых, будучи категорией распределения, финансы обслуживают весь воспроизводственный процесс в целом, т.е. сфера их влияния не исчерпывается только областью стоимостного распределения, распространяется и на другие стадии воспроизводства.

В сфере материального производства финансы, обслуживая кругооборот производственных фондов, способствуют созданию новой стоимости. С помощью финансов распределяется выручка и прибыль хозяйствующего субъекта, формируются доходы, накопления и отчисления, образуются целевые денежные фонды для удовлетворения разнообразных потребностей самих участников производства и общества в целом. Через количественное и качественное воздействие финансы способствуют изменению структуры и динамики производства. Перераспределение финансовых ресурсов между хозяйствующими субъектами и территориями может создавать условия для прогрессивных сдвигов и повышения эффективности производства, удовлетворения материальных интересов участников производственного процесса или оказать негативное воздействие на ход экономических и социальных преобразований.

В сфере обращения финансы активно влияют на процессы обмена. Благодаря распределению у покупателей формируются целевые денежные фонды и тем самым создаются условия для проведения обменных операций. С помощью финансов происходит распределение выручки и прибыли торговых организаций, формируются внутрихозяйственные фонды. Финансы подготавливают условия для обменных операций и завершают процесс распределения финансовых результатов деятельности.

В сфере потребления финансы влияют на объем и структуру потребления общественного продукта, на развитие непроизводственной сферы, удовлетворение социальных гарантий и решение социальных задач.