Все о тюнинге авто

Футуристические видения, архитектурные сказки и смелые конструкции якова чернихова. Vii. основные принципы построения архитектурных фантазий

Вторжение ВОПРА разрушало внутреннюю целостность архитектурного авангарда и создававшейся им «первой утопии». На место тех, для кого утопия была реализацией внутренней потребности, пробивались люди ангажированные, выполнявшие задачи, поставленные перед ними извне. Их целью было вырваться из рядов исполнителей в слой мудрых начальников, направляющих построение и деятельность «живой машины» утопического государства.

Завершение фазы развития давало о себе знать не только явлениями внутреннего разлада в рядах авангарда, но и возникновением своеобразного маньеризма, явления, обычно сопутствующего поздним этапам существования периодов истории культуры. Характерно творчество ленинградского архитектора Я.Г. Чернихова (1889-1951), который в конце 20-х - начале 30-х с удивительной продуктивностью создавал серии архитектурных фантазий. В отличие от фантазий Леонидова, эти работы не заключали в себе начал социальной утопии. В лаконичных рисунках, заполнивших несколько больших томов, Чернихов, отталкиваясь от типологии конструктивистских объектов, стремился выявить художественно-образные средства, вытекающие из применения формально-композиционных методов авангарда, развивая широкое разнообразие «мелодий конструктивизма». «Мелодия» у Чернихова звучит вне постановки социальной или функциональной задачи. Она подчинена общим закономерностям формообразования и стилеобразования в пределах творческого метода конструктивизма и не заключает в себе посягательств на область неизведанного, прокладку в ней новых путей. В этом отличие его композиций и от архитектонов Малевича или проунов Лисицкого.

Работая в крупной проектной организации, Чернихов выполнял скучно-утилитарные проекты промышленных здании, не выходя за пределы ортодоксального утилитаризма. Фантазии с их самоценным эстетизмом служили для него психологической компенсацией прозаического существования под утопическими лозунгами. Параллельно с артистичной аранжировкой «мелодий конструктивизма», Чернихов создавал и серии, в характере романтизированного экспрессионизма: «Архитектурные сказки» и «Исторические города». В них реализовалась и назревавшая в общественном сознании потребность расширить сферу художественно-образных и эстетических ценностей архитектуры, придать ей историческую глубину (в осуществлении потребности прорвать утвердившиеся ограничения и нормы стиля Чернихов повторил устремленность поздних маньеристических стадий развития классических стилей).

На рубеже 1920-х - 1930-х гг. реализация «Великой утопии» столкнулась с новыми обстоятельствами, связанными с урбанизационными процессами, порожденными ускоренной индустриализацией страны (в которой виделось основное направление строительства социализма). Вместе с раскрестьяниванием деревни, подвергаемой коллективизации, началось окрестьянивание городов. Численность рабочих возрастала за счет выходцев из деревни. К традициям городской культуры эти горожане в первом поколении не были приобщены. Слой же интеллигенции, формировавшей эту культуру, истончившийся за годы Гражданской войны, разбавлялся кампанией пролетаризации, ускоренного формирования «красной» интеллигенции. В этой ситуации разрушались культурные традиции как города, так и деревни, разрасталась маргинальная культура, незрелая и эклектичная.

Для этой культуры язык пространственных форм, создававшихся в экспериментах авангарда, был чужд, отталкивал суровой бедностью, отнюдь не связывавшейся с представлениями о социальной справедливости, техническом прогрессе и целесообразности. Традиционное же обладало авторитетом привычного. Символика «победившего класса» связывалась с парадигмой дворца, которая привычно ассоциировалась с осевой симметрией, классической колоннадой, венчающим композицию куполом. Архитектура прошлого вошла в повседневную жизнь и более не воспринималась как символическое воплощение враждебных социальных сил. Возраставший интерес к наследию прошлого в архитектуре питали не только вкусы маргиналов, становившиеся наиболее распространенными в системе массовых вкусов, но и ситуация, складывавшаяся в градостроительстве.

Курс на индустриализацию страны 80% населения которой в 1926 г. составляли крестьяне, мог быть реализован только при резком возрастании темпов урбанизации. Коллективизация деревни стимулировала миграционную активность. Массы крестьян двинулись в города, население которых с 1926 по 1939 г. увеличилось на 23-25 млн. человек. Осуществление намеченных планов требовало качественных изменений в системе расселения и огромных масштабов строительства в городах.

Но торжественно провозглашенные задачи строительства в первой пятилетке 200 новых промышленных городов и 100 агрогородов не были выполнены. К ее концу появились лишь первые жилые кварталы в нескольких новых городах, где были сооружены новые мощные заводы, а те, кто на них работал, жили большей частью во временных постройках - бараках и землянках. Партийному и государственному руководству стало ясно, что для создания полноценных новых городов в обозримом будущем недостаточно ресурсов. Реальное обеспечение индустриализации было мыслимо лишь за счет повышения интенсивности использования существующих фондов при реконструкции сложившихся городов, объединяющей в систему новое и минимально преобразуемое старое.

На поставленные вопросы архитектурный авангард готового ответа не имел. Лихорадочные поиски тоже не дали результатов, которые могли бы направить реальное развитие, что обнаружилось в дискуссиях о градостроительстве, развернувшихся в 1929 г. в связи с составлением плана первой пятилетки.

Город социалистического общества виделся архитекторам высшей целью профессиональной деятельности. Его идеи связывались с утопическим образом человека будущего. Все казалось осуществимым - основания для оптимизма усматривались в устранении частной собственности на землю и недвижимость, а также в плановом, централизованном управлении народным хозяйством. Казалось, что формирование систем расселения и городов открылось для подчинения единой разумной воле, направленной на создание целесообразно организованных систем среды. Вчерашняя мечта о городе-саде была отброшена.

Сторонники авангардных идей сходились на том, что обновление общества должно утвердиться через обновление городов; сохраняла свою привлекательность мысль, что изменение жизни может быть предопределено материальным переустройством ее окружения. Конкретные мнения, однако, непримиримо разделились. Полюса их связывались с «урбанизмом» экономиста Л.М. Сабсовича и «дезурбанизмом» социолога М.А. Охитовича. Все были согласны лишь в одном: существующие поселения необходимо уничтожить, освобождая место новым системам расселения. Обе концепции в равной мере проецировали утопизированные варианты марксизма на пространственную организацию общества.

Сабсович выделял единство противоположно направленных процессов - концентрация сельского населения и децентрализация городов. Конечным результатом виделась равномерная сеть однотипных поселений - «производственно-жилищно-культурных комбинатов», компактных и целостных, с домами-гигантами в 15-19 этажей. Жесткость идеи сопрягалась с наивностью: утверждалось, что чистота системы не допускает использование хотя бы части существующего фонда сооружений. Сабсович считал возможным и необходимым за 10- 15 лет заменить всю сложившуюся систему расселения. Парадокс в том, что он как ответственный работник Госплана знал закрытую статистику, свидетельствующую, что реальные объемы строительства не позволяют даже просто удержать от дальнейшего снижения катастрофически низкий уровень жилищной обеспеченности, сложившийся тогда в городах.

Яков Чернихов. Динамическая конструкция наклона. Композиция № 156 из цикла «Основы современной архитектуры», 1925-1930. Бумага; тушь, карандаш. Архив-коллекция Архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова

Яков Чернихов (1889-1951) - архитектор, график и педагог, яркий представитель архитектурной футурологии России раннего советского периода. Свои лучшие графические композиции он объединил в три книги архитектурных фантазий, изданные в Ленинграде (Санкт-Петербурге) на рубеже 1920-30- х годов. Уникальные по характеру и красоте, эти издания принесли ему мировую известность и определили репутацию Чернихова как блестящего композитора современной архитектуры.

Яков Чернихов. Композиция из цикла «Основы современной архитектуры», 1925-1930. Бумага; тушь. Архив-коллекция Архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова

Пристрастие Чернихова к рукотворному графическому искусству основывалось на его уверенности, что графическая грамотность не менее важна, чем письменная. Он был убежден, что в ХХ веке графика станет основным международным языком цивилизации, за десятилетия предвосхитив своими изысканиями появление оп-арта и компьютерной графики. Архитектурная графика стала в его интерпретации самостоятельной областью архитектурного творчества. Композиции Чернихова, их архитектоника, строгая изысканность, музыкальность и сегодня оказывают на зрителя магнетическое действие.
В экспозиции представлены основные циклы архитектурно-графических шедевров Якова Чернихова: «Эксприматика», «Аристография», «Основы современной архитектуры», «Конструкция архитектурных и машинных форм», «Архитектурные фантазии. 101 композиция», «Дворцы коммунизма», «Пантеоны Великой Отечественной войны» и «Архитектурные сказки».

Яков Чернихов. Архитектурная фантазия. Сплоченно-сгруппированная композиция сложного характера конструктивного объединения сооружений. Композиция № 37 из цикла «Конструкция архитектурных и машинных форм», 1927 - 1931. Картон; карандаш, белила, тушь. Архив-коллекция Архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова

Наряду с графикой из фондов Музея архитектуры, архива-коллекции Фонда им. Я. Чернихова и частных собраний, на выставке можно будет увидеть личные инструменты, прижизненные издания книг, инсталляцию «Рабочий стол Якова Чернихова»; и более тридцати архитектурных моделей и макетов, изготовленных Фондом на основе его композиций. В том числе - макет Канатного цеха с водонапорной башней завода «Красный гвоздильщик», построенного по его проекту в 1930-1931 годы.

Яков Чернихов. Пространственно-сложная театральная цветовая композиция из сочетания изогнутых поверхностей и прямоугольных плоскостей. Композиция № 59 из цикла «Архитектурные фантазии. 101 композиция», 1929 - 1933. Бумага; гуашь, карандаш. Архив-коллекция Архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова

Яков Чернихов. Музыкальная архитектурная композиционная выдумка иллюзорного порядка. Согласованный ритм построения и расцветки изображения. Композиция № 87 из цикла «Архитектурные фантазии. 101 композиция», 1929 - 1933. Бумага; карандаш, тушь, гуашь, белила. Архив-коллекция Архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова

Яков Чернихов. Архитектурный набросок чисто-фантастического порядка. Композиция № 56 из цикла «Архитектурные фантазии. 101 композиция», 1929 - 1933. Бумага; гуашь, карандаш, белила. Архив-коллекция Архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова

Яков Чернихов. Архитектурная выдумка-иллюзия. Выявленная устремленность, демонстрация величественности массы и передача грандиозности c помощью кольцевых, криволинейных и прямолинейных сочетаний с их сочной окраской. Композиция № 17 из цикла «Архитектурные фантазии. 101 композиция», 1929 - 1933. Бумага; тушь Архив-коллекция Архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова

Выставка подготовлена Фондом имени Якова Чернихова (ICIF), который был создан в 1991 году в целях поощрения новаторских архитектурных концепций и инициатив молодых архитекторов мира, студенческого и детского архитектурного творчества. В 2005 году Фонд учредил Международную архитектурную премию имени Якова Чернихова, которая вручается раз в два года.

Яков Чернихов. Явно надуманная архитектурная композиция в аксонометрическом построении. Композиция № 95 из цикла «Архитектурные фантазии. 101 композиция», 1929 - 1933. Бумага; карандаш, тушь, гуашь. Архив-коллекция Архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова. Сохранить

Партнеры выставки - AVC Charity Foundation, AGC Glass Europe, Gyproc (Saint-Gobain), ООО «Акма» (Санкт-Петербург), ООО «Алвикон» (Москва), ООО «Frame Art» (Москва), Макетная мастерская «EZZOmodels», Архитектурная студия Андрея Чернихова.

Потратив полночи на прекрасные 100 вопросов по современной архитектуре, утро я решила сдобрить написанием эссе по советской архитектуре. А поскольку Мельников, Шехтель и прочие за ночь убили все мозги, то захотелось чего-то нового. Недолго рыская на просторах Интернета, я наткнулась на личность Якова Чернихова, о котором за время учебы в институте ни разу не слышала. Прекрасно...это как раз то, что надо...
Сказать, что он меня покорил, это ничего не сказать. Он просто перевернул некоторые мои взгляды с ног на голову, поэтому я решила озвучить некоторые свои мысли. Не буду вдаваться в его биографию и малочисленные постройки. Сконцентрируюсь на основной части его творчества - архитектурной графике.

Итак, Яков Чернихов.

Забытый на время коммунизма в СССР, сегодня Яков Чернихов вновь, как и многие русские архитекторы-авангардисты, становится объектом пристального изучения нового поколения зодчих. Его труды и работы берут за основу, им вдохновляются. Так почему спустя почти век он наконец стал одной из важнейших фигур истории архитектуры.
Я не побоюсь сказать, что его по праву можно назвать «советским Салливеном». Как и его заокеанский коллега Чернихов уделял огромное внимание орнаменту и его композиционному образованию, ставя их во главе всей своей проектной деятельности. Для себя он определил, что "ритмы старше образов - и в сознании, и в искусстве".
С моей точки зрения, ему отчасти не повезло с временем восхождения на архитектурный Олимп, ведь примерно в одно время с его рождением, как архитектора, конструктивизм стал подвергаться сильной критике со стороны властей. И все же в то время, когда, ранее ведущие архитекторы, «уходили со сцены» или отказывались от своих принципов, он оставался верен своей точке зрения, которую четко донес до нас в своей «бумажной архитектуре». Сегодня подобное словосочетание звучит в большей степени негативно, но в то время это был единственный возможный способ выражения своих мыслей, и Яков Чернихов освоил его с превосходством. Тем более что он называл графику - новым языком цивилизации. Пожалуй, он оказался более чем прав в своей теории, поскольку в современном мире мы с каждым годом все чаще и чаще начинаем получать информацию из графических образов, будь то новая реклама или очередная шутливая картинка в Интернете. Что же касается архитектуры, то графическое изображение всегда было и остается главным информационным носителем для архитектора. И именно его вновь открытые графические концепции стали главным магнитом для современных зодчих, начиная с 80-х годов.
Почему именно графика? Ответ прост. За время своей жизни Яков Чернихов оставил не так много отстроенных проектов: Канатный цех с водонапорной башней завода «Красный Гвоздильщик», Проект дома отдыха для рабочих «Северолес», Проект здания научно-исследовательского института «Механобр». При этом большая часть этих проектов была создана при сотрудничестве с другими архитекторами, поэтому в них не так четко проявляется его индивидуальность. В отличие от реализованных объектов графика в полной мере показывает все его идеи и принципы, которые с недавнего времени начали господствовать в современной архитектуре.
Я в полной мере готова сказать, что Чернихова можно ставить в один ряд с такими мастерами, как Леонардо да Винчи, которые далеко опередили свое время. На протяжении всего своего пути он находился в поиске новых форм, новых сочетаний. Скажете, что каждый архитектор (и в его время тоже) занимается этим поиском? Но он шагнул далеко вперед и постепенно ушел от стандартных для того временипризматических форм. Без сомнения можно сказать, что в своей графике он оставил далеко позади даже передовой Запад. В то время как в Нью-Йорке как из кубиков строятся Крайслер-Билдинг и Эмпайр-стейт- Билдинг, В СССР Чернихов в своей мастерской рисует высотки, которые с легкостью встали бы в один ряд с современными постройками. Его концепции динамичны, в них часто фигурируют плавные линии (которые сейчас свойственны высотным зданиям). На его работах, созданных еще в 30-е годы, перед нами предстает его «город будущего», город нашей реальности. Пространство, где высотки невиданных для того времени форм доминируют над общей застройкой города. Тогда бы это был фурор, но он остался всего лишь на бумаге во многом из-за политики страны и отчасти из-за технологических незнаний.
Начиная с 80-х годов, когда технология уже ушла далеко вперед, его труды вновь издаются, а на улицах постепенно вырастают строения, созданию которых отчасти посодействовали его работы.

Например, при просмотре этой его работы сразу же напрашивается параллель с Мери-Экс Нормана Фостера.


А подобное использование цилиндрических форм приводит к современным Бурдж-Халифа в Дубае, башне Миллениум в Вене и многим другим.



В других его работах отчасти угадываются панорамы Гонконга, Нью-Йорка и других крупных мегаполисов.
Подобные параллели можно проводить нескончаемо. Сегодня многие архитекторы признают, что вдохновляются его работами, ведь, несмотря на то, что создавались они почти век назад, именно сегодня настал их час. Сегодняшний успех работ Чернихова и внимание, которое уделяют его фигуре, связаны с его безудержным Гением, который долгое время был похоронен в ящиках столов. В своих работах он открыл огромное количество новых сочетаний и форм, которые теперь используются в современных проектах. Именно из-за своего безграничного новаторства Яков Чернихов сегодня является одним из самых популярных архитекторов. В наше время десятки и даже сотни высотных зданий, построенных под влиянием его графических работ, наконец стали своеобразным памятником его непризнанному таланту.

И напоследок еще нсколько работ

Советский архитектор, художник, график, живописец, преподаватель и теоретик архитектуры, чьи графические работы повлияли на архитектуру ХХ века. Автор книг и выставок на тему архитектурных фантазий и архитектуры будущего, которые принесли ему всемирную известность.

Родился 17 декабря 1889 г. в Павлограде Екатеринославской губернии в многодетной еврейской семье. В 1904-1914 гг. проживает в Одессе и обучается в Одесском Художественном училище (в те годы - филиал Императорской Академии Художеств). В 1912 г. Чернихов начинает преподавать в училище, по окончании которого переезжает в Санкт-Петербург. В Петербурге он поступает на Живописный факультет Академии Художеств, а также на Высшие Педагогические курсы. В 1916 г. переходит на архитектурный факультет, где обучается под руководством Л. Н. Бенуа .

После окончания Академии Художеств в 1925 г. Яков Чернихов занимается проектированием главным образом промышленных зданий и комплексов. Круг проблем, занимавших Я. Чернихова , был необычайно широк. Исследования в области геометрического орнамента и супрематизма , разработка новых методов преподавания графических и пространственных дисциплин, вопросы теории конструктивизма и проблемы формообразования современной архитектуры, проектирование и строительство гражданских и промышленных зданий.



Проект водонапорной башни завода «Красный Гвоздильщик»

Водонапорная башня канатного цеха, построенная по проекту выпускника Петербургской Академии художеств архитектора Якова Чернихова. В настоящее время канатный цех перестроен и утратил свой первоначальный облик, а сама башня не используется по своему прямому назначению, существуют проекты по созданию в ней галереи современного искусства.


В 1927 году он организовал в Ленинграде «Научно-исследовательскую экспериментальную лабораторию архитектурных форм и методов графирования». Лаборатория становится фактически персональной мастерской Якова Чернихова , где он совместно со своими учениками и коллегами занимается проектной и экспериментальной работой. Чернихов всегда и везде пропагандировал язык графики. Считал, что владение графическими приёмами, начертательной геометрией, рисунком - это обязательные навыки, наряду с грамотностью. Помимо плодотворной работы в мастерской, архитектор также ведёт преподавательскую работу на Рабфаках и архитектурных и строительных факультетах ряда вузов. Разработал ряд методологических курсов, позволявших быстро и эффективно обучать студентов навыками графического мастерства.
Чернихов преподавал в Ленинградском институте инженеров путей сообщения (с 1933 г. - ЛИИЖТ, ныне ПГУПС) на кафедре архитектуры (1928-1945 гг.), в Промышленной Академии НКТП - курс фабрично-заводского строительства (1930-1932 гг.), Транспортной Академии НКПС им. И. В. Сталина (1930-1932), в институте инженеров водного транспорта (1929-1931 гг.) и других крупных учебных заведениях.

На рубеже 1920-1930-х годов Чернихов издаёт в Ленинграде книги архитектурных фантазий, принёсшие ему всемирную известность: «Основы современной архитектуры» (1929-1930 гг.), «Конструкции архитектурных и машинных форм» (1931 г.), «Архитектурные фантазии. 101 композиция» (1933 г.).

Непревзойдённые графические работы мастера, исполненные романтики, экспрессии и пафоса технического века были представлены широкой публике на выставке «2222 архитектурные фантазии», которая открылась в Ленинграде в 1933 г. Графика Чернихова , особенно его работы 1920-х-1930-х гг. повлияли на развитие современной архитектуры в XX веке Многие знаменитые современные архитекторы открыто называют его своим вдохновителем и заочным учителем. Графика Чернихова 1920-х-1930-х гг. - советская параллель европейскому