Все о тюнинге авто

Что еврейские семьи делают в Шаббат? «Шабат шалом!»: традиция и духовный смысл приветствия Что нельзя в субботу евреям

Вопросы и ответы по законам Шабата

В разделе собраны ответы раввина Исроеля Баренбаума на вопросы, задаваемые женщинами на его уроках.

Над текстом работали р. Исроель Баренбаум, а также Риша Куравская, Эдна Эмиргова и Лея Бейниш.

Приготовление салатов в Шабат

Можно ли отрывать в Шабат листья салата, продаваемого в горшочках?

Разрешено отрывать фрукты или листья с ветки, сорванной до начала Шабата. Отрывать что-либо от растения, растущего в земле или горшке, запрещено. Исключение составляют ситуации, когда растение было выращено в земле, а потом перенесено в горшок и не успело там прорости (пробыло там меньше суток). На практике, салаты в горшках действительно иногда выращиваются на грядках и только потом перекладываются в горшочки. Но, поскольку, не известно, сколько времени они пробыли в горшках, отрывание листьев категорически запрещено.

Можно ли проверять зелень в Шабат?

В Шабат разрешено проверять еду на наличие в ней насекомых, но их запрещено убивать. Поэтому, засаливание и вымачивание листьев с целью уничтожения насекомых также запрещено. Если в результате проверки обнаружено крупное насекомое – его можно убрать бэшинуй – неудобным, необычным образом (поскольку любое животное мукце в Субботу, и передвигать его обычным образом запрещено). Если же насекомое мелкое – отделение его будет считаться борер, даже если оно будет взято вместе с большим куском листа. В таком случае следует либо стряхнуть насекомое (таким образом, выбираемое –растение, останется в руке), либо разрезать кочан салата на части; тогда будет возможно взять чистые от насекомых листья, а потом выкинуть оставшиеся нежелательные куски.

Как правильно резать овощи для салата, какого размера должны быть кусочки?

Тут мы сталкиваемся с мэлэхэт тохен (размельчать), – по своей идее обратной от мэлахи лаш (замешивать, т.е. соединять отдельные части в целое). О мэлэхэт мехатех (вырезать) здесь речь вообще не идет, поскольку этот вид мэлахи подразумевает именно вырезание частей определенного размера, в случаях, когда сам размер принципиально необходим (кройка одежды, вырезание пробки или заплатки).

Теперь правила:
Продукты, не произрастающие из земли, такие как мясо, сыр, яйца, разрешено нарезать в Шабат даже очень мелко. Также можно размельчать мучные продукты, поскольку они (будучи в форме зерен) уже были размолоты.

Овощи и фрукты по закону можно резать даже очень мелко непосредственно перед едой. Тем ни менее Шулхан Арух аРав рекомендует устрожиться – и даже тогда резать овощи крупнее обычного (по р.Ш.З.Оербаху: крупнее размера, который человек проглатывает не жуя). Тогда не обязательно делать это непосредственно перед началом еды.

Согласно р.Цемах Цедеку нарезать очень тонко также проблематично, как и нарезать мелко (хотя многие современные раввины оспаривают этот псак).

В принципе, раздавливание, не приводящее к разделению плода на части (например, размазывание авокадо или банана) также не подпадает под данный запрет. Однако некоторые пойским обуславливают это действие еще и предварительной разваренностью пищи (т.е. разрешают раздавливать и размазывать именно вареную картошку и т.п.). По всем мнениям, даже сырой плод можно размазывать необычным образом – обратным концом ложки или вилки. Это разрешено даже если плод распадается на отдельные части.

Специальными приспособлениями для размельчения (терка, яйцерезка) размельчать в Субботу еду нельзя, из-за того, что это считается увдин-дэхоль (будничной деятельностью).

Можно ли делать соусы и заправки для салатов в Шабат?

Жидкости разрешено смешивать между собой в Шабат. В этом нет запрета лаш (замешивание). Кетчуп и майонез – тоже достаточно жидкие продукты, и их можно смешивать.

Сок из лимона (согласно мнениям ахроним) можно выдавливать только на твердую еду (в салат, на рыбу) или в блюда, где твердая еда является основной его частью (еда с подливой), и лимонный сок предназначен для улучшения вкуса именно этой – твердой части продукта. Однако запрещено выжимать его в жидкость или в пустой сосуд, даже планируя положить затем в него же твердую еду. Выжимать лимон полностью (не оставляя в нем сока) можно только непосредственно перед трапезой.

Еще к вопросу о соусе. В уксус запрещено добавлять любой сок, потому что он начинает скисать и становится частью уксуса, а готовить в Шабат уксус запрещено. Но можно в уксус добавлять воду, притом как для ослабления его крепости, так и для увеличения его количества. По той же логике в уксус можно добавлять и масло.

Выжимание сока в Шабат

Когда разрешено выдавливать сок?

Можно выдавливать в двух случаях:
а) на твердую пищу;
б) ради того продукта, который выжимается, а не ради самого сока. Например, если на ваш вкус соленый огурец после отжимания из него рассола станет вкуснее, – это разрешено.

Выжимая сок в Субботу разрешенным образом (если это происходит не непосредственно перед трапезой), не следует выжимать какой-либо плод до конца (из-за опасения нарушить запрет борер), а всегда оставлять некоторое количества сока в самом фрукте.

Можно ли выдавить лимонный сок на сахар?

Если сахар планируют добавить в чай, то ситуация спорная, т.к. сок в итоге попадет в жидкость и выжимается именно с этой целью (а как известно, сок можно выжимать только в блюда где твердая еда является основной). Хаей Адам и многие вслед за ним склонны разрешить такой вариант. Р.Цемах Цедек считает, что это разрешение весьма сомнительно. Выход такой: можно выжать сок до Шабата или класть в чай обычный кусочек лимона.

Можно ли высасывать сок из плодов?

Можно добавить к вопросу еще и высасывание жидкости из хлеба, который макают в соус, или высасывание навара из мяса.

Шулхан Арух аРав, приведя спорящие мнения (Кцот аШулхан споря с Мишной Брурой), резюмирует: обычай разрешать высасывать, и в этом есть на кого положиться; но на устрожающего (не высасывать сок даже из лежащего во рту плода) – придет благословение.

Чистка чеснока в Шабат

Можно ли разделять чеснок на зубчики в Шабат?

Одна из запрещенных работ в Шабат называется Даш: снятие кожуры, которое обычно делается именно для (улучшения) хранения продукта (хотя пойским несколько не уверенны в этом определении). Например, шелуху с зерен, стручки с фасоли и т.п. Тора запретила очищать их от шелухи или стручков. Потому, хотя в наше время и орехи и семечки и многое другое стали очищать промышленым способом – поскольку это делается исключительно для удобства их употребления – под данный запрет они не подпадают.

Относительно чеснока: Мнение Иерусалимского Талмуда, и некоторые пойским приводят его лэалаха, – что в Субботу запрещено из-за мелехет Даш снимать внешнюю шелуху с головки чеснока. Для того, чтобы избежать нарушения запретов Шабата, головку можно разрезать ножом на несколько частей, и затем извлечь зубчики. Очищать отдельные зубчики от кожуры в Шабат разрешено по всем мнениям.

Также, есть и такие, кто запрещает отрывать финики с их гроздей, и кукурузу с початков. Хотя эти устрожения весьма спорны.

Приготовление чая в Шабат

Как заваривать чай в Шабат?

Если вы не ищите хумрот, чай можно заваривать либо бэкли шлиши (в третьем сосуде), либо бэируй микли шени (переливая на пакетик с чаем воду из второго сосуда). Другими словами, пакетик можно либо опустить в воду, налитую в кли шлиши, либо положить в кли шлиши и залить водой из кли шени. Например: кастрюля или бойлер, в котором греется вода – кли ришон. Термос, в который напрямую из кастрюли или чайника до Шабата залили кипяток – кли шени. Половник, которым зачерпывается вода и который там нисколько не задерживается – кли шени. Соответственно, льющаяся из него вода – это ируй микли шени.

(В мире принято полагаться на Авней Незера, разрешившего черпать чистую воду даже из кастрюли, стоящей непосредственно на огне/блехе. Любую другую еду следует набирать, сняв кастрюлю с огня, дабы избежать запрета “помешивания еды на огне”. Однако и относительно воды его hэтер (послабление) не бесспорно. Кцот аШулхан не рекомендует полагаться на это мнение).

Теперь обратимся к тому, как вынимать пакетик чая из стакана. При вынимании из пакетика капают капли и, значит, возникают вопросы с запретом борер. Капли эти капают в чай, а, следовательно, нами используются. Потому они считаются желаемой частью – охэль, а пакетик – псолет. И хотя капли здесь попутный, не значимый для нас результат действия, – тем ни менее это должно быть запрещено, поскольку это псик рейша (гарантированно произойдет). И поскольку это чревато нарушением запрета Торы, тут сложно полагаться на не однозначные облегчения. Один из приемлемых вариантов – это вынимать пакетик из стакана ложечкой таким образом, что при этом капли не гарантировано капали с пакета в стакан (в этом случае не страшно если несколько капель все таки упадут в стакан).

По Алтер Ребе переливать чай из стакана в стакан, оставляя пакетик в одном из них – выход только если оба стакана находятся у Вас в руках. Если же мы оставляем в руке чашку с пакетиком, а нужный нам чай выливаем – мы выбираем именно не желаемый пакет, что запрещено.

Третий вариант – пить чай, не вынимая пакетик.

Можно ли во второй сосуд налить холодную чистую, без листиков, заварку, и пить этот чай без сахара?

Можно. Во второй сосуд мы стараемся не класть никакие продукты из опасения, что там есть варка для некоторых из них (кроме четко перечисленных). Но мы точно знаем, что любые жидкости не варятся во втором сосуде.

С точки зрения закона, чем лучше пользоваться – пакетиком или заваркой?

Есть мнение, согласно которому заваривание чая в любом варианте – даже в кли шлиши – запрещено (авторы этого мнения считают чай легко варящимся продуктом, поскольку, он таки варится даже в третьем и в любом другом сосуде). И хотя мы не считаем это мнение основным (по опыту чай всегда дает некий цвет и вкус; но он делает тоже самое и в холодной воде) и разрешаем при определенных условиях заваривать чай, – все же место для хумры здесь остается. Т.е. воздержаться от заваривания чая в субботу, а только разводить приготовленную до субботы заварку. Принятие такого рода хумрот – личное дело каждого.

Можно ли класть в кипяток сахар или соль?

Сахар можно класть в кли шени. Так же нет проблем его размешивать.
Соль в принципе имеет аналогичный статус, но есть мнения не рекомендующие класть ее и в кли шени, пока вода в нем теплее 45 градусов.

Кли шени должен быть сухим?

Кли шени, когда в него льют воду из кли ришон (или при погружении его в кли ришон) должен быть сухим, или находящаяся в нем жидкость/капли воды должны быть сваренными и кипячеными и еще теплыми. Поэтому можно опускать половник в воду подряд раз за разом, так как набранная только что вода еще теплая. Если же прошло несколько минут, и вода остыла, кли шени для следующего использования надо насухо вытереть.

Намазывание продуктов питания

1. Согласно Рамо, лучше устрожиться и не размазывать те продукты, которые так принято употреблять в пищу, (сливочное масло ила картофельное пюре). Размазывать их можно только для заполнения пустого пространства, но не более. Т.е., можно распределить масло на пустом участке хлеба, но после этого разглаживать его не следует.

2. Намазывать и размазывать продукты, которые не намазывают обычно, можно всегда, если только при этом не нарушается запрет тохен, как объяснялось раньше.

Засаливание в Шабат

Засаливать продуты в Шабат запрещено.

В отношении использования соли в Шабат, все виды пищи делятся на те, которые:

1. Соль изменяет их природу (делает мягче, снимает горечь и т.д.). К этой группе относятся: огурцы, лук, фасоль и др. Такие продукты можно солить только одним из двух методов:
а) посолив, сразу класть в рот; б) посолив, сразу заправить майонезом, маслом или уксусом (овощной салат).

2. Соль не меняет их природу (их состояние), например яйца, мясо, рыба. Солить эти продукты можно на ближайшую трапезу, либо даже раньше, если для этого есть актуальная причина (например, еда еще не остыла, и поэтому есть предпочтение посолить ее именно сейчас, – это можно).

Соль, слипшуюся в комочки, можно растирать руками, или ложкой (но не спец. приспособлениями для размельчения).

Мытье грязной посуды

После трапезы осталась грязная посуда, которая портит домочадцам субботнюю атмосферу. Можно ли её вымыть, даже если она больше не будет использоваться в этот Шабат?

При мытье посуды в Шабат может быть нарушен запрет на подготовку в субботу к будням. Если в мытье посуды есть необходимость для самой субботы: на нее налетят мухи, которые будут портить Шабат, или она своим видом портит атмосферу, – и при этом нет возможности ее убрать – ее можно помыть. Второй вариант – можно мыть ту посуду, которая, вероятно, будет использована в этот Шабат. Даже если понадобится только одна вилка, можно вымыть любое количество вилок. О стаканах написано в Шулхан Арухе, что поскольку человек все время что-нибудь пьем, – один стакан наверняка понадобиться, и поэтому можно мыть стаканы даже после второй трапезы, даже если есть чистые стаканы.

Можно ли замочить грязную посуду в Шабат?

Как известно, запрещено делать что-то в Шабат ради будней, если мы хотим сэкономить себе время в будни. Другое дело, когда, не сделав что-то в Шабат, позже мы сделать этого уже не сможем (упустим возможность). Например, если мы не замочим посуду в Шабат, после его окончания отмыть ее будет уже куда сложнее. По этому вопросу ряд раввинов считают, что если еда еще не прилипла, в Шабат можно залить такую посуду водой. Если же грязь уже прилипла и засохла, то нет причин отмачивать посуду в Шабат, кроме как для экономии время, что является запретом.

Слышала, что в некоторых семьях заранее разводят жидкость для мытья посуды водой? Нужно ли это делать?

Нет необходимости это делать.. Хотя и были авторитеты, рекомендовавшие предварительно разводить в воде даже жидкое мыло. Мелкие пузыри, образующиеся при мытье мылом, и сразу лопающиеся, не проблематичны, если они получаются не специально. Но пускать мыльные пузыри в Шабат не следует.

Мокрая губка попала в раковину

Мокрая губка (или тряпка) попала в раковину в Шабат, что делать?

1. Во-первых, пока она там лежит – нельзя включать воду в кране, т.к. таким образом, вы ее моете, это подпадает под запрет стирки.

2. Во-вторых, мокрая губка (такая которую обычно в будни человек выжимает) является мукце.

3. В-третьих: беря ее в руки можно нарушить запрет сохет (выжимание). Поэтому ее следует взять (из-за сохета) каким-либо предметом, например, вилкой, и сделать это бешинуй – не стандартным образом, например, держа ее (вилку) необычно между пальцев (из-за мукце).

Кухонные приборы

Можно ли в Шабат открывать выключенную духовку?

Можно. Вся полемика на этот счет связана с поддерживающей тепло духовкой, в которой работает термостат. Ее следует открывать именно при включенном нагреве (или хотя бы если он может быть в тот момент включен, и это невозможно проверить). А с открыванием выключенной духовки нет никаких вопросов.

Также закрыть работающую духовку нельзя, если выяснилось, что стоящая в ней еда не готова (надо вынуть еду чтобы ее закрыть). Также как нельзя закрыть крышку стоящей на огне кастрюли с недоваренной едой. Этим Вы нарушите запрет мэвашель (варки).

Можно ли в Шабат передвинуть кухонный комбайн?

Комбайн – это предмет, который вы не станете использовать ни для чего другого, кроме его основного предназначения. Т.е. он не просто кли шемлахто лэисур (предмет с запрещенным в субботу предназначением), а мукце мехамат хисарон кис (более строгая форма мукце, связанная с материальным ущербом). Поэтому кухонный комбайн можно двигать только необычным образом, например, локтем.

Отрезаем отмеряем отрываем

Можно ли отрывать в Шабат фольгу или пищевую пленку?

В данной ситуации существуют два расходящихся мнения – Алтер Ребе и Мишны Бруры.

По мнению Алтер Ребе, пленку, бумагу и т.п., поскольку они не являются полноценными сосудами, в принципе рвать в Субботу разрешено. Полноценный сосуды ломать в Шабат нельзя. Например, нельзя разбить бутылку, сломать стул. Пленку, бумагу, вату рвать запрещено, только в том случае, если это облегчает их использование, из-за запрета мэтакэн кли (например, нам удобнее пользоваться именно кусочком, а не всем рулоном). Если же мы рвем с любой другой целью, например, для экономии (например, закладку для книги, порвав, мы превратим в две закладки), то рвать можно сколько угодно. Здесь все зависит от каваны (намерения) человека.

Можно ли рвать по линии отрыва, перфорации?

Перфорация ровным счетом ничего не меняет. Вот если бы вам была нужна только порванная именно по ней бумага, а порванная иначе – не подходила, как это бывает, например, при кройке, – это было бы запрещено по статье мэхатэх. Однако с картонными пакетами с перфорацией, – это не так. Перфорация, наноситься на упаковку и на туалетную бумагу, для более легкого отрывания, и не более. С туалетной бумагой есть иная проблема – ее рвут (не важно по перфорации или нет) делая ее более удобной в использовании. Это называется мэтакен кли, и это запрещено. Но если отрывание никак не направленно на улучшение того что рвут, – этой проблемы нет.

Можно ли открывать пакеты сока, молока и упаковки с салфетками?

Однако, основное (наиболее обоснованное и авторитетное) мнение (р.Ш.З.Оербаха) на этот счет таково: открывая эти предметы по заготовленным линиям и перфорациям, мы делаем это не потому что так будет удобнее ими пользоваться (и тогда бы это было мэтакэн кли), а потому что так легче их открывать. И также как нет разницы, как рвать целлофановый пакет или бумажную упаковку для того, чтобы быстро извлечь что-либо, – это можно делать самым удобным способом. Также это разрешено и в наших примерах. В доказательство того, что вы открываете пачку ради доступа к содержимому, без цели сделать ее удобней в использовании – можно устрожиться и, открывая, надорвать ее. Однако даже это не обязательно.

Проблема возникает с теми сосудами, которые люди обычно сохраняют, чтобы пользоваться ими в дальнейшем. Тогда, открывая впервые вы создаете их, что проблематично. Если же Вы и большинство людей в вашем городе выбрасываете такие коробки и банки после опорожнения, то этой проблемы не возникает. При этом надо следить, чтобы не были порваны буквы.

Можно ли в Шабат отрывать мусорные пакеты?

Мусорные пакеты отрывать нельзя. Пока пакеты находятся в рулоне, ими пользоваться неудобно, значит, отрыв совершается для удобства использования.

Нужно ли делать дырку в консервной банке, перед тем как открыть ее в Шабат?

Нет никакой разницы между банкой и пакетом. Все, что мы сразу выбрасываем (неважно металлический сосуд, пластмассовый, стеклянный или бумажный), не требует специальной порчи емкости. Хазон Иш говорит о необходимости предварительной порчи открываемого сосуда, но его мнение не было принято. Такая хумра будет необходима, если вы живете в российской глубинке и используете пустые консервные банки после опорожнения (для выращивания рассады ).

Можно ли рвать рисунок?

Нельзя рвать рисунок, несущий информацию. Рисунок, нанесенный просто для красоты, не страшно рвать в Шабат. Эту грань часто затруднительно выявить. Потому лучше избегать рвать картинки.

Как открывать пластиковые бутылки из под Кока-колы, с пластмассовыми крышками и колечками?

Есть разные технологии и разные мнения.

В современных бутылках с питьевой водой и другими напитками с пластмассовыми крышками колечко было припаяно к крышке после того, как крышка была произведена. Это подобно примеру, приводимому в Шульхан Арухе, о зашитой на время стирки одежде, которую можно разрывать в Субботу. У металлических же крышек колечко никогда не было отделено от самой крышки. Отсюда следует, говорит р. Шломо Залман, что по логике вещей, когда мы открываем бутылку, мы достраиваем эту крышку. Раньше она не была функциональна, ее нельзя было откручивать и закручивать, т.к. мешало колечко. Теперь, отрывая колечко, мы делаем крышку более функциональной. Поэтому, по его мнению, открывать бутылки с металлическими крышками запрещено. Говорят, что Ребе открывал в Шабат бутылки, закрытые и металлическими крышками тоже. Те, кто это видели – конечно же, могут на него полагаться, даже не имея объяснения, почему это можно.

Что однозначно можно делать с любыми бутылками – это попросить нееврея их открыть. Его можно попросить и прямым указанием.

Что делать, если до Шабата забыли оторвать акцизную марку с бутылки вина?

Приклеивание и отклеивание – производные запреты от запрета шить и рвать сшитое. То, что приклеено (или пришито) без расчета, что когда-то это будет отклеено (или оторвано), отклеивать в Субботу нельзя. Шулхан Арух говорит, что можно оторвать то, что было пришито с целью быть оторванным в будущем. Только это не следует делать это перед безграмотными людьми, которые склонны делать неправильные и далеко идущие выводы.

Можно ли пользоваться в Шабат ножницами?

Кухонный нож не считается мукце, потому что им режут еду. Кухонные ножницы, которыми режут еду, тоже не мукце. Канцелярские ножницы по умолчанию мукце, но они называются мукце шемлахто лэисур (мукце, которое запрещено по своему предназначению). Это легкий тип мукце, в отношении которого есть правило: его можно использовать в разрешенных действиях, или с тем чтобы освободить место, им занимаемое. Например, дешевый сотовый телефон можно взять в руки, если хотим посмотреть который час или освободить место, где он лежит. По той же причине, ножницами, как и ножом можно разрезать пакет с едой, поскольку его можно разрывать в Субботу.

Исключение составляют мукце, являющиеся при этом дорогими или легко портящимися предметами (дорогие маникюрные ножницы или нож для шхиты, которым никогда и ничего, кроме шхиты, не делают). Это строгое мукце. Им нельзя пользоваться в Шабат.

К слову, горящая ханукия или подсвечник – это строгие мукце, а обычная настольная лампа по большинству мнений – легкое мукце, а по некоторым мнениям, не мукце вообще. Согласно многим авторитетам (р. Мойше Файнштейн, например), настольную лампу можно переставить или направить так, чтобы она не светила в нежелательном направлении или, наоборот, направить ее свет в желаемом направлении.

Что делать, если на новом костюме остался ценник или бирка?

Можно оторвать или отрезать ножницами. Бирка была повешена на костюм после завершения шитья, поэтому ее отрывание не является завершением шитья. Она ничего не добавляет, а лишь ухудшает. Если перед началом Шабата или Йом-това забыли отрезать бирку, то это обязательно следует сделать, перед тем как выйти в такой одежде на улицу. Так выходить нельзя даже в Йом-тов, поскольку этот перенос не относится к нуждам праздника.

Шабат и неевреи

Может ли няня нееврейка нарушать законы бишуля (варки), готовя еду для ребенка? Например, она добавляет кипяток из бойлера прямо в детскую смесь.

Как правило, детские смеси и каши уже сварены, и, следовательно, речь здесь идет о законе бишуль ахар бишуль (повторная варка). Согласно псаку Алтер Ребе в Шулхан Арух аРав сухие сваренные продукты можно погружать и растворять даже в кли ришон (нагретой на огне емкости) если она снята с огня, – тем более разрешено заливать их кипятком (ируй микли ришон). Этого мнения придерживаются и большинство других пойским. Однако позднее, в Сидуре Алтер Ребе пересмотрел эту позицию и категорически запретил растворять сухие продукты в кли ришон или посредством ируй микли ришон.

Таким образом, поручать нееврею выполнять это действие, не объяснив, как именно ему это следует делать, согласно псаку А.Р. в Сидуре, нельзя, и обязательно необходимо конкретизировать поручение: залить эту кашу именно в кли шени. (Соображение “у еврея есть разрешенный путь выполнения той же задачи”, позволяющее поручать нееврею широкий спектр поручений в области готовки пищи не применим. Но об этом позже)

Также следует сказать как делать это не нарушая запрета лаш.
Однако в ситуации бэдиавад, когда каша уже заварена неправильным образом, – ее можно есть, поскольку согласно большинству мнений это разрешено даже лэхатхила.

Няня все равно продолжает готовить еду ребенку в Шабат запрещенным образом, что делать?

Вы должны сообщить ей, что Вы не хотите, чтобы она так делала. Если подобные увещевания не помогают – Вы обязаны ее уволить.

Каким образом можно намекнуть в Шабат нееврею о необходимости включить свет?

Сначала несколько вводных понятий. Если нееврей сделал для еврея что-то что запрещеное Торой, результатами этого нельзя пользоваться в Шабат всем евреям. Если он нарушил для евреев запрет мудрецов, результатами его действия запрещено пользоваться в течение Шабата только тем людям, для которых он это сделал. А именно, хозяину дома, всем его домочадцам и гостям семьи.

Однако есть огромная разница: зажег ли нееврей для вас свет или потушил его:
Если нееврей выключил свет – он не создал ничего нового, просто он убрал существовавшую помеху. На языке Талмуда это называется “прогнал льва”. В таком случае пользоваться косвенными результатами действия нееврея, приведших к отсутствию помехи – разрешено.

Можно ли как-то намекнуть о выключении света? Ґалаха в общем виде такова: если это нееврей не ваш работник, то просить его или приказывать ему напрямую сделать что-нибудь запрещенное нельзя. И не важно делаете ли Вы это голосом или призываете его к действию жестами. Нельзя, также высказывать приказ или просьбу завуалировано, например сказав: “хорошо бы, чтобы кто-то выключил свет”. Но если вы излагаете проблему без всякого призыва к действию (“кажется, дождь начинается “; “очень трудно спать со светом” и т.п.), то инициатива действовать в таком случае всецело принадлежит нееврею – “он сообразил сам”. Нееврей делает нужное нам по собственной инициативе, хотя однозначно его подвели к пониманию необходимости этого действия.

Если же речь идет о нееврее, который работает на вас за повременную зарплату, то любой намек, даже очень тонкий (“жаль, что в прошлую субботу ты не выключил свет в детской”), запрещен. Для нашего наемного работника любой намек считается призывом к действию, и сказать ему о неудобстве никак нельзя. Нельзя об этом говорить ему и заранее, до субботы.

Исключение составляет тот случай, если включенный свет доставляет ребенку, а не родителю, сильный дискомфорт и страдания. Объективные, серьезные нужды ребенка приравниваются к нуждам больного взрослого человека, и ради облегчения этих страданий можно просить нееврея напрямую выключить свет. Изначально все же мы не должны планировать такие ситуации. Нельзя оставить свет включенным с тем, чтобы потом просить выключить его нееврея.

В отличии от всего сказанного, если нееврей зажег, а не потушил, для вас свет, – вне зависимости от ваших слов, действий или другой инициативы, в течение всей субботы запрещено пользоваться этим светом.

Исключение составляет случай, если нееврей в Шабат случайно выключил свет и сразу же включил его. По какой причине, для кого он это сделал? В принципе – для вас, для вашего пользования. Но он исправляет свою ошибку, и этого достаточно, как пишет Мишна Брура, чтобы считать, что он делает это для своей выгоды, поэтому можно разрешить пользоваться этим светом.

.
В каких случаях можно договориться с неевреем до начала Субботы?

Можно договориться, если это делается для исполнения заповеди (цорех мицва). Например, если мы входим в подъезд или выходим из него для того, чтобы принять участие в трапезе или успеть на молитву. В этом случае можно даже говорить нееврею напрямую: “Открой, пожалуйста, мне дверь”, т.е. можно просить нарушить запрет мудрецов. Алтер Ребе считает, что попросить нееврея в Шабат принести пиво на трапезу, это тоже цорех мицва (дать деньги, конечно, здесь нельзя). Но не фрукты, например. К цорех мицва приравнивается цорех холэ (купить для больного лекарство).

Няня занималась с детьми при свете, а перед уходом спрашивает, выключить ли его. Что можно на это ответить, если свет не нужен?

Любой ответ типа “нам плохо со светом” или “нам нельзя выключать самим” в отношении няни является намеком. Поэтому надо совсем уйти от ответа или сказать “делайте, как хотите”.

Может ли няня нееврейка вынести мусор в Шабат?

Как уже говорилось, если это няня, которой вы платите повременно (по часам, дням или неделям), то она может вынести мусор только по собственной инициативе. Никакой намек, даже путем изложения фактов в этом случае не допустим. Не существенно, где оставлен мусор – на лестничной площадке или внутри квартиры. Если его нельзя выносить Вам – нельзя просить или намекать об этом и ей.

Может ли няня нееврейка заплетать ребенку косы в Шабат?

Безусловно, не может, потому что она делает это ради еврея. Даже если она делает это исключительно по собственной инициативе, еврейский ребенок так или иначе будет пользоваться результатом ее труда. Поэтому, надо объяснить няне, что так делать нельзя.

Говорят, что до Шабата можно сказать нееврею: “В субботу я, возможно, буду намекать на что-то, и вы должны понимать эти намеки”.

Это только ухудшает ситуацию. Тогда это не намек, а условный знак. А знаки нельзя давать так же, как и указания к действию.

Гигиена в Шабат

Можно ли в Шабат пользоваться влажными салфетками?

По данному вопросу можно найти спор современных раввинов, однако я выскажу ту точку зрения, которая представляется мне однозначной, несмотря на иные мнения.

Общеизвестно, что в Тиша Бэав и в Йом Кипур запрещено мыться. Но в Тиша Бэав разрешено прислонить к человеку влажную ткань, которая была намочена заранее и немного подсохла; в Йом Кипур же – постановляет Шулхан Арух аРав – даже подсохшую ткань не следует прикладывать к телу – из-за опасения, что ткань все же может быть настолько влажна, что будет нарушен запрет выжимания. Чем Йом Кипур строже, Тиша Бэав? Только тем, что в Йом Кипур действуют еще и все субботние ограничения. Вывод: если в Йом Кипур нельзя прикладывать к себе едва влажную ткань, то же самое запрещено делать и в Шабат. Тем более, что там речь идет всего лишь про прикладывание, а в случае с салфетками ими еще и вытирают тело – т.е. на них еще и давят при использовании. В воде, выделяемой при вытирании влажной салфеткой, человек, безусловно, заинтересован, т.к. именно она позволяет облегчить и улучшить вытирание грязи. Поэтому в этой ситуации нарушается именно запрет Торы.

Формальное определение таково: если после прикладывания/вытирания влажной салфеткой руки другая рука ощутит влагу – нарушается запрет Торы на выжимание.
Все мокрые салфетки, которые я до сих пор видел, были очень влажными. Но даже если вы все же обнаружите весьма сухие салфетки, – к Вам все равно будет относиться указание Алтер Ребе о том, что и от их использования следует воздержаться, т.к. этим Вы
лавируете на грани нарушения запрета Торы (а в большинстве случаев – переходите эту грань).

Совет для мам: Покупайте специальные спреи для увлажнения кожи младенцев, наносите их (или обычную воду) и вытирайте обычной бумажной салфеткой. Тогда ваша цель – собрать воду, а не выжать ее. Делать это (не насквозь промокшей салфеткой) разрешено.

Имеет ли значение, какой материал – тканный или нетканый?

Не имеет значения. То, что впитало жидкость – выжимается, и это проблема.

Можно ли пользоваться в Шабат освежителем воздуха?

Можно, если направить струю в воздух, а не на предметы. Закон запрещает в Шабат придавать предметам новый запах. Причем, по мнению Мишны Бруры можно придавать запах телу, а по Алтер Ребе разницы между телом, париком или другими предметами нет. Зато, по мнению Алтер Ребе можно добавлять запах, и без того присущий предмету. Поэтому, духами можно пользоваться в Шабат, если запах духов нанесенных до Субботы еще не выветрился с тела.

Каким дезодорантом можно пользоваться в Шабат?

Лучше всего пользоваться шариковым или спреем. Использование дезодоранта разрешается многими раввинами, потому что его задача не придать запах, а, прежде всего, бороться с нежелательным запахом. Однако лучше все же полагаться именно на то правило, которое предложено для духов: пользоваться дезодорантом, если запах от предыдущего нанесения еще не выветрился. Либо же применять в Субботу дезодорант без запаха. Хотя, как я сказал, многие раввины разрешают пользоваться им и без этого условия.

Не следует пользоваться в субботу гелиевым пастообразным дезодорантом из-за опасения нарушить запрет мэмарэях (разглаживание).

Можно ли в Шабат причесывать парик и чистить зубы?

Начнем издалека. В конце 19 – начале 20 веков высокими темпами шла ассимиляция и массовый отход евреев от традиций. Поэтому любое сомнительное новшество воспринималось раввинами в те времена в штыки. Например, в связи с этим раввинами были объявлены, с совершенно разными аргументами, запреты на несколько новых вещей, хотя позже, в середине 20-го века, при ретроспективном, внимательном анализе не нашлось ни одного убедительного аргумента на эти запреты. В результате в еврейскую практику вошло несколько запретов, отменить которые очень сложно, поскольку обычай имеет статус закона. Например, запрет чистить зубы в Шабат невозможно достаточно обосновать ни со стороны выжимки щетки (особенно, если щетина синтетическая), ни по причине выдавливания пасты из тюбика, ни из-за крови из десен (если только у человека не настолько больные десны, что при чистке из них гарантированно пойдет кровь).
Но все же: это разрешенное действие было принято всеми еврейскими общинами как запрещенное.

Теперь о статусе обычая. Обычай – это все-таки не закон Торы, и даже не запрет мудрецов. Разница между ними – в экстренных ситуациях. Обычай, т.е. регулярно выполняемое всеми действие может относиться только к обычным бытовым ситуациям. Ситуации не стандартные по определению случаются не регулярно, поэтому по отношению к ним нет и не может быть какой либо устоявшейся нормы.
Поэтому: если есть нестандартная веская причина, побуждающая почистить зубы – это можно разрешить даже с щеткой и пастой. Однако в обычной ситуации, этого следует избегать и пользоваться жидкими средствами для полоскания рта.

Другой пример запрета тех лет: причесывание парика. Парик это не живые волосы, и вырывание волос из парика не нарушает еврейский закон.

Но есть и исключение: если парик очень плохо выглядит, то причесывать его запрещено по закону Торы. Это метакен кли – улучшение предмета. Если в таком парике вы стесняетесь выйти на улицу, значит, он не функционален и, причесывая, вы его как бы заново создаете. Вывод: если парик выглядит совсем плохо, его нельзя причесывать в Шабат по Закону. Если же, в общем, он в приличном состоянии, то отношение к нему, в силу обычая, такое же, как к волосам, которые можно расчесывать в Шабат мягкой щеткой, но не расческой.

Мытье в Шабат

Мудрецы запретили мыться в Субботу водой нагретой в Субботу даже разрешенным способом.

Водой, нагретой до Субботы, или, по мнению р.Мойше Фаинштейна, даже в саму Субботу но нееврем для неевреев, можно мыть, но только отдельные части (меньше половины тела). Только вытерев эти части тела можно перейти к мытью следующих.

Московская водопроводная вода* как раз и имеет статус воды нагретой неевреем для неевреев, и потому ей можно мыть отдельные участки тела.

В случае плохого самочувствия взрослого человека или большой нужды для детей, можно разрешить им мыться такой водой (нагретой до Субботы, или в саму Субботу неевреями для неевреев) целиком.

Принято стараться избегать мыться/погружать все/большую часть тела в Субботу даже в холодную воду. Однако этот обычай не относиться к нестандартным ситуациям, – таким как плохое самочувствие, большая жара, испачкавшиеся дети…

Мокрые руки нельзя даже подносить к огню или к сильно нагретым приборам, чтобы избежать нарушения запрета мытья нагретой в субботу водой.

* Пользуясь краном горячей воды московской теплоцентрали следует открывать либо только кран с горячей водой, либо последовательно: с начала кран с холодной водой, а затем постепенно добавляя горячую и следя за тем, что бы смешенная вода не была теплее 40 С.

Вытирая полотенцем волосы, следует стараться, чтобы выжимаемая из волос при этом вода сразу впитывалась в полотенце.

Разумеется, в Субботу запрещено пользоваться всякого рода губками.

Нанесение кремов

Можно ли мыть руки жидким мылом в Шабат?
Можно ли использовать масла или крема для нанесения на кожу в Шабат?

Все текучее – разрешено для использования.

Использование всех видов мыла, кремов и мазей, имеющих не жидкую консистенцию, связано с двумя запретами:

1. Твердое мыло запрещено для использования, потому, что при намыливании оно меняет свое агрегатное состояние: превращается из твердого в жидкое (подобно таящему льду), что запрещено делать руками напрямую. Но разрешено косвенно. Поэтому можно положить мыло в воду в саму Субботу с тем, что бы там за какое то время образовалась мыльная вода.

2. Использование в Шабат пастообразных кремов или мазей чревато нарушением запрета мэмарэах (разглаживание). Поэтому, разрешено класть крем “кусками”, “шлепками”, не размазывания и разглаживая его. Наносить крем и при этом втирать его в кожу до полной впитываемости разрешают некоторые крупные современные авторитеты. В случае острой необходимости, можно разрешить полагаться на это мнение.

Букет цветов в Шабат

Как быть в Шабат с букетом цветов?

В Шабат нельзя ставить цветы в воду, если могут открыться какие-то бутоны. Если все бутоны максимально раскрыты, а вода заранее налита в вазу, можно поставить в нее цветы.

Цветы, которые вечером закрываются, а утром раскрываются нельзя ставить в воду в Шабат.

Если гости принесли цветы в Шабат их можно ставить в вазу. Важно знать, пришли ли они с цветами (нарушение запрета мудрецов) или приехали (нарушение запрета Торы). Если человек не знал законов Шабата и принес цветы, их точно можно поставить в вазу. Если гости наверняка приехали и, соответственно, привезли цветы, лучше устрожиться. Но думаю, что если отказ принять букет обидит человека, то лучше поставить цветы в воду, налитую в вазу до Шабата. Причина: запрещено ли это для использования – спорно, а возможность обидеть человека есть наверняка.

Доливать воду в вазу в Шабат нельзя, а в йом тов разрешено.

Снег и все что с ним связано

Можно ли детям играть в снежки в Шабат?

Снег, даже выпавший в Шабат, не считается мукце. Следовательно, если на улице достаточно холодно что снег не тает от теплоты рук (и/или на вас надеты перчатки и вы не заставляете снег таять), то брать снег в руки разрешено.

Лепка снежков не отличается от лепки котлет, разрешенной в йом тов, не смотря на запрет строить. Здравый смысл не указывает какую-либо разницу, ведь и то и другое лепиться с тем, чтобы быть в ближайшее время уничтожено. Все же мнения современных раввинов на этот счет разделяются, и, поэтому, на мой взгляд, взрослому человеку стоит воздержаться от подобного. Но детям (до бар мицвы) запрещать лепить снежки не следует. По всем мнениям, уже слепленные снежки, можно кидать и ломать даже взрослым. Однако нельзя лепить снежную бабу, поскольку она делается более чем на сутки, а не для того, чтобы сразу быть разрушенной.

Можно ли внутри огороженной территории кататься на санках?

Про санки (если их тянет человек) можно говорить только там, где есть территория с эрувом, например в лагере. Гемора говорит, что передвигаться на носилках считается увдин де холь (будничным делом), что в Шабат и Йом Тов не лэцорэх мицва возбраняется это делать. К этой же категории принято относить и коляски, велосипеды и санки. Однако обычай позволяет возить детей на предназначенных именно для них колясках, велосипедах и санках.

Варежки и перчатки в Шабат

Обычай позволяет носить варежки и перчатки в субботу. Однако правильней пришить или основательно привязать их к рукавам, дабы сделать их частью одежды, на случай, если человек идя по улице, нечаянно снимет и понесет одну из них. Если это не сделано заранее и на улице весьма холодно – их можно надеть идя на улицу.

Что и где можно носить в Шабат

Законы, связанные с переносом предметов внутри жилого подъезда и правильно огороженного двора в Шабат.

Если в каком-либо огороженном дворе или лестничной клетке, которая тоже имеет по закону статус двора, проживает более чем одна еврейская семья, то из квартиры на лестничную клетку и c лестничной клетки во двор и обратно нельзя выносить ни какие предметы (кроме одетой на человека одежды и украшений), пока в нем не сделают эрув (эрув – это общая пища, хранимая определенным образом, которая условно объединяет все еврейские семьи, живущие в этом дворе в одну) условно объединяющее все еврейские семьи в одну). Если в этом доме живут кроме двух или более еврейских семей еще и неевреи, то необходимо правильным образом “арендовать” их право на использование территории, и только после этого разрешается делать эрув.

В приделах лестничной клетки или правильно огороженного двора (не занося предметы в иное помещение) носить можно и без эрува.

Можно ли снимать с себя резинку с ключами, открывая дверь в квартиру?

Если замочная скважина сквозная, то она уже считается частью квартиры, и, вставляя в нее ключ, мы тем самым вносим часть ключа в квартиру, что зачастую проблематично, как объяснялось выше. Если человек не снимаем пояс с ключами с себя, оставляя его одетым на теле, этой проблемы не возникает.

Грудное вскармливание в Шабат

Законы грудного вскармливания в Шабат. Использование механического молокоотсоса.

В Шабат запрещено собирать грудное молоко в какую-либо емкость. Если женщина страдает от избытка молока, то она может сцедить его на землю или в раковину, т.е. туда, где оно больше не будет использоваться. Если процесс ручного сцеживания молока причиняет женщине боль и неудобство, то разрешается использовать механический молокоотсос. Единственное правило – чтобы молока в бутылке не собиралось больше чем 15 мл.

Согласно Алтер Ребе, категорически запрещено сцеживать даже каплю молока в рот ребенка (он должен сам его высосать).

Лекарства в Шабат

Лечиться в субботу, в том числе и принимая лекарства – это отдельный запрет мудрецов.

Исключение составляют больные, относящиеся к категории холе шеэйн бо сакана – т.е. серьезно больные: те, у кого из-за болезни ослабло все тело или те, кто нуждаются в постельном режиме. Для примера, к этой категории относятся больные гриппом (из-за слабости всех мышц тела), люди, у которых наблюдаются сильные мигреневые головные боли (приводящие к общей слабости), больные с температурой тела 38оС и выше. Также лечиться и принимать лекарства могут те, у кого есть угроза потери (даже частичной) функциональности какого либо органа тела.

Больным в этом контексте считается даже тот, кто еще не имеет вышеуказанных симптомов, но вероятно станет таким, если не получит необходимое лечение.

Циклы приема лекарств: Если пропуск одного дня приема лекарств, принимаемых в рамках лечебного курса (при невозможности или неудовлетворительности их приема непосредственно перед и сразу после субботы) чреват негативными последствиями, приводящими человека к одному из вышеописанных состояний “серьезно больного”, ему разрешено принимать их в Шабат.

Витамины: считаются лекарством и подпадают под запрет, если в вашем городе их, как правило, не пьют здоровые люди в профилактических целях, а только люди нуждающиеся в лечении.

Если определенные таблетка не лечат, а только кратковременно снимают симптомы болезни, – есть основания разрешить их прием в Шабат.

В Шабат разрешено разводить растворимые шипучие таблетки и порошки.

На одном дыхании Вс-вышний воскликнул: «Храни и помни Шабат»!

Любить Б-га, проводить время с семьёй, быть в мире с друзьями и с самим собой - это и есть исполнение заповеди «помни» Шабат .

Но эти прекрасные повеления лишь тогда имеют силу, когда выстроены на твёрдом основании. Только в плодородной почве эти идеи, подобно ростку, могут выстоять, укорениться и зацвести.

Таким крепким фундаментом является повеление «хранить» Шабат , как мы учим в Ѓ алахе , еврейском Законе.

Но слово « הֲלָכָה » не переводится, как понятие «закон», ибо происходит от корня « הלך », что означает «ходить», «идти». Ѓ алаха - это «путь к действию», это «руководство». Не холодный список повелений и запретов, но руководство, как жить. Когда одно установление учит глубокой букве Закона, а другое - открывает красоту и изящество еврейской жизни, то Ѓ алаха из сухого указания, или ограничения, или запрета, - превращается в направление, указывающее верный путь. «Храни» в сочетании с красивым «помни» отворяет перед нами не мир ограничений, а мир безграничности с его бездонной глубиной и возможностями самоусовершенствования.

Два изречения, два установления - «храни» и «помни» - были произнесены Создателем на одном дыхании, ибо одно без другого не существует и окутывается пустотой.

Наверняка каждый из нас испытывал чувство любви и слышал хотя бы раз в жизни три магических слова: «Я тебя люблю». Но представьте, если бы эти слова остались всего лишь словами, не подкреплялись бы при этом никакими действиями и никакой заботой о любимом человеке, а все попытки «добиться» настоящей любви - остались тщетными. Разве это была бы настоящая любовь? Слова без дел - мертвы, они навечно остаются только пустыми звуками.

Если же вы желаете показать на самом деле, что Б-г для вас - это ваш Творец и Создатель, то вы должны перестать заниматься делами или работой. В противном случае, эта красивая идея так и останется пустой теорией.

Шабат - это венец творения. Абсолютно всё в нём уже завершено. Я завершён. Ты, мы, они… Шабат - это напоминание нам о полноте завершения творения мироздания. Мы должны помнить об этом, а единственный способ осуществить свое намерение - жить, подражая Творцу.

Когда Б-г говорит: «Шесть дней работай и делай всякие дела свои», Он говорит не только о тех сроках, когда мы должны закончить свою работу в офисе. Он проявляет о нас заботу, подготавливает почву, где мы готовы работать над собой.

Шабат находится там, куда нас должно тянуть: к самопознанию, природе, исключительности, полноте и совершенству. Идеи не находятся вне досягаемости; осознать их и воплотить в жизнь, - это и есть движение в верном русле. Ибо движение и путь - это и есть Закон, Ѓ алаха .

Начнём с азов. Откуда берутся все эти законы Шабата ?

Вспомните эпизод из фильма «Десять заповедей», когда еврейский народ покидает Египет и начинает странствие по пустыне. В какой-то момент Б-г поручает им построить Мишкан . Это переносной Храм, Святилище, в котором, помимо всего прочего, должны храниться скрижали с Десятью Заповедями. Еврейский народ обязуется беречь и носить Мишкан на протяжении всего своего странствования.


Наша традиция гласит, что в концепции Мишкана сокрыта идея Шабата .

Мишкан - это центр присутствия Б-га среди людей. В нём Б-жественная Шхина заполняет весь наш мир. Любая деятельность, используемая в созидании Б-жьего дома, становится как бы частью акта творения.

В Шабат мы стремимся привнести ощущение Б-жественного присутствия в наши дома и окружающий нас мир. Мы запрещаем себе трудиться ради созидания, чтобы показать воочию и подтвердить, что не мы являемся хозяевами нашей жизни , что есть Кто-то, Кто превыше нас самих.

Чтобы узнать, что считается «созиданием» или «творением», мы должны изучить принципы действий и работ, использованных для построения Мишкана . Наша традиция знакомит нас с 39 видами работ.

На эту тему существует множество книг, где подробно описываются все законы Шабата . Они охватывают почти все возможные случаи, которые могут произойти в Шабат, и поясняют нам, что нужно делать в определённых обстоятельствах, а чего делать - нельзя. (Например, такая ситуация: «Картина в рамке падает со стены. Позволяется ли в Шабат вернуть ее на стену или можно перевесить?»)

При этом, существуют общепринятые нормы и установления Закона, разъясняющие все, что можно делать в Шабат , а что делать — нельзя (если только вы не находитесь на необитаемом острове или не плывете на корабле в море).

Приготовление пищи в Шабат


Нам запрещено подвергать воздействию тепла различные вещи, которые в процессе нагревания могут изменить свои первоначальные свойства и качества. Тесто для приготовления хлеба заранее замесили и испекли для Мишкана ; таким образом, и нам нужно воздерживаться от приготовления пищи в Шабат .

Как этого достичь? Здесь речь пойдёт в основном о заблаговременном приготовлении еды с последующим поддержанием и сохранением ее теплой . Для этой цели используются как специальные жаропрочные листы на поверхности кухонной плиты, так и медленноварка. Для того, чтобы вода оставалась горячей, перед Шабатом её следует поместить в специальный термос, приспособленный для хранения тепла. Чтобы верно соблюсти этот важный элемент Шабата , требуется тщательное изучение всех деталей Закона.

Вождение автомобиля в Шабат


Нельзя разжигать или тушить огонь в Шабат . Вождение автомобиля (где применяется искровой электрический заряд) относится к этой категории.

Как этого достичь: Гуляйте! Нет большего наслаждения, чем простая прогулка . Это всеобщее «замедление», жизнь без колес, откроет вам время для размышления, даст возможность оглянуться вокруг, насладиться природой, задышать глубоко. Если бы вы только знали, чего лишали себя прежде, проводя все дни шабата за рулём автомобиля! Автомобиль, безусловно, расширяет кругозор, но сокращает наслаждение жизнью. Сделайте перерыв в стремлении бежать впереди паровоза и получите удовольствие от простого наслаждения жизнью.

Если ваша синагога далеко от вас и дойти до нее - это настоящий пеший поход, вы можете поехать туда на машине в пятницу вечером до наступления Шабата и припарковаться там до его завершения. Вечером в пятницу вы вернётесь домой только пешком. Какое же это удовольствие осуществлять пешие прогулки до синагоги!

Запланируйте посетить друзей и соседей, живущих поблизости, организуйте встречу с ними по дороге в синагогу или днём в Шабат .

Использование денежных средств в Шабат


В Шабат мы не делаем того, что обычно проходит в течение недели. Это может быть шоппинг или что-то другое, потому что деньги - это мукце . Деньги относятся к такого рода финансовым операциям, которые не имеют никакого смысла и цели в Шабат и с которыми нельзя иметь дело. Счета (которые не могут быть оплачены в день шабата ) тоже являются мукце .

Как этого достичь: Отложите все кошельки, сумочки, бумажники, кредитные карточки до наступления Шабата .

Использование телефона в Шабат


Есть определённый запрет на использование в Шабат предметов, связанных с электрическим током, или электронных приспособлений, таких, как телефоны, радио и телевизоры. Здесь мы также видим один из приятных аспектов святого дня. Островок мира, которого мы желаем достичь в Шабат , получится лишь в том случае, когда его наполнит чарующая тишина и покой без постороннего шума.

Как этого достичь: Сообщите заблаговременно родственникам и друзьям о том, что в Шабат вы будете недоступны по телефону. Понимающие люди быстро улавливают суть и создают благоприятную атмосферу для соблюдения Шабата , а потому могут подождать решения своих проблем до окончания этого дня и связаться с вами по телефону вечером. Если вы действительно хотите ощутить настоящую атмосферу Шабата , отключите телефоны, чтобы вас не беспокоили звонки.

Электричество в Шабат


Освещение внутри дома происходит за счёт генерирования электроэнергии, использование которой в Шабат запрещено.

Как этого достичь: Решите для себя, какое освещение вы можете оставить до наступления Шабата . Возможно, вам захочется использовать свет, например, в ванной комнате или в других местах, где освещение особенно важно. (Использование ванной комнаты или туалета посреди ночи часто заканчивается тем, что мы автоматически нажимаем на выключатель!)

Допускается использование таймеров для автоматического включения и выключения света во время Шабата, если их установить заранее.

Туалетная бумага


Те виды предметов, части которых могут быть скреплены, склеены, сшиты, или которые можно легко разорвать, не должны использоваться в Шабат. То, что имеет некую целостную структуру, а впоследствии разрывается или расщепляется с целью использования, определяется как «сделанное». Бумажные полотенца или туалетная бумага относятся к данной категории.

Как этого достичь: Заблаговременно, перед Шабатом, подобрать разрезанную на требуемые части туалетную бумагу или бумажные полотенца или использовать полотенца на тканной основе. Вместо бумажных полотенец, если они предварительно не разделены на части, можно использовать тканевые салфетки.

Поливка растений или сбор цветов в Шабат


Если с началом Шабата завершаются всевозможные дела, то и мы должны вести себя подобно «властелину мира», который, постоянно что-то творя или созидая, наконец-то завершил рабочую неделю, (за исключением случаев, когда нашей жизни или чьей-либо другой угрожает опасность или смерть). Как только начинается Шабат , мы не поливаем растения и не помещаем в воду срезанные цветы.

Как этого достичь: Убедитесь, что цветы уже стоят в воде перед Шабатом, а все растения заранее политы. Если кто-то ненароком вам все же подарил живые, срезанные цветы после наступления святого дня, поблагодарите этого человека и поставьте цветы в вазу без воды. С некоторыми видами цветов ничего не произойдёт во время Шабата , а после завершения субботнего дня долейте в сосуд с цветами воды.

Написание, стирание, разрывание букв в Шабат


Нам запрещено писать, рисовать, стирать и даже разрывать буквы на упаковке в Шабат . Ручки, карандаши, резинки, ластики, фломастеры и т. д. попадают под категорию мукце .

Как этого достичь: Уберите с глаз долой все карандаши, маркеры, ручки и т. д., во избежание их случайного использования. Любые упаковки, крышки от бутылок, которые должны будут использоваться в Шабат , необходимо предварительно приоткрыть или распечатать упаковки полностью, чтобы не повредить буквы случайно.

Важное примечание: когда дело касается человеческой жизни, мы должны сделать всё необходимое для её спасения и сохранения. В Шабат, если ситуация чрезвычайна, можно поехать, чтобы отвезти человека в больницу; также можно позвонить в Шабат, если кому-то срочно потребуется помощь. Законы Шабата можно нарушить во имя сохранения человеческой жизни .

Суббота — это знак союза между Творцом и еврейским народом. Заповедь её соблюдения не возложена на другие народы. Однако во многих случаях, когда нееврей делает работу для еврея в субботу, еврей может нарушить следующие запреты:

  1. запрет просить нееврея совершить работу;
  2. запрет пользоваться результатом такой работы

В некоторых случаях следует остановить нееврея, чтобы он не сделал работу для еврея в субботу.

Ниже приводятся основные разрешения и запреты.

  1. Еврею запрещено даже в будний день просить нееврея сделать для него работу в субботу. Если нееврей работает в доме еврея за почасовую плату, ему нельзя в субботу делать для еврея ничего, даже если еврей его не просит что-то сделать.
  1. Разрешено в будний день попросить нееврея выполнить работу, даже если он будет делать её в субботу, в следующих случаях:
    1. Если есть договорённость об оплате всей работы целиком, независимо от времени её выполнения.
    1. Если работу можно закончить до субботы.
    1. Ашкеназам можно передать работу нееврею во все будние дни, кроме пятницы, даже если нееврей не завершит работу до субботы. Сефардам это не разрешено.

При этом должны быть соблюдены следующие условия:

i. Нельзя просить нееврея сделать работу в субботу, а также нельзя говорить: «Мне нужно, чтобы это было сделано до исхода субботы» (если понятно, что нет времени закончить работу до субботы).

ii. Нельзя, чтобы нееврей делал работу в доме еврея, и его даже следует остановить, чтобы не делал эту работу.

iii. Работу можно делать только в таком месте, где этого не увидят — чтобы не знали, что это делается для еврея.

Ниже приводятся случаи, когда запрещено/разрешено пользоваться результатами работы, совершённой в шабат.

  1. Общее правило: результатами работы нееврея, которую он сделал для еврея, даже без его просьбы, запрещено пользоваться всем до исхода субботы. После исхода субботы также разрешено пользоваться не сразу, а когда пройдёт время, необходимое для совершения этой работы. Например, если нееврей сорвал для еврея плоды с дерева и для совершения этой работы требуется полчаса, то плоды можно есть через полчаса после исхода субботы.
  1. Даже если нееврей сделал работу для себя, но существует опасение, что он сделал больше, чем нужно ему самому, чтобы «хватило» и еврею, результатами работы запрещено пользоваться до исхода субботы, но добавлять к этому время на совершение работы не нужно. Но если точно известно, что нееврей сделал лишнюю работу для еврея, то результатами этой работы нельзя пользоваться до исхода субботы плюс время, затраченное на совершение работы. Например, если нееврей вскипятил воду для себя, еврею нельзя пользоваться этой водой из опасения: нееврей вскипятил больше, чем надо ему самому, чтобы хватило еврею.
  1. Если нет опасения, что нееврей, делая работу для себя, делает больше, чем ему надо, чтобы хватило и еврею, результатами его работы можно пользоваться. Например, если нееврей зажёг для себя свечу в шабат, её светом можно пользоваться, поскольку она одинаково светит и одному, и многим.
  1. Если техническая возможность сделать «лишнюю» работу для еврея существует, как в случае с нагреванием воды, но нееврей не знаком с евреем, пользующимся результатами этой работы, то опасения, что нееврей сделал работу для еврея (вскипятил больше воды), не существует. Поэтому результатами работы (кипятком) можно пользоваться.
  1. Если нееврей сделал работу для еврея, но была возможность обойтись, пусть даже с трудом, без результатов этой работы, ими можно пользоваться. Например, если нееврей зажёг свечу для еврея в помещении, где было слабое освещение, можно пользоваться «добавочным» светом, пока первый источник света продолжает действовать. Если Вы внимательно читали, то поняли: если нееврей зажёг свечу для еврея там, где было совершенно темно, её светом пользоваться запрещено. Ещё пример: если подниматься/спускаться по лестнице можно без освещения вообще, то можно подниматься/спускаться, если нееврей зажёг свет на лестничной клетке.
  1. В некоторых ситуациях результат работы не расценивается как прямой, непосредственный её результат. Например, если нееврей потушил свет, чтобы еврей мог заснуть, в этом помещении можно спать, потому что нееврей устранил то, что мешало еврею — это не расценивается как прямой результат совершённой работы. Эти случаи — особые, поэтому рекомендуется в похожих ситуациях спрашивать раввина.
  1. Если нееврей делает работу в доме еврея, пользуясь инструментами еврея, его нужно остановить. И даже если он совершает работу, пользуясь своими инструментами, но при этом выполняет то, о чём еврей попросил его в будний день, его также следует остановить — даже если договорились об оплате всей работы. Например, заказали ему сшить одежду и договорились об оплате. Всё равно его останавливают, чтобы люди не сказали: он работает в субботу по просьбе еврея.
  1. Нужно ли останавливать нееврея, когда он совершает для еврея работу, результатом которой можно пользоваться? Мнения галахистов разделились. Например, как следует поступать в ситуации, когда в помещении было слабое освещение и нееврей зажёг дополнительную свечу?

Согласно одному мнению, можно намекнуть нееврею, чтобы он сделал работу, результатами которой можно пользоваться в субботу, например, добавил свечу или выключил свет, который мешает спать. Намекать на то, что нееврей «обязан» это делать, нельзя. Например, нельзя говорить: «Почему ты не выключил свет в прошлую субботу?». Из этого можно понять, что от него требуют выключать свет. Намекать на «обязанность» нельзя также движением руки или головы. Разрешено намекнуть, например, так: «Тяжело заснуть, когда горит свет!» или «Тяжело читать при слабом освещении!».

Сегодня есть авторитетные раввины, которые полагают, что нееврея и в этом случае следует остановить. В соответствии с этим мнением будет запрещено даже намекнуть нееврею, чтобы он сделал работу, результатами которой разрешено пользоваться в субботу.

В субботу можно намекнуть нееврею, чтобы он сделал работу после субботы, даже в «обязующей» форме. И в будний день можно намекнуть в «обязующей» форме, чтобы сделал работу в субботу: «Почему ты не выключил свет в прошлую субботу?». В данном случае это разрешено.

Некоторые раввины полагают, что само приглашение нееврея в дом, чтобы он там что-то сделал, является намёком в «обязующей» форме. «Правильный» намёк звучит, например, так: «Я не могу спать в комнате». Согласно этому мнению, намёки, приведённые выше, разрешены, когда нееврей уже находится в доме.

Случаи, в которых можно попросить нееврея в субботу сделать что-то для еврея:

1. Можно попросить нееврея сделать то, что евреям запрещено мудрецами, для нужд человека, который болен не тяжело, для предотвращения большого материального ущерба или для того, чтобы выполнить заповедь.

Человек, который болен не тяжело — у которого болит или поранена часть тела, но никакой опасности для этой части тела не существует. Несмотря на боль, он продолжает обычные занятия, т.е. не ослабел в целом и не слёг в постель. Например, у него лёгкий ушиб, царапины от падения, тяжёлый насморк, не приводящий к ослаблению всего тела. В этом случае можно попросить нееврея закапать капли или наложить повязку на рану.

Если человек болен более серьёзно, но заболевание не представляет опасности для жизни, можно попросить нееврея сделать даже вещи, которые запрещены евреям Торой. Таковы случаи, когда человек слёг в постель из-за болезни; когда испытывает сильные боли, которые ослабляют всё тело, даже если не слёг в постель, например, мигрень; когда у него не очень высокая температура, при которой обычно остаются дома; когда он может слечь, если не примет лекарства, например, при астме, воспалении суставов; когда абсолютно ясно, что развитие заболевания не представляет опасности для жизни, но может привести к потере органа. Можно попросить нееврея сделать вещи, запрещённые евреям Торой, для нужд больных с неострыми видами воспалений глаз; для нужд роженицы в период от недели до месяца после родов; для нужд ребёнка и т.д.

Пример ситуации, когда можно попросить нееврея сделать то, что евреям запрещено мудрецами, ради выполнения заповеди. Можно попросить перенести в субботу еду для субботней трапезы из одного дома в другой через улицу, которая не достигает в ширину 8 метров — поскольку это делается ради выполнения заповеди субботней трапезы, а переносить вещи в таком месте запрещено мудрецами, а не Торой.

2. Можно попросить нееврея сделать то, что евреям запрещено мудрецами (а не Торой) в том случае, если у еврея есть какая-то, пусть даже ограниченная, возможность сделать это самому. Например, можно попросить нееврея забрать инструмент, который обычно используют при работе, запрещённой в субботу (например, молоток), с места, где его могут украсть, потому что еврей сам может в определённых ситуациях переносить его — например, чтобы колоть орехи или использовать место, где он лежал.

3. Можно попросить нееврея сделать действие, в результате которого будет совершена запрещённая работа — потому что во время этого действия не было намерения совершить работу. Это разрешено даже в том случае, когда в результате такого действия работа обязательно будет совершена. Например, можно попросить нееврея положить еду в холодильник, хотя при открывании холодильника обязательно зажжётся лампочка. Лампочка неизбежно загорится, но еврей, прося положить продукты в холодильник, не намеревался добиться этого результата. Ещё пример. Можно попросить нееврея подмести пол, даже земляной, хотя в результате будут сглажены неровности земляного пола. Действие — подметание, результат — «разравнивание» пола. Еврей был заинтересован не в этом результате, а в том, чтобы пол был чистый.

Всё приведённое выше — только краткое общее описание основных законов. Но и этого достаточно, чтобы понять, как серьёзно нужно обдумывать каждый поступок и каждое слово. И, что особенно важно в вопросах, касающихся этой темы, — всегда лучше посоветоваться с раввином.

В Государстве Израиль, большая часть населения придерживаются иудаизма. Согласно этому вероисповеданию, Бог создавал землю шесть дней, а в седьмой день Творец отдыхал, это же Он завещал людям. Седьмой день у евреев называется шаббат.

Шаббат начинается с закатом солнца в пятницу и продолжается до заката солнца в субботу. В данный период нельзя заниматься почти никаким трудом. Субботних запретов у иудеев тридцать девять и их нарушение считается большим грехом.

Запреты разделены по нескольким категориям. Одиннадцать запрещённых работ относятся к изготовлению хлеба, а именно: посев рассады, пахотные работы, сбор урожая, связывание снопов, молотьба колосьев, очистка зерна от остатков соломы, очистка зерна от мусора, сортировка зерна, помол зерна, приготовление теста, собственно выпечка изделий из теста.

Ещё одиннадцать запрещённых работ относятся к процессу изготовления ткани из овечьей шерсти или льна: обстригание шерсти, отбеливание шерсти, вычёсывание шерсти, покраска шерсти, изготовление пряжи, заправка нитей в ткацкий станок, установка на станке продольных нитей для основы ткани, собственно сам процесс изготовления ткани, распускание ткани, завязывание узлов, развязывание узлов, шитьё, разрыв ткани.

Ещё семь субботних запретов касаются изготовлению изделий из кожи и предваряющим этому процессам. Запрещено: охотиться, убивать животных, свежевать туши животных, обрабатывать кожу, разглаживать кожу, раскраивать кожу, разрезать кожу.

Оставшиеся запреты на такие виды работ: написание двух букв, стирание двух букв для нового их написания, строительство, разрушение, разжигание огня, тушение огня, последний удар молотком, перенос вещей из частной территории в общественную.

Единственным поводом, при котором можно нарушить субботние запреты, не совершая греха, является спасение своей или чьей-либо жизни. Малые дети и сумасшедшие могут не соблюдать шаббат, не опасаясь греха в любом случае.

Все перечисленные запреты не стоит понимать буквально. Запрещены не только описанные действия, но и все логичные производные от них. Например, под последним ударом молотком стоит понимать любое действие, которое станет окончательным, приведёт что-либо в состояние готовности: настройка музыкальных инструментов, починка автомобиля и тому подобное. Сбор урожая касается не только зерновых, но и любого сорванного или выкопанного плода.

Кроме всего этого, чтобы «дети Израиля» случайно не нарушили какой-либо запрет, существуют дополнительные ограничения призванные своевременно остановить человека и не дать ему сделать грешное действие в шаббат.
На всякий случай под субботние запреты попадают очень многие действия и работы. Например, нельзя: включать электрооборудование, фотографировать, писать письма, бриться и многое другое. При этом не запрещено переставлять мебель в комнате или переносить другие тяжести в пределах дома.

Таким образом, можно понять, что запрещёнными являются не все физические действия как таковые, а только те, в результате которых что-то возникнет, измениться или исчезнет. То есть, запрещено в шаббат изменять окружающий мир, включая творческие старания. В свою очередь, пользоваться тем, что создано до наступления шаббата никто не запрещает. Включённый в пятницу свет или зажжённый огонь не будут нарушениями субботы, если огонь не гасить, а свет не выключать.

Опираясь на это, были придуманы некоторые небольшие уловки, которые позволяют израильтянам не нарушать шаббат, используя некоторые удобства. Многие лифты в многоэтажных домах Израиля в субботу работают в специальном режиме – чтоб иудеи не нажимали кнопок, лифт постоянно ездит вниз-вверх, останавливаясь на каждом этаже. Многие включают одну из конфорок на кухонной плите ещё в пятницу, и она горит всю субботу. Существуют даже службы работников не иудеев, которые готовы выполнять всю запрещённую работу.

В нынешнем 5775\2015 году день 9 ава выпадает на Шаббат. Такое явление встречается раз в несколько лет. Поскольку в Шаббат нельзя ни поститься, ни проявлять какие либо признаки траура, товсе законы и обычаи 9-го ава исполняются на следующий день в воскресенье 10 ава. Поэтому в подобной ситуации имеются свои особенности, о которых стоит вспомнить.

Прежде всего, ближайший шаббат 25 июля, называемый так же Шаббат Хазон по соответствующему отрывку из пророков, который читают в этот день, ничем не отличается от любого другого Шаббата. Можно есть мясо, и пить вино, петь шаббатние песни (все это включая третью трапезу) (Шульхан Арух 554, 19). Это отличается от обычных случаев, когда канун 9 ава выпадает на будний день.

В средние века в некоторых ашкеназских общинах Европы было принято не одевать в этот день шаббатнюю одежду, но под давлением большинства галахических авторитетов. Этот обычай исчез уже много сот лет тому назад.

Перед наступлением Шаббата можно так же мыться теплой водой с мылом, шампунями и всем остальным, как принято обычно. В этом отношении ашкеназам тоже нет причин волноваться. Во-первых они могут полагаться на обычаи своих сефардских братьев, которые больше подходят к нашему средиземноморскому климату, чем обычаи ашкеназов центральной Европы. Во-вторых, как известно, рабби Йосеф Каро и его труд Шульхан Арух, признан галахическим авторитетом для всех евреев проживающих в Земле Израиля. В-третьих это подпадает под определения связанные с проявлением уважения к Шаббату и получения удовольствия в Шаббат (кавод вэонэг шаббат), а эти заповеди никто не отменял.

Те, кто бреется перед шаббатом- есть как облегчающие, так и устрожающие мнения, и сегодня принято облегчать, по всем вышеуказанным причинам. Тот, кто устрожает, должен знать, что это устрожение, а не галаха, которая, разрешает.

В случае, если на этот Шаббат выпадает брит мила или бармицва, то они проводятся точно также, как если бы они проводились в любой другой Шаббат.

Относительно изучения Торы в этот Шаббат, есть разные мнения. Есть те, кто разрешает учить только те разделы Торы, что были разрешены для изучения 9 ава (Кицур Шульхан Арух 125, 4). По мнению Бен Иш Хай, Тору можно учить до полудня без каких либо ограничений. Но и после полудне он считает, что есть место доя облегчения в этом вопросе.

Переход от шаббата к соблюдению траурных обычаев. Третью трапезу необходимо закончить до захода солнца. В обычной ситуации между заходом солнца и выходом звезд существует период времени, о статусе которого есть галахический спор. В шаббат к этому времени добавляется еще некоторое время, которое определяется, как дополнительная святость. В обычные Шаббаты в течении всего этого времени запрещено выполнять работы, запрещенные в Шаббат. В этот Шаббат помимо этих работ, запрещено проявление каких либо траурных обычаев. Поэтому до обычного времени окончания Шаббата продолжают носить шаббатнюю одежду и кожаную обувь.

После окончания Шаббата необходимо произнести благословление БАРУХ АМАВДИЛЬ БЕЙН КОДЕШ ЛЕХОЛЬ (Благословен разделяющий между святостью и буднями), после этого переодевают одежду и обувь (в случае если в шаббат носили кожаную). Так же перестают сидеть на стульях, в креслах и.т.п. и говорить друг другу шалом.

На исходе Шаббата принято задерживать вечернюю молитву на какое то время, чтобы дать возможность молящимся переодеться дома, и прийти в синагогу в одежде и обуви, соответствующим этому дню. Подробности Вы узнаете в Вашей синагоге.

Что делать с обрядом авдала? Ведь с исходом Шаббата начинается пост и, соответственно, нельзя пить вино. Поэтому мы это откладываем до окончания поста в воскресенье вечером. Тем не менее, мы отделяем Шаббат от будней как обычно в дополнении к четвертому благословению в молитве Амида. Поэтому рекомендуется, чтобы женщины, даже те, которые обычно не молятся вечернюю молитву, в этот раз её помолились, чтобы отделить Шаббат от будней (не говоря уж о том, что молиться вообще хорошо). Если по какой-то причине женщина все же не смогла помолиться, достаточно того, что она произнесет вышеуказанное благословение «Благословен разделяющий между святостью и буднями», после этого она может выполнять любые виды работы.

Совершают благословление на свечу, т.к оно не связанно с вином, а является нашей благодарностью за сотворение огня для Адама, на исходе первого Шаббата. Принято произносить это благословление после окончание вечерней молитвы, перед чтением свитка Эйха. Если по какой -то причине кто- то не успел это сделать сразу после молитвы, то может сделать это в течение всей ночи.

После окончания поста, перед началом еды, а главное питья, совершают обряд «авдала» на вино и произносят два соответствующих благословления: на вино и на разделение между святостью и буднями. Ни на исходе Шаббата, ни на исходе поста не произносят благословения на благовония.

Если человеку по медицинским показаниям запрещено поститься, включая пост 9 ава (и принимает об этом решение исключительно врач специалист, а не сам человек, с его субъективными ощущениями), то обряд авдалы делается как обычно на исходе Шаббата. По мнению комментария «Каф аХаим»(556-9) предпочтительнее делать авдалу не на вино или сок, а на другие напитки

Если человек все же делает авдалу на вино или сок, и при этом есть возможность дать выпить вино (а лучше сок) маленькому ребенку, то это предпочтительный вариант, но если такой возможности нет, то человек может сам выпить около 40 миллилитров. Нет необходимости проводить обряд авдалы, для маленьких детей, которые естественно едят в этот день.

Поскольку данный материал могут читать люди, находящиеся в разных часовых поясах, то я не указываю времен исхода шаббата и поста, и каждый должен проверить их соответственно с местом своего проживания. Это так же легко проверить с помощью соответствующих программ в интернете.

Дай Бог, чтобы все вышесказанное стало не актуальным и еще до конца недели пришел Машиах, но если это в силу наших греховне произойдет, то тогда, чтобысбылось сказанное, в ВТ трактат Таанит(30, 2), что каждый скорбящий об Иерусалиме, удостоится увидеть его в радости, а также исполнение пророчества Зехарии о том, что все дни общественных постов станут праздниками.