Все о тюнинге авто

Феноменология одиночества. Ужасная правда об одиночестве Проблемы одиночества в современном мире

Ролло Мэй назвал две главные причины тревоги и отчаяния современного человека, на которые указывали еще Кьеркегор и Ницше. Это утрата человеком чувства бытия и потеря им своего мира. По словам Мэя, „западный человек двадцатого века не только переживает отчуждение социального мира от него, но страдает также и от внутреннего, мучительного убеждения в том, что он отдален от самой жизни“. Ролло Мэй уверен, что “проблема этой утраты своего мира выражается также не просто в отсутствии межличностных связей или в недостатке общения с близкими людьми. Она уходит корнями за пределы социальных уровней отчуждения от жизни“.

Рассмотрим ниже, что является этому причиной.

Человечество имело изначальное представление о Мироздании, как об уютном доме для человека. Человек имел (наряду с другими вещами) свое место в мире, населенном и управляемом множеством божеств и духов. Человек не был одинок, ощущая на себе их влияние. МАГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ позволяло „воздействовать“ на внешние силы, что обеспечивало ощущение надежности и „обустроенности“ (по словам Мартина Бубера).

Дальнейшая эволюция человеческого сознания и мировосприятия привела к пониманию бытия как сотрудничества с Богом, постоянного диалога с Ним. Человеку, вкусившему плод древа познания ДОБРА И ЗЛА , дана была свобода выбора – поступать ли по предписанию заповедей или впасть в грех, поддаваясь земным соблазнам и добиваясь целей, которые вступают в противоречие с „БОЖЕСТВЕННЫМИ ЦЕННОСТЯМИ “.

Представления о строении Мира, подорвавшие геоцентрическую теорию Птолемея, превратили Землю в песчинку во Вселенной. Это сделало человека безысходно одиноким и беззащитным перед лицом холодной и безразличной Бесконечности, которому нет дела до боли и страданий отдельного человека. Наступила эпоха „необустроенности“. По мере исторического развития и великих научных открытий "...был расторгнут изначальный договор Вселенной и человека, и человек почувствовал, что он в этом мире пришелец и одиночка", пишет Мартин Бубер. Личность человека "стала бездомной посреди бесконечного", что не может не вселять в человека страх перед неприкаянностью и ОТСУТСВИЕМ СМЫСЛА . Подтверждением тому служат слова Блэза Паскаля:

"Когда я размышляю о мимолетности моего существования, погруженного в вечность, которая была до меня и пребудет после, и о ничтожности пространства, не только занимаемого, но и видимого мной, пространства, растворенного в безмерной бесконечности пространств, мне не ведомых и не ведающих обо мне, – я трепещу от страха и спрашиваю себя, – почему я здесь, а не там, ибо нет причины мне быть здесь, а не там, нет причины быть сейчас, а не потом или прежде. Чей приказ, чей помысел предназначил мне это время и место?".

Паскаля поражают "хрупкость и ничтожность" человека перед лицом Вселенной. "Что такое человек во Вселенной? Небытие в сравнении с бесконечностью, все сущее в сравнении с небытием, среднее между всем и ничем. Он не в силах даже приблизиться к пониманию этих крайностей – конца мироздания и его начала, неприступных, скрытых от людского взора непроницаемой тайной, и равно не может постичь небытие, из которого возник, и бесконечность, в которой растворяется". Это ли не ужасающее одиночество в чистом виде и во всем своем бессилии? Одиночество конечного человеческого Я на фоне космической бесконечности и безразличия.

Декарт утверждает, что Бог гарантирует связь между человеком и миром – между сознанием отдельного человека и Абсолютом. По словам Ролло Мэя, „социально-исторические ситуации на начальных этапах современной эпохи были таковы, что "вера" в Лейбница и Декарта оказывала воздействие, т.е. отражала тот факт, что мир все еще принадлежал всем“.

Отрицание присутствия или даже наличия Бога в мире, принявшее невиданные масштабы на рубеже 19-20 веков, привело к тем последствиям, с которыми мы имеем дело в наши дни. Как пишет Мэй, „теперь, когда Бог не просто "мертв", а над его могилой уже прозвучал реквием – теперь полная изоляция и отчуждение, свойственные отношениям между человеком и миром, стали очевидны. Представим этот вопрос в менее поэтичных выражениях: произошел распад гуманистических и иудейско-христианских ценностей, в результате проявились присущие данной ситуации последствия“.

Потеря связи человека с Богом (неважно в силу каких обстоятельств) означает отчужденность сознания от мира – и прорыв чувства одиночества. Сильно подорванная или отсутствующая ВЕРА в собственное божественное ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ , отсутствие ощущения БОЖЕСТВЕННОГО СМЫСЛА собственной жизни, рано или поздно сталкивает человека с переживанием своего одиночества и окончательной покинутости. Человек оказывается пылинкой, брошенной в бытие и летящий в бездну небытия.

Оказываясь один на один с бесстрастным миром, отчужденный от него и от других людей, человек испытывает невыносимую тревогу и ощущение беспомощности, неспособности владеть обстоятельствами. Как пишет Эрих Фромм: "Переживание отъединенности вызывает тревогу; более того, это источник всякой тревоги. Быть отъединенным означает быть отрезанным, без какой-либо возможности использовать свои человеческие силы. Следовательно, это значит быть беспомощным, неспособным активно влиять на мир – вещи и людей, это означает, что мир может вторгаться в меня, а я не в состоянии реагировать".

Мартин Бубер отмечает, что современность представляет собой "невиданное по своим масштабам слияние социальной и космической бездомности, миро- и жизнебоязни в жизнеощущении беспримерного одиночества. Личность чувствует себя одновременно и подкидышем природы, брошенным, подобно нежеланному ребенку, на произвол судьбы, и изгоем посреди шумного человеческого мира".

Ролло Мэй подчеркивает, что отчуждение „возникает как неизбежное следствие того времени, когда на протяжении четырех веков внедрялось отделение человека-субъекта от объективного мира. Это отчуждение выражалось на протяжении нескольких веков в стремлении западного человека обрести власть над природой, а теперь оно проявляется в отчуждении от природы и в неопределенном, невыраженном и наполовину подавляемом чувстве отчаяния от реальных взаимоотношений с жизнью, включая взаимодействие со своим собственным телом“.

Мыслители, философы, ученые, религиозные деятели современности пытаются найти человеку достойное его место в мироздании. „Идет работа над новым образом мироздания, но не над новым мировым домом... Человеческого жилища из этой Вселенной уже не выстроить“, пишет Мартин Бубер, подчеркивая, что человек вынужден принять как факт свою бездомность и затерянность во Вселенной.

Мир таков, каков он есть. Он бесстрастен, абсурден и бессмысленен. Чтобы укоренить себя в бытии, человеку суждено создавать свой мир своими собственными руками. И если мы не в состоянии создать свой мир, то мы остаёмся отчуждёнными от мира и от самих себя.

Психология и социология / 12. Социальная психология

К.пс.н. Рогова Е.Е.

Южный Федеральный университет, Россия

Социальные факторы и аспекты одиночества в современном мире

Понятие одиночество, как социально психологический феномен, различается несколькими видами и типами. Одиночество бывает культурным, космическим, межличностным и социальным видами и типами.

Межличностный тип одиночества является эпизодическим обостренным чувством напряжения и беспокойства, связанным с необходимостью иметь дружеские или интимные связи и отношения. Он может быть вызван отсутствием желаемого круга общения и характеризуется ощущениями социальной и эмоциональной изоляции. Межличностный вид одиночества может перейти в безнадёжную апатию, если станет хроническим. Космический тип одиночества охарактеризован чувством утраты связи с бытием, личностной обособленностью во всем мире. Культурный вид одиночества часто испытывают эмигранты и переселенцы, переживающие изменение привычной для них социальной среды, либо же люди, убежденные, что общепринятые культурные нормы и ценности не могут быть приемлемыми для их внутреннего мира. Социальному типу одиночества подвержены люди, ощущающие себя непринятыми окружающим социумом и миром в целом. Особо острые и хронические формы одиночества, как социального явления называются «неприятием», «остракизмом», «изгнанием», «отставкой».

Холостые люди более подвержены испытывать чувство социального одиночества, чем семьянины, а среди холостых быстрее ощутит на себе все социальные аспекты одиночества тот, кто был женат ранее. Решающим моментом социального типа одиночества здесь является отсутствие всяческой любовной привязанности. Одиночество сильнее распространено в юном возрасте, чем в зрелом, и более остро ощущается молодыми людьми. Разведённые и овдовевшие люди старшей возрастной группы реже ощущают себя одинокими, чем подверженные одиночеству молодые люди в подобной ситуации. Исследование поведения и поступков разведённых людей выявило, что социальное вид одиночества заставляет их заниматься поисками кого-то большего, чем просто собеседника или партнёра для секса . Одиночество, как социальная проблема исчезает только тогда, когда появляется уверенность в надёжности и доверии к партнеру, в стабильности отношений.

Современные общества способствуют распространению социального одиночества. В различных демографических группах количество и соотношение страдающих от одиночества мужчин и женщин постоянно меняется, причем с возрастом число одиноких женщин увеличивается. Отсутствие своей семьи более трагично складывается для женщины, однако есть женщины, которые не страдают от социального вида одиночества, не имея при этом семьи. Такой тип женщин легко меняет одного партнёра за другим, ни к кому при этом не привязываясь и не желая узаконивать свои отношения. В результате длительного приспособления к самой себе и постоянного прислушивания к собственному состоянию, социальный тип одиночества часто способен порождать эгоизм у таких женщин.

В современном обществе сформировались так же конфликтующие одиночки: цивилизация против цивилизации, культура против культуры, идентичность против идентичности. Им свойственны расизм и национализм. Или, точнее, новый национализм, этот идеологический конструкт, гибрид истории, созданный в результате социального и сексуального смешения различных групп и замаскировавшийся под мультикультурализм, «основной темой которого является не биологическая наследственность, а непреодолимость культурных различий; расизм, который вроде не утверждает верховенство одних групп или народов над другими, а только указывает на то, что плохо упразднять границы, на то, что разные образ жизни и традиции несовместимы.

Социальными аспектами одиночества являются распад социальных отношений и связей внутреннего духовного мира человека. Социальное одиночество не обязательно должно отождествляться с состоянием физической изолированности человека, довольно часто человек может быть одинок не в изоляции, а в окружении своей семьи, лучших друзей и коллег по работе. Понятие одиночество, как социально психологический феномен, различается несколькими видами и типами. Людей, страдающих от социального вида одиночества, часто отличает сконцентрированность на своём внутреннем личностном пространстве, низкая самооценка, излишняя застенчивость. Одинокие люди ощущают себя нелюбимыми, никчемными, ненужными. В их собственном понятии и по мнению окружающих их людей отсутствие любимой половинки, друзей или близких является признаками неудачника. Вероятность социальной проблемы одиночества велика у разведённых и овдовевших людей, находящихся на длительном лечении в больнице или недавно сменивших место проживания. Социальный тип одиночества мужчин и женщин имеет свои особенности и отличия. Отсутствие своей семьи более трагично складывается для женщины. В современном обществе сформировались также конфликтующие одиночки: цивилизация против цивилизации, культура против культуры, идентичность против идентичности. Им свойственны расизм и национализм.

Вас удивляет одиночество человека в большом городе? Меня нет. А когда жила в маленьком посёлке, казалось, что такое невозможно. Вокруг толпа, а человек не может найти друга.

Моё поколение, рождённое в 1980-е, оказалось слишком многочисленное. Из-за этого любое явление, которое нас коснулось, принимает невероятные масштабы. И создаётся впечатление, что раньше вот так не было. В действительности было, но в меньшем количестве и интернет не работал на каждой лесной опушке. Самые сердобольные граждане не могли обсуждать необычайно важные вещи.

Сейчас информация разлетается молниеносно, поэтому о проблеме одиночества в жизни человека стали говорить гораздо больше и чаще. Вот и я задумалась на эту тему.

Причины одиночества человека

Основания для самостоятельного существования на планете Земля с 7-миллиардным населением могут быть как позитивными, так и негативными. Рассмотрим самые распространённые.

  • Нелюбовь к себе. Очень сильно мешает установка на недостойность дружбы, общения, отношений и т.д.
  • Высокомерие. Индивид считает, что он превосходит в чём-то других людей.
  • Скверный характер. Склочность и постоянное бурчание и осуждение совершенно не привлекательны.
  • Традиции в семье. Родители и остальные предки жили замкнуто.
  • Непонимание личной ответственности за свою жизнь. Когда мы обвиняем в своих неудачах кого-то или что-то, лишаем себя возможности открыться новым радостным перспективам.
  • Увлечение заботой о других. Интересы детей, мужа, пожилых родителей, соседки становятся важнее своих собственных. В итоге, мы отказываемся от личной жизни.
  • Неумение договариваться. Самостоятельное принятие решение — это похвально, но только когда касается исключительно нас. Когда мы имеем дело с партнёром, приходится думать и об его потребностях в том числе.
  • Поиск идеала. Мы ищем лучшее окружение всю жизнь, хотя сами не соответствуем собственным придуманным критериям.
  • Проблемы написаны на лице. Гружёный внешний вид отталкивает.
  • Инфантильность и пассивность. Нежелание ничего делать для налаживания контакта с людьми, надежда на судьбу.
  • Интроверсия. Не каждому человеку нужно общество других людей.
  • Социофобия. Страх общения делает замкнутым.
  • Неподходящая среда. Иногда чтобы найти близких друзей или спутника, необходимо сменить место жительства или работу.
  • Сознательный выбор. Самодостаточные одинокие люди существуют. И им не нужен кто-то ещё, чтобы быть счастливыми.

Страх одиночества

Почему люди боятся одиночества? Чаще всего проблема лежит в детстве или прошлом опыте.

Малыша часто оставляли одного или так наказывали, игнорировали плач. Взрослые выполняли за ребёнка большинство функций. Когда он вырос, появился страх не справиться со сложными задачами. Поэтому идёт постоянный поиск партнёра-мамочки/папочки, решающего все проблемы.

Непростые отношения в семье, манипуляции уйти из дома порождают недоверие к людям и боязнь их потерять. Так же как и предательство в общении с противоположным полом. Боязнь не встретить любовь всей жизни толкает в объятия сомнительных личностей. Аналогичный страх у подростка остаться без друзей заставляет его связываться с ненадёжными компаниями.

Активный жизненный ритм толкает к одиночеству в обществе. Постоянное общение с большим количеством лиц, которые регулярно меняются, позволяет чувствовать свою ненужность. В итоге наш ежедневный ритуал «работа-дом» замыкает круг и мы остаёмся один на один с самим собой.

Отдельно отмечу боязнь пустоты в жизни. Для меня лично это самое грустное зрелище. Человек не знает, чем себя занять. Поэтому стремится избегать одиночества любыми средствами, иногда не самыми красивыми и удобными для него самого и окружающих.

Почему человек любит одиночество?

Период в уединении может длиться от 1 дня до нескольких десятилетий. Люди, предпочитающие одиночество, находят в нём удовлетворение. И действительно могут быть по-настоящему счастливыми. Причина — в самодостаточности и отсутствии страхов.

Очевидны достоинства самостоятельной жизни.

  • Проведение свободного времени в вольном режиме, исходя из личных интересов.
  • Много часов можно посвятить своему развитию и уходу за собой.
  • Широкий круг общения. Вы не поверите, но одиночки чаще бывают экстравертами и больше вкладываются в прочные социальные связи.
  • Уют и порядок в доме. Одному обустроить своё жильё гораздо проще. Не нужно ни с кем договариваться о цвете обоев и где лежать носкам.
  • Одинокие люди имеют больше разносторонних творческих интересов.
  • Люди, живущие в одиночестве обладают высокой самооценкой, так как не зависят от других.
  • Уверенный в себе человек не разменивается на ненужные контакты.
  • Разрыв отношений переносится легче. Плачут в подушку только те, кто находится в плену страхов.
  • Свободный человек не имеет привязанности, без которой невозможно существовать. А значит, эмоционально более устойчивый.
  • Не нужно тратить время на пустые разговоры и дела. Наедине с собой порой бывает увлекательнее.
  • Можно жить нестандартно, выбирая свой ритм.

Как одиночество влияет на человека?

Когда начинала писать статью, думала, что она будет . Но мере того, как стала разбираться с темой, поняла, что всё не так уж радужно.

Но зато на фоне неблагоприятной оценки уединения осознала свою уникальность. Я глубокий интроверт и реально не страдаю от одиночества, даже наслаждаюсь им. Надо сказать, что знакомые психиатры и психологи подтверждают мою нормальность. В общем, верьте мне! 🙂

А что с другими? Оказывается, что люди, не имеющие родственников и друзей, склонны к различным не самым приятным заболеваниям. Это онкология и депрессия у молодых, болезнь Альцгеймера у пожилых.

Психические заболевания наиболее частые, как мне думается. Потому что наедине со своими мыслями их проще заработать.

В некоторые периоды одиночество как раз способствует перезагрузке и осмыслению происходящему. Негативные последствия в основном случаются из-за длительного времени без социума.

Как мне удалось остаться здоровым и творческим человеком? Видимо, причина в том, что я поддерживаю живые контакты и с радостью иду на встречи.

Только остаётся помнить, что наличие людей вокруг не избавляет нас от полного одиночества.

Какое у вас мнение по поводу темы статьи?

Отличительной особенностью современного человека от остального животного мира является проблема одиночества и отсутствие близких людей.

Одиночество – это состояние одинокого человека. Возникает чувство, что нет близкого друга, которому можно доверить свои мысли и который тебя поймёт. «Одиночество обусловлено не отсутствием людей вокруг, а невозможностью говорить с людьми о том, что кажется тебе существенным, или неприемлемостью твоих воззрений для других», – писал немецкий философ и психолог . Как правило, состояние одиночества приносит страдания.
Перед тем как перейти непосредственно к теме разговора, необходимо сделать небольшое отступление.
Человек – существо общественное. Только ведя общественный образ жизни, он смог выжить в дикой природе. Только общими усилиями он достиг своего исключительного положения в животном мире. Лишь благодаря накоплению и передаче от поколения к поколению своих знаний и опыта современные люди могут пользоваться достижениями всего человечества. Я неслучайно упомянул эти, на первый взгляд банальные вещи, поскольку они иногда умалчиваются либо вообще игнорируются при разборе такой проблемы, как одиночество.
Человек – существо биосоциальное. Врождённые формы поведения, например инстинкт продолжения рода и групповой образ жизни, сформировавшиеся в результате естественного отбора, органично вплетаются в современный культурный и общественный уклад.

Одинокость души. Один среди людей.

Живя в обществе, невозможно быть одиноким в прямом смысле этого слова. Мы всегда находимся среди людей. Нас окружают люди, живущие с нами в одно время, общей культуре и социуме. Уровень развития, менталитет и интересы соответствуют при этом определённому социальному слою и возрасту.
Проблема одиночества – это, прежде всего, проблема отсутствия пары, и не просто пары, а отсутствие любимого человека. Сам факт наличия любимого человека на какое-то время наполнит вашу жизнь смыслом. Потом всё будет зависеть от того, как будут развиваться отношения, но проблема одиночества будет закрыта. Теме поиска и выбору партнёра будет посвящена отдельная статья.

Что же касается общения с окружающими, то здесь можно отметить два момента, которые могут препятствовать образованию новых отношений и которые связаны с особенностями характера, а точнее, с отношением к себе (Я – плохой) и к другим людям (Они – плохие).
Позиция: Я – плохой. Нередко возникает в результате незнания существующих в определённой социальной среде принятых ритуалов поведения и неумения поддерживать беседу. В итоге самооценка падает, появляется ощущение собственной неполноценности.
Позиция: Они – плохие. Иногда, попадая в неблагоприятную или недостаточно доброжелательную среду в сравнении с тем, что было раньше, человек может оказаться один против общества. Срабатывает инстинкт самосохранения, появляется отрицательное отношение к окружению и настороженность к любым активным контактам с внешним миром. Пропадает желание что-либо делать самому. Впоследствии окружение или ситуация может измениться, а установка остаться.

Проблема одиночества. Один среди себя.

Тот уклад жизни, который заложен в нас природой и обществом, предполагает общение и взаимодействие, он не предусматривает одиночное существование. , ведущих групповой образ жизни, и человека включает в себя потребность в принадлежности. Состояние одиночества может носить лишь объективный временный характер либо быть выбранным по собственному желанию (уединение).
Кто-то придаёт первостепенное значение чувству уверенности и защищённости, которое даёт группа, а кто-то предпочитает более уединённый образ жизни, довольствуясь лишь узким кругом общения. При уединённости не тревожат мысли об одиночестве, но это совсем другая тема для совсем другого разговора.
Фридрих Ницше по этому поводу иронично заметил: «Есть два вида одиночества. Для одного одиночество – это бегство больного, для другого – бегство от больных».


Лишь физическая и духовная активность способна вырвать человека из состояния одиночества. Надо идти в общество, к людям, принимать те правила игры, по которым они живут, и участвовать в совместной деятельности. Лишь общение в объединенной общим интересом группе (учебой, работой или хобби), в которой человек чувствует себя своим , может изменить положение.
Проблему одиночества из плоскости общих понятий и рассуждений необходимо перевести в плоскость конкретных действий. Тогда выяснится, что сильнее: либо желание найти выход из сложившейся проблемы, либо нежелание сделать необходимые усилия для того, чтобы найти.

ОДИНОЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Одиночество как положение исправлению доступно,
но как состояние - эта болезнь неизлечима.
В. Набоков

Проблема человеческого одиночества сама по себе не нова. Забегая вперед, скажу, что человек вообще не только «политическое», «социальное», но и, как это ни парадоксально звучит, одинокое животное. Одинок Авраам, идущий исполнять волю Господа - убивать своего единственного сына. Кто из людей способен понять поступок Авраама? Одинок Сократ, вопрошающий на площади о добродетели. Кто может услышать Сократа? Одинок Иван Грозный, видящий в каждом человеке предателя. Одинок каждый, кто поступает так, как велит ему его сердце и/или разум, пусть даже это идет вразрез с социальными мерками. И одиночество такого человека неизбежно.

Человек становится человеком в социуме. Он впитывает все установленные в нем нормы, обычаи, традиции. Человек вскормлен социумом. Но именно как человек , он способен перерасти родителя и двигаться дальше, вперед, что социуму как малоподвижной структуре не свойственно. Так и появляются одиночки, выросшие в социальной среде, но вышедшие за ее границы, а значит, и из .

Человек, добившийся чего-то в своей жизни, обручен с одиночеством. Власть, слава, богатство, счастье - все то, к чему стремится большинство людей, но то, чего достигают лишь немногие, вызывая своими успехами зависть неудачников - идут рука об руку с одиночеством. Они выделяют человека из общей людской массы, переводя его из das Man в der Man . Человек, имеющий свое лицо, отличное от лиц его сородичей, мыслящий не так, как остальные, видящий мир по-своему, всегда в меньшинстве. Вообще говоря, каждый человек уникален, просто большинство людей об этом не знает. По крайней мере, до своего второго рождения , через которое индивид получает свои атрибуты, свои неотъемлемые черты. У Ницше такой человек назван сверхчеловеком. Главная проблема сверхчеловеков - невозможность коммуникации друг с другом в силу их сверхчеловечности. Возникает вопрос: а зачем же им вообще говорить друг с другом? Ведь каждый вполне самодостаточен. Каждый - сам себе мир. Но это мир без «я», без Другого, через которого можно обнаружить себя в этом мире. Это мир-для-себя. Другой вопрос: зачем вообще эта сверхчеловечность, если она не предполагает обмен информацией, опытом, в конце концов, просто не опосредованное ничем общение? Не предполагает себя-для-мира? Эгоизм и альтруизм - крайности. Гармония с миром и с собой - вот что должно волновать человека.

С помощью языка люди могут общаться с сородичами, но далеко не факт, что они будут при этом понимать, о чем говорят, если это, конечно, не разговор, например, о погоде. Язык создает предпосылки для коммуникации. Но для чего нужна коммуникация? В частном случае, чтобы решить какую-нибудь общую задачу, обменяться новостями и т.д. А вообще, коммуникация призвана отыскивать в толпе тех людей, с которыми можно говорить о чем-то кроме погоды. Тех людей, которым можно доверить самое сокровенное - себя и свой внутренний мир, бездну внутри себя. Разумеется, таких людей на весь мир единицы, и отыскать их крайне сложно. Хотя, как часто бывает, мы склонны не замечать именно то, что рядом с нами, у нас под носом.

Способ нахождения таких людей предлагает С.Л.Франк в своей работе «Непостижимое». Он пишет, что, чтобы услышать друг друга людям, надо раскрыться друг перед другом. «Исхождение из себя есть одновременно вхождение в меня мне подобного». Через это можно обнаружить себя - в момент столкновения с Другим. Но можно обнаружить и другого [человека] и завязать с ним диалог. Формула Франка действует лишь при взаимном желании сторон познать себя и другого через раскрытие. Это переход «я» и «ты» к новому продукту - «мы». Это путь к личности (не к «индивиду»!). Только тогда человек перестанет чувствовать себя одиноким (не брошенным, покинутым, забытым, а именно одиноким), когда он сможет сказать об окружающих его людях «мы». Это-то «мы» и должно будет стать новым социумом, где каждый будет самодостаточен, но не оппозиционен, самоценен, где люди будут говорить на одном (возможно, своем, выдуманном) языке и при этом будут не только слушать, но и слышать друг друга. Таких людей следует называть единомышленниками.

Далее. У каждого человека свой неповторимый жизненный, экзистенциальный, опыт, и все его суждения, поступки, опосредованы этим опытом, переживанием. Разумеется, никто нев силах будет понять другого человека, если у них нет общих точек пересечения или схожего экзистенциального опыта. «Сытый голодного не разумеет» - гласит пословица. Но голодный с другим голодным всегда найдет общий язык. Пример, конечно, примитивный, но наглядно иллюстрирующий мою мысль.

Человек социален. Но, к сожалению, это не значит, что он общественен, это значит, что он просто нужен социуму. Как винтик, как кирпич, как функция. Когда человек перестает выполнять в социуме свои обязанности, или когда он ведет себя оппозиционно, социум тут же избавляется от лишнего элемента, без всякого сожаления отправляя его в ссылку, больницу, тюрьму. Так было с огромным количеством так называемых психов, которых просто никто не мог понять, хотя они говорили вполне правильные и разумные, но не выгодные социуму вещи. Об этом говорил еще Платон, создавая свою модель утопического государства, где каждый должен был заниматься своим делом, а разлагающие социум элементы должны были быть удалены (музыканты, поэты и т.д.). Или вспомним тех, кто пострадал от костров инквизиции за свои идеи или же тысячи советских узников, сидевших за свои политические взгляды. И дело тут не только в том, что государство вело такую политику: сами люди озлобляются друг на друга из зависти, ревности и т.д. (тут уместно вспомнить болезненный процесс раскулачивания в СССР в 20-30-е годы ХХ столетия - бесконечные доносы людей друг на друга, поощряемые государством). И где же тут социум? Здесь мы видим стадо, повинующееся воле инстинктов, к тому же низменных.

Однако Одиночество, долгое время бывшее привилегией царей, героев, удачливых, сильных людей, в чьих руках сосредоточены власть, могущество, просто деньги, выходит на широкую арену. Не только богатые, в которых видят не их самих, а их деньги, не только военачальники, в которых видят только их подвиги и славу, не только правители, в ком видят лишь их власть, но и простые люди сегодня одиноки, сами того не подозревая. У них есть лишь видимость общности, а на самом деле там царят вражда и зависть. Толпа заботится о достижении своих интересов, нисколько не обращая внимание на интересы конкретного человека. Вот и получается, что, даже находясь в неком общем потоке людских масс, объединенных какой-либо целью, каждый конкретный человек, если у него есть собственное мышление, мировидение, понимает свою необходимость в частном , и при этом ненужность в целом . Только здесь и сейчас.

И дело не только в социуме. Человек в им же созданном мире все больше чувствует свою заброшенность, ненужность. Механизмы, станки, машины, аппараты - технолизация жизни - все это исключает самого человека из мира. Конкретный человек не так уж нужен. За него все сделают роботы, киборги и т.д. Количество людей, необходимых для обслуживания этих произведений человеческой деятельности, постепенно сокращается, что свидетельствует опять же о ненужности людского населения - планета вполне обходилась и может обходиться без человека. Невозможность создать что-нибудь новое еще больше усугубляет положение человека - ибо сквозь это видно, что все человеческие амбиции рушатся при перенесении их на мир, ведь в мире без человеческой деятельности (преимущественно разрушающей, нарушающей привычный порядок вещей) уже все есть, в нем вполне могла бы царить гармония. Человек же вносит суету, дисбаланс. Это не плохо, это - хорошо. На то он и человек. Но этим он противопоставляет себя миру, в самом простом случае - природе, чего не делает больше ни один из населяющих планету Земля организмов. Никто из них не перестраивает ее под себя - только человек. И это его проклятие со времен Адама и Евы.

Итак, человечество одиноко по отношению к миру. Каждый человек одинок по отношению к человечеству. По правилу силлогизма мы получаем вывод, что человек одинок в мире. Одинок от рождения и до самой смерти. И кто бы ни был с ним рядом, кто бы что ни говорил ему в поддержку, все равно каждый живет наедине со своими собственными проблемами (вспомним опять же Авраама) и умирает непонятым до конца, непознанным.