Все о тюнинге авто

Такие противоречивые социальные потребности человека. Проблема потребности людей в утешении аргументы Проблема потребности в утешении

Третий ряд в пирамиде Маслоу составляют потребности принадлежности и любви .Эти потребности начинают действовать, когда физиологические потребности и потребности безопасности и защиты удовлетворены. На этом уровне люди стремятся устанавливать отношения привязанности с другими, в своей семье и/или в группе. Групповая принадлежность становится доминирующей целью для человека. Следовательно, человек будет остро чувствовать муки одиночества, общественного остракизма, отсутствия дружбы и отверженности, особенно когда они вызваны отсутствием друзей и любимых. Студенты, которые учатся далеко от дома, делаются жертвами потребности принадлежности, страстно желая, чтобы их признали и приняли в группе сверстников.

Потребности принадлежности и любви играют значительную роль в нашей жизни. Ребенок страстно хочет жить в атмосфере любви и заботы, в которой все его потребности удовлетворяются, и он получает много ласки. Подростки, стремящиеся найти любовь в форме уважения и признания своей независимости и самостоятельности, тяготеют к участию в религиозных, музыкальных, спортивных, академических или других сплоченных группах. Молодые люди испытывают потребность в любви в форме сексуальной близости, то есть необычных переживаний с лицом противоположного пола. Слова популярных песен служат достаточным доказательством могущественного влияния потребностей принадлежности и любви в этот период жизни.

<Привязанность к родителю удовлетворяет потребность ребенка в принадлежности и любви.>

Маслоу определял два вида любви взрослых: дефицитарная ,или Д-любовь бытийная ,или Б-любовь (Maslow, 1968). Д-любовь основана на дефицитарной потребности - это любовь, исходящая из стремления получить то, чего нам не хватает, скажем, самоуважение, секс или общество кого-то, с кем мы не чувствуем себя одинокими. Например, отношения могут удовлетворять нашу потребность в утешении и защите - будет ли это длительная связь, совместная жизнь или брак. Таким образом, это эгоистичная любовь, которая берет, а не дает. Б-любовь, наоборот, основана на осознании человеческой ценности другого, без какого-либо желания изменить или использовать его. Маслоу определял эту любовь как любовь «бытия» другого, несмотря на его несовершенства. Она не собственническая, не назойливая и в основном касается поощрения в другом человеке его позитивного представления о себе, самоприятия, чувства значимости любви - всего, что позволяет человеку расти. Более того, Маслоу отвергал идею Фрейда о том, что любовь и привязанность являются производными от сублимированных сексуальных инстинктов; для Маслоу любовь - не синоним секса. Скорее он настаивал на том, что зрелая любовь подразумевает здоровые, нежные взаимоотношения между двумя людьми, основанные на взаимном уважении, восхищении и доверии. Быть любимым и признанным важно для здорового чувства достоинства. Когда вас не любят, появляется пустота и враждебность.

Несмотря на скудость эмпирических данных, касающихся потребностей принадлежности и любви, Маслоу настаивал на том, что их влияние на поведение потенциально разрушительно в таком меняющемся и подвижном обществе, как Соединенные Штаты. Америка стала землей кочевников (по данным переписи, приблизительно одна пятая населения меняет адреса по крайней мере раз в год), стала нацией без корней, отчужденной, безразличной к проблемам дома и сообщества, пораженной поверхностностью человеческих отношений. Несмотря на тот факт, что люди живут в густо населенных местах, они часто не общаются. Многие едва знают имена и лица людей по соседству, не вступают с ними в разговоры. В общем, не избежать вывода, что поиски близких взаимоотношений являются одной из наиболее широко распространенных социальных потребностей человечества.

Именно Маслоу утверждал, что потребности принадлежности и любви часто не удовлетворяются американским обществом, в результате чего развиваются дезадаптация и патология. Многие неохотно открывают себя для близких отношений, так как боятся быть отвергнутыми. Маслоу заключал, что есть доказательство существенной корреляции между счастливым детством и здоровьем в зрелой жизни. Такие данные, с его точки зрения, поддерживают тезис, что любовь является основной предпосылкой здорового развития человека.

Потребности самоуважения

Когда наша потребность любить других и быть ими любимыми достаточно удовлетворена, степень ее влияния на поведение уменьшается, открывая дорогу потребностям самоуважения .Маслоу разделил их на два основных типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность, достижения, независимость и свобода. Человеку нужно знать, что он достойный человек, может справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет жизнь. Уважение другими включает в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, оценка и приятие. В этом случае человеку нужно знать, что то, что он делает, признается и оценивается значимыми другими.

Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство уверенности в себе, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы в мире. Напротив, фрустрация этих потребностей приводит к чувству неполноценности, бессмысленности, слабости, пассивности и зависимости. Это негативное самовосприятие, в свою очередь, может вызвать существенные трудности, чувство пустоты и беспомощности в столкновении с жизненными требованиями и низкую оценку себя по сравнению с другими. Дети, чья потребность в уважении и признании отрицается, особенно склонны низко оценивать себя (Coopersmith, 1967).

Маслоу подчеркивал, что здоровое самоуважение основывается на заслуженном уважении другими, а не на славе, социальном положении или лести. Следовательно, довольно рискованно строить удовлетворение потребности в уважении на мнении других, а не на собственных способностях, достижениях и аутентичности. Если наше самоуважение зависит от посторонней оценки - мы находимся в психологической опасности. Для того, чтобы быть прочным, самоуважение должно основываться на нашей действительной значимости, а не на внешних факторах, находящихся вне нашего контроля.

Очевидно, что потребности уважения в жизни выражаются очень разнообразно. Одобрение сверстников, квинтэссенция уважения для подростка, выражается в том, что он популярен и его приглашают на вечеринки, а взрослого уважают обычно за то, что у него есть семья и дети, хорошо оплачиваемая работа и заслуги в деятельности гражданских организаций. Маслоу предположил, что потребности уважения достигают максимального уровня и перестают расти в зрелости, а затем, в средние годы, их интенсивность уменьшается (Maslow, 1987). Тому есть две причины. Во-первых, взрослые обычно приобретают более реалистичную оценку своей действительной значимости и ценности, поэтому потребности уважения больше не являются ведущими силами в их жизни. Во-вторых, большинство взрослых уже имели опыт уважения и признания, что позволяет им двигаться к более высоким уровням растущей мотивации. Эти положения отчасти могут объяснить заявление Маслоу, что истинная самоактуализация встречается только после достижения зрелого возраста.

Потребность в утешении, поддержке и помощи со стороны других людей, особенно в борьбе со своими порочными побуждениями – так называемыми "плотскими грехами", - проистекает из действительного чувства своей беспомощности и сильного физического страдания. По мере нарастания физического возбуждения религиозной личности под влиянием религиозных концепций происходит усиление вегетативного раздражения, которое достигает уровня, близкого к удовлетворению, что, впрочем, не приводит к реальной физической разрядке. Опыт лечения душевнобольных священников показывает, что в момент достижения пика религиозного экстаза нередко происходит непроизвольная эякуляция. Нормальное оргиастическое удовлетворение замещается общим физическим возбуждением, которое не затрагивает гениталии и как бы ненароком, вопреки желанию, вызывает разрядку.

Сначала сексуальное удовлетворение естественно рассматривалось как нечто хорошее и прекрасное, то, что объединяет человека со всей природой. После разделения сексуальных и религиозных чувств сексуальность стали рассматривать как нечто плохое, инфернальное, дьявольское.

Теперь хотелось бы вкратце подвести итог. Люди, утратившие способность к разрядке, со временем начинают ощущать половое возбуждение как нечто мучительное, обременительное, деструктивное. Действительно, не находя разрядки, половое возбуждение становится деструктивным и мучительным. Таким образом, мы убедились, что в основе религиозного подхода к сексу как разрушительной, дьявольской силе, обрекающей человека на вечное проклятье, лежат реальные физические процессы. В результате этого отношение к сексуальности приобретает двойственный характер. При этом обычные религиозно-моралистические оценки "хорошее - плохое", "небесное - земное", "божественное - дьявольское", превращаются в символы полового наслаждения, с одной стороны, и наказания за него, с другой стороны.

Страстное стремление к спасению и освобождению от "грехов" на сознательном уровне и от сексуальных напряжений на бессознательном уровне тщательно оберегается. Состояния религиозного экстаза представляют собой не что иное, как состояния полового возбуждения вегетативной нервной системы, которые не поддаются разрядке. Религиозное возбуждение невозможно осмыслить, а, следовательно, и преодолеть без понимания противоречия, которое определяет его существование. Ибо религиозное возбуждение имеет не только антисексуальный, но и в значительной мере сексуальный характер. С сексуально-энергетической точки зрения такое возбуждение негигиенично.

Ни в одной социальной группе не процветает истерия и извращение так, как в аскетических кругах церкви. Отсюда, однако, не следует, что с такими аскетами необходимо обращаться как с преступниками, страдающими извращениями. В беседах с религиозными людьми нередко выясняется, что они достаточно хорошо понимают свое состояние. У них, как и у других людей, жизнь разделена на две части – официальную и личную. Официально они считают сексуальность грехом, а неофициально они слишком хорошо понимают, что не смогли бы жить без замещающего наслаждения. Действительно, многие из них способны понять сексуально-энергетическое разрешение противоречия между половым возбуждением и моралью. Если не отказать им в человеческом отношении и завоевать их доверие, тогда они обнаруживают понимание того, что описываемое ими состояние единения с Богом является чувством причастности к жизни всей природы. Как и все люди, они чувствуют, что являются неким микрокосмом в микрокосме. Следует признать, что их подлинной сущностью является глубокая убежденность. Их вера действительно имеет реальную основу, которую составляют вегетативные токи в теле и достижимые состояния экстаза. У мужчин и женщин из бедных слоев населения религиозное чувство носит абсолютно подлинный характер. Это чувство утрачивает свою подлинность лишь в той мере, в какой оно отвергает и скрывает от себя свой источник и бессознательное стремление к наслаждению. Таким образом, у священников и религиозных лиц формируется психологическая установка, для которой характерна придуманная доброта.

При всей неполноте приведенной характеристики и религиозного чувства, тем не менее, можно обобщить основные положения следующим образом.

1. Религиозное возбуждение является вегетативным возбуждением, сексуальная природа которого представлена в ложном свете.

2. Представляя в ложном свете возбуждение, религиозная личность отрицает существование своей сексуальности.

3. Религиозный экстаз служит заменителем оргастически-вегетативного возбуждения.

4. Религиозный экстаз не освобождает от сексуальности; в лучшем случае, он вызывает мышечную и психическую усталость.

5. Религиозное чувство является субъективно подлинным и имеет физиологическую основу.

6. Отрицание сексуальной природы указанного возбуждения приводит к утрате искренности характера.

Дети не верят в Бога. Вообще говоря, вера в бога закрепляется в психологической структуре детей, когда они учатся подавлять сексуальное возбуждение, сопровождаемое мастурбацией. Благодаря такому подавлению у детей появляется чувство страха перед наслаждением. Теперь они начинают искренне верить и бояться Бога. С одной стороны, они бояться Бога, поскольку видят в нем некое всезнающее и всесильное существо. С другой стороны, они обращаются к нему с просьбой защитить их от своего полового возбуждения. При этом преследуется только одна цель – предотвращение мастурбации. Таким образом, укоренение религиозных идей происходит в ранние годы детства. Тем не менее идея Бога не могла сковать сексуальную энергию ребенка, если бы не была связана с реальными фигурами отца и матери. Тот, кто не чтит отца своего, грешен. Другими словами, тот, кто не боится отца и предается сексуальному наслаждению, подвергается наказанию. Строгий отец не потворствует желаниям ребенка и поэтому является представителем Бога на земле. Воображению ребенка он предстает в качестве исполнителя божьей воли. Ясное понимание человеческих слабостей и недостатков отца способно поколебать уважение к нему, но это не приводит к отказу от него. Он продолжает олицетворять абстрактно-мистическую концепцию Бога. В патриархальном обществе обращение к Богу в действительности означает обращение к реальному авторитету отца. Обращаясь к "Богу", ребенок фактически обращается к реальному отцу. В психологической структуре ребенка половое возбуждение, идея отца и идея Бога составляют некое единство. В терапевтической практике это единство встречается в форме спазма генитальной мускулатуры. При устранении такого спазма идея Бога и страх перед отцом лишают опоры. Отсюда видно, что генитальный спазм не только реализует физиологическое укоренение религиозного страха в структуре личности, но и приводит к появлению страха перед наслаждением, который становится опорой любой религиозной морали.1

Между различными культами, социально-экономическим устройством общества и структурой личности существуют сложные и тонкие взаимосвязи, которые, безусловно, нуждаются в дальнейшем исследовании. Генитальная робость и страх перед наслаждением составляют энергетическую опору всех патриархальных религий с антисексуальной ориентацией.


Аффилиация (от англ. affiliation - присоединять, присоединяться) - эмоциональная связь человека с другими людьми, характеризующаяся взаимным принятием и расположением; в ряде случаев термин употребляется для обозначения потребности в общении , в принятии и стремления к взаимосвязи.

Аффилиация и физическое здоровье

Американские исследователи, в течение нескольких лет проинтервьюировавшие тысячи людей, пришли к единому выводу: тесные улучшают здоровье. По сравнению с теми, у кого были слабые социальные связи, люди, которые поддерживали тесные отношения с друзьями, родными или являлись членами сплоченных религиозных и общественных группировок, оказывались менее подвержены преждевременной смерти. Утрата подобных связей повышает риск заболевания.

Финские исследователи изучили 96 000 случаев потери супруга вследствие его смерти и обнаружили, что в неделю, следующую за этим событием, удваивается риск скоропостижной смерти для вдовы или вдовца. «Они жили долго и счастливо и умерли в один день...» Похоже, в этой романтической формуле истины больше, чем вымысла.

Но если между аффилиацией и здоровьем существует связь, то по какой причине? Предположений тут высказывается множество - по большей части на уровне житейского здравого смысла возможно, те, кто имеет удовольствие состоять в тесных взаимоотношениях, ведут более упорядоченный образ жизни, лучше питаются, более организованны в своей работе и меньше подвержены вредным привычкам. Не исключено, что внимание близких людей заставляет нас больше заботиться о собственном здоровье, которому мы, предоставленные сами себе, до поры не придаем должного значения. Возможно, что поддерживающее нас сообщество помогает нам лучше оценивать события и преодолевать ситуации. Возможно, друзья и близкие помогают нам поддерживать . Когда мы задеты чьей-то неприязнью, отказом в наших притязаниях, некорректной критикой, дружеский совет, ободрение и утешение могут оказаться наилучшим лекарством. Даже если проблема не выносится на обсуждение, чуткие друзья и близкие помогают нам переключиться на что-то приятное и дарят нам ощущение того, что нас принимают, любят и уважают.

Джеймс Пенненбэйкер и Робин О"Хирон связывались с теми, чьи мужья или жены покончили жизнь или стали жертвами катастроф. Те, кто нес свое горе в , имели больше проблем со здоровьем, чем те, кто имел возможность выговориться.

Некоторые исследования сопоставляют мироощущение людей «соревновательных» индивидуалистических культур, таких как США, Канада, Австралия, с духовным миром людей коллективистских культур, таких как Япония и многие страны третьего мира. Главные ценности индивидуалистических культур - личностная автономия, неприкосновенность частной жизни и собственности, право гордиться личными достижениями. Сегодня мы, пресытившись казенным социалистическим коллективизмом, активно перенимаем эти ценности. При этом нелишне было бы иметь в виду и их издержки.

Аффилиация и душевное здоровье

Вот о чем говорят исследования. Из 800 выпускников колледжей, опрошенных Уэсли Перкинсом в начале 90-х, те, кто исповедовал ценности яппи, то есть предпочитал высокий доход и профессиональный успех межличностным отношениям , вдвое чаще, чем их прежние соученики, называли себя глубоко несчастными.

В то же время более тесные социальные связи коллективистских культур предлагают защиту от одиночества, отчуждения и даже заболеваний, связанных со стрессом.

Другие исследования сравнивали людей с малым и с большим числом тесных межличностных отношений. Тесная дружба с теми, кому мы можем доверить самые интимные переживания, дает двойной эффект. Как писал еще Фрэнсис Бэкон: «Она удваивает радость, а горе уменьшает вдвое». Это подтверждают и ответы на вопрос, заданный американцам Национальным центром по изучению общественного мнения: «Кто были те люди, с которыми вы в последние шесть месяцев обсуждали важные для вас вопросы?» В сравнении с теми-кто не смог назвать никого, те, кто называл пять или более близких людей, были на 60% более склонны чувствовать себя «очень счастливыми».

Помимо этого в ряде исследований было продемонстрировано, что тенденции к аффилиации возрастают при вовлечении человека в потенциально опасную стрессовую ситуацию. При этом общество других людей позволяет ему проверить избранный способ поведения и характер реакций на сложную и опасную обстановку. Кроме того, как уже указано, в известных пределах близость других приводит к прямому снижению тревожности, смягчая последствия как физиологического, так и психологического стресса.

Потребность в принятии

Несмотря на то что потребность в принятии присуща человеку изначально, способы ее выражения по-разному формируются в зависимости от специфики общения с родителями и сверстниками в детстве и зависят от стиля . Накапливаемый на протяжении жизни опыт общения с другими людьми ведет к обобщенным ожиданиям встретить в них источник поощрения или наказания. Если доминируют ожидания первого рода, то человек будет стремиться к другим людям и искать в них товарищей, будет склонен доверять им и высоко их ценить. Если же доминируют противоположные ожидания, то человек скорее станет избегать других людей, относиться к ним с подозрением и низко их оценивать. Человек, опыт которого носит смешанный характер и у которого, в силу этого, высоки ожидания того и другого рода, будет находиться в сфере межличностных отношений в состоянии практически постоянного внутреннего конфликта . А человек, у которого оба вида ожиданий низки, будет проявлять в ситуациях межличностного общения безразличие и незаинтересованность.

Для выявления этих тенденций разработано несколько диагностических методик, в частности известный опросник А. Меграбяна. Меграбяну также принадлежат интересные исследования невербальных проявлений аффилиации.

Потребности человека как источник его активности

08.04.2015

Снежана Иванова

Сами потребности человека являются основой формирования мотива, который в психологии рассматривают в качестве «двигателя» личности...

Человек, как и любое живое существо, запрограммирован природой на выживание, а для этого ему необходимо наличие определенных условий и средств. Если в какой-то момент своего эти условия и средства отсутствуют, то возникает состояние нужды, которое обуславливает появление избирательности реагирования человеческого организма. Эта избирательность обеспечивает возникновение ответной реакции на раздражители (или факторы), которые на данный момент являются наиболее важными для нормальной жизнедеятельности, сохранения жизни и дальнейшего развития. Переживание субъектом подобного состояния нужды в психологии именуют потребностью.

Итак, проявление активности человека, а соответственно его жизнедеятельность и целенаправленная деятельность, напрямую зависит от наличия определенной потребности (или нужды), которая требует удовлетворения . Но только определенная система потребностей человека будет обуславливать целенаправленность его деятельности, а также способствовать развитию его личности. Сами потребности человека являются основой формирования мотива, который в психологии рассматривают в качестве своеобразного «двигателя» личности. и деятельности человека напрямую зависит от органических и культурных потребностей, а они в свою очередь, порождают , который направляет внимание личности и ее активность на различные объект и предметы окружающего мира с целью их познания и последующего овладения.

Потребности человека: определение и особенности

Под потребностями, которые являются главным источником активности личности, понимают особое внутреннее (субъективное) ощущение нужды человека, определяющее его зависимость от определенных условий и средств существования. Сама же активность, направленная на удовлетворение потребностей человека и регулируемая осознанной целью, называется деятельностью. Источниками активности личности как внутренней побуждающей силы направленной на удовлетворение различных потребностей являются:

  • органические и материальные потребности (еда, одежда, защита и т.д.);
  • духовные и культурные (познавательные, эстетические, социальные).

Потребности человека находят отражение в наиболее стойких и жизненно важных зависимостях организма и среды, а система потребностей человека формируется под воздействием следующих факторов: социальных условий жизни людей, уровня развития производства и научно-технического прогресса. В психологии потребности изучаются в трех аспектах: как объект, как состояние и как свойство (более подробно описание этих значений представлено в таблице).

Значение потребностей в психологии

В психологии проблема потребностей рассматривалась многими учеными, поэтому на сегодняшний день существует достаточно много различных теорий, которые под потребностями понимали и нужду, и состояние, и процесс удовлетворения. Так, например, К. К. Платонов видел в потребностях в первую очередь нужду (точнее психическое явление отражения нужд организма или личности), а Д. А. Леонтьев рассматривал потребности через призму деятельности, в которой она находит свою реализацию (удовлетворение). Известный психолог прошлого столетия Курт Левин понимал под потребностями в первую очередь динамическое состояние, которое возникает у человека в момент осуществления ним какого-то действия или намерения.

Анализ различных подходов и теорий в изучении данной проблемы позволяет говорить о том, что в психологии потребность рассматривалась в следующих аспектах:

  • как нужда (Л.И. Божович, В.И. Ковалев, С.Л. Рубинштейн);
  • как предмет удовлетворения нужды (А.Н. Леонтьев);
  • как необходимость (Б.И. Додонов, В.А. Василенко);
  • как отсутствие блага (В.С. Магун);
  • как отношение (Д.А. Леонтьев, М.С. Каган);
  • как нарушение стабильности (Д.А. Мак-Клелланд, В.Л. Оссовский);
  • как состояние (К. Левин);
  • как системная реакция личности (Е.П. Ильин).

Потребности человека в психологии понимаются как динамически-активные состояния личности, которые составляют основу ее мотивационной сферы. А так как в процессе деятельности человека происходит не только развитие личности, но и изменения окружающей среды, потребности играют роль двигательной силы ее развития и здесь особое значение имеет их предметное содержание, а именно тот объем материальной и духовной культуры человечества, который влияет на формирование потребностей человека и их удовлетворение.

Для того, что бы понять суть потребностей как двигательной силы необходимо учитывать ряд важных моментов, выделенных Е.П. Ильиным . Они заключаются в следующем:

  • потребности организма человека нужно отделять от потребностей личности (при этом нужда, то есть потребность организма, может быть неосознаваемой или осознаваемой, а вот потребность личности всегда осознаваемая);
  • потребность всегда связана с нуждой, под которой необходимо понимать не дефицит в чем-то, а желанность или нужность;
  • из личностных потребностей невозможно исключение состояние потребности, которое является сигналом для выбора средства удовлетворения потребностей;
  • появление потребности – механизм, который включает человеческую активность, направленную на поиск цели и ее достижение как необходимость удовлетворения возникшей потребности.

Потребности отличаются пассивно-активным характером, то есть, с одной стороны они обусловлены биологической природой человека и дефицитом определенных условий, а также средств его существования, а с другой – они детерминируют активность субъект на преодоление возникшего дефицита. Существенный аспект человеческих потребностей – это их общественно-личностный характер, который находит свое проявление в мотивах, мотивации и, соответственно, во всей направленности личности. Вне зависимости от вида потребности и ее направленности все они обладают следующими признаками:

  • имеют свой предмет и являются осознанием нужды;
  • содержание потребностей зависит в первую очередь от условий и способов их удовлетворения;
  • они способны воспроизводиться.

В потребностях, формирующих поведение и деятельность человека, а также в производственных от них мотивах, интересах, стремлениях, желаниях, влечениях и ценностных ориентациях заключается основа поведения личности.

Виды потребностей человека

Любая потребность человека изначально представляет собой органичность переплетения биологических, физиологических и психологических процессов, что и обусловливает наличие многих видов потребностей, которые характеризуются силой, периодичностью возникновения и способами их удовлетворения.

Чаще всего в психологии выделяют следующие виды потребностей человека:

  • в зависимости от происхождения выделяют естественные (или органические) и культурные потребности;
  • по направленности различают материальные потребности и духовные;
  • в зависимости от того, к какой сфере они относятся (сферы деятельности), выделяют потребности в общении, в труде, в отдыхе и в познании (или образовательные потребности );
  • по объекту потребности могут быть биологическими, материальными и духовными (также выделяют еще и социальные потребности человека) ;
  • по своему происхождению потребности могут быть эндогенными (возникают вод воздействием внутренних факторов) и экзогенными (вызываемые внешними раздражителями).

В психологической литературе также встречаются базовые, фундаментальные (или первичные) и вторичные потребности.

Наибольшее внимание в психологии уделяется трем основным видам потребностей – материальным, духовным и социальным (или общественные потребности ), которые описаны ниже в таблице.

Основные виды потребностей человека

Материальные потребности человека являются первичными, так как они – основа его жизнедеятельности. Действительно, для того чтобы человек мог жить ему необходимо питание, одежда и жилье и эти потребности были сформированы в процессе филогенеза. Духовные потребности (или идеальные) являются сугубо человеческими, так как отражают в первую очередь уровень развития личности. К ним относят эстетические, этические и потребности в познании.

Следует отметить, что и органические потребности, и духовные характеризуются динамичностью и взаимодействуют между собой, поэтому для формирования и развития духовных потребностей необходимо удовлетворение материальных (например, если человек не удовлетворяет потребность в пище, то он будет испытывать усталость, вялость, апатию и сонливость, что не может содействовать возникновению познавательной потребности).

Отдельно следует рассмотреть общественные потребности (или социальные), которые формируются и развиваются под воздействием социума и являются отражением общественной природы человека. Удовлетворение этой потребности необходимо абсолютно каждому человеку как социальному существу и соответственно как личности.

Классификации потребностей

С того момента, как психология стала отдельной отраслью знаний множеством ученых было предпринято большое количество попыток классифицировать потребности. Все эти классификация очень разнообразны и в основном отражают лишь одну сторону проблемы. Именно поэтому, на сегодняшний день единая система потребностей человека, которая бы отвечала всем требованиям и интересам исследователей различных психологических школ и направлений, до сих пор не представлена научной общественности.

  • естественные желания человека и необходимые (без них невозможно прожить);
  • естественные желание, но не являющиеся необходимыми (если нет возможности их удовлетворения, то это не приведет к неизбежной смерти человека);
  • желания не являющиеся ни необходимыми, ни естественными (например стремление к славе).

Автор информационной П.В. Симонов потребности делил на биологические, социальные и идеальные, которые в свою очередь могут быть потребностями нужды (или сохранения) и роста (или развития). Социальные потребности человека и идеальные по П.Симонову разделяются на потребности «для себя» и «для других».

Довольно интересна классификация потребностей, предложенная Эрихом Фроммом . Известный психоаналитик выделял следующие специфические социальные потребности человека:

  • потребность человека в связях (принадлежность к группе);
  • потребность в самоутверждении (чувство значимости);
  • потребность в привязанности (потребность в теплых и ответных чувствах);
  • потребность в самосознании (собственная индивидуальность);
  • потребность в системе ориентации и объектах поклонения (принадлежность к культуре, нации, классу, религии и т.п).

Но наибольшую популярность среди всех существующих классификаций получила уникальная система потребностей человека американского психолога Абрахама Маслоу (более известная как иерархия потребностей или пирамида потребностей). В основу своей классификации представитель гуманистического направления в психологии положил принцип группировки потребностей по схожести в иерархической последовательности – от низших потребностей к высшим. Иерархия потребностей А. Маслоу для удобства восприятия представлена в виде таблицы.

Иерархия потребностей по А. Маслоу

Основные группы Потребности Описание
Дополнительные психологические потребности в самоактуализации (самореализации) максимальная реализация всех потенций человека, его способностей и развитие личности
эстетические потребность в гармонии и красоте
познавательные стремление узнавать и познавать окружающую действительность
Основные психологические потребности в уважении, самоуважении и оценке потребность в успехе, одобрении, признания авторитета, компетентность и т.п.
в любви и принадлежности необходимость быть в общности, социуме, быть принятыми и признанными
в безопасности необходимость в защите, стабильности и безопасности
Физиологические потребности физиологические или органические потребности в пище, кислороде, питье, сне, половое влечении и т.п.

Предложив свою классификацию потребностей, А. Маслоу уточнил, что у человека не могут возникать высшие потребности (познавательные, эстетические и потребность в саморазвитие), если он не удовлетворил базовые (органические) потребности.

Формирование потребностей человека

Развитие потребностей человека можно анализировать в контексте общественно-исторического развития человечества и с позиции онтогенеза. Но следует отметить, что и в первом, и во втором случае исходными будут выступать материальные потребности. Это обусловлено тем, что именно они являются главным источником активности любого индивида, толкая его на максимальное взаимодействие с окружающей средой (и природной, и социальной)

На базе материальных потребностей развивались и трансформировались духовные потребности человека, например потребность в познании базировалась на удовлетворении потребностей в пище, одежде и жилье. Что касается эстетических потребностей, то они также формировались благодаря развитию и усовершенствованию процесса производства и различных средств жизни, которые были необходимы для обеспечения более комфортных условий для жизнедеятельности человека. Таким образом, формирование потребностей человека обусловливалось общественно-историческим развитием, в ходе которого все человеческие потребности развивались и дифференцировались.

Что же касается развития потребностей в течение жизненного пути человека (то есть в онтогенезе), то здесь также все начинается с удовлетворения естественных (органических) потребностей, которые обеспечивают установлению взаимоотношений между ребенком и взрослыми. В процессе удовлетворения базовых потребностей у детей формируются потребности в общении и познании, на основе которых появляются и другие социальные потребности. Важное влияние на развитие и формирование потребностей в детстве оказывает процесс воспитания, благодаря которому осуществляется коррекция и замещение деструктивных потребностей.

Развитие и формирование потребностей человека согласно мнению А.Г. Ковалева должно подчиняться следующим правилам:

  • потребности возникают и укрепляются благодаря практике и систематичности потребления (то есть формирование по типу привычки);
  • развитие потребностей возможно в условиях расширенного воспроизводства при наличии разнообразных средств и способов ее удовлетворения (возникновение потребностей в процессе деятельности);
  • формирование потребностей происходит более комфортно, если необходимая для этого деятельность не будет изнурять ребенка (легкость, простота и положительный эмоциональный настрой);
  • на развитие потребностей существенное влияние оказывает переход от репродуктивной деятельности к творческой;
  • потребность будет укрепляться в том случае, если ребенок будет видеть ее значимость, как в личностном плане, так и в общественном (оценка и поощрение).

В решении вопроса о формировании потребностей человека необходимо вернуться к иерархии потребностей А. Маслоу, который утверждал, что все потребности человека заданы ему в иерархической организации по определенным уровням. Таким образом, у каждого человека с момента его рождения в процессе его взросления и развития личности будут последовательно проявляться семь классов (конечно же, это в идеале) потребностей, начиная от наиболее примитивных (физиологических) потребностей и заканчивая потребностью в самоактуализации (стремлении к максимальной реализации личностью всех своих потенций, наиболее полной жизни), причем некоторые аспекты этой потребности начинают проявляться не раньше подросткового периода.

По мнению А. Маслоу, жизнь человека на более высоком уровне потребностей обеспечивает ему наибольшую биологическую эффективность и соответственно более продолжительную жизнь, крепче здоровье, лучше сон и аппетит. Таким образом, цель удовлетворения потребностей базовых – стремление к возникновению у человека высших потребностей (в познании, в саморазвитии и самоактуализации).

Основные способы и средства удовлетворения потребностей

Удовлетворение потребностей человека является важным условием не только для комфортного его существования, но и для его выживания, ведь если не удовлетворять органические потребности человек погибнет в биологическом смысле, а если не удовлетворять духовные потребности – то умирает личность как социальное образование. Люди, удовлетворяя разные потребности, обучаются различным способам и усваивают разнообразные средства для достижения этой цели. Поэтому в зависимости от окружающей среды, условий и самой личности цель удовлетворения потребностей и способы для ее достижения будут различаться.

В психологии наиболее популярные способы и средства удовлетворения потребностей заключаются:

  • в механизме формирования индивидуальных для человека способов удовлетворения своих потребностей (в процессе научения, формирования различных связей между раздражителями и последующей аналогии);
  • в процессе индивидуализации способов и средств удовлетворения базовых потребностей , которые выступают в качестве механизмов развития и формирования новых потребностей (сами способы удовлетворения потребностей могут превратиться в них самих, то есть появляются новые потребности);
  • в конкретизации способов и средств удовлетворения потребностей (происходит закрепление одного способа или же нескольких, с помощью которых происходит удовлетворение потребностей человека);
  • в процессе ментализации потребностей (осознание содержания или некоторых аспектов потребности);
  • в социализации способов и средств удовлетворения потребностей (происходит их подчинение ценностям культуры и нормам общества).

Итак, в основе любой деятельности и активности человека всегда лежит какая-нибудь потребность, которая находит свое проявление в мотивах и именно потребности являются побуждающей силой, которая толкает человека к движению и развитию.

Комплекс проблем, выросших перед человечеством, диктует необходимость найти нетривиальную методику дальнейшего развития цивилизации. Глобальные проблемы человечества возможно решить, только объединив научные знания биологии, психологии, социологии, антропологии и других наук, изучающих взаимодействие человека, общества и природы как единой взаимосвязанной системы.

Исследования природы антропосистемы ведутся десятки лет, но, пожалуй, именно наша школа впервые осуществила попытку систематизировать эти знания. Для описания взаимоотношений «человек-природа» созданное нами направление использовало системный макроантропологичесий подход как способ изучения человека в антропосистеме. Системный подход приобретает большое значение, как средство изучения целостных явлений природы, общества, группы, персоны.

Потребность или желание получать

Человечество развивается постепенно, и силой его развития является растущий в нем эгоизм. Если бы в людях не развивался эгоизм, настоящее поколение не развивало бы опыт прошлого, подобно тому, как мы наблюдаем это у животных. Эгоистическое желание является сущностной природой творения на всех его уровнях — это единственное, что было создано в акте сотворения мироздания. Мы назвали его «желанием получать удовольствие» или «эгоизмом».

Рассматриваемые понятия:

  • эгоизм - потребность, желание получать, как движущая сила эволюционного процесса;
  • человек - как объект и субъект макроантропологии, как создание, способное ощущать и развиваться с тем, чтобы изменяться.
  • эволюция антропосистемы - развитие человечества с момента возникновения человеческого общества до наших дней, как результат прогресса человеческих потребностей (эгоизма).

В основе нашего исследования лежат следующие положения:

  • принцип тождественности: эволюция антропосистемы зависит от меры тождественности свойств человека свойствам природы;
  • альтруизм: мера подобия свойству высшего управления природы. Человек обретает противодействующую природному эгоизму силу, называемую альтруизм и становится подобным свойству высшей природы. В мере подобия восприятие расширяется;
  • в мире есть множество законов, но среди них есть высший закон , которому подчинены все остальные. Это закон возвращения к альтруистической природе;
  • конечная цель творения достигается с одной стороны - через процесс эволюции, и с другой стороны - через процесс инволюции (возврат множественности к единству).
  • внутренняя инверсия: создание в человеке предпосылки для самоактуализации и роста происходит методом инверсии его природных свойств;
  • самоактуализация заключается в самопознании, в постижении человеком своего истинного «Я«, своей высшей природы.

Рост желаний

Удовлетворение желания получать ощущается нами в виде наполнения и удовольствия, а неудовлетворение - как опустошенность, отчаяние и страдание. Любое действие, от простейшего до самого сложного, призвано лишь повысить уровень удовольствия или уменьшить степень страдания. По сути, это две стороны одной медали.

Известно, что человек не станет совершать ни малейшего движения без мотивации, движущей силы, то есть, без расчета на личную выгоду. Он обязан представить себе и реально надеяться на то, что в новом состоянии получит большее удовольствие, чем в текущем. Это предположение о получении грядущей выгоды и есть энергия, двигающая активностью человека.

Человек отличается от остальной природы не только силой и характером своих желаний, но и тем, что желания эти непрерывно меняются и растут, как на протяжении жизни индивидуума, так и со сменой поколений.

Абрахам Маслоу разделил потребности человека на пять основных уровней по иерархическому принципу, который означает, что человек при удовлетворении своих потребностей движется как по лестнице, переходя от низкого уровня к более высокому (Рис.1).


Рисунок 1. Пирамида потребностей А.Маслоу

Растущее желание получать пробуждает в человеке новые потребности. Чем больше желание, тем выше запросы человека, а это ведет к развитию цивилизации. Именно неуклонный рост эгоизма продвигал нас вперед, инспирируя формирование человечества на протяжении всей его истории.

Вначале человеческий эгоизм проявлялся лишь в насущных телесных потребностях в пище, сексе, создании семьи и т.д. Эта база заложена в человечестве с древнейших времен.

Однако индивидуум живет в обществе, и потому у него возникают более высокие, социальные стремления. Желание насладиться богатством, почестями, властью и славой изменили облик человечества. Они привели к классовому и иерархическому расслоению, а также к формированию новых типов общественно-экономических структур.

Поднимаясь по пирамиде потребностей, человек захотел наслаждаться знаниями. Желание это проявилось в развитии науки, образования, воспитания и культуры. Его исторический отпечаток наиболее ощутим нами с эпохи Возрождения, со времен научной революции и вплоть до наших дней. Массовое образование и секуляризация общества также явились следствиями жажды знаний, требующей от нас познавать окружающую реальность. Нам нужно постоянно пополнять свой запас информации о мире, нам нужно знать всё, вторгаться, исследовать и властвовать надо всем.

Желание является универсальным движущим фактором, и если под этим углом зрения взглянуть на процесс культурного, научного и технологического развития человечества, то мы придем к заключению, что именно растущее желание порождало все идеи, изобретения и инновации. По существу, весь процесс развития представляет собой некие технические инструменты, приспособления, обслуживающие средства, которые разрабатывались лишь для того, чтобы удовлетворять потребности, вызываемые растущими желаниями человека.

Следует особо подчеркнуть тот факт, что эгоизм развивается не только в исторической перспективе, не только у человечества в целом, но и у отдельного человека на протяжении его личной жизни. Одна за другой в нас пробуждаются всевозможные потребности в различных сочетаниях, направляющие ход всей нашей жизни.

Таким образом, желание получать - это двигатель прогресса. Именно оно толкает нас вперед, обуславливая всё, что происходит с человеком в отдельности и с человечеством в целом. Непрерывное развитие желания формирует настоящее, а также будущее, к которому мы идем.

Первичные желания

Потребность в еде и сексе - это животные желания, потому что их испытывают и животные. Даже находясь в полной изоляции, человек испытывает голод и стремление к продолжению рода. Насущные потребности называются физическими желаниями, а всё, что сверх этого, относится к социальным, человеческим желаниям. Если в нас пробуждается какое-либо желание, превышающее потребность в еде, сексе, физической безопасности, то мы можем проанализировать способ его применения по вектору «эгоизм-альтруизм».

Социальные желания

По Маслоу, наши желания подразделяются на два типа: физические и человеческие или насущные и социальные. Давайте рассмотрим социальные желания, чтобы понять, какой фактор в системе наших взаимоотношений с ближним вызывает наиболее ощутимый дисбаланс.

М.Лайтман разделяет социальные желания на три основные категории:

  • желание богатства;
  • желание почестей и власти;
  • желание знаний.

Социальные желания называются таковыми по двум причинам:

  1. Человек перенимает их у общества. Живя в одиночестве, он не стремился бы к подобным наслаждениям.
  2. Желания эти могут реализоваться исключительно в рамках общества.

Для каждого из нас характерно свое особенное сочетание социальных желаний. К тому же на протяжение жизни сочетание это меняется. Выражаясь схематически, одному человеку присуще сильное желание обладать деньгами (желание богатства), другому - желание почестей, третьему - желание знаний.

«Деньги» олицетворяют стремление завладеть чем-либо, превратив в личное обретение. В идеале, человек хочет обрести весь мир, чтобы всё принадлежало только ему одному.

«Почести» - это уже более «высокое» желание. Человек больше не хочет прибрать все к рукам, подобно маленькому ребенку. Напротив, он понимает, что окружен огромным миром, и предпочитает работать всю жизнь, чтобы добиться уважения и почета со стороны окружающих. Он даже готов платить за то, чтобы его уважали. В отличие от примитивной жажды денег, позволяющих «раздувать» себя бесчисленными приобретениями, желание почестей привлекает человека не упразднением ближнего, а наличием полноценной личности, которая будет уважать его, возвышая над собой. Таким образом, «почести» олицетворяют желание человека обрести весь мир - но уже не в свою собственность. Напротив, пусть мир остается снаружи и чтит нас, благоговея до самозабвения.

«Знания» символизируют власть еще более масштабную. Речь идет о желании обрести мудрость, познать все стороны и детали реальности, изучить механизм мироздания и понять, как обратить природу и людей себе на пользу. Знания означают безграничную власть посредством разума.

Всякое желание, выходящее за рамки насущных потребностей, перенимается нами у общества. Соответственно, степень успеха или неудачи в удовлетворении этих желаний измеряется лишь относительно общества. Так исследование Д. Канемана показало, что интенсивность своего эмоционального ощущения счастья люди оценивают, главным образом, в соответствии с общественными критериями. Выяснилось также, что степень испытываемого нами счастья зависит не столько от нашего личного преуспевания, сколько от сопоставления его с успехами окружающих. Меньше у них - больше у нас, больше у них - меньше у нас. Нам стыдно в этом признаться, но когда кто-то другой добивается успеха, в нас пробуждается зависть, а иногда автоматически вспыхивает естественная неподконтрольная реакция, и тогда внутри себя мы откровенно желаем ему потерпеть фиаско. Когда кто-то другой оступается, мы радуемся, потому что в сравнении с этим наше состояние сразу же улучшилось. Если страдают многие, это уже само по себе утешительно, так как является ярким примером «относительности» и социальной ориентированности наших оценок.

Отсюда следует, что человеческие наслаждения, не укладывающиеся в рамки физических насущных нужд, зависят от нашего отношения к ближнему, иными словами, от того, в каком ключе мы воспринимаем свои взаимоотношения с окружающими. Нам греют сердце не столько новые приобретения как таковые, сколько обретение господства над другими, уважения в глазах общества (а потому, и в собственных глазах) и власти, которой мы добиваемся.

Такое эгоистичное отношение к ближнему вызывает дисбаланс, _ несоответствие между нами и общим законом природы, законом альтруизма. Эгоистическое стремление вознестись над окружающими, насладиться за их счет и отгородиться от них противоречит стремлению природы собрать все свои части воедино посредством альтруизма. В этом и кроется источник наших страданий.

Пусть мы незнакомы с теми или иными законами природы, однако они по-прежнему воздействуют на нас, являясь абсолютными и незыблемыми. Если кто-то нарушил один из них, само его отклонение становится фактором воздействия и обязывает человека вернуться к соблюдению «правил игры». Нам уже известны многие законы природы, действующие на неживом, растительном и животном уровне, включая человека. Однако мы ошибочно полагаем, что на человеческом уровне, в сфере взаимоотношений, абсолютных законов нет.

Заблуждение это вызвано тем, что, находясь на определенной ступени развития, очень трудно понять ее закономерности - для этого нужно взойти на более высокую ступень. Потому мы и не в силах провести четкие параллели между эгоистическим поведением по отношению к ближнему и отрицательными явлениями своей жизни.

Высшая потребность

Эту потребность Маслоу описывает как «...желание все больше и больше становиться тем, что ты есть, становиться всем, чем ты способен стать». Человек, который вышел в своем развитии к актуализации высшей потребности получает удовольствие от удовольствия других людей, что и позволяет называть его альтруистом.

Он обнаружил, что самоактуализирующиеся люди в большей мере наслаждаются жизнью. Они выше ценят ее; у них больше интересов; они видят в мире больше красоты. У них меньше страха и беспокойства и больше уверенности. Они гораздо меньше подвержены чувствам скуки, отчаяния, стыда и отсутствия цели. По словам Маслоу, «они непосредственно склонны поступать правильно, поскольку именно этого они хотят, именно в этом нуждаются, это одобряют, этим наслаждаются и склонны продолжать наслаждаться».

Если первые четыре категории желаний (желание тела - к пище, крову, сексу; желание к богатству; желание к власти, почету; желание к знаниям) нам совершенно понятны и ощутимы, то о высшем - духовном - желании у нас нет никакого представления.

Человек не знает, что такое духовное желание, до тех пор, пока может удовлетворить свои желания от окружающего его в нашем мире. Он видит эти объекты и точно знает, к чему стремится. Но когда у него возникает желание к высшему, он не видит в нашем мире источника, который мог бы это желание наполнить.

Человек оказывается в состоянии беспомощности и растерянности: нет больше ощущения вкуса к жизни, нечем ее заполнить. Ему просто плохо. Его куда-то «тянет». Но вот куда? Он не знает, куда обратиться, ведь источник наслаждения не виден. У человека есть возможность на какое-то время забыться, что он, как правило, и делает.

И тот, кто настоятельно требует на него ответа, тот не в состоянии заполнить возникающую пустоту.И тогда начинается поиск средства, которое было забыто человечеством на многие века.

Тупик цивилизации и поиск выхода

Всё в природе, кроме человека, потребляет лишь необходимое для своего существования. Тогда как человеческие желания, даже касающиеся простейших потребностей - пищи, секса, физического комфорта, - не ограничиваются необходимым. Самый простой и самый яркий пример: человек использует пищу отнюдь не только для поддержания жизни, как это делает животное. А ведь люди прекрасно знают, что количественная и качественная избыточность в питании приносит им вред, однако остановить их в огромном большинстве случаев это не может. Желания человека чрезмерны во всем.

И все-таки особенно ярко ненасытность человека, стоящего в природе особняком, проявляется в желаниях присущих только ему: в погоне за богатством, властью, почестями, славой, даже в погоне за информацией. Именно в этих желаниях человек эгоистичен, поскольку для их удовлетворения он использует общество себе подобных. Человек, в отличие от животного, наслаждается, когда унижает другого, властвует над ним. Власть над ближним, которая идет тому во вред, смело можно называть квинтэссенцией человеческого эгоизма.

Эгоистическое использование человеком своих желаний приводит к угрожающему дисбалансу с окружающим миром. А потому «меценатский альтруизм», которое иногда мы замечаем, никак не может исправить мир, так как и его основой является природное, часто даже не осознаваемое стремление к личному удовлетворению. Внутренний изъян в отношении человека к человеку невозможно исправить «гуманитарной помощью». Чем больше мы материально помогаем, тем яснее видим, насколько мы далеки друг от друга на самом деле. Людям всё больше недостает понимания того, что их объединяет реально.

Привычное использование всех социальных желаний, лишь для достижения личного удовлетворения ведет к тупику в развитии. Высшее желание не реализуется, и это делает невозможным удержание гомеостаза - того большого равновесия, за границами которого начинается распад социума и его смерть.

В течение тысяч лет человек постоянно увеличивает масштабы своих эгоистических стремлений, подталкивающих общество к развитию, к появлению новых общественных формаций, к развитию различных форм познания и творчества в сфере науки, культуры, воспитания, образования. А сегодня можно констатировать печальный итог неконтролируемого эгоистического развития: общество вступило в тот период, когда каждый мыслящий человек видит, что цивилизация зашла в тупик. А переход на новый уровень требует изменения вектора его желания с эгоизма на альтруизм.

Ведь именно глобализация заставила нас осознать, что сегодня и в планетарном общежитии все зависят от всех, и каждый определяет, каким будет наше общее будущее. Анализ показывает, что источником кризиса является базовая ошибка, заложенная в «программе» отношения человека к внешнему миру: к другим людям, к обществу, к вселенной. Снежный ком проблем, наросший за столетия действия этой ошибки, привел к тому, что современное человечество - это смертельно больной организм, который пожирает сам себя.

Условие перехода на последнюю ступень желаний

Если человек меняет вектор своего эгоизма с получения на отдачу, то его потребностью становится альтруизм, т.е. «отдавать ради отдачи». В его восприятии мир становится цельным, а все люди - близкими.

Необходимое условия новой цивилизации: чтобы каждый принял на себя обязанность заботиться обо всех и заботился бы об удовлетворении потребностей каждого в степени не меньшей, чем природой заложено в человеке заботиться об обеспечении собственных потребностей. Таким образом, чтобы каждый в мире ощущал, что он ответственен за всех.

Однако, если часть мира не захочет исполнять такое поручительство, а останется погруженными в эгоистические желания, то тем самым и остальных вынудят оставаться на этом уровне, без какой бы то ни было возможности выбраться из кризиса.

Образно можно сравнить поручительство с двумя людьми, плывущими в одной лодке. Вдруг один начал сверлить дыру в дне лодки под собой и на вопрос другого, зачем же он это делает, ответил: «Какое тебе дело? Я же сверлю дыру под собой, а не под тобой». На что второй сказал: «Глупец! Ведь, находясь в одной лодке, мы утонем вместе».

Однако невозможно прийти к всемирному поручительству одним скачком, а лишь медленным ступенчатым развитием. Как образно написано мудрецами: «Пока не склонится чаша весов на сторону заслуг». То есть, в конце концов, каждый вносит свою лепту в процесс развития человечества, подобно тому, как взвешивающий семена кунжута добавляет по зернышку на чашу весов до тех пор, пока не закончит взвешивание. И конечно, каждое зернышко имеет значение, так как без него невозможно закончить взвешивание.

Таким образом, первое условие, действующее в новой цивилизации, то есть на последней ступени наших потребностей - это выход из своего «Я» и готовность отдавать всем, не делая между ними никакого различия. Так как все то, что находится вне человека, является для него одинаковым - далекое оно или близкое - и так он должен исправить себя для соответствия высшей ступени, выполнив это первое условие, позволяющее взойти на нее.

Решение

Основной показатель, характеризующий сегодня нашу цивилизацию, - это неспособность к актуализации высшей человеческой потребности. Отсюда ощущение утраты смысла жизни, ощущение пустоты существования.

Человечество стоит перед необходимостью выработать правильное единое решение - альтруистическое отношение к социуму и природе.

Необходимость в актуализации высшей потребности обязывает каждого индивида к альтруистической деятельности по отношению к той системе, частью которой он является. Если какой-либо индивид не подчиняется этому принципу жизни, принципу альтруизма, тем самым, он тормозит развитие.

Если мы осознаем, каким образом своими мыслями, своим внутренним «Я» каждый из нас влияет на мир, то поймем, почему мир так жесток к нам. Если мы выработаем методику взаимодействия друг с другом, то не сможем больше разрушать свою жизнь. И это будет началом новой цивилизации.

Библиография:

1. Аршинов В.И., Лайтман М. Свирский Я.И. Сфирот познания. М., URRS 2007.

2. Вахромов Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. М., 2001.

3. Лайтман М., Розин В. Каббала в контексте истории и современности. М., URRS 2005.

4. Лекторский В. А., Садовский В. Н., О принципах исследования систем // Вопросы философии, 1960, № 8.

5. Маслоу А. В. Психология бытия. М., 1997.

6. Маслоу А. В. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.

7. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. 1999.

8. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1998.

9. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.