Все о тюнинге авто

Владимир Дмитриевич Шадриков: биография. Профессиональные способности (700,00 руб.) Шадриков проблемы профессиональных способностей психологический журнал

В.Д. Шадриков ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ Ш Москва ° Университетская Книга ° 2010 УДК 159.9 ББК 88.4 Ш16 Книга пидгптивлена на лишне исследиваний, выпилненньдх при финапшвий ппддержке Научмагп фонда Г Y-BIII3 в рамках паучпп-исследивательсклги прпекта N2 09-01-0044 «IIcuxu/men): прпфессианальных пшспбнпстей» Рецензенты ЮЛ Поваренков, доктор психологических наук, профессо16 ISBN ГА. <...> ISBN 978-5-98699-134-4 Рассмотрены идеологические , методологические и теоретические проблемы изучения общих и профессиональных способностей. <...> Приведены приеры профессиотр афическото ошитсашитя деятельности, на этой основе раскрыты отношения способностей и компетентности субъекта деяельности , возможности разработки профессионального стандарта. <...> Может использоваться при подтотовке кадров по психолого-педагоическши направлеъшям (специальности/т) вузов, а также при повыении квадшфтиткашш практическихработъшков, занимающихся про 1)ecc1»IoHaJI:LH:m1v[ обучением, профотбором и профориентацией. удк 159.9 ввк 88.4 978-5-98699-134-4 © Шадриков В.Д., 2010 © Университетская книга, 2010 О ГЛАВЛЕНИЕ Введение Глава 1. <...> Идеологические и методологические проблемы изучения профессиональных способностей. <...> 45 Теоретические взгляды на способности в работах отечественных психологов . <...> 132 Категория деятельности и ее применение к проблеме профессиональных способностей 134 Профессиональные способности . 144 в системе детерминанг успешности деягельности. <...> Психологический анализ деятельности - основа выявления профессиональных способностей 6 Оглавление Глава 4. <...> Профессиональньнйт стандарт И способности 196 Способности , Компетентность И компетенции 196 Модель профессионального стандарта с позиций функциональной системы деятельности (на примере педагогической деятельности) . <...> 226 Европейская структура квалификаций для образования в течение ЖИЗНИ.... <...> Однако в зависимости от идеологиеских и политических установок, методологических и теоретических взглядов и подходов понятие «способости <...>

Профессиональные_способности_.pdf

В.Д. Шадриков ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ Москва  Университетская книга  2010

Стр.2

УДК 159.9 ББК 88.4 Ø16 Книга подготовлена на основе исследований, выполненных при финансовой поддержке Научного фонда ГУ-ВШЭ в рамках научно-исследовательского проекта ¹ 09-01-0044 «Психология профессиональных способностей» Рецензенты Ю.П. Поваренков, доктор психологических наук, профессор Г.А. Суворова, доктор психологических наук, профессор Шадриков В.Д. Ш16 Профессиональные способности / В.Д. Шадриков. – М.: Университетская êíèãà, 2010. – 320 ñ. ISBN 978-5-98699-134-4 Рассмотрены идеологические, методологические и теоретические проблемы изучения общих и профессиональных способностей. Сформулированы принципы изучения способностей, особенности профессионального тестирования и интерпретации полученных результатов. Раскрыто содержание понятия «профессиональные способности». Освещена связь профессиональных способностей с общими способностями. Рассмотрены место и значение способностей в системе деятельности как ведущей детерминанты успешности. Приведены примеры профессиографического описания деятельности, на этой основе раскрыты отношения способностей и компетентности субъекта деятельности, возможности разработки профессионального стандарта. Показано развитие общих и профессиональных способностей в учебной и трудовой деятельности. Для ученых и специалистов в области психологии и педагогики. Может использоваться при подготовке кадров по психолого-педагогическим направлениям (специальностям) вузов, а также при повышении квалификации практических работников, занимающихся профессиональным обучением, профотбором и профориентацией. УДК 159.9 ББК 88.4 ISBN 978-5-98699-134-4 © Шадриков Â.Ä., 2010 © Университетская êíèãà, 2010

Стр.3

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение....................................................................................... 7 Глава 1. Идеологические и методологические проблемы изучения профессиональных способностей................................................................ 11 Идеологические проблемы исследования ñïîñîáíîñòåé........................................................................ 12 Методологические проблемы изучения ñïîñîáíîñòåé....................................................................... 15 Глава 2. Теоретические проблемы изучения ñïîñîáíîñòåé....................................................................... 45 Первые представления о способностях человека......... 45 Теоретические взгляды на способности в работах отечественных ïñèõîëîãîâ................................................ 49 Теоретические взгляды на способности в работах зарубежных психологов................................................... 110 Генетическая обусловленность способностей.............. 118 Раннее проявление способностей.................................. 121 Теория способностей Â.Ä. Шадрикова.......................... 122 Глава 3. Профессиональные способности....................... 132 Общие понятия деятельности и ïðîôåññèè................. 132 Категория деятельности и ее применение к проблеме профессиональных ñïîñîáíîñòåé............. 134 Профессиональные способности в системе детерминант успешности деятельности...... 144 Психологический анализ деятельности – основа выявления профессиональных способностей............. 175

Стр.4

6 Олавление Глава 4. Профессиональный стандарт и способности... 196 Способности, компетентность и компетенции........... 196 Модель профессионального стандарта с позиций функциональной системы деятельности (íà примере педагогической деятельности) ................ 197 Способности и êîìïåòåíöèè........................................... 226 Европейская структура квалификаций для образования в течение жизни.................................. 230 Глава 5. Развитие ñïîñîáíîñòåé.......................................... 237 Общая характеристика развития. Определение понятий............................................................................... 237 Детерминация ðàçâèòèÿ................................................... 240 Развитие способностей субъекта трудовой деятельности...................................................................... 290 Заключение.............................................................................. 298 Предметный указатель......................................................... 300 Именной указатель................................................................ 314 Литература............................................................................... 316

Шадриков

Образование

Аспирантура: год окончания - 1968.
Ярославский государственный педагогический университет им. Н.Д. Ушинского, физико-математический факультет, специальность «Преподаватель математики и физики» (1962).

Тема кандидатской диссертации

«Сигнальное программирование и оптимизация подачи информации оператору» (1968)

Тема докторской диссертации

«Системный подход в психологии производственного обучения» (1977)

Публикации

1. Шадриков В. Д., Мазилов В. А. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата. М. : Юрайт, 2015.
2. Шадриков В. Д. Эволюция мысли // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 2. С. 118-128.
3. Статья Шадриков В. Д. Мысль и ее порождение // Вопросы психологии. 2014. № 5. С. 118-127.
4. Шадриков В. Д. Мысль и познание. М.: Логос, 2014.
5. Шадриков В. Д. Мысль как предмет психологического исследования // Психологический журнал. 2014. № 4. С. 130-137.
6. Шадриков В. Д. Мысль, мышление и сознание // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2014. № 1. С. 17-32.
7. Шадриков В. Д. Образ и слово // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2014. № 2. С. 80-87.
8. Shadrikov V. D. Structural analysis of junior schoolchildren’ intellectual abilities // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 86. P. 301-307.
9. Shadrikov V. D., Kuznetsova M. Students’ development in different educational systems // International Journal of Developmental and Educational Psychology. 2013. Vol. 2. No. 1. P. 229-234.
10. Шадриков В. Д. The role of reflection and reflexivity in students’ ability development // Psychology in Russia: State of the Art. 2013. Т. 6. № 2. С. 55-64.
11. Шадриков В. Д. Психология деятельности человека. М.: Институт психологии РАН, 2013.
12. Шадриков В. Д. Качество педагогического образования. М.: Логос, 2012.
13. Кузнецова М. Д., Шадриков В. Д., Глебова Л. Н. Мониторинг качества высшего педагогического образования / Под общ. ред.: В. Д. Шадриков. М.: Логос, 2012.
14. Психология способностей: хрестоматия / Сост.: В. Д. Шадриков; отв. ред.: В. Д. Шадриков. М., Воронеж: Московский психолого-социальный институт, 2012.
15. Шадриков В. Д., Кузнецова М. Д., Зиновьева Н. А. Развитие младших школьников в различных образовательных системах / Под общ. ред.: В. Д. Шадриков. М.: Логос, 2011.
16. Шадриков В. Д. Профессиональные способности. М.: Университетская книга, 2010.
17. Шадриков В. Д. От индивида к индивидуальности. М.: Институт психологии РАН, 2009.
18. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. М.: Аспект Пресс,2007.
19. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. Репр. Воспр. Текста издания 1982 года. М.: Логос, 2007.
20. Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. М.: Университетская книга, Логос, 2006.
21. Шадриков В.Д. Происхождение человечности: Учебное пособие для высших учебных заведений. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Логос, 2003.

Повышение квалификации

1) Исследовательский центр Проблем качества подготовки специалистов Московского государственного института стали и сплавов по программе «Проектирование основных образовательных программ, реализующих требования ФГОС ВПО» (май, 2009);
2) Исследовательский центр Проблем качества подготовки специалистов НИТУ «МИСиС» по программе ДПО «Проектирование образовательных программ ВПО на компетентностной основе».

Государственные и ведомственные награды

Орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени (ноябрь 2012)
Золотая медаль «За достижения в науке» РАО (2007)
Орден Почета (апрель 2002)
Медаль им. А.С. Макаренко (1990)
Медаль им. Н.К. Крупской (1989)
Медаль им. К.Д. Ушинского (1989)

Достижения и поощрения

Нагрудный знак "Почетный работник науки и техники Российской Федерации" (ноябрь 2007)
Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования (август 2006)
Лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования (октябрь 1999)
Лауреат премии им. С.Л. Рубинштейна Президиума РАН (июнь 1996)

Исследовательские проекты и гранты

1. Проекты, выполненные в рамках Федеральной целевой программы развития образования (за последние 10 лет):
«Совершенствование и апробация моделей внутреннего мониторинга и оценки качества профессионального образования (СПО, ВПО, ДПО образовательных учреждений педагогического профиля)» (2011-2012)
«Апробация и внедрение разработанных подходов к проведению аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений на региональном уровне в условиях внедрения нового Порядка аттестации» (2009-2010)
«Экспериментальное внедрение методики определения уровня квалификации педагогических кадров на основе профессионального стандарта педагогической деятельности (на примере 2-х территорий Ярославской и Псковской областей)» (2008-2009)
«Разработка критериев разделения программ бакалавров и магистров как основы последующих разработок примерных основных образовательных программ высшего профессионального педагогического образования, соответствующих ФГОС» (2008)
«Разработка показателей государственной аккредитации бакалавриата и образовательных программ магистратуры и инструментария их оценки» (2008)
«Разработка требований к условиям и ресурсному обеспечению реализации образовательных программ начального и основного общего образования» (2007)
«Разработка методических основ для обеспечения оценки уровня квалификации педагогических кадров на основе профессионального стандарта педагогической деятельности» (2007)
«Разработка профессионального стандарта педагогической деятельности с участием профессиональных объединений» (2006)

2. Проекты, выполненные при поддержке РГНФ (за последние 5 лет):
Эволюция мысли (№ проекта 15-06-10538; 2015-2016гг.)
Мысль как предмет психологического исследования (№ проекта 13-06-00132; 2013-2014гг.)
Развитие познавательных способностей и личностных качеств младших школьников в различных образовательных системах (традиционной, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова) (№ проекта 10-06-00479; 2010-2011гг.)

Рассматривая сущность способностей, В. Д. Шадриков отмечает, что они относятся к категории свойства. Но не любого свойства вещи, а функционального, которое проявляется в процессе функционирования и обеспечивает эффективность реализации некоторой функции. Соответственно, психические способности можно рассматривать как свойства мозга, в частности, функциональных систем, выполняющих различные психические функции. Таким образом, способности – это свойства функциональных систем, реализующих определенную психическую функцию, имеющие индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности освоения и выполнения деятельности.

В концепции В. Д. Шадрикова структура способностей рассматривается как интеграция трех типов механизмов – функциональных, обусловленных биологическим развитием человека, прижизненно формирующихся операционных механизмов и мотивационных (регулирующих) механизмов.

Например, функциональные механизмы мнемических способностей составляет генотипически обусловленная функциональная система памяти. Операционные механизмы мнемических способностей – это способы обработки запоминаемого материала, которые ведут к повышению продуктивности памяти: группировка, опорные пункты, мнемический план, перекодирование, ассоциация, достраивание, сериация, аналогия, классификация, структурирование, схематизация, систематизация, мнемотехнические приемы, повторение.

Развитие мнемических способностей происходит следующим образом: развитие функциональных механизмов; появление и развитие операционных механизмов; развитие связей между функциональными и операционными механизмами; появление и развитие регулирующих механизмов; развитие системы функциональных, операционных и регулирующих механизмов.

В теории В. Д. Шадрикова способности рассматриваются в трех аспектах – как способности индивида, субъекта деятельности и личности.

Способности индивида представляют биологическую организацию человека. Они являются свойствами функциональных систем и выполняют познавательную и адаптивную функции.

Развитие операционных механизмов в деятельности свидетельствует о появлении способностей субъекта деятельности, которые формируются на основе способностей индивида. Под влиянием требований деятельности происходит отбор приемов переработки информации, формируются новые, необходимые для повышения эффективности данной деятельности интеллектуальные операции. В процессе конкретной деятельности происходит тонкое приспособление операционных механизмов к содержанию деятельности (оперативность). Благодаря оперативности общие способности трансформируются в специальные.

Способности личности предполагают включенность личностных механизмов регуляции (мотивационных, эмоциональных, волевых). Способности этого уровня вбирают в себя способности субъекта деятельности и индивида, обеспечивая социальное поведение. Высшими личностными способностями являются духовные способности, представляющие собой новые системные качества, появляющиеся при интеграции в структуру способностей нравственных норм, духовных ценностей. Характеризуя сферу способностей человека, используются также понятия «одаренность», «интеллект», «талант», «гениальность». Одаренность – это интегральное проявление способностей в целях конкретной деятельности. Интеллект – интегральное проявление способностей, знаний и умений. Талант – проявление интеллекта в отношении конкретной деятельности, познания природы. Гениальность же проявляется как создание принципиально нового по отношению ко многим видам деятельности.

В.Д. Шадриков

Профессиональные способности

В.Д. Шадриков

Профессиональные способности

Москва, 2010

Книга подготовлена на основе исследований, выполненных при финансовой поддержке Научного фонда ГУ-ВШЭ в рамках научно-исследовательского проекта № 09-01-0044 «Психология профессиональных способностей»
Рецензенты:

Ю.П. Поваренков , доктор психологических наук, профессор,

Г.А. Суворова, доктор психологических наук, профессор

Шадриков В.Д.

Профессиональные способности


Рассмотрены идеологические, методологические и теоретические проблемы изучения общих и профессиональных способностей. Сформулированы принципы изучения способностей, особенности профессионального тестирования и интерпретации полученных результатов.

Раскрыто содержание понятия «профессиональные способности». Показана связь профессиональных способностей с общими способностями. Рассмотрено место и значение способностей в системе деятельности, как ведущей детерминанты успешности. Даны примеры профессиографического описания деятельности и на этой основе раскрываются отношения способностей и компетентности субъекта деятельности, показаны возможности разработки профессионального стандарта. Рассматривается развитие общих и профессиональных способностей в учебной и трудовой деятельности.

Для ученых и специалистов в области психологии и педагогики, студентов и аспирантов высших учебных заведений при подготовке по психолого-педагогическим специальностям, практических работников, занимающихся профессиональным обучением, профотбором и профориентацией.
© Шадриков В.Д., 2010

Введение 8

Глава 1. Идеологические и методологические проблемы изучения 11

профессиональных способностей 11

1.2. Методологические проблемы изучения способностей 14

1.2.1. Принципы изучения способностей 15

1.2.1.1. Принцип психофизического единства 15

1.2.1.2. Принцип единства способностей и деятельности 15

1.2.1.3. Принцип единства потенциальных и актуальных способностей 17

1.2.1.4. Принцип единства способностей и переживания 18

1.2.1.5. Принцип конкретности (индивидуальности) в анализе 19

способностей 19

1.2.1.7. Принцип единства способностей и условий деятельности 20

1.2.2. Процедуры и методы изучения и диагностики профессиональных способностей 21

1.2.2.1. Основные типы экспериментальных ситуаций (по Фрессу и Пиаже) 21

1.2.2.2. Изучение и тестирование способностей 24

1.2.2.3. Особенности профессионального тестирования 26

1.2.2.4. Интерпретация результатов тестирования 26

1.2.3. Системный подход и теоретические проблемы раскрытия понятия «способности» 29

1.2.3.1. Возможности головного мозга человека 30

2.2. Теоретические взгляды на способности в работах 44

отечественных психологов 44

2.2.1. Взгляды на способности в отечественной литературе XIX века 44

2.2.2. Взгляды Л. С. Выготского на проблему развития 50

высших психических функций 50

2.2.3. Взгляды Б. М. Теплова на проблему способностей и одаренности 67

2.2.4. Теоретические взгляды С. Л. Рубинштейна на проблему 82

способностей и одаренности 82

2.3. Теоретические взгляды на способности в работах 99

зарубежных психологов 99

2.5. Раннее проявление способностей 109

2.6. Теория способностей В. Д. Шадрикова 110

Глава 3. Профессиональные способности 120

профессиональных способностей 122

3.3. Профессиональные способности в системе 130

детерминант успешности деятельности 130

3.3.1. Субъект и субъектность деятельности 130

3.3.2. Некоторые методологические проблемы индивидуальности 136

3.3.3. Субъектность и ее экспериментальное изучение 144

3.3.4. Рефлексия и рефлексивность 149

3.3.5. Проявление профессиональных способностей в показателях 157

успешности деятельности (производительность, качество и 157

надежность) 157

4.4. Европейская структура квалификаций (ЕСК) 208

для образования в течение жизни 208

Глава 5. Развитие способностей 214

5.1. Общая характеристика развития. Определение понятий 214

5.2. Детерминация развития 217

5.3. Развитие способностей 228

5.3.1. Развитие способностей субъекта учебной деятельности (ученика) 229

5.6. Развитие способностей субъекта трудовой деятельности 261

Заключение 268

Предметный указатель 270

Литература 274

«… Когда мы были у вас, то завещали вам сие.

Каждый человек, представляя собой личность, находится в определенных отношениях с действительностью, с окружающими людьми. Эти отношения определяют поведение, моральный облик личности. Понятно, что в поведении человека, в его практической деятельности всегда выражается его отношение к явлениям и предметам действительности, к товарищам, к коллективу, к своим обязанностям, к самому себе. Таким образом, индивидуальное своеобразие отношения конкретной личности к окружающему миру обусловлено общественными отношениями, особенностями воспитания и обучения. Внешние условия, в которых находится человек, процесс социализации и определяют формирование черт его характера.

Характер – это индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных черт человека, которые выражают его отношение к действительности и проявляются в поведении.

Воздействия внешнего мира, определяя поведение человека, отражаются в сложившихся у конкретного человека взглядах, убеждениях, мировоззрении, соответствующим образом трансформируясь. Поэтому формирование убеждений, идеалов, мировоззрения, различных знаний является одним из основных условий формирования характера. Характер объединяет в себе направленность интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств личности.

Для формирования характера важной предпосылкой является развитие мотивационно потребностной сферы. С. Л. Рубинштейн писал, что мотивы, побуждающие поведение, закрепляются в поступке и становятся чертой характера.

С проявлением и становлением характера связаны эмоции. Как отмечает В. Д. Шадриков, переживания организуют весь внутренний мир и определяют формы поведения, которые, так же как и мотивы, приобретают устойчивость и превращаются в черту характера .

Если темперамент определяет динамическую сторону поведения, то характер содержательную.

15.2. Основные черты характера

В характере выражаются наиболее типичные, существенные особенности человека, знание которых позволяет в какой то мере предвидеть, как человек будет поступать в тех или иных ситуациях. Характер возникает и формируется в обществе. Типические черты общества проявляются в характере каждого человека по разному, в зависимости от его интересов, способностей, чувств, мотивов, то есть тех «внутренних условий» (по С. Л. Рубинштейну), через которые преломляются все внешние воздействия, что и создает индивидуальность личности.

Характер представляет собой целостное образование, единство психических свойств личности. Но это целое, как и любое другое целое, состоит из определенных частей, компонентов, звеньев.

Фундамент структуры характера составляют черты характера. Различают несколько групп или видов черт характера. Одни из них выражают моральную направленность личности, то есть отношение к обществу, коллективу, к товарищам, к самому себе. Другие являются выражением особенностей воли человека.

Отношение человека к другим людям выражают такие черты характера, как коллективизм, гуманность, чуткость, искренность и правдивость.

Гуманность – черта характера, выражающая сердечное отношение к человеку. Гуманное отношение означает любовь к человеку, душевность и доброжелательное отношение в обращении с людьми.

Тесно связана с гуманностью чуткость. Чуткость есть выражение гуманности. Чуткость означает внимательное отношение к человеку, уважение к нему, сочувствие его переживаниям, стремлениям.

Противоположными чертами коллективизма и гуманности являются такие отрицательные черты характера, как индивидуализм и эгоизм.

Трудолюбием называют черту характера, проявляющуюся в желании и стремлении человека трудиться. В труде человек испытывает чувство радости, чувство морального удовлетворения. Радость от процесса труда и его результатов, удовлетворение от общественной оценки труда у конкретного человека служат необходимыми факторами в формировании у него потребности трудиться.

Важной чертой характера, выражающей отношение человека к результатам своей работы и к труду других людей, является бережливость. Бережливый человек сознает, что каждая вещь создается трудовыми усилиями многих людей и надо бережно относиться ко всему, что создали ум и руки человека.

Отрицательное отношение к труду выражается в таких отрицательных чертах характера, как лень, небрежность, косность.

Находясь в общественных отношениях с другими людьми, каждый человек осознает себя как личность и определенным образом относится к себе, к своему поведению, к своим поступкам. Закрепляясь в практике, это определенное отношение к самому себе переходит в черту характера. Основные черты характера, выражающие отношение к своей личности, – это скромность, самокритичность, чувство собственного достоинства.

В противоположность скромности иногда можно наблюдать такие отрицательные черты характера, как зазнайство, заносчивость, высокомерие, выражающие преувеличенное самомнение.

К волевым чертам характера относятся целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка.

Все перечисленные черты личности и ряд других, объединяясь и взаимно обуславливаясь, составляют единое целое – характер. Полнота, цельность, конкретная определенность характера зависят от сочетания различных черт характера,

Характер является прижизненным образованием. Основную роль в формировании характера у ребенка играет его общение с окружающими людьми. Стиль общения и способы взаимодействия с ребенком являются важными для становления характера. С раннего детства ребенок усваивает формы поведения в семье. С расширением круга общения в условиях обучения и воспитания закладываются новые черты характера. В подростковом и юношеском возрасте появляется работа над собой – самовоспитание. Эффективным средством формирования характера является деятельность.

Структура характера динамична, качественно перестраиваясь на протяжении всей жизни личности, но некоторые черты характера, за которыми стоят доминирующие мотивы, сохраняются на долгие годы.
Вопросы и задания:

1. Что такое характер?

2. Как связаны мотивация и характер?

3. Что влияет на формирование характера?

4. Каковы основные черты характера?

5. Опишите черты характера, в которых проявляется отношение человека к другим людям.

6. Каковы особенности формирования характера в дошкольном и школьном возрасте?
Рекомендуемая литература:

1. Гиппенрейтер Ю. Б . Введение в общую психологию. Курс лекций. – М., 2006.

2. Ильин Е. П . Психология индивидуальных различий. – С. Пб., 2004.

3. Маклаков А. Г . Общая психология. – С. Пб., 2008.

4. Орлов Ю. М . Самопознание и самовоспитание характера. – М., 1987.

5. Рубинштейн С. Л . Основы общей психологии. – С. Пб., 2000.

6. Шадриков В. Д . Мир внутренней жизни человека. – М., 2006.

Глава 16

Способности

16.1. Общее понятие о способностях

Успешная деятельность человека во многом определяется степенью развития и формирования его способностей.

Под способностями понимают те психические свойства, которые служат необходимым условием высококачественного выполнения конкретного вида деятельности. Б. М. Теплов выделил три признака способностей:

– это индивидуально психологические особенности, отличающие одного человека от другого

– это те из них, от которых зависит успешность деятельности

– способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но могут объяснить легкость их приобретения.

Когда мы говорим о способностях, то всегда имеем в виду способности к чему либо определенному – к математике, литературе, изобразительному искусству, музыке, конструированию и т. п. Любая способность есть способность к какой либо деятельности. Вместе с тем есть такие способности, которые проявляются в большинстве видов человеческой деятельности. Таким образом, способности человека подразделяются на специальные и общие.

Специальные способности – это способности, проявляющиеся только в отдельных видах человеческой деятельности (художественные, музыкальные, математические способности и другие).

Общими называются такие способности, которые в той или иной мере проявляются во всех видах деятельности человека, например интеллектуальные способности, проявляющиеся в сообразительности и находчивости, быстром и глубоком запоминании материала, быстром переключении внимания, критичности и самостоятельности ума и другие.

Специальные способности, ввиду специфических особенностей конкретной деятельности, характеризуются определенными, присущими только данному виду способностей чертами.

До настоящего времени существуют различные точки зрения на природу способностей. Одним из самых распространенных является утверждение о врожденности способностей. Но есть и другая точка зрения. Отечественная психология признает, что способности не даются человеку с момента рождения в готовом виде . Они не являются врожденными свойствами человека, не передаются по наследству.

Человек рождается с задатками (природными предпосылками развития способностей), которые представляют собой врожденные анатомо физиологические особенности организма.

Большое значение имеют особенности нервной системы, особенности структуры мозга. Эти особенности оказывают влияние на развитие других задатков и в дальнейшем на развитие способностей к любому виду деятельности.

Для успешного развития способностей к конкретной деятельности необходимы соответствующие задатки. Например, для художника очень важны свойства зрительного анализатора (точное определение пропорций, цвета и так далее), хорошая зрительная память. Но само по себе наличие задатков еще не решает вопроса о проявлении и развитии способностей. Необходимо занятие соответствующей деятельностью, только при этом условии возможно развитие способностей.

Задатки являются той основой, без которой немыслимо развитие способностей. Но способности могут формироваться только при наличии благоприятных условий. Таким образом, решающим фактором в формировании и развитии способностей является общественная среда, деятельность.

Понятно, что различные условия жизни, различная трудовая деятельность способствуют более интенсивному развитию одних, соответствующих данным условиям жизни, специфике конкретной трудовой деятельности, способностей человека и, наоборот, тормозят или вообще не дают возможности развиваться другим способностям.

Развитие способностей органически связано с овладением конкретной личностью накопленной в результате исторического развития человечества материальной и духовной культурой, знаниями.

Развитие способностей возможно только в условиях деятельности, в условиях усвоения знаний, умений и навыков. И не случайно о способностях судят прежде всего по уровню владения знаниями, умениями. Однако способности и знания, умения – не одно и то же. Тесная, неразрывная связь между способностями и знаниями, умениями человека проявляется в том, что процесс формирования любой способности возможен лишь благодаря усвоению знаний и умений, в то время как наличие способностей содействует быстрейшему и сравнительно легкому овладению знаниями и умениями.

16.2. Концепция способностей В. Д. Шадрикова

Рассматривая сущность способностей, В. Д. Шадриков отмечает, что они относятся к категории свойства. Но не любого свойства вещи, а функционального, которое проявляется в процессе функционирования и обеспечивает эффективность реализации некоторой функции. Соответственно, психические способности можно рассматривать как свойства мозга, в частности, функциональных систем, выполняющих различные психические функции. Таким образом, способности – это свойства функциональных систем, реализующих определенную психическую функцию, имеющие индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности освоения и выполнения деятельности.

В концепции В. Д. Шадрикова структура способностей рассматривается как интеграция трех типов механизмов – функциональных, обусловленных биологическим развитием человека, прижизненно формирующихся операционных механизмов и мотивационных (регулирующих) механизмов.

Например, функциональные механизмы мнемических способностей составляет генотипически обусловленная функциональная система памяти. Операционные механизмы мнемических способностей – это способы обработки запоминаемого материала, которые ведут к повышению продуктивности памяти: группировка, опорные пункты, мнемический план, перекодирование, ассоциация, достраивание, сериация, аналогия, классификация, структурирование, схематизация, систематизация, мнемотехнические приемы, повторение.

Развитие мнемических способностей происходит следующим образом: развитие функциональных механизмов; появление и развитие операционных механизмов; развитие связей между функциональными и операционными механизмами; появление и развитие регулирующих механизмов; развитие системы функциональных, операционных и регулирующих механизмов.

В теории В. Д. Шадрикова способности рассматриваются в трех аспектах – как способности индивида, субъекта деятельности и личности.