Все о тюнинге авто

Значение слова «класс. Смотреть что такое "класс" в других словарях

КЛАСС

КЛАСС

КЛАСС , [ас ]

кла́сса, м. [латин. classis].

1. Социальная группа, часть общества, объединенная общностью интересов вследствие одинакового отношения к средствам производства и противостоящая другим социальным группам в силу противоположности экономических интересов. «Классами называются большие группы людей, различающихся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большею частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, к-рой они располагают.» Ленин . Рабочий класс. Ликвидировать кулака как класс .

2. Группа учащихся средней школы, проходящих в течение года совместно одну общую программу. Наш класс идет на экскурсию .

|| Группа учащихся художественной школы, занимающаяся под руководством определенного преподавателя или проходящая определенный предмет. Пианисты класса Игумнова. Класс декламации. Класс композиции .

|| Подразделение в системе школьного курса, соответствующее году обучения. Ученик перешел в 5-й класс .

3. Комната, в к-рой происходят учебные занятия одной группы учащихся. Ребята вышли из класса в коридор. В новом здании школы были устроены светлые, большие классы .

4. Урок (устар.). «Не шевельнул он ни глазом ни бровью во всё время класса, как ни щипали его сзади.» Гоголь . «Было воскресенье, и классов не было.» Достоевский . Ходить в классы (на уроки).

|| только мн . Школа (устар.). Мореходные классы .

5. Разряд, подразделение, отдельная группа. При статистическом обследовании промышленные предприятия были разделены па 2 класса: до 100 рабочих и свыше 100 рабочих .

|| Одно из подразделений в классификации животных и растений (ест.).

6. Степень, разряд, группа предметов, стоящих по своему качеству или значению на определенном месте в ряду подобных групп. Драгоценные камни первого класса .

7. Определенная степень чина в табели о рангах (дореволюц.). Чиновник 6-го класса . «Что такое станционный смотритель? сущий мученик четырнадцатого класса.» Пушкин .

8. Уровень спортивной тренировки (спорт.). Класс нек-рых провинциальных хоккеистов приближается к классу столичных команд. Показать класс .

9. Разряд, к которому принадлежит судно в зависимости от типа постройки и оборудования (мор.).

10. Тип вагонов поезда или кают парохода, проезд в которых оплачивается по определенному тарифу и которые оборудованы с определенной степенью удобства (дореволюц. и загр.). Билет первого класса. Вагон третьего класса .

11. Совокупность цифр трех соседних разрядов числа (мат.). Первый класс составляют единицы, десятки и сотни .

12. только мн . Детская игра, состоящая в том, что на земле рисуют фигуру, разделенную на клетки, и прыгают на одной ноге, стараясь протолкнуть носком камушек из одной клетки в другую.

Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "КЛАСС" в других словарях:

    класс - класс, а … Русский орфографический словарь

    класс - класс/ … Морфемно-орфографический словарь

    - (в логике и математике) 1) понятие, присущее всем элементам некоторой совокупности объектов; 2) совокупность выделенных по некоторому признаку объектов, мыслимая как целое. Понятие К. (множества) обычно относят к числу простейших, неопределяемых… … Философская энциклопедия

    Класс! … Википедия

    - (лат. classis порядок.). 1) разряд однородных предметов. 2) собрание учеников для учебных занятий, а также помещение и самое время, назначенное для урока. 3) степень в государственной службе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… … Словарь иностранных слов русского языка

    Сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? класса, чему? классу, (вижу) что? класс, чем? классом, о чём? о классе; мн. что? классы, (нет) чего? классов, чему? классам, (вижу) что? классы, чем? классами, о чём? о классах 1. Классом называют… … Толковый словарь Дмитриева

    КЛАСС! … Википедия

    - (class) Оксфордский словарь английского языка дает следующее определение класса: Разделение общества или порядок в обществе согласно статусу; разряд, категория общества. Но это определение класса столь же разъясняет, сколь и вносит путаницу.… … Политология. Словарь.

    А; м. [от лат. classis разряд] 1. (чего) В научной терминологии: совокупность, группа предметов или явлений с общими признаками; разряд, категория. К. млекопитающих. К. земноводных. К. двудольных растений. Плавать на судах различных классов.… … Энциклопедический словарь

    См. разряд … Словарь синонимов

Книги

  • Класс. Бессознательное в организации , Гирнальзик Т.. Катупжевск. Чем больше учитываются бессознательные процессы, играющие важнейшую роль в функционировании любой организации, тем успешнее будет ее работа. Кроме того, систематическое обращение к…

о б щ е с т в е н н ы е) (от лат. classis – группа, разряд). Наиболее полное и всестороннее определение сущности классового деления и К. антагонистич. общества дал Ленин: "Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства" (Ленин В. И., Соч., т. 29, с. 388). Исходным пунктом этого определения К. является признание зависимости классового деления общества от исторически определенных способов произ-ва (так, напр., рабы и рабовладельцы являются К. рабовладельческого, пролетарии и буржуа – капиталистич. общества). С изменением способа произ-ва меняется и классовое деление общества. О с н о в н ы м и всегда являются такие К., существование к-рых вытекает из господствующего в данном обществе способа произ-ва. Н е о с н о в н ы е К. связаны с существованием более или менее значит. остатков предшествующего или зародышей последующего способа произ-ва, представленных особыми укладами х-ва. П е р е х о д н ы м и называют такие К., к-рые, будучи порождены одним способом произ-ва, сохраняются при другом, сменившем его способе произ-ва. При этом их место и роль в обществе меняются: неосновной К. может стать основным (напр., крестьянство со сменой рабовладельч. общества феодальным; трудящееся крестьянство после ниспровержения капитализма), основной К. – неосновным (напр., буржуазия в переходный период от капитализма к социализму), угнетенный К. – господствующим (напр., пролетариат в тот же период). К. не вечны, они возникли на определ. этапе развития общества и с той же неизбежностью должны исчезнуть. Для полного уничтожения К. "...надо не только свергнуть эксплуататоров, помещиков и капиталистов, не только отменить их собственность, надо отменить еще и в с я к у ю частную собственность на средства производства, надо уничтожить как различие между городом и деревней, так и различие между людьми физического и людьми умственного труда" (там же). К. сохраняются и на первой фазе коммунизма – при социализме, поскольку еще не устранены эти различия, но сущность К. при этом коренным образом меняется. Это уже не К. в собственном смысле слова, не такие обществ. группы, из к-рых одна может жить трудом другой; частная собственность на средства произ-ва ликвидирована, а стало быть, устранен классовый антагонизм, сделано главное, решающее в деле уничтожения К. Производств. отношения в обществе, разделенном на К., суть прежде всего отношения между К., занимающими различное место в обществ. произ-ве. Осн. сторонам производств. отношений соответствуют и признаки К.: отношение к средствам произ-ва, роль в обществ. организации труда, способы получения и размеры той доли обществ. богатства, к-рой они располагают. Определяющим признаком является отношение к средствам произ-ва. Форма собственности на средства произ-ва определяет как взаимоотношения между людьми в процессе произ-ва, так и форму распределения между ними произведенных продуктов. Марксизм-ленинизм отвергает попытки выдвинуть на первое место такие признаки К., рассматриваемые в отрыве от целого, как их роль в организации обществ. произ-ва [т.н. организац. теория (А. Богданов) ] или способы получения и размеры их доходов (т.н. распределит. теория К., к-рой придерживались, напр., К. Каутский, Туган-Барановский). Маркс отмечал при характеристике буржуазии: "Капиталист не потому является капиталистом, что он управляет промышленным предприятием, – наоборот, он становится руководителем промышленности потому, что он капиталист. Высшая власть в промышленности становится атрибутом капитала, подобно тому как в феодальную эпоху высшая власть в военном деле и в суде была атрибутом земельной собственности" ("Капитал", т. 1, 1955, с. 339). Во "Введении" и в последних главах 3-го т. "Капитала" Маркс подчеркивал, что не способ распределения, а способ произ-ва определяет классовую структуру общества. "Основной признак различия между классами – их место в общественном производстве, а следовательно, их отношение к средствам производства" (Ленин В. И., Соч., т. 6, с. 235). Марксизм-ленинизм выступает также против смешения деления общества на К. с разделением людей по профессиям. Последнее обусловливается в области материального произ-ва непосредственно техникой и технологией, тогда как разделение на К. определяется характером экономич. отношений, прежде всего отношений собственности на средства произ-ва. Смешение этих категорий нек-рыми бурж. социологами и ревизионистами выражает "...практическую тенденцию стереть самое понятие "класса", устранить самую идею классовой борьбы" (там же, т. 5, с. 175). Марксизм-ленинизм рассматривает К. не только как экономическую, но и как более широкую социальную категорию. Складываясь на почве экономич. отношений, классовое деление общества пронизывает также сферу политики и идеологии, отражается в обществ. сознании, в духовной жизни общества. Различия между классами охватывают также область быта, отражаются в их образе жизни, в их семейных отношениях, в их психологии, морали и т.д. Формирование К. – объективный процесс, определяемый развитием экономич. отношений. Условиями жизни каждого К. определяются его интересы, их отношение к интересам других К. На почве общности коренных классовых интересов и противопоставления их в ходе классовой борьбы интересам других, противоположных К. происходит консолидация членов данного К. Как учит марксизм-ленинизм, К. "...складывается в борьбе и развитии" (там же, т. 30, с. 477). В процессе конституирования К. огромную роль играет и субъективный фактор – осознание К. своих коренных интересов и создание им своих классовых организаций. К., к-рый объективно уже сложился, но еще не осознал своих коренных интересов, Маркс называл К. "в себе". Осознав свои коренные интересы и организовавшись, он превращается в К. "для себя" (см. Класс "в себе" и класс "для себя"). Решающее значение в этом процессе имеет объединение наиболее сознат. элементов К. в те или иные классовые организации, среди к-рых наиболее важны политич. партии. Историческое развитие понятия К. Представление о том, что общество делится на К., появилось задолго до возникновения марксизма, но научной теории К. предшествующая историческому материализму социология создать не смогла. В докапиталистич. формациях классовое деление общества было прикрыто религ.-классовыми или сословными оболочками. Это затрудняло понимание классовой структуры и ее связи с экономич. строем общества. Большим препятствием для науч. анализа К. было стремление идеологов господствующих К. доказать естественность, незыблемость, вечность существующих порядков. Люди издавна видели, что общество делится на богатых и бедных, знатных и незнатных, свободных и несвободных, но не могли объяснить причины этого неравенства. Вначале преобладало стремление объяснить социальные градации велениями бога или природы. В антич. мире рабство рассматривалось как естеств. явление. Так же расценивалось и деление свободных граждан на различные сословия. Платон усматривал слабость совр. ему гос-в в том, что в каждом городе "сколь бы мал он ни был, – в нем всегда есть два взаимно враждебных города: один город бедных, другой – богатых..." ("Государство" IV 422 Е – 423 А; рус. пер., СПБ, 1863). Однако он стремился не упразднить сословия, а упорядочить взаимоотношения между ними. В "идеальном государстве" Платона остается разделение на 3 сословия: философов, или правителей, стражей (воинов), земледельцев и ремесленников; разделение труда между ними опирается, по Платону, на естеств. основу. "... Каждый из нас рождается... отличным по своей природе, и назначается для совершения известной работы" (там же, II 370 В), одни от рождения "способны начальствовать", другие быть "земледельцами и прочими мастеровыми" (там же, III 415 А). Аристотель также признавал естественность рабства: "одни люди, по своей природе – свободны, другие – рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо" ("Политика" I 2, 1254 в 24 – 1255 а 19; рус. пер., СПБ, 1911). Подвергая критике "идеальное государство" Платона, Аристотель отдавал предпочтение средним слоям рабовладельцев. "В каждом государстве мы встречаем три класса граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и третьи, стоящие в середине между теми и другими". Люди первой категории, по мнению Аристотеля, по преимуществу становятся наглецами и крупными мерзавцами; люди второй категории – подлецами и мелкими мерзавцами. "Средний достаток – из всех благ всего лучше, он рождает в людях умеренность" (там же, IV 9, 1295 а 23 – в 18). Возникновение демократич. или олигархич. строя Аристотель объяснял борьбой между простым народом и зажиточным классом: "... кому из них удастся одолеть противника, тот и вводит не общий и равный для обоюдных интересов государственный строй", а перетягивает гос. порядок на свою сторону (там же, IV 9, 1296 а 16 – в 19). В эпоху феодализма существовавшая классово-сословная структура общества объявлялась божественным установлением. Только в эпоху ломки феод. строя и становления капитализма, упростившего классовую структуру общества, возникли предпосылки для выработки самого понятия К. Накануне и во время франц. бурж. революции 18 в. философы и публицисты выступали с резким осуждением феод. строя. Ж. Мелье относил к К. богатых – феод. знать, духовенство, банкиров, откупщиков и др., а к другому К. – крестьянство. "Как будто две расы людей живут в одном обществе, – говорит Мелье: одна ничего не делает, наслаждается и повелевает, другая трудится, страдает и повинуется" (цит. по кн.: Волгин В. П., Французский утопический коммунизм, 1960, с. 28). Нек-рые мыслители (напр., Г. Мабли) уже ищут основы разделения на К. в собственности. "...Собственность разделяет нас на два класса – богатых и бедных" (Maбли Г., Избр. произв., М.–Л., 1950, с. 109–10). Глубокое понимание противоположности между богатыми и бедными, пронизывает труды Ж. П. Марата, к-рый рассматривал революцию как проявление борьбы К. В трудах бурж. экономистов конца 18 – нач. 19 вв. (отчасти Ф. Кенэ и гл. обр. А. Смит и Д. Рикардо) сделан важный шаг к познанию экономич. анатомии К. Вместо обычного в эпоху франц. бурж. революции деления общества на два К. – богатых и бедных – они делят его на три К. У Кенэ это деление еще не отличается ясностью: он видит в обществе: 1) К. собственников (землевладельцы, духовенство), к-рый не вкладывает труда в произ-во обществ. продукта, но в силу права собственности присваивает себе весь чистый доход и выполняет функции управления; 2) К. производителей, гл. обр. капиталистич. фермеров; 3) К. бесплодный или непроизводительный (торговцы, промышлен-ники, рабочие, ремесленники и т.д.). А. Смит дает гораздо более четкую характеристику К. бурж. общества: он различает К. землевладельцев, капиталистов и рабочих. Обществ. продукт, по мнению Смита, распадается на три части и "...составляет доход трех различных классов народа: тех, кто живет на ренту, тех, кто живет на заработную плату, и тех, кто живет на прибыль с капитала. Это три главных, основных и первоначальных класса в каждом цивилизованном обществе..." ("Исследование о природе и причинах богатства народов", т. 1, М.–Л., 1935, с. 220–21). Рассматривая труд как общий источник доходов, Смит подходит к пониманию противоречивости интересов К. капиталистов и рабочих: "Рабочие хотят получать возможно больше, а хозяева хотят давать возможно меньше" (там же, с. 62). Однако Смит не проводит последовательно этого взгляда, т.к. иногда утверждает, будто доходы являются источником стоимости. Эта непоследовательность была устранена Рикардо, рассматривавшим труд как единств. источник стоимости и установившим противоположность заработной платы и прибыли. Рикардо считал, что заработная плата всегда повышается за счет прибыли, а, когда она падает, прибыль всегда поднимается (см. Соч., т. 1, М., 1955, с. 98–111). Обосновав противоречивость интересов осн. К. капиталистич. общества, Рикардо открыто отстаивал необходимость высоких прибылей, как условия быстрого развития произ-ва. По мнению Рикардо, интересы землевладельцев стоят в противоречии с интересами всех других К. и мешают развитию общества. Англ. экономисты продвинулись вперед в понимании классового строения капиталистич. общества, однако они связывали классовое деление общества лишь с отношениями распределения, а не произ-ва и рассматривали его не исторически, а как естественное и вечное. По словам Маркса, для Рикардо капиталистич. способ произ-ва с его классовыми противоположностями был "...естественной формой общественного производства" ("Капитал", т. 1, 1955, с. 519). В противоположность идеологам буржуазии, утопич. социалисты пытались доказать неразумность и историч. обреченность общества, построенного на эксплуатации человека человеком. Уже ранние представители утопич. социализма, а особенно идеологи революционного плебейства (напр., Т. Мюнцер в 16 в., Г. Бабеф в 18 в.), выдвигали требования уничтожения частной собственности и классовых различий. В дальнейшем нек-рые из утопич. социалистов (напр., Сен-Симон) близко подошли к пониманию исторического процесса как борьбы общественных К. Однако Сен-Симон не выделял рабочий К. из общего К. промышленников, куда включалась и буржуазия. Кроме того, осуществление социализма мыслилось Сен-Симоном и Фурье как результат "сближения" К., установления гармонии между ними. Эту ограниченность взглядов пытались преодолеть нек-рые утопич. социалисты. Важную роль в развитии теории К. сыграли рус. революц. демократы и утопич. социалисты, особенно Добролюбов и Чернышевский, от произведений к-рого, по выражению Ленина, "...веет духом классовой борьбы" (Соч., т. 20, с. 224). За противоборствующими силами в истории человечества они видели различные сословия, К. с их противоречивыми материальными интересами. "По выгодам, все европейское общество, – писал Чернышевский, – разделено на две половины: одна живет чужим трудом, другая своим собственным; первая благоденствует, вторая терпит нужду... Это разделение общества, основанное на материальных интересах, отражается и в политической деятельности" (Полн. собр. соч., т. 6, 1949, с. 337). Однако Чернышевский еще не мог дать строго науч. определения К. Он, напр., говорил о земледельческом классе и простолюдинах, как одном целом, не выделял рабочий К. из общей массы эксплуатируемых и не видел его особой историч. роли. Только основоположники марксизма, выступившие как идеологи самого революционного К. – пролетариата, оказались в силах создать подлинно научную теорию К. Характеризуя отличие своей теории К. от всех предшествующих, Маркс писал: "Что касается меня, то мне не принадлежит ни та заслуга, что я открыл существование классов в современном обществе, ни та, что я открыл их борьбу между собой. Буржуазные историки задолго до меня изложили историческое развитие этой борьбы классов, а буржуазные экономисты – экономическую анатомию классов. То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование к л а с с о в связано лишь с о п р е д е л е н н ы м и историческими фазами развития п р о и з в о д с т в а, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре п р о л е т а р и а т а, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к у н и ч т о ж е н и ю всяких классов и к обществу без к л а с с о в " (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 63). Возникновение К. К. возникли в период разложения первобытнообщинного строя, совершавшегося у различных народов в разное время. Классовое общество сложилось в конце 4-го – начале 3-го тысячелетий до н.э. в долинах рек Нил, Евфрат и Тигр, в 3–2-м тысячелетиях до н.э. в Индии, Китае и других странах, в 1-м тысячелетии до н.э. в Греции, а затем в Риме. Возникновение К. – длит. процесс. Его наиболее общей предпосылкой было развитие производит. сил, приведшее к появлению прибавочного продукта, разделению труда, обмену и возникновению частной собственности на средства произ-ва. Появление прибавочного продукта создало экономич. возможность существования одних людей за счет труда других. Возникновение частной собственности превратило эту возможность в действительность. Когда в общинах в результате развития производит. сил зародилась частная собственность на средства произ-ва, когда место прежнего, коллективного произ-ва заняло произ-во индивидуальное, силами отд. семей, стало неизбежным и экономич. неравенство между людьми. Этим были созданы предпосылки классового расслоения общества. Образование К., как показал Энгельс в "Анти-Дюринге", происходило двумя путями: 1) путем выделения внутри общины эксплуататорской верхушки, состоявшей первоначально из родовой знати; 2) путем обращения в рабство военнопленных, а затем и обнищавших соплеменников, попадавших в долговую кабалу. Это две стороны единого процесса, к-рый приводит к тому, что на развалинах родового строя, как правило, возникает общество, разделенное на три К.: 1) рабовладельцев, представлявших сначала господствующую верхушку родовой знати, а затем более широкий слой богатых людей; 2) свободных общинников – земледельцев, скотоводов, ремесленников, обычно попадавших в зависимость от первых; 3) рабов. Образование К. основоположники марксизма связывали с развитием обществ. разделения труда. Как отмечал Энгельс, "...в основе деления на классы лежит закон разделения труда" ("Анти-Дюринг", 1957, с. 265). Первое крупное обществ. разделение труда связано с выделением из общей массы племен скотоводч. племен; оно приводит к появлению обмена между скотоводами и земледельцами, к росту обществ. богатства и более широкому применению труда рабов. Второе крупное обществ. разделение труда связано с отделением ремесла от земледелия; оно способствует проникновению обмена внутрь общины и усилению экономич. неравенства, появлению наряду с разделением на свободных и рабов различия между богатыми и бедными. Дальнейшее развитие обществ. разделения труда приводит к отделению умств. труда от физического, к превращению умств. труда в монополию небольшого меньшинства – господствующих К., сосредоточивших в своих руках управление произ-вом, заведывание обществ. делами и т.д., тогда как огромное большинство общества оказывается обреченным нести на себе все бремя тяжелого физич. труда. Т.о., причины возникновения К. марксизм видит не в обмане и насилии, как это делают, напр., сторонники теории насилия, хотя несомненно, что насилие играло в этом процессе свою, и притом немалую, роль. Возникновение К. – результат закономерного экономич. развития общества; насилие лишь содействовало этому процессу и закрепляло созданные экономич. развитием классовые различия. Политич. насилие само есть продукт экономич. развития. Основные типы классового д е л е н и я о б щ е с т в а. При всех различиях классовой структуры антагонистич. обществ их общая черта – присвоение господствующими К. труда непосредств. производителей. "Всюду, где часть общества обладает монополией на средства производства, – указывал Маркс, – рабочий, свободный или несвободный, должен присоединять к рабочему времени, необходимому для содержания его самого, излишнее рабочее время, чтобы произвести жизненные средства для собственника средств производства, будет ли этим собственником афинский... (аристократ), этрусский теократ... (римский гражданин), норманский барон, американский рабовладелец, валашский боярин, современный лэндлорд или капиталист" ("Капитал", т. 1, с. 240). В классовом обществе осн. средства произ-ва принадлежат всегда господствующему классу. Однако какие именно средства произ-ва становятся объектом классовой монополизации (земля, орудия труда или сам работник, рассматриваемый как средство произ-ва), это зависит от конкретных историч. условий, от особенностей данного способа произ-ва. Вместе с изменением распределения средств произ-ва изменяются и способы эксплуатации. "Та специфическая экономическая форма, в которой неоплаченный прибавочный труд выкачивается из непосредственных производителей, определяет отношение господства и порабощения, каким оно вырастает непосредственно из самого производства, и, в свою очередь, оказывает на последнее определяющее обратное действие. А на этом основана вся структура экономического общества..., вырастающего из самых отношений производства, и вместе с тем его специфическая политическая структура" (там же, т. 3, 1955, с. 804). "Рабство – первая форма эксплуатации, присущая античному миру; – пишет Энгельс, – за ним следуют: крепостничество в средние века, наемный труд в новое время. Таковы три великие формы порабощения, характерные для трех великих эпох цивилизации..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 175). Все эти формы эксплуатации встречались уже в древности. В эпоху разложения первобытнообщинного строя наряду с рабством возникали и отношения наемного труда (напр., поденщики-феты в гомеровской Греции) и первые зародыши крепостнич. отношений (см. Ф. Энгельс, там же, т. 24, 1931, с. 605–06). Однако эти отношения не стали тогда господствующими. Рабство, крепостничество, наемный труд отличаются друг от друга не только степенью эксплуатации, но и различным положением непосредств. производителя. При рабстве и крепостничестве производитель является лично зависимым. Это одна из причин, вследствие к-рых классовое деление общества выступает здесь в форме деления на сословия. Положение каждого класса в обществе закрепляется юридически при помощи гос. власти. В рабовладельч. обществе раб представлял собственность рабовладельца, к-рая в Древней Греции и Риме не отличалась от собственности на вещь, орудие произ-ва. Рим. писатель Варрон (1 в. до н.э.) в трактате о с. х-ве делил орудия, к-рыми возделываются поля, на три части: "...орудия говорящие, орудия, издающие нечленораздельные звуки, и орудия немые; к говорящим относятся рабы, к издающим нечленораздельные звуки – волы, к немым – телеги" (цит. по кн.: "Античный способ производства в источниках", Л., 1933, с. 20). Раб не считался человеком: в большинстве случаев закон разрешал рабовладельцу не только продавать, но и убивать его. Раб не мог, по крайней мере в принципе, владеть собственностью, не имел семьи. В Греции у раба не было даже имени, а только кличка. Способ эксплуатации труда рабов и источники их пополнения – война, морской разбой и т.д. – обусловливали необходимость внеэкономич. принуждения как характерную черту рабовладельч. строя. При сравнительно медленном развитии производит. сил, при грубых и примитивных орудиях произ-ва, при отсутствии у раба заинтересованности в результатах своего труда нельзя было добиться регулярного произ-ва прибавочного продукта иначе, как средствами прямого физич. принуждения. С этим в свою очередь связаны крайне грубые и жестокие формы эксплуатации. Продолжительность жизни раба сама по себе не имела значения для рабовладельца, к-рый стремился извлечь из раба возможно большую массу труда в возможно более короткий срок. Поэтому смертность рабов была очень велика. При таком способе эксплуатации рабского труда не происходило регулярного воспроизводства рабочей силы внутри страны; потребность в рабах покрывалась гл. обр. при помощи ввоза извне. Вообще считалось более выгодным купить взрослого раба, чем выращивать потомство рабов в своем хозяйстве (см. А. Валлон, История рабства в античном мире. Греция, т. 1, М., 1936, с. 56). Наиболее жестокий характер эксплуатация приобрела там, где выступал на сцену торговый капитал, где произ-во имело целью обмен. Наряду с осн. К. – рабовладельцами и рабами – в древнем мире существовали и мелкие крестьяне, ремесленники. Многие из них вытеснялись рабским трудом и разорялись, образуя, напр., в Риме массу люмпен-пролетариата. В последние века существования рабовладельч. общества в Риме в его недрах стали зарождаться новые отношения, подготовлявшие переход к крепостничеству. Крупные рабовладельч. латифундии раздробля-лись и обрабатывались колонами, к-рые считались рабами земли; их можно было передавать другому владельцу только вместе с землей. С изменением способа произ-ва рабовладельч. форма эксплуатации сменилась феодальной. При феод. системе х-ва собственником земли считался феодал, помещик, к-рый наделял крестьянина участком земли, а иногда и др. средствами произ-ва и заставлял его работать на себя. Характеризуя крепостнич. систему х-ва, Ленин указывал, что "во-первых, крепостное хозяйство есть натуральное хозяйство... Во-вторых, в крепостном хозяйстве орудием эксплуатации является п р и к р е п -л е н и е работника к земле, наделение его землей... Для получения дохода (т.е. прибавочного продукта) крепостник-помещик должен иметь на своей земле крестьянина, обладающего наделом, инвентарем, скотом. Безземельный, безлошадный, бесхозяйственный крестьянин – негодный объект для крепостнической эксплуатации... В-третьих, наделенный землей крестьянин должен быть л и ч н о з а в и с и м от помещика, ибо, обладая землей, он не пойдет на барскую работу иначе как п о д п р и н у ж д е н и е м. Система хозяйства порождает здесь "внеэкономическое принуждение", крепостничество, зависимость юридическую, неполноправность и т.д." (Соч., т. 15, с. 66). Феод. система х-ва также предполагала личную зависимость производителя, к-рая в зависимости от конкретных условий принимала различные формы: от наиболее жестокога крепостничества, мало чем отличавшегося от рабства, до сравнительно легкого оброчного обязательства. Но, в отличие от антич. раба, крепостной, во-первых, не считался полной собственностью феодала; последний мог продать, купить, но, по закону, не мог убить его; во-вторых, крепостной крестьянин имел свое хозяйство, владел нек-рой собственностью и пользовался участком земли; в-третьих, крепостной крестьянин был членом сел. общины и пользовался ее поддержкой. Этими особенностями феод. системы х-ва обусловливался и свойственный ей способ эксплуатации: присвоение прибавочного продукта в виде феод. ренты. Маркс указывал на 3 осн. формы феод. ренты: отработочную ренту, ренту продуктами и денежную ренту, к-рые обычно сочетались друг с другом. В различные периоды истории феод. строя преобладала какая-либо одна форма, сменявшая другую в определ. историч. последовательности: за отработочной рентой следовала рента продуктами, за последней – денежная рента. По сравнению с рабством феод. система представляла собой исторически прогрессивное явление. Феод. способ произ-ва предполагал более высокое развитие производит. сил и создавал нек-рую заинтересованность производителя в результатах своего труда. Кроме того, возникли большие возможности для классовой борьбы угнетенных масс. Место разноплеменной массы рабов заняли крепостные крестьяне, объединенные в общину. Большое прогрессивное значение имело и возникновение городов, в к-рых росли новые обществ. слои: ремесленники, организованные в цехи и корпорации, торговцы и др. В городах позднего средневековья из числа цеховых мастеров вырастал новый эксплуататорский слой. Капиталистич. элементы выделялись также из верхушки крестьянства. Капиталистический способ произ-ва заменил феод. форму эксплуатации новой, капиталистической. Основными К. капиталистического общества являются буржуазия и пролетариат (см. Рабочий класс). Рабочий считается юридически свободным, но находится в экономич. зависимости от капиталистов. Будучи лишен всех средств произ-ва и владея лишь своей рабочей силой, он вынужден продавать ее капиталистам – владельцам средств произ-ва. Капиталистич. способ эксплуатации характеризуется присвоением капиталистами прибавочной стоимости, созданной трудом наемных рабочих-пролетариев. С упразднением личной зависимости непосредств. производителей и заменой ее экономич. зависимостью исчезает необходимость в разделении общества на сословия. Поэтому, в отличие от рабовладельч. и феод. обществ, К. капиталистич. общества уже не выступают как сословия. Однако пережитки сословного деления еще оказывают влияние на обществ. жизнь ряда капиталистич. стран. Капитализм ни в одной стране не существует в "чистом" виде. Рядом с капиталистич. отношениями везде существуют более или менее значит. остатки отношений, унаследованных от предшествующих формаций. Поэтому наряду с осн. К. в капиталистич. странах существуют и неосновные. К ним принадлежит, напр., в ряде стран К. помещиков. При переходе от феодализма к капитализму в нек-рых странах помещичье землевладение было ликвидировано. В др. странах (Германия и др.) помещичье х-во постепенно превращалось в капиталистическое, а К. помещиков – в слой аграрной буржуазии. Наконец, в менее развитых странах, где сохранялись значит. пережитки феодализма (Россия до Октябрьской революции и др.), помещики продолжали существовать как особый К. В наст. время К. помещиков представляет значит. силу в отсталых, зависимых странах, где империализм поддерживает их как свою опору. К числу неосн. К. капиталистич. общества относится и мелкая буржуазия, особенно крестьянство, к-рое во всех странах, за исключением Англии, представляет собой значит. массу, а в нек-рых менее развитых странах даже большинство населения. Крестьянство, ремесленники и др. мелкобурж. слои по мере развития капитализма размываются, расслаиваются, выделяя из своей среды немногочисл. капиталистич. верхушку и массу бедняков-пролетариев и полупролетариев. В развитых капиталистич. странах крестьянство все в большей мере подвергается эксплуатации со стороны монополий, банков, опутывающих его сетями кабальной зависимости. Не будучи основным К. капиталистич. общества, крестьянство тем не менее вследствие своей роли в с.-х. произ-ве, значит. численности (даже в капиталистич. Европе ок. трети населения) и связи с рабочим классом способно стать большой силой в классовой борьбе против капитализма. Осн. силами, от к-рых зависит ход классовой борьбы в капиталистич. странах, выступают буржуазия, мелкая буржуазия (особенно крестьянство), пролетариат (см. В. И. Ленин, Соч., т. 30, с. 88). Классовая структура современ-ного капиталистического общест-в а. Вопреки утверждениям реформистов, в классовой структуре капиталистич. общества за последние сто лет не произошло таких коренных изменений, к-рые могли бы сгладить противоположность классов. Вывод Маркса о том, что накопление богатств на одном полюсе общества сопровождается ростом пролетаризации на другом, остается в полной силе. Удельный вес буржуазии в населении капиталистич. стран за последние десятилетия уменьшился (напр., в США с 3% в 1870 до 1,6% в 1950; в Англии с 8,1% в 1851 до 2,04% в 1951), а вместе с тем выросли ее богатства и власть. Выделилась монополистич. верхушка буржуазии, к-рая соединила в своих руках как экономич., так и политич. власть. Бурж. гос-во превратилось в комитет по управлению делами монополистич. буржуазии, в орудие ее обогащения. Кучка миллиардеров и миллионеров возвышается не только над обществом, но и над всеми остальными слоями класса капиталистов. Господство монополий усиливает процесс поглощения мелких и средних ферм крупными. Т.о., интересы монополий оказываются в противоречии с интересами не только трудящихся, но и мелких и даже части средних предпринимателей. В условиях совр. капитализма ускоряется процесс разорения крестьянства, ремесленников, кустарей, мелких лавочников и т.д. Удельный вес в населении этих старых "средних слоев" падает. Так, напр., в США с 1910 по 1954 доля в населении т.н. "самостоятельных" уменьшилась с 27,1% до 13,3%; в Зап. Германии число самостоят. хозяев сократилось с 33,8% в 1907 (данные по всей Германии) до 24,5% в 1956. Наряду с вытеснением из произ-ва "средних слоев" "целый ряд "средних слоев" неминуемо вновь создается капитализмом (придаток фабрики, работа на дому, мелкие мастерские, разбросанные по всей стране ввиду требований крупной, например велосипедной и автомобильной индустрии, и т.д.). Эти новые мелкие производители также неминуемо опять выбрасываются в ряды пролетариата" (Ленин В. И., Соч., т. 15, с. 24–25). Такие процессы происходят не только в сфере произ-ва, но и еще больше в сфере торговли и обслуживания. В результате сокращения численности самостоятельных мелких производителей растет удельный вес в населении лиц, работающих по найму. По данным Междунар. организации труда, доля людей наемного труда возросла: в Зап. Германии в 1882–1956 с 64,7% до 75,4% самодеят. населения, во Франции в 1851–1954 с 54,6% до 64,9%, в США в 1940–50 с 78,3% до 82,2%, в Австралии в 1911–54 с 74,3% до 81,3%. В составе лиц наемного труда растет численность служащих и интеллигенции, особенно инженерно-технической. Увеличение удельного веса этих слоев, к-рые нередко называют новыми "средними слоями", расценивается бурж. социологами, а также правыми социалистами как показатель "депролетаризации" населения. В действительности классовый состав служащих и интеллигенции неоднороден: только часть из них можно отнести к "средним слоям"; верхушка служащих и интеллигенции (крупное чиновничество, управляющие и т.д.) срастается с буржуазией, а большинство сливается по своему положению с рабочим классом или непосредственно примыкает к нему. В совр. капиталистич. обществе, особенно в наиболее развитых странах, преобладающая масса служащих утеряла свое прежнее привилегированное положение и превратилась или превращается в "пролетариат в белых воротничках". Что касается инженерно-технич. интеллигенции, то в связи с автоматизацией произ-ва значит. часть инженеров и техников по характеру своего труда сближается с основной массой рабочих, утрачивая вместе с тем функцию управления и надзора за рабочими. В развитых капиталистич. странах, как, напр., США, все большее число инженеров и техников оказывается рядовыми участниками производств. процесса, занятыми при рабочих машинах. Т.о., происходит не "депролетаризация" населения, а, наоборот, пролетаризация тех слоев, к-рые раньше занимали более или менее привилегированное положение в обществе. Осн. массу пролетариата составляют по-прежнему работники физич. труда. Но социально-экономич. границы пролетариата в совр. капиталистич. обществе расширились и в его ряды вошли и значит. слои наемных работников, занятых умств. трудом (см. "Обмен мнениями. Какие изменения происходят в структуре рабочего класса?", в журн.: "Проблемы мира и социализма", 1960, No 5, 9, 12; 1961, No 4, 5, 6, 9). Рост рабочего класса происходит не только в нац., но и в междунар. масштабе. К сер. 20 в. в развитых капиталистич. странах было сосредоточено более половины общего числа рабочих и служащих всех несоциалистич. стран (св. 160 млн.) и 3/4 пром. пролетариата (ок. 85 млн.). В экономически слаборазвитых странах за последние десятилетия также сложился многочисл. рабочий класс. В странах Азии, Лат. Америки и Африки насчитывается ныне св. 100 млн. рабочих и служащих – св. 30% общего числа людей наемного труда в несоциалистич. мире. В условиях совр. капитализма продолжает расти удельный вес пром. рабочих и сокращается доля и численность с.-х. пролетариата. Усиливается тенденция к ухудшению положения рабочего К., выражающаяся, в частности, в отставании заработной платы от стоимости рабочей силы, в массовой безработице и т.д. Развитие автоматизации вытесняет из произ-ва часть рабочих, на ряде участков произ-ва ведет к замене квалифицированных рабочих малоквалифицированными, прошедшими кратковременное обучение. Изменение соотношения между квалифицированными и обученными рабочими, сближение уровней их оплаты порождают в ряде капиталистич. стран тенденцию к сужению слоя рабочей аристократии. Этому же содействует распад колониальной системы империализма, сокращающий источники, за счет к-рых монополистич. буржуазия в странах империализма подкупает верхушку рабочего К. Однако этот процесс протекает противоречиво; в нек-рых странах (США и др.) рабочая аристократия сохраняет свое привилегированное положение и даже растет. Гос. монополистич. капитализм "... не только не изменяет положения основных классов в системе общественного производства, но и углубляет пропасть между трудом и капиталом, между б

    КЛАСС , -а, м.

    1. Разряд, подразделение. Мало-помалу образовался обширный класс литературных деятелей, для которых литература служила уже единственным средством существования. Григорович, Литературные воспоминания. || В научных и других классификациях: а) Лог. Совокупность однородных предметов, обладающих каким-л. определенным качеством, свойством, отношением. б) Биол. Одно из крупных подразделений в систематике растений и животных. Класс млекопитающих. Класс земноводных. Класс двудольных растений. в) Мат. Подразделение чисел - совокупность цифр трех соседних разрядов чисел. Первый класс составляют единицы десятки и сотни. || Разряд судов или самолетов в зависимости от типа постройки и оборудования. Это были броненосцы второго класса, старые, с малым ходом, водоизмещением от четырех до семи тысяч тонн. Новиков-Прибой, Цусима. У нас есть надводные корабли разных классов. Колышкин, В глубинах полярных морей. Летом 1944 года летчики получили новейшие отечественные и зарубежные самолеты всех классов и сумели на них завоевать прочное господство в воздухе. В. Платонов, Правофланговые. || Тип кают теплохода, парохода (ранее также тип вагонов поезда), оборудованных с определенной степенью удобств, проезд в которых оплачивается по соответствующему тарифу. По железной дороге [Андрей Ефимыч и Михаил Аверьяныч] ехали из экономии в третьем классе, в вагоне для некурящих. Чехов, Палата № 6 . Едва заняли места и расположили вещи в общей каюте второго класса, как Павлик --- стал клевать носом. Катаев, Белеет парус одинокий.

    2. « Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают». Ленин, Великий почин. Рабочий класс. Класс капиталистов. Антагонистические классы. Борьба классов.

    3. Подразделение учащихся начальной и средней школы, соответствующее году обучения. Третий класс. Ученик девятого класса. Ученики младших классов. Николай Петрович умер, когда Ганна была уже в четвертом классе. Паустовский, Героический юго-восток. В школе открылось пока только два класса - первый и второй. Исаковский, На Ельнинской земле. || Подразделение учащихся в специальной школе (обычно художественной), занимающихся у определенного преподавателя или проходящих определенный предмет. Класс рояля. Класс живописи. Я много работала у Добужинского по классу композиции и у Яковлева - по рисунку. Каверин, Перед зеркалом. || Группа учащихся начальной и средней школы, обучающихся совместно. Один кашель [учителя] в сенях --- наводил страх на весь класс. Гоголь, Иван Федорович Шпонька и его тетушка . Класс дружно захохотал, а учитель, стараясь подавить улыбку, наклонился над классным журналом. Вересаев, В юные годы. || Комната в школе, в которой происходят учебные занятия. Гости заглянули и в школу с ее двумя просторными классами и новенькими черными партами. Ажаев, Далеко от Москвы. || Устар. Учебный час, посвященный отдельному предмету; урок. Класс кончился. Дети играют. Помяловский, Очерки бурсы. Во время классов тетрадки и книги всегда лежали перед ним закрытыми. Салтыков-Щедрин, Господа ташкентцы . || мн. ч. (кла́ссы , -ов ). Детская игра, состоящая в том, что на земле рисуют фигуру, разделенную на клетки, и, прыгая на одной ноге, проталкивают носком камешек, черепок и т. п. из одной клетки в другую, а также самая фигура для этой игры. [Алексей] играл в камешки и в «школу мячиков», чертил «классы». Кочетов, Журбины. - Давай играть в классы, - предложила младшая, Юля. Лидин, Весенний рассвет.

    4. Степень, уровень, в зависимости от которых определяется место предмета в ряду других подобных. Драгоценные камни первого класса. Приемник высшего класса. Будучи еще молодым скрипачом, он был заслуженно отнесен к музыкантам-виртуозам высокого класса. С. А. Морозов, Музыка остается с тобой. || Степень подготовленности в чем-л., квалификация в какой-л. области, в каком-л. деле, занятии. Водитель первого класса. Мастер спорта международного класса. || (обычно с глаг. „показать“). Разг. Вообще высокий уровень владения чем-л., мастерства в какой-л. области. Он уйдет в МТС механиком, покажет класс работы, прогремит на весь Союз. Рыбаков, Водители.

    5. Определенная степень чина в табели о рангах в дореволюционной России. Чиновник девятого класса. || Степень некоторых гражданских званий. Советник юстиции первого класса.

    [От лат. classis - разряд]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия):

Класс , — а, мужской род. Большая группа людей с определённым положением в исторически сложившейся системе общественного производства и с определённой ролью в общественной организации труда, объединённая одинаковым, обычно законодательно закреплённым, отношением к средствам производства, к распределению общественного богатства и общностью интересов. Общественные классы.
прилагательное классовый, — ая, — ое. Классовые противоречия. Классовое общество (разделённое на классы).
II. Класс , — а, мужской род.
1. Относительно целостное множество каких-нибудь единиц, существующее в составе сложного единства, расчленяемого на такие множества. Классы слов. Класс негативных явлений. Класс млекопитающих. Класс птиц. К земноводных. Класс насекомых.
2. Разряд чего-нибудь, выделяемый по качеству. Класс каюты. Ресторан первого, второго класса. Классы морских судов.
3. Группа учеников, учащихся одного и того же года обучения или (в некоторых специальных учебных заведениях) проходящая один и тот же предмет. Начальные, старшие классы. Ученик первого класса. Класс фортепьяно, рояля (в консерватории: факультет или одно из подразделений факультета). Окончить консерваторию по классу вокала.
4. Школьная комната для занятий. Просторные классы. Уборка класса.
5. Степень, уровень чего-нибудь, ранг (в 1 значен. ). Специалист высшего класса. Международный класс Игра высокого класса. Показать класс в игре (хорошую игру; разговорн. ).
6. В математике: то же, что множество (во 2 значен. ).
прилагательное классный, — ая, — ое (к 1, 2, 3, 4 и 5 значен. ). Классное расписание. Классная комната.

Примеры использования слова класс в контексте

    . Мы говорим: «Дети - самый привилегированный кла́сс нашего общества». - Ф. И. Раззаков, Индустрия предательства, или Кино, взорвавшее СССР, 2013
    . Окончил старший кла́сс по первому разряду ускоренных курсов и был произведён в капитаны. - А. Ю. Безугольный, Генерал Бичерахов и его Кавказская армия. Неизвестные страницы истории Гражданской войны и интервенции на Кавказе. 1917–1919, 2011
    . Тут в кла́сс вошёл завуч. Он посмотрел на нашего учителя и кашлянул в кулак. Учитель тотчас надел пиджак. - П. в. Гестел, Зима, когда я вырос
    . Кла́сс , расширяющий Binder, может вернуть объект внешнего кла́сс а сервиса, чья функциональность может быть доступна клиенту. - Т. С. Машнин, Сборник тестов: 1500 вопросов и ответов на знание Android
    . Преподаватель частенько баловал кла́сс разными занимательными опытами: то под его руками что-то вспыхивает, то искрит, то стреляет! - Светлана Зернес, Великие научные курьезы. 100 историй о смешных случаях в науке, 2011

Классы и объекты в С++ являются основными концепциями объектно-ориентированного программирования — ООП. Объектно-ориентированное программирование — расширение структурного программирования, в котором основными концепциями являются понятия классов и объектов. Основное отличие языка программирования С++ от С состоит в том, что в С нет классов, а следовательно язык С не поддерживает ООП, в отличие от С++.

Чтобы понять, для чего же в действительности нужны классы, проведём аналогию с каким-нибудь объектом из повседневной жизни, например, с велосипедом. Велосипед — это объект, который был построен согласно чертежам. Так вот, эти самые чертежи играют роль классов в ООП. Таким образом классы — это некоторые описания, схемы, чертежи по которым создаются объекты. Теперь ясно, что для создания объекта в ООП необходимо сначала составить чертежи, то есть классы. Классы имеют свои функции, которые называются методами класса. Передвижение велосипеда осуществляется за счёт вращения педалей, если рассматривать велосипед с точки зрения ООП, то механизм вращения педалей — это метод класса. Каждый велосипед имеет свой цвет, вес, различные составляющие — всё это свойства. Причём у каждого созданного объекта свойства могут различаться. Имея один класс, можно создать неограниченно количество объектов (велосипедов), каждый из которых будет обладать одинаковым набором методов, при этом можно не задумываться о внутренней реализации механизма вращения педалей, колёс, срабатывания системы торможения, так как всё это уже будет определено в классе. Разобравшись с назначением класса, дадим ему грамотное определение.

Классы в С++ — это абстракция описывающая методы, свойства, ещё не существующих объектов. Объекты — конкретное представление абстракции, имеющее свои свойства и методы. Созданные объекты на основе одного класса называются экземплярами этого класса. Эти объекты могут иметь различное поведение, свойства, но все равно будут являться объектами одного класса. В ООП существует три основных принципа построения классов:

  1. Инкапсуляция — это свойство, позволяющее объединить в классе и данные, и методы, работающие с ними и скрыть детали реализации от пользователя.
  2. Наследование — это свойство, позволяющее создать новый класс-потомок на основе уже существующего, при этом все характеристики класса родителя присваиваются классу-потомку.
  3. Полиморфизм — свойство классов, позволяющее использовать объекты классов с одинаковым интерфейсом без информации о типе и внутренней структуре объекта.

Каждое свойство построения классов мы рассмотрим подробно по мере необходимости, а пока просто запомните эти три. А теперь вернёмся к классам, для начала рассмотрим структуру объявления классов.

// объявление классов в С++ class /*имя класса*/ { private: /* список свойств и методов для использования внутри класса */ public: /* список методов доступных другим функциям и объектам программы */ protected: /*список средств, доступных при наследовании*/ };

Объявление класса начинается с зарезервированного ключевого слова class ,послекоторого пишется имя класса. В фигурных скобочках, строки 3 — 10 объявляется тело класса, причём после закрывающейся скобочки обязательно нужно ставить точку с запятой, строка 10 . В теле класса объявляются три метки спецификации доступа, строки 4, 6, 8, после каждой метки нужно обязательно ставить двоеточие. В строке 4 объявлена метка спецификатора доступа private . Все методы и свойства класса, объявленные после спецификатор доступа private будут доступны только внутри класса. В строке 6 объявлен спецификатор доступа public , все методы и свойства класса, объявленные после спецификатора доступа public будут доступны другим функциям и объектам в программе. Пока на этом остановимся, спецификатор доступа protected разбирать сейчас не будем, просто запомните, что он есть. При объявлении класса, не обязательно объявлять три спецификатора доступа, и не обязательно их объявлять в таком порядке. Но лучше сразу определиться с порядком объявления спецификаторов доступа, и стараться его придерживаться. Разработаем программу, в которой объявим простейший класс, в котором будет объявлена одна функция, печатающая сообщение.

using namespace std; // начало объявления класса class CppStudio // имя класса { public: // спецификатор доступа void message() // функция (метод класса) выводящая сообщение на экран { cout << "website: сайт\ntheme: Classes and Objects in C + +\n"; } }; // конец объявления класса CppStudio int main(int argc, char* argv) { CppStudio objMessage; // объявление объекта objMessage.message(); // вызов функции класса message system("pause"); return 0; }

В строках 7 — 14 мы определили класс с именем CppStudio . Имя класса принято начинать с большой буквы, последующие слова в имени также должны начинаться с большой буквы. Такое сочетание букв называют верблюжьим регистром, так как чередование больших и маленьких букв напоминает силуэт верблюда. В теле класса объявлен спецификатор доступа public , который позволяет вызывать другим функциям методы класса, объявленные после public . Вот именно поэтому в главной функции, в строке 19 мы смогли вызвать функцию message() . В классе CppStudio объявлена всего одна функция, которая не имеет параметров и выводит сообщение на экран, строка 12 . Методы класса — это те же функции, только объявлены они внутри класса, поэтому всё что относится к функциям актуально и для методов классов. Объявление классов выполняется аналогично объявлению функций, то есть класс можно объявлять в отдельном файле или в главном файле, позже посмотрим как это делается. В строке 18 объявлена переменная objMessage типа CppStudio , так вот, переменная objMessage — это объект класса CppStudio . Таким образом, класс является сложным типом данных. После того как объект класса объявлен, можно воспользоваться его методами. Метод всего один — функция message() . Для этого обращаемся к методу объекта objMessage через точку, как показано в строке 19 , в результате программа выдаст текстовое сообщение (см. Рисунок 1).

Website: сайт theme: Classes and Objects in C + +

Рисунок 1 — Классы в С++

set — функции и get — функции классов

Каждый объект имеет какие-то свои свойства или атрибуты, которые характеризуют его на протяжении всей жизни. Атрибуты объекта хранятся в переменных, объявленных внутри класса, которому принадлежит данный объект. Причём, объявление переменных должно выполняться со спецификатором доступа private . Такие переменные называются элементами данных. Так как элементы данных объявлены в private , то и доступ к ним могут получить только методы класса, внешний доступ к элементам данных запрещён. Поэтому принято объявлять в классах специальные методы — так называемые set и get функции, с помощью которых можно манипулировать элементами данных. set-функции инициализируют элементы данных, get-функции позволяют просмотреть значения элементов данных. Доработаем класс CppStudio так, чтобы в нём можно было хранить дату в формате дд.мм.гг . Для изменения и просмотра даты реализуем соответственно set и get функции.

// classes.cpp: определяет точку входа для консольного приложения. #include "stdafx.h" #include using namespace std; class CppStudio // имя класса { private: // спецификатор доступа private int day, // день month, // месяц year; // год public: // спецификатор доступа public void message() // функция (метод класса) выводящая сообщение на экран { cout << "\nwebsite: сайтntheme: Classes and Objects in C + +\n"; } void setDate(int date_day, int date_month, int date_year) // установка даты в формате дд.мм.гг { day = date_day; // инициализация день month = date_month; // инициализация месяц year = date_year; // инициализация год } void getDate() // отобразить текущую дату { cout << "Date: " << day << "." << month << "." << year << endl; } }; // конец объявления класса CppStudio int main(int argc, char* argv) { setlocale(LC_ALL, "rus"); // установка локали int day, month, year; cout << "Введите текущий день месяц и год!\n"; cout << "день: "; cin >> day; cout << "месяц: "; cin >> month; cout << "год: "; cin >> year; CppStudio objCppstudio; // объявление объекта objCppstudio.message(); // вызов функции класса message objCppstudio.setDate(day, month, year); // инициализация даты objCppstudio.getDate(); // отобразить дату system("pause"); return 0; }

В определении класса появился новый спецификатор доступа private , строка 9 . Данный спецификатор доступа ограничивает доступ к переменным, которые объявлены после него и до начала спецификатора доступа public , строки 9 — 12 . Таким образом к переменным day, month, year , могут получить доступ только методы класса. Функции не принадлежащие классу, не могут обращаться к этим переменным. Элементы данных или методы класса, объявленные после спецификатора доступа private , но до начала следующего спецификатора доступа называются закрытыми элементами данных и закрытыми методами класса. Следуя принципу наименьших привилегий и принципу хорошего программирования, целесообразно объявлять элементы данных после спецификатора доступа private , а методы класса — после спецификатора доступа public . Тогда, для манипулирования элементами данных, объявляются специальные функции — get и set . В класс CppStudio мы добавили два метода setDate() и getDate() , подробно рассмотрим каждый метод. Метод setDate() определён с 18 по 23 строки . Как уже ранее упоминалось, set — функции инициализируют элементы данных, поэтому метод setDate() выполняет именно такую функцию. То есть метод setDate() инициализирует переменные day, month, year . Чтобы просмотреть, значения в закрытых элементах данных объявлена функция getDate() ,которая возвращает значения из переменных day, month, year в виде даты.На этом определение класса закончено, в main(), как и всегда, создаем объект класса, и через объект вызываем его методы,строки 39 — 41 . Если бы элементы данных были объявлены после спецификатора public мы бы смогли к ним обратиться точно также, как и к методам класса. Результат работы программы показан на рисунке 2.

Введите текущий день месяц и год! день: 10 месяц: 11 год: 2011 website: сайтntheme: Classes and Objects in C + + Date: 10.11.2011

Рисунок 2 — Классы в С++

Конструкторы

В предыдущей программе, у класса CppStudio были объявлены элементы данных, которые могут хранить информацию о дате. Когда был создан объект класса, мы сначала вызвали set — функцию , для того, чтобы задать текущую дату (тем самым проинициализировать элементы данных), а потом — вызвали get — функцию и увидели соответствующую дату на экране. Если бы мы сначала вызвали get — функцию , то вместо даты мы бы увидели какие-то числа — мусор. Так вот, при создании объектов, можно сразу же проинициализировать элементы данных класса, выполняет эту функцию конструктор. Конструктор — специальная функция, которая выполняет начальную инициализацию элементов данных, причём имя конструктора обязательно должно совпадать с именем класса. Важным отличием конструктора от остальных функций является то, что он не возвращает значений вообще никаких, в том числе и void . В любом классе должен быть конструктор,даже если явным образом конструктор не объявлен (как в предыдущем классе), то компилятор предоставляет конструктор по умолчанию, без параметров. Доработаем класс CppStudio , добавив к нему конструктор.

// classes.cpp: определяет точку входа для консольного приложения. #include "stdafx.h" #include << "\nwebsite: сайт\ntheme: Classes and Objects in C + +\n"; } void setDate(int date_day, int date_month, int date_year) // установка даты в формате дд.мм.гг { day = date_day; // инициализация день month = date_month; // инициализация месяц year = date_year; // инициализация год } void getDate() // отобразить текущую дату { cout << "date: " << day << "." << month << "." << year << endl; } }; // конец объявления класса CppStudio int main(int argc, char* argv) { CppStudio objCppstudio(11,11,2011); // объявление объекта и инициализация элементов данных objCppstudio.message(); // вызов функции message objCppstudio.getDate(); // отобразить дату system("pause"); return 0; }

// код Code::Blocks

// код Dev-C++

// classes.cpp: определяет точку входа для консольного приложения. #include using namespace std; class CppStudio // имя класса { private: // спецификатор доступа private int day, // день month, // месяц year; // год public: // спецификатор доступа public CppStudio(int date_day, int date_month, int date_year) // конструктор класса { setDate(date_day, date_month, date_year); // вызов функции установки даты } void message() // функция (метод класса) выводящая сообщение на экран { cout << "\nwebsite: сайт\ntheme: Classes and Objects in C + +\n"; } void setDate(int date_day, int date_month, int date_year) // установка даты в формате дд.мм.гг { day = date_day; // инициализация день month = date_month; // инициализация месяц year = date_year; // инициализация год } void getDate() // отобразить текущую дату { cout << "date: " << day << "." << month << "." << year << endl; } }; // конец объявления класса CppStudio int main(int argc, char* argv) { CppStudio objCppstudio(11,11,2011); // объявление объекта и инициализация элементов данных objCppstudio.message(); // вызов функции message objCppstudio.getDate(); // отобразить дату return 0; }

Конструктор объявлен в строках 13 — 16 . Конструктор имеет три параметра, через которые он получает информацию о дате, в теле конструктора вызывается set — функция для установки даты. Можно было реализовать начальную инициализацию элементов данных класса и без set — функции , но так как эта функция была предусмотрена, то правильнее будет использовать именно эту функцию, строка 15 . В строке 35 объявляем объект класса, причём после имени объекта в круглых скобочках передаём три аргумента. Вот так с помощью конструктора выполняется начальная инициализация элементов данных (см. Рисунок 3).

Website: сайт theme: Classes and Objects in C + + date: 11.11.2011

Рисунок 3 — Классы в С++

Объявление класса в отдельном файле

До сих пор объявление класса выполнялось в файле с главной функцией и всё работало. Предположим, необходимо написать какую-то программу, для этого необходимо воспользоваться классом CppStudio — разработанный ранее нами класс. Чтобы воспользоваться этим классом, необходимо подключить файл, в котором он объявлен. Как мы уже говорили, подключение файлов выполняется с помощью препроцессорной директивы #include . Но даже, если мы сможем подключить файл с классом, появится новая проблема — так как в файле с классом уже есть функция main() , то при построении проекта компилятор выдаст ошибку. Суть ошибки: «В проекте найдено несколько main() — функций .» Именно поэтому класс необходимо объявлять в отдельном файле, чтобы его можно было неоднократно использовать. Ранее мы объявляли в отдельном файле функции, таким же образом размещается класс в отдельном файле. Для этого необходимо выполнить 3 шага:

  1. в заголовочном файле объявить пользовательский класс, в нашем случае — CppStudio ;
  2. подключить заголовочный файл к программе, в нашем случае — #include "CppStudio.h" .

В зависимости от среды разработки, способы добавления файлов в проект могут отличаться, но суть задачи от этого не меняется. В MVS2010 заголовочный файл можно добавить, вызвав контекстное меню(клик правой кнопкой мыши) в «обозревателе решений «, выбрав пункт «создать новый элемент «. В появившемся диалоговом окне выбираем нужный нам тип файлаэто *.h и заполняем поле «Имя файла «. Как и прежде, имя выбираем осмысленное, как правило такое же как и имя класса. Теперь к нашему проекту добавлен новый заголовочный файл — CppStudio.h .

В только что созданном заголовочном файле объявляем класс и, если необходимо, подключаем дополнительные заголовочные. Вот, что должно было получиться:

// заголовочный файл CppStudio.h #include using namespace std; // объявление класса class CppStudio // имя класса { private: // спецификатор доступа private int day, // день month, // месяц year; // год public: // спецификатор доступа public CppStudio(int date_day, int date_month, int date_year) // конструктор класса { setDate(date_day, date_month, date_year); // вызов функции установки даты } void message() // функция (метод класса) выводящая сообщение на экран { cout << "nwebsite: сайтntheme: Classes and Objects in C + +n"; } void setDate(int date_day, int date_month, int date_year) // установка даты в формате дд.мм.гг { day = date_day; // инициализация день month = date_month; // инициализация месяц year = date_year; // инициализация год } void getDate() // отобразить текущую дату { cout << "date: " << day << "." << month << "." << year << endl; } }; // конец объявления класса CppStudio

Чтобы главная функция увидела созданный нами класс и смогла его использовать, необходимо включить определение класса в исполняемом файле, с функцией main() . Делается это так:

// код Code::Blocks

// код Dev-C++

// classes.cpp: определяет точку входа для консольного приложения. // подключаем класс CppStudio #include "CppStudio.h" int main(int argc, char*argv) { CppStudio objCppstudio(11,11,2011); // объявление объекта и инициализвция элементов данных objCppstudio.message(); // вызов функции message objCppstudio.getDate(); // отобразить дату system("pause"); return 0; }

В строке 5 подключеноопределение класса CppStudio , только после этого можно создавать объекты класса, использовать его методы и т. д. Результат работы программы точно такой же как и раньше, изменилась лишь структура проекта.

Отделение интерфейса от реализации

Интерфейс класса — конструкция, определяющая методы и свойства, предоставляемые классом. Реализация класса — это способ осуществления работоспособности класса. До этого мы не отделяли интерфейс класса от его реализации, то есть реализация методов осуществлялась внутри класса. Отделение интерфейса от реализации класса выполняется для того, чтобы скрыть способ осуществления работоспособности класса. Отделение интерфейса от реализации выполняется за 5 шагов:

  1. добавить в проект заголовочный файл *.h ;
  2. определить интерфейс класса в заголовочном файле
  3. добавить в проект исполняемый файл *.cpp ;
  4. в исполняемом файле выполнить реализацию класса;
  5. подключить заголовочный файл к программе.

Как добавить заголовочный файл в проект мы уже знаем, точно также добавляется и исполняемый файл, имена этим файлам даются, как правило, одинаковые. Интерфейс класса должен выглядеть так:

// заголовочный файл класса СppStudio.h // интерфейс класса // объявление класса class CppStudio // имя класса { private: // спецификатор доступа private int day, // день month, // месяц year; // год public: // спецификатор доступа public CppStudio(int, int, int); // конструктор класса void message(); // функция (метод класса) выводящая сообщение на экран void setDate(int, int, int); // установка даты в формате дд.мм.гг void getDate(); // отобразить текущую дату }; // конец объявления класса CppStudio

В интерфейсе класса остались объявленные переменные и прототипы методов класса. Теперь рассмотрим содержимое файла реализации методов класса.

// файл реализации класса CppStudio.cpp #include using namespace std; // подключаем интерфейс класса к файлу его реализации #include "CppStudio.h" CppStudio::CppStudio(int date_day, int date_month, int date_year) // конструктор класса { setDate(date_day, date_month, date_year); // вызов функции установки даты } void CppStudio::message() // функция (метод класса) выводящая сообщение на экран { cout << "nwebsite: сайтntheme: Classes and Objects in C + +n"; } void CppStudio::setDate(int date_day, int date_month, int date_year) // установка даты в формате дд.мм.гг { day = date_day; // инициализация день month = date_month; // инициализация месяц year = date_year; // инициализация год } void CppStudio::getDate() // отобразить текущую дату { cout << "date: " << day << "." << month << "." << year << endl; }

Чтобы связать интерфейс класса и его реализацию, необходимо в файле реализации подключить заголовочный файл с определением класса, строка 6 (выделенная строка). После этого можно объявлять методы класса. Методы класса объявляются точно так же как и функции, только перед именем метода необходимо написать имя класса и поставить унарную операцию разрешения области действия «:: «.

// синтаксис объявления методов класса вне тела класса /*возвращаемый тип данных*/ /*имя класса*/::/*имя метода*/(/*параметры метода*/) { // операторы }

Так как методы класса объявляются вне тела класса, то необходимо связать реализацию метода с классом, а для этого воспользуемся бинарной операцией разрешения области действия. Бинарная операция разрешения области действия привязывает метод, объявленный извне, к классу, имя которого совпадает с именем в объявлении метода. Вот именно поэтому в объявлении метода класса необходимо добавлять имя класса и операцию разрешения области действия.

Итак, интерфейс класса определён, методы класса объявлены, осталось подключить заголовочный файл в исполняемом файле с main() функцией и программа готова.

// classes.cpp: определяет точку входа для консольного приложения. #include "stdafx.h" // подключаем класс CppStudio #include "CppStudio.h" int main(int argc, char*argv) { CppStudio objCppstudio(11,11,2011); // объявление объекта и инициализвция элементов данных objCppstudio.message(); // вызов функции message objCppstudio.getDate(); // отобразить дату system("pause"); return 0; }

// код Code::Blocks

// код Dev-C++

// classes.cpp: определяет точку входа для консольного приложения. // подключаем класс CppStudio #include "CppStudio.h" int main(int argc, char*argv) { CppStudio objCppstudio(11,11,2011); // объявление объекта и инициализвция элементов данных objCppstudio.message(); // вызов функции message objCppstudio.getDate(); // отобразить дату return 0; }

В строке 5 подключаем заголовочный файл класса, после чего можно создавать объекты этого класса.

Несколько советов о том, как следует формировать интерфейс будущего класса и что для этого надо или не надо делать.