Все о тюнинге авто

Суверенный или государственный

Суверенный долг - англ. Sovereign Debt , термин относится к государственному долгу, который возник в результате эмиссии облигаций определенной страной, выраженный как национальной, так и в иностранной валюте. Хотя суверенный долг гарантируется правительством, он защищен суверенным иммунитетом. Это означает, что кредиторы не могут заставить правительство выполнить свои обязательства, если возникнут проблемы с выплатой долга. Правительство может использовать несколько методов, чтобы ослабить свою долговую нагрузку: снижение процентной ставки и суверенную реструктуризацию долга . В худшем варианте правительство может обратиться к отказу от уплаты (англ. Repudiation ), который просто означает, что оно не будет признавать долга и не выполнит своих обязательств.

Суверенный долг гарантируется правительством, и во многих случаях рассматривается инвесторами как безрисковые инвестиции . Этот аспект, главным образом, зависит от экономический мощи и политики правительства. Например, государственные облигации многих развитых стран рассматриваются экспертами, как самые безопасные инвестиции на рынке, тогда как облигации, выпущенные развивающимися странами, несут высокий уровень риска, который компенсируется более высокими процентными ставками.

Развивающиеся страны обычно деноминируют суверенный долг в одной из основных иностранных валют, например, в долларах США. Это может вызвать проблемы с их обслуживанием и погашением, когда страна по какой-либо причине исчерпывает валютные резервы. Если правительство не сможет достать необходимую валюту в достаточных суммах, осуществление выплат кредиторам может оказаться под угрозой.

Существует множество факторов, которые могут привести размер государственного долга к такому уровню, когда правительство не сможет выполнять свои обязательства и допустит дефолт . Например, страна может в значительной степени рассчитывать на рост объема экспорта , за счет валютных поступлений от которого будет обслуживаться ее суверенный долг. Однако если неожиданные события приведут к сокращению экспортного сектора, обслуживание долга станет под угрозу.

Когда у правительства существуют проблемы с обслуживанием долга, оно может предпринять процедуру, известную как реструктуризация суверенного долга. Процедура реструктуризации предполагает корректировку сроков возврата долга. При этом у кредиторов обычно есть выбор согласиться или нет на такие условия. В случае если они не согласятся, правительство объявит суверенный дефолт. Реструктуризация может дать правительству более благоприятные условия, которые позволяют изменить график выплаты процентов, сократить долг и дать возможность привести свои финансы в порядок.

Суверенный иммунитет дает правительству защиту, которую не может получить компания или частное лицо. Эта неприкосновенность делает практически невозможным предъявление иска или захват активов правительства, которое допустило дефолт. Следует отметить, что суверенным иммунитетом пользуются только в исключительных обстоятельствах, поскольку любое правительство заинтересовано максимально добросовестно обслуживать свои долговые обязательства, чтобы не допустить снижения кредитного рейтинга страны. В противном случае снижение кредитного рейтинга затруднит или вообще сделает невозможным поиск новых кредиторов.

Финансовые обязательства страны по займам у других государств называют внешним долгом. В эту сумму входят и невыплаченные проценты. Бюджетный кодекс РФ так трактует значение словосочетания «внешний долг»: вся задолженность страны в иностранной валюте.

Кредиторами для государства могут быть:

  • другие державы;
  • финансовые организации мирового значения (МВФ – Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и т. д.);
  • нерезиденты (частные фонды по международному финансированию).

Специалисты по временным рамкам классифицируют внешние долги на:

  1. Краткосрочные – заем сроком до 1 года.
  2. Среднесрочные – на 5 лет.
  3. Долгосрочные – на 30 лет.

Внешняя задолженность может увеличиваться за счет капитализации процентов по более ранним кредитам и за счет невыполненных в определенный срок обязательств по каким-либо причинам.

Государственный внешний долг России

Многие специалисты-финансисты высказывают мнение, что сегодняшний внешний государственный долг нашего государства – плод кропотливого одалживания взаймы СССР у других держав. Выражается он в долларовом эквиваленте. Дело в том, что после распада Союза ни одно новоиспеченное самостоятельное государство, кроме нашего, не смогло бы взяться за выполнение долговых обязательств своего прародителя. И по настоянию держав-кредиторов Запада сработал «нулевой вариант»: за два года (1992-1993 гг.) прежние республики Союза передали РФ свои зарубежные активы и обязательства по кредитам. Как некоторую компенсацию, РФ получила возможность также быть кредитором для Кубы, Ирака, Афганистана, Монголии, Сирии, Вьетнама, КНДР, Эфиопии, Алжира, Ливии, Индии.

Долг России перед другими странами состоит из:

  1. Обязательства бывшего Союза (до 1 января 1992 года) перед Парижским и Лондонским клубами:
    • межбанковские кредиты;
    • векселя;
    • ценные бумаги;
    • облигации.
  2. Обязательства РФ (после января 1992 года) перед нерезидентами (МВФ и группа Всемирного банка):
    • бюжетозамещающие займы (финансовые – серия траншей для осуществления экономических реформ и финансирования импорта);
    • инвестиционные долги (нефинансовые – для финансирования в области энергетики, транспорта, коммунального хозяйства, дорожного строительства, образования, медицины);
    • авансовые долги (для помощи в подготовке технических проектов и их внедрения);
    • еврооблигации (для финансирования бюджетного дефицита);
    • коммерческие сделки;
    • государственные кредиты на двусторонней основе.

Управление внешним долгом

Правительство РФ выполняет ряд действий для погашения кредитов. Это:

  1. Реструктуризация (изменение условий кредитования) долга перед Парижским и Лондонским клубами.
  2. Обмен государственных краткосрочных облигаций (ГКО) на евробонды (предъявительские ценные бумаги).
  3. Переход ГКО в ОФЗ (облигации федерального займа).
  4. Обмен ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) на ОГВЗ (облигации государственного валютного займа).
  5. Смена коммерческих задолженностей на еврооблигационные займы.

Кроме названых стандартных операций по погашению внешних кредитов, правительство РФ использовало ряд нестандартных:

  • финансирование экспортных поставок товаров (в счет погашения долга) в Чехию, Словакию, Венгрию, Румынию, Китай, Польшу, Францию, Финляндию, Италию, Южную Корею, Уругвай;
  • дисконтирование с досрочной выплатой по кредитным обязательствам (для этого используется фонд стабилизации РФ, сформированный благодаря дополнительным прибылям от высоких цен на нефть).

Как считают эксперты, такие нестандартные шаги приносят пользу России и помогают выплатить внешний долг. Если последовательно проводить все названные мероприятия, то существует перспектива выйти из долгового кризиса в течение ближайших десяти лет, а благодаря этому стабилизируется и экономическая ситуация в стране. Но приходится прилагать значительные усилия в сложившейся ситуации на 2017 год.

Внешний долг России перед другими странами на 2016-2017 год

Эксперты-финансисты подсчитали, что по итогам последнего квартала 2016 года внешний долг России составляет 521,6 миллиарда долларов США (это на 77,431 миллиарда долларов меньше, чем в начале 2016 года). Но при этом успокаивают, что даже такая сумма не сможет привести нашу страну к дефолту, хотя некоторые компании рискуют обанкротиться.

Наиболее весомый долг у России перед США и государствами ЕС. Специалисты уточняют, что в этом 2017 году выплаты по внешнему долгу России составят 125,3 миллиарда долларов. Благодаря девальвации (снижению курса национальной валюты) суммарная задолженность увеличивается, хотя долги выплачиваются постоянно. В 2017 году практически все бюджетные средства уйдут на выплату внешнего госдолга. В связи с этим российский бизнес столкнется со снижением доходов (как следствие – сокращение рабочих мест, уменьшение налоговых отчислений, увеличение доли импорта).

По данным на 15 октября 2015 год Россия постепенно меняет свой статус: из должника переходит в кредитора. Согласно финансовым отчетам, позиции частного сектора по внешним активам сравнялись с пассивами. Проблема остается со сбалансированием бюджета нашей страны, который, как известно, основан на ценовой политике нефти в рублях.

Мнение экспертов

Любой внешний долг для страны является показателем доверия к ней со стороны других государств. Если в этой стране стабильная экономическая ситуация, то внешний долг не будет являться ключевой проблемой для правительства и населения. Эксперты определили пределы, переход за которые может привести экономику страны к упадку – это отношение внешнего долга к валовому внутреннему продукту свыше 80% (низкая – до 48%, умеренная – до 80%). Эти расчеты основаны на том, что любая задолженность страны другим государствам-кредиторам отдается из стоимости продуктов производимых на своей территории.

При росте внешнего долга автоматически снижается рейтинг этой страны, авторитет ее правительства у населения.

Планы по погашению внешнего госдолга на 2017 год:

  • 69,574 млрд. долларов в счет основного долга;
  • 17,55 млрд. долларов в качестве процентной ставки.

Специалисты делают выводы: за 2017 год придется выплатить меньше, чем уже выплаченная сумма задолженности в 2017 году. Такая ситуация объясняется тем, что РФ в 2017 году сохранила положительное торговое сальдо (разница между ценой экспорта и импорта) – за первое полугодие в 2016 году эта разница составила 74,781 миллиарда долларов.

К тому же ЦБ России прогнозирует, что избыточного спроса на валютном рынке не будет. Также не ожидается и девальвации российского рубля, какая была в конце прошлого года (резко снизились цены на нефть, при этом доступность финансовых рынков для компаний нашей страны была ограничена). Повторения прошлогодней ситуации не будет, поэтому специалисты советуют не паниковать, а с оптимизмом строить планы на будущее.

Если санкции США будут распространены на суверенный долг России, большого ущерба экономике РФ это не нанесет - эффект от этой меры лежит, прежде всего, в политическом поле. Такое мнение высказал доцент кафедры банковского дела РЭУ им. Плеханова Лазарь Бадалов.

Ранее экс-глава Минфина, руководитель Центра стратегических разработок Алексей Кудрин , обсуждая расширение антироссийских санкций, определил вероятность их распространения на суверенный долг РФ как невысокую.

"Я бы не стал опережать события. Я не думаю, что мы близко находимся к такого рода запретам. Последние несколько лет мы жили без евробондов", - сказал бывший министр финансов России.

По мнению Кудрина, первичные итоги размещения нового выпуска евробондов - "неплохие". "В нынешних условиях это неплохие итоги. Но я не видел конечный список инвесторов. Но надеюсь, что они представляют все регионы мира", - сказал экс-глава Минфина.

Накануне, 19 июня, Министерство финансов начало процесс размещения суверенных евробондов. Объем размещения нового 10-летнего выпуска - $1 млрд, 30-летнего выпуска - $2 млрд, сообщает ТАСС. Доходность первого транша евробондов (10 лет) составит 4,25%, второго (30 лет) - 5,25%.

Те, кто захочет, санкции обойдут

До конца еще неизвестно, случится ли такое расширение санкций или нет, идет речь о государственных бумагах или о чем-то другом, отметил Лазарь Бадалов.

"Если все-таки предположить, что такие санкции будут введены, то речь идет о том, что иностранному бизнесу будет запрещено делать инвестиции в российские государственные бумаги, будут определены ограничения для американских и европейских компаний на покупки бумаг. Здесь остаются разного рода нюансы - если кто-то захочет все-таки эти бумаги приобрести, это можно будет сделать через какие-то объединенные фонды, которые не подпадают под эти санкции", - сказал эксперт ФБА "Экономика сегодня".

Большого ущерба не будет

Что до последствий, для российской экономики не очень приятное действие, потому что все-таки доля иностранцев на рынке варьируется в районе 30%, но сказать, что это катастрофа, нельзя, отметил Бадалов. Россия находится в целом под санкциями уже три года, и те, кто не желали инвестировать в Россию, они это не делают, а те, кто готов идти на такие риски, попытаются эти санкции обойти.


"Что до того, насколько реально введение такого рода санкций, это вопрос скорей политический. Но каких-то особых выгод для стран, которые примут эти санкции, я здесь не вижу. Это не тот инструмент, с помощью которого можно нанести большой урон российской экономике", - считает Лазарь Бадалов.

Кстати, на прошлой неделе стало известно, что Россия увеличила инвестиции в государственные облигации США. Объем вложений по итогам апреля вырос на $22,4 млрд, по сравнению с апрелем прошлого года. Общая сумма вложений в ценные бумаги правительства Штатов составила, таким образом, $104,9 млрд.

То есть Россия, пока США планируют новые санкции в экономической сфере, продолжает зарабатывать на самих Соединенных Штатах: эксперт ФБА "Экономика сегодня" заявил, что общий эффект от увеличения инвестиций в американские гособлигации, скорей, умеренно положительный.

Несмотря на то, что оба вида долга могут быть следствием госзайма, и между ними нет принципиальных отличий, есть некоторые тонкости в процедуре погашения (или, точнее, непогашения) долга. Давайте разбираться.

Суверенный долг

Суверенный (или государственный, что, впрочем, не совсем точно отражает суть) долг (sovereign debt) - это один из видов задолженности правительства независимого государства. Таким образом, более точно будет указать, что долг является не просто государственным, а правительственным. На такие типы долга накладывается ряд ограничений.

Во-первых, обычно он является целевым и берется на покрытие дефицита бюджета. То есть правительство не может получить займ, например, на «освоение северных территорий». Впрочем, я написал «обычно» не случайно. Ведь формально правительство может финансировать из бюджета «освоение северных территорий», сделать бюджет дефицитным и получить государственный долг. Но, конечно, обычно такого не бывает - ведь признать дефицит бюджета - то же самое, что признать слабость экономики и некомпетентность самого правительства.

Во-вторых, размер долга ограничен определенной планкой, которая фиксируется в законодательстве страны-кредитора. В некоторых случаях (как, например, в США) долг фиксируется как процент от какого-то показателя (ВВП, денежная масса и т.д.) или указывается абсолютное значение. В других странах планка плавающая. При превышении этой планки страна объявляет технический дефолт.

Ну и в третьих, не существует юридических инструментов, позволяющих взыскать суверенный долг со страны-кредитора. То есть суверен может отказаться платить долг. Или обслуживать его. Или соблюдать сроки оплаты. Единственная мотивация суверена выплачивать долг вовремя и в полном объеме - репутация надежного партнёра. Иначе в будущем могут и не дать денег.

Коммерческий долг

Коммерческий долг - долг, который возникает в ходе коммерческой деятельности. Но это не значит, что он не может быть государственным - ведь государство тоже может заниматься коммерческой деятельностью в том или ином виде (возможно, не с целью получения прибыли, а в рамках ВЭДа).

С другой стороны государство может выступать гарантом в ходе стратегических коммерческих сделок и долги по таким операциям могут считаться хоть и государственными, но иметь чисто коммерческую природу.

В отличии от суверенного долга, коммерческий де ограничен ни целью, ни объемами. Можно брать на всё, на что дадут и столько, сколько дадут. Зато коммерческий долг попадает под юридические процедуры, позволяющие взыскать долг в принудительном порядке - арест счетов, арест имущества, судебные решения и т.д.


Видов долгов сегодня существует немало – они могут быть небольшими и крупными, личными и государственными, они разделяются по величинам, кредиторам и валюте. Вообще тема самых разных долгов является сегодня весьма актуальной, что неудивительно – даже в нашей стране у большинства граждан имеется хотя бы один долг перед банком, то есть хотя бы один кредит. Однако если личный долг в случае чего станет вашей личной проблемой, то с долгами, принадлежащими целым странам, все не так просто. Может, поэтому сейчас так на слуху словосочетание «суверенный долг»?

Такое название получил долг, возврат которого гарантирован правительством задолжавшей страны. Довольно часто можно услышать второе название этого явления – внешний долг. Как он формируется? Допустим, какому-то правительству нужно собрать для каких-то целей определенную сумму денег. Для этого оно выпускает облигации в валюте, которая не является для него национальной и реализовывает эти облигации иностранным инвесторам. Таким образом благодаря покупателям за пределами страны и создаются внешние долги. Для суверенных долгов выбирается наиболее «сильная» валюта. Разумеется, облигации являются всего лишь инструментами долга, который должен быть возвращен в определенный временной период. Причем возвращать этот долг придется с процентами, величина которых будет зависеть от срока обязательств. Сроки могут быть разными – от года до 10 лет. Сами ценные бумаги получили название суверенные облигации. Собранные от их продажи деньги могут быть израсходованы так, как будет угодно собравшему их правительству – на стимулирование занятости в стране, на инфраструктурные проекты, на поддержку банковской системы, в общем, на что угодно. Стоит заметить, что суверенный долг является технической задолженностью правительств, а не тем долгом, который касается всех граждан страны и называется государственным. Это разные понятия. Впрочем, как и любой долг, суверенный также нужно отдавать и отдавать его придется в той же валюте, в которой эти облигации скупались. Для сбора нужной суммы страна может изъять средства из статей внутренних расходов, повысить налоги, сократить каике-то социальные программы.

Если возвращать нечем…

Покупка суверенных облигаций является одним из видов вложений средств. И, как и многие другие, влечет за собой определенные риски – в частности в том, что страна, выпустившая облигации, может и не расплатиться по своим обязательствам в срок – или вовсе не расплатиться. Такое произошло и с нашей страной в 1998 году, или, например, с Аргентиной в 2002. Причин таких ситуаций обычно две – либо в стране к власти приходит новое правительство и попросту отказывается платить по счетам, либо стране платить попросту нечем. В большинстве случаев единственным выходом для кредитора остается пересмотр условий кредитования – он же не может поступить с целой страной так, как поступают с задолжавшими людьми и взыскать ее имущество. Поэтому если страна не в состоянии оплатить текущие суверенные долги, их оплату переносят на более поздние сроки, реструктуризируют по приемлемым процентным ставкам.

Немного истории

Понятие суверенного долга хотя и не обсуждалось настолько в открытую, существует в мировой экономике уже давно. Впрочем, как и явление дефолта – так, например, с конца 19 века Португалия объявляла дефолт по внешним долговым обязательствам 4 раза. Греция за такой же промежуток времени – 5 раз. Лидером является Испания – с 1870 года она громко заявляла о своей несостоятельности 6 раз. Как уже говорилось, по разу «отличились» Россия и Аргентина. Впрочем, есть целый ряд стран, которые всегда расплачивались по своим суверенным обязательствам полностью и в срок, не пятная себя дефолтами. В этот перечень попали США, Канада, Дания, Бельгия, Финляндия, о.Маврикий, Малайзия, Новая Зеландия, Норвегия, Сингапур, Швейцария и Англия.