Все о тюнинге авто

Суверенный или государственный? Суверенный долг — что это такое

В наше время мы часто слышим такое словосочетание, но понятия не имеем, что же это такое. Простыми словами, суверенный долг – это внешний долг страны, а внешний, потому что занимается не у себя в государстве, а у другого, с более развивающей экономикой, страны.

Сейчас разберемся более подробно. Правительство берет кредит под определенный процент и срок у другой страны. Занимающая страна, выпускает государственные облигации и продает их все, кто хочет их пробрести. Собранные деньги могут пойти куда угодно; на развитие банковской системы, сельского хозяйства, промышленности страны и т.д.

Если государство не может отвечать по своим долговым обязательствам, то оно может выбрать два способа, либо как этот долг уменьшить и продлить сроки, либо как от него избавиться насовсем, тем самым испортить себе репутацию.


В первом случаи, проводится реструктуризация. Это переговорный процесс, где решаются вопросы по изменению сроков и процентов за долгосрочный кредит, либо по частичному списанию долга, либо обмен долга на долю собственности (например, часть пакета акций, которые принадлежат государству).

Во втором случаи, государство объявляет дефолт. Это несостоятельность платить по своим долгам, другими словами, банкротство заемщика. Именно поэтому в 1998 году России объявила дефолт, так как не могла отвечать по своим долговым обязанностям.

Что касается нынешнего время, долг у Российской Федерации имеется, но его постоянно уплачивают, не смотря на, что в стране не легкая ситуация.

Суверенный долг - англ. Sovereign Debt , термин относится к государственному долгу, который возник в результате эмиссии облигаций определенной страной, выраженный как национальной, так и в иностранной валюте. Хотя суверенный долг гарантируется правительством, он защищен суверенным иммунитетом. Это означает, что кредиторы не могут заставить правительство выполнить свои обязательства, если возникнут проблемы с выплатой долга. Правительство может использовать несколько методов, чтобы ослабить свою долговую нагрузку: снижение процентной ставки и суверенную реструктуризацию долга . В худшем варианте правительство может обратиться к отказу от уплаты (англ. Repudiation ), который просто означает, что оно не будет признавать долга и не выполнит своих обязательств.

Суверенный долг гарантируется правительством, и во многих случаях рассматривается инвесторами как безрисковые инвестиции . Этот аспект, главным образом, зависит от экономический мощи и политики правительства. Например, государственные облигации многих развитых стран рассматриваются экспертами, как самые безопасные инвестиции на рынке, тогда как облигации, выпущенные развивающимися странами, несут высокий уровень риска, который компенсируется более высокими процентными ставками.

Развивающиеся страны обычно деноминируют суверенный долг в одной из основных иностранных валют, например, в долларах США. Это может вызвать проблемы с их обслуживанием и погашением, когда страна по какой-либо причине исчерпывает валютные резервы. Если правительство не сможет достать необходимую валюту в достаточных суммах, осуществление выплат кредиторам может оказаться под угрозой.

Существует множество факторов, которые могут привести размер государственного долга к такому уровню, когда правительство не сможет выполнять свои обязательства и допустит дефолт . Например, страна может в значительной степени рассчитывать на рост объема экспорта , за счет валютных поступлений от которого будет обслуживаться ее суверенный долг. Однако если неожиданные события приведут к сокращению экспортного сектора, обслуживание долга станет под угрозу.

Когда у правительства существуют проблемы с обслуживанием долга, оно может предпринять процедуру, известную как реструктуризация суверенного долга. Процедура реструктуризации предполагает корректировку сроков возврата долга. При этом у кредиторов обычно есть выбор согласиться или нет на такие условия. В случае если они не согласятся, правительство объявит суверенный дефолт. Реструктуризация может дать правительству более благоприятные условия, которые позволяют изменить график выплаты процентов, сократить долг и дать возможность привести свои финансы в порядок.

Суверенный иммунитет дает правительству защиту, которую не может получить компания или частное лицо. Эта неприкосновенность делает практически невозможным предъявление иска или захват активов правительства, которое допустило дефолт. Следует отметить, что суверенным иммунитетом пользуются только в исключительных обстоятельствах, поскольку любое правительство заинтересовано максимально добросовестно обслуживать свои долговые обязательства, чтобы не допустить снижения кредитного рейтинга страны. В противном случае снижение кредитного рейтинга затруднит или вообще сделает невозможным поиск новых кредиторов.

Власти США рекомендовали американским банкам воздержаться от участия в размещении российских еврооблигаций и от покупки российского долга. Планы Минфина по размещению евробондов на $3 млрд могут оказаться под угрозой

От чего власти США предостерегли свои банки?

Правительство США предостерегло ряд американских банков от участия в размещении российских суверенных евробондов, сообщила в четверг The Wall Street Journal со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией. Эту рекомендацию американские власти объясняют тем, что участие в подобных сделках идет вразрез с внешней политикой США и международными санкциями в отношении России, введенными летом 2014 года, пишет WSJ.

Как пояснил РБК источник, близкий к Минфину США, участие в размещении или покупка российского долга напрямую не запрещены американским законодательством, но Минфин считает, что существует риск, что вырученные в ходе размещения средства будут перенаправлены на финансирование организаций, попавших под санкции. Например, на прошлой неделе замминистра экономики Олег Фомичев говорил, что финансовая поддержка Внешэкономбанку (находится под санкциями ЕС и США) будет оказана за счет увеличения госдолга. Любая американская компания, которая участвует в размещении российских бумаг, должна иметь в виду такой риск, отмечает собеседник РБК.

Министерство финансов США и Госдеп выпустили специальное предупреждение, получив от банков вопросы, могут ли они участвовать в размещении российских бондов, о котором в конце января заявил заместитель министерства финансов России Сергей Сторчак. Россия планирует вернуться на рынок внешних заимствований в этом году, выпустив еврооблигации на $3 млрд. Подобные рекомендации бизнесу от Госдепартамента или Минфина США не являются юридически обязывающими, говорит РБК юрист из вашингтонской Jacobson Burton Kelley Дуг Джейкобсон, специализирующийся на американских санкциях, однако большинство банков, скорее всего, откажутся от участия в сделке.

Кого Россия позвала размещать евробонды?

В начале февраля российский Минфин разослал 25 иностранным банкам предложение стать организаторами размещения евробондов в 2016 году. В списке оказалось шесть американских банков — Bank of America Merrill Lynch, Wells Fargo, Goldman Sachs, J.P. Morgan, Morgan Stanley и Citigroup. Часть банков США и ЕС не ответили на предложение России, рассказал Сторчак. «Некоторые» банки на запросы ответили. У нас есть из кого выбирать в любом случае», — отметил он.

В последний раз Россия занимала на международных рынках в сентябре 2013 года, когда продала бумаги на $6 млрд с погашением в 2019, 2023 и 2043 годах. С тех пор Россия не выходила на международные рынки капитала из-за санкций Запада, введенных после присоединения Крыма, которые фактически закрыли для страны внешние долговые рынки. В 2013 году организаторами размещения выступили Royal Bank of Scotland, Barclays, Deutsche Bank, ВТБ, «Ренессанс Капитал» и Газпромбанк

Сможет ли Россия продать облигации без участия американцев?

Если американские инвесторы откажутся от участия в размещении и от покупки российских евробондов из-за политического давления, продать их будет проблематично, считает главный экономист по России и СНГ «Ренессанс Капитала» Олег Кузьмин. «Альтернативными покупателями могут выступить инвесторы из Китая и ЮАР», — добавляет он.

Главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова соглашается, что предостережение правительства США американским банкам может негативно отразиться на размещении суверенного долга России. «По факту мы видим, что режим санкций углубляется. На рынок выходит суверенный заемщик, который формально не под санкциями, но де-факто правительство США распространяет на него санкционный режим», — объясняет Орлова.

Предостережение американским банкам со стороны правительства США может быть сделано в связи с тем, что Запад собирается ужесточить санкции в отношении России, если сирийский конфликт разгорится с новой силой, полагает главный экономист ФГ БКС Владимир Тихомиров. «Речь может идти и о запрете на покупку новых выпусков суверенного долга нашей страны. Тогда вопрос размещения сам собой отпадет: международные инвесторы не захотят покупать такой долг, даже если они не попадают под американскую юрисдикцию. Для них американские санкции — существенное ограничение», — рассуждает Тихомиров. Успех размещения российских еврооблигаций, по его мнению, во многом будет зависеть от ситуации в Сирии».

Последуют ли европейские власти американскому примеру?

Если американские банки откажутся от участия в размещении российского госдолга, европейские банки могут последовать их примеру, поскольку это сигнал к ужесточению режима санкций, полагает Орлова. «Инвесторы из других стран могут обеспокоиться по этому поводу даже если не будет прямой рекомендации от властей. Известны прецеденты, когда работа с санкционными государствами оборачивалась штрафами», — добавляет она. Главный эксперт Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Егор Сусин считает, что европейские власти не будут рекомендовать банкам не участвовать в размещении российского госдолга. «Европейские власти менее централизованы, и отношение к этому вопросу может быть разным», — полагает Сусин.

Как ограничения скажутся на финансировании дефицита бюджета?

Российские власти планируют пробное размещение для того, чтобы протестировать рынок, а не привлечь значительные суммы, говорит Сусин. Размещение еврооблигаций не способно значительно исправить ситуацию с бюджетом, согласен Кузьмин. «Решение проблемы дефицита бюджета складывается из сокращения расходов, решения вопроса с Резервным фондом, займов на внутреннем рынке и т.д. Внешние размещения играют роль, но далеко не самую главную», — говорит он.

Если часть игроков откажется от участия в размещении, российские власти будут вынуждены предложить инвесторам более высокую доходность, отмечает Орлова. «У России сейчас нет острой необходимости выходить на рынок внешнего долга. Если доходность окажется непривлекательной, власти, вероятно, отложат решение по размещению евробондов», — считает она. Альтернативное финансирование дефицита бюджета — приватизация и размещение внутреннего рублевого долга, говорит Орлова.

Несмотря на то, что оба вида долга могут быть следствием госзайма, и между ними нет принципиальных отличий, есть некоторые тонкости в процедуре погашения (или, точнее, непогашения) долга. Давайте разбираться.

Суверенный долг

Суверенный (или государственный, что, впрочем, не совсем точно отражает суть) долг (sovereign debt) - это один из видов задолженности правительства независимого государства. Таким образом, более точно будет указать, что долг является не просто государственным, а правительственным. На такие типы долга накладывается ряд ограничений.

Во-первых, обычно он является целевым и берется на покрытие дефицита бюджета. То есть правительство не может получить займ, например, на «освоение северных территорий». Впрочем, я написал «обычно» не случайно. Ведь формально правительство может финансировать из бюджета «освоение северных территорий», сделать бюджет дефицитным и получить государственный долг. Но, конечно, обычно такого не бывает - ведь признать дефицит бюджета - то же самое, что признать слабость экономики и некомпетентность самого правительства.

Во-вторых, размер долга ограничен определенной планкой, которая фиксируется в законодательстве страны-кредитора. В некоторых случаях (как, например, в США) долг фиксируется как процент от какого-то показателя (ВВП, денежная масса и т.д.) или указывается абсолютное значение. В других странах планка плавающая. При превышении этой планки страна объявляет технический дефолт.

Ну и в третьих, не существует юридических инструментов, позволяющих взыскать суверенный долг со страны-кредитора. То есть суверен может отказаться платить долг. Или обслуживать его. Или соблюдать сроки оплаты. Единственная мотивация суверена выплачивать долг вовремя и в полном объеме - репутация надежного партнёра. Иначе в будущем могут и не дать денег.

Коммерческий долг

Коммерческий долг - долг, который возникает в ходе коммерческой деятельности. Но это не значит, что он не может быть государственным - ведь государство тоже может заниматься коммерческой деятельностью в том или ином виде (возможно, не с целью получения прибыли, а в рамках ВЭДа).

С другой стороны государство может выступать гарантом в ходе стратегических коммерческих сделок и долги по таким операциям могут считаться хоть и государственными, но иметь чисто коммерческую природу.

В отличии от суверенного долга, коммерческий де ограничен ни целью, ни объемами. Можно брать на всё, на что дадут и столько, сколько дадут. Зато коммерческий долг попадает под юридические процедуры, позволяющие взыскать долг в принудительном порядке - арест счетов, арест имущества, судебные решения и т.д.