Все о тюнинге авто

Секта скопцов: как кастраты стали одной из наиболее влиятельных религиозных общин России. История скопцов. Зачем русские люди добровольно лишали себя гениталий и что они получали взамен Оскопленные мужчина и женщина


Скопцы Якутии. Начало XX века.

История этой жестокой и необычной религиозной секты и по сей день бередит умы человечества. Скопцы – люди, добровольно уродовавшие себя. История секты – это века существования и масса вопросов, один из которых – «Во имя чего?». Так кто же они, скопцы России?

«Царь над царями»

Движение скопцов зародилось в середине XVIII века в Орловской губернии, где в ту пору находился центр секты хлыстов, во главе которой стояла самозваная «Богородица» Акулина Ивановна. Однажды к секте прибился крестьянин Кондратий Селиванов, который поначалу изображал немого, а затем неожиданно заговорил. Акулина Ивановна поспешила провозгласить Селиванова «царем над царями» и сделала его вторым человеком в общине. Нравы у хлыстов были довольно свободными, и однажды Селиванов выступил против свального греха и предложил радикальное средство избавиться от греховных влечений – «раскаленным железом отжечь свои детородные уды». Селиванов провел самокастрацию, но понимания среди хлыстов не встретил и ушел из общины.

Селиванов сделал себе самокастрацию.

Сокрушение змия

Вскоре Селиванов основал собственную общину в Тамбовской губернии и нашел немало последователей, захотевших по его примеру «сокрушить душепагубного змия» путем оскопления. Возможно, секрет успеха нового учения заключался в желании некоторых стать побогаче. Селиванову удалось привлечь на свою сторону нескольких богатых крестьян, возжелавших праведной жизни и царствия небесного. А поскольку у кастрата прямых наследников быть не может, в общине утвердился порядок, согласно которому добро одного скопца наследует другой скопец. Таким образом, ценой утраты мужского достоинства сектант вступал в клуб богатых наследников и мог по прошествии лет разбогатеть.

Вскоре среди членов секты было уже немало обеспеченных людей.

Лишние части

Первоначально оскопление совершалось раскаленным ножом или топором, однако довольно скоро этот обычай прекратил существование. От него сохранилась лишь традиция сожжения ампутированных органов.

Мужское оскопление устойчиво разделялось на два вида. Первый и наиболее распространенный сводился, по формулировке судмедэксперта, к «отсечению яичек». Второй – полное оскопление. После операции скопцы вставляли в отверстие мочеиспускательного канала особые оловянные или свинцовые затычки для воспрепятствования, по их словам, «самопроизвольному истечению мочи».

Что касается оскопления женского, то оно подразумевало большее хирургическое «разнообразие»: «вырезание, вытравление или выжигание грудных сосков», «отнятие (ампутация) одной или обеих грудей», «вырезание малых губ» или «вырезание больших губ вместе с малыми»…

При этом наиболее распространенным видом женского оскопления была ампутация обеих грудей.

Инструменты для оскопления.

Под судом

Первый «скопческий процесс» состоялся в 1772 году. Перед судом предстали 246 человек. В списке обвиненных в ереси были в основном крестьяне, но крестьяне отнюдь не бедные. Например, скопец Яковлев имел две избы, 10 лошадей, семь коров, 15 овец и пять свиней. Его единоверец Запольский имел три избы, девять лошадей, пять коров, 10 овец и тоже пять свиней. И таких богатеев среди подсудимых были десятки. Сам Селиванов тогда бежал, но попался в 1774 году, был высечен и выслан в Нерчинск. До Нерчинска он не дошел и последующие 20 лет жил Иркутске, однако дело его не было забыто. Скопчество было поставлено вне закона, но число его последователей продолжало расти.

Государь Петр III

Постепенно скопчество обрастало собственной мифологией. Сектанты уверовали, что томящийся в Сибири Селиванов есть не кто иной, как чудом спасшийся государь Петр III.

Рассказывались бредовые истории о том, что Петр III оскопился еще в родной Голштинии, а его жена Екатерина за это супруга невзлюбила и свергла. По другой же версии, Екатерина тоже уверовала в скопческое дело и ушла странствовать, оставив вместо себя фрейлину, которая и свергла кастрированного царя. Какой бы абсурдной ни была вера скопцов, их деловая хватка оставалась крепкой.

В сумасшедшем доме

И вот в 1796 году у скопцов появилась надежда на исполнение заветных мечтаний. С воцарением Павла I отношение к тем, кто был гоним при Екатерине II, резко изменилось, и Кондратий Селиванов сумел покинуть Сибирь. Верховный скопец объявился в Москве, а вскоре был вызван к самому императору.

– Ты мой отец? – якобы спросил Павел у новоявленного Петра III.

– Греху я не отец, – ответил Селиванов. – Прими мое дело, и я признаю тебя своим сыном.

Однако оскопиться император не пожелал и отправил нахала в сумасшедший дом.

«Золотой век»

И все-таки скопцы дождались своего часа. Александр I, который относился к деяниям отца так же плохо, как Павел I относился к деяниям своей матери, выпустил Селиванова из лечебницы и, подержав в богадельне, отдал на поруки бывшему камергеру польского короля Алексею Елянскому, который сам вскоре принял скопчество. С этих пор и начался «золотой век» кастрированных сектантов. Селиванов установил контакты с представителями высшей петербургской аристократии, которая в то время увлекалась всевозможными мистическими учениями, и даже благословил Александра I на войну с Наполеоном. За это благословение император пожаловал главному скопцу три богатых кафтана.

Селиванов обрел небывалые привилегии. Достаточно сказать, что ни один полицейский не имел права переступать порог его дома, где совершались сектантские радения и оскопления. Безнаказанность была полная. С Селивановым общались представители кружка генеральши Татариновой, в котором состояли придворные аристократы и в который был вхож сам князь Голицын, тогдашний министр просвещения.

Даешь оскопление!

Кончилось дело тем, что скопцы слишком зарвались. Алексей Елянский подал государю проект переустройства России, по которому Селиванов должен был стать духовным учителем самого царя. На себя Елянский был готов взять руководство вооруженными силами. Более того, в 1819 году генерал-губернатор Петербурга Милорадович узнал, что два его племянника обратились в скопчество. Это была последняя капля, и в 1820 году Селиванов был арестован и отправлен в монастырь, где и оставался до своей смерти в 1832 году.

Однако секта продолжила свое существование, а ее члены по-прежнему накапливали огромные богатства.

Хранитель общака

В XIX веке одним из лидеров российского скопчества был купец первой гильдии Максим Плотицын, живущий в Моршанске (Тамбовская губерния). В его доме было нечто вроде монастыря, в котором проживали шесть женщин с удаленной грудью. Поскольку Тамбовщина, где Селиванов создал свою первую общину, была священным для скопцов местом, многие сектанты завещали свои богатства Плотицыну. Он же был хранителем скопческого общака. По некоторым сведениям, у купца находилось около 30 миллионов рублей золотом. Всего этого богатства Плотицын лишился в 1869 году, попавшись на даче взятки должностному лицу. Плотицына посадили в тюрьму, многих скопцов сослали в Сибирь, а деньги в ходе следствия были кем-то разворованы.

Последняя точка

Однако окончательно своего богатства скопцы лишились только после 1917 года. Известно, что у менял сестер Смирновых было экспроприировано 500 тысяч рублей, у купца Павла Бурцева – 4 миллиона, у братьев Никифоровых – 1 миллион. Но с началом НЭПа многие из разоренных вернулись в бизнес. Окончательно скопческое предпринимательство было уничтожено лишь в 1929 году в ходе большого процесса по делу сектантов, состоявшегося в Ленинграде. Сельских скопцов раскулачили, городских посадили, а те, кто остался на свободе, стали влачить жалкое существование.

Оскопленные мужчина и женщина.

«Новый Селиванов»

И все же история скопчества и поныне не оставляет многих в покое. В качестве любопытного курьеза можно привести такой случай. Он был описан в 1983 году британскими медиками. Речь идет о 37-летнем безработном, «который был помещен в больницу из-за потери крови, последовавшей за попыткой самокастрации». Пациент утверждал, что «в своем предыдущем воплощении он возглавлял религиозное движение в России XVIII века, подвергался преследованиям и поэтому кастрировал себя раскаленной кочергой».

Скопцы также называли себя «духовными христианами», «агнцами божьими» и «белыми голубями». Секта была основана в XVIII веке беглым крепостным Кондратием Селивановым, прежде принадлежавшим к хлыстам.

У скопцов считалось, что спасти свою душу можно только путем борьбы с плотью, а единственный путь к этому – оскопление, лишение человека «грешных» органов.

Поскольку рождаемости в общинах скопцов по понятным причинам почти не было, существовала практика вовлечения в секту новых членов путем, например, оскопления малолетних родственников членов общин. Скопцы иногда выкупали крепостных крестьян, также в ответ на согласие оскопиться. Некоторых просто соблазняли деньгами.

Поначалу скопцам удаляли только яички и часть мошонки, дробя их молотом и затем отжигая каленым железом для дезинфекции. Назывался этот обряд «огненным крещением». Впоследствии вместо молота стали использовать различные режущие орудия. Рану потом мазали различными мазями или посыпали порошками. На ее месте где-то через месяц образовывался рубец, чаще всего в форме подковы. Называли его «малой печатью».

Однако после такой операции многие скопцы продолжали иметь способность к половому соитию, и тогда им стали удалять сам детородный орган. Эта операция называлась «царскою печатью». Осуществляли ее или вместе с ампутацией яичек, или через несколько месяцев после нее.

Существовала также «третья печать» - удаление сосков. Была и «четвертая печать» - вырезание на боку у скопца треугольника. Предполагается, что этот знак делался в том месте, где был пронзен копьем Иисус.

Оскоплению («убелению») подвергали и женщин. Им удаляли половые губы, иногда отрезали клитор и груди. Однако после этого они не теряли способности к деторождению. Некоторые покинувшие общину скопчихи часто даже потом выходили замуж и рожали детей.

Кроме оскопления, одним из основных обрядов в скопческих общинах являлось «радение». Как правило, эти собрания устраивались накануне больших православных праздников или памятных дней, связанных с основателем секты Кондратием Селивановым. Во время радений исполняли православные песнопения, а также скопческие «распевцы» или «стихи», принимали в секту новых членов, устраивали особые пляски. При этом участники надевали на себя белые одеяния или длинные рубахи.

Способов втянуть человека в секту, а затем в ней удержать, существует немало. Но у всех них есть общая черта — они обещают адептам власть, деньги или райскую благодать после смерти. Разумеется, ничего не дается просто так — необходимы серьезные жертвы. Чем более жестоки к себе адепты сект, тем более они сплочены и верны идее, ведь хочется верить, что муки были приняты не зря. Отличным примером такого фанатичного самопожертвования и сплоченности являлись российские скопцы — богатые и могущественные кастраты.

Во второй половине XVIII столетия отступников от канонических религий почти уже не преследовали и а Руси объявилось немало странных сект. Одной из наиболее многочисленных и таинственных из них были хлысты. Эти люди называли свои общины «кораблями», а себя — «людьми божьими».

Под внешней строгостью этой секты скрывались достаточно своеобразные ритуалы. Достаточно сказать, что службы, или как говорили сами хлысты — «радения», заканчивались «свальным грехом», то есть, говоря современным языком — групповым сексом. Отдельные черты этой секты позаимствовали , основанные самозванцами.


В дверь одного такого «корабля», обосновавшегося в Орловской губернии, на закате просвещенного XVIII столетия постучал нищий немой бродяга. Возглавлявшая общину Акулина Ивановна, которую все называли «богородицей», велела впустить бедолагу.

Немой объяснил женщине знаками, что он беглый крепостной, скрывающийся от рекрутской повинности. Он просил принять его в «корабль» и дозволить остаться в общине. После недолгого размышления Акулина Ивановна приняла мужчину в секту и тут же произошло чудо — немой заговорил!

Беглый крестьянин назвался Кондратием Селивановым, а немым он, якобы был от рождения. Конечно, это была ложь, но ее «богородица» смогла эффективно использовать для укрепления авторитета. Было объявлено, что Селиванов — «сын божий» и родила его для мирской жизни сама Акулина.

Это сразу же сделало Кондратия вторым человеком общины после «богородицы». Но Селиванов сильно отличался от других хлыстов — он не принимал участия в разврате, а вместо этого много молился и читал духовные книги.

Спустя время он жестко обвинил хлыстов в распутстве и стал настаивать на том, что единственный способ совладать с искушением — это добровольное лишение себя физической возможности блудить. Подавая пример другим адептам, он кастрировал себя каленым железом и потребовал, чтобы так поступили и остальные.

Но как оказалось, братья и сестры оказались не готовы к таким самопожертвованиям и отвернулись от Кондратия. В итоге Селиванову пришлось уйти из приютившего его «корабля» и искать свой путь к Богу самостоятельно.


Скопцы. Фото конца XIX века

Селиванов обосновался в Тамбовской губернии, где создал свой «корабль». Несмотря на схожую с хлыстами организацию, его секта разительно отличалась, в первую очередь целомудрием и строгостью к себе и другим. Себя Кондратий стал величать не иначе как «сын божий» и «искупитель», а своей миссией на земле называл спасение человечества от похоти.

Основным способом борьбы новый пророк считал «сокрушение пагубного змия», что можно было понимать как образно, так и дословно. Процесс борьбы со «змием» Селиванов называл «огненным крещением», которое было не чем иным, как варварской кустарной кастрацией.

Оскоплению подвергались все вступавшие в ряды секты. Мужчинам операцию проводил особый мастер, а женщинам — обученная старуха. Так как специалистов было немного, нередко сектанты оскопляли друг друга не дожидаясь прихода в село мастера, а иногда кастрировали себя сами.


Результат оскопления мужчины и женщины

Различали два вида оскопления. Самым простым способом была «первая печать», под которой понимали «отсечение яичек вместе с частью мошонки после предварительного стягивания мошонки, выше захваченных яичек, толстою ниткой, тесемкой или веревкой» (Пеликан Е., «Судебно-медицинские исследования скопчества»).

Но это был не самый большой религиозный подвиг. Подвергшиеся такому оскоплению могли вступать в половые связи и лишь лишались возможности продолжать свой род. Сектант, который решил максимально защитить себя от мирских соблазнов, принимал «вторую печать» или «царскую». В этом случае удалялись не только яички, но и половой член. Иногда скопцы заходили еще дальше и удаляли себе даже соски.

Чтобы избежать непроизвольного мочеиспускания, скопцы прибегали к различным хитростям. Чаще всего они вставляли в отверстие уретры специально изготовленные шпеньки из свинца или олова. Их помещали в мочеиспускательный канал сразу после операции еще и для того, чтобы не допустить его зарощения.

Инструменты, использовавшиеся для оскопления

Женщинам, вступавшим в секту, удаляли клитор и половые губы. Очень редко производили операцию по отсечению грудей. В отличие от мужчин, они не теряли после ритуала детородную функцию. Известны примеры, когда, покинувшие секту женщины, выходили замуж и рожали детей.

В секту старались втягивать богатых крестьян, которые, в свою очередь, могли заставить вступить в секту своих должников, шантажируя их и обещая все простить. Вообще, финансовая составляющая в секте была очень сильна — не имея возможности передать свои капиталы детям, скопцы завещали их братьям и сестрам. В результате община богатела и втягивала в свои сети новых и новых адептов, действуя уговорами и шантажом.

Скопцы охотно помогали друг другу деньгами, так как от роста благосостояния каждого зависела влиятельность всей секты. Поэтому было немало и тех, кто вступал в их ряды из меркантильных побуждений, мечтая такой ценой вырваться из нищеты. Самым ужасным было то, что иногда старшие родственники оскопляли детей из своей семьи, не оставляя им выбора в жизни.


Мужчины-скопцы

Количество скопцов стремительно росло и в их сети все чаще попадали влиятельные люди и их дети. Это не могло оставаться незамеченным и вскоре против сектантов начались гонения. Первый суд над скопцами состоялся в 1772 году. По его решению 300 адептов, вместе с основателем секты Кондратием Селивановым были отправлены в ссылку в Сибирь.

По дороге Селиванову удалось бежать, после чего он спокойно продолжил проповедовать. Личность этого таинственного человека окружена множеством домыслов. Наиболее известным из них является слух о том, что Кондратий — это Петр III, то есть законный император, свергнутый своей супругой Екатериной II.

Расцвет секты пришелся на царствование Александра I. Скопцов перестали преследовать, а в дом Селиванова запретили появляться полиции. Кондратий больше ничего не опасался и лично оскоплял юношей и мужчин прямо у себя дома. Совершенно очевидно, что у секты были могущественные покровители.

Но все закончилось в 1820 году, когда один из царских фаворитов, герой войны 1812 года граф Милорадович узнал, что в секту оказались втянуты два его племянника. Дело довели до суда и Селиванова арестовали. Главного скопца приговорили к ссылке в отдаленный монастырь Суздальской губернии, где он умер в 1832 году, будучи глубоким старцем.

Но со смертью Селиванова секта не исчезла — количество скопцов на территории Российской империи составляло несколько десятков тысяч и их ряды постоянно пополнялись. Место Селиванова занял моршанский купец первой гильдии Максим Плотицын.

В 1869 году новый глава скопцов попался на взятке должностному лицу. Это преступление стало поводом для обыска в доме Плотицына, в ходе которого нашли 30 миллионов рублей — невероятные по меркам того времени деньги.

Дело Плотицына в очередной раз привлекло внимание к скопцам и началась новая волна преследований. При Александре II в Сибирь отправляли не только самих сектантов, но и всех, кто каким-то образом был с ними связан.


Ссыльные скопцы в Якутии

Но ни Александру II, ни его сыну и внуку не удалось искоренить скопцов. Получилось это только у Советской власти, да и то не сразу. Известно, что последний процесс над скопцами в Советской России прошел в 1929 году, после чего о сектантах-кастратах никто больше не слышал.

Скопцов насчитывалось около 6 тысяч, главным образом в Тамбовской , Курской , Орловской губерниях, в Сибири, где богатые скопческие общины покупали земли у местного населения.

В настоящее время небольшое количество скопцов осталось в некоторых районах Северного Кавказа . Это т. н. «духовные» скопцы (в их общинах оскопление не производится). От участников этих сект требуется отправление определённого культа, сохранение аскетического образа жизни.

Структура и организация

Как отдельное общество, скопцы представляли собой довольно стройное целое, обладающее значительными капиталами. Себя они именовали «белыми голубями» (в отличие от «серых голубей» - хлыстов). Этимология самоназвания проста: «убелиться» на жаргоне скопцов означает оскопиться. Свои общины скопцы, как и хлысты, называли «кораблями». Несмотря на декларируемое скопцами равенство всех «братьев» и «сестер», «кормчий», стоящий во главе «корабля», обладал властью над прочими общинниками. Помогающая «кормщику» женщина, аналогично хлыстовской практике, именуется «богородицей».

Скопцы отличались сильнейшим прозелитизмом . Существовало несколько основных способов вовлечения в секту новичков:

  • Оскопление малолетних родственников
  • Экономическое закабаление
  • Выкуп крепостных крестьян при условии оскопления
  • Соблазнение деньгами
  • Пропаганда «чистоты», особенно эффективная среди юношества

Обстоятельством, затрудняющим окончательное вступление в секту, являлось её учение о необходимости оскопления, но и его скопцы подкрепляли аргументами, против которых было трудно устоять. Во-первых, тексты из Библии имеющие смысл, выгодный скопцам: кроме Св. Писания, скопцы и в иных книгах духовно-нравственного содержания, наиболее распространенных и уважаемых в народе, отыскивали выражения и целые фразы, говорящие об оскоплении. Во-вторых, физическому страданию от операции оскопления и преследованию со стороны правительства скопцы старались придать строго религиозный характер. Наконец, иногда делалось снисхождение, позволяющее отлагать принятие оскопления на неопределенное время или, по крайней мере, не обязывая к нему сразу же по вступлению в секту.

Религиозные взгляды

Трактовка христианства

Основой учения скопцов явилась строка из евангелия от Матфея 19 глава, стих 12:

Скопцы строго соблюдали воздержание от мясной пищи, вовсе не употребляли алкоголь, не курили, избегали родин, крестин и свадеб, не участвовали в увеселениях, не пели светских песен, вовсе не ругались. В отличие от членов старообрядческих общин, скопцы охотно посещали православную церковь и даже проявляли в вопросах религиозной обрядности большое усердие. При этом они открыто осмеивали православные обряды и таинства; храм называли «конюшней», священников - «жеребцами», богослужения - «ржанием жеребцов», брак - «случкой», женатых людей - «жеребцами» и «кобылами», детей - «щенятами», а их мать - «сучкой, от которой воняет и в одном месте с ней сидеть нельзя». Деторождение называли причиной обнищания и разорения.

Скопческая песня Селиванова своим «детушкам»:

Скопцы веруют, что когда их число достигнет 144 тысячи, наступит страшный суд, за которым будет торжество последователей скопчества. «Последний завет» Селиванова:

Мифология

Скопцы имели собственный взгляд на Евангелие (считали, что кастрацию прошли все апостолы) и создали собственную мифологию, связанную с их взаимоотношениями с русскими царями. Так, согласно вымыслу скопцов, Павел I был убит именно за отказ принять скопчество, а царем стал согласившийся оскопиться Александр I . Существует скопческая песня, излагающая вымышленную беседу Павла и Кондратия Селиванова, после которой участь царя была решена:

Наш батюшка искупитель

Кротким гласом провестил:
«Я бы Павлушку простил:
Воротись ко мне ты Павел,
Я бы жизнь твою исправил».
А царь гордо отвечал,
Божества не замечал,
Не стал слушать и ушел.
Наш батюшка искупитель
Своим сердцем воздохнул,
Правой рученькой махнул:
«О земная клеветина,
Вечером твоя кончина!
Изберу себе слугу,
Царя бога на кругу.
А земную царску справу
Отдам кроткому царю:
Я всем троном и дворцами
Александра благословлю,
Будет верно управлять,
Властям воли не давать…»

Другая легенда, популярная у скопцов:

Как-то раз будят Александра I сенаторы и говорят ему хмуро: «Мы слышали, что вы, ваше величество, - скопец. Это никуда не годится, чтобы русский царь был скопец. Поедемте в Сенат, там снимете штаны, чтобы правду узнать» . Делать нечего, поехал царь в Сенат и там снял штаны, и все увидели: да, действительно скопец. Сенаторы разозлились и хотели его там же удавить. Но в этот момент к Сенату подъезжает Константин, человек невероятной физической силы, тоже скопец, и говорит гвардейцу: отвори ворота . Тот: не велено пускать . Константин вырывает у него шашку и одним движением отрубает ему голову. Вбегает и рубит всех, кто под руку подвернулся, в том числе и злодеев-сенаторов. А спасенному Александру говорит: «эх ты, курицы испугался» .

Обряды

Обложка книги Н. Н. Волкова «Секта скопцов» , 1930 г.

Оскоплённая женщина, которой была удалена грудь

Оскопление

Внешние изображения
Нагой скопец

В первое время существования в России скопчества операция оскопления у скопцов состояла в отнятии (ампутации) одних только яичек («удесных близнят») с частью мошонки посредством отжигания их раскаленным железом. Отсюда мистическое название: «огненное крещение». Впоследствии скопцы для операции оскопления стали употреблять разного рода острые режущие орудия, а раскаленное железо - лишь для остановки кровотечения. При этом предварительно мошонка стягивалась выше захваченных яичек ниткой, тесьмой или веревкой. Рана покрывалась тряпкой, смоченной в холодной воде или смазанной деревянным маслом, спуском и другими мазями или свежим салом; иногда для остановки кровотечения рана посыпалась порошками квасцов, медного купороса и др. Рана затягивалась недели через четыре рубцом, большею частью подковообразной формы, шедшим поперек остаточной части мошонки. Этот род оскопления, практиковавшийся в начале XX века, назывался «малая печать», «первая печать», «первое убеление», «сесть на пегого коня», «первая чистота». Однако такая операция, не лишая скопцов вожделения и даже возможности полового соития, некоторым казалась недостаточною, и они решались на отнятие детородного члена, называвшееся «второю», или «царскою печатью», «второю чистотою», «вторым убелением», «сесть на белого коня». Она осуществлялась или вместе с отнятием яичек, или впоследствии (но не ранее, чем через несколько месяцев после «первой печати», иначе высока вероятность летального исхода), при помощи установки в отверстие мочеиспускательного канала оловянных или свинцовых шпенек. Рана затягивалась при операции в один прием одним рубцом, во втором же случае - двумя рубцами, которые оставались у оскопленного на всю жизнь.

Существовали также «третья печать» - удаление сосков, а в ряде случаев и «четвертая» - вырезание на боку у скопца треугольника (мотивация обряда неясна, но можно было бы предположить, зная более точно в каком именно месте делали вырез, что это знак прободенного копием ребра Иисуса Христа, распятого на кресте (треугольная форма соответствует форме наконечника копья).

К особым способам оскопления относится искусственная гипоспадия (путем искусственной перевязки полового члена), применявшаяся к мальчикам. В Тамбовской губернии существовал особый род скопцов - перевертыши , - которые не лишают себя никаких частей тела, но, вероятно, еще c детства перекручивают себе семенные канатики. В секте проколышей , основанной Куткиным, употреблялось оскопление посредством прорезывания или прокалывания семенных канатиков.

Зачастую «убелению» подвергались и женщины , входящие в скопческую общину. Существовали «печати» и для женщин: им удаляли половые губы, а в ряде случаев еще и клитор и груди . Однако в этом случае женщины не теряли способности к деторождению: советский исследователь скопчества Волков свидетельствует о примерах, когда покинувшие общину женщины даже выходили замуж и имели детей.

Радения

Радение «корабликом»

В дни накануне (ночью) некоторых больших праздников православной церкви скопцы устраивали собрания единоверцев в особых помещениях. На этих собраниях происходили особые богомоления скопцов - «радения », на которых они пели православные песнопения и скопческие «распевцы» или «стихи», принимали новых членов секты, ходили разными способами, надевая при этом особые белые одежды, длинные рубахи. У скопцов были и свои особенные праздники, посвященные каким-либо воспоминаниям из жизни основателя скопчества Селиванова; например, 15 сентября - день наказания Селиванова. В такие дни они также устраивали радения.

Существовало четыре способа радений:

  • «корабликом»: радеющие становились в круг один позади другого и ходили гуськом друг за другом, сильно припрыгивая;
  • «стеночкой»: радеющие становились в круг плечом к плечу и ходили «посолонь» (то есть по солнцу, слева направо), припрыгивая;
  • «крестиком»: 4-8 человек становились по одному или по два в каждый угол и затем быстрым шагом, опять-таки припрыгивая, крестообразно менялись местами;
  • в «одиночку»: несколько человек выходили на середину и под такт скороговорчатых «распевцев» начинали кружиться на одном месте, все быстрее и быстрее, так что рубахи их надувались и шумели как паруса.

Эти пляски, которым скопцы предавались до одурения, истощали их силы, что, по мнению скопцов, ослабляло «злую лепость»; а с другой стороны, действовали на радеющих как бы наркотически, доставляя им особого рода наслаждение.

В культуре

См. также

Примечания

Литература

  • Н. Н. Волков Секта скопцов. - Л. : «Прибой», «Печатный Двор», 1930. - 144 с.
  • Н. Н. Волков Скопчество и стерилизация. - М.-Л., 1937.
  • Ф. И. Федоренко Секты, их вера и дела. - М .: «Политиздат», 1965. - 358 с.
  • Н. М. Маторин К вопросу об идеологии скопчества // Критика религиозного сектантства. - второе, посмертное издание. - М ., 1974. - С. 178-182.

Ссылки

  • Есипов Г. В. Докладная записка д. т. с. Трощинского, о скопческом ересиархе Кондратии Селиванове (1802 г.) // Исторический вестник . - 1880. - Т. 2. - № 5. - С. 198.

Категории:

  • Православные секты
  • Христианские секты
  • Ереси
  • Еретические течения в христианстве
  • Добровольный или вынужденный отказ от сексуальности

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Скопцы" в других словарях:

    Ов; мн. Религиозная секта, возникшая в России в конце 18 в. (отделилась от хлыстовства), проповедовавшая спасение души в борьбе с плотью путём оскопления (кастрации) мужчин и женщин, отказа от мирской жизни. ◁ Скопец, пца; м. * Под стражей… … Энциклопедический словарь

Общество скопцов

1. Себя они именовали "белыми голубями". Этимология самоназвания проста: "убелиться" на жаргоне скопцов означает оскопиться. Свои общины скопцы, как и хлысты, называли "кораблями". Несмотря на декларируемое скопцами равенство "кормчий", стоящий во главе "корабля", обладал властью над прочими общинниками. Помогающая "кормщику" женщина, аналогично хлыстовской практике, именуется "богородицей".

2. Существовало несколько основных способов вовлечения в секту новичков:
- Оскопление малолетних родственников
- Экономическое закабаление
- Выкуп крепостных крестьян при условии оскопления
- Соблазнение деньгами
- Пропаганда "чистоты", особенно эффективная среди юношества

3. Скопцы не ели мясной пищи, не употребляли алкоголь, не курили, избегали, крестин и свадеб, не пели светских песен и старались вовсе не ругаться.

4. Cкопцы охотно посещали православную церковь и даже проявляли в вопросах религиозной обрядности большое усердие. При этом они открыто осмеивали православные обряды и таинства; храм называли "конюшней", священников - "жеребцами", богослужения - "ржанием жеребцов", брак - "случкой", женатых людей - "жеребцами" и "кобылами", детей - "щенятами".

5. Деторождение cкопцы считали причиной обнищания и разорения. "Вот мы не женимся и замуж не выходим, от того и богаты. Делайте то же, что и мы, перестаньте верить вашим жеребцам тогда жить будет легче, будете богаты, будете святы".

6. Скопцы веруют, что когда их число достигнет 144 тысячи, наступит страшный суд, за которым будет торжество последователей скопчества.

7. В книге "Русские скопцы" Александр Эткинд писал: "Последствия оскопления мужчин зависели от возраста, в котором была произведена операция. Скопцы, кастрированные в зрелом возрасте, теряли лишь способность к оплодотворению. Оскоплённые в детстве подвергались большим физиологическим изменениям. У них сохранялся высокий голос, не росли волосы на лице, и тело приобретало характерную тучность".