Все о тюнинге авто

Развитие электричества в Средние века. Факты и домыслы об электричестве в древности Старинные источники электричества

Для Крассы и Хабека все ясно. Этот рельеф - технический чертеж; странный предмет и есть лампа, а змея аллегорически изображает нить накала. С помощью таких ламп египтяне освещали темные коридоры и комнаты. Вот, например, почему на стенах помещений, где работали художники, нет копоти, которая осталась бы, пользуйся они масляными лампами. Все дело в энергетике!

Забавная гипотеза, но правды в ней ни на вольт. Мощность «багдадской батарейки» очень мала. Даже если бы в древности освещали комнаты лампочками мощностью один ватт - что это за мощность? световой блик, а не луч света в темном царстве! - пришлось бы составить вместе сорок багдадских батареек. Подобная конструкция весит десятки килограммов.

«Для освещения всех египетских строений понадобилось бы 116 миллионов батареек общим весом 233 600 тонн», - педантично подсчитал физик Франк Дёрненбург. Этим цифрам особой веры тоже нет, но смысл ясен: гальванические элементы античности должны попадаться ученым на каждом шагу. Но это не так!

Удивились и электрики. Даже сегодня нет такой гигантской лампы накаливания, как изображенная на этом рельефе. И хорошо, что нет. Подобные колоссы опасны: ведь сила разрушения лампы под действием атмосферного давления возрастает по мере увеличения ее объема.

Египтологи же истолковывают этот рельеф совсем иначе, чем любители сенсаций, мастера путать столетия и открытия. Рельеф полон символики. Сам иероглифический способ письма побуждал египтян видеть за изображениями нечто иное - то, что подразумевается. Реальность и ее образ не совпадали. Элементы египетских рельефов были скорее словами и фразами, которые надлежало понять.

Итак, по мнению специалистов, на рельефе в Дендере изображена небесная барка бога Солнца Ра. По верованиям египтян, Солнце каждый день умирает вечером и воскресает на рассвете. Здесь его символизирует змея, которая, как считали в стране фараонов, возрождается всякий раз, когда сбрасывает кожу. Самый спорный элемент изображения - пресловутая «колба». Даже египтологи не знают, как ее истолковать. Возможно, она обозначает «горизонт».

Что касается обстановки, в которой создавался рельеф, то рабочие наверняка высекали его при свете обычных ламп, заправленных, например, оливковым маслом. В Долине царей археологи встречали изображения, на которых видны рабочие с подобными лампами, видно, как им выдают фитили и как вечером рабочие возвращают их.

А почему тогда нет следов копоти на стенах и потолках? А вот и неправда ваша! Есть они. Археологи не раз находили подобные пятна. Пришлось даже реставрировать некоторые слишком закопченные гробницы.

Но если «багдадские батарейки» не использовались для освещения жилищ и гробниц, для чего они были нужны? Единственное приемлемое объяснение дал немецкий египтолог Арне Эггебрехт. В его коллекции имелась небольшая статуэтка египетского бога Осириса, покрытая тончайшим слоем золота. Ее возраст - примерно 2400 лет.

Сделав копию фигурки, Эггебрехт погрузил ее в ванну с солевым раствором золота. Затем соединил десять глиняных кувшинов, аналогичных «багдадской батарейке», и подключил этот источник питания к ванне. Через несколько часов на статуэтке осел ровный слой золота. На такой технический трюк, очевидно, были способны и древние мастера. Ведь для нанесения гальванических покрытий нужен ток небольшой силы и низкого напряжения.

И все же загадки остаются.

Каким образом парфяне открыли электрический ток? Ведь напряжение, равное 0,5 вольт, нельзя обнаружить без приборов. Луиджи Гальвани в 1790 году открыл «животное электричество» по чистой случайности. Он заметил, что мышцы лягушки непроизвольно сокращаются, если к ее лапке одновременно приложить пластины из разных металлов.

Быть может, древние тоже случайно открыли электричество? А как они догадались, что с помощью электрического тока можно осаждать золото, содержащееся в растворе? А где было сделано это открытие, в Парфии или, судя по статуэтке, в Египте? А в других странах знали о нем? Как-никак, «батарейками», наверное, пользовались не одно столетие.

Увы, нам ничего не известно об этом. Не сохранилось никаких письменных упоминаний. Известный немецкий историк Бурхард Брентьес предполагал, например, что использовали это таинственное изобретение лишь в Вавилоне и его окрестностях. Но как было на самом деле?

А действительно ли батарейка применялась для гальванических работ? Из того, что «это было возможно», не следует ведь: «Это так и было». И почему археологи находят такие же «батарейки», в которых внутри медного цилиндра помещен медный стержень? Они не могут вырабатывать ток. Нужен стержень из другого металла. Может быть, глиняные кувшины с металлическими вставками предназначались для другой цели?

С другой стороны, нельзя и недооценивать предков. Все забывается. И некоторые вершинные достижения той или иной культуры, удивительные секреты утрачиваются уже по прошествии нескольких веков. Войны, пожары, гибель письменных памятников лишь умножают забвение. Руины разрушенных метрополий меньше всего напоминают солидный архив или патентное бюро, в которых заботливо сохранены все изобретения древности.

Многое исчезло без следа. Возможно, утрачены целые направления науки, плоды деятельности крупных научных школ, приемы династий ремесленников, передававшиеся втайне. И теперь, когда археологи находят непривычный артефакт, они не знают, как объяснить его появление. Он становится неразрешимой загадкой, фразой из книги, которая давно сожжена.

В средние века изучение магнитных явлений приобретает практическое значение. Это происходит в связи с изобретением компаса.

Уже в XII в. в Европе стал известен компас как прибор, с помощью которого можно определить направление на части света. О компасе европейцы узнали от арабов, которым было уже к этому времени известно свойство магнитной стрелки. Еще раньше, вероятно, такое свойство знали в Китае.

Практическое применение магнитных явлений приводило к необходимости их изучения. Постепенно выяснялся целый ряд свойств магнитов.

Исследования Гилберта.

В 1600 г. вышла книга английского ученого Гильберта «О магните, магнитных телах и большом магните - Земле». В ней автор описал уже известные свойства магнита, а также собственные открытия.

Гильберт предполагал, что Земля представляет собой большой магнит. Чтобы подтвердить это предположение, Гильберт проделал специальный опыт. Он выточил из естественного магнита большой шар. Приближая к поверхности шара магнитную стрелку, он показал, что она всегда устанавливается в определенном положении, так же как стрелка компаса на 3емле.

Гильберт описал явление магнитной индукции, способы намагничивания железа и стали и т. д. Книга Гильберта явилась первым научным исследованием магнитных явлений.

В своей книге Гильберт коснулся и электрических явлений. Нужно отметить, что хотя в то время магнетизм и электричество рассматривались как явления разной природы, тем не менее очень давно ученые заметили в них много общего. Поэтому не случайно во многих работах исследовались одновременно и магнитные и электрические явления. В частности, изучение магнетизма вызвало интерес к исследованию электрических явлений.

Гильберт открыл, что наэлектризовать можно не только янтарь, но и алмаз, горный хрусталь и ряд других минералов. В отличие от магнита, который способен притягивать только железо (других магнитных материалов в то время не знали), наэлектризованное тело притягивает многие тела.

Исследования Герике.

Новый шаг к изучению электрических явлений был сделан немецким ученым Герике. В 1672 г. вышла его книга, в которой были описаны опыты по электричеству. Наиболее интересным достижением Герике было изобретение им «электрической машины». «Электрическая машина» представляла собой шар, сделанный из серы и посаженный на железный шест. Герике вращал этот шар и натирал его ладонью руки. Впоследствии ученый несколько раз усовершенствовал свою «машину».

Несмотря на простоту прибора, Герике смог с его помощью сделать некоторые открытия. Так, он обнаружил, что легкие тела могут не только притягиваться к наэлектризованному шару, но и отталкиваться от него.

Развитие представлений о электричестве в ХVII-XVIII ст.

В XVIII в. изучение электрических явлений пошло быстрее. В первой половине этого столетия были открыты новые факты.

В 1729 г. англичанин Грей открыл явление электропроводности. Он установил, что электричество способно передаваться от одних тел к другим по металлической проволоке. По шелковой нити электричество не распространялось. В связи с этим Грей разделил все тела на проводники и непроводники электричества.

3атем французский ученый Дюфе спустя пять лет выяснил, что существует два рода электричества. Один вид электричества получается при натирании стекла, горного хрусталя, шерсти и некоторых других тел. Это электричество Дюфе назвал стеклянным электричеством. Второй вид электричества получается при натирании янтаря, шелка, бумаги и других веществ. Этот вид электричества Дюфе назвал смоляным. Ученый установил, что тела, наэлектризованные одним видом электричества, отталкиваются, а разными видами, - притягиваются.

Впоследствии стеклянное электричество было названо положительным, а смоляное - отрицательным. Это название предложил американский ученый и общественный деятель Франклин. При этом он исходил из своих взглядов на природу электричества.

Очень важным шагом в развитии учения об электричестве было изобретение лейденской банки, т. е. электрического конденсатора.

Лейденская банка была изобретена почти одновременно немецким физиком Клейстом и голландским физиком Мушенбруком в 1745 - 1746 гг. Свое название она получила по имени города Лейдена, где Мушенбрук впервые проделал с ней опыты по изучению электрических явлений.

Вскоре лейденская банка была усовершенствована: внешнюю и внутреннюю поверхность стеклянного сосуда стали обклеивать металлической фольгой. В крышку банки вставляли металлический стержень, который сверху заканчивался металлическим шариком, а нижний конец стержня при помощи металлической цепочки соединялся с внутренней обкладкой.

Лейденская банка (рис. 1.) является обычным конденсатором. Когда внешнюю обкладку ее заземляют, а металлический шарик соединяют с источником электричества, то на обкладках банки скапливается значительный электрический заряд и при ее разряде может протекать значительный ток. Получение больших зарядов с помощь лейденской банки значительно способствовало развитию учения об электричестве.

Прежде всего, усовершенствовалась аппаратура для исследования электрических явлений, в частности электрические маслины. Это были, как и первая машина Герике, такие устройства, в которых электрический заряд

рис. 1 получался в результате натирания стеклянного или эбонитового диска кожей или другими подобными материалами.

3атем появился первый электроизмерительный прибор - электрометр. Его история начинается с электрического указателя, созданного Рихманом вскоре после изобретения лейденской банки. Этот прибор состоял из металлического прута, к верхнему концу которого подвешивалась льняная нить определенной длины и веса. При электризации прута нить отклонилась. Угол отклонения нити измерялся с помощью шкалы, прикрепленной к стержню и разделенной на градусы.

После изобретения лейденской банки, когда ученые смогли наблюдать сравнительно большие искры при электрическом разряде, возникла мысль об электрической природе молнии.

Известный американский ученый и общественный деятель Бенджамин Франклин (1706 - 1790) высказал эту идею в письме в Лондонское королевское общество в 1750 г.

В этом письме он объяснял как можно проверить высказанное предположение. Он предлагал поставить на башню будку, на крышу которой вывести железный шест. Помещенный внутри будки человек в случае грозы мог бы извлекать из шеста электрические искры.

В том же году, летом, Франклин в Америке проделал похожий опыт.

После того как была выяснена электрическая природа грозы возникла идея устройства громоотвода для предохранения зданий от пожаров в результате попадания в них молнии.

Громоотводы быстро вошли в практику. Это было первое практическое применение учения об электрических явлениях. Оно способствовало развитию и популяризации науки о электричестве.

Вместе с ускорившимся развитием опытного исследования электрических явлений возникают и теории этих явлений.

Конечно, еще до середины XVIII в. существовали некоторые соображения о природе электричества. Но они были весьма примитивными. В большинстве случаев электрические действия объяснялись наличием вокруг заряженных тел неких электрических атмосфер.

В середине XVIII в. появляются уже более содержательные теории электрических явлений. Эти теории можно разделить на две основные группы.

Первая группа - это теории электрических явлений, основанные на принципе дальнодействия.

Вторая группа - это теории, в основу которых положен принцип близкодействия.

Остановимся сначала на развитии теории дальнодействия, которая получила в XVIII в. почти всеобщее признание. Основоположниками теории дальнодействия были Франклин и петербургский академик Эпинус.

Франклин еще в 40-х г. XVIII в. построил теорию электрических явлений. Он предположил, что существует особая электрическая материя, представляющая собой некую тонкую, невидимую жидкость. Частицы этой материи обладают свойством отталкиваться друг от друга и притягиваться к частицам обычной материи, т. е. к частицам вещества, по современным понятиям.

Электрическая материя присутствует в телах в определенных количествах, и в этом случае ее присутствие не обнаруживается. Но если в теле появляется избыток этой материи, то тело электризуется положительно; наоборот, если в теле будет недостаток этой материи, то тело электризуется отрицательно. Название («положительное и отрицательное электричество», которое так и осталось в науке, принадлежит Франклину.

Электрическая материя, по Франклину, состоит из особо тонких частиц, поэтому она может проходить сквозь вещество. Особенно легко она проходит через проводники.

Из теории Франклина следует очень важное положение о сохранении электрического заряда. Действительно, для создания, например, отрицательного заряда на каком-либо теле нужно от него отнять некоторое количество электрической жидкости, которая должна перейти на другое тело и образовать там положительный заряд такой же величины. После соединения этих тел электрическая материя вновь распределится между ними так, чтобы эти тела стали электрически нейтральными.

Теория Франклина была развита Францем Эпинусом (1724 - 1802). При этом Эпинус как бы брал за образец теорию тяготения Ньютона.

Ньютон предположил, что между всеми частицами обычных тел действуют дальнодействующие силы. Эти силы центральные, т.е. они действуют по прямой, соединяющей частицы.

Эпинус же предполагает, что между частицами электрической материи также действуют центральные дальнодействующие силы. Только силы тяготения являются силами притяжения, силы же, действующие между частицами электрической материи, - силами отталкивания. Кроме того, между частицами электрической материи и частицами обычного вещества, так же как и у Франклина действуют силы притяжения. И эти силы аналогично силам тягогения являются дальнодействующими и центральными. Эпинус сравнивал силы тяготения и электрические силы. Он предполагает, что силы, действующие между частицами электрической материи, «изменяются обратно пропорционально квадрату расстояния. Так можно предполагать с некоторым правдоподобием, ибо в пользу такой зависимости, по-видимому, говорит аналогия с другими явлениями природы». Эта предполагаемая аналогия и дает возможность Эпинусу построить теорию электрических явлений.

Одной из интересных его работ было исследование электрической индукции. Эпинус показал, что если к проводнику приблизить заряженное тело, то на проводнике появляются электрические заряды. При этом сторона его, к которой подносят заряженное тело, электризуется зарядом противоположного знака. И наоборот, на удаленной части проводника образуется заряд того же знака, что и на поднесенном теле.

Эпинус подтвердил и закон сохранения электрического заряда. Он писал: «Если я хочу в каком-либо теле увеличить количество электрической материи, я должен неизбежно взять ее вне его и, следовательно, уменьшить ее в каком-либо другом теле».

Одновременно с теорией электрических явлений, основанной на представлении о дальнодействии, появляются теории этих явлений, в основе которых лежит принцип близкодействия. Одним из родоначальников этой теории можно считать Ломоносова.

Ломоносов был противником теории дальнодействия. Он считал, что тело не может действовать на другие мгновенно через пустое или заполненное чем-либо пространство.

Он полагал, что электрическое взаимодействие передается от тела к телу через особую среду, заполняющую все пустое пространство, в частности и пространство между частицами, из которых состоит «весомая материя», вещество.

Электрические явления, по Ломоносову, следует рассматривать как определенные микроскопические движения, происходящие в эфире. То же самое относится и к магнитным явлениям.

На точке зрения близкодействия в теории электричества и магнетизма стоял и другой петербургский академик - Л. Эйлер. В середине XVIII в., как и Ломоносов, он выступил за теорию близкодействия. Он предполагал существование эфира, движением и свойствами которого объяснял наблюдаемые электрические явления.

После открытия закона Кулона теория дальнодействия совсем вытесняет теорию близкодействия. И только в XIX в. Фарадей возрождает теорию близкодействия. Однако ее всеобщее признание начинается со второй половины XIX в., после экспериментального доказательства теории Максвелла.

Предыдущие части:

Продолжим рассматривать примеры странных конструкций на куполах и скорее лишних, чем естественных металлических связей в строениях. А так же, на основе современной информации о достижениях кулибиных в наше время, попытаемся все это связать в единую картину.

В начале предлагаю запомнить, как выглядит странная конструкция на крыше башни. Журнал "Всемирная иллюстрация" конца 19в.


Упоминание про использование электричества из атмосферы в конце 19в.

Тоже непонятные современному человеку конструкции на крыше здания


Может быть, здесь не снимали конструкцию с времен постройки и это еще рабочая установка?


Храмы без крестов

А сейчас, чтобы обосновать свои предположения. Предлагаю просмотреть вот этот патент:

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТМОСФЕРНОГО ЭЛЕКТРИЧЕСТВА , включающее приемный блок с антенным элементом, соединенным токопроводом с разрядным элементом, отличающееся тем, что приемный блок содержит выполненную ниже антенного элемента систему ориентированных вертикально и сообщающихся друг с другом проводящих куполообразных трибоэлементов, к кромке нижнего из которых присоединен игольчатый электрод разрядного элемента, а другой его электрод выполнен в виде заземленного металлического диска.

Камера конденсатора 1 ограничена корпусом 2, по конфигурации выполненным в виде тела вращения с конической верхней частью. Корпус изготовлен из диэлектрика (бетон, известняк). На вершине корпуса 2 размещен нижний металлический куполообразный трибоэлемент 3, имеющий длинный металлический "нос" 4, на котором жестко закреплены последовательно (посредством металлического "носа") соединенные между собой куполообразные трибоэлементы, полости которых и камеры сообщены. На верхнем куполообразном трибоэлементе закреплена крестообразная антенна 6, от кромки нижнего куполообразного трибоэлемента вертикально опускается игла 10. На основании камеры 7 расположен нижний дискообразный металлический электрод 8, имеющий заземление 9.

Устройство работает следующим образом.
Куполообразные трибоэлементы, расположенные вертикально и соединенные с антенной крестообразной формы, позволяют при минимальном объеме создать максимальную поверхность для осуществления трибоэлектризации различными атмосферными факторами аналогично электризации корпусов летательных аппаратов. В результате возникает разница потенциалов между верхним электрически заряженным игольчатым электродом и нижним электродом.
В период метелей, дождя, гроз этот процесс (накопление электрических зарядов) значительно усиливается за счет использования развитой поверхности куполов.
Нарастание напряжения между электродами также зависит и от высоты подъема верхнего электрода (с антенной и куполообразным трибоэлементами), так как Ez вертикальная составляющая электрического поля Земли составляет до 200 В/м от поверхности Земли, увеличиваясь в период возмущений (дождь, метель, гроза). Игла позволяет максимально сконцентрировать напряженность поля для пробоя разрядного промежутка.

Почему купола христианских церквей имеют шарообразную форму и покрыты золотом? Не с точки зрения символизма, а с точки зрения физики?

Каркас у куполов каменных церквей тоже металлический

Что бы арматура выполняла свои функции – она не должна быть гладкой. Максимум – это стяжка периметра стен, но не армирование. Но я склоняюсь к мысли (как и pro_vladimir и dmitrijan ), что это шинопроводы.

Вся эта конструкция храмов напоминает Лейденскую банку , первый простой конденсатор:


Чем не купола храмов?

Может быть, не зря храмы ставили на источниках, родниках или рядом?

Все больше склоняюсь к мысли, что эти сооружения, храмы, ранее к религии не имели отношения. Это был оздоровительный комплекс, работающий на получение статического электричества из атмосферы. В таком электростатическом поле человек за несколько сеансов мог хорошо поправить здоровье, излечиться. Это отдельная тема, имеющая мощную базу по физиологии клетки. Без отрицательного потенциала на мембране клетка не может нормально обмениваться с межклеточной жидкостью веществами. И вирусы легко проникают в нее при слабом потенциале. Еще эритроциты слипаются от недостатка заряда, гроздья эритроцитов не доносят кислород до клеток по капиллярам. На этом основан процесс опьянения при попадании в кровь этилового спирта. Можно выпить живой воды с сильным отрицательным окислительно-восстановительным потенциалом (ОВП). А можно было прийти в такой храм. Цилиндры фараона – тоже из этой же темы.

Есть современные кулибины, кто что-то понял и начинает конструировать приборы, основанные больше на статике, чем на силовых токах. Одним из таких ученых-самоучек, является Александр Мишин:

Продолжение в этом веб-семинаре А.Мишина: Вихревая медицина - использование статического электричества при лечении многих заболеваний:

Санкт-Петербург "Иллюминация на набережной Мойки". Акварель В.С. Садовникова. 1856 г. Электрическая подсветка Юсуповского Дворца.

Вся эта иллюминация смотрит на нас с картин до официального изобретения Лодыгиным лампы накаливания, а тем более до промышленного производства их на основе вольфрамовой нагревательной спирали в конце 19в.

Мы привыкли к завоеваниям цивилизации. Кажется, ничего нет удивительного, когда щелкаешь выключателем, и зажигается свет; нажимаешь на кнопку - и подставляешь лицо под прохладный ветерок, порожденный лопастями вентилятора; втыкаешь вилку в розетку, и утюг в считанные секунды нагревается до нужной температуры. Трудно представить, что в древности люди не знали электричества. А может быть, они его все-таки знали?.. СОЛНЕЧНЫЙ КАМЕНЬ Миллионы лет назад над Европой нависала гигантская шапка ледника, и климат был совсем иной. Растительность чем-то напоминала современную тайгу с разнообразными хвойными деревьями. Под палящим солнцем сломанные бурями густо истекали смолой реликтовые ели и сосны. Со временем смолистые выделения приобретали каменную твердость. Так рождался удивительный янтарь. Из него тысячелетия назад уже делали украшения и амулеты. История не сохранила имени безвестного пастуха, случайно потершего окаменевшую смолу об овечью шкуру. Раздалось легкое потрескивание, и шерстинки встали дыбом... Прошли тысячелетия, и уже древнегреческий философ Фалес Милетский целенаправленно ставил разнообразные опыты с «электроном», что по-гречески и означает «янтарь». Мы знаем об этих незатейливых опытах не слишком много. Более-менее известно, что философ вытачивал из янтаря разнообразные фигурки - палочки, пластины, шарики и кубики, которые затем натирал всяческими тканями, шкурками и шерстью. Так он исследовал «родство» предметов и материалов и «божественной силы электрона». Долгое время считалось, что это было единственное (не считая молний) знакомство человека с электричеством, однако история любит преподносить сюрпризы. «БАГДАДСКАЯ БАТАРЕЙКА» Как-то раз в 1936 году во время строительства юго-восточного участка багдадской железнодорожной магистрали рабочие наткнулись на древнюю парфянскую гробницу. В ней были найдены глиняные желто-коричневые сосуды двухтысячелетней давности. Внутри находились свернутые в цилиндр листки меди, изъеденные коррозией железные стержни и кусочки битума - природного асфальта. Похоже, что битум покрывал верхнюю и нижнюю части медного цилиндра, внутри которого помещался железный стержень.

Битумный герметик и следы коррозии наводят на мысль, что в сосудах находилась какая-то едкая жидкость, например винный уксус. Так, может быть, перед нами настоящая батарейка? Именно так считал директор Национального музея Ирака Вильгельм Кёниг. Этот видный археолог пришел к сенсационному выводу о том, что содержимое сосудов очень напоминает гальванические элементы. Впрочем, большинство археологов уверены, что тут они просто столкнулись с обычными футлярами для хранения папирусных свитков, ведь похожие артефакты были найдены возле города Селевкия на Тигре и столицы Парфянского царства Ктесифона. Там в «селевкийских вазах» нашли свиток папируса и скрученные листы бронзы, больше напоминавшие пенал для свернутых листов папируса. В «селевкийских вазах» могли храниться священные свитки из пергамента или папируса, на которых записывались некие ритуальные тексты. При их разложении могли выделяться органические кислоты, разъедающие медь и железо, что и объясняет следы коррозии на внутренних металлических деталях. При этом битумный герметик» позволял хранить содержимое кувшина длительное время. ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЕ «ЛАМПЫ» Сенсационность возможного использования «селевкийских ваз», несмотря на возражения академических ученых, вызвала волну интереса к «электрическим» артефактам. Энтузиасты исследования тайн древнеегипетской «храмовой науки» Петер Красса и Рейнхард Хабек даже написали книгу «Свет фараонов», где рассмотрели вопрос использования электричества в древние времена.

Они предположили, что «храмовые ученые» входившие в жреческую касту, умели изготовлять некие «джед-столбы», одни из составляющих системы энергопитания. Авторы также утверждают, что при раскопках пирамид были обнаружены модели всяческих «прожекторов» с медными проводами.

Выводы исследователей «египетского света» основаны на необычных храмовых древнеегипетских фресках. Прежде всего, здесь выделяются таинственные барельефы подземного храма Дендеры. В одной из каменных камер непонятного назначения изображены человеческие фигуры рядом с некими предметами, имеющими форму колбы. Эти колбы, или пузыри, очень напоминают гигантские электролампы с причудливыми извивающимися змеями внутри. Головы змей увенчаны цветками лотоса, чем-то напоминающими ламповые патроны. Нечто подобное кабелю подсоединено с ящиком, вблизи которого находится символ могущества - «джед-столб», также скрепленный со змеями.

Правда, необходима значительная доза фантазии, чтобы представить слуг фараона, держащих в руках какие-то таинственные аппараты, напоминающие лампы или даже прожекторы, соединенные проводами с рядом сосудов-аккумуляторов. Есть и критические доводы, ведь изображение сопровождают лишь иероглифы какого-то религиозного гимна, посвященного богу солнца - Ра. Это позволило египтологам отбросить все неформальные гипотезы и уверенно объяснить пиктограммы изображением храмовой мистерии с небесной ладьей бога солнца Ра. По верованиям египтян, солнце каждый день умирает вечером и воскресает на рассвете. Здесь его символизирует змея, которая, как считали в стране фараонов, возрождается всякий раз, когда сбрасывает кожу.

Между прочим, немецкий физик Франк Деренбург рассчитал параметры батареи по «багдадской версии», и получилось, что подобная конструкция для освещения египетских подземелий должна весить десятки, а то и сотни тонн. Что явно противоречит здравому смыслу. НА ПУТИ К РАЗГАДКЕ - «ЖИВЫЕ АККУМУЛЯТОРЫ» Загадка «багдадских батареек» и «египетского электричества» может быть решена неожиданным путем. Историкам медицины Древнего мира известны парадоксальные способы лечения с помощью... «животного электричества». В принципе здесь нет ничего необычного, ведь отдельные представители нильских электрических сомов действительно способны поражать 400-вольтовыми импульсами при амперном токе, что весьма существенно и для современной электромедицины. Существуют описания европейских этнографов XVIII века о том, что те же абиссинцы необычным образом и весьма успешно использовали «электрошоковую терапию». Во время тяжелых приступов болотной лихорадки они крепко привязывали больного к деревянному помосту, обливали его солевым раствором рапы (воды соляных озер.) и касались его пупка живым электрическим сомом, завернутым в сухой папирус. Электрические удары следовали до тех пор, пока лихорадочный приступ не прекращался.

К концу XVIII века среди британских врачей и биологов стала популярна тема «живого электричества». Анатом Джон Уолш доказал электрическую природу удара ската, показав, что электрические импульсы передаются не «воздушными флюидами», а непосредственным контактом и «проводящим сродством веществ». Затем шотландский хирург Джон Хантер рассмотрел строение электрического органа этой необычной рыбы. Исследования Уолша и Хантера были опубликованы в 1773 году и через несколько лет попали к итальянскому врачу и физиологу Луиджи Гальвани. Гальвани начал экспериментировать с воздействием статического электричества. Как-то раз его ассистент случайно коснулся лягушачьей лапы скальпелем, накопившим электрический разряд. Лапка судорожно дернулась, и перед Гальвани открылась новая область исследований.

Занимаясь «животным электричеством», Гальвани сделал выводы, что мышцы являются своеобразными аккумуляторами, которыми посредством электрических сигналов управляет центральная нервная система. Используя знаменитый врачебный принцип «подобное - подобным», он предположил, что многие мышечные заболевания, спазмы и «корчи» можно было бы лечить электрическими разрядами. Так, может быть, и слаботочные египетские и шумерские «электроприборы» имели медицинское предназначение? Такое кажется возможным при процедурах электроакупунктуры, когда к биологически активным точкам (БАТ) подводят небольшие импульсы тока. Между прочим, электровоздействие на БАТ может приводить и к обезболивающему эффекту. Итак, существовали или нет «электрические» артефакты, историческая наука пока еще не знает, ведь после гибели Александрийской библиотеки исчезли тысячи папирусных свитков, хранящих тайны «храмовой науки». Может быть, нас еще ждут очень необычные археологические находки «криптоэлектрических» артефактов, которые откроют новые страницы истории науки и техники. Олег ФАЙГ

По странному стечению обстоятельств археологи порой обнаруживают загадочные предметы, которые не вписываются в наше представление о древних культурах. Их существование не мог предположить ни один историк, и все-таки они есть. Ученые окрестили их «Out of Place Artefacts» - «искусственные предметы странного происхождения». Судя по ним, древние греки умели создавать аналоги компьютера (Антикитерский механизм), жители Парфии применяли гальванические элементы, а египтяне - лампы накаливания.

С чем мы имеем дело? С искусными фальсификациями? Или историю развития техники надо переписывать заново?Одна из находок, встреченных не на своем месте, - знаменитая «багдадская батарейка». В 1936 году при раскопках близ Багдада австрийский археолог Вильгельм Кёниг обнаружил кувшин, изготовленный две тысячи лет назад парфянским гончаром.Внутри невзрачного светло-желтого сосуда высотой 15 сантиметров находился медный цилиндр. Его диаметр составлял 26 миллиметров, а высота - 9 сантиметров. Внутрь цилиндра был вставлен железный стержень, полностью проржавевший. Все детали были залиты асфальтом, скреплявшим их.В своей книге «В потерянном раю» Вильгельм Кёниг педантично описал находку:«Верхний конец стержня примерно на сантиметр выступал над цилиндром и был покрыт тонким, светло-желтым, полностью окисленным слоем металла, по виду похожего на свинец. Нижний конец железного стержня не доставал до днища цилиндра, на котором находился слой асфальта толшиной примерно три миллиметра».

Но для чего предназначался этот сосуд? Оставалось только гадать.«Глиняный кувшин с медным элементом нашли в доме за пределами селения; вблизи него лежали три глиняные чаши с магическими надписями; в руинах Селевкии на Тигре нашли похожие медные элементы».Для чего-то они были нужны! И ведь нельзя забывать, что IIl-II века до нашей эры, по признанию историков, были одним из самых плодотворных периодов в развитии науки и техники.Через несколько лет Кёниг обнародовал неожиданную гипотезу. Кувшин мог служить гальваническим элементом - проще говоря, батарейкой. «Нужно было лишь налить туда кислоту или щелочь», - предположил исследователь.Это подтвердили и опыты. Профессор Дж.Б. Перчински из университета штата Северная Каролина изготовил такой же кувшин, наполнил его пятипроцентным винным уксусом, подключил вольтметр и убедился, что между железом и медью создается напряжение, равное 0,5 вольт.Немного, но все-таки! Работала эта античная батарейка в течение 18 дней.Значит, парфяне - извечные соперники римлян на Востоке, чью культуру мы сравнительно плохо знаем, - могли вырабатывать электрический ток самыми примитивными средствами. Но для чего? Ведь в Парфии, как и в Древнем Риме, - уж это мы точно знаем! - не пользовались электрическими лампами, не оборудовали повозки электромоторами, не возводили линии электропередачи.

А что как нет? Что если во всем виноваты «темные века», лишившие европейцев исторической памяти? И «век электричества» наступил не во времена Фарадея и Яблочкова, а в дохристианскую эпоху?«Электрическое освещение имелось еще в Древнем Египте», - утверждают Петер Красса и Райнхард Хабек, посвятившие доказательству этой идеи свою книгу.Их основной аргумент: рельеф из храма богини Хатор в Дендере, созданный в 50 году до нашей эры, во времена царицы Клеопатры. На этом рельефе виден египетский жрец, который держит в руках продолговатый предмет, напоминающий колбу электрической лампы. Внутри колбы извивается змея; ее голова обращена к небу.Для Крассы и Хабека все ясно. Этот рельеф - технический чертеж; странный предмет и есть лампа, а змея аллегорически изображает нить накала. С помощью таких ламп египтяне освещали темные коридоры и комнаты. Вот, например, почему на стенах помещений, где работали художники, нет копоти, которая осталась бы, пользуйся они масляными лампами. Все дело в энергетике!Забавная гипотеза, но правды в ней ни на вольт. Мощность «багдадской батарейки» очень мала. Даже если бы в древности освещали комнаты лампочками мощностью один ватт - что это за мощность? световой блик, а не луч света в темном царстве! - пришлось бы составить вместе сорок багдадских батареек. Подобная конструкция весит десятки килограммов.

«Для освещения всех египетских строений понадобилось бы 116 миллионов батареек общим весом 233 600 тонн», - педантично подсчитал физик Франк Дёрненбург. Этим цифрам особой веры тоже нет, но смысл ясен: гальванические элементы античности должны попадаться ученым на каждом шагу. Но это не так!Удивились и электрики. Даже сегодня нет такой гигантской лампы накаливания, как изображенная на этом рельефе. И хорошо, что нет. Подобные колоссы опасны: ведь сила разрушения лампы под действием атмосферного давления возрастает по мере увеличения ее объема.Египтологи же истолковывают этот рельеф совсем иначе, чем любители сенсаций, мастера путать столетия и открытия. Рельеф полон символики. Сам иероглифический способ письма побуждал египтян видеть за изображениями нечто иное - то, что подразумевается. Реальность и ее образ не совпадали. Элементы египетских рельефов были скорее словами и фразами, которые надлежало понять.Итак, по мнению специалистов, на рельефе в Дендере изображена небесная барка бога Солнца Ра. По верованиям египтян, Солнце каждый день умирает вечером и воскресает на рассвете. Здесь его символизирует змея, которая, как считали в стране фараонов, возрождается всякий раз, когда сбрасывает кожу. Самый спорный элемент изображения - пресловутая «колба». Даже египтологи не знают, как ее истолковать. Возможно, она обозначает «горизонт».

Что касается обстановки, в которой создавался рельеф, то рабочие наверняка высекали его при свете обычных ламп, заправленных, например, оливковым маслом. В Долине царей археологи встречали изображения, на которых видны рабочие с подобными лампами, видно, как им выдают фитили и как вечером рабочие возвращают их.А почему тогда нет следов копоти на стенах и потолках? А вот и неправда ваша! Есть они. Археологи не раз находили подобные пятна. Пришлось даже реставрировать некоторые слишком закопченные гробницы.Но если «багдадские батарейки» не использовались для освещения жилищ и гробниц, для чего они были нужны? Единственное приемлемое объяснение дал немецкий египтолог Арне Эггебрехт. В его коллекции имелась небольшая статуэтка египетского бога Осириса, покрытая тончайшим слоем золота. Ее возраст - примерно 2400 лет.Сделав копию фигурки, Эггебрехт погрузил ее в ванну с солевым раствором золота. Затем соединил десять глиняных кувшинов, аналогичных «багдадской батарейке», и подключил этот источник питания к ванне. Через несколько часов на статуэтке осел ровный слой золота. На такой технический трюк, очевидно, были способны и древние мастера. Ведь для нанесения гальванических покрытий нужен ток небольшой силы и низкого напряжения.И все же загадки остаются.

Каким образом парфяне открыли электрический ток? Ведь напряжение, равное 0,5 вольт, нельзя обнаружить без приборов. Луиджи Гальвани в 1790 году открыл «животное электричество» по чистой случайности. Он заметил, что мышцы лягушки непроизвольно сокращаются, если к ее лапке одновременно приложить пластины из разных металлов.Быть может, древние тоже случайно открыли электричество? А как они догадались, что с помощью электрического тока можно осаждать золото, содержащееся в растворе? А где было сделано это открытие, в Парфии или, судя по статуэтке, в Египте? А в других странах знали о нем? Как-никак, «батарейками», наверное, пользовались не одно столетие.Увы, нам ничего не известно об этом. Не сохранилось никаких письменных упоминаний. Известный немецкий историк Бурхард Брентьес предполагал, например, что использовали это таинственное изобретение лишь в Вавилоне и его окрестностях. Но как было на самом деле?А действительно ли батарейка применялась для гальванических работ? Из того, что «это было возможно», не следует ведь: «Это так и было». И почему археологи находят такие же «батарейки», в которых внутри медного цилиндра помещен медный стержень? Они не могут вырабатывать ток. Нужен стержень из другого металла. Может быть, глиняные кувшины с металлическими вставками предназначались для другой цели?

С другой стороны, нельзя и недооценивать предков. Все забывается. И некоторые вершинные достижения той или иной культуры, удивительные секреты утрачиваются уже по прошествии нескольких веков. Войны, пожары, гибель письменных памятников лишь умножают забвение. Руины разрушенных метрополий меньше всего напоминают солидный архив или патентное бюро, в которых заботливо сохранены все изобретения древности.Многое исчезло без следа. Возможно, утрачены целые направления науки, плоды деятельности крупных научных школ, приемы династий ремесленников, передававшиеся втайне. И теперь, когда археологи находят непривычный артефакт, они не знают, как объяснить его появление. Он становится неразрешимой загадкой, фразой из книги, которая давно сожжена.