Все о тюнинге авто

Когда будет полет на марс. Когда на марс. Атомные и другие эксперименты России

Экспедиция на Марс не раз захватывала внимание человечества, еще со времен космической гонки в 1960-х годах. Сейчас это уже не фантазии, а вопрос времени и ресурсов. В 2020 году стартуют миссии нескольких организаций, которые продолжают подготовку к освоению новой планеты и приближают реализацию главной цели – колонизации Марса.

Миссия NASA «Марс-2020»

Проект «Марс-2020» (Mars 2020 rover mission) является частью продолжительной программы NASA по изучению «Красной планеты». Основной целью проекта является разведывательная миссия поверхности планеты, что позволит ответить на множество фундаментальных вопросов. Например, была ли жизнь на Марсе, остались ли на его поверхности следы обитаемых условий в прошлом, или признаки существования бактерий и других микроорганизмов.

Кроме того, в задачи Марс-2020 входит сбор информации и апробация технологий, которые в будущем будут использоваться колонизаторами. В рамках программы будет выполнено тестирование получения кислорода из местной атмосферы, поиск полезных ископаемых и ресурсов (например, подземных вод), урегулирование процессов посадки, определение погоды, концентрации пыли и пр.

Проект Марс-2020 представляет собой марсоход, который будет отправлен с Земли в июле/августе 2020 (о чем сообщалось на официальном сайте проекта). Марсоход будет передвигаться по поверхности необычным способом: с помощью встроенных вертолетных лопастей. Таки образом, он будет как бы «прыгать», поднимаясь вверх, пролитая определенное расстояние и приземляясь на грунт. Однако, вертолет может летать только 3-4 раза в сутки, поскольку марсоход оборудован небольшой солнечной батареей. Такое решение было принято для сохранения минимального веса устройства. В противном случае он не смог бы летать в условиях местной плотности воздуха.

Экспедиция на поверхности планеты будет длиться не менее одного марсианского года (687 дней). В этот период будет проводиться сбор необходимой информации, включая образцы грунта, которые в последующем планируется переправить на Землю для дальнейшего изучения в специализированной лаборатории.

ЭкзоМарс

Еще одной программой по изучению Красной планеты является EXOMARS 2016-2020. Она разрабатывается и контролируется Европейским космическим агентством и Российской государственной организацией Роскосмос. В рамках программы предусмотрены две миссии:

  1. Запуск орбитального аппарата Trace Gas Orbiter (TGO) в 2016 году.
  2. Полет на Марс марсохода в 2020 году.

Программа ExoMars направлена на разведку поверхности и демонстрацию новых технологий, которые будут использованы будущей экспедицией. Ее задачи включают:

  • вход в атмосферу, спуск и посадка полезной нагрузки;
  • тестирование мобильности на поверхности Марса;
  • доступ к недрам и получение образцов.

Интересно: Одной из приоритетных целей ExoMars является участие в международной миссии по возвращению образцов обратно на Землю.

Орбитальный аппарат TGO был отправлен на еще в 2016 году. Он успешно прибыл на орбиту Марса и сейчас уже выполняет требуемые исследования. В задачи TGO входит изучение составляющих атмосферы: в частности, метана и других газов, водяного пара. Кроме того, он будет работать в качестве спутника-ретранслятора для осуществления связи с марсоходом, который будет запущен в 2020.

На марсоходе установлено оборудование для сбора грунта и других образцов планеты. В его задачи входит исследование экзобиологии и геохимии. Роскосмос предоставляет пусковую установку «Протон» для обеих миссий.

SpaceX

«Человеческую» экспедицию на Марс в 2024 году планирует Илон Маск. В данный момент ведется постройка космического корабля и ракеты, которая доставит корабль до орбиты. Эта задача будет возложена на ракету Falcon 9. Она представляет собой двухступенчатый ракетоноситель, который предназначен для многоразового использования.

Возможность возвращать первую ступень обратно и использовать ее повторно значительно сократило расходы космических полетов. Например, запуск Falcon Heavy обошелся SpaceX примерно в 90 млн долларов, а запуск подобной ракеты от компании ULA (предприятие Boeing) стоил бы не менее 400 млн долларов. Если ученым удастся возвращать и вторую ступень, то это еще больше сэкономит средств для освоения космических просторов.

В мае 2018 года Илон Маск презентовал дизайн пилотированного космического корабля Crew Dragon, который и доставит людей на Марс. В начале он пройдет тестовые полеты, среди которых перевозка полезной нагрузки на МКС. А в дальнейшем его испытают пилоты, которые также отправятся на МКС.

Inspiration Mars Foundation

О своем намерении организовать полет на Марс в 2018 году заявляла некоммерческая организация Inspiration Mars Foundation (фонд), основанная Деннисом Тито в 2013 году. Компания планировала воспользоваться особым орбитальным периодом в январе 2018, который позволяет добраться до орбиты Марса с минимальным расходом топлива. Дополнительное окно запланировано на 2021 год, если миссию не удастся реализовать в 2018.

Предложение было основано на траектории свободного возвращения. Пилотируемый корабль должен был выйти на орбиту Марса через орбиту Венеры и Земли, и вернуться обратно на Землю через 501 день. Данная кампания подвергалась значительной критике со стороны государственных и независимых организаций.

На данный момент актуальной информации о деятельности фонда нет, так как их официальный сайт заблокирован.

Mars One

– это частный проект голландской организации Mars One and Interplanetary Media Group под руководством Баса Лансдорпа. Программа предполагает экспедицию на Марс в один конец. Компания позиционирует себя как некоммерческая организация. Однако, она предлагает способ получения дохода от экспедиции в виде съемок и дальнейшей продажи документальных фильмов о подготовке и осуществлении миссии.

Реализация проекта предполагает поэтапное осуществление. С 2020 года на поверхность планеты будет запущен первый посадочный модуль, для сбора информации для экспедиции. До 2026 года на Марсе с помощью робототехники будут выстроены жилые модули, перевезено оборудование и другие полезные грузы. Полет первого корабля с людьми запланирован на 2026 год. Следующие корабли с людьми будут отправлены в 2028 и 2029 годах. До 2035 года организация рассчитывает построить колонию для 20 человек.

Тем не менее, организация Mars One неоднократно подвергалась жесткой критике и обвинялась в неправомерных действиях с целью получения материальной выгоды. В российском документальном фильме «Обретение Марса» ее руководители прямолинейно были названы мошенниками.

Илон Маск мечтает колонизировать Марс: видео

По материалам: 2020-god.com

Впервые за последние 6 лет на Марс посадят зонд. Этим будет заниматься научно-исследовательский центр NASA «Лаборатория реактивного движения» (JPL).

Когда начнётся : 22:00 по московскому времени.

Главный вопрос заключается в изучении внутреннего содержания и горных пород подобной Земле планеты. Нужно это, чтобы сравнить ее непосредственно с Землей. Это цель новой миссии.

Глава немецкого Института космических исследований Тилман Шпон

В ходе исследования зонд NASA InSight должен совершить посадку на песчаном участке Марса. Из-за многих факторов, в том числе, переменчивых погодных условий, многие миссии провалились, но сейчас все должно измениться.

Где смотреть

Наблюдать за миссией могут все жители планеты. NASA будет вести онлайн-трансляцию сразу в нескольких местах.

Отметим, что в ходе стрима не будет показан сам процесс приземления. Но будут озвучиваться аудиокоманды и подтверждения от диспетчеров.

1 . Самое основное место для большинства пользователей: официальный YouTube-канал NASA .

Для вашего удобства мы встроили этот ролик сюда. Можете смотреть прямо с сайт:

2 . С компьютера можно также зайти на официальный сайт NASA и посмотреть за процессом прямиком оттуда.

3 . Владельцы Apple TV могут следить за стримом через NASA TV .

4 . Последнее популярное место, где можно отслеживать процесс приземления зонда - стриминговый сервис Ustream . Он полезен в том случае, если по каким-то причинам другие трансляции недоступны.

358-килограммовый геофизический зонд раскроет 600-ваттные солнечные панели для получения энергии и работы всех систем. Затем он пробурит грунт до глубины 6 метров.

После устройство останется на Марсе навсегда. Стоимость миссии составила около $500 млн.

Нога человека еще ни разу не ступала на Марс, самую ближайшую к Земле планету Солнечной системы. Минимальное расстояние до нее — 55 млн километров. Но чтобы преодолеть его, землянам придется затратить много времени, усилий и ресурсов. Еще больше потребует колонизация Красной планеты. Несмотря на это, идея покорить ее более полувека не дает покоя многим, даже далеким от космоса, людям.

В последние годы интерес к “марсиаде” еще более обострился. То, о чем раньше писали лишь писатели-фантасты и “желтая пресса”, стало постепенно воплощаться в жизнь. О подготовке марсианских миссий говорят президенты и политики. Ученые с головой ушли в самые смелые эксперименты по астрономии и астробиологии. Инвесторы не боятся вкладывать “кровные” в запуски космолетов. Фондовые рынки чутко реагируют на новости об успехах и неудачах “марсианских” проектов. Полет на Марс и его колонизация стали глобальным трендом.

Учитывая глубину темы, попробуем разобраться с самыми актуальными ее аспектами — проектами, возможностями, угрозами и перспективами инвестирования.

Планы миссий

Проекты полета на Марс появились еще на заре космической эры. Первыми эту тему подняли власти США при подготовке высадки на Луну в начале 1960-х годов. После этого о своих марсианских амбициях неоднократно заявляли лидеры Советского Союза, Китая и других стран. На деле вместо астронавтов к Красной планете отправляли лишь спутники и роботы-марсоходы. Сейчас на марсианской поверхности находятся 2 ровера американского космического агентства NASA.

Сверхтяжелая ракета-носитель Н-1

В СССР, как и в других странах, “марсиада” становилась темой “номер один” раз в десятилетие. В 1960 году, накануне запуска первого космонавта на орбиту Земли, руководство страны даже озвучило дату отправки марсианской миссии — 8 июня 1971-го. Конструкторы сосредоточились на проектах тяжелых аппаратов. Первый предполагал строительство марсианского пилотируемого комплекса весом 1,63 тысячи тонн. Смонтировать махину хотели на околоземной орбите, что и поныне — невыполнимая задача.

Второй проект представила команда Глеба Максимова. Автор первого искусственного спутника Земли предложил послать к Марсу без высадки на нем 3 космонавта. Корабль с солнечными батареями и оранжереей должна была “забросить” на земную орбиту сверхтяжелая ракета-носитель Н-1. При полете к Красной планете траекторию корректировал бы разгонный блок.

Третья разработка, группы Константина Феоктистова, вобрала в себя “плюсы” и “минусы” первой и второй (сборка на низкой орбите и разгон между планетами). Энергию для электрореактивных двигателей 75-тонного корабля должны были генерировать реакторы (мощность 7-15 мегаватт). Экипаж (4-6 человек) предполагалось высадить на Марс через несколько месяцев после старта. Проект закрыли в конце 1960-х из-за “лунной гонки” (соперничества с США в освоении Луны) и ненадолго возродили в 1980-х, на закате СССР.

Атомные и другие эксперименты России


Спуск «Скиапарелли» на Красную планету: первый и последний

Тяжелое советское прошлое предопределило неудачи нынешней марсианской программы России. В 2011 году из-за неполадок сорвалась даже непилотируемая экспедиция на спутник Марса Фобос (Фобос-Грунт). В 2016 году из-за отказа двигателей о поверхность Красной планеты разбился модуль “Скиапарелли”, запущенный в рамках проекта российской корпорации “Роскосмос” и Европейского космического агентства (ЕКА) Exomars (поиск следов марсианской жизни).

В 2007-2011 годах Россия отважилась на важный шаг в подготовке полета — проект “Марс-500”. Цель — тренинг добровольцев на Земле в условиях, близких к марсианским. “Роскосмос” и Российская академия наук при поддержке ЕКА в 3 этапа освоили 15 млн долларов. 6 участников из разных стран жили в специальном комплексе в полной изоляции 14, 105 и 520 суток. За их здоровьем и поведением наблюдали ученые. На последнем этапе “экипаж” провел шахматный турнир с гроссмейстером Анатолием Карповым и трижды вышел на псевдоповерхность Марса. Организаторы отчитались об успехе эксперимента, хотя “космонавты” и упоминали о конфликтах между собой.

В 2010 году Россия объявила о планах создания ядерной энергодвигательной установки, которая сможет доставить космонавтов к Марсу за 1-1,5 месяца. Проект с бюджетом в 17 млрд рублей корпорации “Росатом” и “Роскосмос” обещали воплотить к 2018 году. В 2012-ом российское предприятие “Энергия” анонсировало совместный с Украиной и Казахстаном подобный проект. Речь шла о разработке сверхтяжелой ракеты-носителя “Содружество” для покорения Марса и Луны.

В марте 2018 года президент России Владимир Путин заявил, что Россия запустит миссию на Марс в 2019 году. Базой для экспансии будет Луна.

«Мы сейчас будем там осуществлять беспилотные, а потом и пилотируемые пуски - для исследования дальнего космоса, и лунная программа, затем исследование Марса», - уточнил глава государства.

Заявление Путина идет в разрез с категоричными утверждениями руководства “Роскосмоса” о том, что россияне не планируют пилотируемых марсианских миссий ни в 2019-ом, ни в 2025-ом. Нет для этого денег, технических возможностей и средств защиты космонавтов.

“Семимильные шаги” NASA


Многоразовый космический корабль Orion

Следует признать, что NASA сделало едва ли не самый весомый вклад в “марсиаду”. Подготовку к миссии специалисты США ведут серьезно и последовательно еще с 1960-х годов. Инженеры и ученые разработали множество проектов, провели тысячи исследований и испытаний оборудования. К примеру, в рамках программы Constellation (“Созвездие”, 2004-2010) они планировали построить базу на Луне для будущих полетов на Марс. Тяжелая ракета-носитель Ares-1 должна была вывести на орбиту пилотируемый корабль Orion. Оттуда сверхтяжелая Ares-5 могла бы доставить его на лунную базу и на Красную планету. Планы перечеркнул мировой финансовый кризис и решение президента Барака Обамы закрыть Constellation.

Несмотря на это, с 2010-го, Исследовательский центр имени Эймса, (лаборатория NASA) вместе с управлением министерства обороны США работает над проектом Hundred-Year Starship (“Столетний космический корабль”). Его цель — подготовка межпланетных экспедиций в течение следующих 100 лет. В случае с Марсом отправленные в 2030-ом и после добровольцы не смогут вернуться. Их задача — построить колонию и осваивать Красную планету.

Также в NASA вынашивают и другие замыслы об отправке американских астронавтов на Марс в 2030-х. Для отработки технологии предлагали даже захватить мини-астероид и высадить их на него (миссия Asteroid Redirect Mission). Согласно еще более сложному плану NASA`s Journey to Mars, необходимо вначале построить базу на Луне для производства ракетного топлива и создать запасы последнего на марсианской орбите, а также Фобосе или Деймосе. Правительство и администрация США денег на это не дали, посоветовав космическому ведомству пока исследовать Красную планету марсоходами и спутниками.


Интерактивная 3D-карта AccessMars идеально подходит для виртуальных прогулок по Марсу

В 2017 году специалисты американского аэрокосмического агентства вместе с картографами из Google составили интерактивную 3D-карту Марса Access Mars. Уже в мае 2018 года NASA запустит на Красную планету робота InSight, который впервые зароется в глубины местного грунта. В феврале 2021-го к нему присоединится аппарат Mars 2020, который запишет “голос” Марса и поищет место для колонии.

Впрочем, в декабре 2017-го вектор “марсиады” NASA резко сменила «Директива № 1 о космической политике», которую утвердил президент Дональд Трамп. Теперь в приоритете — освоение Луны, как основы для полета на Марс. На “звездную” программу США только в 2018-ом власти выделили 20,7 млрд долларов.

Столь щедрые “вливания” имеют конкретную цель: создание сверхмощной ракеты-носителя SLS и пилотируемого аппарата Orion для транспортировки межпланетных миссий. Ожидается, что в тестовом режиме они без пилотов отправятся к Луне в 2019-ом.

Маск и начало марсианской гонки


Илон Маск и пилотируемый корабль Dragon

О полетах на Марс американский миллиардер Илон Маск неустанно говорит с 2002-го, когда основал компанию SpaceX. Тогда его замысел удешевить космические путешествия, покорить и колонизировать Марс воспринимали несерьезно. Но эксцентричный топ-менеджер не только грезил о марсианской одиссее, но и упрямо двигался к мечте. Его любимое детище спроектировало многоразовые ракеты-носители семейства Falcon (“Сокол”), грузовой корабль Dragon («Дракон») и пассажирскую версию Dragon V2 для Международной космической станции (по контракту с NASA).

6 февраля 2018 года успешно стартовала сверхтяжелая ракета-носитель Falcon Heavy, которую разработали для миссий на Луну и Марс. Самая крупная в мире на тот момент (грузоподъемность — до 64 тонн) она вывела на гелиоцентрическую орбиту личный электромобиль Маска Tesla Roadster с манекеном в скафандре SpaceX. В июле 2018-го космический беспилотник должен пересечь орбиту Марса.

За запуском в прямом эфире наблюдали миллионы людей во всем мире. После этого Марс стал самой популярной среди планет Солнечной системы по версии компании “Яндекс”.

На запуск Falcon Heavy отреагировали как финансовые рынки, так и ведущие политики, ученые и эксперты. Все понимали: успех Маска в ракетостроении означает старт марсианской гонки, в которую, как и в период лунной, будут втянуты основные “игроки” космической отрасли. Тем более, что сам глава Space X анонсировал первые короткие полеты на Красную планету уже в 2019 году.

«Сейчас мы строим первый межпланетный корабль для полетов на Марс», — заявил Маск в марте 2018-го.


Так будет выглядеть новое детище Маска — Big Falcon Rocket

Ранее миллиардер обещал, что ракета Big Falcon Rocket (BFR) сначала будет доставлять на Красную планету грузы, а затем и добровольцев, которые построят там колонию-убежище для человечества на случай Третьей мировой войны. Топливом для межпланетного космического корабля Big Falcon Spaceship, будут жидкий метан и жидкий кислород, которые возможно добывать на Марсе. Свои сомнения в осуществимости такого плана в сжатые сроки высказал один из российских экспертов.

По-индийски: дешево, медленно, но уверенно


Mars Orbiter Mission — индийская космическая станция на марсианской орбите

С 2004 года в “марсиаду” включилась Индия. Ее президент Абдул Калам Марайкайяр озвучил инициативу до середины XХI века запустить на Марс индийско-американский экипаж.

Позже лидеры Индии неоднократно подтверждали свои марсианские амбиции. Как и американцы, они планируют для начала закрепиться на Луне. Для этого индийские инженеры сейчас разрабатывают проекты космического жилья. Планы экспансии Красной планеты индийцы воплощают медленно, но фантастически уверенно: в 2013-ом орбитальную станцию Mars Orbiter Mission («Мангальян») они отправили на Марс в 10 раз дешевле, чем NASA (за 74 млн долларов). Результатом ее работы явилась публикация “Атласа Марса” (2015).

Эмираты: дорого и не спеша


Проект марсианской колонии ОАЭ

Программу освоения Марса на предстоящие 100 лет Mars 2117 разработали в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ). Как заявил вице-президент, премьер-министр ОАЭ и правитель Дубая шейх Мохаммед ибн Рашид Аль Мактум, ее конечная цель — основание колонии на Красной планете, где будут жить 600 тысяч человек. Уже в 2021 году национальное космическое агентство отправит на Марс свой первый орбитальный аппарат Hope («Надежда»).

“Mars 2117 — это проект, реализацией которого займутся будущие поколения, вдохновлённые страстью к науке и стремлением к новым знаниям», — заявил шейх.

Покорение Марса для ОАЭ — не какая-то далекая мечта. Подготовка к миссии идет полным ходом — на “космические” нужды потрачено уже около 5,5 млрд долларов. Во время Дубайской международной выставки достижений правительства (9-11 апреля 2018 года) посетителям впервые показали скафандр и образцы пищи астронавтов ОАЭ, а также макет будущей колонии. В пустыне сейчас возводят Марсианский научный город, который станет крупнейшим в мире симулятором жизни на Красной планете.

Mars One: миссия без возврата

Mars One — один из наиболее обговариваемых и критикуемых проектов полета на Марс. Один из его руководителей, голландец Бас Лансдорп недавно заявил о готовности в 2031 году отправить безвозвратно на Красную планету экипаж из 4 человек. Их еще предстоит отобрать из 100 кандидатов.

Организация Лансдорпа не располагает собственной ракетно-космической техникой. Контракты с ее производителями еще не подписаны. Это порождает сомнения в реалистичности проекта.

Для чего туда лететь?


Колонисты на Марсе: шанс на выживание есть

#1 Ради престижа

Лунную гонку подогревало соперничество между двумя супердержавами — СССР и США. Американцы поддержали престиж своей страны, когда первыми высадились на спутнике Земли. Чего-то подобного следует ожидать и в финале “марсиады”. “Престижную” мотивацию подтверждают заявления нынешних американского и российского лидеров о полетах в пределах Солнечной системы.

#2 Для поиска ресурсов


Рений на Марсе — не редкость

Маск и многие другие предлагают не возить все необходимое с собой на Марс, а сразу по прибытии построить там завод, где производить топливо из местного сырья (углекислого газа).

После этого скучать не придется уже геологам: Красная планета необычайно богата редчайшим стратегическим металлом рением (цена 1 килограмма — 3 тысячи долларов), который используют в реактивных двигателях. Чтобы добыть 1 грамм его на Земле, надо переработать больше полутонны сырья. Загрузить рением корабль на обратном пути к Земле — любая миссия окупится!

#3 На случай войны

Тот же Маск часто говорит, что хочет уберечь человечество от Третьей мировой войны, которая может превратить нашу планету в радиоактивную пустыню. Его альтернатива: переселить на Марс 1 млн человек, чтобы воссоздать цивилизацию.

Шансы на выживание есть у всех колонистов. На грунте, похожем на марсианский, ученые умудрились вырастить даже картофель. Лучшие для земледелия районы Красной планеты успели нанести на карту.

#4 Ради эксперимента

Марс с его микрогравитацией, извечным холодом и разреженной атмосферой — рай для ученых и исследователей. Можно создать там почти земной климат, добыть воду и вырастить на грунте овощи. Сейчас это реально сделать лишь виртуально, в компьютерной игре Surviving Mars.

#5 Чтобы обустроить базу

В самом крайнем случае (если достичь других целей будет нельзя), можно сделать из Марса форпост для будущей экспансии в глубокий космос. На Красной планете удобно заправлять и ремонтировать космические корабли, расположить аппаратуру для дальней связи, разместить спасательные службы.

Факторы риска


Космос таит в себе немало угроз

#1 Космическая радиация

Специалисты NASA фиксируют резкое усиление потока заряженных частиц из глубокого космоса. Из-за этого астронавты рискуют получить предельную дозу облучения во время полета на Марс и обратно. На поверхности Красной планеты уровень космической радиации еще выше. Марсианское магнитное поле слабее земного и сдержать вредное излучение не может.

Длительное пребывание астронавтов под космическими лучами может привести к ухудшению здоровья и даже смерти. Возможные меры: обустройство радиационных убежищ на борту корабля и под поверхностью Марса, создание искусственного магнитного поля.

#2 Пыль и вирусы

Из-за перепадов давления на Марсе часто возникают пылевые бури, которые представляют опасность для астронавтов и техники. Ученые предупреждают: соединения хрома в марсианской пыли могут воздействовать на человеческий организм, как сильные канцерогены. Приборы может вывести из строя электростатический заряд, который накапливается из-за трения о пылевые частицы.

Еще одна угроза, которую таят грунт и недра Красной планеты — патогенные микроорганизмы, которые там могли выжить. Их атака может вызвать смерть покорителей Марса. Об этом предупреждает британский астробиолог Барри Ди Григорио. Возможные меры: использование пылесосов с излучателем микроволн.

#3 Невесомость и микрогравитация

6 месяцев полета — это полгода в невесомости. За такое время у астронавтов слабеют и уменьшаются мышцы, разрушаются и становятся хрупкими кости. Вместо полноценного длительного восстановления на Марсе путешественников ждет еще одно испытание: слабое притяжение (38% земного) и незаметное магнитное поле (в 800 раз меньше, чем на Земле). Может пострадать нервная система и мышцы. Возможные меры: создание искусственной гравитации и физические тренировки.

#4 Стрессы и конфликты

Эксперименты по имитации полетов показали, что изоляция и пребывание в замкнутом пространстве могут сделать миссию невыполнимой и без воздействия радиации. Эффект усталости друг от друга ведет к вспышкам агрессии и конфликтам. В экстремальных условиях такие проявления чреваты расстройствами психики и техногенными катастрофами. Возможные меры: включение в экипаж психолога, набор стрессоустойчивых астронавтов, поддержание привычного микроклимата в коллективе.

Как заработать на миссии?


Добыча полезных ископаемых на Красной планете может оказаться прибыльным бизнесом

#1 Космический туризм

Цена полета в один конец — 200 тысяч долларов. Это при условии, если Маску или его конкурентам удастся снизить затраты на топливо и технику. Сейчас себестоимость доставки астронавта на Марс — 6-10 млрд долларов. При таких расчетах космических туристов выгоднее транспортировать туда-обратно партиями по 50-100. Выгода увеличится, если космотуры станут регулярными, более доступными и безопасными.

#2 Инвестиции в аэрокосмическую промышленность

Акции почти всех производителей космических аппаратов взметнулись вверх, когда началась марсианская гонка. Да и сейчас такая тенденция сохраняется. К примеру, ценные бумаги американской корпорации Lockheed Martin, которая имеет контракты с NASA, 11 апреля к 19.00 по московскому времени на торгах в Нью-Йорке подорожали на 1,4% до 344,2 доллара.

#3 Вложения в энергоресурсы

На Земле сейчас в тренде — электромобили и другие «чистые» авто, а также переход от ископаемых видов топлива на альтернативные (возобновляемые). Из-за этого эксперты прогнозируют постепенное сокращение спроса на нефтепродукты в будущем.

Не умереть с голоду участникам рынка энергоресурсов помогут полеты на Марс. Все просто: космические ракеты-носители пока летают на химическом топливе, которое производят из нефти и ее производных. Всплеск “марсиады” обеспечил стабильный спрос на последние. Значит, сработает ставка тех, кто играет на повышение на рынке нефти.

#4 “Вход” в геологоразведку

Марс может оказаться “золотым” для геологов и всех разработчиков недр. По некоторым данным, кроме упомянутого рения, на Красной планете есть залежи 50 ценных минералов и металлов. Недаром, туда вскоре отправят своего робота-марсохода “старатели” из NASA. Если после этого на Марсе разразится новая “золотая лихорадка”, больше всех заработают те, кто производит буровое оборудование, а также, кто купил их акции.

Резюме . Учитывая все описанное выше, стоит признать: пилотируемый полет на Марс в ближайшие годы возможен. Чисто технически на это способен Маск с его сверхтяжелыми ракетами. Но, судя по всему, он будет оттягивать миссию с астронавтами на борту. Миллиардер прекрасно понимает, что обрекает их на невероятные сложности и даже смерть, если подготовка будет вестись на нынешнем уровне. Его главная надежда — на прорыв в разработках ракетных ускорителей и альтернативных видов топлива.

В NASA будут держать на контроле “марсиаду”, продолжая засылать на Красную планету роботов. Но основные усилия будут сосредоточены на высадке астронавтов на Луне. Остальные участники марсианской гонки будут делать почти то же самое.

Инвесторы, скорее всего, извлекут выгоду из вложений в ракетно-космическую отрасль и геологоразведку. Можно прогнозировать, что некоторые найдут “золотую жилу” в стартапах, которые разрабатывают электронику для дальней связи.

Именно на этих направлениях и стоит сейчас искать “точку входа”. Определяйтесь, время пока терпит. Помните: Марс вас ждет!

Подготовил Станислав Клопот

Марс может стать новым домом для человечества, а также раскрыть загадки появления и существования жизни. Когда-то в прошлом Красная планета была полноводной и обладала плотной атмосферой. Почему теперь она пустынна и холодна? Ответить на эти вопросы помогут только полеты на Марс. Люди еще не добирались до Марса, если не считать беспилотные марсоходы, осуществляющие научную деятельность на поверхности планеты, однако именно таким может стать следующий шаг в освоении космоса. Колонии на Марсе помогут узнать больше о прошлом Красной планеты, а также, возможно, станут пристанищем для людей в случае глобальной катастрофы. Как сказал Элон Маск, «колонизация других планет Солнечной системы - страховка от вымирания».

20.09.2018, Рамис Ганиев 70

Первый полет на будет чрезвычайно опасным для здоровья астронавтов - в этом нет никаких сомнений. В мае 2017 года исследование на мышах показало, что члены первой пилотируемой миссии будут подвергнуты двукратному риску возникновения рака. Новое

Унылый пейзаж марсианской пустыни
Не в силах раскрасить холодный восход.
В разряженном воздухе чёткие тени
Легли на далекий теперь вездеход.

Великая Космическая Одиссея ХХ века превратилась в жестокий фарс – серия неуклюжих попыток сбежать из своей «колыбели», и перед человеком раскрылась черная пропасть безжизненного пространства. «Дорога к звездам» оказалась коротким тупиком.

Мрачная ситуация в Космонавтике имеет несколько простых объяснений:

Первое - ракеты на химическом топливе достигли своего предела. Их возможностей хватило для достижения ближайших небесных тел, но для полномасштабных исследований Солнечной системы требуется нечто большее. Приобретающие все большую популярность ионные двигатели также не способны решить вопрос с преодолением колоссальных космических расстояний. Тяга ионных супер-двигателей не превышает считанных долей одного Ньютона, а межпланетные перелеты по-прежнему растягиваются на долгие годы.

Заметьте – речь идет только об изучении Космоса! В условиях, когда полезная нагрузка составляет всего 1% от стартовой массы ракетно-космической системы, вести речь о каком-либо промышленном освоении небесных тел вообще не имеет смысла.

Особенно разочаровывала пилотируемая космонавтика – вопреки смелым гипотезам писателей-фантастов середины ХХ века, Космос оказался ледяной враждебной средой, где никто не рад органическим формам жизни. Условия на поверхности Марса – единственном из «приличных» в этом плане небесных тел может вызвать шок: атмосфера, на 95% состоящая из углекислоты, и давление на поверхности, эквивалентное давлению земной атмосферы на высоте 40 километров. Это конец.

Условия на поверхностях других обследованных планет и спутников планет-гигантов еще страшнее – температуры от - 200 до + 500° С, агрессивный состав атмосферы, чудовищные давления, слишком малая или, наоборот, слишком сильная гравитация, мощная тектоника и вулканическая активность…
Межпланетная станция «Галилео», совершив один виток вокруг Юпитера, получила дозу радиации, эквивалентную 25 смертельным дозам для человека. По этой же причине, для пилотируемых полетов практически закрыты околоземные орбиты на высотах более 500 км. Выше начинаются радиационные пояса, где долговременное пребывание опасно для здоровья человека.

Там, где едва ли могут существовать самые прочные из механизмов, хрупкому человеческому телу делать нечего.

Но Космос манит мечтой о далеких мирах, а человек не привык сдаваться перед трудностями – временная задержка на пути к звездам обещает быть недолгой. Впереди титаническая работа по исследованию и освоению ближайших небесных тел – Луна, Марс, где без пилотируемой космонавтики не обойтись.

Исследователи Марса

Вы наверняка спросите – зачем вся эта космическая «возня»? Совершенно очевидно, что никакой практической пользы эти экспедиции не принесут, смелые фантазии о горнорудном производстве на астероидах или добыче Гелия-3 на Луне все еще остаются на уровне смелых предположений. Более того, с точки зрения земной экономики и промышленности, никакой необходимость в этом нет, и появится она, вероятно, не скоро.

Тогда – для чего? Ответ прост – наверное, в этом и есть предназначение человека. Создавать удивительную по красоте и сложности технику, и с её помощью исследовать, осваивать, изменять окружающее пространство.
Никто не собирается останавливаться на достигнутом. Сейчас главная цель – грамотно выбрать приоритеты дальнейшей работы. Нужны новые дерзкие идеи и яркие, амбициозные проекты. Каковы будут наши следующие шаги на пути к звездам?

1 июня 2009 года по инициативе НАСА была организована т.н. «комиссия Огустина» (получила название в честь её главы – бывшего директора компании Lokheed Martin Нормана Огустина) –специальный комитет по вопросам американской пилотируемой космонавтики, в чьи задачи входила выработка дальнейших решений на пути проникновения человека в Космос.

Янки внимательно изучили состояние ракетно-космической отрасли, проанализировали сведения о межпланетных экспедициях с использованием автоматических зондов, учли условия на поверхностях ближайших небесных тел и скрупулезно «рассмотрели на свету» каждый выделенный из бюджета цент.

Осенью 2009 года «комиссия Огустина» представила подробный отчет о проделанной работе и сделала ряд простых, но в то же время совершенно гениальных выводов:

1. Ожидаемый в ближайшем будущем пилотируемый полет на Марс – блеф.
Несмотря на популярность проектов, связанных с высадкой человека на Красную планету, все эти планы не более чем научная фантастика. Полет человека на Марс в современных условиях, подобен попытке бежать «стометровку» с переломанными ногами.

Марс привлекает исследователей адекватными климатическими условиями – по крайней мере, здесь нет испепеляющих температур, а низкое давление атмосферы можно компенсировать «обычным» космическим скафандром. Планета имеет нормальные размеры, гравитацию и удалена от Солнца на разумное расстояние. Здесь обнаружены следы присутствия воды – формально есть все условия для успешной высадки и работы на поверхности Красной планеты.

Однако, в плане посадки космических аппаратов, Марс – пожалуй, наихудший вариант из всех исследованных небесных объектов!

Все дело в коварной газовой оболочке, окружающей планету. Атмосфера Марса слишком разряжена – настолько, что здесь невозможен традиционный спуск на парашютах. В то же время, она достаточно плотна, чтобы сжечь посадочный аппарат, неосторожно «сиганувший» к поверхности с космической скоростью.

Посадка на тормозящих двигателях на поверхность Марса – исключительно сложное и затратное мероприятие. Длительный период времени аппарат «висит» на реактивных двигателях в гравитационном поле Марса – полностью опереться на «воздух» с помощью парашюта невозможно. Все это приводит к чудовищному перерасходу горючего.

Именно по этой причине применяются необычные схемы – например, автоматический межпланетный зонд «Следопыт» садился с помощью двух комплектов тормозных двигателей, лобового тормозящего (теплоизоляционного) экрана, парашюта и надувной «подушки безопасности» - врезавшись в красный песок на скорости 100 км/ч, станция несколько раз отскочила от поверхности, как мяч, до полной остановки. Разумеется, подобная схема совершенно неприменима при высадке пилотируемой экспедиции.

Не менее чудно садился в 2012 году «Кьюриосити».

Марсоход массой 899 кг (вес на Марсе 340 кг) стал самым тяжелым из земных аппаратов, доставленных на поверхность Марса. Казалось бы, всего лишь 899 кг – какие здесь могут возникнуть проблемы? Для сравнения – спускаемый аппарат корабля «Восток» имел массу 2,5 тонны (масса всего корабля, на котором летел Ю. Гагарин – 4,7 тонны).


Cхема посадки Mars Science Laboratory (MSL), более известной, как марсоход "Кьюриосити"


И, тем не менее, проблемы оказались велики - во избежание повреждения конструкции и аппаратуры марсохода «Кьюриосити», пришлось использовать оригинальную схему, известную, как «небесный кран». Вкратце, весь процесс выглядел следующим образом: после интенсивного торможения в атмосфере планеты, платформа с закрепленным на ней марсоходом зависла в 7,5 метрах над поверхностью Марса. С помощью трех тросов «Кьюриосити» мягко опустили на поверхность планеты - получив подтверждение о том, что его колеса коснулись грунта, марсоход перерезал пирозарядами тросы и электрокабели, и нависающая над ним тяговая платформа отлетела в сторону, совершив жесткую посадку в 650 метрах от марсохода.

И это всего лишь 899 килограммов полезной нагрузки! Страшно представить, какие сложности возникнут при посадке на Марс 100-тонного корабля с парой-тройкой космонавтов на борту.

Все вышеперечисленные проблемы конвертируются в лишние сотни тонн «марсианского корабля». По самым скромным подсчетам масса отлетной ступени на околоземной орбите составит как минимум 300 тонн (менее оптимистичные оценки дают результат до 1500 тонн)! Вновь потребуются сверхтяжелые ракеты-носители, чьи размеры многократно превзойдут лунные «Сатрун-V» и Н-1 с полезной нагрузкой 130…140 тонн.

Даже при использовании метода секционной сборки «марсианского корабля» на из более мелких блоков и применении схемы из двух кораблей – основного (пилотируемого) и автоматического транспортного модуля с их последующей стыковкой на марсианской орбите, количество нерешенных технических проблем превышает все разумные пределы.

В сложившейся ситуации отправка человека на Марс подобна попытке решить Великую теорему Ферма не обладая простейшими знаниями алгебры.

Тогда зачем мучить себя несбыточными иллюзиями? Не проще для начала научиться «ходить без костылей» и набраться необходимого опыта, решая чуть более простые, но не менее фееричные задачи?

Британские ученые установили, что астероид Апофис опасности для Земли не представляет.

«Комиссия Огустина» предложила план, под названием «Гибкий путь» (Flexible Path) – сюжет, достойный съемочных павильонов Голливуда. Смысл данной теории прост – научиться совершать длительные межпланетные перелеты, тренируясь на … астрероидах.


Астероид Итокава в сравнении с Международной космической станцией


Блуждающие каменные обломки не обладают сколь-нибудь ощутимой атмосферой, а их малая гравитация делает процесс «причаливания» подобным стыковке «Шаттла» с МКС – тем более, у человечества уже имеется опыт «близких контактов» с малыми небесными телами.

Речь идет отнюдь не о «челябинском метеорите» - в ноябре 2005 года японский зонд «Хаябуса» («Сапсан») произвел две посадки с забором пыли на поверхности 300-метрового астероида (25143) Итокава. Не все прошло гладко: солнечная вспышка повредила панели солнечных батарей, космический холод вывел из строя два из трех гироскопов зонда, при посадке был потерян мини-робот «Минерва», наконец, аппарат столкнулся с астероидом, повредил двигатель и потерял ориентацию. Через пару лет японцам все-таки удалось восстановить контроль над зондом и перезапустить ионный двигатель – в июне 2010 года капсула с частицами астероида была, наконец, доставлена на Землю.

Полеты к астероидам могут дать сразу несколько полезных результатов:

Прояснятся некоторые детали формирования и Солнечной системы, что уже само по себе вызывает немалый интерес.

Во-вторых, это ключ к решению прикладной задачи о предотвращении «метеоритной угрозы» - все подробности в сценарии голливудского блокбастера «Армагеддон». Но в реальности дело может принять еще более интересный оборот:

День первый. К Земле приближается гигантский астероид. Группа отважных бурильщиков
отправилась к нему для установки ядерного заряда.

День второй. К Земле приближается гигантский астероид с ядерным зарядом.

В-третьих – геологоразведка. Астероиды представляют немалый интерес, как источники полезных ископаемых (огромные запасы руды, малая гравитация и низкое значение второй космической скорости – упрощается транспортировка сырья на Землю). Это на перспективу.

Наконец, подобные миссии дадут бесценный опыт пилотируемых межпланетных перелетов.

В качестве наиболее приоритетных целей НАСА предлагает точки Лагранжа в системе Земля-Солнце (области, в которых тело с пренебрежимо малой массой может оставаться неподвижным во вращающейся системе отсчёта, связанной с двумя массивными телами). С точки зрения небесной механики, полет в эти области даже проще, чем полет на Луну, несмотря на значительно большее расстояние от Земли.

Следующими целями называются околоземные астероиды групп атонов, аполлонов и т.д. - между орбитами Земли и Марса. Дальше - наше ближайшее небесное тело – Луна. Потом следуют предложения об отправке беспосадочной экспедиции к Марсу – облет и изучение планеты с орбиты, следом – высадка на марсианском спутнике Фобос. И лишь потом – Марс!

Новые дерзкие экспедиции потребуют создание новых технических средств – уже сейчас янки энергично работают над проектом многоцелевого пилотируемого корабля «Орион».

Первый тестовый запуск запланирован уже на 2014 год, корабль планируется запустить на расстояние 6000 км от Земли – в 15 раз дальше, чем расположена орбита обращения МКС. К 2017 году для «Ориона» планируют подготовить сверхтяжелую ракету-носитель SLS, способную выводить на опорную орбиту до 70 тонн груза (в перспективе – до 130 тонн). Ожидается, что ракетно-космическая система «Орион» + SLS достигнет полной готовности к 2021 году – с этого момента станут возможными пилотируемые экспедиции за пределы околоземной орбиты.


"Орион" на орите Луны в представлении художника


Все новое – хорошо забытое старое. Прозвучавшие выводы «комиссии Огустина» были отлично знакомы отечественным специалистам – неслучайно, познакомившись с коварством атмосферы Марса, советская космическая программа быстро переориентировалась на изучение Фобоса (неудачные запуски «Фобос-1 и 2», 1988 год) – ведь совершить посадку на спутник гораздо проще, чем на поверхность Красной планеты. При этом Фобос, в плане геологии, представляет едва ли не больший интерес, чем сам Марс. Одиозный «Фобос-Грунт» и перспективный «Фобос-Грунт-2» - все это звенья одной цепи.

В настоящее время российские ученые также склоняются к мнению о пользе изучения малых небесных тел. О пилотируемых экспедициях речи пока не идет, Роскосмос работает над возможностью отправке автоматических зондов к Луне («Луна-Глоб», «Луна-Ресурс», ближайший планируемый запуск – 2015 год), а также осуществление фантастической экспедиции «Лаплас-П». В последнем случае планируется посадка зонда на поверхность Ганимеда – одного из ледяных спутников Юпитера.

Сообщение о планируемой отправке российского зонда к внешним планетам Солнечной системы вызвало всплеск едких шуток в стиле «Фобос-Грунт», «Юпитер – идеальная цель, еще 5 миллиардов навечно сгинут в глубинах Космоса», кое-кто из интернет-юмористов даже предлагал «пилотируемый» вариант «Лаплас-Поповкин»…

Однако, несмотря на всю кажущуюся сложность и неоднозначность грядущей миссии, посадка автоматической станции на поверхность Ганимеда окажется едва ли сложнее, чем на поверхность Марса.

Конечно, пилотируемые полеты в точки Лагранжа и автоматические зонды в окрестностях Юпитера – все-таки лучше, чем несбыточные мечты о том, как «на Марсе будут яблони цвести». Главное – не стоит расслабляться на достигнутом. Даже высадившись на поверхности астероида, нам не стоит предаваться сладким грезам о том, как наша всемогущая наука теперь способна сместить с орбиты любое небесное тело и сделать нас властелинами ближнего космоса.