Все о тюнинге авто

Какую науку превзошел добрый доктор айболит. Кто был прообразом Доктора Айболита из всеми любимой сказки Чуковского? Его любили все

Здесь, в старом еврейском квартале, жил знаменитый врач, которого в городе знали и любили все. Тимофей Осипович, как его звали русские коллеги и знакомые, родился в столице Литвы в 1865-м. Получив высшее медицинское образование в Москве, он работал в Астраханской области, где в это время бушевала холера, а затем – в Европе. В Первую мировую войну Цемах служил в российском армии военным врачом, а после 1917-го вернулся на родину.

Цемах Шабад в молодости. Медицинская библиотека Литвы.

Именно в Вильнюсе, по воспоминаниям современников, с Тимофеем Осиповичем и познакомился Корней Чуковский. Говорят, что великий советский поэт-сказочник не раз останавливался дома у врача, когда приезжал в Литву. Документальных подтверждений тому нет, но то, что они были хорошо знакомы, неоспоримо. Например, в 1968 году во время интервью газете «Пионерская правда» Корней Чуковский так прямо и сказал: прототип доктора Айболита – это литовский медик Цемах Шабад.

Известно, что Чуковский создал «Доктора Айболита» на основе произведения Лофтинга «Доктор Дулитл и его звери», однако также известно, что записи об Айболите он стал делать еще за пару лет до выхода книги про доктора Дулитла.

Чуковский отзывался о своем литовском знакомом как о человеке необычайно добром, обращая внимание на то, что Тимофей Осипович не мог отказать в помощи никому.


По этой булыжной мостовой Месиню ходил когда-то «Доктор Айболит».

Его любили все

Есть много воспоминаний и легенд об удивительной доброте доктора Шабада. Например, однажды несколько мальчишек принесли ему кошку, в пасти у которой застрял рыболовный крючок, и тот, бросив все дела, долго с ней возился. Крючок доктор вытащил, кошка выздоровела, дети были счастливы.

Литовский доктор всю свою жизнь выступал за права бедных. Он вел активную общественную деятельность, организовывая бесплатное питание для бедняков, был автором идеи выдавать молочные продукты для молодых матерей, инициировал открытие детских приютов, издавал памятки по гигиене и, конечно же, выступал за доступность медицины для малообеспеченных горожан.


Доктор помогал и богатым, и бедным. Горожане его обожали.

Шабад демонстрировал это на своем собственном примере: если к нему обращался человек, у которого не было денег на лечение, доктор не отказывал ему, а лечил бесплатно. Известен случай про одну девочку, которая пришла к нему с жалобой на очень плохое самочувствие. Доктор диагностировал у нее сильное истощение и сказал, чтобы та приходила к нему каждое утро за молоком. Эту юную «пациентку» и еще несколько городских бедняков врач регулярно снабжал молоком абсолютно бесплатно.


Одно из последних семейных фото Цемаха Шабада.

Интересно, что, не будучи ветеринаром, «человеческий доктор» Шабад с готовностью брался за лечение животных, которых ему приносили горожане (ну просто не мог отказать!), и многих ему удавалось спасать.

Вильнюсцы замечали удивительный факт: у Цемаха Шабада практически не было врагов. Занимаясь общественной и социальной работой, он был необычайно добр и неконфликтен, и это просто обезоруживало даже самых суровых людей.


Если приглядеться, герой советского фильма «Айболит-66» очень напоминает доктора Шабада.

Когда в возрасте семидесяти лет Цемах Шабад скончался от сепсиса, который получил во время операции, проститься с ним вышел на улицы чуть ли не весь город. Тысячи людей шли за гробом, провожая в последний путь легендарного врача.

Официальное фото великого медика.

Доктор Айболит или светило медицины?

В настоящее время доктор Цемах Шабад более известен местным жителям как прототип Айболита, а вот его огромный вклад в медицину, увы, остался в тени. А зря. Ведь заслуженный врач издал несколько научных работ - причем, не только на русском, но и на других языках. Известно, что он общался с великими зарубежными учеными – например, с Альбертом Эйнштейном. А своей активной заботой о литовских бедняках и особенно – о социально незащищенном еврейском населении он дал толчок к развитию социальной медицины во всей стране.

После смерти врача на территории больницы имени Миколаса Марцинкявичюса, в которой он работал, установили его бюст. Больница подверглась бомбардировке во время Великой отечественной войны, после чего памятник стали хранить в вильнюсском Еврейском музее.

Бронзовый памятник Цемаху Шабаду как прототипу героя сказки Чуковского появился в литовской столице в 2007 году. Поговаривают, что инициатором его стала сама Майя Плисецкая, которая якобы доводилась дальней родственницей вильнюсскому врачу, а деньги на памятник собрали литовские евреи.


Горожане до сих пор почитают доктора.
Надпись высечена на четырех языках.

Автором композиции стал местный скульптор Ромуалдас Квинтас, известный своими работами как на родине, так и в Европе. По его словам, скульптуру доктора он создавал по фото Цемаха, которые остались после его смерти, а девочка, изображенная возле врача, – это та самая пациентка, которую добрый доктор «лечил» от недоедания, а точнее, подкармливал. Согласно городской легенде, когда юная особа выздоровела, в благодарность она подарила доктору кошку.

Девочка, которой помог доктор – образ собирательный.

У Сутеева был свой прототип Айболита?

Говоря о докторе Шабаде, нельзя не упомянуть еще об одном медике, которого Корней Чуковский наверняка тоже вспоминал, создавая своего персонажа. Это главный врач крымского детского туберкулезного санатория Петр Изергин. В этом санатории лечилась младшая дочка Корнея Чуковского Мурочка (как известно, ей он посвятил много своих стихов), у которой в 1929 году врачи обнаружили костный туберкулез. В течение двух лет доктор медицинских наук Изергин довольно успешно лечил девочку в санатории своим авторским методом. Увы ему не удалось полностью победить смертельную болезнь – врач лишь на некоторое время отсрочил смерть девочки.

Еще один добрый врач. Доктор медицинских наук Петр Изергин.

Петр Изергин внешне очень напоминает доктора Айболита в знаменитых иллюстрациях советского художника Владимира Сутеева. Возможно, зная историю о лечении Муры известным крымским доктором, Сутеев решил, что Айболит должен выглядеть именно так. Во всяком случае, его образ выбран для иллюстраций вполне заслуженно. Хотя Корней Чуковский никогда не упоминал о связи Изергина со своим героем, крымские знакомые доктора вспоминали, что работал он самоотверженно и очень часто пешком ходил к своим пациентам из одного населенного пункта в другой, как и доктор Айболит в сказке, преодолевая горы.

Айболит глазами В.Сутеева.

Здравствуйте, дорогие читатели сайта Спринт-Ответ. В этой статье можно узнать ответы на 24 номер кроссворда в газете "Аргументы и Факты" за 2017 год. Сначала можно прочитать сами вопросы кроссворда, а в конце статьи и ответы на кроссворд №24 за 2017 года в газете "АиФ", которые напечатаны в компактном виде.

По горизонтали:

1. «Юный бомж» (12 букв).
3. Какой город самый крупный в Заполярье? (8 букв).
9. «Главный киборг Голливуда» (12 букв).
10. Магический меч из романа «Цвет волшебства» Терри Пратчетта (5 букв).
11. Комментатор экскурсии (3 буквы).
15. Какому сибирскому атаману поставили памятник в Тобольске? (5 букв).
16. «Моя девушка узнала, что у меня есть … И, о ужас, сейчас они обе идут к моей жене!» (7 букв).
17. «Средство борьбы с преступностью» из культового боевика «13-й район» (5 букв).
18. Как звали отца Иосифа Сталина? (9 букв).
21. Популярный фруктовый афродизиак среди китайских императоров (4 буквы).
27. «Буревестник» (8 букв).
28. Кто балдеет от разных антраша? (9 букв).
29. Маленькие колбаски из Франции (5 букв).
31. Диверсионная акция (6 букв).
33. Антиоксидант из винограда (11 букв).
34. «Московская страна» (6 букв).
37. Кто едет быстрее, чем думает? (5 букв).
38. «Раб своих диких прихотей» (9 букв).
39. «Маркиза ангелов» французского кино (6 букв).
41. «Кружок да ящик», но притом «музыкант, певец, рассказчик» (7 букв).
43. Кто из голливудских секс-символов живет, согласуясь с принципами «одинокого рыцаря»? (7 букв).
44. «Чёрные дни» в экономике (6 букв).
46. «Домашний туалет» для кошек (5 букв).
47. Единственный из политбюро, кто поддержал сталинскую идею о бальзамировании Владимира Ленина после смерти (7 букв).
48. Вино на дрожжах (5 букв).
49. Любимая гимнастика Мадонны (4 буквы).
50. «Картофельный снек», который чаще всего делают из соевой муки (5 букв).

По вертикали:

1. Лыжница при винтовке (12 букв).
2. «Звездный час» для вулканолога (10 букв).
4. Куда пчела с добычей возвращается? (4 буквы).
5. «Словесная точка зрения» (6 букв).
6. Песня «Лиловый …» у Александра Вертинского (4 буквы).
7. Нобелевский лауреат по физике за 1903 г, считавший, что силы на науку нужно черпать в ежедневных занятиях спортом (4 буквы).
8. Ботинки скинхедов (9 букв).
12. «Дурные души в себе носят семя собственных бед» (мировой классик) (5 букв).
13. Какую звезду недолюбливал Марчелло Мастроянни, предпочитая Мэрилин Монро? (5 букв).
14. Капитанские «бразды правления» (7 букв).
17. Единственное насекомое, способное поворачивать голову (7 букв).
19. Кто из обитателей саванны уже через полчаса после рождения начинает ходить? (5 букв).
20. За чем сани из сказки про Емелю и волшебную щуку поехали в лес сами? (5 букв).
22. Спорт «на гребне волны» (11 букв).
23. Куда «грехи не пускают»? (3 буквы).
24. Какую науку превзошел добрый доктор Айболит? (11 букв).
25. Путь обратно (11 букв).
26. Какой пистолет подарили Владимиру Маяковскому рабочие из Чикаго? (5 букв).
28. «Звонарь» (9 букв).
30. «Выпускница» из крана (5 букв).
31. Очаровательная Одри Хепберн частенько повторяла, что «любовь не выпрашивают, это … небес, которого может и не случиться» (7 букв).
32. Портретист Александра III (8 букв).
35 «Бомбардировка» пулями (7 букв).
36. Тканая картина (7 букв).
40. Взятие ворот соперника (3 буквы).
42. Во что суши заворачивают? (4 буквы).
43. Какая звезда снялась в клипе «Dancing In the Dark» от Брюса Спрингстина? (4 буквы).
45. «И я пробралась в … взглянуть на звезды и потрогать лиру» (3 буквы).

Ответы на кроссворд "АиФ" №24 за 2017 год

По горизонтали: 1. Беспризорник 3. Мурманск 9. Шварценеггер 10. Кринг 11. Гид 15. Ермак 16. Невеста 17. Бомба 18. Виссарион 21. Киви 27. Барометр 28. Балетоман 29. Андуй 31. Подрыв 33. Ресвератрол 34. Россия 37. Лихач 38. Сумасброд 39. Мерсье 41. Патефон 43. Костнер 44. Кризис 46. Лоток 47. Калинин 48. Херес 49. Йога 50. Чипсы.

  • В - первая буква
  • Е - вторая буква
  • Т - третья буква
  • Е - четвёртая буква
  • Р - пятая буква
  • И - шестая буква
  • Н - седьмая буква
  • А - восьмая буква
  • Р - девятая буква
  • И - десятая буква
  • Я - одиннадцатая буква
Куда «грехи не пускают»? 3 буквы

ветеринария
1) Научная дисциплина о болезнях животных, их профилактике и лечении.
2) Учебный предмет, содержащий теоретические основы данной научной дисциплины.
3. разг.
Учебник, излагающий содержание данного учебного предмета.

ветеринария
(от лат. veterinarius - лечащий скот)
см. тж. ветеринарный
1) Наука о болезнях животных, их профилактике и лечении, а также о методах защиты людей от инфекционных заболеваний животных.
2) Лечение и предупреждение болезней животных.

наука
I ж.
1) Исторически сложившаяся, непрерывно развивающаяся и постоянно сверяющая свою методологию и имеющийся багаж знаний с новым опытом система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления и о способах их планомерного воздействия на окружающий мир.
2) Отдельная область, раздел каких-либо знаний.
отт. Направление в какой-либо области знаний, названное по имени его основателя.
II ж. разг.
1) Навыки, знания, полученные человеком.
2) То, что поучает, даёт жизненный опыт; урок.

наука
1)
а) Система знаний о закономерностях развития природы и общества и способах воздействия на окружающий мир.
Развитие науки.
Взаимодействие науки и техники.
Приоритет науки в решении экономических проблем.
б) отт. Отдельная отрасль таких знаний.
Точные, технические, гуманитарные науки.
2) Навыки, знания, получаемые человеком в результате обучения или жизненного опыта.
Наука побеждать.
Наука выживания в экстремальных условиях.
3) разг. То, что поучает, даёт опыт, урок.
Что-л. послужит наукой кому-л.
Не плачь, что больно.
Это тебе наука.
* Его пример другим наука (Пушкин)
4) устар. Обучение какому-л. ремеслу.
Отдать сына в науку к сапожнику.
Проходить науку у кузнеца.

превосходить
несов. перех.
1) Быть, оказываться больше, сильнее кого-либо, чего-либо по количеству, размерам, силе и т.п.
отт. Выходить за установленные или общепринятые нормы, пределы, границы.
2) Обнаруживать превосходство над кем-либо, чем-либо в каком-либо отношении.

превосходить
см. превзойти 1), 2); -хожу, -ходишь; нсв.

добрый
I прил.
1) Благожелательный, отзывчивый, готовый помочь.
Ant:
злой
2) Свойственный доброжелательному, отзывчивому человеку.
отт. Выражающий расположение, сочувствие.
отт. Проникнутый расположением к людям.
3) Основанный на желании людям добра; нужный, полезный.
4) Благоприятный, одобрительный.
5) Связанный с кем-либо взаимным расположением, симпатией, дружбой; близкий.
отт. Основанный на взаимном расположении.
6.
Приносящий удачу, успех; благоприятный.
отт. Содержащий, предвещающий что-либо приятное, радостное.
II прил.
Охотно делящийся с другими своими средствами, имуществом и т.п.; щедрый.
Ant:
жадный
III прил.
Ничем не опороченный, не запятнанный; достойный уважения.
IV прил. разг.
1) Очень хороший.
2) Опытный, искусный в своём деле.
V прил. разг.
Значительный по величине, силе и т.п.; большой.

добрый
-ая, -ое; добр, -а, -о, добры и добры; добрейший
см. тж. доброта, доброе, добро, по-доброму
1)
а) Благожелательный, делающий добро другим, отзывчивый, готовый помочь людям (противоп.: злой)
Добрый человек.
Добрый к кому-л., с кем-л.
Будь добр, добра.
б) отт. Свойственный доброжелательному, отзывчивому человеку.
Добрый характер.
Д-ое сердце.
Добрый нрав.
в) отт. Без дурных побуждений, не желая зла.
От доброго сердца.
г) отт. Выражающий расположение, сочувствие.
Д-ые глаза.
Д-ая улыбка.
д) отт. Проникнутый расположением к людям.
Д-ые мысли.
Быть в добром расположении духа (быть в благожелательном настроении)
е) отт. Благоприятный, одобрительный.
Добрый отзыв.
Д-ое мнение.
Вспоминать (поминать) кого-л., что-л. добрым словом (хорошо отзываться о ком-, чем-л., вспоминать кого-, что-л. с благодарностью)
ж) отт. Основанный на желании добра людям; нужный, полезный.
Добрый совет.
Д-ые пожелания.
з) отт. Делящийся с другими своими средствами, имуществом и т.п. (противоп.: жадный)
Деньгами помогли д-ые люди.
2) только полн. Связанный с кем-л. взаимным расположением, симпатией, дружбой; близкий.
Добрый приятель.
Д-ые знакомые.
3)
а) только полн. Приносящий удачу, успех; благоприятный.
Пожелать доброго пути.
Не предвещать (не сулить) ничего доброго.
В добрый час (в благоприятное для кого-, чего-л. время, в подходящий, удобный момент)
Добрый день, вечер;
д-ое утро; с добрым утром! (употр. как приветствие при встрече)
Доброй ночи! (употр. как пожелание спокойного, хорошего сна)
Всего доброго! (употр. как пожелание благополучия при прощании)
б) отт. Содержащий, предвещающий что-л. приятное, радостное.
Д-ая молва.
Д-ая примета.
4)
а) только полн. Ничем не опороченный, не запятнанный; достойный уважения.
Д-ая память.
Д-ая слава.
б) отт. Безукоризненный, честный.
Д-ое имя.
5)
а) разг. Очень хороший, отличный.
Добрый ужин.
Д-ая кобыла.
Добрый обычай, д-ое правило, д-ая традиция.
В добром здоровье, в добром здравии.
б) расш. О чутком, отзывчивом человеке.
Д-ая душа.
Д-ые люди, добрый человек. (устар.; обращение к окружающим, слушающим)
Добрый малый (о хорошем, доброжелательном, но вполне заурядном человеке)
Добрый молодец (нар.-поэт.; о молодом мужчине, юноше)
в) расш. О прошлом, о старине, вспоминаемых с грустью, нежностью.
Д-ое старое время.
г) отт. Опытный, искусный в своём деле.
Д-ая работница.
Добрый хозяин.
6)
а) только полн.; разг. Значительный по величине, силе и т.п.; большой.
Д-ая буханка хлеба.
б) отт., употр. при указании на значительность размеров, количества в зн.: не меньше того, что указывается существительным или числительным.
в) расш. О количестве.
Добрых пятьдесят лет.
Добрых полсотня глаз.
г) расш. О расстоянии, размерах.
Д-ая сажень.
Добрых пять километров.
д) расш. О величине, сопоставляемой с чем-л.
Величиной с добрую доску.
Весом добрый пуд.
е) расш. Об отрезке времени.
Добрых два часа.
Д-ая половина (одна из двух частей, равная другой или немного большая, чем другая)
- будьте добры
- в добрый путь!
- в добрый час!
- добрый гений
- надеяться на доброго дядю
- по доброй воле
- чего доброго

доктор
I м.
Специалист с высшим медицинским образованием, имеющий право заниматься лечебно-профилактической деятельностью; врач.
II м.
1) Высшая ученая степень, присуждаемая обычно на основании защиты диссертации.
2) Лицо, имеющее такую ученую степень.

доктор
-а; мн. - доктора; м. (от лат. doctor - учитель, преподаватель)
см. тж. докторский
1)
а) разг. = врач
Чехов был уездным доктором.
Доктор успокоил и обнадёжил больного.
б) расш. в обращении
Д., выпишите мне снотворное!
2) Высшая учёная степень; лицо, которому присуждена эта степень.
Доктор наук.
Присудить степень доктора.
Стать доктором (исторических, философских и т.п.) наук.
Среди учёных института немало докторов.

«Никогда не будь груб, жесток и резок. Ничто в мире не заслуживает ненависти. Ненависть есть невежество. Всякое неуважение к чему-либо или кому-либо следует устранять через любовь», — прежде чем записать эту мысль огрызком карандаша, доктор Куппусвами старательно разрезает на четыре части старый конверт, полученный из Тамилнада, и подшивает новые листы к записной книжке - она у него весьма экзотическая, целиком состоящая из соединенных с помощью нити клочков старой бумаги. Над привычкой доктора многие посмеиваются, но он не обращает внимания. Это всего лишь одна из многочисленных аскез: чтобы не тратить слишком много бумаги, он экономно и рачительно расходует старую, используя то, что другие на его месте бы выбросили, - упаковку от лекарств, чистые полосы газет.

Таких записных книжек у него множество, все они крошечные, по-детски смешные, на вид гроша не стоят - но пройдет десяток лет, и эти записи из «Дневника» будут признаны бриллиантом духовной мудрости. Правда, к тому моменту автора будут звать уже не доктор Куппусвами. Он получит самый высокий в индуистской религии титул Свами, который, если переводить дословно с санскрита, означает «владеющий собой» или «свободный от чувств». Перерождение произойдет в 30-е годы ХХ века на берегах священной Ганги, в Гималаях. После длительной интенсивной и непрерывной садханы он достигнет вершины духовного состояния, в индуизме называемого нирвикальпа-самадхи, в результате которого йогин сливается со Вселенной, по­знав ее как маленькую точку в своем сердце. И весь мир узнает о Куппусвами как о Мастере йоги, Гуру Свами Шивананде. К тому времени он откроет ашрам в Гималаях, создаст Общество божественной жизни, напишет 200 книг о йоге и веданте и станет одним из тех, кто вдохновит румынского ученого Мирчу Элиаде - великого мистика, историка религий - на создание классического труда «Йога: бессмертие и свобода».

Студент
Не нужно особо всматриваться в наследие, оставленное биографами Свами и им самим, чтобы понять, что вся жизнь его - от рождения до полного растворения физического тела согласно обрядам индуизма - это дорога милосердия и любви.
В самом начале пути, ребенком, он, конечно, еще не осознает своего предназначения, просто любит все живое вокруг: жалеет и подкармливает нищих, собирая толпы голодных и оборванных садху у дверей родительского дома, подбирает несчастных раненых животных, раздает завтраки школьным товарищам, не оставляя себе ни кусочка. В классе Куппусвами - первый ученик, причем по всем направлениям: в гуманитарных и точных науках, в изящных искусствах. Он очень артистичен, обладает приятным голосом, музыкальным слухом, а в 1905 году даже получает премию за роль Елены в спектакле по пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь».
Какую профессию выбрать по окончании школы? Конечно же, врача! Ведь именно в этой сфере он может максимально раскрыть свой дар сострадания и заботы о людях. В колледже по уровню знаний он превосходит всех остальных. Синдром отличника? Нет, только самозабвенная вовлеченность в невероятно интересный процесс познания жизни через профессию. Пока все однокашники мчатся на выходные домой, он остается в колледже - до исступления работает в библиотеке или проводит все время в госпитале, без устали ассистируя профессорам на сложнейших операциях. Неудивительно, что из него получается замечательный, талант­ливый хирург, что называется, от бога. Уже в колледже он проводит блестящие операции, о нем ходят слухи как о «волшебнике».
В этот период Куппусвами ведет себя как светский человек. Он отлично зарабатывает, любит хорошо одеваться и не жалеет денег на украшения. Очевидцы рассказывают, что в молодости Куппусвами буквально скупал во всех ювелирных лавках причудливые изделия из золота, серебра и сандалового дерева, не заботясь о цене. В коллекционировании им движет та же одержимость, что и в учебе: приобретая сразу дюжину колец и ожерелий, он надевает их все сразу; нарядный, не похожий на других и страшно собой довольный, отправляется он по делам.

Целитель
В 1913 году, после окончания колледжа и короткой практики в Индии, Куппусвами даже не помышляет об отречении от мира - он мечтает реализоваться в профессии. Он молод. Стоит на пристани в брахманском дхоти и созерцает океан в ожидании корабля «С. С. Тара», преисполненный самых радужных планов на будущее.

В его чемоданчике диплом бакалавра медицинских наук, неизменные шастры (духовная литература), медицинские справочники и немного традиционных индийских сладостей: мать приготовила их, дабы побаловать сына во время нелегкого морского путешествия в Малайзию (которая в то время называлась Малайя).
Уже у трапа доктор покупает газету, в которой сообщается, что этот год для истории Индии знаменуется признанием страны в европейском сообществе - «солнечный лев» индийской поэзии Рабиндранат Тагор получил Нобелевскую премию по литературе. На корабле не окажется вегетарианской пищи, и Куппусвами, потомственный брамин ортодоксального толка, чтобы притупить чувство голода и не оскоромиться, зачитает эту газету до дыр.
Сила воли будущего Свами с молодых лет проявляется в те моменты, когда необходимы сосредоточенность, терпение и сдержанность. Как же эти качества пригождаются в Малайзии, где ему приходится совсем не легко! Вот как Куппусвами описывает в «Дневнике» свои первые впечатления от пребывания на малайзийской земле: «Управляющий мистер Робинс, к счастью для меня, как раз нуждался в помощнике для работы в госпитале. Это был ужасный человек с исполинской фигурой и вспыльчивым нравом - высокий и толстый. Он грозно спросил меня: «Ты управишься с госпиталем?» Я ответил: «Да я управлюсь даже с тремя госпиталями!» И он назначил меня».
На новом месте Куппусвами сталкивается с большими трудностями - как финансовыми, так и в общении с управляющим. Цинизм и ожесточение души, а вслед за этим равнодушие к чаяниям пациентов - частые спутники длительной медицинской практики, которыми в итоге пытаются защититься от вовлеченности в человеческое страдание многие врачи. Сердечное соучастие - трудная вещь, не каждому по силам. Здесь необходим особый подход. И Куппусвами, в отличие от многих своих коллег, похоже, находит его.
В самый тяжелый момент, когда, как ему кажется, врачебная практика не клеится, он хочет покинуть госпиталь, но тут в дом приходит некий мистический садху, который оставляет на ступеньках книгу «Джива Брахма Айкйан» Шри Свами Сатчидананды. Книга в буквальном смысле спасает Куппу­свами, дает надежду на перерождение, будит дремлющую духовность. С момента появления этой книги он относится к своей работе как к духовной практике - старается увидеть в каждом пациенте божье соизволение, некий высший промысел. А «ужасный» Робинс, убедившись в уникальных профес­сио­нальных и человеческих качествах доктора, перестает его тиранить и даже повышает ему зарплату.
В Малайзии Куппусвами работает вплоть до 1922 года. Здесь он обретает славу мест­ного доктора Айболита: к нему стекаются страждущие со всех уголков страны, ведь он старается лечить не только телесные заболевания, но и души тех, кто обращается к нему за помощью. Он не просто врач, а целитель, добрый, сострадательный и великодушный. В серьезных случаях Куппусвами целые ночи проводит без сна у постели больного. А в частной практике молодой доктор не только бесплатно лечит бедных, но и помогает им деньгами - лично покупает продукты для соблюдения специальной диеты и оплачивает их счета за лечение в госпитале. «Он раздает деньги, как воду», - пишет о Куппусвами его сингапурский товарищ доктор Гарольд Парсонс. Все свободное время доктор посвящает саморазвитию - практикует асаны Хатха-йоги, изучает труды Свами Вивекананды, Свами Рама Тиртхи, Шанкары, читает Веды, а также Библию и литературу Теософского общества. А на киртаны и бхаджаны, которые иногда проводит Куппусвами, стекаются все местные жители вне зависимости от вероисповедания. Сердце Любви - вот какое прозвище ему дают малайзийцы.

Отшельник
Вскоре Куппусвами понимает, что пришло время перемен. Служение людям в должности врача очищает его сердце для чего-то большего. Он решает прервать врачебную практику, чтобы вернуться в Индию.
И вот наконец Куппусвами стоит на пороге родного дома. Мать радостно кидается ему на шею. Он, кажется, абсолютно счаст­лив. Но тут с ним приключается странная вещь. Куппусвами выходит на улицу под предлогом наблюдения за разгрузкой багажа и, пока с телеги снимают тюки и баулы, понимает, что накопленное в Малайзии добро ему просто не нужно. Эта мысль так светла и приносит столь великое утешение, что, рассмеявшись с облегчением, он уходит из отчего дома. Навсегда. Напрасно семья ждет его за накрытым столом - он не придет ужинать. Случай, типичный в житиях индийских святых. Так поступали принц Сиддхартха, Нилакантха (Свами Нараян), Парамхасана Йогананда. Так по­ступил и будущий Свами Шивананда. Поиски Бога приводят его сначала в Вара­наси, где он посещает махатм, храмы и присутст­вует на даршане Господа Вишванатхи, а затем отправляется в Ришикеш, где в этот момент находится Свами Шри Вишвананда Сарасвати, в котором молодой странник узнает своего Гуру. Здесь, на берегу священной Ганги, Куппусвами получает посвящение в санньясу и новое имя Шивананда, буквально означающее «блажен­ство Всевышнего».
В поисках ответа на вопрос, отчего суще­ствуют страдания и смерть, Шивананда раздает имущество и становится отшельником. Он видит свою миссию в самоотречении и аскетизме и следующие 10 лет посвящает занятиям йогой. Обитает в пещерах и полуразрушенных лачугах, соблюдает молчание и постится. Его посты длятся по несколько дней - еда состоит из пресной лепешки роти и воды из Ганги. Каждое зимнее утро он совершает джапа-медитацию (повторение мантр), стоя по пояс в ледяной Ганге, и выходит из воды только с появлением солнца. Он проводит в медитации более 12 часов ежедневно.
Но, похоже, обрести спасение только с помощью жесткой аскезы ему не суждено - изучение Библии не прошло даром. Безусловно, самоотречение просветляет ум и обнаруживает особые, волшебные способности, но сердце открывает только бескорыст­ная любовь к ближнему. Вскоре он не только убеждается в этом, но и утверждается в дальнейших намерениях - отдать свои знания людям и посвятить им всю оставшуюся жизнь.

Врач-монах
Однажды после особенно долгой аскезы он спускается пополнить запасы воды к Ганге и обнаруживает у берега больного лихорадкой садху. И тут наступает переломный момент в духовной практике Свами. С одной стороны, он аскет, который, согласно традиции, должен быть погружен в собственную практику, а с другой - врач, который обязан помочь каждому нуждающемуся. Чтобы сгладить противоречия, он молча, читая про себя молитвы, начинает ухаживать за больным, пока тот не выздоравливает.
Этот случай все меняет. Вот запись из «Дневника» Свамиджи, относящаяся к тому времени: «Служи бродягам, служи ниже­стоящим, убирай за ними, чисти им одежды и - наслаждайся». Отныне Свамиджи окончательно находит себя: он ведет жизнь санньясина-врача. Посещает хижины других отшельников и омывает им ноги, просит для них подаяние, кормит их из своих рук. Свами лечит больных холерой, оспой, дизентерией, а если требуется срочная госпитализация, на своей спине относит их в больницу за многие десятки километров по горным тропам. В 1927 году Шивананда открывает благотворительную амбулаторию в Лакшманджуле. Он бесплатно выдает лекарства паломни­кам, санньясинам и местным жителям. Боль­шин­ство аюрведических препаратов он изготавливает собственноручно. Вскоре у Свами Шивананды появляются почитатели и постоянные ученики, и в 1932 году здесь, на берегу священной Ганги, основывается ашрам, в который стекаются не только благочестивые индийцы, но и европейские искатели истины.
В 1936 году он создает Общество божест­венной жизни, которое существует и по сей день. 40-60-е годы - период взлета благотворительно-религиозной деятельности Свами. В 1945 году он учреждает Аюрведическую фармацию Шивананды, а в 1948 году - Лесную академию йоги и веданты; они существуют и поныне с отделениями в разных регионах Индии и за рубежом. При жизни Шивананды в предместье Ришикеша, получившем название Шивананданагара, открываются больницы, глазная клиника, издательства, художественная студия, музей йоги, курсы санскрита, радиоцентр; создаются Всемирная федерация религий (1945) и Всемирная федерация садху (1947).

Революционер
Учение Шивананды - это синтез во всем. Йога для него так же важна, как священные тексты и служение людям. Отношение к Свамиджи ортодоксальных индуистов, настаивающих на системе кастового различия, неоднозначно, ведь Шивананда - абсолютный революционер своего времени: он приглашает в свой дом и в ашрам неприкасаемых, отстаивает право женщин на обучение йоге. Что любопытно, предвосхитив Интернет, он организует удаленное обучение йоге: отправляет по почте письма с уроками тем, кто не может посетить его лично для получения знаний через парампара - линию преемственности.
Шивананда, просветленнейший человек своего времени, выступает против суеверий, которые, по его мнению, лишь отвращают от духовной жизни. «Спутанные волосы и изнуренное тело, - пишет он в «Дневнике», - не имеют ничего общего с божественной жизнью». Он подчеркивает сущностное единство всех религий и призывает заботиться о теле, которое есть дом духа, а не разрушать его аскетическими практиками.


Поучения Шивананды отличаются практичностью, универсальностью и убежденностью в необходимости милосердия. В своих книгах он открывает людям идеи, ранее бывшие достоянием лишь знающих санскрит пандитов. Именно поэтому Свами Шивананда начинает издавать популярную литературу по йоге и веданте, рассчитанную на простых людей, а не на кастовую элиту - брахманов.
Учение Свами Шиванады в одинаковой степени укладывается в понятийный ряд христианина, иудея, буддиста. Это учение, которое Свами намеренно старался сделать понятным всем живущим на этой земле, способным услышать и воспринять.
14 июля 1963 года Свами Шивананда вошел в махасамадхи (самадхи, после которого душа не возвращается, а тело умирает), оставив после себя сотни книг и учеников, принадлежащих к самым разным национальностям, религиям и убеждениям. Его цель - сделать йогу доступной обычным людям, превратить ее в часть обыденной жизни - была достигнута.

Книги Свами Шивананды на русском языке:
. «Новый взгляд на традиционную йога-терапию»
«Йога и здоровье», «Кундалини-йога»
«Йога и сила мысли»
«Господь Шива и его почитание»
«Лекции по йоге и веданте»
«Философия идолопо­клонства»

Группа почитателей Шивананда-йоги на «Вконтакте».