Все о тюнинге авто

Что делать наболевшие вопросы нашего движения. Владимир Ленин - Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения. Г) что общего между экономизмом и терроризмом

Работу В.И. Ленина «Что делать. Наболевшие вопросы нашего движения» представителям современных левых партий нужно изучать очень внимательно. Что представляет из себя эта работа? В конце1901 и начале 1902 года Ленин пишет серию статей с общим заголовком «Что делать». Статьи построены в форме полемики с группой «экономистов», а темой полемики является спор о том, как развивать социал-демократическое движение в России. Ленин анализирует, как действовали социал-демократы ранее, показывает, с какими трудностями сталкиваются социал-демократы в России. Но Ленин не только фиксирует недостатки в работе, он разрабатывает стратегию и тактику революционной борьбы на новом этапе. Ленинские статьи стали для большевиков руководством к действию на годы вперед.

Почему Ленинские статьи остаются актуальными для нынешних левых партий? Потому ли, что опыт партийного строительства большевиков можно переносить один в один? Нет, я так не считаю. Сейчас другая историческая ситуация, она требует отдельного осмысления. Цели коммунистов XXI века не изменились, но стратегия и тактика коммунистов должны соответствовать вызовам своего века. Попытка бездумно копировать чужой опыт - путь заведомо тупиковый (да и нет этого копирования, на самом деле, даже среди тех, кто постоянно о нем говорит).

Тогда в чем состоит для нас актуальность ленинских статей? Я считаю, что на примере работы «Что делать» мы видим блестящий пример того, как Ленин подходил к решению вопросов о партийном строительстве. Системный подход, ясности мысли - вот то, чему нужно учиться у Владимира Ильича. Немногие могут в этом сравниться с Лениным.

Ленин проблемы партии осмысливал и решал. А если взять, к примеру, руководство КПРФ, то сразу понятно, что ни осмысления проблем левого движения, ни решения этих проблема от этой партии ждать не приходится. Потому что КПРФ - это не партия борьбы за коммунистический проект. Уже многие годы она топчется на месте и медленно деградирует.

Впрочем, КПРФ - это отдельная тема, а поговорить я хотел о другом. Две или три статьи я хочу посвятить короткому разбору цикла «Что делать».

Для того, чтобы определить стратегию и тактику коммунистов на новом историческом этапе, необходимо было ответить на несколько вопросов:

1. Чего мы добиваемся? [цель политической борьбы]
2. Как добиваться поставленной цели? [средства политической борьбы]
3. Каким должен быть политический субъект (партия), чтобы добиться поставленных целей? [субъект, который ведет борьбу]

Ленин дает подробный ответ по каждому пункту.

1. Чего мы добиваемся?
Социал-демократы исходили из тезиса, что социалистическую революцию должен осуществлять противостоящий буржуазии пролетариат. Поэтому революционеры стремились выстраивать отношения с представителями рабочего класса. Однако, если революционеры идут к рабочим, то им необходимо понимать, какова цель: чего они от пытаются добиться.

Отвечая на этот вопрос, Ленин ставит перед социал-демократами следующую задачу:
«развить политическое сознание рабочих до ступени социал-демократического политического сознания».

Ленин ставит задачу перед РСДРП - развивать политическое сознание рабочих, потому что эта работа будет трансформировать неорганизованных рабочих («класс в себе» в терминах Маркса) в революционный класс («класс для себя»). Ленин не верит в то, что политическое сознание разовьется само собой, стоит лишь рабочим заняться борьбой за свои экономические права (как утверждали «экономисты»).

В статьях «Что делать» Ленин подверг критики «экономистов» за то, что те призывали в работе с рабочими ограничиться в основном вопросами экономического характера - борьба за улучшение условий труда и т.п.

В.И. Ленин:
«Экономическая борьба «наталкивает» рабочих только на вопросы об отношении правительства к рабочему классу и поэтому, сколько бы мы ни трудились над задачей «придать самой экономической борьбе политический характер», мы никогда не сможем развить политическое сознание рабочих (до ступени социал-демократического политического сознания) в рамках этой задачи, ибо самые эти рамки узки...

Классовое политическое сознание может быть принесено рабочему только извне, то есть извне экономической борьбы, извне сферы отношений рабочих к хозяевам. Область, из которой только и можно почерпнуть это знание, есть область отношений всех классов и слоев к государству и правительству, область взаимоотношений между всеми классами».


А ведь это очень важная мысль. По сути, Ленин говорит о том, что социал-демократы должны просвещать рабочих в вещах, которые касаются далеко не только лишь их личных экономических интересов. Рабочим необходимо дать целостное знание о том, как устроено общество . Только в этом случае они развивают в себе классовое сознание, без которого никакая социалистической революция не будет возможна. О том, как Ленин предлагает решать поставленную задачу - я напишу в следующей статье.

Продолжение следует...

Stuttgart, Verlag J.H.W. Dietz, 1902. VII, 144 c. В издательских обложках. На передней обложке указана цена: 1 рубль; 2 марки или 2,5 франка! 24х15 см. Написано осенью 1901 - в феврале 1902 г. PMM 392

LENIN, Vladimir Ilyich (Ulyanov). Shto Delatch? Nabolevchye Voprosy Nashevo Dvishenija . Stuttgart: J.H.W. Dietz, 1902.

Уход: $13,750. Аукцион Christie"s. Important Scientific Books: The Richard Green Library. 17 июня 2008 года. New York, Rockefeller Plaza. Лот 223.



Библиографические источники:

1. Книжные сокровища ГБЛ. Выпуск 4. Произведения классиков марксизма-ленинизма. Русская революционная печать XIX – начала XX в.в. Каталог. Москва, 1980. № 48

2. PMM, Munchen, 1983, № 392


Книга вышла из печати в начале марта 1902 года в Штутгарте. В этом произведении Ленин обосновал и развил в новой исторической обстановке марксистскую идею о партии, как руководящей и организующей силе рабочего движения, разработал основы учения о партии нового типа, об организационных формах, путях и методах её создания, раскрыл величайшее значение марксистской теории – теории научного социализма – для рабочего движения. И как вывод, окончательно сложилось понятие будущего "большевизма".

“Без революционной теории не может быть и революционного движения, - писал Ленин - … Роль передового борца может выполнить только партия, руководимая передовой теорией“.

Короче, впервые была обоснована и развита идея создания большевистской партии, партии нового типа! И это имело весьма трагические последствия для огромной страны по имени Российская империя. Книга переведена на многие языки. Эпиграф вынесен на титульный лист и переднюю обложку книги:

"... Партийная борьба придает партии силу и жизненность, величайшим доказательством слабости партии является ее расплывчатость и притупление резко обозначенных границ, партия укрепляется тем, что очищает себя..."

У Леонида Терещенкова читаем:

Книга «Что делать?» задумывалась Лениным в 1901 году как злободневная пропагандистская брошюра. В ней предстояло раскрыть ряд тем, уже обозначенных в передовых статьях газеты «Искра» (прежде всего в статье «С чего начать?»). Ленин ищет ответы на три ключевых вопроса: о характере и содержании политической агитации социал-демократов, об организационных задачах русской социал-демократии и о плане построения общерусской социал-демократической организации. Полемическая работа Ленина была написана после провала попытки объединения русских социал-демократических организаций за границей (июнь 1901 г.). Ленин приходит к пониманию необходимости рассмотреть важную проблему. Как объединить общественное движение и рабочее движение? Интеллигентов с их борьбой за общедемократические ценности и свободы и рабочих с их узкоклассовой экономической борьбой. Можно ли политизировать столь разнонаправленный протест? И как добиться того, чтобы объединенный протест возглавила революционная социал-демократия?

Долгое время считалось, что основным содержанием этой ленинской работы является доказательство тезиса о необходимости привнесения классового сознания в рабочую массу представителями профессиональной организации революционеров. На наш взгляд, сегодня особенно важно то, что ленинская мысль отражает суть взаимоотношения массового стихийного движения и политики. Ленин говорит, что любое обобщение частных требований уже по необходимости приводит к политизации протеста. Например, отдельная стачка чаще всего является неполитическим действием. Но информирование общественности о стачках в неподцензурной газете, а тем более попытки создать тактику проведения стачки, теорию стачки – уже чистой воды политика. То же самое можно сказать и об общественном движении. Борьба конкретного земства, студенчества одного из университетов, сектантов одного скита – еще не политика, а попытка понять их роль и место в стране и обществе в целом, извлечь опыт – политика. И для последовательного проведения такой политики нужна централизованная общерусская организация.


К этому же положению примыкает и другой важный вопрос. Является ли работа по обобщению протеста и подведению под него теоретического базиса научной? Ленинский ответ очевиден – конечно, да. Процесс политизации протеста всегда по необходимости опирается на рациональную методологию. Обличение отдельных неустройств, как фабричной, так и общественной жизни, обобщение опыта противодействия различным властям, как в известной марксистской метафоре, развеивает туман над общественными отношениями. Появляется возможность увидеть истинное устройство общества, а не различные дискурсы о нем. Именно вывод о неразрывной связи общественных наук и политики (и даже о науке и политике как о двух сторонах одного подхода к эмпирическому материалу) кажется нам особенно актуальным и сегодня. К годовщине нового общественного движения в сегодняшней России несколько исследовательских групп представили свои результаты «изучения протеста». Однако хочется спросить: насколько осмысленна такого рода констатирующая научная работа? Если авторы не предлагают своего видения протестного движения, а предоставляют «простым людям на улице», информантам «сказать все за себя самим», не окажется ли, что удалось собрать лишь россыпь более-менее интересных в публицистическом отношении реплик? Это просто некая констатация факта, которая требует еще должного осмысления. Принципиальный отказ определить какой-либо желаемый вектор развития протестного движения и рассмотреть возможность следования ему, кроме самых общих деклараций о сочувствии и активистской вовлеченности, приводит к тому, что за ученых говорят информанты. В результате остаются без ответа главные вопросы «декабрьского движения», а между тем от ответа на эти вопросы зависит его будущее. Каким образом в наше время происходит подмена понятия политики? Политика как создание общего дела из малых дел подменяется политикой лидеров и толпы. Это порождает постоянные страхи, что «у нас украдут протест». Политика начинает восприниматься информантами как «грязное дело», которым не занимаются «порядочные люди, вышедшие на площадь». Отсутствие руководящего центра и общих требований чревато угасанием движения. Каждый раз при возникновении протестной ситуации придется нарабатывать опыт сначала.

Именно в этом, на наш взгляд, заключается актуальность работы Ленина «Что делать?» через 110 лет после ее первой публикации. Стихийность любого, даже массового движения, рабочего или общедемократического, придет к быстрому завершению, так как участники за своими частными сиюминутными интересами не сумеют разглядеть интересов общих. Помешать этому и должна, по мнению Ленина, централизованная политическая организация. Политическая не в том смысле, что она заявляет «четкую позицию» и принимает резолюцию по каждому малозначительному вопросу, а в том, что она действует как think tank, изучает протестное движение и на этой основе предлагает ему четкую методику и общую теорию. Сохраняет традицию протестного движения и, наращивая культурный пласт, подготавливает интеллектуальную гегемонию в обществе. Чтобы прогрессивные изменения в обществе стали реальными, политики должны быть учеными, а ученые – политиками.

Напрасно в годы хаоса
Искать конца благого.
Одним карать и каяться.
Другим - кончать Голгофой.

Как вы, я - часть великого
Перемещенья сроков,
И я приму ваш приговор
Без гнева и упрека.

Наверно, вы не дрогнете,
Сметая человека.
Что ж, мученики догмата,
Вы тоже - жертвы века.

Борис Пастернак

Борис Леонидович прекрасно ответил Владимиру Ильичу на его книгу “Что делать?”, назвав их мучениками догмата. Оказывается - ничего не надо было делать … Название книги повторяет название романа «Что делать?» Николая Чернышевского, который, по словам Ленина, преобразовал в революционеры сотни человек и изменил его самого. Некоторые авторы считают, что в этой книге Ленин в существенных пунктах уходит от идей Маркса. Ленин выдвинул теорию, что обычный рабочий класс не в состоянии вести революцию с социал-демократическими целями, а преследует только цель «хлеба и масла». Он обосновал это тем, что у пролетариата нет классового сознания. («Политическое классовое сознание можно дать рабочему только извне»). Он развил концепцию коммунистической партии как авангарда рабочего класса, которая должна осуществить социалистическую революцию, ввести и поддерживать диктатуру пролетариата в его интересах и учить массы коммунизму. Его идеи подвергались резкой критике со сторон его противников, так как такая форма организации быстро приведёт к диктатуре маленькой группы революционеров. Этот принцип был положен в основу сталинизма, и еще в 1970-е и 80-е гг. в Советском Союзе преследовали и обвиняли в формировании «контрреволюционных платформ» тех критиков, которые ставили под сомнение ленинскую догму «привнесения социалистического сознания в рабочий класс». В 1898 Ленин, Плеханов и другие марксисты организовали Российскую социал-демократическую партию (РСДРП) для координации революционной деятельности. В 1901-1902 годах народники создали соперничавшую с ней партию социалистов-революционеров (эсеров). Обе партии вошли в состав Международной федерации, известной как Социалистический, или Второй Интернационал. Ленин намеревался развернуть полемику против эсеров, но вскоре у него возникли серьезные разногласия и с членами РСДРП. На страницах газеты "Искра" Ленин, Плеханов и Юлий Мартов критиковали так называемых экономистов, которые утверждали, что достойны внимания лишь экономические требования рабочих, политическая же борьба - не их дело. Ленин и другие "искровцы" выступали за создание централизованной партии, которая должна была мобилизовывать пролетариат на более активную экономическую и политическую борьбу против всех форм угнетения и свержение царизма. Ленин популяризировал такого рода идеи в работе "Что делать?" (1902 год). Когда закончился срок ссылки Ульянов, несмотря на то, что пребывание в Петербурге было ему запрещено, отправился туда вместе с Мартовым. Арест последовал немедленно. Однако уже через несколько недель его освободили. По меньшей мере, история российской социал-демократии пошла бы другим путем, если бы Ленина в тот момент вновь сослали. 29 июля 1900 года он пересек австрийскую границу и направился в Швейцарию. Красное колесо истории быстро набирало свой бег …

Предисловие

{VII}В шестой том Полного собрания сочинений В.И. Ленина входят книга «Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения» (осень 1901 – февраль 1902 года) и произведения, написанные в январе – августе 1902 года.

В России в это время происходило дальнейшее углубление и обострение революционного кризиса; все более массовый характер принимало революционное движение против самодержавно-помещичьего строя. Демонстрации и стачки рабочих Петербурга, Екатеринослава, Ростова-на-Дону, Батума в феврале – марте 1902 года, первомайские демонстрации в Саратове, Вильно, Баку, Нижнем Новгороде и других городах были ярким свидетельством растущей активности и политической зрелости рабочего класса – авангарда всенародной борьбы против царского самодержавия. На восстание против помещиков поднялись крестьяне Харьковской, Полтавской, Саратовской губерний; «аграрными беспорядками» были охвачены также многие другие местности, особым упорством и организованностью отличались выступления крестьян Гурии (Кутаисская губ.). «Крестьяне решили, – и решили совершенно правильно, – что лучше умирать в борьбе с угнетателями, чем умирать без борьбы голодною смертью» (В.И. Ленин. Сочинения, 4 изд., том 6, стр. 385).

В этой обстановке исключительно большое значение приобрела борьба ленинской «Искры» против {VIII}«экономизма», являвшегося главным тормозом рабочего и социал-демократического движения в России, за идейное и организационное сплочение революционных марксистских элементов российской социал-демократии, за создание партии нового типа, непримиримой к оппортунизму, свободной от кружковщины и фракционности, партии – политического руководителя рабочего класса, организатора и вождя революционной борьбы против самодержавия и капитализма.

Выдающуюся роль в борьбе за марксистскую рабочую партию сыграла вышедшая в марте 1902 года книга В.И. Ленина «Что делать?». В ней Ленин обосновал и развил применительно к новой исторической обстановке идеи К. Маркса и Ф. Энгельса о партии как революционизирующей, руководящей и организующей силе рабочего движения, разработал основы учения о партии нового типа, партии пролетарской революции. В этом замечательном произведении революционного марксизма русские социал-демократы нашли ответы на волновавшие их вопросы: о соотношении сознательного и стихийного элементов рабочего движения, о партии как политическом вожде пролетариата, о роли российской социал-демократии в назревавшей буржуазно-демократической революции, об организационных формах, путях и методах создания боевой революционной пролетарской партии.

Книга «Что делать?» завершила идейный разгром «экономизма», который Ленин рассматривал как разновидность международного оппортунизма (бернштейнианства) на русской почве. Ленин вскрыл корни оппортунизма в рядах социал-демократии: влияние буржуазии и буржуазной идеологии на рабочий класс, преклонение перед стихийностью рабочего движения, принижение роли социалистического сознания в рабочем движении. Он писал, что оппортунистическое направление в международной социал-демократии, сложившееся в конце XIX – начале XX века и выступившее с попыткой ревизии марксизма под флагом «свободы критики», целиком заимствовало свои «теории» из буржуазной литературы, что пресловутая «свобода критики» – это {IX}не что иное, как «свобода превращать социал-демократию в демократическую партию реформ, свобода внедрения в социализм буржуазных идей и буржуазных элементов» (настоящий том, стр. 9).

Ленин показал, что между социалистической идеологией пролетариата и буржуазной идеологией идет непрерывная и непримиримая борьба: «...Вопрос стоит только так: буржуазная или социалистическая идеология. Середины тут нет... Поэтому всякое умаление социалистической идеологии, всякое отстранение от нее означает тем самым усиление идеологии буржуазной» (стр. 39 – 40). Социалистическое сознание, разъяснял он, возникает не из стихийного рабочего движения, оно вносится в рабочее движение революционной марксистской партией. И важнейшей задачей пролетарской партии является борьба за чистоту социалистической идеологии, против буржуазного влияния на рабочий класс, против оппортунистов – проводников и носителей буржуазной идеологии в рабочем движении.

Ленин раскрыл величайшее значение теории научного социализма для рабочего движения, для всей деятельности революционной марксистской партии рабочего класса: «...Роль передового борца может выполнить только партия, руководимая передовой теорией» (стр. 25). Ленин указывал, что значение передовой теории особенно велико для русской социал-демократии, в силу исторических особенностей ее развития и стоявших перед ней революционных задач.

В книге «Что делать?», как и в других ленинских произведениях искровского периода, серьезное внимание уделено обоснованию тактики пролетариата России и его партии. Рабочий класс, писал Ленин, должен и может возглавить общенародное демократическое движение против самодержавно-помещичьего строя, стать авангардом всех революционных и оппозиционных сил русского общества. Поэтому организация всестороннего политического обличения самодержавия являлась важнейшей задачей российской социал-демократии, одним из непременных условий политического воспитания пролетариата. Это был один из «наболевших {X}вопросов» социал-демократического движения в России. «Экономисты», проповедуя глубоко ошибочные и вредные взгляды на классовую борьбу пролетариата, ограничивали ее областью экономической, профессиональной, борьбы. Такая политика, политика тред-юнионизма, неизбежно приводила рабочее движение к подчинению буржуазной идеологии и буржуазной политике. В противовес этой оппортунистической линии Ленин выдвинул и обосновал важнейшее положение марксизма-ленинизма о первостепенном значении политической борьбы в развитии общества, в пролетарской борьбе за социализм: «...Самые существенные, «решающие» интересы классов могут быть удовлетворены только коренными политическими преобразованиями вообще; в частности, основной экономический интерес пролетариата может быть удовлетворен только посредством политической революции, заменяющей диктатуру буржуазии диктатурой пролетариата» (стр. 46).

Большой вред социал-демократическому движению в России нанесло преклонение «экономистов» перед стихийностью в области организационных задач пролетариата, их «кустарничество» в вопросах партийного строительства. Источник кустарничества «экономистов» Ленин видел в принижении задач социал-демократии до уровня тред-юнионизма, в смешении двух типов организации рабочего класса: профессиональных союзов для организации экономической борьбы рабочих и политической партии как высшей формы классовой организации рабочего класса. Ленин считал первой и самой важной задачей русских социал-демократов создание общероссийской централизованной организации революционеров, т.е. политической партии, неразрывно связанной с массами, способной руководить революционной борьбой рабочего класса. Как приступить к созданию такого рода организации, какой избрать путь, – Ленин показал еще в статье «С чего начать?», напечатанной в мае 1901 года в «Искре» № 4 (см. Сочинения, 5 изд., том 5, стр. 1 – 13), и подробно обосновал в книге «Что делать?».{XI}


Предисловие

{ VII } В шестой том Полного собрания сочинений В.И. Ленина входят книга «Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения» (осень 1901 – февраль 1902 года) и произведения, написанные в январе – августе 1902 года.

В России в это время происходило дальнейшее углубление и обострение революционного кризиса; все более массовый характер принимало революционное движение против самодержавно-помещичьего строя. Демонстрации и стачки рабочих Петербурга, Екатеринослава, Ростова-на-Дону, Батума в феврале – марте 1902 года, первомайские демонстрации в Саратове, Вильно, Баку, Нижнем Новгороде и других городах были ярким свидетельством растущей активности и политической зрелости рабочего класса – авангарда всенародной борьбы против царского самодержавия. На восстание против помещиков поднялись крестьяне Харьковской, Полтавской, Саратовской губерний; «аграрными беспорядками» были охвачены также многие другие местности, особым упорством и организованностью отличались выступления крестьян Гурии (Кутаисская губ.). «Крестьяне решили, – и решили совершенно правильно, – что лучше умирать в борьбе с угнетателями, чем умирать без борьбы голодною смертью» (В.И. Ленин. Сочинения, 4 изд., том 6, стр. 385).

В этой обстановке исключительно большое значение приобрела борьба ленинской «Искры» против { VIII } «экономизма», являвшегося главным тормозом рабочего и социал-демократического движения в России, за идейное и организационное сплочение революционных марксистских элементов российской социал-демократии, за создание партии нового типа, непримиримой к оппортунизму, свободной от кружковщины и фракционности, партии – политического руководителя рабочего класса, организатора и вождя революционной борьбы против самодержавия и капитализма.

Выдающуюся роль в борьбе за марксистскую рабочую партию сыграла вышедшая в марте 1902 года книга В.И. Ленина «Что делать?». В ней Ленин обосновал и развил применительно к новой исторической обстановке идеи К. Маркса и Ф. Энгельса о партии как революционизирующей, руководящей и организующей силе рабочего движения, разработал основы учения о партии нового типа, партии пролетарской революции. В этом замечательном произведении революционного марксизма русские социал-демократы нашли ответы на волновавшие их вопросы: о соотношении сознательного и стихийного элементов рабочего движения, о партии как политическом вожде пролетариата, о роли российской социал-демократии в назревавшей буржуазно-демократической революции, об организационных формах, путях и методах создания боевой революционной пролетарской партии.

Книга «Что делать?» завершила идейный разгром «экономизма», который Ленин рассматривал как разновидность международного оппортунизма (бернштейнианства) на русской почве. Ленин вскрыл корни оппортунизма в рядах социал-демократии: влияние буржуазии и буржуазной идеологии на рабочий класс, преклонение перед стихийностью рабочего движения, принижение роли социалистического сознания в рабочем движении. Он писал, что оппортунистическое направление в международной социал-демократии, сложившееся в конце XIX – начале XX века и выступившее с попыткой ревизии марксизма под флагом «свободы критики», целиком заимствовало свои «теории» из буржуазной литературы, что пресловутая «свобода критики» – это { IX } не что иное, как «свобода превращать социал-демократию в демократическую партию реформ, свобода внедрения в социализм буржуазных идей и буржуазных элементов» (настоящий том, стр. 9).

Ленин показал, что между социалистической идеологией пролетариата и буржуазной идеологией идет непрерывная и непримиримая борьба: «...Вопрос стоит только так: буржуазная или социалистическая идеология. Середины тут нет... Поэтому всякое умаление социалистической идеологии, всякое отстранение от нее означает тем самым усиление идеологии буржуазной» (стр. 39 – 40). Социалистическое сознание, разъяснял он, возникает не из стихийного рабочего движения, оно вносится в рабочее движение революционной марксистской партией. И важнейшей задачей пролетарской партии является борьба за чистоту социалистической идеологии, против буржуазного влияния на рабочий класс, против оппортунистов – проводников и носителей буржуазной идеологии в рабочем движении.

Ленин раскрыл величайшее значение теории научного социализма для рабочего движения, для всей деятельности революционной марксистской партии рабочего класса: «...Роль передового борца может выполнить только партия, руководимая передовой теорией» (стр. 25). Ленин указывал, что значение передовой теории особенно велико для русской социал-демократии, в силу исторических особенностей ее развития и стоявших перед ней революционных задач.

В книге «Что делать?», как и в других ленинских произведениях искровского периода, серьезное внимание уделено обоснованию тактики пролетариата России и его партии. Рабочий класс, писал Ленин, должен и может возглавить общенародное демократическое движение против самодержавно-помещичьего строя, стать авангардом всех революционных и оппозиционных сил русского общества. Поэтому организация всестороннего политического обличения самодержавия являлась важнейшей задачей российской социал-демократии, одним из непременных условий политического воспитания пролетариата. Это был один из «наболевших { X } вопросов» социал-демократического движения в России. «Экономисты», проповедуя глубоко ошибочные и вредные взгляды на классовую борьбу пролетариата, ограничивали ее областью экономической, профессиональной, борьбы. Такая политика, политика тред-юнионизма, неизбежно приводила рабочее движение к подчинению буржуазной идеологии и буржуазной политике. В противовес этой оппортунистической линии Ленин выдвинул и обосновал важнейшее положение марксизма-ленинизма о первостепенном значении политической борьбы в развитии общества, в пролетарской борьбе за социализм: «...Самые существенные, «решающие» интересы классов могут быть удовлетворены только коренными политическими преобразованиями вообще; в частности, основной экономический интерес пролетариата может быть удовлетворен только посредством политической революции, заменяющей диктатуру буржуазии диктатурой пролетариата» (стр. 46).

Большой вред социал-демократическому движению в России нанесло преклонение «экономистов» перед стихийностью в области организационных задач пролетариата, их «кустарничество» в вопросах партийного строительства. Источник кустарничества «экономистов» Ленин видел в принижении задач социал-демократии до уровня тред-юнионизма, в смешении двух типов организации рабочего класса: профессиональных союзов для организации экономической борьбы рабочих и политической партии как высшей формы классовой организации рабочего класса. Ленин считал первой и самой важной задачей русских социал-демократов создание общероссийской централизованной организации революционеров, т.е. политической партии, неразрывно связанной с массами, способной руководить революционной борьбой рабочего класса. Как приступить к созданию такого рода организации, какой избрать путь, – Ленин показал еще в статье «С чего начать?», напечатанной в мае 1901 года в «Искре» № 4 (см. Сочинения, 5 изд., том 5, стр. 1 – 13), и подробно обосновал в книге «Что делать?». { XI }

Широкое распространение в России книги Ленина способствовало победе ленинско-искровского направления в РСДРП. Книга «Что делать?» сыграла большую роль в сплочении партийных кадров на основе марксизма, в подготовке II съезда партии и создании революционной марксистской партии в России. В этом произведении В.И. Ленин нанес сильный удар ревизионистам в западноевропейских социал-демократических партиях в лице Бернштейна и его сторонников, разоблачил их оппортунизм и предательство интересов рабочего класса.

Исключительно большое значение для идейного сплочения русских революционных социал-демократов имел проект программы РСДРП, выработанный в первой половине 1902 года редакцией «Искры» и «Зари» и принятый на II съезде РСДРП (июль – август 1902 г.). Напечатанные в настоящем томе «Материалы к выработке программы РСДРП» ярко характеризуют роль В.И. Ленина в подготовке искровского проекта партийной программы, в той принципиальной борьбе, которая сопровождала обсуждение различных проектов в редакции «Искры». Благодаря Ленину в проекте программы было четко сформулировано важнейшее положение марксизма о диктатуре пролетариата; позднее Ленин писал, что вопрос о диктатуре пролетариата был включен в программу РСДРП «именно в связи с борьбой против Бернштейна, против оппортунизма» (Сочинения, 4 изд., том 31, стр. 314). В спорах с Плехановым, который проявил колебания по ряду принципиальных положений марксизма, подвергшихся нападкам бернштейнианцев, Ленин отстоял включение в проект программы тезиса о вытеснении мелкого производства крупным как закономерном процессе капиталистического общества; по его настоянию в проекте программы было точно указано на руководящую роль партии как сознательной выразительницы классового движения пролетариата и ясно выражена идея гегемонии рабочего класса.