Все о тюнинге авто

Антисемитизм интеллектуалов: как Вольтер, Вагнер, Достоевский и другие предавались предрассудкам эпохи. Антисемитизм. Почему не любят евреев? Что значит антисемит

Вы не ошиблись, говоря, что Я - " врач ". Ведь русское слово "врач" происходит из иврита {בראתי /барати// врати = «Я очистил, Я излечил, Я сотворил". ברתי /брати= «относился по-братски, благожелательно» }/
Но Я - не только врач, Я - исследователь и публицист, но не журналист. Журналист - это пишущий по заказу, на заказ! Я же пишу, потому, что отдавать другим то, что получил от Бога – это и есть самое главное качества Еврея.

Для Меня самый живой образ настоящего журналиста - это Максим Шевченко. В нём сливается вместе и журналист (журналюга, журналюха), и антисемит. Не знаю, болен ли он юдофобией, скорее всего - нет! Ведь он прекрасно знает, что НЕТ никакого еврейского заговора, НЕТ никих Протоколов каких-то там "мудрецов", НЕТ никакой "мировой закулисы".

Он прекрасно знает, что Главной задачей ИЗБРАННОГО ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА - НЕСТИ СЛОВО БОЖЬЕ , УЧЕНИЕ ЕГО , ЗАКОН ЕГО другим народам , чтобы , по словам пророка Исаии , они пришли на Гору Господнюю (Сион - Иерусалим ), чтобы Бог устами евреев (" Дома Иакова " - Израиль ) научил бы их " ходить стезям Его ", перековать мечи на орала и копья свои на серпы : " не поднимет народ на народ меча , и не будут более учиться воевать " (Исаия 2: 3-4)

  • end _ of _ the _ skype _ highlighting

Цитата:

Некоторые люди думают, что если человек сказал что-то стоящее, то он не иначе как еврей

Ксенофобия - это просто страх перед чужими!

Почему самая сильная ненависть именно к Евреям?


Почему фашисты (тоталитарные секты) ненавидят Юдэ – Евреев и почему они - антисемиты

«Семиты», т.е. "ЕВРЕИ" создали понятие "писанной МОРАЛИ". ЭТА МОРАЛЬ записана в книге - Библии. Моральный Человек, получивший приказание от своего начальника,должен прежде всего справится в Библии - а что говорит она - эта записанная Мораль - о подобном указе, приказе и т.д. А, если общепринятая Мораль - Библия противоречит указу, надо этот указ исполнять??
Так, между прочим, записано в устав ЦАХАЛЯ -израильской армии Обороны. И в уставы армий других стран запада. Согласно которым, солдат, нарушивший Мораль, но выполнивший преступный приказ, может быть судим.
Фашизм базируется на ОТСУТСТВИИ всякой писанной морали.

В теории и практике фашизма главное (и единственное!) - воля вождя, фюрера, лидера. Эта власть базируется на сиюминутном желании фюрера, вождя. Прочие фашисты обязаны повиноваться Вождю -Фюреру беспрекословно. Обсуждение воли Вождя у фашистов карается расстрелом на месте.

Вот, фашисты прежде всего должны, чтобы сплотить пучок (Фашио - пучок розог), должны уничтожить Мораль.
А главные носители Морали на Земле кто? Те, у кого всегда можно справится - а как написано в подлиннике Библии - в Торе, написанной на ИВРИТЕ, и на арамейско-еврейском языке Мишны. Значит, для фашизма главное - уничтожить тех, кто несёт истинное знание о Морали!

И кто ж эти носители? Догадались?

Вот, почему фашизм базируется, прежде всего, на антисемитизме!! Уничтожьте антисемитизм, и не будет фашизма.
Привнесите знания Морали в школы, в дома - и не будет ксенофобии.

Хотите получить истину? Читайте Тору в подлиннике.
Не можете - учитесь, учитесь и ещё раз учитесь...
пока Я здесь –

Галина Фролова отвечает на

04Май

Что такое Антисемитизм

Антисемитизм — это форма ненависти и дискриминации представителей еврейской веры или людей еврейского происхождения.

Что такое АНТИСЕМИТИЗМ — значение, определение простыми словами.

Простыми словами, Антисемитизм — это форма (ненависти ) по отношению к евреям. Для полного понимания термина «антисемитизм» следует разобраться в том, кто такие семиты.

Кто такие Семиты?

Семиты – это научный термин, который служит для обозначения группы Ближневосточных народов, объединённых схожими культурными и языковыми чертами. Данный термин был введен в оборот в 18 веке немецкими учеными И. Г. Эйхгорном и А. Л. Шлёцером. Они в свою очередь почерпнули его из библейского писания. Дело в том, что согласно библейским текстам, народы населяющие Ближний Восток, считаются потомками Авраама. Авраам в свою очередь ведет свой род от Сима (старшего сына Ноя ). Так вот и получается, что в некотором роде, эти народы являются «сыновьями Сима» или в современном понимании – семитами. Самыми яркими представителями данной группы народов могут послужить евреи и арабы.

Следует понимать, что конкретных и объективных причин для подобных проявлений ненависти к целой группе народов попросту не существует. В большинстве своем, вся ненависть к семитам построена на предрассудках, ложных суждениях и зависти конкретных лиц или политических групп.

  • Объяснением завистнических настроений может послужить тот факт, что еврейский народ, несмотря на свою относительную малочисленность и территориальную разрозненность, смог сохранить свою культурную и религиозную идентичность.
  • Другой причиной ненависти, служит такая характерная черта еврейского народа, как умение добиваться результата путем мозговой деятельности. Простыми словами, это значит, что представители данного народа своими мозгами добивались высоких мест в социальной иерархии. История знает огромное множество великих ученых, политиков и бизнесменов которые имеют еврейские корни.
  • Еще одной частью антисемитских настроений является набор стереотипов о еврейском народе. К примеру, можно привести стереотип о жадности и хитрости представителей данной нации. Следует понимать, что данное определение не может быть объективным и относится к всему народу в общем. Тем не менее, данная риторика очень часто используется в целях унижения семитов.

Антисемитизм в истории.

Исторически, антисемитское поведение проявлялось различными способами. В некоторых общинах еврейский народ был изолирован и вынужден жить в определенных районах (

- (греч.). Противник евреев. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АНТИСЕМИТ враг евреев, противник иудейства. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка

Юдофоб, жидоненавистник, жидоед, жидомор; гондон, резинка, презерватив Словарь русских синонимов. антисемит юдофоб; жидомор (прост.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

антисемит - АНТИСЕМИТ, устар. юдофоб АНТИСЕМИТИЗМ, устар. юдофобство АНТИСЕМИТСКИЙ, устар. юдофобский … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

АНТИСЕМИТ, антисемита, муж. Человек, общественное поведение которого характеризуется антисемитизмом; юдофоб. см. анти… и семит. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

антисемит - АНТИСЕМИТ, а, м. Презерватив. Шутл. Передел. «анти» + «семя» … Словарь русского арго

антисемит - а м. antisémite m. Последователь антисемитизма. БАС 2. И тут же, когда они расходились, едва ли не в присутствии этого студента в одной группе националистов поднялось зубоскальство насчет иерусалимских дворян, с таким оттенком, что он слушал,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

АНТИСЕМИТ - (СЕМИТ) ныне устаревшие понятия, актуальные для советского времени. Тогда семитом называли того, кто успел купить водку до семи вечера, а антисемитом несчастного, не сумевшего приобрести драгоценную влагу после семи вечера … Большой полутолковый словарь одесского языка

антисемит - АНТИСЕМИТ1, а, м Человек, являющийся последователем антисемитизма одной из форм национальной и религиозной нетерпимости, проявляющейся во враждебном отношении к евреям. Однако кто то из новых знакомых предупредил Лосева: Тут есть один антисемит… … Толковый словарь русских существительных

Враг евреев, противник иудейства, враждебный особенностям, стремлениям и выдающемуся положению семитизма … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Красная дюжина. Крах СССР: они были против , Додолев Евгений Юрьевич. Книга основана на серии эксклюзивных интервью с ньюсмейкерами 1991 года. Полковник Виктор Алкснис,…
  • Красная дюжина. Крах СССР. Они были против , Додолев Е.. Книга основана на серии эксклюзивных интервью с ньюсмейкерами 1991 года. Полковник Виктор Алкснис,…

Термин «антисемитизм» употребляется сегодня самым нелепым образом: по сути дела, арабы тоже семиты, следовательно, тот, кто их не любит, попадает в разряд антисемитов. Современное значение этого термина связано по крайней мере с тремя заблуждениями.

1. Первое и самое главное заблуждение - сам антисемитизм. Он заключается в демонизации евреев и приписывании им всяческого зла. Сторонники антисемитизма также утверждают, что евреи правят миром, что у них есть некий центр, стремящийся к мировому господству, к уничтожению нашей цивилизации и т.д. Подчас им совершенно голословно приписывают различные преступления. Антисемитам присуще стремление искоренить из нашей цивилизации все еврейское.

Должно быть ясно, что это - постыдный предрассудок.

Взять хотя бы последний постулат: требование «очистить» европейскую культуру от еврейских элементов. Это абсурдно. Не существует европейской культуры без христианства, а христианство основано на еврейской Библии и следует учению Христа, который был евреем. Поэтому антисемиты очень часто являются также и антихристианами- не отдавая себе отчета в том, что разрушают основы культуры, которую хотят защитить. Значение евреев не ограничивается христианством. Многие известные европейские мыслители XIX и XX веков были евреями; назовем хотя бы Маркса, Фрейда и Эйнштейна. Если говорить о философии, то почти все, что сыграло решающую роль в выходе из темного закоулка «новой» истории, исходит от евреев. Евреями были, к примеру, такие философы, как Бергсон (Збытковер), Гуссерль, Кассирер, Леви-Стросс и Тарский. Правда, евреями были и многие ведущие коммунисты, но ведь и выдающийся французский антикоммунист Раймон Арон - тоже еврей. Без евреев европейской культуры не существует, поэтому антисемитизм- крайне антиевропейское суеверие.

Естественно, возникает вопрос, почему антисемитизм так распространен, причем даже в тех странах, где евреи составляют незначительное и хорошо ассимилировавшееся меньшинство, как это было, например, в довоенной Германии - там антисемитизм дошел до предела. Ответить на этот вопрос непросто; наверное, можно говорить о нескольких причинах. Одной из них является зависть, вызванная тем, что среди евреев высок процент очень одаренных людей, занимающих ведущее положение в литературе, науке, философии и даже в политике. Другая причина состоит в том, что среди евреев довольно много людей, которые становятся нетерпимыми и беспощадными, как только получают власть (что проявляется, среди прочего, в пренебрежении к религиозным и патриотическим чувствам «гоев»). Именно их главным образом и следует считать ответственными за распространение антисемитизма. В XX веке многие люди подобного типа осуществляли власть от имени коммунистических партий, и преступления, совершенные коммунистами, были затем приписаны всем евреям, что, конечно, является заблуждением, но тем не менее отчасти объясняет популярность антисемитизма.

2. Наряду с этим основным суеверием следует назвать и другое, считающее, что антисемитизм- нечто худшее и более преступное, чем национальная вражда. Имеется в виду немецкий антисемитизм, который привел к геноциду евреев и в этом смысле был несомненно страшнее, например, неприязни фламандцев к валлонам в Бельгии. Однако в той же мере заслуживает осуждения геноцид, жертвой которого пали армяне после первой мировой войны. Возможно, двойной масштаб в оценке связан с идеей «избранности» евреев, во что, впрочем, сегодня не верит большинство самих евреев.

3. Наконец, предрассудком является мнение, что нельзя любить евреев меньше, чем других, а если кто-то предпочитает еврею итальянца или китайца, то он антисемит. Каждый вправе кого-то любить или не любить, при том условии, чтобы в отношении той личности, которую не любят, соблюдался закон. Каждый человек не только вправе, но и просто обязан любить близких людей больше, чем далеких, к примеру - поляков любить больше, чем французов или евреев. И тот, кто называет людей, испытывающих подобные чувства, антисемитами, становится жертвой суеверия.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АНТИСЕМИТИЗМ

одна из попыток конкретизации мирового зла, поиска антитотема, представление о том, что зло воплощается в евреях, которые преднамеренно и злобно разрушают, дезорганизуют жизнь. А. - одна из форм синкретического зародыша самокритики. История А. есть история дискомфортных состояний соответствующего субъекта А. Для А. характерно языческое отождествление зла с его носителем. А. - яркий пример антимедиации, архаизации культуры, стремления разрушить социокультурные инновации.

Внутри А. всегда идет борьба между разными его версиями, что является одним из аспектов борьбы нравственных идеалов за утверждение своего господства в обществе. Евреи обычно отождествляются с тем полюсом нравственной оппозиции, нравственным идеалом, который подвергается удару инверсионной волны, противостоит ей. Евреи могут отождествляться с буржуазией, если удар направлен против утилитаризма, либо с бюрократией, если удар направлен против авторитаризма с его подавлением инициативы, творческого труда и т.д. А. постоянно принимает формы дуальных оппозиций.

Один из полюсов оценивает евреев как буржуа, готовых эксплуатировать весь мир, алчных торговцев и т.д. Другой, наоборот, рассматривает еврея как коммунистического комиссара, который стремится экспроприировать трудовую собственность, загнать всех несогласных за решетку и т.д. Еврей оценивается и как Троцкий, и как Ротшильд. В А. постоянно борются оценки еврея, как лишенного почвы безродного космополита и как крайнего националиста, стремящегося подчинить все иные народы. Евреи могут рассматриваться как враги христианства и одновременно само христианство - как иудейская секта, а принятие христианства на Руси как результат козней евреев, разрушающих языческую чистоту русской культуры, и т.д. Сталин может расцениваться позитивно как борец против евреев и одновременно как пешка в руках "кагановичей". Евреи в А. постоянно сливаются с распространенным в данной субкультуре представлением о зле, например, с Западом, начальством, кооператором, мафией и т.д. А. является формой противостояния проникновению внешних культурных влияний в жизнь "Мы". Идет постоянная работа по истолкованию любых негативных явлений как результата деятельности евреев - от СПИДа и аварий до насаждения лысенковщины и разорения русской культуры; от оценки капитализма, советской системы как дела рук евреев до обвинения в тайном или явном распространении евреями своих знаковых систем, например, шестиугольников и т.д. Этот перечень всегда открыт для новых идей, т.е. он включает не только старые архаические представления о загубленных христианских младенцах, но и модернизированные идеи о виновности евреев в научно-техническом прогрессе и его негативных последствиях, в существовании либеральной цивилизации вообще.

Одновременно доказывается еврейское происхождение всех негативно оцениваемых в соответствующей системе представлений людей. Сюда могут попасть хан Батый, Гитлер, Сахаров, Берия, Ельцин, все советское руководство и вообще кто угодно, вплоть до того, что вся советская официальная система объявляется объевреенной. В этой связи А. проводит различие, идущее еще от Достоевского, между евреем как отдельной личностью, который вполне может быть оценен как "хороший человек", и еврейством, т.

некоторой субстанцией зла, которая возникает лишь в процессе общения евреев между собой.

А. выступает как определенный язык, который может использоваться в обществе для "разоблачения" социокультурного, политического "противника", снижения враждебного идеала, отождествления его с позорным и понятным народу самоочевидным носителем зла. Понятно, что если еврей может в каком-то смысле не быть евреем, т.е. носителем зла, то и любой не еврей может становиться евреем, если он попадает в сферу влияния этой субстанции.

Здесь в принципе нет ограничений, вплоть до того, что каждый, кто не примкнет к А., к соответствующей его версии может быть объявлен ожидовевшим. Сюда входят все, на кого якобы распространяется влияние евреев, - подкупленные, исполняющие их приказы, поддающиеся на провокации, подпавшие под влияние зарубежного радио и т.д., а также люди, имеющие евреев в любой степени родства, т.е. могущие заразиться мировым злом через "натуру", через вещи, через слово и т.д. Отсюда, кстати, такой исключительный массовый интерес к национальности предков, жены и т.д. Зло обладают абсолютной текучестью, т.е. способностью просачиваться везде и всюду. Это открывает безграничные возможности зачислять евреев в любую социальную группу - от правящей элиты, интеллигенции, до части русского народа, ссылаясь на то, что их предками были евреи-кантонисты и т.д. Тем не менее в разных социокультурных ситуациях акцент может делаться на разных аспектах, например, преимущественно на религиозном, этническом, социальном и т.

А. выступает как попытка эмоционально окрасить носителя зла, выявить его повседневное присутствие, которое в той или иной форме позволяет, как некогда во времена борьбы с ведьмами, колдунами, в каждом, даже в самом близком человеке, подозревать оборотня, в данном случае - еврея. А.

противостоит медиации при взаимопроникновении локальных миров, этнических групп, народов и т.д. выступает как форма борьбы с опасными для традиционализма инновациями. Он нацелен на возврат к идеалам локализма на племенной основе, который можно использовать для его экстраполяции на большое общество, для формирования, воспроизводства синкретического государства. А. является результатом соединения локальных племенных идеалов и абстрактного - манихейского типа противопоставления "Мы" как субъекта добра и "Они" как носителя зла. Механизм А. следует рассматривать на основе персонификации, национализма. теории заговора.

А. - проявление тотемического стремления обнаружить эмоциональную, эмпирическую форму носителя зла. Для тотемического мышления - зло - активный враждебный субъект, оборотень, который служит фокусом тайных и явных сил, вызывающих дезорганизацию. От нерасчлененного тотемизма идет представление о естественности зла для его носителей, как естественен, например, хвост у бобра или форма носа у птицы.

Вопрос, почему именно евреи обладают таким качеством в тотемическом мировоззрении столь же бессмысленен, как и вопрос, почему именно медведь, собака, ворон и т.д. являются тотемом или антитотемом в том или ином племени.

Социально-культурное значение А. заключается в том, что он постоянно соблазняет различные политические группы опереться на него, с тем, чтобы соответствующая группа могла стать для соответствующей части населения своей, выступить в качестве гаранта от зла, стать некоторым тотемом - носителем добра.

Революционная организация "Народная воля" не гнушалась призывов к еврейским погромам, пытаясь вписаться в систему мифологических представлений. Особый соблазн представляет массовый А. для правящей партии, нуждающейся в массовой поддержке для решения медиационной задачи. На А.

может опереться, однако, лишь государство традиционного типа, ориентированное на статичное воспроизводство, на племенные ценности, противостоящие гражданскому обществу, правовому государству. А. связан со стремлением укрепить, восстановить синкретическое государство, тогда как борьба против А. связана со стремлением к гражданскому обществу.

определенной исторической ситуации, например, в гитлеровской Германии, А.

может стать важнейшим фактором решения медиационной задачи. Высокий уровень массового А., может проявиться в обвинении правящей элиты в попустительстве, в потворстве, пособничестве евреям, а также в том, что она фактически представляет собой проводника еврейского влияния в стране. Тем самым создается основа для стремления власти очистить себя от евреев, чтобы доказать свою к ним непричастность. Власть, следуя массовому А., тем самым пытается найти важный энергетический источник для решения медиационной задачи, действовать в соответствии о ожиданием массовой референтной группы, пытается таким образом преодолеть раскол между народом и властью. Однако подобные попытки всегда ограничены опасностью национальных конфликтов, превращением практики А. в модель межнациональных отношений.

В господствующей идеологии первого глобального периода евреи рассматривались как "враги христовы". Этому противодействовала попытка заменить эту версию манихейства на противоположную, т.е. на антагонизм бедных: и богатых. В ней принадлежность к евреям теряла свою значимость нравственной оценки. Этот вариант манихейства победил при переходе от первого ко второму глобальному периоду. Однако новая власть в результате оказалась уязвимой для нападок массового А.

Тем самым А. превратился в идеологическую форму истолкования бюрократии как этнически чуждой, что является, кстати, продолжением стремления отождествить царскую бюрократию с немцами. Идея жидомасонского заговора является культурной мутацией нравственных предпосылок косы инверсии манихейского типа. Ее возможность опирается на рост русского национализма, на симптомы приближающейся обратной инверсии от господства классовой формы манихейства к национальной. В качестве идеологически переходной формы можно рассматривать проповедь идеи существования "контрреволюционных" наций (Андреева Н. Не могу поступиться принципами //Сов.Россия, 1988. 13 марта).

В этой ситуации правящая элита второго глобального периода при переходе от одного этапа к последующему постоянно колеблется в отношении к А. от борьбы с ним как с преступлением до попыток максимально использовать его на определенном контролируемом уровне, переходящем подчас в массовые гонения (какой была, например, кампания против космополитов). Крах манихейской идеологии на седьмом этапе второго глобального периода (перестройка) подорвал идеологические основы официального А. Это открыло путь для определенной части интеллигенции, стремящейся к восстановлению синкретического государства, открыто поднять знамя А. как средства массовой мобилизации социальной энергии. При этом синкретическим образом отождествляются евреи и начальство.

Эмпирическая абсурдность этой мысли синкретическим сознанием не улавливается, точно так же, как для племенного тотемического сознания для веры в абсолютное тождество медведя-тотема и человека не играло значимой роли их эмпирическое отличие. Существование противоположных, съедающих друг друга и одновременно сосуществующих форм А. означает, что само реальное поведение в обществе тех, кто себя считает евреями, для А. не являлось реально значимым, как не являлось реально значимым реальное поведение "врагов народа", поведение "ведьм", обвиняемых в наведении порчи, в сожительстве с дьяволом и т.д. Более того, полная эмиграция или истребление евреев не имели бы значимого воздействия на теорию и практику А.

Был бы антисемит, а еврей всегда найдется. Отрыв А. от конкретных этнических евреев проявляется и в отрицании частью борцов с жидо-масонским заговором своей причастности к А. Однако при этом следует учесть, что, во-первых, невозможно отрицать антисемитский характер борьбы с идеологией, которая этими борцами отождествляется с национальной культурой евреев.

Во-вторых, массовый почвенный А. не подымается до отличия евреев от сионистов, масонов и т.д. И, наконец, возможно, самое главное, есть серьезная опасность, что сегодня рост русского национального самосознания приобретает в значимых масштабах архаичные формы, тяготея к локалистским, племенным ценностям и А. может оказаться крайне удобной формой этого процесса.

Тайна А. известна лишь некоторым антисемитам, становящимся тем самым на почву демагогии. Она заключается в том, что А. служит лишь своеобразным запалом, возбудителем массового сознания для совершенно иных целей (эффект парусника). Например, "дело врачей" имело целью обратить гнев народа в социальную энергию волны массового террора, предназначенного для того, чтобы остановить падение крайнего авторитаризма. Тайна заключается в том, что социокультурная функция А. состоит в консолидации архаических, языческих сил на основе борьбы с общим врагом (реальным или мнимым - безразлично), в стремлении людей объединиться вокруг идеи избиения врага посредством погрома, геноцида, изгнания. А.

Неполное определение ↓

Антисемитизм - идеология и политическое движение, направленные на борьбу с еврейством.

Антисемитская карикатура из официальной газеты «Ал-хаят ал-джадида» (28.12.1999), выходящей в Палестинской автономии. Фигура старика изображает прошлый век, молодого – наступающий. Над изображением еврея написано: «Болезнь века».

«Еврейская расистская мафия». Карикатура. Италия, 2002 г.

«Еврейская программа завоевания мира». Карикатура. Испания, 1930 г.

Термин «антисемитизм» возник в конце 70-х гг. 19 в. в Германии. Антисемитизм, в сущности, - это форма враждебного отношения к еврейскому народу на определенном историческом этапе.

В языческой среде

Причины враждебного отношения к евреям коренятся в глубокой древности. Важнейшая из них явилась следствием неизбежного конфликта между монотеистическим меньшинством и окружавшим его языческим миром. С окончательным торжеством монотеистического иудаизма (см. Монотеизм), после возвращения евреев из пленения вавилонского усилилась напряженность в отношениях между евреями и соседними народами. Первым литературным источником, в котором вражда к евреям представлена как одно из проявлений борьбы между цивилизованным миром и варварством, было сочинение египетского эллинизированного жреца Манефона (3 в. до н. э.).

Библейская книга Эсфирь отражает отрицательное отношение языческой среды к еврейству в той мере, в какой эта враждебность воспринималась самими евреями. Персидский царедворец Хаман говорит: «...есть один народ, разбросанный и рассеянный между народами... и законы их отличны от законов всех народов, и законов царя они не выполняют...» (Эсф. 3:8).

Первое известное преследование еврейской религии, которую эллинистический правитель считал враждебной государственному строю, произошло в находившейся под властью Селевкидов Иудее (2 в. до н. э.). Насаждая эллинистические культы во всех землях своей обширной империи, Антиох IV Эпифан вызвал сильное недовольство среди верных религиозно-национальным традициям евреев, которые оказали активное сопротивление его насильственным мерам. Антиох осквернил Иерусалимский храм, превратив его в святилище Зевса Олимпийского. В результате вспыхнуло народное восстание, приведшее к созданию независимого еврейского государства Хасмонеев в Иудее.

Трения между еврейством и эллинистической средой в Римской империи продолжались. В литературе того времени не раз встречаются резкие антиеврейские высказывания (Аполлоний Молон, Апион, Тацит, Ювенал). Отстаивая свою религиозную и культурную самобытность, евреи добились освобождения от поклонения обожествленному римскому императору и от выполнения других противоречивших предписаниям еврейской религии обрядов. Эта обособленность усиливала подозрительность и враждебность к евреям со стороны других подвластных Риму народов.

Упорная борьба Иудеи за политическую независимость, достигшая своего апогея в Иудейской войне I и в восстании Бар-Кохбы, вызвала ожесточенные вооруженные столкновения между евреями и неевреями. Следует отметить, что до победы христианства гонения на еврейскую религию носили спорадический характер и были кратковременными, хотя порой и весьма жестокими (в годы царствования Калигулы, Домициана и, главным образом, во времена Адриана).

В христианстве и исламе

С утверждением христианства как господствующей религии в Римской империи начался многовековой период правовых ограничений, преследований и насильственных мер против евреев. Отрицание иудаизма послебиблейского периода легло в основу христианства, и это привело к тому, что полемика с еврейством и унижение евреев стали одним из важнейших элементов учения церкви. Более того, с первых этапов своего развития церковь стремилась к резкому разграничению между христианством и теми его основами, которые коренились в еврействе. Стараясь усилить свое влияние на широкие массы, многие церковники использовали антиеврейские настроения окружающей среды. Они сами прониклись враждой к евреям и насаждали ее в своих проповедях.

Столкновения между основателем ислама Мухаммадом и еврейскими племенами Аравии (начало 7 в. н. э.) сыграли значительную роль и в формировании мусульманской религии. Конфликт с иудаизмом, однако, не превратился в решающий фактор в становлении ислама. Поэтому проявления вражды к евреям в мусульманском мире не достигали столь значительных масштабов, как в христианских странах.

С течением времени римские императоры-христиане изгнали евреев с государственной службы, ограничили права евреев-землевладельцев и даже запрещали евреям владеть землей, владеть рабами-христианами, строить новые синагоги и вступать в брак с христианами. Римские власти иногда вмешивались даже в еврейское богослужение.

В 7–8 вв. вестготские короли жестокими насильственными мерами принуждали евреев к массовому крещению. В 9 в. лионские епископы Агобард и Амуло вели резкую антиеврейскую пропаганду, упрекая французского короля в покровительстве евреям.

Крестовые походы

Крестовые походы резко усилили антиеврейские тенденции в христианском обществе. Призыв к «освобождению гроба Господня от неверных» вызвал взрыв религиозного фанатизма, который сразу же обратился против евреев: до того, как истребить врагов, находящихся далеко, следует выкорчевать «врагов Христовых из нашей земли». Многие еврейские общины Северной Франции и Германии были полностью уничтожены. Прирейнские города лишили евреев гражданских прав, запретили им селиться вне специально отведенных кварталов и ограничили их экономическую деятельность. Начиная с 12 в., следовали гонения, вызванные новыми, до тех пор неизвестными ложными обвинениями. Распространился кровавый навет: евреев обвиняли в употреблении христианской крови для ритуальных целей, в основном крови христианских младенцев. Вера в магическую силу гостии (см. Гостии осквернение) привела к обвинению евреев в использовании ее для колдовства. Распространялись слухи, что гостия, проколотая иглами, истекала кровью. В 1348 г., во время эпидемии чумы (см. «Чёрная смерть»), евреев обвиняли в отравлении колодцев, и во многих городах Германии все еврейское население было вырезано или сожжено на кострах. Евреи были изгнаны из сотен городов. Одним из последствий крестовых походов было вытеснение евреев из внутренней и внешней торговли европейских городов. Экономическая деятельность евреев все более сосредоточивалась на денежных операциях и ростовщичестве. Развитие христианской схоластической теологии привело в тот же период к строжайшему церковному запрету - христианам не разрешалось извлекать какую-либо прибыль из торговых и финансовых сделок. В результате создавалось впечатление, что только евреи наживаются грешным путем. Еврей стал не только «христоубийцей», злодеем, пособником сатаны, пользующимся христианской кровью для своих темных ритуальных обрядов, но и эксплуататором, ростовщиком и «пиявкою-кровопийцей». Процесс изоляции евреев от окружающей среды все более и более усиливался.

На фоне средневековой христианской культуры, базировавшейся на твердо установленных догматах и стереотипах, выработался шаблонный зловещий образ еврея. В балладе, в мистерии, в иконописи, в церковной скульптуре, в проповеди с амвона и в фольклоре этот образ неоднократно повторялся в разных вариантах и передавался из поколения в поколение (см. Отличительный знак). В этой атмосфере казалось вполне естественным изгнание евреев из Англии (конец 13 в.), из Франции (14 в.), из Испании и Португалии (конец 15 в.). Конечно, эти действия имели экономическую подоплеку. Стереотипный отрицательный образ еврея настолько глубоко укоренился в сознании христианского населения, что даже крещение многих евреев (в Испании, в Португалии и на Мальорке) не спасло их от дискриминации и преследований (см. Марраны).

Эпоха Реформации

Положение евреев в Европе еще более ухудшилось в эпоху Реформации. Вызванные ею брожение умов и религиозные войны привели к новым изгнаниям, преследованиям и антиеврейским эксцессам. Лютер, пытавшийся в начале своей деятельности привлечь евреев к своему движению, убедился со временем в несостоятельности таких попыток. Он резко изменил свое отношение к евреям, называл их дьявольским отродьем, призывал князей изгонять евреев из христианских стран, сжигать синагоги и разрушать еврейские дома. Усилились гонения на евреев и в католических государствах. Во второй половине 16 в. в городах Италии, а затем и в других странах Европы евреи были заключены в особые кварталы - гетто; были случаи сожжения еврейских книг; евреев насильно заставляли слушать церковные проповеди и т. д.

В 17 в. наблюдалась перемена в отношении к евреям со стороны некоторых представителей европейского общества, главным образом, в протестантских странах: Нидерландах, Скандинавии и Англии, где все более распространялся интерес к еврейской истории и культуре и постепенно менялось представление о еврее. Нередко подчеркивалась роль евреев в распространении науки и культуры в древнем мире. Однако в конце того же века зародился критический подход к Библии, возникла философия деистов, что привело к возрождению традиционно отрицательного образа еврея. Намереваясь, по существу, подорвать авторитет христианской церкви, деисты и их преемники-материалисты подвергли нападкам иудаистические основы христианства. В их сочинениях праотцы еврейского народа - библейские патриархи - представлены обманщиками и лицемерами, а пророки - злобными мракобесами. По словам Гольбаха (1723–1789), одного из французских просветителей, Моисей, стараясь укрепить свою власть и господство жрецов над евреями, насаждал в них ненависть ко всему роду человеческому и воздвиг стену между ними и другими народами. Современные же евреи унаследовали черты характера своих предков и хранят верность их заветам. Так, полемизируя с церковью и отрицая христианство, французские просветители парадоксальным образом возродили в несколько видоизмененной форме искаженный, уродливый облик еврея, выкристаллизовавшийся в сознании средневекового христианина.

Период эмансипации

Процесс эмансипации евреев в Европе, основанный на принципе полного равноправия всех граждан государства, привел к усиленной интеграции евреев в экономической, культурной и политической жизни европейских стран. Одним из результатов этого процесса было усиление антиеврейских настроений. В этих условиях, чем больше точек соприкосновения было между евреями и неевреями, тем сильнее становились трения между ними. Отталкивающий образ еврея, подспудно таившийся в сознании или подсознании европейцев, всплывал наружу.

Некоторые идеологические направления и общественные течения, господствовавшие в Европе, усилили антагонизм между евреями и народами, среди которых они жили (хотя сами по себе они не имели прямого отношения к евреям и еврейству). Европейский национализм, возникший в начале 19 в., исходил из положения, что нация является живым организмом, развивающимся в историческом процессе. По этой концепции, приобщение к такого рода организму извне невозможно, и, следовательно, евреи - пришлый, чуждый элемент в жизни каждой нации.

Бурный рост капитализма (в 19 в.) усилил социальные противоречия в Европе. Почти во всех европейских странах сформировались социалистические и революционные партии, боровшиеся за справедливый социальный строй и призывавшие к «экспроприации экспроприаторов». Социалисты, за немногими исключениями, считали всех евреев капиталистами. Социалистическая пропаганда в Европе отождествляла эти два понятия. В периоды кризисов и брожений антикапиталистические лозунги носили ярко выраженный антиеврейский оттенок, который неоднократно заимствовали ярые противники социалистов - правые радикальные националисты.

Одну из политических теорий этого периода, использованных антисемитами, представляет так называемый социальный дарвинизм, уподоблявший общественные отношения борьбе за существование в животном мире, где сильные побеждают в процессе естественного отбора. В конечном итоге социальный дарвинизм выродился в расизм. По взглядам большинства создателей этой теории, раса блондинов обладает исключительно положительными качествами характера и всеми моральными достоинствами, а также творческим духом. Она стоит на высшей ступени развития человечества. За ней следуют другие расы; одной из самых низших являются семиты. Искусственное разделение наций по расово-биологическим признакам не было результатом научных исследований, проведенных путем собирания антропологических данных, а наукообразным оправданием закоренелой ненависти к евреям. Отнесение того или иного человека к евреям или семитам в рамках расовых теорий не основывалось, однако, на выработанных их сторонниками критериях. Так, голубоглазые блондины-евреи неизменно причислялись к семитам, а черноволосые немцы всегда оставались «чистокровными арийцами».

Быстрые темпы урбанизации, усиление социальных и политических противоречий, расширение системы народного образования и демократизация общества - все это привело к возникновению массовых движений, которые стали играть видную роль в жизни Европы. Антисемитизм явился важным составным элементом их идеологических и политических платформ и практической деятельности.

В Германии и Венгрии

С конца 70-х гг. 19 в. в Германии и Венгрии появились антисемитские партии, ставившие целью отмену эмансипации и выдвигавшие требование юридической и общественной изоляции евреев. Государственный, то есть основанный на особом законодательстве, антисемитизм реализовывался только в России и в Румынии, однако неофициальная общественная дискриминация имела место в большинстве европейских стран. Придворный проповедник Вильгельма I Адольф Штеккер превратил в 1879 г. свою христианско-социальную партию в явно антисемитскую. Распространению антисемитской идеологии в Германии способствовали сочинения композитора В. Р. Вагнера (в 1869 г. вышла его брошюра «Евреи в музыке»). Политические аспекты антисемитизма подчеркивал немецкий журналист Вильгельм Марр, который, очевидно, первым ввел в употребление термин антисемитизм и назвал группу своих приверженцев «антисемитской лигой».

Экономический антисемитизм пропагандировал другой германский журналист Отто Глагау. Все эти группировки получили название «берлинское движение». В 1881 г. этому движению удалось собрать 250 тыс. подписей под представленной в германский рейхстаг петицией, которая требовала ограничить в правах немецких евреев и запретить иммиграцию евреев в Германию. Некоторый интеллектуальный лоск придавали антисемитскому движению публикации известного прусского историка Генриха Трейчке, заявившего, в частности, что «нынешняя агитация правильно уловила настроение общества, считающего евреев нашим национальным несчастьем».

Крайним выразителем расового антисемитизма был философ Евгений Дюринг, обвинявший даже Маркса в том, что его учение носит еврейский характер. Широкую популярность приобрела книга онемеченного англичанина Х. С. Чемберлена «Основы 19 столетия» (1898), который изобразил всю историю человечества как конфликт между высшей арийской и низшей семитской расами, причем в качестве самых чистокровных представителей первой выступают немцы, а второй - евреи.

Все же в 1880-х гг. антисемитскому движению не удалось добиться успеха на выборах в рейхстаг, но уже в 1893 г. антисемиты провели 17 депутатов. В дальнейшем антисемитские группировки как особое политическое движение терпели неудачу, но их пропаганда и идеология проникли в другие течения, и к началу Первой мировой войны большинство немецких партий включили в свои программы явно антисемитские требования.

В Австро-Венгерской империи антисемитская агитация началась еще в 70-х гг. 19 в. в Венгрии и усилилась после Тисаэсларского кровавого навета . Тогда же в венгерском парламенте образовалась антисемитская группа, а в 1890-х гг. антисемитскую политику проводила католическая народная партия.

В Австрии

В Австрии, в особенности в Вене, носительницей антисемитизма была главным образом христианско-социальная партия во главе с Карлом Люэгером. Она вела пропаганду под лозунгом защиты народных масс от эксплуатации еврейскими капиталистами. В 1897 г. Люэгер был избран бургомистром Вены, и в начале 20 в. его партия в союзе с клерикальной католической партией добилась значительного влияния в парламенте, усилив в нем антисемитские тенденции.

Во Франции

Во Франции первые ростки антисемитской идеологии появились в начале 1880-х гг. С выходом книги Эдуарда Дрюмона «Еврейская Франция» (1886) антисемитизм расистского толка получил широкое распространение. Организовалась «Антисемитская лига», возникали уличные демонстрации. Дело Дрейфуса превратило антисемитизм в одну из центральных политических и идеологических проблем Франции. Поражение «антидрейфусаров» и отделение церкви от государства (при республиканском правительстве в начале 20 в.) привели к тому, что антисемитизм стал впоследствии достоянием почти исключительно крайних клерикальных и правых кругов, например, организации Аксьон франсез. Лишь в Алжире антисемитизм продолжал носить массовый характер.

В России

В конце 19 в. и начале 20 в. в России стали формироваться оппозиционные политические партии. Борцы с самодержавием категорически отвергали антисемитизм. В годы первой революции (1905–1907) царь Николай II и его приближенные раздували антисемитские настроения и открыто поддерживали Союз русского народа, его боевые отряды, так называемые «черные сотни», и другие погромные организации. Агенты охранки сфабриковали антисемитскую фальшивку «Протоколы сионских мудрецов». В тайной типографии департамента полиции печатались антисемитские листовки. Под покровительством полиции и жандармерии был организован ряд погромов. В правой печати подвизались антисемитствующие идеологи, такие как А. Шмаков, Ю. Пранайтис, указывавшие на всемирную опасность, якобы исходящую от еврейства, и утверждавшие, что еврейская религия предписывает вредить христианам и употреблять кровь их детей. В 3-й и 4-й Государственных думах крайние правые делегаты (В. Пуришкевич, Н. Марков и другие) вели травлю евреев. Дело Бейлиса (см. М. М. Бейлис) привело к открытому столкновению между самодержавием и освободительным движением, включавшим все оппозиционные партии. Оправдание Бейлиса нанесло удар по антисемитской политике царизма.

В Румынии

В Румынии антисемитские выступления и погромы начались в 1859 г., их поддерживали главные политические партии. Западные державы пытались обуздать травлю и предотвратить эксцессы, но безуспешно. Решение Берлинского конгресса (1878) о предоставлении равноправия всем гражданам Румынии независимо от их религиозной принадлежности было обойдено правительством под предлогом, что евреи - не граждане государства, а чужеземцы. Глава церкви и представители правительства открыто занялись антисемитской агитацией. В 1886 г. под покровительством властей в Румынии состоялся международный антисемитский конгресс. В 1895 г. был основан антисемитский Румынский союз, в программе которого говорится, что он «употребит все средства, чтобы сделать положение евреев в Румынии невыносимым».

В годы, предшествовавшие Первой мировой войне, влияние антисемитских партий в Центральной и Восточной Европе уменьшилось. Однако захват власти партией большевиков в России и поражение Германии в войне привели к новой вспышке антисемитизма и к усилению радикальных юдофобских группировок. В правых и клерикальных кругах распространилось мнение, что предсказания «Протоколов сионских мудрецов» о мировом еврейском владычестве начали исполняться. Революции в Баварии (1918) и Венгрии (1919), в которых евреи играли важную роль, а также активное участие еврейской молодежи в создании коммунистических партий в разных странах усилили антиеврейские тенденции. Антисемитские настроения все глубже проникали также во Францию, Англию и США. Особую активность в антисемитской пропаганде проявляли католические круги. В США против «международного еврейства» ратовал магнат автомобильной промышленности Генри Форд.

Между двумя мировыми войнами

Основными очагами антисемитизма в период между двумя мировыми войнами были Германия и государства Восточной Европы. Последствия Версальского договора и экономический упадок обострили социальные противоречия и усилили националистические тенденции. Расовые теории приобретали все более широкую популярность в разных слоях общества. На евреев возлагалась вина за бедствия Германии. Жертвами террористических актов пали некоторые политические деятели-евреи, среди них министр иностранных дел Вальтер Ратенау. Антисемитизм стал одним из важнейших пунктов программы различных партий и основой идеологии национал-социалистической партии (см. Нацизм), образовавшейся в 1924 г. Ее вождь Адольф Гитлер изложил свои изуверские юдофобские взгляды в книге «Моя борьба» (1925–27), ставшей библией национал-социализма. С приходом Гитлера к власти основы расовой теории были возведены в степень законов (см. Нюрнбергские законы), и антисемитизм стал официальной политической линией правительства Германии. Был создан мощный аппарат для проведения антисемитской пропаганды во всем мире. Антисемитизм занимал главное место во внешнеполитической концепции Гитлера и в дипломатических отношениях нацистской Германии с другими государствами. На всем протяжении многовековой еврейской истории никогда антисемитизм не принимал столь чудовищных размеров и таких звериных форм, как в период нацистского владычества.

В тех странах Восточной Европы, где евреи играли важную роль в экономической и культурной жизни, националистические и этнические концепции внедрялись под такими, например, антисемитскими лозунгами: «процентная норма» и «скамьи гетто» для студентов, изгнание еврейской интеллигенции с государственной и общественной службы, разорительная налоговая система по отношению к среднему сословию, ограничения в правах и т. д. Все это расширило пропасть между евреями и остальным населением этих стран. Антисемитская политика усилилась с установлением в восточноевропейских странах диктаторских режимов и последовавшим за этим ослаблением связей этих стран с западноевропейскими демократическими государствами, особенно после победы гитлеризма в Германии. Во второй половине 1930-х гг. антисемитские эксцессы принимали все более агрессивный характер: нападения, избиения, погромы. Антисемитские партии стали ведущими во многих восточноевропейских странах. В 1937–38 гг. в Румынии правительство Кузы-Гоги приняло расистские законы; за Румынией последовала и Венгрия. Таким образом, была подготовлена почва для успеха в годы Второй мировой войны гитлеровской пропаганды, которая утверждала, что война ведется для защиты европейских народов от «всемирной еврейской плутократии и международного коммунизма». В конечном счете, все эти влияния в немалой степени обусловили активное участие многих жителей восточноевропейских стран в «окончательном решении еврейского вопроса», то есть в массовом уничтожении европейских евреев (см. Катастрофа).

Успехи гитлеризма оказали влияние также на некоторые круги общества западных стран. При помощи нацистских эмиссаров и огромных денежных средств, отпущенных гитлеровцами для пропаганды, антисемиты развернули широкую деятельность в Англии, Франции и особенно в США. Влиятельные группы «умиротворителей», стремившихся к договоренности с Гитлером, тоже видели в евреях препятствие к проведению их политики и возбуждали недоброжелательное отношение к евреям со стороны населения своих стран.

В период гражданской войны в России антисемитизм стал важным фактором в политической борьбе. Уже в конце 1917 г. с усилением «самостийных» настроений, то есть выступлений за отделение Украины от России, возникли погромы, принимавшие все большие размеры. Резней и грабежом евреев занималась украинская армия, разные банды и «зеленые» отряды. «Протоколы сионских мудрецов» были «походной книгой» офицеров белых армий, продвижение которых оставляло за собой кровавый след еврейских погромов. Советская власть с первых дней своего существования повела энергичную и весьма успешную борьбу с антисемитизмом. Однако в конце 1920-х гг. ощущается резкий подъем антисемитских настроений в народе. Это было обусловлено следующими причинами: активная экономическая деятельность евреев в годы нэпа («нэпман-еврей»); сравнительно значительное число евреев в партийном и хозяйственном советском аппарате («только евреи выиграли от революции»); правительственные мероприятия по землеустройству евреев («лучшие земли отдаются евреям»); небывалый рост числа еврейских рабочих в тяжелой промышленности, в которой прежде почти не было евреев. Советская власть проводила в 1927–31 гг. большую разъяснительную работу по борьбе с антисемитизмом, который рассматривался как «пережиток буржуазного прошлого». Однако в годы сталинского террора (1936–39) антисемитские нотки прозвучали, когда еврейские деятели были обвинены в «буржуазном национализме». В период сближения Иосифа Сталина с Гитлером (1937–39), вплоть до нападения Германии на СССР в июне 1941 г., упоминание об антисемитизме и антисемитской политике нацистов совершенно прекратилось.

(О положении евреев в разных странах мира в период Второй мировой войны см. соответствующие разделы статей о странах, например, Советский Союз. Советско-германская война и Катастрофа , Дания , а также статью Катастрофа .)

После Второй мировой войны

После Второй мировой войны обозначился резкий спад антисемитских настроений во многих странах Европы и Америки. Даже неофашистские партии старались отмежеваться от антисемитской идеологии. Лишь небольшие группировки продолжали открыто пропагандировать антисемитизм. В это время центром антисемитских публикаций стала Швеция. В 1960-х гг. антисемитская агитация усилилась под маской антисионизма, причем в основном использовалась традиционная антисемитская терминология и аргументация. Нередко слово «евреи» просто заменялось на слово «сионисты». Победа Израиля над арабскими государствами в Шестидневной войне послужила импульсом для такой разновидности антисемитизма.

В 1960-е гг. в мире определились три очага антисемитской пропаганды: арабские государства; группировки «новых левых»; СССР и страны Восточной Европы. Арабо-еврейский конфликт в Эрец-Исраэль подготовил почву для антисемитской пропаганды среди арабов. С приходом нацистов к власти арабские лидеры вошли с ними в контакт. Иерусалимский муфтий Хадж Амин ал-Хусейни ездил к Гитлеру в Берлин и вел переговоры о включении евреев Палестины в гитлеровский план «окончательного решения еврейского вопроса». После Второй мировой войны арабские страны были наводнены антисемитской литературой. Неоднократно издавались на арабском языке «Протоколы сионских мудрецов», отрывки из них были включены в школьные учебники и в памятку солдата в Иордании и Египте. Арабская пропаганда представляет все поражения арабов как результат заговора мирового еврейства и его союза с империализмом. В ней нередко оправдывалась нацистская политика уничтожения еврейского народа. После Шестидневной войны некоторые арабские лидеры усомнились в эффективности такой пропаганды для достижения своих политических целей. Тем не менее, съезд высшего руководства мусульманского духовенства ряда стран (1969) объявил борьбу с Израилем и с еврейством «священной войной ислама».

После Второй мировой войны стало ясно, что антисемитизм в СССР

После Второй мировой войны стало ясно, что антисемитизм в СССР - не пережиток прошлого, а важный компонент современной советской действительности. Проявления антисемитизма среди населения стали значительно сильнее, чем в 1920–30-е гг., главным образом вследствие нацистской пропаганды в годы немецкой оккупации. Евреи, возвратившиеся после войны на свои прежние места жительства, столкнулись с враждебным отношением со стороны местных жителей. Это касалось возвращения им покинутого имущества и жилья; зачастую местное население противилось самому факту возвращения евреев. Отношение властей также изменилось. Распространились слухи, что секретарь ЦК партии Щербаков придерживается крайне антисемитских воззрений и что сам Сталин не свободен от антисемитизма. Позднее это подтвердили высказывания югославского государственного деятеля Милована Джиласа, Светланы Аллилуевой, Ильи Эренбурга и других. Антисемиты, находившиеся во всех инстанциях партийного и государственного аппарата, перестали скрывать свои взгляды. В последний период войны началось вытеснение евреев с руководящих постов во всех сферах жизни страны, была исключена сама возможность назначения евреев на ряд должностей в партийно-государственном аппарате.

Сам факт существования Государства Израиль способствовал пробуждению чувства национального самосознания у евреев СССР, четко определивших свою принадлежность к еврейству. Многие из советских евреев тогда полагали, что советская власть, поддерживавшая молодое еврейское государство в Войне за Независимость, признает законность солидарности всех евреев с Израилем. Бурные проявления симпатии к прибывшим в СССР (август 1948 г.) представителям Израиля и в особенности массовая демонстрация, состоявшаяся в том же году в московской синагоге в праздник Рош ха-Шана 5709 г., явились наглядным свидетельством проявления национальных чувств, присущих многим евреям СССР. Очевидно, вслед за этими событиями было решено принять крайние меры для подавления любых проявлении еврейского национального чувства. В конце сентября 1948 г. в «Правде» была опубликована статья И. Эренбурга, в которой автор утверждал, что постулат сионизма об общности судьбы евреев всего мира противоречит идеологии коммунизма и евреям в «странах социализма» нет никакого дела до Государства Израиль. Евреям СССР не было разрешено выехать в Израиль для участия в войне. Всякое проявление симпатии к еврейскому государству жестоко подавлялось. Власти стали искоренять любые формы существования еврейских коллективов, даже функционировавших по советскому шаблону. В конце 1948 г. были ликвидированы Еврейский антифашистский комитет и еврейские культурные учреждения. Начались массовые аресты евреев - артистов и писателей, прежде всего тех, кто творил на идиш, а также других деятелей культуры, - всех, кто в какой-либо форме выразил свою причастность к еврейству и проявил интерес к еврейским проблемам.

В 1949 г. началась кампания против «космополитов». Не разрешалось касаться еврейских проблем даже в рамках общих советских периодических изданий. Дело дошло до уничтожения еврейских шрифтов, сохранившихся в некоторых типографиях. В 1951 г. началось удаление евреев с важных государственных постов в восточноевропейских странах. Советская пропаганда представляла сионистское движение и Джойнт как «центральное звено в международном заговоре американского империализма против Советского Союза и прогрессивных сил». Целый ряд коммунистических руководителей был обвинен во вредительстве и подрывной сионистской деятельности. Зловещая кампания достигла своего апогея в процессе Сланского в Чехословакии (1952) и во врачей деле в СССР (1953). Власти апеллировали к низменным инстинктам антисемитов и городской черни, как бы демонстрируя, что каждый еврей - предатель и любое преступление против него не повлечет наказания. В Советском Союзе царила погромная атмосфера. По некоторым сведениям, готовился грандиозный показательный антисемитский процесс и был составлен приказ о депортации всех евреев из европейской России в Сибирь и в Казахстан, чтобы «защитить их от гнева советской общественности». Лишь смерть Сталина и последовавшая за ней борьба за власть между его приближенными, которые пытались отмежеваться от преступлений его режима, спасли евреев Советского Союза от уготованной им участи.

В период разоблачений так называемого культа личности Сталина ни один из советских руководителей не осудил антисемитизм, не упомянул о ликвидации еврейской интеллигенции, искоренении еврейской культуры. Предпринятые после смерти Сталина попытки в какой-то мере восстановить еврейскую культурную жизнь вызвали сопротивление властей. Во время неофициальных встреч между разными иностранными делегациями и советским руководством последнее все чаще стало высказывать замечания об отсутствии среди евреев «духа коллективности», о нежелании их заниматься физическим трудом и о влечении евреев к так называемым профессиям «белых воротничков». При этом подчеркивалось, что численность евреев - ученых и административных работников - пропорционально намного выше доли евреев в общем населении страны (те же доводы приводились и в царской России при введении процентной нормы). Министр культуры СССР Е. Фурцева заявила на одной из встреч с иностранной делегацией, что количество евреев-студентов должно быть равно числу евреев-шахтеров. Приводился также исторический аргумент: в прошлом евреи были более культурным элементом по сравнению с невежественной массой русского народа, поэтому им было дозволено занять влиятельные позиции, «теперь же у нас есть наши кадры» (следовательно, евреи - не «наши»).

В начале 1960-х гг. окончательно выяснилось, что новая «либеральная» советская власть не намеревается выпустить из рук козырь антисемитизма. Начались так называемые экономические процессы, в результате которых были осуждены и казнены преимущественно евреи. Советская печать публиковала списки обвиняемых и приговоренных к смерти на самых видных местах. Так как в советских газетах обычно не было хроники преступлений, многие в Советском Союзе и за его пределами усматривали во всем этом явную тенденцию представить евреев ответственными за экономические трудности государства. В феврале 1963 г. английский философ Бертран Рассел писал Хрущеву, что он озабочен казнями евреев и поощрением, по всей видимости, антисемитизма в Советском Союзе. Хрущев ответил, что в Советском Союзе нет и не было антисемитизма и что среди расстрелянных есть лица разных национальностей.

Антисемитизм отчетливо проявился в проходивших в ту пору в СССР обсуждениях проблем искусства и культуры. Когда в сентябре 1961 г. в печати появилось стихотворение Е. Евтушенко «Бабий Яр», консервативные и антисемитские элементы среди советских писателей и критиков обрушились на произведение и на автора с обвинениями в «космополитизме», причем эти нападки сопровождались явно антисемитскими намеками в духе пропаганды последних лет Сталина. По словам критики, в произведении поднимался вопрос об антисемитизме, который-де не существует в советской действительности. Резким нападкам подвергался композитор Д. Шостакович за то, что он назвал первую часть своей 13-й симфонии «Бабий Яр».

Другим проявлением антисемитской пропаганды была публикация огромным тиражом так называемой «антирелигиозной» литературы. В десятках тысяч экземпляров распространялись такие книги, как «Галерея святых» писателя-антисемита П. А. Гольбаха (1723–89), в которой евреи названы врагами рода человеческого и изображены как банда преступников, не останавливающихся ни перед каким злодеянием. Была издана книга советского «эксперта» по вопросам иудаизма Т. Кичко «Иудаизм без прикрас», в которой собраны клевета и измышления, распространявшиеся антисемитской литературой в течение многих веков. Иллюстрации к этой книге, выполненные в духе нацистского еженедельника «Дер штюрмер», вызвали протесты во всем мире. Несомненно, такого рода «сочинения» были направлены не на то, чтобы расшатать веру религиозных евреев, а на то, чтобы дать якобы научное обоснование юдофобству и сеять антисемитизм в массах.

После Шестидневной войны новая волна антисемитизма захлестнула СССР. Резко враждебная позиция советских властей к Израилю и безудержная травля еврейского государства в советской печати, по радио и телевидению окончательно дали понять советским евреям, что у них нет возможности совместить верность Советскому Союзу с солидарностью с еврейским народом. Власти принуждали евреев четко определить свою позицию. На многих евреев, в особенности пользовавшихся известностью и занимавших важные посты, было оказано давление с целью заставить их открыто выступить против Израиля. Лишь в марте 1970 г. в Москве состоялась пресс-конференция, в которой участвовало несколько десятков евреев - научных работников, представителей искусства и военных. Они заявили о своем враждебном отношении к Израилю. Однако у многих евреев нападки на Израиль и фантастические описания господства «международного сионизма» вызвали обратное действие - подъем еврейского национального чувства и готовность демонстративно и гордо подчеркнуть свою принадлежность к еврейскому народу и репатриироваться в Израиль.

В странах Восточной Европы число лиц еврейского происхождения в составе руководства коммунистических партий и правительств было весьма значительным, что привело к усилению антисемитских настроений в широких массах населения. В последние годы жизни Сталина возникли антисемитские группировки в партийной верхушке, в особенности в Чехословакии и Польше, и начался процесс вытеснения евреев с ведущих государственных и партийных постов.

В 1968 г. попытка А. Дубчека ввести в Чехословакии «социализм с человеческим лицом» усилила антисемитские тенденции в других странах советского блока. Либерализация Чехословакии была объявлена результатом подрывной деятельности «сионистских агентов» и «немецких реваншистов». Противники Дубчека развязали оголтелую антисемитскую кампанию. Глава польского правительства В. Гомулка заявил в специальном выступлении, что большинство польских евреев нелояльно по отношению к своему государству. Травля евреев, начавшаяся после этого выступления, привела к тому, что почти все евреи Польши, среди них и те, кто считал себя неразрывно связанным с польским народом, были вынуждены оставить страну.

См. также

Литература

  • Дубнов С. М. Всемирная история еврейского народа от древнейших времен до настоящего. Т. 1–10. Рига, 1936–1939.
  • Еврейская история и религия: Сборник статей / Кауфман И., Финкельстайн Л., Эттингер Ш. Перевод с иврита и английского А. Гинзай и Э. Ломовская. Иер., 1982. 264 с.
  • Струве В. В. Фашистский антисемитизм - пережиток каннибализма. М.-Л., 1941. 16 с.
  • Федоров Е. А. Антисемитизм - отравленное оружие фашизма. Л., 1941. 24 с.
  • Коваль В. С. Путь к Бабьему Яру: (Германский антисемитизм: история, теория, политика). Киев, 1991. 55
  • Амфитеатров А. В. Происхождение антисемитизма. Т. 1–3. Берлин, 1906.
  • Антисемитизм в Советском Союзе: Его корни и последствия. / Составители И. Яхот, А. Розен и другие. Иер, 1979. 477 с.
  • Бузескул В. П. Антисемитизм в Александрии. СПб., 1914. 99 с.
  • Бурак Ю. Антисемитизм в современной Европе // Еврейская летопись. М. - Л., 1926, сб. 3. С. 142–155.
  • Бурцев В. Л. В погоне за провокаторами: «Протоколы сионских мудрецов» - доказанный подлог. М., 1991. 431 с.
  • Вайнтроб М. Причины происхождения антисемитизма: Опыт социально-психологического анализа. Рига, 1927. 371 с.
  • Горев М. [Галкин М. В.]. Против антисемитов: Очерки и зарисовки. М. - Л., 1928. 186 с.
  • Делевский Ю. [Юделевский Я. Л.]. Протоколы сионских мудрецов: История одного обмана / Предисловие А. В. Карташева. Берлин, 1923. 157 с.
  • Дудаков С. История одного мифа: Очерки русской литературы XIX-XX вв. М., 1993. 282 с.
  • Дьявол и евреи: Средневековые воззрения на евреев и современный антисемитизм. Сборник / Дж. Трахтенберг и другие; Перевод с английского В. Рынкевича. М. - Иер., 1998. 312 с.
  • Жигалин Г. Л. Проклятое наследие: (Oб антисемитизме). [М.], 1927. 104 с.
  • Каутский К. Еврейство и раса. Авторизованный перевод с немецкого. [П.], 1918. 189 с.
  • Кон Н. Благословение на геноцид: Миф о всемирном заговоре евреев и «Протоколах сионских мудрецов». Перевод с английского. М., 1990. 247 с.
  • Краузе Г. Происхождение антисемитизма в Германии / Перевод с немецкого Г. Таубмана. СПб., 1907. 99 с.
  • Лазар Б. Антисемитизм и революция / Перевод с французского, под редакцией и с предисловием профессора М. Рейснера. П., 1917. 29 с.
  • Леруа-Болье А. Евреи и антисемитизм / Перевод с французского Э. К. Ватсона и Р. И. Сементковского. СПб., 1894. 8 с. + 326 с.
  • Лозинский С. Г. Социальные корни антисемитизма в средние века и в новое время. [М.], 1929. 205 с.
  • Ломброзо Ч. Антисемитизм и современная наука / Перевод с итальянского Е. Пархомовского. Киев, 1909. 146 с.
  • Лурье С. Я. Антисемитизм в древнем мире, попытки объяснения его в науке и его причины. П., 1922. 159 с. То же - Т.-А., 1976. 216 с.
  • Маляр И. Антисемитизм через века и страны. Т.-А., 1995. 96 с.
  • Маркс и еврейство: [Сборник статей]. / Меламед М., Вольбе П., Перлис В. Одесса, 1918. 48 с.
  • Неодоленный враг: Сборник против антисемитизма / Составитель В. Вешнев. М., 1930. 348 с. Очерки, статьи и повести, описывающие факты антисемитизма в Советском Союзе.
  • Паркс Д. Евреи среди народов: Обзор причин антисемитизма. Перевод с английского. Париж, 1932. 264 с.
  • Песковский М. Л. Роковое недоразумение: Еврейский вопрос, его мировая история и естественный путь к разрешению. Части 1–2. СПб., 1891. 392 с.
  • Поляков Л. История антисемитизма. Перевод с французского под редакцией профессора В. Порхомовского. Т. 1–2. М. - Иер., 1997–1998.
  • Правда о Сионских протоколах: Литературный подлог. Перевод с английского. / Предисловие П. Н. Милюкова. Париж, 1921. 96 с.
  • Прейгер Д., Телушкин Д. Почему евреи?: О причинах антисемитизма. Перевод с английского. СПб., 1992. 203 с.
  • Против антисемитизма: Сборник материалов. Ташкент, 1928. 41 с.
  • Против антисемитизма / Под редакцией Г. Алексеева, К. Большакова и других. [Л.], 1930. 247 c.
  • Радищев Л. Яд: Oб антисемитизме наших дней. [М.] 1930. 125 с.
  • Стеклов Ю. М. Новейшие течения во французском антисемитизме. [П.], . 54 с. Издание 3-е, исправленное и дополненное; вышло под названием: Последнее слово французского антисемитизма. П., 1923, 64 с.
  • Сувальский З. С. Из истории антисемитизма: Александрийские антисемиты 1 в. по Р. Х. // Еврейская библиотека. СПб., 1903, т. 10. С. 339–368.
  • Толстой И. И. Антисемитизм в России и другие статьи по еврейскому вопросу / Предисловие К. К. Арсеньева. П., 1917. 96 с.
  • Ф. Г. [Гец Ф. Б.]. Слово подсудимому! СПб., 1891. 165 с. С письмами Л. Н. Толстого, Б. Н. Чичерина, В. С. Соловьева, В. Г. Короленко.
  • Хейфец И. Я. Мировая реакция и еврейские погромы. Т. 1–2. [Харьков], 1925. Т.1: Польша, 1918–1922. Т. 2: Венгрия, 1918–1922.
  • Хэй М. Кровь брата твоего: Корни христианского антисемитизма / Перевел с английского М. Финкельберг. Иер., 1991. 440 с.
  • Шварц С. Антисемитизм в Советском Союзе. Н.-Й., 1952. 262 с. Освещен период до Второй мировой войны. Переработанное и дополненное издание на русском языке части книги - Schwarz S. M. The Jews in the Soviet Union. N.Y., 1951.
  • Шлейден М. Я. Мученичество евреев в средние века / Перевод и предисловие Л. А. Цукермана. [Варшава], 1907. 56 с.
  • Шнирельман В. Интеллектуальные лабиринты: очерки идеологий в современной России. М., 2004. 479 с.
  • Poliakov L. Histoire de l’antisemitisme. Vols. 1–4. Paris, 1955–1977.
  • אלמוג ש. לאומיות ואנטישמיות באירופה המודרנית, 1815–1945. ירושלים, תשמח, 1988. 188 עמ".
  • Бонч-Бруевич В. Д. Знамение времени: Убийство Андрея Ющинского и дело Бейлиса: Впечатления Киевского процесса. СПб., 1914. 8 с. + 308 с.
  • Дело Бейлиса: Стенографический отчет: Т. 1–3. Киев, 1913.
  • Материалы к вопросу об обвинениях евреев в ритуальных преступлениях: / Собрал И. О. Кузьмин. СПб., 1913. 316 с. + 8 с.
  • Папские буллы о кровавом навете: Перевод с немецкого. Киев, 1912. 107 с.
  • Русские ученые о еврейском вероучении / Заключения профессора П. К. Коковцева, П. В. Тихомирова и И. Г. Троицкого на процессе Бейлиса. СПб., 1914. 16 с. + 79 с.
  • Франк Ф. Ритуальное убийство перед судом истины и справедливости. Перевод с немецкого. Киев, 1912. 355 с.
  • Хвольсон Д. А. Употребляют ли евреи христианскую кровь?: Рассуждение. 3-е изд. Киев, 1912. 77 с.
  • Хейн А. Д. Иудаизм и кровь: Несколько слов в ответ на кровавый навет. СПб., 1913. 78 с.

Источники