Все о тюнинге авто

Активной гибкостью называется способность выполнять движения. Биомеханическая характеристика гибкости

« Воспитание гибкости»

Выполнила:

Студентка гр. ВФ2-2а, Ботвина А.А.

Проверил:

Доцент, Филатова Е.В.

Москва - 2013

Введение

    Основное понятие, виды, задачи развития.

    Средства и воспитания гибкости

    Методика воспитания гибкости

Заключение

Список литературы

Введение

Вся двигательная деятельность человека определяется строением и свойствами его тела. Многообразие свойств человеческого тела дает чрезвычайное богатство и разнообразие движений, которые проявляются в перемещениях тела человека в пространстве и во времени.

Это, в двух словах, способность организма правильно управлять важными питательными веществами и кислородом. То есть, способность сердца закачивать в организм столько крови, сколько необходимо в данный момент, доставляя кислород в мышцы и в то же время стирая отходы. Эта способность улучшается главным образом аэробными упражнениями.

Это способность мышцы обеспечить высокую производительность за короткое время. Он выращивается чаще всего с помощью рельсов или усиливающих машин. Он характеризуется долговременной активностью меньшей интенсивности, а это означает, что с меньшими усилиями вы можете справиться с множеством повторений. Выносливость обучается легкими гантелями или просто с весом собственного тела.

Способность человека выполнять движения с максимальной амплитудой обычно определяют термином «гибкость». Гибкость – это одно из пяти основных физических качеств человека. Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой. Это физическое качество необходимо развивать с самого раннего детства и систематически.

Гибкость нижней части позвоночника делает красноречивым описание общего состояния тела. Представьте себе прямую линию между пятками, которая является стартовой. В плавном движении, наклонитесь вперед, насколько это возможно, и посмотрите, сколько из ваших пальцев ноги преодолело стартовую линию.

Человеческое тело приспособлено к движению, это хорошая машина, которая страдает, когда она ничего не делает. Красота без здоровья не существует, и вы не можете иметь здоровье, не двигаясь. Если ваше состояние действительно плохое, начните делать что-то с собой!

Внешнее проявление гибкости отражает внутренние изменения в мышцах, суставах, сердечнососудистой системе. Достаточная гибкость суставно-связочного аппарата позволяет сравнительно легко выполнять различные движения, что является свидетельством определенного уровня физической подготовленности. В зависимости от степени развития гибкости человек может принять нужное положение тела в пространстве, удерживать это положение определенное количество времени, выполнять движения с необходимой амплитудой. Снижение же способности свободно и естественно принимать любую необходимую позу, растяжимости мышечных и соединительных тканей – один из признаков наметившейся тенденции к ухудшению интегрального физического состояния организма человека.

Цель этой статьи - поделиться знаниями и самовосприятием о моторных навыках раннего детства. Особое значение этого вопроса касается младший школьный возраст, известный в антропоморфной литературе как «идеальный ребенок». Предложения, которые должны быть реализованы во время занятий по физическому воспитанию. - Для каждого урока рекомендуется силовое обучение с наилучшим использованием тренажеров и инструментов. Упражнения должны быть средней интенсивности, но если мы увеличиваем интенсивность до почти максимального значения, то их продолжительность должна быть короткой - генерация силы должна выполняться динамически - на начальном этапе обучения необходимо укрепить наиболее важные группы мышц: мм. позвоночник, мм. сундук, мм. гребень, мм. брюшной полости, мм. плеча, плеча и мм. ноги.

Недостаточная гибкость приводит к нарушениям в осанке, возникновению остеохондроза, отложению солей, изменениям в походке. Недостаточный анализ гибкости у спортсменов приводит к травмированию, а также к несовершенной технике.

Цель данной работы: выявить значение и сущность гибкости, а также охарактеризовать основные способы воспитания подвижности в суставах.

Они являются основными группами постуральных мышц, ответственными за правильную осанку. Нагрузка на упражнения не может быть увеличена с уроков до уроков, поддерживать систематический принцип и повторять силовые упражнения. Не предпочитайте работать на основе урока. Лучше иметь простую силовую подготовку в качестве домашней работы. Используйте силовые упражнения, такие как прыжок в высоту, прыжок в длину, полный прыжок, прыжки, экипировка, высокое препятствие, бросок мяча. - 1 кг. Мяч с ухом, зубчатый шар на расстоянии.

Завершая дискуссию о мотивационном характере ребенка в ранней школе, давайте вспомним, что самая важная задача учителя на уроке - привести ее к тому, чтобы урок физического воспитания был забавным, радостью осуществления, ценностью ребенка, борясь с ее собственными слабостями. Мы не оцениваем уровень пригодности ребенка, но прежде всего его или ее участие в упражнении, прогресс в работе, отношение к предмету. Иногда самым большим успехом учителя является готовность и активное участие в уроках, особенно с более низкими двигательными навыками.

1.Основное понятие, виды, задачи развития.

1. Гибкость - это способность человека выполнять движения с большей амплитудой. Различают гибкость динамическую, статическую, активную и пассивную. Она зависит от эластичности мышц, связок, суставных сумок, психического состояния, разминки, массажа, ритма движения предварительного напряжения мышц, возраста, уровня силы, спортивной специализации и пр. Для совершенствования гибкости применяются упражнения на растягивания мышц, мышечных сухожилий и суставных связок с увеличенной амплитудой движения (простые, маховые, с внешней помощью, с отягощениями и без них). Основное время при совершенствовании гибкости следует выделять на домашние занятия (зарядка, индивидуальная тренировка). Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, так как ограничивает перемещения отдельных звеньев тела.

Ян Сопа, Эдвард Млечко «Основы антропоморфности». Владимир Ляч «Развитие моторных навыков детей и подростков». Мария Пржеакник-Гировска, Грайны Макево-Джарья «Развивающая и образовательная психология детства». Вацлав Гневковский, Казимира Вланик «Физическое воспитание». Мацей Щепаник, Томаш Клочек «Волейбол в школе».

Движение - это основной атрибут жизни и сопровождал нас с момента зачатия. Ход развития человека на отдельных этапах личностного развития является результатом двух основных элементов: - процесса эволюции человеческого вида, - широко понимаемых факторов окружающей среды. Если мы сравним несравненного младенца в животном мире с богатством движений взрослого, мы легко можем представить, как долго каждый человек проходит через его жизнь. Человеческая мотивация должна быть очень пластичной; Каждый из нас должен обладать самым широким набором базовых навыков, но также адаптироваться к часто меняющейся среде.

    При активной гибкости движение с большой амплитудой выполняют за счет собственной активности соответствующих мыши.

    Под пассивной гибкостью понимают способность выполнять те же движения под воздействием внешних растягивающих сил: усилий партнера, внешнего отягощения, специальных приспособлений и т.п.

    Динамическая гибкость проявляется в движениях,

    Вот почему, между прочим, процесс физического воспитания настолько важен. Позвольте мне теперь охарактеризовать доступным способом развитие движения ребенка в интересующем нас возрасте. Превышение порога школы является серьезным стрессом в жизни человека, с точки зрения моторного развития, крайне неблагоприятного в автомобильных играх, не ограничиваясь строгостью дошкольной деятельности, ребенок идет в школу, где система классов делает ее серьезными ограничениями. В мозгу ребенка процесс стимулирования тормозов все еще преобладает, поэтому необходимость оставаться в классе и проводить даже несколько часов, сидя, чтобы спорить с необходимостью движения, следовательно, в начале школьного учителя могут возникнуть трудности в овладении классом.

    Статическая гибкость проявляется в позах.

Выделяют также общую и специальную гибкость:

    Общая гибкость характеризуется высокой подвижностью (амплитудой движений) во всех суставах (плечевом, локтевом, голеностопном, позвоночника и др.);

    Специальная гибкость - амплитудой движений, соответствующей технике конкретного двигательного действия.

    Несмотря на упомянутые выше ограничения, моторное развитие ребенка продолжается и интенсивно, улучшает точность движений рук, приобретает новые навыки в использовании инструментов, рисования и письма. Примерно в 9-10 лет способность к концентрации также увеличивается, а развитие вышеупомянутых движений на высоком уровне качества: экономное, точное и отключенное, в сочетании с дальнейшим развитием локомотивных и спортивных движений и прогрессивной интеллектуализацией деятельности, наиболее называемый стадией идеального ребенка, или «вторым апогеем двигателя».

В зависимости от режима работы мышечных волокон, а также наличия или отсутствия внешней помощи выделяют восемь основных разновидностей гибкости:

    активную статическую (АСГ),

    активную динамическую (АДГ),

    пассивную статическую (ПСГ),

    пассивную динамическую (ПДГ),

    дозированную пассивно-статическую (ДПСГ),

    максимальную пассивно-статическую (МПСГ),

    Этот период времени до начала подъема лобкового тела характеризуется необычайной легкостью изучения движений, даже со сложной структурой. Это способствует спортивной деятельности в рассматриваемый период - это возраст предварительной квалификации для обучения в большинстве видов спорта, а также для специализированного обучения. Высокая восприимчивость этого возраста к образцам спорта, театра, цирка и т.д. делает «выбор» деятельности особенно любимой даже на всю жизнь. Важной ролью в этих процессах должно быть физическое воспитание школы - в основном учитель как аниматор.

    дозированную пассивно-динамичесую (ДПДГ) ,

    максимальную пассивно-динамическую (МПДГ).

Все разновидности пассивной гибкости измеряются при внешней помощи (например, при помощи груза); что касается максимальных показателей пассивной гибкости, то они достигаются не при дозированной, а при максимальной внешней помощи (например, при помощи партнера или тренера).

Вышеуказанные факты подтверждают признание младшего школьного возраста как «золотой век мотоцикла». Давайте теперь проанализируем, как моторные функции у детей в это время, какие удовольствия и упражнения рекомендуются, и чего следует избегать. Социальные игры рекомендуются, потому что амбиции шоу должны доминировать и превосходить игривые формы движения. На основании многих исследований было установлено, что правильное развитие человеческого моторизма зависит в первую очередь от силы. Хотя скелетно-мышечная система и мышечная система ребенка находятся в состоянии интенсивного развития в ранние годы и не могут справиться со слишком большим бременем, он становится все более эффективным в ближайшем будущем.

Проявление гибкости зависит от ряда факторов. Главный фактор, обусловливающий подвижность суставов, - анатомический. Ограничителями движений являются кости. Форма костей во многом определяет направление и размах движений в суставе (сгибание, разгибание, отведение, приведение, супинация, пронация, вращение).

Гибкость обусловлена центрально-нервной регуляцией тонуса мышц, а также напряжением мышц-антагонистов. Это значит, что проявления гибкости зависят от способности произвольно расслаблять растягиваемые мышцы и напрягать мышцы, которые осуществляют движение, т.е. от степени совершенствования межмышечной координации.

Мышечная сила ребенка растет быстро и неравномерно. Большие группы мышц быстро растут, поскольку их доля в мышечной работе ребенка велика. У детей в обсуждаемом двигательном периоде усталость во время физических упражнений происходит позже по сравнению с более ранним периодом, а наличие сверстников в измерении упражнений увеличивает результаты упражнений на прочность и выносливость. Следует организовать спортсменов легкой атлетики, а также атлетические упражнения в полевых условиях с использованием предметов и препятствий для прыжков, бросков, тянуть, толкать, поднимать, носить, нависать, переплетаться и т.д. курс препятствий, который явно является фактором конкуренции.

На гибкость существенно влияют внешние условия:

    время суток (утром гибкость меньше, чем днем и вечером);

    температура воздуха (при 20..30 °С гибкость выше, чем при 5...10 °С);

    проведена ли разминка (после разминки продолжительностью 20 мин гибкость выше, чем до разминки);

    разогрето ли тело (подвижность в суставах увеличивается после 10 мин нахождения в теплой ванне при температуре воды +40 °С или после 10 мин пребывания в сауне).

    Скорость - означает движущиеся части тела или всего тела в кратчайшие сроки. Это требует способности выполнять быстрое сокращение мышц. В процессе повышения скорости мы учитываем время отклика на стимул и само движение, которое зависит от частоты повторяющихся движений. Время отклика зависит от возраста ребенка, и чем старше ребенок, тем меньше время реакции. Это связано прежде всего с зрелостью или функциональной работоспособностью нервной системы. Темп и особенно время реакции в классах физического воспитания формируются во время восточно-ориентированных, беговых дорожек, роликовых коньков и упражнений по плавучести: во время игр или игр с мячом, на льду, в воде, на курсах препятствий - эти условия усиливают для легкого наблюдения и правильной реакции движения.

Положительные эмоции и мотивация улучшают гибкость, а противоположные личностно-психические факторы ухудшают.

Гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой. Термин «гибкость» более приемлем, если имеют в виду суммарную подвижность в суставах всего тела. А применительно к отдельным суставам правильнее говорить «подвижность», а не «гибкость», например «подвижность в плечевых, тазобедренных или голеностопных суставах». Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, так как ограничивает перемещения отдельных звеньев тела.

Наиболее естественной и распространенной скоростью разработки является краткосрочная. Улучшение техники зубчатой ​​передачи - это равномерность и выравнивание ступеней, лучшая координация рук и ног, наклон торса вперед и экономическая работа ног. Всестороннее и планомерное развитие скорости дает хорошие результаты детям, потому что на этом этапе развития двигателя тело ребенка функционально хорошо подготовлено к краткосрочным усилиям. Надежность - способность выполнять определенную работу в течение длительного времени.

Это одна из основных особенностей человеческого мотоцикла, поэтому его формирование необходимо уже в дошкольном возрасте, при условии соответствующего бремени. Первым этапом работы по выносливости является общее укрепление тела ребенка. И адаптируйте его к более интенсивным усилиям, чем в повседневной деятельности. Должны использоваться длинные трассы, расширенная игра и бег по пересеченной местности, дистанционное реле. Оптимальное расстояние для проверки этого моторного элемента в ранней школе, после подготовки курса, составляет 600 м - для девочек и 800 м для мальчиков.

По форме проявления различают гибкость активную и пассивную.

При активной гибкости движение с большой амплитудой выполняют за счет собственной активности соответствующих мышц. Под пассивной гибкостью понимают способность выполнять те же движения под воздействием внешних растягивающих сил: усилий партнера, внешнего отягощения, специальных приспособлений и т. п.

Ловкость - функция, которая позволяет быстро адаптировать ваши движения к изменяющимся условиям, основана на гибкости цепей движения, характеризующихся пространством, быстрой сменой положения и положения тела и направлением движения. Это позволяет эффективно решать сложные ситуации и задачи, требующие скорости, гибкости и гибкости. Проворный должен быть в первую очередь: акробат, гимнаст, танцор, жонглер, футболист, дзюдока, охотник и т.д. ранний школьный возраст - это оптимальный период для развития гибкости, и любое пренебрежение в этой области очень сложно догнать позже.

По способу проявления гибкость подразделяют на динамическую и статическую. Динамическая гибкость проявляется в движениях, а статическая - в позах.

Выделяют также общую и специальную гибкость. Общая гибкость характеризуется высокой подвижностью во всех суставах; специальная гибкость - амплитудой движений, соответствующей технике конкретного двигательного действия.

Ловкость, которую мы пытаемся развить во всех видах зигзага, слалом. пересекая препятствия, играя в разнообразной местности, играя на небольших пространствах, прыгая по-разному, прыгая и прыгая долго, упражнения на инструментах, упражнения гибкости. Гиббити - это способность выполнять большие амплитудные движения во всех суставах. Для многих исследователей подвижности человека гибкость не считается двигательной характеристикой, только для анатомических или биомеханических индивидуальных способностей.

Это происходит, когда мышцы расслаблены, поверхности сустава довольно широкие, суставы гибкие, а связки растянуты. Эта функция разработана с помощью систематических упражнений, а ее оптимальный период развития - в возрасте 9-11 лет. Чрезмерная гибкость тела может вызвать искажение позвоночника, но с небольшой мышечной слабостью может привести к повреждению скелета.

Проявление гибкости зависит от ряда факторов. Главный фактор, обусловливающий подвижность суставов, - анатомический. Ограничителями движений являются кости. Форма костей во многом определяет направление и размах движений в суставе.

Гибкость обусловлена центрально-нервной регуляцией тонуса мышц, а также напряжением мыщцантагонистов. Это значит, что проявления гибкости зависят от способности произвольно расслаблять растягиваемые мышцы и напрягать мышцы, которые осуществляют движение, т. е. от степени совершенствования межмышечной координации.

На гибкость существенно влияют внешние условия: 1) время суток; 2) температура воздуха; 3) проведена ли разминка; 4) разогрето ли тело.

Фактором, влияющим на подвижность суставов, является также общее функциональное состояние организма в данный момент: под влиянием утомления активная гибкость уменьшается, а пассивная увеличивается.

Положительные эмоции и мотивация улучшают гибкость, а противоположные личностно-психические факторы ухудшают.

Результаты немногих генетических исследований говорят о высоком или среднем влиянии генотипа на подвижность тазобедренных и плечевых суставов и гибкость позвоночного столба.

Наиболее интенсивно гибкость развивается до 15-17 лет. При этом для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9-10 лет, а для активной - 10-14 лет.

Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6- 7 лет. У детей и подростков 9-14 лет это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте.

Задачи развития гибкости. В физическом воспитании главной является задача обеспечения такой степени всестороннего развития гибкости, которая позволяла бы успешно овладевать основными жизненно важными двигательными действиями и с высокой результативностью проявлять остальные двигательные способности - координационные, скоростные, силовые, выносливость.

В плане лечебной физической культуры в случае травм, наследственных или возникающих заболеваний выделяется задача по восстановлению нормальной амплитуды движений суставов.

Для детей, подростков, юношей и девушек, занимающихся спортом, выдвигается задача совершенствования специальной гибкости, т. е. подвижности в тех суставах, которым предъявляются повышенные требования в избранном виде спорта.

Средства и методы воспитания гибкости

В качестве средств развития гибкости используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой. Их иначе называют упражнениями на растягивание.

Основными ограничениями размаха движений являются мышцы-антагонисты. Растянуть соединительную ткань этих мышц, сделать мышцы податливыми и упругими - задача упражнений на растягивание.

Среди упражнений на растягивание различают активные, пассивные и статические.

Активные движения с полной амплитудой можно выполнять без предметов и с предметами.

Пассивные упражнения на гибкость включают: движения, выполняемые с помощью партнера; движения, выполняемые с отягощениями; движения, выполняемые с помощью резинового эспандера или амортизатора; пассивные движения с использованием собственной силы; движения, выполняемые на снарядах.

Статические упражнения, выполняемые с помощью партнера, собственного веса тела или силы, требуют сохранения неподвижного положения с предельной амплитудой в течение определенного времени. После этого следует расслабление, а затем повторение упражнения.

Упражнения для развития подвижности в суставах рекомендуется проводить путем активного выполнения движений с постепенно увеличивающейся амплитудой, использования пружинящих «самозахватов», покачиваний, маховых движений с большой амплитудой.

Основные правила применения упражнений в растягивании: не допускаются болевые ощущения, движения выполняются в медленном темпе, постепенно увеличиваются их амплитуда и степень применения силы помощника.

Основным методом развития гибкости является повторный метод, где упражнения на растягивание выполняются сериями. В зависимости от возраста, пола и физической подготовленности занимающихся количество повторений упражнения в серии дифференцируется. В качестве развития и совершенствования гибкости используются также игровой и соревновательный методы.

Методика развития гибкости

Для развития и совершенствования гибкости методически важно определить оптимальные пропорции в использовании упражнений на растягивание, а также правильную дозировку нагрузок.

Если требуется достижение заметного сдвига в развитии гибкости уже через 3-4 месяца, то рекомендуются следующие соотношения в использовании упражнений: примерно 40% - активные, 40% - пассивные и 20% - статические. Чем меньше возраст, тем больше в общем объеме должна быть доля активных упражнений и меньше - статических. Специалистами разработаны примерные рекомендации по количеству повторений, темпу движений и времени «выдержек» в статических положениях. На первых занятиях число повторений составляет не более 8-10 раз и постепенно доводится до величин, приведенных в таблице 5.

Упражнения на гибкость важно сочетать с упражнениями на силу и расслабление. Как установлено, комплексное использование силовых упражнений и упражнений на расслабление не только способствует увеличению силы, растяжимости и эластичности мышц, производящих данное движение, но и повышает прочность мышечно-связочного аппарата. Кроме того, при использовании упражнений на расслабление в период направленного развития подвижности в суставах значительно возрастает эффект тренировки.

Нагрузку в упражнениях на гибкость в отдельных занятиях и в течение года следует увеличивать за счет увеличения количества упражнений и числа их повторений. Темп при активных упражнениях составляет 1 повторение в 1 с; при пассивных - 1 повторение в 1-2 с; «выдержка» в статических положениях - 4-6 с.

Упражнения на гибкость на одном занятии рекомендуется выполнять в такой последовательности: вначале упражнения для суставов верхних конечностей, затем для туловища и нижних конечностей. При серийном выполнении этих упражнений в промежутках отдыха дают упражнения на расслабление.

По вопросу о количестве занятий в неделю, направленных на развитие гибкости, существуют разные мнения. Так, одни авторы считают, что достаточно 2-3 раз в неделю; другие убеждают в необходимости ежедневных занятий; третьи уверены, что наилучший результат дают два занятия в день. Однако все специалисты едины в том, что на начальном этапе работы над развитием гибкости достаточно трех занятий в неделю. Кроме того, трехразовые занятия в неделю позволяют поддерживать уже достигнутый уровень подвижности в суставах.

Перерывы в тренировке гибкости отрицательно сказываются на уровне ее развития. Так, например, двухмесячный перерыв ухудшает подвижность в суставах на 10-12%.

При тренировке гибкости следует использовать широкий арсенал упражнений, воздействующих на подвижность всех основных суставов, поскольку не наблюдается положительный перенос тренировок подвижности одних суставов на другие.

В последние годы за рубежом и в нашей стране получил широкое распространение стретчинг - система статических упражнений, развивающих гибкость и способствующих повышению эластичности мышц.

Термин стретчинг происходит от английского слова stretching - натянуть, растягивать.

В процессе упражнений на растягивание в статическом режиме занимающийся принимает определенную позу и удерживает ее от 15 до 60 с, при этом он может напрягать растянутые мышцы.

Физиологическая сущность стретчинга заключается в том, что при растягивании мышц и удержании определенной позы в них активизируются процессы кровообращения и обмена веществ.

В практике физического воспитания и спорта упражнения стретчинга могут использоваться: в разминке после упражнений на разогревание как средство подготовки мышц, сухожилий и связок к выполнению объемной или высокоинтенсивной тренировочной программы; в основной части занятия как средство развития гибкости и повышения эластичности мышц и связок; в заключительной части занятия как средство восстановления после высоких нагрузок и профилактики травм опорно-двигательного аппарата, а также снятия болей и предотвращения судорог.

Существуют различные варианты стретчинга. Наиболее распространена следующая последовательность выполнения упражнений: фаза сокращения мышцы продолжительностью 1-5 с, затем расслабление мышцы 3-5 с и после этого растягивание в статической позе от 15 до 60 с. Широко используется и другой способ выполнения упражнений стретчинга: динамические упражнения, выполняемые в разминке или основной части занятия, заканчиваются удержанием статической позы на время в последнем повторении.

Продолжительность и характер отдыха между упражнениями индивидуальны, а сама пауза для занимающихся может заполняться медленным бегом или активным отдыхом.

Методика стретчинга достаточно индивидуальна. Однако можно рекомендовать определенные параметры тренировки.

1 Продолжительность одного повторения от 15 до 60 с.

2 Количество повторений одного упражнения от 2 до 6 раз, с отдыхом между повторениями 10-30 с.

3 Количество упражнений в одном комплексе от 4 до 10.

4 Суммарная длительность всей нагрузки от 10 до 45 мин.

5 Характер отдыха - полное расслабление, бег трусцой, активный отдых.

Во время выполнения упражнений необходима концентрация внимания на нагруженную группу мышц.

Контрольные упражнения для определения уровня развития гибкости

Основным критерием оценки гибкости является наибольшая амплитуда движений, которая может быть достигнута испытуемым. Амплитуду движений измеряют в угловых градусах или в линейных мерах, используя аппаратуру или педагогические тесты. Аппаратурными способами измерения являются: 1) механический; 2) механоэлектрический; 3) оптический; 4) рентгенографический.

Для особо точных измерений подвижности суставов применяют электрогониометрический, оптический и рентгенографический способы. Электрогониометры позволяют получить графическое изображение гибкости и проследить за изменением суставных углов в различных фазах движения. Оптические способы оценки гибкости основаны на использовании фото-, кино- и видеоаппаратуры. Рентгенографический способ позволяет определить теоретически допустимую амплитуду движения, которую рассчитывают на основании рентгенологического анализа строения сустава.

В физическом воспитании наиболее доступным и распространенным является способ измерения гибкости с помощью механического гониометра - угломера, к одной из ножек которого крепится транспортир. Ножки гониометра крепятся на продольных осях сегментов, составляющих тот или иной сустав. При выполнении сгибания, разгибания или вращения определяют угол между осями сегментов сустава.

Основными педагогическими тестами для оценки подвижности различных суставов служат простейшие контрольные упражнения.

1 Подвижность в плечевом суставе. Испытуемый, взявшись за концы гимнастической палки, выполняет выкрут прямых рук назад. Подвижность плечевого сустава оценивают по расстоянию между кистями рук при выкруте: чем меньше расстояние, тем выше гибкость этого сустава, и наоборот. Кроме того, наименьшее расстояние между кистями рук сравнивается с шириной плечевого пояса испытуемого. Активное отведение прямых рук вверх из положения лежа на груди, руки вперед. Измеряется наибольшее расстояние от пола до кончиков пальцев.

2 Подвижность позвоночного столба. Определяется по степени наклона туловища вперед. Испытуемый в положении стоя на скамейке наклоняется вперед до предела, не сгибая ног в коленях. Гибкость позвоночника оценивают с помощью линейки или ленты по расстоянию в сантиметрах от нулевой отметки до третьего пальца руки. Если при этом пальцы не достают до нулевой отметки, то измеренное расстояние обозначается знаком «минус», а если опускаются ниже нулевой отметки - знаком «плюс».

«Мостик». Результат измеряется от пяток до кончиков пальцев рук испытуемого. Чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.

3 Подвижность в тазобедренном суставе. Испытуемый стремится как можно шире развести ноги: 1) в стороны и 2) вперед назад с опорой на руки. Уровень подвижности в данном суставе оценивают по расстоянию от пола до таза: чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.

4 Подвижность в коленных суставах. Испытуемый выполняет приседание с вытянутыми вперед руками или руки за головой. О высокой подвижности в данных суставах свидетельствует полное приседание.

5 Подвижность в голеностопных суставах. Измерить различные параметры движений в суставах следует, исходя из соблюдения стандартных условий тестирования: 1) одинаковые исходные положения звеньев тела; 2) одинаковая разминка; 3) повторные измерения гибкости проводить в одно и то же время, поскольку эти условия, так или иначе, влияют на подвижность в суставах.

Пассивная гибкость определяется по наибольшей амплитуде, которая может быть достигнута за счет внешних воздействий. Ее определяют по наибольшей амплитуде, которая может быть достигнута за счет внешней силы, величина которой должна быть одинаковой для всех измерений, иначе нельзя получить объективную оценку пассивной гибкости. Измерение пассивной гибкости приостанавливают, когда действие внешней силы вызывает болезненное ощущение.

Информативным показателем состояния суставного и мышечного аппарата испытуемого является разница между величинами активной и пассивной гибкости. Эта разница называется дефицитом активной гибкости.