Все о тюнинге авто

Занимательная химия. Увлекательная химия

Одной из первых мне посчастливилось познакомиться с новой детской книгой «Увлекательная химия» от издательства «Манн, Иванов и Фербер». О ней-то и спешу вам рассказать;)

Когда я только ждала эту книгу, то представляла ее себе как набор неких опытов, которые мы сможем нахимичить с детьми на нашей кухне:) Просто в последнее время сколько ни встречала вышедших книг о химии, это были либо заумные учебники, которые безумно скучно читать, либо опыты и ничего более. Опыты я люблю, как же без них:) Но хотелось бы детей знакомить и с основными понятиями этой нелегкой науки, да еще бы простыми словами все разъяснить, чтобы любому было доступно. Вот «Увлекательная химия» из серии «Энциклопедии с Чевостиком» таким экземпляром и стала. Давайте убедимся вместе;)

Во-первых, стоит разобраться кто такой Чевостик. Возможно, кто-то из вас уже знаком с этим героем по проекту «Аудиоэнциклопедии с Чевостиком» созданному Еленой Качур. Но я, честно признаюсь, узнала о нем впервые =) Чевостик - как раз таки главный герой этого известного аудиопроекта. Маленький любознательный мальчик, который любит все исследовать и познавать, а помогает ему в этом умный и всезнающий дядя Кузя:) Сначала Чевостика можно было только услышать, а теперь вот он приходит к детям и на страницах серии книг «Детские энциклопедии с Чевостиком», выпущенной издательством «Манн, Иванов и Фербер».

Увлекательная химия – не единственная книга из этой серии. По замыслу же издательства, в ближайшее время маленьких читателей ожидают также энциклопедии «Как устроен человек», «Увлекательная физика», «Увлекательная астрономия», «Планета Земля» и «Если хочешь быть здоров». По-моему отличный набор! Но пока вернемся к химии, рассмотрим ее подробнее;)

Книга приглашает своих читателей в увлекательное путешествие сквозь время и пространство. На волшебном времяскоке Чевостик и дядя Кузя оказываются то у стекловара Древнего Египта, то у алхимиков средних веков, и даже в лаборатии великого ученого Антуана Лавуазье.

Кто эти люди, чем они занимались и что открыли как раз таки рассказывает дядя Кузя Чевостику, а заодно и своим маленьким читателям.

Все повествование построено в форме увлекательных диалогов! Простые вопросы и ответы доступным понимаю детей языком, например:

— Тогда начнем разбирать непонятные слова.
— Первое слово — химия
— Это наука. Удивительная и необходимая. Она изучает превращения одних веществ в другие.
— Превращения — это я понимаю. А что такое вещества?
— Вещества — это то, из чего состоит все вокруг. Веществ на свете очень много. В стакан налито вещество вода, а название вещества, из которого сделан стакан…
— Стекло!

Или еще один показательный пример : золото практически не вступает в реакцию ни с одним из химических элементов, а хлор наоборот с удовольствием «общается» со всевозможными атомами. И вот как интересно их изобразили на рисунке: «Золото» – одинокий зазнавшийся мальчишка, а «Хлор» – общительный завсегдатай больших компаний:)

В книге все последовательно, усложнение материала идет легко и непринужденно. Узнавая самые простые понятия, ребенок легко познает и что такое химическая реакция, и что такое молекулы с атомами, и даже о периодической системе Менделеева дядя Кузя не забыл рассказать:)

Задания в книге это даже не столько химические опыты, сколько попытка донести саму суть того или иного процесса. И по-моему попытки эти весьма успешны! Даже с молекулами и атомами знакомство происходит через игры.

Вот формула H 2 O представленная двумя различными способами.
1. С помощью сухофруктов и зубочисток. Чернослив — это атом кислорода, а сушеные абрикосы — два атома водорода. В качестве связей между этими атомами — зубочистки. Так легко и наглядно представлена молекула воды!
2. Берем детали лего и пусть каждому цвету соответствует определенный химический элемент. Опять изобразим молекулу воды. Оранжевая деталь — атом кислорода, а зеленые — два атома водорода. И снова получается H 2 O! Детали лего удобны тем, что из них можно строить более сложные соединения.

Я и сама узнала много нового! В чем, например, заключается принцип таких обычных «кухонных превращений» как, почему борщ красный, а блинчики в дырочку, словно кружева:) Хотите узнать почему? Все ответы найдете в книге;) А уж юным почемучками подавно будет интересно узнать отчего происходят такие мелочи, на которые взрослые даже не обращают внимания.

Полезным для меня оказался и рецепт выведения пятна йода с одежды. Как известно, йод водой не смывается. Футболку или штаны можно выкинуть. Зато йод отлично вступает в реакцию с крахмалом, в результате чего появляется совершенно иное вещество грязно-синего цвета, которое легко удаляется водой. Эти познания не давали мне покоя, потому мы с детьми взялись экспериментировать:)

Приготовили мы кусок ткани, йод и картофель, который, как известно, содержит крахмал. Честно признаюсь, в успех эксперимента я не верила, ибо никогда еще пятна йода ничем мне не удавалось вывести. Очень хотела взять старую тряпку, дабы не портить нормальную ткань, но страшное старье не покажешь на фотографиях, чего позориться-то =) Потому, скрепя сердце, взяла кусочек красивой ткани, которую заказывала для детской из Кореи, и капнула на нее йод. Чего не сделаешь ради приличных фото:) Вон какое темное пятно всплыло в итоге на тряпочке.

Пришлось постараться тереть его картофелем с лицевой и изнаночной стороны одновременно. Картошка даже потемнела вся и стала пятнистой, словно далмантин:) Темные йодовые пятна преобразовались, кстати, в темно-синие, как и обещалось в книге. Затем я смыла все водой… И вуаля! От пятна йода не осталось и следа! Вот пруф-фото, попробуйте разглядеть рядом с картофелем грязь;)

Возможно, если присмотреться, то можно и придраться, но как по мне так результат потрясающий! Если бы случайно испортилась какая-либо вещь, то после таких химических манипуляций, думаю, удалось бы в ней еще выйти в люди:) В общем, химия и правда очень интересна, а эксперименты из книги работают!!!

Еще одним положительным моментом издания является то, что на страницах книги говорится и о мерах предосторожности:

— Дядя Кузя, а что он там намешал, почему в ступке все загорелось?
— Загорелось все из-за искры, которая туда случайно залетела. А что он там намешал, я не знаю. Может быть, этого не знал и сам алхимик. Алхимики часто действовали наугад.
— Оказывается, так действовать совсем не безопасно.
— Конечно. Когда идет химическая реакция, может произойти взрыв, а может получиться ядовитое или жгучее вещество.
— Хорошо, что мы от этого алхимика вовремя сбежали, а то неизвестно, что бы он еще нахимичил.

И отдельный пункт про правила безопасности:

— Химия — наука очень интересная, но она не терпит незнаек и растяп. И если ты решил ее изучать, то первым делом должен крепко-накрепко запомнить несколько правил безопасности. Никогда не смешивай химические вещества просто так — в результате могут получиться опасные вещества или даже прогремит взрыв. Не нагревай, не поджигай и уж тем более не бросай в костер что попало — можно получить серьезные ожоги.
— Что я, совсем глупый, что ли? Не буду, конечно.
— Не вздумай пробовать на вкус неизвестные вещества. Они могут оказаться ядовитыми или очень жгучими и нанесут настоящие раны. Нюхать неизвестные химические вещества тоже нельзя. Они могут обжечь нос, горло и легкие.
— Как же все непросто… Но как же быть? Хоть химия и опасная, но такая интересная!
— Все очень просто. Ребятам всякие химические опыты можно проводить только вместе с понимающими взрослыми.

В общем, у меня самые приятные впечатления от этой книги! Думала к чему бы придраться, так и не надумала:) Издательство рекомендует эту книгу для школьников младших классов. И я в принципе согласна с этой возрастной группой. Моему трехлетнему Мишутке точно рано, несмотря на то, что молекулы мы собирали вместе, но смысла как такового он ведь не понимает. Зато у восьмилетней Саши книга пошла на ура! :) Думаю, в некоторых случаях можно начинать изучать «Увлекательную химию» и с возраста 5,5-6 лет, ведь дети все разные. Информация на страницах издания подана очень ясным и доступным языком, так что даже дошкольники смогут понять о чем идет речь, по крайней мере в первых частях книги.

Все книги из серии «Энциклопедии с Чевостиком»

Из этой прекрасной серии уже выпущены и доступны в магазинах другие не менее интересные детские энциклопедии:

Скачать аудиоэнциклопедии про Чевостика

Как я отметила выше, изначально проект про Чевостика создавался именно как аудиоэнциклопедии. И за все время Елена Качур записала несколько десятков дисков по самым разным темам, охватывающим многие науки — от древности до наших дней. В итоге, очень интересная и познавательная получилась аудиоэнциклопедия! Вы можете скачать ее для своих деток по ссылками ниже.

Для удобства я разбила аудиоэнциклопедии по темам. Сначала я хотела создать один общий файл, но он получался неимоверно большим. Потом я поняла, что не всем нужны все подряд записи, а лишь по отдельным тематикам. Потому, в конце концов, пришла к такому вот формату, когда каждая тема содержится в отдельном файле.

Увлекательная химия и физика, две книги. Детские энциклопедии с Чевостиком.

Увлекательная химия - для дошкольников!

Несмотря на то, что химия в школе - предмет, который начинается только в средних-старших классах, интерес к химии и разным превращениям есть уже у младших детей, до школы . Книгу по химии для них подобрать совсем непросто - так, чтобы было понятно малышам. Энциклопедии с Чевостиком - как раз такие книги, которые позволяют узнать о предмете и немного в нём разобраться задолго до того, как этот предмет вы будете изучать в школе. Это очень важно, т.к. позволяет с детства заложить искренний интерес к учёбе, в том числе и к таким непростым предметам, как физика и химия.


Увлекательная химия. Книга для дошкольников и младших школьников.

Девочкам эти книги нужны ничуть не меньше, чем мальчикам.

Лучше всего покупать эти книги, когда ребёнку исполняется 4-5 лет, читать их вместе вслух, а потом, когда ребёнок уже научается читать самостоятельно, он легко и с интересом САМ перечитывает знакомую книгу.

В книге есть небольшие задания, простые для выполнения и в то же время увлекательные: с малышами задания выполняем вместе, дети младшего школьного возраста прекрасно справляются уже полностью самостоятельно.

Из всех книг по увлекательной химии, которые сегодня есть в продаже, от разных издательств, книга с Чевостиком - пожалуй, первая. Если ребёнок уже учится в младшей школе и заинтересовался химией, выбирайте именно эту книгу, для начала. Когда ребёнок её прочитает и у него возникнут дальнейшие вопросы, можно будет выбирать более сложные издания, с периодическими таблицами, и т.д. Но начинать лучше всего - с самого начала, с простого и очень ясного для детей, только тогда интерес развивается и дальше. Иначе включаться в науку трудно.

Начало книги:


Сто такое химия.

К новому путешествию надо подготовиться. Вынуть времяскок. И надеть любимую майку. Белую, с красными полосками. Ой! На ней рыжее пятно. Откуда оно взялось? Вспомнил. Вчера я полез на дерево и расцарапался, а когда дядя Кузя мазал мне руку йодом, я так вертелся, что йод пролился на майку. Он так щиплется! Да-а... с таким пятном путешествовать не очень-то приятно. Надо попробовать его отмыть. Ох и вредный этот йод. Мало того что щипучий, так ещё и не отстирывается.

Чевостик, а Чевостик? Вот ты где! Еле тебя нашёл. Что ты надумал? Нам пора в путешествие, а ты стирку затеял?

Хотел отмыть вчерашнее пятно.


Изучаем, что такое химия и вещество.

Водой его не удалить. Но есть другой способ. Сейчас принесу с кухни... картофелину.

Ну дядя Кузя и выдумщик! Зачем ему понадобилась картошка? Он разрезал её пополам и начал тереть пятно срезанной стороной.

Ну и способ! Дядя Кузя, что же это такое? Было пятно рыжее, а стало - тёмно-синее, почти чёрное. Эх, так оно даже заметнее...

Не торопись. Сейчас всё исправим. Нужно прополоскать его водой.

Да я уже пробовал, ничего не полу... Ой! В воде синее пятно исчезло. Чудеса! Дядя Кузя, а ты не говорил, что умеешь показывать фокусы!

Чевостик, фокусами я никогда не увлекался. А вот химию изучал, поэтому знаю, что химическое вещество йод плохо растворяется в воде. Зато вещество, которое получается при взаимодействии молекулы йода с органическим веществом крахмал, водой смывается легко. Кстати, молекула йода состоит из двух атомов этого элемента.


Физические превращения.

Дядя Кузя, если бы я был большой и умный, я бы понял всё, что ты сказал, но я маленький и мне во всём этом не разобраться.

Напрасно ты в себе сомневаешься, Чевостик. Ты, конечно, ещё малыш, но очень умный и сообразительный. Готов поспорить, если ты внимательно выслушаешь объяснения, то тебе всё станет ясно. Ну что, спорим?

Тогда начнём разбирать непонятные слова.

Первое слово - химия.

Это наука. Удивительная и необходимая. Она изучает превращения одних веществ в другие.

Превращения - это я понимаю. А что такое вещества?

Вещества - это то, из чего состоит всё вокруг. Веществ на свете очень много. В стакан налито вещество вода. А название вещества, из которого сделан стакан...

Ниже на фото - некоторые страницы книги.

В школе мне химия не нравилась. Скорее всего потому, что не нравилась она и нашему учителю. Поэтому, когда мне предложили протестировать книжку «Увлекательная химия » особого энтузиазма у меня не было.

Но, как только я начала листать эту книгу, я уже не могла оторваться. За час я прочла ее всю, а на следующий день, вместе с дочками, мы начали наблюдать за химическими превращениями.

Увлекательная химия с Еленой Качур и Чевостиком

«Увлекательная химия» от Елены Качур

Начинается книга с того, что Чевостик посадил йодовое пятно себе на любимую футболку. Отстирать это пятно водой не получилось. Но на помощь Чевостику пришел дядя Кузя … с картофелиной. Оказывается, если потереть йод картофелиной, то пятно потом легко смоется.

Научное объяснение этого факта:

Йод — это химическое вещество, плохо растворяющееся в воде. Когда же молекулы йода взаимодействуют с крахмалом, то образуется новое вещество, легко смываемое водой.

Мы проверили достоверность этого опыта. Правда, Олесе жалко было пачкать йодом любимую футболочку, поэтому мы обильно полили йодом старую маечку.

Потом Олесюнька еще больше увеличила пятно, потерев его сырым картофелем.

Стирала дочка тоже сама — йодовое пятно, натертое сырым картофелем, легко отмылось.

Так произошло первое знакомство Чевостика и нашей Олеси с наукой — химией.

Химия — это удивительная и увлекательная наука, изучающая превращения одних веществ в другие.

Примеры химических превращений:

  • положили ветку в костер, она сгорела и получилась зола
  • нагрели картошку на сковороде и сырые твердые ломтики стали мягкими с вкусной корочкой
  • положили железную вещь в воду — она покрылась ржавчиной и т.д.

Химические опыты на кухне

Мы провели с Олесей простейшие химические опыты по рекомендациям дяди Кузи.

Химия для детей: опыт с чаем

В два одинаковых светлых стакана мы налили черный чай. В один стакан мы выжали кусочек лимона — вода сразу стала светлее. Произошло химическое превращение — вещества, содержащиеся в чае, поменяли свой цвет в результате взаимодействия с кислым лимонным соком.

Это был простейший опыт из книги «Увлекательная химия». А потом Чевостик и дядя Кузя с помощью волшебного прибора — времяскока отправились в древний Египет и понаблюдали, как из обычного песка делают стекло.

Химия для детей: варка стекла

Оказывается, к сухому песку добавляют известь и воду и отправляют вариться эту сухую смесь в очень горячую печь. В результате получается жидкое стекло.

Дома повторить опыт стекловаров не удастся — современные домашние печи невозможно нагреть до нужной температуры.

Но дядя Кузя придумал альтернативу — леденцовые стеклышки.

Для их изготовления мы взяли разноцветные леденцы и положили их на противень покрытый пекарской бумагой. Затем поставили противень в горячую духовку. Когда леденцы нагрелись, они начали растекаться.

Мы достали разноцветную лужицу, дали ей немного остыть и вставили в нее трубочку для коктейля.

Дядя Кузя утверждает, что первое египетское стекло было таким же, как наше леденцовое стекло: мутным и пузырчатым.

Опыты Олесе делать очень нравится и книжку с пояснениями она слушает с огромным удовольствием.

Теперь дочка знает, что:

  • все вещества состоят из молекул, а молекулы из атомов (мы строили съедобные молекулы воды и перекиси водорода)
  • больше половины атомов на земле — это атомы кислорода, который встречается в разных видах: в газе, а также в твердых и жидких веществах. Кислород любит вступать во всякие химические реакции и происходит окисление или горение.
  • углекислый газ помогает делать пышное тесто
  • жгучие кислоты и едкие щелочи можно усмирить, если смешать
  • с помощью краснокочанной капусты можно определить, где кислота, а где щелочь и т.д.

На кухне мы провели кучу опытов. О некоторых я сейчас расскажу.

Химия для детей: опыты с окислением

Дядя Кузя предложил Чевостику и нам с Олесей провести эксперимент по окислению.

Нужно было взять яблоко и разрезать его пополам. Одну половину надкусить и положить в сторону.

Из второго яблока выжать несколько капелек сока и капнуть на бумагу. Затем прогладить горячим утюгом бумагу с соком, рисунок должен стать светло-коричневым. Это связано с тем, что при высокой температуре происходит быстрое окисление железа, которое содержится в яблочном соке.

У нас рисунок сразу стал светло-коричневым, после проглаживания утюгом он не изменился.

Зато мы провели еще один эксперимент по окислению. Мы взяли 2 яблока, разрезали и надкусили их. Через несколько часов яблоки потемнели. Причем, сильнее потемнело более сочное яблоко. С яблоками произошел процесс окисления.

В книге «Увлекательная химия» есть еще много интересных опытов, показывающих, что знание химии нужно даже в быту. Мы теперь знаем и как йод с рубашки отстирать и как сварить борщ насыщенного красного цвета 🙂

Я благодарю издательство «Манн, Иванов и Фербер» за то, что они доказали нам с дочками: химия — очень увлекательная наука!

И почему большинство людей на просьбу назвать самый нелюбимый предмет в школе однозначно восклицают: "Химия!"? Для меня это было самым любимым занятием. Но, кажется, я знаю, почему не так у остальных: им сразу доставалась нудная и непонятная для 13-14 летнего подростка часть этого предмета, а начинать, на мой взгляд, стоит с самого интересного: показать красоты химии, её магию цветов, устроить интересные превращения, забабахать небольшой взрыв (под контролем опытного химика и с соответствующим оборудованием, разумеется), запустить ракету, создать кристаллы, получить королёк металла...

Это всё я видел и представлял себе с 1 класса. Часть мне показала старшая сестра, часть я прочёл в учебниках, которые вначале тайком, а потом с её разрешения брал из сестринского портфеля. Затем уже сдалась и школьная учительница, дав доступ в школьный кабинет и святую святых - лаборантскую, затем кафедра и т.п, но это уже не важно. Важно то, что увидев изначально химию, как науку красоты, я смирился с её остальными сторонами, более скучными, может быть. И я не совсем понимаю, почему бы не ввести школьный предмет "Занимательная химия", который бы начинался на год раньше основных занятий?

Но расписание составляю не я. Зато я могу помочь тем родителям, кто готов сам показать интересные стороны химии своему чаду. В студенчестве я вёл клуб для детей "Юный химик", и дети с огромным интересом посещали занятия, как мальчики, так и девочки. Сейчас младшая дочь пошла в школу, а сын скоро начнёт изучать химию, пора задумываться о привитии интереса. Заодно расскажу всем, что помню, что знаю.

В этом разделе есть и будут простые и сложные опыты, в основном, увлекательные, но и не лишённые менторского тона. Я постараюсь использовать только доступные реагенты и посуду, а также не приводить особо опасные эксперименты, но всё-таки призываю к особой осторожности! Будьте внимательны при работе с реактивами, горючими жидкостями и огнём!

Грамотный химик всегда помнит о технике безопасности!

Как привлечь детей к химии? - Показать интересный, зрелищный, сногсшибательный эксперимент! "Но для такого эксперимента нужно оборудование, материалы, знания", - скажете Вы. И... ошибетесь! Для минимальной, но такой же зрелищной фараоновой змеи нужно всего лишь зайти в аптеку, а затем в магазин "Охотник/Рыболов" или хозяйственный. И соблюдать некоторые меры предосторожности, такие же, как, например, при запуске фейерверков.

Именно такой эксперимент - классическая "Фараонова змея", которая возникает будто бы из ниоткуда, покачивается, иногда шипит, иногда сверкает и всегда производит впечатление. К фараоновым змеям относится большое количество химических красочных демонстраций с различными реагентами и оборудованием. Я постараюсь рассказать Вам о самых простых в плане доступности химикатов и безопасности для человека, но не всегда самых простых в плане подготовки, так что не будьте сильно ленивыми. Хотя первая "змея" будет и для ленивых тоже:)

Нет, я не буду оправдывать в этом материале пищевые добавки или "химические улучшители пищи", упаси Боже! Идея как раз, наоборот, - показать безопасные для здоровья небольшие опыты, которые, во-первых, подстегнут интерес Вашего ребёнка (да и Вас самих) к химии, как науке, во-вторых, дадут в качестве результата интересный вкус, интересный запах или цвет.

Пример? Легко - безопасная быстрополучаемая газировка, кислотно-щелочной пищевой индикатор, пищевые красители из овощей и фруктов, интересные ароматы, съедобные чернила и так далее. И всё постараемся приготовить своими руками, из доступных компонентов.

    Зато с каким удовольствием чадо будет наблюдать за ростом кристалла (если сделаете быстрорастущие, например, из сульфата железа, то при мало-мальской неплохой фото- или видеокамере, умеющей снимать один раз в полчаса или час или если сами, установив камеру на штатив, будете периодически нажимать на спуск, получите фильм "Рост кристаллов"), хвастаться друзьям, пытаться думать, что бы сделать красивого с ним и... плакать, если вдруг разобьёт или испортит:)

    Оборудование и реактивы : химические стаканы, коническая колба, подставка металлическая, фарфоровая чашка, кристаллизатор, нож, металлический поднос, штативы для пробирок, пробирки, спички, пинцет, пипетки, носовой платок; вода, сухое горючее, 3 таблетки глюконата кальция, карбонат калия, аммиак 25%, соляная кислота (конц.), фенолфталеин, металлический натрий, спирт, канцелярский клей, бихромат аммония, дихромата калия, серная кислота, пероксид водорода, растворы хлорида железа (III), KCNS, фторид натрия.

    Ход мероприятия

    Химия - интересная увлекательная наука. При помощи химии наша жизнь становится интересней и разнообразнее.


    Без химии стал бы тусклым весь свет.
    С химией ездим, живем и летаем,
    В разных точках Земли обитаем,
    Чистим, стираем, пятна выводим,
    Едим, спим, и с прическами ходим.
    Химией лечимся, клеим и шьем
    С химией мы бок обок живем!

    Хоть чудес на свете нет.
    Химия дает ответ.
    «Чудеса на свете есть.
    И, конечно, их не счесть!»

    Не нарушай учителей совет:

    И если даже ты не трус,

    Не пробуй вещества на вкус!

    И нюхать их не думай ты.

    Пойми, что это не цветы!

    Ничто руками не бери,

    Ожег получишь, волдыри!

    Чай и вкусный бутерброд
    Очень просятся в твой рот.
    Не обманывай себя -
    Есть и пить у нас нельзя!
    Это, друг, химкабинет,
    Для еды условий нет.


    В колбе - будто мармелад,
    Вещества на вкус не пробуй!
    Сладко пахнет даже яд.

    В кабинете химии

    Много всяких штучек:

    Колбочки, пробирки,

    Воронка и штатив.

    И тянуть не нужно

    Понапрасну ручек,

    А то прольешь случайно

    Ценный реактив!

    «Фараоновы змеи»

    Опыт: на подставку положить таблетку сухого горючего, на нее положить 3 таблетки глюконата кальция и поджечь. Образуется светло-серая масса по форме напоминающая змей.

    «Дым без огня»

    Опыт: (Опыт необходимо проводить в хорошо проветриваемом помещении или в вытяжном шкафу) в большую колбу (на 300-500 мл) насыпать карбонат калия так, чтобы он покрыл ее дно ровным слоем, и аккуратно прилейте 25 % раствор аммиака, чтобы он его смочил. Потом в колбу медленно (будьте осторожны!) прилейте немного концентрированной соляной кислоты (появляется белый «дым»). Что мы видим? Дым есть, огня нет. Вот видите, в жизни дыма без огня не бывает, а на химии бывает.

    «Пламя на воде»

    Опыт: в чашку с водой добавить фенолфталеин. От металлического натрия или лития отрезать кусочек и аккуратно положить его в воду. Металл плавает по поверхности, водород загорается, а из-за образующейся щелочи вода становится малиновой.

    «Вулкан»

    Полна чудес могучая природа,
    И на Земле подвластны ей одной
    Сиянье звезд, закаты и восходы,
    Порывы ветра и морской прибой…
    Но мы, сейчас вы убедитесь сами,
    Порой владеем тоже чудесами.

    Опыт: на поднос насыпать горкой бихромат аммония, капнуть спирт, поджечь.

    «Несгораемый платок»

    ответы детей ).

    Улетел наш ковер-самолет,
    Самобранки у нас тоже нет,
    Есть платок, он сейчас загорит,
    Но, поверьте, не сможет сгореть.

    Опыт: смочить платок в смеси клея и воды (силикатный клей + вода = 1:1,5), слегка подсушить, затем смочить спиртом и поджечь.

    «Апельсин, лимон, яблоко»

    Опыт: сначала показывается зрителям стакан с раствором дихромата калия, который оранжевого цвета. Потом, добавляется щелочь, превращается «апельсиновый сок» в «лимонный». Затем делается, наоборот: из «лимонного сока» — «апельсиновый», для этого добавляется немного серной кислоты, затем добавляется немного раствора пероксида водорода и «сок» стал «яблочным».

    «Заживление раны»

    На столе три пузырька: «йод» (раствор FeCl3), «спирт» (KCNS), «живая вода» (NaF).

    Вот вам еще одно развлечение
    Кто дает руку на отсечение?
    Жаль руку на отсечение,
    Тогда нужен больной для лечения!
    Оперируем без боли.
    Правда будет много крови.
    При каждой операции нужна стерилизация.
    Помогите, ассистент,
    Дайте спирт.
    Один момент! (дает спирт - КCNS)

    Спиртом смажем мы обильно.
    Не вертитесь, пациент,
    Дайте скальпель, ассистент!
    («скальпель» - палочка, смоченная в FeCl3)

    Посмотрите, прямо струйкой
    Кровь течет, а не вода.
    Но сейчас я вытру руку -
    От пореза ни следа!
    «йод» - раствор FeCl3, «спирт» - KCNS, «живая вода» - NaF.

    «Мы волшебники»

    «Цветное молоко».

Просмотр содержимого документа
«Занимательные опыты по химии »

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ

по химии для детей

Цель : показать интересные опыты по химии

Задачи :

    заинтересовать учеников в изучении химии;

    дать учащимся первые навыки обращения с химическим оборудованием и веществами.

Оборудование и реактивы : химические стаканы, коническая колба, подставка металлическая, фарфоровая чашка, кристаллизатор, нож, металлический поднос, штативы для пробирок, пробирки, спички, пинцет, пипетки, носовой платок; вода, сухое горючее, 3 таблетки глюконата кальция, карбонат калия, аммиак 25%, соляная кислота (конц.), фенолфталеин, металлический натрий, спирт, канцелярский клей, бихромат аммония, дихромата калия, серная кислота, пероксид водорода, растворы хлорида железа (III) , KCNS, фторид натрия.

Ход мероприятия

Химия – интересная увлекательная наука. При помощи химии наша жизнь становится интересней и разнообразнее.

Без химии жизни, поверьте, нет,
Без химии стал бы тусклым весь свет.
С химией ездим, живем и летаем,
В разных точках Земли обитаем,
Чистим, стираем, пятна выводим,
Едим, спим, и с прическами ходим.
Химией лечимся, клеим и шьем
С химией мы бок обок живем!

Хоть чудес на свете нет.
Химия дает ответ.
«Чудеса на свете есть.
И, конечно, их не счесть!»

Но прежде чем приступить к практической части мероприятия, прослушайте шуточные правила техники безопасности.

Войдя в химический наш кабинет,

Не нарушай учителей совет:

И если даже ты не трус,

Не пробуй вещества на вкус!

И нюхать их не думай ты.

Пойми, что это не цветы!

Ничто руками не бери,

Ожег получишь, волдыри!

Чай и вкусный бутерброд
Очень просятся в твой рот.
Не обманывай себя -
Есть и пить у нас нельзя!
Это, друг, химкабинет,
Для еды условий нет.

Пусть в пробирке пахнет воблой,
В колбе - будто мармелад,
Вещества на вкус не пробуй!
Сладко пахнет даже яд.

В кабинете химии

Много всяких штучек:

Колбочки, пробирки,

Воронка и штатив.

И тянуть не нужно

Понапрасну ручек,

А то прольешь случайно

Ценный реактив!

«Фараоновы змеи»

В Индии, в Египте можно наблюдать танцы змей под дудочку заклинателей. Давайте и мы попробуем заставить «змей» танцевать, только заклинателем у нас будет огонь.

Опыт: на подставку положить таблетку сухого горючего, на нее положить 3 таблетки глюконата кальция и поджечь. Образуется светло-серая масса по форме напоминающая змей.

«Дым без огня»

Старая поговорка гласит «Дыма без огня не бывает», давайте это проверим.

Опыт : (Опыт необходимо проводить в хорошо проветриваемом помещении или в вытяжном шкафу) в большую колбу (на 300-500 мл) насыпать карбонат калия так, чтобы он покрыл ее дно ровным слоем, и аккуратно прилейте 25 % раствор аммиака, чтобы он его смочил. Потом в колбу медленно (будьте осторожны!) прилейте немного концентрированной соляной кислоты (появляется белый «дым»). Что мы видим? Дым есть, огня нет. Вот видите, в жизни дыма без огня не бывает, а на химии бывает.

«Пламя на воде»

Можно ли резать металл ножом? Может ли он плавать? А может ли гореть вода?

Опыт: в чашку с водой добавить фенолфталеин. От металлического натрия или лития отрезать кусочек и аккуратно положить его в воду. Металл плавает по поверхности, водород загорается, а из-за образующейся щелочи вода становится малиновой.

«Вулкан»

Полна чудес могучая природа,
И на Земле подвластны ей одной
Сиянье звезд, закаты и восходы,
Порывы ветра и морской прибой…
Но мы, сейчас вы убедитесь сами,
Порой владеем тоже чудесами.

Опыт : на поднос насыпать горкой бихромат аммония, капнуть спирт, поджечь.

«Несгораемый платок»

Вспомните волшебные предметы из сказок (ответы детей ).

Улетел наш ковер-самолет,
Самобранки у нас тоже нет,
Есть платок, он сейчас загорит,
Но, поверьте, не сможет сгореть.

Опыт: смочить платок в смеси клея и воды (силикатный клей + вода = 1:1,5), слегка подсушить, затем смочить спиртом и поджечь.

«Апельсин, лимон, яблоко»

А сейчас следующее волшебство, из одного сока получим другой.

Опыт: сначала показывается зрителям стакан с раствором дихромата калия, который оранжевого цвета. Потом, добавляется щелочь, превращается «апельсиновый сок» в «лимонный». Затем делается, наоборот: из «лимонного сока» - «апельсиновый», для этого добавляется немного серной кислоты, затем добавляется немного раствора пероксида водорода и «сок» стал «яблочным».

«Заживление раны»

На столе три пузырька: «йод» (раствор FeCl 3 ), «спирт» (KCNS ), «живая вода» (NaF ).

Вот вам еще одно развлечение
Кто дает руку на отсечение?
Жаль руку на отсечение,
Тогда нужен больной для лечения! (приглашается самый смелый мальчик)
Оперируем без боли.
Правда будет много крови.
При каждой операции нужна стерилизация.
Помогите, ассистент,
Дайте спирт.
Один момент! (дает спирт - КCNS) Спиртом смажем мы обильно.
Не вертитесь, пациент,
Дайте скальпель, ассистент!
(«скальпель» - палочка, смоченная в FeCl 3 )

Посмотрите, прямо струйкой
Кровь течет, а не вода.
Но сейчас я вытру руку –
От пореза ни следа!
«йод» - раствор FeCl 3 , «спирт» - KCNS, «живая вода» - NaF.

«Мы волшебники»

А теперь вы сами станете волшебниками. Мы сейчас проведем опыт.

«Цветное молоко». Я предлагаю вам получить голубое молоко. А такое бывает в природе? Нет, а у нас с вами получится, только вот пить его нельзя. Сливаем вместе сульфат меди и хлорид бария.

Дорогие ребята! Вот и закончились наши чудеса и занимательные опыты. Надеемся они вам понравились! Если вы будете знать химию, вам не составит труда разгадать секреты «чудес». Подрастайте и приходите к нам изучать эту очень интересную науку - химию. До новых встреч!