Все о тюнинге авто

Вскрылись уродливые подробности о священнике, убившем жену в подмосковье. Священник, задержанный за убийство жены, был отстранен от службы в храме из-за домогательств

«Денис очень боялся своих родителей»

Иерей Николо-Угрешского монастыря Дионисий Горовой . Тревогу подняла мать пропавшей - в итоге священник «раскололся» перед следователями. Мы узнали подробности дикого проишествия, поговорив со священнослужителями.

Когда муж до смерти забивает жену - это шокирует. Когда батюшка убивает матушку - и вовсе вводит в ступор.

Иерей Денис (Дионисий) Горовой служил в Николо-Угрешском монастыре в Подмосковье. Супруга Анна к церковным делам была равнодушна. Постоянные ссоры в семье привели к тому, что женщина потребовала развода. Для Горового развод и развенчание означали крах карьере. Он связывал свою жизнь только с церковью. И вряд ли ему позволили бы продолжить служение, если бы брак распался.

Горовой решил избавиться от непослушной жены. Анне он нанес семь ножевых ранений. Тело супруги спрятал в лесу под Солнечногорском. Вернулся домой и отправился на службу в церковь, отмаливать грехи.

Иерей Дионисий служил в Николо-Угрешском монастыре в Подмосковье. Среди коллег мужчина был на хорошем счету. Не случайно работники монастыря до последнего «не сдают» коллегу, с прессой общаться не желают.

Первый раз слышу от вас о прошествии,- явно лукавил во время телефонного разговора один из священнослужителей монастыря.- Иерей Дионисий был правильный человек, православный. А жена его? Что жена? Мы ее в глаза не видели. Может, она сама провинилась в чем-то, раз он поднял на нее руку?

- Вы видели его жену раньше?

Она почему-то не приходила сюда, хотя это позволительно. Мы ее не знаем.

- Вы не спрашивали коллегу о семье?

Это были личные беседы. Не уполномочены мы об этом рассказывать. Честно говоря, никто у нас не верит в случившееся. Да никто нас не оповещал об этом, кроме вас.

Пролить свет на поступок мужчины помог его бывший одноклассник.

Мы с Денисом родом с Украины, вместе учились в школе в Краматорске. Он был тихим парнем. Ни с кем особо не общался. Родители его в строгости держали.

В девятом классе они решили отдать его в семинарию, думали, что именно там он сможет деньги хорошие зарабатывать, и человеком достойным вырастет. Это была их навязчивая идея. Сами они не имели никакого отношения к церкви.

Денис не хотел становиться священником, но простив воли родителей пойти не мог. В итоге после девятого класса вся его семья переехала в Москву. Дениса пристроили в духовную семинарию, которую он закончил.

Родители всегда рядом с сыном. Он их как огня боялся. И зависел от них. Они ведь ему квартиру в Москве купили, не удивлюсь, если и жену они ему подыскали.


Я с Денисом общался в прошлом году, по поводу крещения ребенка разговаривали. Он тогда чуть ли не главным был в церкви в Котельниках. Мне кажется, он боялся согрешить не потому, что правильный, а потому, что его из церкви могли выкинуть, и что бы он тогда родителям сказал? Возможно, когда его жена пригрозила разводом, он из-за страха быть изгнанным из церкви решил ее убить.

- Каким он вам тогда казался?

Зажатым. Говорил о себе мало. Я спросил: как семья? Он кивнул: да все у меня есть. Но уходил от личных вопросов. Все больше меня расспрашивал. Будто боялся ляпнуть что-то лишнее.

По словам протоиерея Всеволода Чаплина, развод в семье священнослужителя - острая и актуальная тема:

За последнее время несколько раз очень громко ставился вопрос о том, что семьи духовенства не соответствуют евангельскому идеалу. Например, недавно был доклад протоиерея Федора Бородина, который говорит, что около четверти семей духовенства в разной степени не в порядке. А это приговор системе.

Как правило, неблагополучие в семьях священнослужителей связано с нищетой на фоне многодетности, с отсутствием выходных, с бесправием священника и его семьи.

Священника могут «кидать» с прихода на приход, даже не обсудив это с его супругой. Я не специалист по каноническому праву, не могут сказать, может ли развод повлиять на карьеру. Но развод является серьезным проступком для священнослужителя.

Дело в том, что у нас очень много людей, которым, судя по состоянию их семейной жизни, просто нечего делать в духовенстве. Возникает вопрос: если он не смог содержать в мире и любви свою малую, домашнюю церковь, как он может в мире и любви содержать общину своих духовных чад?

Еще один священнослужитель, который пожелал сохранить анонимность, пояснил «МК», что убийство жены - исключительный случай среди русского духовенства. При том, что разводы в семьях священнослужителей действительно довольно частое явление.

Инициатива, как правило, исходит от жен священнослужителей из-за нищеты или постоянной занятости их половин на работе. Иногда девушки, выходя замуж за священнослужителя, просто не представляют себе особенностей такой жизни, и быстро разочаровываются.

Священники и Новодевичьего монастыря, например, вспоминают случай еще из девяностых: юная, не так давно воцерковленная девушка «очаровалась» религией, стала одной из самых истовых прихожанок, познакомилась с семинаристом, за которого вышла замуж. Она вообще была человеком увлекающимся: в ее жизни было и увлечение живописью, и балетом, но в какой-то момент она охладевала к прежнему занятию с такой же страстью посвящала себя новому. В итоге - развод. С тех пор иначе как «дьяволицей» ее в Новодевичьем не называют. История эта там запомнилась глубоко, а карьера молодого священника была разрушена...

По словам же собеседника «МК», несмотря на то что развод является неблагоприятным для облика священника, максимум, чем его могут наказать, так это переводом в другой приход.

Из доклада протоиерея Федора Бородина: «Среди моих соучеников за двадцать пять лет развелись и были лишены сана около десяти человек. В нашем двухклирном храме статистика такая: за 24 года трое священнослужителей разрушили свои семьи и лишились сана. Несколько священников моложе меня по хиротонии, создавших свои семьи на моих глазах, пришли к полному семейному тупику, хотя пока и не развелись».

Настоятель Троицкой церкви села Прямухино Кувшиновского района Тверской области священник Андрей Николаев, а также его беременная жена и трое малолетних детей погибли в ночь на 2 декабря в результате пожара, произошедшего в их доме в деревне Далекуши, что находится недалеко от Прямухино.

Прокуратура Тверской области 4 декабря по факту гибели священника и его семьи возбудила уголовное дело по пункту "е", ч. 2, ст. 105 УК РФ (убийство, совершённое общественно опасным способом).

Сразу отметим, что и сообщения СМИ, и заявления различных официальных лиц о причинах пожара и обстоятельствах гибели семьи Николаевых, зачастую противоречат друг другу.

«Коммерсантъ» (05.12.2006) пишет: «Поводом для возбуждения уголовного дела по статье "Убийство", как стало известно «Ъ», явились следующие обстоятельства. Во-первых, входная дверь дома была подперта снаружи стальной трубой, а так как на окнах были установлены решетки, шансов на спасение у находившихся в нем людей не было. Во-вторых, возле горевшего дома, по словам местных жителей, сильно пахло бензином, что может свидетельствовать о том, что горючее использовали для поджога.

По словам тверского писателя Владимира Сысоева, дом священника поджигали четыре раза. - После первого поджога, совершённого почти два года назад в соседней деревне Лопатино, дом священника Андрея сгорел полностью,- вспоминает господин Сысоев.- Это, несомненно, сделал кто-то из местных жителей: в шесть утра Николаев выехал в Троице-Сергиеву лавру, а в 6.45 получил на мобильный телефон сообщение, что горит его дом. Кто-то знал, что он уезжает... Весной этого года у него сгорела баня. В результате еще одного поджога сгорело хозяйственное строение, в котором хранился церковный инвентарь. Еще несколько месяцев назад отец Андрей просил помощи и защиты от воров, каждую ночь с ружьем в руках выходил на охрану храма. "Я не смогу выстрелить в человека, выстрелю в воздух, но вор будет стрелять в меня",- говорил он.

Писатель Сысоев считает, что дом священника могли поджечь жители Прямухина, в прошлом центральной усадьбы колхоза имени Ленина, "которые пьют так, как пить нельзя". Следствие также подозревает церковных воров и даже сатанистов. В одном из своих последних интервью отец Андрей говорил: "Меня выживают из Прямухина, но я дал слово архиепископу Тверскому и Кашинскому Виктору, что не уеду и буду служить"».

«Труд» (05.12.2006). В статье «Сожгли из-за водки?» сообщается: «Известно, что незадолго до гибели священник просил защиты у правоохранительных органов. Более того, срочно засобирался уехать из села.

Сгорели или были сожжены? - вот главный вопрос, которым ныне задаются практически все. Слишком уж подозрительны обстоятельства самой трагедии и происходившее до этого в селе. По некоторым данным, дверь из охваченного огнем дома была подперта с улицы. Очевидцы утверждают, что видели в пламени человека за окнами, который не мог выбраться наружу. Обугленные тела одетых детей найдены в сенях у самой входной двери, которая так и осталась для них закрытой».

Замначальника Управления государственной противопожарной службы по Тверской области Александр Семяничев отрицает версию о том, что дом священника был заперт снаружи. В интервью «Известиям» (05.12.06) он заявил: «Пока о злодеянии и преднамеренном умысле говорить рано. Прошли слухи, что дверь Николаевых подперли трубой. Это вымыслы. Я был на месте происшествия. Никакой трубы там не было».

О предыдущих поджогах «Известия» пишут следующее: «Семья священника Андрея в мае 2005 года стала погорельцами. Во вторник стало известно, что до того пожара неизвестные несколько раз поджигали и церковь в селе Прямухино, где служил отец Андрей. По факту поджога и кражи церковной утвари был задержан и осужден местный житель. - Но он явно был не один, - рассказали "Известиям" в селе. - В милиции сказал, что прочёл в московской газете объявление, что магазин покупает антиквариат, вот он и забрался в церковь. Там было много всего старинного. Словом, его как бы чёрт попутал. Но он явно крал по чей-то наводке. Причём не из местных, а приезжих.

После этого, как уже упоминалось, сгорел дом Николаевых. Отец Андрей обратился в РОВД Кувшинова, но там ему отказали в возбуждении уголовного дела, заявив, что дом его сгорел от замыкания электропроводки. - Но это полная ерунда! - говорит «Известиям» одна из жительниц Кувшинова. - Все знают, что дом батюшки подожгли. У нас здесь пожары от поджогов чуть ли не каждую неделю. Здесь ведь так: если не сговорчив, сразу жгут. Вообще, город страшный. На улицах ни души, ни одного фонаря. Не только подростки, но и взрослые не высовываются на улицу без надобности».

«Православие и мир» (04.12.2006): «Несколько месяцев назад священник просил помощи и защиты - как сообщали СМИ, местные жители спиваются, а отец Андрей не давал им разворовывать церковь, чтобы приобретать спиртное. Односельчане и священники Тверской епархии придерживаются мнения, что эта смерть не была случайной - отцу Андрею и его приходу угрожали, а его дом уже поджигали».

Как сообщает «РИА Новости» (05.12.2006) «Тела жены и детей священника Андрея Николаева, погибших во время пожара в собственном доме в Тверской области в ночь на субботу, были найдены в неестественных позах, свидетельствующих о насильственной смерти. Об этом во вторник «РИА Новости» сообщил представитель МЧС, работающий в интересах следствия на месте трагедии.

"Положение тел погибших свидетельствует не в пользу версии о несчастном случае. Тело священника было найдено в одном углу дома, а тела жены и детей - были свалены грудой в другой части дома", - сказал представитель МЧС.

Вместе с тем, он подчеркнул, что следствие, проводимое прокуратурой, отрабатывает все версии, не исключая ни одной из них. "Пока не завершится экспертиза материалов, взятых с места пожара, ничего определенного сказать будет нельзя. Поэтому пока мы не отвергаем ни одной из версий: ни убийства, ни самоубийства, ни несчастного случая", - отметил собеседник агентства».

В свою очередь, один из заместителей областного прокурора, начальник следственного управления прокуратуры Тверской области Михаил Соколов «категорически опроверг предположения о том, что погибшие скончались насильственной смертью» и заявил, что «священник Андрей Николаев и его семья умерли от отравления углекислым газом» («Росбалт», 05.12.2006).

Михаил Соколов также полагает, что сейчас рано говорить о том «был ли совершён поджог, или это замыкание электропроводки». Он уточнил, что для расследования уголовного дела в область приехали криминалисты из Генпрокуратуры, которые в настоящее время работают на месте происшествия. «Назначено множество экспертиз, которые определят причину пожара», - отметил Соколов («РИА Новости», 05.12.2006).

А телеканал «ТВЦ» (05.12.2006), фактически в пику заявлениям Соколова, сообщает: «В прокуратуре Тверской области отвергают версию неосторожного обращения с огнём и не сомневаются, что причиной смерти семьи священника стал поджог».

В этом же сюжете телеканала «ТВЦ» приводится интервью первого заместителя прокурора Тверской области Александра Семёнова, который заявил: «На сегодняшний день известно, что в доме жили благочестивые люди, они не злоупотребляли спиртными напитками и не курили. Газовым оборудованием они не пользовались, печь не работала на этот период. В этом помещении производился ремонт электропроводки в прошлом году. Электропроводка была снабжена автоматической защитой».

Как видим, заявление первого зампрокурора области Семёнова, в отличие от заявлений другого прокурорского зама - Соколова, позволяет с большей уверенностью предполагать именно поджог.

По сведениям информагентства «Regnum» (04.12.2006) «На место происшествия выехали самые грамотные криминалисты, проводятся пожаротехнические, технические и прочие экспертизы. Установлено, что середина дома, площадью 8 на 12 метров, уничтожена полностью, из-под обломков (в разных частях дома!) извлечены части тел погибших, которые направили на судмедэкспертизу. Печь в доме на момент возгорания не работала, газом семья не пользовалась, никто не курил, новая электропроводка с автоматической защитой была поставлена в 2005 году, что исключает версию о случайном возгорании в доме, вследствие неисправности электробытовых устройств и отопительных систем».

«Российская газета» (05.12.2006) приводит иные данные: «Версий возгорания дома несколько - от неисправности электропроводки до поджога. В пользу первой говорит тот факт, что на пожарище обнаружены подключённые к сети электронагревательные тэны большой мощности. В пользу второй - предыдущий пожар в доме священника, а также разговоры о якобы имевших место быть угрозах в адрес батюшки со стороны местных жителей. К этой версии в самой деревне относятся скептически».

Стоит отметить, что в ранних сообщениях СМИ, как правило, говорилось, что «согласно основной версии следствия, поджог совершили местные жители, неоднократно покушавшиеся на ограбление храма» («ИТАР-ТАСС» 04.12.2006).

Позднее стали сообщать, что следствие «не исключает и бытовую версию. В настоящее время рассматриваются три версии - умышленное убийство, неосторожное обращение с электроприборами и конфликтные отношения в семье между супругами» («GZT.Ru», 06.12.2006).

«Мы также рассматриваем версию конфликтных отношений в семье между супругами», - о таком сомнительном предположении следствия журналистам поведал начальник УВД по Тверской области, генерал-майор Александр Куликов («РИА-Новости», 06.12.2006). Не исключено, что количество выдвинутых милицией странных версий будет увеличиваться.

«Коммерсантъ» (06.12.2006) отмечает, что «с основной версией о мотивах гибели семьи священника правоохранительные органы еще не определились».

Крупнейший российский коллекционер икон Виктор Бондаренко считает несостоятельной версию о том, что священника и его семью могли убить из-за того, что отец Андрей обладал какими-то особо ценными иконами и отказывался их продать «антикварной мафии». Бондаренко, в частности, отметил: «Пока с иконой не поработает профессиональный реставратор, никто ее ценности определить не может. Тем более какой-то там залётный убийца! А если уже узнал реставратор - знают все! Когда находят нечто особенное, это становится главной новостью в кругах ценителей. Я имя этого священника впервые слышу, значит, ничем особо ценным он не обладал. И в любом случае за иконы семьи не сжигают» («Комсомольская правда», 06.12.2006).

Что касается жителей злосчастного села Прямухино, то они заявляют, что в трагическом событии «замешан криминал, и полностью и категорически отрицают версию того, что поджечь дом священника мог кто-то из односельчан, из местных жителей. Местные жители говорят, что врагов у отца Андрея не было, а, наоборот, его все любили и уважали» (Радио «Маяк», 05.12.2006).

Однако большинство СМИ склонно предполагать, что в поджоге виновен именно кто-то из спившихся жителей Прямухино. Многие комментаторы рассуждают, отчасти справедливо, об одичании и деградации современной российской деревни. Но, как правило, забывают упомянуть о том колоссальном вкладе в деградацию деревни, который внесли российские власти своими «реформами» за последние 15 лет.

Приводим некоторые из комментариев.

«Российская газета» (05.12.2006). Журналист программы "Улица твоей судьбы" Никита Русланов описывает нравы односельчан священника так: «"Многие из жителей вернулись из мест не столь отдалённых. Например, там живет женщина, которая отсидела за то, что зарубила своего сожителя. Но и сожитель был человек непростой: отец Андрей однажды застукал его с топором в кустах неподалеку от собственного дома. Оказалось, что соседи что-то у него украли, и теперь он ждал их, чтобы тоже у них что-нибудь спереть. Кстати, те жулики потом сгорели заживо в собственном доме. Это точно был поджог, потому что их нашли привязанными к стульям".

По словам Русланова, отец Андрей боролся с пьянством в деревне не только словом, но и делом: не пускал пьяных в церковь, давал людям работу при условии, что те не будут пить. Так, одному из местных жителей он поручил возить на машине своих детей в райцентр в музыкальную школу, но однажды водитель пришел пьяным, и отец Андрей уволил его. "Насчет этого человека после первого поджога у отца Андрея даже грешным делом были нехорошие подозрения. Тогда он чудом остался жив, потому что накануне с семьей уехал, но об этом никто не знал. Это его и спасло. В том, что это был поджог, отец Андрей не сомневался: уезжая, он автоматически - дом-то деревянный - отключил все электроприборы и выключил пробки"».

«Труд» (05.12.2006) пишет: «В минувшем октябре отец Андрей выступал по одному из центральных телеканалов («ТВЦ» - А.Т.). Говорил о том, что ему и его семье угрожает опасность. Рассказывал о том, что ему приходится лично охранять храм от воров.

Возможно, для сельского храма воровство - это вполне обычная история. Иконы из церквей воровали и двести лет назад. Но за что же убивать простого сельского священника? Те, кто поджёг дом - а мы будем говорить именно так, потому что, например, запах бензина на это прямо указывает, - люто ненавидели отца Андрея. Даже страшно подумать, что люди дошли до крайней степени жестокости лишь потому, что им не давали спустить на водку церковное имущество».

Как отмечает главный редактор журнала "Религия и право" Анатолий Пчелинцев «Одной из главных косвенных причин страшной трагедии, приведшей к гибели детей, все средства массовой информации назвали общественный конфликт в селе Прямухино между отцом Андреем Николаевым и некоторыми жителями села…

Православный священник пытался организовать и сделать более цивилизованной жизнь самого обыкновенного постсоветского села, в котором разваливается и церковь (даже по прошествии 20 лет после перестройки), и жилые дома, откуда уехали люди, и где остались в основном старушки и те, кому всегда не хватает средств на алкоголь. В сознании последних правильным, дающим им свободу жить в разрухе и пьянстве, осталось только представление о советском атеистическом обществе, да и то искаженное временем, пустое и агрессивное, где нет места достоинству человеческой личности. Эта агрессия сполна излилась на священника Андрея Николаева, здорового русского мужика по виду, который пытался оградить людей от пьянства, от воровства церковного имущества, от иных греховных действий. По существу именно стремление научить ответственности и уважению прав другого человека, обращение к совести было воспринято как покушение на сложившийся уклад жизни» («РИА Новости», 06.12.2006).

Обозреватель «НГ-Религии» (06.12.2006) Станислав Минин пишет: «Священник в городе и священник в деревне - персонажи, вписанные в совершенно разные социальные контексты. Город - это чувство защищённости, тесная связь с епархией, стабильная и высокая зарплата, внимание СМИ. Город - это нередко и общественное реноме, даже шанс мелькнуть на светских раутах. Село - иная, опасная реальность. Священник не встраивается в сельскую жизнь, он её организует подчас буквально с нуля. Он не персонаж пасторали, как это часто представляется в СМИ. Это человек, оставленный один на один с хаосом, люмпенизацией и деградацией - сухим остатком распада системы коллективного хозяйства».

«С 1990 года по данным Московского Патриархата совершено несколько десятков убийств православных священников. Среди принявших мученическую кончину:

Протоиерей Александр Мень . Был убит утром 9 сентября 1990 г. на тропинке к железнодорожной станции "Семхоз". Неизвестный ударил его тяжёлым предметом (вероятно, топором) по голове. Священник дошел до своего дома, рядом с которым умер от потери крови. Предполагаемый убийца - пьяница и уголовник - якобы просто спутал о. Александра с другим человеком, тем более, что священник был одет в гражданское платье.

Секретарь митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия игумен Лазарь (Солнышко) был убит 26 декабря 1990 года в Москве. Обстоятельства убийства были загадочными, однако правоохранительным органам удалось задержать сотрудника Отдела внешних церковных сношений МП Михаила Потемкина (ставшего позднее епископом одного из ответвлений РИПЦ под именем Мануила (Платова)). Тогда он просидел в Бутырском следственном изоляторе почти два года. Следствие так и не кончилось судом. То ли дело замяли, то ли у следствия не было достаточных улик.

Настоятель храма Рождества в Путинках игумен о.Серафим (Сергей Шлыков) . 2 февраля 1991 года в квартире на Красносельской улице был обнаружен его труп. Похищены деньги, радио- и видеоаппаратура.

Три монаха Оптиной пустыни: иеромонах Василий, инок Трофим и инок Ферапонт . Убиты 18 апреля 1993 г., на Светлое Воскресение Христово, в Оптиной пустыни. Преступник Николай Аверин оказался дьяволопоклонником, который рассказал следствию, что получил "приказ от дьявола".

Настоятель храма Рождества Богородицы села Жарки Юрьевецкого района иеромонах Нестор (в миру Савчук Николай Иванович) был зверски убит в ночь с 30 на 31 декабря 1993 года в келье настоятельского дома. Иеромонах Нестор был найден лежащим лицом вниз в луже крови, распростёртый у распятия Иисуса Христа без признаков жизни. Тело его было полностью обескровлено. После убийства пропала крупная сумма денег из дипломата иеромонаха Нестора, которая была пожертвована ему в этот день предпринимателями на строительно-ремонтные работы в храме. Следователь прокуратуры А.А. Генералов в месячный срок провел расследование и Юрьевецкий районный суд приговорил местного изувера А. Таламонова к четырем годам лишения свободы. Суд счел, что убийца был не вполне вменяем.

Священник Георгий Зяблицев погиб в 1996 году. Он был убит по возвращении из-за границы в собственной квартире после нескольких часов жестоких истязаний. О. Георгий отвечал за католический сектор и много путешествовал по казенным делам, распоряжался значительными суммами денег.

Священник Анатолий Чистоусов , настоятель Михаило-Архангельского храма г. Грозный (с 21.03.1994), до рукоположения - офицер Российской армии. Был убит 14 февраля 1996 года в чеченском плену. Вплоть до похищения чеченами (29.01.1996), не взирая на то, что храм оказался в эпицентре боевых действий (находится недалеко от бывшего дворца Дудаева), не прекращал окормления паствы, регулярно совершал богослужения. В новогоднюю ночь 1995 года был насильно привезён бандитами на грозненский железнодорожный вокзал, где ему приказали обратиться к держащим оборону российским солдатам с требованием сдаться. В ответ на это отец Анатолий благословил солдат на ратное дело.

Архимандрит Петр (Посаднев) был убит в доме, расположенном на территории Форосской церкви в Крыму, в три часа ночи 20 августа 1997 года. Ему было нанесено 21 ножевое ранение в область лица, шеи, груди, перерезаны оба локтевых сустава. Сам характер повреждений говорил о том, что священника перед смертью жестоко пытали, пытаясь получить какие-то сведения. По одной из версий - преступники хотели узнать, где находятся ключи от сейфа, в котором могли храниться не только деньги, но и папка с компроматом на неких высокопоставленных граждан. В СМИ муссировалась тема "антирусских" настроений в Крыму и вообще на Украине.

Протоиерей Александр Жарков был убит в 1997 г. в Санкт-Петербурге. Незадолго до этого он перешел из РПЦ МП в РПЦЗ. Причиной убийства явилась борьба за храм св. Елисаветы и землю, на которой он был построен. Исполнители находились в контакте с некоторыми священнослужителями, желавшими получить храм.

Настоятель Свято-Никольской церкви протоиерей Михаил Сацюк . 12 октября 1998 г. в Бресте на выезде из города в автомобиле был найден его труп. Следствие пришло к выводу, что причиной убийства был экономический мотив, убийца преследовал цель ограбления.

Протоиерей Борис Пономарев . Убийство, совершенное 16 июля 1998 г. в деревне Ильинская Слобода Можайского района Московской области, милиция раскрыла довольно быстро. Как оказалось, со священником расправились трое рецидивистов. Они были прихожанами его церкви, и протоиерей иногда их приглашал к себе в гости. Преступники приметили в его доме несколько старинных икон и решили ограбить священника. Ночью они ворвались к Пономареву, связали его жену и родственницу, а самого протоирея убили.

Старообрядческий священноинок Димитрий (Расстегаев) зверски убит в январе 1998 г. в Ярославской области. Причиной смерти его стала квартира в Ярославле, которую молодой священник собрался продать, уезжая на новый приход в Белую Криницу. Банда квартирных грабителей, обосновавшаяся на Ярославщине под вывеской риэлтерской фирмы "Партнер", убила священнослужителя, расчленила тело и бросила в подпол избы, в которой началась пьяное застолье. Бандитов поймали только через три года.

Настоятель храма в поселке Тура Красноярского края иеромонах Григорий (Яковлев) , зверски убит 21 марта 2001 года в Эвенкии: в Туре, в церкви Святой Троицы. Отсечённую голову священника преступник отнес в алтарь и бросил ее на престол. Подозреваемый, личность которого, по данным следствия, до сих пор не установлена, заявил, что он якобы кришнаит и совершил это преступление по "приказу Кришны".

Настоятель сельской церкви Тихвинской иконы Божией Матери Московского патриархата 85-летний священник Илья Ефимов был убит в Татарстане 14 октября 2002 г. Его тело было найдено утром в палисаднике собственного дома. Преступник ударил священнослужителя тяжелым предметом в висок. Травма оказалась смертельной. Причина убийства та же - ограбление.

Священнослужители Украинской православной церкви Киевского Патриархата были зверски убиты в Киеве. Их тела с ножевыми ранениями были обнаружены 10 декабря 2003 г.

Священник отец Герман убит 26 июля 2005 года в Чеховском районе Подмосковья. Его тело было обнаружено в келье монастыря Давыдова пустынь в поселке Новый Быт. У священника были связаны руки. Кроме того, у него были обнаружены черепно-мозговые травмы. Вещи в келье были разбросаны, а сейф, находившийся там же, был вскрыт.

В селе Прямухино Тверской области при пожаре погибли в собственном доме православный священник отец Андрей Николаев , трое его детей и жена Ксения. Отец Андрей Николаев сгорел с семьей в ночь с 1 на 2 декабря 2006 года. Дом был облит бензином и подожжён. Несколько месяцев назад священник обращался в милицию и просил помощи и защиты. Отец Андрей Николаев каждую ночь с ружьем в руках охранял церковь от местных воров. Местные жители разворовывали церковь, чтобы купить спиртное. Недавно дом священника уже был сожжён».

Не первый случай жестокой расправы со священниками за последние годы. Однако истинные мотивы людей, идущих на столь ужасные преступления, зачастую остаются неразгаданными

В истории с убийством псковского священнослужителя многое тоже неясно. Несмотря на то, что в качестве подозреваемого выступает душевнобольной человек, некоторые представители СМИ и интернет-сообщества задаются вопросом, случайной ли была эта смерть.

Своим мнением о возможных причинах произошедшего и параллелях между убийствами священников Павла Адельгейма и Александра Меня поделился российский философ и общественный деятель Юрий Сенокосов .

Роковая случайность или спланированное убийство?

Это ужасно… становится не по себе от того, что происходит. В моей жизни уже была смерть Александра Меня и для меня узнать об убийстве Павла Адельгейма - очень больно. Говорят, что все это совершил душевнобольной, и здесь возникает самый главный вопрос - откуда появился этот ненормальный, кто его прислал, будет ли суд разбираться в этом?

А если даже и будет разбираться, то смогут ли найти концы? Для меня произошедшее, с одной стороны, в порядке вещей, исходя из того, что происходило в нашей стране в XX-м веке, мы в этой традиции подозрений и господства насилия живем до сих пор. Не думать о том, что это происходит с какой-то государственной целью – невозможно. А с другой стороны, хочется надеяться, что за всем этим не стоят какие-то непонятные силы.

Смерть Александра Меня

Когда убили Александра Меня, все было более или менее прозрачно, так же, как когда отца Попелушко убили в Польше. А здесь все гораздо сложнее, в голову приходят разные мысли, что возможно – это какая-то слепая месть. Поскольку я хорошо знал Александра Меня, это был мой друг, я знал в каком состоянии он находился, последние десять лет.


Он жил в жутком напряжении, много выступал, приходило огромное количество писем. С одной стороны, большие аудитории его хорошо принимали, а с другой - мешками шли послания со страшными угрозами, которые он просто выбрасывал. Для меня было очевидно, что это не простое убийство, а спланированное. И, несмотря на то, что обстоятельства смерти этих священников разные, но два этих убийства стоят для меня практически в одном ряду.

В 1996 году в чеченском плену был застрелен настоятель Михаило-Архангельского храма Грозного Анатолий Чистоусов . Во время Первой чеченской войны его вместе с отцом Сергием Жигулиным захватили боевики и поместили в концлагерь. Однако отец Анатолий даже под пытками не отрекся от веры, за что боевики и расправились с ним.

В 2000 году в поселке Тура в Эвенкии кришнаит зверски убил иеромонаха Григория Яковлева . 27-летний Руслан Любецкий отрезал священнослужителю голову ножом и поместил ее на алтарь. Когда его задержали, он заявил, что совершил преступление по внушению «голоса Кришны». Впоследствии следователи установили, что Любецкий был душевнобольным. Общество сознания Кришны отрицало связь Любецкого с этой организацией. Суд признал его невменяемым и отправил на принудительное лечение.

В 2006 году в Тверской области трагически погиб отец Андрей Николаев вместе с женой и тремя детьми. Дом священника облили бензином и подожгли. Известно, что Андрей Николаев охранял церковь от местных воров и просил защиты от бандитов. До трагедии его дом уже пытались поджечь, однако в тот раз семья священнослужителя чудом спаслась.

В 2009 году в Москве было совершено громкое убийство настоятеля храма святого Фомы и миссионера, иерея Даниила Сысоева . Поздно вечером 19 ноября в храм зашел человек в черном и ранил священника из пистолета. От полученных ранений Даниил Сысоев скончался. Ему было всего 35 лет.

Насильственная смерть отца Даниила Сысоева потрясла не только Русскую православную церковь, но и религиозных деятелей многих других конфессий. С самого начала следователи подозревали, что мотивом убийства священника была религиозная вражда, поскольку до этого он получал угрозы от радикальных исламистов из-за того, что занимался миссионерской деятельностью среди мусульман.

Убийца отца Даниила был ликвидирован в Махачкале в декабре того же года. Им оказался гражданин Киргизии. Он был доставлен на пост ГИБДД для проверки на причастность к совершению преступлений, однако оказал сопротивление, убил одного сотрудника правоохранительных органов, ранил еще двух милиционеров и был уничтожен ответным огнем.

Буквально через месяц, в декабре 2009 года, в подмосковном Подольске в подъезде своего дома убили протоиерея Александра Филиппова, настоятеля храма Вознесения Господня . Возвращаясь домой, он увидел на лестнице нетрезвых мужчин, которые нецензурно ругались. Священник сделал им замечание, после чего один из мужчин выстрелил ему в спину. Подозреваемый в убийстве настоятеля был задержан через несколько дней. Им оказался ранее судимый житель Подмосковья Олег Шехов . Он был приговорен к пожизненному заключению в колонии особого режима. Шехова обязали выплатить вдове Александра Филиппова 500 тысяч рублей компенсации. Священнику было 39 лет, у него остались три дочери.

В апреле 2010 года в Чувашии на глазах у прихожан был застрелен настоятель храма святителя Николая в селе Янтиково Яльчикского района протоиерей Анатолий Сорокин .

Убийца выстрелил в священника около церкви, после чего попытался скрыться, но его схватили местные жители. Оказалось, что в отца Анатолия из самодельного оружия стрелял душевнобольной местный житель, который состоял на учете у психиатра. Он был признан невменяемым и отправлен на принудительное лечение. Правоохранительные органы выяснили, что на преступление мужчину толкнули неприязненные отношения со священником и желание ему отомстить.

Еще через две недели, в мае 2010 года, в той же Чувашии было совершено убийство иеромонаха Вадима Смирнова . Тело с ножевыми ранениями было найдено в его доме в Чебоксарах. Иеромонах служил в храме Архангела Михаила в селе Артеменькино Вурнарского района и в храме Успения Пресвятой Богородицы в селе Азим-Сирма Вурнарского района Чувашии. По подозрению в совершении преступления был задержан 22-летний безработный житель Новочебоксарска Никита Комаров . Следствие и суд установили, что он заколол священника в результате ссоры. Комаров получил 14 лет колонии строгого режима.

Работа с массовым сознанием

Поскольку замешан душевнобольной, сейчас возможны интерпретации – вот, дьявол подослал, поэтому дьявольских сил надо бояться. Эту историю можно раскрутить как угодно, те, кто профессионально этим занимается и работает с массовым сознанием, они же знают все эти механизмы и точки, на которые можно нажимать, что нужно говорить, по какому руслу направлять. На меня все произошедшее произвело очень тяжелое впечатление.

Тем более я видел отца Павла по одному из телеканалов в прошлом году, действительно, это человек удивительной судьбы, выстрадавший свою веру. Он даже сказал тогда о борьбе гражданского общества с церковью, и так оно и есть, что гражданское общество, что демократия - они некие темные силы для России, непонятные. А православие несет свет, и православного как раз и убивают.

Кто убивает? Темные силы, в виде таких вот сумасшедших. Разобраться в этом очень сложно, и насколько суду удаться рассказать правду о том, что на самом деле произошло (дай Бог, чтобы этот молодой человек выжил) покажет время.

22 года назад - 9 сентября 1990 года был убит Александр Мень. 11 сентября его похоронил Организацию его убийства приписывают КГБ, но у этой организации всегда есть заказчики. Кто ими был? История пока умалчивает, но смотря на его деятельность как вы думаете остался бы он в живых сейчас? Чем бы характеризовалась его деятельность?

Прочитав интервью брата священника, Павла Меня, и смотря на сегодняшнюю религиозную и политическую обстановку в стране как бы вы ответили на вышепоставленные вопросы?


— Мы снимали дачу недалеко от церкви в Новой Деревне, где служил Александр, чтобы чаще видеться и бывать на богослужении. В тот воскресный день мы с ребятами, как всегда, пришли на литургию в храм Сретения, Александр задерживался. Разнеся слух, что батюшка опаздывает, но я-то знал, что он никогда в жизни не опаздывал на службы. Я понял, что случилось что-то ужасное. Литургию отслужил другой священник. И сразу после этого в 11 часов утра мы узнали об убийстве Александра…

— Помните ли вы, как отреагировали на эту страшную новость?

— Мы — близкие Александра — просто растерялись, не зная, что и делать. Нам сложно было не то что осмыслить, вместить произошедшее. Ведь жизнь отца Александра оборвалась на самом взлете. Его назначили настоятелем, было образовано общество «Культурное возрождение», возобновлено «Российское Библейское Общество», он собрал редакцию журнала «Мир Библии», организовал группу милосердия в больнице, открыл воскресную школу в Новой Деревне. За день до убийства, 8 сентября, Александр прочитал первую лекцию в Общедоступном православном университете...

Последние годы жизни он очень часто выступал. У нас сохранилось примерно двести записей его выступлений, хотя на самом деле их гораздо больше. Его пригласили в РГГУ, он прочел курс «Введение в Ветхий Завет». Отдал в печать две свои книги, еще несколько находились в работе. Александр окончил работу над Библиологическим словарем — это семь
машинописных томов. Он планировал организовать издательство «Путь», даже подобрал директора, который после гибели
отца Александра издал несколько книг. Но работа была очень большая, начались трудности. Многие люди еще до 1992 года предлагали нам, семье отца Александра Меня, свою помощь. Чтобы осуществлять координацию уже начатой работы был создан Гуманитарно-благотворительный фонд имени Александра Меня.

— Как происходило расследование убийства отца Александра?

— Следствие по этому делу меня поразило. Я даже не представлял, что в гибели брата может быть замешано КГБ.

В первый раз меня вызывали, как понятого, при мне просматривали все вещи в кабинете Александра при храме. И в дальнейшем я все время присутствовал при расследовании. Разговаривая с простыми милиционерами, пытался им сочувствовать, мол, как вам трудно расследовать, на что они мне отвечали, что «мы здесь отдыхаем, ничего не расследуем, все решается наверху».

Когда меня в очередной раз вызвал следователь и начал задавать какие-то вопросы, совершенно не относящиеся к
делу, я не удержался, спросил его: «Почему вы ничего не ищите, ведь уже месяц прошел?» На что он цинично улыбнулся
и ответил: «Что вы, мы уже девять томов дела ""нашили""».

Через полгода я встретился с человеком, бывшим милиционером, из первого частного сыскного агентства «Алекс». Это агентство нанял Заславский — председатель исполкома Октябрьского района города Москвы. Он рассказал мне, что когда они пришли в милицию для расследования убийства Александра, им ясно объяснили, что никаких материалов дела не дадут. Хотя раскрываемость преступлений для милиции всегда была важной составляющей, как правило, от помощи специалистов органы не отказывались.

Однако в этот раз представители следствия сказали, что не могут ничего рассказать частным сыщикам. Те дошли до заместителя министра МВД, который также не разрешил выдать им никаких документов. Таким образом, милиционеры еще
тогда намекали, что убийство Александра Меня — дело рук КГБ.

— Отец Александр вел очень активный образ жизни, может, кому-то это не нравилось. Возможно, ему угрожали. Делился ли он свами подобной информацией?

— 1990-ые годы были неспокойным временем. Мы видели, как националисты тогда уже поднимали свои знамена. Бывали какие-то недовольства, высказанные в адрес Александра, но не угрозы. Люди на его лекциях писали записки несколько агрессивного содержания. О прямых угрозах он не говорил.

Два добровольных водителя из числа прихожан возили его только по Москве. Мы тогда думали, как бы организовать, чтобы Александра привозили домой и забирали из дома, но это желание так и осталось желанием. Александр ездил, как и все, до дома на электричке, где он, как и при езде в машине, продолжал работать, читать, писать.

— Как газеты отнеслись к убийству Александра Меня?

— Эта было очень громкое дело. Два президента, Горбачев и Ельцин, пообещали взять расследование под личный контроль. Я тогда всё думал, что вот-вот найдут убийцу. Пресса сообщила, что якобы и нашли подозреваемого, потом оказалось без всяких оснований.

При жизни Александр пробивал каждую свою статью в журналах, газетах. После смерти вдруг все издания захотели напечатать Меня. На момент смерти Александра Меня в России не была издана ни одна его книга. На сегодняшний день
разошлось уже около семи миллионов экземпляров. Книги Александра Меня востребованы, множество людей, читая их, меняются, обретают другое измерение в жизни.

— В чем особенность богословия отца Александра, о которой говорил патриарх Алексий?

— Православие — это большая конфессия, где существует несколько направлений.

Это связано с двумя традициями.
Одна традиция — охранительная, а другая призывает к открытости по отношению к миру и к необходимости дать современный ответ, как говорит апостол Павел, «в своем уповании». То есть мы должны внятно и на понятном языке объяснить миру, во что мы верим. У Александра в этом отношении были необыкновенные способности — сотни людей собирались на его лекции, большие залы были переполнены, все хотели услышать о Боге на понятном им языке.

Внутри православия есть христоцентричное направление, которое фокусируется не столько на традициях, сколько на Евангелии. Именно его и представлял Александр. После его смерти это направление в православии потеряло потенциального лидера и замедлило развитие.

В своих книгах он никогда ничего не утверждал, а просто предлагал идти вместе. Помню такой случай, когда из саратовской психиатрической больницы приехали врачи, чтобы купить большое количество экземпляров книги «Сын Человеческий». Они объяснили, что это как духовная терапия для больных. Мне даже в голову не приходило, что на людей с такой психодинамикой положительно может действовать эта книга. Александр всегда ценил свободу и говорил, что Евангелие — это самая анти-советская книга.

Мы часто видим и сегодня, как паства стремится отдать свою волю священнику, мол, «как батюшка скажет, так и будем
делать». Такая школа очень привлекательна, потому что так проще и прихожанам, и какой-то части священников. Немногие
призывают людей стать свободными через евангельский дух, который предлагает: «Познайте истину, и истина сделает вас свободными». До сих пор у Александра есть много оппонентов, которые считают, что такая свобода — не церковная. Он же говорил: «Если люди развернутся к моей личности, то значит я, как священник, полностью потерпел фиаско. Они должны развернуться к Богу, и я им только помогаю в этом».

— Когда отец Александр писал книгу «Сын Человеческий», что он хотел донести человечеству?

— Книга «Сын Человеческий» претерпела пять редакций. Он написал эту книгу в двадцать один год. Самая главная задача этой книги, чтобы наш современник, не имеющий специального духовного и исторического образования, после ее чтения смог открыть Евангелие и понять его. И эта задача была выполнена. «Сын Человеческий» переведен на многие европейские языки. Александр сумел достучаться до сердца человека, чтобы тот понял евангельскую Радостную Весть!

— Как вас с отцом Александром воспитывали родители?

— Нас, детей, в семье было двое. Верующей была только мама Елена Семеновна. Еще девятилетней девочкой она прочла Евангелие и уверовала. Только в 28 лет мама крестилась. Ее вера была необыкновенной, живой. Наше окружение с детства — это люди Катакомбной православной церкви, многие из которых прошли лагеря, ссылки. Мама, конечно, повлияла на Александра. Она учила, что «если к тебе кто-то приходит и просит что-то, знай, что это просит Христос».

Александр с детства мечтал стать священником, он был знаком с прекрасными священниками, которые являлись лучшими примерами служения Богу и людям. В 14 лет брат сознательно решил пойти учиться в духовную семинарию, которая только что открылась в Москве. Еще с детства у него были удивительные способности общения. Он очень много читал и любил всем рассказывать, в том числе и мне. Александр был очень щедрым в этом плане, если он что-то знал, то сразу делился этим знанием с другими. Я, в отличие от брата, никогда не чувствовал в себе такого терпения и любви к людям. До 9 сентября 1990 года я общался только с теми людьми, которые мне были приятны, а с другими — по необходимости. Но чтобы служить ближним в церкви, надо отказаться от себя. После убийства брата я по-другому начал смотреть на мир.

— Значит, дело отца Александра не умерло?

— Нет, конечно. Христоцентричное направление в Православной церкви никогда не умрет. Священник должен быть самоотверженным, показывать людям пример служения, как Иисус, когда омывал ноги своим ученикам. Но таких людей
всегда было немного, а Александр всегда был готов помочь людям.

Он разумно планировал свое время и многое успевал. Он нес многие тяжелые проблемы людей на себе, у него на нервной почве развился псориаз. Александр сильно переживал, когда один из его близких прихожан под давлением КГБ рассказал о работе в приходе. Такой случай, к сожалению, не был единичным.

В 1985 году Александра хотели арестовать после подслушивания его общения с иностранцами.

По свидетельству митрополита Филарета, с которым мы дружили с детства, от тюрьмы Александра спас митрополит Ювеналий. КГБ, убив брата, таким образом, отомстило ему за то, что он им не подчинился, за то, что его книги за рубежом печатались и тайно ввозились в СССР.

Первое издание «Сына Человеческого» вышло под псевдонимом Андрей Боголюбов.

Другие книги Меня выходили под псевдонимами Эммануил Светлов, А. Павлов. Когда отца Александра не стало, ему было всего 55 лет. За эти два десятилетия он смог бы столько всего сделать! Фонд его имени старается как-то восполнить его проповедь, издавая книги отца Александра. Совсем недавно мы напечатали его лекции «Введение в Ветхий Завет», которые не утратили актуальности. Один студент записал лекции на магнитофон и передал кассеты нам. Мы даже не знаем его имени. Эту книгу решили назвать «От рабства к свободе».

— Жить, как велит Господь, трудно?

— Безусловно, трудно. Но это наша задача! Каемся, говорим о том, что будем стараться жить лучше. Жить, как велит Господь — для Александра это было главным, проповедуя Евангелие, помогая людям. Он искренне радовался, когда
видел, что человек повернулся к Богу. Для него это было плодом его труда. Если человек отворачивался от Бога, Александр безутешно горевал. Он считал, что каждый человек имеет право на свой путь к Богу, главное, чтобы он к этому стремился.

5 августа в Пскове был убит протоиерей Павел Адельгейм. Убийца приехал из Москвы к священнику за словом утешения и духовной поддержкой. Он жил у отца Павла 2 недели. И вот вчера вечером молодой человек неожиданно ударил священника ножом, а потом попытался покончить с собой. Сейчас он в больнице. СМИ, со слов полицейских, говорят о сумасшествии. Разбираем случаи, по каким причинам нападают на священников - приступ безумия, ограбление, бытовая ссора, пьяный угар, ненависть к Православию?

Отпевание трех оптинских монахов, убитых на Пасху 1993 г. Фото: Optina.ru

Всего же с 1990 года в России убили 33 священнослужителя. Отметим, речь идет лишь о тех людях, чьи имена попали в СМИ. Реальное же число жертв среди духовенства может быть больше. Все убийства можно разделить на четыре большие группы: религиозный экстремизм, ограбление, бытовые преступления и нападения сумасшедших.

Бытовые ссоры

Разговор об убийствах духовенства нужно начать с одной оговорки. Не всегда нападение на священника связано с его служением. Представитель Церкви мог становиться жертвой хулиганов, которым безразлично то, чем занималась их жертва.
Самая большая группа нападений на священнослужителей - это бытовые преступления -поджоги, ограбления, убийства на почве страха или личной неприязни.

В 2003 году в Карелии был убит иеромонах Нил (Савленков). Его убийцей оказался ранее судимый мужчина, который обиделся на то, что ему не разрешили курить в монастыре и отвели не лучшее место для проживания.

В том же году в селе Раифа (Татарстан) был зарезан иеромонах Исаия (Яковлев) Он отказался ночью везти 19-летнего пьяного местного жителя в соседний город.
Иеромонах Александр (Тыртышный) убит злодеем, попросившим его об исповеди на дому, когда священник, придя к нему, надел рясу, вместо покаяния преступник ударил его ножом, а затем ограбил.

В 2009 году в Курской области двое молодых людей до смерти избили иеромонаха Ефрема (Гаценко), отказавшегося дать преступникам денег на алкоголь.

В 2009 году в подъезде собственного дома в Московской области застрелили протоиерея Александра Филиппова. Священник сделал замечание пьяным, справлявшим малую нужду возле дома. Обидевшись, хулиганы отправились за ним в подъезд и совершили убийство. При этом отец Александр был в гражданской одежде.

В 2011 году в Ульяновской области взятый на перевоспитание алкоголик до смерти избил игумена Виссариона (Глазистова). Преступника нашли мертвецки пьяным в доме убитого.

Ограбление

В 2005 году грабители зверски убили архимандрита Германа (Хапугина) - настоятеля Давидовой пустыни. В келье архимандрита был вскрыт сейф.

В 2005 году в Тверской области священник Евгений Адигамов отправился на встречу с жертвователями. Вместо денег на строительство храма злодеи повесили его в заброшенной квартире и ограбили.

В 2006 году в Тверской области в собственном доме сгорел священник Андрей Николаев с семьей. Батюшка защищал церковь от местных алкоголиков, которые пытались ее ограбить, и поплатился за это жизнью.

В ночь на Рождество 2007 года погиб священник Олег Ступичкин. Его храм в свердловской области подожгли и похитили оттуда 20 икон.

В 2007 году в своем доме в Ивановской области был зарезан игумен Авенир (Смолин). Из дома убитого пропали небольшая сумма денег и личное имущество.

В 2010 году в Чебоксарах зарезали иеромонаха Вадима (Смирнова).

18 апреля 1993 года, в Пасхальную ночь, в Оптиной пустыни были убиты иеромонах Василий (Росляков), иноки Ферапонт (Пушкарев) и Трофим (Татарников). У монастырской звонницы Николай Аверин нанес смертельные ранения инокам, звонившим в колокола. Затем, неподалеку он со спины напал на иеромонаха Василия. Убийца нанес ему несколько ударов ножом, на котором было выгравировано число 666. Судебно-психиатрическая экспертиза признала Аверина невменяемым

В 2001 году в Красноярском крае молодой кришнаит Руслан Любецкий положил на престол православного храма отрезанную голову иеромонаха Григория (Яковлева). На следствии убийца заявлял, что действовал по указанию «бога Кришны».

В 2010 году в Чувашии рядом с церковью выстрелом в спину из самодельного оружия убит протоиерей Анатолий Сорокин. Убийца священника признан недееспособным и имеет группу инвалидности по психическому заболеванию.

Ненависть к Православию

В 1996 году в чеченском плену после 16 дней пыток расстреляли священника Анатолия Чистоусова, настоятеля храма Михаила Архангела в городе Грозный.

В 1999 году похитили и убили протоиерея Петра Сухоносова - настоятеля одного из сельских храмов в Ингушетии. Несколько раз его пытались похитить, в конце-концов вооруженные люди затолкали его в машину на глазах у прихожан и увезли в Чечню, тело отца Петра не нашли, он был опознан по видеозаписи и похоронен в символической могиле.

В 2001 году в Кабардино-Балкарии зарезали священника Игоря Розина, которому до этого неоднократно угрожали.

В 2010 году в Москве был застрелен священник Даниил Сысоев, которому неоднократно угрожали исламские экстремисты.

Всего же с 1990 года в России убили 33 священнослужителя. Отметим, речь идет лишь о тех людях, чьи имена попали в СМИ. Реальное же число жертв среди духовенства может быть больше.

Причины следствием не установлены

Утром 9 сентября 1990 года был убит протоиерей Александр Мень. Когда священник шел по тропике, торопясь на литургию, неизвестный ударил его тяжелым предметом (вероятно, топором или саперной лопаткой) по голове. Обливаясь кровью, отец Александр дошел до своего дома, рядом с которым умер от потери крови. Убийство осталось нераскрытым. Отцу Александру до убийства неоднократно поступали записки с угрозами.