Все о тюнинге авто

Учения океан 1970 в хорошем разрешении. "Голливуд летит на Луну". И снова о лунной афере! Что пишет американец М. Вейд

Американский флот, несолоно хлебавши, возвращается в Бискайский залив, где тщательные поиски капсулы от «Аполлона-13» не приносят никаких результатов.

Очевидно, в течение следующих пяти дней пришлось срочно изготавливать аналог, обжигая его со всех сторон.

Но это уже их проблемы, а пока в руках руководства СССР оказался неоспоримый факт, с которого ещё предстояло выжать максимум полезной информации, прежде чем приступать к переговорам с американской стороной.

Дело в том, что и в те времена телеметрическая информация в реальном режиме времени поступала от летящей ракеты или космического аппарата, но она была очень скудная. Ведь ещё не существовало возможностей цифровой кодировки и сжатия данных. Поэтому все интересующие конструкторов, инженеров и руководителей полётами данные записывались прямо на борту таких аппаратов в некое подобие «чёрных ящиков» самолётов, и потом, после прибытия в ЦУП эти данные переписывались с магнитных носителей для расшифровки и анализа.

Исходя из этого, в СССР получили неоспоримые доказательства, что габаритно-весовой макет спускаемого аппарата стартовал именно в то самое время и летел именно на той самой ракете «Сатурн-5», которая по официальной легенде забросила в космос экипаж «Аполлона-13». (Тот самый экипаж, у которого во время полёта к Луне случился взрыв кислородного бака! - Комментарий А.Б.).

Когда все необходимые данные и доказательства были собраны, высокие стороны приступили к переговорам. А точнее сказать - к торгам, которые привели в краткосрочной перспективе к очень серьёзным экономическим выгодам СССР, а в среднесрочной перспективе - к его развалу. Эта тема очень обширна, доказательна и интересна, потому должна хотя бы фрагментарно войти в изложение данной работы.

Следует отметить наиболее очевидные подарки, которые был вынужден сделать «загнивающий» капиталистический запад «развитому» советскому социализму.

Во-первых, дикие эксперименты по укрупнению колхозов и освоению целины в СССР завершились резким падением производства главного сельхозпродукта - зерна пшеницы. С начала 70-х годов Советскому Союзу продают зерно из Канады и других капиталистических стран по ценам, значительно уступающим рыночным, чем даже провоцируется продовольственный кризис за западе.

Во-вторых, Советскому Союзу как воздух нужны были постоянные источники поступления твёрдой валюты, за которую можно было бы закупать на мировых рынках товары первой необходимости, с которыми у социалистической экономики в отсутствие частной инициативы дело никак не клеилось. О таком источнике стороны очень быстро договорились. Огромные запасы энергоносителей в Сибири следовало в кратчайшие сроки доставлять в Европу. Навстречу этому потоку всегда должен был идти поток долларов. Чтобы решить эту проблему, США даже поставляли технологии для производства труб большого диаметра и проходческую технику, которых у СССР не было по банальной причине отсутствия необходимости. Кроме того, чудесным образом в 1973 году начался первый мировой нефтяной кризис, выразившийся в огромном по тем временам росте цен на углеводородное сырьё. А мы-то теперь знаем, как возникают, вернее, как организовываются такие «кризисы»…

В-третьих, в отличие от автоВАЗа, купленного в середине 60-х у итальянцев за деньги, и автоГАЗа, ЛАЗа, ЗиЛа, вывезенных с Германии после войны, теперь «проклятые капиталисты» просто подарили «кровожадным коммунистам» целый завод по производству грузовиков со всеми прилагающимися к нему вспомогательными производствами и технологиями - знаменитый КАМАЗ.

Строительство автозавода "КАМАЗ" началось в 1969 году в городе Набережные Челны. "В 1974 году в экспериментальном цеху был собран первый двигатель. Через год по временной технологии начали сборку силовых агрегатов... А в июне 1979 года с главного конвейера сходит 100 000-й грузовик. Рост производства на КамАЗе бьёт мировые рекорды и беспрецедентен для СССР" . .

И проблема нехватки качественных грузовиков для советской экономики уже перестала быть столь острой. Конечно, были и другие подарки, которые не так сильно бросаются в глаза. Об одном таком дополнительном подарке стоит сказать отдельно. Дело в том, что советская партноменклатура, в отличие от простых спортсменов, артистов и всяких простых трудящихся, которые вывозились на «запад» практически под конвоем КГБ, получила во времена Брежнева-Подгорного-Косыгина более или менее свободный выезд за «железный занавес», в основном на «шопинг».

Триумвират: Подгорный, Брежнев, Косыгин.

Эту генерацию советских руководителей можно было уже довольно легко купить или завербовать, как, к примеру, поступали испанские конкистадоры с первыми встретившимися им аборигенами северной Америки, выменивая груды золота или лояльность на диковинные, но ничего не стоящие игрушки. За примерами в нашей истории тоже далеко ходить не надо. Общеизвестна тяга Брежнева к хорошим американским автомобилям, истории создания первых отечественных мафий под покровительством министра внутренних дел Щелокова, истории с участием дочери Брежнева Галины в невероятно огромных даже по меркам тогдашнего СССР операциях с бриллиантами и так далее, и тому подобное. А ведь это был только кончик верхушки айсберга…

Народ, несмотря на господствующие мировоззренческие платформы и идеологические наслоения всегда очень метко умеет описать ситуацию с помощью анекдотов. Так, в начале 70-х был популярен такой анекдот.

К Леониду Ильичу приехала в гости мать. Ходит по его апартаментах, удивляется богатствам и наконец спрашивает: — Лёня, что же ты будешь делать, когда коммунисты опять к власти придут?…

Не исключено, что ещё в первой половине 70-х годов, во времена «разрядки международной напряженности» и при активном продвижении новой идеологемы о «мирном сосуществовании стран с различным общественно-политическим строем» верхушке правителей СССР были открыты неограниченные личные счета на западе.

В это время в мировом закулисье происходит такое братание между «непримиримыми» идеологическими противниками, что ему мог бы позавидовать даже тройной поцелуй в засос между Леонидом Ильичём и Эрихом Хоннекером!

Советский Союз шёл на такие шаги в этой операции сокрытия, что у воспитанных на советской антиамериканской пропаганде людей волосы дыбом становятся. О некоторых аспектах совместной операции сокрытия правды об американской «пилотируемой космонавтике» напомню в следующих разделах данной работы. А сейчас несколько примеров, непосредственно относящихся к истории «Аполлона-13» в частности и американской «пилотируемой космонавтике» до 1981 года в целом.

СССР за компанию с другими странами-сателлитами США принял посильное участие в цирке под названием «спасение экипажа «Аполлона-13», объявив радиомолчание в период «возвращения» на Землю.

Советские источники также хранили гробовое молчание в период потешной «эксплуатации» первой и единственной американской орбитальной станции «Скайлэб» , которая на поверку также оказалась сплошной лажей и надувательством .

Более того, чтобы хоть как-то убедить мировое общественное мнение в реальности американских пилотируемых космических программ, СССР принял участие в космическо-пропагандистском шоу под названием «стыковка на околоземной орбите кораблей «Союз» и «Аполлон» . Об этой исторической «стыковке» советские СМИ трубили так неистово, к месту и не к месту, что в 1975 году казалось, будто ничего важнее этого события в мире нет. Перед ним померкли даже постоянные рекордные надои доярок, плавки сталеваров, чумазые физиономии виртуальных последователей Стаханова, и даже «социалистическая» революция в Анголе…

Обратите внимание на состав экипажей, принимавших участие в той исторической «стыковке». Чтобы не растекаться мыслью по древу, остановимся лишь на командирах экипажей. С американской стороны - Томас Стаффорд . Участвовал в имитации полёта «Аполлона-10» «вокруг Луны», и на том его «космический» опыт заканчивается. Википедия также лаконична в другой пикантной подробности его биографии: «Масон, член ложи «Вестерн Стар» № 138, Оклахома» . Некоторые источники приписывают ему также участие в двух полётах на Gemini-6A и -9A, а мы уже знаем, какие это были интересные полёты - из того космоса, где не видно звёзд, сквозь такую атмосферу, где даже краска не обгорает. Короче, опытный, проверенный, надёжный товарищ…

С советской стороны - всемирно известный Алексей Леонов . Человек, который впервые вышел в открытый космос. После трагической гибели первого космонавта Юрия Гагарина руководство СССР негласно запретило полёты в космос другим первопроходцам. И вот, Алексей Леонов, уже 10 лет как не летавший в космос после своего первого и единственного исторического полёта (зато буквально не слезавший с высоких трибун, откуда без устали воспевал «родную коммунистическую партию и лично дорогого Леонида Ильича»), вдруг назначается командиром корабля «Союз-19»! И этот факт теперь не выглядит столь странным на фоне того, что Алексей Леонов на старости лет превратился в самого яростного приверженца, пропагандиста, я бы даже сказал - фанатика - американской версии полётов к Луне.

Возможно, он тоже масон? Только ложа местная, какая-нибудь кемеровская, № 137…

Алексей Леонов - второй справа. Дама в центре — некая якобы наследница дома Романовых.

Что должно было стать центральным моментом этой странной миссии?

Стыковка кораблей «Союз-19» и «Аполлона» (без номера) на околоземной орбите.

Первый вопрос: для чего?

Если бы в дальнейшем обе супердержавы планировали совместное освоение околоземного космического пространства, например, построение орбитальной станции или хотя бы регулярные стыковки в космосе с целью наработки каких-либо технологий для чего-нибудь конкретного, тогда такая миссия была бы оправдана. Но в дальнейшем в космосе ничего совместного, вплоть до создания МКС в XXI веке, не строилось.

Второй вопрос: как?

Для того, чтобы состыковать в космосе два таких больших разных корабля, нужны были немыслимо сложные доработки систем ориентации обоих аппаратов, создание и испытания совместимых стыковочных узлов, обмен технологиями наконец! Для чего американцам было дорабатывать свой «Аполлон» другой стыковочной системой и узлом, если согласно легенде о многократном покорении Луны стыковки-расстыковки происходили у них в космосе чуть ли не чаще, чем бегает в туалет любитель пива во время просмотра футбола…

Можно было просто передать свою технологию «советам», но они этого не сделали. Ибо доподлинно известно, что для сооружения МКС спустя более 30 лет использовались только советские стыковочные узлы и технологии, отработанные на «Союзах», «Салютах», «Прогрессах» и «Мире». И потом, зачем дорабатывать «Аполлон» советским стыковочным узлом, если после этого исторического полёта со стыковкой он больше в космос не летал вообще?!

Кроме этого, уместным будет поставить вопрос о теоретической возможности стыковки между кораблями «Союз» и «Аполлон» в принципе. Как мы помним, официальные данные НАСА гласят, что стенки корабля «Аполлон» были столь тонкими, что при монтаже их можно было пробить случайно оброненной отвёрткой. И лишь в космосе, когда вокруг вакуум, а внутри давление 0.3 атмосферы из чистого кислорода, эти стенки получали некую жесткость по принципу жесткости поверхности надувного шарика, только из алюминиевой фольги.

Теперь давайте вспомним, что происходит на железной дороге в момент сцепки вагонов. Вагоны получают удар, немного пригашиваемый демпферными механизмами, который, однако, передается вдоль соседних вагонов, поскольку все вагоны имеют достаточную продольную жесткость.

О какой жесткости можно говорить применительно к кораблю «Аполлон»?

Лично я считаю, что «Аполлон» - как пилотируемый космический корабль - существовал только на бумаге, а также на поддельных фото- и киноматериалах. А сам «полёт со стыковкой» в 1975 году просто был призван показать всему миру, что «Аполлон», который летал на Луну, как на пикник, действительно существует. Ведь не будет же участвовать в таком мегафейке самый «непримиримый» соперник Америки, какой только был на Земле…

Как же был выполнен этот «совместный полёт»?

Рекомендую очень интересное исследование д.ф.-м.н. Попова «Полет «Союз-Аполлон» - последнее звено лунной эпопеи?»

До прочтения этой работы у меня была своя версия механизма фальсификации, согласно которой американских астронавтов свозили в космос в качестве космических туристов, а такими «достижениями» хвастаться лунным «первопроходимцам» как-то не пристало.

На будущее советская космонавтика использовала тот опыт, причём в пропагандистских целях. Кого только ни возили на околоземную орбиту в качестве «космонавтов-исследователей» в рамках программы «Интеркосмос»! Когда слетали уже всевозможные представители соцлагеря, включая Вьетнам, Кубу и Монголию, дело даже дошло до «идеологических противников» - индийцев и французов. Кстати, французского космонавта-исследователя звали Жан Лу Кретьен: видимо его фамилия руководству СССР показалась наиболее подходящей, как для космического туриста с «загнивающего запада»…

Однако, оказалось, что СССР и США пошли другим, значительно более легким путём, отправив в космос беспилотный вариант «Союза-19» со смонтированным на его борту оборудованием, с помощью которого с околоземной орбиты транслировалась заранее подготовленная видеозапись «исторического рукопожатия» и другие сюжеты, снятые на борту специальных самолётов, падающих по параболе, в кратковременной невесомости. Можно сказать, что для фальсификации этой экспедиции СССР позаимствовал у США весь имеющийся на тот момент опыт, наработанный при «лунных» полётах, а также во времена виртуальной эксплуатации космической станции «Скайлэб».

Чтобы закрыть наконец обширную тему приключений «Аполлона-13» и их последствий для всей мировой истории, уместно вспомнить историю с передачей в Мурманске 8 сентября 1970 года «выловленного в Бискайском заливе габаритно-весового макета американского спускаемого аппарата в апреле того же года».

Тогда в Мурманский порт единственный раз в истории СССР зашёл американский ледокол, экипаж которого до последнего момента не знал о цели такого странного визита. В торжественной, но секретной обстановке, в присутствии венгерских (!) фотокорреспондентов в закрытом военном порту знаменитый аппарат был передан американской стороне.

Это происшествие целых 35 лет оставалось неизвестным, несмотря на то, что существуют подробные энциклопедии по всевозможным космическим стартам и программам, начиная от начала космической эры. Видимо, не зря…

Может, у читателя, не очень сведущего в теме, закрадывается мысль о том, верить или не верить?

В конце концов, теперь есть Google, поэтому любой факт из данной статьи можно проверить за минуту".

Часть 2.

Три аферы США в области освоения Космоса: "высадка человека на Луну", "луномобиль" и "Скайлэб"

Три аферы США.

Основной точкой опоры, которая позволила мне начать эту серию публикаций, послужило опубликованное в 2012 году в СМИ интервью , взятое у создателя лучших в мире жидкостных ракетных двигателей — российского академика Бориса Каторгина, который рассказал, что американцы до сих пор не могут повторить наших достижений в области ракетного двигателестроения, и как результат — они покупают сегодня для своих ракет двигатели российского производства.

Вся лунная программа американцев, реализация которой началась в 1969 году и завершилась в 1975 году созданием виртуального космического орбитального комплекса «Скайлэб», выданного СМИ за реально существующую космическую станцию, была рассчитана в теории и на практике на использование ракет "Сатурн-5" с рекордно высокой стартовой массой — 2290-2965 тонн.

Поднять в Космос ракету с такой огромной стартовой массой могли только рекордно сильные двигатели.

Это реальная фотография реальных ракетных двигателей "F-1" , которые применялись в первой ступени американской ракеты "Сатурн-5" .

Различные энциклопедии утверждают, что эти пять двигателей "F-1" за 2.5 минуты работы поднимали сверхтяжёлую ракету-носитель "Сатурн-5" на высоту 68 км, придавая ей скорость 9 920 км/ч (~2,7 км/с). Ну а далее она летела в сторону Луны.

Однако, операция "Океан", в ходе которой 11 апреля 1970 года Советский Союз перехватил у американцев спускаемую головную часть ракетоносителя "Апполон-13", причём это произошло буквально через несколько минут после его старта с мыса Канаверал (с космодрома Кеннеди), показала, что ракетоносители "Сатурн-5" ни к какой Луне не направлялись! А не летали они к Луне только потому, что на этой ракете стояли как бы "бутафорские двигатели". Они имели огромные размеры, как бы обещая своими габаритами колоссальную мощность, но по факту они развивали совсем не ту тяговую силу, о которой с гордостью рассказывали всему миру американские СМИ!

Известно что, началась "лунная афера" с предложения, которое сделал президент США Джон Кеннеди руководителю СССР Никите Хрущёву после полёта в Космос Юрия Гагарина.

Кеннеди предложил тогда Хрущёву поучаствовать в совместной программе по высадке человека на Луну. Хрущёв от такого неожиданного предложения отказался, сочтя его за попытку выведать секреты советской ракетной и космической техники. А 3 августа 1964 года Постановлением правительства СССР лунная пилотируемая программа всё же была утверждена, и развернулись реальные масштабные работы по двум параллельным пилотируемым программам: облёта Луны к 1967 году и посадке на неё к 1968 году с началом лётно-конструкторских испытаний в 1966 году.

Так вот, чтобы тогда разобраться в проектных противоречиях конструкторов советских ракет Королёва, Челомея и Янгеля, председатель Совета министров СССР Дмитрий Устинов поручил НИИ-88 произвести объективную сравнительную оценку возможностей освоения Луны вариантами советских ракетоносителей "Н-1" (11А52), "УР-500" (8К82) и "Р-56" (8К68).

По расчётам Юрия Мозжорина, руководителя работ в области советской ракетно-космической науки, и по расчётам его сотрудников для безусловного обеспечения приоритета СССР над США можно было собрать на орбите Земли с помощью трёх ракет "Н-1" ракетный комплекс массой в 200 тонн. Для выведения на околоземную орбиту такого груза нужно было аккурат три ракеты "Н-1" или двадцать ракет "УР-500"!

В этом случае могла быть обеспечена посадка на Луну корабля массой в 21 тонну и возвращения к Земле корабля массой 5 тонн. .

Советская ракета Н-1.

Все экономические расчёты были в пользу ракеты "Н-1". Таким образом, ракетоноситель "Н-1" стал главным перспективным носителем для реализации Советской лунной программы.

И вдруг, когда наши учёные стали думать, как им аж тремя ракетами "Н-1" выводить на орбиту Земли отдельные компоненты будущей космической станции, способной лететь с космонавтами на борту к Луне и потом вернуться обратно, и как им собирать на околоземной орбите эти три доставленные тремя ракетами блока в единый ракетный комплекс, американцы вдруг заявили, что у них уже есть и сверхмощные ракетные двигатели ("F-1"), и сверхмощный ракетоноситель "Сатурн-5", который способен за раз вывести на околоземную орбиту космическую станцию весом в 140 тонн для путешествия на Луну!

Вот эта якобы сверхмощная американская ракета и вот эти двигатели!

По поводу ракетных двигателей "F-1" надо оговориться особо.

Википедия: "разработанный фирмой Rocketdyne двигатель "F-1" является наиболее мощным однокамерным жидкостным ракетным двигателем в истории из когда-либо летавших... Время эксплуатации: 1967-1973 годы. Тяга: в вакууме 790 тс (7,77 МН), ур. моря 690 тс (6.77 МН). Удельный импульс: ур.моря: 265 сек, время работы: 165 сек." . .

У СССР, который честно соревновался с США по принципу, "кто кого опередит в различных прикладных областях Космонавтики" , двигатель с такими характеристиками (и в полтора раза меньшего размера!) смог появиться только через 18 лет!!! В 1987 — 1988 годах!

Самое поразительное в этой истории то, что у России и сегодня имеется этот двигатель РД-170, который по характеристикам превосходит на 2-5% заявленные характеристики американского реактивного однокамерного двигателя "F-1", а у самих США такого двигателя сегодня нет!!!

Читаем: "РД-170 — советский жидкостный ракетный двигатель, разработанный КБ «Энергомаш» (начало работ 1976). Четырёхкамерный двигатель закрытого цикла работает на паре кислород-керосин. Разработан для РН «Энергия». Мощность РД-170 — около 20 млн л. с., он является самым мощным ракетным двигателем на жидких компонентах топлива из когда-либо созданных. Предназначен для многоразового использования (аттестован для 10-кратного использования). Базовый вариант использовался на первой ступени РН «Энергия» и «Зенит»; на его основе разработаны двигатели РД-180 (применяющиеся в настоящее время на американских РН «Atlas» ) и РД-191 (для РН «Ангара»)". .

У этой загадки, которую задало всему миру американское космическое агенство НАСА, "почему американцы не возвращаются с строительству своих знаменитых ракетных двигателей, а покупают сегодня советские ракетные двигатели РД-180" , есть только одно разумное объяснение:

Несмотря на гигантские размеры однокамерных американских ракетных двигателей серии "F-1", их рабочие параметры совершенно не соответствовали их заявленной мощности! Вернуться сегодня к их изготовлению — значит раскрыть эту тайну!

А с этой тайной связана и тайна грандиозной "лунной аферы"...

Кстати, благодаря тому, что мои статьи читают не только студенты и домохозяйки, но и люди с самыми разными "верхними образованиями", я могу приложить к своим словам строгие математические расчёты Аркадия Велюрова (спасибо Лешему77, который прислал мне их). Расчёты американского двигателя "F-1", которые опубликовал в Интернете Аркадий Велюров, сопровождаются выводом: "Вместо номинальной тяги 690 тс на старте, ЖРД "F-1" обеспечивает на 35% меньше — всего около 450 тс. Отсюда реальная стартовая масса «Сатурн-5» на 1000 тонн меньше официальной! Однозначно можно утверждать лишь одно: этого явно недостаточно для осуществления пилотируемой миссии на Луну. В лучшем случае ‒ для облётной миссии вокруг Луны, с имитацией посадки для центрального телевидения. В результате проведенных расчётов «Сатурн-5» предстает пред нами совсем в ином свете, нежели в официальных трактовках НАСА и правительства США. «Сатурн-5» оказался совсем не той ракетой, за которую нам выдавали этот летающий габаритно-весовой макет". Изучить расчёты "F-1" можно здесь: , , .

Итак, в 1969 году ни у СССР, ни у США не было в наличии таких ракетоносителей, которые могли бы вывести в Космос пилотируемую космическую станцию для путешествий к Луне и спуска человека на неё. Просто руководство США очень хотело, чтобы весь мир считал США сверхдержавой №1.

К тому же, после того, как СССР "утёр нос" США с полётом первого человека в Космос, американская нация обратилась к своему американскому президенту с вопросами: "Как такое могло случиться? Посему Советы нас опередили?" Тогда и для американского народа, и для американского правительства полёт Юрия Гагарина вокруг Земли, совершённый 12 апреля 1961 года, был подобен грому среди ясного неба!

И когда кое-кто на Западе испытал шок и понял, что социализм как форма существования и развития общества стремительно набирает симпатии во всём мире и даже в сознании американцев, а капитализм, напротив, повсеместно теряет свою привлекательность, президенту Джону Ф. Кеннеди пришлось 12 сентября 1961 года публично сформулировать для американских СМИ и американских обывателей правительственную задачу — "догнать и перегнать СССР"!

А поскольку американское правительство и руководители космической отрасли США понимали, что русских нельзя опередить в тех сферах, где имеет место самоотверженный труд и стремление к самопожертвованию, было решено добиться превосходства над СССР в освоении Космоса исключительно мошенническим путём!

Как это происходило, читатель уже понял из первой части рассказа а также из других моих публикаций на эту тему:

Какой «Аполлон» был в плену у СССР? Заговор молчания?

Операция “Crossroad” состоялась, как мы знаем, во время старта «Аполлона-11». Про следующий старт «Аполлона» за №12 (ноябрь 1969 г.) у автора нет сведений о том, что и в этот раз схлестнулись советская радиоразведка и американское контрглушение. Возможно, обе стороны в этот период размышляли о результатах выполненных спецопераций и дальнейших планах. 13 апреля 1970 года с помпой стартовал следующий «Аполлон» (№13). И всё вроде бы прошло гладко. А через 5 месяцев после старта А-13 в полярном советском порту Мурманске произошло следующее любопытное событие.

«8 сентября 1970 г в Советской гавани Мурманска удивлённому экипажу ледокола США «Southwind» в торжественной обстановке был передан командный модуль Apollo, «выловленный советским рыболовным траулером в Бискайском заливе»! При этом в секретном порту Мурманска оказались венгерские журналисты с фотоаппаратами. Капсулу загрузили и «Southwind» ушел» .

Информация об этом событии с соответствующими фотографиями (илл.1) была опубликована венграми в книге в 1981 году. Однако широкой известности эта книга не получила, и удивительное событие почти 40 лет оставалось практически неизвестным.

Илл.1. 8 сентября 1970г: передача капсулы «Аполлона» американским морякам в Советской гавани Мурманска. Фото: Венгерское Агентство новостей. От: Nandor Schuminszky .

Ни одно из советских СМИ никогда не упоминало об этом факте. В настоящее время изданы мемуары многих видных участников лунной гонки. Среди них - академики Мишин В.П. и Черток Б.Е, директор головного НИИ-88 профессор Ю.А. Мозжорин, начальник Центра подготовки космонавтов генерал Каманин Н.П., главный конструктор корабля «Союз» К.П. Феоктистов и другие. И, хотя их воспоминания очень подробны (включая описания личных переживаний и самочувствия), ни один из них не упоминает о событии в Мурманске. Следовательно, политический гриф секретности мурманской истории был настолько высоким, что даже такие руководители космической отрасли науки и техники были не в курсе.

И свидетелей тоже попросили молчать. Скорее всего, это сделал именно СССР. Во-первых, потому что в советский город Мурманск венгров пригласила, конечно, советская сторона. Во-вторых, Венгрия в то время принадлежала к социалистическому лагерю и была и военным, и политическим союзником СССР. В 1985 году руководство КПСС начало разрушение советской системы и последовательную сдачу позиций СССР в Восточной Европе. Как перед штормом крепчает ветер, так и в политике ничто не происходит вдруг. Ветры грядущих перемен задули и в Венгрии. И тогда в 1981 году свидетели - венгры опубликовали свои снимки.

Однако и после этого около 20 лет факт такой публикации был окружён гробовым молчанием со стороны главных участников. Конечно, Венгрия - далеко не главная космическая держава, но трудно представить, что эти фото прошли мимо внимания всех без исключения американских и советских космических специалистов. Но вот венгры своей настойчивостью заставили заговорить американскую энциклопедию космонавтики . А до тех пор «ни один из западных источников никогда не упоминал об этом факте » . Таким образом, налицо факт согласованного обоюдного умолчания о мурманском эпизоде обеими участвующими сторонами.

Занавес приоткрылся, чтобы ничего не показать

Что пишет американец М. Вейд

Американцы заговорили в 2001 году, когда, образно говоря, венгры «достали» своей настойчивостью редактора большой американской интернетовской энциклопедии «Космонавтика» М. Вейда. Что же энциклопедия поведала читателям? В своей двадцатистраничной статье редактор энциклопедии Вейд пишет, что да, дело было. Приплывал ледокол (илл.2). Ещё Вейд рассказывает о том, что в Арктике есть белые медведи (2 фото). Показывает виды Арктики с ледоколом и без него (5 фото). Рассказывает о делах и развлечениях экипажа американского ледокола (3 фото), приводит виды Мурманска, каким он показался американским морякам, и добавляет к этому внешний вид квитанции на получение рублей в обмен на доллары (4 фото), к этому присовокупляет снимки визитов советских моряков на американский корабль (3 фото). Итого 17 фото «по поводу и в связи».


Илл.2. Американский ледокол «Southwind», принявший на свой борт капсулу «Аполлона», выловленную советскими моряками.

Надо сказать, что ни один из исследователей этой истории, включая американца Вейда , не воспринял всерьёз упоминание о счастливчике - рыболовном траулере. За такого рода «рыбками» охотятся не рыболовные траулеры. Случайно рыбаки могут поймать, например, гигантского кальмара (илл.3). Это будет редкая, но вполне возможная удача. Потому что, хотя гигантские кальмары очень редки среди прочих кальмаров, но во всём океане их очень много. А вот случайно поймать в рыбацкий трал единственную в океане капсулу «Аполлона» - это уже из области ненаучной фантастики.

И Бискайский залив упомянут в советском сообщении, скорее, как издевательство над американцами, точнее над американскими военными моряками. Они, по мнению автора , по пути следования в район падения капсулы, отвлеклись именно в Бискайский залив на другую «приманку» - советскую атомную подводную лодку К-8. Эта АПЛ 10 апреля 1970 года, как раз накануне старта А-13 (ни раньше, ни позже) по ещё одному случаю стала жертвой суровой аварии. Попытаться захватить в плен советскую АПЛ - разве не заманчиво? А, капсула может и подождать день-два. Район её приводнения никто не знает, полагали американские командиры. На ней прекрасный световой маяк «оригинальной конструкции». И плавает она, как бочка.

В результате ни подлодку в плен американцы не захватили, ни капсулу по прибытии в район они не обнаружили. Можно посочувствовать американским военморам. Случись авария с К-8 на пару дней раньше, они бы успели и за лодкой поохотиться, и на своё основное место назначения поспеть. Случись хоть днем позже - снова никаких проблем: имея капсулу на борту, можно спокойно охотиться за АПЛ. Но случай распорядился, чтобы события перехлестнулись по времени. И вышло, как в той пословице про одновременную погоню за двумя зайцами.

А вот советским морякам случайности почему-то помогали. Понятно, что американцы не остановились бы перед применением силы, чтобы отнять находку у «слабака». Вспомните операцию «Кроссроуд», американские корабли с расчехлёнными орудиями и подлодки, окружившие наши радионаблюдательные суда. Так вот в апреле 1970 года этот «фокус» у американцев не прошёл бы. Потому что советским морякам, нашедшим капсулу, помогла ещё одна случайность. Всего через пару дней после старта «Аполлона-13» начались глобальные учения советского ВМФ «Океан», и в Атлантику загодя вошли десятки советских военных кораблей. Это означает, что к моменту старта «Аполлона-13» (11 апреля), большие районы Атлантики уже находились под контролем советских военных кораблей. Так что было и кому найти находку, и кому доставить и кому охранять вплоть до прибытия в Мурманск.

Не слишком ли много случайностей выпало в истории поимки капсулы (плохих - для американцев, и хороших - для советских военморов)? Или за всеми этими случайностями проглядывает план умно задуманной и отлично проведённой спецоперации? Пусть решит читатель.

Пункт прибытия - Атлантика

Через 5 месяцев после старта А-13 в порту Мурманска американцам возвратили найденную капсулу. Нашли её очевидно не накануне. Пока привезли в Союз, пока знакомились с находкой, пока размышляли, что к чему - шло время. И свидетелей передачи надо было подобрать. Ведь получив потерянную капсулу без свидетелей, американцы вполне могли уже на следующий день отрицать сам факт передачи. Выбрали венгров - представителей тогда союзной социалистической страны. На всё это нужно время (контакты, дипломатические переговоры, согласования, торг, в конце концов).

Фортуна улыбается смелым и умелым, а советским морякам этих качеств было не занимать. Одни, несмотря на глушение, смогли выявить район падения «лунных» ракет и «кораблей». Другим удалось выловить капсулу-макет «лунного» «Аполлона-13». По предположению одного из скептиков в капсуле А13 могла находиться записывающая аппаратура . Возможно, по этой причине американцы предусматривали её спасение. И по этой же причине такой макет представлял особую ценность для советской разведки.

Ясно, что американцы были кровно заинтересованы засекретить эту историю. А советскому политическому руководству она послужила весомым аргументом для давления на американцев. Но оно, как мы увидим позже, использовало этот аргумент не для разоблачения американской лунной эпопеи, а для политических торгов. Для нас же факт вылова пустого макета корабля «Аполлон» в Атлантике послужит последним этапом в наших исследованиях по «лунной» ракете . Нам пора делать выводы по всему, что стало известно об американской «лунной» ракете.

1. Я. Голованов, "Правда о программе APOLLO", М.: Яуза - ЭКСМО-Пресс, 2000 г, глава 7, с.210.

Эта книга есть в Интернете: глава 7

Как известно, после полета к Луне капсулы «Аполлонов» с астронавтами на борту приводнялись в Тихом океане. Возвращаемые аппараты, чтобы они не сгорели при входе в атмосферу Земли, покрывают слоем термозащиты. Обычно их подбирали американские корабли, но однажды такую капсулу, совершенно пустую и без теплозащиты, нашли советские моряки в Бискайском заливе, в водах Атлантики. Было это в 1970 году (точная дата ни одним источником не сообщается, из чего можно сделать вывод, что она засекречена до сих пор).

Командный модуль «Аполлон » (архив НАСА)

Но уже 8 сентября 1970 г. в Советской гавани Мурманска экипажу ледокола США «Southwind»в торжественной обстановке был передан этот самый командный модуль Apollo, «выловленный советским рыболовным траулером в Бискайском заливе». При этом в секретном порту Мурманска «случайно» оказались венгерские журналисты с фотоаппаратами, сделавшие исторические снимки. Капсулу погрузили на судно, и «Southwind»ушел восвояси.

По свидетельству наших специалистов, допущенных к осмотру капсулы, «это был металлический макет, очень хорошо сделанный из толстого оцинкованного железа, без следов коррозии. Внутри все было предельно просто. Сохранился комплект светового поискового маяка, даже теплозащита никак не имитировалась». Таким образом, советские моряки нашли пустой макет капсулы, в некотором роде большое пустое оцинкованное «космическое ведро». Сами американцы называют его «котельным железом» (boilerplateили сокращенно BP).

Неординарное событие почему-то почти 40 лет оставалось практически неизвестным. Первыми нарушили обет молчания венгры, рассказав о нем в малотиражной книге на родном языке, но лишь в последнее время, благодаря их же усилиям, история стала приобретать известность.

Инженеры за работой над капсулой (архив НАСА)

Из этой истории следует, что главный секрет здесь - дата потери капсулы и дата ее находки. Историк космических исследований М.Вейд в статье «SovietsRecoveredanApolloСapsule!» пишет: «В начале 1970 года военные корабли, базирующиеся в Англии, тренировались в спасении макета капсулы «Apollo»(BP-1227) на случай аварийного возвращения (космического корабля) на Землю. Капсула пропала в море. Обстоятельства потери капсулы до сих пор неясны. Неясно, было ли советское рыболовное судно, крутившееся неподалеку, на самом деле траулером-шпионом и была ли капсула похищена в рамках соответствующей разведывательной операции». Обратите внимание, что здесь тоже не указаны даты, хотя автор легко мог бы попытаться выяснить их в НАСА и, по крайней мере, написать, что ему их не сказали.

Попытаемся определить даты самостоятельно. В любом другом месяце, кроме того апреля, американские корабли вполне могли разыскать безоружный «траулер» и заставить его отдать капсулу. Так, всего за 10 месяцев до этого, в день старта «Аполлона-11», 15 американских надводных кораблей и несколько подводных лодок угрожали применением силы советским «траулерам-разведчикам». Но, к несчастью для американцев, именно в апреле 1970 года (ни до, ни после такого не было) в Атлантику вышли несколько десятков советских военных кораблей. Они участвовали в единственных за всю историю СССР глобальных учениях «Океан» и, по случаю, могли обеспечить безопасную транспортировку неожиданной находки.

Спасение экипажа «Аполлон-10 » после приводнения (архив НАСА)

Исходя из всего сказанного, можно предположить, что и пропажа, и находка макета капсулы произошли именно в суровую ночь с 11 на 12 апреля 1970 года, когда Бискай сильно штормило, и шел снег. Для сведения: «Аполлон-13» стартовал с мыса Канаверал вечером 11 апреля в 19 часов по Гринвичу. Таким образом, и уникальную находку, и уникальный космический старт разделяют считаные часы. О чем это может говорить?

Что никакая это была не тренировка: в ночь с 11 на 12 апреля 1970 года корабли США ожидали в Бискайском заливе именно капсулу от «Аполлона-13». Того самого знаменитого «Аполлона-13», который, как и два предыдущих корабля серии «Аполлон», должен был высадить людей на лунную поверхность, однако из-за серьезнейшей аварии (на корабле произошел взрыв кислородного баллона и выход из строя двух из трех батарей топливных элементов) эту миссию не выполнил. Тем не менее, корабль, попав в такую критическую ситуацию, все же умудрился облететь Луну на расстоянии 250 км и благополучно вернуться на Землю (по официальной версии, приводнение спускаемой капсулы состоялось вечером 17 апреля) - благодаря мастерству, мужеству и находчивости астронавтов. Так оно было, по утверждениям НАСА. А на деле получается, что именно «бискайская» капсула-макет, совершенно пустая и без астронавтов, а не предъявленная всему миру «тихоокеанская» капсула, отправилась в полет вечером (по Гринвичу) 11 апреля 1970 года на «лунной» ракете с космодрома на мысе Канаверал. Только летела она не на Луну, а в Бискайский залив - подальше от советских судов радиоэлектронного наблюдения, которые тогда постоянно дежурили около США.

Согласно НАСА, «лунные» «Аполлоны» после старта выходили на промежуточную околоземную орбиту, с которой, после двух витков, стартовали к Луне. Но факт «всплывшего» в Атлантике спускаемого аппарата позволяет сделать вывод: ни на какую орбиту «Аполлоны» не выходили, и их путь заканчивался на Земле. «Аполлоны» стартовали с космодрома почти в восточном направлении. Это видели десятки тысяч зрителей. Но никто из них не видел, куда они летели дальше. И если отклонить траекторию ракеты на несколько десятков градусов влево от официально объявленного курса, то полет мог закончиться именно в Бискайском заливе.

Странная судьба ракеты «Сатурн-5» позволяет предположить, что американцы так и не смогли добиться ее грузоподъемности в 120-130 тонн, необходимой для полетов на Луну. И они пошли на мистификацию лунной ракеты. Для этого использовалась ракета «Сатурн-1Б», способная в своем штатном исполнении вывести на околоземную орбиту полезную нагрузку всего 15т.

На старты «полетов на Луну» ставился «Сатурн-1Б», прикрытый корпусом от «Сатурна-5». Такой корпус «тянул» на десятки тонн, и поэтому «лунная» ракета не могла даже выйти на околоземную орбиту. Она была беспилотной, и главной ее задачей было улететь от космодрома подальше. При таких обстоятельствах каждый лишний, технически не обоснованный килограмм был для нее обузой.

Капсула «Аполлон-8 » (архив НАСА)

Поэтому-то на верхушке поддельных «лунных» ракет стояли предельно облегченные пустые макеты «Аполлонов». Простые оценки показывают, что при толщине стенки порядка 5 мм пустая внутри «бискайская» капсула весила бы не более тонны, то есть в 6 раз меньше, чем полноценная капсула. Естественно, что такому пустому «тазику» не нужна термозащита. Защищать в нем просто некого. И именно отсутствие термозащиты у «бискайской» капсулы в первую очередь отметили наши специалисты.

Спектакль лунного старта мог проходить примерно следующим образом. Перед стартом лифт поднимал «астронавтов» на вершину пускового комплекса, где они, на глазах у допущенных корреспондентов, шествовали по мостику к «кораблю» и забирались в макет якобы для путешествия на Луну. Все происходило на высоте 140 м, и никто, кроме этих корреспондентов и небольшого числа служащих, эту сцену не видел.

Спасательная операция (архив НАСА)

Похоже на то, что «астронавты» на старте забирались в одни капсулы, а выходили после приводнения в Тихом океане из других. Садились они в макеты с грубыми прямоугольными дверцами без иллюминаторов, что можно видеть на фотографиях, а выходили на публику после возвращения «с Луны» из полноценных капсул с круглыми дверцами и иллюминатором, которые никуда не летали по причине своей тяжести. Этот разнобой - недоработка мистификаторов. Все предусмотреть невозможно, особенно при такой масштабной «картонной дурилке».

Военно-морские учения "Океан" в 1970

«Океан-70», также «Океан-100» или просто «Океан» - кодовое название крупномасштабных манёвров (военно-морских учений) Военно-Морского Флота СССР, проходивших с 14 апреля по 5 мая 1970 года и посвящённых столетию со дня рождения В. И. Ленина.

Учения «Океан» являлись крупным мероприятием по оперативно-тактической подготовке советского ВМФ в послевоенный период и стали самыми масштабными в мировой военно-морской истории.
Под руководством Главнокомандующего ВМФ Сергея Георгиевича Горшкова в манёврах приняли участие силы всех четырёх флотов ВМФ СССР: сотни боевых единиц - надводных кораблей, атомных и дизельных подводных лодок, ракетных и торпедных катеров, десантных кораблей, десятки вспомогательных судов, а также силы береговых ракетных войск, дальней авиации и ПВО. Впервые в истории советского флота к участию в манёврах было привлечено большое количество атомных ПЛ, вооружённых баллистическими и крылатыми ракетами, самонаводящимися торпедами.
Предыстория Конец 1960-х и начало 1970-х годов был периодом бурного развития советского Военно-Морского Флота. Флот за полтора предыдущих десятилетия значительно окреп и пополнился десятками новых кораблей: ракетными крейсерами проекта 58 («Грозный») и проекта 1134 («Адмирал Зозуля»), противолодочными крейсерами-вертолётоносцами проекта 1123, большими противолодочными кораблями проекта 61, большими ракетными кораблями проектов 57 и 57-А, эскадренными миноносцами проектов 56, сторожевыми кораблями проекта 50. С середины 1960-х годов велось активное строительство атомного подводного флота. Ежегодно со стапелей «Севмаша» сходило до десятка атомных подводных лодок стратегического и многоцелевого назначения.
Наступавший 1970 год был юбилейным - исполнилось сто лет со дня рождения вождя мирового пролетариата В. И. Ленина. Так как юбилей был «круглым», к нему готовились все институты советского государственного устройства, в том числе и Военно-Морской Флот СССР, зарождение которого, как считалось, было связано с именем Ленина. Широкомасштабные манёвры «Океан» помимо своей основной цели - оперативно-тактической подготовки ВМФ - должны были продемонстрировать успехи советского строя в экономике и политике и крепнущую мощь советского флота. Всем силам флота «предстояло подтвердить свою высокую специальную подготовку и отличную боевую выучку, а флоту в целом продемонстрировать, что он является флотом подлинно океанским».
Цель и зона проведения манёвров. Силы сторон На манёврах отрабатывалась слаженность штабов, взаимодействие флотов с оперативными объединениями других видов Вооружённых Сил и флотами дружественных государств при решении задач по поиску и уничтожению ракетных подводных лодок противника, разрушению его наземных объектов, разгрому неприятельских АУГ, десантов и конвоев.
Манёвры охватили акватории двух океанов (Атлантического и Тихого) и прилегающих к ним морей (Баренцева, Норвежского, Северного, Охотского, Японского, Филиппинского, Средиземного, Чёрного и Балтийского). Большинство учебных задач планом манёвров предполагалось решать в районах открытого моря, в стороне от основных путей судоходства, при строгом соблюдении норм международного права. На периоды проведения боевых стрельб районы, где последние должны были проходить, заблаговременно установленным порядком объявлялись временно опасными для плавания и полётов гражданской авиации. После проведения манёвров отдельные корабли должны были посетить иностранные порты для отдыха экипажей, пополнения запасов продовольствия и осмотра и ремонта механизмов.
Силы участвовавших в манёврах сторон условно обозначались как «северные», или «красные» и «южные», или «синие». Всего в удалённых районах океанов и морей было развёрнуто около 80 подводных лодок, в том числе 15 атомных, 84 надводных корабля и 45 вспомогательных судов. На некоторых направлениях атомные подводные лодки составляли основу группировок сил, решающих главные задачи. В манёврах участвовало более двадцати полков морской авиации и два полка морской пехоты. Другие виды Вооружённых сил СССР были представлены восемью полками дальней авиации, тремя корпусами и тремя дивизиями войск ПВО: в их составе было четырнадцать зенитных ракетных бригад и полков, тринадцать истребительных авиаполков, семь радиотехнических бригад и полков, эскадрилья самолётов радиолокационного дозора. Связь на манёврах обеспечивали связисты под руководством начальника связи военно-морского флота вице-адмирала Г.Г. Толстолуцкого.
Ход проведения учений От Северного флота в манёврах участвовали: управление флота, командующие и управления объединений, командиры и штабы соединений, оперативные группы 2-го и 6-го отдельных тяжёлых бомбардировочных авиационных корпусов Дальней авиации, 10-й Отдельной армии ПВО, ЛенВО, силы обозначения. Учениями Северного флота руководил командующий флотом С.М. Лобов.
К 14 апреля на флоте было завершено скрытное наращивание сил БС (до 60 % стратегических ПЛ и до 40 % остальных сил постоянной готовности) и формирование из этих сил ударных группировок флота. В Атлантическом океане, Норвежском и Баренцевом морях были развёрнуты силы обозначения в количестве 40 подводных лодок, в том числе 10 атомных, 21 надводного корабля и восьми вспомогательных судов, а также силы авиации флота в полном составе - 10 авиаполков. От взаимодействующих объединений участвовали три подводные лодки Балтийского флота, четыре авиаполка Дальней авиации, пять авиаполков и эскадрилья 10-й Отдельной армии ПВО.
14 апреля в 06:08 по сигналу было начато приведение сил флота в полную боевую готовность в течение 24 часов. В 00:00 15 апреля Северный флот начал развёртывание и обеспечение второго эшелона стратегических подводных лодок, которые фактически не обозначались; всего в этом эшелоне предполагалось развернуть 46 подводных лодок. С целью проверки в полную боевую готовность по учебным планам 14 апреля были приведены: - 1-я флотилия подводных лодок, 23-я дивизия подводных лодок и 15-я бригада кораблей охраны водного района; 15 апреля в полную боевую готовность были приведены: - 9-я эскадра подводных лодок, 5-я морская ракетоносная авиадивизия и 392-й отдельный разведывательный авиаполк; 17 апреля - 4-я эскадра подводных лодок. Всего для проверки организации рассредоточения привлекались 87 подводных лодок и надводных кораблей, 12 плавбаз подводных лодок и вспомогательных судов.
Первыми базы Военно-Морского Флота покинули морские тральщики и подразделения противолодочных кораблей. Задачей первых была «очистка» фарватеров от мин, вторых - обеспечение противолодочной обороны. Участие сторожевых и противолодочных кораблей в манёврах происходило в условиях, приближенных к реальным условиям современного боя, и было серьёзной проверкой готовности их личного состава к выполнению сложных задач.
Перед выходом основных сил «северных» в море, на морскую разведку с целью поиска противника были высланы десятки самолётов разведывательной авиации. В ходе выполнения этой задачи производилась дозаправка самолётов в воздухе.
Основные усилия Северного флота в ходе манёвров флота были сосредоточены против главных объектов удара - ПЛАРБ и ударных авианосцев противника. Средством уничтожения группировки «южных» по замыслу штаба учений должен был стать совместный ракетный удар крупных сил морской авиации, надводных и подводных кораблей в момент приближения «южных» к рубежам возможных действий.
В период с 15 по 22 апреля в северо-восточной Атлантике и Норвежском море были проведены поисковые операции для обнаружения и уничтожения ПЛАРБ «южных» с привлечением четырёх атомных и четырнадцати дизель-электрических подводных лодок, тринадцати надводных кораблей и авиаполка противолодочных самолётов Ил-38. В ходе поисковой операции подводные лодки обнаруживались семнадцать раз, при этом общее время слежения за обнаруженными иностранными подводными лодками составило 11 часов. Дольше всего осуществляла слежение подводная лодка К-38 - 6 часов 40 минут. С 00:00 23 апреля, за семь часов до ожидаемого времени начала военных действий, противолодочным силам было дано «разрешение» на использование оружия по подводным лодкам противника. К этому моменту противолодочные силы отслеживали две подводные лодки. Дальней авиацией было совершено 48 самолёто-вылетов для действий против ракетных подводных лодок противника.
Действия Северного флота против авианосных ударных соединений (АУС) и других корабельных группировок «южных» были начаты 18 апреля. Силы боевой службы флота из районов Атлантики и Северного моря выявили все группировки противника, установили наблюдение и слежение за ними, организовали наведение ударных групп. Для выполнения задачи уничтожения сил «южных» к 06:00 22 апреля были сформированы смешанные ударные группы подводных лодок и надводных кораблей, сопровождавших АУС в готовности к немедленному применению оружия.
В дни манёвров погода была на редкость неспокойна. Совместная операция кораблей и морской ракетоносной авиации в Норвежском и Северном морях происходила в сложных метеоусловиях - над морем висела плотная густая пелена низких облаков, дул сильный ветер, временами - жестокий шторм, а волны достигали высоты 15-20 метров.
После получения приказания, смешанные ударные группы первыми «нанесли» во взаимодействии с морской ракетной авиацией, которой командовал Герой Советского Союза генерал-полковник И.И. Борзов, мощный совместный удар по всем группировкам «южных» до подхода их к рубежу подъёма палубных штурмовиков и использованию своего оружия. Фактически с 07:00 до 08:53 23 апреля по силам «южных» условные удары нанесли три корабельные ударные группы в составе трёх атомных и пяти дизель-электрических подводных лодок, семи надводных кораблей и пяти морских ракетоносных авиаполков Северного, Черноморского и Балтийского флотов. В результате первого «нанесённого» удара противник был «ослаблен» и «потерял» до 30 % корабельного состава и 25 % авианосной авиации.
По мере нарастания угрозы ядерного нападения противника силы Северного флота произвели перегруппировку и, получив приказание в 11:00 24 апреля, «применили» тактическое ядерное оружие по авианосной ударной группе (АУГ) «южных», «упредив» его действия во всеобщей ядерной войне. В «первом ядерном ударе» разгром АУГ был завершён. «Ядерный удар» обозначали восемь ракетных и торпедных подводных лодок и семь полков морской ракетной авиации.
Одной из главных задач группировки «южных» была высадка десанта на территорию «северных» (безымянный остров в 2 км от берега) под прикрытием морской ракетоносной авиации, крейсеров и эсминцев. Для расчистки плацдарма для сил десанта «южные» произвели по месту высадки ракетно-бомбовые удары с применением ядерного оружия (с ракетной атомной подводной лодки была запущена баллистическая ракета с условной ядерной боеголовкой).
Уничтожение десанта и сил прикрытия «южных» на переходе морем производилось группировками «северных» посредством последовательных массированных «ударов». Первый из них нанесли два полка морской ракетной авиации с выходом 24 апреля сил десанта в Норвежское море; второй - в 15:00 и третий - в 20:00. 26 апреля в северной части Норвежского моря силами шести подводных лодок и четырёх полков морской ракетной авиации. Одновременно проходили тактические десанты и на Чёрном и Балтийском морях.
От Черноморского флота в манёврах участвовало около 20 кораблей, из них 15 - от 30-й дивизии противолодочных кораблей (шесть из них находились в Атлантике, остальные - в Средиземном море): артиллерийские крейсера проекта 68-бис «Михаил Кутузов» и «Адмирал Ушаков», крейсер проекта 70-Э «Дзержинский», ракетный крейсер «Грозный», противолодочные крейсеры-вертолётоносцы «Москва» и «Ленинград», большой ракетный корабль «Бедовый», ракетные корабли «Бравый» и «Бойкий», большие противолодочные корабли проекта 61 «Комсомолец Украины», «Отважный», «Решительный», «Красный Кавказ» и другие. Отрядом кораблей в Средиземном море командовал командующий 5-й Средиземноморской эскадры кораблей ВМФ контр-адмирал С.С. Соколан, начальником походного штаба был капитан 2-го ранга Ю.П. Афанасьев.
Ракетные корабли из состава отряда должны были решать задачу уничтожения авианосцев вероятного противника, артиллерийские крейсеры должны были вести «бой» с равнозначным «противником», или сковывать своим «огнём» силы охранения авианосцев. Противолодочные корабли вели поиск подводных лодок вероятного противника. Трём кораблям 30-й дивизии (крейсер «Дзержинский», БПК «Сообразительный» и «Комсомолец Украины») под командованием С.С. Соколана была поставлена задача: после выхода за Гибралтар следовать на север до Исландии, изображая отряд боевых кораблей «синих» (противника) и по ходу учений фиксировать удары «красных» и наносить контрудары по ним.
Отряд остальных кораблей был разделён на две поисково-ударных противолодочных группы: западную и восточную. Флагманом западной был противолодочный крейсер «Москва», в группу входили также большие противолодочные корабли «Решительный» и «Красный Кавказ». На конец марта западная группа производила в условиях 4-5 балльного шторма поиск натовской подводной лодки в районе западнее острова Сардиния. Флагманом восточной группы был противолодочный крейсер «Ленинград», охранение крейсера и поиск подводных лодок обеспечивали большие противолодочные корабли «Комсомолец Украины», «Отважный», ракетный корабль «Бравый». 29 марта 1970 «Ленинград» вёл поиск американской ПЛАРБ южнее острова Крит, а после обнаружения которой следил за ней на протяжении 8 часов 15 минут. 1 апреля крейсер в течение шести часов вёл поиск и слежение за неопознанной подводной лодкой в Ионическом море.
15 апреля капитан «Ленинграда» М. Звездовский получил приказ следовать вместе с БПК «Отважный» в Бискайский залив, где произошла авария советской атомной подводной лодки К-8 проекта 627А. После прохождения Гибралтара командирам кораблей были даны уточнённые координаты трагедии и приказ вести поисковые работы в условиях восьмибалльного шторма. Аналогичный приказ получила и группа из трёх кораблей под командованием С.С. Соколана, однако вскоре приказ был отменён - кораблям надлежало продолжать выполнение задачи по учениям. Обозначая корабли «синих», «Дзержинский», «Сообразительный» и «Комсомолец Украины» отразили атаку трёх Ту-95 «красных», произведённую противокорабельными ракетами. Попутно производился поиск подводных лодок «красных», однако результатов он не дал. «Ленинграду» и «Отважному» после безуспешных поисков подводников с К-8, проводившихся в течение пяти суток, было приказано следовать в Североморск для планового ремонта с обходом Британских островов к западу. У Фарерских островов корабли попали в сильный шторм и получили лёгкие повреждения. После ликвидации повреждений они продолжили путь и в конце апреля прибыли в Североморск. В Баренцевом море провели учение с атомной подводной лодкой проекта 670, в ходе которого из-за малых глубин и лодка и корабли потеряли акустический контакт друг с другом.
22 апреля семь подводных лодок 14-й дивизии ПЛ Черноморского флота (С-100, С-70, С-74, С-157, С-147, С-97, С-348) были развёрнуты в море для выявления входа в Чёрное море отряда боевых кораблей в составе крейсеров «Михаил Кутузов», «Слава», БПК «Красный Кавказ», эсминцев «Находчивый» и «Неуловимый», возвращающихся из Средиземного моря. Шесть из вышеперечисленных подводных лодок были построены в три завесы, а С-348 действовала в разведывательно-ударном варианте, ею же был обнаружен вход отряда кораблей в Чёрное море. По данным, донесённым С-348 на командный пункт флота, командир 14-й дивизии наводил завесы подводных лодок. Все атаки были оценены положительно.
В ходе манёвров флотом были выполнены следующие задачи :От 37-й дивизии ПЛ Балтийского флота в учениях «Океан» принимали участие 15 подводных лодок. В период учений было проведено зачётное командно-штабное учение 37-й дивизии. Четыре подводных лодки дивизии были развёрнуты в Северо-Восточную Атлантику с задачей поиска и уничтожения отряда боевых кораблей в составе крейсера, четырёх сторожевых кораблей и большого десантного корабля. Ракетная подводная лодка «С-142» 40-й бригады нанесла по приказанию с командного пункта флота условный ракетный удар по береговому объекту. Действия лодки были оценены на отлично. В атаке отряда боевых кораблей успешно действовала лодка «С-191» 156-й бригады ПЛ.
В период учений в Индийском океане находился отряд кораблей Тихоокеанского флота под командованием контр-адмирала Н.И. Ховрина (в составе большого ракетного корабля «Адмирал Фокин», эсминца «Блестящий» и танкера «Вишера»). Отряд посетил с дружеским визитом остров Маврикий по приглашению правительства этого государства.
Итоги манёвров В ходе манёвров было проведено 31 тактическое и командно-штабное учение, в том числе: на Северном флоте - 11, Тихоокеанском - 8 учений, на Балтийском и Черноморском флотах - по 6 учений. Подводные лодки и корабли выполнили около 1000 боевых упражнений, в том числе: 64 - ракетных, 430 - артиллерийских и 352 - торпедных стрельб, 84 глубинных бомбометания. В общей сложности было использовано 416 торпед, 68 ракет и 298 морских мин.
Морскими десантами, проведёнными в ходе учений, на берег было высажено более 2500 морских пехотинцев и более 420 единиц боевой техники, в том числе около 90 танков и более 200 бронетранспортёров и САУ. В противодесантной обороне на берегу были задействованы формирования численностью около 3400 человек, 470 единиц боевой техники, включая 80 танков и 90 артиллерийских орудий.
Все участники манёвров были награждены памятным жетоном «За дальний поход» с подвеской «Океан» и юбилейной медалью «В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», многие передовые корабли и части за отличные достижения в боевой и политической подготовке получили Ленинские почётные юбилейные грамоты ЦК КПСС и Совета Министров СССР.
Оценка итогов и влияние на строительство ВМФ СССР В то же самое время в ходе манёвров была выявлена проблема острой нехватки эскортных кораблей океанской зоны, равно как и необходимость созданий новых соединений противолодочных и ракетных кораблей для несения боевой службы не оперативными соединениями, а штатно сформированными частями кораблей. Выводы, сделанные после манёвров «Океан», были подтверждены в ходе стратегической военной игры «Горизонт», проведённой в Военно-морской академии в 1970 году.
Капитан 2-го ранга ВМС США в отставке, доцент советологии при Объединённом колледже военной разведки в Вашингтоне Брюс Уотсон, в своей монографии посвящённой Советскому Военно-морскому Флоту, пишет что «Океан-70» стали местом флотских испытаний всех новейших военно-морских разработок Советского Союза. Манёвры, по словам Уотсона имели своей целью комбинировать осуществление стратегической (глобальной) военно-морской операции с военно-воздушной, надводной и подводной компонентами с высокоточными разведывательными данными, - и цели своей они достигли.
По словам американского историка и специалиста военно-морской стратегии, профессора при Военно-морском колледже Джорджа Бэра, «Океан-70» весьма впечатлили американских военных моряков, особенно в свете того, что более чем 90% кораблей и судов советского надводного и подводного флота были не старше 20 лет. В то же время, большая часть ВМС США была готова к списанию на слом. Непомерные военные расходы на Войну во Вьетнаме и сверхдорогой проект по переоснащению тридцати подводных лодок, несущих ракеты «Поларис» на ракеты «Посейдон» буквально «съели» американский военный судостроительный бюджет 60-х, несмотря на заявление сделанное адмиралом Томасом Мурером что маневры вроде «Океана» являются «подтверждением экспансионистской натуры советской военно-морской политики», и что США должны вновь вернуться к своей планетарной миссии - контролю мирового океана. Давая общую характеристику манёврам «Океан-70», Бэр пишет что они «открыли глаза» американскому флоту.
Консультант американского военно-морского командования и руководства Министерства обороны США Норман Полмер подтверждает, что это были действительно крупнейшие военно-морские учения со времён Второй мировой войны. «Океан-70», по мнению Полмера, стали отчётом правительству и народу СССР о реальных возможностях советского Военно-морского Флота.

История про фальшивую "лунную эпопею" американцев, в которую я погрузился на днях, так зацепила и впечатлила меня, что я не смог удержаться, чтобы не перепечатать вот эту чужую статью. Она из серии: "ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ РОССИЯНИН!". Автор данной статьи мне пока неизвестен, может потом узнаю, но есть источник, его я в конце указываю.

Итак, "поехали!!!" Кажется, так прокричал наш Юра Гагарин, когда ракета "Восток" стала поднимать его в небо, в первый в истории человечества космический полёт...

"Когда в Советском Союзе планировались первые космические рекорды, в частности, вывод на околоземную орбиту первых искусственных спутников, первых живых организмов, заброска первых исследовательских аппаратов к Луне и другие уникальные по тем временам технические победы, руководству СССР нужно было иметь надёжных независимых свидетелей для того, чтобы зафиксировать для истории эти достижения.

Поэтому перед каждым таким пуском ведущим зарубежным обсерваториям и исследовательским организациям рассылалась информация с параметрами планируемого полёта, чтобы они могли, настроив свои средства слежения и телескопы, поймать телеметрический сигнал по искомому пеленгу, воочию увидеть перемещающуюся звёздочку спутника по ночному небу, взрыв от попадания последней ступени ракеты в поверхность Луны, послушать биение сердца собачек на орбите Земли в прямом радиоэфире и т.д.

Таким образом, ни тогда, ни теперь оспорить первенство СССР в освоении космоса оказалось невозможным. Более того, сами эти достижения по тем временам выглядели столь необычно, даже можно сказать - фантастично, что без независимых подтверждений они, что называется, «выеденного яйца не стоили» бы. Соответственно, когда в США начались интенсивные работы по подготовке пилотируемых экспедиций к Луне, в СССР совершенно справедливо полагали, что в нужное время из НАСА будет предоставлена необходимая информация для получения возможности отследить данные полёты своими средствами. Каково же было удивление советских специалистов среднего звена, когда им не только не передали такой информации, но к тому же «сверху» были спущены недвусмысленные инструкции - не обращать на американцев внимания и заниматься своими делами…

Происходили ли ко времени первых «полётов на Луну» секретные переговоры на высшем уровне между руководством СССР и США об условиях сокрытия лунной аферы , мы наверняка узнаем не скоро, если узнаем когда-либо вообще...

Доподлинно известно лишь то, что к моменту заявленного старта «Аполлона-11» для первой «высадки на Луну» в Атлантический океан к окрестностям космодрома НАСА (мысу Кеннеди) была стянута целая флотилия советских кораблей радиоэлектронной разведки.

И если мы сейчас с приемлемой точностью можем вычислить некоторые параметры полёта «Сатурнов-5» лишь на основании имеющихся видеозаписей невысокого качества, то можно себе представить, какие данные тогда можно было добыть о начальном этапе полёта ракеты с помощью этой флотилии, перехватывая и анализируя весь радиообмен между ЦУПом и космическим кораблём, точно вычисляя приращение скорости и направление движения ракеты с помощью развитых и качественных средств военно-прикладной радиолокации!

Американцы это отлично понимали, поэтому 16 июля 1969 года в 8 часов утра по местному времени началась широкомасштабная операция «Crossroad» («Перекрёсток»), о которой очень не любят вспоминать все без исключения официальные информационные ресурсы.

Над советскими кораблями кружили американские самолёты «Орион», оснащённые средствами радиоэлектронного противодействия; военные корабли приблизились на минимально возможное расстояние и демонстративно расчехлили орудия; наземные радиолокационные станции начали передавать шумы на всех ранее зафиксированных диапазонах частот, которые использовали ВМФ СССР.

Вся операция вдруг завершилась, когда ракета «Сатурн-5» ушла за горизонт. Официальным предлогом для операции «Перекрёсток» стали опасения, будто советские корабли радиоэлектронного слежения могут помешать успешному полёту американских астронавтов.

На самом деле главной задачей было не дать записать параметры полёта ракеты, которая летела явно не в космос.

На следующий раз, при старте «Аполлона-12», ситуация повторилась. Очевидно, к тому времени советское руководство уже сделало соответствующие выводы на основании полученных данных, потому что к следующему старту - «Аполлона-13» - была разработана наверное самая масштабная и блестяще проведённая операция холодной войны ХХ века под названием «Океан».

К вольному изложению этой операции я обещаю вернуться немного погодя, а сейчас послушаем ещё одну историю американского барона Мюнхгаузена и сделаем небольшое лирическое отступление.

Особый шарм этой истории придаёт совпадение успешно проведённой операции «Океан» с запланированными «проблемами» в полёте «Аполлона-13», на протяжении которого вся Америка дико переживала и, затаив дыхание, истово молилась за спасение жизней своих героев. Рудольф Эрих Распе не был бы гениальным писателем, если бы во время совершения череды беспримерных подвигов у барона Мюнхгаузена время от времени не случались бы проблемы, которые он, естественно, с присущей ему необычайной отвагой и ловкостью преодолевал.

Чтобы не изобретать велосипед, НАСА также решили содрать сценарий полёта «Аполлона-13» с идей Распе. Да и номер у корабля подобрался подходящий, тринадцатый, поэтому в духе примитивных голливудских штампов 13 апреля 1970 года во время якобы третьего дня полёта «Аполлона-13» по трассе «Земля-Луна» на его борту якобы произошел… взрыв кислородного бака!

Чтобы представить весь комизм ситуации, напомню, что стенки у этого «корабля» согласно официальным данным НАСА были очень тонкие, чтобы лишь выдерживать в вакууме внутреннее давление 0.3 атмосферы из чистого кислорода, в котором якобы находился экипаж.

Вот как описана эта история во всемирной Википедии: "вечером (в 20:24 по времени Хьюстона) 13 апреля 1970 года, когда корабль пролетел 330 000 километров, экипаж вёл репортаж для телезрителей, знакомя их с кораблём и своим бытом. Операторы в Хьюстоне уже некоторое время наблюдали колебания показаний датчиков уровня сжиженных кислорода и водорода в баках служебного модуля, и приняли решение по окончании репортажа произвести их перемешивание. После окончания репортажа Джон Суайгерт, получив указание из ЦУПа, приступил к перемешиванию жидкостей во всех четырёх баках (55:54:53 полётного времени). Через 16 секунд астронавты услышали громкий звук удара, сопровождавшийся встряской корабля. Изначально Лоуэлл решил, что Хейз открыл клапан, уравнивающий давление воздуха между командным и лунным модулями, как он это уже проделывал неоднократно, каждый раз пугая астронавтов, но тот опроверг его предположение. Сработала аварийная сигнализация; индикаторы на пульте управления показывали потерю напряжения на шине питания B — одной из двух, питающих бортовое оборудование командного и служебного модулей, — а операторы в ЦУПе отметили падение до нуля давления в кислородном баке № 2 (англ. oxygen tank 2) и в двух из трёх имеющихся топливных элементов (англ. fuel cell).
Джеймс Ловелл доложил в Хьюстон о случившемся. Не видя никаких очевидных повреждений в командном модуле, экипаж предположил, что в лунный модуль попал метеорит, нарушив его герметичность, и приступил к аварийному задраиванию переходного тоннеля между модулями, который был открыт на время телепередачи. Однако закрыть люк никак не удавалось, и через некоторое время, не ощущая утечки воздуха, астронавты прекратили эти попытки и вернулись к анализу текущей ситуации..." .

Теперь представьте взрыв кислородного бака в непосредственной близости от такой стенки…

Для большей наглядности расскажу одну историю из своего детства. Как-то раз, ещё во времена Союза, недалеко от своей школы мы жгли костёр из старых деревянных ящиков и развлекались тем, что бросали в огонь куски металлических труб, вынутых из небольшой клумбы, в которые засыпалась селитра и потом с помощью увесистого камня труба заклёпывалась с обеих сторон по принципу тюбика зубной пасты. После нескольких минут нагревания на костре такая труба взрывалась с довольно большой силой, далеко разбрасывая горящие деревяшки. При этом надо было прятаться за небольшим бугорком, находящимся в метрах 15 от горящего костра.

После нескольких таких взрывов, на которые никто из взрослых почему-то не обращал особого внимания, нам захотелось большего. У кого-то возникло предложение «погреть» на костре большой синий кислородный баллон, чтобы посмотреть «что будет». Сказано - сделано. Мы прикатили этот баллон от подсобки из соседнего магазина, который стоял там уже далеко не первый месяц, и аккуратно уронили его в костёр. Поскольку баллон был немного больше костра, пришлось подбросить побольше топлива. Когда разгорелся большой костёр, мы уселись за бугорком ждать взрыва. К счастью, уже стемнело и мы разошлись по домам. А ночью баллон взорвался…

Жертв не было, а вот о разрушениях стоит рассказать подробнее. Когда в конце 90-х появился Интернет и я смог наконец детально ознакомиться с официальной историей «покорения» Луны, меня как раз в первую очередь заинтересовал эпизод со взрывом кислородного бака. Поэтому через пару лет я специально побывал на том месте и шагами измерил расстояния от места костра до разрушенных тогда объектов. Итак, приблизительно в 22 метрах от костра находился сплошной забор из стандартных железобетонных блоков, боковая стенка которых состояла из выпуклых квадратиков (многие жители постсоветских стран наверняка живо представляют себе такой забор).

Каждая секция весила наверняка не менее тонны. Так вот, две секции тогда снесло взрывом и они упали!

С другой стороны от забора и костра находился детский сад, огороженный забором из сетки. Расстояние от костра до сетки составило 90 метров, и ещё метров 20 было от сетки до ближайшей стены садика. Почти все окна на этой стене были выбиты взрывом. Прошу заметить, что данный взрыв произошел вследствие разогрева относительно небольшого количества кислорода, остававшегося в баллоне. Наверняка, если бы тот баллон был полным, ему бы очень быстро «приделали ноги», как это часто бывало в те времена. Отмеривая расстояния от забора до костра, я невольно вспомнил детский садистский стишок, когда-то очень популярный среди школьников:

Маленький мальчик гранату нашёл,

Добренький дядя к нему подошёл.

— Дёрни колечко, - дядя сказал…

Долго над полем сандалик летал.

Если бы на борту космического корабля, отправившегося к Луне, произошел взрыв кислородного баллона или бака, «сандалики» астронавтов долго бы летали в межпланетном пространстве, превратившись в маленькие искусственные спутники Солнца…

(Однако, зачем вообще про это говорить, если этот взрыв кислородного бака был вымыслом каббалистов! Бак с кислородом якобы взорвался 13 апреля, а "Аполлон-13" стартовал с космодрома Кеннеди 11 апреля 1970 года и упал в Бискайский залив тоже 11 апреля 1970 года. Комментарий — А.Б.).

А теперь вернёмся к операции «Океан».

Как уже было сказано выше, на основании данных, собранных у мыса Кеннеди, а также на том простом основании, что далее по пути следования на заявленной НАСА околоземной орбите громадный объект общей массой не менее 140 тонн попросту нигде не наблюдался, был сделан вывод о том, что остатки ракеты пролетают по баллистической траектории над Атлантическим океаном и приводняются где-то в районе Бискайского залива.

Кроме этого, разведка предоставила данные, что в акватории Бискайского залива во время пусков «Сатурнов-5» всегда находится внушительная флотилия кораблей ВМС США. Логично было предположить, что они занимаются поиском «подарка» с неба и оперативной его доставкой в район запланированного возвращения очередной «экспедиции» с Луны. Возможно, также корабли ВМФ США подбирают большие обломки обшивки, которые могут не тонуть в воде, чтобы замести следы.

Уже два раза такой фокус по-видимому прошёл удачно. Возможно, противник несколько ослабил бдительность… Осталось придумать, как перехватить из-под носа у американцев этот муляж спускаемого аппарата. И вот тогда была разработана, не боюсь повториться, гениальная операция «Океан».

Притвориться придурком - отличный способ ослабить бдительность противника. Поскольку во времена СССР различного идеологического маразма от партийных рулевых всегда хватало с избытком, в США никто не удивился, что русские будут с большим размахом и помпой праздновать 100-летие со дня рождения «вождя мирового пролетариата, классика марксизма-ленинизма» и основателя советского государства В.И.Ленина, которое наступало 22 апреля 1970 года.

В стороне от неимоверных производственных, научных и творческих успехов советских людей армия оказаться никак не могла, поэтому «навстречу» знаменательной дате было решено провести наиболее грандиозные учения ВМФ СССР под кодовым названием «Океан». В моря и океаны были выведены решительно все основные и вспомогательные плавсредства, которые только могли держаться на плаву. На северном и тихоокеанском театрах военных действий разыгрывались потешные сражения с пусками ракет и торпедными атаками условного противника.

В общем, под снисходительными взглядами НАТО советские военные моряки с усердием отрабатывали сценарии военных действий, используя все имеющиеся в наличии средства, чтобы показать в очередной раз вероятному противнику некое подобие «кузькиной матери», но в этот раз на море.

На официальном уровне считалось, что СССР решил показать способность вести морскую войну на глобальном театре военных действий. Наверняка в штабах НАТО генералы покручивали пальцами у виска или что они там делают в подобных случаях…

Когда все имеющиеся на тот момент военные и рыболовецкие корабли СССР, пребывавшие в акваториях морей, прилегающих к северной части Атлантического океана, за несколько дней до планировавшегося пуска «Аполлона-13» получили приказ срочно передислоцироваться в Бискайский залив (подводные лодки - скрытно), в НАТО на этот очередной маразм отреагировали достаточно вяло. Точнее, они никак не отреагировали, посчитав это за одну из тех бредовых операций в процессе советских глобальных учений, на которые они уже вдоволь насмотрелись в течение предыдущих дней.

А зря… Очень зря. Ибо плох тот шахматист, который в решающий момент не умеет пожертвовать фигуру, чтобы поставить шах и мат зазевавшемуся сопернику.

В начале апреля 1970 года советская атомная подводная лодка К-8, находящаяся на боевом дежурстве в Средиземном море, получает команду срочно передислоцироваться в северную Атлантику. Причём по пути следования она получает команду принять на борт большое количество комплектов регенерации кислорода.

Наверняка в истории это был единственный случай, когда подводная лодка могла быть использована для транспортировки блоков регенерации кислорода. Даже не знаю, с чем такой абсурд можно сравнить. Может с направлением бензовоза на тушение пожара или с раздачей гранат всем обезьянам в зоопарке… В любом случае, такая операция должна была вызвать по меньшей мере недоумение командира подлодки. Но, в армии приказы не обсуждают, а выполняют. Поэтому, если даже из главного штаба поступит команда подлодку немедленно затопить, а самому командиру - застрелиться, она будет выполнена.

Так же и на сей раз: поскольку на подводной лодке места очень мало, дополнительные блоки регенерации кислорода были расставлены по всему объёму, где это было возможно. И с таким невероятно опасным грузом подлодка К-8 продолжила свой путь к Бискайскому заливу. Вечером 8 апреля в заданном квадрате (севернее Азорских островов) подлодка К-8 должна была всплыть на перископную глубину для проведения сеанса радиосвязи с Москвой.

Результатом этого сеанса радиосвязи стали два взрыва, которые произошли одновременно в разных местах подводной лодки, причём один - в непосредственной близости от комплектов регенерации, загруженных накануне, а может быть даже внутри одного из них. С этого момента подлодка была обречена.

Как известно, потушить пожар - означает в первую очередь перекрыть доступ кислорода к огню. В данном случае комплекты регенерации кислорода служили для огня идеальным топливом, а поскольку они находились в разных местах подлодки, перекрыть какой-нибудь отсек для тушения пожара оказалось невозможно. Тем не менее, экипаж, проявляя чудеса героизма, четыре дня ценой собственных жизней боролся за спасение своего корабля. Потом весь экипаж - мёртвые и живые - были представлены к самым высоким военным и правительственным наградам.