Все о тюнинге авто

Три вида хаджа – в чем разница? Порядок совершения хаджа Виды хаджа

Вопрос: В этом году я хочу совершить паломничество за своего умершего отца. Паломничество за себя я совершил несколько лет тому назад. Прошу вас разъяснить мне наиболее достойный вид паломничества в соответствии с Сунной. Какое различие между видами хаджа? И какой вид лучше совершать при паломничестве за себя?

Ответ: Хвала Аллаху.

Во-первых.

Перед Вами краткое изложение всего того, что совершает паломник, в соответствии с достоверной Сунной.

1. В восьмой день месяца зу-ль-хиджа паломник входит в ихрам в Мекке или в окрестностях территории аль-харам. При вхождении в ихрам для совершения хаджа он делает всё то же, что делал при вхождении в ихрам для совершения ‘умры: совершает омовение, наносит благовония, совершает молитву, намеревается войти в ихрам для совершения хаджа и начинает произносить тальбию (слова «ляббейка Ллахумма ляббейк…», которые произносит паломник – прим. пер.). Тальбия в хадже имеет тот же вид, что и при ‘умре, только вместе слов «ляббейка ‘умра» он произносит «ляббейка хаджа». Если человек опасается, что что-то помешает ему закончить паломничество, то он добавляет: «Если что-либо задержит меня, то место выхода из ихрама там, где Ты меня задержал». Если же опасений у него нет, то эти слова не произносятся.

2. Потом он направляется в Мину и проводит ночь. Там он совершает пять молитв: полуденную, послеполуденную, вечернюю, ночную и утреннюю.

3. Когда восходит солнце девятого дня месяца зу-ль-хаджа, он направляется на ‘Арафа. Там он совершает полуденную и послеполуденную молитвы во время полуденной молитвы, совмещая и сокращая их, а после проявляет усердие в мольбе, поминании Аллаха, просьбе у Него о прощении до заката.

4. После заката паломник направляется в Муздалифу и по прибытии совершает вечернюю и ночную молитвы. Паломник пребывает там ночь, затем совершает утреннюю молитву, а после поминает Всевышнего Аллаха, взывает к нему с мольбами до восхода солнца.

5. Потом он направляется в Мину, чтобы бросить камешки в местечке Джамрату-ль-‘акаба, которое наиболее приближено к Мекке. Он бросает один за другим семь камешков, каждый из которых размером в финиковую косточку. После каждого броска он возвеличивает Аллаха, говоря «Аллах велик!»

6. А после он закалывает жертвенное животное. Это может баран или седьмая часть верблюда или коровы.

7. Потом паломник сбривает волосы со своей головы, а женщина только укорачивает их. Она укорачивает все волосы на длину, равную длине ногтевой фаланги пальца.

8. После этого паломник направляется в Мекку и совершает обход вокруг Каабы (тауафу-ль-хадж).

9. А потом снова возвращается в Мину и проводит там одиннадцатую и двенадцатую ночи месяца зу-ль-хиджа. Он бросает по семь камешков один за другим во всех трёх аль-джамратпосле полудня. Начинается с джамрату-с-сугра, что находится дальше всех от Мекки, потом –джамрату-ль-вуста, и произносит после них мольбу, а после – джамрату-ль-кубра. После последнего паломник мольбу не произносит.

10. Закончив бросание камешков в двенадцатый день, паломник, если желает, может покинуть Мину. А если он желает, то задерживается в Мине и тринадцатую ночь и бросает камешки во всех трёх аль-джамрат после полудня. И задержаться лучше, но не обязательно. Задержаться обязательно лишь тогда, когда он остаётся в Мине до заката двенадцатого дня месяца зу-ль-хиджа. В этом случае паломник обязан задержаться, чтобы бросить камешки в аль-джамратпосле полудня (тринадцатого дня). Однако, если он задержался в Мине до заката не по своему желанию, например, он собрался, сел на транспорт и задержался из-за пробки на дороге и т.п., то он не обязан задерживаться, так как задержка до заката была ненамеренной.

11. Если паломник завершил все эти обряды и желает вернуться на родину, то он не покидает Мекку, пока не совершит семь кругов прощального обхода вокруг Каабы (тауафу-ль-уада‘). Женщина во время менструации и послеродовых кровотечений этот обход совершать не обязана.

12. Если паломник желает совершить дополнительное паломничество (хадж) за другого, как родственника, так и неблизкого человека, то вначале он обязан совершить паломничество за себя. В самом обряде паломничества ничего не меняется, кроме намерения. В случае совершения паломничества за другого человека, паломник указывает на это в своём намерении, называет имя этого человека, а произнося тальбию говорит: «ляббейка ‘ан фулян» («вот я перед Тобой вместо такого-то»). А в местах отправления религиозных обрядов он взывает к Аллаху как за себя, так и за того, от имени которого он совершает паломничество.

Во-вторых.

Что же касается видов паломничества, то их три: ат-таматту‘, аль-кыран и аль-ифрад.

Ат-таматту‘. Если человек совершает этот вид хаджа, то он входит в ихрам для совершения ‘умры в месяцы хаджа (шаууаль, зу-ль-ка‘да и десять дней месяца зу-ль-хиджа), совершает её. А после, в восьмой день месяца зу-ль-хиджа того же года, в который паломник совершал ‘умру, он в Мекке или в её окрестностях входит в ихрам для совершения хаджа.

Аль-кыран. Это когда паломник входит в ихрам для совершения ‘умры и хаджа вместе и не выходит из него до дня жертвоприношения. Или входит в ихрам для совершения ‘умры, и до того, как начинает совершать тауаф аль-‘умра, намеревается ещё совершить хадж и входит состояние ихрама для этого.

Аль-ифрад. Во время этого вида хаджа паломник входит в ихрам в одном из микатов или в Мекке, если он проживает в ней, или в другом месте до достижения миката. Он остаётся вихраме до дня жертвоприношения, если у него есть жертвенное животное. Если его у него нет, то он может заменить ихрам хаджа ихрамом ‘умры. Он совершает обход вокруг Каабы, ходьбу быстрым шагом между Сафа и Маруа, укорачивает волосы и выходит из состояния ихрам, как велел это пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сподвижникам, которые вошли вихрам для совершения хаджа, не имея жертвенного животного (то есть после ‘умры он совершает хадж; и этот вид хаджа – хадж ат-таматту‘ – прим. пер). Так поступает паломник во время совершения паломничества аль-кыран: если у него нет жертвенного животного, он может заменить аль-кыран ‘умрой, как это было описано (то есть после ‘умры он совершаетхадж; и этот вид хаджа – хадж ат-таматту‘ – прим. пер.).

Наиболее достойный вид хаджа для того, кто не пригнал жертвенное животное, – ат-таматту‘. Так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел своим сподвижникам совершить этот вид хаджа.

Мы советуем Вам для получения более подробной информации о нормах и религиозно-правовых заключениях в отношении хаджа и ‘умры обратиться к книге Ибн ‘Усеймина, да помилует его Аллах, «Манасик аль-хадж уа-ль-‘умра». Вы можете найти её на официальном сайте шейха в интернете.

А Аллах знает лучше.

Сайт «Ислам: вопрос и ответ» Islam Q&A фатва № 27090

Часть 1 из 3:

Подготовка. Хадж, как и любой другой вид поклонения, должен совершаться с правильным намерением. Отнеситесь к хаджу должным образом. Это не просто поездка. Раньше, совершение хаджа сопровождалось большими трудностями в пути и, часто, смертью паломников. Несмотря на безопасность и комфортабельность современных средств передвижения, не следует забывать, что это может стать вашей последней поездкой в жизни. Поэтому отнеситесь к поездке в хадж серьезно. Начните изучать порядок совершения хаджа заранее, чтобы во время совершения хаджа вы были заняты искренним поклонением, а не изучением последовательности действий.

Как и любые другие виды поклонения, хадж следует совершать с намерением приближения к Аллаху. Неприемлемо совершение хаджа с намерением приобретения материальной выгоды, славы или почета.

Также ритуалы хаджа должны выполняться по сунне пророка Мухаммада без привнесения различных новшеств.

Виды хаджа:

Существует три вида хаджа: таматту’, кыран, ифрад. Каждый из видов немного отличается как в последовательности действий, так и по времени совершения:

Таматту" является наиболее распространенным видом хаджа. Пророк советовал совершать именно этот вид хаджа. Тамматту" отличается тем, что паломник совершает и умру (малое паломничество) и хадж, но не в одном состоянии ихрама. Завершив обряды умры, выходит из ихрама и с началом ритуалов хаджа заново надевает ихрам. Совершающий такой вид хаджа называется мутаматти". Чаще всего паломники совершают хадж таматту’ и именно этот вид хаджа будет показан ниже.

Кыран отличается тем, что паломник совершает и умру и хадж в одном состоянии ихрама. Совершающий такой вид хаджа называется каарин.

Ифрад отличается тем, что паломник не совершает в нем умру, ограничиваясь лишь ритуалами большого хаджа. Также в обряды ифрада не входит жертвоприношение. Совершающий такой вид хаджа называется муфрид.

Организационные вопросы

Заранее решите все организационные дела: загранпаспорта, визы, билеты. Если срок вашего загранпаспорта истекает в скором времени, то заранее подайте на переоформление. Выдача нового паспорта может затянуться.

Ритуалы хаджа совершаются в Мекке и ее окрестностях. Основные обряды хаджа проходят с 8 по 12 число месяца зуль-хиджа. Зуль-хиджа - 12 месяц мусульманского лунного календаря. Мусульманский лунный календарь короче солнечного на 10 суток, поэтому сроки хаджа ежегодно сдвигаются вперед. Четвертый день месяца зуль-хиджы - крайний срок для прилета в аэропорт Джидды.

Для безопасности и удобства путешествия, паломников организовывают в группы по национальному признаку или территориальной принадлежности. Чтобы узнать о группах на хадж в вашей местности, обратитесь в местное управление мусульман.

Саудовская Аравия ежегодно определяет квоты на количество паломников для каждой страны. Для получения визы на хадж следует обратиться к туристическим фирмам, аккредитованным посольством Саудовской Аравии.

Менталитет

Важно знать:

Для мусульманок, совершающих хадж, есть дополнительные условия - наличия в поездке с ней махрама - близкого родственника мужского пола. Для женщин старше 45 лет, при условии поездки в группе других женщин, махрам не обязателен.

Часть 2 из 3: Совершение умры.

Имейте в виду, что Саудовская Аравия – страна со строгим теократическим устройством. Многие вещи могут показаться вам непривычными. Не стоит удивляться, увидев женщин с закрытым лицом. Никаб – традиционный элемент женской одежды в мусульманских странах.

Перед совершением хаджа и умры паломник входит в ихрам - ритуал символизирующий духовную и физическую чистоту. Состояние ихрама накладывает определенные ограничения: паломнику нельзя пользоваться парфюмом, косметикой, ароматизированным мылом, нельзя удалять волосы на любом участке тела, подстригать ногти, ругаться, ссориться. Также нельзя иметь интимную близость. Ихрам женщины отличается от ихрама мужчины. Ихрам мужчины состоит из двух кусков белой ткани. Один из них наматывается вокруг пояса, другой накидывается на верхнюю часть тела. Мужчинам запрещается надевать скроенные одежды, в то время как женщины остаются в обычной одежде. Также мужчинам нельзя надевать любой головной убор или покрывать голову и лицо.

для мужчин

для женщин

Мужчины совершают гусль, удаляют волосы под мышками, в паховой области, подстригают ногти. Все действия совершаются с намерением ихрама. После вхождения в ихрам нельзя пользоваться всеми видами благовоний. Обувь должна быть открытой и без задника, также не должна закрывать пальцы ног.

Одинаковые для всех два куска белой материи символизируют равенство мусульман независимо от их социального статуса.

Женщины, как и мужчины, совершают гусль, удаляют волосы, подстригают ногти. Парфюм, косметику, как и любые ароматические масла использовать запрещено.

Требование к обуви женщин такое же, как и у мужчин. Женщины не обматываются кусками ткани, а остаются в своей обычной одежде.

После облачения в ихрам паломники произносят тальбию. Существует пять мест для облачения в ихрам, которые называются микатами, и каждый паломник должен входить в состояние ихрам только в них. Паломнику запрещается миновать микат, не войдя в состояние ихрам. Когда паломник достигнет миката, он произносит тальбию - намерение совершить хадж или умру. Тальбию следует повторять громким голосом до тех пор, пока паломник не достигнет Мекки. Слова тальбии:

"Вот я перед тобой, о Аллах! Вот я перед тобой и нет у тебя сотоварища! Поистине тебе надлежит хвала и тебе принадлежит милость и владычество! Нет у тебя сотоварища! Вот я перед тобой, совершая умру!"

Если паломник минует микат без состояния ихрама, то ему надлежит вернуться к микату и войти в ихрам.

Взгляд на Хадж:

Несколько дней до начала хаджа:

Паломники облачаются в ихрам в специально предназначенных для этого местах, называемых микат. (Путешествуя по воздуху, можно облачиться в ихрам перед тем, как подняться на борт самолета).

Паломники приходят в Священную мечеть и семь раз быстро проходят между ас-Сафой и аль-Марвой. Они обрезают волосы и снимают ихрам.

Первый день хаджа:

8 зу-л-хиджжа

Паломники вновь облачаются в ихрам и объявляют о своем намерении совершить таваф и сай, совершают их и затем, ранним утром, произнося талбийу, отправляются к долине Мина. Там они ночуют. Этот день называется йаум ат-тарвийа (день Тарвия), так как паломники запасаются водой перед дорогой к горе Арафат.

Второй день хаджа:

9 зу-л-хиджжа

Паломники отправляются к горе Арафат, где объединяют молитвы аср и зухр. До заката солнца люди молятся здесь, испрашивая прощения грехов. Этот обряд называется вукуф, или день стояния. Вечером паломники отправляются к долине Муздалифа, объединив вместе молитвы Магриб и иша. Здесь паломники проводят ночь, собирают камешки для обряда побивания камнями.

Третий день хаджа:

10 зу-л-хиджжа

Паломники возвращаются в долину Мина и бросают камни в Джамарат, совершают жертвоприношение, а затем вновь обрезают или бреют волосы. Потом паломники направляются в Мекку (те, кто не совершил сай 8 зу-л-хиджжа, могут сделать это 10) и снова возвращаются в Мину. Этот день называется йаум ан-нахр, или день жертвоприношения.

Четвертый день хаджа:

11 зу-л-хиджжа

Паломники молятся в долине Мина и бросают камни в каменные изваяния. Этот день в следующие два дня называется йаум ат-ташрик, что буквально означает «день вяленного мяса».

Пятый день хаджа:

12 зу-л-хиджжа

Паломники полятся в долине Мина и бросают камни в каменные изваяния. Затем они возвращаются в Мекку и совершают таваф, пьют воду из источника Замзам.

На этом хадж завершается.

Часть 3 из 3: Совершение хаджа

Когда наступит 8-ой день месяца зуль-хиджа, паломник входит в состояние ихрама и провозглашает тальбию для совершения хаджа. Он делает все то же самое, что делал для вхождения в состояние ихрама для совершения умры: полное омовение, облачение в два куска белой ткани и произнесение тальбии. Он не прекращает произносить тальбию, вплоть до ритуального бросания камешков. Паломник входит в состояние ихрама в том месте, где он остановился для проживания.

Все обряды хаджа заканчиваются 12 числа месяца зуль-хиджы, однако из ихрама можно будет выйти только 10-го числа. Все это время на паломника вновь накладываются ограничения ихрама.

Затем паломники отправляются в Мину – окрестности Мекки, где остаются и в заранее подготовленных для паломников палатках. Паломники совершают в Мине обеденный намаз и остаются здесь до следующего утра. Никаких особых ритуалов в этот день нет, паломники отдыхают, знакомятся, общаются с другими паломниками.

Женщины и мужчины размещаются раздельно.

На следующий день, 9-го числа, после восхода солнца паломники направляются к близлежащей горе Арафат. Желательно прибыть туда к полудню. До вечерней молитвы паломники находятся на Арафате, обращаясь к Всевышнему со своими мольбами и прося о прощении.

До вечерней молитвы паломники находятся на Арафате, обращаясь к Всевышнему со своими мольбами и прося о прощении.

После бросания камешков паломники совершают жертвоприношение.

В былые времена, каждый паломник индивидуально закалывал жертвенное животное. Сегодня же оплатив в кассе стоимость жертвоприношения, получает на руки квитанцию об оплате. Наемные рабочие от имени паломника сами совершат заклание животного и последующую раздачу мяса нуждающимся людям.

Жертвоприношение можно совершить 10, 11 и 12 числа месяца зуль-хиджа. День жертвоприношения также называют Курбан-байрам.

После жертвоприношения паломники вновь укорачивают волосы. Мужчинам же теперь желательно сбрить голову полностью, тогда как женщины срезают прядь волос

Затем, как и в начале хаджа, паломники совершают таваф и са’й - семикратный обход вокруг Каабы и холмами ас-Сафа и аль-Марва.

После завершения этого паломнику становится разрешенным все, что ему было запрещено в состоянии ихрама.

После этого паломники возвращаются в Мину.

Следующие два дня паломники находятся а Мине, каждый день повторяя обряд бросания камешков.

Если ранее камешки бросались только в один столб (джамрат аль-Акаба), то теперь паломники бросают камешки во все три столба.

Остался последний обряд хаджа. После совершения всех перечисленных обрядов, паломники совершают прощальный таваф – семикратный обход Каабы, после чего могут возвращаться домой.

Многие паломники после завершения хаджа предпочитают посетить Медину – вторую святыню Ислама, где находится мечеть пророка и его могила. Для посещения Медины вхождение в состояние ихрам не требуется.

Власти Саудовской Аравии не разрешают паломникам оставаться в стране позднее 10 числа месяца мухаррам.

Задать Вопрос

Знаете ли вы, что хадж – это не один-единственный набор устоявшихся ритуалов, который совершает каждый паломник? На самом деле у паломника есть выбор из целых трех видов хаджа. Планируя совершить хадж, можно выбрать один из них: ифрад, таматту и киран.

Благодаря возможности выбора из этих трех видов паломник может совершить умру и хадж в удобной для него форме. В этой статье мы даем упрощенное описание каждого из трех видов хаджа.

Однако прежде чем приступить к их обсуждению, нужно иметь представление о том, в чем заключается разница между хаджем и умрой.

Разница между хаджем и умрой

Хадж и умра – это разновидности паломничества в исламе. Обычно о хадже говорят «большое паломничество» или просто «паломничество», а об умре – «малое паломничество».

И хадж, и умра предполагают поездку в Мекку ради совершения определенных ритуалов, таких как ихрам, таваф (обход Каабы), сай (хождение между холмами Сафа и Марва), бритье или стрижка волос.

Это основные ритуалы умры, тогда как в хадже есть и другие ритуалы, в том числе пребывание на горе Арафат в долине Мина и в долине Муздалифа возле Мекки.

Еще одно отличие между большим и малым паломничеством заключается в том, что хадж предписано совершать в строго определенное время, тогда как для умры подходит любое время года.

Только хадж или хадж и умра?

Чтобы разобраться в трех видах хаджа, давайте рассмотрим три случая:

1. Али живет в Саудовской Аравии и неоднократно совершал умру. Ему не составляет труда съездить в Мекку, поэтому он совершал малое паломничество всякий раз, когда представлялась возможность.

В прошлом году 8-го зуль-хиджа, за день до дня Арафа, он посмотрел по телевизору трансляцию хаджа и его так взволновало увиденное, что он тоже решил совершить хадж. Он, не мешкая, собрался и выехал в Мекку.

Но у него уже не было времени для умры и хаджа, поэтому он решил совершить только хадж. В конце концов, он совершал умру раньше и легко может повторить ее в будущем. Поэтому Али решил совершить только хадж. Иными словами, он выбрал ифрад .

2. Салих – очень занятой человек, предприниматель. У него такой плотный график, что ему очень сложно выкроить даже неделю. В этом году он хочет поехать в Мекку, чтобы совершить хадж и умру, но дело в том, что у него мало времени – только 5 дней. Он может приехать в Мекку 8 зуль-хиджа и уехать 12 хуль-хиджа. За такой короткий срок ему трудно совершить умру, а затем хадж.

Поэтому, оптимальный вариант для Салиха – совершить хадж аль-киран или хадж с двойным намерением. То есть, он имеет намерение совершить и хадж и умру и совершает ритуалы хаджа, которые ему засчитываются и за хадж, и за умру.

3. В этом году Умар хочет совершить хадж. Он долго ждал, много месяцев откладывал деньги, и теперь может впервые в жизни побывать в Мекке. В паломническом центре Умар выбрал пакет с довольно длительным пребыванием в Мекке: до начала хаджа он пробудет в священном городе две недели.Умар решил совершить в эту поездку и хадж, и умру – возможно, это его единственный шанс побывать в Мекке, поэтому разумно, если он совершит оба вида паломничества.

Поэтому, когда в этом году Умар будет в Мекке, он совершит умру, затем пробудет в Мекке время, оставшееся до хаджа и, наконец, вместе с другими паломниками совершит хадж.

На этих трех примерах мы узнали, какими могут быть разновидности хаджа. Паломник может выбирать любую из них, в зависимости от своих возможностей и обстоятельств. Итак, перечислим основные отличия между тремя видами хаджа:

  1. 1. Если паломник совершает только ритуалы хаджа, то его паломничество называется ифрад .
  2. 2. Если паломник совершает ритуалы хаджа с намерением совершить в то же время и умру, его паломничество называется киран . В этом случае ритуалы совершаются один раз, но с двойным намерением (и за хадж, и за умру).
  3. 3. Если паломник совершает умру, потом делает перерыв, а потом, когда наступает время хаджа, он начинает хадж и совершает его полностью, то это называется таматту .

Смысл названий

Название каждого вида хаджа понятно из их описаний.

Слово «ифрад» означает выделение чего-либо из ряда других, в данном случае – выделение ритуалов хаджа, то есть совершение только хаджа и ничего больше.

Слово «киран» означает совмещение двух вещей. В данном случае – совмещение намерения совершить хадж и умру одновременно.

- «таматту» значит «пользоваться, наслаждаться». Кажется, что данное слово не имеет с хаджем ничего общего. Но на самом деле, оно относится к паломникам, которые пользуются преимуществом совершения ритуалов обоих паломничеств во время одного путешествия, то есть, избавлены от забот двух отдельных поездок для хаджа и для умры и наслаждаются временем между хаджем и умрой.

Паломники, совершающие таматту или киран , обязаны принести в жертву животное в знак благодарности за преимущества, дарованные им Аллахом. Это называется «хади» - жертвоприношение.

Итак, систематизируем различия между тремя видами хаджа:

Существует три вида обрядов, связанных с выполнением священной обязанности – хаджа:

Аль-Ифрад;

Ат-Таматту‘;

Аль-Кыран.

Хадж Аль-Ифрад

Данный вид хаджа подразумевает выполнение только обрядов хаджа – основного паломничества. Паломник, входя в состояние ихрама, должен иметь соответствующее намерение. И после облачения в ихрам произносит следующие слова:

«Аллахумма, инни уридуль-хаджа, фаяссирху ли ва такаббальху минни».

Перевод:

«О Аллах, я вознамерился совершить хадж, облегчи же его для меня и прими».

В данном случае принесение в жертву животных не является обязательным для паломника.

Хадж ат-Таматту‘

Этот вид хаджа подразумевает совершение в течение обозначенных месяцев сначала обрядов ‘умры (малого паломничества), а затем хаджа (основного).

Паломник входит в состояние ихрама с намерением совершить только ‘умру и произносит:

«Аллахумма, инни уридуль-‘умрата, фаяссирха ли ва такаббальха минни»

اَللَّهُمَّ إِنِّي أُرِيدُ الْعُمْرَةَ فَيَسِّرْهَا لِي وَ تَقَبَّلْهَا مِنِّي

Перевод:

«О Аллах, я вознамерился совершить малое паломничество, облегчи же его и прими» .

После завершения всех действий, связанных с ‘умрой, паломник, сбрив или слегка укоротив волосы на голове, выходит из состояния ихрама. Затем он дожидается восьмого дня месяца Зуль-хиджа, когда вновь вступает в состояние ихрама, но уже в самой Мекке, и для совершения хаджа произносит вслух следующие слова:

«Аллахумма, инни уридуль-хаджа, фаяссирху ли ва такаббальху минни»

اَللَّهُمَّ إِنِّي أُرِيدُ الْحَجَّ فَيَسِّرْهُ لِي وَ تَقَبَّلْهُ مِنِّي

Перевод:

«О Господи, я вознамерился совершить хадж, облегчи же его и прими».

Паломнику, совершающему хадж ат-Таматту‘, надлежит принести в жертву животное, являющееся, по мнению ученых-ханафитов, благодарственным. Поэтому они допускают употребление в пищу мяса животного человеком, принесшим его в жертву, а шафииты – нет. Тот, кто не в состоянии совершить жертвоприношение, соблюдает пост в течение трех дней во время хаджа и семи дней по его окончании.

Хадж аль-Кыран

В данном виде хаджа паломник соединяет вхождение в состояние ихрама, связанного с хаджем (основным), с вхождением в состояние ихрама, связанного с ‘умрой, и имеет намерение совершить хадж и ‘умру вместе. Верующий после вхождения в состояние ихрама произносит следующие слова:

«Аллахумма, инни уридуль-‘умрата валь-хаджа, фаяссирхума ли ва такаббальхума минни».

اَللَّهُمَّ إِنِّي أُرِيدُ الْعُمْرَةَ وَ الْحَجَّ فَيَسِّرْهُمَا لِي وَ تَقَبَّلْهُمَا مِنِّي

Перевод:

«О Аллах, я вознамерился совершить ‘умру и хадж, облегчи же их и прими».

Выполнив обряды ‘умры, паломник продолжает находиться в состоянии ихрама до принесения им в жертву животного на десятый день Зуль-хиджа.

Совершающим хадж аль-Кыран, как и при ат-Таматту‘, необходимо принести в жертву животное. Мясо данного животного, по мнению ученых ханафитов, допускается употреблять в пищу тем, кто принес его в жертву, а по мнению шафиитов – нет. Тот, кто не в состоянии принести в жертву животное, соблюдает пост в течение трех дней во время хаджа и семи дней по его окончании.

При наличии шести следующих условий совершение хаджа становится обязательным для каждого человека:

1. Исповедование религии Ислам.

2. Достижение совершеннолетия.

3. Здравость рассудка.

4. Личная свобода.

5. Безопасность пути.

6. Материальная и физическая возможность.

Возможность рассматривается двояко: наличие транспорта и средства, необходимые для проживания и содержания за период хаджа и нахождения в пути. Женщине дополнительно необходим сопровождающий близкий родственник (махрам). Если паломник имеет иждивенцев, то он должен оставить им средства, достаточные до его возвращения. Тот, кто по состоянию здоровья не может совершить хадж, но имеет для этого материальную возможность, должен уполномочить другого человека совершить хадж за себя.

Основные составляющие (арканы) хаджа

При изучении порядка и норм паломничества необходимо обратить особое внимание на его основные составляющие (арканы), без выполнения которых хадж не является действительным.

Хадж состоит из шести следующих обязательных составных частей:

1. Намерение вместе с надеванием ихрама (специальной несшитой одежды, состоящей из двух кусков материи).

2. Пребывание в местности Арафа девятого числа месяца зуль-хиджа.

3. Таваф – обход вокруг Каабы.

4. Хождение (са‘ю) между холмами Сафа и Марва.

5. Стрижка или сбривание волос (как минимум необходимо удалить три волоса).

6. Соблюдение последовательности выполнения в большинстве арканов.

Необходимые действия (ваджибы) хаджа

Нужно обратить особое внимание и на ваджибы хаджа. Они также являются обязательными для исполнения, но если пропустили что-либо из них, то хадж не нарушается, однако необходимо выплатить за это штраф.

Хадж имеет пять необходимых действий:

1. Вступление в хадж в Микате (место вступления в хадж. Паломники, прибывающие из России, обычно вступают в хадж в микате, называемом Зуль-Хулайфа. Это недалеко от Медины. Это место также называется Абару Али).

2. Проведение ночи в местности Муздалифа.
3. Проведение ночей в дни ташрика (после праздника жертвоприношений) в долине Мина.

4. Бросание камушков (в определённом месте).

5. Совершение прощального тавафа вокруг Каабы.

Если не совершить хотя бы один из вышеперечисленных пяти пунктов, то этот человек в хадже должен выплатить штраф.

Деяния, запрещённые для вступившего в хадж

Очень важным является знание запретных и дозволенных действий во время хаджа. После вступления в хадж или умру до их завершения паломникам запрещается:

1. Совокупление с женой и прелюдия, предшествующая этому.

2. Совершение обряда бракосочетания (для себя или для других).

3. Использование благовоний (благовония, которыми надушился паломник перед вступлением в хадж, не повредят действительности хаджа).

4. Соприкосновение любых жиров или масел с волосами лица или головы.

5. Удаление хоть одного волоса с любой части тела (если волосы упали сами, то это не берётся в расчёт).

6. Состригание даже малой части ногтя (удалить отломанный и мешающий ноготь разрешается).

7. Мужчинам – ношение сшитой одежды и обуви с закрытой передней или задней частью , покрытие головы головным убором или чем-либо другим. Женщинам – укрытие лица и кистей рук.

8. Охота на территории Харама , а также повреждение растительности на территории Харама.

Преднамеренное совершение перечисленных выше деяний без уважительных с точки зрения Шариата причин является грехом, и поэтому нужно в этом покаяться и выплатить штраф. После бросания камушков и удаления волос все запреты снимаются, кроме близости с женой. А это дозволяется только после полного завершения хаджа, т. е. после выполнения всех арканов.

Разновидности штрафа в хадже

Существует пять разновидностей штрафа в хадже:

1. За несоблюдение необходимых действий – штраф – жертвоприношение барана . Если на это нет возможности, то необходимо соблюдать пост в течение десяти дней (три дня в хадже, семь на родине).

2. Если паломник удалил одновременно три или больше волоса или ногтя , надушился благовониями, намеренно покрыл голову, надел сшитую одежду, умастил маслом волос головы или бороды, поцеловал жену до кидания камешков в день Курбан-байрама, то ему следует покаяться и выбрать одно из трёх следующих искупительных процедур: зарезать барана, соблюдать пост в течение трёх дней или дать шестерым беднякам три са’ (то есть семь с половиной килограммов пшеницы).

За один удалённый волос или ноготь следует выплатить штраф – один мудд (около 650 г) пшеницы. За два волоса или два ногтя – два мудда.

3. За убийство дичи, рубку дерева – штраф, равноценный дичи или дереву.

4. За близость с женой . Если паломник до бросания камешков в день праздника жертвоприношений и стрижки волос сознательно совокупится с женой, то его хадж полностью портится. Тем не менее, ему следует совершить обряды этого хаджа до конца, а затем его необходимо возместить в следующем году. Помимо этого в качестве штрафа он должен зарезать верблюда, это возлагается на мужа.

5. За прерывание хаджа – штраф – жертвоприношение барана.

Этика посещения святыни Посланника Аллаха (мир ему и благословение)

Посещение могилы Пророка (мир ему и благословение) для паломника является очень важной сунной и одним из лучших деяний, которые приближают его к Аллаху. В этом согласились имамы всех четырёх мазхабов, ибо об этом свидетельствуют и хадисы.

Отправляющимся в Медину желательно больше благословлять Пророка (мир ему и благословение), по приближении к Медине рекомендуется совершить полное омовение, постричь ногти, удалить волосы, надеть чистую одежду и надушиться (если человек не находится в ихраме). По возможности желательно идти в Медину пешком. Идти тоже нужно со смиренностью, умилённо, с печалью, что не смогли увидеть Пророка (мир ему и благословение) живым, дабы иметь надежду увидеть его в Вечной жизни. По приближении к мечети нужно обновить покаяние, раздать милостыню, ибо есть повеление Всевышнего раздать милостыню перед посещением Пророка (мир ему и благословение). У ворот мечети следует немного задержаться, сердцем прося разрешения войти. Вступать в мечеть нужно с правой ноги. Затем следует совершить там намаз приветствия (тахийя). После намаза с хузуром, т. е. всё время помня об Аллахе, подходят к могиле Пророка (мир ему и благословение), и, встав перед ним, опустив голову и закрыв глаза, следует тихо поприветствовать Пророка (мир ему и благословение), будто сам он стоит перед вами.

Также приветствуют Абу Бакра и Умара, да будет доволен ими Аллах. Далее, поворачиваясь в сторону Киблы, читают дуа и обращаются к Аллаху, прося наделить нас заступничеством Пророка (мир ему и благословение), а также просят у Пророка (мир ему и благословение) заступиться за нас в Судный день.

После этого совершают зиярат на кладбище Баки и читают там покойным мольбу.

Пусть тот, кто желает начать жизнь с чистого листа, приступает к паломничеству с искренним намерением, а главным признаком принятия Всевышним хаджа является изменение характера человека в лучшую сторону после его совершения.

Примечание

Неисполнение этого основополагающего минимума требований Ислама свидетельствует о слабости веры человека. Те, кто не соблюдают этот минимум, будут очень строго наказаны в Вечной жизни, если не покаются, не возместят пропущенные обязанности и не будут прощены Всевышним Аллахом. Тот, кто отрицает необходимость соблюдения обязательных предписаний Аллаха или одного из столпов Ислама, становится неверующим.

Помимо вышеназванных пяти столпов, в Исламе имеется множество других предписаний, которые необходимо соблюдать каждому человеку. Например: почитание родителей, поддержание тёплых отношений с родственниками, соблюдение обязанностей и правил приличия по отношению к соседям, проявление уважения к старшим по возрасту, проявление милосердия и сострадания к младшим и т. п.

Также существуют запреты Ислама, например запрет на совершение таких тяжких грехов, как убийство человека, прелюбодеяние, воровство, употребление спиртных напитков, наркотиков, ростовщичество, сплетни, злословие, наговор, зависть, вражда, причинение вреда окружающим языком или же физически, притеснение слабых, присвоение или употребление чужого имущества и т. п. От таких деяний человеку необходимо отдаляться, а также покаяться в ранее совершённых, ибо если Всевышний Аллах не простит его, то человека ожидает суровое и невыносимое наказание в вечной жизни. Да убережёт нас от этого Всевышний Аллах! Аминь!

Величина вознаграждения, предназначенного для мусульманина за исполнение этих предписаний, зависит от количества этих деяний, искренности, тщательности и усердия, проявляемых при их выполнении.