Все о тюнинге авто

Транспорт как отрасль экономики. Транспорт и связь Чем занимаются работники отрасли транспорта окружающий мир

1.1. Транспорт, его виды, особенности и значение в экономике страны

Транспорт - одна из отраслей народного хозяйства и одно из необходимых условий производства. Осуществляя перевозки, транспорт влияет на масштабы и темпы общественного производства.

Транспорт не создает нового продукта; его продукция не существует вне производственного процесса. Однако в процессе перемещения груза происходит изменение его положения в пространстве, меняется его местонахождение по отношению к потребителю. Это и делает продукт готовым к потреблению, позволяет реализовать потребительную стоимость полученного в процессе производства продукта.

Транспорт не производит новой вещественной продукции, а лишь оказывает услуги по ее продвижению в сфере обращения. Особенностью этих услуг, столь своеобразной «продукции», является то, что она не требует сырья, поскольку не имеет вещественной формы, что предопределяет структуру эксплуатационных расходов транспорта и себес­тоимость его продукции. Доля заработной платы в себестоимости продукции на транспорте почти вдвое больше, чем в промышленности, поэтому решающее значение для повышения эффективности работы транспорта имеют рост производительности труда, интенсификация использования фондов, экономия энергоресурсов.

Продукция транспорта не может быть накоплена; она потребляется в процессе перевозки, что увеличивает стоимость перевозимого груза на величину издержек транспортировки и прибавочного продукта, созданного работниками транспорта. Транспорта представляет собой связующее звено между производителями и потребителями товаров, услуг, продукции - звено, без которого невозможны ни рынок, ни рыночные отношения. Транспорт имеет громадное социальное значение, удовлетворяя одну из важнейших потребностей человека - потребность в перемещении.

Рассмотрим важное понятие инфраструктура, включающее в себя транспорт (вне сферы производства), энергетику и связанные с ней системы обустройства, связи, коммунального хозяйства, а также образование, науку, здравоохранение и т.п.

Инфраструктура - подсистема экономики, которая создает и реализует общие условия, необходимые для нормальной деятельности всех сфер общественного производства и жизни населения. Транспорт является важнейшей составной частью инфраструктуры.

Наша страна располагает всеми видами современного транспорта.

Вне городские перевозки осуществляются магистральными видами транспорта общего пользования -- железнодорожным, воздушным, автомобильным, морским, речным и трубопроводным; перевозки пассажиров в городах - городским пассажирским транспортом.

Различают внутрипроизводственный транспорт и транспорт сферы обращения.

Внутрипроизводственный транспорт перемещает средства труда и рабочих внутри предприятия, выполняя свои функции на стадии производства.

Транспорт сферы обращения перемещает продукцию от производителя к потребителям.

Перевозки в сфере обращения выполняет транспорт общего пользования - железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный, а также специальный транспорт - трубопроводный, линии электропередачи, железнодорожные подъездные пути, связывающие предприятия с магистральной транспортной системой.

Эти виды транспорта представляют собой материальную основу процесса обращения.

Совокупность различных видов грузового и пассажирского транспорта, обслуживающего процессы производства и обращения в народном хозяйстве, называют транспортной системой.

Все виды магистрального транспорта сферы обращения образуют единую транспортную систему страны, включающую в себя универсальный и специальный транспорт.

К универсальному относятся магистральный железнодорожный, автомобильный, морской речной и воздушный виды транспорта, которые могут перевозить как грузы, так и пассажиров.

Понятие специального транспорта объединяет трубопроводы для перемещения сыпучих, наливных и других грузов, газопроводы, а также линии электропередачи (ЛЭП).Доля каждого вида транспорта в общей структуре перевозок определяется спросом на перевозки, их качеством, надежностью и безопасностью. Структура транспортной системы страны представлена на рис. 1.1 .В единой транспортной системе ведущее место принадлежит железнодорожному транспорту, на долю которого приходится более 85 % грузооборота (без трубопроводного транспорта) и около 40 % пассажирооборота.

Транспортная система создает объективные предпосылки для рационального распределения перевозок между различными видами транспорта и сокращения транспортных затрат.Выбор наиболее эффективного вида транспорта производится на основе технико-экономических расчетов с учетом конкретных требований рынка на перевозки.

При определении сферы использования отдельных видов транспорта необходимо учитывать их особенности и технико-экономические характеристики.

Железнодорожный транспорт является основным в транспортной системе России. Он перевозит около 88 % добытого угля, 94 % руды, 88 % черных металлов, 66 % лесных грузов.К началу 2004 г. эксплуатационная длина российских железных дорог составила 84,7 тыс. км, а средняя грузонапряженность - около 27 млн т-км брутто на 1 км пути в год.18 августа 2004 г. Совет директоров ОАО «РЖД» принял программу развития отрасли до 2010 г., предусматривающую рост объемов грузовых перевозок к 2010 г. в 1,5 раза.

Железнодорожная транспортная система имеет большую пропускную и провозную способность; обеспечивает высокую степень безопасности движения и регулярность грузовых и пассажирских перевозок независимо от времени года и суток, от климатических и погодных условий.

Она обеспечивает высокую эффективность перевозок массовых грузов, особенно маршрутами; высокую скорость доставки грузов и маневренность в использовании подвижного состава; сравнительно невысокую себестоимость перевозок грузов и пассажиров.

Наиболее эффективно использование железнодорожного транспорта при значительной концентрации грузовых и пассажирских потоков.

Автомобильный транспорт имеет более высокую, чем на железнодорожном, речном или морском транспорте, скорость доставки грузов и высокую маневренность, позволяет осуществлять перевозки «от двери до двери».

Он позволяет доставлять грузы со склада отправителя до склада получателя без промежуточных перегрузочных операций; обеспечивает регулярность и хорошую маневренность перевозок, способность доставлять грузы небольшими партиями; требует меньших капитальных вложений при освоении малых пассажиро и грузопотоков на неболь­ших расстояниях.

Автомобильный транспорт выгодно использовать при перевозках грузов на короткие (до 100 км), а также срочных и скоропортящихся грузов на большие (до 300 км и более) расстояния.

Речной (внутренний водный) транспорт обеспечивает большую провозную способность на глубоководных реках и сравнительно невысокую себестоимость перевозок (особенно массовых грузов); относительно низкие капитальные затраты.

По уровню затрат на единицу перевозочной работы речной транспорт приближается к железнодорожному и имеет довольно высокий показатель среднего расстояния перевозки.

Речной транспорт используется преимущественно для доставки массовых грузов - нефти, леса, зерна и строительных материалов. Во многих случаях эффективны смешанные железнодорожно-водные перевозки.

Морской транспорт используется главным образом для обеспечения массовых перевозок грузов внешнеторгового оборота, межбассейновых и внутрибассейновых перевозок грузов и пассажиров. Его характеризуют сравнительно низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния (приближающаяся к показателям железнодорожного и речного транспорта); способность осваивать большие грузопотоки, меньшие по сравнению с железнодорожным и речным транспортом капитальные вложения.

Трубопроводный транспорт обеспечивает доставку природного газа, нефти и нефтепродуктов на большие расстояния в короткие сроки и во все времена года. Его характеризуют самая низкая себестоимость перекачки нефти и нефтепродуктов, газа; сравнительно небольшие капитальные вложения на единицу перевозок по сравнению с другими видами транспорта.

Воздушный транспорт используется для скоростной перевозки пассажиров, особо ценных и скоропортящихся грузов небольшими партиями на дальние расстояния, а также грузов в районы, где нет наземного и водного транспорта. Он отличается большей скоростью и меньшими сроками доставки грузов и пассажиров, а также высоким уровнем затрат на единицу перевозочной работы (в 50 раз больше, чем на железнодорожном транспорте).

Для передачи электроэнергии на большие расстояния используются высоковольтные линии электропередачи. Структурная схема показателей конкурентоспособности транспортных услуг приведена на рис. 1.2.

Рис. 1.2. Структурная схема показателей конкурентоспособности транспортных услуг

Сравнительная оценка факторов, характеризующих конкурентоспособность различных видов транспорта (рис. 1.2), выполненная на основе опросов потребителей транспортных услуг по пятибалльной шкале (пять баллов - наивысший балл), приведена в табл. 1.1.Железные дороги, которые представляют собой основу транспортной системы в нашей стране, используют чисто рыночные формы работы: банковскую систему, страховую деятельность, акционерные общества, финансово-промышленные группы и т.п.Для улучшения взаимодействия видов транспорта, входящих в транспортную систему России, проводится большая работа по созданию фирменных систем перевозок пассажиров, оказанию им максимально возможного комплекса сервисных услуг; по созданию транспортно-провозной системы, обеспечивающей установленные сроки доставки грузов, их сохранность, сокращение времени нахождения грузов в пути, пунктах перевалки и на складах, сокращение транспортных издержек.

Рыночный механизм позволяет исключить нерациональные перевозки и оптимизировать связи между производителями и потребителями.

1.2. Управление железнодорожным транспортом.

Материально-технические, трудовые

и финансовые ресурсы

Управление представляет собой совокупность взаимосвязанных экономических, социальных и административных воздействий на тру­довой коллектив или отдельных работников для достижения постав­ленной цели.

В управлении всегда взаимодействуют управляющая и управляемая системы.

Управляющая система состоит из аппарата управления, работники которого заняты сбором, передачей и обработкой информации, выработ­кой и реализацией решений по управлению. На железнодорожном транс­порте в аппарат управления входят руководители, специалисты и техни­ческие работники департаментов, железных дорог, отделений железных дорог и предприятий.

Управляемая система включает предприятия, организации и тру­довые коллективы, участвующие в производственном процессе по всем его элементам.

Каждая управляющая система является в то же время управляемой. Так, работой железных дорог руководит ОАО «РЖД», а управления же­лезных дорог управляют отделениями железных дорог; отделения, бу­дучи управляемой системой, руководят предприятиями.

Процесс управления слагается из относительно самостоятельных, но взаимосвязанных функций.

Под функцией понимают определенный вид трудовой деятельности или комплекс работ, закрепленный за подразделением аппарата управ­ления. Функции делятся на общие, относящиеся к любому уровню уп­равления, и специфические, связанные с конкретными условиями про­изводства.

К общим функциям управления относятся планирование, органи­зация, координирование, руководство, стимулирование и контроль.

Планирование представляет собой начальное и основное звено уп­равления. Содержанием планирования являются выработка целей и задач развития производства, обоснование темпов и пропорций его качественного и количественного роста, определение ресурсов и вы­бор наилучших путей их использования.

Организация служит обеспечению соответствия действующей струк­туры управления производством требованиям и целям установленных планов. Она позволяет постоянно совершенствовать организационные взаимоотношения между управляющей и управляемой системами.

Координирование заключается в регулировании производства с по­мощью экономических, социально-психологических методов воздей­ствия на трудовые коллективы и отдельных исполнителей, в согласо­вании и увязке отдельных процессов труда, выполняемых разными трудовыми коллективами, в маневрировании техническими, техноло­гическими, трудовыми, финансовыми и другими ресурсами.

Основным назначением стимулирования является повышение заин­тересованности трудовых коллективов и исполнителей в результатах своего труда. Выполняя эту функцию, органы управления связывают трудовую активность людей с удовлетворением их материальных и мо­ральных потребностей. Контроль заключается в систематическом наблюдении и регулярной проверке производственно-финансовой деятельности предприятий.

Коренные изменения в общественно-политической и экономической жизни страны, произошедшие в 80-х и 90-х гг. прошлого века, су­щественным образом отразились на железных дорогах. В системе ры­ночных отношений на первый план выдвинулись вопросы повышения качества перевозок: оперативность, ускорение сроков доставки, пре­доставление грузоотправителям новых, нетрадиционных услуг, а в пассажирских перевозках - более высокий уровень комфорта.

Управление железнодорожным транспортом всегда основывалось на сочетании государственных и хозяйственных функций. Применительно к рыночным отношениям возникла необходимость дальнейшего совершенствования системы управления отраслью.

Для создания конкурентной среды потребовалось реформирование управления с разделением государственных и хозяйственных функций. До недавнего времени управление железнодорожным транспортом полностью осуществляло Министерство путей сообщения Российской Федерации (МПС).

Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 18 сентября 2003 г. № 585 учредило открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (сокращенное фирменное наименование общества - ОАО «РЖД»), главными целями деятельности кото­рого являются «... обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом...» К основным задачам ОАО «РЖД» относятся:

Расширение комплекса и объема осуществляемых работ и оказываемых услуг и повышение их качества;

Сохранение единой сетевой производственной инфраструктуры железных дорог и централизованного диспетчерского управления;

Обеспечение развития производственных мощностей;

Обеспечение безопасности движения поездов и сохранности перевозимыхгрузов;

проведение единой технической политики в ОАО «РЖД»;

Повышение уровня социальной защиты работников компании и др. Единственный акционер ОАО «РЖД» - Российская Федерация.

От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществля­ет Правительство Российской Федерации.

К органам управления ОАО «РЖД» относятся: общее собрание ак­ционеров, совет директоров общества, президент общества и его прав­ление. Высшим органом управления ОАО «РЖД» является общее со­брание акционеров. Совет директоров осуществляет общее руковод­ство деятельностью общества в целом. Президент общества назнача­ется на должность и освобождается от нее Правительством Россий­ской Федерации.

Президент ОАО «РЖД» в своей деятельности подотчетен общему собранию акционеров и совету директоров. Исполнительным органом общества является его правление.

Открытое акционерное общество «РЖД» имеет самостоятельный баланс, а также составляет сводную (консолидированную) отчетность, включая балансы по филиалам и представительствам. Для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества создана ревизион­ная комиссия, которая проводит ревизию по итогам работы за год, не исключая осуществления контрольно-ревизионных функций и в дру­гое время.

Кроме того, предусмотрена ежегодная аудиторская проверка финан­сово-хозяйственной деятельности ОАО «РЖД», по итогам которой со­ставляют заключение, направляемое президенту общества и общему собранию акционеров.

В ОАО «РЖД» входят:

Филиалы - железные дороги (рис. 1.3);

Функциональные филиалы - перевозочные компании; филиалы в области технико-экономического и финансового обеспечения, капиталь­ного строительства, ремонта подвижного состава, путевого хозяйства; электротехнические заводы; филиалы в области информатизации и свя­зи, социальной сферы; проектные бюро и иные филиалы;

Представительства в иностранных государствах.

В последующем изложении используются следующие понятия:

железная дорога - филиал ОАО «РЖД»;

управление железной дороги - орган управления железной доро­ги - филиала ОАО «РЖД»;

структурное подразделение железной дороги - отделение желез­ной дороги - филиала ОАО «РЖД», дирекция, центр, а также другие структурные подразделения в составе железной дороги;

отделение железной дороги - структурное подразделение желез­ной дороги - филиала ОАО «РЖД

Рис. 1.3. Железные дороги - филиалы ОАО «РЖД»»;

структурное подразделение отделения железной дороги - дистанция, депо, железнодорожная станция и т.п.;

функциональный филиал - завод, строительно-монтажный трест, проектно-изыскательский институт и т.п.;

обособленное структурное подразделение - структурное подразделение функционального филиала ОАО «РЖД».

Аппарат управления ОАО «РЖД» включает в себя (по состоянию на 2005 г.):

Департамент управления делами (ЦН);

Департамент по связям с общественностью (ЦОС);

Департамент бухгалтерского и налогового учета (ЦБН);

Департамент управления финансами (ЦФ);

Департамент планирования и бюджетирования (ЦЭУБ);

Департамент «Казначейство» (ЦФК);

Департамент управления перевозками (ЦД);

Департамент коммерческой работы в сфере грузовых перевозок (ЦМ);

Департамент локомотивного хозяйства (ЦТ);

Департамент вагонного хозяйства (ЦВ);

Департамент дальних пассажирских перевозок (ЦЛД);

Департамент пути и сооружений (ЦП);

Департамент связи и вычислительной техники (ЦСВТ);

Департамент корпоративной информатизации (ЦКИ);

Департамент автоматики и телемеханики (ЦШ);

Департамент электрификации и электроснабжения (ЦЭ);

Департамент реализации научно-технических программ (ЦТЕХ);

Департамент безопасности движения и экологии (ЦРБ);

Департамент экономического прогнозирования и стратегического развития (ЦЭС);

Департамент анализа конъюнктуры рынка (ЦКР);

Департамент инвестиционной деятельности (ЦИНВ);

Департамент капитального строительства (ЦУКС);

Департамент управления персоналом (ЦКАДР);

Департамент социального развития и непроизводственной сферы (ЦСР);

Департамент медицинского обеспечения (ЦУВС);

Департамент международных связей (ЦИ);

Департамент безопасности (ЦБЗ);

Департамент по взаимодействию с федеральными и региональны­ми органами власти (ЦРВ);

Департамент управления дочерними и зависимыми обществами (ЦУДЗ);

Департамент корпоративного строительства и реформирования (ЦРЖ);

Департамент управления имуществом и организационных струк­тур (ЦУШ);

Правовой департамент (ЦЮ);

Управление планирования и нормирования материально-техничес­ких ресурсов (ЦУНР);

Управление охраны труда и промышленной безопасности (ЦБТ);

Управление статистического учета, отчетности и анализа (ЦЧУ);

Управление экспертизы проектов и смет (ЦУЭП);

Управление специальных программ (ЦР);

Первое управление (ЦО).

Структурными подразделениями ОАО «РЖД» являются:

Центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО);

Центр контроля и внутреннего аудита на железнодорожном транс­порте «Желдорконтроль» (ЦЖДК);

Центр управления перевозками (ЦУП);

Дирекция по ремонту пассажирского подвижного состава «Вагон-реммаш» (ВРМ);

Дирекция по ремонту подвижного состава «Желдорреммаш» (ЖДРМ);

Инспекция по контролю производства и ремонта пассажирских ва-гонов (ЦЛИЗ);

Заводская инспекция по контролю производства и ремонта пассажирского моторовагонного подвижного состава (ЦЛПИЗ);

Инспекция локомотивного хозяйства (ЦТИЗ);

Инспекция вагонного хозяйства (ЦВИЗ);

Инспекция путевого хозяйства (ЦПИН).

К филиалам ОАО «РЖД» в Москве относятся:

Административно-хозяйственное управление (АХУ);

Федеральная пассажирская дирекция (ФДП);

Центр по перевозке грузов в контейнерах «Трансконтейнер», Реф-сервиз, Росжелдорснаб, Энергосбыт, Главный вычислительный центр (ГВЦ);

Центральная станция связи (ЦСС);

Трансинформ;

Центр расчетов за международные железнодорожные перевозки «Желдоррасчет»;

Центр организации труда и проектирования экономических норма- тивов (ЦОТЕН);

Государственный институт технико-экономических изысканий и проектирования железнодорожного транспорта (Гипротранстэи).

К специфическим функциям управления на железнодорожном транс­порте относятся:

Оперативное руководство перевозочным процессом;

Обеспечение безопасности и бесперебойности движения поездов;

Техническая и технологическая подготовка производства;

Материально-техническое обеспечение;

Организация труда и заработной платы;

Финансовая деятельность;

Бухгалтерский учет;

Система бюджетного управления структурных подразделений ОАО «РЖД» и компании в целом.

Функции управления во всех подразделениях одинаковы, но в раз­личных службах, отделах и на предприятиях приобретают конкретное содержание.

Система бюджетного управления представляет собой комплекс методов, подходов, финансовых инструментов планирования и конт­роля, технических и программных средств; это оперативная система управления по центрам ответственности через бюджеты, которая ис­пользуется для достижения поставленных целей с помощью эффек­тивного использования ресурсов.

Центр ответственности (центр управленческого учета) - струк­турное подразделение или группа подразделений, которые осуществ­ляют хозяйственные операции, непосредственно влияющие на при­быльность предприятия.

Центр затрат - структурное подразделение или группа подраз­делений, обеспечивающих поддержку и обслуживание работы (функ­ционирования) центров финансовой эффективности и центров прибыли и инвестиций, но не приносящих непосредственно прибыль.

Центр прибыли и инвестиций - группа подразделений или вся ком­пания, осуществляющие хозяйственную деятельность с целью полу­чения прибыли и определяющие инвестиционную политику.

Центр финансовой эффективности - структурное подразделение или группа подразделений, производящие хозяйственные операции, оказывающие непосредственное воздействие на прибыльность пред­приятия и отвечающие за достижение поставленных целей и соблюде­ние установленных лимитов расходов.

Система бюджетного управления ОАО «РЖД» включает бюджеты продаж, производства, затрат, себестоимости, инвестиций, запасов и закупок, доходов и расходов (БДР), расчетов с дебиторами и кредито­рами, налогов, кредитов и займов, движения денежных средств (БДДС), прогнозный баланс, бюджет мотиваций. Ключевые показатели деятельности обобщаются в мастербюджете. Все бюджеты взаимосвязаны рис. 1.4).

Кроме перечисленных бюджетов существуют дополнительные формы,, выполняющие вспомогательные функции при составлении и анализе бюджетов.

Операционные бюджеты формируются на уровне ОАО «РЖД» в целом и на уровне его структурных подразделений (рис. 1.5).

Предоставляемые компанией и ее структурными подразделениями слуги делятся на сетевые, в оказании которых участвуют более одного структурного подразделения ОАО «РЖД», и локальные (прочие), оказа­ние которых осуществляется в рамках одного подразделения компании. Бюджетные формы являются едиными, однако перечень формируемых структурными подразделениями бюджетов зависит от их места в структуре компании и статуса.

Распределение бюджетных форм по уровням управления компании приведено в табл. 1.2.

В основу системы бюджетного управления ОАО «РЖД» заложены следующие принципы.

Полнота. В бюджетной системе осуществляется планирование ос­новных бюджетных форм - бюджета доходов и расходов и прогноз­ного баланса, полностью характеризующих деятельность компании.

Взаимосвязанность. Все бюджеты связаны между собой, и изменение показателя в одном бюджете отражается во всех бюджетах, на которые он влияет.

Контролируемость. Поскольку бюджетная система представляет собой часть системы управления, все бюджетные показатели контролируются. В бюджете подразделения планируются те показатели, ко­торые затем отражаются в учете подразделения.

Разделение ответственности. Центрами ответственности опреде­лены виды деятельности и хозяйства. Выделение видов деятельности производится в тех формах, которые необходимы для определения финансового результата, а выделение хозяйств в формах, в которых требуется разделение ответственности за бюджетные показатели.

Иерархичность. Основная часть бюджетной системы ориентиро­вана на уровни железной дороги и компании в целом. Для учета осо­бенностей более низких уровней управления вводятся детальные вер­сии соответствующих бюджетов.

Планирование затрат через объемы. Планирование основного объе­ма прямых затрат (около 80 % прямых затрат) осуществляется с помо­щью объемных показателей (измерителей).

Преемственность. При разработке форм, для которых существуют аналоги в действующей системе документооборота, принимают во внимание структуру существующих форм, если она не противоречит изложенным выше принципам.

Федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование, является Министерство транспорта Российс­кой Федерации. Министерство транспорта РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральных служб и агентств - Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального дорожного аген­тства Федерального агентства железнодорожного транспорта, Федераль­ного агентства морского и речного транспорта и Федерального агентства геодезии и картографии.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим реализацию государственной политики, оказание государственных ус­луг и управление государственным имуществом в сфере железнодорож­ного транспорта, служит Федеральное агентство железнодорожного

транспорта.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта осуществляет полномочия железнодорожной администрации Российской Федерации по выполнению обязательств, вытекающих из международных договоров Рос­сийской Федерации, в части реализации государственной политики, оказа­ния государственных услуг и управления государственным имуществом.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль и надзор в сфере транспорта (в том числе и железнодорожно­го), является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, ко­торая на железнодорожном транспорте осуществляет надзор за соблю­дением законодательства Российской Федерации по безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также про­мышленной безопасности. Федеральная служба по надзору в сфере транс­порта проводит также работу по лицензированию и сертификации.

С момента образования ОАО «РЖД» понятие железная дорога как предприятие было упразднено. Организации, созданные на базе же­лезных дорог, получили название филиалов ОАО «РЖД». Железная дорога - филиал ОАО «РЖД» и в современных услови­ях представляет собой хозяйственную организацию, функционирую­щую как единое целое и имеющую централизованную систему управ­ления. На уровне железной дороги (отделения железой дороги) фор­мируются основные факторы, характеризующие работу транспорта: объем и структура перевозок по их видам и типам тяги, качество ис­пользования подвижного состава и т.п.

Многие факторы, определяющие расходы и эффективность работы железнодорожного транспорта, связаны с деятельностью структурных единиц железной дороги - центров возникновения затрат (локомо­тивных и вагонных депо, железнодорожных станций, дистанций пути и др.). Именно здесь находятся основные резервы снижения себестои­мости перевозок.

По своим производственным показателям отечественный железно­дорожный транспорт занимает передовые позиции в мире. Однако про­изводительность труда из-за сложившегося за многие годы соотноше­ния между стоимостью рабочей силы и затратами на техническое перевооружение отрасли в России ниже, чем в развитых индустриаль­ных странах.

В период реформ и структурной перестройки железнодорожный транспорт был вынужден вести жесткую инвестиционную политику, за которой стояло более чем трехкратное (с 1992 по 1998 г.) сокращение объемов капитальных вложений. Это привело к тому, что износ основ­ных фондов железнодорожного транспорта достиг 52 %.

На рубеже столетий была проведена большая работа по оптимизации нормативной базы использования трудовых ресурсов, техническому пе­ревооружению основных и наиболее трудозатратных отраслей транспор­та, совершенствованию технологии перевозок.

В 1999 г. железнодорожный транспорт перешел к стратегии инвести­ционного роста. С учетом увеличения объемов перевозок производитель­ность труда в 2000 г. по сравнению с 1996 г. выросла более чем на 40 %. Инвестиции в 2000 г. составили около 80 млрд рублей. Инвестиционная программа 2005 г. рассчитана на 148 млрд руб.

Инвестиции в путевое хозяйство в 2003 г. составили около 10,1 млрд рублей, в том числе на закупку путевой техники - около 1,8 млрд руб.

Для осуществления перевозочного процесса все отрасли железно­дорожного транспорта (в том числе и путевое хозяйство) наделены основными и оборотными фондами. В условиях рыночной экономики Используются также термины основной (внеоборотный) и оборотный капитал.

Основные фонды путевого хозяйства на начало 2002 г. составили около 1 700 000 млн руб. (51 % основных фондов железнодорожного транспорта).

Для планирования, учета и анализа использования ресурсов основ­ные фонды предприятий железнодорожного транспорта разделяются на группы, соотношение между которыми представляет собой структуру основных фондов.

В основные фонды входят объекты производственного и непроиз­водственного назначения. В путевом хозяйстве к объектам производ­ственного назначения относят земляное полотно с обустройствами, верхнее строение пути, искусственные сооружения, путевые машины и механизмы, снегоуборочную технику, автотранспортные средства, производственные здания и прочие строения, находящиеся на балансе предприятия.

Учет основных фондов производится в натуральной и денежной фор­мах. Учет в денежной форме необходим для определения общей сто­имости основных фондов, ее изменения, степени влияния на экономи­ческие показатели, структуры, для расчета амортизационных отчислений, экономической эффективности капитальных вложений.

К оборотным производственным фондам относятся рельсы, шпа­лы, скрепления, балласт и другие приспособления и материалы, кото­рые применяют при ремонте и техническом обслуживании пути, а так­же топливо, электроэнергия, прочие материалы, используемые путе­выми машинами и механизмами.

ТРА́НСПОРТ (от лат. transporto - перемещаю), отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. Различают наземный, водный и воздушный транспорт. Наземные виды: железнодорожный, автомобильный и трубопроводный; водные - морской и речной; воздушные - авиационный. Транспорт подразделяется на транспорт общего пользования, обслуживающий сферу обращения и населения, транспорт необщего пользования (внутрипроизводственное перемещение сырья, полуфабрикатов, готовых изделий и др.), а также транспорт личного пользования. Делится также на пассажирский и грузовой.

Транспорт - одна из основных отраслей материального производства. На транспорте, как в добывающей и обрабатывающей промышленности и в сельском хозяйстве, создается стоимость. Однако транспорт имеет ряд своеобразных черт. Его продукция - изменение местоположения, перемещение грузов и людей. Эта продукция создается и потребляется одновременно, в самом процессе работы транспорта.

С особым характером продукции связан и ряд других особенностей транспорта. Схема кругооборота капитала на транспорте отличается от кругооборота капитала в промышленности и сельском хозяйстве: в ней отсутствует звено -приращенный капитал в товарной форме, так как приращенный в результате производства капитал сразу выступает в денежной форме.

Сырья транспорт в отличие от промышленности не использует, хотя и является крупнейшим потребителем топлива (около четверти всего добываемого топлива расходуется на силовые установки транспорта), электроэнергии, смазочных масел, металла (около трети мировой выплавки), каучука (70% всей его продукции) и других материалов.

Транспорт резко отличается от любой отрасли промышленности и сельского хозяйства универсальностью своих технологических связей с другими отраслями производства. Товар, созданный предприятиями промышленности или сельского хозяйства, только тогда готов к сбыту и к потреблению, когда он доставлен на рынок сбыта или к месту потребления. Поэтому транспортный процесс является обязательным продолжением любого производственного процесса промышленности и сельского хозяйства (в основном уже в сфере обращения).

Кроме того, транспорт является материальным выразителем общественного территориально-географического разделения труда, международного и внутреннего.

Продукция транспорта - грузооборот и пассажирооборот - образует материальную основу всей системы международных и внутренних (межрайонных и внутрирайонных) территориально-экономических связей, географических по своему характеру. Транспортная система любой страны (или района) тесно связана с территориальной структурой хозяйства.

Имеются особенности и в преобладающем типе размещения транспорта. Для промышленности характерным является дискретное, или точечное, размещение. В сельском хозяйстве типичен ареальный тип размещения, характеризующийся сплошным заполнением площади целых участков территории. На транспорте преобладает линейное размещение. Этому соответствуют и картографические методы изображения транспорта линиями и полосами движения.

Цена транспортной продукции принимает особую форму - тарифов и фрахтов. Ценообразование на транспорте, как и в других отраслях производства, происходит на основе закона стоимости, однако транспортные тарифы, как цена продукции транспорта, имеют существенные особенности. Главная из них заключается в том, что тарифы с самого начала развития капиталистического транспорта носили монопольный характер, тогда как монопольные цены на продукцию промышленности появились только в эпоху империализма.

Наиболее ярким примером монопольного характера цены транспортной продукции являются железнодорожные тарифы. Количество труда, затрачиваемого на перевозку, зависит главным образом от веса груза и расстояния (стоимость груза влияния не оказывает). Следовательно, тариф, построенный на основе стоимости транспортного процесса, не должен был бы зависеть от стоимости перевезенных грузов. Но фактически железнодорожные компании уже вскоре после постройки первых железных дорог начали устанавливать тарифы на ценные грузы значительно выше стоимости перевозки, а тарифы на перевозку малоценных грузов снижали почти до уровня дополнительных (зависящих от объема перевозок) затрат, т. е. ниже полной стоимости. Такое построение тарифов - по платежеспособности грузов - было выгодно железнодорожным компаниям, так как привлекало на железную дорогу большое количество дополнительных дешевых грузов.

Напротив, перевозимость и дальность перевозки дорогостоящих товаров мало лимитируется тарифами, потому что даже провозная плата по сильно завышенным тарифам составляет все же ничтожную долю их цены.
В то же время построение тарифов по принципу платежеспособности позволяло капиталистам промышленности создавать промышленные предприятия в пунктах, удаленных от ресурсов топлива и сырья, оплачивая в виде провозных плат только часть действительной полной стоимости перевозки нужных им массовых грузов. Тарифы, построенные по принципу платежеспособности, оказали, таким образом, значительное влияние на процесс индустриализации и размещение промышленности. Они способствовали ускорению роста крупной капиталистической промышленности за счет разорения мелких производителей, усиления межрайонного разделения труда и специализации районов.

· В зависимости от среды в которой этот транспорт выполняет свои функции он может быть: атмосферным или воздушным (Самолеты, вертолеты, воздушные шары, дирижабли и т.д.), наземным в том числе подземный (метро и т.п.): рельсовый (железная дорога, трамвай и т.п.) и безрельсовый (автомобили, мотоциклы, автобусы, троллейбусы и др.), водный (суда, катера, лодки, яхты и т.п.), в том числе подводный (подводные лодки) и космическим (ракеты, спутники}.

Возможно совмещение сред - амфибии, летающие лодки, экранопланы, суда на воздушной подушке и др.

· По обслуживаемой сфере транспорт делится на три категории: «транспорт общего пользования, обслуживающий сферу обращения и население, транспорт необщего(специального) пользования (внутрипроизводственное перемещение сырья, полуфабрикатов, готовых изделий и др.), а также транспорт личного пользования». Транспорт общего пользования не следует путать с общественным транспортом (общественный транспорт является подкатегорией транспорта общего пользования). Транспорт общего пользования обслуживает торговлю (перевозит товары) и население (пассажирские перевозки). Транспорт специального пользования - внутрипроизводственный и внутриведомственный транспорт. Наконец, личный транспорт - это легковые автомобили, велосипеды, яхты, частные самолёты.


Похожая информация.


чем занимаются работники отрасли транспортачем занимаются работники отрасли транспорта

Ответы:

Таксист-развозит людей туда куда им нужно Дальнобойщик-довозит грузы на далёкие расстояния Разносчик пиццы-развозит на машине пиццу которую заказали Машинист-управляет поездом доставляя людей в другие города/страны. Водитель маршрутки-довозит посылки и людей на недалеко расстояние. Водитель городского автобуса-ездит по определённым маршрутам развозя людей в нужные места. Водитель метро-ведет подземный поезд развозя людей по нужным станциям

Похожие вопросы

  • зпаши выражения и найди их значения:к числу 8 прибавить разность чисел 40 и 20зпаши выражения и найди их значения:к числу 8 прибавить разность чисел 40 и 20
  • Какие народы в африки живут в пустыняхКакие народы в африки живут в пустынях
  • как решать 42÷19 скажите пожалуйстакак решать 42÷19 скажите пожалуйста
  • Расскажите о жизни коренных жителей Америки. Как вы думаете, благодаря чему им удалось создать самобытную, неповторимую культуру?Расскажите о жизни коренных жителей Америки. Как вы думаете, благодаря чему им удалось создать самобытную, неповторимую культуру?
  • составить уравнение рекции Амино уксусной кислоты с соляной кислотойсоставить уравнение рекции Амино уксусной кислоты с соляной кислотой
  • ВЫПИШИТЕ ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ СЛОВО, В КОТОРОМ ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВКИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПРАВИЛЬНО "В приставках, оканчивающихся на З и С, перед звонкими согла...ВЫПИШИТЕ ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ СЛОВО, В КОТОРОМ ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВКИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПРАВИЛЬНО "В приставках, оканчивающихся на З и С, перед звонкими согласными пишется З, перед глухими согласными-С" Осень - пора престольных праздников, и народ в это время прибран, доволен, вид деревни совсем не тот, что...
  • (2x-5,2):3=2,4 решите уровнение(2x-5,2):3=2,4 решите уровнение
  • Задача № 1: Докажите, что уравнение xy = 2006 (x+y) имеет решения в целых числах. Задача № 2: Докажите, что если α, β, γ - углы произвольн...Задача № 1: Докажите, что уравнение xy = 2006 (x+y) имеет решения в целых числах. Задача № 2: Докажите, что если α, β, γ - углы произвольного треугольника, то справедливо тождество cos2α + cos2β + cos2γ + 2 cosα cosβ cosγ = 1. Задача № 3: Три шара радиуса R касаются друг друга и плоскости α, ...
  • Общая характеристика трудового права
    • Трудовое право как отрасль российского права
    • Трудовое право и смежные отрасли права
    • Трудовое право как отрасль законодательства
    • Система трудового права
  • Предмет и принципы трудового права
    • Принципы трудового права
    • Предмет трудового права
    • Методы трудового права
  • Источники и система трудового права
    • Понятие и виды источников трудового права
    • Трудовое законодательство
    • Иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права
    • Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
    • Договорное регулирование трудовых отношений
  • Субъекты трудовых отношений
    • Субъекты трудового права и субъекты трудовых отношений
    • Работник как субъект трудовых отношений
    • Категории работников
    • Работодатель как субъект трудовых отношений
    • Категории работодателей
  • Социальное партнерство в сфере труда
    • Понятие и принципы социального партнерства. Участие работников в управлении организацией
    • Уровни и формы социального партнерства
    • Стороны социального партнерства
    • Органы социального партнерства
    • Процедуры в социальном партнерстве
    • Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах
  • Основания возникновения трудовых отношений
    • Особые основания заключения трудового договора
    • Избрание на должность
    • Избрание по конкурсу
    • Назначение на должность или утверждение в должности
    • Другие основания заключения трудового договора
  • Трудовой договор
    • Понятие и значение трудового договора
    • Содержание трудового договора
    • Виды трудовых договоров
    • Ученический договор
    • Стороны трудового договора, их права и обязанности
  • Заключение и изменение трудового договора
    • Порядок заключения трудовых договоров
    • Изменение трудового договора
    • Отстранение от работы
  • Защита персональных данных работника
    • Правовая природа института защиты персональных данных работника
    • Обработка персональных данных работника и гарантии их защиты
    • Ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных работника
  • Прекращение трудового договора
    • Расторжение трудового договора по соглашению сторон
    • Перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность)
    • Истечение срока трудового договора
    • Расторжение трудового договора по собственному желанию
    • Расторжение трудового договора в связи с отказом работника от продолжения работы при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизации
    • Расторжение трудового договора в связи с отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора в изменившихся условиях трудового договора
    • Расторжение трудового договора в связи с отказом работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением
    • Расторжение трудового договора в связи с отказом работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем
    • Основания увольнения по основаниям, связанным с виной работника
    • Увольнение по основаниям, не связанным с виной работника
    • Расторжение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон
    • Расторжение трудового договора по другим основаниям
  • Рабочее время
    • Развитие института «рабочее время»
    • Понятие рабочего времени и его продолжительность
    • Работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени
    • Режим рабочего времени
  • Время отдыха
    • Понятие и виды времени отдыха
    • Отпуск
    • Порядок предоставления и использования ежегодных оплачиваемых отпусков
  • Оплата труда
    • Социально-экономическое и правовое содержание заработной платы
    • Государственные гарантии по оплате труда
    • Системы оплаты труда. Симулирование достижений высоких результатов труда
    • Оплата труда при отклонении от нормальных условий труда
  • Дисциплина труда. Трудовой распорядок
    • Понятие дисциплины труда и ее обеспечение
    • Правовое регулирование трудового распорядка
    • Меры поощрения и материального стимулирования
  • Охрана труда
    • Понятие охраны труда
    • Основные направления государственной политики в области охраны труда. Государственные нормативные требования охраны труда
    • Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда
    • Организация охраны труда
    • Обеспечение прав работников на охрану труда
    • Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  • Гарантии и компенсации
    • Понятие гарантий и компенсаций. Гарантии имущественного и неимущественного характера
    • Гарантии при направлении работников в служебные командировки, другие служебные поездки и переезде на работу в другую местность
    • Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей
    • Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением
    • Другие гарантии и компенсации
  • Особенности регулирования труда отдельных категорий работников
    • Основания выделения отдельных категорий работников при установлении особенностей правового регулирования их труда
    • Категории работников, имеющие отличия в правовом регулировании их труда
  • Особенности труда женщин и лиц с семейными обязанностями
    • Основания выделения женщин и лиц с семенными обязанностями в особую категорию работников
    • Гарантии для женщин при трудоустройстве и прекращении трудового договора
    • Гарантии для женщин и лиц с семейными обязанностями в процессе применения их труда
    • Гарантии для жительниц сельской местности
  • Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет
    • Несовершеннолетние работники как особая категория
    • Прием на работу и увольнение несовершеннолетних работников
    • Особенности применения труда несовершеннолетних
  • Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
    • Лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, как особая категория работников
    • Заключение и расторжение трудового договора с лицами, работающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Компенсации и гарантии
    • Особенности регулирования оплаты труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
  • Особенности регулирования труда работников отдельных профессиональных групп
    • Работники транспорта
    • Педагогические работники
    • Спортивные работники
    • Медицинские работники
  • Трудовые споры
    • Понятие и виды трудовых споров
    • Индивидуальные трудовые споры
    • Альтернативная процедура урегулирования индивидуальных трудовых споров
    • Виды и порядок разрешения коллективных трудовых споров
  • Защита трудовых прав работников
    • Самозащита трудовых прав
    • Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
    • Защита трудовых прав работников профессиональными союзами
  • Правонарушения и ответственность в трудовом праве
    • Трудовое правонарушение
    • Дисциплинарный проступок. Дисциплинарная ответственность
    • Ответственность работодателей за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
  • Материальная ответственность сторон трудового договора
    • Понятие и признаки материальной ответственности
    • Материальная ответственность работодателя перед работником
    • Материальная ответственность работника перед работодателем
  • Основы трудового права зарубежных стран
    • Общая характеристика трудового законодательства зарубежных стран
    • Институт социального партнерства в трудовом праве зарубежных стран
    • Трудовая юстиция в зарубежных странах
  • Модельное трудовое законодательство стран СНГ
    • Общая характеристика модельного трудового законодательство стран СНГ
    • Концепция модельного Трудового кодекса
    • Модельный закон об охране труда
    • Модельный закон «О социальном партнерстве»
    • Соглашения и коллективные договоры
    • Участие работников в управлении организацией
    • Рекомендательный законодательный акт «Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ»

Работники транспорта

Работниками транспорта в законодательстве обозначены лица, трудовые функции которых непосредственно связаны с движением транспортных средств. Транспортная сфера 1 В транспортную сферу входят автомобильный, железнодорожный, речной, морской, воздушный транспорт. связана с повышенной опасностью, возможностью причинения вреда, что налагает на лиц, взаимодействующих с транспортом, повышенную ответственность. В свою очередь, это влечет за собой повышенные требования к работникам данной отрасли. Особенностям регулирования труда работников транспорта посвящены гл. 51 Трудового кодекса Российской Федерации и множество других законодательных актов.

Во-первых, работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны обладать определенными умениями и навыками, а это означает, что они должны в обязательном порядке пройти профессиональную подготовку и профессиональный отбор (ст. 328 ТК РФ).

Во-вторых, транспортные работники некоторых категорий должны отвечать определенным медицинским требованиям, в связи с чем прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования).

Рабочее время и время отдыха . Работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 1 Постановление Правительства РФ от 19 января 2008 г. № 16 «Об утверждении Перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств». .

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей 2 Главное требование, предъявляемое законом к таким актам, - это то, что они не должны ухудшать положение работников по сравнению с установленными Трудовым кодексом. . К таким актам, которые устанавливают особенности правового регулирования работников транспорта можно отнести, например, следующие:

  • Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха морских лоцманов и кандидатов в морские лоцманы (утв. приказом Минтранса РФ от 14 марта 2012 г. №61);
  • Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», имеющих особый характер работы (утв. приказом Минтранса РФ от 9 декабря 2011 г. № 308);
  • Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха специалистов по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов в гражданской авиации (утв. приказом Минтранса РФ от 7 июля 2011 г. № 181);
  • Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей из числа гражданского персонала пограничных патрульных судов, катеров (утв. приказом ФСБ РФ от 7 апреля 2007 г. № 161);
  • Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации РФ (утв. приказом Минтранса РФ от 21 ноября 2005 г. № 139);
  • Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса (утв. приказом Минтранса РФ от 18 октября 2005 г. № 127);
  • Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена (утв. приказом Минтранса РФ от 8 июня 2005 г. № 63);
  • Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (утв. приказом Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. № 15);
  • Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов (утв. приказом МПС РФ от 5 марта 2004 г. № 7);
  • Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации РФ (утв. приказом Минтранса РФ от 30 января 2004 г. № 10) и мн. др.

Дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулируется положениями (уставами) о дисциплине. В частности, в отношении работников железнодорожного транспорта действует Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта от 25 августа 1992 г. №621. На работников морского транспорта распространяется Устав о дисциплине работников морского транспорта, утвержденный постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 395. Дисциплина труда работников рыбопромыслового флота регулируется Уставом о дисциплине труда работников рыбопромыслового флота, утвержденный постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2000 г. № 798. и т.п.

Транспорт как отрасль экономики включает все виды деятельности по перевозке пассажиров и грузов. Оказанием услуг по перевозке и выполнением другой деятельности, непосредственно связанной с осуществлением транспортного процесса, занимаются не только специализированные транспортные предприятия различных форм собственности, но и предприятия других отраслей экономики, выполняющие перевозки собственным или арендованным транспортом, а также физические лица - владельцы грузовых автомобилей.

Осуществляя деятельность по пространственному перемещению грузов от производителя к потребителю, их погрузке, разгрузке и хранению, грузовой транспорт не создает новых потребительных стоимостей. Увеличение стоимости ранее созданных товаров в процессе этой деятельности рассматривается как оценка продукции грузового транспорта.

Натуральным показателем продукции грузового транспорта является грузооборот, а пассажирского транспорта - пассажирооборот. Эти показатели характеризуют объем работы транспорта по перевозкам грузов и пассажиров. Грузооборот выражается в тонно-километрах и исчисляется суммированием произведений массы перевезенных грузов в тоннах на расстояние перевозки, выраженное в километрах. Аналогично пассажирооборот - сумма произведений числа перевезенных пассажиров на расстояние перевозки, выраженное в километрах. Общий объем работы транспорта по перевозке грузов и пассажиров выражается в приведенных тонно-километрах и исчисляется суммированием грузооборота и пересчитанного с учетом переводных коэффициентов пассажирооборота. Грузооборот используется для исчисления показателя производительности труда работников, занятых на перевозках.

Выпуск транспорта характеризует результаты деятельности не только грузового, но и пассажирского транспорта. Он определяется как сумма фактически полученных доходов от грузовых и пассажирских перевозок, транспортировки почты, перевозки багажа пассажиров, за погрузочно-разгрузочные работы, эксплуатацию складских помещений и предоставление других услуг, связанных с транспортировкой грузов и пассажиров.

Основными компонентами промежуточного потребления транспорта являются материальные затраты, арендная плата, оплата нематериальных услуг.

Связь как отрасль включает почтовую, курьерскую, электронную и радиосвязь. Функция ее состоит в организации прохождения информационных потоков по каналам связи. Предприятия связи не только оказывают услуги населению и другим отраслям по передаче сообщений, пересылке почтовых отправлений (писем, телеграмм и т.д.), но и предоставляют им в пользование технические устройства связи (аппараты, телефонные и иные каналы связи).

Продукция связи в натуральном выражении может быть измерена:

количеством отправлений определенного вида (писем, посылок, денежных переводов и др.);

количеством предоставленных телефонных разговоров;

количеством единиц устройств связи, предоставленных потребителям.

Выпуск отрасли «связь» определяется как сумма доходов предприятий связи от доставки почты, периодической печати, посылок и других отправлений, продажи почтовых марок и открыток; платы за пользование каналами связи, установку и техническое обслуживание устройств связи; поступлений от радио и телевидения и т.д.

Еще по теме Транспорт и связь:

  1. НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ БЕЗОПАСНУЮ РАБОТУ ТРАНСПОРТА (ст. 268 УК РФ).