Все о тюнинге авто

Репатриация в израиль от а до я. Закон о возвращении Возвращение евреев

(1880-1939)

До Нового времени было известно два пути решения проблемы существования евреев в изгнании. Первое решение - приспособиться (временно, пока не пришел Избавитель) к "рабству у царств"*. В сущности, это означало - примириться с судьбой изгнанников в постоянном поиске нового "царства", которое в данный момент нуждается в еврейском уме и еврейском труде и готово - правда, ценой унижений и дискриминации - обеспечить евреям сносное существование, не задевая их национально-религиозной сущности. Это временное решение затягивалось все больше и становилось все более постоянным по мере того, как слабела надежда евреев на возвращение в Страну Израиля, опустошенную, разрушенную и отсталую.

Но по мере того, как продолжалось изгнание, по мере того, как увеличивались преследования и гонения, возникало второе решение - радикальное. Оно существовало в двух вариантах. Один - это мессианские движения, стремившиеся "приблизить конец изгнания" сверхъестественным, мистическим путем. Такова была цель лжемессий. Как известно, мессианские движения окончились крахом. Другой вариант - массовое возвращение евреев на их историческую родину, с тем, чтобы возродить ее из развалин, - увенчался успехом.

Провозвестники Сиона

Историческая реальность Европы ХШХ века поставила под вопрос первое решение. Вслед за движением Просвещения* (Гаскала) и эмансипацией* евреи наконец-то добились облегчения бремени "рабства у царств"* - дискриминации и унижений, к которым они привыкли еще со времен средневековья.

Однако цена приспособления была слишком высока: от евреев требовался отказ от их национально-религиозной сущности - вплоть до полной ассимиляции. С другой стороны, по мере того, как евреи старались приспособиться к европейскому обществу, ненависть к ним не только не стала меньше, но приобрела наукообразное обоснование и предстала перед миром в новом обличье современного антисемитизма. Оба эти фактора вновь напомнили евреям о существовании альтернативы -вновь ожили надежды "приблизить конец" изгнания, "вернуться в Сион", чтобы возобновить на древней земле нормальное существование евреев как нации. На этот раз, однако, речь шла не о сверхъестественных путях достижения этой мечты - мистике и каббале, как это было в эпоху мессианских движений, - а о путях вполне земных и реальных, тех же самых, по которым шло в XIIIX веке национально-освободительное движение других народов Европы.

Идеи национально-освободительных движений на Балканах и в особенности в Италии оказали глубокое влияние на первых "провозвестников Сиона", вышедших из разных кругов европейского еврейства: как "традиционных", так и "просвещенных". Надо учесть, что идея

"Возвращения в Сион" встретила противодействие у многих раввинов, которым было памятно тотальное разочарование, постигшее еврейский народ вследствие трагического крушения мессианского движения Шабтая Цви. Тогда раввин Калишер* в своей книге "Дришат-Цион" ("Стремление к Сиону") предложил концепцию "начала Избавления": сделать первый шаг в медленном и долгом движении, конец которого будет назначен Высшим Провидением. В 1836 г. рав Калишер предложил барону Ротшильду* и сэру Монтефиоре* купить земли Палестины у египетского султана Мухаммада Али, который к тому времени захватил Страну Израиля и Сирию у Оттоманской Империи. В соответствии с этой идеей в 1870 г. Карл Нетер, секретарь общества "Коль Исраэль Хаверим" ("Все евреи - товарищи") построил сельскохозяйственную школу в Микве-Исраэль. Сходные идеи высказывали сефардский раввин Алкалаи* и ассимилированный социалист Моше Гесс* в своей книге "Рим и Иерусалим", а также другие "провозвестники Сиона", предлагавшие соединить "политический сионизм" с сионизмом практическим.

"Практический сионизм" халуцианское движение

Идеи "провозвестников Сиона" (как и идеи христианских сторонников "Возвращения в Сион", по разным причинам - религиозным, гуманистическим, политическим, - поддерживавших идеи сионизма) не могли бы найти своего воплощения, если бы не движение "Хибат-Цион"*, которое, как мы уже говорили выше, во многом было вызвано к жизни русским антисемитизмом и погромами. В движении "Хибат-Цион" участвовали как ортодоксальные раввины, так и "просветители". Под воздействием этого движения отдельные энтузиасты (халуцим*) и группы ("Билу"*) начали репатриироваться в Страну Израиля, чтобы воплотить основную идею "практического сионизма". Эту идею можно сформулировать так: изгнание - это тяжкая болезнь, от которой народ Израиля "выздоровеет", когда вернется на свою родину и станет обрабатывать родную землю, когда построит в Стране Израиля справедливое общество, основанное на ценностях Писания и еврейской традиции. Среди репатриантов "Первой алии"* были в основном религиозные люди, соблюдавшие традиции. Р. Аврагам Ицхак Кук* (благословенна будь память праведника!), раввин Яффо и еврейских поселений Страны Израиля во времена Первой алии и Главный раввин Страны Израиля в период британского мандата, видел в поселенческом движении "начало Избавления", а в его пионерах -нерелигиозных "халуцим" - средство в руках Божественного Провидения.

На фоне мощного потока еврейских эмигрантов на Запад (см. приложение 4: с. 150), представлявшего классическое воплощение первого пути евреев диаспоры: из изгнания в изгнание, - движение "халуцим" из России и Румынии, отправлявшихся не на Запад, а на Восток, было лишь тонкой струйкой. Но оно встретилось с другой струей - с евреями Грузии, Йемена, Северной Африки, Ирака, Бухары, которые ничего не знали о том, что происходит в Европе и не были связаны с национальным движением европейских евреев, но также стремились в Страну Израиля. Большинство из них поселились в Иерусалиме и "святых городах" - Хевроне, Тверии и Цфа-те. Халуцим создавали сельскохозяйственные поселения в Иудее, Шомроне (Самарии), Галилее; в свою очередь, жители "старого ишува"* в 1860-1878 начали селиться за стенами старого Иерусалима и также основали ряд сельскохозяйственных поселений.

Поселенцы-халуцим оказались в очень тяжелой ситуации. Им не хватало знаний и навыков для ведения сельского хозяйства на земле Палестины; их соседи -арабы - крайне враждебно относились к самой идее еврейского поселенчества в Стране Израиля. Им не хватало рабочей силы, инструментов и денег. Все это вынудило жителей большинства новых поселений обратиться за поддержкой к барону Ротшильду и поставило их в то самое положение, которого они хотели избежать - в положение, сходное с жителями "старого ишува", живших на средства "халуки" (т.е. на деньги, которые собирали для них евреи диаспоры). Постепенно часть халуцим Первой алии превратилась в издольщиков у администрации Ротшильда, часть оставила страну; наиболее удачливым удалось разбогатеть и они стали нанимать на работу арабов. Идеология движения "Билу"* потерпела крах. Мечта своим трудом создать в Стране Израиля образцовые поселения, в которых сыны древнего народа могли бы возродиться к новой жизни - эта мечта оказалась несостоятельной дважды: в области хозяйственной и в области культуры и идеологии.

"Политический сионизм". Теодор Герцль

Разочаровывающие итоги Первой алии заставили многих восточно-европейских деятелей "Ховевей Цион" - и в их числе основателей движения "религиозного сионизма" раввинов Могилевера и Рейнса - поддержать "политический сионизм" в той форме, в которой сформулировал и выразил его идеи такой весьма нестандартный еврейский лидер, как ассимилированный австрийский журналист Биньямин Теодор Герцль*. В своей книге "Еврейское государство" он предложил европейским народам новый способ решить "еврейский вопрос" и избавиться от ненавистных чужаков: предоставить евреям во владение клочок земли, на котором они могли бы жить как народ... Вернувшись на свою землю, они не будут больше рассеяны по всему миру. Герцль обращался к немецкому кайзеру, к турецкому султану, к властям Франции и Англии в надежде получить "чартер" - документ, дающий евреям право на владение собственной территорией. Лихорадочная политическая деятельность Герцля не приносила плодов, но тем не менее он скептически относился к "практическому сионизму", считая, что "филантропическое поселенчество" сможет привести к решению "еврейского вопроса" только через сотни лет. Нет, считал Герцль, этого можно достичь только путем коренного преобразования - "метаморфозы" самого еврейского народа, когда в Стране Израиля будет создано новое, прогрессивное общество, которое будет нерелигиозным и весьма мало связанным с еврейской традицией.

В отличие от "неповоротливых" восточноевропейских деятелей, "Сионистов Сиона"*, Герцлю - светскому европейцу и обладателю выдающегося организационного таланта - удалось добиться значительных успехов на политической арене. По его инициативе 29 августа 1897 г. в Базеле собрался первый Сионистский конгресс, в котором участвовали 197 представителей еврейства со всех концов света. Герцль считал Сионистский конгресс основным средством построения "государства в пути". Он писал: "В Базеле я основал еврейское государство. Самое большее через пятьдесят лет его признают все". Эти пророческие слова сбылись: в 1948 году возникло государство Израиль. Конгресс объявил о создании "Всемирной сионистской организации" и принял знаменитую "Базельскую программу", определившую задачи сионистского движения. В ней говорилось:

«"Сионизм стремится создать в Стране Израиля для еврейского народа дом и родину, которые были бы защищены международным законодательством. Для достижения этой цели следует обратиться к следующим средствам:

1. Развитие Страны Израиля путем заселения ее евреями-земледельцами, ремесленниками и владеющими какой-либо профессией.

2. Организация и сплочение всего еврейства в различных меропроятиях, местных и общих, в соответствии с законами каждой страны.

3. Усиление национального чувства и национального сознания.

4. Подготовительная работа к достижению согласия государств с целями сионизма.

Уже к моменту смерти Герцля (1904 г.), благодаря его усилиям, сионистское движение было хорошо организованным и эффективным. Наряду с "Сионистским конгрессом" - всеобщим органом сионистской организации -был создан "Совет сионистских деятелей" как исполнительный орган. В 1898 г. был организован Национальный банк - "Фонд еврейских поселений". На Пятом конгрессе (1901 г.) была создана "Керен га-Каемет ле-Исраэль" - организация, которая по сей день занимается освоением пустынных земель и посадкой деревьев в Стране Израиля.

Кишиневский погром 1903 г. привел Герцля к убеждению, что следует использовать любую возможность для того, чтобы решить проблему евреев России. Английское правительство предложило для еврейского поселенчества одну из своих колоний - Уганду, малонаселенную страну с плодородной почвой и прекрасным климатом. Герцль представил "План Уганды" на Шестом Сионистском конгрессе в 1903 г. Шестой конгресс стал ареной острого конфликта "политических сионистов" из стран Западной Европы с более традиционалистски настроенными "сионистами Сиона" из России и Польши. Хотя предложение Герцля было направлено в первую очередь на решение проблем российского еврейства, "Сионисты Сиона" категорически отвергли его. Герцля удивило то, что значительная часть еврейства продолжает мыслить в традиционных и, как ему казалось, давно отброшенных категориях: не стремится к "нормализации" (т.е. унификации) еврейской жизни и сохраняет ничем не объяснимое влечение к "не нормальной" Стране Израиля, которую нельзя заменить никакой другой. Основатель "политического сионизма" почувствовал, что эти евреи, прочно связанные с традицией, никогда не откажутся от Страны Израиля - даже если принятие "Проекта Уганды" поможет им решить те политические проблемы, во имя которых и было создано его движение.

"Синтетический сионизм". Декларация Бальфура

После смерти Герцля усилились позиции сторонников "практического сионизма", призывавших сосредоточить все усилия на алие и поселенческой деятельности в Палестине - вопреки всем объективным трудностям. По их мнению, только упорная работа на месте сможет, когда придет время, оказаться решающим аргументом в пользу "чартера", которого добивались "политические сионисты".

На Восьмом сионистском конгрессе (1907 г.) доктор Хаим Вейцман*, из сторонников "практического сионизма" предложил синтез обеих сионистских концепций. "Я вижу, - сказал он, - в политическом сионизме синтез работы по всем направлениям, а в практической работе - средство для достижения политических целей".

* В 1904 г. началась Вторая алия - новая волна репатриации, большую часть которой составляла революционно и социалистически настроенная молодежь. Побудительным фактором этой новой волны явились гнев и разочарование после погромов, а также прозвучавший из Страны Израиля призыв спасти дело еврейского сионистского поселенчества. Эта волна алии получила полную поддержку "синтетического сионизма" в лице "Управления Страны Израиля", открывшегося в Яффо в 1908 г. "Управление", во главе которого стоял А.Руппин, поддержало организацию учебной сельскохозяйственной фермы "Киннерет", первой поселенческой сельскохозяйственной коммуны (киббуца*) "Дегания", кооператива (мошава*) "Мерхавия", постройку городского квартала "Ахузат-Баит", который в будущем стал основой Тель-Авива, и "Эйн-Ганим" - рабочего поселка недалеко от Петах-Тиквы.

Рост сельскохозяйственного поселенчества и "завоевание труда" (т.е. рабочих мест) евреями в конкуренции с арабами породило первое национальное движение арабов Палестины, выразившееся прежде всего в жестоком еврейском погроме в Яффо (1908 г.), а также в попытках воспрепятствовать покупке земли кооперативом "Мерхавия" в Изреэльской долине. Реакцией на это стало создание организации "га-Шомер" ("Страж") -первого зародыша еврейской самообороны в Стране Израиля.

Большая часть репатриантов Второй алии не выдержала трудностей и покинула Страну Израиля. Те, кто остались, во многом продолжили халуцианские традиции Первой алии. В то же время у них было и свое идеологическое наследство - социалистические идеи, привезенные из страны исхода - России. Они стали почвой, на которой возникли первые рабочие партии Израиля, существующие и по сей день.

Наконец, стараниями Хаима Вейцмана, бьш получен "чартер", которого так долго ждали "политические сионисты". Вейцману удалось использовать сложившуюся уникальную ситуацию, в которой соединились политические и моральные факторы: с одной стороны, Англия была озабочена своим престижем в глазах американского еврейства, поскольку ей очень хотелось получить мандат на Палестину; с другой стороны, английские политические лидеры признавали законность и справедливость стремления еврейского народа наконец обрести родину. В 1917 г., в конце Первой мировой войны, была опубликована Декларация Бальфура, в которой говорилось:

"Правительство Ее величества благосклонно смотрит на создание национального дома для еврейского народа в Стране Израиля. Оно сделает все возможное для того, чтобы достичь этой цели, однако под ясным и четким условием: чтобы это не ущемило гражданских и религиозных прав нееврейских общин Палестины, а также не повредило политическому положению евреев в других странах мира".

"Чартер" - "политическое чудо", которое послал Бог сионизму, - придал сионистскому поселенческому движению необходимое ему политическое покровительство английских мандатных властей. Это дало возможность маленькому еврейскому ишуву*, составлявшему в 1914 г. 85.000 евреев на 600.000 арабов (см. приложение 3: с. 149), возможность развиваться, создавать условия для приема следующих волн алии, все увеличивающейся в связи с нарастанием антисемитизма в Европе между Первой и Второй мировыми войнами (см. приложение 5: с. 151), и готовиться к неминуемой схватке с арабами, количество которых увеличивалось параллельно увеличению еврейского ишува. Нарастание арабского сопротивления еврейскому поселенческому движению нашло поддержку среди арабских государств, освобождавшихся в это самое время от опеки европейских держав.

И все же надо хорошо понимать: только практическая работа на местах уберегла "чартер" от забвения. Люди Первой алии, заложившие основы сельского хозяйства и общества в Стране Израиля, и особенно люди Второй алии - те, кто сумел осуществить "захват работы"; те, кто основал первые киббуцы и мошавы; те, кто боролся за введение иврита в повседневной речи и в образовании, включая Технион (1913 г.), - только они не дали идее "чартера" разделить судьбу многочисленных утопических прожектов и великих идей, которыми полны книги еврейских и христианских "провозвестников Сиона" в ХШХ веке. С другой стороны, если бы не политический "чартер", признанный народами мира и положенный в основу британского мандата в 1922 г., по-прежнему сохранялся бы медленный ритм первых волн алии, состоявших из идеалистов. И тогда - на фоне враждебных действий английской администрации в Палестине и увеличения арабского населения, усиленно подстрекаемого к беспорядкам и погромам, - кто знает, многим ли отличалась бы тогда судьба сионистского дела от судьбы предыдущих попыток еврейского заселения Страны Израиля.

Волны алии в страну Израиля в период "государства в пути"

Декларация Бальфура - величайшее достижение политического сионизма - не подняла, против всех ожиданий, волну алии евреев Западной Европы, чьи проблемы пытался разрешить сионизм. У евреев Восточной Европы Декларация Бальфура вызвала всеобщее ликование, но и здесь не привела к массовой алие в Страну

Израиля - даже среди тех, кто мечтал об этом. Причиной тому была большевистская революция, которая закрыла двери алии и начала преследовать сионизм и сионистов. И все же среди людей Третьей алии (1918 -1923), на счету которой - осушение и заселение Изреэльской долины и деятельность "Гдуд га-Авода"* ["Рабочего батальона"], среди участников алии "ге-Халуц"*, возглавляемой Йосефом Трумпельдором* и алии "Поалей-Цион"*, под руководством Давида Бен-Гуриона* и Ицхака Бен-Цви*; - большую часть среди них составляли выходцы из России, к которым присоединились также евреи из Польши, Литвы и Румынии. В общем, эта волна алии была не из самых больших (см. приложения 4 и 5: с.с. 150,151); из нее многие возвратились обратно или эмигрировали в Америку.

Массовая алия - которую, в отличие от всех предыдущих, составляли представители средних классов (см приложение 5: с. 151) началась в 1924 г. Это так называемая Четвертая алия (1924 - 1928), последовавшая за экономическим кризисом и подъемом антисемитизма в Польше. Эта алия увеличила население городов, особенно Тель-Авива, который вырос с 16 тысяч в 1922 г. до 40 тысяч в 1925 г.

Но все предыдущие волны алии несравнимы по количеству с Пятой алией (1929 - 1939 гг.) - 235.000 человек! Эту волну репатриантов составляли польские и немецкие евреи. Выходцы из Польши, большей частью представители среднего класса, бежали оттуда, спасаясь от растущего антисемитизма властей и народа. Немецкие евреи в основном были образованными и состоятельными людьми, которым удалось вовремя оставить нацистскую Германию. Они внесли большой вклад в развитие промышленности в Стране Израиля. В 1935 г. в Страну Израиля "легальным образом" въехали 60.000, а "нелегальным образом" - еще 12.000 евреев. Последние большие волны алии, несли с собой не сионистов-идеалистов, но беженцев, у которых не было другого выхода. Сыграло тут роль и принятое в это самое время решение американских властей ограничить въезд в страну, что увеличило алию в Страну Израиля.

Перед Второй мировой войной еврейский ишув в Стране Израиля уже приближается к полумиллиону жителей. 120.000 из них живут в сельскохозяйственных поселениях, в большинстве своем разбросанных на прибрежной низменности и в долинах, а также в Галилее, в Иудее и в Негеве (см. карту 13, с. 184). Прибывшие с последними потоками алии "буржуа" привезли с собой немалые средства (в особенности немецкие евреи), что сразу подстегнуло ритм индустриализации страны. Быстро развивалось строительство в больших городах. В 1939 г. Тель-Авив насчитывает уже 132 тысячи жителей.

Первые волны алии, численно еще небольшие, но движимые благородным идеалистическим пафосом, наложили свой неизгладимый отпечаток на формирующиеся в Стране Израиля общество и культуру, определили ее характерные черты: социалистический сионизм, неприятие всего, что связано с "галутом"* (изгнанием), антиклерикальная настроенность. Последние большие волны алии несли беженцев, которые застали в Стране Израиля уже более или менее сформировавшиеся традиции и приспособились к ним.

Поселенцы отвоевывали у безжизненной пустыни все новые и новые территории. Там, где больше тысячи лет не жили евреи, где ничего не росло и не могло расти, поднимались города и поселки. Так мечта политических сионистов о "национальном доме" превращалась в реальность "государства в пути" в границах исторической Страны Израиля. Все это было весьма не по душе британским мандатным властям и особенно арабам, которые с трудом верили своим глазам, наблюдая, как стремительно меняется Страна Израиля за считанные годы между двумя мировыми войнами.

Правительство Англии любой ценой хотело сохранить свое господство в Палестине: она обладала исключительной стратегической ценностью, в частности, как возможная военная база вблизи от Индии и Афганистана. Что же касается Декларации Бальфура, английская администрация видела в ней всего лишь удачный ход в политической игре, подобный тем, которые ей не раз уже удавалось проделать в тайных дипломатических сношениях с Францией, Россией и арабскими государствами Ближнего Востока. Получив мандат на Палестину, в тех границах, которые наметили сами англичане, исходя из своих интересов на Ближнем Востоке, британское правительство окончательно уяснило себе, что исполнение мандата, его духа и буквы - в частности, превращение еврейского населения Палестины из национального меньшинства в большинство, - идет вразрез со стратегическими целями Англии. Кроме того, англичане ни в коем случае не хотели портить отношения с арабами. Не последнюю роль в этом играл, конечно, экономический фактор, в особенности полученные англичанами сведения о запасах нефти на территории арабских княжеств. Исходя из этого, английское правительство начало и скрыто и явно "сокращать" Декларацию Бальфура, содержавшую двусмысленные выражения, которые при желании можно было истолковать по-разному. Толкование англичан все больше склонялось в пользу арабов.

Англичане рассчитывали остаться в Палестине надолго. Усиление еврейского ишува и его первые скромные шаги к независимости противоречили их планам. Вот почему английское правительство стремилось свести на нет два важнейших фактора осуществления сионистской программы: массовую алию и поселенческую деятельность евреев в границах исторической Страны Израиля. (О границах Страны Израиля, согласно заявлению "Всемирной сионистской организации" на мирной конференции 1919 г. - см. карту 10, с. 181).

Возникновение "арабской проблемы"

Арабы, населявшие Страну Израиля, принадлежали к разным этническим группам. Среди них были потомки разных народностей, принявшие ислам после арабского завоевания. Особенно много таких сравнительно недавних мусульман было в горных районах Страны Израиля, где им удалось уцелеть после опустошительных нашествий завоевателей и не менее смертоносных набегов местных бедуинов. Параллельно усилению нового еврейского ишува усилился также приток в Страну Израиля арабов из соседних арабских стран - Египта, Сирии, Трансиордании, Ливана. (Об арабской иммиграции в Страну Израиля см. приложение 3: с. 149). Все они с презрением и ненавистью относились к репатриантам Первой алии. Нападения вооруженных арабских банд на вновь основанные еврейские поселения были обычным делом. Поначалу они никем - ни арабами, ни евреями -не осознавались как национальное движение: это был просто разбой.

Но вот в 1911 г. 150 знатных арабов обратились в турецкий парламент с протестом против приобретения евреями земель в Стране Израиля и вообще против репатриации евреев в Страну.

В Декларации Бальфура (1917 г.) содержалось заявление о том, что сионизм получает отныне, с согласия мирового сообщества, покровительство великой державы. Это заявление дало новый мощный толчок развитию конфликта между евреями и арабами. Конфликт, начавшийся на задворках агонизирующей Оттоманской империи, начинает перемещаться в самый центр мировой политики.

С момента опубликования Декларации Бальфура арабо-еврейский конфликт получил новый статус. Теперь это было столкновение между двумя национальными движениями. При внимательном рассмотрении обнаруживалось, что у этих движений были похожие, но разные цели. Арабам, населявшим страны "Дома ислама" ("Дар-аль-Аслам"), от Индии до Марокко, была нужна государственная независимость. Евреи же, рассеянные по всем уголкам планеты, хотели в первую очередь "собрать изгнанников" ["киббуц галуйот"], чтобы решить демографическую проблему в странах рассеяния. С международного согласия они хотели создать в Стране Израиля свой "национальный дом", как сказано в Декларации Бальфура.

В 1918 г. во главе "Комитета делегатов" - органа при английской администрации в Стране Израиля -встал Хаим Вейцман. Он стремился рассеять недоброжелательность арабов, подозрительно относившихся к вторжению "чужаков" в "Дом Ислама". Ему удалось организовать встречу с королем Фейсалом из рода Хашимитов, который был в хороших отношениях с англичанами. На встрече был подписан документ, в котором говорилось, что возвращение евреев на родину встретит благосклонный прием у арабов, поскольку откроет возможности взаимного сотрудничества в общих интересах. Казалось, что после этой встречи больше не останется оснований для конфликта между арабами и евреями-сионистами. В 1921 г. на Двенадцатом сионистском Конгрессе была принята резолюция, в которой, в частности, говорилось, что евреи должны жить в обстановке гармонии и взаимного уважения с арабским народом в месте их совместного проживания. Вейцман, отличавшийся весьма трезвым подходом к политике, не обошел вниманием исключительно жесткую позицию, занятую Иерусалимским муфтием Хадж Амин эль-Хуссейни. Он предложил такую формулировку: "Не владеть и не быть во владении" Но и эта попытка компромисса потерпела неудачу. Точно так же не вызвало интереса у арабов неофициальное предложение руководителей ишува в 1938 г.: дать еврейскому ишуву на срок 5-10 лет статус национального меньшинства (40%). Оказалось, что у арабов нет никакой административной инстанции, которая могла (и хотела бы) принять решение о компромиссе на этой основе.

Зеэв Жаботинский*, считавший себя продолжателем линии Герцля в сионизме, сочетал припниципы "политического сионизма" с новыми идеями о еврейской военной организации. Его идеология получила название "ревизионизм"*. Жаботинский признавал законность национального движения арабов и готов был предоставить им все права в качестве национального меньшинства в еврейском государстве. Однако он считал, что мира с арабами нельзя достигнуть путем уступок. Мира можно будет добиться только с позиции силы, "железной стены".

Давид Бен-Гурион, вождь "социалистического сионизма", в начале своей деятельности (1921-1933) верил, что арабскую проблему удастся решить на основе идей классовой солидарности. Он считал, что сионистскому движению удастся попутно освободить арабских крестьян - феллахов - от эксплуатации землевладельцев - эффенди. Будучи избран в руководство сионистской организации (1933-1938), Бен-Гурион неоднократно встречался с лидерами арабов Страны Израиля и арабских государств. В качестве основы для переговоров между евреями и арабами он предлагал совместное участие в органах власти (в течение срока действия мандата) и федеративное сотрудничество будущего еврейского государства с соседними арабскими странами. Но все его предложения были отвергнуты. Только тогда Бен-Гурион сосредоточил свои усилия на организации еврейской самообороны в преддверии неминуемого столкновения с арабами.

Арабы не желали идти ни на какие компромиссы. Вначале (в 1917-1920) их жесткая позиция находила поддержку во враждебном отношении английских оккупационных властей к сионистскому движению в Палестине. В дальнейшем она опиралась на "практическую политику" английского правительства, сформировавшуюся уже во времена верховного комиссара Палестины лорда Сэмюэля, еврея и либерала, который лично был не склонен уступать арабам. Однако те устраивали погромы, вслед за которыми начинались "комиссии по расследованию" и издавались "Белые Книги"*. Общий смысл их выводов сводился всегда к одному: чтобы предотвратить беспорядки, надо прекратить или хотя бы уменьшить еврейское поселенчество в Стране Израиля.

Арабы же предпочитали политику силы, которая выражалась прежде всего в погромах. Эта политическая линия формируется уже в начале 20-х годов, когда арабы нападают на Метуллу и Тель-Хай, при защите которого погибает Йосеф Трумпельдор*. Погромы преследуют и еще одну цель: помешать Англии получить мандат на конференции в Сан-Ремо*. В период мандата арабы продолжают ту же политику, видя, что еврейский ишув* в стране растет и укрепляется. В 1921 г. они предпринимают попытку напасть на "старый ишув". В 1929 г. происходит кровавый погром в Хевроне, в ходе которого было вырезано почти все еврейское население города. В 1936 начинается "Большое восстание", представлявшее собой, в сущности, реакцию на большую алию 1935 г., когда арабы почувствовали, что еврейский ишув в Стране Израиля превращается в заметное национальное меньшинство, и - если сохранятся те же темпы заселения Эрец Исраэль - быстро станет народом, способным самостоятельно, без английского покровительства, противостоять всем попыткам остановить его развитие.

Позиция арабов и английских властей застала еврейских поселенцев врасплох: совсем не так они представляли развитие отношений с арабами. Однако они быстро оправились от удивления. Постепенно в еврейских поселениях развивается система обороны, благодаря которой в дальнейшем удастся успешно отбивать нападения арабов. В начале 20-х годов возникает еврейская военная организация "Гагана" ["Оборона"]. Мандатные власти отказываются признать ее законной, но невзирая на это, "Гагана" становится одним из важнейших учреждений "государства в пути"*, наряду с другими - такими, как гражданские организации "Кнесет Исраэль" ["Собрание Израиля"], "Собрание депутатов", "Национальный совет" и "Главный раввинат" - официальными организациями, представлявшими евреев Страны Израиля перед мандатными властями.

Политика англии в период мандата

Несмотря на провал попыток запугать евреев и силой добиться прекращения алии, арабам обычно удавалось добиться своего у английских мандатных властей. По следам "беспорядков" организовывались комиссии и издавались "Белые Книги", выводы которых обычно были однозначны: следует ограничить до минимума еврейское поселенчество и алию. В "Белой Книге" 1922 года Восточный берег реки Иордан был отторгнут от "национального дома еврейского народа" и передан эмиру Абдалле - будущему королю Иордании (см. карты 10, с. 181). В "Белой Книге" 1930 г. английские обещания об образовании "национального дома еврейского народа" были урезаны до такой степени, что доктору Хаиму Вейцману, всегдашнему стороннику "реализма" в политике и "компромиссов" с англичанами, пришлось уйти в отставку с поста председателя Всемирной сионистской организации* В 1937 г. комиссия лорда Пиля предложила разделить Страну Израиля (см. карту 12, с. 183) на маленькое еврейское государство, которое должно было включать Галилею, Изреэльскую долину и побережье до Беэр-Тувья, и арабское государство, которое должно было занять всю остальную территорию Страны Израиля к западу от реки Иордан - за исключением полосы земли между Яффо и Иерусалимом, которая должна была оставаться под международным наблюдением и под управлением британских мандатных властей.

В 1939 г. английское правительство опубликовало "Белую книгу", в которой вводились суровые ограничения на алию и на приобретение земель поселенцами-евреями. В "Белой книге" 1939 г. был предложен проект: в течение 10 лет образовать в "Палестине" - в Эрец Исраэль - независимое государство, которое управлялось бы арабским большинством; это государство оставалось бы связано с Англией особым договором. Таким представлялось англичанам будущее Страны Израиля: арабское государство с еврейским меньшинством.

"Белая Книга" 1939 г. была последней. Она положила конец идее "национального дома еврейского народа" под покровительством Британской империи и привела к решительному изменению в политике ишува по отношению к британским мандатным властям. До сих пор борьба с мандатными властями велась в рамках "гражданского неповиновения": расширение еврейского поселенчества в "запрещенных районах" (поселения типа "Хома у-Мигдаль"* ["Стена и Башня"]) в 1936-1939 гг., а также начатая с 1934 г. организованная нелегальная эмиграция, которую евреи называли "Алия Бет" ["Вторая алия"] или "Гаапала" ["Дерзновение"] (см. карту 11, с. 182). Теперь тактика меняется. В 1937 г. возникает "Иргун Цваи Леуми" ["Национальная военная организация"], сокращенно "Эцель"*. Эта военная организация под руководством Зеэва Жаботинского, вождя ревизионистского движения*, отделяется от уже существовавшей военной организации "Гагана"*. "Эцель" протестовал против тактики "сдержанности" ["Гавлага*"] по отношению к арабскому террору и к британским мандатным властям. Таким образом, "Эцель" встал в оппозицию по отношению к Гагане*, действовавшей в соответствие с указаниями лидеров ишува во главе с Бен-Гурионом и начал террористическую деятельность, направленную одновременно против арабских террористов и английских властей.

Публикация "Белой книги" способствовала нарастанию антианглийских настроений в еврейском ишуве. Но борьбу за отмену британского мандата пришлось отложить в связи с началом Второй мировой войны (1939 г.). Весь еврейский ишув, включая "Эцель", естественно, встал на сторону Англии, сражавшейся с нацистским врагом. Исключение составляла лишь небольшая группа "Лехи"* (сокращение от "Лохамей Херут Исраэль" ["Бойцы за свободу Израиля"]), отколовшаяся от "Эце-ля". Бен-Гурион провозгласил: еврейский ишув будет бороться плечом к плечу с англичанами, как будто не было "Белой книги", и будет бороться против "Белой книги", как будто нет войны. Борьба за независимость была отложена до конца войны - до 1945 г.

Вторая мировая война коренным образом изменила соотношение сил на мировой арене. Влияние Англии в международных делах пошатнулось, статус сверхдержавы заняла теперь другая страна - Соединенные Штаты Америки. Изменилось и положение еврейского народа. Большая часть европейского еврейства была уничтожена. И в этот исторический час народы воочию увидели руку Божественного Провидения. Сионистская мечта осуществилась. 29 ноября 1947 г. сессия ООН признала еврейское государство в разделенной Стране Израиля.

Закон о возвращении, провозглашает право каждого еврея на репатриацию в Государство Израиль . Он был принят Кнессетом в 1950-м году. Данный закон представляет собой правовую основу для предоставления израильского гражданства каждому еврею. Исключение составляют лица, вовлеченные в деятельность, направленную против еврейского народа или представляющие угрозу общественному порядку и безопасности страны. В эту категорию входят также преступники, пытающиеся укрыться от правосудия в Израиле.

Наиболее серьезная проблема с юридической точки зрения, возникшая в результате принятия Закона – критерии установления еврейства. Следуя критериям Галахи, изначально евреем считался рожденный от матери еврейки или принявший иудаизм. В поправке от 1970-го года значится, что евреем является любой рожденный от матери-еврейки, но не перешедший в другое вероисповедание, а также принявший иудаизм . В то же время, нееврейский супруг, дети и внуки еврея, прибывшего в страну на основании Закона о возвращении, располагают теми же правами и льготами, что и другие репатрианты.

На сегодняшний день критерии Закона о возвращении сводятся к следующему: Права, предоставляемые еврею в соответствии с этим Законом, и права нового репатрианта в соответствии с Законом о гражданстве 1952, а также права нового репатрианта в соответствии с любым другим законодательным актом, принадлежат также ребенку и внуку еврея, его супруге (супругу), супруге (супругу) ребенка и внука еврея , за исключением лица, которое, будучи евреем, изменило религию по собственной воле.

Согласно поправке, принятой в 1999 году, иностранец , заключивший брак с гражданином Израиля, не может получить израильское гражданство автоматически . Супруг/а проходит натурализацию – поэтапный процесс предоставления гражданства. Данное правило не распространяется на пары, в которых один из супругов попадает под закон о возвращении, и которые заключили брак до репатриации в Израиль.

Если Вас интересует дополнительная информация на эту тему, !

С полным текстом закона на русском языке можно ознакомиться на официальном сайте Кнессета: Закон о Возвращении (1950 г.) .

АКАДЕМИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ:

A.T.I. Intensive
Академический педагогический колледж «Ораним»
Программа интенсивной подготовки к международным интегрированным экзаменам по английскому языку (TOEFL, IELTS, AMIR), которые востребованы в более чем 130 странах мира при поступлении в иностранные высшие учебные заведения, а также при рекрутинге в международные компании.

Программа реализуется на базе факультета английского языка академического колледжа «Ораним» лучшими преподавателями факультета.

  • Начало программы: 29.06.2018
  • Проживание: Тивон (около Хайфы) в студенческом общежитии
  • Продолжительность – 4 месяца
  • Личное участие – 400$ + авиабилет за счет участника
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ НА СТЕПЕНЬ M. TEACH В КОЛЛЕДЖЕ «ОРАНИМ»
первый год обучения на русском языке
Программа предназначена для студентов 21-30 лет, имеющих диплом об окончании высшего учебного заведения. По окончанию программы МАСА ее участники смогут продолжить обучение в колледже на вторую степень, после чего получить диплом M.Teach (магистр) в области преподавания в общеобразовательных школах и сертификат преподавателя английского языка или естественных наук.
  • Начало программы: 30.10.2018
  • Вуз: Академический педагогический колледж «Ораним»
  • Проживание в пригороде Хайфы в студ. общежитии
  • Продолжительность программы – 8 месяцев
ЕВРЕЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ – YESOD
Программа предназначена для участников в возрасте от 17 до 27 лет, выпускников средних школ или вузов, добившихся высоких результатов в учебе.

Программа подготовит к дальнейшей учебе в Еврейском университете на первую академическую степень по различным специальностям на факультетах естественных, общественных и гуманитарных наук.

  • Начало программы: 26.07.2018
  • Вуз: Еврейский университет в Иерусалиме
  • Проживание в студенческом общежитии
  • Продолжительность программы – 12 месяцев
  • Личное участие – $3770 + авиабилет за счет участника
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ:

МОЛОДЫЕ ВРАЧИ
Программа для участников в возрасте 22-40 лет, имеющих диплом медицинского вуза по специальности «лечебное дело».

Программа включает интенсивный курс подготовки к сдаче государственного лицензионного экзамена, сдачу экзамена и интернатуру (хистаклут ) в больничном отделении.

  • Начало программы: 02.09.2018
  • Больница РАМБАМ – Хайфа
  • Личное участие – $500 + авиабилет за счет участника
МОЛОДЫЕ СТОМАТОЛОГИ
Программа для участников в возрасте 22-40 лет, имеющих диплом медицинского вуза по специальности «стоматология».

Программа включает интенсивный курс подготовки к сдаче государственного лицензионного экзамена и сдачу экзамена.

  • Начало программы: 02.10.2018
  • Место учебы: Хайфа
  • Продолжительность курса – 8 месяцев
  • Личное участие – $950 + авиабилет за счет участника
ФЕЛЬДШЕР ЭКСТРЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Программа предназначена для участников 18-30 лет, со средним, средним специальным или высшим образованием.

Изучаются: физические осмотры, реанимация, травматология, фармакология, инфекционные заболевания, прием родов, оснащение кареты скорой помощи, оперативная работа и документация. Курс включает знакомство с израильской системой медицины, практические занятия на уникальных тренажерах и стажировку на скорой помощи (после обучения).

По окончании курса: аттестационный экзамен, возможность продолжения обучения в Ариэльском университете.

    • Начало программы: 01.11.2018
    • Вуз: Ариэльский университет
    • Продолжительность программы: 8 месяцев
    • Личное участие – $750; авиабилет за счет участника
МЕНЕДЖМЕНТ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ
Программа предназначена для студентов 21-30 лет, успешно закончивших учебу на первую / вторую степень либо обучающихся на вторую степень.

В рамках программы изучаются маркетинг, менеджмент, экономика и дисциплины, обязательные для проекта МАСА, включая стажировку в центре страны (2-3 месяца).

Примерно год назад выходцы из СССР в массовом порядке стали покидать Землю Обетованную и перебираться на ПМЖ в Россию, на Украину и в Белоруссию. 200 000 так называемых русскоязычных евреев уже покинули Израиль, и до конца года из страны уедут ещё столько же. На Украину готовы выехать порядка 100 000 русскоязычных израильтян, причём большая часть из них собирается получить украинское гражданство. В Россию могут вернуться около 700 тысяч граждан Израиля.

В 70-80-е годы евреи в массовом порядке покидали Советский Союз по израильской визе. Большая часть эмигрантов позже перебрались в Америку и Европу, и сегодня в Израиле живут примерно 1 млн. 100 тыс. бывших наших соотечественников.

Между собой они продолжают разговаривать по-русски, читают русскоязычную прессу и отождествляют себя скорее с русской, нежели с израильской, культурой.

Впрочем, до недавнего времени они неплохо чувствовали себя на новой родине и возвращаться не собирались. Но примерно год назад выходцы из СССР в массовом порядке стали покидать Землю обетованную и перебираться на ПМЖ в Россию, на Украину и в Белоруссию.

200 тыс. так называемых русскоязычных евреев уже покинули Израиль, и до конца года из страны уедут ещё столько же. В кнессете бьют тревогу: ожидается, что процесс реэмиграции продолжится и в следующем году, а всего в Россию и страны СНГ вернутся около 700 тыс. человек.

Часть из них намерены остаться гражданами Израиля, но примерно треть «возвращенцев» собираются обзавестись российскими паспортами.

Чем вызвано желание русскоязычных израильтян перебраться в нашу страну и почему они решили уехать именно в Россию, а не в Европу или Америку, разбирался корреспондент «Нашей Версии».

В двух регионах России готовы принять и разместить всех приезжих из Сиона хоть завтра – в Приморском крае и Еврейской автономной области. Об этом поспешили заявить губернаторы Сергей Дарькин и Николай Волков. Конечно, логично было бы предположить, что потенциальные переселенцы, вежливо поблагодарив, от любезных предложенийгубернаторов откажутся в пользу более привлекательной европейской части России. Кому охота начинать жизнь практически с нуля в не слишком обжитых и не слишком перспективных «медвежьих углах»?

…на сегодняшний день в Израиле живут примерно 7,5 млн. человек. Из них 1 млн. 100 тыс. – бывшие наши и около 1 млн. – вчерашние соседи по соцлагерю. Если верить статистике, выходит, что все они уже сидят на чемоданах.Но, как выяснилось, предложение переселенцев вроде бы устраивает. И 200–250 тыс. из тех, кто собирается в ближайшем будущем обратиться за российским гражданством, готовы осесть в Приморье и в совсем уж, казалось бы, малопривлекательном Биробиджане. Да и те, кто хочет оставить израильское подданство, не прочь поработать на Дальнем Востоке – видят, стало быть, какую-то перспективу. Более привлекательную, нежели ближневосточная.

Почему же евреи решили вернуться в страну, из которой совсем недавно они с видимым облегчением уезжали?
Социологи уверяют: причина кроется в обострении ситуации на Ближнем Востоке.

Израиль живёт как на вулкане: ракеты падают на приграничные города то с палестинской территории, то с ливанской. Конца-краю обстрелам не видно. Человеческих жертв немного, но психологический дискомфорт от сознания собственной уязвимости чувствуют жители не только приграничного Сдерота, но и удалённого от границы Тель-Авива.
И если израильские старожилы-ватики за долгие годы свыклись с мыслью о том, что они вечные мишени соседей-арабов, то новоприбывшим переселенцам из России и СССР – олимам – перспектива прожить жизнь в вечном страхе теракта вовсе не улыбалась.

Да, они уезжали на историческую родину, но вовсе не за тем, чтобы дрожать от страха или погибнуть.
Они ехали за лучшей жизнью в страну, где нет очередей за продуктами и где свободно продаются книги запрещённых писателей-диссидентов.

Но лучшей жизни они не нашли, а нашли нечто совсем другое – бесплатную работу в колхозах-кибуцах, лёгкое презрение ватиков и обязательную воинскую повинность для мужчин и женщин. А тут ещё перспектива скорой войны с Ираном.
Недавно газета «Хаарец» опубликовала статистику Центра изучения Ирана Университета Тель-Авива, согласно которой почти четверть – 23% – жителей Израиля немедленно покинут страну, если узнают, что Иран обзавёлся ядерным оружием. В центре решили копнуть глубже и понять, кто же эти 23%. Оказалось, приезжие из бывших советских республик и стран Восточной Европы, в основном из Польши и Румынии. Среди «коренных» – ватиков – желающих выехать не нашлось вообще. А теперь считаем: на сегодняшний день в Израиле живут примерно 7,5 млн. человек. Из них 1 млн. 100 тыс. – бывшие наши и около 1 млн. – вчерашние соседи по соцлагерю. Если верить статистике, выходит, что все они уже сидят на чемоданах.

«Пока нет причин говорить о каком-то бегстве евреев из Израиля, – заявил корреспонденту «Нашей Версии» Натан Щаранский, в прошлом известный советский диссидент, а позже депутат кнессета. – Но если запахнет настоящей войной, всё может измениться». А лидер партии «Наш дом Израиль», выходец из советской Молдавии Авигдор Либерман поясняет: олимам приходится сталкиваться с проблемами, о которых их предупреждали в «Сохнут» (организация, занимающаяся репатриацией в Израиль. – Прим. ред.), но о которых им не хотелось задумываться до переезда на историческую родину. Оказавшись в Израиле, многие из этих людей испытывают настоящий психологический шок. И в этом состоянии они живут здесь годами, при этом подспудно подумывая о том, чтобы вернуться в Россию.
И если Иран объявит о создании ядерного оружия, у этих людей появится формальный повод для того, чтобы покинуть Израиль. Кто-то уедет, чтобы переждать опасность, а кто-то покинет Землю обетованную раз и навсегда.
Большинство из тех, кто собирается вернуться в Россию, это люди в возрасте от 18 до 35 лет. Возраст не только самый репродуктивный, но и призывной. Представители очень популярной в Израиле общественной организации «Цель-21» уверяют, что львиная доля молодых людей, желающих перебраться в Россию, преследуют одну-единственную цель: «откосить» от службы в израильской армии.

«Дети репатриантов из бывших республик СССР и Восточной Европы и в лучшие времена не слишком рвались в армию, – поведал корреспонденту «Нашей Версии» координатор «Цели-21» Натанэль Литвинович. – А теперь, когда призывникам светит участие в настоящей войне, желающих послужить стало ещё меньше. Дать взятку и получить аналог российского «белого билета» у нас в принципе можно, но, во-первых, порядок суммы взятки очень большой, это десятки тысяч долларов, и не у всех такие деньги имеются. А во-вторых, зачем платить такие деньги, если можно просто взять и уехать?
Согласно действующему в Израиле законодательству правом на альтернативную гражданскую службу – хок шерут а-битахон – обладают только девушки, чьи убеждения исключают службу в армии. Причём тот факт, что таковые убеждения имеются, нужно будет ещё доказать, специальная комиссия станет долго и упорно проверять каждое слово потенциальной отказницы.

Официальная статистика на сей счёт отсутствует, но, если верить представителям «Цели-21», возможность не служить в армии сегодня получает примерно одна девушка из пяти-шести, уведомивших о своём нежелании брать в руки оружие во время процедуры лишкат гиюс (аналог нашей постановки на воинский учёт).
И многие родители готовы отправить своих дочерей хоть на Дальний Восток, хоть к чёрту на рога, лишь бы избавить их от военной повинности.

А вот у израильских юношей права пройти альтернативную гражданскую службу нет вовсе. Отказался взять в руки оружие – тебя ждёт тюрьма. «Именно суровость законов подталкивает молодых людей призывного возраста к мысли об отъезде, – говорит Натанэль Литвинович. – И служить-то в армии хотят немногие, а уж воевать не захочет никто из советских репатриантов и их детей.

Отсюда понятное желание уехать назад, в Россию, или, скажем, на Украину».
На Украину готовы выехать порядка 100 тыс. русскоязычных израильтян, причём большая часть из них собирается получить украинское гражданство. Ходят слухи, что на Украине вскоре будет принят закон о двойном гражданстве и многие молодые израильтяне мечтают этим воспользоваться.

«Некоторые семьи ещё 100 раз задумались бы, отпускать своих детей в Россию или нет, но сегодня у них просто нет выбора, – резюмировал Натанэль Литвинович. – Если начнётся война с Ираном – а это так или иначе неизбежно в ближайшем будущем, – молодым людям придётся идти воевать. Но далеко не все воспринимают Израиль как свою родину, таковой скорее продолжают считать Россию. Вот за неё воевать евреи точно пошли бы, так они и поступали во время Великой Отечественной войны. 148 Героев Советского Союза – шутка ли?»
Более-менее ясно, почему израильтяне советско-российского происхождения хотят покинуть Землю обетованную. Сложнее понять, почему они стремятся уехать именно в Россию, а не в Европу или США, хотя такая возможность у этих людей имеется. Так почему же всё-таки Россия? Израильский философ и публицист Лариса Найдич полагает, что отказаться от своих российских корней евреям оказалось сложнее, чем они сами рассчитывали.

До сих пор в Израиле действует так называемая политика плавильного котла, согласно которой каждый репатриант привносит в общий котёл частичку своей культуры, но черпает из общего котла уже общую, еврейскую культуру.

Теория занятная, но, как показала жизнь, несостоятельная. Дело в том, что советские репатрианты свою толику в общий котёл вносить никогда не отказывались, но вот зачерпнуть из общего почему-то не спешили. Почему?
«Образовательный и общий культурный уровень российской еврейской эмиграции был очень высоким, – объясняет Лариса Найдич. – Порядка 60% взрослых репатриантов из России конца 80-х – начала 90-х имели высшее образование, а, для сравнения, среди евреев-израильтян эта цифра составляла всего 18–20%.
Вспомните, откуда ехали в Израиль? Как правило, из мегаполисов – из Москвы, Петербурга, Киева, Ташкента, Минска, Одессы. Публика культурная, понимаете?

Неудивительно, что и статистические опросы показывают: русскоязычные иммигранты в Израиле ставят русскую культуру – литературу, музыку, живопись, гуманитарные науки – значительно выше, чем израильскую, и это принципиально отличает их от эмигрантских общин других стран».

А вот ещё немного статистики: 50% выходцев из России и стран СНГ проводят свободное время только с себе подобными, русскоязычными израильтянами. Ещё 40% – «с русскими и израильскими друзьями» и только 10% – «с израильскими друзьями».

«Всего лишь 12,5% репатриантов имели романтические отношения за пределами русской общины, а 52,7% из них ответили, что такие отношения для них невозможны в принципе, – уверяет Лариса Найдич. – Так что о смешении культур говорить особо не приходится». Добавим, что русскоязычные израильтяне предпочитают селиться компактно, скажем в Ашкелоне или Ришон-ле-Ционе, и неохотно общаются на иврите, предпочитая говорить по-русски.
В Израиле, напомним, два государственных языка: иврит – «возрождённый» древнееврейский и арабский. Русский мог бы стать третьим государственным языком. В 1998 году депутатами кнессета была предпринята инициатива закрепить за ним этот статус, но предложение не прошло, его заблокировали ватики. Тем не менее в тех же Ашкелоне и Ришон-ле-Ционе можно увидеть множество русских афиш и вывесок. В банкоматах кроме иврита и арабского предоставляется на выбор английское или русское меню, а в телефонных информационных службах можно запросто связаться с «русским» оператором.

С 2002 года в эфир выходит израильский телеканал «Израиль плюс», передачи ведутся на русском языке с субтитрами на иврите. Зрительская аудитория «Израиль плюс» составляет 11% общеизраильской. Помимо этого кабельное или спутниковое телевидение, имеющееся примерно у 90% русскоязычных семей, даёт возможность принимать и российские каналы. Известный израильский писатель и социолог Лариса Ременник утверждает, что год от года у эмигрантов растёт интерес к российским массмедиа, а также к израильской прессе на русском языке:

«Наши социологи оперируют такими цифрами: 40% русскоязычных израильтян регулярно читают русские журналы и газеты, а 31% – нерегулярно, притом что периодику на иврите регулярно читают лишь 9%, а нерегулярно – 15%.
С художественной литературой ситуация ещё более показательна: регулярно читают книги на русском 32% респондентов, и лишь 2% читают книги на иврите, ладино и идише».

Что означает столь низкий процент читающих литературу на иврите? Только одно: отсутствие интереса. Выходцы из России и бывших союзных республик продолжают оставаться в русском культурном пространстве. Вот и ответ на вопрос, почему всё-таки Россия, а не Европа и не США.

В прошлом году в кнессет снова внесли законопроект о придании русскому языку статуса государственного. Статус так и не придали, но русскоязычные депутаты добились того, чтобы языку его «повысили». «Возможно, статус русского языка будет изменён по украинскому образцу, – поясняет депутат кнессета Авигдор Либерман. – Там, столкнувшись с невозможностью придать русскому статус государственного языка, придумали термин «региональный». И теперь русский может использоваться в ряде областей Украины наравне с государственным. У нас, возможно, сделают что-то подобное».
Но даже это вряд ли удержит «бывший наш народ» от желания вернуться в Россию.

«Раньше, в 70-е, у советских евреев была такая «розовая мечта» – Израиль, – поделился своими наблюдениями с корреспондентом «Нашей Версии» известный поэт и автор-исполнитель Юлий Ким. – В этой мечте было всё: молочные реки и кисельные берега, призрачность некоей метафизической Земли обетованной и возможность обретения новой родины, единой для всех евреев. Что-то – от равенства и братства, что-то – от сказок. А уехав, многие с удивлением обнаружили, что теперь «розовой мечтой» стала Россия, возвращение. Как блудные дети, евреи стремятся назад, «домой».

Израиль, конечно, историческая родина, вне всяких сомнений, но далеко не все нашли здесь свой «дом». Отсюда и ностальгия, и стремление вернуться в прошлое, в молодость, в ту страну, откуда все мы уехали. И это вполне естественно, что нам хочется вернуться назад, в Россию».

Начало массовой эмиграции советских евреев в Израиль датируется 1970 годом. В Палестину на ПМЖ уезжали и до этого: и в 30-е, и в конце 40-х – тогда из Союза уехали довольно много военных, офицеров и даже генералов, препятствий им не чинили, даже скорее поощряли, ибо считалось, что таким образом СССР укрепляет своё присутствие на Ближнем Востоке.

Затем, после смерти Сталина, внешнеполитические пути-дороги Израиля и СССР надолго разошлись, и эмиграция временно прекратилась.

Ходили слухи, что Брежнева уговорила снова разрешить выезд его жена, еврейка по национальности. Так это или нет – неизвестно, но в 70-х начался массовый отъезд евреев. Всего с 1970 по 2006 год из Советского Союза и Российской Федерации выехали в Израиль примерно 1,9 млн. евреев.

Правда, до Земли обетованной доехали не все – по разным оценкам, примерно полмиллиона из них перебрались в Германию и Америку.

Всего в мире живут примерно 13 млн. евреев, это так называемое «этническое ядро». Причём к идее репатриации в Израиль далеко не все из них относятся позитивно.

К примеру, хасиды этой идеи не одобряют: они убеждены, что евреи равномерно расселены по всему миру неспроста, им просто-напросто заповедовано не иметь собственной государственности.

Нет желания покидать Америку в пользу Израиля и у американских евреев, заокеанская община предпочитает помогать израильтянам деньгами. На сегодняшний день перед Израилем стоит примерно та же проблема, что и перед российской деревней: молодёжь уезжает в Америку, Европу, старики умирают, и население страны мало-помалу становится нееврейским.

Есть статистические данные, свидетельствующие о том, что к 2020 году этническим большинством в Израиле станут арабы (до 53% населения страны).

Izrus.co.il - Репатрианты уезжают из Израиля: реальные цифры

Статистика, которую приводит правительство по репатриантам, покинувшим Израиль, -заведомая дезинформация. Настоящая картина происходящего говорит о демографической катастрофе...

На завершившейся недавно в Израиле Герцлийской конференции отдельная секция была посвящена 20-летию репатриации в Израиль евреев из бывшего СССР и их интеграции или дезинтеграции в израильское общество. Секция, судя по составу докладчиков, стала очередным русско-израильским междусобойчиком, лишний раз подчеркнув, что вопрос этот никого, кроме самих русских, в Израиле не интересует.

В ходе дискуссии была затронута и тема выходцев из СССР, покинувших затем еврейское государство, ставшая жупелом для различных государственных мужей, сохнутовских функционеров и политиков от "русской улицы". Тем не менее, точной цифры репатриантов, покинувших Израиль, так никто и не знает.

Правительство Израиля утверждает, что речь идет о 60 тыс. человек. Юлий Эдельштеин, в бытность министра абсорбции, говорил о 250 тысячах. На чем он основывался, неизвестно. Михаил Филиппов, пожалуй, наиболее грамотный израильский специалист по этому вопросу, озвучил официальные данные о 90 тыс. уехавших. Число "йордим" неизвестно. Когда мы обратились в ЦСУ, нам ответили, что таких данных в открытом доступе у них нет, – вспоминает Филиппов. – За специальную обработку файлов, якобы для этого необходимую, они потребовали такую плату, что даже наш НИИ не мог себе этого позволить. Такие данные есть, но слишком многим их публикация невыгодна, а независимые исследователи не могут их приобрести". "Вдумайтесь,- страна, которая ежегодно тратит миллионы на поощрение алии, почти прекратившейся в последние годы, не готова обнародовать число репатриантов, ежегодно покидающих эту страну".

На Герцлийской конференции опять прозвучала та самая цифра: Около 90 тысяч репатриантов из бывшего СССР, не прижившись на новом месте, вернулись обратно. По сравнению с другими общинами, эта цифра самая большая. Однако это всего лишь 9,3% от общего числа "русских" репатриантов. В других общинах цифры намного больше. Например, в США вернулись 15% репатриантов из этой страны, а в Аргентину – 22%. Статистика, приведенная в последнем абзаце - заведомая дезинформация.

Начнем с "возвращенцев" из других стран - эти данные опубликованы и ни для кого секретом не являются. В частности, статистика покинувших Израиль репатриантов публиковалась в ежегодных отчетах Сохнута. Согласно этим данным, рекордсменами являются выходцы из Канады - из них на доисторическую родину возвращается примерно 40%. За ними следуют репатрианты из США - 35% возвращающихся. С репатриантами из Аргентины все намного интереснее. В 2000 г., когда в Латинской Америке разразился глубочайший экономический кризис, правительство Израиля и Сохнут из кожи лезли, чтобы на гребне тяжелейшего экономического положения в Аргентине привести в Израиль как можно больше евреев из этой страны.

Однако ни смотря на все агитационные усилия и беспрецедентные экономические стимулы, в Израиль из Аргентины репатриировались чуть более 4 тыс. человек, и это при многотысячной еврейской общине Аргентины (цифры привожу по памяти, но статистика этих лет абсолютно открыта). Году примерно в 2004-2005 грянул крупный скандал, когда выяснилось, что из числа приехавших на том момент примерно 2 тыс. уже вернулись обратно, не справившись с растущей в Израиле в те годы безработице, трудностями изучения иврита и отчуждением израильского общества. Точные цифры можно найти в тогдашних публикациях в израильских газетах, в частности, в "Маариве". Думаю, с тех пор цифра вернувшихся аргентинцев могла только увеличиться, поэтому о каких 22% идет речь, мне непонятно.

Но настоящая казуистика начинается, как только речь заходит о русскоязычных репатриантах, покинувших Израиль за последние 20 лет. Забегая вперед, заметить, что мне нигде на глаза не попадались цифры репатриантов из СССР, приехавших в 70-ее годы и покинувших затем Израиль. А зря - очень много интересного можно было бы там почерпнуть.

Так вот - "Около 90 тысяч репатриантов из бывшего СССР, не прижившись на новом месте, вернулись обратно". Потрясающе интересное высказывание, как и сама цифра. Если речь идет о т.н. "вернувшихся обратно", официально признанных израильским истеблишментом, тогда к этой цифре необходимо прибавить как минимум 40 тыс. русскоязычных израильтян, проживающих в Канаде, в основном в Торонто. В израильском консульстве в Торонто при желании можно было бы получить более точную статистику. Сколько русскоязычных израильтян переселилось в США и страны Европы, не озвучено в открытых источниках.

Речь идет в первую очередь о программистах, докторантах и т.д. Смею предположить, что речь идет о нескольких десятках тысяч человек. Таким образом, де-факто, по самым скромным подсчетам Израиль покинули 150-170 тыс. русскоязычных израильтян. А это уже значительно больше, чем 6-7%, от которых официальный Израиль предпочитает традиционно отмахиваться. Но здесь важна не сама цифра, сколько процент, которых количество уехавших составляет от числа работоспособных репатриантов в возрасте 18-45 лет. У меня нет точных цифр, поэтому я воздержусь от голословных выводов. Однако смею предположить, что речь идет о как минимум 25-30%. С моей точки зрения, это катастрофа.

"не прижившись на новом месте, вернулись обратно" - в этой фразе заключается весь цинизм и дилетантство, с которым истеблишмент Израиля относится к демографическим процессам в собственной стране. Кто вернулся обратно? Офицер запаса израильской армии, родившийся в столице Киргизии г. Фрунзе, репатриировавшийся в возрасте 15 лет, обслуживший в боевых частях, получивший среднее и высшее образование в Израиле, и по прошествию почти 20 лет решивший поехать работать в Москву - это его называют вернувшимся обратно??? Те, кто приехал в Израиль со всех уголков бывшей советской империи, отслужив в израильской армии, закончив израильские вузы, создав семьи в Израиле построив образцовую карьеру, приняли в какой-то момент решение, что в Москве они смогут добиться большего, чем в Тель-Авие - их называют "вернувшимися обратно"? "Не прижившись на новом месте" - как же чиновникам хочется верить, что все уехавшие сплошные неудачники. Какая страусиная близорукость и вопиющая безответственность. Эти самые "неудачники", перебравшись в Москву, почему-то становятся востребованными журналистами, удачливыми предпринимателями и успешными менеджерами. А настоящие неудачники живут в Израиле на социальные пособия, повиснув на шее государства, и не имея никаких амбиций.

История репатриации евреев из бывшего СССР неоднозначнп, ее нельзя суммировать одним пропагандистким лозунгом, и уж тем более представить в качестве достижения той или иной структуры. В Израиль приехал почти миллион человек. Государство не сделало ничего, чтобы к этому подготовится. Израильское общество оказалось не способным адекватно воспринять экономические и социальные изменения, которым положило начало репатриация из СССР. С годами репатриация сошла на нет. Те, кто говорят о том, что еврейский резервуар в странах СНГ и Прибалтики закончился - лгут.

В одной Москве проживают как минимум 250 тыс. евреев. Почему они не едут в Израиль? Почему евреи Южной Африки, большая часть которых покинула ЮАР, поехали в Австралию, а не в Израиль? Почему евреи Латинской Америки предпочитают эмигрировать куда угодно, только не в еврейское государство? Что вообще происходит в Израиле с демографией? Ответов нет. Да и вопросы эти никто не задает. Гораздо легче вешать ярлык неудачников, и посылать пропагандистские делегации по еврейским общинам диаспоры, ни коем образом не заботясь о тех, кто уже приехал.

Исторически сложилось так, что лица еврейской национальности, проживая во многих странах мира, своего государства не имели. В 1948 году оно было создано. После этого началась репатриация в Израиль евреев, которая продолжается и в настоящее время.

Раскрытие понятия

Под репарацией понимается возвращение евреев на родину. Для стимулирования этого процесса практически сразу после обретения страной независимости был принят Закон о возвращении в Израиль лиц еврейской национальности. В документе указано, что каждый человек, имеющий еврейские корни, может по своему желанию в любое время вернуться в Израиль, став его полноправным гражданином.

Для кого доступна

Лицу, которое хотело бы получить статус репатрианта, необходимо подтвердить, что у него есть еврейские корни. Как доказать что ты еврей? Для этого следует предоставить свидетельство о рождении, где была бы указана принадлежность к указанной национальности. Однако таким простым путём разобраться в этой проблеме удаётся далеко не всегда.

Сразу после начала процесса репатриации в Израиль хлынул большой поток переселенцев, многие из которых могли только на словах сообщить, что они являются евреями, не представив никаких подтверждающих документов. Чтобы навести порядок, в Израиле было принято решение передать этот вопрос в ведение раввинского суда, который имеется в каждой стране мира, где живут евреи.

Алгоритм действий здесь таков. Лицо, желающее подтвердить свои корни, обращается в раввинский суд и предоставляет туда все документы, которые хотя бы косвенно свидетельствуют о его принадлежности к этой национальности. Суд изучает представленные сведения и на их основании выносит решение, которое является обязательным для исполнения всеми государственными органами страны. Если оно положительное, то истец без проблем становится репатриантом. Если же вердикт раввинского суда будет отрицательным, то лицу, желающему перебраться на жительство на Землю обетованную, придётся идти другим путём.

Стать репатриантом также можно, приняв иудаизм. Однако подобным образом поступают не многие, так как после гиюра – так называется обряд посвящения – на них накладывается ряд ограничений в повседневной жизни, соблюдать которые готовы далеко не все.

Других способов репатриации нет, и те, кто захочет перебраться в эту страну, должны будут получить , затем право на ПМЖ и только после этого ходатайствовать о получении гражданства.

Какие существуют программы

Одной из основных задач государства является переселение на Землю обетованную как можно большего числа лиц еврейской национальности. Для этого разработаны программы репатриации в Израиль в 2019 году, которые призваны активизировать процесс переселения. Они рассчитаны на разные категории граждан, и тем, кто готовится к переезду, с ними следует заранее ознакомиться, чтобы выбрать подходящую.

Программу для себя смогут найти:

  • молодые люди, желающие получить в Израиле высшее образование;
  • квалифицированные специалисты;
  • одинокие люди, планирующие создать семью;
  • пенсионеры.

Также в стране имеются программы для лиц, имеющих определённые профессии. Например, на Земле обетованной есть нехватка среднего медицинского персонала, и те, у кого имеется подтверждённая документами специальность медсестры или медбрата и чей возраст не превышает 33-х лет, после полуторагодичной успешной стажировки в одном из медицинских учреждений страны сразу получают израильское гражданство.

Для детей и молодежи

Родители, получившие право на репатриацию, могут быть спокойны за будущее своих детей – в Израиле те смогут получить хорошее образование. Приехав, сыновья и дочери переселенцев будут сразу оформлены в детсад или в школу, где, помимо прочего, получат возможность освоить иврит. Молодых же людей, желающих стать студентами, ожидают подготовительные отделения вузов. Если выяснится, что абитуриенты недостаточно знают иврит, то у них будет возможность обратиться в ульпан и пройти курс подготовки. Первые 5 месяцев обучения бесплатны.

Какими правами наделены несовершеннолетние

В Израиле дети имеют права на:

  • жильё, питание и предметы быта;
  • медицинское обслуживание;
  • равенство;
  • возможность свободно высказывать своё мнение;
  • развитие себя как личности.

Случаи физического и морального насилия в семьях строго пресекаются действующими законами, вплоть до лишения отца и матери родительских прав и привлечения их к уголовной ответственности.

Программы абсорбции

Семьи, исповедующие иудаизм, могут воспользоваться программами адсорбции, предназначенными для правоверных иудеев. Чаще всего верующие переселенцы выбирают ту из них, которая называется «Дома вместе». Благодаря ей, они сразу погружаются в среду и получают возможность постоянного общения с местными жителями, что позволяет быстрее адаптироваться в стране. Правоверные иудеи, предпочитающие сельский образ жизни, часто выбирают переселение в кибуц, что тоже несложно сделать в рамках одной из программ адсорбции.

Трудоустройство и профподготовка

Программа переселения евреев в Израиль предусматривает определённые льготы для тех из них, кто владеет наиболее дефицитными в стране специальностями. Прежде всего, это касается возможности записаться на курсы переподготовки и подтвердить свой диплом или получить новую профессию. Перед тем , это на льготных условиях могут сделать лица, владеющие следующими профессиями:

  • юриста;
  • программиста;
  • банковского специалиста;
  • инженеров разной направленности.

Однако переезжающим в страну гуманитариям, например, филологам, не стоит огорчаться, т.к. они тоже смогут рассчитывать на льготы. Финансовая помощь доступна обучающимся в университетах студентам и работающим над диссертациями аспирантам – они могут рассчитывать на стипендию.

Получение льгот и пособий


Земля обетованная стремится создать своим новым гражданам все условия для быстрой адаптации в стране. В связи с этим система оказания им помощи постоянно совершенствуется. В 2019 году репатриантам в Израиле предоставляются существенные льготы. Главная из них – это освобождение от налогового обложения средств, поступающих из-за границы. Это очень существенно, если учесть, что все остальные граждане страны независимо от своих доходов в виде налогов должны перечислять в казну 50% заработанных средств. Названной льготой репатрианты имеют право пользоваться в течение 10 лет с момента переезда.

Для пенсионеров

Возраст перебирающихся в Израиль репатриантов неограничен, и в страну переезжает большое число пенсионеров, рассчитывающих на обеспеченную старость. Следует учитывать, что возраст выхода на больше, чем в России, поэтому реэмигрантам из нашей страны, которые здесь его достигли, а в Израиле нет, придётся ещё поработать. Пенсия в этой стране состоит из двух частей: пособия по старости и отчислений за трудовой стаж. На вторую составляющую смогут рассчитывать только те переселенцы, которые приехали в страну минимум за десять лет до достижения пенсионного возраста и все последующее время работали.

Государственные выплаты

Размер пенсии в Израиле напрямую зависит от продолжительности трудового стажа. Однако независимо от её величины, все переселенцы по линии репатриации смогут пользоваться рядом льгот. Так, они будут иметь право оплачивать только половину стоимости:

  • проезда в общественном транспорте;
  • пользования телевидением;
  • билетов на культурно-массовые мероприятия;
  • лекарств, входящих в социальную корзину.

Выплаты в этих случаях для пенсионеров-репатриантов непрямые – они просто будут вносить половину стоимости, а остальную часть доплатит государство.

Пособие по старости

Нередки ситуации, когда прибывшие в страну репатрианты достигли соответствующего возраста, но не имеют необходимого стажа для получения полной пенсии. В таком случае они могут рассчитывать на пособие по старости, но при этом должны соответствовать одному из следующих критериев:

  • жить в кибуце;
  • от государства получать пособие по безработице либо же в связи с потерей трудоспособности;
  • несмотря на пенсионный возраст, трудиться и, кроме того, иметь двоих детей.

Размер пособия привязан к прожиточному минимуму в стране и ежегодно пересматривается.

Для предприятий

Если у репатрианта за границей имеется фирма, то получаемый от её работы доход налогами в Израиле не облагается. Идя на такой шаг, государство рассчитывает, что вернувшиеся на историческую родину переселенцы будут инвестировать заработанные за рубежом средства в экономику Земли обетованной.

Использование собственных сбережений

В отдельных случаях репатриант может получить 20-летнюю отсрочку уплаты налога на прибыль. В частности, это возможно, если он докажет, что капитал, который её приносит, заработан до того, как его владелец перебрался в Израиль.

Основные этапы

Процесс репатриации сам по себе довольно сложен, и не каждый знает, с чего начать, чтобы потратить на него минимум времени и ресурсов. Чтобы процесс шёл гладко, можно заручиться поддержкой компетентного в вопросах эмиграции юриста или же всё сделать самому, строго придерживаясь приведенного ниже порядка действий.

Подготовка документов

На начальном этапе следует собрать необходимые бумаги для израильского консульства, которые бы подтверждали право лица на выезд в эту страну. Их список внушителен, и подойти к их сбору следует со всем тщанием – от этого зависит получение разрешения. Основными из документов являются:

  • загранпаспорт;
  • свидетельства о рождении и браке;
  • цветная фотография 3 ×4;
  • аттестат об окончании школы;
  • диплом вуза;
  • любые официальные бумаги, которые бы подтвердили, что выезжающий является евреем.

Если переселяющийся муж или жена берут с собой несовершеннолетнего ребёнка, то в числе документов для репатриации в Израиль из России должно быть нотариально заверенное разрешение на это от второго родителя. Каждый из представленных документов должен быть подлинным, так как в случае обнаружения любых фиктивных справок лицу, их представившему, въезд в страну будет закрыт на 10 лет.

Следует помнить, что выезжающий должен подтвердить наличие в Израиле жилья, в котором он после приезда смог бы остановиться. Здесь может быть ряд вариантов – от комнаты у родственников до общежития, предоставляемого «Сохнут», – но любой из них должен быть документально подтверждён.

Если есть судимость

Процесс возвращения на историческую родину лиц, преступивших закон и отбывших за это наказание, связан с определёнными сложностями. С одной стороны, на может рассчитывать любое лицо, доказавшее, что оно является евреем. С другой, страна не заинтересована в том, чтобы сюда на жительство перебирались личности с криминальным прошлым, поэтому в таких случаях во въезде часто отказывает.

Чтобы возвращение на историческую родину состоялось, будущий репатриант имеет возможность пойти двумя путями. Если он не спешит с переездом, то может просто дождаться погашения судимости – это в среднем занимает от 5 до 7 лет после окончания срока отбытия наказания – и затем законно получить справку, что он чист перед законом.

Если же лицо торопится с переездом, считает, что было осуждено незаконно и т.д., то может представить в консульство материалы по своему делу и дать по ним подробные разъяснения. Иногда это помогает получить разрешение на репатриацию.

Проверка в консульстве


После того как сбор документов завершён, следует записаться для собеседования в израильском консульстве. Сделать это можно по телефону или с использованием электронной почты. Перед беседой следует заполнить анкету репатрианта, где необходимо правдиво и исчерпывающе ответить на все поставленные вопросы.

Если в Израиль выезжает семья, то на встречу в консульство должны прибыть все её члены, включая несовершеннолетних детей.

Обращение за консультацией в агентство

У потенциальных переселенцев, как правило, возникает много вопросов, и они не всегда знают, как их решить. Проблемой репатриации в Израиль занимается агентство «Сохнут», созданное специально для этой цели.

Отдел «Сохнут», где оказывают помощь новым репатриантам, есть практически в каждом крупном городе, и найти его несложно. Помимо получения консультации, там можно записаться на курсы иврита и прибыть на Землю обетованную уже с определённым знанием языка. Кроме того, сотрудники агентства помогут переселенцу подобрать подходящую программу репатриации.

Перед вылетом

Перед тем как отправиться в Израиль, следует связаться с представителем Министерства алии и адсорбции – его телефон можно получить в «Сохнут» – и сообщить ему номер рейса. В этом случае прибывшего на Землю обетованную репатрианта встретят в аэропорту и помогут быстро пройти все процедуры. В случае если имеет место накладка, и прибывшего никто не встретил, можно бесплатно позвонить со специального телефона уже в израильском аэропорту.

Дальнейшие действия по прибытии в страну

После того как самолёт приземлился в Израиле и пограничный контроль и таможня успешно пройдены, репатрианты могут считать, что основные сложности, связанные с переездом, уже позади. Им останется лишь посетить несколько учреждений, после чего следует заниматься вопросами трудоустройства и налаживания быта.

Открытие банковского счета

Сразу же после прибытия репатрианту нужно обзавестись собственным счётом, а для этого посетить банк. Это необходимо, прежде всего, для того, чтобы на него могли поступать средства, положенные переселенцу в виде помощи со стороны государства. Выбор банка репатриант делает сам исходя из предлагаемых там условий. Сама процедура открытия счёта занимает не более 15-20 минут.

Посещение Министерства алии и абсорбции Израиля

Лицо, совершившее алию в Израиль, на первых порах нуждается в советах и практической помощи по разным вопросам, будь то собственное трудоустройство или оформление детей в садик. Этим занимается Министерство алии и адсорбции, представительства которого открыты во всех крупных населённых пунктах страны. Сразу после приезда туда следует зайти, чтобы получить свидетельство репатрианта, дающее право на льготы, а также оставить реквизиты банковского счёта для переводов. Здесь же репатриант сможет получить номер телефона, по которому можно будет позвонить для оперативной консультации по возникшему вопросу.

Регистрация и оформление медицинской страховки


Болезнь может подстеречь человека в самый неподходящий момент, поэтому в один из первых дней пребывания в стране репатрианту нужно прикрепиться к больничной кассе. Медицинское страхование в Израиле осуществляют четыре таких кассы, репатриант вправе выбрать любую из них.

Каждая из данных организаций имеет свою специфику, но срочную медицинскую помощь можно будет получить в любой из них. Обычно репатрианты предпочитают ту поликлинику или больницу, которая ближе всего от их дома. Для прикрепления в любом почтовом отделении следует воспользоваться услугой «ораат кева», после чего счёт переселенца будет прикреплён к выбранной им больничной кассе.

Повторная репатриация в Израиль

Бывают случаи, когда переселенец, прожив на Земле обетованной какое-то время, надолго покидает её, а затем хочет вернуться сюда опять, повторно получив статус репатрианта. Это можно сделать, однако следует учитывать, количество льгот, положенных второй раз возвращающемуся на историческую родину лицу, будет сокращено до минимума. Кроме того, если он отсутствовал в Израиле более пяти лет, то столкнётся с бюрократическими препонами, и оформление разрешительных документов займёт много времени.

Повторно репатриирующееся лицо должно знать о том, что оно не сможет рассчитывать на медицинские льготы. Чтобы этого не произошло, лицам, выезжающим с Земли обетованной и знающим, что они сюда рано или поздно вернутся, стоит продолжить платить взносы в больничную кассу. В этом случае их льготная медицинская страховка сохранится и, вернувшись, они смогут продолжить ею пользоваться.

В заключение

Еврейская мудрость учит: «Весело приветствуй каждого». Поэтому прибывшие репатрианты могут рассчитывать на радушный приём и всемерную поддержку практически любого гражданина этой страны, что даст им возможность быстрее приспособиться к новой жизни и стать своими на Земле обетованной. Остаётся только сделать первый шаг и подать документы на репатриацию.