Все о тюнинге авто

Региональные рынки и их функционирование. Сущностная характеристика регионального рынка услуг Специфика региональных рынков

Тема 12. Региональные рынки и их функционирование

1. Региональные рынки: понятие, структура.Региональный рынок потребительских товаров и услуг.

2. Рынок капиталов. Рынок недвижимости.

3. Рынок труда. Валютный рынок

4. Рынок услуг (банковских, страховых, аудиторских, информационных)

1. Региональные рынки: понятие, структура. Региональный рынок потребительских товаров и услуг

В законе Российской Федерации «О конкуренции и ограни­чении монополистической деятельности на товарных рынках» ре­гиональный рынок определяется как сфера обращения товаров в пределах субъекта Федерации. В этом опре­делении отчетливо просматривается административно-территориаль­ный подход к региональным явлениям. Региональные рынки разных уровней входят или в национальный рынок, в единое экономи­ческое пространство страны, или в мировой рынок, в единое экономическое пространство планеты.

Региональный рынок - это совокупность локальных отношений покупателей, персонифицирующих платежеспособный спрос, и продавцов, персонифицирующих предложение товаров, опосредованных рыночной ценой на товары в каждом данном регионе.

Платежеспособный спрос, от которого зависит удовлетворение разнообразных безграничных потребностей людей, включает: а) потребительские расходы граждан на товары личного потребления, б) инвестиционные расходы частных предпринимателей на капитальные ресурсы, в) государственные расходы и г) расходы зарубежных покупателей в размере чистого экспорта (экспорт минус импорт).

Платежеспособный спрос характери­зуется суммой денежных средств, которую население готово направить на покупку товаров и услуг. Объем и структура платежеспособного спроса в разных районах страны и для различ­ных социально-экономических групп населения различна.

Предложение товаров определяется рыночной ценой произведенной в регионе конечной продукции в течение года (валовым внутренним продуктом региона), а также разницей между ввозом продукции в регион и вывозом продукции из региона. Структура предложения определяется межотраслевой конкуренцией предпринимателей и государственным регулированием, устанавливающими пропорции регионального воспроизводства в смешанной экономике.

Следует различать общие объемы спроса и предложения и объемы спроса и предложения на отдельные виды товаров, сезонные и циклические колебания спроса и предложения, экзогенные и эндогенные факторы спроса и предложения.

1) рынок потребительских товаров и услуг;

2) рынок капиталов;

3) рынок недвижимости;

4) рынок труда;

5) валютный рынок;

6) рынок услуг (банковских, страховых, аудиторских, информационных)

Региональные рынки неоднородны. По территориальной организации сферы обращения можно выделить поселенческие рынки в населенных пунктах сельской местности, городские, об­ластные, республиканские, межобластные, межреспубликанские и межрегиональные рынки. Все рынки взаимосвязаны друг с другом и обслуживаются соответствующими составляющими рыночной инфраструктуры.

Рыночная инфраструктура – совокупность отраслей, обеспечивающих нормальное функционирование товарного обращения и требующих обычно значительных инвестиций. Инфраструктура обладает многими характеристиками общественного товара и включает: торговые склады и помещения, биржи, банки, таможенные терминалы и др.

Региональный рынок - рынки отдельного региона, отличающиеся как местоположением, так и видами представленных на них товаров, ценами, конъюнктурой, спросом и предложением товаров.

В систему региональных рынков входят:

Потребительский рынок (рынок благ);

Рынок земли и недвижимости;

Рынок труда;

Рынок капиталов (кредитный рынок и рынок ценных бумаг);

Рынок информации;

Рынок природных ресурсов;

Рынок культурных ценностей;

Рынок образовательных услуг и др.

38. Сущность и эволюция государственного регулирования регионального развития.

39. Состав компонентов стратегического плана развития крупного города.

План - документ, содержащий систему показателей комплекс различных мероприятий по решению социально - экономических задач. В нём отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники обеспечения, порядок и сроки их выполнения.

Цикл на стадии выполнения плана включает следующую последовательность действий:

    Выбор приоритетных на ближайшую перспективу направлений стратегического развития города.

    Отбор мер, программ и проектов из полного перечня стратегических действий.

    Разработка плановых документов по реализации предложенных в Плане мер стратегического характера.

    Выработка схем и формирование источников финансирования программ и проектов Стратегического плана.

    Реализация программ, проектов и мер, включенных в Стратегический план города.

    Мониторинг выполнения плана.

    Оценка эффективности реализуемых стратегических мер.

    Выработка предложений по корректировке Стратегического плана.

40. Управление региональными рынками.

Управление региональными рынками предполагает воздействие субъектов управления на объект ради достижения заранее спланированных целей, которые региональные органы поставили перед собой в рамках исполнения программно-целевого метода. Основные цели управления региональными рынками – это обеспечение сбалансированности рынков в регионе, удовлетворение потребностей населения, обеспечение экономической эффективности развития региона. Объектами управления являются население, предприятия, организации, сельскохозяйственные предприятия, объекты рыночной социальной инфраструктуры региона. Функции управления региональными рынками следующие. 1. Аналитическая. Экономическая диагностика развития рынков, исследования региональной рыночной конъюнктуры, исследования конкурентной среды, анализ институтов региональных рынков, исследование всей рыночной инфраструктуры в целом. 2. Организация и контроль. Процесс построения органов управления региональными рынками, упорядочение их взаимосвязей, информационного потока ради обеспечения контроля. 3. Планирование. Разработка стратегических и тактических планов по развитию системы региональных рынков. 4. Координация. Разработка законов, нормативов, программ. 5. Мотивация. Льготы предприятиям, кредиты в целях повышения покупательной способности населению. По отношению к функционированию региональных рынков существуют основные теории, посвященные анализу функционирования рынка регионов. I. Теория размещения производства и средств обращения. В этой теории упор делается на анализ пространственных проблем размещения предприятий, транспортных сетей. II. Теория рыночных потенциалов и пространственного взаимодействия. Эта теория сосредотачивает внимание на региональных и внутрирегиональных связях, перемещении товаров, услуг, капиталов. III. Теория центральных мест. В этой теории города в регионе рассматриваются как рыночный центр снабжения прилегающей сельской местности товарами и услугами. IV. Теория геомаркетинга. Эта теория упор делает на исследование пространственных характеристик региональных рынков, месторасположение покупателей. В рамках теории проводится географическая сегментация регионального рынка для формулирования стратегии продвижения товаров на каждой территории. V. Теория пространственного распространения товаров. В этой теории региональный рынок рассматривается как система каналов распределения товаров в сфере обращения регионов, то есть рынок рассматривается не только как финансово-экономический, но рассматриваются и его материальные стороны перемещения товаров от производителей к потребителям. VI. Институциональная теория. Региональный рынок – это система взаимодействующих субъектов сферы обращения региона, которая выступает в различных организационных формах и обеспечивает торгово-экономические и финансовые связи между производителями и потребителями. Все теории рассматривают проблему экономической диагностики региональных рынков, которая представляет собой сбор, анализ и интерпретацию данных об основных факторах, воздействующих на социально-экономические процессы и влияющих на формирование региональных рынков. Основа экономической диагностики – это конъюнктурные исследования, текущие наблюдения за состоянием рынка и его динамики, анализ причин, прогноз состояния конъюнктуры. При этом рассматриваются два основных понятия: Общерегиональная рыночная конъюнктура и конъюнктура товарных региональных рынков. Общерегиональная конъюнктура определяет состояние на данный момент всей системы региональных рынков, всех их видов. Конъюнктура товарного рынка – это изучение текущих изменений в производстве и реализация отдельного товара (группы товаров) на территории региона. В зависимости от условий и особенностей региональных рынков количество факторов, воздействующих на рыночную конъюнктуру может сильно меняться. Все факторы делятся на контролируемые и неконтролируемые. Контролируемые находятся в компетенции руководства региона. Это, например, определение товарного ассортимента, регулирование объема производства, ценовая политика (особенно на энергоносители), сбытовая политика, выбор стратегии развития региона, информационная политика. Неконтролируемые факторы не определяются органами власти, но влияют на принимаемые решения и на развитие региона. Это факторы макроуровня и мезоуровня. Факторы макроуровня (мировые тенденции, политика государства).

  • Необходимо, в первую очередь, создать государственный контроль за функционированием денежных потоков в России.
  • В законе Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» региональный рынок определяется как сфера обращения товаров в пределах субъекта Федерации. По своей экономической сущности региональный рынок – это совокупность высоколокализованных социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена (обращения), формируемых под влиянием спроса и предложения каждого территориально-административного образования и с учетом адекватных методов регулирования конъюнктуры рынка и процессов принятия коммерческих решений.

    Региональные рынки могут существовать как при административно-командной система, так и при рыночной экономике. В первом случае рынки развиваются и функционируют в соответствии с логикой административно-командного управления. С переходом к рыночным пропорции воспроизводственного процесса формируются через воздействие рыночных инструментов регулирования: цены, налоги, проценты за кредит и др.

    Региональные рынки неоднородны. Так, по территориальной организации сферы обращения можно выделить поселенческие рынки в населенных пунктах сельской местности, городские, областные, республиканские, межобластные, межреспубликанские и межрегиональные.

    Для каждого вида рынков присущи соответствующие инфраструктура с особенностями размещения, развития и функционирования, емкость рынка, каналы и схемы товарообразования.

    Региональные рынки можно объединить в систему, которая представляет собой совокупность рыночных образований различного типа, цель которых – обеспечение эффективного развития и функционирования регионального воспроизводственного процесса, воспроизводства орудий и предметов труда и рабочей силы. В систему региональных рынков входят:

    Потребительский рынок (рынок благ);

    Рынок средств производства;

    Рынок земли и недвижимости;

    Рынок труда;

    Финансовый рынок;

    Рынок информации;

    Рынок природных ресурсов;

    Рынок культурных ценностей;

    Рынок образовательных услуг.

    Все рынки взаимосвязаны друг с другом, они обслуживаются соответствующими составляющими рыночной инфраструктуры.

    Механизм формирования и функционирования потребительского рынка региона представляется как взаимодействие объективно действующих факторов, явлений и процессов в сфере производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, сложившихся на данной территории.

    Функционирование регионального потребительского рынка определяется связями: между потребностями населения региона и производством; спросом и предложением на региональном рынке товаров и услуг; дифференциацией доходов и характером потребления; уровнем и структурой потребления; текущим потреблением и накоплением; обобществленной и индивидуализированной формами потребления и др.

    Региональный рынок средств производства – такая территориальная организация сферы обращения, которая непосредственно обеспечивает субъекты реального сектора экономики необходимыми средствами производства на основе использования рыночных механизмов.

    Субъектами регионального рынка средств производства являются производители средств и предметов труда, с одной стороны, и их потребители, предприятия реального сектора экономики – с другой, находящиеся как в пределах границ конкретного региона, так и вне его.

    Структура регионального рынка средств производства определяется целым комплексом факторов, начиная от природно-климатических условий региона, его специализации и заканчивая характером товарного обращения конкретных видов средств производства, степени наукоемкости и долговечности.

    В этой связи к основным группам средств производства регионального рынка относятся:

    1) рынки топливно-энергетических ресурсов, имеющих базовое значение для экономики региона и эффективности ее функционирования;

    2) рынки цветных и черных металлов;

    3) рынки машиностроительной продукции, определяемые как специализацией производства в регионе, так и характером и структурой технологического потребления, включающие:

    Рынок станкостроительной и станкоинструментальной продукции;

    Рынок сельскохозяйственных машин;

    Рынок продукции лесного и деревообрабатывающего машиностроения и т.п.

    Региональный финансовый рынок – сфера экономических отношений по вопросам купли, продажи и размещения финансово-кредитных ресурсов в регионе, а также их воспроизводства и регулирования в условиях изменившегося спроса и предложения.

    Особенностью регионального финансового рынка является его весьма условная обособленность в силу многогранности взаимосвязанных и взаимодействующих сегментов и тех конкретных целей и задач, которые ими решаются.

    В этой связи принято различать региональный рынок краткосрочных кредитов, или денежный рынок; рынок капиталов, или среднесрочных и долгосрочных кредитов, т.е. рынки, сформированные по принципу обслуживания движения основного и оборотного капиталов.

    Наибольшее развитие в системе регионального финансового рынка получили рынок банковских кредитов и рынок ценных бумаг.

    Источником формирования денежных, кредитных ресурсов в регионе являются средства федерального и регионального бюджетов, предприятий и организаций различных форм собственности, финансово-кредитных учреждений, денежные сбережения населения и иностранный капитал, определяющие масштабы предложения денежных ресурсов.

    Региональный рынок недвижимости представляет собой обособившуюся часть сферы регионального обращения, где происходит купля-продажа специфических товаров на основе товарно-денежных отношений с обязательной сменой собственника.

    Региональный информационный рынок – новый и пока находящийся в стадии своего формирования сегмент регионального рынка, активно взаимодействующий со всеми другими его структурами посредством актов-купли продажи информационных ресурсов.

    Субъектами регионального информационного рынка являются участники всех без исключения региональных рынков, нуждающихся в достоверной информации о рыночной конъюнктуре, системе и динамике цен, характере конкурентной борьбы и конкурентах, а также различные специализированные институты по сбору и обработке рыночной информации, способные оперативно ее предоставить заказчикам-пользователям в удобной для них товарной форме (маркетинговые центры, рекламные агентства, ярмарки и выставки, региональные структуры Госкомстата России и др.).

    Все вышеперечисленные региональные рынки функционируют в едином территориальном информационном пространстве, тесно взаимосвязаны между собой общими целями, экономическими ресурсами и эквивалентно-возмездными формами экономических отношений, придавая процессу территориального воспроизводства целостный и специфический характер

    44. Регионал.эк-я политика РФ: цели и задачи. В «Осн. положениях о рег-ной политике в РФ» под рег. политикой пони-мается система целей и задач органов гос.власти по упр-ю политич., экон., соц-ным развитием рег-нов, а также механизм их реализации; Это особый вид гос.политики в сфере регул-ния развития страны в регионал-м аспекте. При разраб-ке рег. Политики следует учит-ть: неравенство рег-нов (огромные тер-рии, различ.условия); использ-ние выгод от разнообразия условий рег-на; сочетание нац-ных и местных интересов (неравномерность расселения); различ. эк-кое развитие рег-нов (узкоспециализир-ные рег-ны). Гл. цель (на 10 ближ.лет) – стабилизация пр-ва, возобновление эк.роста в каждом рег-не, повышение ур-ня жизни, создание науч-техн.предпосылок. Рег-ная политика опред-ся: ур-нем развития Федеративных отнош-й, единстве и террит-ной целостности, осущ-нием мер эк-го, адм-го и правового хар-ра, прав и свобод ч-ка и т.д. При разраб-ке общерос-х прогнозов особое место отводится регионам- соц-эк. развитие; соверш-ние рег.эк.политики; прогноз-ние платежеспособ.спроса; изучение рег-ных рынков; оценка фин. и др.возмож-тей; осущ-ние федер.целевых программ. Федер.цел.прогр. направлены на применение таких форм, как: участие гос-ва в наиболее эффектив.инв-ных проектах;размещение гос-х заказов; поддержка наукоемких пр-в; создание усл-й для формир-ния свобод.эк.зон; кадровый потенциал; содействие малому и сред.бизнесу

    45.Сущность и система стратегич-го план-ния. Стр.план-ние – особый вид деят-ти людей-плановой работы, состоящей в разраб-ке стратег.реш-й (в форме прогнозов,проектов), предусматр-щих выдвижение целей стратегий поведения соотв-щих объектов упр-я, реализация кот-х обеспеч-ет их эффектив-е функц-ние в долгосроч.перспективе, быструю адаптацию к меняющимся усл-ям. Черты страт.план-ния : 1.устремленность на долгосроч. и среднесроч. перспективу (более 1 года); 2.ориенация на реш-е ключевых, определяющих для планируемой системы целей; 3.органическая увязка намечен-х целей с объемом и стр-рой рес-в, треб-ся для их достиж-я; 4.учет возд-вия на объект план-ния. Содержание страт.план-ния раскрывают его процедуры: 1.стратег-е прогноз-ние; 2.программир-ние (проекты стратег.программ); 3.проектир-ние (проекты стратег.планов различ-х ур-ней нац-ной эк-ки). Прогноз-ние – важнейшая форма плановой деят-тисост-ей в предвидении состояния объекта прогноз-ния в опред. момент будущего. Содержание прогноз-ния – разраб-ка выборочных, долгоср. и среднеср. прогнозов, касающихся нац.эк-ки в целом, ее подсистем и эл-тов. Функции страт. прогноз-я: 1.предсказател-я – описание возможных перспектив; 2.предписател-я – подготовка проектов реш-я разл.проблем план-ния, использ-ние инф. в будущем. Множ.хар-р гос.проблем ведет к разраб-ке системы прогнозов. По масштабу прогноз-я выделяют:1)макроэкон-кие (развитие нац.эк-ки в целом) и структур-е (межотраслевые и межрегион-е прогнозы); 2)прогнозы развития отдел-х комплексов нац-й эк-ки (агропромыш., инвестиц-й и т.д.); 3)отраслевые и регионал-е; 4)прогнозы деят-ти хоз.субъектов и отдел. пр-ва продукта. По времени и хар-ру реш-я проблем: 1)стратег-е и тактич-е (предвидение важнейших хар-к формир-ния управ-х объектов в среднеср. и долгоср.перспективах); 2)оператив-е – выявление возм-тей по реш-ю конкрет.проблем срат.прогнозов в текущ.перспективе, период данного прогноза: краткоср.-1 мес.-1 год; среднеср.-1-5 ле.; долгоср.-5-15-20 лет; дальнесрочные – свыше 20 лет. По хар-ру исслед-я объектов: развитие эк., соц., внутриполит.отнош-й; соц-эк.предпосылок и последствий НТР; динамика развития нац-й эк-ки; состояние рынка труда; воспр-во осн.кап-ла; объемы инвестиций. По направлениям прог-ние: 1)поисковый – условное продолжение в будущее тенденций развития исследуемого объекта в прошлом и настоящем и отвлекается от условий, способных изм-ть эти тенден-и. 2)нормативный – разраб. на базе заранее опред-х целей. Задача – опред-ть пути и сроки достиж-я возмож-х состояний объекта в будущем. Программ-ние – 2 ступень страт.план-я. Базир-ся на прогнозных разраб-ках. Цель-составление проектов целевых комплексных программ, реш-е важн.проблем развития нац.эк-ки страны, межотрасл-х, отрасл-х, локал-х проблем. Программа макроэк.страт.план-ния – научное предвидение состояния к-л локал.объекта упр-я в опред.срок (ч/з 5,10,15 и более лет). Проектир-ние – заключ.ступень всех процедур страт-го план-я. Назначение – разраб-ка проектов страт.план-ния всех ур-ней и врем-х горизонтов. Проект страт.плана – проект упр-го реш-я по реализации страт.полиики соотв-х субъектов упр-я на ур-нях: первичного звена (хоз.субъектовы, собств-ов, мест.орг.власти и т.д.); страны в целом (партии, коалиции партий, стоящих у власти). Страт.план – научное предвидение состояния целостного объекта упр-я делового пред-ия, их ассоциаций, региона, страны в опред.момент

    – комплексное понятие, которое характеризуется рыночными отношениями в открытой динамичной системе. В узком смысле – это территориально ограниченная система товарных отношений между предъявителями предложения и спроса (между производителями товаров/услуг и потребителями). В рамках таких отношений осуществляется кругооборот вещественных или денежных потоков в конкретном регионе (области/республике).

    Специфика понятия и виды регионального рынка

    Региональный рынок отображает социально-экономические связи, которые возникают в момент купли-продажи. В ходе таких связей формируется распределение и обмен продукции/услуг с учетом ценовых эквивалентов, спроса, а также предложения.

    Классификация региональных рынков обширна - она строится с учетом механизма функционирования рынка, объекта купли-продажи, видов и т. д. В зависимости от вида все рынки делятся на:

    • рынок рабочей силы;
    • (ценных бумаг, кредитный, ипотечный, валютно-денежный и т. д.);
    • потребительской продукции;
    • инвестиционных товаров;
    • земельных ресурсов;
    • недвижимости (жилой/коммерческой);
    • услуг (производственных/материальных);
    • информационный (знания и авторское право);
    • рынок инноваций.

    Региональный рынок выполняет ряд функций, которые делятся на две обширные категории: опосредованные и непосредственные. Опосредованные функции – функции регионального рынка, которые способствуют развитию межрегиональных товарно-рыночных отношений, а также росту национальной экономики, международных экономических связей с влиянием на социальную сферу в конкретном государстве.

    Непосредственные функции регионального рынка включают:

    • обмен с распределением продукции или услуг;
    • реализацию отношений материальной/нематериальной собственности;
    • создание конкурентной среды с индивидуальным воспроизводством конкурентоспособных товаров/услуг;
    • развитие сегментированной рыночной структуры.

    Региональный рынок в контексте конкурентной среды

    на рынке определяется правами и возможностями производителей свободно реализовывать товары или услуги под действием спроса покупателей. Поэтому для регионального рынка характерна конкуренция, которая делится на виды:
    • чистая конкуренция – образована производителями товаров/услуг и потребителями, которые имеют спрос на однотипную продукцию;
    • – вид конкуренции на региональном рынке, образованный множеством производителей и потребителей;
    • олигополистическая конкуренция – конкуренция на рынке, образованная минимальным числом производителей, чувствительных к ценообразованию.

    Стратегии развития регионального рынка

    Стратегический план развития регионального рынка зависит от конкретного государства. Непосредственно в России прибегают к следующим механизмам развития региональных товарно-рыночных отношений:

    • своевременной реструктуризации производственной сферы в конкретном регионе;
    • развитию региональной экономики с учетом ресурсного потенциала территории;
    • развитию конкурентоспособной среды;
    • общему экономическому развитию региона (одна из эффективных мер – запрет на монополию);
    • повышению покупательной способности у населения (для возможности приобретать предлагаемую производителями продукцию или пользования рыночными услугами).

    Таким образом, региональный рынок – динамическая конкурентная среда, в которой возникают отношения между потребителями и производителями. Региональный рынок фактически является структурной единицей общей экономики государства.

    Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

    Региональный рынок - это территориально обусловленная, сложноорганизованная и открытая система товарных отношений и связей, посредством которых осуществляется контакт между предъявителями спроса и предложения, способствуя кругообороту материально-вещественных, финансово-кредитных и денежных потоков в регионе и за его пределами; а также эволюционному формированию новой институциональной среды в регионе

    Структура регионального рынка по видам реализуемых товаров и услуг подразделяется на рынок потребительских товаров, рынок инвестиционных товаров: рынок средств производства, земельных ресурсов, рынок рабочей силы (труда); территориальный финансовый рынок, который имеет подвиды: рынок ценных бумаг, валютно-денежный, ипотечный, кредитный рынок; также можно выделить рынок недвижимости, прав собственности; рынок информаций: знаний, ноу-хау и другие.

    Развитие территориальной экономики, кооперация субъектов хозяйствования и разделение общественного труда в региональном и национальном производстве обусловливают формирование и функционирование регионального рынка.

    Под региональным рынком понимают территориальную сферу товарного обращения. Например, А.С.Новоселов отмечает: «Региональный рынок представляет собой территориальную организацию сферы обращения, где происходит согласование интересов производителей и потребителей» . Некоторые авторы, исходя из учета мнений предшественников и собственного видения, делают попытки уловить в определении основные элементы, характеризующие региональный рынок. Так, С.Н.Алпысбаева пишет: «Региональный рынок - это территориально обусловленная, сложноорганизованная и открытая система товарных отношений и связей, посредством которых осуществляется контакт между предъявителями спроса и предложения, способствуя кругообороту материально-вещественных, финансово-кредитных и денежных потоков в регионе и за его пределами; а также эволюционному формированию новой институциональной среды в регионе».

    В вышеприведенных определениях отсутствуют основополагающие части содержания регионального рынка, как сущностные отношения: отношения собственности, конкуренции, индивидуального воспроизводства; закон стоимости, условия функционирования. С учетом данных замечаний можно дать следующее определение регионального рынка. Сущность регионального рынка выражают социально-экономические отношения купли и продажи, позволяющие осуществить обмен и распределение товаров и услуг на основе стоимостных эквивалентов и учета спроса и предложения, реализующих отношения присвоения и отчуждения собственности для обеспечения индивидуального и территориального воспроизводства, субъектов хозяйствования, производства и потребления в условиях конкурентной среды и ограниченности ресурсов.

    В данном определении региональный рынок, как территориальное экономическое явление, рыночные отношения, относится к сложноорганизованной, открытой системе. Под мезорынком - территориальным рынком всегда подразумевается сложноорганизованная, открытая система и поэтому вносить данные характеристики в его определение будет излишним. Территориальный рынок также влияет на надстроечные элементы: институциональную среду. Однако этот процесс выявляет региональный рынок как фактор воздействия на внеэкономические элементы, что представляется вторичным и не относится к характеристике содержания данного экономического явления.

    Региональный рынок в упрощенном порядке представляется как совокупность рыночных отношений определенной территории. Здесь данный рынок можно рассматривать в форме экономического явления и части механизма функционирования регионального хозяйствования. Когда рассматривается региональный рынок как территориальную совокупность рыночных отношений, то он представляется в форме экономического явления. Если же брать в аспекте непрерывного экономического процесса, то такой рынок представляет составную часть механизма функционирования рыночных законов: закона спроса и предложения, закона стоимости, конкуренции и других. При этом упрощенной моделью будут являться проекции взаимозависимости региональных рыночных отношений между ценой, спросом и предложением на товары и услуги.

    Региональный рынок осуществляет функции, вытекающие из его основного содержания, как непосредственные, так и опосредованные.

    К непосредственным функциям относятся: обмен и распределение товаров и услуг; реализация сущностных отношений собственности, конкуренции, индивидуального воспроизводства, развитие внутренней структуры и другие; а опосредованным функциям - способствование к развитию межрегиональных хозяйственных отношений, национальной экономики, межнациональных экономических связей, влияние на социальные, надстроечные отношения.

    Региональный рынок или мезорынок, исходя из масштаба территории, будет подразделяться на внурирегиональный рынок: микрорынок, представляющий вид рынка на территории города или района области, минирынок - рынок района города или населенных пунктов, поселений, локальный рынок - рынок конкретной местности, нанорынок - рыночные отношения купли-продажи на конкретном месте или точке процесса. Если рассматривать территориальное деление Российской Федерации, то в региональный рынок войдут рынки субъектов республик, экономических зон и т.д. Структуру регионального рынка во взаимосвязи с другими рынками можно представить на рисунке 41.

    Рис. 41. Модель структуры регионального рынка и макро-, мегарынка на основе территориальных масштабов

    Структура регионального рынка по видам реализуемых товаров и услуг подразделяется на рынок потребительских товаров, рынок инвестиционных товаров: рынок средств производства, земельных ресурсов, рынок рабочей силы (труда); территориальный финансовый рынок, который имеет подвиды: рынок ценных бумаг, валютно-денежный, ипотечный, кредитный рынок; также можно выделить рынок недвижимости, прав собственности; рынок информаций: знаний, ноу-хау и другие. Данную структуру рынка можно изобразить на рисунке 42.

    Процессы взаимодействия между секторами осуществляются на основе объективных экономических законов, а коррекция в направление гармонизации и оптимизации развития региона обеспечивается сектором Е - государственным регулированием. Если сектора В, С являются сферами обмена и распределения товаров и услуг, то D, выражающий процесс потребления, становится целью, конечным, завершающим пунктом воспроизводственного цикла регионального хозяйствования, от чего зависит дальнейшее развитие территориального потенциала. Здесь нужно отметить, что части секторов В и С представляют элементы структуры регионального рынка по реализуемым видам товаров и услуг. Функционирование данной структуры представляет систему регионального рынка, выражающая взаимодействие элементов секторов В, С. При этом сектор С является производным не только от А, но и сектора В. Все сектора органически взаимосвязаны, однако для анализа и нахождения оптимальных путей решения в региональном хозяйствовании необходимо выделение условной последовательной взаимозависимости хозяйственных процессов и рыночных отношений. Сектор Е - государственное регулирование, исходящее из и надстроечной части, как процесс воздействия на территориальное хозяйствование и рынок, составляет необходимую часть в оптимизации регионального развития.

    В экономической литературе встречаются и другие подходы в определении структуры и видов регионального рынка. Так, например, в российском учебнике выделяют региональные рынки по степени ограничения конкуренции: монопольный, олигопольный, межотраслевые рынки; по видам субъектов рынка и объемам продаж товаров: рынки оптовой торговли, розничной торговли, государственных закупок; по соблюдению «правил игры», выработанным обществом и принятым государством в качестве юридических законов регулирования общественного хозяйствования: легальные - формальные или официальные; неформальные: нелегальные, теневые или черные, криминальные; и другие.

    Кроме структуризации регионального рынка необходимо осуществить его сегментацию. Под сегментацией рынка нужно понимать деление потребителей на группы по признакам спроса на товары. Поэтому сегмент рынка представляет его часть по определенным признакам: географическим, демографическим, психографическим, поведенческим и др. Например, к психографическому сегменту регионального рынка можно отнести группировку по социальным признакам; по стилю жизни или личным качествам. Поведенческий сегмент рынка предполагает учет характера случайности приобретения товаров; поиска выгоды потребителя по качеству, уровню обслуживания, ценам и т.д..

    Сегментация и структуризация регионального рынка способствуют осуществлению его экономической диагностики и анализа конъюнктуры. Экономическая диагностика как научное направление в исследовании был заимствован из других наук: технических, медицинских, социологических и других. В экономической литературе методологические проблемы диагностики регионального хозяйствования были рассмотрены в трудах Дж.Маргулис, Д.Уэйнтрауб и др..

    Понятие диагностика с греческого языка означает распознавание или определение состояние объекта и предмета исследования. Однако некоторые авторы под экономической диагностикой понимают прежде всего систему методов исследования. Так, А.С.Новоселов подчеркивает, что «экономическая диагностика представляет собой систему методов для анализа факторов развития социально-экономических процессов, оценки состояния и выявления отклонений от нормального развития и их влияния на формирование и функционирования региональных рынков».

    Под экономической диагностикой региона нужно понимать определение состояния территориального хозяйства, его оценки, выявление потенциала и перспектив развития на основе системы методов исследования фундаментальных и прикладных наук.

    Диагностике регионального рынка предшествует мониторинг, то есть наблюдение, анализ конъюнктуры его сегментов, взаимосвязь между ними и внешними факторами, а также установление межотраслевого баланса в региональном масштабе. Важное значение имеет и определение взаимосвязи между различными видами регионального рынка, что позволило бы проводить коррекцию для соблюдения оптимизации в сфере товарного обращения и услуг и приведения в соответствие развития экономики потребностям населения. Ниже предлагаем такую модель. По таблице 26 определяется эффективность видов рынков в регионе и в целом на основе объективно предельных величин затрат труда.

    В приведенных региональных рынках учитываются показатели товарооборота и услуг субъектов сферы обращения, а также совокупность их внутренних индикаторов по предлагаемой таблице.

    Здесь хочется отметить, что в региональном масштабе не рекомендуется проводить исследования расширенного воспроизводства на основе подразделений общественного производства как производство средств производства, предметов потребления и так далее в макроэкономике (национальном хозяйстве), поскольку будут отсутствовать те или иные части структуры целостности для такого развернутого экономического анализа.

    Диагностика включает и анализ конъюнктуры регионального рынка. «Если анализ конъюнктуры определяет количественные параметры развития рынка и дает общую качественную характеристику его состояния, - справедливо отмечает А.С.Новоселов, - то экономическая диагностика позволяет получать агрегированное заключение о рыночной системе региона» ... На практике чаще занимаются анализом конъюнктуры регионального рынка, при этом абстрагируются от исходных сфер производства и множества информационных данных, что облегчает видеть процессы на поверхностном уровне на кратко-, среднесрочные периоды и делать определенные прогнозы для решения тех или иных задач. Особо обращают внимание на динамику цен, колебание соотношения валют, спроса и предложения. Используют теории волн, золотого сечения и их разновидности, по которым делаются прогнозы развития региональных и макро-, мегарынков.

    В реалии рыночных отношений колебание цен является естественным свойством, что представляет интерес специалистам в рыночной сфере. Они, исходя из параметров колебания цен, строят различные математические модели, определяющие пропорции между ходом и откатом в их движениях. Имеются в арсенале специалистов рыночников модели Ч.Доу, У.Ганна, Р.Эллиотта, Фибоначчи, Падована и других. Суть предлагаемых математических моделей в определении пропорций в движении хода и отката, вытекающих из эмпирических материалов, графиков колебания рыночных цен. Среди данных моделей особо выделяются пропорции Фибоначчи, представляющие основу теории волн, золотого сечения. К данным пропорциям относятся соотношение хода и отката как 1 к 0,236; 0,382; 0,5; 0,618; 0,764; 1; 1,61; 2,61 . Такие и подобные пропорции обосновываются «как следствия Универсального Закона Природы, объединяющего такие разнообразные примеры, как египетские и мексиканские пирамиды, Парфенон, спираль ракушки наутилуса и галактическую спираль, - подчеркивает В.Лиховидов, - выглядит, конечно, впечатляюще. К сожалению, она мало что поясняет во внутренних механизмах такого единства и не позволяет перекинуть мост от Галактики к финансовым рынкам». Однако данный автор впадает в другую крайность в определении пропорций хода и отката цен, когда во главе угла ставятся количественные подходы в исследовании на поверхностном уровне рыночных процессов. Он утверждает: «Принцип инвариантности позволяет по-новому взглянуть на эти явления. Хорошо известно, что с точки зрения современной физики, наиболее фундаментальные свойства материи могут быть выведены из тех или иных принципов симметрии. Инвариантность физических законов имеет такие важнейшие следствия как закон сохранения энергии, закон сохранения количества движения и другие. Возможно, и тот факт, что золотое сечение может быть выведено как следствие инвариантности свойств рыночных графиков, говорит нам нечто действительно важное о природе рыночного поведения. Нет сомнения, что дальнейшие исследования свойств симметрии рыночных графиков могут привести к созданию новых методов и инструментов в принятии торговых решений».

    Ошибочность таких рассуждений заключается в том, что они не учитывают объективно предельные величины во взаимосвязи с субъективно предельными, вытекающими из исходных сфер производства и их взаимообусловленности с рынками и потребительскими секторами. Исследование же симметрии рыночных графиков представляется лишь поверхностным подходом, изучением следствий, а не определения причинно-следственных связей в системе регионального, макро-, мегарынка. Исходя от случайных фактических данных, последователи теории волн будут преимущественно делать ошибочные прогнозы в определении колебаний цен, конъюнктуры и диагностики рынка, поскольку они берут за основу субъективные действия продавца или покупателя, или даже сомнительные информационные сообщения.

    Конечно, если продавец - монополист, то он преимущественно использует метод дифференциации продаж товаров, ранжируя данный процесс исходя из доходов различных групп населения. Поэтому цены товаров могут колебаться и по различным видам теорий волн, правил золотого сечения и других. Но это не значит, что совпадение прогноза по какому-либо виду теорий волн есть тот объективный закон, который предопределяет параметры колебания цен, определяет конъюнктуру рынка.

    Таким образом, изучение регионального рынка необходимо производить на основе объективно предельных величинах, характеризующих реальные тенденции развития взаимодействия сфер производства, обращения товаров и услуг, и потребления, обусловленные экономическими законами, сущностными отношениями.