Все о тюнинге авто

Раневская была замужем. Высказывания Раневской о жизни, мужчинах и работе. Фаина Раневская ненавидела советский уклад жизни, стеснялась его перед своей сестрой Изабеллой, приехавшей к ней на Котельническую набережную из Парижа. Вот отрывок из рассказа кин

Одной из самых талантливых советских актрис прошлого века была эксцентричная и незабываемая Фаина Раневская. Любую самую невзрачную роль она превращала в яркую и запоминающуюся. Бывали времена, когда публика приходила посмотреть на эпизод с её участием, а потом покидала театр, не досмотрев постановку.

Творческая биография Фаины Раневской складывалась очень трудно, «из ста процентов, отведённых на жизнь, я использовала только один». Но мы-то знаем, что в этот процент она вложила всю свою душу и большой талант.

Какая она была, королева эпизодов?

Раневская Фаина Георгиевна – это не настоящее имя актрисы. Фанни Гиршевна Фельдман родилась в Таганроге в 1896 году. Её родителями были богатые евреи, уроженцы Белоруссии. Они владели фабрикой по изготовлению красок, несколькими домами, магазином стройматериалов и даже пароходом. Помимо девочки, в семье подрастали трое братьев и сестрёнка.

Фаина получила хорошее домашнее воспитание, которое принято было в ту пору для девочек из богатых семей. Некоторое время проучилась в гимназии, но учёба давалась нелегко, и она упросила родителей забрать её из школы.

В детстве Фая сложно сходилась со сверстниками, была очень застенчивой и ранимой. К тому же она сильно заикалась и была некрасива. Правда, это не мешало ей в кругу семьи устраивать кукольные представления, озвучивая персонажей в характерной для каждого манере.

В четырнадцатилетнем возрасте юная девушка познакомилась на отдыхе с известной актрисой, после чего, вернувшись домой, зачастила в местный драматический театр. Именно тогда она и решила посвятить себя сцене. Отец пришёл в ужас. В то время артистическая карьера для девушки из приличной богатой семьи считалась позором. Перед дочерью выдвинули ультиматум – или театр, или семья. Фаина была упрямой и выбрала сцену.

В 1915 году она уехала в Москву, где попыталась поступить в несколько театральных школ, но её не взяли из-за дефекта речи. Фаина пошла учиться в частную школу – преподавателям было всё равно, лишь бы деньги платили. А зарабатывать их пришлось в массовке летних театров.

Но денег всё равно не хватало, и мама тайком от отцапомогала дочери. Однажды, выйдя из банка, Фаина решила пересчитать полученные купюры, но порыв ветра вырвал их из рук. Вздохнув, актриса сказала: «Ах, как красиво они летят!», после чего её спутник сравнил девушку с чеховской героиней из «Вишнёвого сада» помещицей Раневской – та тоже ничего не могла удержать в руках. Вот так и появился у юной Фаи псевдоним.

Во время революции вся семья Фельдман на собственном пароходе укатила в эмиграцию, Фая осталась одна. Только в середине пятидесятых она смогла встретиться с мамой и старшей сестрой.

Так и не закончив театральную школу, Фаина начала работать на театральных подмостках. Начинала она с провинциальных небольших театров, в каждом из которых проработала не более одного-двух лет. Сначала Подмосковье, потом Ростов-на-Дону, Феодосия, Керчь, Баку, Архангельск, Смоленск, Сталинград и только к 1931 году Раневская снова возвращается в Москву.

Но и здесь неугомонная актриса не задерживалась на одном месте. Четыре года в Камерном театре, потом столько же в Центральном театре Красной Армии, шесть лет в Театре драмы (сейчас им. Маяковского), восемь в Театре им. Пушкина, и наконец осела в Театре им. Моссовета, где и проработала до самой своей смерти.

Первым настоящим учителем для Фаины стала Павла Вульф. Она заметила талант и занималась с девушкой просто так. Фая буквально влюбилась в преподавательницу и практически стала членом её семьи.

Карьера начиналась сложно. Громоздкая и нескладная Раневская с непривлекательной внешностью и фигурой поначалу играла только в эпизодических ролях, но на сцене преображалась и запомнилась публике как одна из самых интересных и харизматичных актрис.

Самые популярные роли

Фаина Раневская в молодости была очень ранимой и стеснительной, но и в зрелом возрасте, несмотря на острый язык и меткое чувство юмора, плохо переносила критику. Зато сама подтрунивала над своей внешностью и вредными .

Ей многое прощали, потому что зрители любили её и с удовольствием ходили на театральные постановки с участием Фаины.

В кино

Первым фильмом в карьере Раневской была немая картина «Пышка», которая вышла в 1934 году. Фаине было 38 лет, и она сыграла мадам Луазо. В 1937 году ей досталась роль попадьи в детском фильме «Дума про казака Голоту».А потом триумфальный «Подкидыш», где Фаина играет властную и самоуверенную жену, помыкающую своим мужем.

Всего Фаина Георгиевна сыграла в двадцати пяти картинах. Сама она считала самой удачной ролью персонаж злой мачехи из фильма «Золушка».

А вообще Раневская невысоко ценила работу в кино: «Деньги съедены, а позор остался», ей больше были по душе театральные роли. Но именно по кинофильмам она прославилась на всю страну и стала любима многими.

Ещё в конце тридцатых годов она сыграла три звёздные роли, трёх жён в разных лентах: в фильме «Человек в футляре» она была супругой инспектора, в «Ошибке инженера Кочина» женой портного Гуревича, ну и конечно же самая знаменитая роль жены из «Подкидыша», после которой её долго называли Мулей.

В 1947 году на экраны вышел комедийный фильм «Весна», где Раневская сыграла Маргариту Львовну. Её великолепная игра, а также Любовь Орлова в главной роли, сделали фильм кассовым и очень популярным.

В театре

Наиболее значимой своей ролью Раневская считала гувернантку Шарлотту из «Вишнёвого сада», именно с этого спектакля и началась её театральная карьера. Всего ею было сыграно более пятидесяти ролей в различных постановках.

Талантливая актриса часто имела своё видение игры, импровизировала прямо на ходу, а иногда даже самовольно переписывала свою роль. Из-за этого случались конфликты с режиссёрами, поэтому Фаина так долго кочевала из одного театра в другой.

В телеспектаклях

В 1963 году Раневская принимала участие в телеспектакле «Так и будет», а в 1978 в фильме-спектакле «Дальше – тишина…», где сыграла одну из главных ролей. Её партнёрами по сцене были Ростислав Плятт, Ирина Муравьёва. По мнению критиков и зрителей постановка имела ошеломительный успех именно благодаря Плятту и Раневской.

В мультфильмах

Кто из детворы не смотрел «Сказку о царе Салтане»? Но мало кто знает, что сватью бабу Бабариху озвучивала Фаина Раневская.

Самой известной озвучкой стала конечно же Фрекен Бок из любимого всеми мультика про Карлсона. Раневская ужасно не хотела озвучивать, поскольку считала, что персонаж нарисован уродливо. С трудом удалось её уговорить.

Поклонники Фаины считали её великой актрисой, однако она известна ещё и неиссякаемым чувством юмора. Острые и меткие афоризмы плотно вошли в нашу жизнь, многие даже не подозревают, что их автором является Раневская.

Стоит только прочесть её немного грубоватые и циничные, но меткие выражения, как тут же улучшается настроение.

ТОП-12 известных фраз таков.

  1. Хрен, положенный на мнение окружающих, обеспечивает спокойную и счастливую жизнь.
  2. Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй.
  3. Здоровье - это когда у вас каждый день болит в другом месте.
  4. Под самым красивым хвостом павлина скрывается самая обычная куриная ж*па. Так что меньше пафоса, господа.
  5. Вы знаете, что такое сниматься в кино? Представьте, что вы моетесь в бане, а туда приводят экскурсию.
  6. Склероз нельзя вылечить, но о нем можно забыть.
  7. Когда я начинаю писать мемуары, дальше фразы «Я родилась в семье бедного нефтепромышленника…» у меня ничего не получается.
  8. Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.
  9. Я не признаю слова «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно.
  10. Все приятное в этом мире либо вредно, либо аморально, либо ведёт к ожирению.
  11. Чтобы мы видели, сколько мы переедаем, наш живот расположен на той же стороне, что и глаза.
  12. Лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой, воспитанной тварью.

Признание и награды

Фаина Раневская получила множество наград. Перечислим лишь самые популярные.

  1. Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», Орденом «Знак Почёта», медалью «В память 800-летия Москвы», двумя Орденами Трудового Красного Знамени и Орденом Ленина.
  2. Две Сталинские премии второй степени и одну – третьей.
  3. Являлась Заслуженной и Народной артисткой РСФСР, а в 1961 году получила звание Народная артистка СССР.

К сожалению, Фаина не нашла счастья в любви. Те, кто нравился ей, не обращали на неё внимания из-за непривлекательной внешности. И наоборот, искавшие благосклонности великой актрисы, не нравились ей категорически.

В молодости юная Раневская была влюблена в одного из актёров, с которым играла на одной сцене, однако он причинил её немалую психологическую травму. Пообещав прийти к ней домой, незадачливый герой-любовник явился сильно подшофе, да ещё и с дамой. Ничуть не смущаясь, он попросил Фаину погулять пару часиков, пока он развлечётся.

Обида Раневской была так сильна, что она зареклась выходить замуж.

Только на сцене Фаина Георгиевна раскрепощалась, а в жизни она была замкнутой и очень одинокой. Она считала, что внешность испортила её личную жизнь, хотя была очень обаятельной женщиной.

Мужчины в её жизни всё-таки были, но это всё было не то. Уже в зрелом возрасте в 1947 году она познакомилась с Фёдором Толбухиным, который возглавлял Закавказский военный округ, и просто светилась от счастья. Но через два года он неожиданно умер…

Последние годы жизни

Раневская практически до последнего играла в театре.Последний спектакль сыграла в возрасте 86 лет, но часто болела, поэтому объявила, что больше не в состоянии «симулировать здоровье».Как-то она сказала: «Когда умру, похороните меня и на памятнике напишите: «Умерла от отвращения».

Скончалась Фаина Георгиевна в московской больнице от инфаркта, отягощённого пневмонией в возрасте 87 лет.

Интересные факты о Фаине Раневской

  1. Близкие друзья называли Фаину – Фуфа Великолепная.
  2. Когда Фая объявила семье, что будет актрисой, это вызвало большой шок, а также отлучение от родного дома.
  3. Раневской не суждено было стать ни женой, ни матерью.
  4. Крылатая фраза из фильма «Подкидыш» настолько надоела Раневской, что она приходила в бешенство, когда слышала её. Однажды мальчишки, увидев Фаину Георгиевну, начали скандировать: «Муля, не нервируй меня!». Тогда актриса велела выстроиться им в пары и громко послала их «в ж*опу!».
  5. Все свои награды и ордена Раневская хранила в коробке, на которой была надпись: «Похоронные принадлежности».
  6. Раневская была вегетарианкой. Она говорила: «Я не могу есть мясо. Оно ходило, любило, смотрело…Может быть, я психопатка? Нет, я себя считаю нормальной психопаткой. Но не могу есть мяса. Мясо я держу для людей».
  7. Фаина Георгиевна не умела считать «эти дурацкие деньги», поэтому для ведения хозяйства всегда нанимала домохозяйку.
  8. Обыкновенная дворняга по кличке Мальчик стала для пожилой женщины настоящей семьёй. Она души не чаяла в своём псе и даже отказывалась ложиться в больницу на лечение. Пёс пережил хозяйку на шесть лет. На надгробии актрисы установили фигурку собаки.
  9. Раневская опекала Анну Ахматову, когда та болела тифом, хранила у себя её тетради со стихами. Была знакома с Цветаевой, Маяковским, Мандельштамом.
  10. Актрису постоянно видели с сигаретой во рту, а её любимыми словами были «г*вно» и «ж*па» — она постоянно употребляла их не только в обиходе, но и в эфире радио, и во время интервью. Как-то она попросила объяснить, почему железные корабли не тонут. Ей попытались напомнить про закон Архимеда, но Раневская заявила, что к точным наукам у неё никогда не было призвания. Тогда её спросили, почему, когда вы садитесь в ванную, вода выливается на пол. Актриса грустно ответила: «Потому что у меня большая ж*па».
  11. Раневская сильно заикалась, но когда играла, то заикание куда-то исчезало.
  12. Однажды на улице уже пожилая актриса поскользнулась и упала. Лежит и кричит: «Люди! Поднимите меня! Ведь народные артисты на улице не валяются!».
  13. В честь Раневской назван астероид, открытый в 1986 году.

Заключение

Такие люди, как Фаина Раневская, не уходят бесследно. Она осталась в памяти тысяч поклонников, а также на старых киноплёнках. В Таганроге ей был установлен памятник, и одна из улиц носит её имя. Большой талант, искромётный сарказм, умение служить искусству навсегда оставили след великой актрисы в истории.

Раневская рассказывала одну историю о том, как в пору юности была сильно влюблена в одного актера, который был ужасным бабником и ловеласом. Однажды он пообещал прийти к ней в гости вечером. Молодая актриса была вне себя от радости, она накрыла стол, надела лучшее платье, сделала прическу. Каково же было ее разочарование, когда объект ее любви появился на пороге с дамой. Он попросил Раневскую пойти погулять некоторое время. После этого события Фаина Георгиевна сделала для себя вывод, что все мужчины не стоят того, чтобы тратить на них свои силы, и дарить им внимание. Трудно сказать, насколько эта история правдива, но тот факт, что Раневская ни разу в своей жизни не была и не имела детей, общеизвестен.

Ее связывали дружеские отношения с маршалом Толбухиным, с режиссерами Михоэлсом и Таировым. Трогательные длинные письма, нечастые встречи и бесконечная преданность. Ради друзей Раневская могла не спать ночами, готова была отдать последние деньги и мчаться за ними на край света, чтобы помочь в случае неудачи.

Будучи человеком необыкновенно творческим, Фаина Раневская влюблялась, но никто так и не ответил ей взаимностью. Как-то она сказала, что любила в своей жизни только двоих мужчин. Первым был актер Василий Качалов, а второго она попросту не помнит.

С Василием Качаловым, Фаину Георгиевну связывали теплые дружеские отношения. Он научил молодую актрису не играть, а проживать жизнь на сцене. Долгие прогулки и бесконечные беседы с Качаловым и его знаменитой собакой Джимом, которой Сергей Есенин посвятил свое прекрасное стихотворение, были для влюбленной Раневской единственным утешением в то время. На рабочем столе Фаины Георгиевны еще долго стояла фотография Василия Качалова.

«Спутник славы – одиночество»

В начале 60-х годов прошлого века к Раневской переехала жить сестра, Изабелла Георгиевна Аплеен, которая к тому времени стала вдовой. К сожалению, их совместное проживание оказалось очень недолгим. Буквально через два года у Изабеллы Георгиевны врачи обнаружили рак, и она умерла в 1964 году. Фаина Георгиевна не отдала сестру в больницу и оставалась рядом с ней до последнего вздоха.

В старости единственной привязанностью Раневской стала собака, которую она назвала Малыш. Она подобрала несчастного пса на улице в сильный мороз. У него было обморожены лапы, и собака буквально уже была обречена на гибель.

Фаина Георгиевна играла в театре до 85 лет. Решение уйти на пенсию далось ей очень трудно. Она была опечалена, но слабое здоровье уже не позволяло продолжать работать.

Раневской не стало 19 июня 1984 года. Она была похоронена вместе с сестрой Изабеллой. В 1992 году редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» Раневская включена в десятку самых выдающихся актрис ХХ века.

Смотреть все фото

Имя: Фаина Раневская (Faina Ranevskaya)

Настоящее имя: Фанни Фельдман

Отчество: Георгиевна

Место рождения: г. Таганрог

Причина смерти: узнать пневмония и инфаркт

Место погребения: узнать Москва, Новое Донское Кладбище

Рост: 180 см

Знак Зодиака: Дева ()

Карьера: Российские актеры 71 место

Соц.сети:

Фото: Фаина Раневская

Вам нравится Фаина Раневская?

Мне нравится

Мне нравится

Мне нравится

Мне нравится

Мне нравится

Биография Фаины Раневской

Фаина Георгиевна Раневская – легендарная советская актриса театра и кино, звезда вторых планов, которая в небольшом эпизоде умела создать самый запоминающийся образ в картине. В 1949-1951 годах Раневская была удостоена трех Сталинских премий. Кроме того, ее творческие заслуги были отмечены «Знаком Почета», орденом Ленина и дважды орденом Трудового Красного Знамени.


В 1961 году Фаина получила звание Народной артистки СССР. А в 1992-м издатели британской энциклопедии «Кто есть, кто» включили Раневскую в ТОП-10 выдающихся актрис ХХ века.

И хотя великой Фаины давно уже нет с нами, мы помним ее – за ее роли, за ее харизму и, конечно, за ее знаменитое остроумие.

Детские годы: буря и натиск

Фаина Георгиевна Фельдман (Раневская – псевдоним) родилась 27 августа (15 – по старому стилю) 1896 года в Таганроге. К моменту появления на свет крошки Фанни ее родители Гирш Хаимович и Милька Рафаиловна Фельдман уже растили троих детей – двух сыновей и дочку.


Семья Фельдман была зажиточной. Отец, владевший пароходом «Святой Николай», доходными домами и фабрикой сухих красок, все больше приумножал семейное благосостояние. Мать, старательная и усердная хозяйка, вела дом твердой рукой, соблюдая во всем образцовый порядок.


Фаина уже в самом нежном возрасте проявляла свой необузданный характер: она яростно ссорилась с братьями, которые насмехались над её заиканием, а с сестрой не могла сдружиться, завидуя ее красоте. Малышке Фае часто напоминали, что она нехороша собой. Мысли об этом заставляли ее стесняться своей внешности всю жизнь.


Вдобавок ко всему не ладились дела и с учебой, к которой девочка не испытывала ни малейшего интереса – ей нравилось лишь изучение литературы да иностранных языков, а еще игра на фортепиано и пение. Но ведь требовалось знать кучу всяких других предметов...

Так что жизнь маленькой Фанни вовсе не была безоблачной. Тем не менее девочка умела добиваться того, чего ей хотелось.

Впоследствии Раневская говорила, что уже в пятилетнем возрасте считала себя будущей актрисой, и приводила такой пример: когда умер ее младший братик, она плакала о нем, однако время от времени сдвигала на зеркале занавеску, чтобы полюбоваться тем, как она выглядит в слезах и страданиях.

Многие свои детские впечатления Фаина потом использовала при создании сценических образов. В этих воспоминаниях присутствовали манерные дамы, визжащие и гримасничающие на балу в офицерском собрании; злая учительница географии, выгонявшая маленькую гимназистку с уроков; горничные, которые распевали оперные арии, пока мыли оконные стекла ранней весной...


Желание посвятить себя сцене укрепилось в девочке после двух произведений, ее потрясших, – это немой фильм «Ромео и Джульетта» и спектакль «Вишневый сад».

Все. Цель жизни определилась раз и навсегда.

Начало карьеры: путь к признанию

Мечтавшая о сцене МХАТа Фаина в 17 лет объявила своим близким, что решила стать актрисой театра. Отец пригрозил изгнанием из дома, если дочь не одумается. Девушка приняла вызов судьбы и все-таки уехала в Москву.


Однако в студию при МХАТе ее не приняли. Отступление было не в характере Фаины: она обратилась к педагогам частной театральной школы. Но деньги таяли как снег... И доучиться не довелось.

Но все же удача была на стороне юной неудачницы и потому свела ее с неповторимой Екатериной Васильевной Гельцер – примой-балериной Большого театра, танцевавшей в антрепризе самого Сергея Дягилева. Екатерина Васильевна приютила девушку в своем доме и познакомила ее с Владимиром Маяковским, Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Василием Качаловым.


Именно благодаря Гельцер, Раневская поступила в труппу подмосковного Малаховского Летнего театра, на сцене которого блистали такие столичные знаменитости, как Александр Вертинский , М.М. и В.А. Блюменталь-Тамарины, И.М. Москвин с женой А.К. Тарасовой, а также А.Н. Нежданова.

Дебют Раневской на сцене Малаховского Летнего театра состоялся в постановке по пьесе Леонида Андреева «Тот, кто получает пощечины» – разумеется, пока только в массовке. Однако даже в маленькой роли без слов неординарность юной актрисы проявилась так ярко, что Илларион Певцов, знаменитый драматический актер, убежденно сказал: «Запомните эту барышню! Она станет великой актрисой!» Его слова оказались пророческими...

Следующей ступенькой в карьере Раневской была работа в труппе мадам Лавровской, где молоденькой актрисе следовало достоверно изображать героинь-кокеток. Девушка хотела славы, стремилась к гастрольной деятельности и получила желаемое: вместе с этой труппой актриса объездила весь Крым, без устали играя на многочисленных сценах полуострова.


Годы революции и гражданской войны молодая Раневская провела в борьбе за любые роли и более-менее сносный быт. Ее родные эмигрировали за границу еще при первых признаках грядущего исторического слома, так что Фаине приходилось рассчитывать лишь на себя. Она постоянно работала, гастролировала фактически по всей стране на протяжении 16 лет (1915-1931 г.г.) и прилежно набиралась опыта.

В Москву она вернулась яркой актрисой, которая могла с неизменным успехом справиться с любым амплуа.

Творческий расцвет и слава

По возвращении в столицу Фаина Георгиевна вошла в состав труппы Камерного театра, где вскоре получила роль проститутки Зинки в спектакле «Патетическая соната» Александра Таирова. Многогранность и пронзительность созданного актрисой образа покорили зрителей. Вся Москва говорила о Раневской!


Позднее ее пригласили в Театр Красной Армии, где она несколько лет была ведущей актрисой. Начало Великой Отечественной войны застало Фаину в Театре Драмы, с коллективом которого она ездила по всем фронтам и прифронтовым зонам, играя спектакль «Молодая гвардия». Бесстрашие и самоотверженность актрисы в военное время были отмечены медалью «За доблестный труд».

Фаина Раневская «Шо Вы грите?» («Шторм» Манька-спекулянтка)

В послевоенные годы Раневская служила в Театре им.Моссовета, привлекая массу зрителей своей блистательной игрой в спектаклях «Модная лавка» (Сумбурова); «Рассвет над Москвой» (Агриппина Солнцева); «Шторм» (Манька-спекулянтка); «Рассказ о Турции» (старуха Фатьма Нурхан) и др. Талант Фаины Георгиевны сверкал даже в небольших эпизодах. Чего стоит, например, роль Маньки-спекулянтки в спектакле «Шторм»!

Текст для своей героини актриса полностью придумала сама, а эффектное соединение тонкой реалистичной игры с острым гротеском обеспечило точное попадание в образ, что сделало его самым заметным в пьесе. Поэтому многие зрители приходили специально за тем, чтобы посмотреть на Маньку-Раневскую, после чего покидали театр, не досмотрев постановку до конца. По этой причине режиссер Юрий Завадский снял актрису с этой роли.

Сложные отношения с Юрием Александровичем не давали Раневской возможности проявить себя на сцене в полной мере. Известная беспощадностью своих афористических высказываний, эмоциональная Фаина Георгиевна доводила главного режиссера до белого каления и, как следствие, оставалась без ролей. Завадский лишал ее права на участие практически во всех спектаклях.

Цитаты и афоризмы Фаины Раневской

Из-за постоянных перебранок с Юрием Александровичем ей пришлось даже на некоторое время перейти в Московский театр им. А.С.Пушкина, где она великолепно играла Антониду Васильевну в «Игроке», бабушку в спектакле «Деревья умирают стоя», Прасковью Алексеевну в «Мракобесах».


Однако старая любовь не ржавеет: Завадский предложил Раневской вернуться в Театр им.Моссовета, и она с радостью согласилась, где в итоге и работала до самого конца своей театральной деятельности.


Именно здесь она мастерски перевоплощалась, то в Марию Александровну («Дядюшкин сон»), то в Глафиру Фирсовну («Последняя жертва»), то в Филицату («Правда – хорошо, а счастье лучше»). На сцене этого театра Раневская исполнила и свои самые знаменитые роли – миссис Сэвидж («Странная миссис Сэвидж») и Люси Купер («Дальше – тишина»).

Фаина Раневская - «Великая и Ужасная» (Документальный фильм)

Непомерно требовательная к себе, актриса работала трудно и мучительно, потому что стремилась к совершенству, но всегда оставалась неудовлетворенной – даже тогда, когда добивалась успеха.

Глава «Кино» в книге жизни актрисы

Карьера Раневской в кинематографе была тоже весьма удачной – и именно фильмы принесли ей всенародную известность и узнаваемость.


Фаину Георгиевну называли «королевой эпизодов», т.к. в основном ей доводилось играть персонажей второго плана, но зрители знали все роли Раневской наперечет. В каждую из них она вкладывала собственное понимание личности героя, удивляя и поражая неожиданностью своей трактовки.


Кинодебют Фаины Георгиевны состоялся в роли госпожи Луазо в фильме Михаила Ромма «Пышка» (1934). Потом было еще много ролей в других лентах, в числе которых:
сельская попадья в «Думе про казака Голоту» (1937);
Ляля в «Подкидыше» (1939) со знаменитым Мулей;
Роза Скороход в «Мечте» (1941);
мать невесты в «Свадьбе» (1944);
военный врач в «Небесном тихоходе» (1945);
мачеха в «Золушке» (1947);
фрау Вурст в «У них есть Родина» (1949; присуждена Госпремия СССР);
Зоя Павловна Свиристинская в «Девушке с гитарой» (1958);
Елена Тимофеевна в «Осторожно, бабушка!» (1960).

Фаина Раневская - «Не поеду» (Фитиль, 1965)

Совместное участие Раневской в киносъемках с такими выдающимися артистами, как Михаил Пуговкин , Михаил Яшин, Любовь Орлова , Николай Черкасов, Ростислав Плятт , Рина Зеленая, Георгий Юматов , Наталья Защипина, помогло сделать все эти фильмы невероятно популярными и кассовыми.


Личная жизнь Фаины Раневской

Судьба преподнесла Фаине Раневской чудесный подарок – дружбу с людьми, каждый из которых являлся гением в своей сфере деятельности. Это актриса Павла Вульф, поэтессы Марина Цветаева и Анна Ахматова, театральный режиссер Александр Таиров и кинорежиссер Яков Сегель – всех просто не перечислить! Их привлекало ее искрометное остроумие, которому нельзя научиться – с ним нужно родиться.

Но невзирая на все свои профессиональные достижения и весь свой интеллектуальный блеск, знаменитая актриса постоянно испытывала жгучее недовольство собой и страдала от неуверенности в себе. Можно ли в это поверить, зная о её суровом, бескомпромиссном характере? Но вот же ее слова: «Сколько людей аплодируют мне, а мне так одиноко!»

Да, ей было одиноко, потому что даже самая сильная женщина мечтает о надежном мужчине рядом с собой, мечтает о детях, а у Раневской не было ни мужа, ни детей...

Фаина Раневская. Красота - страшная сила

Возможно, Фаина Георгиевна не вышла замуж потому, что считала себя ужасно некрасивой, хотя и признавала свою обаятельность. Не раз она повторяла с горечью: «Моя внешность испортила мне личную жизнь!» Впрочем, вполне может быть, что причина любовных неудач актрисы скрывалась в ее горестном опыте редких увлечений…


Во всяком случае, на расспросы о том, почему ее так никогда и не заинтересовал статус замужней дамы, Раневская часто отвечала, что ей не то, что влюбляться, но даже видеть «этих гадов и мерзавцев» тошно. О своих романтических увлечениях актриса предпочитала не распространяться. Как-то раз она призналась: «Все, кто меня любил, не нравились мне. А кого я любила – не любили меня».


Однако иногда Фаина Георгиевна все же рассказывала со свойственным ей разящим сарказмом трагикомические истории своих «любовей», которые сразу же превращались в анекдоты.

Примером может служить широко известная байка о том, как в 1915 году в любовниках у Фаины был гусар Мариупольского полка. И якобы сама Раневская об одном эпизоде пламенного романа повествовала так: «…Когда я уже лежала, он подошел ко мне раздетый, и у меня невольно вырвалось: «Ой, какой огромный!» Гусар с довольной улыбкой покачал рукой свое достоинство и гордо ответил: «Овсом кормлю!»

И все же серьезные увлечения мужчинами, по свидетельству Алексея Щеглова (биографа Раневской), у нее действительно были. Так, когда Фаина Георгиевна гастролировала в Тбилиси в 1947 году, у нее возникли близкие отношения с Федором Ивановичем Толбухиным, возглавлявшим тогда Закавказский военный округ. Она светилась от счастья! Но в 1949 году Толбухин неожиданно умер...


Известно было окружению Раневской и о ее особой симпатии к певцу Георгу Отсу, однако актриса упорно опровергала досужие слухи.


В общем, как бы то ни было, но украшением ее одинокой старости был только пес Мальчик. А еще – нежная любовь и забота будущей Народной артистки РСФСР Марины Нееловой ...

Смерть

Фаина Раневская, отдававшая любимому делу все силы, выходила на театральную сцену до 1983 года. Последний свой спектакль гениальная актриса сыграла в 86 лет.

Одиночество - это настоящее проклятие всех гениальных людей. Фаина Георгиевна Раневская, несмотря на свою всесоюзную популярность, была неимоверно одинока. Она философски замечала: «Спутник славы - одиночество», а на многочисленные букеты и овации после спектаклей говорила: «Сколько любви, а в аптеку сходить некому». Она никогда не была замужем, а на вопрос о том, почему так вышло, она с грустью признавалась, что ни разу в жизни не испытывала взаимных чувств. «Все, кто меня любил, - скажет Раневская однажды, - не нравились мне. А кого я любила - не любили меня. Кто бы знал мое одиночество? Будь он проклят, этот самый талант, сделавший меня несчастной...»

Признание ее таланта не могло заменить личного счастья. Дмитрий Шостакович подарил ей фото с надписью: «Фаине Раневской - самому искусству»... Ей присвоили звание народной артистки... Зрители шли в театр «на Раневскую»... Фильм с ее участием был обречен на успех... У нее были близкие подруги, такие как Павла Вульф, Нина Сухоцкая, Любовь Орлова... Казалось, что у нее было все, что нужно для счастья, но вот счастья-то как раз и не было.

Раневская даже не пыталась как-то скрыть, что она несчастна в личной жизни. Да, у нее были мужчины. Она не раз была беременна. Но все свои беременности актриса обрывала абортом. Немногочисленные близкие друзья Раневской не то в шутку, не то всерьез говорили, что иметь детей ей в принципе противопоказано, поскольку она сама большой ребенок. Большой, талантливый, мудрый, но... ребенок. Анна Ахматова говорила ей: «Фаина, вам 11 и никогда не будет 12!» А самым близким существом Раневской практически до конца дней оставалась ее собака по кличке Мальчик. Так и прожила она всю свою жизнь... с Мальчиком.

Иногда она шутила на тему любви. В своей обычной манере, где к иронии часто примешивалась горечь: «Если женщина идет с опущенной головой - у нее есть любовник! Если женщина идет с гордо поднятой головой - у нее есть любовник! Если женщина держит голову прямо - у нее есть любовник! И вообще - если у женщины есть голова, то у нее есть любовник!» Вроде бы ничего грустного, но если вдуматься...

Порой Раневская высмеивала свое одиночество: «Союз глупого мужчины и глупой женщины порождает мать-героиню. Союз глупой женщины и умного мужчины порождает мать-одиночку. Союз умной женщины и глупого мужчины порождает обычную семью. Союз умного мужчины и умной женщины порождает легкий флирт».

Раневская - одна из немногих актрис в мировом кинематографе, любовные романы которой остались «за кадром» истории и прессы. Зато слухов о личной жизни Раневской хоть отбавляй. Некоторые якобы особо осведомленные и приближенные к актрисе особы наперебой рассказывали, что Фаина Георгиевна неровно дышала к маршалу Федору Толбухину. Другие ее коллеги говорили, что все это полная ерунда, и на самом деле Раневская была неравнодушна к женскому полу, при этом назывались имена Анны Ахматовой и Павлы Вульф. Внук Павлы Вульф Алексей Щеглов вспоминал, как однажды Фаина Георгиевна сказала ему, уже взрослому, чтобы он не верил никаким слухам о них. В любом случае, что бы ни говорили и какие бы романы ни приписывали Раневской, все те, кто знал ее, признавали одно: почти всю свою жизнь Фаина Георгиевна была одинока. Трагически одинока.

Увлечения юности

Обо всех своих неудачных влюбленностях Фаина Георгиевна рассказывала с присущим ей чувством юмора. Так она говорила о своей первой любви: «Первое свидание в ранней молодости было неудачным. Гимназист, поразивший мое сердце, обладал фуражкой, где над козырьком был герб гимназии, а тулья по бокам была опущена и лежала на ушах. Это великолепие сводило меня с ума. Придя на свидание, я застала на указанном месте девочку, которая попросила меня удалиться, так как я уселась на скамью, где у нее свидание. Вскоре появился герой, нисколько не смутившийся при виде нас обеих. Герой сел между нами и стал насвистывать. А соперница требовала, чтобы я немедленно удалилась. На что я резонно отвечала: "На этом месте мне назначено свидание, и я никуда не уйду". Соперница заявила, что не сдвинется с места. Я сделала такое же заявление. Каждая из нас долго отстаивала свои права. Потом герой и соперница пошептались. После чего соперница подняла с земли несколько увесистых камней, стала в меня их кидать. Я заплакала... Пришлось уступить... Вернувшись на поле боя, я сказала: "Вот увидите, вас накажет бог", и ушла полная достоинства».

Еще один случай из ее молодости, тоже рассказанный самой актрисой. В девятнадцать лет в труппе одного из провинциальных театров ее угораздило влюбиться в первого героя-любовника. Красавец и... чудовище, как воспринимала себя тогда Раневская. Она ходила за ним по пятам, была его тенью. Как-то он напросился к ней в гости. Счастливая влюбленная накупила вина и еды, нарядилась, накрасилась... Ближе к ночи он заявился с какой-то девицей и попросил хозяйку дома... чуток погулять... Раневская никогда не упоминала о том, что она сказала в ответ на эту просьбу. Добавляла только: «С тех пор не то что влюбляться - смотреть на них не могу: гады и мерзавцы!»

Василий Качалов

Иронизируя над собой, Фаина Георгиевна говорила, что родилась в конце прошлого века, в ту пору, когда в моде еще были обмороки. По ее собственному признанию, долгое время она была влюблена в актера Василия Ивановича Качалова, которого впервые увидела на сцене МХАТа в ранней юности. Влюблена сильно, страстно, как она выражалась - «до одурения». Фаина собирала его фотографии, писала ему письма, но никогда их не отправляла, караулила у ворот его дома, словом - совершала все полагающиеся влюбленной поступки. Однажды в Столешниковом переулке она увидела объект своего обожания совсем близко и упала в обморок. От волнения она упала неудачно и довольно сильно расшиблась. Сердобольные прохожие занесли бедняжку в кондитерскую, находившуюся рядом, которая принадлежала тогда супружеской паре французов. Добрые супруги влили девушке в рот крепчайший ром, от которого она тотчас же «пришла в себя» и... снова немедленно потеряла сознание, на сей раз по-настоящему, так как все тот же любимый голос спросил ее, не очень ли сильно она расшиблась.

О своих отношениях с Качаловым Фаина Георгиевна рассказывала: «И вот теперь я влюбилась повторно и на всю жизнь. Не стесняюсь в этом признаться, в Качалова были безнадежно влюблены все, кто его видел и тем более знал. Пересмотрела все спектакли МХАТа, нужно ли говорить, что несколько раз именно те, в которых играл Василий Иванович. Наконец решилась: написала ему письмо. Сочиняла несколько дней, писала дрожащей рукой, выпив полведра валерианы. Нахально напомнила, как упала ему под ноги в Столешниковом переулке, сообщила, что уже начинающая актриса, и заверила, что отныне главная цель в жизни - попасть в театр, где он играет.

Интересно, сколько мешков писем от таких ненормальных получал Качалов? Сколько бы ни получал, он ответил, и достаточно быстро. На мое имя у администратора были оставлены билеты! А подпись «Ваш Качалов»?! Боже, ради одной этой подписи стоило становиться актрисой и ехать в Москву. Я понимала, что он не мой и это просто вежливость короля, но зацеловала письмо до дыр. С тех пор у нас началась дружба. Василий Иванович изумительный не только артист, он еще лучший человек.

Кстати, зная, как я мечтаю играть во МХАТе, он устроил мне встречу с Немировичем-Данченко. Что сотворила я? Для начала по рассеянности обозвала Владимира Ивановича Немировича-Данченко почему-то Василием Степановичем, в обморок от этого, правда, не грохнулась, но, смутившись, выскочила из его кабинета как угорелая».

Позже Раневская и Качалов стали близкими друзьями, они часто ходили в гости друг к другу. Из воспоминаний Раневской о Качалове: «Бывала у В.И. постоянно, вначале робела, волновалась, не зная, как с ним говорить. Вскоре он приручил меня, и даже просил говорить ему "ты" и называть его Васей. Но я на это не пошла. Он служил мне примером в своем благородстве. Я присутствовала однажды при том, как В.И., вернувшись из театра домой, на вопрос жены, как прошла репетиция "Трех сестер", где он должен был играть Вершинина, ответил: "Немирович снял меня с роли и передал ее Болдуману... Болдуман много меня моложе, в него можно влюбиться, а в меня уже нельзя". Он говорил, что нисколько не обижен, что приветствует это верное решение режиссера...»

Маршал Федор Иванович Толбухин

В жизни Фаины Георгиевны большую роль сыграла встреча с маршалом Федором Ивановичем Толбухиным. С ним она познакомилась в Тбилиси, куда приехала вскоре после окончания войны. Это был кадровый военный, бывший еще в царской армии штабс-капитаном, а потом сделавший карьеру уже при советской власти. После Великой Отечественной войны он был главнокомандующим Южной группой войск, на территории Румынии и Болгарии, но потом почему-то впал в немилость и был отправлен командовать не слишком значительным Закавказским военным округом. Они сразу почувствовали взаимную симпатию, ну а потом у них нашлось много общих интересов, и приятельские отношения скоро переросли в крепкую дружбу, а может быть и не только... Раневская говорила о нем: «Я никогда не влюблялась в военных, но Федор Иванович был офицер той, старой закалки...» Из Тбилиси она скоро уехала, но ее отношения с Толбухиным продолжались - они периодически встречались то в Москве, то в Грузии. В книге, посвященной Фаине Раневской, ее «эрзац»-внук (так сама актриса называла сына Ирины Анисимовой-Вульф Алексея Щеглова) вспоминал, как Фаина Георгиевна подарила ему игрушечную машинку, полученную от маршала Толбухина. Увы, как бы ни назывались и чем бы ни являлись отношения актрисы и маршала, длились они недолго - в 1949 году Федор Иванович Толбухин скончался.

Василий Меркурьев

По слухам, ходившим одно время в актерской среде, у Фаины Раневской был роман с известным актером Василием Меркурьевым. Именно он сыграл в сказке «Золушка» Лесничего, отца главной героини. На эту роль актера предложил автор сценария Евгений Шварц. Ему возразили - как, дескать, может сыграть Лесничего актер, недавно снимавшийся в фильме «Член правительства», а до того - в картине «Возвращение Максима»? Ведь не следует известному актеру после появления на экране в ролях положительных героев, настоящих, как говорится, советских людей, играть труса и подкаблучника, панически боящегося своей злой и сварливой жены.

За Меркурьева вступилась Фаина Георгиевна, очень высоко ценившая его актерское дарование. Был ли роман между Раневской и Меркурьевым, точно неизвестно, но то, что Фаина Георгиевна искренне симпатизировала Василию Васильевичу, можно судить по ее воспоминаниям: «Известие о кончине Василия Васильевича Меркурьева было для меня тяжелым горем. Встретились мы с ним в работе только один раз в фильме "Золушка", где он играл моего кроткого, доброго мужа. Общение с ним как партнером было огромной радостью. Такую же радость я испытала, узнав его как человека. Было в нем все то, что мне дорого в людях - доброта, скромность, деликатность. Полюбила его сразу крепко и нежно. Огорчилась тем, что не приходилось с ним снова вместе работать. Испытываю глубокую душевную боль от того, что из жизни ушел на редкость хороший большой актер».

Переписка с поклонниками

После смерти Раневской ее подруга Нина Сухоцкая писала: «Большую часть личной жизни Раневской составляла переписка. Письма многочисленных ее почитателей приходили со всего Советского Союза - от людей, проживших долгую жизнь и только начинающих жизнь: школьников, студентов, молодых актеров. Письма были разные: добрые, наивные, глупенькие, умные, интересные и пустенькие, и на все Фаина Георгиевна непременно отвечала, даже на все поздравительные открытки: «Это невежливо - не отвечать, да и как же можно обидеть человека!» Сотнями покупала я ей почтовые открытки для ответов, и всегда было мало. Ведь часто человек, совсем неожиданно получивший ответ, опять с благодарностью писал ей, и так возникала переписка. Вероятно, ее было бы интересно опубликовать, она много рассказала бы о людях, о времени, о самой Фаине Георгиевне. Может быть, когда-нибудь это и будет сделано: эта обширная корреспонденция хранится в Центральном архиве литературы и искусства.

О своем одиночестве Раневская говорила: «Я часто думаю о том, что люди, ищущие и стремящиеся к славе, не понимают, что в так называемой славе гнездится то самое одиночество, которого не знает любая уборщица в театре. Это происходит от того, что человека, пользующегося известностью, считают счастливым, удовлетворенным, в действительности все наоборот. Любовь зрителя несет в себе какую-то жестокость. Я помню, как мне приходилось играть тяжело больной, потому что зритель требовал, чтобы играла именно я. Когда в кассе говорили "она больна", публика отвечала: "А нам какое дело? Мы хотим ее видеть и платим деньги, чтобы ее посмотреть". А мне писали дерзкие записки: "Это безобразие! Что это вы надумали болеть, когда мы так хотим вас увидеть?" Ей-богу, говорю сущую правду. И однажды, после спектакля, когда меня заставили играть "по требованию публики" очень больную, я раз и навсегда возненавидела свою «славу».

Фаина Раневская является одной из самых известных советских актрис. Зрителю она запомнилась не только, как гениальная артистка, но и как человек, обладающий острым умом и прекрасным чувством юмора.

Однако на самом деле, с каждым днем Раневская все больше и больше влюблялась в .

Однажды придя домой, она сообщила родителям, что собирается стать актрисой. Эта новость повергла отца в ярость. Начался серьезный скандал, но Фаина продолжала стоять на своем.

В конечном счете, это привело к разрыву отношений с родителями, а особенно с отцом, с которым она потом не общалась на протяжении долгих лет.

В 19 лет, будущая актриса уехала в .


Особые приметы Фаины Раневской

Творческая биография

По приезду в столицу Раневская испытывала материальные трудности, поскольку отец наотрез отказался давать дочери какие-либо .

И хотя мать также была против ее отъезда, она все-таки передала ей небольшую сумму тайком от мужа.

В Москве Фаина начала снимать маленькую комнату на Большой Никитской. Это жилье было далеко не таким роскошным, как в Таганроге, но она была счастлива от того, что теперь ей наконец-то никто не помешает стать актрисой.

С этого момента в биографии Раневской произошло много знаковых событий. Ей удалось познакомиться с такими известными поэтами, как , и (см. ).

Когда же она увидела актера Василия Качалова, его игра на сцене поразила ее до глубины души. Судя по воспоминаниям Раневской, она была в него по-настоящему влюблена.

Наконец настало время поступления в театральное училище. Девушка днями и ночами готовилась к экзаменам, не думая ни о чем другом.

Однако когда начали объявлять списки поступивших в училище, ее фамилии там не оказалось. И хотя Раневская очень этому огорчилась, она не опустила рук.

В скором времени она устроилась в частную школу, но денег на оплату ее труда не было. В этот момент, Фаине протянула руку помощи известная артистка Гельцер, которая позаботилась о том, чтобы Раневскую взяли в один из театров.

Начав работать в Малаховском летнем театре, ей удалось изучить игру многих известных актеров. В то время Раневской не доверяли никаких ролей, поэтому ей приходилось довольствоваться массовками.

В 1917 г., после прихода к власти большевиков во главе , в биографии Раневской произошло 2 важных перемены.

Печальной новостью стало то, что ее родители эмигрировали, так и не захотев встретиться с дочерью.

Но была и хорошая новость: девушку приняли в московский Театр актера. Наконец-то ее талант был по достоинству оценен.

Первым спектаклем в биографии Раневской был «Роман», в котором она сыграла роль Маргариты. С каждым годом ее игра становилась все лучше и ярче, благодаря чему ей начали доверять более значимые роли.

В 1931 г. Раневскую пригласили работать в Камерный театр, в котором она выступала в течение 4 лет. После этого она начинает работать в театре Красной Армии.

Фаина по-прежнему продолжает демонстрировать великолепную актерскую игру, и получает симпатии зрителей.

В то время ей удалось мастерски сыграть главную роль в спектакле «Вассы Железновой», передав нелегкую судьбу своей героини.

В начале 50-х, когда Раневская была уже популярной актрисой, она перешла в Театр им. Моссовета. Там она часто конфликтовала с режиссерами, поскольку имела свое видение на обыгрывание тех или иных сцен.

Известен случай, когда Фаина Георгиевна полностью переписала свою роль в постановке «Шторм», и сыграла ее так, как ей казалось более правильным.

Кроме этого, Раневская позволяла себе спорить и с авторитетными артистами, говоря им правду в лицо.

Из-за стычек с коллегами и режиссерами, из ее уст часто рождались крылатые фразы и афоризмы. Несмотря на это, именно в театре Моссовета Раневская проработала более 30 лет, сыграв там свои самые известные роли.

На закате творческой деятельности она недолго поработала в Камерном, с которого когда-то начиналась ее театральная биография.

Фильмы Раневской

Первой кинолентой, в которой снялась Фаина Раневская, была «Пышка» (1934 г.). Справедливо заметить, что за свою жизнь она сыграла не так уж много ролей в кинематографе, отдавая предпочтение театральной деятельности.

Однако каждое ее появление в фильмах, не могло оставаться незамеченным.

В 30-х годах она снялась в 3-х картинах: «Человеке в футляре», «Ошибке инженера Кочина» и в «Подкидыше». Последний фильм принес ей ошеломительную популярность во всем Советском Союзе.

Раневской удалось великолепно передать характер главной героини. Именно в этой ленте она произнесла знаменитую фразу «Муля, не нервируй меня».

Понравился пост? Нажми любую кнопку.