Все о тюнинге авто

Псалтирь на русском языке по усопшим дома. Псалтирь и каноны, чтомые по усопшим. Для чего читают псалмы

В Православной Церкви существует благочестивый обычай чтения по усопшему и до погребения, и в память его после погребения, в дни поминовения, а особенно усиленно в первые сорок дней по кончине.

Этот обычай существует с глубокой древности, и не без причины. Святитель Афанасий Александрийский писал, что книга псалмов - это зеркало, в котором душа человеческая со всеми её страстями, грехами, беззакониями, недугами не только отражается в настоящем виде, но и находит врачевание.

"По моему мнению, - писал св. Афанасий, - в книге псалмов измерена и описана словом вся жизнь человеческая и душевные расположения и движения помыслов, и сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке. Потребно ли покаяние и исповедание, постигли ли кого скорбь и искушение, гоним ли кто или избавился от злоключений, стал ли опечален и смущен и терпит что-либо подобное сказанному выше, или видит себя преуспевающим, а врага приведенным в бездействие, или намерен восхвалить, возблагодарить и благословить Господа - для всего этого имеется наставление в божественных псалмах... Поэтому и сейчас каждый, произнося псалмы, пусть будет уверен, что Бог услышит просящих псаломским словом".

«Чтение псалтири по усопшим несомненно приносит им великое утешение - и само по себе, как чтение слова Божия и как свидетельство о любви к ним и память о них их живых собратий. Приносит оно им и большую пользу, так как принимается Богом как приятная умилостивительная жертва во очищение грехов поминаемых: так же как приемлется Им вообще всякая молитва, всякое доброе дело.

Существует обычай просить священнослужителей или лиц, специально этим занимающихся, - почитать псалтирь в память усопших, причем эта просьба соединяется с подачей милостыни за поминаемых. Но очень важно чтение псалтири и самими поминающими. Для поминаемых это будет еще более утешительно, так как свидетельствует о большой степени любви и усердия к ним их живых собратий, которые сами лично хотят потрудиться в память их, а не заменять себя в труде другими.

Господом подвиг чтения будет принят не только как жертва за поминаемых, но и как жертва за самих приносящих ее, трудящихся в чтении» (Священник Александр Калинин) .

Совершать чтение Псалтири по усопшем может всякий благочестивый мирянин. Псалтирь читается стоя и лишь в особых случаях позволяется сидение из снисхождения к немощи читающего.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Молитва Святому Духу


Трисвятое

(Трижды)

Молитва ко Пресвятой Троице


Господи, помилуй. (Трижды).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Господня

Тропари, глас 6

Помилуй нас, Господи, помилуй нас, всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.

Слава: Честное пророка Твоего, Господи, торжество, Небо Церковь показа, с человеки ликуют Ангели. Того молитвами, Христе Боже, в мире управи живот наш, да поём Ти: Аллилуиа.

И ныне : Многая множества моих, Богородице, прегрешений, к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя: посети немощствующую мою душу и моли Сына Твоего и Бога нашего дати ми оставление, яже содеях лютых, Едина Благословенная.

Господи, помилуй, (40).

Таже молитва Святей Живоначальней Троице:

Всесвятая Троице, Боже и Содетелю всего мира, поспеши и направи сердце мое, начати с разумом и кончати делы благими богодухновенныя сия книги, яже Святый Дух усты Давидовы отрыгну, ихже ныне хощу глаголати аз, недостойный, разумея же свое невежество, припадая молюся Ти, и еже от Тебе помощи прося: Господи, управи ум мой и утверди сердце мое, не о глаголании устен стужати си, но о разуме глаголемых веселитися, и приготовитися на творение добрых дел, яже учуся, и глаголю: да добрыми делы просвещен, на судищи десныя Ти страны причастник буду со всеми избранными Твоими. И ныне, Владыко, благослови, да, воздохнув от сердца, и языком воспою, глаголя сице: Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

Перед началом чтения кафизмы или нескольких кафизм читается молитвословие:

Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Молитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Трисвятое

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Господи помилуй
(12 раз)

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Придите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Придите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

При чтении кафизмы на каждой «Славе » читается:

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже! (трижды).

Господи, помилуй (трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Затем читается молитвенное прошение за усопшего «Помяни, Господи Боже наш...», находящееся в конце «Последования по исходе души», и на нем поминается имя усопшего с присоединением (до сорокового дня со дня смерти) слова «новопреставленного»:

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего [имя] и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякого греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Затем продолжается чтение .

По окончании кафизмы читается:

Трисвятое

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (трижды).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Тропари
(находящиеся в начале «Последования по исходе души»)

Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.

В покоищи Твоем, Господи: идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:

Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его.

Господи, помилуй (40 раз)

Затем читается молитва, положенная по окончании кафизмы.

О чтении Псалтири по усопшим

В Православной Церкви издревле существует благочестивый обычай чтения Псалтири над телом умершего диакона, монаха и мирянина. (Над почившим священником и епископом читается Евангелие.) Псалмы читаются непрерывно (кроме времени, когда совершаются при гробе панихиды или литии) до погребения усопшего и в память его после погребения. Это чтение служит молитвой Господу о усопшем, утешает скорбящих о почившем и обращает их молитвы о нем к Богу.

Совершать чтение Псалтири по усопшим может всякий благочестивый мирянин.
Псалтирь читается стоя и лишь в особых случаях позволяется сидение из снисхождения к немощи читающего.

Псалтирь состоит из 20 разделов - кафизм, каждая из которых делится на три “Славы”. Перед чтением первой кафизмы произносятся предначинательные молитвы, положенные перед началом чтения Псалтири. По окончании чтения Псалтири произносятся молитвы, положенные по прочтении нескольких кафизм или всей Псалтири.

Чтение каждой кафизмы начинается с молитвословия:

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

(При чтении кафизмы по каждой “Славе” (которая читается как “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки вековю Аминь”) произносится:

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа слава Тебе, Боже! (трижды.),

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

(Затем читается молитвенное прошение за усопшего “Помяни, Господи Боже наш...”, находящееся в конце “Последования по исходе души”, и на нем поминается имя усопшего с присоединением (до сорокового дня со дня смерти) слова “новопреставленного):

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего [имярек] и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляли неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякого греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

(затем продолжается чтение псалмов)

По окончании кафизмы читается:

Трисвятое:

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

(Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (трижды);

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу”, “И ныне и присно и во веки веков. Аминь

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго

Тропари

(находящиеся в начале “Последования по исходе души”)

Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче

В покоищи Твоем, Господи: идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:

Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его.

Господи, помилуй (40 раз)

(Затем читается молитва, положенная по окончании кафизмы.)

Зачем читать Псалтирь по усопшим? Откуда пришла такая традиция? Какие истории написания 50 и 90 псалмов? Правда ли, что раньше на Руси учились чтению не по букварю, а по Псалтири? Ответы на эти вопросы вы найдете в этой статье. А также узнаете о том, как творить псалмы об упокоении и понимать прочитанное.

Что такое Псалтирь и в чем секрет ее популярности?

Одной из самых любимых и популярных книг всех христиан можно назвать Псалтирь — книгу псалмов. У иудеев псалмами называли молитвенные гимны, посвященные Господу и исполняемые под аккомпанемент.

Умение слагать псалмы считалось великим даром, и сполна им обладал царь Давид, которому и приписывают авторство Псалтири — 151 псалма (в некоторых переводах 150). Большинство из этих гимнов действительно написал Давид. Царь вкладывал в них все оттенки эмоций: он благодарил Господа, слезно молил о помощи, раскаивался в своих грехах, пророчествовал о судьбе израильского народа.

Как был написан 50 псалом?

Этот псалом — песнь покаяния. В чем раскаивался царь? Однажды он соблазнился красотой Вирсавии — жены его воина Урии. Чтобы «убрать» законного мужа, он отдал приказ поставить воина в битве с аммонитянами в том месте, где его точно убьют. Когда Вирсавия стала вдовой, Давид забрал ее в свой дворец и женился на ней. Но в своем нечестивом поступке царь искренне раскаивался, обличил же его в грехе пророк Нафан. Господь также наказал Давида: первый сын от Вирсавии родился мертвым. После облечения царь долго молился и постился. Результатом этой сокровенной молитвы стал 50 псалом.

Какой псалом защищает от нечистых духов?

Не менее известен и 90 псалом, которым святые отцы советуют ограждаться от нечистых духов. Главный смысл гимна в том, что уповающего на Бога Господь обязательно защитит. Так и было в истории царя Давида. По молитвам Господь избавил от трехдневной моровой язвы, от эпидемии которой гибли десятки тысяч людей.

Это только два примера известных гимнов. На самом деле их намного больше. Верующие используют их в церковной молитве и личной, читают Псалтирь по усопшим и о живых. Как сложилась такая традиция?

Вместо первого молитвослова и… букваря

Мы часто слышим гимны во время Литургии, на вечернем богослужении, поминальной службе и даже не знаем, что на самом деле они взяты из Псалтири.

И в иудейской, и в христианской традиции любовь к псалмам передавалась из поколения в поколение.

По преданию, над гробом Богородицы апостолы пели гимны царя Давида. Дети и взрослые на Руси учились читать не по букварю, а по Псалтири. Известный святой, Сергий Радонежский, в детстве очень переживал из-за того, что не может читать псалмы ровно, четко, без ошибок и заминок.

Сегодня дети уже не изучают грамоту по Книге псалмопевца Давида. Но со временем, уже будучи взрослыми, они часто приходят к вере и осознают важность хвалебных гимнов. Читая и глубоко вникая в тексты царя Давида, мы аккумулируем молитвенный опыт многих поколений христиан.

Такая молитва, если она творится с верой, искренне, с желанием вникнуть и понять, приятна Богу. Вот поэтому принято молиться по Псалтири как за усопших, так и за живых.

Зачем читать Псалтирь по усопшим?

Такая молитва полезна не только умершему, но и тому, кто обращается к гимнам. Если это скорбящий от потери родственник, то во время чтения он успокаивается, отвлекается от жизненной суеты и думает о спасении.

Во времена первых христиан не было таких торжественных служб, как у нас, не существовало множества молитв, канонов, акафистов. Не было никаких молитвословов. Единственное, что у них было, — это Псалтирь и горячая молитва от всего сердца.

Со временем появились разные молитвенные чины, но гимны царя Давида не потеряли своей важности. В келейной (домашней) молитве православные христиане обычно читают Псалтирь, молятся о живых и усопших и добавляют разные прошения (то, о чем просят Бога).

Как читать Псалтирь по усопшим?

Для удобства чтения Псалтирь разделена на 20 частей — кафизм. В каждой кафизме, кроме псалмов, есть еще и три «Славы». На славах принято поминать имена живых и усопших. Более подробно о том, зачем и как молиться за умерших словами Давидовых псалмов, вы узнаете в статье «Псалтирь по усопшим — читаем правильно» .

Когда начинать и как долго читать кафизмы за умершего? Однозначного ответа здесь нет, но можно дать общую рекомендацию: как можно раньше начать, усиленно молиться первые 40 дней (в православии считается, что за это время определится, в раю или аду будет пребывать душа до Второго пришествия, поэтому молитва родных может помочь покойнику).

По сколько псалмов или кафизм читать? Обычно верующие читают по одной кафизме в день. Об упокоении принято в первую очередь читать 17 кафизму. Именно ее используют в заупокойных службах. Но если желающих молиться за умершего собралось много, то можно разделить кафизмы так, чтобы за сутки по усопшему Псалтирь прочитывалась полностью. Получится ли это — все зависит от желания верующих.

После 40 дней не стоит обрывать молитву. Умершие нуждаются в нашей духовной поддержке, частью которой являются и псалмы. Если вы будете продолжать читать по кафизме в день, то поминайте на первых двух «Славах» имена о здравии, а на третьей — об упокоении.

Как научиться понимать псалмы?

Популярный вопрос, волнующий многих верующих: как понять Псалтирь, особенно, если читаешь ее на церковнославянском?
Обычно ответы священников и богословов несколько отличаются.

  • Кто-то советует все равно читать Псалтирь по усопшим и о здравии, даже если не понимаешь. Главный аргумент: ты не понимаешь, но лукавые духи все понимают и убегают. Со временем усердно молящийся тоже начнет понимать. Бог открывает.
  • Другие рекомендуют пользоваться переводами на русский, выписывать отдельные слова, и с помощью словаря с церковнославянского языка переводить их на русский. Лучше всего читать исторические сведения о написании каждого гимна и пользоваться толкованиями святых отцов и богословов.

Найти такие пояснения можно как в церковной лавке, так и на полезных христианских сайтах. Также, чтобы понимать смысл гимнов, надо изучать Священное Писание. О том, что пережил Давид перед тем как написал 50 псалом, рассказывается во Второй книге Царств.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Как можно описать глубину потери родного человека? Пережить это очень тяжело. Многие впадают в сильнейшее уныние и теряют смысл жизни. Но православие каждому верующему дает надежду - на вечную жизнь, на пребывание в Царствии Небесном. Ведь у Бога все живы.

Псалтырь - это особый сборник церковных молитв, которые читают без перерыва. Его особенность в том, что в отличие от всех остальных его можно читать не стоя, а сидя. Сборник молитв для псалтыря включает в себя несколько разделов - тексты за здравие, за упокой и на каждый день.

Чтение псалтири хорошо и тем, что для этого необязательно посещать храм. Если у вас нет возможности прийти на специальную службу, вы можете молиться и дома, лишь соблюдая определенные правила, о которых я расскажу ниже.

Особенности псалтыря следующие:

  1. Священники, которым дано право в церкви читать эти тексты, наделены особой привилегией. Им дарована возможность просить прощения у Бога за грехи других людей. Это не обычная молитва, а настоящая проповедь, приближающая к божественной силе.
  2. Важная особенность заключается в том, что во время молитвы батюшка награжден огромной силой, которая ограждает всех людей от злых духов и искушений. В церквях псалтырь читают обычно без перерыва, а монахи меняют друг друга через определенные промежутки времени.
  3. В монастырях получить согласие на псалтырь считается щедрым вознаграждением. Молитва помогает и в здоровье ныне живущих, и успокаивает души усопших, попавших на небеса. Не все монастыри удостаиваются права совершать подобные службы, это особая милость.
  4. Псалтирь приносит пользу не только человеку, которому он заказан, но и человеку, который читает молитвы, самому храму, священникам.

Читая псалтырь в домашних условиях вы помогаете и себе, и окружающим людям. А после того, как вы почувствуете результат от регулярных молитв, то укрепите свою веру в Бога, станете сильнее, здоровее и энергичнее, сможете своим примером вдохновлять других людей и вести за собой.

Как правильно читать псалтырь дома о здравии и за упокой

Подобные молитвы - это еще и дань религиозным традициям. И как у всех традиций, у псалтиря есть свои правила. Их нужно соблюдать досконально, проявляя уважение к Богу и самому себе.

Есть православный обычай, согласно которому люди могут договориться и читать молитвы по общему соглашению:

  1. Вы можете объединиться с единомышленниками и договориться о чтении псалтиря в течение одних суток. Каждый из вас станет читать всего одну молитву, упоминая в ней всех остальных из группы. Лучше заранее выписать имена на отдельный листок, чтобы никого не упустить и не забыть.
  2. Во вторые сутки читается уже вторая по очереди молитва. Если кто-то из группы пропустил свой раздел, то «догоняет» в следующий день обязательно. Следует в полной мере осознавать всю ответственность не только за себя, но и за группу.
  3. В итоге псалтырь, вся его книга читается от сорока раз, не меньше. Идеальное время для подобных молитв - перед Великим постом.

Стоит ли браться за дело в одиночку? Нежелательно, потому что вам это может оказаться совершенно не по силам, и вы не доведете дело до конца. Но попробовать, конечно, можно.

Чтение псалтыря в одиночку

Если вы не нашли единомышленников и не смогли собрать группу для общего чтения молитв, можете попробовать сделать это самостоятельно, в одиночку. Но заручитесь всем терпением, которое у вас есть. Это непростой путь, но очень ценный.

Правила следующие:

  • Приготовьте запас восковых свечек. Они должны гореть все время в процессе молитвы. Исключение составляют ситуации, когда псалтырь зачитывают в путешествии, во время дороги.
  • Нельзя читать молитвы мысленно - все слова четко и членораздельно произносятся вслух. Хотя бы шепотом, если вы не хотите мешать домашним и своей семье.
  • Акцентируйте внимание на каждом слове, правильно расставляйте ударения - малейшая ошибка способна в корне поменять значение молитвы, что является грехом с точки зрения церкви.
  • Читать тексты можно сидя, это не возбраняется.

Не вкладывайте в текст большого количества эмоций. Ваша речь должна литься плавно, монотонно, желательно исключить из нее всякое выражение чувств. Читать можно немного нараспев, чтобы перейти на уровень благоприятных энергетических вибраций, но без театральности.

Если вам не до конца понятен смысл той или иной молитвы, не нужно прерываться или пытаться вникнуть. Ваша душа чувствует, слышит и понимает все, даже если мозгу это не по силам. Поэтому сохраняйте спокойствие и не переживайте.

С каждым днем и новой прочитанной молитвой вы будете все глубже ощущать свою связь с Богом, научитесь понимать смысл всех слов и предложений. Нужно лишь время, чтобы повысить свой духовный уровень, научиться отключать разум и чувствовать молитву сердцем.

Посмотрите видео

Предав тело усопшего земле, Церковь не оставляет без попечения его души. Высшей и полезнейшей формой ходатайства об усопшем считается святая Литургия:

Много бо верным душам пособие, еже за сих даяти маломощным и еже за души их попове и диакони молятся и службы часто творят, т.е. божественную литургию. Св. Иоанн Златоуст, сл. 76

Благочестивые христиане обыкновенно просят творить за усопшего св. Литургию в течение 40 дней со дня кончины (Сорокоуст). Основанием для этого сорокадневного поминовения служит образное изображение судьбы души человеческой после смерти в церковном сказании о мытарствах. По этому сказанию душа в течение сорока дней «восходит» к престолу Божию, проходя так называемые «мытарства», где испытывается в грехах своих, а в 40 день является на суд Божий.

Немомненно, великим делом для каждого христианина является чтение Псалтыри.

Ни кияже бо иныя книги тако Бога славят, якоже Псалтырь душеполезна есть: ово Бога славит со ангелы вкупе, и превозносит, и воспевает велиим гласом, и ангелы подражает, овогда бесы кленет и прогоняет, и велик плач и язвы творит: за цари и князи, и за весь мир Бога молит…

Иоанн Златоуст говорит, что христианину не следует ни при каких обстоятельствах оставлять пение псалмов:

Уне есть солнцу престати от течения своего нежели оставити Псалтырь: вельми бо есть полезно…

Чтение Псалтыри по умершим

Обычай чтения Псалтыри по умершим восходит к глубокой древности. Чтение Псалтыри, несомненно, приносит христианам, закончившим земное бытие, великое утешение, и свидетельствует о любви и памяти. В старину чтения Псалтыри по умершим считалось обязательным. В одних случаях родственники усопшего сами читали Псалтырь. В других - нанимали людей, читавших Псалтырь по преставившемуся сорок дней, год и даже более. В свою очередь родственники предоставляли читающим Псалтырь по отошедшему ко Господу жилье и пищу, а порой и денежную плату. Женщин, читавших Псалтырь по усопшему, называли канононицами. Таковые молитвенницы часто упоминаются в знаменитом романе А. Мельникова (Печерского) «В лесах и на горах», посвященном жизни и быту заволжских старообрядцев.

В предисловии к канону за единоумершаго говорится:

Духовныи мой отче и господине, (имя рек). Сотвори со мною Бога ради последнюю любовь и милость сицеву. Помилуй мя Бога ради, пой за мя сей канон, на третины, на девятины, на четыредесятины, аще ли ти не случится тако пети, и ты во иныя дни, или во един день, но точию до сорочин, трижды. Аще ли ти не случится тако пети, и ты во иныя дни, или во един день, но точию до сорочин, трижды. Аще ли и больши того благоволиши пропети канон сей за мя, то большую ми пользу сотвориши, и сам большую мзду приимеши от Бога, рекшаго, в ню же меру мерите, возмерится вам, и паки помилуяи помилован будет, и ты отче господине, Бога ради помилуй мою душу грешную, помолися о ней ко Господу, и Господь Бог наш возмерит тебе за сие, и помилует тя самого, яко милостива…

В этом слове христианин, закончивший свою земную жизнь, просит своего духовного отца «сотворить последнюю любовь», просит о молитве, ибо только она и требуется ему теперь. Однако не только умершему такая молитва полезна, не меньшую пользу она приносит и для души молящегося, так как это великое доброе дело. И при каждой возможности следует христианину молиться за своих родственников, уже отошедших ко Господу.

Следует сказать, что до истечения 40 дней с момента преставления христианина, нужно молиться Псалтырь вкупе с молебным последованием за умершего человека. В старообрядческой традиции такое последование называется « ». Он состоит из 9-ти песен, но 2-ая песнь обыкновенно отсутствует. Каждая песнь канона состоит из ирмоса (первый стих песни) и тропарей (следующие за ирмосом стихи песни).

Схема чтения Псалтыри за умершаго до сорокового дня (Сорокоуст)

Семипоклонный начал. Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс, если молятся несколько человек, то эти поклоны кладет только старший, а именно - тот, кто замолитвует ).

Запев Исусу: (поклон в пояс ).

Трисвятое, и по Отче наш. «Господи, помилуй» (12 раз ).

Слава, и ныне. «Приидите, поклонимся…» (3 поклона в пояс ).

Псалом 90 «Живыи в помощи Вышняго…»

Слава, и ныне. «Аллилуия…» (трижды, с поклонами в пояс ).

«Господи, помилуй» (трижды ).

Затем читается тропарь, глас, 8 «Иже глубинами мудрости…»

Слава, и ныне. Богородичен «Тебе град и пристанище имамы…»

Псалом 50 «Помилуй мя, Боже…»

«Приидите, поклонимся…» (трижды, с поклонами в пояс )

Затем читаются все 20 кафизм Псалтыри, перед каждой кафизмой читают «Приидите, поклонимся…» (трижды, с поклонами в пояс ). В каждой кафизме три «Славы» («Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком, аминь») , а по каждой «Славе» читается «Аллилуия…» (трижды, с поклонами в пояс ), затем читается за умершаго тропарь трижды с поклонами (имя рек ), (поклон ). (поклон ). Вечныя муки избави (поклон ). Небесному Царству причастника (цу) учини (поклон ). И душам нашим полезная сотвори (поклон )».

Схема чтения канона за единоумершаго (-ую)

«Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (нас), аминь» (поклон )

Глас 8-й. Песнь 1, ирмос «Воду прошед…»

Запев: Покой Господи, душу усопшаго (ия) раба (ы) Твоего (ея) (имя рек ), (поклон в пояс ). «Отверзи уста моя…»

По 3-й песни читается седален, глас 5-й «Покой Спасе…»

По 6-й песни читается кондак, глас 8 –й «Со святыми покой…» . Икос «Ты искони един еси безсмертен…» .

По 9-й песни канона читается «Достойно есть…» (поклон земной ). Трисвятое, и по отче наш. Молитва Исусова.

Глас 4-й «Со духи праведными…» . Слава «Ты еси Бог сошедыи во ад…» . И ныне «Едина Чистая…» . «Господи, помилуй» (40 раз ). Слава, и ныне.

«Честнейшую херувим…» (поклон в пояс )

«Именем Господним благослови Отче».

Запев «За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (нас), аминь» (поклон в пояс )

«Честнейшую херувим…» (поклон в пояс ). Слава (поклон ). И ныне (поклон )

Отпуст «Господи Исусе Христе Сыне Божии…»

«Рабу (е) Божию (ей) преставльшемуся (йся) (имя рек), о нем (ей) же и поминание творим: вечная память, вечная память, вечная память».

Потом молятся за умершего тропарь трижды с поклонами «Покой Господи, душу усопшаго (ия) раба (ы) Своего (ея) (имя рек ), (поклон ). И елика в житии сем яко человек согреши. Ты же яко человеколюбец Бог прости его (ю) и помилуй (поклон ). Вечныя муки избави (поклон ). Небесному Царству причастника (цу) учини (поклон ). И душам нашим полезная сотвори (поклон )».

«Господи, помилуй» (трижды ). Исходные поклоны.