Все о тюнинге авто

Презентация на тему "Неполные предложения (8 класс)". Тест "«Односоставные предложения. Неполные предложения» (8 класс) 8 кл неполные предложения

Разработка урока русского языка для обучающихся 8 класса по теме: "Неполные предложения". Данный урок разработан с применением системно-деятельностного подхода к обучению. Имеется презентация, в которой представлен материал по теме в виде таблице, а также задания для активизации деятельности обучающихся на уроке.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

полные неполные Двусостав ные Трамвай идет? Кто написал комедию «Ревизор»? Идет! Гоголь Односостав ные Определённо- логичные Кого ждешь? Учителя Неопределен - но-личные О чём сообщили по радио? О погоде на завтра Безличные Надо идти на стадион. А мне сегодня не хочется Назывные Густой, непроходимый лес Вот хвойный. Вот лиственный

Прочитайте текст, соблюдая, где нужно, паузы. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните употребление тире. Найдите односоставные предложения. В далекие времена, когда грамотных людей было очень мало, вместо писем иногда посылали то или иное растение. В Древней Греции, например, отправляли г.. нцов с пальмовой веткой для изв.. щения о побед.. а с оливковой о мире. Ветви лавра говорили о слав.. Ветки дуба - о силе и могуществе. Венок из лавровых листьев и сейчас символ победителя и награда ему.

Из данных простых предложений составьте сложные, избегая неоправданного повторения. Запишите, ставя, где нужно, тире. Мой брат увлекается альпинизмом. Я увлекаюсь горнолыжным спортом. Днем мы любовались ярким блеском снежных вершин. Вечером мы любовались четкими силуэтами гор на фоне темно-синего неба.

Предварительный просмотр:

Тема. Неполные предложения, их роль в языке. Тире в неполных предложениях.

Цели: ознакомить с неполными предложениями, употреблением в них тире; развивать умение правильно и уместно использовать в речи неполные конструкции.

Оборудование: учебник, учебные тексты, таблица.

Тип урока: урок изучения нового материала.

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

Что такое грамматическая основа предложения?

Что такое подлежащее? Чем оно может быть выражено?

Что такое сказуемое? Чем оно может быть выражено?

Расскажите об односоставных предложениях с главным членом в форме сказуемого.

Расскажите об односоставных предложениях с главным членом в форме подлежащего.

III. Мотивация учебной деятельности

У ч и т е л ь (читает сказку ). Знайкин нашёл предложение: Петя прибежал первым, Вася прибежал вторым, а Коля прибежал третьим.

Нужно исправлять,- поморщился Знайкин,- очень скучно трижды повторять прибежал. Убираем это слово из второго и третьего простых предложений, а на его место ставим тире, чтобы все знали о пропуске и считали эти предложения неполными.

IV. Изучение нового материала

1. Объяснение учителя

(Учащимся предлагается записывать в тетрадях план излагаемого учителем теоретического материала.)

По строению и значению различаются полные и неполные предложения. В полных есть все члены предложения, необходимые для полноты строения и значения:

Я читаю интересную книгу.

Сказуемое согласуется с подлежащим и управляет дополнением, определение интересную согласуется с дополнением книгу . В результате образуется непрерывная цепочка связей между словами. В неполных предложениях цепочка связей разрушается:

Какую книгу ты читаешь?

Интересную.

Ответ на вопрос является неполным предложением, так как в нём есть не все звенья цепочки слов, хотя ответ понятен из контекста (языкового окружения). Определение интересную требует звена книгу , слово книгу требует управляющего глагола, а глагол своим личным окончанием подсказывает звено я .

Неполными называются предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения. Отсутствующие члены могут быть восстановлены из контекста.

Неполные предложения часто встречаются в диалоге:

Смотрите, смотрите: летит! - закричал вдруг Павлик.

Где летит? Кто?

Да Уточкин же!

Петя совсем забыл, что именно на сегодня был назначен так долго ожидаемый перелёт Уточкина из Одессы в Дофиновку (В. Катаев).

На другой день девочка просыпается чуть свет и прежде всего спрашивает:

А что же слон? Он пришел?

Пришел ,- отвечает мама...

А он смешной?

Немножко (А. Куприн).

Каждая реплика прибавляет новое к теме диалога.

Неполными могут быть и односоставные предложения . Например:

В каком классе учишься?

В восьмом.

Неполные предложения часто входят в состав сложных предложений:

Землю солнце красит, а человека - труд.

К неполным относятся также предложения, в которых отсутствует сказуемое - звено, подчиняющее второстепенные члены (дополнениями обстоятельства):

Сила наша - в единстве, доблесть - в беспредельном патриотизме, в горячей любви к Родине (А. Серафимович).

Пропуск члена внутри предложения в устной речи может отмечаться паузой, на месте которой на письме ставится тире, например:

Татьяна - в лес, медведь за нею (А. Пушкин). По полям бегут ручьи, на дорогах - лужи (С. Маршак).

2. Работа по таблице из презентации (Слайд 1)

V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Практическая работа с языковым материалом

Задание 1 (слайд 2)

Прочитайте текст, соблюдая, где нужно, паузы.

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.

Объясните употребление тире.

Найдите односоставные предложения.

В далекие времена, когда грамотных людей было очень мало, вместо писем иногда посылали то или иное растение. В Древней Греции, например, отправляли г..нцов с пальмовой веткой для изв..щения о побед.. а с оливковой о мире. Ветви лавра говорили о слав.. Ветки дуба - о силе и могуществе. Венок из лавровых листьев и сейчас символ победителя и награда ему.

Задание 2 (Слайд 3)

Из данных простых предложений составьте сложные, избегая неоправданного повторения. Запишите, ставя, где нужно, тире.

Мой брат увлекается альпинизмом. Я увлекаюсь горнолыжным спортом. Днем мы любовались ярким блеском снежных вершин. Вечером мы любовались четкими силуэтами гор на фоне темно-синего неба.

2. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Беседа

Какие бывают предложения по строению и значению?

Какие предложения называются неполными?

Где чаще всего употребляются неполные предложения?

Когда в неполном предложении ставится тире?

VII. Домашнее задание

1. Повторить теоретический материал об односоставных и неполных

Основные задачи урока:


«8 класс Урок №41-42 Неполные предложения»

8 класс

Урок №41-42.

Полные и неполные предложения. Особенности строения неполных предложений. Эллипсис.

Цель:

дать представление о неполных предложениях.

Задачи:

    формировать умения различать полные и неполные предложения, неполные и односоставные предложения; умение синонимической замены неполных предложений полными.

    развивать организационные, информационные, коммуникативные, интеллектуальные навыки, творческое и образное мышление;

    создать условия для развития личности и её самореализации.

Ожидаемые результаты:

различают односоставные и неполные двусоставные предложения, правильно ставят знаки препинания в неполных и сложных предложениях, в составе которых неполные; определяют роль неполных предложений в тексте художественного произведения и в разговорной речи.

Тип урока:

усвоение новых знаний.

Оборудование:

раздаточный материал для работы в паре и группе, учебник, справочный материал, стикеры для ФО

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

    Организационный момент

Приветствие учащихся. Создание эмоционально-психологического настроя.

Приветствуют учителя.

Определяют группы, пары для работы на уроке.

    Актуализация знаний по теме «Односоставные предложения»

Начнём с интеллектуальной разминки.

    Посмотрите и назовите «третье лишнее».

    Звонят. Откройте. Пригласите.

    Мечтаю, стараюсь, проходили.

    Ночь. Улица. Дождит.

    Заполните карточку, определив вид односоставного предложения.

Двусоставное

Назывное

    Умей правильно оценить себя.

    Тебя похвалили.

    Морозный день.

    Ночью выпал небольшой мороз.

    Друзья познаются в беде.

Работа в паре.

Вспоминают виды односоставного предложения, аргументируют выбор «третьего лишнего»,

Заполняют карточку по вариантам:

1 вариант -1-5 предложения

2 вариант – 6-10 предложения

Самопроверка – при соединении точек (начиная от 1 столбика к 5) должны получиться симметричные кривые

    Мотивация учебной деятельности

Знайкин нашёл предложение: Петя прибежал первым, Вася прибежал вторым, а Коля прибежал третьим.

Нужно исправлять,- поморщился Знайкин,- очень скучно трижды повторять прибежал. Убираем это слово из второго и третьего простых предложений, а на его место ставим тире, чтобы все знали о пропуске и считали эти предложения неполными.

Назовите ключевое слово в данной сказке.

Сформулируйте тему урока, определите основные знания и умения.

Называют ключевое слово в прослушанном рассказе, формулируют тему урока, определяют основные знания и умения, которые должны продемонстрировать в данной теме.

    Изучение нового материала

Составление опорного конспекта.

Я не держу тебя; но где ты свои проводишь вечера?

У Лариных.

3. Что называется контекстом?

Он уехал? – Да, вчера.

Кто пришёл? – Иван Петрович.

–Костя, будешь возвращаться из школы, купи хлеба.

–Куплю, бабушка.

Мы записали несколько примеров неполных предложений, но я думаю, что вы сможете определить, где и когда используются неполные предложения.

*Работа с учебником. Стр. 183. Материал для наблюдения §34.

Попробуйте восстановить эти неполные предложения. (Чтение по ролям) Что изменилось? Оправдано ли употребление неполных предложений в диалоге?

6. Значение неполных предложений в устной речи.

7. Значение неполных предложений в художественных произведениях. Анализ пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль» (действие 4, явление XIII )

В односоставном предложении, где главный член выражен глаголом, подлежащего нет и быть не должно. Мы мысленно подставляем личное местоимение. В назывных предложениях могут быть только второстепенные члены, относящиеся к группе подлежащего, т.е. определения. Если второстепенный член предложения относится к группе сказуемого, значит, это Н.П. двусоставное предложение.

Неполные

Двусоставные

Трамвай идет?

Кто написал комедию «Ревизор»?

Односоставные

Определённо - личные

Кого ждешь?

Неопределенно-личные

О чём сообщили по радио?

О погоде на завтра

Безличные

Надо идти на стадион

А мне сегодня не хочется

Назывные

Густой, непроходимый лес

Вот хвойный.

Вот лиственный

11. Эллипсис – фигура речи.

Составляют опорный конспект по предложенной таблице (групповая работа )

Ресурсы: учебник §34, справочный материал

1. Полным называется предложение, в котором присутствуют все необходимые для понимания его смысла главные и второстепенные члены.

2. Неполным называется предложение, в котором пропущен какой-либо член предложения (главный или второстепенный), но он легко восстанавливается из контекста.

3. Законченный в смысловом отношении отрезок письменной речи (текста), дающий возможность точно установить значение отдельно входящего в него слова.

4. Да, он уехал вчера.

Подлежащее и сказуемое

(двусоставное)

Пришёл Иван Петрович.

Сказуемое (двусоставное)

Куплю хлеба (односоставное) Опущен обязательный второстепенный член.

5. Да, действительно, неполные предложения характерны для диалога. А как вы думаете, почему?

6. Н.П. делают речь экономнее без ущерба для смысла, позволяют достичь выразительности, передать взволнованность говорящего.

7. Какими станут реплики действующих лиц, если заменить Н.П. полными? Уместна ли такая замена в разговоре?

Н.П. придают разговорной речи краткость, живость, непосредственность.

8. Какими станут пословицы, если заменить Н.П. полными? Оправдано ли это?

Н.П. помогают в сжатой форме выразить мысль, избежать неоправданного повтора слов.

9. Ночь. Полное безмолвие. За полярным кругом сейчас ночь. Во льдах полное безмолвие.

10. Если пропущен глагол – ставится тире.

Красна птица перьями, а человек – уменьями.

Н.П. могут входить в состав сложного предложения.

Петя сказал, что заболел.

11. Эллипсис в лингвистике и риторике - намеренный пропуск несущественных слов в предложении без искажения его смысла или для усиления эффекта. Например: Мы сёла - в пепел, грады - в прах, в мечи - серпы и плуги (Жуковский). Вместо хлеба - камень, вместо поучения. - колотушка (Салтыков-Щедрин). Офицер - из пистолета. Теркин - в мягкое штыком (Твардовский).

При проверке дописывают опорный конспект (фломастер, маркер другой цветовой гаммы )

ФО: «Светофор»

    зеленый – отлично

    желтый – хорошо

    красный - удовлетворительно

Закрепление изученного материала

1.

Задание 1.

Задание 2.

Задание 3.

Задание 4.

    Объясните употребление тире.

Задание 5*.

а) 1, 2; б) 5, 6; в) 3, 7; г) 4, 8

Выполняют практическую работу в группах

Взаимопроверка - прием «Посол».

ФО: «Светофор»

    зеленый – отлично

    желтый – хорошо

    красный - удовлетворительно

    Контроль знаний

Найдите неполные предложения.

1. Сначала я положил в сумку книги, потом – тетради.

2. Все решили задачу, а я не решил.

5. Как Вы себя чувствуете? – Неплохо.

6. Не место красит человека, а человек – место.

8. Мне сегодня на курсы.

10. Сначала за горизонтом исчез корпус корабля, а потом и мачты.

Учащиеся в карточке подчеркивают неполные предложения.

Самопроверка.

Критерии оценки:

«5» - нет ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3-4 ошибки

«2» - более 4 ошибок

Домашнее задание

§34, упражнение №352

Составьте диалог на тему «Разговор по телефону», используя неполные предложения. Попробуйте вставить опущенные члены предложения.

Просмотр содержимого документа
«ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ЯЗЫКОВЫМ МАТЕРИАЛОМ»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ЯЗЫКОВЫМ МАТЕРИАЛОМ

Задание 1.

Запишите неполные предложения, поставьте на месте пропущенных членов предложения тире.

1) Не место красит человека, а человек место. 2) Ложь стоит на одной ноге, правда на двух. 3) Мудрец обвиняет себя, невежда других. 4) Змея один раз меняет кожу, а предатель каждый день. 5) Дерево дорого плодами, а человек делами.

Задание 2.

Замените полные личные предложения неполными там, где это целесообразно. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. Мир освещается солнцем, а человек освещается знаниями. 2. Самолёт давно прилетел? - Самолёт давно прилетел. 3. Куда же птицы летят? - Птицы летят туда, где зимы не бывает. 4. Степь была золотисто-жёлтая, а небо было ярко-голубое.

Задание 3.

Из данных простых предложений составьте сложные, избегая неоправданного повторения. Запишите, ставя, где нужно, тире.

Мой брат увлекается альпинизмом. Я увлекаюсь горнолыжным спортом. Днем мы любовались ярким блеском снежных вершин. Вечером мы любовались четкими силуэтами гор на фоне темно-синего неба.

Задание 4.

    Прочитайте текст, соблюдая, где нужно, паузы.

    Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.

    Объясните употребление тире.

    Найдите односоставные предложения.

В далекие времена, когда грамотных людей было очень мало, вместо писем иногда посылали то или иное растение. В Древней Греции, например, отправляли г..нцов с пальмовой веткой для изв..щения о побед.. а с оливковой о мире. Ветви лавра говорили о слав…, ветки дуба о силе и могуществе. Венок из лавровых листьев и сейчас символ победителя и награда ему.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ЯЗЫКОВЫМ МАТЕРИАЛОМ

Задание 1.

Запишите неполные предложения, поставьте на месте пропущенных членов предложения тире.

1) Не место красит человека, а человек место. 2) Ложь стоит на одной ноге, правда на двух. 3) Мудрец обвиняет себя, невежда других. 4) Змея один раз меняет кожу, а предатель каждый день. 5) Дерево дорого плодами, а человек делами.

Задание 2.

Замените полные личные предложения неполными там, где это целесообразно. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. Мир освещается солнцем, а человек освещается знаниями. 2. Самолёт давно прилетел? - Самолёт давно прилетел. 3. Куда же птицы летят? - Птицы летят туда, где зимы не бывает. 4. Степь была золотисто-жёлтая, а небо было ярко-голубое.

Задание 3.

Из данных простых предложений составьте сложные, избегая неоправданного повторения. Запишите, ставя, где нужно, тире.

Мой брат увлекается альпинизмом. Я увлекаюсь горнолыжным спортом. Днем мы любовались ярким блеском снежных вершин. Вечером мы любовались четкими силуэтами гор на фоне темно-синего неба.

Задание 4.

    Прочитайте текст, соблюдая, где нужно, паузы.

    Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.

    Объясните употребление тире.

    Найдите односоставные предложения.

В далекие времена, когда грамотных людей было очень мало, вместо писем иногда посылали то или иное растение. В Древней Греции, например, отправляли г..нцов с пальмовой веткой для изв..щения о побед.. а с оливковой о мире. Ветви лавра говорили о слав…, ветки дуба о силе и могуществе. Венок из лавровых листьев и сейчас символ победителя и награда ему.

Задание 5*.

Выпишите приведенные ниже предложения в следующем порядке: а) полные двусоставные предложения; б) полные односоставные предложения; в) неполные предложения, понятные лишь в контексте; г) неполные эллиптические предложения.

1. С настоящими друзьями горести и радости пополам делятся (пословица). 2. Один в поле не воин (пословица). 3. В дремучем лесу нет никакого пути. Ни одной дорожки, ни одной тропинки (Пришвин). 4. Человека ценят не по годам, не по деньгам, а по разуму (пословица). 5. Потянулись веревочкой гуси... Летят молча... (Пришвин). 6. Ему уже не хотелось уезжать (Гончаров). 7. Гулкий и быстрый выстрел ударил в темноте. За ним второй, третий (Паустовский). 8. Вокруг меня - ноябрьская тьма (Булгаков).

КОНТРОЛЬ

Какие предложения называются неполными?

Найдите неполные предложения.

3. К следующему уроку вы должны решить две задачи.

4. Снег на дороге расчистили быстро.

7. Вода в реке быстро прибывала.

8. Мне сегодня на курсы.

9. Ночью снова над головами пищали комары.

Задание 5*.

Выпишите приведенные ниже предложения в следующем порядке: а) полные двусоставные предложения; б) полные односоставные предложения; в) неполные предложения, понятные лишь в контексте; г) неполные эллиптические предложения.

1. С настоящими друзьями горести и радости пополам делятся (пословица). 2. Один в поле не воин (пословица). 3. В дремучем лесу нет никакого пути. Ни одной дорожки, ни одной тропинки (Пришвин). 4. Человека ценят не по годам, не по деньгам, а по разуму (пословица). 5. Потянулись веревочкой гуси... Летят молча... (Пришвин). 6. Ему уже не хотелось уезжать (Гончаров). 7. Гулкий и быстрый выстрел ударил в темноте. За ним второй, третий (Паустовский). 8. Вокруг меня - ноябрьская тьма (Булгаков).

КОНТРОЛЬ

Какие предложения называются неполными?

Найдите неполные предложения.

1. Сначала я положил в сумку книги, потом – тетради.

2. Все решили задачу, а я не решил.

3. К следующему уроку вы должны решить две задачи.

4. Снег на дороге расчистили быстро.

5. Как Вы себя чувствуете? – Неплохо.

6. Не место красит человека, а человек – место.

7. Вода в реке быстро прибывала.

8. Мне сегодня на курсы.

9. Ночью снова над головами пищали комары.

10. Сначала за горизонтом исчез корпус корабля, а потом и мачты.

Просмотр содержимого документа
«РМ - карточка»

Назывное

Назывное

Назывное

Назывное

    Умей правильно оценить себя.

    Тебя похвалили.

    Морозный день.

    Нет ничего красивей достойной матери счастливой с ребёнком на руках.

    Ночью выпал небольшой мороз.

    Стою и любуюсь северным сиянием.

    Пете разрешали гулять возле дома.

    Шёпот, робкое дыханье, трели соловья.

    Надо воспитывать в людях совесть и ясность в уме.

    Друзья познаются в беде.

    Умей правильно оценить себя.

    Тебя похвалили.

    Морозный день.

    Нет ничего красивей достойной матери счастливой с ребёнком на руках.

    Ночью выпал небольшой мороз.

    Стою и любуюсь северным сиянием.

    Пете разрешали гулять возле дома.

    Шёпот, робкое дыханье, трели соловья.

    Надо воспитывать в людях совесть и ясность в уме.

    Друзья познаются в беде.

    Умей правильно оценить себя.

    Тебя похвалили.

    Морозный день.

    Нет ничего красивей достойной матери счастливой с ребёнком на руках.

    Ночью выпал небольшой мороз.

    Стою и любуюсь северным сиянием.

    Пете разрешали гулять возле дома.

    Шёпот, робкое дыханье, трели соловья.

    Надо воспитывать в людях совесть и ясность в уме.

    Друзья познаются в беде.

      Умей правильно оценить себя.

      Тебя похвалили.

      Морозный день.

      Нет ничего красивей достойной матери счастливой с ребёнком на руках.

      Ночью выпал небольшой мороз.

      Стою и любуюсь северным сиянием.

      Пете разрешали гулять возле дома.

      Шёпот, робкое дыханье, трели соловья.

      Надо воспитывать в людях совесть и ясность в уме.

      Друзья познаются в беде.

Просмотр содержимого документа
«РМ - опорный конспект»

Опорный конспект по теме «Неполные предложения», 8 класс

1. Какое предложение называется полным?

2. Какое предложение называется неполным?

3. Что называется контекстом?

4. Какие члены предложения опущены?

Он уехал? – Да, вчера.

Кто пришёл? – Иван Петрович.

– Костя, будешь возвращаться из школы, купи хлеба.

– Куплю, бабушка.

5. Сфера употребления неполных предложений.

6. Значение неполных предложений в устной речи

7. Значение неполных предложений в художественных произведениях.

8. Значение неполных предложений в пословицах.

Мир освещается солнцем, а человек – знанием.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

9. Отличие неполных предложений от односоставных.

10. Постановка знаков препинания.

Урок русского языка. 8 класс.

Тема: Неполные предложения.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели: установить назначение неполных предложений; сформировать умение опознавать эти предложения в тексте и отличать от односоставных.

Выработать навык грамотного употребления неполных предложений в собственных высказываниях и их правильного пунктуационного оформления на письме.

Ход урока:

I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания.

1) Анализ предложений:

Конституция – основной закон государства.

Задание: охарактеризуйте данные предложения с точки зрения наличия грамматической основы. Объясните постановку тире в данных предложениях.

(Это двусоставные предложения, распространенные. Тире стоит между подлежащим и сказуемым, выраженными существительным в именительном падеже).

(12 декабря празднуется важнейший из государственных праздников - День Конституции Российской Федерации. Как известно, в этот знаменательный день в 1993 году была принята действующая Конституция Российской федерации.

Принятие Конституции по праву считается одним из самых значимых событий в истории любой страны, именно поэтому аналогичный праздник существует во многих странах мира. Конституция России является прочным фундаментом демократичного развития государства.)

2. Блиц-опрос:

Какие предложения называются односоставными, какие двусоставными?

Назовите типы односоставных предложений.

3. Возвращаясь к предложениям, постарайтесь преобразовать их в односоставные.

(Конституция. Основной закон государства. 12 декабря. День Конституции Российской Федерации.)

Охарактеризуйте эти предложения.

Подумайте, в односоставном предложении, где только подлежащее, принципиально ли наличие сказуемого? Почему?

(В таких предложениях важна картина, которую стремятся запечатлеть, а это можно сделать при помощи объектов, которые выражаются в предложении главным членом - подлежащим)

А где только сказуемое, принципиально ли наличие подлежащее? (Нет, без указание на лицо, выполняющего действие, по форме глагола-сказуемого ясно, кто совершает действие).

III. Объяснение нового материала.

1) Языковой анализ предложений (проанализируйте предложения с точки зрения полноты структуры предложения) (записываем в тетрадь)

* Желтые лилии раскрыты с самого восхода солнца. (двусоставное, распространенное)

* Желтые лилии раскрыты с самого восхода солнца, а белые раскрываются часов в десять.

Понятно ли вам, о чем идет речь во второй части предложения? Как вы догадались? (обратились к первой части)

Вторая часть предложения по своей структуре полная? (Нет, она неполная)

2) Определение темы урока (запись в тетрадь: «Неполные предложения»)

3)Постановка целей : учится опознавать неполные предложения в тексте, отличать их от односоставных предложений; использовать неполные предложения в собственных высказываниях; вырабатывать навык правильного пунктуационного оформления на письме.

3) Так что такое неполное предложение ? Прошу дать определение. В случае затруднения обращаемся к теоретическому материалу учебника П.28 стр. 114 (используем прием инсерта – с карандашом в руках прочитываем материал)

Неполными называются предложения , в которых пропущен какой-либо необходимый по смыслу и структуре член предложения, но который легко восстанавливается по речевой ситуации. Т.е. смысл неполных предложений воспринимается с опорой на ситуацию или контекст. Пропущены могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.

– На сына я сердит.

– За что?

– За злое преступленье. (А.С. Пушкин)

(Восстановите недостающие члены предложения)

В каком стиле речи чаще встречаются неполные предложения?

(Неполные предложения очень распространены в разговорной речи, в частности, в диалоге, где обычно начальное предложение является развернутым, грамматически полным, а последующие реплики, как правило, представляют собой неполные предложения, поскольку в них не повторяются уже названные слова.)

4)Продолжаем анализировать предложения.

Вечерело, и тучи не то расходились, не то заходили теперь с трех сторон: слева – почти черная, с голубыми просветами, справа – седая, грохочущая непрерывным громом, а с запада, из-за хвощинской усадьбы, из-за косогоров над речной долиной, – мутно-синяя, в пыльных полосах дождя, сквозь которые розовели горы дальних облаков (Бун.).

Чем интересно предложение сточки зрения пунктуации? (Наличие тире).

Почему в предложении стоит тире?

(Тире ставится при пропуске членов предложения, восстанавливаемых в контексте реплик диалога или рядом стоящих предложений.)

- А ты любишь пироги с зеленым луком? Я – страсть как! (М. Г.)

5) Возвращаясь к ранее сказанному, напомните, почему в односоставных предложениях необязательно наличие другого главного члена предложения?

-Обсудите в парах/ группах: А чем можно объяснить пропуски членов предложения в неполных предложениях?

(1.чтобы не повторяться

2.сфера употребления неполных предложений – разговорная речь, в которой, как правило, мы стремимся к лаконичности.

3.неполные предложения помогают передать взволнованность говорящего, позволяют достичь выразительности)

IV . Контроль за пониманием темы.

1. Объяснительный диктант.

2. Записав предложения, затем (устно) восстанавливают опущенные в неполных предложениях члены предложения, сопоставляя полные и неполные предложения.

1) Набирайся ума в учении, храбрости в сражении. 2) Мир освещается солнцем, а человек – знанием. 3) Река узнается в плавании, а человек – в беде.

Какова сфера употребления неполных предложений (мы сказали, что в разговорной речи)

(Они встречаются в пословицах, поговорках. Помогают в сжатой форме четче, яснее выразить мысль).

3. Блиц-опрос

Являются ли неполными следующие предложения?

1. Раннее утро. 2. Рассвело. 3. Последние новости узнаю по радио. 4. Газеты нам приносят днём. (Все полные, односоставные).

Определите, какие это предложения:

Вам сообщили о моём приезде? (Полн., односост.)

Сообщили. (Неполн., односост.)

Скоро ли, наконец, потеплеет? (Полн., односост.)

Скоро. (Неплн., односост.)

V . Работа с текстом.

1). Был конец ноября. 2). До самого Гибралтара пришлось плыть среди бури с мокрым снегом. 3) Но плыли вполне благополучно. 4). Пассажиров было много, пароход был похож на громадный отель со всеми удобствами. 5). Жизнь на нём протекала размеренно. 6). Вставали в тот ранний час, когда так медленно и неприветливо светало над серо-зелёной водяной пустыней, тяжело волновавшейся в тумане. 7). Накинув фланелевые пижамы, пили кофе, шоколад, а затем садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие. 8). До одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам, дыша холодной свежестью океана. 9). В одиннадцать - подкрепляться бутербродами с бульоном. 10). Подкрепившись, с удовольствием читали газету и спокойно ждали второго завтрака, более разнообразного, чем первый. 11). Следующие два часа посвящались отдыху. (И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско»)

1. Какие виды односоставных предложений преобладают в тексте?

2. Какова роль односоставных предложений в этом тексте?

(Они являются ярким синтаксическим средством выразительности, помогают автору донести до читателя основной идейный смысл произведения. В тексте много неопределённо-личных и безличных предложений, которые не предполагают изображения деятеля. Здесь подчёркнута важность самого действия.

Эти предложения подчёркивают обезличенность, безындивидуальность тех, кто считает себя хозяевами жизни. Всё, что они делают, ненатурально: развлечения нужны лишь для искусственного возбуждения аппетита. Употребление данных предложений позволило автору, не называя конкретных деятелей, показать обобщённую картину бездуховной жизни

3.Есть ли в тексте неполные предложения?

Какова роль этого предложения в тексте? (обсудите в группе)

(Намеренный пропуск сказуемого в 9-ом предложении позволяет подчеркнуть авторскую оценку: отрицательное отношение к тому, что и гулять "полагалось", и подкрепляться "полагалось".)

VII . Подведение итогов .

Что с практической точки зрения полезного получили сегодня на уроке?

VIII .Домашнее задание : теоретический материал п. 28

Упр. 169 (составить диалог)

Или упр. 170

Резервное задание.

Тестовый контроль

1. Найдите вариант, в котором есть неполное предложение

А) Восхищаешься чугунным узором оград.

Б) Литературу люблю до самозабвения.

В)Даже в пустяках надо быть правдивым.

Г) Над могилою героя ночная звезда. (+)

2. В каком неполном предложении необходимо поставить тире?

А) Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей.

Б) В углу старый кожаный диван.

В) Они говорили долго: бабушка тихо и жалобно, дед крикливо и сердито.(+)

Г) Скрип шагов вдоль улиц белых, огоньки вдали.

3. Найдите неполное предложение в составе сложного.

А) Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит.

Б) За линейкой ехали охотники с собакой, за охотниками - кучер Игнат.

В) Он оказался опять в том же сквере, но теперь было совсем холодно.

Г) Ещё одна минутка объяснения, и давнишняя вражда готова была погаснуть..

Из урока «Неполные предложения» вы узнаете об отличиях полных предложений от неполных. Ученики научатся различать односоставные и двусоставные, распространенные и нераспространенные синтаксические конструкции. Для закрепления нового материала вы рассмотрите наиболее яркие примеры.

Тема: Односоставные предложения

Урок: Неполные предложения

3. Русский филологический портал ().

1. Прочитайте стихотворение Олега Григорьева.

Отметьте полные и неполные предложения. Разберите их по членам предложения.

— Яму копал? — Копал. — В яму упал? — Упал. — В яме сидишь? — Сижу. — Лестницу ждешь? — Жду. — Яма сыра? — Сыра. — Как голова? — Цела. — Значит живой? — Живой. — Ну, я пошел домой!

2. В каждом ряду слов есть «лишнее». Определите это слово.

В рощ.., много морков.., в изложени.., во время революци...

По памят.., без лодк.., в пут.., в воздух...

Во всей суровост.., к мудрост.., в забо.., об исследовани...

На тюл.., в шампун.., передал Наталь.., о гербари...

В стремен.., на вымен.., в пламен.., на камн…