Все о тюнинге авто

Марксизм, ревизионизм и социал-демократия. Возникновение ревизионизма Что такое ревизионизм охарактеризуйте воззрения его представителей

РЕВИЗИОНИЗМ — враждебное марксизму тече­ние в рабочем движении, возникло в период перехода домонополистического капитализма в его империалистическую стадию, когда марксизм становится общепризнанным учением пролета­риата и побеждает все прочие идеологии рабо­чего движения.

Как оформленное течение ревизионизм сложился в конце 90-х гг. в Германии, где быв­ший марксист Бернштейн дал имя этому тече­нию, выступив с рядом «поправок» к Марксу, с «ревизией» марксизма. В статьях в «Neue Zeit» в 1896 г., а затем в изданной им в 1899 г. книге «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии» Бернштейн отказывается от марк­сизма, «ревизует» Маркса в основных вопросах философии, политэкономии и политики марк­сизма.

В области политэкономии ревизионизм ополчил­ся против марксовой теории концентрации, в частности, в области аграрных отношений про­тив теории обнищания пролетариата. Ревизионизм пы­тался утверждать, что монополистический капитализм несет с собой демократизацию капита­листической собственности (акционерные общества), уничтожает капиталистическую конкуренцию, ослаб­ляет кризисы, притупляет и смягчает классо­вые противоречия. Тем самым отвергалась марксова теория кризисов и краха капита­лизма.

В области политики ревизионизм отбрасывает тео­рию революции, насильственного захвата вла­сти пролетариатом, теорию диктатуры пролетариата, противопоставляя им путь мирного развития, врастания капитализма в социализм, затухания классовой борьбы. Ревизионизм представлял собой течение, «требовавшее отка­за от революции, от социализма, от диктатуры пролетариата». [История ВКП(б). Под редак­цией Комиссии ЦК ВКП(б), 1938, стр. 37]

Социально-экономической базой ревизионизма является рабочая аристократия, подкармливаемая буржуазией, мелкобуржуазные попутчики, пар­тийные и профсоюзные бонзы. Ревизионизм опирался и на более отсталые элементы рабочего класса, на новых «рекрутов» движения, еще не отор­вавшихся от мелкобуржуазной идеологии.

Ревизионизм - интернациональное явление, проявившееся с большей или меньшей силой во всех партиях 2-го Интернационала, принимавшее в связи с различной исторической обстановкой различные формы. Во Франции идеологом ревизионизма выступал Жорес, его практическим выразителем - Мильеран, осуществивший на деле теорию классового сотрудничества с буржуазией. «В чем состоит «новое» направление, которое «критически» относится к «старому, догматическому», мар­ксизму, это с достаточной определенностью сказал Бернштейн и показал Мильеран». (Ленин, Соч., т. IV, стр. 367) «Французский мильеранизм, - указывает Ленин, - самый крупный опыт, применения ревизионистской политической тактики в широком, дей­ствительно-национальном масштабе». (Ленин, Соч., т. XII, стр. 188)

Своеобразные формы принял ревизионизм в Австрии, где он носил характер так называемого австромарксизма, наиболее тонкой и завуалированной формы ревизии марксизма.

В России ревизионизм, меняя свое обличие, прошел тот же путь, что и в Западной Европе. «Легаль­ный марксизм» (Струве, Булгаков), «экономизм» (Прокопович, Кускова, Мартынов) отстаива­ли те же взгляды, что и бернштейнианство, являясь его русской разновидностью. Мень­шевизм, троцкизм были дальнейшим этапом развития ревизионизма на русской почве; они подвергли пересмотру идеологические, тактические и организационные принципы марксизма. Годы реакции в России породили и усилили новые попытки ревизии марксизма. Знамя ревизионизма было подхвачено и теми течениями, которые долгие годы открыто вели борьбу с марксизмом, и которые в условиях гегемонии марксизма в рабо­чем движении пытались приспособиться к мар­ксизму, «исправляя» его. «Революционные синдикалисты» (Лагардель, Сорель, Лабриола) «сплошь да рядом апеллируют от Маркса, неверно понятого, к Марксу, верно понимае­мому». (Ленин, там же, стр. 189)

Отношение к ревизионизму, как идейно-теоретическому при­крытию оппортунизма, было той лакмусовой бумажкой, которая выявила подлинный харак­тер различных течений в рабочем движении, исторически проверила их. Борьба Плеханова, Р. Люксембург, Фр. Меринга против бернштейнианства принадлежит к лучшим страницам их деятельности. Плеханов отстаивал материалистическую диалектику против идеалистической похлебки Бернштейна, К. Шмидта и др. Роза Люксембург и левые германские социал-демократы вскрыли буржуазный характер ревизионизма. Но и Пле­ханов, и Роза Люксембург обошли важнейшие вопросы, поднятые Бернштейном. Плеханов обошел молчанием проблему государства и дик­татуры пролетариата, ничего не сделал, чтобы вскрыть фальсификацию Бернштейном взгля­дов Маркса по этим вопросам.

В блестящих и острых по форме статьях Р. Люксембург ска­зались ее собственные ошибки, теория автоматического краха капитализма, теория стихийности. Она также обошла вопрос о диктатуре пролета­риата, уступила ревизионизму в вопросе о на­сильственном захвате власти пролетариатом. Люксембург и другие не смогли вскрыть клас­совые корни ревизионизма, не вели подлинной борьбы за полное и окончательное размежевание с ним.

Бебель на Ганноверском съезде 1899 г. и Дрезденском 1903 г. отстаивал марксистские взгляды, заявив, что партия останется на прежних пози­циях, будет держаться старой испытанной так­тики, но борьба с ревизионизмом не была поднята им на должную идейно-политическую высоту. Осудив ревизионизм, германская социал-демократия не только не сделала ника­ких организационных выводов, но предоста­вила Бернштейну полную возможность пропаганды своих взглядов. Ревизионизм становится законным течением в рядах социалистических партий, примиренческое отношение к ревизионизму стало характерным явлением для всего 2-го Интернационала. Наи­более ярким выразителем его явился Каутский. Начав полемику с Бернштейном против своей воли, под давлением Бебеля и Р. Люксембург, Каутский, отстаивая на словах марксизм, на деле сдавал ревизионизму одну позицию за другой. Как показал Ленин, Каутский в полемике с Берн­штейном прямо обошел вопрос о пролетарской диктатуре, не разоблачая бернштейнианского извращения Маркса в вопросе о том, что про­летариат не может просто овладеть готовой государственной машиной. Он обошел этот вопрос и в своей работе «Путь к власти» (1909). Ярко сказалось примиренчество Каут­ского в резолюции, внесенной им на Париж­ском конгрессе 2-го Интернационала по поводу «казуса Мильерана». «Каучуковая» резолюция по сути дела оправдывала мильеранизм, оставляя лазейку для всех ревизионистов.

Последовательно революционную борьбу про­тив ревизионизма повел Ленин и возглавленная им пар­тия большевиков. Уже с первых шагов своей революционной деятельности Ленин задолго до Плеханова начинает борьбу с русской разновидностью ревизионизма, с «легальным марксизмом», со Струве. В знаменитом «Проте­сте», направленном против программного до­кумента русского «экономизма» «Credo», Ленин дает политическую оценку ревизионизма «Пресловутая Бернштейниада… означает попытку сузить теорию марксизма, попытку превратить революцион­ную рабочую партию в реформаторскую». (Ленин, Соч., т. II, стр. 481)

В «Что делать?» Ленин развернул борьбу с ревизионизмом, как русским, так и международным, показал его единство, его интернациональный характер. «В настоящее время (теперь это уже явственно видно) анг­лийские фабианцы, французские министериа­листы, немецкие бернштейнианцы, русские критики, - все это одна семья, все они друг друга хвалят, друг у друга учатся и сообща ополчаются против «догматического» марксиз­ма». (Ленин, Соч., т. IV, стр. 366) Ленин проводил борьбу с ревизионизмом и при обсуждении программы «Искры». Благодаря настоянию Ленина, впервые после Маркса и Энгельса был в программу РСДРП включен вопрос о дикта­туре пролетариата. «Вопрос о диктатуре проле­тариата поставлен в этой программе ясно и определенно, притом поставлен именно в связи с борьбой против Бернштейна, против оппорту­низма». (Ленин, Соч., т. XXV, стр. 431) Ленин показал недостаточность борьбы с ревизионизмом со сто­роны лидеров 2-го Интернационала. Он пока­зал лицо ревизионизма как замаскированного буржуаз­ного либерализма, вскрыл его классовые кор­ни. Ленин настойчиво и систематически вел линию на раскол с ревизионизмом и примиренцами к нему как внутри РСДРП, так и во 2-м Интернацио­нале. Идейно-политическую борьбу с ревизиониз­мом Ленин тесно увязывал с классовой борь­бой пролетариата.

Одновременно с Лениным ведет борьбу с ревизионизмом Сталин. «В реши­тельной и непримиримой борьбе против гру­зинского «легального марксизма», против большинства «Месаме-даси», возглавляемого Н. Жордания, зародилась, оформилась и вы­росла под руководством товарища Сталина революционная ленинско-искровская социал-демократиче­ская большевистская организация в Закавказье ». (Берия Л., К вопросу об истории большевистских организаций в Закав­казье, 5 изд., 1939, стр. 23) Наряду с «легаль­ным марксизмом» Сталин ведет борьбу с «экономизмом», меньшевизмом. Борьбе против ревизионизма, как и против анархизма, посвящен ряд замечатель­ных статей Сталина «Анархизм или социализм».

В борьбе с ревизионизмом как русским (меньшевизм, троцкизм, отзовизм, ликвидаторство), так и международным, с примиренчеством к нему, с центризмом Ленин и Сталин выковали партию нового типа, вооруженную теорией революци­онного марксизма. В процессе этой борьбы Ленин и Сталин подняли теорию Маркса на новую высоту. Гениально, пророчески Ленин предвидел, что «идейная борьба революционного марксизма с ревизионизмом в конце 19 ве­ка есть лишь преддверие великих революци­онных битв пролетариата, идущего вперед к полной победе своего дела вопреки всем шата­ниям и слабостям мещанства». (Ленин, Соч., т. XII, стр. 189) Это ленинское положение блестяще оправдалось. В период всеобщего кри­зиса капитализма, победы Великой Октябрь­ской социалистической революции ревизионизм, ставший официальной идеологией 2-го Интернацио­нала, выступает, как открыто враждебное мар­ксизму течение, отвергающее идейно-теорети­ческие и программно-политические основы марксизма.

Ревизионизм выступил не только против политических и экономических взглядов Маркса и Энгельса, но под флагом пересмотра и «исправления» вы­ступил против философской основы марксизма-ленинизма - против диалектического мате­риализма.

Наиболее распространенными течениями фи­лософского ревизионизма являлись: неокантианство (Берн­штейн, Макс Адлер, Форлендер, Каутский и др.), махизм (Фридрих Адлер, Отто Бауэр и др.), в последнее время - неогегельянство (Зигфрид Марк) в Западной Европе, а в России - «легальный марксизм», неокантианство (Струве, Булгаков, Бердяев), махизм-эмпириокрити­цизм (Богданов, Базаров, Юшкевич и др.) и, наконец, меньшевиствующий идеализм и меха­ницизм. По-разному, но с единых позиций выступали ревизионисты против марксизма. Это единство заключалось в том, чтобы философию марксизма превратить в кантианство, махизм, идеализм, мистику и поповщину, чтобы теоре­тически разоружить рабочий класс и отравить его сознание буржуазными «теориями» прими­рения с капитализмом.

Поход против филосо­фии марксизма оформился в 90-х годах прош­лого века, когда марксизм и диалектический материализм завершили свою победу над всеми враждебными рабочему классу идеологиями. Остатки этих враждебных марксизму идео­логий продолжали борьбу против марксиз­ма, изменив методы и формы этой борьбы. Враги марксизма под видом его исправле­ния и дополнения пытались выхолостить его революционное содержание. Те элементы, которые раньше занимали явную антимарксистскую позицию, теперь выступали на почве победив­шего марксизма как его ревизионисты. Ревизионизм был удобной формой прикрытия, маскировки для врагов марксизма. В 1913 г. в статье «Историче­ские судьбы учения Карла Маркса» Ленин писал: «Диалектика истории такова, что теоре­тическая победа марксизма заставляет врагов его переодеваться марксистами». (Ленин, Соч., т. XVI, стр. 332)

Ревизионисты «призна­вали» марксизм и философский материализм Маркса, но это признание имело целью подо­рвать марксизм изнутри, чтобы, используя его авторитет, под флагом марксизма, протаскивать реакционные и враждебные пролетар­скому движению теории. Они являлись провод­никами буржуазного влияния на пролетариат. В своей борьбе с марксизмом ревизионисты, заявляя «о согласии» с философскими основами марксизма, так «поправляли» марксизм, что это приводило к отказу от марксизма, к извраще­нию его в угоду идеализму, поповщине, в уго­ду реакционным классам. Пересмотр теорети­ческих основ марксизма начал Эд. Бернштейн. Свою ревизию марксизма он начал с обвине­ния марксистов в гегельянстве, с доказатель­ства несостоятельности диалектики. «Диалектика, - писал он, - предательница, она - заса­да на пути к правильному суждению о вещах».

Диалектика как развитие на основе борьбы противоположностей, как развитие со скачка­ми, катастрофами, переходами от старого к новому, революциями в природе и обществе вы­зывает дикую злобу и ненависть со стороны ревизионистов. Диалектика у ревизионистов за­меняется вульгарной теорией эволюции, рас­сматривающей движение как простой процесс роста, где медленное, постепенное развитие и количественное изменение не ведут к каче­ственным изменениям, к скачкам. ««Конечная цель - ничто, движение - все», это крылатое сло­вечко Бернштейна, - писал Ленин, - выражает сущность ревизионизма лучше многих длин­ных рассуждений». (Ленин, Соч., т. XII, стр. 188) Учение об эволюции является теоре­тическим обоснованием отрицания революции пролетариата, обоснованием мирного сотрудни­чества классов - буржуазии и пролетариата. Общее стремление философских ревизионистов заключается в уничтожении материалистической диалектики, так как это мировоззрение дает объективное реальное представление о ходе развития природы и человеческого общества, так как это мировоззрение способствует осозна­нию исторической роли пролетариата. Эти лакеи буржуазии пытались отвлечь массы от мате­риализма и отравить их сознание идеализ­мом и религией. Все ревизионисты апелли­руют к Канту, утверждая необходимость со­единения Маркса с Кантом. Форлендер разви­вает ту мысль, что марксизму недостает этиче­ского обоснования социализма, якобы обоснованного и развитого Кантом. Он считает, что «категорический императив Канта оживляет Маркса в наше время».

Другой кантианец, Макс Адлер, доказывал, что у Маркса нет своей философии, а есть лишь материалистическое понимание истории. Кантовскую теорию чи­стого разума и ее априорных форм, о которой сам Кант говорил, что в ней он ограничил разум, чтобы дать место вере, Адлер считает необходи­мым объединить с материалистическим пониманием истории. В угоду буржуазии все философские ревизионисты клевещут на материализм, назы­вая его метафизикой и мистикой.

Ленин разоблачил реакционную, буржуазную сущ­ность ревизионистов, которые «отвергают некото­рые более или менее существенные стороны уче­ния Маркса, становятся, например, в философии не на сторону диалектического материализ­ма, а на сторону неокантианства». (Ленин, Соч., т. III, стр. 499) Почти все ревизионисты в своей критике марксизма примыкали к нео­кантианству, этой официальной философии социал-демократии. В России в качестве прямого лозунга борьбы с марксизмом и революционным рабо­чим движением лозунг «назад к Канту» был вы­двинут в 1890-900-х гг. тогдашними «легаль­ными марксистами» Струве, Булгаковым, Бер­дяевым. Весь политический смысл «легального марксизма» и его философии заключался в том, чтобы выхолостить революционное содержание марксизма и приспособить его к полицейскому режиму русского самодержавия. Ленин вскрыл кантианские основы «легального марксизма» (струвизма), показав сплошную реакционность этого течения. После поражения революции 1905 г. «наступление контрреволюции шло и на идеологическом фронте. Появилась целая орава модных писателей, которые «критиковали» и «разносили» марксизм, оплевывали револю­цию, издевались над ней, воспевали предатель­ство, воспевали половой разврат под видом «культа личности». В области философии усилились попытки «критики», ревизии марксизма, а также появились всевозможные религиозные течения, прикрытые якобы «научными» доводами». [История ВКП(б). Под ред. Комиссии ЦК ВКП(б), 1938, стр. 96-97]

Богданов, Базаров, Юшкевич, Луначарский и другие выступили с критикой марксизма. «Кри­тика эта отличалась от обычной критики тем, что она велась, не открыто и честно, а завуали­рованно и лицемерно под флагом «защиты» основных позиций марксизма. Мы, говорили они, в основном марксисты, но хотели бы «улучшить» марксизм, освободить его от неко­торых основных положений. На самом деле они были враждебны марксизму, ибо стара­лись подорвать теоретические основы марксизма, хотя на словах лицемерно отрицали свою враждебность к марксизму и продолжали двурушнически называть себя марксистами». (там же, стр. 97)

Ленин и большевики рассчитывали, что про­тив «нового» ревизионизма выступит Плеханов, но эти ожидания не оправдались. Плеханов больше отделывался от эмпириокритиков, чем разделывался с ними. Он написал ряд статей фельетонного порядка, но не дал критики по существу. Эту задачу выполнил Ленин в своей знаменитой книге «Материализм и эмпирио­критицизм». Вскрыв классовые и гносеологические корни эмпириокритицизма, Ленин показал, что представители его, «объединен­ные - несмотря на резкие различия политиче­ских взглядов - враждой против диалектиче­ского материализма, претендуют в то же вре­мя на то, что они в философии марксисты! Энгельсовская диалектика есть «мистика», - говорит Берман, взгляды Энгельса «устаре­ли», - мимоходом, как нечто само собою разу­меющееся, бросает Базаров, - материализм ока­зывается опровергнутым нашими смелыми воинами, которые гордо ссылаются на «современ­ную теорию познания», на «новейшую фило­софию» (или «новейший позитивизм»), на «фило­софию современного естествознания» или даже «философию естествознания 20 века»». (Ленин, Соч., т. XIII, стр. 11)

В 1906-09 гг., в связи с ростом философской реакции, Сталин написал ряд теоретических статей, где разоблачил ревизионистов и пока­зал всю их враждебность марксизму. (см. Берия Л., К вопросу об истории больше­вистских организаций в Закавказье). В этих статьях Сталин дает глубокое изложение основ диалектического материализма, дает их в единстве с насущными задачами революционной клас­совой борьбы пролетариата. Философскую, тео­ретическую борьбу Ленин и Сталин всегда свя­зывали с политическими течениями в партии и рабо­чем классе, с основными вопросами революции. Все же формы философского ревизионизма, так или иначе, характеризуются отрывом теории от практики, отрывом политических идей марксизма от философ­ской основы, эклектизмом, софистикой и т. п. Партийность философии отвергается всеми. Бернштейн настаивал на строгом отграничении области науки от практики. Каутский противо­поставляет научный социализм Маркса «чистой науке». Не понят принцип партийности в фило­софии и Плехановым. Отрицание партийности в философии характерно и для разновидностей современного философского ревизионизма - механицизма и меньшевиствующего идеализма.

Наиболее полную и глубокую характери­стику ревизионизма дал Ленин. «В области философии, - писал он, - ревизионизм шел в хвосте буржуаз­ной профессорской «науки». Профессора шли «назад к Канту», - и ревизионизм тащился за неокантианцами, профессора повторяли тысячу раз сказанные поповские пошлости против философского материализма, - и ревизионисты, снисходительно улыбаясь, бормотали…, что материализм давно «опровергнут»; профессора третировали Гегеля, как «мертвую собаку», и, проповедуя сами идеализм, только в тысячу раз более мелкий и пошлый, чем гегелевский, през­рительно пожимали плечами по поводу диалек­тики, - и ревизионисты лезли за ними в болото философского опошления науки, заменяя «хит­рую» (и революционную) диалектику «простой» (и спокойной) «эволюцией»; профессора отраба­тывали свое казенное жалованье, подгоняя и идеалистические и «критические» свои системы к господствовавшей средневековой «философии» (т.е. к теологии), - и ревизионисты пододвига­лись к ним, стараясь сделать религию «частным делом» не по отношению к современному госу­дарству, а по отношению к партии передового класса.

Какое действительное классовое зна­чение имели подобные «поправки» к Марксу, об этом не приходится говорить - дело ясно само собой». (Ленин, Соч., т. XII, стр. 184- 185) Ленин показывает, что все виды философ­ского ревизионизма питаются враждебными марксизму буржуазными и мелкобуржуазными идеологиями.

Философия диалектического материализма как неразрывная составная часть единого цело­стного мировоззрения марксизма-ленинизма, как теоретический фундамент коммунизма вы­ковывалась в борьбе против ревизионизма - против идеа­лизма и против вульгарного, механического матери­ализма. Маркс и Энгельс боролись как с идеалистическими взглядами Прудона и т. д., так и с механическим материализмом и эклектиз­мом Дюринга и других, и вульгаризаторством школы Бюхнера-Фогта-Молешотта. Ленин показал нам классические образцы последо­вательной непримиримой борьбы с ревизио­низмом против субъективного метода в социо­логии народников, против кантианства и объек­тивизма Струве, против махизма Богданова и др., против механистических тенденций в лагере материалистов, против отступлений Плеханова от философии марксизма.

Товарищ Сталин повседневно показывает нам классические образцы борьбы с оппортунизмом и ревизионизмом за линию партии на философ­ском фронте, за очищение и оттачивание тео­ретического оружия пролетариата, строящего, коммунизм. «История партии учит…, что без непримиримой борьбы с оппортунистами в своих собственных рядах, без разгрома капиту­лянтов в своей собственной среде партия рабочего класса не может сохранить единство, и дисциплину своих рядов, не может выпол­нить свою роль организатора и руководителя пролетарской революции, не может выполнить свою роль строителя нового, социалистиче­ского общества. История развития внутрен­ней жизни нашей партии есть история борьбы и разгрома оппортунистических групп внутри партии - «экономистов», меньшевиков, троцки­стов, бухаринцев, национал-уклонистов». [Исто­рия ВКП(б). Под ред. Комиссии ЦК ВКП(б), 1938, стр. 343]

Лит.: Ленин В. И., Соч., 3 изд., т. I (Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве, гл. II); т. II (Еще к вопросу о теории реализа­ции, стр. 411); т. III (Некритическая критика, стр. 500- 501); т. IV (Что делать? [раздел] I); т. XII (Марксизм и ревизионизм); т. XIII (Материализм и эмпириокри­тицизм, стр. 11-12); т. XV (Разногласия в европейском, рабочем движении, О некоторых особенностях истории развития марксизма); т. XXI (Государство и револю­ция, стр. 382-383); т. XXVIII ([Письма], стр. 20, 25, 39-40); т. XXX ; Сталин И., Вопросы ленинизма II изд., [М.], 1939; Берия Л., К вопросу об исто­рии большевистских организаций в Закавказье, [М.], 1939; Плеханов Г., Соч., 3 изд., т. XI, М.-Л., 1928 (см. статьи против Бернштейна, статьи против К. Шмидта, статьи против П. Струве); Люксем­бург Р., Избранные сочинения, т. I - Против рефор­мизма, ч. 1, М.-Л., 1928, ч. 2, М., 1930.

БСЭ, 1 изд., т.48 , к.363-370

Многие интересуются тем, что такое ревизионизм и каковы были взгляды его представителей. Путем данного рассказа я попытаюсь освятить данный вопрос как можно более детально и подробно. Итак, структура моего повествования следующая:

  • что такое ревизионизм;
  • разновидности ревизионизма;
  • каковы были взгляды представителей ревизионизма.

Что такое ревизионизм

Ревизионизм - это идеи, которые провозглашают то, что необходимо пересматривать (проводить ревизию) каких-то общепринятых теорий либо доктрин. Ревизионизмом также называют политические течения в международных рабочих движениях , представители которого стремились с развивающими, "исправляющими " и "уточняющими " целями, лишить марксистскую теорию революционного смысла . Возникновение ревизионизма относят к концу 19 столетия во время у тверждения марксистских идей как господствующих в идеологии рабочего движения .

Разновидности ревизионизма

Популярными явлениями, которые привыкли обозначать таким термином, является марксистский ревизионизм, ревизионизм в истории (его также называют историческим) , а также ревизионизм, относящийся к сионистскому движению двадцатых-тридцатых годов двадцатого столетия.

Каковы были взгляды представителей ревизионизма

Если говорить о представителях ревизионизма и о том, какими были их взгляды, в первую очередь следует упомянуть такую личность, как Эдуард Бернштейн. Он являлся ярым социал-демократом, максималистом и достаточно хорошим другом Фридриха Энгельса. Эдуард считал, что необходимо пересмотреть марксистскую доктрину, провести ее ревизию.

Также нельзя не сказать о Владимире Жаботинском, который пытался добиться равных прав для евреев в отношении россиян. Желал утвердить иврит в каждую сферу жизни евреев. По отношению к арабскому вопросу Жаботинский выступал за то, что необходимо развивать еврейские военизированные структуры и оказывать жёсткое силовое давление на арабов для того, чтобы создать еврейское государство в Палестине. Владимир считал, что эта борьба соответствовала моральным правилам.

Исходя из названия, ревизионизм подразумевает под собой некий пересмотр (ревизию). В данном случае ревизионизм-это идеи, направленные на пересмотр сложившихся устоев и взглядов, доктрины.

Стоит отметить, что впервые это понятие было употреблено в немецкой социал-демократии.

Вот примеры ревизионизма:

1. В марксизме: противоречие исходным постулатам марксизма;

2. Исторический: пересмотр исторических событий. Отождествляется с фальсификацией;

3. Ревизионизм в сионистском движении: пересмотр сложившейся политической системы по отношению к евреям (в пользу евреев: возрождение вооруженных еврейских формирований, создание государства евреев в Палестине).

Специфика ленинизма как особого варианта марксистской теории и политики была и остается предметом спора. Ревизовал ли Ленин марксизм или, наоборот, наиболее удачно применил общие принципы марксизма в новой социально-политической ситуации? Политический смысл указанной контроверзы особо доказывать не надо.

Сталинская ортодоксия, все еще не сдающая своих позиций, защищает второй вариант ответа. Сталин говорил, что Ленин ничего не добавил и ничего не изъял из марксизма, а только безошибочно применял его принципы в специфических условиях России и в изменившейся международной ситуации. Согласно сталинской точке зрения, ленинизм не специфически русское явление, а универсальная стратегия и тактика коммунистического и.рабочего движения в эпоху империализма и пролетарских революций. Троцкий ^считал ленинизм специфически русским явлением и средством осуществления пролетарской революции в России. Другие марксисты доказывают, что Ленин во многих пунктах отошел от Маркса.

Подобно всем остальным идеологическим вопросам рассматривае мый вопрос неразрешим с научной точки зрения, критерием которой является истина и ложь. Однако такие вопросы неизбежно возникают в истории всех религиозных и политических движений. Поколения, приходящие после пророков или основоположников, стоят перед необходимостью решения теоретических и практических вопросов, окончательного ответа на которые исходный канон не дает. Поэтому они стараются так его истолковать, чтобы обосновать и оправдать собственные решения. В данном контексте возникает идеологическая проблема «верности» и «измены» унаследованной доктрине, не имеющая отношения к проблеме истины и лжи.

История марксизма как идеологии и политического движения в этом смысле мало чем отличается от истории других религиозно-политических движений, поскольку марксизм до сих пор не освободился от потребности сохранять «верность» своим источникам. По сути дела, данная «верность» просто скрывает различные компромиссы между унаследованной идеологией и потребностями практики. Новые линии раздела и новые политические формации, осеняющие себя знамением марксизма, обычно возникают под давлением различных исторических обстоятельств. Но каждая из них стремится найти основание в идеологической традиции, которая никогда не может быть признана абсолютно завершенной и единообразной.

В этом отношении имеется существенное различие между Бернштейном и Лениным. Первый был ревизионистом, так как открыто отбрасывал некоторые элементы марксизма, считал их устарелыми и, по крайней мере, никогда не пытался играть роль бдительного идеологического стража всего наследия Маркса. Второй стремился все свои действия представить как единственно возможное и абсолютно правильное применение марксизма в данных обстоятельствах места и времени. Первый признавал возможность различных толкований марксизма, второй ее отвергал. В то же время Ленин не был догматиком и доктринером, подчиняющим политический успех движения, которым он руководил, соблюдению верности словам Маркса. Ленина отличало выдающееся политическое чутье и способность подчинять все вопросы теории и тактики одной главной задаче - русской и мировой революции.

Ленин полагал, что все основные вопросы теории уже решены Марксом. И надо лишь умело извлекать из этих решений выводы, наиболее подходящие для данной ситуации. Самого себя он считал верным исполнителем Марксового завета и тех принципов политической стратегии и тактики, которые наиболее четко проявились в деятельности германской социал-демократии. Вплоть до первой мировой войны она была для него образцом, а Каутский - наиболее авторитетным марксистом. Ленин ссылался на него не только при обсуждении теоретических, но и практических вопросов, которые сам знал намного лучше (например, в вопросе бойкота второй Думы): «Где и когда претендовал я на создание какого бы то ни было особого направления в международной социал- демократии, не тождественного с направлением Бебеля и Каутского? Где и когда выступали на свет разногласия между мной, с одной стороны, Бебелем и Каутским, с другой,- разногласия, хоть сколько- нибудь приближающиеся по серьезности к разногласиям между Бебелем и Каутским, например, по аграрному вопросу в Бреславле?»

Вопрос о ревизионизме Ленина не может быть решен путем простого сопоставления его текстов с текстами Маркса и Энгельса или посредством поиска ответа на неразрешимый вопрос: «Что бы Маркс или Энгельс сделали или сказали в тех ситуациях, в которых действовал Ленин?». Теория Маркса оставляла возможность различных толкований. И потому могла быть использована и утилизована самым различным способом без ясного и открытого нарушения ее оснований. В то же время проблема преемственности между марксизмом Маркса и «марксизмом» Ленина не лишена научного значения. Если отбросить понятия верности и измены, в которых до сих пор эту проблему обсуждали государственные идеологи, то она сводится к выявлению общих тенденций ленинской утилизации и дополнений к Марксовому наследству.

Все вопросы теории для Ленина имели только инструментальный смысл по отношению к революции - главной задаче. То же самое можно сказать о всех человеческих делах, идеях, социальных институтах и ценностях - их значение исчерпывается классовой функцией. Безусловно, в текстах Маркса можно найти оправдание такой точки зрения, поскольку он неоднократно подчеркивал преходящий и классовый смысл всех форм общественной жизни в классовом обществе. Но анализ конкретных проблем у Маркса был более сложен и дифференцирован и не может быть сведен к редукционистским формулам исторического материализма. Еще более абсурдным было бы утверждение, что смысл всего творчества Маркса и Энгельса исчерпывается вопросом: хорошо это или плохо для революции.-* Классики обладали значительно более широким интеллектуальным горизонтом, нежели их русский ученик. Они глубоко понимали преемственность человеческой культуры. Не считали, что ценность науки, искусства, морали, социальных институтов есть только средство выражения классовых интересов. Однако общие формулы исторического материализма вполне подходили для того способа использования, каким вдохновлялся Ленин. Для него искусство, литература, право, мораль, социальные институты, демократические ценности, религиозные и философские идеи не имеют никакого самостоятельного значения, а являются только средствами политической борьбы. И в этом пункте его нельзя упрекнуть в отступлении от марксизма Маркса. Просто как и всякий не в меру рьяный последователь он применял принципы исторического материализма более жестко и однозначно, чем это делал Маркс.

Если, например, право рассматривать только как орудие классового угнетения, то вслед за Лениным можно предположить, что нет существенного различия между правовым правлением и абсолютной диктатурой. Если политические свободы толковать лишь как способ защиты буржуазией своих классовых интересов, то можно согласиться и с ленинским выводом: большевистская партия не обязана заботиться о защите этих свобод после того, как она взяла власть в свои руки. Если духовное творчество - научное, художественное или философское - есть только средство классовой борьбы, то нет качественного различия между сочинением философского трактата и применением маузера, винтовки или штыка. Это только различные формы одного и того же оружия, которое применяется в ^зависимости от обстоятельств по отношению к врагам и соратникам.

Речь идет об элементах ленинизма, смысл которых стал ясен всем после прихода большевиков к власти. И они содержались в работах Ленина с самого начала его деятельности. По этой причине он, как правило, оказывался в более выигрышном положении при дискуссии с другими марксистами. Упрощал принципы теории Маркса, которые признавались всеми марксистами. И если те, например, упрекали его в отступлении от Маркса (подчеркивая, что для Маркса диктатура, в отличие от Ленина, никогда не означала деспотической власти, не связанной никакими законами), то они обнажали не только ленинский ревизионизм, но и незавершенность и двусмысленность марксизма.

Однако в важнейших пунктах ленинский вклад в марксизм порождал и порождает сомнения в правоверности последователя. Ленин создал собственную концепцию партии. Нерешенность национального вопроса использовал как мощный источник энергии, который должна применить партия для достижения своих целей. И выдвинул лозунг союза пролетариата с крестьянством в буржуазной революции. Эти идеи встретили резкую критику не только реформистов, но и Р. Люксембург - главного столпа марксистской ортодоксии. В то же время ленинская доктрина оказалась чрезвычайно успешной на практике и привела большевиков к победе в революции, гражданской и всей последующей войне со своим народом.

Еще по теме § 1. Был ли Ленин ревизионистом?:

  1. 1. Столыпинская реакция. Разложение в оппозиционных слоях интеллигенции. Упадочничество. Переход части партийной интеллигенции в лагерь врагов марксизма и попытки ревизии теории марксизма. Отповедь Ленина ревизионистам в его книге "Материализм и эмпириокритицизм" и защита теоретических основ марксистской партии.

позднелат. revisio - пересмотр) - одно из доминирующих течений в идеологии рабочего движения конца 19 - середины 20 вв. Впервые с идеей о необходимости пересмотра основных положений марксовой теории выступили представители германской социал-демократической партии И. Хехберг, Бернштейн и К. Шрамм в 1879. Р. как самоосознающее теоретическое направление возник в 90-х 19 в., когда Бернштейн, выступив с программой модернизации марксизма, дал соответствующее имя этому течению. В начале 20 в. Р. распространился в социал-демократическом движении Германии, Франции, Австро-Венгрии, России и др. стран (Каутский, О. Бауэр, Э. Вандервельде, Л. Мартов, Троцкий и др.). Представители Р. отвергали научность диалектического (и тем более исторического) материализма, стремились заменить социалистический революционизм идеей общественной эволюции. Приверженцы Р. подвергли жесткой критике марксово учение о классовой борьбе и диктатуре пролетариата, исключили возможность построения социализма через насилие и заявляли, что политические свободы, демократия и всеобщее избирательное право уничтожают почву для классовой борьбы. По их мнению, задачей рабочего движения является борьба за реформы. В экономической теории Р. утверждалось, что вытеснение мелкого производства крупным замедлилось, а в сельском хозяйстве оно не происходит и вовсе, что тресты и картели позволяют капитализму устранить кризисы. Расчеты на крушение капитализма, т.обр., не представлялись реальными, т.к. намечалась тенденция к смягчению его противоречий. Несмотря на то, что по сути своей полемика идеологов Р. и ортодоксов осуществлялась в рамках традиционалистской марксовой доктрины (что, естественно, существенно сужало поле для конструктивного преодоления крайностей идеи революционного насилия), сам факт духовной оппозиции и диссидентства подобного рода имел неоспоримое историческое значение.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РЕВИЗИОНИЗМ

от лат. revisio – пересмотр) – антинауч. метод пересмотра положений марксизма; оппортунистич. направление внутри революц. рабочего движения, к-рое под предлогом творч. осмысления новых явлений действительности осуществляет ревизию коренных, подтверждаемых практикой положений марксистской теории. Р. возник в конце 70-х гг. 19 в. в герм. с.-д. партии, уже вставшей на позиции марксизма. Хехберг, Бернштейн и Шрамм выступили в 1879 с пересмотром осн. положений революц. теории. Маркс и Энгельс в спец. письме, адресованном А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др. ("Циркулярное письмо"), дали решит. отпор этой первой вылазке ревизионистов. Окончательно Р. оформился после смерти Маркса и Энгельса, когда в 90-х гг. Бернштейн, выступив с наиболее цельной программой ревизии марксизма, дал имя этому течению. В нач. 20 в. Р. распространился в с.-д. движении Германии, Франции, Австро-Венгрии, России и др. странах, где на оппортунистич. позиции скатились Каутский, Бауэр, Вандервельде, Шейдеман, Легин, Мартов, Богданов и др. Р. конца 19 – нач. 20 вв. выступил с пересмотром всех сторон учения Маркса. В области философии ревизионисты не признавали научности диалектич. материализма, ссылаясь на достижения новейшего естествознания, они объявляли диалектику "ловушкой", заменяли материализм кантианством, берклеанством и махизмом. В экономич. теории, ссылаясь на "новые данные хозяйств. развития", они утверждали, будто вытеснение мелкого произ-ва крупным замедлилось, а в с. х-ве не происходит вовсе, будто тресты и картели позволяют капитализму устранить кризисы, что расчеты на крушение капитализма не реальны, т.к. намечается тенденция к смягчению его противоречий. В политич. области, апеллируя к новым явлениям социальной жизни, ревизионисты пересматривали марксистское учение о классовой борьбе и ее цели, они заявляли, что политич. свобода, демократия, всеобщее избират. право уничтожают почву для классовой борьбы. "„Конечная цель – ничто, движение – все“, это крылатое словечко Бернштейна, – писал Ленин, – выражает сущность ревизионизма лучше многих длинных рассуждений" (Соч., т. 15, с. 23). Решит. критику ревизионизма дал Ленин. Обстоят. критика Р. содержится также в ряде работ Плеханова, Люксембург, К. Либкнехта, Меринга, Цеткин и др. представителей революц. марксистской мысли. После краха 2-го Интернационала (1914), вызванного укоренением оппортунизма, рабочее движение раскололось на правую, социал-реформистскую часть, и левую, революц. часть, развившуюся в дальнейшем в междунар. коммунистич. движение. Поскольку с возникновением и распространением ленинизма внутри коммунистич. движения господствующей идеологией становится марксизм-ленинизм, Р. пытается в 20–40-е гг. и позже пересматривать уже эту теорию. Наиболее массированную попытку ревизовать марксизм-ленинизм предприняли оппортунисты внутри коммунистич. движения в 50–60-е гг. Спекулируя на новых послевоен. явлениях и процессах, не получивших еще науч. марксистского объяснения, воспользовавшись трудностями коммунистич. движения, связанными с преодолением последствий культа личности, в конце 50-х гг. широко распространился Р. справа, пытавшийся столкнуть революц. рабочее движение на социал-реформистский путь. С ревизионистских позиций в 50-х гг. выступали А. Лефевр, П. Эрве (Франция), Дж. Гейтс, А. Биттелмен (США), А. Джолитти (Италия), М. Джилас (Югославия), Р. Зиманд, Л. Колаковский (Польша), Э. Блох (ГДР) и др. Особенно крупную вылазку предприняла ревизионистская группа Надя – Лошонци в Венгрии, проложившая путь контрреволюции 1956. Р. 50-х гг. пытался подвергнуть радикальному пересмотру все три составные части марксизма-ленинизма. В области философии оппортунисты ревизовали марксистский материализм, утверждали, будто неореализм, позитивизм, операционализм, семантич. философия сближаются с материализмом, что само противопоставление материализма идеализму изжило себя, что необходимо "обогатить" диалектич. материализм экзенстенциалистским учением о человеке, интуитивистской теорией познания, позитивистским пониманием законов диалектики как гипотетических, не поддающихся "верификации". В социально-экономич. области ревизионисты стремились сочетать марксизм-ленинизм с каутскианством и кейнсианством, с различными концепциями "этич.", "демократич.", "антропологич." социализма, распространяли теорию "трансформации капитализма в социализм", отстаивали лозунги "интегральной демократии", "нац. коммунизма", "идеологич. умиротворения". Особенно широкому пересмотру подвергались политич. аспекты марксистско-ленинской теории. "Современный ревизионизм, – говорилось в Декларации 1957, – пытается опорочить великое учение марксизма-ленинизма, объявляет его "устаревшим" и якобы утратившим ныне значение для общественного развития. Ревизионисты стремятся вытравить революционную душу марксизма, подорвать веру рабочего класса и трудового народа в социализм. Они выступают против исторической необходимости пролетарской революции и диктатуры пролетариата при переходе от капитализма к социализму, отрицают руководящую роль рабочего класса и марксистско-ленинской партии, отрицают принципы пролетарского интернационализма, требуют отказа от основных ленинских принципов партийного строительства и прежде всего от демократического централизма, требуют превращения коммунистической партии из боевой революционной организации в некое подобие дискуссионного клуба" ("Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм", М., 1961, с. 15). Междунар. коммунистич. движение в Декларации 1957 и Заявлении 1960 осудило Р. как гл. опасность в своих рядах, подвергло его всесторонней критике, постепенно очистило свои ряды от активных поборников Р. Рассматривая Р. как идеологич. явление, следует видеть его специфику, гносеологич. и классовые корни. Будучи одной из форм теоретич. обоснования оппортунизма внутри революц. марксистского движения, Р. имеет специфич. черты: он сохраняет формальную связь с революц. теорией, выдавая себя за "творч. марксизм"; возникает в результате ненаучного, выгодного буржуазии пересмотра положений марксизма; как правило, Р. прикрывается принципом "свободы критики", выступает под флагом антидогматизма и получает наибольшее распространение во время существ. поворотов рабочего движения. Поскольку Р. является теоретич. обоснованием оппортунизма, имеющего две гл. формы – правый и левый оппортунизм, постольку сам Р. тоже бывает "Р. справа", когда ревизуемые положения марксизма заменяются бурж.-реформистскими взглядами, и "Р. слева", когда пересматриваемые положения заменяются анархистскими, бланкистскими, волюнтаристскими установками. Ленин подчеркивал важность теоретич. анализа как "Р. слева", обрисовавшегося тогда в романских странах, так и "Р. справа", широко распространившегося в ряде др. европ. стран (см. Соч., т. 15, с. 24). Общая противоположность того и другого Р. революц. марксизму не отменяет их собств. коллизий; это особенно заметно в последнее время: концепции правооппортунистич. Р. конца 50-х гг. находятся в остром конфликте с теми идеями "Р. слева", к-рые наряду с догматизмом и сектантством нашли применение в левом оппортунизме 60-х гг. В гносеологич. отношении необходимо различать теоретико-познават. корни Р. в целом и той или иной его концепции. Взятый в целом, Р. паразитирует на относит. характере марксистских знаний. Как и любая наука, марксизм не может дать исчерпывающе абсолютное знание об изменяющейся действительности. В ходе обществ. развития отд. положения марксистской теории, ранее правильно отражавшие действительность, устаревают, вступают в противоречие с изменившейся действительностью. Это требует не просто дополнения имеющихся выводов новыми, но и известной переоценки прежних формулировок, пересмотра имеющихся знаний с целью освобождения их от устаревших положений и формул. В подобном пересмотре нет ничего ревизионистского. Спекулируя на необходимости такой переоценки устаревших положений теории, Р. в гносеологич. отношении представляет собой результат субъективистской ревизии марксизма в отрыве и противоречии с действительностью, ибо им подвергаются пересмотру не устаревшие выводы, а сохраняющие свою правильность принципы марксизма. Однако не всякая ошибка и односторонность, не любой просчет и субъективизм, допущенные при пересмотре тех или иных марксистских положений, приводят к Р. Будучи продуктом классового общества, Р. выступает как социально обусловленное извращение марксистской теории. В классовом отношении имеется известная разница между классовой природой и социальной функцией Р., между тем, чьи позиции он отражает, и том, кому он служит. Если по своему классовому происхождению Р. – результат мелкобурж. и бурж. воздействия на революц. рабочее движение, то по своей классовой природе Р. – идеология мелкой буржуазии, рабочей аристократии, средних слоев. Он отражает обществ. положение этих двойственных по своей природе, колеблющихся по своим устремлениям социальных групп, примыкающих то к рабочему классу, то к буржуазии. По своей социальной функции Р. выступает как проводник влияния буржуазии в революц. рабочем движении. Р. как идейно-политич. течение охватывает по своему содержанию различные области обществ. науки: философию, политич. экономию, теорию науч. коммунизма, историю философии, этику, эстетику и др. Поэтому критич. анализ ревизионистских концепций – задача различных наук. Марксистская философия анализирует филос. аспекты Р. Этот анализ предполагает: во-первых, изучение филос. концепций Р., сознательно отстаиваемых и пропагандируемых ревизионистами и представляющих собой филос. Р.; во-вторых, рассмотрение методологии, к-рая присуща ревизионистскому способу мышления, независимо от того, осознается она или нет самими ревизионистами, и к-рая составляет философско-методологич. основы ревизионизма; в-третьих, раскрытие теоретикопознават. истоков, гносеологич. корней отд. ревизионистских концепций. Филос. Р. – это отнюдь не единое раз навсегда избранное филос. миропонимание, а исторически изменяющаяся эклектич. сумма различных филос. концепций. В конце 19 – нач. 20 в. часть ревизионистов проповедовала кантианство (Бернштейн, Шмидт), другая часть – подправленный махизм (Богданов, Базаров), третья – смесь неокантианства с вульгарным материализмом (Каутский) и т.д. В ревизионистских теориях 50-х гг. можно обнаружить влияние экзистенциализма (Блох), позитивизма (Бламберг), неокантианства (Лефевр) и т.д. Представители Р. предлагали, в частности, дополнить философию Маркса фейербаховским антропологизмом и гегелевской систематикой, сделать ее предметом познания имманентного материи "тотума" (Блох), рекомендовали поставить в центр проблему отчуждения (Лефевр), советовали разрабатывать философию, имеющую не мировоззренческую, а моральную функцию (Колаковский). Характерно и то, что в прошлом ревизионисты прямо отвергали диалектич. материализм и призывали признать "философией марксизма" те или другие модные в то время бурж. филос. концепции; теперь диалектич. материализм признается философией марксизма, но он истолковывается Р. таким образом, что в конечном итоге оказывается замененным тем или иным бурж. филос. учением, а нек-рые ревизионисты вместо диалектич. материализма выдвигают т.н. "натуралистич. гуманизм" и вместо историч. материализма – "историч. гуманизм". Методологич. основы Р. – это определ. устойчивый субъективизм, лежащий в теоретич. фундаменте всех его концепций и выражающийся в эклектике и софистике (см. тамже, т. 28, с. 213). Здесь находит свое выражение устойчивая, классово обусловленная черта всего Р., связанная и с его социальной функцией, что ведет в теории, в философии к попыткам совместить пролет. философию с буржуазной, материализм с идеализмом. Так, в филос. воззрениях Базарова и Богданова налицо сочетание материализма с субъективным идеализмом, материалистич. тезиса о взаимодействии субъекта и объекта с авенариусовской "принципиальной координацией Я и не – я"; в философии Блоха идеалистич. телеология совмещается с тезисом о материальности мира и т.п. Для обоснования своих взглядов ревизионисты широко используют софистику. Эклектизм и софистика вполне соответствуют практич. целям Р. "При подделке марксизма под оппортунизм, – писал Ленин, – подделка эклектицизма под диалектику легче всего обманывает массы, дает кажущееся удовлетворение, якобы учитывает все стороны процесса, все тенденции развития, все противоречивые влияния и проч., а на деле не дает никакого цельного и революционного понимания процесса общественного развития" (там же, т. 25, с. 372). Гносеологич. корни отд. ревизионистских концепций представляют собой те стороны, черточки, грани в познании действительности, из абсолютизации к-рых вырастает данная концепция. Так, если ревизионистская концепция "национального коммунизма" (Надь) вырастает из преувеличения нац. особенностей социалистич. строительства, то идея "интегральной демократии" (Колаковский) – продукт абсолютизации и интегрирования общих и сходных черт пролет. и бурж. демократии, а "антропологическая марксистская философия" (Блох) – следствие раздувания общечеловеч. проблем в философии, результат подмены социально-классового индивида абстрактным человеком. Междунар. революц. рабочее движение ведет решит. борьбу против филос. Р., против ревизионизма справа и слева, пытающегося идеологически разоружить рабочий класс, привить ему реформистские или анархистские взгляды. Коммунистич. партии, философы-марксисты вскрыли теоретич. несостоятельность и политич. вред Р. вообще, филос. Р. в частности. В результате идейной борьбы и организац. мер влияние правооппортунистич. Р. за последние годы резко упало, а его наиболее активные поборники оказались вне рядов коммунистич. движения. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., [Письмо] А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Браке и др. ("Циркулярное письмо") от , в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, М., 1953; Ленин В. И., Марксизм и ревизионизм, Соч., 4 изд., т. 15; его же, Разногласия в европ. рабочем движении, там же, т. 16; его же, Историч. судьбы учения Карла Маркса, там же, т. 18; его же, Крах II Интернационала, там же, т. 21, его же, Детская болезнь "левизны" в коммунизме, там же, т. 31; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Против совр. Р., М., 1958; Бутенко А. П., Осн. черты совр. Р., М., 1959; Бутенко А. П. [и др.], Против совр. Р. в философии и социологии, М., 1960; За чистоту марксизма-ленинизма, М., 1964. А. Бутенко. Москва.