Все о тюнинге авто

Источники финансирования деятельности русского музея и способы увеличения бюджета. Оформление договоров о спонсорстве и благотворительной деятельности в музеях Внебюджетные источники финансирования

По мнению многих специалистов, рост альтернативных источников финансирования социально-культурной сферы может быть обеспечен прежде всего за счет развития меценатства и спонсорства, получившего широкое распространение за рубежом. Е.П. Челышев “Современная культура России: проблемы развития” ж-л “Москва” № 1 1996;

Меценатство - альтруистическая, как правило, «разовая», не рассчитанная на отдачу финансовая или иная материальная помощь, оказываемая в гуманитарных целях. Меценатство в истории русской культуры имеет давние традиции. Достаточно назвать хотя бы знаменитого русского мецената П.М.Третьякова, именем которого названа Третьяковская картинная галерея - одно из лучших собраний отечественной и мировой живописи. Л. Зайцева “Источники финансирования социально-культурной сферы и роль промышленного меценатства”, ж-л “Вопросы экономики” № 4 1998;

Спонсорство - вид финансовой поддержки культурных нужд, рассчитанный на получение косвенного эффекта от сделанных вложений (создание положительного «имиджа» фирмы, получение налоговых льгот, приобретение благоприятных условий для размещения рекламы и т.д.). В отличии от меценатства спонсорство в отечественной практике начало развиваться совсем недавно, с переходом к рыночным отношениям. Сегодня практически каждый крупный культурный проект может состоятся лишь при активной спонсорской поддержке. В качестве спонсоров выступают коммерческие фирмы, крупные промышленные и аграрные предприятия, банки.

Основные формы частного финансирования следующие: патронаж корпораций, индивидуальные пожертвования и деловое (коммерческое) финансирование. В первых двух случаях финансирование происходит в виде частных даров без непосредственного расчета на получение взамен прямых или косвенных выгод. При деловом финансировании средства выделяются только при условии получения от субсидируемых учреждений каких-либо определенных услуг, связанных обычно с рекламой, маркетингом и т.д. Распространена также и косвенная поддержка социальной сферы (предоставление помещений, оборудования и т.д.), весьма значительная в денежном выражении. И. Рождественская, С. Шишкин “Реформы в социально-культурной сфере: в чьих интересах?”, ж-л “Вопросы экономики” № 1 1996;

Как отмечают представители большого бизнеса, при субсидировании социально-культурной сферы они исходят прежде всего из потребностей собственных компаний, то есть финансируются те виды деятельности, которые прямо или косвенно отвечают их интересам. По данным специально проведенного исследования, 40 % опрошенных фирм в качестве основного мотива отметили “паблисити”, 30 % - рекламу и 30 % - социальную ответственность корпораций. Л. Зайцева “Источники финансирования социально-культурной сферы и роль промышленного меценатства”, ж-л “Вопросы экономики” № 4 1998;

На деле вложения в социальную сферу, осуществляемые предприятиями, - форма частного косвенного государственного финансирования данной сферы. В условиях льготного налогообложения владельцы теряют намного меньше средств, чем номинально вкладывают. Поэтому в странах с прогрессивным налогообложением прибыли именно крупным фирмам особенно выгодно тратить деньги на благотворительность. Фактические затраты небольшие, а эффект велик. Справедливости ради следует отметить, что при этом выигрывает не только фирма, но и государство в целом, поскольку недополучение налогов меньше объема средств, направленных на социальные нужды. Кроме того, государство избавляется от забот, связанных с распределением средств и контролем за их использованием.

Каковы же реальные возможности российских предприятий в этой сфере?

Промышленное меценатство как явление предусмотрено в отечественной налоговой системе. При этом созданы определенные льготы для предприятий, имеющих собственные учреждения социальной сферы. В то же время общий объем благотворительных отчислений ограничен (в настоящее время он не должен превышать 5 % от налогооблагаемой прибыли). В 1997 году прибыль предприятий на территории Российской Федерации составила 4,89 трлн. руб., следовательно максимально возможная сумма на благотворительные цели - 97,8 млрд. руб. Таким образом, промышленное меценатство не может существенно улучшить финансовое положение социальной сферы без значительного расширения предоставляемых меценатам льгот, другими словами, без помощи государства. Л. Зайцева “Источники финансирования социально-культурной сферы и роль промышленного меценатства”, ж-л “Вопросы экономики” № 4 1998;

Вместе с тем в России еще сохраняется, имеющая место на Западе лишь в немногочисленных крупных компаниях, система ведомственных объектов социально-культурной сферы. Затраты на содержание объектов социальной сферы, находящихся на балансе предприятий, составил в 1997 году около 700 млрд. руб., или около 15 % прибыли. Эти расходы по своему размеру сравнимы с государственными издержками на аналогичные цели. Поэтому для того, чтобы ослабить давление на бюджет при сохранении существующего уровня социальной защищенности граждан (включая доступность социально-культурных услуг), необходимо срочно разработать систему мер по поддержанию ведомственной сети социальной сферы в условиях массовой приватизации. Л. Зайцева “Источники финансирования социально-культурной сферы и роль промышленного меценатства”, ж-л “Вопросы экономики” № 4 1998;

В декабре 1992 года Верховным Советом Российской Федерации установлен новый налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в размере 1,5 % от объема реализованной продукции (работ, услуг), произведенной юридическими лицами, расположенными на территории Российской Федерации. Вместе с тем в нынешних российских условиях, когда почти все предприятия - на картотеке, а свободные средства имеются в основном у коммерческих банков и кредитных учреждений, имеет смысл предусмотреть механизм специального их налогообложения в пользу социально-культурной сферы. Л. Зайцева “Источники финансирования социально-культурной сферы и роль промышленного меценатства”, ж-л “Вопросы экономики” № 4 1998;

В период становления рыночной экономики в России не следует ожидать, что предприятия, тем более частные, будут безвозмездно и бескорыстно тратить деньги на социальную сферу. Такие случаи, конечно, возможны, но не как правило, а как исключение. Несмотря на систему льгот для меценатов, говорить о меценатских вложениях как об альтернативном государственному источнике поддержки социально-культурной сферы в России вряд ли возможно.

    Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет программу «Меценаты Пушкинского музея». Музей, обладающий одним из крупнейших в России художественных собраний мирового искусства с древнейших времен до наших дней, был создан благодаря активному участию меценатов. С 2014 года Музей вступил в период важнейших и долгожданных перемен, приступив к созданию Музейного городка, задуманного еще Иваном Владимировичем.

    Цветаевым, создателем и первым директором Музея. Проект предполагает создание крупнейшего в России музейного комплекса - нового культурного квартала в центре Москвы, который объединит девять музейных зданий. В результате реализации проекта площадь Музея увеличится более чем в два раза, а количество посетителей превысит три миллиона человек ежегодно. В то же время ГМИИ им. А.С. Пушкина продолжит активно вести и расширять свою хранительскую и научную деятельность и пополнять собрание, которое насчитывает уже более 670 тысяч предметов.

    Средства, вложенные в строительство Музея и в приобретение коллекций, в большей степени поступали от меценатов. Важную роль в создании Музея сыграл крупный промышленник Юрий Степанович Нечаев-Мальцов, который в 1897 году приобрел для музея первые оригинальные памятники искусства и культуры Древнего Египта (Египетская коллекция - и сегодня лучшая в России). В общей сложности он потратил на нужды Музея около двух миллионов рублей, что составляло две трети всех затрат.

    В наши дни строительство Музейного городка, как и деятельность ГМИИ им. А.С. Пушкина, в основном финансируется государством. Музей также опирается и на другие источники дохода: реализацию билетов, экскурсий, продажу каталогов выставок, изданий по искусству, сувенирной продукции и т. п. Тем не менее, сегодня финансовая поддержка Музея частными лицами и бизнесом имеет жизн



    енно важное значение для реализации гуманитарной миссии и обширных планов Пушкинского музея. Именно поэтому было принято решение о создании новой программы частного финансирования ГМИИ им. А.С. Пушкина «Меценаты Пушкинского музея». Программа предполагает создание сообщества единомышленников, членство в котором даст возможность в полной мере ощутить причастность к деятельности Музея. Это и общение с ведущими искусствоведами и кураторами в России и за рубежом, и посещение музейных запасников, приглашения на выставки, концерты, специальные лекционные программы, арт-путешествия и экскурсии. Все это позволит меценатам ближе узнать мир искусства и содействовать столь нужной и важной для отечественной культуры деятельности одного из крупнейших музеев России.

    Цель новой программы - увеличение доли внебюджетного финансирования Музея за счет расширения круга частных лиц - меценатов. Традиция помощи меценатов Музею никогда не прерывалась. И в наши дни в его Попечительский совет входят представители государственных институтов и крупнейшие фигуры российского бизнеса. Опираясь на значительный опыт финансирования крупнейших музеев мира, Пушкинский музей обращается к более широкому кругу потенциальных меценатов, с предложением присоединиться к сообществу неравнодушных людей, которым небезразлична деятельность Музея.

    Контакты программы «Меценаты Пушкинского музея»:руководитель программы Елена Суховеевараб. +7 499 678 34 [email protected]

Прочитаем информацию.

Ученые-обществоведы отмечают, что однозначное разделение сфер общества возможно лишь в рамках его теоретического анализа, однако в реальной жизни характерна их тесная взаимосвязь, взаимозависимость и взаимопересечение (что отражается в названиях, например, социально-экономические отношения). Именно поэтому важнейшей задачей обществознания становится достижение целостности научного понимания и объяснения закономерностей функционирования и развития общественной системы в целом.

Рассмотрим примеры.

Сферы общества

Пример взаимосвязи

Экономическая и политическая

1.Проведение реформ по снижению налогов способствует облегчению деятельности предпринимателей.

2.В условиях экономического кризиса президент страны назначил досрочные парламентские выборы.

3.На парламентских выборах победила партия, выступавшая за снижение налогового бремени.

4.В результате налоговых реформ выросли темпы промышленного развития.

5. Рост государственных ассигнований на производство новых видов вооружения.

Социальная и политическая

Представители так называемых «средних слоев» - квалифицированные специалисты, работники информационной сферы (программисты, инженеры), представители малого и среднего бизнеса участвуют в формировании ведущих политических партий и движений.

Экономическая и социальная

Высокий урожай зерновых, усиление конкуренции привели к снижению цен на этот продукт. Вслед за этим снизились цены на мясо и другие продукты. Это позволило большим социальным группам малообеспеченных граждан - пенсионерам, большим семьям с одним кормильцем – существенно пополнить свою потребительскую корзину.

Экономическая, политическая, духовная

Политическая партия разработала и обосновала программу преодоления спада производства.

Экономическая и духовная

1.Хозяйственные возможности общества, уровень овладения человеком природными ресурсами позволяет развивать науку, и наоборот, фундаментальные научные открытия способствуют преобразованию производительных сил общества.

2.Финансирование меценатом деятельности музея.

Экономическая, политическая, социальная, духовная

В ходе проводимых в стране рыночных реформ узаконено многообразие форм собственности. Это способствует возникновению новых социальных групп – предпринимательского класса, малого и среднего бизнеса, фермерства, специалистов с частной практикой. В области культуры возникновение частных средств массовой информации, кинокомпаний, итернет-провайдеров способствует развитию плюрализма в духовной сфере, созданию разных по своей сути духовных продуктов, разнонаправленной информации.

Выполним онлайн-задания.

Приглашаем к интеллектуально-игровой деятельности.

Интеллектуальные игры «Обществознание»

Государственный Русский музей, как и все учреждения культуры в той или иной степени испытывают недостаток в получаемых от государства финансовых средствах и получают доход за счет собственной деятельности.

В общем виде источники финансирования музея можно разделить на две большие группы:

Федеральный бюджет, из которого осуществляется текущее финансирование (Рисунок 9);

И внебюджетные источники, включающие доходы от собственной коммерческой деятельности и средства спонсоров и меценатов, за счёт которых также осуществляется финансирование (Рисунок 10).

Из таблицы 4 видно, что поступления из федерального бюджета больше чем из внебюджетных источников.

Для оценки уровня самофинансирования учреждений культуры используют социальный индекс. Если индекс равен нулю, то организация находится на полном самофинансировании. Чем больше значение социального индекса, тем ниже уровень самофинансирования.

Рис. 9.

Рис. 10.

Таблица 4. Поступления в бюджет музея с 2009 по 2012 год

по плану, руб.

по факту, руб.

по плану, руб.

по факту, руб.

по плану, руб.

по факту, руб.

Поступления из федерального бюджета

Поступления из внебюджетных источников

Социальный индекс был рассчитан для музеев Москвы и Санкт-Петербурга по данным 2007 года.

Расчеты показали, что среди исследуемых музеев самым высоким уровнем самофинансирования обладает Государственный Эрмитаж с самым низким значением социального индекса (2,2). В Эрмитаже в 2007 году 69% всех поступлений составили благотворительные взносы, пожертвования, гранты фондов и бюджетные средства, а 31% входная плата в музей, экскурсионное и лекционное обслуживание, доходы от выездных выставок и коммерческой деятельности.

Относительно большое значение социального индекса (19) принадлежит Русскому музею, 95% поступлений которого в 2007 году составляли бюджетное финансирование, благотворительные взносы и гранты.

Таким образом, социальный индекс Русского музея в 8,6 раз выше индекса Эрмитажа, что на момент 2007 года свидетельствовало о низком уровне его самофинансирования.

При осуществлении деятельности Русский музей использует музейный маркетинг, привлекая ресурсы в двух формах:

Прямой - за счет продажи потребителям своих товаров и услуг;

Опосредованной - за счет привлечения внешних ресурсов: бюджетных средств, грантов, спонсорской поддержки, частных пожертвований. Эти средства используются для реализации социально значимых культурных проектов и программ.

Обе формы тесно взаимосвязаны: чем выше социальная значимость музея и общественная привлекательность его программ и проектов, тем больше у него возможностей получать средства из «внешних» источников. Маркетинг музея всегда включает два стратегических направления:

Презентацию и продвижение музея и его деятельности;

Презентацию и продвижение конкретных товаров или услуг.

Одним из источников пополнения доходов музея является продажа права на производство репродукций. Также музей имеют прибыль от сдачи своих помещений в аренду для проведения приемов и мероприятий.

Магазин, предлагающий подарочные и сувенирные изделия, не только приносит доход, но и привлекает посетителей.

Важным элементом сервисной инфраструктуры музея являются кафе и ресторан.

Для Русского музея входная плата (стоимость на входной билет указана в Приложении 2) и членские взносы «друзей музея» составляют самую существенную часть зарабатываемого дохода, и достигает около 30% стоимости содержания музея.

Для таких музейных гигантов, как Русский музей, Эрмитаж, Петергоф, Царское Село, Петропавловская крепость, на долгие годы одним из основных источников дохода будет оставаться входная плата от иностранных туристов. Русский музей, в отличие от большинства перечисленных музеев, по этому показателю далеко не на первом месте. Достаточно большие площади обеспечивают проходимость потока туристов, поэтому необходимо пропагандировать Русскую культуру и стимулировать развитие интереса к ней.