Все о тюнинге авто

Й праведный халиф: Осман (Усман). Усман ибн Аффан – третий праведный халиф Праведный халиф усман

Усман ибн Аффан , Осман ибн Аффан (574 - 20 июня 656) - один из сподвижников Мухаммеда и третий арабский халиф (с 644 года) . При Усмане была завершена кодификация Корана. Сунниты рассматривают его как одного из четырех праведных халифов, наряду с Абу Бакром, Умаром и Али. Шииты считают его узурпатором.

Усман родился в Мекке. Будучи представителем влиятельного клана Омейядов, до принятия ислама был состоятельным купцом. Он стал одним из первых сподвижников Муха ммеда, хотя на первых порах Омейяды относились к его проповеднической деятельности с большим подозрением. В благодарность за его поддержку Мухаммед позволил ему взять в жёны одну из своих дочерей. Несмотря на большой авторитет своего клана и участие в Хиджре, Усман долгое время оставался в тени. После убийства второго халифа Умара, созданный последним совет выбрал халифом Усмана, известного своей близостью к Пророку, но активного участия в политической жизни не принимавшего. Фигура Усмана на тот момент оказалась компромиссной. Усман не был столь сильной личностью, как его предшественник, и в своём правлении опирался не столько на личную харизму, сколько на авторитет исламской традиции. В этом отношении ключевую роль сыграла предпринятая им кодификация Корана. При нём ислам проник на Кавказ, в Иран и Кипр, а клан Омейядов вернул утраченные при Мухаммаде позиции. Усман проводил политику централизации племенного союза, который представляли собой арабы при жизни Мухаммада. Руководящие посты в завоёванных землях он раздавал преданным членам своего клана, им же доставалась большая часть награбленного в завоевательных походах. Влияние родственников на Усмана вызывало недовольство военной верхушки. В 650 г. против Усмана восстали ряд провинций Ирака и Египта. Столицей Усмана была Медина. В 655 г. египетские повстанцы достигли его дворца, но после переговоров вернулись восвояси. На следующий год, однако, Усман был осаждён в своих покоях группой мусульман, недовольных его политикой, и после нескольких дней отчаянного сопротивления был умерщвлён. С этого эпизода начинается первая в истории халифата гражданская война - фитна.

4-й праведный халиф: Али (стал халифом после убийства взбунтовавшимися солдатами халифа Усмана, впоследствии был убит хариджитами).

Абу́ль-Ха́сан Али́ ибн Абу́ Та́либ аль-Кураши́ , более известен как Али ибн Абу Талиб (17 марта 599 - 24 января 661) - выдающийся политический и общественный деятель; двоюродный брат, зять и сподвижник пророка Мухаммеда, четвёртый праведный халиф (656-661), первый из двенадцати почитаемых шиитами имамов . Согласно многим источникам, особенно шиитским, это единственный человек, который родился в Каабе; первый ребёнок и первый среди лиц мужского пола, принявший ислам ; во время своего правления получил титул амир аль-муминин (глава правоверных). Али был активным участником всех важных событий ранней истории ислама и всех битв, которые Пророку пришлось вести с противниками своего вероучения. «Если я- город наук, то Али- ключ к этому городу» , - говорил Мухаммед. Али стал халифом после убийства взбунтовавшимися солдатами халифа Усмана. Различные события стали причиной гражданской войны с Муавией, а закончились гибелью халифа от рук убийцы-хариджита. В историю ислама Али вошёл как трагическая фигура. Сунниты рассматривают его как последнего из четырёх праведных халифов.Шииты почитают Али как первого имама и как святого, особыми узами близости связанного с Мухаммадом, как праведника, воина и вождя. Ему приписываются многочисленные воинские подвиги и чудеса. Среднеазиатская легенда утверждает, что у Али семь могил, ибо хоронившие его люди видели, как вместо одного верблюда с телом Али стало семь и все они пошли в разные стороны.

Муавия I - основатель династии Омейядов в 661. Когда последний из четырёх Праведных халифов, Али ибн Абу Талиб, был убит хариджитами, Муавия ибн Абу Суфьян из рода Омейядов стал единоличным правителем в Халифате. В течение последующих лет после убийства Али преемники Муавии проклинали память Али в мечетях и на торжественных собраниях, а последователи Али отплачивали тем же трём первым халифам, как узурпаторам, и «собаке Муавии». Между тем Омейя́ды или бану Умайя - династия халифов, правившая в Дамасском халифате до середины VIII века, находились у власти в халифате почти 90 лет (Омейяды Суфьянидской и Марванидской ветвей). Основатель и первый халиф династии Омейядов c 661 года, перенёс столицу халифата в Дамаск. В 661 году сын Али ибн Абу Талиба - Хасан после своего непродолжительного правления признал право Муавии на трон халифа. Муавия вёл войну с Византией в Северной Африке, где его армии захватили Ливию. Он также осадил Константинополь в 674-677 годах. В 678 году флот Муавия был сожжен под Константинополем. Преемником Муавии на посту халифа стал его сын Язид I. В 750 году в результате восстания Абу Муслима династия Омейядов была свергнута Аббасидами, а все Омейяды были уничтожены, кроме внука халифа Хишама Абд ар-Рахмана, основавшего династию в Испании (Кóрдовский халифат). Предком династии был Омайя ибн Абдшамс сын Абдшамса ибн Абдманафа и двоюродный брат Абдулмутталиба. Абдшамс и Хашим были братьями-близнецами.

Фа́тима бинт Муха́ммад (Мекка, 605- Медина, 633) - младшая дочь пророка Мухаммеда, проповедника монотеизма и основателя исламской религии, от его первой жены Хадиджи. Единственная из всех детей Мухаммеда дожила до его смерти. Её рождение выпало на период, когда курайшиты начали ожесточённо притеснять мусульман. Во время родов служанки Хадиджи покинули её, отказав ей в помощи, - рожать пришлось самостоятельно. В соответствии с традицией арабов всех детей Хадиджа отдавала кормилицам из числа кочевых арабов для удаления их от очагов болезней, распространённых среди оседлых арабов, а также для изучения чистого арабского языка. Фатиму жеХадиджа с рождения воспитывала сама . Первые годы жизни Фатимы совпали с экономической блокадой курайшитов против мусульман, им был перекрыт доступ к продовольствию и занятию торговлей, и мусульмане три года страдали от голода, сосредоточившись в квартале Абу Талиба. В 10-м году пророчества умирают мать Фатимы и её дед Абу Талиб, после чего притеснения мусульман усиливаются, и Фатима становится свидетелем унижений и насилия против её отца и его последователей.

Когда Фатима достигла возраста замужества, к ней приходили свататься многие знатные и богатые женихи, в т.ч. Абу Бакр и Умар. Однако Мухаммад с согласия Фатимы выдал её замуж за своего двоюродного брата Али. Это произошло в 622 или 623 году. Махр, данный Фатиме, составил 500 динаров, полученных Али от продажи своей кольчуги. Церемония бракосочетания прошла скромно, как это и приветствуется в исламе.Их брак продлился 10 лет и закончился смертью Фатимы. Фатима почитается мусульманами как образец богобоязненности и терпения, а также наилучших нравственных качеств. С Фатимой связан амулет хамса , имеющий в исламе также название«Рука Фатимы». По легенде, однажды Фатима помешивала еду на огне, а её муж Али вошёл в дом с девушкой, на которой он только что женился. Фатима, пораженная горем, уронила ложку и продолжила помешивать еду рукой, не обращая внимания на боль. С тех пор её рука стала символом терпения и веры.

Хусейн ибн Али - аль-Хусайн ибн Али ибн Аби Талиб ибн Абд аль-Мутталиб ибн Хашим ибн Абд аль-Манаф ((627 - 10 октября 680) - третий шиитский имам . Внук пророка Мухаммеда, сын Али ибн Абу Талиба и Фатимы. День его гибели во время сражения с войском халифа Язида отмечается шиитами как шахсей-вахсей. После смерти его брата Хасана он перенял руководство восстанием в Куфе, однако потерпел поражение против Омейядов. 10 октября 680 (10 Мухаррама 61 года Хиджры) он погиб во время битвы под Кербелой. Согласно традиции, Хусейн был похоронен в Кербеле около места своей гибели. Большинство источников говорит, что голова его была найдена позже и присоединена к его телу. Имеются также рассказы, что голова имама попала в Сирию, а также многочисленные другие легенды. На его могиле был построен Храм имама Хусейна, который превратился в место паломничества шиитов. Шиитская традиция считает Хусейна праведником и мучеником. Многие мнения сходятся к тому, что он знал о безнадёжности своей борьбы, но принял мученичество ради спасения ислама, чтоы община не была уничтожена Язидом. Шииты считают, что это была добровольная жертва ради необходимости. Хусейн - образец того, как герой может бороться против тирании и быть хорошим мусулманином. День Ашура (шахсей-вахсей) отмечается по поводу этого события и жертвоприношения. Есть шиитская пословица «Всегда - в Ашуре, везде - в Кербеле» . Означает готовность бороться за себя и за других при любых обстоятельствах так, как это делал имам Хусейн.

Зейд ибн Сабит (ум. в 665) - один из известных сподвижников пророка Мухаммеда и его личный секретарь. Возглавлял комиссию по окончательной редакции Корана. Родился в Медине и происходил из племени Хазрадж. Родился за 11 лет до хиджры. Его отец погиб в результате междоусобной войны между мединскими племенами Аус и Хазрадж. Зейд был очень способным и грамотным человеком, отличался хорошей памятью. Кроме арабского, он изучил сирийский и древнееврейский языки и помогал пророку Мухаммеду в переводе писем, которые поступали к нему на этих языках. Будучи секретарем пророка Мухаммада, он записывал ниспосылаемые ему Божественные откровения и был одним из лучших знатоков Корана, который он знал наизусть. Он также был знатоком толкования (тафсира ) Корана. В период правления первых халифов Абу Бакра и Омара, Зейд был их приближенным и занимал различные государственные должности. В период правления халифа Османа, он был ответственным за государственную казну. Он умер в Медине, в возрасте приблизительно 54 лет.

Имя Зейда ибн Сабита прочно вошло в историю, в связи с его усилиями по работе над окончательной редакцией текста Корана. Эта работа была поручена ему Абу Бакром и Омаром после битвы в Йамаме против лжепророка Мусайлимы, во время которой погибли около 70 знатоков (хафизов ) Корана. Обеспокоенные тем, что количество знатоков Корана со временем неизбежно будет сокращаться, Абу Бакр и Омар обязали Зейда начать работу по собранию аятов Корана в единую книгу. А тот, в свою очередь, собрал знатоков Корана, и они, совместными усилиями, проделали эту работу и собрали первый полный письменный экземпляр Корана (мусхаф). Этот экземпляр хранился у жены пророка Мухаммада Хафсы до периода правления третьего Праведного халифа Османа.

Во время работы над собранием Корана, Абу Бакр поручил Зейду не полагаться на свою память, и поставил условием, что он обязан для доказательства точности каждого аята, который он соберет в окончательный список, иметь два письменных свидетельства. Абу Бакр объявил о начале работы над собранием Корана по всей Медине и потребовал у горожан, которые имеют письменные фрагменты Корана, принести их в мечеть и сдать Зейду. Контролировал принесенные населением фрагменты Омар, который знал, какие из этих фрагментов были проверены пророком Мухаммадом, а какие нет. Два принесенных фрагмента Корана являлись письменным свидетельством их подлинности, но они сравнивались с третьим элементом. Третьим элементом являлись данные Зейда ибн Сабита, так как он был одним из лучших знатоков Корана, который знал его наизусть. Принесенные фрагменты он сопоставлял со своими знаниями. В то же время, были и некоторые исключения из этого правила. В период халифата Османа среди мусульман возникли некоторые споры относительно правильного чтения Корана. Поэтому Осман распорядился составить окончательную редакцию Корана. Для этого он создал комиссию его лучших знатоков. Председателем этой комиссии стал Зейд ибн Сабит. Количество членов комиссии и их имена в разных хрониках приводятся по-разному. Эта комиссия размножила экземпляр Корана, который был собран в период правления Абу Бакра, после чего халиф Осман разослал его во все основные центры Халифата.

Хасан аль-Басри (21/641-110/728) - известный мусульманский правовед, знаток Корана и хадисов из поколения табиунов. Полное имя с куньей Абу Саид аль-Хасан ибн Йасар аль-Басри. Его отец был родом из иракского селения Майсан. В период правления халифа Омара он, вместе со своей семьей, переехал в Медину. С ранних лет стремился к науке, стал одним из самых ранних мусульманских классиков. Он вел аскетический образ жизни, был знаком с тремястами сподвижниками пророка Мухаммада. Мировоззрение его соответствовало положениям ортодоксального Ислама. Он признавал наличие Божественного предопределения, и возможность лицезрения Аллаха в раю, считал обязательным исполнение всех религиозных предписаний. Всех мусульман, совершающих большие грехи, он считал лицемерами. Обязательным моральным качеством верующего он считал наличие искренней, а не показной веры в Аллаха, которому известно обо всех помыслах людей. Вера человека заключается не в словах, а в его делах и поступках. Согласно Хасану аль-Басри, аскетизм (зухд ) заключается не в отшельничестве или затворничестве, а в любви к Аллаху, борьбе человека со своими греховными страстями и отдалении от ложных прелестей материального мира. Любовь к Аллаху является вершиной духовности человека. К толкованию Корана и хадисам тносился в высшей степени строго и критично. Он знал о том, что многие люди объясняли аяты Корана и хадисы древнееврейскими преданиями (исраилият ). Поэтому он призывал их отказаться от этой практики и следовать только тем преданиям, которые исходили непосредственно от самого пророка Мухаммада. Хасан аль-Басри ненавидел тиранию и тиранов, не побоялся выступить против произвола омейядского наместника Ирака Хаджадж ибн Йусуф. Хасан сыграл большую роль в развитии доктрины суннитского Ислама (См. Ахль ас-Сунна ва’ль-Джамаа )

АРА́БСКИЙ ХАЛИФА́Т (Исламский халифат ‎)

· 1 Мединская община

· 2 Праведный халифат (632-661)

· 3 Омейядский халифат (661-750)

· 4 Аббасидский халифат (750-1258)

o 4.1 Первые Аббасиды

o 4.2 «Золотой век» арабской культуры

o 4.3 Потеря политической власти халифов

§ 4.3.1 Гонения на свободомыслие

§ 4.3.2 Каирский халифат

o 4.4 Последние халифы из династии Аббасидов

o 4.5 Вторжение сельджуков

o 4.6 Вторжение монголов


| | 3 | | | | |

В назначенный халифом Умаром избирательный комитет вошли: Абдаррахман ибн Ауф, Али ибн Абу Талиб, Усман ибн Аффан, аз-Зубайр - родной брат Хадиджи по отцу и двоюродный брат Мухаммеда по матери, Тальха и Саад ибн Абу Ваккас - внук Абу Суфьяна по матери и, следовательно, троюродный племянник Усмана ибн Аффана. Сын убитого халифа Умара ибн ал-Хаттаба , Абдаллах, отказавшийся от претензий на халифат, был включен в комитет с правом совещательного голоса, то есть без права участвовать в голосовании и быть избранным. Задачей комитета было избрание из своего состава нового халифа.

В решающий момент совещания, когда остались Две главные кандидатуры - Али и Усмана, им был задан вопрос: "Клянетесь ли вы следовать Корану Аллаха, и обычаю Пророка, и деяниям Абу Бекра и Умара?" Али ответил: "О Аллах! Клянусь стараться делать это в меру сил". Усман ответил: "Да", - и был избран халифом.

Халиф Умар завещал не смещать назначенных им наместников провинций в течение года. Это были: в Мекке - Халид ибн ал-Ас ал-Махсуми, в Таифе - Суфьян ибн Абдаллах ас-Сакафи, в Йемене - Йала ибн Мунйа, в ал-Джанаде - Абдаллах ибн Абу Рабиа, в Куфе - Мугира ибн Шууба, в Басре - Абу Муса ал-Ашари, в Египте - Амр ибн ал-Ас, в Химсе - Умайр ибн Абу-л-Ас.

При халифе Усмане завоевания продолжались: в 646 году верховную власть Медины признала Армения, в 647 году - Киренаика, в 649 году был завоеван Кипр. В 654 году мусульманский флот, построенный в Египте, разгромил византийскую эскадру у южного побережья Малой Азии. В состав Халифата вошли территории Хорасана. Династия могущественных Сасанидов прекратила свое существование.

Усман ибн Аффан происходил из рода Омейи, к которому принадлежали самые непримиримые лидеры мекканских язычников, выступавших против Пророка. Усман, будучи благочестивым мусульманином, не стремился к личному обогащению, но не сумел найти разумного компромисса в отстаивании государственных интересов, с одной стороны, и интересов своих родственников - с другой. А среди них были и такие, которые не имели достаточного религиозного авторитета у мусульман. Назначая их на важные посты, Усман не задумывался о том, что тем самым обесценивает понятие высшей власти, освященной авторитетом Мухаммеда: правитель, не имеющий заслуг перед исламом, не может стоять во главе мусульман. К тому же Усман позволил себе изменить и молитвенный ритуал. Нарушение установленного Пророком было расценено современниками как возвращение к джахилийе. Своими действиями Усман вносил раскол в единство уммы. Все это было расценено как вызов, побуждающий объявить джихад против внутреннего врага. Результатом стало гражданское неповиновение со стороны некоторых наместников. В 655 году волнения были подавлены.

Но недовольство Усманом возрастало. В апреле 656 года из Куфы, Басры и Египта прибыло вооруженное ополчение численностью в пятьсот человек и расположилось лагерем у ворот Медины. С египтянами прибыл Абдаллах ибн Саба, куфийцами руководил Малик ибн ал-Аштар. Усман, при посредничестве Али, вступил в переговоры с мятежниками и пообещал убрать своих ставленников. В то же самое время он в письме к правителю Египта Ибн Абу Сарху предписывал предать бунтовщиков казни, когда они вернутся из Медины. Это письмо было перехвачено, и мятежники потребовали от Усмана добровольного отречения от власти. После десяти недель осады халифского дворца распространился слух, что на помощь Усману идут его войска из Басры и Дамаска. Тогда восставшие ворвались во дворец, и 17 июня 656 года престарелый Усман, склонившийся над Кораном, был убит.

Так сбылось пророчество Мухаммеда об Усмане. Рядом с халифом до самого конца оставался один Али. Абдаллах ибн Саба предложил избрать Али халифом, и с ним согласились все остальные. Но сподвижники Пророка Тальха и аз-Зубайр, пережидавшие события в Мекке, выступили против. На их стороне была "мать правоверных" Аиша, вдова Пророка и свояченица аз-Зубайра. Отказался признать Али халифом и полководец Саад ибн Абу Ваккас. Наместник Сирии Муавийя обвинил Али в убийстве Усмана.

Свое назначение на должность халифа Усман расценивал как волю Всевышнего, избравшего род Омейи управлять Халифатом. Поэтому Усман не видел ничего плохого в назначениях родственников на все ключевые посты в государстве, независимо от их деловых и нравственных качеств. Мусульмане, по его мысли, должны беспрекословно подчиняться, если они по-настоящему преданы воле Аллаха. Эту идею Усман сумел внушить своим родичам - отсюда и непоколебимая уверенность Муавийи в том, что именно он, старший в роде Омейядов, должен стать халифом после Усмана. Так проявлялось еще неизжитое языческое подсознание, которое "помнило", что сейиды должны происходить из одного рода. Сказав: "Да, буду исполнять волю Аллаха", - Усман исполнял ее так, как считал истинно верным. С этой точки зрения Али казался Омейядам самозванцем. А от такой убежденности недалеко было и до прямого обвинения Али в убийстве Усмана, хотя никаких доказательств у Муавийи не было.

Этот трагический момент исламской истории свидетельствует, с одной стороны, о постепенном "выветривании" бедуинского представления о чести: требование кровной мести стало всего лишь политическим лозунгом; а с другой - о складывании прогрессивного, истинно исламского мировоззрения, провозвестником которого был Али, при всех обстоятельствах своей жизни хранивший верность заветам Пророка.

Ирмияева Т.Ю. История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты. Челябинск, 2000, с. 77-81.

Усман ибн Аффан (р.а.) признан одним из самых уважаемых деятелей исламской уммы. Во время его правления в качестве третьего праведного халифа был составлен письменный вариант Священного Корана. В общей сложности он правил мусульманским государством более 11 лет.

Усман (р.а.) родился спустя 6 лет после так называемого «года слона», под которым подразумевается вторжение эфиопской армии в Мекку для разрушения Каабы.

Он носил прозвище Зи-н-Нурайн, которое можно перевести как «обладатель двух светочей». Существуют две трактовки этого прозвища. Согласно первой версии, оно связано с тем, что Усман (р.а.) взял в жёны двух дочерей Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.) - Умм Кульсум и Рукайю. Согласно второй, он стал носить это прозвище из-за того, что посвящал много времени чтению Благородного Корана ночью.

Ещё до начала пророческой миссии Мухаммада (с.г.в.) Усман (р.а.) отличался благородным нравом - он не пил алкогольных напитков, не прелюбодействовал, хранил семейные традиции и снискал уважение со стороны своих соплеменников. Принятию им ислама способствовал . Фактически Усман (р.а.) стал одним из первых мусульман - четвёртым среди мужчин после Али, Абу Бакра и Зейда ибн Харисы.

Достоинства третьего праведного халифа

Исламские богословы суннитского направления считают, что Усман является третьим по своим достоинствам сподвижником и мусульманином в истории после Абу Бакра и Умара (да будет доволен всеми ими Аллах). Некоторыми мыслителями это утверждение ставится под сомнение, в особенности, в свете отношений с Али ибн Абу Талибом (р.а.), но мы не будем подробно останавливаться на этом весьма дискуссионном моменте.

А неоспоримые доводы, почему Усман ибн Аффан (р.а.) занимает столь высокое положение в исламском сообществе, следующие:

1. В сборнике хадисов имама ат-Тирмизи приводится следующее весьма примечательное высказывание Пророка Мухаммада (с.г.в.): «Каждый посланник и пророк в Райской обители будет иметь своего товарища (рафика). Для меня таким другом будет являться Усман ибн Аффан».

2. В сборнике имама аль-Бухари можно найти хадис от Ибн Умара. Он рассказал, что когда Заключительный Божий посланник (с.г.в.) ещё жил в этом мире, максимальным авторитетом среди сподвижников обладал Абу Бакр, далее шёл , после которого приходил черёд Усмана (пусть будет доволен ими Всевышний!). Ибн Умар в хадисе отмечает, что кроме этих трёх ближайших соратников Мухаммада (с.г.в.) больше никто не мог похвастаться столь высоким уважением.

3. Именно в период правления Усмана в качестве халифа произошла кодификация Священного Корана - представление его в виде единого письменного документа.

4. Усман (р.а.) два раза руководил работами по расширению мечети Пророка (с.г.в.) в Медине.

5. Он был женат на двух дочерях Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.). После того, как умерла Умм Кульсум, её отец (с.г.в.) сказал, что будь у него ещё одна незамужняя дочь, то он непременно отдал бы её замуж за Усмана (р.а.). При этом ни один из сподвижников не мог похвастаться тем, что состоял в браке с двумя дочерьми Милости миров Мухаммада (с.г.в.).

6. Усман (р.а.) был среди организаторов тайного переселения первых мусульман из крайне враждебной по отношению к ним Мекки в Эфиопию. Затем он также был участником хиджры - эмиграции мусульман в Медину и построения там подлинного мусульманского общества.

7. Пророк Мухаммад (с.г.в.) упомянул Усмана (р.а.) в числе тех сподвижников, кому Рай был обещан ещё при жизни (следует из хадисов от Ахмада, ат-Тирмизи, ибн Маджи).

8. Во время событий при Худайбии, когда между мусульманами и язычниками подписывался важный, с политической точки зрения, договор, Посланник Всевышнего Мухаммад (с.г.в.) решил добиться присяги со стороны сподвижников о том, что они будут активно сопротивляться всем тем, кто осмелится препятствовать их доступу к Запретной мечети в Мекке. Ввиду того, что в тот момент Усман (р.а.) выполнял функции посла в этом городе, Пророк (с.г.в.) лично присягнул за него, поскольку был уверен, что Усман (р.а.) будет первым, кто согласится на это.

Усман ибн Аффан (р.а.) погиб в своём собственном доме от рук повстанцев, которые выступали против проводимого им на посту главы мусульманского государства курса действий. Фактически убийство третьего праведного халифа стало началом первой в истории ислама смуты (фитны - на арабском). Примечательно, что день его смерти совпал как с праздником жертвоприношения (Ид аль-Адха), так и с пятницей. Более того, заговорщики нанесли ему ножевые ранения в тот момент, когда Усман (р.а.) читал Священный Коран. Его похоронили на мединском кладбище аль-Баки, где находятся могилы множества сподвижников Пророка Мухаммада (с.г.в.).

В единую книгу.

Родившись в известном мекканском клане бану Умайя из племени курайшитов, он сыграл важную роль в ранней исламской истории и известен тем, что заказал компиляцию стандартной версии Корана . Усман стал преемником после смерти халифа Умара ибн аль-Хаттаба на совете (шуре), состоящим из тех, кого выбрал Умар.

Усман был женат на дочери пророка Мухаммеда и Хадиджи Рукайе и после её смерти женился на другой дочери Пророка Умм Кульсум. Женившись на двух дочерях Мухаммеда, он заслужил почетный титул Зу аль-Нурайн («Обладатель двух светочей») . Таким образом, он был также свояком четвёртого халифа Али, чья жена Фатима была младшей сестрой жён Усмана.

Под руководством Усмана Арабский халифат распространилась на Фарс (современный Иран) в 650 году и некоторые районы Хорасана (современный Афганистан) в 651 году. Завоевание Армении началось в 640-х годах . В его правление широко распространились протесты и беспорядки, которые в конечном счете привели к вооруженному восстанию и его убийству халифа.

‘Усман был среднего роста, широкоплечий, с тонкой кожей и густыми волосами. Борода его была длинной и густой, он красил её в жёлтый цвет. По словам Аз-Зухри :

«Усман был человеком среднего телосложения, с хорошими волосами и красивым лицом, с лысиной, с орлиным носом и мощными голенями, с длинными предплечьями, которые покрывали густые волосы. У него была красивая улыбка, а волосы его спускались ниже ушей. Согласно наиболее достоверной версии, он был светлокожим. Хотя согласно некоторым версиям, его кожа была смуглой» .

У ‘Усмана и пророка Мухаммеда был общий предок по мужской линии, которого звали Абд Манаф. Отец ‘Усмана, Аффан ибн Аби аль-Ас, погиб в молодом возрасте ещё в доисламские времена. Путешествуя с торговыми караванами, отец оставил Усмана с большим наследством. Мать, Арва бин Курайз из рода Абд Шамс, приняла ислам и скончалась в эпоху его правления. Мать Арвы звали Умм Хаким бинт Абду-ль-Мутталиб, что сделало Арву двоюродной сестрой пророка Мухаммеда . Родители происходили из богатых курайшитских кланов Мекки.

У Усмана была родная сестра, которую звали Амина . В доисламские времена она вышла замуж за аль-Хакама ибн Кайсана, который был вольноотпущенником Хишама ибн аль-Мугиры. Во время войны между мусульманами и мекканскими многобожниками он был взят в плен. Находясь в Медине, он принял ислам и остался с мусульманами. Погиб в 626 г. во время трагических событий у источника Мауна. Амина бинт Аффан оставалась язычницей до самого покорения Мекки . После завоевания Мекки пророком Мухаммедом она вместе с матерью и сестрами приняла ислам. У Усмана по матери было трое братьев и сестра. Их звали: аль-Валид, Умара, Халид и Умм Кульсум .

Всего у Усмана было восемь жён, на которых он женился уже после принятия ислама. Сначала Усман женился на дочери пророка Мухаммеда Рукайе, которая родила ему сына АбдуЛлаха. После смерти Рукайи он женился на её сестре Умм Кульсум . Усман также женился на Фахите бинт Газван, которая родила ему Абдуллаха-младшего. После этого он женился на Умм Амр бинт Джундуб аль-Аздийя, которая родила ему пятерых детей: Амра, Халида, Абана, "Умара и Марьям. Ещё одной женой Усмана стала Фатима бинт аль-Валид. Она родила ему аль-Валида, Саида и Умм Саад. После Фатимы он женился на Умм аль-Банин бинт Уяйна, и она родила ему Абдуллаха. Ещё одной женой Усмана была Рамля бинт Шейба, родившая ему Аишу, Умм Абан и Умм Амр. Усман также взял в жёны Наилю бинт аль-Фарафиса, которая была христианкой и приняла ислам перед началом их супружеской жизни .

Таким образом, у Усмана от пяти жён родилось девять сыновей и семь дочерей также от пяти жён. Старший сын Усмана и Рукайи родился за два года до переселения в Медину. Однако в первые дни их жизни в Медине петух клюнул мальчика в лицо около глаза. Рана воспалилась и в конце концов распространилась на всё лицо. Ребёнок умер в возрасте шести лет. Сын Усмана - Амр известен тем, что передавал немногочисленные хадисы от своего отца и Усамы ибн Зейда . Он женился на дочери Муавии ибн Абу Суфьяна и скончался в 80 году от хиджры. Сын Умм Амр бинт Джундуб - Абан носил кунью Абу Саид. Он был факихом и в эпоху правления Абдул-Малика ибн Марвана занимал должность правителя Медины. Сын Фатимы бинт аль-Валид по имени Саид в эпоху Муавии ибн Абу Суфьяна был назначен правителем Хорасана .

Точное место и дата рождения Усмана неизвестны. По наиболее распространённой версии, он родился в Мекке через шесть лет после «года слона » (около 576 г.), а по другой версии - в Таифе .Сообщается также, что он родился в 583 году .

До начала пророческой миссии Мухаммеда Усман относился к числу наиболее уважаемых и влиятельных курайшитов. Он отличался от других стыдливостью. По словам самого Усмана, даже в доисламские времена он никогда не поклонялся идолам, не пил вино и не прелюбодействовал. Усман знал родословные арабов, их пословицы и их историю, много путешествовал и общался с представителями других народов . Усман стал торговцем как его отец, и его бизнес процветал. Усман был одним из самых богатых людей среди курайшитов . Он числится одним из 22 мекканцев «на заре ислама», который умел писать .

Вернувшись из поездки в Сирию в 611 году, Усман узнал о начале пророческой миссии Мухаммеда. После разговора с Абу Бакром Усман решил принять ислам, и Абу Бакр привел его к Мухаммеду, чтобы объявить о своей вере. Так Усман оказался в числе первых мусульман. Вероятнее всего Усман стал четвёртым мужчиной, принявшим ислам, после Абу Бакра, Али и Зейда . Его обращение в ислам вызвало гнев его клана, бану Уммайи, который решительно выступил против учения Мухаммеда .

В первые годы после начала пророческой миссии Мухаммеда мусульмане подвергались гонениям со стороны мекканских многобожников . С каждым днём их положение осложнялось. Усман ибн Аффан также подвергся испытаниям от своего дяди аль-Хакама ибн Абуль-Аса, который однажды связал его и обещал развязать только после того, как Усман отречётся от своей религии. Усман остался непреклонен, и аль-Хакам оставил его в покое. После гибели Ясира и его жены Сумайи от рук язычников Мухаммед сказал своим сподвижникам, что им нужно переселиться в Эфиопию. В 615 году мусульмане (десять мужчинам и три женщины) тайно покинули Мекку, добравшись до берега Красного моря сели на два корабля и уплыли в Абиссинию (совр. Эфиопия). Множество мусульман присоединились к ним позже . Среди участников первого и второго переселения в Эфиопию был и Усман со своей женой Рукайей бинт Мухаммад. В Мекке остались лишь те, кто имел поддержку со стороны своих родственников .

Поскольку Усман уже имел некоторые деловые контакты в Абиссинии, он продолжал торговать и приумножать своё богатство . Через четыре года среди мусульман в Абиссинии распространилась новость о том, что мекканские курайшиты приняли ислам, и это убедило Усмана, Рукайю и ещё 39 мусульман вернуться в Мекку. Однако, когда они достигли Мекки, они обнаружили, что новость о принятии исламом курайшитов была ложной. Тем не менее Усман и Рукайя вновь поселились в Мекке . Усману пришлось начать свой бизнес заново, но контакты, которые он уже установил в Абиссинии, работали в его пользу, и его бизнес снова процветал .

Когда Али женился на Фатиме, Усман купил доспехи Али за пятьсот дирхамов. Четыреста дирхамов были выделены в качестве махра для Фатимы, а оставшаяся сотня пошла на все остальные расходы. Позже Усман подарил Али доспехи в качестве свадебного подарка .

В 632 году, когда умер пророк Мухаммед, Усман принял участие в Прощальном паломничестве .

У Османа были очень близкие отношения с Абу Бакром, так как именно благодаря ему Усман принял ислам. Когда Абу Бакр был выбран в качестве халифа, Усман был первым человеком после Умара, который присягнул ему. Во время Войн ридда (Войн веротступничества) Усман оставался в Медине, выступая в качестве советника Абу Бакра. На смертном одре Абу Бакр продиктовал свою волю Усману, сказав, что его преемником должен был стать Умар .

В 644 г. Умар ибн аль-Хаттаб был смертельно ранен и незадолго до своей кончины назвал имена шестерых наиболее уважаемых мусульман, которые должны были выбрать из своей среды нового халифа. Самым старшим из числа этих выборщиков был Абдуррахман ибн Ауф . Он сразу отказался от претензий на престол и взял на себя ведение переговоров. Тальхи ибн Убайдуллаха в то время не оказалось в Медине, и таким образом, в числе претендентов оказались Усман, Али ибн Абу Талиб , Саад ибн Абу Ваккас и аз-Зубайр ибн аль-Аввам . Абдуррахман ибн Ауф с глазу на глаз стал задавать каждому претенденту один и тот же вопрос: кого он выберет, если не выберут его? Али указал на Усмана, Усман - на Али, Саад и аз-Зубайр - на Усмана. После этого Абдуррахман ибн Ауф объявил, что из четырёх претендентов осталось двое: Али и Усман. Абдуррахман ибн Ауф взял за руку Али ибн Абу Талиба и спросил: «Клянешься ли ты следовать книге Аллаха и обычаю пророка и деяниям Абу Бакра и Умара?» Али ответил: «О Аллах! Нет, клянусь только стараться делать это в меру сил». Когда Абдуррахман ибн Ауф задал тот же вопрос Усману, он ответил утвердительно, без всяких оговорок. После этого Абдуррахман ибн Ауф первым присягнул Усману, а за ним это сделали остальные выборщики и горожане. Таким образом Усман ибн Аффан стал третьим Праведным халифом .

Примерно в 650 году Усман начал замечать небольшие различия в произношении Корана, когда ислам распространился за пределы Аравийского полуострова в Персию, Левант и Северную Африку. Чтобы сохранить неприкосновенность текста, он приказал комиссии во главе с Зейдом ибн Сабитом использовать копию халифа Абу Бакра и подготовить стандартную копию Корана . Таким образом, в течение 20 лет после смерти Мухаммеда Коран был записан в письменной форме. Этот текст стал эталоном, по которому были изготовлены и распространены в центры мусульманского мира копии Корана. Другие версии Корана со временем были уничтожены .

После покорения в 645-646 годах Рея и Исфахана в войне с персами в течение нескольких лет наступило относительное затишье. Назначенный в 649 году наместником Басры молодой и энергичный Абдуллах ибн Амир овладел Истахром, завершив тем самым завоевание Фарса. Вторгшись в 650 году в Северо-восточный Иран, арабы взяли Ширеджан и Зарендж, а через год убили последнего шаха из династии Сасанидов Йездигерда III . После овладения Хорасаном арабы двинулись вверх по течению Мургаба, заняли Мерверруд . Завоеванием Балха было завершено завоевание земель, когда-либо принадлежавших Сасанидам .

Суд стал учреждением. Два его предшественника-халифа, как известно, осуществляли судопроизводство в мечети. Кроме того, он первым в исламском государстве основал полицию (начальник стражи порядка). На эту должность первым был назначен Ибн Кунфуз ибн "Умайр аль-Кураши

Осман был одним из первых приверженцев основателя ислама, Мухаммеда, хотя принадлежал к тому самому роду Омейядов , из-за происков которого пророку в 622 году пришлось бежать из Мекки. После этого бегства (хиджры ) Омейяды возглавляли борьбу языческой Мекки против мусульманской Медины, однако позднее согласились добровольно покориться человеку, некогда ими же изгнанному из родного города.

Избрание халифом Османа после убийства Омара (644 г.) было во многих отношениях неудачно. Осман стал расточать государственные доходы в пользу своих друзей и родственников и покровительствовать им в ущерб самым достойным людям. Своими действиями он с самого начала оттолкнул от себя двоюродного брата и зятя Мухамедда – Али , а также Тальху и Зубайра , которые пользовались огромным влиянием, как старейшие сподвижники Мухаммеда и самые богатые лица в Медине. Осман был кроме того очень горд и оскорблял всех верующих, обходясь с ними как повелитель, что было для них особенно чувствительно после притворной простоты первого халифа Абу Бакра и истинного смирения второго халифа – Омара. Вскоре повсюду обнаружились неудовольствие и волнения. Недовольные публично упрекали третьего халифа в мечети, а это еще более возбуждало Османа к насилиям.

Одна из древнейших копий Корана, составленная предположительно при халифе Османе

Волнения эти, впрочем, не мешали арабам продолжать завоевания. Родственник Османа, Омейяд Муавия , сын Абу Суфьяна, бывший еще при Омаре наместником Сирии, завоевал у греков некоторые малоазийские города и принудил остров Кипр, хотя и ненадолго, платить дань арабам. Мусульмане распространили свое господство и религию по берегам Каспийского и Черного морей; но зато, вследствие внутренних беспокойств, они едва не лишились покоренных ими стран в Северной Африке. Впоследствии они, однако, не только удержали за собою эти земли, но и распространили свое господство еще далее. Сделавшись халифом, Осман вызвал из Египта завоевателя и наместника этой страны, Амра ибн аль-Аса , и назначил на его место своего молочного брата, Абдаллаха. Когда вскоре после того греки путём неожиданной диверсии завладели Александрией, Осман был вынужден снова послать Амра в Египет; но едва он изгнал их из Египта, как был снова отозван, а на его место опять назначен Абдаллах, который, впрочем, оказался достойным этого назначения. Он распространил границы государства в северной Африке (648), завоевал часть земель на границе Ливии и Туниса, чьи коренные жители, кочевые берберы, занимавшиеся разбоем, еще прежде находились в тесных сношениях с мусульманами. Берберы, к потомкам которых принадлежат известные в наше время кабилы, были тем самым народом, который под именами нумидийцев или мавританцев так часто упоминается в римской истории. По своему образу жизни и нравам берберы имели большое сходство с аравийскими бедуинами, и так же как последние ненавидели все народы, жившие в городах и в постоянных жилищах. Эти общие черты национального характера способствовали их сближению с арабами. Когда в правление Омара Амр, идя с войском в Барку, пришел в первый раз в столкновение с некоторыми племенами берберов, они прислали к нему послов; которых он велел отправить к халифу в Аравию. Омар и его приближенные поняли всю важность союза с берберами для распространения границ государства. Они ласково приняли послов, и, применив к ним одно изречение пророка, заставили арабов считать их за давно обещанных союзников и своих единоплеменников. Когда эти послы, отвечая на вопрос Омара, сказали, что они пастухи и ненавидят оседлую жизнь, он воскликнул, что понимает теперь слова пророка, которыми он утешал его во время скорби о медленном распространении ислама: «Не плачь, Омар, Бог дарует нам наконец союзников в одном из африканских народов, у которого нет ни городов, ни постоянных жилищ, ни рынков». Вероятно, арабы видели в потомках нумидийцев единоплеменников одного из известных им народов, жившего у Красного моря и походившего на берберов своим именем и нравами, а потому и смешали их имена. По крайней мере, наименование берберов появляется в Африке только со времени завоевания её арабами. Впоследствии, союз с берберами проложил мусульманам путь до самого Атлантического океана.

Границы халифата к моменту смерти Османа (656)

Недовольство против Османа продолжало постоянно возрастать, и наконец привело к открытому восстанию. Предводители недовольных собрались из различных провинций в Медину, чтобы принудить халифа к перемене системы управления. Их прибытие поставило Османа в чрезвычайно затруднительное положение; он всеми силами старался успокоить их, но сумел достичь этого только при посредничестве Али. Осман изъявил раскаяние и обещал исполнить все, что от него требовали, однако тотчас после отъезда предводителей недовольных отменил все распоряжения, сделанные по их требованию. Тогда вожди оппозиции, возглавляемые сыном бывшего халифа Абу Бакра, Мухаммедом, вернулись в Медину, но на этот раз уже в сопровождении более тысячи самых энергичных революционеров. Проникнув в город, они напали в мечети на халифа и его приверженцев, нанесли ему множество ран. Ошеломленный ударом камня Осман был унесен без чувств домой. После того революционеры несколько недель сряду осаждали халифа в его жилище, поначалу не решаясь убить его. Наконец, быть может, из опасения, что наместник Сирии и член того же рода Омейядов Муавия явится с войском на его защиту, заговорщики подожгли жилище халифа Османа, ворвались туда через соседний дом, и убили 82-летнего старика (656 г.).

Недовольные провозгласили халифом двоюродного брата пророка Мухаммеда Али. Али формально не был соучастником убийства предшественника, но, по многим признакам, не хотел и препятствовать ему, хотя мог бы это сделать, благодаря своему влиянию, когда Осман три недели осаждался в своем доме.