Все о тюнинге авто

Храм антипия на колымажном дворе. Храм антипия на колымажном дворе Храм сщмч антипы на колымажном дворе

Храм Антипия, епископа Пергамского, что на Колымажном дворе yakaev wrote in May 14th, 2012

В Москве, на пересечении Колымажного и Малого Знаменского переулков, находится один из древнейших храмов города - храм Антипия, епископа Пергамского, что на Колымажном дворе. Его строительство относится к XVI веку.


Храм Антипия, епископа Пергамского, был построен в третьей четверти XVI века, хотя в исторических источниках есть более ранняя дата - 1530 год. В те времена храм находился вблизи государева Колымажного двора, где хранились царские экипажи - колымаги. Сейчас на месте Колымажного двора - здание Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

В 1514 году для конюхов, состоявших на царской службе, которые жили близко от Кремля, архитектор Алевиз Фрязин построил церковь, выполненную из дерева. В 1560-х годах вместо деревянной церкви построили каменную с двумя приделами. Главный престол был освящён во имя священномученика Антипы, а малый - во имя Григория Декаполита. Есть легенда, что в церкви проходило венчание Ивана Грозного с одной из своих жён.


В 1627 году патриарх Филарет провёл в храме отпевание воеводы Дмитрия Федоровича Скуратова. В 1737 году церковь пострадала из-за Великого пожара Москвы.

Сейчас церковь представляет собой несимметричный объём - с юга к ней примыкает Никольский придел, построенный в 1739-1741 годах, а с северной и западной части - придел Иоанна Предтечи (1798 год). Также в храме есть придел великомученицы Екатерины (1773 год).

В 1798 году было дополнительно сооружена и колокольня. Колокольня, состоящая из двух ярусов, представляет собой важный архитектурный акцент в застройке вокруг здания.

В 1830 году был сломан Колымажный двор. Его строения, выполненные из камня, были преобразованы сначала в манеж для обучения верховой езде, а вскоре в пересыльную тюрьму. Затем эту пересыльную тюрьму переместили в Бутырки. После долгих склок территория бывшего двора была отдана для строительства музея изобразительных искусств, поскольку это место это было единственным свободным для строения в центре Москвы. Открытие музея произошло в 1912 году.

А это храм в 1881 году. Фотография сделана с территории Колымажного двора, разобранного незадолго до того (от его построек остались кучи камня).

Две фотографии храма, сделанные незадолго до революции из Малого Знаменского переулка. В 1913-1914 годах:

И в 1916 году:

Иконостас левого престола церкви святого Антипия между 1920 и 1925 годом:

Храм в 1920-х годах (вид из Колымажного переулка):

Храм был закрыт в 1929 году. В церкви предполагалось открыть неофилологическую библиотеку. Затем церковь была передана Центральным Художественным Курсам Ассоциации Художников Революции. Вид на храм в 1920-х годах из Малого Знаменского переулка:

Купол и глава придела Николая Угодника были сломаны в 1950-х годах. В 1966 году М.Л.Богоявленский описал состояние храма: "Храм стоит заброшенный, вид имеет неряшливый. Некоторые кресты сброшены, на колокольне нет крыши, подгнившая обрешетка кусками спадает вниз, купола дырявые, штукатурка отвалилась. В храме живут люди, часть занята под склад". На снимке Колымажного переулка 1950-х годов виднеется храм без крестов:

Основная реставрация церкви происходила в 1968 году. Реставрационные работы проводил архитектор Л.А.Давид. Сначала он предполагал снести все части храма, которые относились к XVII-XIX векам и оставить на месте только лишь древнее ядро XVI века. Но Музей изобразительных искусств помешал планам архитектора, поскольку собирался разместить в церкви библиотеку; если бы архитектору удалось выполнить свой план, библиотека бы просто не уместилась в уменьшённом здании. На фотографии 1976 года храм уже оказывается в строительных лесах:

В 1983 году прошла внешняя реставрация 3-х основных частей храма; купол и глава с крестом над южной церковью остались невосстановленными, реставрация не считалась законченной. Два снимка из середины 1980-х годов:


На первом найденном цветном снимке 1988-1989 годов видно, что храм внешне уже отреставрирован:

В 1990 году внешняя реставрация церкви была проведена заново, но южный придел так и остался без главы. К 1991 году вновь образовалась община церкви. Классический вид на храм в 1993 году (тот же самый, но современный вид можно увидеть на первом фото статьи):

25 февраля 2005 года, в день памяти святителя Алексия, митрополита Московского и Иверской иконы Божией Матери, храм перешёл в распоряжение Российской Православной Церкви. В 2006 году в церкви прошло первое архиерейское богослужение. Современный вид на храм из Колымажного переулка от музея изобразительных искусств:


Расположен храм Антипия, епископа Пергамского, что на Колымажном дворе по адресу: Колымажный переулок, д. 8/4, стр. 1. Ближайшие станции метро: "Боровицкая" или "Кропоткинская".
Официальный сайт храма.

На тихой Волхонке рядом с музеем притаилась скромная древняя церковь Антипы Мученика. Ее судьба оказалась связана с трагическими и славными страницами летописи русской истории. Веками москвичи возносили в ней молитвы, и, наконец, традиция, возобновилась.

Неизвестно, почему в старой Москве и именно на этом месте церковь была освящена во имя св. Антипы, епископа Пергамского, ученика святого апостола Иоанна Богослова. Его пастырское служение пришлось на времена страшного императора Нерона, требовавшего неуклонного жертвоприношения языческим идолам, а ослушников ожидала казнь или ссылка. Сам св. Иоанн Богослов был тогда сослан на остров Патмос в Эгейском море. Проповедь святого Антипы удерживала его паству от поклонения «отечественным богам», в чем обвиняли его языческие жрецы. Они предали подвижника мученической смерти, бросив в раскаленную печь, но огонь не тронул тело мученика – по преданию, непрестанно молившийся святой словно уснул. Христиане захоронили его в Пергаме, и у гробницы начались исцеления. Особенно св. Антипа славится исцелениями при зубной боли.

Причина посвящения церкви на Волхонке осталась тайной истории. Другой загадкой стало время ее возведения. Безоговорочно, она датируется 1530-ми годами, но есть версия, что первую деревянную церковь на этом месте выстроил сам Алевиз Фрязин в 1514 или 1519 году. Иногда считают, что он построил здесь другой храм, во имя св. митрополита Петра, а на его месте позднее построили (или перестроили) новую Антипьевскую церковь. Третьей загадкой оказалось имя храмоздателей. Единогласно ученые признают, что в устроении храма участвовала семья Скуратовых, чья усадьба вплотную примыкала к нему с восточной стороны, и иногда робко называют имя главного, знаменитого представителя этой фамилии - Григория Лукьяновича Бельского, более известного как Малюта Скуратов.

Известно, что первоначально эта церковь появилась в слободе царских конюхов, живших тут, подле Кремля, еще с XIV века. После страшного пожара 1547 года сюда же был перенесен из Кремля и сам царский Конюшенный двор, отчего местная слободская церковь стала называться «что у Государевых больших конюшен». Прежде же царский Конюшенный двор находился в Кремле, около Комендантской башни, которая именовалась тогда Колымажной, - от колымаг, экипажей, которые делали для царского двора.

Первая деревянная церковь, построенная для царских конюхов, возможно, Алевизом Фрязиным, придворным зодчим великого государя Василия III, вскоре была заменена каменной, что говорит об относительном достатке прихожан. Ее архитектура и стилистические приемы (как солнце, выложенное в куполе, маломерный «алевизовский» кирпич) свидетельствуют о сильном влиянии итальянского зодчества или о подражании ему, что подтверждает версию об авторстве Алевиза, который вполне мог построить слободскую церковь для царских слуг.

Сохранившийся до наших дней храм представляет собой сложное архитектурное напластование, так как он перестраивался в разные эпохи – от XVI века до 1901 года. Считается, что в его основе сохранилось лишь здание 1596 года, за века обраставшее новыми пристройками. Редчайшей особенностью Антипьевской церкви стали две алтарные апсиды вместо традиционной одной: в большой апсиде находился алтарь с главным престолом, в другой, меньшей – придел. Огромное количество приделов стало еще одной особенностью церкви. Первым был придел во имя св. Григория Декаполита, устроенный в южной апсиде и имевший собственную глухую главку. Его сооружение ученые и приписывают семье Скуратовых. По одной версии, его строил во имя небесного патрона сам Малюта Скуратов, имевший подле этого храма свой московский двор.

Местонахождение усадьбы Малюты до сих пор вызывает множество научных споров. Молва приписывала ему владение дьяка Аверкия Кириллова на противоположном берегу Москвы-реки. Другие ученые считают, что дом Скуратова как думного дворянина и особо приближенного к царю (в Александровской слободе он занимал должность «пономаря) и вовсе мог находиться в Кремле, но это предположение. В правление Ивана Грозного эта территория (от Пречистенской набережной до Большой Никитской улицы) была отдана в опричнину. И вероятно, Малюта действительно получил здесь двор для жительства – на нынешней Волхонке близ храма Христа Спасителя. А его личные конюшни, по преданию, находились в районе Малого Власьевского переулка, что близ Пречистенки.

В то время Антипьевская церковь здесь уже точно стояла. По легенде, в ней Иван Грозный венчался со своей очередной женой. Первый русский царь чтил этого святого, и среди его родовых моленных святынь был зуб св. «Онтипия Великого», окованный серебром. Есть и другая версия, почему Грозный облюбовал эту местность – неподалеку стоял его Опричный дворец. (Предположительно, остаток этого дворца сохранился до наших дней, он находится в глубине двора Аудиторного корпуса МГУ, который ныне занимает факультет журналистики.) Еще в конце XIV века на высоком холме в Старом Ваганькове (где теперь высится дом Пашкова) был возведен дворец великой княгини Софьи Витовтовны, жены Василия I, прапрадеда Ивана Грозного. В тех краях поселился и сам Грозный, объявив опричнину. Один из местных подземных ходов направлялся в сторону Колымажного двора, где находилась усадьба Скуратовых. Возможно, им не раз пользовался сам Малюта. Ученые ныне выдвигают фантастическое предположение, что именно на этой территории, в подземельях между Кремлем и домом опричника, запрятана библиотека Ивана Грозного, которую искали в Кремле, Коломенском и Александровской слободе.

Достоверно известно, что XVII веке к Антипьевской церкви с восточной стороны вплотную примыкала родовая усадьба Скуратовых, принадлежавшая потомкам брата Малюты, Ивана Скуратова. Антипьевская церковь служила их фамильной усыпальницей. Отсюда явилась другая версия – придел св. Григория Декаполита могли устроить и сами родственники Малюты уже после его гибели.

Род Скуратовых-Бельских прежде не имел высокого положения. Скуратовы было их фамильное прозвище, (от скурат – «шкура», «грубая кожа»), которое носил уже правнук родоначальника. Собственно же родовая их фамилия была Бельские, по преданию, от польского дворянина Станислава Бельского, приехавшего на службу к Василию I Дмитриевичу, сыну Дмитрия Донского. Его правнук, Прокофий Зиновьевич Скурат, сопровождал в поездках Елену Глинскую, мать Ивана Грозного. Загадкой стало имя Малюты: либо это обычное русское имя, данное младенцу при рождении, во крещении нареченного Григорием. (Похожее имя - Неждан - имел и его брат). Либо же Малюта - прозвище Григория Бельского за маленький рост, что разделяет большинство историков.

Однако главным доказательством местонахождения его дома на Волхонке стала археологическая находка – могильная каменная плита, обнаруженная при разборке церкви Похвалы Богородицы, стоявшей рядом с храмом Христа Спасителя, для строительства Дворца Советов. Надпись на ней гласила, что здесь похоронен убитый в Ливонской войне Малюта Скуратов. Кстати, сведения об этой находке почерпнуты отнюдь не в недрах Интернета, как недавно было написано в одной сетевой публикации, а в книге известного советского историка Москвы П. В. Сытина «Из истории московских улиц», современника того события.

Прежде предполагали, что опричник, убитый в январе 1573 года при штурме ливонской крепости Пайде, был захоронен в Иосифо-Волоколамском монастыре, который особенно любил Иван Грозны. По преданию, истекающий кровью Малюта Скуратов, привезенный в обитель, каясь в своих злодеяниях, сам просил похоронить его у монастырских ворот, дабы каждый входящий попирал его прах ногами. Может быть, Малюту перезахоронили по желанию родственников. Они сохранили родовую усадьбу, имели прочие царские милости, а вдова Скуратова даже получала пожизненную пенсию. У самого Малюты не осталось прямых наследников по мужской линии. Его единственный сын Максим умер рано, а три дочери были удачно выданы замуж. Старшая стала женой Ивана Глинского, кузена великой княгини Елены Глинской, матери царя! Другая дочь, Мария Григорьевна, выданная за боярина Бориса Годунова, со временем сама оказалась царицей. Третьявышла за боярина Дмитрия Ивановича Шуйского, брата царя Василия Шуйского. Молва обвинила ее в отравлении на пиру народного героя, полководца Михаила Скопина-Шуйского, приходившегося им родственником.

И до середины XVII века усадьба на Волхонке принадлежала потомкам брата Малюты, Ивана Скуратова, ставшего родоначальником этой ветви. Сам патриарх Филарет отпевал и погребал здесь в 1627 году его правнука, Дмитрия Федоровича Скуратова, служившего воеводой в Вязьме и Мценске. Его сын Петр, тоже воевода, оказался последним владельцем московской усадьбы, которая перешла от него во владение князя Михаила Михайловича Темкина-Ростовского, чье имя значилось в списках прихожан Антипьевского храма. Его род тоже оказался связанным с опричниной: один из его сородичей служил князю Владимиру Андревичу Старицкому, которого Грозный обвинил в посягательстве на престол, и приказал убить. Боярин перешел в опричнину, но в 1572 году был казнен вместе с сыном. А сам князь Михаил был в числе «руку приложивших», то есть подписавших знаменитое Соборное уложение 1649 года.

Разумеется, Антипьевская церковь была связана историческими узами не только с именем Скуратовых. Посвящение святому, прославленному исцелениями зубной боли, привлекало в стены храма всю Москву. Здесь молились и цари, и вельможи, и простые горожане, просившие у св. Антипы здравия, а также москвичи, чьи дома стояли в приходе, среди которых было немало выдающихся и интересных людей. Многих из них, как и Скуратовых, отпевал в этом храме и хоронил сам патриарх.

Царь Алексей Михайлович не раз хаживал на богомолье «к Антипию» с первого же года своего правления. Известно, что он однажды положил к образу чудотворца «два зубка серебряных» - по обычаю, к иконе св. Антипия подносились подвески с изображением зуба и с молитвой о здравии. При Тишайшем государе и старый государев Конюшенный двор стал Колымажным, - на месте музея выстроили его новое каменное здание, где вместо конюшен под навесом было устроено хранилище царских экипажей и «всего потребного» для высочайших выездов.

А позднее у церкви появилось и новое топонимическое название - «что на Ленивом торжке», по которому вся Волхонка именовалась в старину Ленивкой. Ленивыми торжками были древнейшие городские рынки, где крестьяне торговали с возов, и по этому способу торговли торжки назывались ленивыми, не оживленными. Ленивые торжки возникали обычно на всполье, на окраинах, при дорогах, где можно было свободно расставлять телеги. Один из них возник в Замоскворечье на месте будущего Пятницкого рынка, и именно там появилась первая в Москве Ленивка: так назывался отрезок Пятницкой улицы от ее начала до Климентовского переулка. Второй ленивый торжок был в Занеглименье, доныне оставивший имя крохотной, самой короткой в старой Москве улочке близ Волхонки.

Еще одной особенностью Антипьевской церкви было множество приделов. Кроме Григорьевского, здесь находились престолы во имя св. Николая Чудотворца, св. Екатерины, устроенный в цоколе в 1773 году,(может быть, в честь императрицы) и Рождества Иоанна Предтечи в колокольне. Никольский придел, устроенный еще в XVII веке, в 1739-41 годах вновь обустраивал прихожанин князь С.А.Голицын ставший позднее градоначальником Москвы. А красивую колокольню построили только в 1798 году.

По преданию, печально знаменитый пожар, случившийся в Москве в мае 1737 года, в огне которого погиб кремлевский Царь-колокол, начался от именно церкви св. Антипы Мученика. Теперь есть сведения, что это не совсем так: на самом деле пожар вспыхнул в усадьбе Милославских, стоявшей рядом с церковью, где огонь занялся от свечки, поставленной в доме к иконе. Чтобы понять масштаб бедствия, настигшего Москву, достаточно сказать, что в пламени сгорел и Лефортовский дворец, стоявший на Яузе. На месте усадьбы Милославских после 1812 года был выстроен деревянный особняк действительного статского советника Павла Ивановича Глебова, ставшего воспреемником третьего сына в семействе Пушкиных-стариших, - Льва, родившегося весной 1805 года. Сам же Глебов был прихожанином Антипьевской церкви.

В соседнем доме, построенном, кстати, Федором Шестаковым, архитектором Большого Вознесения, с 1896 года жил знаменитый бытописатель московского купечества П.А.Бурышкин. В этом доме была знаменитая лестница, по преданию, вдохновившая когда-то Грибоедова для описания сцены в «Горе от ума». И когда комедию готовили к театральной постановке, к Бурышкиным приезжала комиссия из МХАТА, чтобы «с натуры» сделать фотографии и зарисовки. После реставрации здесь устроили музейные помещения для коллекции гравюр и рисунков.

В XVIII веке прихожанином Антипьевской церкви был думный дьяк Гавриил Федорович Деревнин, устроитель каменной церкви Илии Обыденного на Остоженке – до того знаменитый Ильинский храм был деревянным. В 1702 году дьяк получил на то благословение митрополита Стефана Яворского, и потом был захоронен в новоустроенном им храме, а не в Антипьевской церкви.

Другой «знаменитостью» прихода стал «его сиятельство тайный советник и кавалер» князь Степан Борисович Куракин родной брат «брильянтового князя», владелец Алтуфьева, друживший с Крыловым, Рокотовым, Фонвизиным. Он был одним из основателей и первым матадором (старшиной) московского Английского клуба, тогда еще занимавшего усадьбу Голицыных на Страстном бульваре, начальником экспедиции Кремлевского строения, и устроителем знаменитой Куракинской богадельни в Басманной слободе, основанной по завещанию его отца - крупнейшего благотворительного заведения старой Москвы. Куракин-старший, увидев в Париже Дворец Инвалидов, решил основать нечто подобное в Москве, с посвящением св. Николаю Чудотворцу. Воля родителя была исполнена – Куракинская богадельня с домовым Никольским храмом, предназначалась для призрения увечных русских воинов.

Прихожанами Антипьевского храма были и Лопухины, и Апраксины, и Оболенские – в виду его расположения в столь аристократическом районе. В 1813 году в приходе храма значился генерал-майор Алексей Тимофеевич Тутолмин, сын известного московского градоначальника, владевшего великолепным дворцом на Гончарной улице. Генерал, однако, больше остался в истории тверского городка Старицы, где он построил в память родителей прекрасный Успенский собор.

А в начале ХХ века в приходе Антипьевской церкви жил художник Валентин Серов. В то время уже началась работа по созданию Музея Изящных искусств – после революции судьбы музея и храма оказались переплетены. Прежде, еще в 1830 году, был сломан бывший Колымажный двор (он давно уже находился в Петербурге), а его каменные строения обращены сначала в манеж для обучения верховой езде, а потом в пересыльную тюрьму. В ней ждал отправки в Сибирь польский революционер Ян Домбровский, будущий герой Парижской Коммуны, которому московские народники устроили побег. Потом пересыльную тюрьму перевели в Бутырки, а территорию после долгих споров отдали под строительство великого Музея, так как это было единственное свободное и подходящее для него место в центре Москвы. Создать его предлагала, кстати, еще княгиня Зинаида Волконская, владевшая особняком на Тверской, где потом открылся Елисеевский гастроном, но тогда на него не хватило средств.

Музей открылся в 1912 году. До закрытия Антипьевской церкви оставались считанные годы. Однако она успела войти на еще одну, светлую и трагическую страницу истории православной Москвы. В феврале 1922 года Святейший Патриарх Тихон рукоположил в этом храме в сан диакона, а вскоре и в сан священника свщмуч. Илию Громогласова, причисленного к лику святых новомучеников на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года. Это был один из самых образованных, ученых московских священников: профессор, магистр богословия, приват-доцент Московского университета по церковному праву, член Общества Истории Древних Рукописей… По лекторскому искусству его сравнивали с Ключевским.

После рукоположения о. Илья прослужил в Антипьевском храме около месяца, и уже в марте был арестован как «участник в совещаниях у Александра Хотовицкого», - по делу об изъятии церковных ценностей в храме Христа Спасителя. Есть версия, что после рукоположения в сан иерея в Антипьевской церкви, священник тайком служил и в этом храме. Он был ревностным противником реквизиции – о. Илью даже обвиняли в соавторстве Послания Патриарха Тихона по поводу изъятия церковных ценностей. Дело его рассматривал Московский ревтрибунал под председательством Н.Крыленко, и хотя прокурор требовал высшей меры, ему дали 1,5 года. Выйдя на свободу по амнистии, о. Илья был назначен настоятелем Воскресенского храма в Кадашах, где теперь особенно чтят святого. После очередного ареста в 1925 году и последовавшей ссылки ему запретили жить в столице. Отец Илья выбрал Тверь и служил в местном храме Неопалимой Купины до своего последнего ареста за «контрреволюционную агитацию». Он был расстрелян в праздник Введения, 4 декабря 1937 года, и потому по благословению Святейшего Патриарха Алексия II его память празднуется 3 декабря, - накануне двунадесятого праздника – и в Соборе новомучеников Российских. (Последнее пристанище отец Илья нашел в общей могиле на тверском Волынском кладбище.)

Антипьевскую церковь закрыли в 1929 году. Тогда в ней предполагали открыть «Неофилологическую библиотеку», но в полуразрушенном здании устроили жилые помещения, а потом передали его Музею под фондовое хранилище. В 1962 году старинный Антипьевский переулок был переименован в честь маршала Шапошникова, долгое время возглавлявшего Генеральный штаб советской армии. В те же годы известный советский архитектор Л.А.Давид реставрировал церковь. Обнаружив в ее ядре древнее сооружение, он решил применить тот же прием, что и с реконструкцией Трифоновской церкви в Напрудном - расчистить все позднейшие строения и восстановить ее в облике XVI века. Резко против оказался музей, который хотел разместить там библиотеку.

А в наше время стали просить вернуть храм верующим. Предлагали молиться там святому целителю «по старинному чину». В 1991 году была образована община и назначен настоятель, и 24 апреля 2005 года состоялась первая за долгие годы Божественная Литургия.

Церковь Священномученика Антипы, епископа Пергамского, на Колымажном дворе

Пожалуй, ни с одной другой церковью Москвы не связано столько загадок. Кроме того, сложно назвать другой московский храм, под сводами которого собирались столь разные по социальному положению и статусу прихожане.

Одной из загадок, связанных с церковью Антипия или храмом Священномученика Антипы, епископа Пергамского, на Колымажном дворе, – это местоположение. Неизвестно, почему именно на этом месте церковь была воздвигнута и освящена во имя Антипы, епископа Пергамского, ученика святого апостола Иоанна Богослова. Церковь расположена поблизости от Кремля, в четырехстах метрах на юго-запад от Боровицкой башни, в одной из древнейших населенных частей Москвы – Занеглименье.

Часть Занеглименья, в которой находилась Антипиевская церковь, Чертолье (Черторье), упоминается в летописях с 1365 года. Одно из ранних известных названий церкви Антипия – «что в Чертолье». Чертольская улица, пролегавшая по руслу современной Волхонки, в нескольких десятках метров на юг от церкви, приобрела особое значение с 1524 года, после основания Новодевичьего монастыря в память освобождения Смоленска.

Церковь Антипия на Колымажном дворе (Храм Священномученика Антипы на Колымажном дворе)

Другая загадка – это время возведения церкви. Историки датируют её строительство 1530–ми годами. Но есть версия, что первую деревянную церковь на этом месте выстроил итальянский архитектор Алевиз Фрязин в 1514 или 1519 году. Иногда считают, что он построил здесь другой храм, во имя митрополита Петра, а на его месте позднее построили (или перестроили) новую Антипьевскую церковь. Сохранившийся до наших дней храм представляет собой сложное архитектурное напластование. Считается, что его основа за века обросла новыми пристройками. Архитектура и стилистические приемы архитектурного убранства (солнце, выложенное в куполе, маломерный кирпич) свидетельствуют о сильном влиянии итальянского зодчества или о подражании ему. Всё это подогревает версию о возможном авторстве Алевиза, который вполне мог построить слободскую церковь для царских слуг.

Третьей загадкой оказалось имя тех, кто финансировал строительство храма. Считается, что в устроении храма участвовала семья Скуратовых, чья усадьба вплотную примыкала к нему с восточной стороны. Известно, что первоначально эта церковь появилась в слободе царских конюхов, живших тут, подле Кремля, ещё с XIV века. После страшного пожара 1547 года сюда же был перенесён из Кремля и сам царский Конюшенный двор, отчего местная слободская церковь стала называться «что у Государевых больших конюшен». Прежде же царский Конюшенный двор находился в Кремле, около Комендантской башни, которая именовалась тогда Колымажной, – от колымаг, экипажей, которые делали для царского двора.

Редчайшей особенностью Антипьевской церкви стали две алтарные апсиды вместо традиционной одной: в большой апсиде находился алтарь с главным престолом, в другой, меньшей – придел во имя св. Григория Декаполита. У этого придела была собственная глухая главка. Его сооружение учёные и приписывают семье Скуратовых. По одной версии, его строил во имя небесного патрона сам Малюта Скуратов, бывший в крещении Григорием. Известно, что Антипьевская церковь служила фамильной усыпальницей Скуратовых.

Местонахождение усадьбы самого Малюты до сих пор вызывает множество споров. Но одно известно точно: в годы правления Ивана Васильевича Грозного территория от Пречистенской набережной до Большой Никитской улицы была отдана в опричнину.

С Антипьевской церковью, которая ко времени опричнины уже точно стояла, связывало Ивана Васильевича не только имя Малюты Скуратова. По легенде, в этом храме Иван Грозный венчался со своей очередной женой. Русский царь чтил этого святого, и среди его родовых моленных святынь был зуб св. «Онтипия Великого», окованный серебром. Правда, есть и другая версия, почему Грозный облюбовал эту местность, – неподалеку стоял его Опричный дворец. Ещё в конце XIV века на высоком холме в Старом Ваганькове (где теперь дом Пашкова) был возведён дворец великой княгини Софьи Витовтовны, жены Василия I, прапрадеда Ивана Грозного. В тех краях поселился и сам Грозный, объявив опричнину. Один из местных подземных ходов якобы направлялся в сторону Колымажного двора, где находилась усадьба Скуратовых.

Надо сказать, что исторические загадки мало волновали многочисленных прихожан. А их число и в самом деле было велико. А всё потому, что именно под сводами этого храма совершалось самое большое количество исцелений от самого неприятного недуга – зубной боли. Храм, посвященный святому, прославленному избавлениями от зубной боли, привлекал в свои стены всю Москву. Здесь молились и цари, и вельможи, и простые горожане. Порой, к иконе святого Антипы подносились подвески с изображением зуба и с молитвой о здравии.

Царь Алексей Михайлович не раз хаживал на богомолье «к Антипию» с первого же года своего правления. Известно, что он однажды положил к образу чудотворца «два зубка серебряных». Именно при Алексее Михайловиче старый государев Конюшенный двор стал Колымажным. Было выстроено новое каменное здание, где вместо конюшен под навесом было устроено хранилище царских экипажей и «всего потребного» для высочайших выездов. Храм получил новое топонимическое название – «что на Ленивом торжке». Тогда вся Волхонка именовалась Ленивкой. Ленивыми торжками были древнейшие городские рынки, где крестьяне торговали с возов. Этот способ торговли дал торжкам название ленивые, то есть неоживленные. Ленивые торжки возникали обычно на всполье, на окраинах, при дорогах, где можно было свободно расставлять телеги.

Именно от церкви Антипы, что на Ленивом торжке у Старых конюшен, занялся печально знаменитый пожар в мае 1737 года. В огне погиб кремлевский Царь-колокол, сгорел Лефортовский дворец. По другой версии, пожар вспыхнул в усадьбе Милославских, стоявшей рядом с церковью.

После пожара, в 1739 году, был пристроен в камне придел Николая Чудотворца. Придел в честь великомученицы Екатерины известен с 1773 года. В 1798 году с северной стороны был пристроен придел в честь Рождества Иоанна Предтечи с западным притвором и колокольней. Эта пристройка завершила последний большой строительный период в истории храма.

В начале ХХ века в приходе Антипьевской церкви жил художник Валентин Серов. В это время уже началась работа по созданию Музея изящных искусств, который открылся в 1912 году. После революции судьбы музея и храма оказались переплетены.

Антипьевскую церковь закрыли в 1929 году. Здание было передано Центральным художественным курсам ассоциации художников революции. Затем внутри сделали жилые помещения, а позднее – подсобные помещения ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Здание реставрировалось с конца 1960–х годов, при этом старой части храма были возвращены её древние формы.

Храм был вновь освящен 25 февраля 2005 года и в нём стали проходить регулярные богослужения. Как и много веков назад, под своды уникального архитектурного и духовного памятника приходят прихожане самых разных возрастов. Ведь считается, что святой Антипа не только лечит, но и охраняет от заблуждений.

Из книги Призрак Золотой орды автора Бушков Александр

Из книги Россия, которой не было [Загадки, версии, гипотезы] автора Бушков Александр

Проклятие епископа История конфликтов коронованных владык с владыками церкви «велика и обширна есть», и даже в кратком изложении заняла бы немало толстых томов. Темой нашего очередного исторического расследования будет лишь один-единственный, практически забытый, но

Из книги Славянская книга проклятий автора Бушков Александр

Проклятие епископа История конфликтов коронованных владык с владыками церкви «велика и обширна есть», и даже в кратком изложении заняла бы немало толстых томов. Темой нашего очередного исторического расследования будет лишь один-единственный, практически забытый, но

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора

Чесменская церковь (Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи) и Чесменский дворец Всё-таки это здорово, что в мире существуют творения, на восприятие которых не влияют ни времена года, ни погода. И каждая встреча с ними – это праздник. Такое ощущение праздника дарит вид

Из книги Ограбления, которые потрясли мир [Захватывающие истории о выдающихся криминальных талантах] автора Соловьев Александр

Серебряные подсвечники епископа - Это правда, что меня отпускают? - произнес он почти невнятно, словно во сне. - Ну да, отпускают, не слышишь, что ли? - ответил один из жандармов. - Друг мой! - сказал епископ. - Не забудьте перед уходом захватить ваши подсвечники. Вот

Из книги Восточные славяне и нашествие Батыя автора Балязин Вольдемар Николаевич

«Наставление Тверского епископа Семена» К сентенциозным сочинениям в виде сборников народных пословиц, поговорок и афоризмов примыкает и другая группа литературных памятников – наставления, поучения и нравственные проповеди. В них ставились разные вопросы, издавна

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Храм священномученика Климента, папы Римского Замоскворецкое чудо – так называли и называют храм в честь священномученика Климента папы Римского.Считается, что первая церковь была построена здесь на рубеже XV–XVI веков у так называемого замосковского Ленивого торжка.

автора Грегоровиус Фердинанд

1. Регентство Амалазунты. - Ее гений, ее заботы о науках в Риме. - Ее миролюбивое царствование. - Возрастающее значение римского епископа. - Феликс IV строит церковь Св. Косьмы и Дамиана. - Мозаики этой церкви. - Мотивы почитания этих святых Благополучие римлян

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

3. Раздоры из-за Вальдрады. - Николай осуждает Мецский собор и лишает сана Гюнтера, епископа Кельнского, и Теутгауда, епископа Трирского. - Людовик II приезжает в Рим. - Его войска творят бесчинства в городе. - Противодействие немецких архиепископов; твердость и победа

Из книги Великая хроника о Польше, Руси и их соседях XI-XIII вв. автора Янин Валентин Лаврентьевич

Глава 135 а. О смерти плоцкого епископа В этом же году плоцкий епископ по имени Голек после недели Пасхи переселился ко Господу. Ему наследовал Петр.

автора

Из книги По Берлину. В поисках следов исчезнувших цивилизаций автора Руссова Светлана Николаевна

Из книги Соборное Уложение 1649 года автора Автор неизвестен

ГЛАВА III О государеве дворе, чтоб на государеве дворе ни от кого никакова бесчиньства и брани не было 1. Будет кто при царском величестве, в его государеве дворе и в его государьских полатах, не опасаючи чести царского величества, кого обесчестит словом, а тот, кого он

Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис Петрович

Из книги Двор русских императоров в его прошлом и настоящем автора Волков Николай Егорович

XII. Положение о выходах5 при Высочайшем дворе, о входе за кавалергардов, о представлении Их Императорским Величествам, о приглашениях на балы и другие при дворе собрания и о старшинстве придворных чинов и званий I. О выходахВыходом при Высочайшем дворе называется шествие

Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна

Фото: Церковь Антипы, епископа Пергамского, на Колымажном дворе

Фото и описание

В этом храме, если верить московским легендам, венчался с одной из своих жен царь Иван Грозный. А в его сооружении, возможно, принял участие Малюта Скуратов, главный государев опричник – скуратовская усадьба почти вплотную примыкала к храму.

В настоящее время здание церкви священномученика Антипия на Колымажном дворе занимает один из отделов Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Здание было изъято у Церкви в конце 20-х годов прошлого века, в 50-е годы было частично разобрано, в конце столетия была проведена его реставрация, в том числе реставрация фасадов в 90-е годы. В 2005 году здание храма было возвращено РПЦ. Здание также было признано памятником архитектуры.

Церковь находится в Колымажном переулке, на месте бывшего Государева конюшенного двора, прозванного Колымажным, в старейшем районе Москвы – Занеглименье. Первое упоминание о церкви было найдено в исторических документах 1530 года. По всей вероятности, первое здание церкви было деревянным, и его ближе к концу XVI столетия заменила каменная постройка.

Главный придел церкви был освящен именем священномученика Антипы, который жил в I столетии, во времена правления римского императора Нерона и был епископом в городе Пергам. Благодаря стараниям Антипы жители города перестали участвовать в языческих ритуалах, и поэтому сам Антипий был принесен в жертву языческими жрецами – сожжен в ритуальной печи в виде медного быка. Тело епископа не было тронуто огнем и было тайно похоронено пергамскими христианами. Место его погребения стало источником чудес и местом паломничества.

В 1737 году здание церкви частично сгорело во время пожара, но уже спустя два годы было начато его восстановление, в котором принимали участие именитые прихожане – к примеру, князь Голицын. Примерно через сто лет Колымажный двор был разрушен, и еще через сто некоторое время его территория была передана музею.

В самом центре столицы находится старинная церковь, хорошо известная москвичам как храм Антипы Пергамского на Колымажном дворе. В течение многих лет в ней помещались сначала художественные курсы, затем библиотека, и лишь в годы, последовавшие за изменениями, внесёнными в нашу жизнь перестройкой, она вновь открыла двери прихожанам. О ней наш краткий очерк.

Церковь возле государевых конюшен

Во времена к северо-западу от Кремля находились царские конюшни. Издревле это место именовалось Чертольем, а в последующие годы получило название Колымажного двора, хотя государевы кареты едва ли походили на колымаги. Известно, что впервые оно упоминается в исторических документах, датируемых 1365 годом.

Поскольку ничто не делалось в те годы без Небесного покровительства, то были там возведены две церкви - во имя Зачатия Иоанна Крестителя и в честь святого великомученика Антипия Пергамского. Первая до наших дней не сохранилась (разобрана в XVIII веке), а вторая стоит и поныне, напоминая москвичам о днях давно минувшего прошлого.

Вначале храм Антипы Пергамского на Колымажном дворе был деревянным, о чём свидетельствует запись, сделанная в 1530 году. Но после того как в 1547 году с его западной стороны появились конюшни с лошадками, на которых ездил (шутка ли!) сам государь, её перестроили, и стены возвели из камня. Главный же престол, а она была двухпрестольная, освятили, как и прежде, во имя верного ученика Иоанна Богослова - епископа Пергамской церкви Антипия, мученической кончиной прославившего Господа. Его память и по сей день отмечается православной церковью 24 апреля.

Одна из любимых церквей Ивана Грозного

Согласно преданию, в этой церкви венчался с одной из своих жён царь Иван Грозный, вот только когда и с какой именно - неясно, на это счет существуют разные мнения. Несмотря на то что церковный устав допускает не более четырёх бракосочетаний, любвеобильный государь умудрился сделать это семь раз - царям ведь закон не писан. Впрочем, возможно, что последние три жены были с ним не венчаны.

Храм Антипы Пергамского на Колымажном дворе не случайно пользовался особым вниманием грозного царя - святого великомученика Антипу он считал одним из своих небесных покровителей, и среди наиболее почитаемых семейных реликвий хранил его зуб, оправленный в серебро.

Усыпальница Скуратовых

Известно также, что церковь возле царских конюшен стала фамильной усыпальницей рода Скуратовых, один из которых - Малюта, являвшийся главой опричников Ивана Грозного, - вошёл в историю России едва ли не как самый кровожадный злодей прошедших веков. Кстати, есть основания полагать, что он принимал действенное (финансовое, разумеется) участие в строительстве самой церкви и был погребён в ней после своей гибели в 1573 году.

После того как в 1565 году территория, на которой находилось Чертолье, была отдана Опричнине, и все, кто проживал на ней, были выселены, там начали строиться дома царских приближённых. Среди них была упомянутая в документах 1638 года усадьба государева стольника Петра Скуратова - одного из родственников Малюты. Она вплотную примыкала к церковной ограде.

Аристократы - прихожане храма

Когда в 1737 году в Москве вспыхнул один из самых страшных в её истории пожаров, храм Антипы Пергамского на Колымажном дворе стал жертвой огня, как и большинство городских построек. Его восстановление по разным причинам затянулось и было завершено в 1741 году. Благодаря щедрой финансовой помощи князя С. А. Галицина удалось полностью перестроить предел святителя Николая Чудотворца, а позже добавить ещё один - в честь великомученицы Екатерины. На протяжении долгих лет в числе прихожан храма были представители самых громких аристократических фамилий, а в начале XX века одним из них стал замечательный русский художник Валентин Серов.

Конец Колымажных конюшен

В 1830 году придворная конюшня на Колымажном дворе была упразднена. Сами постройки - ещё достаточно крепкие - использовались вначале в качестве манежа для обучения верховой езде, а затем в них была размещена пересыльная тюрьма, известная главным образом тем, что в своё время из неё благополучно сбежал польский революционер Ярослав Домбровский.

К началу XX века находившиеся в ней арестанты были переведены в Бутырку, а само здание разрушено. В 1912 году на освободившемся месте был торжественно открыт Музей изобразительных искусств, которому в 1937 году присвоили имя А. С. Пушкина. Его основателем был профессор Московского университета Иван Владимирович Цветаев - отец известнейшей русской поэтессы Марины Цветаевой.

Курсы пролетарских художников

После октябрьского переворота храм Антипы на Колымажном дворе ещё несколько лет оставался открытым. Известно, что в 1922 году в нём был рукоположен в сан диакона будущий новомученик российский Илья Громогласов, через несколько месяце после этого расстрелянный по обвинению в организации сопротивления изъятию церковных ценностей.

Закрыт храм священномученика Антипы на Колымажном дворе был в 1929 году. Его здание вначале планировали использовать для размещения в нём библиотечных фондов, но затем приняли решение о передаче его в распоряжение курсов, готовивших так называемых «художников революции», призванных кистью и резцом воспеть великие свершения народа-победителя.

Просвещённые варвары

Несмотря на то что со временем были разобраны главный купол и один из пределов, храм Антипы на Колымажном дворе всё же постигла не самая худшая участь - могли бы и вовсе разрушить, как сделали это с тысячами церквей и монастырей по всей России. Но, тем не менее, творческие работники, в ведение которых была передана церковь, обошлись с ней по-варварски.

Из описания, составленного в 1966 году, видно, что постройка приобрела к этому времени заброшенный и неряшливый вид. Крыша на колокольне отсутствовала, а со стен свисали куски прогнившей обрешётки. В сохранившихся до той поры куполах зияли дыры, и всюду виднелись следы обвалившейся штукатурки. При этом частично храм Антипы Пергамского на Колымажном дворе использовался под жильё художников-певцов новой жизни, а в остальной его части размещался склад.

Возрождение былой святыни

Шло постепенно, начавшись ещё в 1968 году - задолго до того, как на волне перестройки государство стало возвращать церкви изъятую у неё недвижимость. Однако реставрационные работы тех лет коснулись лишь фасада здания, так как внутри него помещалась библиотека Музея изобразительных искусств.

В наши дни храм Антипы Пергамского на Колымажном дворе, адрес которого: Москва, Колымажский пер., 8/4, стр.1, стал одним из многочисленных приходов столицы. В собственность православной церкви он был передан в 2005 году, но ещё задолго до этого при нём образовалась община, которую возглавил тогда протоиерей Владимир (Волгин).

Храм Антипы на Колымажном дворе: расписание богослужений

Уже в 2016 году на должность настоятеля церкви был назначен иерей отец Андрей (Щенников). Под его руководством во всей полноте развернул свою религиозную жизнь храм Антипы Пергамского на Колымажном дворе. Расписание проводимых в нём богослужений следующее: в будние дни утренние службы начинаются в 8:00, а вечерние в 17:00. В праздничные и выходные дни в 9:40 к ним добавляется поздняя литургия. Обо всех вносимых в график изменениях заблаговременно сообщается на принадлежащих храму интернет-сайтах.