Все о тюнинге авто

Фитр садака: его значение и правила раздачи

Разновидность милостыни, которую мусульмане жертвуют исключительно в месяц Рамазан – это садака фитр (закятуль-фитр). Основным её предназначением служит помощь нуждающимся, а также очищение от мелких прегрешений, совершённых человеком в течение Священного месяца поста.

В одном из хадисов говорится: «Милость миров Мухаммад сделал обязанностью выплату фитр-садака для очищения от скверных слов и угощения нуждающихся» (Муслим, Абу Дауд).

Статус выплаты закятуль-фитр

Относительно обязательности выплаты данной милостыни в среде богословов существуют некоторые разногласия. Учёные-ханафиты относят фитр к категории необходимых действий (ваджиб). Это означает, что за его игнорирование человеку записывается грех, но не столь тяжкий, как при нарушении обязательного предписания (фард). В свою очередь, за выплату верующему полагается награда (саваб). Согласно шафиитскому, маликитскому и ханбалитскому мазхабам, выплата фитр-садака – это сунна (желательное действо), то есть за его оставление грех не засчитывается, но человек заслуживает сурового порицания, а за выполнение – награду. Согласно шиизму, эта садака обязательна для выплаты шиитам.

Однако все эти требования предъявляются к людям, которые имеют возможность выплачивать такую милостыню. Основным показателем оценки имущества считается обладание нисабом (своеобразным прожиточным минимумом), приравненным в стоимостном эквиваленте к золоту весом 84,8 грамма. С не обладающего нисабом мусульманина обязанность уплаты милостыни фитр, как и в ситуации с , снимается. Тем не менее, это бремя в таком случае возлагается Шариатом на плечи родственников. Например, если в семье дети не в состоянии выплатить милостыню самостоятельно, то главе семьи надлежит сделать пожертвование от имени всех своих иждивенцев. Если в семье есть беременная женщина, то фитр-садака желательно выплатить и за малыша, находящегося во чреве матери. Если же в семье есть люди, которые не исповедуют ислам, то на них это финансовое обязательство не возлагается, так как она предусмотрена исключительно для мусульман. В случаях, когда доходы семьи в целом не дотягивают до прожиточного минимума, или у малоимущего человека нет родственников, отвечающих критерию достатка, то с таких людей данная обязанность полностью снимается.

Кому можно дать милостыню фитр

  • Нуждающиеся – к ним относятся люди и семьи, которые не обладают нисабом, о котором речь шла выше;
  • Обездоленные – это люди, которые испытывают некоторые финансовые трудности и находятся в бедственном положении;
  • Лица, занимающиеся сбором и распространением закята. Как правило, это сотрудники специальных фондов закят, мусульманские священнослужители и другие люди, причастные к благотворительности;
  • Новообращенные мусульмане (неофиты). Это связано с тем, чтобы такая садака могла посодействовать укреплению их имана и помочь в материальном отношении;
  • Освобождающие рабов. Данная категория уже не актуальна в наше время, но, к сожалению, в некоторых уголках нашей планеты по-прежнему присутствует рабство. Если какой-то человек стремится освободить другого из рабства, то он тоже может быть получателем милостыни фитр;
  • Должники. Здесь речь идёт о людях, «погрязших в долгах» – любая милостыня поспособствует облегчению их положения;
  • Находящиеся на пути Аллаха, под которыми подразумеваются люди, которые финансируют или же занимаются сами какими-либо богоугодными делами. Например, благотворительность, строительство колодцев в Африке, помощь сиротам и так далее;
  • Путники, то есть признанные таковыми люди, согласно .

Не следует выплачивать садака фитр своим близким родственникам (родителям, детям и т.д.), так как смысл этой милостыни заключается именно в помощи другим людям. Кроме того, желательно жертвовать её в пользу нуждающихся и малоимущих, проживающих в вашем населённом пункте, так как вы будете точно знать об их статусе.

Разрешено ли жертвовать фитр-садака иноверцам?

По данному вопросу подавляющее большинство богословов склоняется к мнению, что садака фитр дозволено выплачивать исключительно мусульманам. Иноверцам разрешено выплатить эту милостыню лишь в одном случае – если вы хотите сделать ислам привлекательным для других. Причём, это касается тех людей, которые выражают своё желание принять Религию Аллаха, либо очень близки к этому. Но, по мнению таких учёных, немусульманам дозволено жертвовать обычную милостыню. Шиитские богословы и вовсе придерживаются мнения, что получателями фитр-садака могут быть только правоверные шииты.

Величина и сроки пожертвования

Размер закятуль-фитр был установлен Посланником Аллаха (с.г.в.) во втором году Хиджры. В одном хадисе, который приводит Муслим, сказано: «Пророк обязал выплачивать фитр-садака в месяц Рамазан каждому мусульманину в объёме минимум одного саа ячменя или фиников».

Саа – мера веса, используемая арабскими народами. В зависимости от страны, его размер различается, что сказалось на разногласиях среди мазхабов. По ханафитскому мазхабу один саа равняется приблизительно 3,2 кг. По мнению шафиитов – 2,2 кг. И в каждой мусульманской стране существует своя мера саа. Но для того, чтобы наверняка не ошибиться, следует учитывать большие значения, так как один саа – это минимальный порог. При этом фитр-садака не обязательно выплачивать только ячменём либо финиками – дозволено жертвовать муку, различные крупы, пшеницу, а также деньги, но всё же лучше прибегнуть к продуктам питания. Максимальный предел милостыни фитр не установлен, и поэтому верующий может выплатить любой объём, который больше одного саа.

Что касается срока, то это может быть любой день месяца Рамазан. Однако желательными считаются заключительные дни перед (Ураза-байрам или Ид аль-Фитр). В Пречистой сунне содержится указание: «Пророк велел выплатить садака фитр до выхода людей на праздничный намаз» (Бухари). Исходя из этого, рекомендуют сделать пожертвование за день или два до праздника.

Если верующий по каким-либо причинам не успел выплатить милостыню в срок, то следует это сделать позднее. Однако, по мнению некоторых учёных, она уже не будет считаться садака фитр.

Размеры фитр-садака на 2018 год, установленные местными муфтиятами в России и СНГ:

Россия (Совет улемов ДУМ РФ и Совет муфтиев России) – 100 рублей для малоимущих, 300 рублей для лиц со средним достатком, 500 рублей для состоятельных лиц;

Башкортостан (ДУМ Башкирии) – 50 рублей для малоимущих, 150 рублей для лиц со средним достатком и 300 рублей для состоятельных;

Татарстан (ДУМ РТ) – 100 рублей для малоимущих, а для тех, кто выплачивает закят, – 600 рублей;

Крым (ДУМК) – 200 рублей;

Казахстан (ДУМК) – 300 тенге;

Киргизия (ДУМ Кыргызстана) – 30 сомов (исходя из стоимости пшеницы).

Закятуль-фитр и садакатуль-фитр - это разные названия одного обязательного вида закята, который выплачивается в месяц Рамадан сразу по его окончании.

Закятуль-фитр - налог разговения, выплачиваемый от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (‘Идуль-фитр, Ураза-байрам) , а точнее - до праздничной молитвы . Он является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста. Выплачивается в первую очередь в пользу бедных и неимущих мусульман, используется и в иной благотворительной деятельности.

Данная разновидность закята стала обязательной на втором году хиджры.

Ибн ‘Умар передал: «Посланник Всевышнего сделал обязательным закятуль-фитр. Данный налог-милостыня равен 1 са‘ фиников или 1 са‘ ячменя. Это обязательно абсолютно для всех. Как для мужчины, так и для женщины; как для ребенка, так и для взрослого из числа мусульман. [От имени детей выплачивается их родителями .] Пророк приказал нам выплачивать его до праздничной молитвы» .

«Са‘ », упоминаемый в хадисе, - это мера сыпучих тел, равная 3261,5 г, по мнению ученых ханафитского мазхаба, и - 2172 г, по утверждению остальных мусульманских ученых . Расхождение в данном вопросе появилось в результате того, что в разных местностях использовались различающиеся по объему мерные посудины при продаже сыпучих масс .

Суть и смысл закятуль-фитр изложены в следующем хадисе, переданном Ибн ‘Аббасом: «Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сделал обязательной выплату закятуль-фитр для очищения постящегося от лишних слов, сказанных им, и грубостей, а также чтобы она служила в качестве источника питания для неимущих [поддержкой, помощью для них]. Если человек выполнит эту обязанность [успеет передать, выплатить эту милостыню] до праздничной молитвы, то это - принятый от него закят [одна из разновидностей обязательной милостыни, которая, по воле Всевышнего, будет принята Им]. Если же выполнит эту обязанность после молитвы, то это - милостыня из числа милостыней» .

Кто платит и кто получает закятуль-фитр

Кто платит. По причине отсутствия четкого повествования об этом в текстах хадисов, исламские богословы оговорили два мнения.

Первое. Кто имеет пропитание и все жизненно необходимое для себя и своей семьи на праздничный день и при этом у него остается возможность выплатить (или передать продуктами) закятуль-фитр, тот обязан это сделать. Так считало большинство ученых.

Второе. Человек должен быть из числа тех, кто выплачивает ежегодный обязательный закят, представляющий один из пяти столпов религиозной практики. Если верующий является таковым, то он выплачивает и данную милостыню от себя и всех, кто находится под его материальной опекой. Так считали богословы-ханафиты, проводя аналогию между закятуль-фитр и ежегодным обязательным закятом.

Кто получает. Исламские ученые единодушны в том, что закятуль-фитр выплачивается по тем же восьми направлениям, по которым выплачивается и ежегодный закят . Обычно верующие передают свой закятуль-фитр в местные мечети. Важно отметить, что данная форма милостыни не может передаваться людям, далеким от понятий веры .

В Коране сказано: «Поистине, милостыня (закят) принадлежит [выплачивается]:
- бедным [не имеющим нисаба, то есть не относящимся к тем, кто обязан выплачивать закят];
- нищим [неимущим и обездоленным];
- тем, кто занимается сбором и распространением закята;
- тем, кто близок к вере или еще слаб в своей религиозности;
- для выкупа и освобождения рабов;
- на уплату долгов тех, кто не в состоянии расплатиться с ними;
- на пути Господа (фи сабилиль-лях) ;

Путникам [оказавшимся в затруднительном положении].

Это обязательно для вас, Господь Всезнающ и бесконечно Мудр» (Св. Коран, 9:60).

Сроки выплат закятуль-фитр

Выплатить закятуль-фитр возможно с начала месяца Рамадан. Так считала значительная часть исламских богословов, среди которых ученые шафиитского и ханафитского мазхабов.

Более целесообразным будет выплата (или передача продуктами) за день или два до праздника завершения поста (‘Идуль-фитр).

Самым правильным будет выплатить закятуль-фитр в промежутке между заходом солнца в последний день поста и до утра, до начала праздничной молитвы.

Если верующий не успел сделать это до праздничной молитвы, то обязательность все равно сохраняется. Очень желательно, чтобы данная обязанность была восполнена в первый же праздничный день. По мнению всех ученых, оставлять это на более позднее время греховно .

Денежный эквивалент одного са‘ закятуль-фитр

Здесь полезно будет процитировать слова современного богослова Юсуфа аль-Кардави: «Данная форма закята (закятуль-фитр) имеет определенный размер, установленный Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) - один са‘. И мне кажется, что мудрость этого состоит в следующем.

(1) В те времена деньги были редкостью [был распространен в основном товарный обмен. - Ш. А.], особенно у тех, кто жил в пустыне, вдали от городов. И наиболее распространенной формой оплаты было то, что выращивалось, например финики, ячмень и т. д.

(2) Стоимость и ценность определенных денежных единиц, валют часто меняется, а порой они вообще выходят из обихода. Поэтому когда в месяц Рамадан объявляют о том, каков размер закятуль-фитр в этом году в денежных единицах того или иного арабского государства, нет ничего удивительного в том, что эта цифра может отличаться от прошлогодней.

Как раз через меру сыпучих тел - са‘ - (переводя ее в известные единицы веса) можно получить то количество продуктов или денежных средств, которых будет вполне достаточно для того, чтобы накормить одну семью.

Исламские ученые говорили, что форма выплаты закятуль-фитр не ограничивается продуктами, упомянутыми в хадисах (финики, ячмень, пшеница или изюм), а определяется теми продуктами, что наиболее распространены в данной местности. Ученые ханафитского мазхаба также говорили о возможности выплаты закятуль-фитр в денежном эквиваленте.

Если человек, выплачивающий такую форму обязательной милостыни, является достаточно имущим, то лучше дать больше, чем один «са‘ » .

Во многих странах, в том числе и арабских, где в религиозной практике преобладает мазхаб имама аш-Шафи‘и, на государственном или местном уровне определяется размер закятуль-фитр в денежных единицах, об эквиваленте которого заблаговременно объявляется людям в мечетях и через СМИ. Верующие в последующем относят закятуль-фитр в мечети или самостоятельно передают нуждающимся. Также существует практика, когда денежный эквивалент передается в специальные министерства и ведомства, реализующие эти средства на нужды и чаяния бедных и сирот в той форме, которая для них наиболее полезна и необходима.

Садакату фитр – это садака, которую каждый свободный мусульманин, имеющий хоть небольшие средства, обязан (ваджиб) выплатить в конце месяца Рамадан. Чаще всего этот вид милостыни называют «фитр» (фитрат), то есть, милостыня, которую люди дают согласно божественному замыслу своего творения, своей природе.

Начало выплате фитра было положено на второй год хиджры, в тот год, когда всем мусульманам была вменена обязанность соблюдения поста в месяц Рамадан. Это было еще до повеления Аллаха отдавать закят. С одной стороны, это акция взаимопомощи и взаимовыручки. Также фитр служит поводом для принятия (богоудности) поста, спасения от предсмертных мук и мучений в могиле. Фитр – это помощь нуждающимся, чтобы способствовать их присоединению к общему празднику – празднику Рамадан.

Хотя фитр становится ваджибом с рассвета первого дня месяца Рамадан, но его можно дать за несколько дней до окончания поста, и даже за несколько месяцев или лет вперед. Таким образом, нуждающиеся люди решат свои материальные проблемы еще до окончания праздничных дней.

В хадисе, переданном ибн Аббасом (радыйаллаху анхума), говорится: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сделал фардом выплату фитра с целью очищения постящихся от пустых и скверных слов, а также как пропитание для неимущих. Кто выплатит фитр до совершения намаза (праздничного), совершит благочестивое дело. Кто же выплатит фитр после намаза, то это превращается в обыкновенную милостыню» (Бухари, Закят, 70, 71, 77; Муслим, Закят, 12, 13, 16; Абу Дауд, Закят, 18, 20; Насаи, Закят, 31, 33; ибн Маджа, Закят, 21).

Абдуллах ибн Саляба (радыйаллаху анху) говорил: «Как-то Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) еще до наступления праздников призвал: «Дайте один «са» милостыни из пшеницы, овса или фиников. Дайте милостыню за своих невольников (слуг), за маленьких (детей) и больших (старших людей)» (Ахмад бин Ханбаль, 5/432).

В хадисе, переданном Абу Саидом аль-Худри (радыйаллаху анху), о видах и количестве продуктов, которыми можно дать фитр, говорится: «Когда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) был еще среди нас, закят фитр давали следующим образом: продуктами питания – 1 са, финиками – 1 са, ячменем – 1 са, изюмом – 1 са или «кеш» – 1 са. Пока жив, я буду постоянно давать милостыню» (Ахмад бин Ханбаль, 3/183). Под продуктами питания в этом хадисе подразумевается пшеница, под «кеш» – мука, смешанная с жирным молоком и высушенная. Все приведенные хадисы доказывают, что количество фитр, выплаченного пшеницей, ячменем, финиками и изюмом, достигает одного са. Но в хадисе, сообщенном ибн Аббасом и Амром ибн Шуайбом (радыйаллаху анхум)со слов его отца и деда, говорится, что мера фитра пшеницы – половина са. Текст хадиса, переданный ибн Аббасом (радыйаллаху анхума), таков: «Садака фитр представляет собой 2 мудда пшеницы» (аш-Шавкани, Найлуль-Автар, 4/183).

В шариате один «мудд» равен ¼ части «са» и соответствует 260 дирхамам. По мерам шариата, 260 х 2,8 = 728 граммов. Следовательно, половина са пшеницы = 2 мудда х 728 = 1456 граммов. Один са равняется 2912 граммам. В народе принято, что один дирхам весит 3,2 грамма. Один са равня-ется 1040 дирхамам х 3,2 = 3328 граммов. Половина этого – 1664 грамма. Это количество пшеницы и количество фитра. (См.подробнее: Х. Дёндюрен, ибн Абидин терджумеси фихристи ве теримлер созлугу. Ста бул, 1988, Дирхам, Са ве Муд мадделер; аль-Касани, 2/72; ибн Хумам, 2/36-41; аль-Майдани, аль-Любаб, 1/140-147).

Исходя из этого, меру фитра можно определить следующим образом:
1. Согласно мерам веса шариата, фитр с ячменя, сухих фиников и изюма составляет 3 кг. Согласно мерам, принятым в народе – 3,33 кг.
2. Фитр с пшеницы и муки, которая является производной пшеницы, согласно мерам шариата, составляет 1,5 кг. Согласно мерам, принятым в народе – 1,66 кг.

Из двух мер веса можно предпочесть любую, но, исходя из того, что мера, имеющая хождение в народе, гораздо больше, она и в большей степени служит пользе нуждающихся. Следовательно, способствует получению большего саваба.
По мнению имамов трех мазхабов, за исключением ханафитов, фитр с пшеницы составляет 1 са.

Вместо четырех видов продуктов можно выплатить и их номинальную стоимость. Но если бедняки больше нуждаются в этих продуктах, лучше фитр отдать в натуральном выражении.
Каждый свободный мусульманин, обладающий имуществом, достигшим нисаба, обязан выплатить фитр, причем не имеет значения – взрослый это человек или маленький, в здравом рассудке или умалишенный. При этом мера нисаба рассчитывается только после обеспечения семьи вещами и предметами первой необходимости. Сюда входят дом, одежда, домашняя утварь, средства передвижения, оружие, слуги, средства, достаточные для месячного содержания семьи. Однако известно и другое мнение, согласно которому, должны быть средства, для годового содержания семьи и уплаты всех долгов. Нисаб составляет 200 дирхамов серебра или 20 мискалей золота, или же средства, стоимость которых равна 200 дирхамов серебра или 20 мискалей золота. Но в этом случае не обязательно, чтобы со дня достижения нисаба прошел год.

Если мусульманин скончался до наступления рассвета праздничного дня Рамадан или попал в тяжелую ситуацию, ему необязательно платить фитр. Также выплата фитра необязательна за ребенка, который родился на рассвете и для только что принявшего Ислам. Но если состоятельный мусульманин скончался на рассвете праздничного дня, выплата фитра становится ваджибом. Если он сделал завещание, то за него выплачивают 1/3 часть наследства. Выплата фитра становится ваджибом и для мусульманина, который по уважительной причине не смог соблюдать пост. Как, например, болезнь, путешествие или преклонный возраст. Каждый мусульманин, который обладает состоянием, достигшим нисаба, обязан выплатить фитр как за себя, так и за своих детей и слуг. Также фитр выплачивают за бедных или больных членов семьи. Если у ребенка отец скончался или обеднел, то фитр может выплатить отец его отца, то есть, дедушка. Однако, есть мнение, что в таких случаях дедушка может не платить фитр за своего внука. Никто не обязан платить фитр за свою супругу и детей, достигших совершеннолетия и находящихся в здравом рассудке, так как они обладают всеми правами. Если супруга и дети обладают состоянием, достигшим нисаба, они должны выплатить фитр из своих средств. Но если супруга или дети разрешат мусульманину выплатить за них фитр, этого будет вполне достаточно. Если они находятся на попечении отца или все живут под одной крышей, отец может выплатить за них фитр без их разрешения. Никто не обязан выплачивать фитр за своих родителей, если даже они живут в одном доме. Исключением является тот случай, если отец бедный или умалишенный.

Кроме ханафитов, имамы трех мазхабов считают, что выплата фитра становится ваджибом после захода солнца в последний день месяца Рамадан. Откладывание выплаты фитра на после праздничные дни является харамом. Исключением является наличие уважительной причины.

Наряду с этим, опоздание с выплатой фитра не освобождает от этой обязанности. Фитр нужно выплатить в любом случае (Ибн Хумам, Фатхуль Кадир, 2/29-31; ибн Абидин, Раддуль Мухтар, 2/98; аль-Фатаваи аль-хиндия, 1/179-181; ибн Рушд, Бидаятуль муджтахид, 1/269; ибн Кудама, аль-Мугни, 3/55).

Категории людей, которым выплачивается фитр-садака, аналогичны тем, кому отдают закят. Предварительно сделав намерение, фитр отдают бедным людям. Намерение можно сделать и в момент выделения средств для фитра, можно и в момент передачи. Но необходимо учесть, что при передаче фитра в руки бедного человека, лучше не говорить о том, что это фитр-садака.

Нельзя давать фитр-садака своей супруге, близким родственникам, то есть, родителям, детям и внукам.

Абу Юсуф и Имам Шафии считают, что фитр нельзя давать бедному «зимми». Фетва опирается именно на это мнение, ибо целью выплаты фитр-садака является намерение помочь мусульманину в праздничные дни, чтобы он вместе со всеми встречал праздник, находясь в умиротворении, совершал поклонение Аллаху. А если дать фитр зимми, данная цель не будет осуществлена.

Фитр-садака можно дать как одному, так и нескольким людям. Множество людей могут дать свою фитр-садака как одному бедняку, так и нескольким. Однако, согласно одному мнению, одну фитр-садака нельзя делить между несколькими людьми. Можно объединить фитры, которые выплачивают несколько людей, и распределить между нуждающимися. Но наряду с тем, лучше всего передавать фитр-садака по-одному, так как этот подход более приемлем с точки зрения справедливости.

Факихи единодушны в том, что передача садака сразу после наступления рассвета праздничного дня, до совершения намаза ‘ид-аль-фитр, является мустахабом. При этом они исходят из хадиса, переданного ибн Умаром (радыйаллаху анхума):

«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) повелел вручать фитр еще до выхода людей на праздничный намаз» (аш-Шавкани, Найлуль-Автар, 4/183).

Фитр-садака нужно раздавать нуждающимся людям в местах проживания. Отправление фитр-садака в другие места является макрухом.

В хадисе о фитр-садака перечислены четыре вида пищевых продуктов, что значительно облегчает практическое осуществление взаимопомощи и благотворительности в любые времена и в любой стране, так как цель выплаты фитра заключается в однодневном обеспечении продуктами нуждающихся. Это достигается либо предоставлением продуктов, либо оказанием помощи в денежном эквиваленте. Если изначально была бы установлена денежная сумма, то конечный результат был бы неясен, ибо цены на продукты постоянно меняются, вследствие чего бедняки не смогли бы купить продукты в установленном количестве. Таким образом, цель фитр-садака осталась бы не достигнутой.

Материал поготовил

Имам Самарской Исторической мечети,
Наиль – хазрат Биктаев

Все, что нужно знать о фитр - садака

Садакату фитр – это садака, которую каждый свободный мусульманин, имеющий хоть небольшие средства, обязан (ваджиб) выплатить в конце месяца Рамадан. Чаще всего этот вид милостыни называют «фитр» (фитрат), то есть, милостыня, которую люди дают согласно божественному замыслу своего творения, своей природе.

Начало выплате фитра было положено на второй год хиджры, в тот год, когда всем мусульманам была вменена обязанность соблюдения поста в месяц Рамадан. Это было еще до повеления Аллаха отдавать закят. С одной стороны, это акция взаимопомощи и взаимовыручки. Также фитр служит поводом для принятия (богоудности) поста, спасения от предсмертных мук и мучений в могиле. Фитр – это помощь нуждающимся, чтобы способствовать их присоединению к общему празднику – празднику Рамадан.

Хотя фитр становится ваджибом с рассвета первого дня месяца Рамадан, но его можно дать за несколько дней до окончания поста, и даже за несколько месяцев или лет вперед. Таким образом, нуждающиеся люди решат свои материальные проблемы еще до окончания праздничных дней.

В хадисе, переданном ибн Аббасом (радыйаллаху анхума), говорится: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сделал фардом выплату фитра с целью очищения постящихся от пустых и скверных слов, а также как пропитание для неимущих. Кто выплатит фитр до совершения намаза (праздничного), совершит благочестивое дело. Кто же выплатит фитр после намаза, то это превращается в обыкновенную милостыню» (Бухари, Закят, 70, 71, 77; Муслим, Закят, 12, 13, 16; Абу Дауд, Закят, 18, 20; Насаи, Закят, 31, 33; ибн Маджа, Закят, 21).

Абдуллах ибн Саляба (радыйаллаху анху) говорил: «Как-то Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) еще до наступления праздников призвал: «Дайте один «са» милостыни из пшеницы, овса или фиников. Дайте милостыню за своих невольников (слуг), за маленьких (детей) и больших (старших людей)» (Ахмад бин Ханбаль, 5/432).

В хадисе, переданном Абу Саидом аль-Худри (радыйаллаху анху), о видах и количестве продуктов, которыми можно дать фитр, говорится: «Когда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) был еще среди нас, закят фитр давали следующим образом: продуктами питания – 1 са, финиками – 1 са, ячменем – 1 са, изюмом – 1 са или «кеш» – 1 са. Пока жив, я буду постоянно давать милостыню» (Ахмад бин Ханбаль, 3/183). Под продуктами питания в этом хадисе подразумевается пшеница, под «кеш» – мука, смешанная с жирным молоком и высушенная. Все приведенные хадисы доказывают, что количество фитр, выплаченного пшеницей, ячменем, финиками и изюмом, достигает одного са. Но в хадисе, сообщенном ибн Аббасом и Амром ибн Шуайбом (радыйаллаху анхум)со слов его отца и деда, говорится, что мера фитра пшеницы – половина са. Текст хадиса, переданный ибн Аббасом (радыйаллаху анхума), таков: «Садака фитр представляет собой 2 мудда пшеницы» (аш-Шавкани, Найлуль-Автар, 4/183).

В шариате один «мудд» равен ¼ части «са» и соответствует 260 дирхамам. По мерам шариата, 260 х 2,8 = 728 граммов. Следовательно, половина са пшеницы = 2 мудда х 728 = 1456 граммов. Один са равняется 2912 граммам. В народе принято, что один дирхам весит 3,2 грамма. Один са равня-ется 1040 дирхамам х 3,2 = 3328 граммов. Половина этого – 1664 грамма. Это количество пшеницы и количество фитра. (См.подробнее: Х. Дёндюрен, ибн Абидин терджумеси фихристи ве теримлер созлугу. Ста бул, 1988, Дирхам, Са ве Муд мадделер; аль-Касани, 2/72; ибн Хумам, 2/36-41; аль-Майдани, аль-Любаб, 1/140-147).

Исходя из этого, меру фитра можно определить следующим образом:

1. Согласно мерам веса шариата, фитр с ячменя, сухих фиников и изюма составляет 3 кг. Согласно мерам, принятым в народе – 3,33 кг.

2. Фитр с пшеницы и муки, которая является производной пшеницы, согласно мерам шариата, составляет 1,5 кг. Согласно мерам, принятым в народе – 1,66 кг.

Из двух мер веса можно предпочесть любую, но, исходя из того, что мера, имеющая хождение в народе, гораздо больше, она и в большей степени служит пользе нуждающихся. Следовательно, способствует получению большего саваба.

По мнению имамов трех мазхабов, за исключением ханафитов, фитр с пшеницы составляет 1 са.

Вместо четырех видов продуктов можно выплатить и их номинальную стоимость. Но если бедняки больше нуждаются в этих продуктах, лучше фитр отдать в натуральном выражении.

Каждый свободный мусульманин, обладающий имуществом, достигшим нисаба, обязан выплатить фитр, причем не имеет значения – взрослый это человек или маленький, в здравом рассудке или умалишенный. При этом мера нисаба рассчитывается только после обеспечения семьи вещами и предметами первой необходимости. Сюда входят дом, одежда, домашняя утварь, средства передвижения, оружие, слуги, средства, достаточные для месячного содержания семьи. Однако известно и другое мнение, согласно которому, должны быть средства, для годового содержания семьи и уплаты всех долгов. Нисаб составляет 200 дирхамов серебра или 20 мискалей золота, или же средства, стоимость которых равна 200 дирхамов серебра или 20 мискалей золота. Но в этом случае не обязательно, чтобы со дня достижения нисаба прошел год.

Если мусульманин скончался до наступления рассвета праздничного дня Рамадан или попал в тяжелую ситуацию, ему необязательно платить фитр. Также выплата фитра необязательна за ребенка, который родился на рассвете и для только что принявшего Ислам. Но если состоятельный мусульманин скончался на рассвете праздничного дня, выплата фитра становится ваджибом. Если он сделал завещание, то за него выплачивают 1/3 часть наследства. Выплата фитра становится ваджибом и для мусульманина, который по уважительной причине не смог соблюдать пост. Как, например, болезнь, путешествие или преклонный возраст. Каждый мусульманин, который обладает состоянием, достигшим нисаба, обязан выплатить фитр как за себя, так и за своих детей и слуг. Также фитр выплачивают за бедных или больных членов семьи. Если у ребенка отец скончался или обеднел, то фитр может выплатить отец его отца, то есть, дедушка. Однако, есть мнение, что в таких случаях дедушка может не платить фитр за своего внука. Никто не обязан платить фитр за свою супругу и детей, достигших совершеннолетия и находящихся в здравом рассудке, так как они обладают всеми правами. Если супруга и дети обладают состоянием, достигшим нисаба, они должны выплатить фитр из своих средств. Но если супруга или дети разрешат мусульманину выплатить за них фитр, этого будет вполне достаточно. Если они находятся на попечении отца или все живут под одной крышей, отец может выплатить за них фитр без их разрешения. Никто не обязан выплачивать фитр за своих родителей, если даже они живут в одном доме. Исключением является тот случай, если отец бедный или умалишенный.

Кроме ханафитов, имамы трех мазхабов считают, что выплата фитра становится ваджибом после захода солнца в последний день месяца Рамадан. Откладывание выплаты фитра на после праздничные дни является харамом. Исключением является наличие уважительной причины.

Наряду с этим, опоздание с выплатой фитра не освобождает от этой обязанности. Фитр нужно выплатить в любом случае (Ибн Хумам, Фатхуль Кадир, 2/29-31; ибн Абидин, Раддуль Мухтар, 2/98; аль-Фатаваи аль-хиндия, 1/179-181; ибн Рушд, Бидаятуль муджтахид, 1/269; ибн Кудама, аль-Мугни, 3/55).

Категории людей, которым выплачивается фитр-садака, аналогичны тем, кому отдают закят. Предварительно сделав намерение, фитр отдают бедным людям. Намерение можно сделать и в момент выделения средств для фитра, можно и в момент передачи. Но необходимо учесть, что при передаче фитра в руки бедного человека, лучше не говорить о том, что это фитр-садака.

Нельзя давать фитр-садака своей супруге, близким родственникам, то есть, родителям, детям и внукам.

Абу Юсуф и Имам Шафии считают, что фитр нельзя давать бедному «зимми». Фетва опирается именно на это мнение, ибо целью выплаты фитр-садака является намерение помочь мусульманину в праздничные дни, чтобы он вместе со всеми встречал праздник, находясь в умиротворении, совершал поклонение Аллаху. А если дать фитр зимми, данная цель не будет осуществлена.

Фитр-садака можно дать как одному, так и нескольким людям. Множество людей могут дать свою фитр-садака как одному бедняку, так и нескольким. Однако, согласно одному мнению, одну фитр-садака нельзя делить между несколькими людьми. Можно объединить фитры, которые выплачивают несколько людей, и распределить между нуждающимися. Но наряду с тем, лучше всего передавать фитр-садака по-одному, так как этот подход более приемлем с точки зрения справедливости.

Факихи единодушны в том, что передача садака сразу после наступления рассвета праздничного дня, до совершения намаза ‘ид-аль-фитр, является мустахабом. При этом они исходят из хадиса, переданного ибн Умаром (радыйаллаху анхума): «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) повелел вручать фитр еще до выхода людей на праздничный намаз» (аш-Шавкани, Найлуль-Автар, 4/183).

Фитр-садака нужно раздавать нуждающимся людям в местах проживания. Отправление фитр-садака в другие места является макрухом.

В хадисе о фитр-садака перечислены четыре вида пищевых продуктов, что значительно облегчает практическое осуществление взаимопомощи и благотворительности в любые времена и в любой стране, так как цель выплаты фитра заключается в однодневном обеспечении продуктами нуждающихся. Это достигается либо предоставлением продуктов, либо оказанием помощи в денежном эквиваленте. Если изначально была бы установлена денежная сумма, то конечный результат был бы неясен, ибо цены на продукты постоянно меняются, вследствие чего бедняки не смогли бы купить продукты в установленном количестве. Таким образом, цель фитр-садака осталась бы не достигнутой.

С приближением последних дней Рамадана в преддверии праздника Ураза-байрам каждый имеющий возможность мусульманин должен выплачивать так называемую милостыню разговения (садака аль-Фитр или закят аль-Фитр).

Садака фитр можно выплатить до праздничного дня, но желательным является выплатить до выхода на праздничный намаз или накануне праздника. Нежелательным является откладывание выплаты садака фитр после праздничного намаза, поскольку в этом случае она расценивается как обычная милостыня. Но даже если человек не выплатил ее вовремя, имея на это возможность, он обязан выплатить ее позже.

В своей основе эта милостыня отдается продуктами, распространенными в данной местности.

Сообщается, что Абу Са’ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сказал: «Обычно в качестве закята разговения мы раздавали по одному са’ какой-нибудь еды, или по одному са’ ячменя, или по одному са’ сухого творога, или по одному са’ изюма» (аль-Бухари)

Желательно отдавать садака фитр сыпучими продуктами, как например мука, гречка, рис, пшено, фасоль, горох, финики, изюм и т.п. Как сказано в хадисе, объем продуктов должен составлять один са’, что равно примерно минимум 2 килограммам с человека. Человек не обязан выплачивать фитр самым дорогим продуктом, он может выплатить его средним из того, чем он питается сам. Разрешено выплачивать эту садака денежным эквивалентом, чтобы бедняк сам выбрал себе еду. В каждом конкретном случае это зависит от обстоятельств. Этот эквивалент может меняться в зависимости от текущих цен на продукты.

Она выплачивается от каждого члена семьи, включая и малолетних детей. Обычно это делает глава семьи, на попечении которого находятся остальные члены семьи. Если же дети имеют собственный доход, они могут делать это за себя. Садака фитр нескольких человек можно выплатить одному нуждающемуся или нескольким. К категории нуждающихся относятся бедняки, нищие, должники или путники. Также эту милостыню можно передать в специальные фонды, организуемые при мечетях и занимающиеся ее сбором и распределением. Использовать эти средства на нужды мечети или в других целях не следует. Однако следует по возможности искать достойных бедняков. Если человек после выплаты своего закята фитр узнал, что он попал в руки состоятельного человека, то это не повредит его закяту. Лучше всего выдать милостыню нуждающимся, которые живут в непосредственной близости от дающего, родственникам (кроме близких), беднякам, отличающимся праведностью и нравственностью, студентам средних и высших учебных заведений. Но фитр не дается близким родственникам, которых человек должен содержать, как например матери или бабушке. Но желательно давать другим родственникам, если среди них есть нуждающиеся.

Раздача милостыни разговения была узаконена во втором году хиджры. Эта милостыня выплачивается только в месяц Рамадан и как другие виды поклонения Всевышнему, содержит множество мудростей. Во-первых, она искупляет прегрешения и упущения, которые были во время поста.

В хадисе от Ибн ‘Аббаса сказано: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предписывал закят аль-фитр, как очищение для постящегося от пустых разговоров и как пропитание для неимущих» (передали Абу Дауд и Ибн Маджа).

Во-вторых, она избавляет бедных от тягот и нужды, чтобы каждый мог почувствовать в этот день праздничное настроение наравне с другими. В-третьих, она несет большую социальную значимость, поскольку воспитывает чувства братства и солидарности, щедрости и сострадания.

Хотя садака фитр выплачивается в месяц Рамадан, не значит, что в остальные месяцы не надо давать милостыню. Всегда важно помнить о нуждающихся вокруг нас. Милостыня имеет множество достоинств. Ведь как сказано в Коране:

«Те, кто тратит свое имущество во имя Аллаха, подобны зерну, из которого выросло семь колосьев, а в каждом колосе – сто зерен: ведь Аллах воздает сторицей, кому пожелает. Аллах — Всеобъемлющий, Всезнающий» (Сура «Бакара», 261 аят).

Поэтому Всевышний никогда не оставит подающего милостыню и воздаст ему еще большим.

В каждой мечети города организованы фонды для сбора садака аль-фитр. Те, кто не смог найти нуждающихся, могут передать продукты или деньги в ближайшие к вам мечети. Милостыня обязательно будет распределена среди нуждающихся.

Ниже приведены телефоны мечетей, где будут проходить сбор и распределение фитра.