Все о тюнинге авто

Есенина". Сочинение "Мир природы в лирике С. Есенина" Отношение есенина к природе и животным

Пименов Андрей

Проектно-исследовательская работа по литературе на тему "Родная природав в лирике Сергея Есенина".

Скачать:

Предварительный просмотр:

ЗАЩИТА ПРОЕКТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ.

Слайд 1

Проект, над которым я работал, называется « Родная природа в лирике Сергея Есенина»

Слайд 2

Цель моего проекта: Понять отношение поэта к родной природе на примере поэзии С. Есенина.

Задачи:

Изучить биографию поэта

Подобрать стихи о природе

Ответить на вопрос: Как относился поэт к родной природе?

Результатом моего проекта стали:

Выразительное чтение стихов

Компьютерная презентация

Почему я выбрал именно эту тему? Потому что мне нравится поэзия С. Есенина. А еще я очень люблю природу

Когда я в первый раз прочитал стихотворения, меня они просто поразили. Я как будто увидел своими глазами всю русскую природу. Мне захотелось еще найти и прочитать стихотворения Есенина о природе. Я нашёл очень много литературы и о поэте, и о его творчестве и подготовил эту работу.

Слайд 3

Сергей Есенин родился 21 сентября 1895 года в обычной крестьянской семье и с самых ранних лет обладал тонкой и ранимой душой и темпераментом. Его мать и отец жили в селе Константинова, но воспитанием его занимался дедушка по материнской линии. Именно он, являясь зажиточным и умным человеком, любящим книги, приучил еще совсем юного Есенина любить природу и искусство, которые в дальнейшем стали одними из главных тем его творческой деятельности.

Слайд 4

Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное – русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направили его природный талант.

Сам Есенин в разное время называет разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, поэзию Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Никитина.

Слайд 5

Многие замечательные стихотворения С.Есенина посвящены родной природе. Их надо читать внимательно, пытаясь понять основное настроение, вжиться в ритм, в музыку стиха, для того чтобы понять, как слова складываются в строфы .

Слайд 6

Берёза

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром

Слайд 7

Впервые стихотворение «Береза» было опубликовано в 1914 году в детском журнале «Мирок», хотя написано было автором еще в 1913 году. С тех пор оно стало широко известным и полюбилось читателю. Стихотворение посвящено красавице-березе. Оно выражает любовь Есенина к природе родного края.

Слайд 8 (видео)

Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,-
Я одурманен весной.

Радугой тайные вести
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.

Слайд 9

«Сыплет черемуха снегом…» - стихотворение, датированное 1910 годом и относящееся к ранней пейзажной лирике Есенина. В нем отразился свежий взгляд юного поэта на красоту природы. Произведение проникнуто радостью, вызванной наступившей весной – порой обновления, перерождения, любви. Лирический герой одурманен ей.

Слайд 10

Темы родины и природы в есенинской поэзии тесно взаимосвязаны. Поэт не может быть равнодушным к ее полям, лугам, рекам, описывая же природу, поэт тем самым описывает и родину, так как природа - часть родины. Огромная любовь к России дала Сергею Есенину право сказать:
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким "Русь".

При подготовке проекта я прослушал много стихов Сергея Есенина в исполнении известных артистов театра и кино. Особенно мне понравились стихи в исполнении артиста Сергея Безрукова. Завораживающее чтение стихотворений!!!

Слайд 11 (видео)

Слайд 12

Поэзия Есенина близка и дорога многим народам, его стихи звучат на разных языках.

Заслуга поэта велика.

Произведения его затрагивают темы, близкие народу.

Язык Есенина прост и доступен.

Поэзия волнует сердце, притягивает своей оригинальностью и поэтической красотой.

Есенин - жизнелюб. И это качество он воплощает в своих стихах, читая которые, невольно начинаешь смотреть на жизнь с другой стороны, относишься ко всему проще, учишься любить свой край,

Я влюблён в лирику Есенина!!!

Слайд 13

В ходе работы над проектом я выяснил:

  1. Основная тема лирики Сергея Есенина – это тема природы и Родины.
  2. В своих стихах автор говорит с любовью и нежностью о природе нашей страны.
  3. Читая стихи Есенина, я понял, что у природы есть душа, она живая.
Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Цель: Понять отношение поэта к родной природе на примере поэзии С. Есенина. Задачи: Изучить биографию поэта Подобрать стихи о природе Научиться выразительно читать стихи Ответить на вопрос: Как относился поэт к родной природе? Результат проекта: Выразительное чтение стихов Компьютерная презентация

Сергей Александрович Есенин Сергей Есенин родился 21 сентября 1895 года в обычной крестьянской семье и с самых ранних лет обладал тонкой и ранимой душой и темпераментом. Его мать и отец жили в селе Константинова, но воспитанием его занимался дедушка по материнской линии. Именно он, являясь зажиточным и умным человеком, любящим книги, приучил еще совсем юного Есенина любить природу и искусство, которые в дальнейшем стали одними из главных тем его творческой деятельности.

О поэте Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное – русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направили его природный талант. Сам Есенин в разное время называет разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, поэзию Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Никитина.

Многие замечательные стихотворения С.Есенина посвящены родной природе. Их надо читать внимательно, пытаясь понять основное настроение, вжиться в ритм, в музыку стиха, для того чтобы понять, как слова складываются в строфы.

Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. Берёза

Впервые стихотворение «Береза» было опубликовано в 1914 году в детском журнале «Мирок», хотя написано было автором еще в 1913 году. С тех пор оно стало широко известным и полюбилось читателю. Стихотворение посвящено красавице-березе. Оно выражает любовь Есенина к природе родного края.

«Сыплет черемуха снегом…» - стихотворение, датированное 1910 годом и относящееся к ранней пейзажной лирике Есенина. В нем отразился свежий взгляд юного поэта на красоту природы. Произведение проникнуто радостью, вызванной наступившей весной-порой обновления, перерождения, любви. Лирический герой одурманен ей.

Т емы родины и природы в есенинской поэзии тесно взаимосвязаны. Поэт не может быть равнодушным к ее полям, лугам, рекам, описывая же природу, поэт тем самым описывает и родину, так как природа - часть родины. Огромная любовь к России дала Сергею Есенину право сказать: Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким "Русь".

Поэзия Есенина близка и дорога многим народам, его стихи звучат на разных языках. Заслуга поэта велика. Произведения его затрагивают темы, близкие народу. Язык Есенина прост и доступен. Поэзия волнует сердце, притягивает своей оригинальностью и поэтической красотой. Есенин - жизнелюб. И это качество он воплощает в своих стихах, читая которые, невольно начинаешь смотреть на жизнь с другой стороны, относишься ко всему проще, учишься любить свой край. Я влюблён в лирику Сергея Есенина!!!

В ходе работы над проектом я выяснил: Основная тема лирики Сергея Есенина – это тема природы и Родины. В своих стихах автор говорит с любовью и нежностью о природе нашей страны. Читая стихи Есенина, я понял, что у природы есть душа, она живая.

Использованные ресурсы Интернет: 2. Видео: https://youtu.be/8nAzCk1laDI https://my.mail.ru/bk/volodin.52/video/_myvideo/1943.html 1.Фото и картинки http://www.sesenin.ru/# http://900igr.net/kartinki/literatura/Esenin/Sergej-Esenin.htm http://dreempics.com/img/picture/Jul/17/50c6c87dc3dc3402ee657c7aa94e10ef/1.jpg l

«Моя лирика жива одной большой любовью — лю-бовью к родине»,— так говорил Сергей Есенин о своем творчестве. А образ родины для него неразрывно свя-зан с родной природой. Русская природа для Есени-на — это вечная красота и вечная гармония мира, вра-чующая людские души. Именно так воспринимаем мы стихи поэта о родной земле, именно так, возвы-шенно и просветленно, действуют они на нас: Вяжут кружево над лесом В желтой пене облака. В тихой дреме под навесом Слышу шепот сосняка. Поэт как бы говорит нам: остановитесь хотя бы на мгновенье, посмотрите на окружающий вас мир кра-соты, послушайте шелест луговых трав, песню ветра, голос речной волны, посмотрите на утреннюю зарю, предвещающую рождение нового дня, на звездное ночное небо. Живые картины природы в стихах Сер-гея Есенина не только учат любить красоту родной природы, они закладывают нравственные основы на-шего характера, делают нас добрее, мудрее. Ведь че-ловек, умеющий ценить земную красоту, уже не смо-жет противопоставить себя ей. Поэт любуется родной природой, наполняя свои строки нежным трепетом, отыскивая яркие, неожиданные и в то же время очень точные сравнения:

За темной прядью перелесиц,

В неколебимой синеве,

Ягненочек кудрявый — месяц

Гуляет в голубой траве.

Часто применяя характерный для его лирики при-ем олицетворения природы, Есенин создает свой не-повторимый мир, заставляя нас увидеть, как «месяц, всадник унылый, уронил повода», как «дремлет взрытая дорога», а «тонкая березка... загляделась в пруд». Природа в его стихах чувствует, смеется и гру-стит, удивляется и огорчается.

Сам поэт ощущает себя единым целым с деревьями, цветами, полями. Друг детства Есенина К. Цыбин вспоминал, что Сергей воспринимал цветы, как жи-вые существа, разговаривал с ними, поверяя им свои радости и печали:

А люди разве не цветы? О милая, почувствуй ты, Здесь не пустынные слова. Как стебель тулово качая, А эта разве голова Тебе не роза золотая? Душевные переживания поэта, важные события в его жизни всегда неразрывно связаны с изменениями в природе:

Листья падают, листья падают,

Стонет ветер, Протяжен и глух.

Кто же сердце порадует?

Кто его успокоит, мой друг?

В стихотворениях раннего периода Есенин часто использует церковно-славянскую лексику. Он пред-ставляет слияние земли и неба, являя природу венцом их союза. Состояние своей души поэт воплощает в картинах природы, полных ярких красок:

Выткался на озере алый свет зари.

На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется — на душе светло.

Но беспечная юность кончилась. Красочный, свет-лый пейзаж сменяют картины раннего увядания. В стихотворениях Есенина зрелость человека часто пе-рекликается с осенней порой. Краски не потускнели, они даже приобрели новые оттенки — багряные, золо-тые, медные, но это последние вспышки перед долгой зимой:

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Не жалеют больше ни о ком.

И в то же время:

Горек запах черной гари,

Осень рощи подожгла.

В лирике еще более позднего периода в описании Есениным картин природы присутствует предчувст-вие безвременной гибели. Стихотворения этого пе-риода исполнены тоски по утраченной молодости, трагизма.

Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона.

И березы в белом плачут по лесам:

Кто погиб здесь? Умер?

Уж не я ли сам?

Воспринимая природу как единое целое с собой, поэт видит в ней источник вдохновения. Родная зем-ля наделила поэта удивительным даром — народной мудростью, которая была впитана со всей самобытно-стью родного села, с теми песнями, поверьями, сказа-ниями, которые он слышал с детства и которые стали главным источником его творчества. И даже экзоти-ческая красота далеких стран не смогла затмить скромную прелесть родных просторов. Где бы ни был поэт, куда бы ни занесла его судьба, сердцем и душой он принадлежал России.

есенин творчество природа образ

С. Есенин - выдающийся русский поэт, неповторимый талант которого признан всеми. Поэт знал Россию с той стороны, с какой видел ее народ, создал красочный и многоликий образ природы, воспел высокое чувство любви. Глубокая внутренняя сила его поэзии, совпадение пути с жизнью народа, с жизнью страны позволили Есенину стать по-настоящему народным поэтом. «Искусство для меня не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить», - писал Есенин.

Есенин - истинный поэт России; поэт, который к вершинам своего мастерства поднялся из глубин народной жизни. Его родина - Рязанская земля - вскормила и вспоила его, научила любить и понимать то, что окружает всех нас. Здесь, на рязанской земле, впервые увидел Сергей Есенин всю красоту русской природы, которую он воспевал в своих стихах. Поэта с первых дней окружал мир народных песен и сказаний:

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

С самого детства Сергей Есенин воспринимал природу как живое существо. Поэтому в его поэзии ощущается древнее, языческое отношение к природе.

Поэт одушевляет ее:

Схимник ветер шагом осторожным

Мнет листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту

Язвы красные незримому Христу.

Стихотворение «Сыплет черемуха снегом» Есенин написал в пятнадцать лет. Но как тонко чувствует поэт внутреннюю жизнь природы, какими интересными эпитетами и сравнениями наделяет он весенний пейзаж! Автор видит, как черемуха сыплет не лепестками, а снегом, как «никнут шелковые травы», чувствует, как пахнет «смолистой сосной»; слышит пение «птах».

В более позднем стихотворении «Край любимый, сердцу снятся…» мы чувствуем, что поэт сливается с природой: «я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных». У поэта прекрасно все: и резеда, и риза кашки, и вызванивающие ивы, и болото, и даже «гарь в небесном коромысле». Эти красоты снятся, причем сердцу. Все встречает и все приемлет поэт в русской природе, он рад слиться в гармонии с окружающим миром.

Самые ранние стихи Сергея Александровича (1913-1914 гг.) - удивительные по своей красоте пейзажные зарисовки, в которых Родина - прежде всего тот уголок мира, где родился и вырос поэт. Есенин делает природу одушевленной, чтобы как можно ярче отобразить красоту окружающего мира, его живую сущность. Все вокруг живет своей жизнью: «капустные грядки красной водой поливает восход», «березы стоят, как большие свечки». Даже «крапива обрядилась ярким перламутром» в стихотворении «С добрым утром».

Немногие поэты так видят, так чувствуют красоту родной природы, как Сергей Есенин. Она мила и дорога сердцу поэта, который сумел передать в своих стихах ширь и бескрайность деревенской Руси:

Не видать конца и края -

Только синь сосет глаза.

В стихах Есенина природа живет неповторимой поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку она поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы поэт использует образы народной поэзии, часто прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него «спит в белой накидке», вербы плачут, тополя шепчут, «пригорюнились девушки-ели», «заря окликает другую», «березы в белом плачут по лесам».

Природа России показана Сергеем Есениным как нечто одухотворенное, живое.

Вижу сад в голубых накрапах,

Тихо август прилег ко плетню.

Держат липы в зеленых лапах

Птичий гомон и щебетню.

Природа у поэта многоцветна, многокрасочна. Любимые его цвета - синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности степных просторов России («только синь сосет глаза», «синь, упавшая в реку», «в летний вечер голубой»), выражают чувство любви и нежности («парень синеглазый», «голубая кофта, синие глаза»).

Еще одним излюбленным цветом Есенина является золотой, которым поэт подчеркивает силу или высоту высказывания («роща золотая отговорила милым языком»). Есенинская природа оказывается как бы выражением человеческих чувств, что позволяет поэту особенно глубоко передать чувство любви к жизни. Он сопоставляет явления природы с событиями человеческой жизни:

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

Для Есенина природа - это вечная красота и вечная гармония мира. Нежно и заботливо природа исцеляет людские души, дарит гармонию и снимает усталость.

Уже у раннего Есенина лирическое изображение природы, в ее голосах, красках, бесконечном разнообразии форм, обладает удивительной способностью передавать собственные настроения.

Именно поэтому в стихах Сергея Есенина жизнь природы неотделима от жизни человека:

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Через образ родной природы поэт воспринимает события жизни человека. Он блестяще передает свое душевное состояние, привлекая для этой цели простые до гениальности сравнения с жизнью природы:

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Всю свою очень недолгую жизнь поэта Есенин воспевал нежную красоту среднерусской природы. Это были картины действительно существовавшей красоты, по-особому увиденной зорким глазом большого художника. Иначе обстоит дело с пейзажем в персидском цикле. Некоторые современные критики вскоре после его появления объявили искусственными «экзотические» пейзажи. Но сам Есенин и не помышлял выдавать написанное за подлинные картину персидской природы. Более того, для эстетического совершенства цикла он стремился создавать именно сказочные пейзажи, подходящие для философских обобщений поэта, которым он хотел придать привкус восточной мудрости. Да и сама «Персия» в есенинском цикле своеобразное, волшебно-декоративное панно.

В одном из стихотворений цикла «Никогда я не был на Босфоре» поэт не только признается в своей красивой выдумке, но и использует ее в качестве художественного приема. Первые две строфы стихотворения и последняя вместе с первой, обрамляющей его, прямо сообщают:

Никогда я не был на Босфоре,

Ты меня не спрашивай о нем.

Пейзаж в «Персидских мотивах» нужен Есенину как Эдем, где усталый путник вкушает сладость отдыха, красоты и благоуханного воздуха. Краски в таком, чувствами созданном, пейзаже выдержаны в прозрачности голубых, сиреневых и бледно-желтых тонов. Почему же поэтическая палитра Есенина богата именно этими красками? На этот вопрос отвечает такая строфа:

Воздух прозрачный и синий,

Выйду в цветочные чащи.

Путник, в лазурь уходящий,

Ты не дойдешь до пустыни.

Воздух прозрачный и синий.

Лугом пройдешь, как садом,

Садом - в цветенье диком,

Ты не удержишься взглядом,

Чтоб не припасть к гвоздикам.

Лугом пройдешь, как садом.

Картина, созданная в этих двух строфах, обрамленных повторами, - эфемерно-идиллическая. Это спускающиеся сумерки, окрашенные в синие и лазурные тона.

В «Персидских мотивах» эти любимые краски поэта наложены не отдельными мазками, как в других лирических произведениях того же периода. В ряде стихотворений этого цикла краски придают особое звучание рефрену. В стихотворении «Никогда я не был на Босфоре» поэт увидел в глазах «персианки» море, «полыхающее голубым огнем», а в заключительной строке он говорит, что глаза ее, как море, «голубым колышутся огнем». Из этого стихотворения как бы переброшен «мостик» к стихам о родине. И краски тоже используются как связующая нить. Вспоминая о России, поэт спрашивает: «Разве ты не хочешь, персианка, увидать далекий синий край?»

В стихах персидского цикла есть и другая, любимая Есениным гамма красок, данная поэту природой. Это - золотисто-желтые тона, начиная с лунного и кончая медным, которые наиболее часто используются им и в пейзажах русской осени, когда листья обретают цвет меди. Этот спектр красок отличается у Есенина от сине-голубого своим значительным более широким и разнообразны применением. Вот некоторые примеры из персидского цикла: «шафранный край», «телесная медь», «месяца желтая прелесть», «золото холодное луны», «в лунном золоте», «листьев медь», «в волосах есть золото и медь», «месяца желтые чары».

Природа у Есенина - не застывший пейзажный фон: она живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей и события истории. Она - любимый герой поэта. Она все время влечет Есенина к себе. Не пленяют поэта красота восточной природы, ласковый ветер; и на Кавказе не покидают думы о родине:

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Есенин ощущает себя частью природы, её учеником и собеседником:

Позабыв людское горе,

Сплю на вырубках сучья.

Я молюсь на алы зори,

Причащаюсь у ручья.

Поэтому у Сергея Есенина нет чисто пейзажных стихов. У него природа существует вровень с человеком, может быть, даже выше его.

Стихам, описывающим красоты родного края, выразительность придает нежная влюбленность Есенина в природу. Оригинальные, нового звучания метафоры, сравнения, лексические повороты встречаются особенно часто именно в этих стихах. Речка, протекающая по зеленому лужку, подсказывает ему прелестный образ:

Распоясала зарница

В пенных струях поясок.

Отказала в любви девушка, и поэт вновь находит утешение в природе:

Не пойду я к хороводу,

Там смеются надо мной,

Повенчаюсь в непогоду

С перезвонною волной.

Речка, луг, бор как-то непосредственно и живо сплавлены с душевными переживаниями поэта. Они для него близкие друзья, вносящие мир в его порой смятенную душу. Поэтому есенинский антропоморфизм лишен нарочитости. Поэт как бы частица природы, которой дана возможность поведать миру о напряженной и сокровенной жизни, о прекрасных превращениях, вечно в ней совершающихся. Сквозь все житейские неурядицы, все духовные тревоги и падения Есенин пронес чувство светлой любви к природе.

Наверное, у каждого человека, родившегося в России, ощущение и восприятие природы всегда были такими трепетными, как, может быть, ни у кого в мире. Весна, лето, осень и особенно русская «зимушка зима», как любовно говаривали о ней в нашем простом, но великом русском народе, брали и берут за живое душу, заставляя испытывать глубокие чувства, схожие с волнительными любовными переживаниями.

Да и как не любить всю окружающую нас красоту и прелесть: белый снег, свежую зелень необъятных лесов и лугов, темную глубину озер и рек, червонное золото опадающих листьев, которые с детства радуют глаз своей многоцветностью, переполняя бурлящими эмоциями взволнованное сердце любого человека, особенно поэта. Такого, как замечательный поэт Сергей Александрович Есенин, который в своей задушевной лирике оставил особое место иногда суровой, но всегда прекрасной российской матушке природе.

Родившись в селе Константиново, в центре России, Есенин видел и созерцал вокруг себя такую неописуемую красоту и прелесть, которые можно найти только на Родине, чьи необъятно широкие просторы, чье торжественное величие навеяли уже в детстве те думы и размышления, которые он передал нам позже в своей вдохновенной и волнующей лирике.

Село Константиново, родная Рязанщина – эти места пробуждали в Сергее Есенине трепет и поэтическую страсть к творчеству. Именно родной север явился наиболее вдохновляющим для поэта. Я думаю, что только там, только на севере России, с его особым, сильным, но нежным духом, можно было проникнуться теми же чувствами, что пережил Есенин, рождая в один из долгих зимних вечеров эти волшебные строки:

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Это не обычный «Ямщицкий романс». В нем отсутствуют и ямщик, и седок, их заменяет сам поэт. Поездка не вызывает у него никаких ассоциаций, он обходится без обычной дорожной грусти. Все исключительно просто, как будто списано с натуры:

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.

В простоте этих строк, в естественности слога заключаются подлинные гениальность и мастерство, выраженные поэтом с помощью могучего русского языка. Это мастерство заставляет представить так живо и вьюгу, и зимний лес, и звон копыт по снежному насту, что уже не нужно видеть настоящую картину: воображение, выпущенное на волю, тут же дорисует картину зимнего леса. Ну как тут не вспомнить Сурикова, Шишкина, Саврасова!

Как кисть художника живописца, так и есенинское перо живо и ярко вывело на белых листах бумаги те замечательные картины, за которыми не надо было ехать далеко от дома в Испанию, Францию, Германию или куда либо еще: они были прямо здесь – в лесах Рязанщины, в белых ночах Петербурга, в по осеннему позолоченном Константинове. Куда бы поэт ни кинул взгляд, всюду на него как бы накатывали волны творческого воодушевления, подчас пронизанные грустью и тихой тоской, как и сама природа:

Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный
Лес да монастырь.

Когда читаешь стихи Есенина о природе, вся полнота мощи великого и могучего русского слова обрушивается на твое сознание, заставляя его взывать к подлинным жизненным образам, может быть, никогда по настоящему еще не увиденным, но таким удивительно реальным.

Гой ты, Русь моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края –
Только синь сосет глаза.

Только слова такого великолепного мастера, как Сергей Есенин, могут творить образы, которые иначе, как собственными глазами, и увидеть то нельзя. А сила и воодушевление, какие редко можно найти даже в запахе, звуках, цвете окружающей нас жизни, но запечатленные на бумаге, так и хлещут из каждой есенинской строки – вот как в приводимом ниже отрывке:

Как птицы свищут версты
Из под копыт коня.
И брызжет солнце горстью
Свой дождик на меня.

В этих коротких строчках поместилось, не теряя своей полноты, изумительное изображение широкой степной дороги, вольного ветра и яркого солнечного дня. Иному не хватит многих слов, чтобы до такой степени точно, ярко и метко отобразить невольно предстающий перед нами притягательный вид российской проселочной дороги.

Читаешь – и наслаждаешься простотой поэтического мастерства Сергея Есенина, которого недаром ставят на одно из первых мест в ряду великих русских поэтов.

Есенин утверждал, что он, «последний поэт деревни» в России. В его стихах любовно выписаны мелкие подробности деревенского быта:

Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.

Что ни фраза – то художественная деталь. И мы чувствуем: каждая подробность вызывает нежность поэта, все это – родное для него. Он часто прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него «спит в белой накидке», вербы – «плачут», тополя – «шепчут», «туча кружево в роще связала».

Природа у Сергея Есенина многоцветная, красочная. Любимые же цвета поэта – синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности голубых просторов России («синь, упавшая в реку», «только синь сосет глаза», «на небесном синем блюде»).

Описание природы у Сергея Есенина соотносятся с выражением настроений поэта. Как ни тесно связанно его имя с представлением о поэтических картинах русской природы, его лирика не является пейзажной в соответственном смысле слова. Клен, черемуха, осень в стихах поэта – не просто приметы родной русской природы, это цепочка метафор, с помощью которых поэт рассказывает о себе, о своих настроениях, о своей судьбе. Поэзия Сергея Есенина и нас учит видеть, чувствовать, любить, то есть жить.

(315 слов) Сергей Есенин — человек с исконно русской душой. Он родился в простой крестьянской семье, в небольшом, но живописном селе Константиново, где и сформировалась его безграничная любовь к Родине. Многие есенинские стихотворения – это результат нерушимого союза поэта и русской природы как живого создания. Поэтому внутренний мир лирического героя почти всегда резонирует с её сущностью, её многогранной душой. Она отражается в глазах человека, созерцающего всю непостижимую красу Руси, звучит пьянящим голосом в его сердце. Давайте и мы окунемся в эту завораживающую симфонию, созданную поэтическим гением Есенина.

Перенесёмся в Рязанскую область, где на правом берегу Оки стоит село Константиново. Вечер. Вот сверкают капельки росы на траве, где-то далеко слышится песнь соловья - он словно прощается с уходящим днём. Лунный свет льётся на крышу дома, возле которого стоят берёзы, что похожи на «большие свечки», от этого становится тепло и уютно. А где-то за рекой сторож с «мёртвой колотушкой» охраняет покой этого безмятежного края. Таким мы видим Константиново глазами пятнадцатилетнего поэта, запечатлевшего свое родное село в стихотворении «Вот уж вечер. Роса…», а всего через два года после его написания Есенин фактически навсегда покидает отчий дом. К этому же периоду относится произведение «Поёт зима – аукает…». Яркий пейзаж самого холодного и безжалостного времени года оживает в незамысловатых строчках, рождая в голове чудесные образы. Мы даже можем наблюдать борьбу злой и жесткой зимы с прекрасной и улыбчивой весной, которая, в конце концов, неизменно побеждает. Уже, будучи в Москве, Есенин напишет «Я покинул родимый дом», но теперь здесь чувство спокойствия сменяется безграничной тоской. Поэт больше никогда не застанет свою «голубую Русь» такой, какой она была в детстве. В этом стихотворении лирический герой воспринимает окружающий мир и людей через призму природных форм и явлений. Кроме того, здесь появляется и сравнительный образ, отображающий самого поэта: «…Оттого, что тот старый клен/ Головой на меня похож».

Несложно заметить, что тема природы в лирике Есенина неразрывно связана с темой родного края, который является воплощением всей крестьянской Руси, до боли любимой поэтом.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!