Все о тюнинге авто

Дворцовое строительство первой трети XVIII века. Любимые архитекторы российских императоров Свято-Троицкая Александро-Невская лавра

Основание города на Неве связано с событиями Великой Северной войны, которую Россия вела со Швецией за возвращение земель вдоль берегов Финского залива, утраченных ею в первой четверти XVII века. После ряда неудач в начале войны русские войска в течение осени 1702-го — весны 1703 года очистили от шведов всю Неву, от истока до устья.

Отвоеванные земли нуждались в надежной защите, так как шведы не прекращали попыток оттеснить русских с берегов Финского залива. 16(27) мая 1703 года на островке Еннисаари (Заячий) в устье Невы Петр I заложил крепость, которую назвали на голландский манер «Санкт-Питербурх», во имя Святого апостола Петра. Этот день, совпавший с праздником Святой Троицы, вошел в историю нашего города как день его рождения.

Крепость стала первым сооружением Петербурга. Уже к осени над Невой поднялись деревоземляные бастионы, на которые поставили пушки. В центре крепости была возведена деревянная церковь, заложенная 29 июня 1703 года во имя Святых апостолов Петра и Павла. Крестообразная в плане, она увенчивалась высоким шпилем.

С первых недель основания крепости началась застройка окрестных невских берегов. Наиболее быстро осваивались земли сравнительно сухого, ближайшего к крепости Березового острова, который вскоре стал именоваться Городским, а еще позднее — Петербургским. Здесь в конце мая 1703 года плотники возвели для царя «Красные хоромцы». Они были сложены из обтесанных с двух сторон бревен, крыты дощечками в виде черепицы и выкрашены под кирпич в голландском вкусе. Хоромцы, получившие позднее название Домика Петра I, дошли до наших дней в относительно хорошей сохранности. Это единственное здание, уцелевшее от начального периода строительства города. Уже в петровское время вокруг Домика возвели защитную деревянную галерею. В 1784 году ее заменили каменным футляром, перестроенным в 1844 году архитектором Р. И. Кузьминым.

Вскоре рядом с домиком царя начали строить свои дома и его приближенные. Среди них особенно выделялись мазанковые палаты А. Д. Меншикова, или «Посольский дворец», как называли их иностранцы, так как в этом здании обычно происходили торжественные приемы послов.

Заметно скромнее были дома Р. В. Брюса, П. П. Шафирова, Н. М. Зотова, И. П. Ржевского, Г. И. Головкина, У. А. Синя-вина и других. В 1706 году для руководства всеми строительными делами была учреждена специальная Канцелярия городовых дел во главе с У. А. Синявиным. Она немедленно приступила к воплощению в жизнь градостроительных замыслов Петра I, который не только лично контролировал работу архитекторов, но и сам составлял эскизные проекты многих сооружений.

С возведением на левом берегу Невы крепости-верфи Адмиралтейства здесь также началось строительство жилых зданий высших военных и гражданских чинов. Участок этого берега между Безымянным ериком (Фонтанкой) и речкой Мьей (Мойкой) Петр I выбрал для своей летней резиденции. После того как Мью соединили с Невой Лебяжьим каналом, образовался небольшой остров, в северной части которого в 1710-1714 годах был сооружен Летний дворец. Его автором предположительно является итальянский архитектор Д. Трезини, родившийся в Швейцарии и приехавший в Россию в 1703 году. В работах по отделке здания участвовал немецкий архитектор А. Шлютер.

Дворец представляет собой прямоугольное в плане двухэтажное каменное здание, перекрытое высокой четырехскатной кровлей. Фасады его украшены узким орнаментальным фризом, углы обработаны рустами. Терракотовые барельефы-аллегории, помещенные между окнами верхнего и нижнего этажей, прославляют победу России над Швецией. Главный вход во дворец, со стороны сада, отмечен превосходной скульптурной композицией, центр которой занимает изображение Минервы в обрамлении победных знамен и военных трофеев.

Внешний облик дворца за минувшие почти три века мало изменился. Дело в том, что еще при жизни Петра I в Летнем саду, у Лебяжьей канавки, построили новые летние палаты, более обширные, чем Летний дворец. После постройки большого летнего дворца Елизаветы Петровны на берегу Мойки, на месте нынешнего Михайловского замка, старый дворец Петра I оказался заброшенным. Это спасло его от переделок в процессе ремонтов. Сейчас здание кажется менее высоким, так как из-за многолетней подсыпки грунта его цоколь перестал быть виден. Петр I любил Летний дворец и жил в нем со своей семьей с весны до поздней осени. Внутренние помещения дворца имеют анфиладное расположение (по семь комнат на каждом этаже). Больших залов здесь нет. На первом этаже значительную художественную ценность представляет отделка вестибюля, стены которого обшиты резными дубовыми панелями, расчлененными пилястрами ионического ордера. Мастерски исполнено скульптором Н. Пино барельефное изображение Минервы. С не меньшим вкусом отделан и кабинет Петра I, где сохранились живописные плафоны работы Г. Гзеля, изразцовые печь и панель. На втором этаже особенно интересен Зеленый кабинет, в оформлении которого применены живописные вставки, лепка и позолота.

Летний дворец является составной частью ансамбля Летнего сада — старейшего из садов Санкт-Петербурга. Заложенный в 1704 году по повелению и плану Петра I, сад был разбит в регулярном стиле, предполагавшем строгую геометрическую планировку аллей, галерей и водоемов. В 1716-1717 годах руководство работами осуществлял видный французский архитектор Ж. Б. Леблон, приглашенный на русскую службу. После его смерти строительство продолжалось под началом архитектора М. Г. Земцова. Зелеными насаждениями занимались садовые мастера Я. Розен, а затем И. Сурмин.

Заботясь об украшении сада, Петр I щедро давал деньги на покупку мраморных статуй и бюстов, которые приобретались в основном в Италии. Произведения таких крупных мастеров декоративной скульптуры, как Д. Бонацца, П. Баратта, Д. Зорзони, А. Тарсиа, и других украсили аллеи.

В середине 1720-х годов Летний сад приобрел законченный, целостный облик. Его украшали всевозможные беседки, павильоны, фонтаны, вольеры. Современников особенно восхищал Грот, искусно отделанный внутри раковинами и камнями. Территория сада к концу 1720-х годов простиралась с севера на юг — от Невы до Большой перспективной дороги (ныне Невский проспект), а с востока на запад — от Фонтанки до речки Кривуши (ныне Екатерининский канал).

В петровское время Летний сад играл большую роль в жизни города. Это было связано с переездом на берега Невы из Москвы царского двора в 1712 году, с размещением здесь различных придворных служб. В саду проводились ассамблеи и приемы иностранных послов, устраивались пышные празднества и иллюминации по случаю военных побед, отмечались именины и бракосочетания членов царской семьи. Прежде всего благодаря Летнему саду и другим дворцово-парковым ансамблям молодой город уже начинал походить на тот «парадиз» (от французского paradis — рай), о котором страстно мечтал Петр I.

Работы по «регулированию» берегов Невы и Фонтанки, развернувшиеся во второй половине XVIII века, повлекли за собой значительные изменения в облике Летнего сада. В 1771 -1784 годах он был обнесен с севера, со стороны набережной, великолепной ажурной оградой, сделанной по проекту архитектора Ю. М. Фельтена. Исключительная гармония и стройность кованой решетки делают ее одним из вы- дающихся произведений искусства. В 1826 году сад оградила и с юга чугунная решетка, сооруженная по проекту архитектора Л. И. Шарлеманя.

Одновременно архитектор К-И. Росси перестроил Грот в павильон, названный Кофейным домиком. Спустя год в северо-восточной части сада построили Чайный домик, а еще через тридцать лет рядом с ним был сооружен памятник И. А. Крылову по проекту скульптора П. К. Клодта.

Любопытно описание Петербурга, сделанное одним иностранцем, посетившим в 1720 году новую столицу: «Здесь всякий сенатор, министр и боярин должен иметь дворец; иному пришлось выстроить и три, когда приказали. Счастлив был тот, кому отведено сухое место, но кому попалось болото и топь, тот порядком нагрел себе лоб, пока установил фундамент. Еще и теперь, хотя дома и отстроены, они трясутся, когда около них проезжает экипаж... Дворцы громадные, каменные, с флигелями, кухнями и удобствами, только они наскоро построены, так что при малейшем ветре валятся черепицы. Сады очень красивые. Я слыхал от самого царя, который сказал нам: «Если проживу три года, буду иметь сад лучше, чем в Версале у французского короля». И в самом деле, сюда привезена морем из Италии, Англии и Голландии масса мраморных статуй, колонн, даже целая беседка из алебастра и мрамора привезена из Венеции для сада, расположенного у самой реки, между каналами».

Почти в одно время с Летним дворцом, в 1710-1711 годах, был построен первый Зимний дворец Петра I. Его возвели в глубине участка, простиравшегося от берега Невы до нынешней Миллионной улицы. Позже рядом прорыли канал к Мойке (Зимнюю канавку). Двухэтажное здание «на голландский манер», перекрытое высокой кровлей, украшали небольшой нарядный портал с арматурой над ним и узкие пилястры. Уже вскоре дворец оказался тесен. Поэтому в 1719-1721 годах по проекту немецкого архитектора Г. Мат-тарнови на месте, где ныне находится Эрмитажный театр, построили второй Зимний дворец. В облике прямоугольного в плане здания отчетливо сказывалось влияние композиционных приемов североевропейской архитектуры. Его фасад, обращенный к Неве, зодчий украсил пилястрами, оживил барельефами.

В 1726-1727 годах дворец значительно расширил архитектор Д. Трезини. Он прибавил к зданию два крыла и подчеркнул его центр четырьмя колоннами и пышно декорированным аттиком. Более богатым стало и убранство дворцовых покоев. После смерти Екатерины I (в 1727 году) работы по отделке здания прекратились.

В те же годы в восточной части Васильевского острова возводится дворцовая усадьба А. Д. Меншикова, первого генерал-губернатора Санкт-Петербурга. Композиционным центром усадьбы стал дворец, возведенный на берегу Большой Невы. Его сооружение осуществлялось в несколько приемов. Здание начал строить в 1710 году архитектор Д. М. Фонтана, продолжил и в основном закончил в 1722 году архитектор Г. Шедель.

Главный, трехэтажный корпус дворца выглядел довольно внушительно благодаря крыльцу с колоннами и аттику со скульптурой на фоне высокой кровли. Это впечатление усиливали боковые ризалиты, завершавшиеся изогнутыми фронтонами, увенчанными княжескими коронами. Фасады главного корпуса и его боковых крыльев украшали выполненные поэтажно пилястры с резными каменными капителями.

Планировка здания, имевшего анфиладное расположение комнат, отличалась простотой. До наших дней хорошо сохранился вестибюль с парадной лестницей, своды которого поддерживают два ряда гладких колонн. Кроме того, более или менее уцелела изразцовая облицовка стен в ряде комнат второго этажа, изразцовые голландские печи. В Ореховом кабинете под живописным плафоном, написанным в 1720-х годах, в ходе реставрации была обнаружена фреска первой четверти XVIII века, изображающая Петра I в виде воина-победителя. От дворца на север, к Малой Неве, простирался огромный сад, имевший регулярную планировку. В нем были устроены фонтаны, беседки, оранжереи, грот, различные павильоны. К сожалению, от этого некогда своеобразного ансамбля до наших дней ничего не сохранилось. После ареста и ссылки Меншикова дворец поступил в казну. В 1732 году в здании разместился Сухопутный шля-хетный (с 1800 года — Первый кадетский) корпус. Это повлекло за собой значительные изменения в его облике. В конце 50-х годов к дворцу пристроили восточный флигель — симметрично западному, построенному еще при Меншико-ве. Почти одновременно высокую кровлю с переломом сменила обычная двускатная крыша.

Главный, «ассамблейный», зал, находившийся на втором этаже дворца, был превращен в двусветный церковный. В него перенесли престол и иконостас усадебной Воскресенской церкви, пришедшей в ветхость.

В 1765 году этот зал основательно перестроили, придав окнам второго этажа полуциркульное завершение и сделав окна третьего этажа овальными. Крышу здания увенчал невысокий шпиль с крестом. Устроенную в зале церковь вновь освятили во имя Рождества Иоанна Предтечи. Во второй половине XIX века в собственно Меншиков-ском дворце разместился Совет Главного управления военно-учебных заведений. К этому времени относится первая попытка реставрации некоторых помещений здания. В 1888 году значительную часть дворца занял Музей Первого кадетского корпуса, в экспозиции которого имелось немало ценных произведений живописи и скульптуры. Революционные потрясения пагубно сказались на внутреннем убранстве дворца. Церковный зал был разграблен, музей — разорен и закрыт. Более тридцати лет здание занимало Ленинградское военно-политическое училище, а затем — различные учреждения. В 1967 году оно было передано Государственному Эрмитажу. После многолетних реставрационных работ удалось частично воссоздать первоначальный облик дворца, в его залах развернута экспозиция, посвященная русской культуре первой трети XVIII века.

Летний и Меншиковский дворцы принадлежат к числу первых каменных жилых строений Петербурга. Сравнительно хорошо сохранившиеся до наших дней, оба здания являются ценнейшими памятниками архитектуры петровского барокко.

К дворцовым постройкам Петербурга относится и так называемый дворец Петра II, заложенный в 1727 году на территории Меншиковской усадьбы. С переездом Петра II в Москву строительство дворца прервалось на три десятилетия. Лишь после передачи участка Сухопутному шляхетному корпусу оно продолжилось и закончилось в 1761 году. Фасад нового здания имел много общего с фасадом Менши-ковского дворца, чем обеспечивалось единство стилистического облика застройки этого участка набережной Большой Невы.

Постепенно границы застройки раздвигались, охватывали все новые и новые участки невской дельты.

В 1722-1726 годах на небольшом островке, расположенном на взморье в устье реки Фонтанки, был сооружен так называемый Подзорный дворец. Отсюда хорошо просматривался фарватер, которым следовали корабли из Финского залива в Большую Неву. Здание возвели по проекту голландского архитектора С. ван Звитена. Его основу составлял трехэтажный корпус с башней, к которому под прямым углом примыкали два двухэтажных флигеля. По сторонам стояли четыре павильона, увенчанные малыми куполами. Сооруженный в типичных формах загородных голландских вилл, дворец был, по словам И. Э. Грабаря, «одним из самых милых и любезных памятников Петровской эпохи в Петербурге». К сожалению, уже в середине XVIII века здания на Подзорном острове пришли в полное запустение и затем подверглись коренной перестройке.

Южнее Подзорного острова, на берегу небольшого протока, в 1711 году был построен деревянный двухэтажный дворец, ставший летней резиденцией жены Петра I Екатерины и получивший название Екатерингофского. Его соорудили в память первой морской победы, одержанной русскими над шведами в начале мая 1703 года в Северной войне. Автором проекта здания предположительно является Д. Трезини. Перед восточным фасадом дворца разбили небольшой парк.

При императрице Елизавете Петровне дворец заново отделали и значительно расширили. К зданию пристроили два флигеля, собранные из деталей деревянного дворца императрицы Анны Иоанновны, находившегося в Летнем са-ду. Вокруг посаженных по указу Петра I дубов соорудили каменную ограду с решеткой. Но в 1779 году флигеля были разобраны и дворцу возвращен первоначальный облик. В 1820-х годах в Екатерингофском дворце открылся музей, в котором экспонировались подлинные вещи Петра I, предметы быта петровского времени.

Значительно расширенный парк стал местом аристократических гуляний. После революции во дворце расположился молодежный рабочий клуб. В 1924 году здание было сильно повреждено пожаром и разобрано.

К концу 1720-х годов облик Петербурга уже определился. На берегах Невы поднялись дворцы, вдоль малых рек расположились загородные усадьбы, протянулись регулярные сады. И хотя каменные дома соседствовали с огородами, болотами, пустырями, а дворцы с солдатскими и рабочими слободами,— это по своему характеру была уже столица государства.

Значительное влияние на архитектурные формы петровского времени оказали схемы городских дворцов и вилл итальянского зодчего А. Палладио, а также творчество известных французских и немецких мастеров, представленное в России произведениями Ж. Б. Леблона и А. Шлютера.

Одновременно с плановой застройкой Петербурга развернулись работы по освоению окружающих его земель. Победы, одержанные русскими войсками 27 июня 1709 года под Полтавой и русским флотом 27 июля 1714 года при Ган-гуте, надежно обеспечили безопасность города. Еще в первые годы Северной войны для сообщения с островом Котлин на южном побережье Финского залива были устроены пристани и так называемые «попутные светлицы», в которых Петр I иногда останавливался со свитой. За одной из них закрепилось название Стрельнинская мыза (или — мыза Стрелина), за другой — Петергоф («Петров двор»). Вскоре здесь начали возводить летние царские резиденции.

Начало дворцово-парковому ансамблю Стрельны положило сооружение в 1711 -1717 годах деревянного дворца Петра I вблизи устья реки Стрелки. Скромное одноэтажное здание, имевшее «две залы и восемь комнат со светелкою», мало отличалось от других подобных построек. Имя его строителя остается неизвестным. Перед северным фасадом дворца были разбиты цветники с двумя фонтанами, а по оси здания проложена прямая «перспектива» к морю. Вокруг вскоре возникли хозяйственные службы, оранжереи, плодовый и липовый сады. В усадебный комплекс вошла также деревянная Преображенская церковь, построенная недалеко от дворца.

При преемниках Петра I дворец пришел в полную ветхость, стал разрушаться. В 1749 — 1750 годах он был возобновлен и частично перестроен архитектором Б. Ф. Растрелли. При этом некоторой переделке подверглись фасады дворца. Его центральную двухэтажную часть зодчий подчеркнул шестиколонным портиком, поддерживающим балкон. Это определило формирование барочного облика здания. В конце 1830-х годов дворец был разобран и заново отстроен архитектором X. Ф. Мейером, строго следовавшим замыслу своих предшественников. Чудом сохранившееся здание стоит и сейчас на высоком прибрежном холме.

Намного масштабнее выглядел Стрельнинский дворец, возведение которого развернулось несколько восточнее по распоряжению Петра I. Первоначально проект здания был заказан итальянскому архитектору С. Чиприани, однако его замысел остался неосуществленным. Несколько позднее, в 1717. году, проект дворца и парка составил архитектор Ж. Б. Леблон, но и этот проект реализовали только частично, создав каналы, сохранившиеся до наших дней.

Сооружение Стрельнинского дворца началось лишь спустя некоторое время, в июне 1720 года, по замыслу и под руководством итальянского архитектора Н. Микетти. На церемонии закладки присутствовал Петр I, придававший тогда Стрельне большое значение. Предполагалось, что возводившийся дворец «будет едва ли не великолепнее Версальского во Франции». К работам были привлечены сотни каменщиков и штукатуров, снятых с других царских строек. Однако уже вскоре Петр I, занятый государственными делами, перестал интересоваться ходом строительства, вследствие чего возведение здания замедлилось.

После отъезда Н. Микетти из России строительство дворца продолжалось под наблюдением архитектора Т. Н. Усова и вчерне закончилось в 1726 году. Через десять лет он сильно пострадал от пожара. Восстановление и достройка здания были проведены архитектором Б. Ф. Растрелли в 1751-1755 годах.

Величественный, несколько вытянутый корпус дворца поднялся на краю естественной береговой гряды. В средней части он прорезан тройной сквозной аркадой, соединяющей Два крыла здания. Эта торжественная аркада, фигурный рронтон в центре, группы парных колонн, высокая крыша и, наконец, сами размеры дворца выделяют его среди аналогичных построек первой трети XVIII века. Своим парадным обликом здание немного напоминает венецианские палаццо эпохи Ренессанса.

На нижней террасе перед дворцом был разбит регулярный парк, один из первых в России, разделенный пересекающимися под прямыми углами каналами. Именно они играли решающую роль в его планировке.

Еще более внушительный дворцово-парковый ансамбль создавался западнее Стрельны, в районе Петергофа. Здесь в 1710 году начали возводить царскую загородную резиденцию. Первоначальный план ее составил сам Петр I. Сохранился ряд его набросков, где вчерне намечена планировка парка и указаны места строительства будущих дворцов.

Композиционным центром ансамбля является Большой дворец, расположенный на естественном береговом уступе, обращенном к морю. Строительство дворца (первоначально его называли Верхними палатами) началось в 1714 году под руководством рисовальщика И. Ф. Браунштейна, но через полтора года приостановилось. В 1716 году все работы возглавил архитектор Ж. Б. Леблон, внесший существенные изменения в проект. Возведенный им дворец представлял собой двухэтажное здание, из окон которого открывался великолепный вид на Финский залив и остров Котлин.

В центре дворца Леблон разместил двусветный парадный зал, украшенный деревянными панелями, живописью и резьбой. В 1721 -1723 годах архитектор Н. Микетти пристроил к зданию двухэтажные боковые флигеля, соединенные с центральной частью небольшими галереями, протянутыми вдоль склона. Было закончено декоративное оформление кабинета Петра I, украшенного резными дубовыми панно по рисункам Н. Пино.

Одновременно с сооружением Большого дворца развернулись работы по сооружению Большого, или Морского, канала и разбивке регулярных Нижнего парка и Верхнего сада, общей планировочной осью которых служила ось дворца. У самого подножия Большого дворца, составляя с ним единое целое, был возведен Большой каскад — крупнейший фонтанный ансамбль мира. Строительство его началось в 1715 году, а в 1723-м состоялся торжественный пуск фонтанов. В сооружении Большого каскада участвовали архитекторы Ж. Б. Леблон, Н. Микетти, М. Г. Земцов и фонтанный мастер П. Суалем. Каскад включал три водопадные лестницы и грот.

К числу стариннейших сооружений Петергофа принадлежит небольшой приморский дворец Петра I Монплезир («Мое удовольствие»), расположенный в Нижнем парке. Начатый в 1714 году, Монплезир был в основном готов к 1722 году. Первой возвели центральную часть, а затем к ней пристроили галереи с боковыми павильонами — люстгаузами («увеселительными домиками»). В 1723 году завершились все отделочные работы. Строительство велось под руководством И.Ф.Браунштейна, Ж.Б.Леблона, Н.Микетти.

Фасады дворца, поставленного на искусственной насыпи, предельно скромны, хотя и украшены балюстрадой, пилястрами и рустами. Интерьер здания, напротив, отличает несомненная изысканность. Особенно хороша отделка Большого зала и Лакового кабинета, плафонные росписи которых выполнены французским художником-декоратором Ф. Пильманом совместно с русскими мастерами Ф. Воробьевым, Л. Захаровым, Д. Соловьевым, С. Бушуевым, М. Негрубовым. В Монплезире Петром I было собрано много произведений голландской, фламандской и итальянской живописи, которые составили первую в России картинную галерею, насчитывавшую более 170 полотен.

Перед южным фасадом дворца расположен парадный сад с затейливыми цветниками и фонтанами, созданными в 1721 -1723 годах архитекторами Н. Микетти, И. Устиновым и фонтанным мастером П. Суалемом.

Широкую аллею, уходящую на юг от дворца Монплезир, замыкает каскад «Шахматная гора», который начали сооружать в 1721 году. Первоначально он назывался «Руинный», так как его хотели декорировать под развалины шведской крепости. В конце 1730-х годов каскад был перестроен по проекту М. Г. Земцова, И. Н. Давыдова, И. Я. Бланка. Некоторое время его называли «Драконовой горой» из-за поставленных рядом трех деревянных драконов, выполненных резчиком К. Оснером. Позднее, когда сливные скаты расписали черно-белыми квадратами, каскад стал называться «Шахматным». Украшающие его мраморные статуи — редчайшая коллекция декоративной парковой скульптуры XVIII века.

По сторонам расположенной перед «Шахматной горой» площади находятся два монументальных Римских фонтана, напоминающие своей формой фонтаны перед собором Святого Петра в Риме. Сооруженные в 1739 году Бланком и Давыдовым, они в 1763 году были переделаны в камне и облицованы мрамором по проекту Б. Ф. Растрелли.

Старейшими дворцовыми сооружениями Нижнего парка являются также павильон Эрмитаж и дворец Марли. Первый из них был возведен в 1721-1724 годах по проекту И. Ф. Браунштейна при участии скульптора К. Оснера. Фасады небольшого двухэтажного здания, окруженного рвом с водой, светлы и воздушны: они оживлены белыми пилястрами и прорезаны высокими окнами в обрамлении наличников. Первые полвека над полукруглыми фронтонами северного и южного фасадов стояли декоративные фигуры, а по углам крыши — вазы. В нарядном зале, занимающем весь второй этаж здания, разместилась коллекция живописных произведений. В нее вошли свыше 120 картин кисти голландских, фламандских, французских и итальянских мастеров XVII-XVIII веков. Многие из них были из личного собрания Петра I.

Другое примечательное здание этой части парка — Дворец Марли — построено в 1720-1723 годах по проекту И. Ф. Браунштейна. Стоящий между двух прудов дворец виден издалека. Собственно, ничего «дворцового» в его облике нет. Внешне это обычный двухэтажный дом, перекрытый фигурной шатровой кровлей и украшенный своеобразными полукруглыми фронтонами на восточном и западном фасадах. И тем не менее изящество отделки, строгость пропорций, живописность расположения придают особую значимость этому большому зданию. Внутреннее убранство дворца также отличается простотой и строгостью. Наибольший интерес представляют Дубовый и Чинаровый кабинеты, отделанные резными панелями, исполненными по рисункам Н. Пино. Оригинальна и кухня, облицованная двухцветными изразцами.

Вблизи дворца в 1722-1726 годах по проекту Н. Ми-кетти был создан великолепный каскад, первоначально именовавшийся «Марлинской каскадой». В 1732 году М. Г. Земцов украсил его мраморными и золочеными свинцовыми статуями, а отвесы ступеней покрыл золочеными медными листами, после чего каскад получил новое название — «Золотая гора». На площади перед каскадом соорудили Менажерные «экономные» фонтаны и установили две монументальные мраморные статуи итальянской работы начала XVIH века — «Земля» и «Воздух». В результате сложнейших землеустроительных работ были превращены в подлинные произведения искусства обширные территории, прилегающие к дворцам.

В те годы, когда в Петергофе создавалась летняя резиденция Петра I, в десяти километрах западнее развернулось строительство загородной усадьбы А. Д. Меншикова, получившего большие владения на побережье Финского залива. Поместье назвали Ораниенбаум («Померанцевое дерево»). Здесь, на одном из участков береговой гряды, в 1710 году началось возведение дворца по проекту архитектора Д. М. Фонтана. Спустя некоторое время руководство работами перешло к архитектору Г. Шеделю, который и завершил постройку в 1727 году. Меншиковская дворцовая резиденция тогда не имела себе равных в Петербурге и пригородах как по размерам, так и по богатству внешнего и внутреннего убранства. Один из современников после посещения Ораниенбаума писал в дневнике: «Дом построен на горе, и из него превосходный вид. Он состоит из двухэтажного корпуса и двух полукруглых галерей, ведущих к двум сравнительно большим круглым флигелям. В одном из них устроена очень красивая церковь, а другой занят большою залою... Комнаты во дворце малы, но красивы и убраны прекрасными картинами и мебелью».

Особой пышностью отличалось убранство Пантелеймо-новской церкви, располагавшейся в западном павильоне дворца. Величественный четырехъярусный иконостас исполнили резчики и позолотчики, трудившиеся под руководством московского живописца И. П. Зарудного. Другой, восточный, павильон заполняли изделия из японского, китайского и саксонского фарфора, отчего этот павильон получил наименование Японского.

От дворца к нижнему партерному парку, разбитому у подножия береговой террасы, спускались лестницы с подпорными стенками. В 1770-х годах их основательно перестроил архитектор А. Ринальди. Эти лестницы существуют и сейчас.

Регулярно распланированный Нижний парк является органичной частью дворцового комплекса. Его Главную аллею, ориентированную по центральной оси дворца, в 1730-х годах продолжил морской канал с обширной гаванью.

За два с половиной века Большой ораниенбаумский (Меншиковский) дворец перевидал много хозяев. Почти полностью изменилось оформление помещений: сейчас мало что напоминает о том, как они выглядели в прошлом. Однако внешний облик здания, несмотря на переделки интерьеров, в целом сохранился. Это делает дворец особенно ценным художественно-историческим памятником, положившим начало архитектурному ансамблю Ораниенбаума.

В это же время первые дворцовые постройки появились южнее Петербурга — в Саарской мызе, вначале подаренной Петром I А. Д. Меншикову, а затем перешедшей к жене царя Екатерине Алексеевне. В 1717-1723 годах по проекту архитектора И. Ф. Браунштейна здесь возвели небольшой двухэтажный каменный дворец, отличавшийся простотой форм и скромностью убранства. Вскоре Саарская мыза стала иногда называться в документах уже не мызой, а Сарским или Царским Селом.

Расположенный рядом с дворцом сад был заново перепланирован Я. Розеном, одним из авторов проекта планировки Летнего сада. Сад простирался от каменных палат до того места, где ныне расположен Эрмитаж. Более высокая его часть, примыкавшая к дворцу с востока, получила наименование Верхнего сада, а часть, находившаяся ниже и дальше, — Нижнего сада. Территория к западу от каменных палат была отведена для устройства зверинца.

Небольшой дворец с окружающими его служебными постройками и деревянной церковью стал той базой, на основе которой около века спустя вырос грандиозный дворцо-во-парковый ансамбль.

Дворцы в Петербурге, Петергофе, Ораниенбауме, Стрельне были своеобразными символами самоутверждения страны, вступившей в новую пору исторического развития. В объеме дворцового строительства отразился широкий Размах петровских преобразований.

Внезапная кончина Петра I в 1725 году, последовавшая вскоре смерть Екатерины I, попытка захвата власти Верховным тайным советом, недовольным некоторыми петровскими преобразованиями, переезд императорского двора в Москву — все это неблагоприятно отразилось на развитии Петербурга. Строительство молодого города фактически замерло на несколько лет. В короткое время город опустел почти наполовину.

А.П.Крюковских. Дворцы Санкт-Петербурга. Лениздат, 1997.
Петербург. История и современность. Избранные очерки Марголис Александр Давидович

Петр Великий – первый архитектор Петребурга

Традиционно принято считать первым архитектором Петербурга тессинца Доменико Трезини, которого в России, ставшего для него второй родиной, стали звать Андреем Якимовичем. Отнюдь, не стремясь преуменьшить огромный вклад этого фортификатора и зодчего в строительство Петербурга первой трети XVIII века, напомним, что корабль, на борту которого Трезини прибыл в Россию, бросил якорь в Архангельском порту 27 июля 1703 года, то есть через два с лишним месяца после основания крепости Санкт-Питербурх. На берегах Невы Трезини впервые появился в феврале следующего, 1704 года, когда строительство дерево-земляной фортеции на Заячьем острове было уже полностью завершено. Первая работа Трезини в России – строительство форта Кроншлот – осуществлялась по модели, доставленной из Воронежа.

Пальму первенства соблазнительно передать французскому генерал-инженеру Ламберу де Герену, который исполнил первоначальный чертеж Петропавловской крепости, за что был награжден орденом Св. Андрея Первозванного. Однако не будем спешить.

Академик М. П. Погодин, характеризуя грандиозность и всеохватность реформ Петра Великого, писал: «Место в системе европейских государств, управление, разделение, судопроизводство, права сословий, Табель о рангах, войско, флот, подати, ревизии, рекрутские наборы, фабрики, заводы, каналы, дороги, почты, земледелие, лесоводство, скотоводство, рудокопство, садоводство, виноделие, торговля внутренняя и внешняя, одежда, наружность, аптеки, госпитали, лекарства, летоисчисление, язык, печать, типографии, военные училища, академии – суть памятники его неутомимой деятельности и его гения». К этому впечатляющему списку петровских деяний и нововведений следует добавить еще и Санкт-Петербург – новую столицу преображенной России.

Н. М. Карамзин назвал перенос столицы из Москвы в Петербург «блестящей ошибкой Петра Великого». Впрочем, вслед за тем признал: «Великий муж самыми ошибками доказывает свое величие: их трудно или невозможно изгладить». Историк С. М. Соловьев возразил своему великому предшественнику: «У нас издревле переносят столицы из одного места в другое, из Новгорода в Киев, из Киева во Владимир, из Владимира в Москву». Очередное перемещение столицы «в начале новой русской истории, истории по преимуществу европейской», Соловьев считал необходимым и неизбежным. Роль столицы, по его мнению, дана Петербургу «ходом истории точно так же, как поднят был Владимир на счет Киева и Москва поднялась на счет Владимира». И далее: «Что касается до выбора места для Петербурга <…> выбора, за который упрекают Петра, то стоит только взглянуть на тогдашнюю карту Восточной Европы, чтобы понять этот выбор: новый город основан там, где западное море всего глубже входит в великую восточную равнину и наиболее приближается к русской земле, к тогдашним русским владениям».

На мой взгляд, истинно первым архитектором Петербурга был его державный основатель – Петр Великий. Его роль не помещается в традиционный сценарий взаимоотношений заказчиков и зодчих. Выбор Петром местоположения новой столицы в устье Невы – сугубо личный акт. Именно его пространственные идеи воплощали Трезини, Леблон, Шлютер, Микетти и другие первостроители Петербурга. Петр I постоянно корректировал проекты и замыслы своих инженеров и зодчих – даже самых маститых, – поскольку был не только весьма квалифицированным заказчиком, но и подлинным «генерал-архитектором». При этом он нередко сопровождал свои указания графическими пояснениями в виде эскизов планировки здания или разбивки парка, рисунков фасада или паркета.

Петр был автором градостроительных узлов, положенных в основу развития города. Он непосредственно занимался планировкой отдельных частей города, определял территории жилой застройки и местоположение наиболее значительных сооружений. Строительство города велось практически под его диктовку – на основе его личных указов Канцелярии городовых дел.

Традиционно считалось, что Петербург, в отличие от древнерусских городов, изначально строился по единому замыслу и единому генеральному плану. Однако реальная история развития города на Неве гораздо сложнее. Современными исследованиями доказано, что «первичный Петербург» складывался в основном стихийно, но с первых месяцев строительства города отдельные комплексы и здания выполнялись по специально разработанным проектам. И практически все эти проекты восходили к чертежам и указаниям самого Петра: Петропавловская крепость, Кронверк, Адмиралтейство, Кроншлот, Летние сады, Петергоф, Стрельна…

Примеров проектирования Петром I в самых различных формах – от чертежей до Указов и высочайших резолюций – великое множество. Царь самолично обозначил планировку территории в районе Почтового двора, прокладку будущих Миллионной и Галерной улиц, застройку вдоль Фонтанки, на Выборгской стороне и т. д., и т. п. В петровских указах четко формулировалось, как делать потолки, кровли, печи и трубы, как устраивать набережные, какой формы должны быть спуски к воде и т. д.

Не менее очевидно участие Петра в первых градостроительных проектных работах. С 1712 года, когда Петербург становится столицей России, Петр I предпринимал неоднократные попытки упорядочить стихийное развитие города. Он несколько раз пытался создать на свободных от застройки местах свой идеальный город: вспомним проект столицы на острове Котлин, в районе Литейного двора, на Выборгской стороне и, наконец, на Васильевском острове.

Первым единым генеральным планом, композиционно объединившим все территории, на которых во многом спонтанно формировалась застройка раннего Петербурга, является неосуществленный проект Жана-Батиста Александра Леблона 1716–1717 годов. Как показано в работах Н. В. Калязиной, М. В. Иогансен, Ю. М. Овсянникова и других исследователей, фактическим автором реально осуществлявшегося плана города был Петр I.

Стоит привести несколько примеров стиля работы августейшего «генерал-архитектора». Вот знаменитая резолюция Петра I, наложенная на проект фасада «образцового» дома для застройки набережных Васильевского острова, который разработал Леблон: «…понеже по Леблоновым чертежам во всех полатных строениях, а особливо в Питербурхских домах окны зело велики, а шпации меж ними малы, чего для ему объявите, чтоб в жилых полатах конечно окны меньше делал, а в салах как хочет, понеже у нас не французский климат». Существует план Летних садов с любопытной надписью: «Чертеж Питербурхского государева Огороду Летнего… чертил сам царское величество».

Симптоматично, что в фондах библиотеки Петра Великого хранится немало книг и альбомов по архитектуре и строительству. Историк Петербурга М. Н. Микишатьев свидетельствует, что большинство этих изданий явно были в работе – на их полях пометки, надписи, переводы иностранных текстов на русский язык. Некоторые листы затрепаны. Нижние углы даже очень ценных фолиантов в буквальном смысле «хранят следы рук» Петра.

Замечательным свидетельством ценностных ориентаций Петра является его письмо Ивану Коробову, учившемуся в Антверпене архитектурной науке: «Пишешь ты, чтобы отпустить тебя во Францию и Италию для практики архитектуры цивилис. Во Франции я сам был, где никакого украшения в архитектуре нет и не любят; а только гладко и просто и очень толсто строят, и все из камня, а не из кирпича. О Италии довольно слышал; к тому же имеем трех человек русских, которые там учились и знают нарочито. Но в обоих сих местах строения здешней ситуации противные места имеют, а сходнее голландские. Того ради надобно тебе в Голландии жить, а не в Брабандии и выучить манир голландской архитектуры, а особливо фундаменты, которые нужны здесь; ибо равную ситуацию имеют для низости и воды, также тонкости стен. К тому же огородам [садам] препорции, как их размерять и украшать, как леском, так и всякими фигурами; чего нигде в свете столько хорошего нет, как в Голландии, и я ничего так не требую, как сего. Также и слюзному делу обучаться тебе надлежит, которое здесь зело нужно. Того ради отложи все, сему учись. Петр. В 7-й день ноября 1724 года…».

Вспомним один их анекдотов Нартова. Причем не столь важна достоверность самого петровского изречения, сколько то, что современники из него запомнили: «Если Бог продлит жизнь и здоровье, Петербург будет другой Амстердам». Занимаясь устройством новой столицы, Петр руководствовался своим личным вкусом, который во многом соответствовал характеру петербургской природы. Здесь было много воды, а пристрастие Петра к судостроению и мореплаванию известно. Суровость климата, бедность почвы напоминали ему те города и страны, которые еще во время первого путешествия по Европе в 1697 году произвели на него наиболее сильное и благоприятное впечатление. Его пленила Голландия с ее морскими портами, дельтами рек, многочисленными каналами, верфями, международной торговлей, богатством без роскоши, трудолюбием населения, веротерпимостью, простым и ясным укладом жизни. Именно Голландия была для него идеалом процветающего и благоустроенного государства, а прообразом столицы-«парадиза» – Амстердам.

Впрочем, в какой-то мере источниками формирования Петербурга послужили и Лондон, и Копенгаген, и Рига, и города северной Германии. Нельзя отрицать также сильного воздействия великого художественного наследия Италии и Франции – от античности до барокко.

Специфические условия строительства города на практически пустом месте создавали совершенно необычные возможности для создания грандиозных пространственных композиций. В самом деле, разве можно было в начале XVIII века в какой-либо из старых европейских столиц создать столь протяженные постройки, как Адмиралтейство или здание Двенадцати коллегий? Или оставить в самом центре города столь обширные незастроенные пространства, как Царицын луг (Марсово поле) и эспланада вокруг Адмиралтейской крепости, определившие масштаб будущих центральных площадей?

Воплотилась ли мечта Петра о новом Амстердаме на берегах Невы? Лишь отчасти…

Понятие «Петровский Петербург» распространяется на всю первую треть XVIII века, поскольку идеи Петра оставались господствующими и после его смерти, вплоть до 1737 года – времени учреждения Комиссии о Санкт-Петербургском строении. С тех пор начинается процесс более или менее резкого отхода от замысла основателя Северной столицы.

Что же характерно для петровского периода в развитии планировочной структуры города?

1. Определяющее значение водных пространств при формировании первоначальной застройки Петербурга. Прокладка в дополнение к естественным водным артериям сети искусственных каналов.

2. Преобладание традиционных принципов расселения – слободами, которые стихийно складывались по профессиональному или этническому признаку. Одновременно – возникновение и нарастание планового регулярного строительства с весьма жесткой регламентацией.

3. Ориентация на островное положение центра столицы, приоритетное развитие Васильевского острова в ущерб левобережной, материковой части.

В дальнейшем происходит постепенная утрата доминирующего значения водных пространств в развитии плана города, перенос центра столицы на левый берег Невы и его преимущественный рост в южном направлении – вглубь материка, в сторону Москвы. Эта «антипетровская» тенденция достигла своего апогея уже в советский период и была закреплена в Генеральном плане развития Ленинграда 1930-х годов. Лишь в конце XX века начал постепенно складываться морской фасад города в западной части Васильевского острова.

Впрочем, необратимость петровских начинаний, петровской «революции сверху» обнаружилась на рубеже 1720– 1730-х годов, когда столица на какое-то время была возвращена в Москву, и, казалось, сбывается пророчество царицы Авдотьи – «Петербургу быть пусту», когда не стало уже «узды железной», поднявшей Россию на дыбы. Но нет – град Петра возродился и продолжил свое развитие по проложенному царем-основателем руслу, как город-инноватор, как окно в Европу, окно во внешний мир, окно в Будущее.

Из книги 100 великих россиян автора Рыжов Константин Владиславович

Из книги Русский литературный анекдот конца XVIII - начала XIX века автора Охотин Н

Петр Великий Государь (Петр I), заседая однажды в Сенате и слушая дела о различных воровствах, за несколько дней до того случившихся, в гневе своем клялся пресечь оные и тотчас сказал тогдашнему генерал-прокурору Павлу Ивановичу Ягужинскому: «Сейчас напиши от моего имени

Из книги Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей автора Костомаров Николай Иванович

Петр Великий Петр Великий родился в Москве 30-го мая 1672 года, ночью, и был крещен 29-го июня того же года в Чудовом монастыре.Первое воспитание царевича началось по обычному придворному чину, но как только дитя вступило в тот возраст, когда его стали занимать игры, в нем

Из книги Воскрешение Малороссии автора Бузина Олесь Алексеевич

Глава 5 Петр Первый - великий украинофил Сегодня гигантскую фигуру этого царя у нас пытаются засунуть в тесную шевченковскую формулу: «Це той первий, що розпинав нашу Україну». Так и видится за ней образ какого-нибудь деспота в древнеримском духе, приколотившего к кресту

Из книги Исторические портреты автора

Петр Великий Император Петр ВеликийМладенчество. Петр родился в Москве, в Кремле, 30 мая 1672 г. Он был четырнадцатое дитя многосемейного царя Алексея и первый ребенок от его второго брака – с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Царица Наталья была взята из семьи западника А.

Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Соловьев Сергей Михайлович

Петр Великий Иван и Петр Алексеевичи. Регентство царевны Софьи (1682–1689 годы) Распоряжений о наследнике Федор не оставил. У него был младший брат Иван, но все знали, что царевич тоже слаб здоровьем. Предпочтение тут, конечно, отдавали маленькому Петру Алексеевичу. Ему было

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Петр I Великий? Иван III Великий 1689 Женитьба Петра 1446 Женитьба Ивана 243 1696 Петр становится единовластным правителем 1462 Иван становится великим князем всея Руси 234 1699 Календарная реформа: перенос начала года на 1 января 1492 Календарная реформа: перенос начала года на 1

Из книги Под шапкой Мономаха автора Платонов Сергей Федорович

Глава восьмая Петр Великий в последнем периоде жизни. – Петр в Западной Европе. – Поездка в Париж в 1717 году. – Жизнь в Невском «парадизе». – Личные свойства Петра как деятеля Полтавская битва, знаменовавшая собою для Швеции проигрыш войны, была поворотным пунктом и

Из книги Наследие тамплиеров автора Ольсен Оддвар

Уильям Шоу – великий архитектор масонства Уильям Шоу родился в 1550 году в Клакмэннене, неподалеку от Стерлинга. Его отец, Джон Шоу из Бройча, был хранителем королевского винного погреба. В возрасте 10 лет Уильям начал службу при дворе пажом при Марии де Гиз (нам известно об

Из книги Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови автора Хмыров Михаил Дмитриевич

158. ПЕТР I (Первый) АЛЕКСЕЕВИЧ, первый император всероссийский сын царя Алексея Михайловича от второго брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной (см. 148).Родился в Кремле московском 30 мая 1672 г.; начал учиться грамоте у дьяка Зотова в 1677 г.; по смерти бездетного брата своего,

Из книги Цари-полководцы автора Копылов Н. А.

Петр I Великий «Народ собрался в дорогу и ждал вождя» Характеристика допетровской Руси историком С. М. Соловьевым Сражения и победы«Петр привлекает к себе наше внимание прежде всего как дипломат, как воин, как организатор победы», - сказал о нем академик Е. Тарле. Петр

Из книги Земля Жар-птицы. Краса былой России автора Масси Сюзанна

8. ВЕЛИКИЙ ПЕТР Царь Алексей был счастлив и горд тем, что юная Наталья родила ему здорового сына, и он предпринял необычный шаг - отправил посланцев к европейским дворам с известием об этом счастливом событии. Был испечен церемониальный пряник весом около ста

Из книги Супружеские измены автора Иванова Наталья Владимировна

Петр I Великий Петр I Великий Петр I Великий (1672–1725) является, пожалуй, одним из самых деятельных правителей государства Российского. За время своего правления он провел реформы государственного управления, построил новую столицу Санкт-Петербург, создал регулярную

Из книги Россия в исторических портретах автора Ключевский Василий Осипович

Петр Великий Младенчество. Петр родился в Москве, в Кремле, 30 мая 1672 г. Он был четырнадцатое дитя многосемейного царя Алексея и первый ребенок от его второго брака – с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Царица Наталья была взята из семьи западника А. С. Матвеева, дом

Из книги Рождение новой России автора Мавродин Владимир Васильевич

Петр Первый Детство Петра В белокаменной Москве, в Кремлевском дворце, в ночь на четверг 30 мая 1672 г. у царицы Натальи Кирилловны, второй жены царя Алексея Михайловича, родился сын Петр. Это был двенадцатый ребенок «Тишайшего».В 5 часов утра в Успенском соборе служили

Из книги Почему Древний Киев не достиг вершин Великого Древнего Новгорода автора Аверков Станислав Иванович

23. КАК ДРЕВНИЙ ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД СТАЛ ПОСТАВЩИКОМ ДЛЯ КИЕВА ВЕЛИКИХ КНЯЗЕЙ, ПЕРВЫЙ ИЗ КОТОРЫХ АСКОЛЬД ОРГАНИЗОВАЛ ПЕРВЫЙ БАНДИТСКИ – КАТАСТРОФИЧЕСКИЙ ПОХОД В КОНСТАНТИНОПОЛЬ Со своими подопечными Рюрик поступил по императорски.Вот что далее записал монах

Понятно, почему Петр, самодержавный царь крепостнического государства, поначалу с таким жаром ухватился за традиции бюргерской Голландии: тут все было ему на руку - опыт в мастерствах, опыт в науках и, главное, опыт общения с морем и покорения моря. Из Голландии Петр выписывал мастеров и художников, там покупал картины, сам обучался там корабельному делу, а свое великое детище - Петербург - ему хотелось сделать похожим на Амстердам.

Большие возможности для дальнейшего развития русского зодчества раскрылись в строительстве нового города на берегах Неве, заложенного первоначально как порт и крепость, но вскоре превращенного в столицу. С самого начала Петербург строился как город, а не как собрание помещичьих усадеб: указом 1714 г. Петр категорически запретил строиться в глубине дворов, фасады должны были вытягиваться вдоль улиц, прямых и широких.

Строительство Петербурга сопровождалось большими работами по укреплению берегов Невы и малых рек, сооружению каналов. Для успешного решения новых задач были приглашены иностранные архитекторы, помогавшие быстрее освоить опыт западноевропейского строительства; одновременно русских мастеров посылали для обучения за границу. Из числа приглашенных иностранных зодчих значительное воздействие на развитие русской архитектуры оказали только те, которые в России прожили долго, познакомились с местными условиями, широко и серьезно подошли к решению поставленных задач. Наиболее крупным среди них был Д. Трезини, соорудивший Петропаловский собор и Петропаловские ворота в крепости, спроектировавший здание Двенадцати коллегий и Гостиный двор. Здания, построенные Доменико Трезини, способствовали формированию характерных приемов нового стиля русского барокко.

Крупнейшими русскими зодчими, творчество которых сложилось в процессе строительства Петербурга, были М. Земцов, И. Коробов, П. Еропкин. Общая направленность их работ характеризует важнейшие основные области строительства второй четверти ХVIII века. М. Земцов был строителем различных по назначению сооружений - дворцовых и административных. Одним из известных произведением Земцова был Аничков дворец на Невском проспекте. С именем Коробова связаны большие работы в Адмиралтействе. Еропкин был выдающимся градостроителем. Стиль архитектуры этого времени может быть охарактеризован как раннее барокко в котором сплавлены воедино русские архитектурные традиции ХVII века и привнесенные формы западноевропейского строительства. Петру-победителю хотелось быть не хуже европейских монархов, не уступать им в блеске.

Он пригласил из Франции королевского архитектора Леблона и поручил ему главную роль в строительстве загородной резиденции Петергофа, который он задумал сделать подобием Версаля и даже превзойти французский оригинал. И в самом деле, Петергоф ослепителен, особенно его центральная панорама с каскадами фонтанов. Решающей для расцвета русского барокко была деятельность отца и сына Растрелли. Сын скульптора Растрелли, Бартоломео Растрелли-младший, был архитектором.

Его можно считать русским художником, т. к. он работал исключительно в России. Растрелли создал в полном смысле слова национальный русский стиль в архитектуре, не имеющий прямых аналогий на Западе. Русское искусство обязано ему блестящим расцветом дворцового ансамбля. Из города-порта и города-крепости Петербург был превращен им в город дворцов. Начинал он при Анне, а по-настоящему развернулся в царствование Елизаветы, то есть в 40-х и 50-х годах. Русская архитектура середины века частью создана, частью вдохновлена им. Большой Царскосельский дворец, Зимний дворец на берегу Невы, дом Строганова на Невском проспекте, собор Смольного монастыря - вот его лучшие образцы.

Они праздничны и строги, пластичны и ясны. В середине ХVIII века влияние Растрелли на современных ему архитекторов было огромно, в особенности на тех, кому приходилось строить по его чертежам. К школе Растрелли можно отнести русских архитекторов: Чевакинский - им был построен Никольский Военно-морской собор в Петербурге, Квасов строил дворец и церковь в Козельце, влияние Растрелли сказалось и на Кокоринове. Наиболее крупную фигуру в Москве представлял Ухтомский, имевший для Москвы почти такое же значение, как Растрелли для Петербурга. Из его построек наибольшее значение имеет высокая колокольня Троице-Сергиевой лавры, триумфальная арка - Красные ворота в Москве, к сожалению, снесенную.

В 60-х годах в русском искусстве наметился перелом к классицизму. Хотя полной зрелости классицизм достигает в начале ХIХ век, но уже во второй половине ХVIII русская архитектура поднимается на очень высокую высоту. Преодолев пышность барокко, его вычурность, его внешнюю парадность эти мастера достигают глубокой выразительности строгостью и простотой. Первым вестником новых идей в архитектуре был в России французский архитектор Валлен-Деламот.

Здания Деламота уже не являются дворцовыми усадьбами, но выходят прямо на улицы, всеми своими сторонами. Деламот почти не вводит скульптурных украшений в отделку основных стен. Излюбленной формой украшения в этот период становится провисающая гирлянда или легкие барельефы изображающие подвешенные на лентах различные предметы. Творчество Деламота имело большое значение для русской архитектуры: Деламот оказал большое влияние не только на своих учеников Баженова и Старова, но и на других архитекторов работающих в Петербурге. Если Петербург был центром всей культурной и политической жизни страны в первой половине ХVIII век, то во второй половине снова начинает оживать Москва. Немалую роль в этом сыграл указ о «вольности дворянской» 1761 г., освободившей помещиков от обязательной военной службы.

Со второй половине ХVIII века начинается расцвет московского строительства; на первых порах здесь строит свои дворцы-усадьбы крупнейшая знать: Разумовские, Шереметьевы, Куракины, Долгорукие и т. д. Их дворцы отличаются от петербургских больше широтой, большей «усадебностью»; недаром Москву называли «большой деревней». Труднее, чем в Петербурге, здесь изживаются наследия пышности барокко и рококо, туже идет усвоение классицизма.

Будущий русский архитектор Василий Иванович Баженов занимался в школе Ухтомского, затем учился в Московском Университете и наконец закончил Академию художеств. После заграничной командировке он поселился в Москве, с которой связаны его крупнейшие постройки и проекты. Особо видное место среди них принадлежит проекту Кремлевского дворца и строительству в Царицыне под Москвой. В отличии от характерных приемов дворцовых сооружений середины века Баженов выдвигает на первое место решение общих задач планировки. Он намечает создание на территории кремлевского холма целый системы площадей и объединяющих их проездов и задумывает весь дворец, учитывая общую планировку и конкретные особенности местности. В строительстве ансамбля в Царицыне Баженов также смело и по-новому подошел к поставленной перед ним задаче.

В отличие от дворцовых сооружений середины века он создал здесь живописный пейзажный парк с размещенными в нем небольшими павильонами, органически связанными с теми конкретными участками, на которых они возведены. В своеобразных архитектурных формах царицынских построек Баженов пытался развивать традиции древнего московского зодчества. Из построек Баженова в Москве особое значение имеет бывший дом Пашкова. Зодчий хорошо использовал рельеф участка и учел место нахождение здания в непосредственной близости от Кремля. Баженов был не только замечательным зодчим-практиком, он принадлежал и к крупнейшим представителям русской художественной культуры.

Наряду с Баженовым в Москве работал М. Казаков, своим образованием обязанный школе Ухтомского. Практическая деятельность Казакова началась в Твери, но важнейшие его постройки были выполнены в Москве. Казаковым было построено много различных зданий в Москве, среди которых особенно выделяются Университет и Голицынская больница, первая крупная городская больница Москвы. В конце ХVIII века большие строительные работы вел Джакомо Кваренги, уроженец Северной Италии , он только после своего приезда в Россию получил возможность создать крупные произведения. Среди выполненных по его проектам многочисленных зданий простых и лаконичных по формам, так же преобладают общественные сооружения - Академия наук, Государственный банк, торговые ряды, учебные заведения, больница. Одна из лучших построе Кваренги - здание учебного заведения - Смольного института.

Внутренние помещения находятся у Кваренги в глубоком соответствии с внешней архитектурой. Залы его величавы уже самыми своими размерами. К тому же они почти всегда прямоугольны; Кваренги особенно увлекается квадратными планами, дающими наибольшую уравновешенность. Та же пропорциональность широко применяется Кваренги в наружном оформлении, в соответствии всех элементов здания. Творчество Кваренги от начала до конца было целостно и едино.

Прославленный архитектор Доменико Трезини, проектировавший Петербург в эпоху правления императора Петра Великого, скончался 282 года назад. Творца не стало 2 марта 1734 года.

Архитектор, получивший образование в Италии, приехал на службу в Россию из Дании без каких-либо рекомендаций. Однако спустя короткое время Трезини благодаря своим личностным и профессиональным качествам добился расположения императора и стал основоположником так называемого «петровского барокко».

сайт подобрал пять самых известных проектов швейцарца, доживших до наших дней.

Петропавловский собор

На берега Невы Трезини прибыл в феврале 1704 года. На тот момент там не было практически ничего - болота, вода и древесина. Петропавловская крепость возвышалась тогда в своем первоначальном варианте - из глины и дерева.

Доменико Трезини сперва направили на укрепление Кронштадтской крепости. Вернувшись, специалист стал главным архитектором новоиспеченной Канцелярии городовых дел. Петр I задумывал, что новое ведомство будет руководить перестройкой одной только Петропавловской крепости - из земляной в каменную. Это было главным занятием Трезини в течение четырех последующих лет.

Каменный Петропавловский собор был заложен в мае 1712 года. На сегодняшний день он является одним из самых значительных и знаменитых творений швейцарца.

Самая примечательная часть собора - устремленная вверх колокольня. Она увенчана высоким шпилем, завершенным фигурой ангела. Колокольня Петропавловского собора была задумана и осуществлена как доминанта в ансамбле строящегося города.

После смерти Петра I гроб с его телом был помещен во временной часовне внутри еще строящегося на тот момент собора. Погребение состоялось лишь 29 мая 1731 года. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Александра III включительно, за исключением умершего в Москве и похороненного в Архангельском соборе Петра II и убитого в Шлиссельбурге в 1764-м Ивана VI, место захоронения которого неизвестно до сих пор.

Работа над Петропавловским собором стала для Трезини одной из первых в России. Фото: www.globallookpress.com

Здание Двенадцати коллегий

В период с 1722-го по 1733 год Трезини создал еще одно свое знаменитое сооружение, известное сегодня во всей стране - здание Двенадцати коллегий. Сильно вытянутое в длину, оно имеет двенадцать секций. Каждая из них оформлена как самостоятельный дом.

Здание расположено на Университетской набережной Васильевского острова. В XVIII веке его занимали высшие органы государственного управления. Когда петровские коллегии расформировали, их сменили Главный педагогический институт и Санкт-Петербургский университет.

Здание Двенадцати коллегий строилось для государственных нужд. Фото: Commons.wikimedia.org / A.Savin

Летний дворец Петра I

Одно из старейших зданий Петербурга, сохранившееся и по сей день, проектировалось архитектором в течение четырех лет - с 1710-го по 1714 год. Трезини сделал Летний дворец Петра I весьма скромным - 14 комнат и две кухни. Это, прежде всего, было связано с тем, что здание предполагалось использовать лишь в теплое время года. Фасад дворца украшен 29-ю барельефами, на которых в аллегорической форме изображены события Северной войны. Барельефы выполнены немецким архитектором и скульптором Андреасом Шлютером. Петр I посещал дворец до самой смерти.

В годы Великой Отечественной войны здание было сильно повреждено, но затем провели масштабную реставрацию. Сегодня дворец принадлежит Русскому музею. В настоящий момент оно вновь закрыто на реставрацию и должно открыться в следующем году для посетителей.

Петр I любил проводить летние месяцы в своём дворце. Фото: www.globallookpress.com

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра

Трезини руководил и разработкой проекта архитектурного комплекса Александро-Невской лавры в 1715 году. Архитектор видел монастырь как симметричный ансамбль каменных строений, занимающих участок между Невой и Черной речкой. По мере возведения монастыря у его стен вырос городок, были разбиты огород и сад. Появились здесь кузница, столярная мастерская, конюшенная и скотный двор.

Впоследствии в стенах Невской лавры было подготовлено не одно поколение архиереев. Многие представители епископата Русской церкви XVIII-XIX вв. в то или иное время служили в этом монастыре.

Император Петр Великий впервые посетил монастырь, спроектированный Трезини, 29 мая 1723 года. Царь повелел перенести мощи князя Александр в Петербург из владимирского Рождественского монастыря. Останки прибыли в новую столицу 30 августа 1724 года. В память об этом в РПЦ ввели праздник Перенесения мощей благоверного князя Александра.

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра - место, куда Петр I попросил перенести мощи князя. Фото: www.globallookpress.com

Дом Трезини

По адресу: Университетская набережная, 21, находится здание, именуемое как дом Трезини. Именно здесь, согласно открытым данным, жил известный архитектор.

Император Петр I отдал место для возведения дома для градостроителя, которому доверял настолько, что стал крестным его сына. Утверждается, что проект здания выполнил сам Трезини. Дом представлял собой образец того самого «петровского барокко».

Возведение шло достаточно медленно: фундамент был заложен в 1723 году, но в 1726 году дом еще не был подведен под крышу. В этом доме на склоне лет жил Трезини с семьей. В двух комнатах располагалась его так называемая школа, где он работал с учениками. После того как архитектор в 1734 году скончался, здание перешло к его вдове и детям.

В течение веков здание неоднократно перестраивалось. В 2005 году дом расселили и провели реконструкцию. Теперь здесь размещена гостиница. Два года назад перед домом установили памятник Доменико Трезини, еще раз увековечив архитектора в истории города.

Дом Трезини сегодня является гостиницей. Фото: Commons.wikimedia.org / Надежда Пивоварова