Все о тюнинге авто

Детям рассказ про ориентирование на местности. Спортивное ориентирование. Интересные факты. Ориентирование по солнцу

Определение направлений точек горизонта обычно называют ориентировкой на местности.

Уметь ориентироваться на местности очень важно людям самых различных профессий, и вы легко можете научиться этому.

Удобнее и лучше всего ориентироваться по компасу.

Намагниченная стрелка компаса направляется одним своим концом в сторону севера. Для точной ориентировки по компасу надо знать, насколько стрелка не совпадает с направлением географического меридиана.

Угол между географическим меридианом и стрелкой компаса (склонение) можно определить по направлению полуденной линии (если она правильно проведена). Он обычно невелик. Если на Солнце большие пятна, то склонение компаса меняется. Это объясняется тем, что большие пятна являются отражением грандиозных физических процессов, происходящих на Солнце, а они влияют на земной магнетизм и на многие другие явления на Земле.

Если у вас нет компаса, можно ориентироваться по Солнцу, Луне и звездам.

Движение Солнца по небосводу хорошо известно. Всегда можно сообразить, в какой стороне небосвода находится Солнце. Но при этом надо помнить, что летом Солнце поднимается в полдень высоко, восходит на северо-востоке и заходит на северо-западе. Зимой же, наоборот, путь Солнца по небу невысокий, восход в юго-восточной части неба, заход в юго-западной. Кроме того, высота Солнца над горизонтом два раза в день бывает одинакова - до полудня и после полудня. Если час дня совершенно неизвестен, то остается единственный способ: понаблюдать, укорачиваются ли тени (до полудня), или удлиняются (после полудня).

Можно ориентироваться и по правильно идущим карманным часам. Для этого часы нужно держать в горизонтальном положении так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Расстояние между часовой стрелкой и цифрой 1 на циферблате делится пополам. Если через полученную точку из центра циферблата мысленно провести прямую линию, она покажет направление юга.

Даже если небо закрыто облаками, иногда можно, осмотрев весь небосвод, найти место, которое все же остается наиболее светлым; здесь находится Солнце.

Самый вид Луны, ее фазы и положение на небе могут помочь ориентировке. Вовремя полнолуния Луна высоко движется по небосводу зимой и низко -- летом. За время от новолуния до полнолуния, когда Луна горбом обращена вправо, она видна в вечерние часы в западной стороне небосвода, а от полнолуния до новолуния - в восточной. Даем таблицу видимости Луны.

По виду Луны можно определить, в какой стороне от нее находится Солнце. Если горб Луны представить себе как изогнутый лук с натянутой тетивой, то стрела, наложенная на середину тетивы, будет направлена в сторону Солнца.

Можно ориентироваться по звездам, для этого надо найти по Большой Медведице Полярную звезду. Под ней и будет точка севера. Но небо не всегда бывает вполне ясным. Иногда оно закрыто облаками, а в просветах между ними видны другие созвездия. Если помнить главные созвездия вокруг Полярной звезды, то, заметив в просвете облаков одно из них, можно узнать, где приблизительно должна быть Полярная звезда. Если облака передвигаются и откроется другое созвездие, сделайте такое же определение и по нему, тогда более точно будете знать, где север.

Полярную звезду можно найти не только по двум звездам Большой Медведицы, на небе есть много звезд, по линии которых она находится.

На прилагаемой звездной карте стрелками указаны звезды созвездий, по которым можно найти Полярную звезду. Это удобно при полупасмурном небе.

Кроме того, можно ориентироваться и по положению этих созвездий над линией горизонта. Если, например, прямоугольник Пегаса, Орион, Лев видны с наклоном влево, то они находятся в юго-восточной части небосвода, если стоят прямо - над южной точкой горизонта, если вправо- над юго-западной.

Если вы знаете созвездия, то всегда сможете ориентироваться.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Одним из важнейших направлений в педагогике является патриотическое воспитание. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем, городом, улицей.

Поэтому одним из приоритетных направлений работы в нашей группе стало знакомство с нашим городом, в частности творческий проект «Путешествие по улицам нашего города».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Информационно-практико-ориентированный проект «Путешествие по улицам нашего города» Протвино 2015 Выполнила: воспитатель 1-ой квалификационной категории Мамыкина И.И.

О проекте Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители. Классификация проекта - долгосрочный (годовой)

Актуальность Одним из важнейших направлений в педагогике является патриотическое воспитание. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем, городом, улицей. Поэтому одним из приоритетных направлений работы в нашей группе стало знакомство с нашим городом, в частности творческий проект «Путешествие по улицам нашего города».

Цель проекта Приобщение детей к истории и культуре родного города через знакомство с улицами ближайшего окружения.

Задачи 1. Воспитывать у детей любовь к родному городу. 2. Расширять представления детей об истории улиц родного города, обогащать словарный запас и связную речь. 3. Формировать пространственные представления у детей, умения ориентироваться на улицах родного города, используя карты и схемы. 4. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком. 5. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности через формирование представлений об улицах родного города. 6. Научить применять полученные знания в практической деятельности.

Ожидаемый результат Для детей: Начальное формирование знания об улицах родного города, их истории, достопримечательностях. Представление об ориентировании на основе карты, схемы. Способность организовать сюжетно-ролевые игры на основе полученных знаний. Для родителей: Повышение интереса к совместной деятельности детей, педагогов и родителей. Позитивные изменения в стиле взаимодействия ребенок-родитель.

I этап - подготовительный Мероприятия: Опрос и беседы, выявляющие знания и представления дошкольников и родителей о том, в честь кого названа улица, на которой они живут. Оформление родительского уголка с рекомендациями по теме проекта. Подбор дидактических пособий, демонстрационного материала, методической литературы, книг по теме проекта. Сбор фотографий, иллюстраций, книг, календарей, открыток с видами города. Планирование работы по месяцам.

Месяц Содержание работы Цель Сентябрь 1 Сбор фотографий, иллюстраций, книг, календарей, открыток с видами города. Вызвать интерес детей к проекту «Улицы нашего города» 2 Знакомство с историей родного города Закрепить знания детей об улицах, достопримечательностях родного города. 3 Оформление альбома «Мой родной город» Закреплять знания детьми улиц города, жилых кварталов. Поддержание интереса к проекту. 4 Целевая прогулка на Детский пр-д Расширять представления детей об истории улиц родного города, обогащать словарный запас и связную речь. II этап - основной Октябрь 1 НОД «Имена наших улиц» - Познакомить детей с историей улиц; - Прививать любовь к своему городу, чувство гордости. 2 Дидактическая игра «Экскурсия по городу» Закреплять навыки ориентировки, знания административных и культурных зданий, жилых кварталов. 3 Вечер стихов о Протвино - Воспитывать интерес к литературе; - Закреплять умение слушать, запоминать, понимать стихи. 4 Целевая прогулка на Сосновый пр-д и «Сказочный городок» Закреплять знания детьми улиц города, жилых кварталов Вызвать интерес у детей путешествовать по карте Ноябрь 1 Беседа «По улицам нашего города». Познакомить детей с историей наших улиц, прививать любовь к своему городу. 2 НОД «Что было раньше, что сейчас» - Используя фотографии, открытки, показать разницу, как выглядел город раньше и как выглядит сейчас; - Привить любовь к родному краю, воспитывать чувство гордости за свой город. 3 Клуб знатоков «Знаешь ли ты свой город?» Выявить знания и представления детей о названиях улиц нашего города. 4 Целевая прогулка на Парковый пр-д Формировать пространственные представления у детей, умения ориентироваться на улицах родного города, используя карты и схемы.

Декабрь 1 Составление рассказов «Улица на которой я живу» Формировать умение составлять рассказ, умение слушать 2 Разучивание стихотворений о городе Закрепить знания детей о родном городе 3 Настольно-печатная игра «Расскажи про свой город». Обогащение знаний об объектах социальной и культурной сферы, находящихся в городе 4Экскурсия на улицу Школьная Закреплять навыки ориентировки, знания административных и культурных зданий, жилых кварталов. Январь 1 Чтение рассказов о городе и улицах Развивать интерес к родному городу и его достопримечательностях. 2 Игра «Путешествие по городу». - Закрепить знания детей по теме «Улицы города»; - Вызвать интерес у детей путешествовать по карте. 3 Аппликация «Улицы нашего города ». Закрепить навыки композиционного построения рисунка 4 Целевая прогулка на улицу «Победа» - Площадь Алеева Е.А. Познакомить детей с историей улицы. Прививать любовь к своему городу, посёлку, чувство гордости за своих земляков. Февраль 1 Презентация «Улицы нашего города» Прививать любовь к своему городу, закреплять знания детьми улиц ближайшего окружения. 2 Речевая игра «Кто больше назовёт улиц» Вовлечение детей в активную познавательную деятельность, активизировать речь детей. 3 Викторина «Наш город». Обобщить знания детей о своем городе, о его улицах; 4 Целевая прогулка на улицу «Победа»- парк «Мирабель» Закрепить знания детей о природе, о составных частях улицы (проезжая часть, тротуар, здания), о местоположении улицы, ее названии.

Март 1 Дидактические игры «Путешествие по улицам нашего города» Закрепить знания детей по теме «Улицы нашего города» 2 Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу» Вызвать интерес у детей путешествовать по карте. 3 НОД «Улица на которой я живу» Обобщить знания детей о своем городе, о его улицах. Познакомить детей с историческими местами, достопримечательностями, красотами нашего города. Апрель 1 Чтение художественной литературы С. Михалков "Моя улица", "Мой город" Развитие умения слушать и запоминать информацию. 2 Просмотр видеофильмов, фотографий о городе. Привить любовь к родному краю, воспитывать чувство гордости за свой город. 3 Дидактические игры «Вот моя улица, вот мой дом» Закрепить знания детьми улиц на которых они проживают. 4 Экскурсия на улицу «Центральный пр-д 5 » Детская библиотека. Закрепить знания детей об улицах, достопримечательностях родного города; Май 1.Дидактическая игра «Узнай здание по описанию». Закрепит знание детей об административных, культурных, жилых зданиях. 2.Поход к рубежу Славы в честь 70-ти летия победы в Великой Отечественной Войне. Формировать патриотическое сознание. Способствовать вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком. 3.Речевая игра «Кто больше назовет улиц» Вовлечение детей в активную познавательную деятельность. 4 .Праздничное карнавальное шествие посвященное Дню города. Прививать любовь к своему городу. Обогащать детско - родительские отношения опытом совместной деятельности.

III этап - итоговый Итоговое мероприятие: приглашение родителей и детей на презентацию продуктов проекта. Презентация "Наше путешествие по городу" Повышение интереса к совместной деятельности детей, педагогов и родителей Выставка рисунков «Улица, на которой я живу» (совместная работа детей и родителей) Обобщить знание детей о своей улице и городе.

Планируемый результат проекта Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей как граждан своего города и страны. Родители вместе с детьми представили интересные работы по теме проекта и дети самостоятельно вели рассказ сопровождая показом своих рисунков и фотографий. Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку. В дальнейшем мы планируем продолжить работу по этой теме и создать банк данных по истории улиц нашего города и познакомиться с административно- культурной частью города.

Используемая литература: 1 . Позднякова Е. А. «Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении»./г. Волгоград, Издательство «Учредитель» 2007г. 2. Кереева Т. И. «Люби и знай свой отчий край» Москва 2006г. 3. Арнаутова Е. П. «Основы Сотрудничества педагога с семьёй дошкольника» Москва 1994г. 4. Кондрыхинская Л. А. «С чего начинается Родина? » (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) М: ТЦ Сфера 2004г.

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОДНОМУ ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКИЙ САД № 3 «НЕЗАБУДКА»

Муниципальный семинар

«Детский туризм в ДОУ –

инновационный подход к сохранению и укреплению здоровья детей»

Информационно-практико-ориентированный проект «Путешествие по улицам нашего города»

Выполнила:

воспитатель 1-ой квалификационной категории

Мамыкина И.И.

Г.Протвино 2015г.

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.

Классификация проекта - долгосрочный (годовой)

Актуальность проекта.

Одним из важнейших направлений в педагогике является патриотическое воспитание. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем, городом, улицей.

Поэтому одним из приоритетных направлений работы в нашей группе стало знакомство с нашим городом, в частности творческий проект «Путешествие по улицам нашего города».

Цель проекта:

Приобщение детей к истории и культуре родного города через знакомство с улицами ближайшего окружения.

Работая над проектом, выполняются следующие поставленные задачи:

1. Воспитывать у детей любовь к родному городу.

2. Расширять представления детей об истории улиц родного города, обогащать словарный запас и связную речь.

3. Формировать пространственные представления у детей, умения ориентироваться на улицах родного города, используя карты и схемы.

4. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком.

5. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности через формирование представлений об улицах родного города.

6. Научить применять полученные знания в практической деятельности.

Ожидаемый результат:

Для детей:

Начальное формирование знания об улицах родного города, их истории, достопримечательностях.

Представление об ориентировании на основе карты, схемы.

Способность организовать сюжетно-ролевые игры на основе полученных знаний.

Для родителей:

Повышение интереса к совместной деятельности детей, педагогов и родителей.

Позитивные изменения в стиле взаимодействия ребенок-родитель.

Каждый проект предполагает этапы:

I этап – подготовительный .

Мероприятия:

  1. Опрос и беседы, выявляющие знания и представления дошкольников и родителей о том, в честь кого названа улица, на которой они живут.
  2. Оформление родительского уголка с рекомендациями по теме проекта.
  3. Подбор дидактических пособий, демонстрационного материала, методической литературы, книг по теме проекта.
  4. Сбор фотографий, иллюстраций, книг, календарей, открыток с видами города.

На втором основном этапе проекта мы разработали план и перешли к его практической части.

II этап – основной

Месяц

Цель

Сентябрь

1 Сбор фотографий, иллюстраций, книг, календарей, открыток с видами города.

Вызвать интерес детей к проекту «Улицы нашего города»

2 Знакомство с историей родного города

Закрепить знания детей об улицах, достопримечательностях родного города.

3 Оформление альбома «Мой родной город»

Закреплять знания детьми улиц города, жилых кварталов.

Поддержание интереса к проекту.

4 Экскурсия на улицу «Детский пр-д»

Расширять представления детей об истории улиц родного города, обогащать словарный запас и связную речь.

Октябрь

1 НОД «Имена наших улиц»

Познакомить детей с историей улиц;

Прививать любовь к своему городу, чувство гордости.

2Дидактическая игра «Экскурсия по городу»

3 Вечер стихов о Протвино

Воспитывать интерес к литературе;

Закреплять умение слушать, запоминать, понимать стихи.

4 Целевая прогулка – улица Сосновый пр-д «Сказочный городок»

Закреплять знания детьми улиц города, жилых кварталов

Ноябрь

1 Беседа «По улицам нашего города».

Познакомить детей с историей наших улиц, прививать любовь к своему городу.

2 НОД «Что было раньше, что сейчас»

Используя фотографии, открытки, показать разницу, как выглядел город раньше и как выглядит сейчас;

Привить любовь к родному краю, воспитывать чувство гордости за свой город.

3 Клуб знатоков «Знаешь ли ты свой город?»

Выявить знания и представления детей о названиях улиц нашего города.

Формировать пространственные представления у детей, умения ориентироваться на улицах родного города, используя карты и схемы.

Декабрь

1 Составление рассказов «Улица на которой я живу»

Формировать умение составлять рассказ, умение слушать

2 Разучивание стихотворений о городе

Закрепить знания детей о родном городе

3 Настольно-печатная игра «Расскажи про свой город».

Обогащение знаний об объектах социальной и культурной сферы, находящихся в городе

4Экскурсия на улицу «Школьная»

Закреплять навыки ориентировки, знания административных и культурных зданий, жилых кварталов.

Январь

1 Чтение рассказов о городе и улицах

Развивать интерес к родному городу и его достопримечательностях.

2 Игра «Путешествие по городу».

Закрепить знания детей по теме «Улицы города»;

Вызвать интерес у детей путешествовать по карте.

3 Аппликация «Улицы нашего города».

Закрепить навыки композиционного построения рисунка

4 Целевая прогулка на улицу «Победа» и к спортивному комплексу «Импульс»

Познакомить детей с историей улицы.

Прививать любовь к своему городу, посёлку, чувство гордости за своих земляков.

Февраль

1 Презентация «Улицы нашего города»

Прививать любовь к своему городу, закреплять знания детьми улиц ближайшего окружения.

2 Речевая игра «Кто больше назовёт улиц»

Вовлечение детей в активную познавательную деятельность, активизировать речь детей.

3 Викторина «Наш город».

Обобщить знания детей о своем городе, о его улицах;

4 Целевая прогулка на улицу «Победа»- парк «Мирабель»

Закрепить знания детей о природе, о составных частях улицы (проезжая часть, тротуар, здания), о местоположении улицы, ее названии.

Март

1 Дидактические игры «Путешествие по улицам нашего города»

Закрепить знания детей по теме «Улицы нашего города»

2 Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу»

Вызвать интерес у детей путешествовать по карте.

3 НОД «Улица на которой я живу»

Обобщить знания детей о своем городе, о его улицах.

Познакомить детей с историческими местами, достопримечательностями, красотами нашего города.

4 4 Экскурсия на улицу «Гагарина»

Закрепить знания детей о природе, о составных частях улицы (проезжая часть, тротуар, здания, палисадники), о местоположении улицы, о ее названии.

Апрель

1 Чтение художественной литературы С. Михалков "Моя улица", "Мой город"

Развитие умения слушать и запоминать информацию.

2 Просмотр видеофильмов, фотографий о городе.

Привить любовь к родному краю, воспитывать чувство гордости за свой город.

3 Дидактические игры «Вот моя улица, вот мой дом»

Закрепить знания детьми улиц на которых они проживают.

4 Экскурсия на улицу «Парковый пр-д»

Закрепить знания детей об улицах, достопримечательностях родного города;

Май

1.Дидактическая игра «Узнай здание по описанию».

Закрепит знание детей об административных, культурных, жилых зданиях.

2. Целевые прогулки к местам Боевой славы.

  • Поход к рубежу Славы;
  • Просмотр реконструкции военного сражения на рубеже;
  • Участие в Бессмертном полку в честь 70-ти летия победы в Великой Отечественной Войне.

Формировать патриотическое сознание. Способствовать вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком.

3.Речевая игра «Кто больше назовет улиц»

Вовлечение детей в активную познавательную деятельность.

4 .Праздничное карнавальное шествие посвященное Дню города (55 летие).

Прививать любовь к своему городу. Обогащать детско - родительские отношения опытом совместной деятельности.

III этап - итоговый

Результат проекта:

Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей как граждан своего города и страны. Родители вместе с детьми представили интересные работы по теме проекта и дети самостоятельно вели рассказ сопровождая показом своих рисунков и фотографий. Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку. В дальнейшем мы планируем продолжить работу по этой теме и создать банк данных по истории улиц нашего города и познакомиться с административно- культурной частью города.

Используемая литература:

1. Позднякова Е. А. «Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении»./г. Волгоград, Издательство «Учредитель» 2007г.

2. Кереева Т. И. «Люби и знай свой отчий край» Москва 2006г.

3. Арнаутова Е. П. «Основы Сотрудничества педагога с семьёй дошкольника» Москва 1994г.

4. Кондрыхинская Л. А. «С чего начинается Родина? » (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) М: ТЦ Сфера 2004г.


На этом видеоуроке изучению представлена тема «Ориентирование на местности по плану». Все желающие смогут научиться пользоваться планом местности. Учитель расскажет, какие бывают основные и второстепенные стороны горизонта, что такое азимут, как его определить, как правильно производить ориентирование на местности по плану и какие существуют методы определения сторон горизонта.

Тема: План и карта

Урок: Ориентирование на местности по плану

1. Введение

Цель урока: выяснить, какие бывают стороны горизонта, что такое азимут и как его определять, научиться определять стороны горизонта.

В географии стороны горизонта (света) - основные направления из четырех (север, юг, запад, восток).

Направления «север» и «юг» определяются полюсами Земли, а «восток» и «запад» связаны с вращением планеты вокруг своей оси.

Кроме разбиения горизонта на четыре направления - север, юг, запад, восток, - по мере развития задач ориентирования вводились дополнительные разбиения с промежуточными направлениями: северо-запад, северо-восток, юго-запад, юго-восток; всего направлений стало восемь.

Позже вводились следующие промежуточные разбиения: северо-северо-запад (ССЗ), запад-северо-запад (ЗСЗ) и т. д. с доведением числа направлений до 16.

Рис. 1. Стороны горизонта

3. Ориентирование

Ориентирование - умение определять стороны горизонта; определение своего местоположения относительно сторон горизонта.

Ориентироваться можно по Солнцу, по звездам, по местным признакам, по объектам природы. Сначала определяется направление на север.

Рис. 2. Определение сторон горизонта по полуденному Солнцу (тень падает на север)

Наилучший способ ориентирования - с помощью компаса. Чтобы определить по компасу стороны горизонта (приблизительно, без учета магнитного склонения), нужно отпустить тормоз магнитной стрелки и установить компас горизонтально. Затем повернуть его так, чтобы северный конец магнитной стрелки оказался против буквы С, которая обозначает север. При таком положении компаса буквы В, 3 и Ю укажут соответственно направления на восток, запад и юг. В любом из этих направлений можно выбрать на местности какой-либо ориентир, который в дальнейшем будет использован для ориентирования в движении.

Рис. 3. Компас

Это угол между направлением на север и направлением на изучаемый предмет, отсчитываемый по часовой стрелке. Измеряется в градусах.

Рис. 4. Азимут

5. Направление на плане

Планы и карты ориентированы на север, т. е. сверху северное направление, снизу - южное. Кроме того, направление сторон горизонта часто показывается стрелками.

Рис. 5. План с направлением «cевер-юг»

6. Способы ориентирования

Существуют различные способы ориентирования:

В северных широтах в летние ночи от близости зашедшего Солнца к горизонту северная сторона неба - самая светлая, южная - более темная. Самое высокое положение Солнца определяется по длине самой короткой тени, что соответствует полудню, а ее направление в северном полушарии указывает на север (см. рис.). Это соответствует действительности только между Северным полюсом и Северным тропиком.

Правило применимо в следующих случаях:

а) когда Солнце находится в зените (тень в основании предмета);

б) на экваторе, где полуденная тень полго-да направлена на север (с 24 сентября по 20марта) и полгода на юг (с 21 марта по 23 сен-тября);

в) в широтах между экватором и тропика-ми, где тень также меняет направление. В южном полушарии, наоборот, тень указывает на юг.

Рис. 6. Ориентирование по Солнцу

С относительной точностью стороны горизонта можно определить по Солнцу с помощью часов. Для этого, держа часы горизонтально, нужно повернуть их так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. В этом случае биссектриса угла между часовой стрелкой и направлением на цифру 12 на циферблате покажет на юг. Следует помнить, что до полудня надо делить угол на циферблате, который часовая стрелка должна пройти до 12 часов после полудня - тот угол, который она прошла после 12 часов.

Рис. 7. Ориентирование по Солнцу с помощью часов

Безоблачной ночью стороны горизонта легче всего определить по Полярной звезде, всегда указывающей направление на север с точностью до 1°.

Солнце восходит на востоке, а садится на западе.

Рис. 8. Различные способы ориентирования

При отсутствии компаса стороны света можно определить следующим образом: кора большинства деревьев грубее и темнее на северной стороне; на деревьях хвойных пород смола более обычно накапливается с южной стороны; годовые кольца на свежих пнях с северной стороны расположены ближе друг к другу; с северной стороны деревья, камни, пни и т. д. раньше и обильнее покрываются лишайниками, грибками; муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней и кустов, южный скат муравейников пологий, северный - крутой; летом почва около больших камней, строений, деревьев и кустов более сухая с южной стороны; у отдельно стоящих деревьев кроны пышнее и гуще с южной стороны; алтари православных церквей, часовен и лютеранских кирок обращены на восток, а главные входы расположены с западной стороны; приподнятый конец нижней перекладины креста церквей обращен на север.

Рис. 9. Мох на дереве с северной стороны

Домашнее задание

Параграф 6.

1. Какие основные стороны горизонта вы знаете?

Список литературы

Основная

1. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. - 10-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 176 с.

2. География. 6 кл.: атлас. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2011. - 32 с.

3. География. 6 кл.: атлас. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2013. - 32 с.

4. География. 6 кл.: конт. карты. - М.: ДИК, Дрофа, 2012. - 16 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А. П. Горкин. - М.: Росмэн-Пресс, 2006. - 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. География: начальный курс. Тесты. Учеб. пособие для учащихся 6 кл. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 144 с.

Современный человек все больше и больше отдаляется от природы , перестает ее чувствовать. Это не удивительно. Ведь связь с природой теряется по мере того, как мы приобщаемся к современным технологиям, к комфорту и удобству, которое они создают. Но оказавшись оторванным от всего этого, человек станет беспомощным, он не сможет даже сориентироваться в пространстве и понять в какую сторону ему нужно идти.

В древности люди легко ориентировались в пространстве, так как были тесно связаны с природой. Именно она в различные времена года подсказывала им верное направление. В данной статье мы опишем наиболее известные приметы ориентирования на местности.

Ориентирование по солнцу

1 способ

В зависимости от времени года восход и заход солнца мы наблюдаем в различных местах: Летом солнечный восход наблюдается на северо-востоке, а заход — на северо-западе; Осенью и весной солнце встает на востоке, а заходит на западе; Зимой восход солнца происходит на юго-востоке, а заход на юго-западе.

2 способ

Если вы взяли с собой наручные часы, то это значительно облегчит задачу ориентирования в пространстве в солнечную погоду . Направьте в сторону солнца часовую стрелку часов. Затем визуально разделите на 2 равные части угол между часовой стрелкой и цифрой 1 (13 часов дня). Эта разделительная линия и будет указанием направлений – спереди юг, а сзади север. Важным моментом является и то, что до часу дня следует делить левый угол, а после часу – правый.

Ориентирование по звездам

В северном полушарии . В случае, если вы нуждаетесь в помощи ориентирования ночью в северном полушарии, вам поможет полярная звезда. Для начала вам нужно отыскать созвездие Большой Медведицы , фото которой вы видите ниже. После этого нужно мысленно представить линию и провести ее через 2 звезды, расположенных с краю по правую сторону ковша. Эту линию визуально удлиняют на 5 отрезков, равных расстоянию между этими звездами. И в самом конце этой линии будет полярная звезда, которая, находится в созвездии Малой Медведицы. Повернувшись к ней лицом, вы будете смотреть на север.

В южном полушарии . Расположения звезд в южном и северном полушариях значительно отличаются друг от друга. Если в северном полушарии мы ориентировались на Большую Медведицу, которая хорошо знакома практически каждому человеку, то в южном полушарии нашим путеводителем является созвездие Южного Креста . Данное созвездие состоит из 5 ярких звезд. 4 из них являются крайними точками креста. Через эти точки необходимо провести 2 линии, образующие крест. Получается, что одна линия этого креста значительно длиннее другой – мы видим, как бы крест с ручкой для держания. Эту самую ручку нужно продолжить дальше, увеличив ее в 4 раза и опустив вертикально до линии горизонта. Точка соприкосновения этой линии с линией горизонта будет указывать на юг.

Ориентирование по луне

Ориентироваться по луне актуально тогда, когда из-за затянувших небо туч на нем не видно других светил. Для определения сторон света необходимо знать в какой фазе находится в данный момент луна. Молодой растущий месяц можно увидеть на западной стороне неба , убывающий – на восточной. Вечером первая четверть луны находится на юге. Также во время полнолуния в час ночи и в фазе третьей четверти в 7 часов утра луна находится на южной стороне.

Ориентирование по растениям

Грибы и мох . Обычно грибы и мох растут под деревьями или на пеньках. Но замечали ли вы, что большая часть этих растений сосредоточена лишь с одной стороны дерева или пня? Дело в том, что мох и грибы любят расти на северной стороне. Поэтому этот простой и верный способ ориентирования в пространстве был очень распространен в давние времена, когда люди часто ходили в лес по ягоды и грибы. На западной или восточной стороне деревьев или пней грибов обычно бывает значительно меньше, чем на северной. А с южной стороны они вообще растут очень редко, в особенности, если лето сухое и жаркое. Особое внимание следует уделить красным рыжикам , так как они каждый год растут в одном и том же месте. Рыжики, растущие с южной стороны, имеют сине-зеленоватую окраску, шероховатую сухую поверхность, не смотря на то, что сам гриб в разрезе сочный и красный.

Ягоды . Ягоды, как и грибы, много веков назад считались хорошими путеводителями. На открытых лесных полянках ягоды (клюква, брусника, морошка, черника, голубика) созревали быстрее с южной стороны. Соответственно север находится в противоположной стороне. А в лесу с южной стороны ягоды лучше нагреваются и быстрее спеют, чем со стороны севера.

Трава . Весенний травяной покров обычно бывает гуще на теневых северных сторонах. Летом вокруг деревьев, столбов, больших камней, пней густота травы кажется равномерной, но если присмотреться, то можно заметить, что с южной стороны травяной покров гораздо гуще , чем с северной. С середины лета из-за обилия солнца трава начинает приобретать желтый оттенок. И лишь с северной стороны она надолго остается зеленой.

Кора деревьев . По коре дерева можно узнать где находятся север и юг. Для большей достоверности следует изучить 3-4 дерева. С северной стороны кора имеет более темный цвет и покрыта мхом, а с южной стороны, напротив, кора более светлая и твердая.

Береза . Береза – удивительное дерево, доброе, светлое и чистое. Эта российская светолюбивая красавица является прекрасным помощником заблудившимся. С южной стороны кора березы гораздо чище, ровнее и светлее, чем с северной, где имеются различные шероховатости и повреждения. В особо жарких условиях береза приспосабливается к повышенной температуре. Ее стволы как бы склоняются к северу. При этом ветви березы могут даже касаться земли.

Крона деревьев и годичные кольца . В народе принято считать, что с южной стороны крона деревьев объемная и гуще, а годичные кольца ствола дерева шире. Но все не так однозначно, как кажется на первый взгляд. Эти показатели имеют различные значения в разных климатических условиях. Так, например, в южных зонах, где наблюдается засушливое лето, годовые кольца более утолщены с северной стороны . С этой же стороны наблюдается и более выраженная крона дерева. А в местах прохладных, где меньше тепла и света, наоборот – дерево более развито с южной стороны. То есть получается, что дерево благоприятнее развивается с той стороны, где оно чувствует себя комфортно в тех или иных климатических условиях.

Итак, теперь вы имеете представление об ориентировании на местности в различные времена года и суток, а также в разных климатических условиях. Эта простая информация может послужить вам хорошим помощником в случае, если вы оказались наедине с природой без каких-либо путеводительных устройств.

А возможно, вам уже приходилось сталкиваться с такой ситуацией и вы обо всем этом знаете не понаслышке. Может быть, у вас даже есть какие-то свои наблюдения, помогающие найти верное направление без современных устройств. В таком случае, мы будем рады, если вы поделитесь с нами этой ценной информацией.

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования

«Республиканский центр дополнительного образования»

Дистанционный Фестиваль педагогического мастерства

по проектной и исследовательской деятельности

Сценарий интегрированного мероприятия (литература + ОБЖ)

«Исследовательский практикум: достоверность способов ориентирования на местности в произведениях русских писателей».

Дюкина Гульнара Рашидовна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Гимназия №1»

2014 г.

Одной из целей современного образования является развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету, то есть помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала. Высокую эффективность при достижении данной цели имеют интегрированные мероприятия.

Предлагаемая методическая разработка «Сценарий интегрированного мероприятия» проводится в форме исследовательского практикума.

Ежегодно десятки людей теряются в лесу, и не только дети или взрослые. Пожилые люди, десятки лет ходившие по одним и тем же тропам, не могут найти выход из знакомых с детства мест. В этом случае только сосредоточенность и знание основ ориентирования на местности могут помочь. Именно в этом и заключается актуальность данной работы.

Объектом исследования на данном мероприятия являются произведения русской литературы.

Предметом исследования являются способы ориентирования на местности в произведениях русских писателей.

Целью работы на уроке является выявление достоверности изображаемых способов ориентирования на местности на основе литературных произведений.

Чтобы более полно исследовать данный вопрос, на основе общей цели сформулированы частные задачи:

    Рассмотреть способы ориентирования на местности, рекомендуемые к использованию на уроках ОБЖ;

    Проследить соответствуют ли способы ориентирования на местности способам, описанным в произведениях;

    Создать интегрированное учебное пособие.

При работе нами выдвигалась гипотеза: способы ориентирования на местности, использованные в произведениях русской литературы, являются полностью достоверными.

Следует отметить, что тема «Способы ориентирования на местности» рассматривается в специальной литературе, посвященной ориентированию как виду спорта, а также на уроках ОБЖ в 6 и 10 классах учащиеся знакомятся с основными способами ориентирования (в учебнике для 6 класса выделяются параграфы «Ориентирование по компасу, по Солнцу, Луне, звездам, местным признакам»).

Технологическая карта

Этапы занятия

Деятельность

Формируемые УУД

1.Организационно-исполнительский этап

Создание проблемной ситуации. Перед учащимися разложены компас, gps -навигатор, книги, в которых присутствует мотив ориентирования. Проводится анкетирование.

Уметь структурировать знания, выделять существенную информацию;

Понимать смысл информации;

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

Формировать познавательные, социальные и учебные мотивы

2.Исполнительский этап

Работа в группах с литературными источниками, в которых есть мотив ориентирования, заполнение таблиц, представление результатов

Быть тактичным и уважительным в процессе учебного занятия

Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог

Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

Договариваться и приходить к общему решению

Учитывать мнение других

3.Оценочно-рефлексивный этап

На листе бумаги обвести свою ладошку, каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение, записать его.

    Большой – для меня это важно/неважно

    Указательный – я получил конкретные рекомендации/ я не узнал ничего нового

    Средний – мне было интересно/ скучно, струдно

    Безымянный – моя оценка психологической атмосферы

    Мизинец – хочу для себя выяснить..

Развивать самооценку;

Развивать рефлексивность как адекватное осознанное представленте о качествах хорошего ученика;

Осуществлять рефлексию своих действий

Что такое ориентирование?

« Ориентирование - определение своего местоположения относительно элементов окружающего пространства. Ориентироваться на местности, это значит найти направления на стороны света (север, юг, восток и запад)» . Умения и навыки ориентирования на местности использовались со времен Древнего Мира, однако правомерно начать обзор исторических фактов с военных состязаний в северных странах Европы. То есть первоначально ориентирование считалось неким видом спорта, который принято относить к концу 19 века. Но знание основ ориентирования на местности необходимо знать не только спортсменам, занимающимся данным видом спорта, но и обычным людям. Скорее всего, каждый из нас хоть раз ходил в лес за грибами, ягодами и до такой степени увлекался процессом, что неожиданно для себя понимал, что он заблудился.

Итак, как же ориентироваться в лесу? Судя по тому, что люди блуждают в нем довольно часто, можно сделать вывод: это не очень простое дело. Такой вывод вполне справедлив. Сложность ориентирования в лесу объясняется крайне ограниченным обзором местности из-за обступающих деревьев и подлеска; во многих случаях видимость теряется уже в нескольких шагах. Кажущаяся «одинаковость» окружения чаще всего и зарождает сомнение: туда ли ты идешь?

Существует несколько способов ориентирования на местности: по компасу, по карте, по Солнцу, по Солнцу и часам, по Полярной звезде, по Луне, по таянию снега, по тени.

Да, тому, кто путешествует по лесу с картой и компасом, можно позавидовать. Однако, подавляющая часть выезжающих в лес не имеет ни карты, ни компаса. Как же быть в этом случае? Чтобы не заблудиться в лесу без компаса, нужно, прежде всего, определить северное направление, в этом случае учитываются местные признаки. Таких признаков, указывающих, в какой стороне находится север или юг, существует немало, все они перечислены в учебнике ОБЖ для 6 класса:

    У растущих на открытом месте деревьев ветки длиннее и гуще к югу, а стволы северной стороны покрыты мхом.

    На стволах берез с северной стороны бывает больше пятен.

    По срезам на пнях можно определить стороны света: годовые кольца с южной стороны шире, а с северной уже.

    На пнях и валуне почва с южной стороны более сухая, а мох растет с северной стороны.

    У созревших брусники и клюквы окраска ярче с южной стороны, светлее с северной.

    На деревьях хвойных пород смола обильней накапливается с южной стороны.

    Муравейник у ствола дерева, пня или камня находятся с южной стороны.

    Пчелы обычно строят свои гнезда на камнях и в дуплах деревьев, обращенных к югу.

    Если вы идете далеко в незнакомый лес без компаса, то старайтесь запомнить во время пути какие-либо заметные ориентиры: болота, ручеек, речку, озеро, тропинку.

    Можно определять время по так называемым «зеленым часам». Есть немало растений, которые обладают свойством раскрывать и закрывать свои цветки в одно и то же время. Так, шиповник открывает шипы в 4–5 часов, мак - в 5.

    В весенне-летнюю пору грибник может довольно точно ориентироваться во времени по голосам и пению птиц. Так, задолго до рассвета слышны трели соловья - это значит наступил 2 час ночи.

    Погоду могут предсказать и другие явления в природе. Перестали петь птицы в лесу - будет ненастье. Комары вьются кучей - к холодной погоде, а если они пищат и жалят - будет дождливо.

Ориентируясь в лесу по местным признакам нужно стараться пользоваться сразу несколькими из перечисленных признаков, чтобы избежать случайной ошибки. Рассмотренные нами местные признаки, по которым удается определить стороны горизонта, являются основными и далеко не исчерпывают всего многообразия, которым располагает природа и которым может воспользоваться наблюдательный человек. Присмотритесь, сопоставьте увиденное, и вы сами откроете, что первые проталины появляются весной на склонах, обращенных к югу, что плоды и ягоды начинают быстрее созревать с южной стороны куста или дерева, что трава весной с южной стороны кочки или камня выше, чем с северной, а в конце лета более сочная с северной стороны и т. д. Научитесь читать следы Солнца на земле, и вы всегда будете с «компасом»!

Анализ способов ориентирования на местности в произведениях В.П.Астафьева «Васюткино озеро» и М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

2.1 Диагностика общественного мнения.

Для того чтобы проверить, насколько учащиеся осведомлены в целом с понятием ориентирование и способы ориентирования, нами была проведено анкетирование среди учащихся 6 классов нашей гимназии (50 человек), в анкетирование входили такие вопросы:

    Какие способы ориентирования на местности вам известно ?

    Как вы считаете, можно ли в настоящей жизни воспользоваться теми способами, которые описаны в произведениях «Кладовая солнца» М.М. Пришвина, «Васюткино озеро» В. П. Астафьева?

Ответы на первый вопрос:

Компас

Мох

Деревья

Солнце

Звёзды

Муравейник

GPS- Навигатор

Тропинки

карта

Ответы на второй вопрос:

Да, можно

Нет, нельзя

Данный способ не является полностью достоверным, зависит от географического положения.

«Васютка заметил среди однообразного мха тощие стебли травы. Трава стала попадаться чаще и пучками».

По данному способу нельзя ориентироваться.

Данный способ является недостоверным.

«Заметив меж хвойных деревьев березки, осинки, а дальше мелкий кустарник, он не сдержался».

Березы, осины – лиственные деревья, значит, впереди река.

Леса с лиственными породами деревьев являются весьма прихотливыми по таким критериям как увлажненность почвы и мягкость климата, поэтому чаще всего таки леса находятся возле водоемов. Способ достоверен.

«Болота чаще всего бывают у берегов озер».

Существуют разные типы болот по происхождению, не всегда водная сеть связана с озером, болото может простираться на множество километров (болото-океан).

Данный способ является частично достоверным.

«Еще раз поглядел на озеро, на кровянистое небо: «Ветер завтра будет. А вдруг еще и дождь. Вызвездило – к холоду!»

Народные приметы о погоде:

Вызвездило к вечеру - ночью жди мороз.

«Если озеро проточное и из него вытекает речка, она в конце концов приведет его к Енисею»

Проточные озера - озера которые имеют приток воды по рекам и сток в другую реку, озеро или море.

Данный способ является достоверным.

«Раз ветра не было, а утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное!»

В тех случаях, когда через озера протекают реки, их называют проточными. В таких озерах даже возникают течения, вызванные рекой.

Данный способ является достоверным.

«Далеко Васютка заметил входящую в глубь тайги желтую бороздку лиственного леса. Значит, там речка».

Лиственный лес растет около водоемов.

Данный способ является достоверным.

2.4 Анализ произведения М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

Отрывок из произведения

Обоснование

Возможность использования способа

«Митраша не забыл и компас» «… бывает, друг твой изменит тебе, а стрелка неизменно

всегда, как ее ни верти, все на север глядит».

Компас - устройство, облегчающее ориентирование на местности .

Данный способ является достоверным.

«…по ту и другую сторону, аллейкой вырастала

высокая сладкая трава белоус. По этой, не желтого цвета, а скорее цвета белого, траве можно было далеко

впереди себя понять, где проходит тропа человеческая. Высокая трава белоус - неизменный спутник тропы

человеческой».

Белоус – сорная трава, семена переносятся на подошве человека.

Данный способ частично является достоверным. Зависит от географического положения, например, у нас трава белоус не растет.

Проанализировав произведения, мы видим, что способы, которыми пользуются маленькие герои, являются достоверными, но есть несколько способов, пользоваться которыми можно только при определенных географических условиях. Следует сказать, что авторы произведений (М.М.Пришвин, В.П.Астафьев) нередко сами отмечают, поясняют достоверность способа, используемого в тексте.

Заключение

В результате проделанной работы задачи, стоящие перед нами в начале исследования, выполнены :

    Найдены произведения, в которых есть мотив ориентирования героев на местности;

    Рассмотрены способы ориентирования на местности, рекомендуемые к использованию на уроках ОБЖ;

    Были отслежены и сопоставлены способы ориентирования на местности со способами, описанными в произведениях;

    Создано интегрированное учебное пособие.

Благодаря выполненным задачам нами была достигнута цель работы: выявлена достоверность изображаемых способов ориентирования на местности на основе литературных произведений.

Таким образом, гипотеза, поставленная в начале исследования, подтверждается: способы ориентирования на местности, использованные в произведениях русской литературы, являются достоверными, но следует учитывать географическое положение анализируемой местности.

Данная тема является перспективной, так как можно продолжить рассматривать способы ориентирования на местности, но уже в произведениях зарубежных писателей.

Список литературы

    Вертель Л. Ориентирование и поведение в лесу/ Л.Вертель. – СПб.: 1980. – 62 с.

    http://wikipedia.org