Все о тюнинге авто

Что такое любить ради аллаха. Что значит «любить ради Аллаха»

Вопрос:

Как вы ответите, когда кто-то скажет вам, что любит вас ради Аллаха (ухиббука фиЛлях)?

Ответ:

Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим - на том.

Великий ученый хадиса и факих нашей уммы, имам Навави, рахимахуллах, написал целую главу о любви к другим ради Аллаха в своей работе «Рияд ас-Салихин», которую он назвал «Достоинства любви ради Аллаха и ее преимущества, и сообщение человеку, которого любишь, что любишь его, и что ответить, когда сообщают об этом». В ней имам цитирует многочисленные аяты Корана и хадисы относительно достоинств любви к другим ради Аллаха, ее преимуществ и наград, и некоторый этикет относительно нее.

В этом вопросе есть три аспекта: 1) достоинства и преимущества любви ради Аллаха; 2) сообщение человеку, которого любишь, что любишь его ради Аллаха; 3) как отвечать, когда сообщают об этом.


1) Достоинства и преимущества любви ради Аллаха:

Сайидуна Анас сообщает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Любой, кто обладает этими тремя качествами, испытает сладость веры (имана): он любит Аллаха и Его Посланника более всего, он любит кого-то ради одного только Аллаха, и он боится вернуться к неверию после того, как Аллах избавил его от этого, настолько, насколько он боится быть брошенным в огонь» («Сахих» аль-Бухари и «Сахих» Муслима).

Любовь ради Аллаха означает, что один любит другого просто потому, что тот держит связь с Аллахом, или потому что тот поклоняется Аллаху и делает что-то для религии Аллаха, или даже (и это более достойно похвалы) просто потому что другой человек - тоже создание Аллаха. За этой любовью не стоит никакая мирская причина, к примеру, одолжение, сделанное кем-то, и эта любовь не подвержена изменению. И она не увеличивается от качеств или доброты любимого, равно как и не уменьшается от его недостатков (Ибн Аллан, Далиль аль-Фалихин, 2\240).

2) Необходимость сообщения кому-то, что любишь его ради Аллаха:

Абу Карима аль-Микдад ибн Ма’дикариб сообщает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда человек любит своего брата, ему следует сообщить ему, что он любит его» («Сунан» Абу Дауда, № 5124; «Сунан» Тирмизи, № 2393).

Таким образом, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рекомендовал сообщать тому человеку, которого любишь, что любишь его ради Аллаха, так как это увеличит взаимную любовь и усилит узы братства. Также хорошо разъяснить другому, что это любовь ради одного только Аллаха, а не из-за какой-то мирской выгоды или другой причины.

3) Как ответить, если сообщают о такой любви?

Сайидуна Анас передает, что один человек находился в обществе Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и другой человек прошел мимо него. Этот человек сказал: «О Посланник Аллаха, я люблю этого человека». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Ты сообщил ему об этом?» Он ответил, что нет. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Так сообщи ему». Затем этот человек догнал другого и сказал ему: «Я люблю тебя ради Аллаха». Он ответил: «Пусть Тот, ради Кого ты любишь меня, (Аллах) полюбит тебя» («Сунан» Абу Дауда, 1522).

В свете этой практики сподвижника, если кто-то сообщает другому, что любит его ради Аллаха (ухиббука фиЛлях), следует ответить: «Ахаббакаллязи ахбабтани ляху», - что означает: «Пусть Всевышний Аллах, ради Кого ты любишь меня, полюбит тебя». Таким образом, вы ответите на эту любовь и сделаете ду’а за этого человека, иншаАллах.

Любовь ради Аллаха Полюбить другого человека ради Аллаха сложно. Да мы и не задумываемся об этом. С праздниками идём поздравлять влиятельных фигур, не думая о том, что твой сосед в это время сидит дома один и о нём никто не помнит. Девушке подбираем жениха из числа тех, кто имеет дом, машину, работу, положение в обществе, красив внешне, не задумываясь о том, что тот, кому отказали, мог быть намного богобоязненнее, уважительнее, даже если он снимает квартиру. Муж сразу спешит развестись с женой, если какая-то мелочь ему не понравилась, он не проявляет терпения и должного уважения, если его чувства к своей жене внезапно "угасли". Да и жена не отстаёт от него в этом плане... Любить кого-то – вторую половинку, членов семьи, друзей – ради Творца значит, делать все необходимое для этого человека, чтобы Всевышний был доволен им. Просить у Милостивого за него, предостеречь от неправильных поступков. Пример: любит муж жену, твердит на каждом шагу про чувства, но вот со временем не устраивает его домашний халат, лишний вес, приелись поступки, быт. И упрекнет ее в этом, выразит свое недовольство. Куда же исчезла любовь? Подобное отношение озвучивается и со стороны девушки к мужу; недолжное внимание, недостаточный заработок... Что тут сказать, намерение у нас слишком запылилось, мы не видим и не хотим увидеть, что в любом деле должна быть любовь только ради Него Единственного, у которого нет сотоварищей – Всевышнего Аллаха. Вместо того, чтобы искать и обрести успокоение в любимом человеке, у нас одни упреки и жалобы. Если искренне любишь кого-то во имя Создателя, то любящий должен стараться быть довольным им, посредством чего добиться Высшего ублаготворения для любимого человека, совершать дуа и просить у Бога верного ему наставления. Одна моя хорошая знакомая, скажем, сестра по вере, говорит: «А что такое любовь? Просто слово, придуманное, чтобы было из чего песни сочинять. Вот мой муж, если что-то понадобится мне, семье, или куда-то съездить, он мне поможет и отвезет, даже если у него нет времени. Или придя домой и видя мой уставший вид, он даже не попросит ужин, а скажет – иди поспи, понимая что дети маленькие, а хлопоты большие... И я в свою очередь стараюсь заслужить его довольство, понимая что, добившись умиротворения мужа, заслужу довольство Аллаха. Прошу у Него умножить его блага. Вот это любовь ради Аллаха. А все упреки насчет цветов, курортов, подарков – просто захламливание своего разума никчемными мыслями. Все это, конечно, приятно и поощряемо по мере возможности и желания. Но ведь молитва и довольство любимого намного приятнее...». В доме не должно понятие «Я хочу» стоять выше семейных потребностей. Если хотим внимания, богатства, отдыха, красоты, то лучше тихо об этом попросить у Всемогущего. И быть может, желания сбудутся, в зависимости от того, насколько сильно мы чего-то хотим и насколько это в воле Всеслышащего. Самое главное – попытаться сохранять спокойствие в семье. Передал аль-Базар от Абдуллаха Ибн Амр, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто полюбил человека ради Аллаха и сказал: «Поистине я люблю тебя ради Аллаха», то они оба будут в раю, а тот, который сильнее полюбил, будет степенью выше другого» («Хадис хасан»). Сообщается, что Муаз (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) поведал: «Всемогущий и Великий Аллах изрёк: "Для любящих друг друга ради величия Моего предназначены минбары из света, и позавидуют им пророки и павшие за веру!"» (Тирмизи). Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, в День воскресения Аллах Всевышний скажет: «Где любившие друг друга ради величия Моего? Сегодня, в тот День, когда (иной) тени, кроме тени Моей не будет, Я укрою их в Своей тени!» (Муслим).

Каждый из нас в этом мире окружён разными людьми, с которыми его связывают родственные отношения, старая дружба, материальные интересы. Но есть особая категория людей, с которыми мы ощущаем духовную близость. Общение с ними не тяготит, а приносит облегчение и радость. Для искренне уверовавшего такими близкими являются те, кто словом, делом и даже своим видом напоминает ему об Аллахе. Между ними устанавливается духовное родство, основа которого — любовь к Всевышнему Аллаху.

С первых минут знакомства верующим кажется, что они знают друг друга многие годы, а познакомившись ближе, они начинают доверять друг другу и проникаются взаимной любовью. Это любовь ради Аллаха. К ней не примешиваются ни мирская выгода, ни корыстные интересы. Они ценят друг в друге благочестие и правдивость, преданность Аллаху и приверженность Сунне Его посланника, мир ему и благословение Аллаха. Когда они встречаются, то поминают Аллаха и говорят о том, где и как можно заслужить Его довольство. А когда они расходятся, то молятся друг за друга и просят Всевышнего Аллаха соединить их сердца на прямом пути и сделать их соседями в раю.

Имам Ахмад в «Зухде» и ал-Байхаки в «Шу‘аб ал-иман» приводят слова славного сподвижника Абу ад-Дарды: «Раб-мусульманин проявляет благонравие, пока это благонравие не вводит его в рай, или проявляет скверный нрав, пока этот скверный нрав не вводит его в огонь, и рабу-мусульманину прощаются грехи, даже когда он спит». Его жена спросила: «Как это, Абу ад-Дарда?» Он ответил: «Его брат встаёт среди ночи, и совершает молитву, и взывает к Аллаху, и Он отвечает ему, и молится за своего брата, и Он отвечает ему».

Любовь ради Аллаха заставляет верующего обращаться к Всевышнему Аллаху с мольбами за своих братьев и сестёр. Это любовь, которая приводит человека на путь, ведущий в рай, и укрывает его в тени Великого Трона в день воскрешения. В «Сахихе» Муслима сообщается, что в день воскрешения Аллах скажет: «Где те, которые любили друг друга ради Моего величия? Сегодня Я укрою их в Моей тени, и не будет в этот день тени, кроме Моей тени». А в «Сунане» ат-Тирмизи сообщается, что они будут восседать на минбарах из света, и даже пророки и мученики будут завидовать им. Это не значит, что их положение в раю будет лучше, чем положение пророков и посланников, но в день воскрешения они будут настолько приближены к Аллаху и избавлены от страха, что даже пророки заходят находиться рядом с ними.

Такая великая награда не может быть обещана за нечто простое и незначительное. Поэтому любить искренне ради Аллаха дано лишь тем, кто усовершенствовал свою веру благодаря ясному знанию и твёрдому следованию путём пророка, мир ему и благословение Аллаха. Любовь ради Аллаха рождается от любви обоих верующих к самому Аллаху и Его религии. Поэтому она увеличивается, когда тот, кого ты любишь, начинает лучше поклоняться Аллаху и делать больше добрых дел, и уменьшается, когда он ослушается Аллаха и пренебрегает Его законами. Она не зависит от того, помогает тебе этот человек или нет, и не исчезает, если он вдруг поступил по отношению к тебе не лучшим образом. Ибн Хаджар в «Фатх ал-Бари» (1/86) даже приводит слова известного аскета Йахйи ибн Му‘аза: «Настоящая любовь ради Аллаха не увеличивается из-за доброго отношения и не уменьшается из-за безразличия».

Это значит, что если ты любишь своего верующего брата ради Всевышнего Аллаха, то твоё отношение к нему не должно меняться в зависимости от того, оказывает он тебе внимание или нет, ведь ты любишь его ради Аллаха, а не ради той выгоды, которую можешь получить от него. Знающие люди придавали этому нюансу большое значение, потому что стремление заслужить довольство Аллаха не должно быть попорчено ожиданием выгоды или даже благодарности в ответ на твоё хорошее отношение.

Шейхульислам Ибн Таймиййа пишет: «Если один человек любит другого за то, что тот делает ему подарки, то он любит только подарки, и если он говорит, что любит того человека ради Аллаха, то лжёт. Такое невозможно, и в словах его нет правды. Также и тот, кто любит другого за то, что он помогает ему, любит помощь, а не того, кто помогает. Потворствуя страстям, такой человек желает извлечь выгоду и уберечься от вреда и любит эту выгоду и избавление от зла. Это не любовь ради Аллаха и даже не любовь к тому человеку, и именно такая любовь обычно связывает людей. Они не получат за неё награду в будущей жизни, и она не принесёт им пользы. Более того, она может привести к лицемерию и заискиванию, и тогда любящие друзья в будущей жизни станут врагами. Любовь принесёт пользу только богобоязненным, которые любили друг друга исключительно ради Аллаха. Если же человек надеется извлечь выгоду от другого, а потом говорит, что любит его ради Аллаха, то это — ухищрения сердец и лукавые речи».

Вместе с тем любить ради Аллаха не значит отказывать в помощи любимому и отворачиваться от него. Напротив, тот, кого ты возлюбил ради Аллаха, заслуживает твоего особого внимания и хорошего отношения, и поэтому пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, учил своих сподвижников тому, как они могут заслужить любовь друг друга. В достоверном хадисе говорится: «Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, вы не войдёте в рай, пока не уверуете, и не уверуете, пока не возлюбите друг друга. Не указать ли вам на поступок, который поможет вам возлюбить друг друга? Приветствуйте друг друга миром» (Муслим).

А в сборнике «ал-Адаб ал-муфрад» имама ал-Бухари приводится хадис: «Делайте друг другу подарки, и вы полюбите друг друга». И совершенно очевидно, что наш посланник, мир ему и благословение Аллаха, стремился воспитать в своих последователях не угодничание и заискивание, а настоящее братство, основанное на любви ради Аллаха, милосердии и взаимопомощи.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху, которого мы восхваляем и к которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого поведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он сбил, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад - раб Аллаха и посланник Его. Поистине, самые лучшие слова – это Книга Аллаха, а лучший путь – это путь Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Худшие же деяния – это нововведения, а каждое нововведение – это ересь, а каждая ересь – это заблуждение, а всякое заблуждение в Огне.

А затем:

Любовь ради Аллаха – это любить человека из-за Аллаха, то есть любить его по причине его веры и подчинения Аллаху. Мусульмане должны относиться хорошо ко всем людям, и к соседям и к незнакомцам с тем, чтобы нести призыв к Исламу. С тем, чтобы быть хорошим примером для людей, напоминать и увещевать.

За любовь к покорным мусульманам полагается великое вознаграждение. Доказательством этому служат следующие слова :

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Семерых укроет Аллах в своей тени в тот День, когда не будет иной тени, кроме тени Его: справедливого правителя; юношу, росшего в поклонении Всемогущему и Великому Аллаху; человека, сердце которого подвешено в мечетях; (тех двоих, которые) любят друг друга ради Аллаха, встречаясь и расставаясь (только) ради Него; мужчину, которого позвала (к себе пожелавшая его) знатная и красивая женщина и который сказал: «Поистине, я боюсь Аллаха! - Того, кто подаёт милостыню (настолько) тайно, что его левая рука не ведает, сколько тратит правая, а (также) того, чьи глаза наполняются слезами, когда он в одиночестве поминает Аллаха Всевышнего». (Бухари, Муслим).

«Поистине, в День воскресения Аллах Всевышний скажет: «Где любившие друг друга ради величия Моего? Сегодня, в тот День, когда (иной) тени, кроме тени Моей не будет, Я укрою их в Своей тени!» (Муслим).

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, не войдёте вы в Рай, пока не уверуете, а не уверуете вы до тех пор, пока не станете любить друг друга. Не указать ли мне вам на то, что приведёт вас к взаимной любви, если вы будете делать это? Будьте между собой приветливыми». (Муслим).

В хадисе от Анаса говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не найдет никто сладость веры, пока не полюбит человека, только ради Аллаха…» (Бухари, «хадис хасан» - цепь его передатчиков («иснад») хорошая).

В хадисе от Муаза говорится: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сказал Всевышний Аллах: «Для любящих друг друга ради Моего величия (в раю) минбары из света, и позавидуют им пророки и шахиды» (Ат-Тирмизи).

Смысл этого хадиса не в том, что пророки и шахиды будут желать себе такого же положения, потому что их положение лучше и степень их выше. Они будут хвалить высокое положение любящих ради Аллаха людей.

В хадисе от Анаса говорится: «Пришел человек к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: «О, Посланник Аллаха, этот человек любит того человека, но не может делать дел, подобных его делам». На что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Человек (будет) с тем, кого он полюбил». И я не видел никогда до этого, как сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) радовались бы так чему-либо, кроме принятия Ислама, и этим словам Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Мы любим Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), но не можем делать то, что он делает, если мы будем с ним, этого достаточно». (Ахмад, « хадис сахих» - цепь его передатчиков («иснад») правильная )

В хадисе от Абу Зара говорится: «Я сказал: «О Посланник Аллаха, человек любит других людей, и не может делать, подобно их делам». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О, Абу Зар, ты с теми, кого полюбил». Я поистине люблю Аллаха и Посланника Его», и он повторил это несколько раз». (Ахмад, Абу Давуд и Ибн Хаббана).

Хадис Абдуллаха Ибн Масъуда повествует: «Сказал мне Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «О Абдуллах Ибн Масъуд!» Я сказал: «Я перед тобой, Посланник Аллаха», повторяя три раза. Пророк сказал мне: «Знаешь ли ты, какие узы веры крепчайшие?» Я сказал: «Аллах и Его Посланник знают лучше». Посланник сказал: «Крепчайшие узы имана – дружба ради Аллаха, любовь ради Него, и ненависть ради Него…» (Хадис приведен Хакимом в книге «аль-Мустадрак». Указано, что цепь его передатчиков («иснад») правильная. Бухари и Муслим не вывели этот хадис).

Умар Ибн аль-Хаттаб сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «У Аллаха есть рабы, они не пророки и не шахиды, но шахиды и пророки будут им завидовать за их место, дарованное им от Всевышнего Аллаха» . Сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха, кто они и какие их дела? Пожалуй, мы их любим» . Он сказал: «Они те, которые полюбили друг друга ради Аллаха, нет между ними родственной связи, и нет между ними денег, которые их связывают. Клянусь Аллахом, поистине, в их лицах свет, и они на высоких и светлых ступенях. Они не боятся, когда боятся люди, и не печалятся, когда печалятся люди». Затем он прочитал аят:«О да, ведь для друзей Аллаха нет страха, и не будут они печалиться» (10:62). (приведенИбн Абдульбара в книге «Тамхид»).

Хадис Муаза Ибн Анаса аль-Джуханий повествует о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто дал ради Аллаха, кто запрещал ради Аллаха, кто любил ради Аллаха, и ненавидел ради Аллаха, и кто совершил брак ради Аллаха, то его вера стала полноценной ». (Абу Иса сказал, что это «хадис хасан». Также этот хадис привел аль-Хаким в своей книге «аль-Мустадрак» и сказал, что цепочка его передатчиков правильная. Бухари и Муслим не вывели этот хадис. Абу Давуд вывел этот хадис со слов Абу Амама, но не упомянул в нем слова: «…и совершил брак ради Аллаха…».

А кто полюбил брата-мусульманина ради Аллаха, то ему желательно оповестить его о том, что он его любит. Потому что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если человек полюбит брата своего, пусть сообщит ему о том, что он любит его». ( Этот хадис передали Абу Давуд и ат-Тирмизи от аль-Микъдада Ибн Мадикараба, сказав, что это «хадис хасан»).

Также передается со слов Анаса (да будет доволен им Аллах): «Однажды, когда с Пророком (мир ему и благословение Аллаха) находился один человек, и мимо него прошёл другой, то он сказал: «О Посланник Аллаха, поистине, я люблю этого человека». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил его: «А сказал ли ты об этом ему?» Он ответил: «Нет». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Так скажи ему!» Тогда он догнал того человека и сказал: «Поистине, я люблю тебя ради Аллаха!», - на что тот ответил ему так: «Да полюбит тебя Аллах, ради которого ты полюбил меня!» Этот хадис, цепь передатчиков которого правильная, приводит Абу Давуд.

Передал аль-Базар от Абдуллаха Ибн Амр, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто полюбил человека ради Аллаха и сказал: «Поистине я люблю тебя ради Аллаха», то они оба будут в раю, а тот, который сильнее полюбил, будет степенью выше другого» («Хадис хасан»).

Самый лучший из двух полюбивших друг друга друзей – это тот, который сильнее любовью к своему другу. Согласно тому, что передал Ибн Абдульбар в книге «ат-Тамхид», и тому, что передал аль-Хаким в книге «аль-Мустадрак», также Ибн Хаббан в книге «Сахих» от Анаса, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не было еще такого, чтобы два человека полюбили друг друга ради Аллаха, и лучшим из них не был бы тот, который сильнее любовью к своему товарищу».

Желательно также скрыто молиться за брата-мусульманина.

Мать ад-Дарда передала: «Рассказал мне мой муж, что слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто молится за своего брата скрыто, ангел, назначенный для него, говорит: «Амин, и тебе также (подобно твоей молитве ему)».(«хадис сахих», Ахмад, Муслим)

Сафван Ибн Абдуллах Ибн Сафван сказал: «Когда я прибыл в Шам, то отправился домой к Абу ад-Дарда, но не застал его дома, но там была мать ад-Дарда, которая сказала: «Не хочешь ли ты совершить хадж в этом году?» Я сказал: «Да (хочу)». Она сказала: «Помолись Аллаху за нас, попроси хайр (добро). Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мольба мусульманина за его брата, возносимая им в его отсутствие, будет услышана, ибо у головы его находится получивший особое поручение ангел, и каждый раз, как он обращается к Аллаху с мольбой за своего брата, призывая на него благо. И этот ангел:: «Амин, и тебе (да будет) то же!» Я вышел на рынок и встретил там Абу ад-Дарда, он сказал мне то же самое».

Также является желательным мусульманину попросить у брата-мусульманина, чтобы он делал дуа за него.

Подтверждением этому является хадис, переданный Абу Давудом и ат-Тирмизи от Умара Ибн аль-Хаттаба, который сказал: «(В своё время) я обратился к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) за разрешением совершить Умру. Он позволил мне (сделать это) и сказал: «О брат, не забудь (упомянуть и о) нас в своих мольбах!», - (и эти) слова я не променял бы на весь этот Мир!» («хадис сахих»)

В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Включи и нас, брат, в свои мольбы!».

После того как мусульманин полюбил своего брата по вере, для него является сунной навестить его, побеседовать, поддерживать с ним связь ради Аллаха.

Передает Муслим от Абу Хурайры, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«(Как-то раз) один человек (пошёл) навестить своего брата (жившего) в другом селении, а Аллах Всевышний велел ангелу поджидать его на той дороге, по которой он шёл. Когда (этот человек) подошёл к нему, (ангел) спросил: «Куда ты (идёшь)?» Он ответил: «Я хочу (навестить) своего брата (живущего) в этом селении». Ангел спросил: «Может быть, ты оказал ему какое-нибудь благодеяние, (а теперь) стремишься (получить за это) пользу?» Этот человек ответил: «Нет, поистине, я просто люблю его ради Аллаха Всевышнего». (Тогда) Ангел сказал: «Я же, поистине, послан к тебе Аллахом (чтобы сказать), что Аллах полюбил тебя так же, как ты полюбил этого человека ради Аллаха!»

Вывел хадис Ахмад и аль-Хаким от Убада Ибн ас-Самита от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), относя его к Аллаху Всемогущему и Великому (хадис къудсий): «Любящие друг друга ради Меня, имеют право на Мою любовь, навещающие друг друга ради Меня, имеют право на Мою любовь, дарящие друг другу ради Меня, имеют право на мою любовь, и связывающиеся (узами дружбы) ради Меня, имеют право на мою любовь».

Также этот хадис вывел Малик в книге «аль-Муватта» от Муаза, который сказал: «Я слышал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Всевышний Аллах сказал: «Моя любовь стала обязательной для любящих друг друга ради Меня, и для тех, которые сидят друг с другом (беседуя) ради Меня, и для тех, которые навещают друг друга ради Меня, и для тех, которые дарят друг другу ради Меня». («хадис сахих»)

Аиша сказала: «Сколько я помню своих родителей, они всегда исповедовали эту религию, и не было такого дня, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не заходил к нам утром и вечером…» (Бухари).

Таким образом, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) разъясняет величие награды мусульманину, который желает своему брату того же, что желает себе, и стремится по возможности к тому, чтобы брат-мусульманин получил добро в этой жизни и в последующей. В хадисе Анаса, приведенном Бухари и Муслимом, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в Исламе) того же, что желает самому себе».

В другом хадисе, приведенном Абдуллахом Ибн Амр в книге Ибн Хазима, в «Сахих» Ибн Хаббана и в «аль-Мустадрак» аль-Хакима, говорится «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучшим товарищем перед Аллахом Всевышним является тот, кто лучше всех относится к своему товарищу, а лучшим соседом перед Аллахом Всевышним является тот, кто лучше всех относится к своему соседу». (Муслим и Бухари указывают на то, что цепь передатчиков этого хадиса правильная).

Также по возможности нужно помогать брату в решении его проблем, избавить его от печали. Это то, к чему должен стремиться мусульманин. В хадисе Ибн Умара, переданном Бухари и Муслимом, говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мусульманин мусульманину брат, и он (не должен) ни притеснять, ни предавать его. Тому, кто (поможет) своему брату в нужде его, Аллах (поможет) в его собственной нужде, того, кто избавит мусульманина от печали, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения, а того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет в День воскресения».

Также в хадисе, цепь передатчиков которого хорошая и который вывел Ат-Табарани с хадиса Зайда Ибн Сабита, говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах будет оказывать помощь рабу до тех пор, пока тот будет помогать своему брату».

Встречать мусульманина с тем, что он любит, чтобы обрадовать его, является желательным (мандуб).

Передает Ат-Табарани в книге «ас-Сагъир» хадис от Анаса о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Кто встретил своего брата-мусульманина с тем, что он любит, для того чтобы обрадовать его, обрадует его Всевышний Аллах в День воскресенья» («хадис хасан»).

Также является желательным встречать брата мусульманина с веселым лицом. Передает Муслим от Абу Зара, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Ни в коем случае не пренебрегай ничем из одобряемого (Шариатом), даже тем, что следует тебе встречать брата своего с приветливым лицом». Ахмад и Ат-Тирмизи передал от Джабира Ибн Абдуллаха о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Каждое одобряемое (Шариатом) – садакъа. Встретить брата с приветливым лицом, и насыпать со своего ведра в посуду брата является из одобряемого». ( цепь его передатчиков («иснад») хорошая и правильная).

Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, и Насаий и Ибн Хаббан передавали следующий хадис: «…рассказал мне Абу Джарий аль-Хаджимий: «Я пришел к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: «О Посланник Аллаха, мы жители пустынь, научи нас тому, что принесет нам пользу перед Аллахом» , и он сказал: «Ни в коем случае не пренебрегай ничем из одобряемого, даже если придется вылить из ведра твоего в чашу того, который просит попить, или поговорить с братом твоим, улыбаясь ему. И ни в коем случае не отпускай плащ, ибо это из высокомерия, которое не любит Аллах. И если тебя кто-то поругал тем, что он знает про тебя, ты не ругай его тем, что знаешь про него. Ибо его вознаграждение для тебя, а грех тому, кто сказал это». («хадис хасан»)

Является желательным также дарить брату подарки

Доказательством этому служит хадис Абу Хурайры, который вывел Бухари в книге «Аль-Адабу аль-муфрад». Абу Хурайра сказал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) наставлял: «Дарите друг другу, любите друг друга». Также этот хадис вывели Абу Яъала в «Муснаде», ан-Насаий в «аль-Куна», Ибн Абдульбар в книге «ат-Тамхид». Как сказали Ибн Хаджар в «ат-Талхис аль-хабир», а также аль-Иракий, цепь передачи хадиса хорошая.

Также является желательным принимать подарок брата. В хадисе от Аиши, да будет доволен ею Аллах, который передал Бухари, говорится: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) принимал подарок и благодарил за него». В хадисе Ибн Умара, который передали Ахмад, Абу Давуд и ан-Насаий, говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) давал наставление: «Берите под защиту того, кто станет просить о защите ради Аллаха, и давайте тому, кто попросит (что-либо) ради Аллаха, и принимайте приглашение того, кто пригласит вас, и вознаграждайте того, кто сделает вам добро, а если вы не найдёте того, чем можно будет вознаградить его, то обращайтесь к Аллаху с мольбами за такого человека, пока не увидите, что вы уже отблагодарили его». Но это все касается взаимоотношений между братьями-мусульманами, и не имеет это никакого отношения к подаркам граждан правителю, так как подарок правителю является взяткой, а она запрещена (харам).

Даже фраза «Да вознаградит тебя Аллах добром» является вознаграждением. Передает ат-Тирмизи от Усамы Ибн Зайда (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«(Если) тот, кому сделают добро, скажет сделавшему его: «Да воздаст тебе Аллах благом! (Джаза-кя-Ллаху хайран!), - то он очень красиво выразит свою благодарность». («хадис сахих хасан»)

А выражение благодарности – это вознаграждение. Согласно хадису, переданному Ибн Хаббаном в «Сахих» от Джабира, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кому дали подарок, и он нашел чем вознаградить, то пусть вознаградит этим. А если он ничего не нашел, то пусть поблагодарит его (сказав Джаза-кя-Ллаху хайран!). Либо, поистине тот, кто выразил благодарность, уже вознаградил. А кто скрыл благодарность, тот совершил неверие (то есть согрешил). А кто украсился тем, чего (на самом деле) ему не дарили, подобен надевшему два одеяния лжи».

Передает Абу Давуд и ан-Насаий от Анаса: «Мухаджиры сказали: «О Посланник Аллаха, ансары собрали весь аджр (вознаграждение от Аллаха), мы не видели еще людей лучше их в пожертвовании многим, и помощи в малом, (лучше их не видели), они уже вполне достаточно снабдили нас продовольствием». Посланник (мир ему и благословение Аллаха) ответил им: «Разве вы не благодарите их за это, молясь за них?» Они сказали: «Да, конечно». Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вот это взамен того, (что они вам дают)» («хадис сахих»).

Необходимо благодарить за малое, как за большое.

Абдуллах Ибн Ахмад в своей книге «Заваид» передал от Нуъмана Ибн Башира, который сказал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) давал следующее наставление: «Кто не благодарил за малое, тот не благодарит за большое, кто не благодарит людей, тот не благодарит Аллаха. Упоминание о милости Аллаха является благодарностью, а неблагодарность является куфром. Быть в общине является благом, а разделение (раскол, расхождение) – наказанием» («хадис сахих»).

Заступничество, ходатайство за брата мусульманина в добрых делах или облегчение его трудности является сунной

Бухари передал в хадисе от Абу Мусы: «Если к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) приходил нищий человек, то он всегда говорил (нам): «Заступайтесь и вы получите награду и Аллах осуществит то, что ему угодно через Своего Пророка».

Также передал Муслим от Ибн Умара, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто был заступником за своего брата мусульманина перед обладателями власти, для благотворительной выгоды или для облегчения трудности, тому помогут при переходе через Сират (мост над адом) в тот день, когда будут скользить ноги (при переходе через этот мост)».

Защищать честь брата мусульманина, скрыто или открыто, рекомендовано шариатом

В хадисе, который передает ат-Тирмизи от Абу ад-Дарда, говорится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто защитил честь брата, того Аллах отведет огонь от его лица в Судный день». В хадисе Абу ад-Дарда, который вывел Ахмад и Хайсами, а также в том, что передал Исхак Ибн Рахавий от Асмы Бинт Язид, говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто защитил честь своего брата, в его отсутствии, Аллах обязался освободить его от огня».

Аль-Кадаий в своей книге «Муснаду-аш-Шахаб» передает от Анаса, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто помог своему брату скрыто, в его отсутствие, тому поможет Аллах в этой жизни и в День Воскресенья» . Аль-Кадаий также вывел этот хадис от Имрана Ибн Хусайна, добавив: «…и он может ему помочь». Также этот хадис передали Абу Давуд, Бухари в «Аль-адаб аль-муфрад», а аз-Зайн аль-Иракъый сказал, что цепь передатчиков хадиса хорошая. Передается от Абу Хурайры, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мусульманин относительно другого мусульманина является как зеркало. Мусульманин - брат мусульманина, он не должен причинять ему вред, а должен защищать его за спиной».

Аллах обязал мусульманина принимать извинения от брата, сохранять его секреты, и проявлять искренность по отношению к нему.

Ибн Маджа и аль-Мунзирий передали от Джудана, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто извинился перед братом- мусульманином, а тот не принял его извинения, на нем будет (записан грех) подобно греху сборщика налогов (который собирает налог запрещенным путем)» («хадис сахих»).

Сохранение секретов барата-мусульманина.

Абу Давуд и ат-Тирмизи передали от Джабира, что Посланник Аллахк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если человек рассказал другому человеку что-то, и потом обернулся по сторонам, то это для него амана (залог)» . Сохранение секретов является ваджибом (обязанностью), а нарушение обещания является предательством и изменой.

Хадис указывает на необходимость сохранения секретов брата-мусульманина, даже если он этого не требует откровенно, но это понятно из его поведения или намеков (например, во время рассказа он оборачивается по сторонам, боясь, что кто-то чужой услышит его). Тогда что можно говорить, если брат-мусульманин откровенно просит сохранить его секреты? Все это предписано, если в секретах нет ничего, что может навредить обществу и нарушить Шариат. В этом случае, человеку, который делится своими секретами, нужно дать наставления и призвать отказаться от греховных дел.

Искренность в отношениях между мусульманами

Джарир Ибн Абдуллах сказал: «Я поклялся Пророку (мир ему и благословение Аллаха) в том, что буду совершать намазы, выплачивать закят и искренно относиться к каждому мусульманину». (Бухарий, Муслим).

В хадисе Тамима Ибн Авс ад-Дарий сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Религия есть проявление искренности». Мы спросили: «По отношению к кому?» Он ответил: «По отношению к Аллаху, Его Книге, Его Посланнику, руководителям мусульман и ко всем мусульманам». Аль-Хатаби сказал: «Смысл хадиса в том, что столпом религии и ее опорой является искреннее отношение. Как, например, слова «аль-Хадж – это арафа», то есть арафа является столпом и основой хаджа». (Муслим)

Абу Хурейра передал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Шесть вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу». Его спросили: «Какие, о, Посланник Аллаха?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Если ты встретишь (мусульманина), то приветствуй его, если он пригласит тебя, то ответь на его (приглашение), если он попросит у тебя совета, то дай ему совет, если он чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, то пожелай ему блага, если он заболеет, то навести его, а если он умрёт, то проводи его (в последний путь)». ( Муслим).

Итак, любовь ради Аллаха – это качество, которым отличается мусульманин, желающий райских благ, довольства Аллаха, Его милости и помощи.

Ислам – это религия мира, добра и терпения.

Аллах знает лучше!

Мухаммадбашир Албогачиев

Любовь к людям означает, что мы должны относиться к ним так, как хотели бы, чтобы относились к нам

«Не будет совершенной вера ни у кого из вас, пока он не пожелает для брата по вере того, чего желает и себе».

Верующий должен любить каждого человека и желать ему того же, что желает себе.

Не уверует из вас истинно никто, пока не полюбит для своего брата то, что любит для себя сам.

Любовь в данном контексте означает желание другому человеку благого. Любовь к людям означает, что мы должны относиться к ним так, как хотели бы, чтобы относились к нам.

Посланник Аллаха (мир ему) сказал:

«Кто желает отдалиться от огня Ада и войти в Рай, пусть встретит свой смертный час, будучи в вере в Аллаха и Судный день. И пусть он относится к людям так, как он желает, чтобы они относились к нему».

Посланник Аллаха (мир ему) сказал:

«Относитесь к людям так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам, тем не менее, не относитесь к ним с ненавистью, если они испытывают ненависть к вам».

Посланник Аллаха (мир ему) сказал:

«Любите для своего брата то, что ты любите для себя и проявляйте ненависть к тому, что не любите для себя».

Именно поэтому, верующий должен желать блага любому человеку, и даже грешнику, и проявлять ненависть к тому в чем он грешит. Другими словами, мы должны любить совершающего грех, но ненавидеть его грех. Это и есть «ненависть ради Аллаха».

Люди, которые любят Аллаха, смотрят через свет Аллаха, и испытывают сострадание к тем, кто ослушается Аллаха. Они проявляют ненависть по отношению к их действиям, но испытывают милосердие к ним, так чтобы посредством их увещеваний они оставили греховное. Человек не обретет истинную веру, пока он доволен для людей тем, чего не захотел бы для себя.

В Коране сказано: «Но Аллах привил вам любовь к вере, и представил ее прекрасной вашим сердцам, и сделал ненавистными вам неверие, нечестие и неповиновение. Таковы идущие правым путем» (49:7).

Ненависть из-за Аллаха означает ненавидеть человека по причине его неверия и грешности. Но человек не должен сосредотачиваться на ненависти к этому человеку, а скорее на грехах, которые он совершает. Аллах сделал грешные деяния ненавистными верующим, но не предписал ненависть по отношению к людям.

Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Кто любит ради Аллаха и ненавидит ради Аллаха, и дает ради Аллаха, и отказывает ради Аллаха, у того стал полным его иман».

В другом хадисе сказано: «Кто дал ради Аллаха, кто запрещал ради Аллаха, кто любил ради Аллаха, и ненавидел ради Аллаха, и кто совершил брак ради Аллаха, то его вера стала полноценной».