Все о тюнинге авто

Чтение суры аль-Кахф (Пещера) в пятницу. Тайны суры «Аль-Кахф Сура которую надо читать в пятницу

Задумывались ли вы, почему Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) просил читать суру «Аль-Кахф» каждую пятницу?

В этой суре содержится несколько историй. Давайте рассмотрим, какие уроки мы можем извлечь из них:

Люди из пещеры

Это история о молодых людях, которые жили в городе с неверующими. Эти люди были верующими, и они бежали из города ради Аллаха. Аллах Наградил их своим милосердием и укрыл их от солнца в пещере. Когда они проснулись 300 лет спустя, они вернулись в свой город, в котором жили только верующие.

Урок: наша вера подвергается испытаниям.

Владелец двух садов

Это история о человеке, которого Аллах благословил и даровал ему два прекрасных сада. Однако этот человек не только забыл поблагодарить Аллаха за такое благословение, но и усомнился в существовании жизни после смерти. В наказание за такое отношение его сад был разрушен. Человек сожалеет, но уже слишком поздно и его сожаления не приносят ему никакой пользы.

Урок: людей испытывают богатством.

История Мусы (мир ему) и Хидра (мир ему)

Когда пророка Мусу (мир ему) спрашивают, кто самый знающий из людей на Земле, он называет самым знающим самого себя, поскольку считает себя единственным пророком, жившим в то время на Земле. Аллах открывает ему, что есть другой человек (Хидр), который обладает гораздо большими знаниями о некоторых вещах. Муса (мир ему) отправляется в путешествие, чтобы познакомиться с этим человеком и узнает, что божественная мудрость порой кроется в таких вещах, которые обычные люди считают чем-то плохим.

Урок: людей испытывают знанием.

История Зуль-Карнайна

Аллах приводит историю о великом царе, которому были дарованы знания и власть. Он путешествует по земле и помогает людям, распространяя истину и добро. Он сумел защитить людей от племени Яджудж и Маджудж, возведя большую стену. Стоит отметить, что стена была построена вместе с людьми, речь которых Зуль-Карнайн даже не понимал.

Урок: испытания властью.

В середине суры Аллах упоминает Иблиса как того, кто провоцирует эти испытания:

«Вот сказали Мы ангелам: «Падите ниц перед Адамом!» Все они поклонились, кроме Иблиса. Он был одним из джиннов и ослушался воли своего Господа. Неужели вы признаете его и его потомков своими покровителями и помощниками вместо Меня, тогда как они являются вашими врагами? Плохая это замена для беззаконников!» (18:50).

Во многих хадисах Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорит о том, что тот, кто читает и заучивает аяты суры «Аль-Кахф», будет защищен от Даджаля.

Абу ад-Дарда (да будет доволен им Аллах) передал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто выучит 10 первых аятов сура «Аль-Кахф» будет защищен от Даджаля». По другой версии, следует выучить 10 последних аятов этой суры (Муслим).

Теперь давайте рассмотрим взаимосвязь между сурой «Аль-Кахф» и Даджалем. Даджаль появится до наступления Судного Дня и подвергнет людей 4 испытаниям:

а) Он будет заставлять людей поклоняться ему, а не Аллаху. Это испытание веры.

б) Он будет обладать огромной властью: он сможет останавливать и проливать дождь. Он будет соблазнять людей своим богатством. Это испытание богатством.

в) Он будет испытывать людьми знаниями и тем новым, что будет ему дано. Испытание знанием.

г) Он будет иметь власть над огромными территориями Земли. Испытание властью.

Как преодолеть эти испытания?

Аллах говорит в суре о том, как преодолеть эти испытания.

Быть в окружении праведных людей

«Будь же терпелив вместе с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Его Лику. Не отвращай от них своего взора, желая украшений этого мира, и не повинуйся тем, чьи сердца Мы сделали небрежными к Нашему поминанию, кто потакает своим желаниям и чьи дела окажутся тщетными» (18:28).

Знать истину об этом мире

«Приведи им притчу о мирской жизни. Она подобна воде, которую Мы ниспосылаем с неба. Земные растения смешиваются с ней (или благодаря ей), а потом превращаются в сухие былинки, рассеиваемые ветром. Воистину, Аллах способен на всякую вещь» (18:45).

Проявлять смирение

«Он [Муса] сказал: «Если Аллах пожелает, то ты найдешь меня терпеливым, и я не ослушаюсь твоего веления» (18:69).

Быть искренним

«Скажи: «Воистину, я – такой же человек, как и вы. Мне внушено откровение о том, что ваш Бог – Бог Единственный. Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом» (18:110).

Обращаться к Аллаху

«Читай Писание твоего Господа, ниспосланное тебе в откровении. Нет замены Его Словам, и ты не найдешь помимо Него прибежище» (18:27).

Помнить о будущей жизни

«В тот день Мы заставим двигаться горы, и ты увидишь, что земля станет плоской. Мы соберем их всех и никого не упустим. Они предстанут перед твоим Господом рядами: «Вы пришли к Нам такими, какими Мы создали вас в первый раз. Но вы предполагали, что Мы не назначили встречи с вами». Будет положена книга, и ты увидишь, как грешники будут трепещать от того, что в ней. Они скажут: «Горе нам! Что это за книга! В ней не упущен ни малый, ни великий грех – все подсчитано». Они обнаружат перед собой все, что совершили, и твой Господь ни с кем не поступит несправедливо» (18:47-49).

    Св. х. Ахмада и Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1184, хадис № 126–(2946); аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 8. С. 3452, хадис № 5469; ас-Суюты Дж. Аль-джами’ ас-сагыр. С. 480, хадис № 7861, «сахих».

    Хадис от Абу Дарда’; св. х. ат-Тирмизи. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 806, хадис № 2891, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами’ ас-сагыр. С. 538, хадис № 8931, «сахих».

    Хадис от Абу Дарда’; св. х. Ахмада, Муслима, Абу Дауда и ан-Насаи. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 316, хадис № 257–(809); ас-Суюты Дж. Аль-джами’ ас-сагыр. С. 524, хадис № 8639, «сахих».

    Хадис от Абу Дарда’; св. х. Ахмада, Муслима и ан-Насаи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами’ ас-сагыр. С. 538, хадис № 8930, «сахих».

    Также см., например: аль-Куртуби М. Аль-джами’ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 10. С. 225; аль-Кари ’А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т., 1992. Т. 8. С. 3457, 3458; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 8. С. 215, 216.

    Пятница (джума) начинается в четверг с заходом солнца и заканчивается в пятницу с заходом солнца.

    Хадис от Абу Саида; св. х. аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами’ ас-сагыр. С. 538, хадис № 8929, «сахих».

    Убиваться - отдать все силы чему-либо, кому-либо; стараться до полного изнеможения.

    Обращение Всевышнего к Пророку, оно же и обращение ко всякому читающему эти строки.

    Надпись на камне, где были записаны их имена и родословные.

    В транслитерации это выглядит так: раббэнээ аатина миль-лядункя рахмэтэн ва хайи’ лянаа мин амринаа рашадэ.

    Мусульманские ученые склоняются к тому, что они были христианами, следовавшими заветам Иисуса и уверовавшими в Бога.

    В аяте употреблено слово «масджид», то есть мечеть - место, где совершают земной поклон пред Господом.

    По солнечному календарю - 300 лет, а по лунному - 309.

    «Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые: Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф. 7:17, 18).

    Парча - плотная шелковая сложно-узорчатая ткань, затканная золотыми или серебряными нитями. Является символом богатства, обеспеченности.

    См.: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 1. С. 115; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 2. С. 476, хадис № 2351.

    Развести руками - жест удивления и обескураженности.

    «Станет ровной, расстелившись на территории ее привычного движения вокруг Солнца», - предполагают некоторые ученые. Все это пространство станет огромной площадью Суда. На поверхности окажутся останки всего рода человеческого, которые Божьим повелением будут восстановлены и воссоединены со своими душами.

    См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2045, хадис № 6527.

    Современные достижения в области электроники наглядно демонстрируют нам, что поместить информацию о жизни человека во всех ее подробностях на цифровом носителе не составляет ни малейшего труда. И чем дальше продвинется научный прогресс, тем более реальным будет казаться книга «личных дел» человеческих даже в рамках земного восприятия вещей.

    Нимб - сияние над головой или вокруг головы; символ святости.

    Подсечь - ударом, резким движением лишить опоры; сбить с ног.

    Глумиться - издеваться, зло насмехаться.

    Этот юноша был одним из потомков пророка Юсуфа (Иосифа) и обучался у Моисея. Звали его Юша’ ибн Нун.

    Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) рассказал следующую историю: «Как-то раз Моисей читал проповедь перед потомками Я’куба (иудеями), и один из присутствовавших спросил: «Кто среди людей наиболее знающ (имеет больше всего знаний)?» Моисей отнес этот эпитет к себе, за что получил упрек от Господа. Ему было внушено Божественным Откровением, что в месте объединения двух морей есть раб Божий, который более умен. Моисей спросил: «Господи, а как же я его найду?» Последовал ответ: «Возьми с собой рыбу и помести ее в корзину из пальмовых листьев. Там, где ты потеряешь ее, и будет место вашей встречи». Моисей вместе с юношей по имени Юша’ отправился в путь, а когда они дошли до скалы, остановились для отдыха и заснули. Рыба тем временем смогла выбраться из корзины и упасть в море». См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 1053, хадис № 3401 (часть хадиса).

    Хыдр (Хызыр, Хезир) - имя собственное. В Священном Коране подробно описывается несколько исторических эпизодов, где главными лицами являются пророк Моисей и праведник Хызыр (более правильно - Хыдр (الخضر). Подробнее см., например: аль-’Айни Б. ’Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 3–10.

    Живительный - укрепляющий, возбуждающий жизненные силы.

    Добавив при этом: «Мне даны Богом те знания, которых нет у тебя, а тебе даны Богом те, которых нет у меня». См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 2. С. 1054, хадис № 3401.

    См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-’асрийя, 1997. Т. 2. С. 1054, хадис № 3401 (часть хадиса); аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 8. С. 319.

    Вершить суд подобным образом было дано лишь Хыдру в качестве поучительного урока для Моисея. Никому другому это не дано. Заявляющий о чем-либо подобном в наше время - психически болен и нуждается в принудительном лечении.

    В Исламе есть разница между понятиями «верующий» (му’мин) и «покорный Богу» (муслим). Первые - это те, кто не только обязателен пред Богом в вопросах, например, религиозной практики, но вдобавок к этому в их сердцах, именно в сердцах, вера, а потому их внутреннее состояние и внешние проявления, дела, поступки, освещены ею - благородны, последовательны, сострадательны, добры, щедры. Вторые же - это те, кто покорен Богу, например, сторонясь явно запретного и делая в меру своих сил обязательное, но вера не вошла в их сердца (хотя может присутствовать в речевых оборотах и применяемых ими религиозных терминах), а потому там (в сердце, сознании и подсознании) темно, эмоции, дела и поступки не всегда светлы, позитивны и добры. В Коране об этом повествуется так: «Сказали бедуины: «Мы уверовали [во Всевышнего и в Судный День]». Ответь [им, о Мухаммад]: «Вы не уверовали, а лишь стали покорны (стали мусульманами, покорными Богу в отдельных ритуальных действиях, поступках или словах). Когда же вера войдет в ваши сердца , [тогда вы по праву сможете назвать себя верующими]» (см. Св. Коран, 49:14). Подробнее см., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 3. С. 368, 369.↩

    Фирдавс - это наивысший уровень райской обители из ста существующих. Каждый из уровней подобен тем просторам, что между небом и землею.

    Подробнее о Рае и его уровнях читайте в моей книге «О смерти и вечности».

Сегодня пятница, а это значит, мы продолжаем нашу постоянную рубрику, где рассказываем о достоинствах пятницы и пятничного намаза. В редакцию нашего сайта поступает множество вопросов о пятничном поклонении. Сегодня мы бы хотели рассказать о сурах, чтение которых в пятницу является Сунной Пророка Мухаммада (мир ему).

Пророк Мухаммада (мир ему) говорил, что самым ценным днем недели является пятница:

«Есть в этот день определенный час, и если раб Аллаха, являющийся мусульманином и совершающий в это время молитву, попросит о чём-нибудь Всевышнего Аллаха, то Он обязательно дарует ему это», после чего сделал знак рукой, показывая, что этот промежуток времени очень короткий»

Пятница - это возможность, дарованная нам Аллахом для избавления от наших грехов посредством коллективного поклонения, совершения благого для родных и близких нам людей, чтения сур из Корана. Одной из Сунн нашего Пророка (мир ему) является чтение в пятницу 18 суры Корана «Аль-Кахф» :

«Тот, кто в ночь накануне пятницы прочтет суру аль-Кахф , в судный день будет освещен светом с земли и до самого неба. Ему будут прощены грехи, совершенные между двумя пятницами» (ат-Таргиб ват-Тархиб).

Данная сура является как бы напоминанием о существовании Ада и Рая, о приближении Судного дня и наказании, которое ожидает грешников. В то же время сура описывает блага мирской жизни и напоминает о том, что истинно верующих ожидает вечное блаженство. Эти моменты описываются через историю пророка Мусы (мир ему) и Зуль-Карнайна. В конце 18 суры Всевышний представляет нам пути достижения довольства Аллаха.

Также пятница является отличным поводом для того, чтобы навестить родных и близких, помочь родителям, а если их нет в живых, то прочитать за них дуа. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал:

«Если в пятницу человек посетит могилу своих родителей и прочтет там суру Йа-Син , то обитателям могилы будет даровано прощение» (Ибн Адий, 1/286; Абу Нуайм, Ахбар аль-Асбахан, 2/344).

Также существуют и другие хадисы о том, какие суры следует читать в пятницу. Ибн Шихаб аз-Зухри сказал:

«У того, кто после пятничного намаза прочтет семь раз суры Ихлас, Фаляк и Нас , будет защищено имущество и дети, до следующей пятницы» (Канзуль-Уммал).

В других хадисах сообщается:

«Во время утреннего намаза в пятницу, посланник Аллаха (мир ему) читал суры ас -Сажда и аль-Инсан » (Бухари, Джума, 10).

Данные суры также являются напоминаниями о Судном Дне и нескончаемой милости Всевышнего Аллаха, сотворившего небеса и землю. В суре «ас-Сажда» Аллах обращается к неверным, желая их вразумить, и не устает указывать на знамения Судного дня, где каждому воздастся: верующим - за их веру, а неверным - за их неверие.

В других сурах, которые Пророк Мухаммад (мир ему) читал во время пятницы, говорится о достоинствах поклонения Всевышнему и о том, что поклонение Аллаху лучше, чем любая забава или торговля. Ведь ничто не должно отвлекать верующего от поклонения и поминания своего Творца.

«Иногда при проведении пятничного намаза, посланник Аллаха (мир ему) в первом ракаате читал суру аль-Джума , а во втором ракаате суру аль-Мунафикун » (Муслим, Джума, 61).

Кроме того сообщается, что: «Проводя пятничный намаз, посланник Аллаха в первом ракаате читал суру аль-Аля , а во втором ракаате суру аль-Гашийа » (Муслим, Джума, 63).

Пусть все ваши дуа будут приняты Всевышним Аллахом! С благословенной пятницей!

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

1.
Хвала Аллаху,
Кто Своему слуге Писание низвел
И в нем не допустил извилин (в смысле) -

2.
(Писание) прямое, (без уверток),
Чтобы напомнить (нечестивым) о наказании великом,
А тех, кто верует и делает добро,
Обрадовать благою Вестью,
Что им - прекрасная награда

3.
И в ней им вечно пребывать;

4.
Чтоб остеречь таких, кто говорит:
"Аллах взял сына на Себя".

5.
У них нет знания об этом,
И не было его у их отцов.
(Греховность) слова, выходящего из уст их,
(Столь) велика, (как и сам грех).
Они лишь ложь высказывают этим.

6.
Быть может, ты, (о Мухаммад!), себя до смерти доведешь,
(Отправившись в небытие) по их следам,
От горя, что они не верят этому Посланью.

7.
Все то, что (существует) на земле,
Мы сделали ей украшеньем,
Чтоб испытать, кто лучше из людей по их поступкам.

8.
И Мы, поистине, (со временем) все обратим на ней
В бесплодную, сухую почву.

9.
Ты думал ли когда-нибудь о том,
Что обитатели пещеры и Ракима
Были одними из чудес среди знамений Наших?

10.
Укрылись отроки в пещере и сказали:
"Господь наш, ниспошли нам милосердие Твое!
Уверь нас в правоте наших деяний".

11.
И Мы на долгие года
В пещере им закрыли уши.

12.
Потом Мы пробудили их, чтобы узнать,
Которая из двух общин лучше сочтет
Предел тех лет, что провели они в пещере.

13.
Тебе по Истине Мы повествуем сказ о них:
Поистине, то были отроки, которые уверовали (в Бога),
И их (усердие) на праведном пути Мы укрепили

14.
И укрепили их сердца,
(Когда) они стояли там и говорили:
"Господь наш - Бог земли и неба.
Мы никогда не будем призывать,
Кроме Него, иного божества -
Иначе мы, поистине, сказали бы такое,
Что вышло б за предел (дозволенного Им).

15.
А эти, наши горожане,
Других богов, кроме Него,
Для поклонения себе призвали.
Тогда им почему бы не представить
Свидетельства на власть (этих богов)!
И есть ли нечестивее того,
Кто ложь возводит на Аллаха!"

16.
Когда оставите вы их
И тех, кого они, кроме Аллаха, призывают,
То отправляйтесь для укрытия в пещеру -
Прострет Господь Свою вам милость
И к лучшему дела устроит вам.

17.
И ты бы видеть мог, как солнце на восходе
Клонилось от пещеры вправо,
А на закате слева обходило их.
Они ж лежали на пространном месте посреди.
Это - (одно) из (множества) знамений Наших:
Кому Аллах указывает путь,
Тот следует прямой стезею;
Кого блуждать Он оставляет,
Тому не отыскать себе
Ни покровителя и ни вожатого (по жизни).

18.
И ты бы мог подумать, что они не спят,
Хотя они на самом деле спали,
И Мы направо и налево поворачивали их,
А их собака обе лапы протянула на порог.
И если б (в этом виде) ты их усмотрел,
Ты бы от них пустился в бег
И был бы в страх от них повергнут.

19.
Потом Мы разбудили их,
Чтобы они друг друга расспросили, -
Один из них спросил:
"Как долго здесь вы находились?"
Они ответили:
"Мы находились здесь, (возможно), день иль часть его".
(И вновь) они сказали:
"Господь ваш лучше знает то,
Как долго здесь вы находились.
(Ну, а теперь) пошлите в город одного из вас
С этой серебряной монетой, что при вас (осталась), -
Пусть он посмотрит, у кого еда почище,
И принесет вам все, что нужно из нее;
Но чтобы вел себя он скромно
И никому о вас не сообщал.

20.
Ведь если обнаружат они вас,
То забросают вас камнями
Или принудят веру их принять, -
Тогда вам никогда не знать Господней благодати".

21.
Так известили Мы о них,
Чтобы (сограждане) их знали,
Насколько истинно обетование Аллаха,
И чтобы не было сомнения о Часе.
Смотри, они уж разошлись между собой
В их деле (о семи заснувших);
(Одни) сказали:
"Соорудите дом над ними!"
Но знает лучше их Господь про них, -
И те, что одержали верх в их деле,
Сказали: "Поистине, над ними мы построим Храм".

22.
(И о числе заснувших) спорить они будут:
"Их было трое, а четвертым был их пес".
(Другие) скажут:
"Пятеро их было, а шестой - их пес",
Строя догадки (относительно того, чего) не знали.
(Иные) скажут:
"Семеро их было, а их пес - восьмой".
Скажи: "Господь мой лучше знает их число,
И лишь немногие об этом знают", -
Ты с ними в спор об этом не вступай,
Коль этот спор не может разрешиться прямо,
И никого из них не спрашивай о них.

23.
И (никогда) не говори (о совершении) чего-то:
"Я это завтра совершу",

24.
При этом не добавив:
"Если на то будет Господня воля".
А если все-таки забудешь,
То вспомни Бога своего и (сразу же) скажи:
"Быть может, мой Господь меня приблизит
К пути прямому, (что лежит к познанию сего)".

25.
И пробыли они в своей пещере триста лет,
И к этому прибавить (дОлжно) девять.

26.
Скажи: "Аллаху лучше знать,
Как долго находились они там, -
Лишь Он владеет Сокровенным неба и земли.
Как ясно видит Он!
Как верно слышит!
У них, кроме Него, нет покровителя другого,
И не берет Он никого в участники Своей управы".

27.
Читай (и проповедуй) то,
Что явлено тебе из Книги Бога;
Нет никого, кто (смел бы) изменить
Его Слова,
И ты убежища себе не обретешь,
Кроме (того, что) Он (тебе назначит).

28.
Живи душой в согласии и мире с теми,
Кто на восходе (дня) и на закате солнца
Взывает к Господу в молитве,
Ища Его благодаренья, -
От них глаза не отводи,
Желая блеска ближней жизни;
И не иди на поводу у тех,
Сердца которых Мы забвению предали
К воспоминанию о Нас,
Кто следует своим страстям
И чьи дела идут вразрез с (благими).

29.
Скажи: "Исходит Истина от Бога твоего:
Кто хочет, тот уверует (в Него),
Кто хочет, тот останется неверным".
Мы для неверных уготовили Огонь,
Что их пылающим шатром окружит;
А если возмолят о помощи они,
Помогут им водой,
Что будет, как расплавленный металл,
Обваривать их лица, -
Какое мерзкое питье!
Как непристойно место упокоя!

30.
Но тем, кто верует и доброе творит, -
Поистине, Мы не дадим погибнуть
Награде тех, кто делает добро.

31.
Для них Сады, реками омовенны,
Они украсятся в браслеты золотые,
Оденутся в зеленые наряды из атласа и парчи,
Там на седалищах прекрасных восседая, -
Какая славная награда!
Какое благостное место упокоя!

32.
Ты предложи им в притчу двух людей:
Мы одному устроили два виноградных сада,
Вокруг которых посадили пальмы,
А между ними злаковые нивы развели.

33.
И оба сада принесли свои плоды.
Мы ничего из них не погубили,
А между ними реку провели.

34.
Хозяин сада получил (обильные) плоды
И в разговоре другу своему сказал:
"Тебя богаче я имуществом своим
И (сыновьями) больше славен".

35.
И (горделиво) он вошел в свой сад,
Обидев собственную душу,
И сказал:
"Не думаю, чтобы пропасть могло
Когда-нибудь все это,

36.
И я не думаю, что Час настанет.
А если к Богу моему я буду возвращен,
То, несомненно, я взамен найду там лучшее, чем это".

37.
Но друг его с ним в разговоре отвечал:
"Ужель не веруешь в Того,
Кто сотворил тебя из праха,
Потом из капли,
А потом и выровнял, и соразмерил человеком?

38.
И что касается меня: (я верую),
Это - Аллах, Господь мой,
И в соучастники Ему я никого не призываю.

39.
И что ж тебе не говорить, входя в свой сад:
"На все Господня воля!
И лишь с Аллахом мощь (моя)!"?
Если (сегодня) видишь ты меня
Бедней себя деньгами и детьми,

40.
(Как знать), быть может, мой Господь
Мне (завтра) даст получше, чем твой сад,
Ну, а на твой - пошлет ненастье с неба,
И он (мгновенно) в пустошь обратится.

41.
Или уйдут под землю его воды,
И ты их не сумеешь отыскать".

42.
И были гибелью объяты все его плоды,
И стал в отчаянье ломать он свои руки,
(Горюя) оттого, что он в свой сад вложил,
А ныне он стоял, до основанья разоренный;
И говорил он:
"Горе мне! О, если б только к Богу моему
Я никого не призывал!"

43.
И не было таких,
Кто б помощь оказал ему против Аллаха,
А сам он справиться (с бедой) не мог.

44.
Лишь у Аллаха, истинного Бога,
Ищи защиты и спасения себе!
Нет никого лучше Его
В даянии наград и лучшего исхода.

45.
Ты приведи им в притчу жизнь в этом мире:
Она - точно вода, которую Мы с неба шлем, -
Растительность земли ее поглотит
(И буйно расцветет на миг);
(Но вот, гляди!) Она уже иссохла
И превратилась в сор сухой,
Что распыляется (в небытие) ветрами.
Аллах, поистине, над всякой вещью властен!

46.
Богатства (ваши), сыновья -
Лишь украшения вам в этой жизни,
А то, что пребывает (вне суеты земного бытия), -
Дела благие -
Есть лучшее пред Господом твоим
И по награде, (что за праведность воздаст Он),
И по надеждам, (что исполнятся Его веленьем).

47.
В тот День,
Когда Мы сдвинем с места горы
И ты увидишь землю плоской,
Мы соберем их всех и не оставим (без вниманья) никого.

48.
Они предстанут перед Господом твоим рядами,
(И скажет Он):
"Вот вы вернулись к Нам (в том виде),
В котором вас Мы сотворили изначально.
Но нет же! Вы (всегда) считали,
Что Мы не назначали встречи вам
На срок определенный".

49.
И книга (дел) будет положена (пред ними),
И ты увидишь грешных в страхе от того, что в ней,
И они скажут:
"Горе нам! Что это за книга,
Что не осталось ни единого деянья,
Которое она бы не сочла,
Сколь малым ни было б оно или великим?!"
Они найдут там налицо все то, что совершили,
И твой Господь ни одному из них
Не нанесет обид несправедливых.

50.
И вот Мы ангелам сказали:
"Адаму низко поклонитесь!"
И те в поклоне пали перед ним,
Кроме (надменного) Иблиса,
Кто был одним из джиннов
И не исполнил повеленья Бога своего, -
Так неужели вы его и отпрысков его
Возьмете в покровители себе вместо Меня?
Они же - вам враги!
Как же порочна эта мена для неверных!

51.
Я их не звал в свидетели Творения
Небес, земли и их самих,
И Я не стал бы брать в помощники Себе
Таких, которые с пути сбивают.

52.
В тот День
Он скажет:
"Призовите тех, которых Мне вы в соучастники придали".
Они их призовут, но те им не ответят,
И Мы воздвигнем пропасть между ними.

53.
А грешники увидят огнь Ада,
Предчувствуя, что попадут в него, -
Но не найти им от него спасенья!

54.
В этом Коране привели Мы людям
Притчи, (несущие) различный (смысл), -
Но человек больше всего упорствует (в страстях,
Склоняющих его к неверью).

55.
Так что мешает людям веровать (в Аллаха),
Когда пришло к ним Руководство,
И что удерживает их
Взывать к их Господу простить их (и направить),
Как только то, чтоб их постигла участь предков
Иль наказание лицом к лицу предстало?

56.
Мы шлем посланников (Своих)
Лишь возвещать (добро) и увещать (от злого),
Но в своих спорах прибегают лишь ко лжи
Все те, кто не уверовал (в Аллаха),
Чтоб ею Истину отвергнуть,
И подвергают (злым) насмешкам
Знамения Мои и то, чем их увещевают.

57.
Кто же не праведнее тех,
Кому напомнили знамения Господни,
Они же (не признали их и) отвратились,
Забыв о том, что предварили им деяния их рук?
Мы их сердца покровами закрыли,
Чтобы они не поняли его,
А в уши положили глухоту.
И если ты их призовешь на путь прямой,
То и тогда они им не пойдут.

58.
Но твой Господь -
Владыка милосердия и (все)прощенья.
И если б Он желал их наказать
За то, что (их грехи) им предварили,
То, несомненно, Он ускорил бы их кару.
Но есть у них назначенный предел,
(И вот когда он подойдет),
Им (от возмездия Его)
Убежища себе не отыскать.

59.
Так погубили Мы селения (людей),
Когда (их жители) нечестие творили,
И (всякий раз) на их погибель
Мы ставили назначенный предел.

60.
Вот Муса своему служителю сказал:
"Не отступлю, пока я не достигну
Места слиянья двух морей,
Хотя бы довелось идти мне годы".

61.
Когда они слиянья двух морей достигли,
Они совсем забыли про их рыбу,
Что прямо к морю (дивным образом) направила свой путь.

62.
А уж когда они (вперед) ушли,
Он спутнику сказал:
"Ты приготовь поесть нам.
Наш тяжкий путь нас изнурил".

63.
Но тот ответил:
"Видишь ли, когда мы у скалы обосновались,
Забыл про рыбу я,
И только Сатана забыть меня заставил (об этом сообщить тебе), -
Она же прямо к морю
Дивным образом направила свой путь".

64.
Сказал он:
"Этого как раз мы и желали!"
И оба двинулись назад
По своим собственным следам.

65.
Они нашли там одного из Наших слуг,
Кому Мы даровали милость от Себя
И научили мудрости и знанию от Нас.

66.
Муса сказал ему:
"Могу ль я за тобой пойти,
Чтобы меня ты научил хоть части из того,
Чему научен ты об Истинном Пути?"

67.
Но тот ответил:
"Ты не сможешь сохранить терпение со мной,

68.
И как тебе быть терпеливым в тех (вещах),
Смысл которых для тебя неясен?"

69.
Муса сказал:
"Если Аллаху так угодно,
Меня найдешь ты терпеливым;
Я не ослушаюсь тебя ни в чем".

70.
Сказал он:
"Если ты последуешь за мной,
Не задавай мне никаких вопросов,
Пока я (к сути твоего вопроса) не вернусь".

71.
Они отправились в дорогу оба
И, (лодку повстречав), вошли в нее.
Тут он ее (внезапно) продырявил,
И Муса, (не стерпев), сказал:
"Ты сделал в ней дыру,
Чтоб потопить сидящих в ней?
Как странно поведение твое!"

72.
Ответил тот:
"Не я ли говорил тебе,

73.
Не укоряй меня за то, что я забыл, - ответил Муса, -
И в моем деле на меня не возлагай
Те тяготы, (что мне невмочь нести).

74.
Они продолжили свой путь
И шли, пока им юноша не повстречался.
И тут убил его (попутчик Мусы),
И (потрясенный Муса, вновь не утерпев), сказал:
"Ужель убил ты душу, неповинную в убийстве?
Ты совершил дурной поступок".

75.
Ответил тот:
"Не я ли говорил тебе,
Что ты со мной не сможешь сохранить терпенье?"

76.
Муса сказал:
"Если тебя я после этого о чем-нибудь спрошу,
Не позволяй мне путь с тобой продолжить, -
Это тебе служило б извиненьем от меня".

77.
Они продолжили свой путь,
Пока не подошли к селенью
И жителей его о пище не спросили.
Но те в гостеприимстве отказали им.
Они нашли в селенье стену,
Которая была готова развалиться,
И тут (попутчик Мусы) починил ее.
Муса сказал:
"Если бы ты хотел того,
Ты мог бы получить за это плату".

78.
Мы разлучимся здесь, - сказал (его попутчик), -
Но прежде я хочу растолковать тебе
Значение того, о чем тебе так не терпелось (знать).

79.
Та лодка, что я продырявил,
Принадлежала беднякам,
Которые работали на море.
Я захотел ее испортить потому,
Что позади их находился царь,
Который силою захватывал все лодки.

80.
Юнец, (которого убил я), -
Его родители благочестивы были в вере,
И мы боялись: он им горе причинит
Своим неверием и непокорством.

81.
И мы хотели, чтоб Господь их
Дал им взамен другого (сына),
Кто будет и (душою) чище,
И милосерднее (в сыновьем долге).

82.
А (что касается) стены (в селенье):
Она принадлежала двум юнцам-сиротам,
И был под нею клад, что им принадлежал.
Отец их был благочестив,
И потому Господь твой пожелал
Достичь им зрелости и клад извлечь
По благосклонности Господней Воли.
Я не своим решением все это совершил -
(На то была Господня Воля)!
Вот объяснение того,
О чем тебе так нетерпелось знать.

83.
Они тебя о Зуль-Карнайне вопрошают, -
Скажи: "Я вам поведаю историю о нем".

84.
Мы укрепили его мощь на сей земле
И дали ему все пути и средства.

85.
Он (выбрал) путь и им пошел.

86.
Когда дошел он до захода солнца,
То он увидел, что оно
Садится в воды грязного ключа,
А близ него - (селение) народа.
Сказали Мы:
"О Зуль-Карнайн! Ты можешь наказать его
Или явить свое великодушье".

87.
Сказал он:
"Мы того, кто нечестив, накажем -
Потом он будет к Богу возвращен,
И тяжкой мукой Он его накажет.

88.
Но тем, кто верует и делает добро,
От нас - прекрасная награда,
И наши повеленья им
Будут даны им добрым словом".

89.
Потом другим путем пошел он,

90.
Пока не подошел к земле восхода солнца
И не увидел, что оно восходит над народом,
Которому не дали Мы покрова
Укрыться от лучей палящих.

91.
(Он их оставил) в том же (виде, как нашел),
И ведали Мы все о нем.

92.
И вновь отправился он в путь,

93.
Пока не подошел к проходу меж двумя горами,
И у (подножья) их нашел народ,
Что мог едва понять какую-либо речь.

94.
О Зуль-Карнайн! - они сказали. -
Гог и Магог творят нечестье на земле.
Не примешь ли от нас ты дань,
Чтобы воздвигнуть стену между (нечестивцами) и нами?

95.
Ответил он:
"Могущество, что дал мне мой Господь,
Мне лучше (по награде).
Вы мне (рабочей) силой помогите,
И я воздвигну стену между вами.

96.
Несите мне куски железа".
Когда (железом) он сровнял (пространство)
Между крутыми склонами горы,
"Дуйте (в кузнечные мехи)!" - сказал он.
Когда железо раскалилось, как огонь,
Сказал он: "Принесите мне его!
Я вылью на нее расплавленный металл".

97.
И не могли (Гог и Магог)
Ни перелезть через нее, ни продырявить.

98.
Сие - по милости от Бога моего, - сказал он, -
Когда придет обещанное Господом моим,
Он обратит ее в (мельчайший) щебень, -
А то, что обещает мой Господь,
Есть Истина, (что неминуемо свершится)!

99.
В тот День
Мы их оставим литься (беспорядочной толпой),
Подобно волнам, спорящим друг с другом, -
Раздастся трубный глас, и Мы въедино соберем их.

100.
И Мы представим Ад
В тот День
Перед (прозревшими) глазами нечестивцев -

101.
Тех, чьи глаза были завесою закрыты,
Чтобы знамения Мои не распознать,
(Закрыты глухотою были уши),
Чтобы не мочь услышать (Слова Моего).

102.
Ужель неверные считали,
Что могут взять в защитники себе
Моих рабов вместо Меня?
Поистине, Мы уготовили им Ад как (гостевой) прием!

103.
Скажи: "Не сообщить ли вам про тех,
Кто понесет от дел своих найбольшие потери?

104.
Тех, чьи усилия впустую
Были потрачены (в их жизни на земле), -
Они же думали, что делают прекрасные дела".

105.
И это - те, кто отвергает знамения их Господа и встречу с Ним, -
Дела их в тщЕту обратятся,
В День Воскресения Мы не дадим им никакого веса.

106.
Вот их награда - Ад!
За то, что не уверовали (в Бога),
Подвергли осмеянию знамения Мои
И предали Моих посланников издевкам.

107.
А те, кто верует и делает добро, -
Для тех жилищем будут Райские сады,

108.
Где пребывать навечно им
Без всякого желания замены.

109.
Скажи, (о Мухаммад!):
"Если бы воды океана
В чернила обратились для записи
Господних Слов,
Поистине, они б иссякли раньше,
Чем истощились бы СловЕсы Бога моего", -
Если б Мы даже к этому прибавили подобное сему.

110.
Скажи: "Всего лишь человек я, вам подобный.
И мне открылось,
Что ваш Бог - Единый Бог (для всех).
А кто надежды возлагает на встречу с Господом своим,
Пусть добрые дела творит
И в почитании Его
Других божеств не призывает".

1. Йа. Син.
2. Клянусь мудрым Кораном!
3. Воистину, ты – один из посланников
4. на прямом пути.
5. Он ниспослан Могущественным, Милосердным,
6. чтобы ты предостерег людей, отцов которых никто не предостерег, из-за чего они оставались беспечными невеждами.
7. Относительно большинства из них сбылось Слово, и они не уверуют.
8. Воистину, Мы наложили на их шеи оковы до самого подбородка, и их головы задраны.
9. Мы установили преграду перед ними и преграду позади них и накрыли их покрывалом, и они не видят.
10. Им все равно, предостерег ты их или не предостерег. Они не веруют.
11. Ты можешь предостеречь только того, кто последовал за Напоминанием и устрашился Милостивого, не видя Его воочию. Обрадуй его вестью о прощении и щедрой награде.
12. Воистину, Мы оживляем мертвых и записываем то, что они совершили, и то, что они оставили после себя. Всякую вещь Мы подсчитали в ясном руководстве (Хранимой скрижали).
13. В качестве притчи приведи им жителей селения, к которым явились посланники.
14. Когда Мы отправили к ним двух посланников, они сочли их лжецами, и тогда Мы подкрепили их третьим. Они сказали: «Воистину, мы посланы к вам».
15. Они сказали: «Вы – такие же люди, как и мы. Милостивый ничего не ниспосылал, а вы всего лишь лжете».
16. Они сказали: «Наш Господь знает, что мы действительно посланы к вам.
17. На нас возложена только ясная передача откровения».
18. Они сказали: «Воистину, мы увидели в вас дурное предзнаменование. Если вы не прекратите, то мы непременно побьем вас камнями и вас коснутся мучительные страдания от нас».
19. Они сказали: «Ваше дурное предзнаменование обратится против вас самих. Неужели, если вас предостерегают, вы считаете это дурным предзнаменованием? О нет! Вы – люди, преступившие границы дозволенного!»
20. С окраины города второпях пришел мужчина и сказал: «О мой народ! Последуйте за посланниками.
21. Последуйте за теми, кто не просит у вас награды и следует прямым путем.
22. И почему бы мне не поклоняться Тому, Кто сотворил меня и к Кому вы будете возвращены?
23. Неужели я стану поклоняться другим богам помимо Него? Ведь если Милостивый пожелает причинить мне зло, то их заступничество ничем не поможет мне, и они не спасут меня.
24. Вот тогда я окажусь в очевидном заблуждении.
25. Воистину, я уверовал в вашего Господа. Послушайте же меня».
26. Ему было сказано: «Войди в Рай!» Он сказал: «О, если бы мой народ знал,
27. за что мой Господь простил меня (или что мой Господь простил меня) и что Он сделал меня одним из почитаемых!»
28. После него Мы не ниспослали на его народ никакого войска с неба и не собирались ниспослать.
29. Был всего лишь один глас, и они затухли.
30. О горе рабам! Не приходил к ним ни один посланник, над которым бы они не издевались.
31. Неужели они не видят, сколько поколений Мы погубили до них и что они не вернутся к ним?
32. Воистину, все они будут собраны у Нас.
33. Знамением для них является мертвая земля, которую Мы оживили и извлекли из нее зерно, которым они питаются.
34. Мы создали на ней сады из пальм и винограда и заставили биться в них источники,
35. чтобы они вкушали их плоды и то, что создали своими руками (или чтобы они вкушали плоды, которые они не создали своими руками). Неужели они не будут благодарны?
36. Пречист Тот, Кто сотворил парами то, что растит земля, их самих и то, чего они не знают.
37. Знамением для них является ночь, которую Мы отделяем ото дня, и вот они погружаются во мрак.
38. Солнце плывет к своему местопребыванию. Таково предустановление Могущественного, Знающего.
39. Мы предопределили для луны положения, пока она вновь не становится подобна старой пальмовой ветви.
40. Солнцу не надлежит догонять луну, и ночь не опережает день. Каждый плывет по орбите.
41. Знамением для них является то, что Мы перенесли их потомство в переполненном ковчеге.
42. Мы создали для них по его подобию то, на что они садятся.
43. Если Мы пожелаем, то потопим их, и тогда никто не спасет их, и сами они не спасутся,
44. если только Мы не окажем им милость и не позволим им пользоваться благами до определенного времени.
45. Когда им говорят: «Бойтесь того, что перед вами, и того, что после вас, чтобы вы были помилованы», – они не отвечают.
46. Какое бы знамение из знамений их Господа не явилось к ним, они непременно отворачиваются от него.
47. Когда им говорят: «Расходуйте из того, чем вас наделил Аллах», – неверующие говорят верующим: «Неужели мы будем кормить того, кого накормил бы Аллах, если бы пожелал? Воистину, вы лишь находитесь в очевидном заблуждении».
48. Они говорят: «Когда сбудется это обещание, если вы говорите правду?»
49. Им нечего ожидать, кроме одного только гласа, который поразит их тогда, когда они будут препираться.
50. Они не смогут ни оставить завещание, ни вернуться к своим семьям.
51. Протрубят в Рог, и вот они устремляются к своему Господу из могил.
52. Они скажут: «О горе нам! Кто поднял нас с места, где мы спали?» Это – то, что обещал Милостивый, и посланники говорили правду».
53. Будет один только глас, и все они будут собраны у Нас.
54. Сегодня ни одной душе не будет причинено никакой несправедливости, и вам воздастся только за то, что вы совершали.
55. Воистину, обитатели Рая сегодня будут заняты наслаждением.
56. Они и их супруги будут лежать в тенях на ложах, прислонившись.
57. Там для них есть фрукты и все, что они потребуют.
58. Милосердный Господь приветствует их словом: «Мир!»
59. Отделитесь сегодня, о грешники!
60. Разве Я не завещал вам, о сыны Адама, не поклоняться сатане, который является вашим явным врагом,
61. и поклоняться Мне? Это – прямой путь.
62. Он уже ввел в заблуждение многих из вас. Неужели вы не разумеете?
63. Вот Геенна, которая была вам обещана.
64. Горите в ней сегодня за то, что вы не веровали».
65. Сегодня Мы запечатаем их уста. Их руки будут говорить с Нами, а их ноги будут свидетельствовать о том, что они приобретали.
66. Если Мы пожелаем, то лишим их зрения, и тогда они бросятся к Пути. Но как они будут видеть?
67. Если Мы пожелаем, то обезобразим их на их местах, и тогда они не смогут ни двинуться вперед, ни вернуться.
68. Тому, кому Мы даруем долгую жизнь, Мы придаем противоположный облик. Неужели они не разумеют?
69. Мы не учили его (Мухаммада) поэзии, и не подобает ему это. Это – не что иное, как Напоминание и ясный Коран,
70. чтобы он предостерегал тех, кто жив, и чтобы сбылось Слово относительно неверующих.
71. Неужели они не видят, что из того, что совершили Наши руки (Мы Сами), Мы создали для них скот, и что они им владеют?
72. Мы сделали его подвластным им. На одних из них они ездят верхом, а другими питаются.
73. Они приносят им пользу и питье. Неужели они не будут благодарны?
74. Но они поклоняются вместо Аллаха другим богам в надежде на то, что им окажут помощь.
75. Они не могут помочь им, хотя они являются для них готовым войском (язычники готовы сражаться за своих идолов, или идолы будут в Последней жизни готовым войском против язычников).
76. Пусть их речи не печалят тебя. Мы знаем то, что они скрывают, и то, что они обнаруживают.
77. Неужели человек не видит, что Мы сотворили его из капли? И вот он открыто препирается!
78. Он привел Нам притчу и забыл о своем сотворении. Он сказал: «Кто оживит кости, которые истлели?»
79. Скажи: «Оживит их Тот, Кто создал их в первый раз. Он ведает о всяком творении».
80. Он создал для вас огонь из зеленого дерева, и теперь вы разжигаете огонь от него.
81. Неужели Тот, Кто сотворил небеса и землю, не способен создать подобных им? Конечно, ведь Он – Творец, Знающий.
82. Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: «Будь!» – как это сбывается.
83. Пречист Тот, в Чьей Руке власть над всякой вещью! К Нему вы будете возвращены.