Все о тюнинге авто

Битва на девичьем поле. Битва на девичьем поле Первое столкновение ополчения пожарского с поляками произошло

Отмечать День народного единства - традиция дореволюционная и большинству населения непонятная. 70 лет прерванной традиции пережил только православный праздник Казанской иконы Божией Матери, также отмечаемый 4 ноября — именно эту икону князь Пожарский внёс в Китай-город 22 октября по Юлианскому календарю. Сохранилось некоторое количество воспоминаний о Московской битве 1612 года и изгнании поляков.

О моральном состоянии второго ополчения и вооружении

Наиболее хорошо вооружёнными были представители приграничных территорий: Смоленска, Дорогобужа и Вязьмы. Летописи специально отмечают: «А смоляном поляки и литвы грубны искони вечные неприятели, что жили с ними поблизку и бои с ними бывали частые и литву на боех побивали».

Из крестьян, мещан и простых казаков, только нижегородские ополченцы были хорошо одеты и вооружены. Остальные «мнозии ж от казатцкову чину и всякие черные люди не имущие… токмо едину пищаль да пороховницу у себя имущие», «ови убо боси, инии же нази».

Незадолго до битвы войска князей Пожарского и Трубецкого принесли взаимные присяги. Казаки и дворяне князя Трубецкого поклялись «против врагов наших польских и литовских людей стояти». Ополченцы Минина и Пожарского в ответ «обещевахуся все, что помереть за дом православную християнскую веру».



Победа народного ополчения над поляками. Горельеф с памятника Минину и Пожарскому

Начало сражения за Москву

Первый бой завязали конные сотни. Бой шёл с первого по седьмой час дня. Гетман Ходкевич в поддержку кавалерии ввел в бой свою пехоту. Левый фланг русской армии дрогнул. «Етману же наступающу всеми людьми, князю же Дмитрию и всем воеводам, кои с ним пришли с ратными людьми, не могущу противу етмана стояти конными людьми и повеле всей рати сойти с коней».

Командиры гарнизона попытались отрезать часть сил Пожарского и уничтожить их, прижав к реке. Все попытки гарнизона провалились, несмотря на то, что со стен по русским велся огонь из артиллерии. Как вспоминал Будило, «в то время несчастные осаждённые понесли такой урон, как никогда».



Битва князя Пожарского с гетманом Ходкевичем под Москвой

В период этих боев князь Трубецкой продолжал занимать наблюдательную позицию. Войска князя не спешили на помощь Пожарскому, говоря: «Богаты пришли из Ярославля и одни могут отбиться от гетмана».

Решающее сражение

3 сентября по новому стилю начался второй этап сражения. Центром боёв стало Замоскворечье. Оно было крайне неудобным для действий конницы, тем не менее, конные сотни активно принимали участие в бою. Как вспоминал позже князь Пожарский, войска гетмана шли «жестоким обычаем, надеясь на множество людей». Гетман Ходкевич сам вёл солдат в бой против русского ополчения. Свидетели вспоминали о битве за остатки Земляного города, что гетман «скачет по полку всюду, аки лев, рыкая на своих, повелевает крепце напрязати оружие своё».

Солдаты гетмана Ходкевича укрепились в Клементьевском остроге, перевезли туда 400 возов с продовольствием для кремлёвского гарнизона и водрузили знамя на церкви св. Климента. Видя такое положение дел, келарь Троице-Сергиевого монастыря Авраамий Палицын, пришедший с ополчением в Москву, отправился к казакам Трубецкого, отступавшим от острога, и обещал им выплатить жалование из монастырской казны. Как вспоминал Авраамий Палицын, казаки «убо которые от Климента святаго из острожка выбегли, и озревшися на острог святаго Климента, видеша на церкви литовские знамена… зелоумилишася и воздохнувше и прослезившеся к Богу, — мало бе их числом, — и тако возвращщеся и устремишася единодушно ко острогу приступили, и вземше его, литовских людей всех острию меча предаша и запасы их поимаша. Прочие же литовские люди устрашишася зело и вспять возвратишася: овии во град Москву, инии же к гетману своему; казаки же гоняще и побивающе их…».


Б. А. Чориков «Великий Князь Дмитрий Пожарский освобождает Москву»

Казаки отбили острог, на этом завершился первый этап битвы 3 сентября. В период перерыва русская «пехота легоша по ямам и по кропивам на пути, чтоб не пропустить етмана в город». Происходило это, судя по всему, по инициативе самих ополченцев, так как в руководстве царило замешательство, «стольник и воевода князь Дмитрий Михайлович Пожарский и Козьма Минин в недоумении быша».

К вечеру началось контрнаступление ополченцев. Минин с эскадроном ротмистра Павла Хмелевского и тремя дворянскими сотнями переправился через Москву-реку и выступил в сторону Крымского двора. Литовская рота, стоявшая у двора, увидев противника, побежала к лагерю гетмана. Одновременно русская пехота и спешившиеся конники перешли в наступление на лагерь гетмана Ходкевича, «из ям и из кропив поидоша тиском к таборам». Польские свидетели вспоминали, что русские «всею силою стали налегать на табор гетмана».

Наступление велось широким фронтом на табор гетмана и валы Земляного города, где теперь уже оборонялись гетманские войска. «Приуспевшим же всем казаком к обозу у великомученицы христовы Екатерины, и бысть бой велик зело и преужасен; сурово и жестоко нападоша казаки на войско литовское: ови убо боси, инии же нази, токмо оружие имущие в руках своих и побивающие их немилостивно. И обоз у литовских людей розорвали».

Освобождение Кремля

В начале сентября ополчение одержало победу, тем не менее сердце Москвы, Китай-город и Кремль, были заняты польским гарнизоном.

Зная, что осаждённые поляки терпят страшный голод, Пожарский в конце сентября 1612 года направил им письмо, в котором предлагал польскому гарнизону сдаться. «Ваши головы и жизнь будут сохранены вам, — писал он, — я возьму это на свою душу и упрошу согласия на это всех ратных людей». На это последовал высокомерный отказ.



Изгнание поляков из Кремля. Э. Лисснер

22 октября (1 ноября) 1612 года Китай-город был взят приступом русскими войсками, но оставались ещё поляки, засевшие в Кремле. Голод там усилился до такой степени, что из Кремля стали выпроваживать боярские семьи и всех гражданских обитателей, а сами поляки дошли до того, что начали есть человечину.

Пожарский предлагал осажденным свободный выход со знаменами и оружием, но без награбленных ценностей. Поляки ответили отказом. Пожарский с полком встал на Каменном мосту у Троицких ворот Кремля, чтобы встретить боярские семьи и защитить их от казаков. 26 октября (5 ноября) 1612 поляки сдались и покинули Кремль. Будила и его полк попали в стан Пожарского, и все остались живы. Позднее они были высланы в Нижний Новгород. Струсь с полком попал к Трубецкому, и всех поляков казаки истребили. На 27 октября (6 ноября) 1612 был назначен торжественный вход в Кремль войск князей Пожарского и Трубецкого. Когда войска собрались у Лобного места, архимандрит Троице-Сергиевого монастыря Дионисий совершил торжественный молебен в честь победы ополченцев. После чего под звон колоколов победители в сопровождении народа вступили в Кремль со знамёнами и хоругвями.

4 ноября 1612 года был освобожден от поляков Китай-город, а польско-литовские интервенты, за два года до этого на легальных основаниях пришедшие в Москву, были вынуждены укрыться в Кремле, обрекая себя на голод и поражение.

Дипломатические ошибки

Одной из коренных проблем поляков в истории интервенции стала их абсолютная неспособность договариваться и принимать слаженные, выгодные для всех сторон решения. Всё началось с того, что гетман Жолкевский, чьи войска стояли под Москвой с августа 1610 года, был против того, чтобы идти в Москву. Он прекрасно понимал, что содержание огромной массы людей может привести к банальной нехватке ресурсов, но давление со стороны ротмистров полка Зборовского, которые угрожали отказом от службы, а также нажим Сигизмунда III пересилили его опасения. Позже, когда Жолкевский уходил из Москвы для переговоров с Сигизмундом, он оставил в городе гарнизон под началом референдария литовского Александра Гонсевского. Ни к чему хорошему для поляков это не привело: с Сигизмундом Жолкевский так и не договорился, а в Москве вспыхнуло восстание.

Измена казаков

Ещё одной роковой неудачей поляков стала измена "тушинских казаков". Смерть Лжедмитрия в декабре 1610 года поставила казаков во главе с Иваном Заруцким и Андреем Просовецким в непростое положение, из которого они нашли единственно-верный выход, а именно - присоединились к первому народному ополчению. Значительные силы, приведенные ими под стены Кремля, серьезно усилили ополчение.

Восстание 1611 года

Александр Гонсевский правил в Москве, что называется, "твердой рукой", но твердости в его управлении было очевидно больше, чем мудрости. Желая упредить беспорядки, которые могли возникнуть из-за распространения вести о Первом ополчении, Гонсевский спровоцировал столкновения в Москве, которые привели к ожесточённым боям, тотальному усмирению населения. По некоторым данным погибло до 7 тыс. москвичей. Погорела большая часть Москвы, сгорели Белый и Земляной города. Передовые отряды ополчения, возглавляемые Пожарским, Батурлиным и Колтовским заставили поляков отступить. Не придумав ничего более убедительного, поляки начали жечь Москву. Специальные отряды поджигали город с разных сторон, многие церкви были разграблены и разрушены. Поляки оказались запертыми в Кремле.

Плохая логистика

Огромные проблемы возникли у поляков из-за отсутствия налаженной системы снабжения. В вооружённых силах Речи Посполитой ещё не было централизованной квартирмейстерской службы. Ни на уровне хоругви, ни тем более полка, не было человека, ответственного за снабжение данного подразделения продовольствием. Это вызывало не просто неприятности, а стало настоящей трагедией польских войск, особенно после того, как они оказались в осажденном Кремле. В конечном итоге, именно проблема с логистикой, с невозможностью доставить польским войскам провизию, стала решающим фактором.

Голод 1612 года

Страшной страницей в истории польско-литовской интервенции стал голод 1612 года. Жуткие подробности его пересказывать смысла нет. Достаточно сказать о том, что вовсю процветало людоедство. Установился даже своеобразный прейскурант на те или иные части тел. Во второй половине октября голод, дезертирство и упадок дисциплины достигли апогея. Из-за рыскающих банд людоедов передвижение по улицам Кремля и Китай-города после наступления темноты было крайне рискованным. Интересной подробностью, характеризующей уровень голода осажденных поляков, является версия о том, что библиотека Ивана Грозного, "либерия", которую до сих пор не могут найти, была съедена как раз во время осады Кремля.

Не признали...

Знали бы поляки, заточенные в Кремле, что вместе с ними осаду переживает будущий русский царь, первый из династии Романовых... История России могла пойти совсем по другому пути, если бы в те дни всё сложилось немного по-другому. Подожди поляки ещё неделю, дойди обозы с провизией, или вдруг, по какой-то причине не переживи осаду Михаил Фёдорович...

Нарушенное обещание

Несмотря на обещание о помиловании, большая часть польского гарнизона была перебита казаками прямо во время сдачи. 9 ноября Пожарский и дворяне начали отправлять группы пленников по городам в провинции. Там, однако, их ожидала трагическая судьба. Прибывших поляков попросту истребляли. Удалось уберечься только самым "полезным" пленникам, которые могли быть полезны. Только в 1619 году, согласно Деулинскому перемирию, произошёл размен пленными.

Казалось, конец пришел Русскому государству. Ни верховной власти, ни сильной рати, ни общей казны – ничего не было! Правительства в настоящем его смысле уже не существовало. Но был еще народ. Этот народ, знатные и черные люди, богатые и бедные, разумники и простецы, – все понимали, что творится на Руси страшное, лихое дело; что вера православная и та святыня, которой поклонялись отцы, деды и прадеды, унижена и поругана и всему тому, что созидалось веками и трудом многих поколений, грозит конечная гибель.

Возбуждение народное было сильное... По всем важнейшим городам зашумели оживленные сходки, словно воскресли старые веча. Сходились и горожане, и соседние крестьяне для земского совета, чтобы всем миром надуматься, как беде пособить. Сказывалась при этом порою и старая областная рознь и неприязнь простого люда к высшим и богатым лицам, к московским боярам; но все это было мелко и ничтожно сравнительно с враждой, какую питали все к ненавистному врагу, и с желанием освободить от поляков Москву и Русскую землю и положить предел гибельной неурядице. Это общее чувство должно было в конце концов взять верх над всеми мелкими страстями и желаниями и объединить русские силы...

Города стали пересылаться между собой грамотами, побуждая друг друга стать заодно против общих врагов.

"Под Москвою, – писали казанцы в Пермь, – промышленника и поборника по Христовой вере, который стоял за православную христианскую веру, за храм Пресвятой Богородицы и за Московское государство против польских и литовских людей и русских воров, Прокопия Петровича Ляпунова, казаки убили, преступая крестное целование. Но мы все с Нижним Новгородом и со всеми городами поволжскими... согласились быть в совете и соединении, дурного друг над другом ничего не делать, стоять на том крепко, пока Бог даст на Московское государство государя; а выбрать бы нам государя всею землей Российской державы; если же казаки станут выбирать государя по своему изволью одни, не согласившись со всею землею, то такого государя нам не хотеть".

Подобные же воззвания рассылались с гонцами и по другим городам. Во всех грамотах сказывалось сильное общее желание "очистить Русскую землю от врага, поругателя святыни, и выбрать себе всею землею своего царя".

Разносились по Русской земле и те грамоты, что составлялись в Троицком монастыре Дионисием и Авраамием Палицыным и переписывались во множестве списков "борзыми писцами".

Воодушевление народа росло. Нравственное и религиозное возбуждение становилось все сильнее и сильнее... Повсюду стала носиться молва о чудесных видениях и знамениях. Говорили, что в Нижнем Новгороде один благочестивый человек Григорий сподобился в полуночи страшного видения: видел он, будто крыша с его дома снялась, великий свет осиял его покой, и явились два мужа с воззванием о покаянии и очищении всего государства... Во Владимире тоже, говорили, было видение...

Набожный народ только от Божией помощи ждал спасения, считал необходимым особенным способом очиститься от грехов и умилостивить Бога покаянием и постом. По всем городам приговорили поститься три дня в неделю: в понедельник, вторник и в среду ничего не есть, не пить, а в четверг и пятницу – сухо есть... Так готовился народ к великому делу...

Настроение народа было таково, что он готов был всеми силами подняться на борьбу. Нужно было только начало да нужен был настоящий русский вождь.

Минин и Пожарский

В октябре 1611 года в Нижнем Новгороде получена была грамота из Троицкого монастыря. Ее решено было прочесть в соборе. Зазвонили в большой соборный колокол, а день был непраздничный. Народ понял, что неспроста звонят большим звоном, и скоро церковь св. Спаса наполнилась народом. После обедни протопоп Савва обратился к народу с речью:

– Православные христиане, Господа братия, горе нам! Пришли дни конечной гибели нашей. Гибнет наше Московское государство; гибнет и православная вера. Горе нам, великое горе, лютое обстояние! Литовские и польские люди в нечестивом совете своем умыслили Московское государство разорить и обратить истинную веру Христову в латинскую многопрелестную ересь. Кто не восплачется, кто не испустит источники слез?! Ради грехов наших Господь попустил врагам нашим возноситься. Горе нашим женам и детям! Еретики разорили до основания богохранимый град Москву и предали всеядному мечу детей ее. Что нам творить? Не утвердиться ли нам на единение и не постоять ли за чистую и непорочную Христову веру и за св. соборную церковь Богородицы и за многоцелебные мощи московских чудотворцев. А вот грамота властей Живоначальныя Троицы монастыря Сергиева.

Была прочтена грамота, призывающая весь народ на спасение Москвы и православной веры. Народ умилился. Многие плакали.

– Горе нам, – говорили в толпе, – гибнет Московское государство!

Когда народ еще толпился у церкви, к нему держал речь один из земских старост – Кузьма Минин Сухорукий. (Раньше уж он говорил, что ему являлся во сне св. Сергий и приказал "возбудить уснувших".)

– Православные люди! – заговорил он теперь к народу громким голосом. – Коли хотим помочь Московскому государству, не пожалеем достояния нашего... дворы свои продадим, жен и детей заложим и станем челом бить, искать, кто бы вступился за истинную православную веру и стал бы у нас начальником!.. Дело великое совершим, если Бог поможет. Какая будет хвала нам от всей земли... Я знаю: только мы поднимемся на это дело, другие города пристанут к нам, и мы избавимся от врагов.

Горячая речь Минина пришлась по сердцу всем. Сказалось в ней то, что давно было на душе у всех. У многих слезы полились из глаз.

Воззвание Минина в Нижнем Новгороде. Картина К. Маковского, 1896

Начались частые сходки. Кузьма Минин, которого в городе все знали и уважали, всем орудовал, убеждал всех, что надо ополчаться, клич кликать по служилым людям, а в казну на содержание ратных людей собирать со всех по третьей деньге (т. е. третью часть имущества). Желание послужить великому делу освобождения Москвы и Русской земли было так сильно, что тут же многие стали жертвовать гораздо больше. Сносили со всех сторон и деньги, и драгоценные вещи. Одна вдова, говорится в летописи, принесла к сборщикам десять тысяч и сказала:

– Я осталась после мужа своего бесчадна. Было у меня двенадцать тысяч; отдаю десять, а себе оставляю две!

Но прежде чем скликать ратных людей, надо было найти военачальника. Такое "святое дело", какое затевалось, надо было отдать в чистые руки. Стали думать, кого бы из бояр выбрать вождем. Остановились на князе Дмитрии Михайловиче Пожарском. Он в ту пору жил в своем имении, в Суздальском уезде, где долечивался от ран, полученных при Московском погроме. Это был человек чистый, не запятнанный никаким дурным делом: в смутные годы он в воровских таборах не бывал и у польского короля милостей не прашивал. Ратное дело он хорошо знал, большое мужество выказал при защите Зарайска от самозванца и потом в Московском побоище.

Послали бить челом Пожарскому. Он отвечал:

– Рад я за православную веру страдать до смерти, а вы изберите из посадских людей такого человека, который был бы со мною у великого дела, ведал бы казну на жалованье ратным людям.

Стали было нижегородские послы раздумывать, кого бы выбрать, но Пожарский не дал им долго думать.

– Есть у вас в городе, – сказал он, – Кузьма Минин. Он человек бывалый: ему такое дело за обычай!

Когда посланцы вернулись в Нижний и сказали о желании Пожарского, нижегородцы стали челом бить Минину, чтобы он потрудился на общее дело освобождения, стоял бы у мирской казны. Минин отказывался до тех пор, пока нижегородцы не написали приговора, что ничего не пожалеют для великого дела.

Весть о том, что нижегородцы поднялись, быстро разносилась, ратные силы стали собираться к ним отовсюду. Пожарский с нижегородцами разослал по городам грамоты, в которых говорилось между прочим следующее:

"Теперь мы, Нижнего Новгорода всякие люди, идем на помощь Московскому государству. К нам из многих городов прибыли дворяне, и мы приговорили имение свое и домы с ними разделить и жалованье им дать. И вам бы также поскорее идти на литовских людей. Казаков не бойтесь: коли будем все в сборе, то всею землею совет учиним и ворам не позволим ничего дурного Делать... Непременно надо быть вам с нами в одном совете и на поляков вместе идти, чтоб по-прежнему казаки не разогнали бы нашей рати".

Грамота эта повсюду читалась на мирских сходках, постановлялись приговоры, собирались деньги. Город сносился с городом. Опять, как по призыву Ляпунова, поднималась Русская земля; но на этот раз вожди вели дело осторожнее – понимали, что не только поляки, но и казаки – враги Москвы; что сближаться с "перелетами" и "шатунами" не следует.

Поход ополчения Минина и Пожарского к Москве

Наступил 1612 год. Весть о новом русском ополчении с целью освобождения Москвы всполошила не только осажденных поляков, но и осаждавших казаков. Поляки и русские изменники потребовали снова от патриарха Гермогена, чтобы он написал нижегородцам увещание оставаться верными Владиславу.

"Да будет над ними милость Божия и от нашего смирения благословение, – отвечал с прежней твердостью старец, – а на изменников да излиется от Бога гнев, а от нашего смирения да будут прокляты они в сем веке и в будущем!"

Скоро после этого несокрушимый старец и "поборатель за веру православную" скончался (17 февраля); умер он, говорят, голодною смертию. Погребли его в Чудовом монастыре.

Заруцкий понял, что ему и его своевольному полчищу грозит опасность от новой земской ратной силы. Подмосковные казаки с начальником своим в это время признали третьего (псковского) самозванца. Попытался было Заруцкий захватить Ярославль, чтобы помешать движению к Москве северного ополчения, но Пожарский предупредил и в начале апреля привел сюда свою рать.

Нелегко было в ту пору снарядить как следует войско. Кроме прежнего оружия: копий, секир разного рода, палиц (булав, шестоперов), входили все больше и больше в употребление турецкие сабли и огнестрельное оружие – ружья и пушки.

При огнестрельном оружии значение охранительного вооружения должно было падать, но все-таки всякие шлемы и латы были еще в ходу – особенно у конных воинов и воевод.

Еще на пути из Нижнего в Ярославль к рати Пожарского присоединялись ополчения из разных приволжских городов. Ярославль был главным сборным местом. Здесь Пожарский остановился надолго: он, видимо, хотел действовать осмотрительно, собрать как можно больше ратной силы и казны, чтобы решить дело освобождения Москвы от поляков наверняка. Задача была теперь ясная: выгнать врагов из Русской земли и выбрать себе всею землею настоящего русского царя. Для того, чтобы выполнить эту задачу, было мало победы над врагом; надо было еще задушить всякую смуту, криводушие и шатость среди русского люда; по всей земле необходимо было установить единодушие. С этой целью рассылались грамоты по разным городам, созывались выборные на общий совет.

"Вам бы, – говорилось в этих грамотах, – пожаловать, помня Бога и свою православную христианскую веру, советовать со всякими людьми общим советом, как бы нам в нынешнее конечное разоренье быть не безгосударным, чтобы нам, по совету всей земли, выбрать сообща государя, кого Бог милосердный даст, чтобы Московское государство вконец не разорилось бы. Сами, господа, ведаете, как нам стоять без государя против общих врагов, польских и литовских и немецких людей и русских воров... Как нам без государя о великих государственных и земских делах с окрестными государствами ссылаться?! И по всемирному совету пожаловать бы вам – прислать к нам в Ярославль из всяких чинов людей человека по два и с ними совет свой отписать".

Из этой грамоты видно, что вожди намерены были не только освободить Москву от поляков, но и внести в нее верховную власть и правительство, основанное на воле всей земли.

В то время как русская ратная сила с каждым днем все росла и росла в Ярославле и готовилась положить конец смуте, народ уже вел ожесточенную борьбу с врагами. После смерти Ляпунова земские ратники, недовольные казацким управлением, толпами уходили от Заруцкого. Они составляли отдельные шайки, скрывались в лесах, оврагах, нападали на поляков, рыскавших по окрестностям столицы, искавших припасов. Таких народных борцов называли в насмешку – шишами; но прозвище это скоро стало даже почетным в глазах народа, потому что шиши действовали честно, своих не трогали, не грабили, нападали только на поляков, причем выказывали много молодецкой удали и ловкости. В эти шайки шли люди всех званий: дворяне, дети боярские, посадские и крестьяне. Скоро житья не стало полякам от шишей; особенно сильно вредили они врагу тем, что отбивали у него обозы и мешали собирать продовольствие по деревням. "Бумаги не стало бы, – жалуется один поляк в своем дневнике, – если бы начать описывать бедствия, какие мы тогда претерпели. Нельзя было разводить огня, нельзя было ни на минуту остановиться – тотчас, откуда ни возьмутся, – шиши. Как только роща, так они и осыпят нас... Шиши отнимали запасы наши и быстро исчезали". И выходило, что, награбивши много, поляки привозили в столицу очень мало!

Битва с поляками Ходкевича под стенами Москвы

Три с половиной месяца пробыл Пожарский в Ярославле. Из Троице-Сергиевского монастыря уже торопили его, даже укоряли за медленность; но Пожарский выжидал, чтобы собралось побольше рати и утихли распри и споры между начальными людьми о старшинстве. Для успокоения их пришлось Пожарскому прибегнуть даже к помощи духовного лица, бывшего ржевского митрополита Кирилла...

С тяжелым, конечно, чувством приближалось к Москве русское ополчение; здесь приходилось встретиться с казаками, которые погубили Ляпунова. Было произведено в Ярославле покушение и на жизнь Пожарского тоже казаком. К счастью, число казаков под Москвой было уже невелико: Заруцкий часть полчища увел с собой; он вместе с Мариной и сыном ее Иваном пошел на юго-восток, к степям, думал там навербовать себе новые силы и попробовать посадить на царство этого Ивана.

Число поляков в Кремле тоже сильно убавилось. Многие из них уехали самовольно. Гонсевский сдал начальство полковнику Струсю и тоже уехал. В то самое время, как Пожарский подходил к Москве, туда же спешил польский гетман Ходкевич, чтобы подкрепить осажденных и доставить им припасы. Пожарский успел предупредить его и 18 августа подошел к Москве. Трубецкой и казаки желали, чтобы ополчение это стало вместе с ними, но русские ратные люди, вспоминая участь Ляпунова, заявили:

– Отнюдь нам вместе с казаками не стаивать!

К вечеру 21 августа явились под Москвой и поляки Ходкевича. С ними был огромный обоз припасов; они намеревались провезти их в Кремль. Ходкевич перешел Москву-реку и двинулся к Кремлю с той стороны, где стояла рать Пожарского (у Арбатских ворот), так что ему первому пришлось выдержать напор врагов. Трубецкой со своими полками стоял в стороне; он выказывал намерение ударить на поляков сбоку; для этого послал даже просить у Пожарского в помогу себе конницы; тот отправил ему пятьсот отборных воинов. 22 августа поляки напали на русское ополчение. У Ходкевича были лихие наездники-венгры и украинские казаки. Их натиски трудно было выдерживать русскому ополчению, в котором было много новобранцев. Битва с целью не пропустить подкрепления к полякам в Москву началась с первого часа и кипела до восьмого. "Был бой зело крепок, – говорит современник, – хватались за руки с врагами и без пощады секли мечами друг друга". Казаки Трубецкого не двигались, словно им все равно было, кто одержит верх. Некоторые из них, говорят, даже издевались над нижегородцами, приговаривая:

– Богаты пришли из Ярославля и одни могут отбиться от гетмана!

Казалось, будто бы Трубецкому хотелось, чтобы поляки смяли русское ополчение: он даже не пускал в дело и тех конных сотен, которые прислал ему Пожарский; но они рвались в бой: невтерпеж им было видеть, как поляки теснят русских, и они без приказа Трубецкого кинулись на врагов и своим примером увлекли и некоторых казаков. Гетман был отбит и отступил.

Через день, 24 августа, на рассвете, Ходкевич снова напал на русских, теперь уже с той стороны, где стоял Трубецкой. Польский вождь решился во что бы то ни стало прорваться в Москву и провезти припасы в Кремль. Нападение было так стремительно, что казаки Трубецкого были смяты и принуждены отступить. Поляки уже стояли неподалеку от Кремля и заняли один острожек (небольшое укрепление).

Нижегородцы приуныли. Надо было немедленно выбить поляков с занятого ими места: иначе они легко могли бы прорваться с помощью осажденных в Кремль. Воеводы земского ополчения послали в казацкие таборы к Трубецкому просить помощи, чтобы общими силами ударить на поляков; но казаки не хотели помогать. Тогда Пожарский послал Авраамия Палицына в стан Трубецкого. Авраамий всячески убеждал казаков не жалеть жизни во имя освобождения Москвы, умолял их, даже посулил им раздать всю монастырскую казну, если они пособят Пожарскому. Наконец ему удалось убедить казаков – они помогли нижегородцам; тогда русские с двух сторон ударили на поляков, отбили у них острожек и оттеснили их. Пешие воины засели по ямам, рвам; всюду, где только можно было, попрятались, чтобы не пропустить в город возов с припасами. Бой был во всем разгаре... Минин попросил у Пожарского несколько сот ратников, перешел реку и стремительно ударил на стоявшие за рекой отряды поляков; те не выдержали, дрогнули и побежали. Ратники, засевшие по рвам и ямам, увидевши, что русские гонят поляков, повыскакивали из засады и ринулись на врагов. Загорелась лютая сеча. Ободренные удачей, бросились на поляков и другие русские конные полки. Польское войско было вконец разбито. Ходкевичу оставалось только с остатками своих полков спасаться от Москвы бегством. Несколько сот возов с разными запасами достались победителям. Казаки первые кинулись на добычу и разграбили все дочиста.

Победа над поляками сблизила Пожарского с Трубецким. Раньше они никак не хотели соединиться, а теперь сошлись. Установили одно общее управление, стали делать все сообща. Пожарский был нравом гораздо уступчивее и покладистее, чем Ляпунов, и потому мог поладить с Трубецким. Все радовались сближению вождей. Оповещено было повсюду, что только те грамоты и приказы имеют законную силу, которые писаны от имени обоих вождей. Но казаки с земскими людьми все-таки ужиться никак не могли.

Освобождение Москвы от поляков

Положение осажденных в Кремле было ужасно. Во время боя удалось прорваться туда одному отряду в триста человек, но не на радость осажденным: новые люди только увеличили нужду и голод...

Пожарский, желая освободить Москву без дальнейших потерь, предлагал полякам сдаться; но те с гордостью отказались: они все еще питали надежду, что сам король явится к ним на выручку или гетман Ходкевич, набравшись новых сил, снова придет к Москве и не даст им погибнуть голодной смертью. Со дня на день ужаснее становилось положение поляков; чрез неделю голод достиг страшных размеров. "В истории нет подобного примера, – говорится в современном дневнике, – писать трудно, что делалось: осажденные переели лошадей, собак, кошек, мышей, грызли разваренную кожу с обуви... Наконец, и этого не хватило – тогда ели землю, обгрызали в бешенстве себе руки, выкапывали трупы из земли... Смертность от такой пищи страшно увеличилась".

Из Китай-города поляки были скоро вытеснены, но в Кремле держались еще с месяц – все ждали, не придет ли помощь. Наконец, держаться долее не было уже никаких сил; стали сначала выпускать из московского Кремля боярынь и бояр. Казаки хотели было грабить их, но Пожарский не допустил: он обошелся с ними человечно – устроил их в безопасных местах. Скоро сдались и поляки. Они просили во время переговоров только о том, чтоб их не губили и не отдавали в казацкие руки... Трудно было Пожарскому сдержать казаков, которые грабеж считали своим правом. Пленных поляков разослали по разным городам: ни одного из них не убили и не ограбили.

Изгнание поляков из московского Кремля в 1612. Картина Э. Лисснера

25 октября отворились все кремлевские ворота, и русские торжественно вступили в Кремль. Впереди с крестами и иконами в руках шло духовенство, во главе которого был доблестный Дионисий. В Успенском соборе отслужен был торжественно благодарственный молебен.

В то время, когда полумертвые от голоду кремлевские сидельцы сдавались, польский король Сигизмунд наконец выступил в поход на Москву с Владиславом. Сначала весть об этом сильно всполошила русских, но тревога оказалась напрасною: польский король не мог собрать большого войска и двинулся с ничтожными силами, думая, что ему легко будут покоряться русские города, и ошибся в расчете. Послал он посольство в Москву – уговаривать московское войско признать Владислава; но это посольство даже и в Москву не было впущено. На поклон к Сигизмунду или Владиславу никто не являлся. Поход по безлюдной и разоренной стране не представлял ничего привлекательного: по всем путям бродили ненавистные полякам шиши, хватали и убивали польских воинов, когда те ходили на поиски за продовольствием. Попытался было король взять Волок-Ламский, да не смог... Кончался уже ноябрь, и наступала лютая зимняя стужа. Пришлось Сигизмунду вернуться.

Избрание Михаила Романова на царство

Москва была освобождена от поляков и стала довольно быстро обстраиваться. Теперь надо было выполнить вторую половину задачи, ради которой поднялась русская сила с Мининым и Пожарским, – выбрать своего русского царя и положить конец всяким проискам поляков и шведов. Когда Делагарди прислал сказать, что королевич Филипп едет уже в Новгород, то в ответ на это в Москве сказали послу:

– У нас и на уме того нет, чтоб нам взять иноземца на Московское государство!

Разосланы были грамоты, чтобы в освобождённую от поляков Москву немедленно присылали выборных людей, крепких и разумных, духовных лиц, дворян, боярских детей, торговых, посадских и уездных людей.

Когда выборные съехались, назначен был трехдневный строжайший пост. Служили по церквам молебны, чтобы Бог вразумил выборных.

Постановили прежде всего, чтобы отнюдь не выбирать ни иноземца, ни сына Марины. Когда начались выборы, то происходило немало смуты и волнения. Хотя чаще всего слышалось имя юного Михаила Федоровича Романова, но нашлись между боярами честолюбцы, которые сильно домогались получить царский венец, засылали своих людей к выборным, пытались подкупить голоса. Были сторонники у князя Василия Голицына, который в то время с митрополитом Филаретом был в руках у поляков. Нашлись лица, говорившие, что следует возвратить венец Василию Ивановичу Шуйскому. Говорили и в пользу избрания на престол старика князя Воротынского. Казалось, снова настанут неурядицы в Москве на радость врагам; но, к счастью для Русской земли, пререкания и волнения были только в среде именитых людей, бояр и сановников; дворяне, служилые люди, народ и казаки стояли за Михаила Федоровича. Толпа дворян, боярских детей и казацких старшин обратилась к Авраамию Палицыну, который жил тогда в Москве, на Троицком подворье, представили ему челобитную с множеством подписей и просили его, чтоб он предъявил ее всему собору, боярам и всем земским людям. В челобитной говорилось, что все просят избрать Михаила Федоровича. Авраамий передал собору эту грамоту. В это же время прибыл посол из Калуги с челобитной от всех калужан и жителей северских городов, – все они желали на царство Михаила.

Романовых особенно любил народ. Анастасия и Никита Романович жили в народной памяти, вошли даже в песни народные; притом род Романовых не был запятнан в глазах народа никаким дурным делом, вынес много горя и напрасных гонений при Борисе Годунове, а главный представитель этого рода в Смутное время, в пору общей шатости и малодушия, выказал необычайную твердость духа, отстаивал непоколебимо выгоды своего отечества, подобно Гермогену. Немудрено, что лишь только речь зашла о выборе царя, то большая часть выборных остановилась на юном сыне Филарета. Не миновать бы, конечно, ему самому престола, если бы он не был духовным лицом.

21 февраля все выборные собраны были на Красную площадь Москвы. Сплошная пестрая толпа наполняла ее. Именитые люди взошли на Лобное место. Но им не довелось и говорить к народу. Не успели они ещё произнести и вопроса, как раздался громкий крик всего собравшегося на площади люда:

– Михаил Федорович Романов будет царь-государь Московскому государству и всей Русской державе!

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве. Скульптор Иван Мартос

Одним из поворотных моментов отечественной истории с уверенностью можно назвать освобождение Москвы от поляков в 1612 году. Именно тогда решалось, быть или не быть Российскому государству. Трудно переоценить значение этой даты для будущих поколений. Давайте ещё раз взглянем на это важное событие по прошествии многих веков, а также узнаем, что сделал военачальник при освобождении Москвы от поляков для достижения успеха.

Предыстория

Но сначала давайте выясним, какие события предваряли освобождение Москвы от поляков.

Противостояние Речи Посполитой, фактически являющейся федерацией Королевства Польского и Великого княжества Литовского, с русским государством началось ещё во времена Ивана Грозного. Тогда, в 1558 году, разразилась знаменитая Ливонская война, преследующая своей целью получение контроля над прибалтийскими землями. В 1583 году война завершилась подписанием мира, который оказался довольно невыгодным для Руси. Но в целом этот мир противоречий между Русским царством и Речью Посполитой не разрешил.

После смерти Ивана Грозного в 1584 году русский престол занял его сын - Федор. Это был довольно слабый и болезненный человек, при котором царская власть значительно ослабла. Он умер в 1598 году, не оставив наследников. К власти пришел брат жены Федора - боярин Борис Годунов. Это событие имело довольно плачевные последствия для Руси, так как пресеклась династия Рюриковичей, правивших государством более семисот лет.

Внутри Русского царства росло недовольство политикой Бориса Годунова, которого многие считали самозванцем, незаконно захватившим власть и в свое время, по слухам, приказавшим убить законного наследника Ивана Грозного.

Данная напряженная обстановка внутри страны как нельзя кстати способствовала возможности иностранной интервенции.

Самозванцы

Правящая верхушка Речи Посполитой отлично понимала, что главным её внешним соперником является Русское царство. Поэтому падение послужило своеобразным сигналом к началу подготовки к вторжению.

Впрочем, к открытой войне Речь Посполитая была сама не готова, поэтому для своих интриг использовала самозванца Григория Отрепьева, выдававшего себя за Дмитрия - умершего в детстве сына Ивана Грозного (по другой версии, убитого по приказу Бориса Годунова), за что и получил прозвище - Лжедмитрий.

Армия Лжедмитрия набиралась при поддержке польских и литовских магнатов, но официально не поддерживалась Речью Посполитой. Она вторглась на территорию Руси в 1604 году. Вскоре царь Борис Годунов умер, а его шестнадцатилетний сын Фёдор не смог организовать оборону. Григория Отрепьева в 1605 году захватило Москву, а сам он себя провозгласил царем Дмитрием I. Впрочем, уже в следующем году он был убит в результате переворота. Тогда же была перебита значительная часть поляков, прибывших с ним.

Новым русским царем стал Василий Шуйский, который был представителем боковой ветви Рюриковичей. Но значительная часть населения Руси его не признала настоящим правителем.

В 1607 году на территории Речи Посполитой появился новый самозванец, настоящее имя которого неизвестно. Он вошел в историю как Лжедмитрий II. Его поддержали магнаты, которые ранее затеяли восстание против польского короля Сигизмунда III, но проиграли. Ставкой самозванца стал городок Тушин, из-за чего Лжедмитрий II получил прозвище Тушинский вор. Его войско разбило армию Шуйского и взяло в осаду Москву.

Василий Шуйский попытался договориться с чтобы тот отозвал своих подданных. Но он не имел реальных рычагов, да и не хотел этого делать. Тогда русский царь заключил союз со шведами. Этот союз предполагал шведскую помощь против Лжедмитрия II на условиях передачи Швеции ряда русских городов, а также заключения союза против Польши.

Предпосылки к открытой польской интервенции

Главным предлогом к началу польской интервенции стал русско-шведский союз. Это давало формальный предлог Речи Посполитой объявить войну Руси, ведь одной из целей альянса как раз являлось противостояние Польше.

В самой Речи Посполитой в то время произошло усиление королевской власти. Это было связано с тем, что король Сигизмунд III к 1609 году подавил восстание недовольной шляхты, длившееся три года. Теперь появилась возможность на проведение внешней экспансии.

Кроме того, русско-польские противоречия со времен Ливонской войны никуда не делись, а скрытая польская интервенция в виде неофициальной поддержки самозванцев ожидаемого результата не дала.

Эти факторы послужили толчком к принятию решения об открытом вторжении войск Речи Посполитой на территорию Русского государства с целью поставить его под свой полный контроль. Именно они запустили цепочку событий, звеньями которой стал захват столицы Руси польско-литовским воинством, а затем освобождение Москвы от поляков.

Захват Москвы поляками

Осенью 1609 года польское войско под предводительством гетмана Станислава Жолкевского вторглось на территорию Руси и осадило Смоленск. Летом 1610 года они разбили в решающей битве под Клушино русско-шведские войска и подошли к Москве. С другой стороны Москву обложило войско Лжедмитрия II.

Тем временем бояре свергли Василия Шуйского и заточили его в монастырь. Они установили режим, который известен под наименованием Семибоярщины. Но узурпировавшие власть бояре были непопулярны в народе. Они реально могли контролировать только Москву. Боясь, что власть может захватить более популярный Лжедмитрий II, бояре пошли на сговор с поляками.

По договоренности, сын Сигизмунда III Владислав становился русским царем, но при этом переходил в православие. Осенью 1610 года польское войско вступило в Москву.

Первое ополчение

Таким образом, столицу Руси захватили поляки. С первых дней пребывания они начали бесчинства, что, естественно, вызывало неудовольствие местного населения. Гетман Жолкевский отбыл из Москвы, а руководить польским гарнизоном в городе оставил Александра Гонсевского.

В начале 1611 года под предводительством князя Д. Трубецкого, И. Заруцкого и П. Ляпунова было сформировано так называемое Первое ополчение. Его цель была - начать освобождение Москвы от поляков. Главной силой этого воинства были рязанские дворяне и тушинские казаки.

Войско подошло к Москве. Одновременно с этим в городе произошло восстание против оккупантов, видную роль в котором играл Дмитрий Пожарский, будущий военноначальник при освобождении Москвы от поляков.

В это время ополчению удалось занять Китай-город, но разногласия внутри него привели к убийству одного из предводителей - Прокопия Ляпунова. Вследствие этого ополчение фактически распалось. Цель похода достигнута не была, а освобождение Москвы от поляков так и не состоялось.

Формирование Второго ополчения

Наступил 1612 год. Освобождение Москвы от поляков стало целью формировавшегося Второго ополчения. Инициатива его создания исходила от торгово-ремесленного сословия Нижнего Новгорода, которое терпело большие притеснения и убытки во время польской оккупации. Нижегородцы не признали власти ни Лжедмитрия II, ни Владислава Жигмонтовича - королевича Польского.

Одну из ведущих ролей в создании Второго народного ополчения играл Кузьма Минин, занимавший пост земского старосты. Он призвал народ объединиться в борьбе против оккупантов. В будущем он прославился как военачальник при освобождении Москвы от поляков и как народный герой. А тогда был простым ремесленником, сумевшим объединить массы народа, стекавшиеся на его призыв в Нижний Новгород из других уголков Руси.

В числе прибывших был и князь Дмитрий Пожарский, ещё один человек, который приобрел славу как военачальник при освобождении Москвы от поляков 1612 года. Его призвало народное ополчение на общем сборе, прося князя Пожарского возглавить народ в борьбе с интервентами. Князь не мог отказаться от этой просьбы и присоединил к воинству, начавшемуся формироваться под руководством Минина, также своих людей.

Костяк ополчения состоял из нижегородского гарнизона в составе 750 человек, но на призыв подошли служилые люди из Арзамаса, Вязьмы, Дорогобужа и других городов. Нельзя не отметить высокие способности Минина и Пожарского в руководстве формированием воинства и в координации с другими городами России. По сути, они сформировали орган, выполняющий роль правительства.

Позже Второе народное ополчение при освобождении Москвы от поляков, когда уже подошло к столице, пополнилось некоторыми группами из распавшегося Первого ополчения.

Таким образом, под руководством Минина и Пожарского была сформирована значительная сила, способная успешно противостоять интервентам. Так началось освобождение Москвы от поляков в 1612 году.

Личность Дмитрия Пожарского

Теперь давайте остановимся более подробно на личности человека, который прославился как военноначальник при освобождении Москвы от поляков. Именно Дмитрий Пожарский стал по велению народа главным руководителем ополчения, и ему заслуженно принадлежит значительная часть вклада в эту славную победу. Кем же он был?

Дмитрий Пожарский принадлежал к древнему княжескому роду, который являлся боковой ветвью Рюриковичей по Стародубской линии. Был рожден в 1578 году, то есть на момент формирования ополчения осенью 1611 года ему было около 33 лет. Отцом был князь Пожарский, а матерью - Мария Федоровна Берсенева-Беклемишева, в имении которой, отданном в приданное, Дмитрий и родился.

На государственную службу Дмитрий Пожарский поступил ещё в царствование Бориса Годунова. Будущий военачальник, командовавший при освобождении Москвы от поляков, при царе Василии Шуйском руководил одним из отрядов, который противостоял армии Лжедмитрия II. Затем он получил должность Зарайского воеводы.

Позднее, как говорилось уже выше, Пожарский занимался организацией восстания против поляков в Москве во время существования Первого народного ополчения.

Естественно, что человек, так упорно боровшийся против иноземной интервенции, не мог не откликнуться на призыв Кузьмы Минина. Не последнюю роль в том, что именно Дмитрий Пожарский возглавил ополчение, сыграло то, что у него было имение около Нижнего Новгорода, то есть нижегородцы, составляющие костяк войска, считали его своим.

Вот таким был человек, который возглавил ополчение при освобождении Москвы от поляков.

Поход на Москву

Мы разобрались, кто командовал при освобождении Москвы от поляков, теперь давайте остановимся на перипетиях самого похода.

Ополчение двинулось в конце февраля 1612 года из Нижнего Новгорода вверх по Волге по направлению к Москве. По мере продвижения к нему присоединялись новые люди. Большинство населенных пунктов встречали ополченцев с радостью, а там, где местные власти пытались чинить противодействие, как было в Костроме, они были смещены и заменены на лояльных к русскому воинству людей.

В апреле 1612 года ополчение вступило в Ярославль, в котором пробыло почти до августа 1612 года. Таким образом, Ярославль стал временной столицей. Этот период развития освободительного движения принял наименование «Стояние в Ярославле».

Узнав, что к Москве приближается войско гетмана Ходкевича, чтобы обеспечить её оборону, Пожарский в конце июля оперативно выслал несколько отрядов из Ярославля, которые подступили непосредственно к столице, а в середине августа все силы ополчения были сосредоточены у Москвы.

Силы сторон

Всем стало понятно, что предстояло решающее сражение. Какая же была численность войск у противоборствующих сторон и их расстановка?

Общая численность войск, которые подчинялись Дмитрию Пожарскому, по свидетельствам источников, не превышала восьми тысяч человек. Костяком этого войска были казачьи отряды числом 4000 человек и одна тысяча стрельцов. Кроме Пожарского и Минина командирами ополчения были Дмитрий Пожарский-Лопата (родственник главного воеводы) и Иван Хованский-Большой. Только последний из них в свое время командовал значительными воинскими соединениями. Остальным либо, как Дмитрию Пожарскому, приходилось командовать сравнительно небольшими отрядами, либо опыт руководства вовсе отсутствовал, как у Пожарского-Лопаты.

Дмитрий Трубецкой, один из предводителей Первого ополчения, привел с собой ещё 2500 казаков. Хотя он и согласился помочь общему делу, но вместе с тем сохранил за собой право не исполнять распоряжений Пожарского. Таким образом, общая численность русского воинства составляла 9500-10 000 человек.

Численность польского войска гетмана Ходкевича, подходившего к Москве с западной стороны, насчитывала 12 000 человек. Основной силой в ней были запорожские казаки числом 8000 воинов под командованием Александра Зборовского. Наиболее боеспособной частью войска был личный отряд гетмана числом 2000 человек.

Командиры польского войска - Ходкевич и Зборовский - имели значительный воинский опыт. В частности Ходкевич отличился в подавлении недавнего восстания шляхты, а также в войне со Швецией. Среди других командиров следует отметить Невяровского, Граевского и Корецкого.

Кроме 12 000 воинов, которых привел с собой Ходкевич, в Московском Кремле находился ещё трехтысячный польский гарнизон. Им руководили Николай Струсь и Иосиф Будило. Это тоже были опытные вояки, но без особых полководческих талантов.

Таким образом, общая численность польского воинства достигала 15 000 человек.

Русское ополчение располагалось у стен Белого города, находясь между польским гарнизоном, засевшим в Кремле, и войсками Ходкевича, как между молотом и наковальней. Их численность была меньшая, чем у поляков, а командиры не имели такого большого воинского опыта. Казалось, участь ополчения предрешена.

Битва за Москву

Итак, в августе началось сражение, итогом которого стало освобождение Москвы от поляков. Год этой битвы навеки вошел в историю России.

Первыми предприняли атаку войска гетмана Ходкевича, переправившись через реку Москву, они вышли к воротам Новодевичьего монастыря, где сосредоточились отряды ополчения. Завязался конный бой. Польский гарнизон предпринимал попытки вылазок из своего укрепления, в то время как князь Трубецкой выжидал и не спешил на помощь к Пожарскому. Нужно сказать, что военноначальник командовал при освобождении Москвы от поляков довольно мудро, что не позволило на начальном этапе врагу смять позиции ополчения. Ходкевичу пришлось отступить.

После этого Пожарский изменил дислокацию войск, переместившись в Замоскворечье. Решающая битва произошла 24 августа. Гетман Ходкевич опять бросил свои войска в атаку, надеясь смять меньшее по численности ополчение. Но не получилось так, как он рассчитывал. Русские войска стояли твердо, к тому же в битву, наконец, вступили отряды Трубецкого.

Вымотанные противники решили взять передышку. К вечеру ополчение пошло в контрнаступление. Они смяли позиции врага и заставили его отступить к городу Можайску. Видя это, польский гарнизон был вынужден сдаться ополчению. Так завершилось освобождение Москвы от иноземных захватчиков.

Последствия

Освобождение Москвы от поляков в 1612 г. стало переломом всей Русско-польской войны. Правда, военные действия продлились ещё довольно долго.

Весной 1613 года был посажен на царство представитель новой династии Романовых - Михаил Федорович. Это послужило значительному укреплению русской государственности.

В конце 1618 года, наконец, было заключено между русскими и поляками. По итогам этого перемирия Россия вынуждена была отдать Речи Посполитой значительные территории, но сохранила главное - свою государственность. В будущем это помогло отвоевать ей утраченные земли и даже участвовать в разделе самой Речи Посполитой.

Значение освобождения Москвы

Трудно переоценить значение освобождения русской столицы для отечественной истории. Это событие позволило сохранить российскую государственность в трудной борьбе с интервентами. Поэтому битва под Москвой вписана во все учебники по российской истории и является одной из знаковых дат.

Помнят у нас и руководителей Второго ополчения - князя Пожарского и Кузьму Минина, которые давно имеют статус народных героев. Им посвящают праздники, ставят памятники, чтят память.