Все о тюнинге авто

Ага-Хан – принц без королевства Духовный лидер мусульман-исмаилитов славится своими благотворительными проектами по всему миру. В то же время сам имам ведет светский образ жизни в Европе. Большой принц маленькой империи Одна из самых богатых королевских о

"Spiegel": Ваше высочество, в своем из вестном выступлении папа Бенедикт процитировал императора Мануила, сказавшего:" Покажи мне, что нового принес Мухаммад и ты увидишь только злое и бесчеловечное...", что, как известно вызвало бурную реакцию в мусульманском мире. Какова Ваша реакция на нее?

Ага Хан: Я очень встревожен этим случаем, ибо он принес изрядную сумятицу в мусульманский мир. У нас сегодня и без того хватает недопонимания между религиями, происходит деградация межрелигиозных взаимоотношений. Я полагаю, что нам не следует подкидывать еще больше дров в костер и без того непростой ситуации.

Но Бенедикт XVI явно дистанциировал себя самого от процитированных слов средневекового императора. Позиция лично папы - поддержание диалога между религиями и посему он несколько раз высказывал свое почтение мировым религиям, исламу в том числе.

- Так что же произошло- досадная ошибка, либо понтифик был неправильно понят?

Я не могу и не хочу выносить подобие вердикта по этому вопросу. Это будет неразумно для меня утверждать, что я знаю, что папа имел в виду. Но средневековье, насколько мне известно - это период острых богословских споров между исламом и христианской Византией. знаменательное время, и слова императора нельзя выхватывать из контекста этого времени. Хотя тема выступления папы была совершенно другая - соотношение между верой и разумом, гармоничное сочетание которых, по мнению понтифика, означает исключение всякой связи между религиями.

- Вы согласны с этим утверждением?

- Если делать акцент на том, что папское выступление было посвящено вере и разуму, то я думаю, что ее обсуждение в этом контексте будет очень конструктивным как для исламского, так и неисламского мира. Я могу даже сказать о своей двойственной реакции на это выступление - да, с одной стороны, я вижу деградацию межрелигиозных взаимоотношений, но с другой я вижу шанс. Шанс поговорить о важном и серьезном вопросе - взаимосвязи между логикой и верой.

Если папа пригласит Вас и других религиозных лидеров к диалогу по проблеме веры, разума и насилия, Вы примете такое приглашение?

Да, разумеется. Я должен однако заметить. что экуменическая дискуссия в определенный момент сталкивается с известными ограничениями. Вот почему я предпочел бы разговор на основе некоего общего космополитического этического базиса, увязываемого со всеми великими религиями мира.

- В исламе есть проблемы с рациональным мышлением?

Вовсе нет. Мало того, я скажу, что среди всех авраамических религий ислам, пожалуй, единственная, уделяющая такое внимание знанию. Целью является понимание Божественного плана творения и таким образом эта религия преисполнена логики. Ислам - это религия разума.

- Каковы, по Вашему, корни современного терроризма?

Нерешенные политические конфликты, общий застой и прежде всего, культурное невежество Терроризм никоим образом не имеет богословского обоснования.

- О каких конфликтах Вы говорите?

Например, о ближневосточном и кашмирском. Они вот уже десятилетиями так и остаются неразрешенными.Их последствия продолжают разрастаться словно раковая опухоль. А это заболевание, как вы знаете. если не излечено на ранней стадии, может оказаться неизлечимым. Так и затягивание разрешения конфликтов создает питательную среду для террора.

Возникает вопрос также о распространении религии мечом.. Все религии мира на протяжении своей истории обращались к насилию с целью либо защитить, либо распространить самих себя через посредство военных действий. Но ислам никогда не призывал к этому, наша религия - религия мира.

- "Запад должен выступить против остального мира," - пишет профессор Хантингтон в своей книге о столкновении цивилизаций. Возможен ли такой конфликт?

- Если и говорить о конфликте, это будет конфликт невежеств. Конфликт опасный и разрушительный.

- И какая из сторон за него в ответе?

Обе. Но в первую очередь западный мир. Вы полагаете, что современник 21 века должен много знать об исламе. Но вы помотрите на систему образования на Западе -полноценные знания об исламской цивилизации в ней отсутствуют. Что было известно о шиизме до иранской революции? Что бьло известно о ваххабизме до Талибана? Ничего. Мы должны преодолеть подобное положение вещей. Чем стрелять друг в друга, лучше научиться друг друга слушать. И это будет величайшим достижением нашей цивилизации.

Среди наименее демократических и наиболее отсталых стран мира преобладают страны с преимущественно мусульманским населением. Неужели демократия и ислам, как многие утверждают несовместимы?

Давайте, прежде всего, честно посмотрим на вещи. Многим политическим лидерам достались в наследство проблемы, напрямую не имеющие отношения к религии. Принятие инновационных управленческих решений требует времени. И уже сейчас заметно, что среди стран с наибольшим экономическим ростом есть и мусульманские страны. Но вот, что касается роста демократии... Мои личные демократические убеждения основываются отнюдь не на греческих или римских философах, но на том, что произошло 1400 лет назад. Это принципы, лежащие в основе моей религии. При жизни Пророка (мир ему) процесс политических консультаций шел непрерывно. И первый имам шиитов, кузен и зять пророка Али подчеркивал:" Нет большей чести чем знание, нет большей силы чем терпение, и не более надежной основы, чем совещание (шура)."

"SPIEGEL" (Перевод )

В Казахстане близ города Текели в 2010 году началось строительство международного Центрально-Азиатского университета, на что фонд Aga Khan Development Network выделил 250 миллионов долларов.

Сам договор о создании Центрально-Азиатского университета с основным учебным центром в городе Хорог и с филиалами в Казахстане и Кыргызстане был подписан президентами этих стран с Ага-Ханом еще в 2000 году.

В то же время в Казахстане немногим знакомы как традиционные мировоззренческие принципы исмаилитов, так и жизнь самого Ага-Хана.

15 МИЛЛИОНОВ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Полный титул Ага-Хана – принц Карим Ага-Хан IV. Имам мусульманской общины исмаилитов-низаритов, он имеет около 15 миллионов последователей в более чем 25 странах.

​ ​​​Большинство исмаилитов проживает в странах Африки и Азии, в том числе Пакистане, Афганистане, Таджикистане и Иране. Большие общины есть также в США, Канаде и Великобритании.

75-летнего Ага-Хана считают прямым потомком пророка Мухаммеда. Он является 49-м имамом исмаилитов.

“ЕГО ВЫСОЧЕСТВО”

Имамы исмаилитов считают себя и членов своих семей принцами и принцессами. Этот титул семья унаследовала от своего предшественника королевских кровей – персидского короля 18-го века Фетха Али-Шаха.

Этот титул также был официально признан властями Великобритании. Ага-Хан является гражданином этой страны по своему паспорту. Королева Елизавета присвоила Ага-Хану обращение “Его Высочество” в 1957 году, когда он в возрасте 20 лет сменил своего дедушку.

Обращение “Его Высочество”, тем не менее, не может быть передано по наследству.

ОДНА ИЗ САМЫХ БОГАТЫХ КОРОЛЕВСКИХ ОСОБ

Американский журнал Forbes включает Ага-Хана в список самых богатых королевских особ в мире, его состояние оценивается в 800 миллионов долларов. Другие источники называют еще большую цифру – около трех миллиардов долларов.

Большая часть его состояния состоит от добровольных пожертвований мусульман-исмаилитов. Сообщается, что мусульмане-исмаилиты перечисляют в качестве десятины своему духовному лидеру как минимум 10 процентов от своего годового заработка.

​​Однако неясно, пользуется ли имам лично этими пожертвованиями. Как говорят его последователи, большая часть этих денег идет на его многочисленные благотворительные проекты по развитию, образованию в развивающихся странах, особенно в тех, где проживает большая община исмаилитов.

Сам Ага-Хан, по сообщениям, участвует в различных коммерческих проектах и владеет группой эксклюзивных гостиниц.

Одним из основных источников дохода Ага-Хана называют разведение породистых лошадей и конные скачки. Он владеет фермами по выращиванию лошадей во Франции и Ирландии.

ДОРОГИЕ РАЗВОДЫ

Получивший гарвардское образование, Ага-Хан совмещает статус духовного лидера со стилем жизни плейбоя.

В то время как его последователи-мусульмане хвалят его преданность религии, благотворительности и борьбе за мир во всем мире, папарацци не упускают из вида личную жизнь имама: его браки, разводы и связи на стороне.

В 1995 году имам развелся с первой женой – матерью его трех детей Сарой Кроукер Пул, принявшей после свадьбы имя Бегум Салима, – после 25 лет семейной жизни.

В результате развода бывшая английская модель получила компенсацию в размере более 30 миллионов долларов и драгоценностей на сумму около 27 миллионов долларов.

​ ​В 1998 году Ага-Хан женился во второй раз на Габриэль цу Лейнинген, которая приняла имя Бегум Инаара и родила ему сына. Однако спустя шесть лет его вторая жена подала на развод, обвинив имама во внебрачных связях.

Сейчас они официально разделены, и Бегум Инаара требует компенсацию в размере 80 миллионов долларов.

ПРИНЦ БЕЗ КОРОЛЕВСТВА

Несмотря на то что Ага-Хан владеет множеством объектов недвижимости, домами, фермами и даже маленьким островом, он является принцем без королевства.

Последнее исмаилитское государственное образование в горной крепости Аламут – на территории нынешнего Ирана – пало еще в декабре 1256 года после осады его монгольским правителем Хулагу.

Единственным регионом в мире, где сейчас в основном проживают мусульмане-исмаилиты и который официально имеет статус автономии, является Горно-Бадахшанская автономная область (ГБАО) Таджикистана.

​​В 1990-х годах высказывались опасения, что ГБАО может потребовать независимость от Таджикистана, пользуясь политической нестабильностью страны во время изнурительной гражданской войны того десятилетия.

Лидеры общины на местах категорически отрицают подобные предположения. В то же время, по словам Раджаби Мирзо, многие в политических кругах Таджикистана продолжают относиться к Ага-Хану с долей подозрения.

Недавние кровавые столкновения в Горном Бадахшане показывают уже в который раз, что местные жители имеют больше веры и уважения к имаму Ага-Хану, чем к президенту Эмомали Рахмону, – говорит Раджаби Мирзо.

В Горно-Бадахшанской автономной области вот уже несколько недель продолжаются волнения. В Хороге 24 июля была проведена масштабная военная операция правительственных сил, чтобы задержать подозреваемых в убийстве генерала спецслужб Абдулло Назарова. На главной площади Хорога жители проводят массовые акции протеста, требуя немедленного вывода правительственных войск.

Алина ВАЙС

Источник – rus.azattyq.org

Постоянный адрес статьи – http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1346224020

«Вы наш частый гость, добрый друг. Мы ценим предлагаемые вами оценки не только по афганской проблематике, но и по многим другим проблемам современности, — начал переговоры с Ага Ханом глава российского МИДа. — Ваш прозорливый, мудрый взгляд опытного человека нам очень важен».

По словам Лаврова, 80-летний принц Карим Ага Хан IV «движим не только желанием обеспечить интересы исмаилитов, где бы они ни жили, но и желанием помочь решению проблем, которые, к сожалению, достаточно опасно накапливаются в международной ситуации за последние десять лет». Визави российского дипломата, в свою очередь, подчеркнул, что очень ценит сотрудничество с Россией, поскольку оно важно не только для исмаилитов, интересы которых Ага Хан представляет, но и «для всей Центральной Азии».

Хан против террора

Ага Хан — титул, который с XIX века закрепился за духовными лидерами исмаилитов-низаритов. Это одно из течений шиитского ислама, зародившееся в XI веке.

Для шиизма характерно считать лидера своей духовной общины — имама — особым посредником между Аллахом и правоверными, чье благословление передается по наследству. В этом контексте фигура Ага Хана имеет большое религиозное значение для исмаилитов.

Численность исмаилитов-низаритов, живущих во многих странах исламского Востока, сегодня оценивается в 20 млн человек. Заметную роль они играют в Горном Бадахшане, который делят Таджикистан и Афганистан.

«Исмаилизм распространен среди таджиков Горного Бадахшана по обе стороны границы, — рассказал «Газете.Ru» Аркадий Дубнов, эксперт по Центральной Азии. — В этом контексте Ага Хан нужен нам больше, чем мы ему».

В 2012 году Ага Хан уже сыграл положительную роль с точки зрения российских интересов во время внутреннего конфликта в таджикском Горном Бадахшане. Тогда между центральными властями Душанбе и местными бадахшанскими кланами, в том числе исмаилитами, вспыхнул конфликт. В итоге был убит глава местного управления национальной безопасности, а ВС Таджикистана более суток вели в Горном Бадахшане боевые действия по подавлению сепаратистских настроений.

В это время Ага Хан IV выступил одним из главных переговорщиков, предлагавших мирное решение проблемы. Исмаилиты, видимо, прислушались к авторитетному мнению духовного лидера, и гражданской войны в Таджикистане удалось избежать.

Сейчас, в весенний сезон обострения террористической активности на границе с Афганистаном, России вновь потребовалась помощь Ага Хана в Горном Бадахшане. По словам Дубнова, афганская часть этого региона вызывает особое беспокойство служб безопасности, так как здесь особенно заметно, как террористическое «Исламское государство» (ИГ) вытесняет радикальное движение «Талибан» (обе группировки запрещены в России).

Этот афганский тренд опасен тем, что лидеры ИГ, в отличие от талибов, стремятся к активной территориальной экспансии и уже ищут пути продвижения в Таджикистан и другие страны Центральной Азии.

«То, что Ага Хана пригласили в Москву, — событие знаковое, — добавил Дубнов. — Россия, очевидно, признает его роль как верховного авторитета, который может повлиять на ход событий в регионе».

Контакты между Ага Ханом и российским руководством развиваются не первое десятилетие. Президент России Владимир Путин встречался с Ага Ханом как минимум один раз — в 2002 году. Тогда «в ходе продолжительной и откровенной беседы обсуждались перспективы мирного строительства в Афганистане, дальнейшие шаги по консолидации усилий международного сообщества в социально-экономическом возрождении этой страны», — сообщила пресс-служба Кремля.

Деньги на Пальмиру

Афганистан и Центральная Азия — далеко не единственные точки соприкосновения между Россией и лидером исмаилитов-низаритов. Фонд Ага Хана активно вкладывается в будущее Сирии, причем в плотном сотрудничестве с российскими властями.

В марте директор Эрмитажа Михаил Пиотровский рассказал в интервью «Российской газеты» о создании фонда, посвященного восстановлению Пальмиры, — города, который несколько раз захватывали боевики «Исламского государства», а после несколько раз отступали под натиском сил официального Дамаска.

По словам Пиотровского, о создании фонда Эрмитаж договорился с правительством Канады, с Лувром, — а также с Фондом Ага Хана.

Тот же фонд упоминался в контексте женевского дипломатического процесса о прекращении военного конфликта и создании правительства национального единства в Сирии.

«За последние 20 лет Ага Хан потратил миллиарды долларов в Центральной Азии. В голову тут же приходят параллели, например, с Фетхуллахом Гюленом (турецкий богослов, которого Анкара обвиняет в организации путча в июле прошлого года) или с Джорджем Соросом», — считает Даниил Кислов, главный редактор портала «Фергана.Ru», отслеживающего политические процессы в Центральной Азии.

Впрочем, по мнению собеседника «Газеты.Ru», есть существенная разница: пока Ага Хан не был замечен в попытках активно влиять на политические процессы.

Главное направление швейцарского Фонда Ага Хана — образовательные и культурные проекты. Школы Ага Хана финансируются в Таджикистане и Киргизии, добавил Кислов.

Тем не менее контакты с Ага Ханом в текущем году вызвали один громкий политический скандал — в Канаде — из-за подозрительно близких связей между премьером страны Трюдо и исмаилитским лидером.

В январе комиссар по вопросам конфликта интересов и этики Канады Мэри Доусон начала расследование. Оно связано с тем, что Трюдо пользовался частным вертолетом Ага Хана, когда отдыхал с семьей на Багамах в новогодние праздники. Канадский премьер до сих пор пытается доказать, что вертолет Ага Хана был единственным транспортом, которым можно было воспользоваться на тот момент. Между тем законодательство Канады запрещает премьеру пользоваться частным транспортом.

Принц Карим Ага Хан IV - духовным лидером исмаилитов всего мира. 13 декабря 2017 года в Душанбе члены секты исмаилитов праздновали «Мавлуди Муборак», торжество, посвященное 81-му дню рождения высокопоставленного имама. В их центре было организовано выступление известных таджикских исполнителей - Шухрата Сайнакова и Фируза Паллаева.

Для исмаилитов день рождения имама – не просто официальное торжество, это праздник, который они отмечают дома. Этот день празднуют во всех исмаилитских общинах мира.

В Москве в концертном зале "Россия" состоялся концерт, который продлился более пяти часов. Зрителей-мусульман развлекали артисты известной таджикской группы "Шамс", индийского дуэта "Салим — Сулейман", а также исполнители Радж Пандит, Сукрити Какар и Випул Мехта.

Итак, Шах Карим ал-Хусейн Ага Хан IV является 49-м наследным имамом мусульман-исмаилитов. Его считают прямым потомком Пророка Мухаммеда по родственной линии его кузена и зятя Али, первого имама и его жены Фатимы, дочери Пророка. Его Высочество Ага Хан стал имамом 11 июля 1957 года в возрасте 21 лет, унаследовав престол своего деда - сэра Султана Мухаммада Шаха Ага Хана. Шах Карим ал-Хусейни - сын принца Али Хана и принцессы Таджудавла, родился 13 декабря 1936 года в Женеве. Раннее детство прошло в Найроби (Кения), он учился в школе Ле Рози Швейцарии, затем в Гарвардском университете. Живет около Парижа в замке Аглемонт. У него три сына и дочь.

Возглавив Имамат в 1957 году, Ага Хан на протяжении вот уже 60 лет заботится о благополучии всех мусульман-исмаилитов мира, которые составляют более 20 миллионов человек и проживают в 25 странах, в основном, в странах Африки и Азии, в том числе Пакистане, Афганистане, Таджикистане и Иране. Большие общины есть также в США, Канаде и Великобритании.

Наиболее крупная община исмаилитов находится в Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) Таджикистана.

Королева Великобритании Елизавета II присвоила Ага Хану титул Его Высочество, а шахиншах Ирана Мухаммад Реза Пехлави — титул Королевского высочества.

Американский журнал Forbes ежегодно включает Ага-Хана в список самых богатых королевских особ в мире, его состояние оценивается в 800 миллионов долларов. Глава исмаилитов ежегодно участвует в большом количестве благотворительных проектов по всему миру. Подразделения Организации Ага Хана по развитию занимаются финансированием проектов по строительству школ, больниц и других объектов в странах, где проживают общины исмаилитов.

Его Высочество Ага-Хан IV трижды посещал Таджикистан - в 1995, 1998 и 2011 годах. По некоторым данным, весной 2018 года планируется его очередной приезд.

Стоит напомнить, что 30 апреля 2002 года Владимир Путин встретился с имамом Ага Ханом IV, духовным и политическим главой исмаилитов. Ага Хан получил образование в Гарварде, он -- один из наиболее успешных инвесторов стран третьего мира и пользуется среди своих подданных такой же властью, как его предки в Средние века.

Исламские раскольники

Исмаилитское течение в исламе оформилось в первой половине IX века в Арабском халифате в качестве ответвления одной из двух крупнейших групп последователей Пророка -- шиитов. Шиитское направление ислама возникло еще в первые десятилетия после смерти пророка, когда возник вопрос о принципах передачи власти халифов. Мусульманская умма (община) тогда разделилась. Согласно одной точке зрения, власть должна была наследоваться потомками Пророка. Согласно другой, халифа должно было избирать войско. Поводом для окончательной ссоры стало убийство зятя и двоюродного брата Пророка, четвертого халифа Али и приход к власти рода Омейя.

Шииты (от "шиа" -- группа приверженцев) приняли политическую власть Омейядов, но отказались признать их в качестве духовных лидеров уммы. И выдвинули собственную династию духовных вождей -- имамов. Однако позднее конфликт вокруг принципов передачи власти возник и внутри шиитской общины. Сын седьмого имама Джафар ас-Садыка Исмаил умер, не успев унаследовать престол, и Джафар передал власть не сыну Исмаила и своему внуку Мухаммаду, а своему младшему брату Мусе Казиму. Большинство шиитов согласилось с этим решением. Однако незначительная группировка внутри общины продолжала считать легитимным наследником Мухаммада и почитала его отца Исмаила как святого, а себя называла исмаилитами. К политическим разногласиям добавились доктринальные. Центральной в учении исмаилитов стала идея беспрекословного подчинения имаму. Причем толкования Корана, исходившие от имама, признавались равными словам Пророка.

К концу IX века исмаилиты превратились в мощное религиозно-политическое движение, действовавшее почти по всему исламскому миру и сохранявшее завесу тайны над своей деятельностью. Секретность объяснялась главным образом тем, что исмаилитов преследовали и шииты, и халифы династии Омейядов. Сто лет спустя борьба исмаилитов увенчалась успехом. Воспользовавшись ослаблением Омейядов, они создали в Северной Африке собственное государство -- Фатимидский халифат, просуществовавший более 200 лет. Власть этой державы распространялась на огромную территорию от Сирии до Сицилии и Андалузии. Однако и исмаилитская община недолго оставалась единой.

Самый крупный раскол внутри нее произошел в конце XI века. Он вновь был связан с вопросом престолонаследия. После смерти халифа из династии Фатимидов и имама Ал-Мустансира его сыновья Низар и Мустали повздорили из-за престола. Победил младший Мустали, а Низар был вынужден покинуть халифат вместе со своими сторонниками. В результате возникли два крупнейших течения в исмаилизме, существующие по сей день -- низариты и мусталиты. Мусталиты сохранили власть над государством Фатимидов, а низариты вскоре создали свое небольшое государство на территории современного Ирана с центром в горной крепости Аламут.

Взлеты и падения
Хозяева Аламута не обладали значительной военной мощью. Но это не мешало им держать в страхе правителей соседних могущественных держав, в частности, султаната Сельджукидов. Исмаилиты, которым было не привыкать действовать в подполье, создали разветвленную террористическую сеть из фанатично преданных имаму воинов -- федаев. Ко всякому, кто представлял угрозу для исмаилитского государства, или просто отказывался платить выкуп по требованию имама, подсылались федаи, убивавшие сначала врага, а потом себя. Слухи о исмаилитских убийцах дошли и до средневековой Европы, где они были известны под именем асассинов. Это слово произошло от искаженного арабского "курильщик опиума" (считалось, что федаи шли на задание в состоянии наркотического опьянения) и в значении "убийца" вошло во многие европейские языки. Монгольское завоевание в XIII веке уничтожило государство с центром в Аламуте. Для низаритов наступила пора безвременья. Политическое единство общины было разрушено.

Большинство разрозненных групп низаритов потеряли связь с имамами, которые на протяжении пяти веков скрывались на юго-западе Ирана. Ситуация начала меняться только в XVIII столетии, когда исмаилитские имамы выдвинулись на первые роли в политике персидского государства. Тогда же персидские шахи пожаловали имамам титул "Ага Хан", что можно приблизительно перевести как "вождь" или "господин". Начался процесс восстановления связи между отдельными общинами исмаилитов. А следующий век стал временем их ренессанса. Центр имамата был перенесен в Бомбей, где издавна существовала мощная исмаилитская община. Этот шаг обеспечил дальнейший взлет политического влияния исмаилитов.

Благодаря сотрудничеству с английскими колониальными властями, имам Ага Хан III приобрел статус главного посредника между ними и индийскими мусульманами. Это позднее принесло ему рыцарское звание, тесные связи с элитой метрополии, политический вес как на Западе, так и на Востоке. При Ага Хане III община исмаилитов-низаритов окончательно обрела тот вид, в котором существует сегодня. По плану этого выдающегося организатора было унифицировано устройство исмаилитских общин, разбросанных по всему мусульманскому миру от Индии до Западной Африки и от гор Памира до Судана. Единая система управления превратила исмаилитское сообщество в своего рода транснациональное государство.

В относительно короткое время богатство исмаилитов значительно выросло, а вслед за ним повысилось и политическое влияние их имама. Пиком его карьеры как мирового политика стало избрание в 1937 году на пост президента Лиги наций (предшественницы ООН). Также Ага Хан принял активнейшее участие в создании сначала Мусульманской лиги, движения, объединявшего индийских мусульман, а затем и в создании государства Пакистан. Однако внутренние правила исмаилитской общины мало изменились со времен Средневековья. Абсолютная власть имамов осталась непоколебимой, также как их авторитет толкователей основ веры. Впрочем, исмаилитский лидер использовал этот авторитет совсем иначе, нежели его предки из Аламута. Он был склонен к реформированию жесткой религиозной доктрины, в частности, выступал за эмансипацию женщин. В известных пределах, разумеется.

Любимый внук
49-й имам исмаилитов-низаритов Ага Хан IV, который ныне управляет общиной, Шах Карим ал-Хусайни родился в пригороде Женевы 13 декабря 1936 года. Его отец, Али Хан, был младшим сыном имама Ага Хана III, а мать, Джоанна Барбара Йард Буллер, происходила из аристократического английского рода. Брак их не сложился. В конце 40-х годов Али Хан увлекся голливудской звездой Ритой Хейворт и родители развелись. Видимо, эта скандальная история и не позволила Али Хану стать преемником Ага Хана III. Как и положено, с юных лет при принце постоянно находился наставник, обучавший его основам веры.

Карим делал большие успехи и в 1943 году прошел испытание на собрании местной общины в Найроби, куда временно перебралась семья, и впервые руководил общим богослужением. В остальном будущий имам ничем не отличался от своих европейских ровесников, принадлежащих к аристократическому кругу, -- те же оловянные солдатики, а позднее -- футбол и теннис. Несмотря на основательное религиозное воспитание, никто и не думал прививать ему аскетизм или нетерпимость к образу жизни иноверцев. Кроме того, семья озаботилась тем, чтобы принц получил хорошее европейское образование. После окончания Второй мировой войны он вновь поселился в Швейцарии, где с успехом закончил одну из престижных школ, а затем изучал в Гарварде историю ислама и получил степень бакалавра. Когда в 1957 году умирающий Ага Хан III объявил Карима своим наследником, это удивило многих в исмаилитской общине, ведь тому было всего двадцать лет. Позже родственники объясняли такое решение имама тем, что он давно знал Карима и выделял его среди прочих представителей рода. Считается также, что у деда и внука сложились близкие человеческие отношения, назвать которые дружбой мешает только разница в возрасте. Сам Ага Хан III, объявляя свою последнюю волю, объяснял свой поступок необходимостью привлекать молодежь к политическим делам исмаилитского сообщества, высказавшись в том примерно духе, что новая эпоха требует новых людей.

Соперник Всемирного банка
Ага Хан IV действительно оказался человеком, который был в тот момент нужен исмаилитской общине. За время своего правления он сумел поднять ее влияние на такую высоту, которая была недостижима даже для его блистательного деда. Государство, которым он руководит, не обозначено ни на одной карте, а численность исмаилитов (15--20 млн. человек), хотя и сопоставима с населением небольшой европейской страны, по меркам исламского мира невелика. Однако Ага Хана принимают на самом высоком уровне, как признанного мирового политика, он принадлежит к числу богатейших людей планеты, и его имя почти не сходит со страниц западной прессы. Причина такого успеха коренится в таланте Ага Хана-бизнесмена.

Он раньше кого бы то ни было понял, что вложения в бедные страны могут оказаться исключительно выгодными. Причем в данном случае коммерческая выгода идет рука об руку с нравственной позицией: будучи плотью от плоти исламского мира, Ага Хан искренне стремиться сделать его процветающим. Вместе с имаматом в наследство Ага Хану IV досталась разветвленная и стройная система программ по модернизации и экономическому развитию исмаилитских общин. Ему удалось вывести ее на качественно новый уровень.

В 1967 году он основал Фонд Ага Хана (Aga Khan Foundation), впоследствии ставший ядром Организации Ага Хана по развитию (AKDN, Aga Khan Development Network). Главное отличие политики Ага Хана IV от принципов его деда заключается в том, что его инвестиционные программы распространяются не только на исмаилитские общины, но и на все население стран, где действуют структуры AKDN, вне зависимости от вероисповедания. На протяжении последних десятилетий AKDN является наиболее успешной среди всех мировых финансовых организаций, занимающихся проектами по развитию стран третьего мира. В отличие от таких финансовых монстров, как Всемирный Банк или Международный банк реконструкции и развития, AKDN никогда не вкладывала деньги в амбициозные макроэкономические проекты.

Как показывает опыт, такие вложения уходят в песок и абсолютно бессмысленны, поскольку средства, распределяемые местными правительствами, либо разворовываются, либо расходуются крайне бестолково. Кроме того, AKDN лишь в крайних случаях практикует традиционные для западных благотворительных организаций поставки гуманитарной помощи, которые в лучшем случае играют роль паллиатива и неспособны даже в малой степени повлиять на ситуацию с бедностью и снизить связанную с ней социальную напряженность. И при этом, зачастую, вызывают у местного населения не благодарность, а ненависть к благотворителю.

Созданная Ага Ханом структура придерживается принципиально иной стратегии. AKDN, как правило, обходится без помощи органов государственной власти и предпочитает работать на уровне отдельных городов, деревень или хозяйств. При этом деньги идут не на создание потемкинских деревень в виде высокотехнологичных производств в странах, где даже электричество есть далеко не везде, а на развитие традиционных отраслей хозяйства, будь то пчеловодство или изготовление джутовых мешков.

Единственной целью инвестиционных программ является создание условий, в которых отдельные хозяйства могли бы обрести самостоятельность и при этом занять собственную нишу на рынке. Эта цель достигается предоставлением дешевых кредитов, что особенно важно в странах, где банковская система или находится в зачаточном состоянии или полностью отсутствует, поставками инвентаря, строительством локальных электростанций и других элементов инфраструктуры. Можно сказать, что Ага Хан IV является обладателем своеобразного финансового "ноу хау" в области помощи странам Третьего мира.

В отличие от западных кредитов, его схема действительно работает и достигает реальной цели. Многие на Западе уже это поняли. Не случайно на протяжении последнего десятилетия все больше европейских стран, стремящихся оказать помощь своим бывшим колониям, предпочитают делать это не напрямую, а через структуры AKDN. Если судить по состоявшейся в конце апреля (2002 год) встрече президента Путина с Ага Ханом в Москве, российское руководство также проявляет интерес к сотрудничеству с исмаилитским имамом. Ведь современный исмаилизм в идейном плане жестко противостоит ваххабитам, а инвестиционные программы AKDN способствуют ликвидации социальной базы исламского радикализма. Понятно, почему Путин призвал Ага Хана расширить деятельность в Средней Азии и в мусульманских регионах России.

Вчера, 13 декабря, исмаилитская община в Таджикистане отпраздновала 80-летие своего духовного лидера – принца Шох Карима ал Хусайни, Ага-Хана IV.

Ага-Хан IV — духовный лидер исмаилитов Таджикистана; фото:Фейсбук

В Исмаилитском центре в Душанбе на этой неделе проходят праздничные представления, организованные общинами районов Душанбе и пригородов. Мероприятия будут длиться до 25 декабря.

День рождения Имама отмечают и в ГБАО (Горно-Бадахшанская автономная область), где живут исмаилиты, – там празднования начались 7 и продлятся до 20 декабря. Проходят выставки народных ремесленников, художников, спортивные состязания, научно-культурные конференции, игры для детей и подростков.

В рамках религиозных мероприятий проводятся встречи с богословами и вечера «Маддосарои» (оды о Всевышнем).

Члены общины, проживающие в Москве, тоже празднуют. 11 декабря в концертном зале «Россия» прошел концерт с участием таджикских исполнителей.

Празднуют и в других городах России – в исмаилитских общинах Санкт-Петербурга, Тольятти, Иванова, Самары, Екатеринбурга и Твери.

Почему памирцы почитают Ага-Хана IV

Ага-Хан IV считается прямым потомком пророка Мухаммеда и 49-м Имамом (духовным лидером) одной из ветвей шиитского мазхаба (религиозное течение) – исмаилизма. Он возглавил общину в 1957 году в 21-летнем возрасте. Титул перешел ему от деда Султон Мухаммад Шаха Ага-Хана III.

Исмаилитская община сегодня насчитывает более 20 млн человек по всему миру. Более 200 тысяч из них живут в Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана – их там чаще называют памирцами.


Праздник в каждом доме

Для исмаилитской общины день рождения Имама – не просто официальное торжество, это праздник, который отмечается в каждом доме.

С самого утра женщины на улицах начинают отбивать ритмы на дойрах (разновидность барабана).

Дойра на Памире считается символом радости, барабанный бой оповещает о всеобщем торжестве. В этот день принято поздравлять и благословлять друг друга, накрывать богатый стол, делать добрые дела.

Транспорт на Памире в день рождения Имама – бесплатный. Частники, которые занимаются извозом, в этот день ставят на своих машинах таблички «Бесплатно».


В день рождения Имама на Памире общественный транспорт — бесплатный, о чем гласит табличка; фото: Фейсбук

Спаситель памирцев

Жители Памира очень трепетно относятся к своему духовному лидеру.

В течение года исмаилиты отмечают три праздника, связанные с их духовным лидером. Это праздник «Дидор» («Встреча») – 24 и 25 мая.

В эти дни в 1995 году состоялась первая встреча Ага-Хана с таджикскими мюридами в Душанбе и ГБАО; 11 июля – день восхождения нынешнего духовного лидера на трон Имама и день его рождения – 13 декабря.

Исмаилизм на Памир пришел в XI веке, но до 90-х годов прошлого века памирцы не видели ни одного из духовных лидеров своего мазхаба. Многие столетия имамы-исмаилиты скрывались в Иране и Индии.

В советский период власти препятствовали связи памирцев с духовными лидерами под страхом ареста и расстрела.

Ага-Хан IV – первый Имам, которого памирские исмаилиты увидели воочию. Он появился в их жизни в 90-х, когда в Таджикистане шла Гражданская война и Горно-Бадахшанская автономная область оказалась в блокаде.
Именно тогда Ага-Хан IV направил в регион гуманитарную помощь. Впервые он посетил Таджикистан в 1995 году.

Ага-Хан и его институты развития

Ага-Хан помогал и другим регионам Таджикистана. В стране были открыты институты Ага-Хана, в частности Фонд Ага-Хана по развитию, деятельность которого направлена на развитие социальной и экономической сферы – медицины, образования, сельского хозяйства.

За минувшие 20 лет Фонд Ага-Хана оказал финансовую поддержку Таджикистану на сотни миллионов долларов.

Институтом Ага-Хана по экономическому развитию в ГБАО была полностью реконструирована и запущена ГЭС «Памир-1», которая позволяет обеспечивать электричеством большую часть области. Построена сеть гостиниц «Серена».

Сейчас Фонд Ага-Хана в Хороге строит один из кампусов Университета Центральной Азии, завершение которого запланировано на лето 2017-го. Аналогичный кампус, построенный в Нарыне (Кыргызстан), начал свою работу в этом году, а в Текели (Казахстан) также идет строительство, которое планируется завершить в 2019 году.